Новости пергамент бумага береста

История бумаги на Руси. Историческая справка для всех интересующихся темой производства бумаги и всего, что с ней связано.

Слайды и текст этой презентации

  • Полезные ссылки
  • Чем и на чём писали на Руси, когда привычных ручек и тетрадей не было и в помине
  • Стены, шкуры, береста: на чем люди писали в разные времена
  • История создания ручки / Хабр
  • Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи

Пергамент береста

До появления бумаги в Древней Руси в качестве основных материалов для письма использовались пергамент, береста, а также деревянные дощечки (церы), покрытые воском. До появления бумаги в Древней Руси в качестве основных материалов для письма использовались пергамент, береста, а также деревянные дощечки (церы), покрытые воском. На пергаменте, бересте и бумаге. К 700-­летию преподобного Сергия Радонежского. Библиотека Троицкой обители XIV века.

ИСТОРИЯ БУМАЖНОГО ЛИСТА

Красивые фотографии и видеоролики заставят тебя влюбиться в бересту и пергамент с первого взгляда! Самые необычные находки Сделай оригинальные букмарки из бумаги бересты для своих любимых книг Бумага.

Также о существовании в Древней Руси письмен, вырезаемых на "белом дереве", рассказывали арабские писатели X века. Долгое время самые древние сохранившиеся документы на бересте были датированы не ранее, чем XVII веком. Еще в конце XIX века в ходе раскопок в Новгороде начали обнаруживаться обрезанные листья березовой коры.

Однако надписей на них видно не было, поскольку они могли быть сделаны чернилами, чьи следы не сохранялись во влажном грунте. В 1930 г. Первая найденная грамота Первая новгородская берестяная грамота была найдена 26 июля 1951 г.

Например, тонкий и прозрачный пергамент делали из кожи теленка, а более плотный и прочный — из кожи овцы или козы.

Пергамент был не только популярным историческим материалом, но и важным религиозным символом. Многие библейские тексты и молитвы были написаны на пергаменте, что подчеркивало их особую священность. В современных условиях пергамент больше не является основным материалом для письма и сохранения информации. Он был заменен более простыми и доступными материалами, такими как бумага и электронные носители информации.

Однако пергамент до сих пор используется для создания искусствоведческих работ и воссоздания старинных текстов. Береста: древнерусский материал для письма Береста — один из старейших материалов, использовавшихся для письма на Руси. Этот материал получался из внутренней коры березы, которая обладает достаточной пластичностью, чтобы быть использованной для создания пергаментных текстов. Бересту использовали для написания текстов также в Скандинавии и других славянских странах.

Для изготовления бересты сначала необходимо было правильно отделить внутреннюю кору от дерева. Затем ее отмеряли и нарезали на листы нужного размера и формы. После этого листы сушили и сохраняли до использования. Для нанесения текста на бересту использовали перо и чернила.

При этом письменные символы были нанесены на внутреннюю сторону бересты, чтобы сохранить текст от воздействия окружающей среды и увеличить его долговечность. Берестяные тексты имели свои особенности. Например, они были гибкими и легкими, что делало их удобными для хранения и транспортировки. Береста также имела некоторые защитные свойства, поэтому тексты, написанные на ней, могли сохраняться в хорошем состоянии в течение длительного времени.

Очень часто берестяные тексты сверялись с текстами, написанными на пергаменте или папирусе, чтобы убедиться в их точности. Несмотря на свою простоту, береста была широко применяемым материалом для письма в России вплоть до XIV века, когда пергамент стал более популярным и уступил бересте свои позиции. Сегодня экспонаты с берестяными текстами можно найти в многих музеях и архивах. Они являются важными источниками информации о древней Руси и помогают исследователям изучить историю и культуру того времени.

Пергамент и береста: монополия церкви в Средневековье В Средневековье пергамент и береста были двумя основными материалами, которые использовались для написания и хранения документов.

