С приближением войны Гитлер всё меньше появлялся на публике и на радио, голосом режима постепенно стал Геббельс. С психологической точки зрения Геббельс является одной из самых интересных фигур в нацистском движении: несмотря на физическое уродство его интимные похождения славились.
Наши враги. Йозеф Геббельс
Несмотря на крохотный рост, Геббельс обладал звучным незабываемым баритоном (по мнению очевидца, «как будто водопад изливался из пипетки»). Пауль Йозеф Геббельс родился 29 октября 1897 года в городе Рейдт, Германия. ГЕББЕЛЬС, Гёббельс (Goebbels) Пауль Йозеф (29.10.1897, Рейдт, ныне в черте Мёнхенгладбаха – 1.5.1945, Берлин), герм. гос. деятель, один из главных нацистских воен. Министр пропаганды Третьего рейха, 30 апреля 1945 года после самоубийства Гитлера по его политическому завещанию Геббельс сменил его на посту рейхсканцлера Германии. Последние новости о персоне Йозеф Геббельс новости личной жизни, карьеры, биография и многое другое. Как Геббельс организовавл пропаганду в Третьем Рейхе и почему она была эффективной.
Бесплатный фрагмент - Пропаганда Геббельса
В 1930 году Геббельс выпускает книгу «Наци-Соци: Вопросы и ответы для национал-социалиста», состоящую из 24 разделов и начинающуюся с «десяти заповедей национал-социалиста». Несмотря на невыразительную внешность, Геббельс, обладавший сильным и резким голосом, в своих выступлениях на митингах и демонстрациях постоянно изливал оскорбления в адрес руководства Берлина, евреев и коммунистов, чем привлек к себе большое внимание. На этом фоне активизировались братья братья Штрассеры, на страницах созданного ими в Берлине нового ежедневника Nationaler Sozialist [43] , они продолжили транслировать идеи национализма, антикапитализма, стремление к социальным реформам и неприятие западной культуры [44]. Ощутив конкуренцию, Геббельс пожаловался Гитлеру на Шлессеров, дескать, издания братьев преуспели настолько, что способны помешать прессе самого Геббельса [43]. Гитлер, пораженный и восхищенный деятельностью Геббельса в Берлине, соглашается с доводами гауляйтера - в конце апреля 1930 года он открыто выступил против Грегора Штрассера, несмотря на опасения относительно возможного раскола партии.
Гитлер назначает Геббельса главой общенациональной партийной пропаганды [45] , примечательно, что эту должность с 1926 года занимал именно Г. Практически сразу Геббельс распорядился о запрете распространения вечернего выпуска Nationaler Sozialist [46]. Новым канцлером был назначен Генрих Брюнинг [47]. На 14 сентября 1930 года были назначены выборы в Рейхстаг.
В рамках крупномасштабной предвыборной кампании национал-социалистов, которую возглавил Геббельс, проведены тысячи встреч и выступлений по всей Германии [48]. В своих выступлениях Гитлер обвинил в экономическом кризисе Веймарскую республику , осуждал соблюдение властями условий Версальского мира в части выплаты военных репараций. Гитлер призывал к созданию в Германии нового общества, построенного на расовом и национальном единстве [48]. По итогам выборов НСДАП сумели собрать 6,5 млн голосов, что позволило им занять 107 мест в Рейхстаге, национал-социалисты оказались второй по величине партией в парламенте [48].
Такому успеху удивились даже сами Гитлер и Геббельс. На 1932 год пришлись две избирательные кампании, как и двумя годами ранее Геббельсу было поручено организовать предвыборные кампании НСДАП, которые ознаменовались многочисленными собраниями, парадами и речами. Сам Геббельс также несколько раз объехал всю страну с речами [49]. В своих агитационных материалах он часто использовал мотивы насилия [50].
Несмотря на рост числа сторонников партии, им не удалось в 1932 году добиться желанного парламентского большинства. Президент Германии Гинденбург, пытаясь выйти из кризиса, в который впала стран, 30 января 1933 года назначает Адольфа Гитлера рейхсканцлером [51]. В должности министра 13 марта 1933 года Гитлер назначил Геббельса министром народного просвещения и пропаганды, он стал самым молодым членом кабмина. Это объединённое ведомство было образовано по инициативе нового канцлера несколькими днями ранее во избежание «политической летаргии» [52].
Это министерство для народа, и народ будет всегда иметь вход в него. В этом доме никогда не будет понятия бюрократии. Мы не управляем, мы работаем, причём мы работаем под постоянным контролем народа, и вся наша работа будет проводиться исключительно для народа в целом. Отсюда должны исходить большие импульсы.
Есть два вида осуществления революции. Можно поливать противника огнём из пулемётов до тех пор, пока он не признает превосходства, которым обладают пулемётчики. Это более простой путь. Но можно также переделать нацию за счёт революции духа и тем самым не уничтожить, а даже привлечь противника на свою сторону.
Мы, национал-социалисты, пошли по второму пути и продолжим его. Привлечь весь народ на сторону государства — вот наша самая главная задача в этом министерстве». Геббельс [3] Геббельс было поручено установить тотальный контроль над всеми сферами германской культурной и интеллектуальной жизни [53]. В субботу, 1 апреля 1933 года Геббельс организовал бойкот еврейских фирм и магазинов [54].
В последующие дни был подготовлен ряд законов с целью очернить немецких евреев, исключить их из общества. Началось все с запрета [Арийцы неарийцам]] быть юристами и государственными служащими; все, кто попал под действие этого закона, должны покинуть занимаемые ими посты. Далее евреям запретили работать и в других сферах [55]. Уже на следующий день он распорядился провести силовой разгон всех профсоюзных организаций [57] , на смену которым был утвержден Германский трудовой фронт [58].
Предложение о проведении акции поступило от студентов, обратившихся в министерство. Сам Геббельс поддержал идею и ответил согласием, но сделал это с промедлением, поскольку его одолевали смешанные чувства профессоры, у которых он учился и к которым относился с восхищением, были евреями. Геббельс выступил на этом «символическом акте», но «не был в большом восторге от происходящего», вспоминал впоследствии Голо сын Томаса Манна , оказавшийся свидетелем сожжения книг. Похоронный ветер дул над городом».
Полностью подмял под себя издательства, книготорговлю и библиотеки, которые им были тотально зачищены. Schriftleitergesetz позволял НСДАП по своему усмотрению контролировать прессой и иметь возможность формировать общественное мнение [62]. Отныне сотрудники медиа были обязаны работать «в соответствии с национал-социализмом как жизненной философией и концепцией государственного управления» [63]. В конце июня 1934 года была проведена т.
После кончины 2 августа 1934 года президента Гинденбурга, выступая по радио, Геббельс сообщил нации о том, что посты президента и канцлера будут совмещены — Гитлер стал фюрером и рейхсканцлером [64].
За свою 109-минутную речь Геббельс смог создать невообразимый накал эмоций и страстей, уйдя с трибуны похудевшим на семь футов. Трагический оттенок имел короткий карьерный рост Геббельса — один день он занимал, согласно завещанию фюрера, пост рейхсканцлера Германии, заменив на нем совершившего вместе с Евой Браун самоубийство Гитлера. Через сутки Геббельс последовал примеру вождя, приняв яд с женой и шестью детьми.