В дальнейшем пиктограммы стали отходить от натуралистичности, становясь всё более абстрактными, пока не легли в основу идеографического письма рис. Существуют древние примеры идеографического письма, относящиеся к началу III тысячелетия до н. Кстати, оно используется и сейчас, когда мы рисуем, например, бензольные кольца в химической структуре ароматических углеводородов. Около 3000 г. Самый ранний буквенный алфавит из 31 знака появился в Угарите — древнем портовом городе, располагавшемся в XV веке до н. В этом городе была роскошная библиотека, подтверждающая широкое уже в то время распространение письменности, поскольку в ней хранились таблички, написанные на разных языках — угаритском, шумерском, аккадском, хурритском, хеттском, египетском — и разными способами, в том числе клинописью и иероглифами 5. Системы письма, несомненно, находились в зависимости от материала носителя, на котором закреплялась информация. Петроглиф наскальный рисунок Хронология носителей Еще живя в пещерах, но уже будучи неоантропами, люди, помимо рисунков, оставляли на стенах пещер тесаные изображения, или, по научной терминологии, петроглифы рис. Вне пещер записи делались на природных каменных поверхностях или специальных каменных плитах и стелах.

Одна из древнейших находок такого типа — так называемая палетка Нармера, египетского фараона, правившего, как полагают исследователи, на рубеже IV и III тысячелетий до н. Это каменная плитка с высеченными на ней с двух сторон барельефами, повествующими о войне за объединение Верхнего и Нижнего Египта. Ее размер — 62x42 см. Самая известная стела с надписями — двухметровая колонна Хаммурапи, на которой вытесан целый свод законов. Знаменитый Розеттский камень рис. Надпись на этом камне была сделана в 196 году до н. Последнюю же иероглифическую запись на камне выполнили в 396 году уже новой эры. Кстати, как носитель информации камень используется и по сей день, вспомните, например, мемориальные доски. И в древности, и сейчас для обработки камня применяют молоток и зубило: тогда — примитивные, сейчас — эргономически оптимальные. Розеттский камень с текстом, написанным иероглифами, демотикой и по-гречески базальт, ок.

По крайней мере, первая табличка, найденная в районе шумерского города Киш, что неподалеку от Вавилона, относится примерно к 3500 году до н. Дешевизна исходного материала — глины, простота процесса письма, возможность обжига глины для пущей сохранности написанного — всё это предопределило широкие временные рамки применения глиняных табличек. Последняя известная клинописная табличка датируется 75 годом н. Писали на табличках по влажной глине, нанесенной на деревянную подложку, трехгранными тростниковыми или костяными палочками. Получались клинообразные штрихи, отсюда и название письменности — клинопись. По прилагаемым усилиям этот процесс гораздо легче, чем резьба по камню, к тому же глина позволяла наносить относительно мелкие элементы, поэтому клинопись заменила громоздкие пиктограммы. Функционально глиняные таблички использовались в торговом процессе, где выполняли роль бухгалтерской и товаросопроводительной документации. Помимо чисто утилитарной функции они служили и духовным целям: их использовали для записи литературных произведений. Из таких табличек составлялись целые собрания наподобие упомянутой ранее Угаритской библиотеки. В повседневной жизни для бытовых записей применяли восковые таблички.

Подложкой для них служило то же дерево, но иногда и более благородные материалы. Например, самая древняя такая табличка была найдена на территории античной Этрурии. Она относится к началу VII в. Размеры дошедших до нас табличек колеблются от 14,5x12 до 31x17,5 см 9. Писать на восковых табличках было удобно, как и стирать написанное. Знаки наносили острой металлической палочкой — стилусом. Они могли быть мелкими, то есть возникли условия для появления алфавитного письма. Восковые таблички были в ходу как во времена Гомера и Цицерона, так и раннего и позднего Средневековья. Более того, есть исторически подтвержденные сведения, что ими еще пользовались в XIX веке уже нашей эры. Для полиграфистов интересен тот факт, что таблички часто складывали воском внутрь и соединяли по нескольку штук кожаным ремешком — получалась книжка, прообраз средневековых кодексов и дальний предок современных книг 10.