Имена всех пяти дочерей и сына Магды Геббельс, убежденной сторонницы фюрера, начинались в его честь с буквы «Н» от нем.
По данным информационного портала, бывшая сотрудница агентства недвижимости, управляющего в Берлине городским имуществом, Сабина Мелс опубликовала договор купли-продажи. По информации британской The Guardian, с 2000 года мэрия столицы ФРГ пыталась продать усадьбу, но безуспешно. И вот, покупатель нашёлся. Как утверждает «Украина. Она зарегистрирована в Белизе. Сообщается, что украинский лидер указывал оффшорную кампанию в своей декларации о доходах.
Члены любой из палат не имели права покидать страну по рабочим вопросам без разрешения руководства. Ни одна из книг не могла быть переиздана без разрешения недавно созданного комитета по литературной цензуре. Схожие правила применялись в отношении других видов искусства и развлечений. Цензуре подвергались даже выступления в кабаре [144]. Не желая подвергаться столь жёстким ограничениям многие деятели искусства и интеллектуалы покинули страну, некоторые приспособились или ушли во внутреннюю эмиграцию [145]. Февраль 1935 года Геббельс часто повторял, что произнесённое слово имеет большее воздействие, чем напечатанное. Радио для него было важнейшим орудием пропаганды. Радиовещание было централизовано и национализировано ещё в период Веймарской республики. После прихода к власти национал-социалистов девять региональных радиовещательных компаний передали свою долю министерству пропаганды, а земли — своё участие Имперской радиовещательной компании. В 1934 году практически все региональные радиовещательные компании были ликвидированы. К 1938 году было продано около 10 миллионов аппаратов. В общественных местах, на заводах и в школах размещались репродукторы, позволявшие транслировать важные сообщения практически для всего населения страны [147]. Особое внимание Геббельс уделял кинематографу. Уже в своём первом выступлении перед кинематографистами в отеле « Кайзерхоф » 28 марта 1933 года он признался в том, что является «страстным поклонником немецкого киноискусства» [148]. Впоследствии он часто подчёркивал, что кинематографисты совершенно свободны в своей практической творческой деятельности, однако это не распространялось на содержательную сторону этой деятельности. Влияние различных контрольных инстанций — отдела кино министерства, имперской кинопалаты, кинокредитного банка, «рейхсфильмдраматурга», «рейхсфильминтенданта», цензуры — на процесс кинопроизводства , начиная с выбора темы до выпуска готового фильма на экран, было практически безграничным. Все престижные кинопроекты Геббельс контролировал лично — от заявки до монтажа [149]. Съёмочная группа Лени Рифеншталь расположилась напротив трибуны Поставив под свой контроль киноиндустрию, летом 1937 года Геббельс занялся теми направлениями в живописи и скульптуре, которые «Национал-социалистическая культурная община» Альфреда Розенберга уже давно критиковала как «образчики культурбольшевизма » и которые он сам ещё несколько лет назад официально поддерживал: экспрессионизмом и абстракционизмом. Однако здесь ему пришлось подчиниться Гитлеру. Из музеев были конфискованы около 17 000 произведений искусства, объявленных « дегенеративными » [151]. Выставка дегенеративного искусства проходила в Мюнхене с июля по ноябрь 1937 года, а затем была показана в 12 городах рейха. Она приобрела необычайную популярность, до 1941 года её посетили более двух миллионов человек [152]. Около 6000 картин, акварелей, рисунков были проданы за границу, а около 5000 сожжены [153]. Термин «дегенеративное искусство» стал применяться также в литературе, театре и музыке. Между тем Геббельс был неудовлетворён качеством национал-социалистического искусства [154]. В январе 1933 года в своей речи по случаю дня рождения Хорста Весселя он заявил: «Мы, национал-социалисты, не придаём повышенного значения тому, что наши штурмовые отряды маршируют по сцене или на экране. Сфера их деятельности — улица. Однако если кто-либо подходит к решению национал-социалистических проблем в художественной сфере, он должен уяснить для себя, что и в этом случае искусство определяется не желанием, а мастерством. Национал-социалистическое мировоззрение не может восполнить художественные недостатки. Если какая-нибудь фирма подходит к изображению событий, связанных с деятельностью штурмовых отрядов или к национал-социалистической идее, то этот фильм должен обладать высокими художественными достоинствами». Вторая мировая война 3 февраля 1933 года в своём первом выступлении перед верхушкой рейхсвера Гитлер заявил о необходимости перевооружения в нарушение Версальского договора и реализации программы завоевания жизненного пространства на Востоке [155]. Геббельс был одним из наиболее восторженных сторонников агрессивной экспансионистской политики фюрера. В ходе ремилитаризации Рейнской области он сформулировал своё отношение к вопросу в дневнике: «Пришло время действовать. Фортуна любит смелых! Кто не осмеливается, тот не побеждает» [156]. Накануне Судетского кризиса 1938 года Геббельс снова и снова использовал пропаганду для того, чтобы дискредитировать чехословацкое правительство и подстегнуть поддержку судетских немцев [157]. Вместе с тем, ему было хорошо известно, что Германия впадала в предвоенную панику — в этой связи с июля градус пропаганды был снижен [158]. Когда западные государства согласились на условия Гитлера в отношении Чехословакии, Геббельс перенаправил мощь своего пропагандистского аппарата на Польшу. Стартовавшая в мае антипольская кампания основывалась на ложных сообщениях о зверствах в отношении этнических немцев в Данциге и других городах. Впрочем, ему не удавалось убедить германское большинство в необходимости войны [159]. Наедине с собой он сомневался, что нападение на Польшу и неизбежная затяжная война с Британией и Францией является верным стратегическим решением [160]. После вторжения в Польшу в 1939 году Геббельс использовал министерство пропаганды и палату культуры для контроля за распространением информации внутри страны. К его несчастью, один из его конкурентов, министр иностранных дел Иоахим фон Риббентроп регулярно оспаривал полномочия Геббельса на ведение пропаганды за рубежом. Гитлер отказался чётко определить подведомственность, и министры до конца оставались соперниками [161]. Геббельс не принимал участия в принятии решений военного характера и не посвящался в детали дипломатических переговоров [162]. Хроникальная съёмка с телеобъективом, январь 1941 года 2 сентября 1939 года — на следующий день после начала Второй мировой войны — Геббельс наложил запрет на прослушивание зарубежных радиостанций. Распространение услышанных таким образом новостей могло караться смертной казнью [163]. Радиовещание регулировалось до такой степени, что согласования требовал даже перечень транслируемой музыки [164]. Во время войны Гитлер всё реже появлялся на публике и на радио, а Геббельс постепенно становился голосом режима [164]. С мая 1940 года министр регулярно писал редакторские колонки в газете Das Reich. Идея этой новой газеты возникла ещё осенью 1939 года в ответ на упрёки в однообразии немецкой прессы и в поисках возможностей усилить пропаганду за рубежом [165]. Практически все средства массовой информации, как в Германии, так и на оккупированных территориях, находились под контролем министерства пропаганды [166] [прим. Геббельс считал радио самым эффективным средством пропаганды, «духовным орудием тотального государства» [167] , а вторым по эффективности для него был кинематограф [168]. В военный период он увеличил производство чисто пропагандистских фильмов, в том числе антисемитской направленности, таких как « Еврей Зюсс », « Вечный жид », « Ротшильды [de] ». Многие из них были посвящены как подвигам прусской армии, так и текущим военным успехам вермахта [169]. Тем не менее в процентном отношении доля чисто пропагандистских фильмов хоть и увеличилась, но была невелика. Главную задачу киноиндустрии Геббельс видел в создании развлекательных фильмов, поднимающих настроение [170]. Геббельс был убеждён, что чем больше работники тыла вовлечены в дело победы, тем сильнее их мотивация, поэтому он организовал кампанию по сбору зимней одежды и лыжного оборудования для солдат восточного фронта [172]. В качестве гауляйтера Берлина он сталкивался с возраставшей недостачей жизненно необходимых благ, а также пива и табака, столь важных для поддержания боевого духа. Гитлер предлагал повысить концентрацию воды в пиве и снизить качество сигарет, чтобы увеличить объёмы их производства. Геббельс отказался от этой идеи, считая, что качество табачных изделий столь низко, что его дальнейшее ухудшение не представляется возможным [173]. Он стремился поддерживать в обществе умеренный энтузиазм относительно военной ситуации, отказываясь от излишне оптимистичных и пессимистичных интонаций [174]. Вермахт терпел одну военную неудачу за другой. В мае 1942 года Кёльн подвергся массированным бомбардировкам, в ноябре того же года союзники выиграли Второе сражение при Эль-Аламейне , а в феврале следующего вермахт потерпел сокрушительное поражение в Сталинградской битве. Пропаганда едва ли могла представить эти события в лучшем свете, население же всё сильнее уставало от войны и теряло уверенность в победе [175]. Всю вторую половину войны Геббельс был занят тем, что пытался расширить сферу своего влияния. В конце марта 1942 года министерство внутренних дел передало ему контроль и опеку над подверженными воздушным налётам территориями, а в ноябре 1943 года в соответствии с указом фюрера он создал центральную «инспекцию повреждений, причинённых воздушными налётами» [116]. Он считал её «чрезвычайно важной», хотя ещё важнее для него было бы назначение на пост министра внутренних дел, на которое он одно время очень надеялся [176]. В конце 1942 года на Геббельса готовилось покушение. Доктор Ганс-Генрих Куммеров , инженер « Loewe Radio », собирался заложить под мост, ведущий на остров Шваненвердер , бомбу с дистанционным управлением и под видом рыбака с лодки привести её в действие. Но покушение удалось предотвратить. Куммеров был арестован, приговорён к смерти и казнён [170]. Дома Геббельса превратились в крепости, посетители министерства тщательно досматривались, а министр получил дополнительную охрану. На Рождество 1942 года Гитлер подарил ему бронированный Mercedes [177]. О попытке покушения в прессе не сообщалось, так как слово «покушение» до 20 июля 1944 года было абсолютным табу. Геббельс считал, что такие понятия, если их использовать в печати, могли бы слишком легко навести людей на нежелательные мысли [177]. После поражения под Сталинградом Геббельс пытался в очередной раз убедить Гитлера изменить политический курс в отношении славянских народов, надеясь тем самым улучшить боевые условия для немецких солдат в Советском Союзе [178]. В своём дневнике он писал: «…лозунг о том, что на Востоке мы боремся только с большевизмом, а не с русским народом, существенно облегчит там нашу борьбу» [179]. До середины февраля 1943 года Геббельс работал над соответствующей прокламацией на основе предложений генералитета. Однако Гитлер отверг инициативу министра пропаганды. Виновником этого был, как считал сам Геббельс, его личный враг Альфред Розенберг , который «не вовремя» обратился к Гитлеру с аналогичными предложениями [180]. Речь о тотальной войне во Дворце спорта в Берлине, 18 февраля 1943 года Геббельс пытался также убедить Гитлера в необходимости тотальной войны. Концепция предполагала закрытие не имеющих военного значения предприятий, привлечение женщин к труду и призыв на военную службу тех категорий мужчин, которые ранее были от неё освобождены [181]. Часть указанных мер была воплощена в указе от 13 января, однако к неудовольствию Геббельса Геринг потребовал сохранения своих любимых берлинских ресторанов, а Ламмерс убедил Гитлера освободить от трудовых обязанностей женщин с детьми. Освобождение распространялось даже на тех матерей, которым был доступен сторонний уход за детьми [182]. В ней он призвал к борьбе до победного конца и получил восторженный отклик аудитории, что уверило его в поддержке немцами идеи тотальной войны [183]. В стремлении создать «шедевр своего ораторского искусства» 14 февраля 1943 года Геббельс начал диктовать речь о тотальной войне , которую он в тот же вечер отредактировал, а в последующие дни несколько раз переработал [184]. Выступление состоялось 18 февраля во Дворце спорта в Берлине. Геббельс страстно призывал публику к максимально возможному участию в войне, которую он представил как единственный способ устоять перед натиском большевиков и спасти немецкий народ от истребления [185]. Выступление транслировалось по радио и было снято на киноплёнку [186]. До некоторых пор усилия Геббельса не приносили плодов, поскольку Гитлер опасался идти против своего кабинета, хотя и поддерживал план министра пропаганды [187]. В апреле 1943 года под Смоленском было обнаружено массовое захоронение польских офицеров, убитых в 1940 году сотрудниками НКВД в ходе Катынского расстрела. Уполномоченный по тотальной военной мобилизации Геббельс награждает 16-летнего члена гитлерюгенда Вилли Хюбнера Железным крестом за оборону Лаубана , 9 марта 1945 года После поражений вермахта в 1943 году — в рамках Сицилийской операции в июле и в Битве на Курской дуге в июле—августе — Геббельс признал, что эту войну уже не выиграть [189]. В сентябре 1943 года после высадки союзных войск в Италии и последовавшего за ней низвержения Муссолини, он обсудил с Гитлером возможность сепаратного мира с Советским Союзом или Великобританией. Однако фюрер отверг оба предложения [190]. Военное и экономическое положение Германии продолжало ухудшаться, и 25 августа 1943 года министром внутренних дел вместо Вильгельма Фрика был назначен рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер [191]. Массированные бомбардировки Берлина и других немецких городов уносили жизни тысяч людей [192]. Люфтваффе Геринга предприняли попытку возмездия, атаковав Лондон в начале 1944 года, однако Германия уже не располагала силами, достаточными для сколь бы то ни было ощутимого удара [193]. В то время как пропаганда Геббельса предвещала мощный ответ союзникам, запуск крылатых ракет « Фау-1 » по британским целям, начавшийся в середине июня 1944 года, не принёс ожидаемого эффекта. Только 20 процентов снарядов достигали цели [194]. Чтобы мотивировать солдат, Геббельс пытался убедить их в том, что дальнейшие усовершенствования ракет могут существенно повлиять на исход войны [195]. Тем временем союзники произвели высадку в Нормандии — 6 июня 1944 года антигитлеровская коалиция создала плацдарм во Франции [196]. Геббельс в центре и министр вооружения и боеприпасов Альберт Шпеер справа от Геббельса наблюдают за испытаниями на полигоне Пенемюнде , август 1943 года 20 июля 1944 года решительные действия Геббельса во многом способствовали поражению заговора генералов. В результате 25 июля Гитлер назначил его уполномоченным по тотальной военной мобилизации. В этом качестве Геббельс мог всем отдавать приказы и тем самым стал вторым человеком в рейхе [197]. Ему было предписано максимально увеличить кадровый состав вермахта и количество занятых в производстве вооружений и боеприпасов за счёт отраслей промышленности, не имевших критического значения для фронта [198]. Геббельсу удалось высвободить для военной службы около полумиллиона человек [199]. Поскольку многие из новобранцев до того работали в военно-промышленном комплексе, действия Геббельса вызвали его конфликт с министром вооружений Шпеером [200]. Новые работники этой отрасли были лишены необходимой квалификации и с трудом вписывались в ситуацию. То же происходило и с рекрутами, которые ожидали обучения, находясь в казармах [201]. По распоряжению Гитлера 18 октября 1944 года были созданы отряды народного ополчения фольксштурм дословно — народная буря , в которые призывались мужчины, ранее признанные непригодными для военной службы [202]. Геббельс пишет в дневнике, что только в его гау к присяге приведены около 100 тысяч новобранцев. Призванные на службу граждане, преимущественно в возрасте от 45 до 60 лет, были недостаточно обучены, многие не были должным образом вооружены. В представлении Геббельса ополченцы должны были успешно противостоять советским танкам и артиллерии, на практике же это было невозможно. Призывная кампания была крайне непопулярна в обществе [203] [204]. Поражение и смерть В последние месяцы войны речи и статьи Геббельса приобретали всё более апокалиптический характер [205]. К началу 1945 года советские войска вышли на Одер , а западные союзники готовились форсировать Рейн. Министр пропаганды уже не мог отрицать неизбежность грядущего поражения [206]. Берлин практически не располагал не только укреплениями и артиллерией, но и отрядами фольксштурма, так как большая их часть находилась на передовой [207]. В записи дневника от 21 января Геббельс отмечает, что миллионы немцев бегут на запад [208]. Он попытался обсудить с Гитлером вопросы подготовки мирного договора с западными союзниками, но снова получил отказ.