Это свойство предопределило незавидные конкурентные позиции восковых табличек в сравнении с папирусом. Временной диапазон практического применения папируса для письма едва ли не шире, чем у восковых табличек. Самые древние из известных рукописей на папирусе относятся к началу III тысячелетия до н. Пик популярности папируса приходится на VIII в. Последний датированный документ, записанный на папирусе, происходит из канцелярии Папы Римского Виктора II и помечен 1057 г. На папирусе писали тонким тростниковым стержнем с сечением от 1,5 до 2,5 мм и длиной от 17 до 23 см. Конец этого стержня отбивался или разжевывался так, что создавалась своего рода кисточка: в зависимости от поворота, ею можно было провести тонкую или толстую линию. К III веку до н. Писали на папирусе черной тушью, которая изготавливалась из сажи, и красной тушью рис. Папирус позволял воспроизводить на нем любые системы письма.

Книги на папирусе представляли собой свитки. Распространенным стандартом был свиток длиной в среднем около 6 м 14. Фрагмент Книги мертвых Ани папирус, ок. Ее обработка намного проще. Но ее знали и в Древней Индии, и в античном Риме, и в средневековой Европе, и даже в Северной Америке до появления там европейцев 15. В России писали на бересте специальными костяными писалами, выдавливая на поверхности податливого материала рельефные буквы, а потом затирая их сажей, углем или листьями растений, сок которых окислялся и становился видимым. Русская берестяная грамота внешне представляет собой продолговатый лист бересты, обычно обрезанный по краям рис. Запись текста, естественно, была алфавитной. Берестяная грамота «от Жизномира к Микуле», повествующая о судебном разбирательстве.

О книжном «строении»

Пергамен Пергамен - это материал, изготовленный из животной кожи, обычно овечьей, козьей или телячьей. Название "пергамен" происходит от греческого слова "пергаментон", означающего "свиток из Пергамона". Пергамон - это древний город в Азии Малой, который был известен своими библиотеками и письменностью. Для создания пергамена, кожа была вымочена в воде и затем вытянута и сушена до получения тонкого и гладкого материала. Пергамент был широко использован в Средние века и вплоть до появления бумаги. Его использовали для рукописей, свитков и других документов. Береста Береста - это материал, получаемый из коры деревьев, обычно березы. Во многих культурах, особенно в Скандинавии и России, береста использовалась для создания тонких листов, на которых можно было писать.

Красивый пергамент 42. Пергаментный свиток на белом фоне В этой подборке вы найдете 54 красивых и очаровательных картинок с на тему Свиток текстура.

Каждое изображение уникально и привлекательно.

В настоящее время пергаментные свитки являются единственным признаваемым религиозными евреями способом записи Торы и священных текстов иудаизма. Производством пергамента в Израиле занимаются крупные компании , под наблюдением квалифицированных раввинов. В частности, раввины следят, чтобы на пергамент шли шкуры только кошерных животных. Растительный пергамент, или пергаментная бумага состоит из особым образом обработанной целлюлозы.

Ее делают в фабричных условиях из тряпичной бумаги, в которой нет неорганических веществ, используя реактивы, частично растворяющие целлюлозу. Технология обработки бумаги построена так, что растворившаяся целлюлоза затем осаждается в порах бумаги и закупоривает их. Такая бумага прочна, не пропускает влаги и жиров и используется главным образом при приготовлении пищи. К собственно пергаменту она не имеет отношения, исключая название. Лариса Фёдорова Статья третья 8.