Правила комментирования
- 01.05.45 — самоубийство Геббельса
- ГЕ́ББЕЛЬС ГЁББЕЛЬС ПАУЛЬ ЙОЗЕФ
- Геббельс: человек, создавший Гитлера?: igorol — LiveJournal
- Goebbels Joseph | доктор Геббельс Йозеф - пропагандист:
- Юность Геббельса. Как он стал моральным уродом? : analitic — LiveJournal
- "Товарищ полковник, я Геббельса нашел!"
Йозеф Геббельс
ГЕББЕЛЬС, Гёббельс (Goebbels) Пауль Йозеф (29.10.1897, Рейдт, ныне в черте Мёнхенгладбаха – 1.5.1945, Берлин), герм. гос. деятель, один из главных нацистских воен. Рост Владимира Ленина 164 см. Рост Йозефа Геббельса 165 см. Геббельс оставался на этом посту и был верен Гитлеру до конца Второй мировой войны (1939-45). Геббельс — все самые свежие новости по теме. Стоявшие в приемной Геббельс, Бургдорф, Кребс, Аксман, На-уман, Гюнше и Раттенхубер подняли для приветствия руки. Гауляйтер в Берлине с 1926 года и начальник управления пропаганды НСНРП с 1930 года, он внёс существенный вклад в рост популярности национал-социалистов на заключительном.
Магда Геббельс одинаково легко влюбляла в себя и предавала
По мнению Зебро, изобретательности Шольца в попытке переписать историю мог бы позавидовать его предшественник, нацистский пропагандист Йозеф Геббельс. Она даже жалела Геббельса из-за его хромоты, «которую он восполнял известной долей заносчивости». Новости СВО: Украина атаковала пять регионов России, ВСУ попали в полукотёл. В 1942 году Сталин подытожил речь Геббельса.
Кто и почему убил детей Геббельса в бункере Гитлера
Можно поливать противника огнём из пулемётов до тех пор, пока он не признает превосходства, которым обладают пулемётчики. Это более простой путь. Но можно также переделать нацию за счёт революции духа и тем самым не уничтожить, а даже привлечь противника на свою сторону. Мы, национал-социалисты, пошли по второму пути и продолжим его. Привлечь весь народ на сторону государства — вот наша самая главная задача в этом министерстве. Berlin, 1940, S. Сожжение нацистами книг на Оперной площади в Берлине 10 мая 1933 года Новое министерство, расположившееся напротив рейхсканцелярии , в двухсотлетнем Орденском дворце , должно было сосредоточить контроль над всеми сферами германской культурной и интеллектуальной жизни [123]. Первым крупным мероприятием Геббельса на посту министра стал « День Потсдама », торжественная церемония по случаю созыва нового рейхстага, состоявшаяся 21 марта 1933 года [124].
Вскоре были созданы законы, направленные на очернение и последующее исключение евреев из германского общества. Например, Закон о восстановлении профессионального чиновничества, принятый 7 апреля 1933 года, обязывал всех юристов и государственных служащих неарийского происхождения покинуть свои должности [126]. За ним последовали законы, лишавшие евреев возможности осуществлять и другие виды профессиональной деятельности [126]. Горожане выстроились вдоль центральной улицы, которая получила имя нового министра. День спустя он был объявлен почётным жителем [127]. По инициативе министра пропаганды 1 мая был официально объявлен «Днём национального труда», первым государственным праздником рабочих. Он организовал огромное торжественное собрание на Темпельхофском поле в Берлине.
На следующий день все профсоюзные организации страны были разогнаны силами СА и СС [128]. Вскоре их заменил Германский трудовой фронт [129]. Когда студенты обратились в министерство c инициативой провести «символический» акт сожжения вредных сочинений еврейских, марксистских и прочих «ненемецких» авторов, Геббельс поддержал его в принципе, но отнёсся к нему со смешанными чувствами, так как в студенческие годы учился у еврейских профессоров и восхищался ими. Видимо, по этой причине он долго тянул с ответом по поводу своего выступления. Сын Томаса Манна Голо , ставший свидетелем сожжения книг, вспоминал, что Геббельс произвёл на него тогда впечатление человека, который «не был в большом восторге от происходящего» [132]. Подобные театрализованные представления отвечали его натуре, однако в области культуры министр предпочитал бесшумные средства. Он составил списки «вредных и нежелательных сочинений» 5500 названий , а также списки неподходящих для молодёжи и библиотек печатных изданий 4000 названий , а с другой стороны — белые списки полезной для народа литературы 39000 названий.
Он подверг чистке все библиотеки и превратил их из «ядовитых кухонь» в «кузницы духа». Он наладил контроль над издательствами, книготорговлей и библиотеками — вплоть до проката детективных романов в сигарных лавках [133]. Schriftleitergesetz , давший НСДАП возможность манипулировать прессой и благодаря этому формировать общественное мнение [134]. Он обязывал журналистов работать «в соответствии с национал-социализмом как жизненной философией и концепцией государственного управления» [135]. В конце июня 1934 года руководители СА и противники режима, в том числе Грегор Штрассер, были арестованы и убиты в ходе акции, названной впоследствии « Ночью длинных ножей ». В широкомасштабной пропагандистской кампании на радио и в печати Геббельс обосновал и оправдал эти действия. Выступая по радио, Геббельс объявил о совмещении постов президента и канцлера.
Таким образом Гитлер приобретал статус фюрера и рейхсканцлера [136]. Работа в министерстве В «Постановлении рейхсканцлера о задачах имперского министерства народного просвещения и пропаганды» от 30 июня 1933 года указывалось, что «министр народного просвещения и пропаганды отвечает за все задачи духовного воздействия на нацию, за агитацию в пользу государства, культуры и экономики, за просвещение отечественной и зарубежной общественности о ней и за управление всеми учреждениями, служащими этим целям» [137]. В соответствии с постановлением Гитлера министерство иностранных дел и министерство внутренних дел передали министерству Геббельса области, входившие ранее в поле их деятельности. Помимо народного просвещения и пропаганды, оно взяло на себя и задачи министерства культуры. Министерство пропаганды состояло из семи отделов: административный и правовой I , пропаганды II , радиовещания III , прессы IV ; кино V , театра, музыки и искусства VI и противодействия VII c подзаголовком «противодействие лжи внутри страны и за рубежом» [138]. Новому государству «нужны молодые генералы и старые майоры», — Геббельс цитировал Наполеона. Поэтому он окружил себя некоторыми опытными чиновниками.
Однако большинство сотрудников пришли из управления пропаганды и берлинского руководства гау. Старые кадры должны были передать свой опыт молодым [139]. Малоимущие жители Берлина получают бесплатные радиоприёмники в день рождения Геббельса, октябрь 1938 года 22 сентября 1933 года был утверждён «Закон о создании Имперской палаты культуры », в основу которой лёг принцип организационного строения учреждённой в июле «временной кинопалаты». В качестве идеала мы представляем себе глубокую связь духа героического изображения жизни с вечными законами искусства» [140]. Членство в палате, ставшей дополнительным контрольным органом, было обязательным для всех работников культуры [141]. Она подразделялась на ряд отдельных палат — литературы, кино, музыки, театра, прессы, радиовещания и изобразительных искусств [142]. Как и в случае Имперской палаты кинематографии , тот, кто не был членом палаты, не мог получить работу, а тот, кто считался неблагонадёжным, не мог стать её членом.
Таким образом, любое инакомыслие в искусстве и в журналистике было подавлено [143]. В дополнение к этому работники культуры должны были доказать чистоту арийского происхождения вплоть до 1800 года. Те из них, кто состоял в браке, должны были провести аналогичную процедуру для супругов. Члены любой из палат не имели права покидать страну по рабочим вопросам без разрешения руководства. Ни одна из книг не могла быть переиздана без разрешения недавно созданного комитета по литературной цензуре. Схожие правила применялись в отношении других видов искусства и развлечений. Цензуре подвергались даже выступления в кабаре [144].
Не желая подвергаться столь жёстким ограничениям многие деятели искусства и интеллектуалы покинули страну, некоторые приспособились или ушли во внутреннюю эмиграцию [145]. Февраль 1935 года Геббельс часто повторял, что произнесённое слово имеет большее воздействие, чем напечатанное. Радио для него было важнейшим орудием пропаганды. Радиовещание было централизовано и национализировано ещё в период Веймарской республики. После прихода к власти национал-социалистов девять региональных радиовещательных компаний передали свою долю министерству пропаганды, а земли — своё участие Имперской радиовещательной компании. В 1934 году практически все региональные радиовещательные компании были ликвидированы. К 1938 году было продано около 10 миллионов аппаратов.
В общественных местах, на заводах и в школах размещались репродукторы, позволявшие транслировать важные сообщения практически для всего населения страны [147]. Особое внимание Геббельс уделял кинематографу. Уже в своём первом выступлении перед кинематографистами в отеле « Кайзерхоф » 28 марта 1933 года он признался в том, что является «страстным поклонником немецкого киноискусства» [148]. Впоследствии он часто подчёркивал, что кинематографисты совершенно свободны в своей практической творческой деятельности, однако это не распространялось на содержательную сторону этой деятельности. Влияние различных контрольных инстанций — отдела кино министерства, имперской кинопалаты, кинокредитного банка, «рейхсфильмдраматурга», «рейхсфильминтенданта», цензуры — на процесс кинопроизводства , начиная с выбора темы до выпуска готового фильма на экран, было практически безграничным. Все престижные кинопроекты Геббельс контролировал лично — от заявки до монтажа [149]. Съёмочная группа Лени Рифеншталь расположилась напротив трибуны Поставив под свой контроль киноиндустрию, летом 1937 года Геббельс занялся теми направлениями в живописи и скульптуре, которые «Национал-социалистическая культурная община» Альфреда Розенберга уже давно критиковала как «образчики культурбольшевизма » и которые он сам ещё несколько лет назад официально поддерживал: экспрессионизмом и абстракционизмом.
Однако здесь ему пришлось подчиниться Гитлеру. Из музеев были конфискованы около 17 000 произведений искусства, объявленных « дегенеративными » [151]. Выставка дегенеративного искусства проходила в Мюнхене с июля по ноябрь 1937 года, а затем была показана в 12 городах рейха. Она приобрела необычайную популярность, до 1941 года её посетили более двух миллионов человек [152]. Около 6000 картин, акварелей, рисунков были проданы за границу, а около 5000 сожжены [153]. Термин «дегенеративное искусство» стал применяться также в литературе, театре и музыке. Между тем Геббельс был неудовлетворён качеством национал-социалистического искусства [154].
В январе 1933 года в своей речи по случаю дня рождения Хорста Весселя он заявил: «Мы, национал-социалисты, не придаём повышенного значения тому, что наши штурмовые отряды маршируют по сцене или на экране. Сфера их деятельности — улица. Однако если кто-либо подходит к решению национал-социалистических проблем в художественной сфере, он должен уяснить для себя, что и в этом случае искусство определяется не желанием, а мастерством. Национал-социалистическое мировоззрение не может восполнить художественные недостатки. Если какая-нибудь фирма подходит к изображению событий, связанных с деятельностью штурмовых отрядов или к национал-социалистической идее, то этот фильм должен обладать высокими художественными достоинствами». Вторая мировая война 3 февраля 1933 года в своём первом выступлении перед верхушкой рейхсвера Гитлер заявил о необходимости перевооружения в нарушение Версальского договора и реализации программы завоевания жизненного пространства на Востоке [155]. Геббельс был одним из наиболее восторженных сторонников агрессивной экспансионистской политики фюрера.
В ходе ремилитаризации Рейнской области он сформулировал своё отношение к вопросу в дневнике: «Пришло время действовать. Фортуна любит смелых! Кто не осмеливается, тот не побеждает» [156]. Накануне Судетского кризиса 1938 года Геббельс снова и снова использовал пропаганду для того, чтобы дискредитировать чехословацкое правительство и подстегнуть поддержку судетских немцев [157]. Вместе с тем, ему было хорошо известно, что Германия впадала в предвоенную панику — в этой связи с июля градус пропаганды был снижен [158]. Когда западные государства согласились на условия Гитлера в отношении Чехословакии, Геббельс перенаправил мощь своего пропагандистского аппарата на Польшу. Стартовавшая в мае антипольская кампания основывалась на ложных сообщениях о зверствах в отношении этнических немцев в Данциге и других городах.
Впрочем, ему не удавалось убедить германское большинство в необходимости войны [159]. Наедине с собой он сомневался, что нападение на Польшу и неизбежная затяжная война с Британией и Францией является верным стратегическим решением [160]. После вторжения в Польшу в 1939 году Геббельс использовал министерство пропаганды и палату культуры для контроля за распространением информации внутри страны. К его несчастью, один из его конкурентов, министр иностранных дел Иоахим фон Риббентроп регулярно оспаривал полномочия Геббельса на ведение пропаганды за рубежом. Гитлер отказался чётко определить подведомственность, и министры до конца оставались соперниками [161]. Геббельс не принимал участия в принятии решений военного характера и не посвящался в детали дипломатических переговоров [162]. Хроникальная съёмка с телеобъективом, январь 1941 года 2 сентября 1939 года — на следующий день после начала Второй мировой войны — Геббельс наложил запрет на прослушивание зарубежных радиостанций.
Распространение услышанных таким образом новостей могло караться смертной казнью [163]. Радиовещание регулировалось до такой степени, что согласования требовал даже перечень транслируемой музыки [164]. Во время войны Гитлер всё реже появлялся на публике и на радио, а Геббельс постепенно становился голосом режима [164]. С мая 1940 года министр регулярно писал редакторские колонки в газете Das Reich. Идея этой новой газеты возникла ещё осенью 1939 года в ответ на упрёки в однообразии немецкой прессы и в поисках возможностей усилить пропаганду за рубежом [165]. Практически все средства массовой информации, как в Германии, так и на оккупированных территориях, находились под контролем министерства пропаганды [166] [прим. Геббельс считал радио самым эффективным средством пропаганды, «духовным орудием тотального государства» [167] , а вторым по эффективности для него был кинематограф [168].
В военный период он увеличил производство чисто пропагандистских фильмов, в том числе антисемитской направленности, таких как « Еврей Зюсс », « Вечный жид », « Ротшильды [de] ». Многие из них были посвящены как подвигам прусской армии, так и текущим военным успехам вермахта [169]. Тем не менее в процентном отношении доля чисто пропагандистских фильмов хоть и увеличилась, но была невелика. Главную задачу киноиндустрии Геббельс видел в создании развлекательных фильмов, поднимающих настроение [170]. Геббельс был убеждён, что чем больше работники тыла вовлечены в дело победы, тем сильнее их мотивация, поэтому он организовал кампанию по сбору зимней одежды и лыжного оборудования для солдат восточного фронта [172]. В качестве гауляйтера Берлина он сталкивался с возраставшей недостачей жизненно необходимых благ, а также пива и табака, столь важных для поддержания боевого духа. Гитлер предлагал повысить концентрацию воды в пиве и снизить качество сигарет, чтобы увеличить объёмы их производства.
Геббельс отказался от этой идеи, считая, что качество табачных изделий столь низко, что его дальнейшее ухудшение не представляется возможным [173]. Он стремился поддерживать в обществе умеренный энтузиазм относительно военной ситуации, отказываясь от излишне оптимистичных и пессимистичных интонаций [174]. Вермахт терпел одну военную неудачу за другой. В мае 1942 года Кёльн подвергся массированным бомбардировкам, в ноябре того же года союзники выиграли Второе сражение при Эль-Аламейне , а в феврале следующего вермахт потерпел сокрушительное поражение в Сталинградской битве. Пропаганда едва ли могла представить эти события в лучшем свете, население же всё сильнее уставало от войны и теряло уверенность в победе [175]. Всю вторую половину войны Геббельс был занят тем, что пытался расширить сферу своего влияния. В конце марта 1942 года министерство внутренних дел передало ему контроль и опеку над подверженными воздушным налётам территориями, а в ноябре 1943 года в соответствии с указом фюрера он создал центральную «инспекцию повреждений, причинённых воздушными налётами» [116].
Он считал её «чрезвычайно важной», хотя ещё важнее для него было бы назначение на пост министра внутренних дел, на которое он одно время очень надеялся [176]. В конце 1942 года на Геббельса готовилось покушение. Доктор Ганс-Генрих Куммеров , инженер « Loewe Radio », собирался заложить под мост, ведущий на остров Шваненвердер , бомбу с дистанционным управлением и под видом рыбака с лодки привести её в действие. Но покушение удалось предотвратить. Куммеров был арестован, приговорён к смерти и казнён [170]. Дома Геббельса превратились в крепости, посетители министерства тщательно досматривались, а министр получил дополнительную охрану. На Рождество 1942 года Гитлер подарил ему бронированный Mercedes [177].
О попытке покушения в прессе не сообщалось, так как слово «покушение» до 20 июля 1944 года было абсолютным табу.
Этот пример того, что тоталитарный режим способен заставить людей делать такое с самим собой, без всякого внешнего принуждения. Что показывает: до каких разрушительных последствий для личности доводит «психологическая привлекательность тоталитаризма». На сайте «Открытой России» я с интересом читал статьи известного психолога Андрея Гронского, который рассказывает о том, что в ХХ веке были проведены потрясающие воображение эксперименты. Автор приводит в пример американца Стэнли Милгрэма, который в проведенном им в 1963 году эксперименте выявил, что большинство испытуемых были готовы наносить удар электрическим током высокого напряжения другому человеку, подчиняясь давлению экспериментатора. Когда Милгрэм начинал исследование, он хотел выяснить, почему именно немецкие граждане участвовали в уничтожении миллионов невинных людей в концлагерях. Его гипотеза состояла в том, что представители этой нации больше склонны к подчинению, он планировал в дальнейшем провести эксперимент в Германии. Но после проведения первого эксперимента сказал, что нашел столько повиновения в американцах, что не видит необходимости ехать в Германию. Гронский приводит еще один эксперимент.
Его провел учитель истории Рон Джонс над учащимися американской школы. Он установил особую дисциплину и такие жесткие правила для своих учеников, что вскоре стал создателем молодежной группировки. За время эксперимента ученики усвоили дисциплинарные правила, официальное приветствие с определенным жестом и идеологию движения.
Не покорив женщину духовно, не обольстив ее, не вызвав у нее восторга и преклонения, он не мог в полной мере наслаждаться ее телом. И саму германскую нацию Геббельс уподоблял женщине, ежедневно и ежечасно подтверждая свою власть над мыслями и чаяниями своего народа. Он был подлинным властелином немецкой души, подчеркнуто оставаясь при этом всего лишь тенью обожаемого фюрера. Гитлер довольно быстро приметил Геббельса, дальновидно оценив его талант оратора и пропагандиста. В апреле 1926 года Гитлер пригласил Геббельса в Мюнхен для совместного выступления на партийном митинге.
На вокзале гостя ожидал личный автомобиль Гитлера, доставивший его в отель, что произвело неизгладимое впечатление на Геббельса, не привыкшего к подобной роскоши. В воздухе повеяло большими деньгами, а значит, и славой. Он мне понравился! Он всех нас подавил своим великодушием. Он предоставил свой автомобиль в наше полное распоряжение на всю вторую половину дня! Спустя некоторое время, в 1926 году, Геббельсу предложили пост гауляйтера, иначе говоря — партийного руководителя Берлина. Берлин Геббельс воспринимал как «настоящий Вавилон пороков». Именно в Берлине взошла и закатилась звезда Йозефа Геббельса.
Здесь же в его жизни случились самые сильные и страстные романы. Свое прибытие в столицу Геббельс красочно описал в дневнике: «Над Берлином уже тяжело нависал серый ноябрьский вечер, когда скорый поезд медленно вошел под своды Потсдамского вокзала. Не прошло и двух часов со времени моего отъезда, как я уже ступил впервые в жизни на его платформу, ставшую впоследствии отправным пунктом многих наших политических начинаний и моих встреч с женщинами, запомнившихся на всю жизнь». Запомнившихся на всю жизнь... О романе с Магдой уже было сказано. Это, если можно так выразиться, «парадная» любовь Геббельса, фасад его чувств. Но ведь кроме Магды были и другие женщины... Ни одной из них не удалось добиться официального признания в качестве фрау Геббельс, но это не значит, что они не оставили следа как в жизни, так и в душе «рейнского мышонка».
Гауляйгер Берлина начал с малого — с соблазнения горничных в пансионе, принадлежащем некой фрау Штайгер, где он поначалу остановился. Попутно он учился овладевать массами — придумывал все новые пропагандистские трюки, призванные привлечь внимание к нацистскому движению, налаживал выпуск наглядных пособий — открыток и плакатов. Тот, кто завоюет улицы, подчинит себе народные массы, а следовательно — и государство! Четкие, отточенные и в то же время простые фразы, напористость и шквал эмоций импонировали слушателям. Геббельс умел завести толпу, напитать ее своим фанатизмом и агрессивностью и заставить плясать под свою дудку. Хромой уродец был мастером на выдумку — задумав сорвать премьеру антивоенного фильма «На Западном фронте без перемен», снятого по одноименному роману Эриха Марии Ремарка, Геббельс приказал своим подручным выпустить в зрительном зале множество белых мышей и ужей. Публику тут же смело, словно ураганом. Он был верным сыном нацистской партии, извлекавшим для нее пользу изо всего, в том числе и из своих любовных встреч.
Так, например, одной из его любовниц была фрау Мария Винтер, тридцатипятилетняя ветреная супруга военного летчика, большую часть жизни проводившего на аэродромах. Мария Винтер была хорошей любовницей — страстной, умелой и внимательной. Она всегда принимала Геббельса при неярком, приглушенном свете. Геббельс, любивший усладить взор роскошными формами своих любовниц, однажды выказал недовольство недостаточным освещением в спальной. Недолго думая, Мария призналась, что нарочно приглушает свет, чтобы не видеть уродства своего любовника. Вместо того чтобы обидеться или рассердиться, Геббельс вдруг рассмеялся и похвалил любовницу за деликатность и искренность, а вернувшись домой, записал на память в дневнике: «Люблю искренних людей, с ними легче общаться, их легче обманывать. Что скажешь им - они верят, мало спорят, больше доверяют. Хорошо было бы, если бы весь мир состоял из искренних людей.
Отсюда вывод: чем более искренней, внешне правдивой будет наша, даже ложная пропаганда, тем скорее ее усвоят массы». Этот постулат он вскоре опробовал на убитом в любовной разборке штурмовике Хорсте Весселе, слепив из него национального героя, нацистскую легенду о самопожертвовании. Благодаря его стараниям Хорст Вессель был выставлен этаким современным святым, отдавшим все силы и даже свою жизнь ради высоких убеждений. Геббельс виртуозно владел всем арсеналом пропагандиста, умело используя в зависимости от ситуации и демагогию, и сентиментальные сентенции, и прямую ложь, и откровенную агрессию. В душе он презирал тех, кого пытался подчинить себе. Во многих его указаниях просвечивало презрение к массам, к народу Германии. Направляйте их на путь истинный, пробуждая в них, если надо, ярость и гнев! Нужно наконец свести счеты с системой, заткнуть ее деятелям их лживые рты так, как никто еще не делал!
Завтра мы будем спокойно наслаждаться своей местью! С приходом нацистов к власти в 1933 году Геббельс создал государственное министерство пропаганды, тотальной, вездесущей, всепроникающей пропаганды. Краеугольных камней, на которых стояла это пропаганда, было всего два: «Один народ, одна страна — один фюрер! Даже архитектура, и та была подчинена идеологии. И в центре внимания, рядом с обожаемым фюрером был он — колченогий Мефистофель, хромой уродец, высохшая мумия, «рейнский мышонок», рейхсминистр Йозеф Геббельс. Вот какой портрет Геббельса оставил один из друзей Гитлера: «Геббельс был «злым гением» Гитлера, загубившим вторую часть его карьеры. Этот злобный, язвительный, ревнивый карлик, наделенный поистине дьявольским даром убеждения, напоминал мне небольшую и увертливую рыбу-лоцмана, вечно крутившуюся возле крупной акулы — Гитлера. Именно он окончательно настроил Гитлера против всех традиционных учреждений и форм государственной власти.
Он был наглым, хитрым и действовал очень ловко. Его блуждающий взгляд как будто обтекал собеседника, а красивый голос звучал завораживающе, когда он доверительно сообщал вам самые гадкие сплетни и коварные выдумки. Он поставлял Гитлеру полную информацию о том, о чем нельзя было прочесть ни в одной газете, и развлекал его анекдотами о промахах врагов, а заодно - и друзей. Он страдал комплексом неполноценности, связанным, несомненно, с его искалеченной ногой... Он был вторым великим оратором в нацистской партии и мог, как и Гитлер, подолгу говорить о чем угодно, далеко отвлекаясь от темы и вновь возвращаясь к ней с неожиданной стороны. Во время речи он следил за реакцией публики, стараясь зажечь и опьянить ее; он был уверен, что может таким путем одурманить всю страну, а то и весь мир — если его речь перевести на все языки и передать за рубеж. Я прозвал его «Геббельспьер» за то, что многие «неотразимые» пассажи своих речей он как будто скопировал у Робеспьера; узнав о прозвище, он меня возненавидел: видно, в этом была доля истины... У Шекспира в «Макбете» есть фраза, очень подходившая к Геббельсу: «Его улыбка таит в себе угрозу, как острие кинжала, выглядывающее из-за пазухи».
Действительно, он использовал обворожительные улыбки и притворное дружелюбие, чтобы опутать своего врага паутиной абсурдных измышлений, а потом внезапно выставить на всеобщее осмеяние, подвергнув унизительным разоблачениям». Час славы наступил, и нельзя было не воспользоваться своим триумфом. Восторженные почитательницы слетались к Геббельсу, словно пчелы на мед. Посмей только кто-нибудь обратить их внимание на то, что доктор Геббельс хром и некрасив — наглеца тут же разорвали бы в клочья. Его любили бескорыстно — ведь он был воплощением Идеи национал-социализма, душой немецкой нации. Надо сказать, что, вкусив славы и власти полной мерой, Геббельс не стеснялся использовать все свое влияние для того, чтобы затащить ту или иную красавицу в постель. Он завел себе два загородных имения — «Шваненвердер» «Лебединый остров» и Ланке, где в уютной обстановке, вдали от шума и суеты, спокойно мог наслаждаться своими очаровательными любовницами, среди которых помимо актрис, секретарш и горничных нередко попадались дамы из высшего нацистского общества. Магда, выросшая в роскоши, быстро приучила к ней и Геббельса, некогда придерживавшегося самых спартанских взглядов.
Любовные пристрастия Геббельса были самыми неожиданными. Будучи калекой, он не чурался искалеченных женщин, даже напротив — был к ним весьма неравнодушен. Одна из его любовниц, еще до встречи с Геббельсом в результате несчастного случая лишившаяся ноги, пользовалась его расположением особенно продолжительное время и даже родила от Геббельса сына, названного Зигфридом. Еще в самом начале своей политической карьеры Йозеф Геббельс убедился в том, что он имеет власть над толпой и может управлять ею.
Так же мастерски Геббельс умел подогревать интерес публики, облекая нацистскую пропаганду в яркую привлекательную форму. Он одним из первых понял притягательную силу скандала. В начале своей ораторской деятельности в Берлине он считал митинг неудавшимся, если на нем никто не был избит.
Также Геббельс открыл один из принципов «правильной» подачи информации, который сегодня считается азами журналистской профессии — информация лучше усваивается через конкретные человеческие образы. Публика нуждается в жертвах и героях. Первым экспериментом такого рода для Геббельса стало формирование образа Хорста Веселя. Хорст Вессель слева командует парадом СА. Нюренберг, Германия, 1929 г. Хорст Вессель — штурмфюрер СА. Был в 1930 г.
Из этой банальной в уличных столкновениях фашистов и коммунистов погибли сотни истории Геббельс выжал все возможное. Он выступил на похоронах Весселя и назвал его «социалистическим Христом». Исследователь фашизма Герцштейн пишет о выступлении Геббельса: «Принцип товарищества в рядах штурмовых отрядов СА был «живительной силой движения», живым присутствием Идеи. Кровь жертвы-мученика питала живое тело партии. Когда в начале 1930 года Хорст Вессель, вечный студент и человек без определенных занятий, написавший слова к нацистскому гимну «Выше знамена! Он заставил Веселя погибнуть с умиротворенной улыбкой на устах, человеком, верившим в победу национал-социализма до последнего вздоха, «... Его песня обессмертила его!
Ради этого он жил, ради этого он отдал свою жизнь. Странник меж двух миров, днем вчерашним и днем завтрашним, так было и так будет. Солдат немецкой нации! Очень возможно, что в последние недели жизни Вессель и вовсе собирался отдалиться от партии. Но все это не играло никакой роли: Геббельс знал, что от него требовалось, и действовал, как полагалось». Песня на стихи Весселя «Выше знамена! Каждую годовщину его смерти торжественно отмечали, причем речь на могиле произносил лично фюрер, одетый в коричневую рубашку штурмовика, несмотря на холод.
Фамильное захоронение семьи Вессель было переоформлено на деньги партии. В память о герое в 1932 был образован 5-1 «штандарт» СА «Хорст Вессель». Культ Весселя развивался и после прихода фашистов к власти. Геббельс хорошо понимал, что наличие героев, примеров для подражания — важный фактор устойчивости и воспроизводимости общества, и при необходимости их нужно создавать искусственно! Гитлер и Геббельс на могиле Хорста Весселя. Берлин, 1933 г. Если говорить о направлениях геббельсовской пропаганды в это время, то они сводятся к увеличению популярности НСДАП и ее учения, очернению ее политических противников, жесткой критике существующего правительства и антисемитизму.
В качестве аудитории Геббельс рассматривал широкие народные массы. Он говорил: «Мы обязаны говорить на языке, понятном народу. Тот, кто хочет говорить с народом, должен по слову Лютера — смотреть народу в рот». В качестве форм пропаганды до прихода к власти использовались ораторские выступления, газетные публикации, а также предвыборные агитационные материалы. Как известно, до начала политической деятельности Геббельс пытался найти себя на писательском поприще, да и позже не оставлял этих попыток. Однако его литературные произведения единодушно отвергались издателями естественно, до прихода к власти. Их отличало многословие, напыщенность, ненатуральный пафос, сентиментальность.
Вот пример геббельсовского стиля — герой романа «Михаэль» описывает свои чувства при возвращении на Родину с фронта Первой мировой : «Под бедрами у меня уже не фыркает кровный жеребец, я не сижу больше на пушечных лафетах, не ступаю по глинистому дну окопов. Давно ли я шагал по широкой русской равнине или по безрадостным, изрытым снарядами полям Франции. Все прошло! Я восстал из пепла войны и разрушения, словно Феникс. Однако, те же качества, что обусловили провал Геббельса как писателя, обеспечили ему успех в области ораторского искусства. Надрывный пафос, истерические выкрики, романтизм оказывали сильное воздействие на толпу, собравшуюся на митинг или демонстрацию. Во время речи Геббельс чрезвычайно возбуждался и «заводил» толпу.
Его невзрачную внешность компенсировал сильный и резкий голос. Его эмоциональность выражалась в бурной театральной жестикуляции: Геббельс произносит речь в Люстгартене. Берлин, Германия, 1932 г. Он выступал с резкими нападками на берлинское городское правительство, евреев и коммунистов, но становился возвышенно романтичным, говоря о Германии. Вот пример геббельсовской речи: «Наши думы о солдатах германской революции, бросивших свои жизни на алтарь будущего ради того, чтобы Германия воспрянула снова... День его грядет... Мы склоняем головы перед вами, мертвыми.
Германия начинает пробуждаться в отблесках вашей пролитой крови... Пусть раздастся маршевая поступь коричневых батальонов: За свободу! Солдаты бури! Армия мертвых марширует с вами в будущее! Далее была недолгая работа в лево-нацистской «НС-Бриф». По настоящему развернулся Геббельс в основанной им газете «Ангрифф». Новая газета была задумана как «издание на все вкусы», имела на первой странице девиз: «Да здравствует угнетенные, долой эксплуататоров!
С целью привлечь Геббельс старался писать в популярной манере, отказавшись от всякой объективности. Он, был убежден в непритязательности массового сознания и в пристрастии масс к простым односторонним решениям. Геббельс использовал современные способы рекламы, чтобы оповестить мир о появлении своей газеты. На первом спрашивалось: «В атаку с нами? Долой эксплуататоров! Газета имеет свою политическую программу. Каждый немец, каждая немка должны читать нашу газету и подписываться на нее!
Новая газета «атаковала» по двум главным направлениям. Во-первых, она подстрекала читателей к выступлению против демократии, против существовавшей Веймарской республики, а во-вторых, подогревала и эксплуатировала антисемитские настроения. Так, на первых порах основной мишенью нападок стал Бернхард Вайс — начальник берлинской полиции и еврей. Лозунг газеты: «Германия, пробудись! Будь прокляты евреи! Геббельс также уделял большое внимание выпуску предвыборных агитационных материалов, в особенности плакатов. По настоящему плакатное искусство расцвело после прихода фашистов к власти, однако и ранее плакаты использовались широко.
В предвыборной агитации можно выделить два направления: изображение врагов в сатирическом виде и создания образа «настоящей Германии» - рабочих, фронтовиков, женщин и т. Плакат 1932 г. Важная тема плакатов — единство трудового немецкого народа — рабочих, крестьян и интеллигенции; Геббельс пытался объединить как можно более широкие массы в голосовании за нацистов. Сам Геббельс высоко оценивал достижения нацистского плакатного искусства: «Наши плакаты стали просто превосходными.