Книги на пергаменте. Пергамент - это недублёная кожа, выделанная из шкур молодняка крупного и мелкого рогатого скота телят, ягнят, козлят , реже - из свиных шкур. В Риме этот материал часто назывался мембрана , а изготовители — мембранариями. По свидетельству греческого историка V в. Ктесия, кожа уже в то время употреблялась в качестве материала для письма у персов.

Оттуда она под именем дифтера перешла в Грецию, где для письма употреблялись обработанные овечьи и козьи шкуры. Название произошло от именования столицы Пергамского царства Пергам. Город основали в XII в. Реконструкция древнего Пергама Это был один из крупнейших ремесленных, торговых и культурных центров того времени. Из памятников культуры следует отметить библиотеку, немногим уступавшую только Александрийской.

Археологи нашли место, где располагалась библиотека,— это было круглое, 45-метровое в окружности хранилище рукописей и большой читальный зал. Здание библиотеки было обращено окнами на восток. По словам выдающегося архитектора античности Витрувия, это предохраняло книги от плесени, которая легко появлялась при влажных южных и западных ветрах, а также улучшало естественное освещение читального зала в утренние часы, когда обычно в библиотеке занимались читатели. С изобретением одного из самых распространённых материалов для письма, каковым оказался пергамент можно встретить и другое название: в работах по истории и источниковедению обычно пергамен - от лат. По его свидетельству, царь Эвмен II решил создать в Пергаме библиотеку, которая была бы не хуже знаменитой Александрийской.

Египетский царь Птолемей V специальным указом запретил вывозить из Египта и продавать папирус, который до этого момента был самым распространенным материалом для письма на всем Средиземноморье. Тогда в Пергаме в результате поисков замены папирусу и изобрели пергамент в дальнейшем называемый «Пергамская харта». Правдоподобность этого рассказа учёные подвергают сомнению. Скорее всего, пергамские мастера владели особыми секретами, благодаря которым им удавалось изготовлять писчий материал, превосходивший по своим свойствам папирус. Производство пергамента было очень трудоёмким процессом.

Сырую шкуру вначале вымачивали в воде, чтобы она размякла, и удаляли наиболее грубый и жесткий волос. Потом вновь вымачивали, добавив известь или золу. Делалось это для того, чтобы от шкуры легче отставали остатки мяса и шерсти. Через несколько от 3-х до 10 дней после такой обработки и промывания водой шкуры натягивались на рамы, и мастер, пользуясь специальным скребком в виде полумесяца, убирал оставшуюся шерсть с одной стороны и остатки мяса — с другой. Сушили шкуры при постепенном растягивании, а затем шлифовали и выглаживали пемзой.

При последней операции в пергамент втирался меловой порошок, впитывающий жиры, не удалённые при предыдущих обработках. Помимо этого, меловой порошок делал пергамент более светлым и однородным по цвету. Для отбеливания пергамента в него также втирали муку, белки или молоко. Получалась тонкая, чуть желтоватая кожа, одинаково ровная и чистая с обеих сторон. Чем тоньше был пергамент, тем дороже он ценился.

Самый тонкий пергамен изготовлялся из кожи еще не родившихся ягнят. В пергаменте различают две стороны — белую и гладкую бывшая внутренняя сторона шкуры - и более грубую, имеющую желтоватый цвет бывшая наружная, покрытая волосами сторона шкуры. Однако далеко не во всех сохранившихся образцах можно заметить различия сторон. В эпоху раннего средневековья изготовлением пергамента занимались почти исключительно монахи: книги переписывались в монастырях, и в них же производился необходимый писчий материал. Пергамент был значительно дороже папируса.

Чтобы изготовить из него большую книгу, требовалось зарезать целое стадо животных, а одна книга могла стоить столько же, сколько стоило целое поместье. Так, например, для изготовления монументального формата полной Библии требовались шкуры приблизительно 500 животных. Преимущества пергамента были неоспоримы: он более гибкий, не ломался на сгибах, значительно более долговечен, прочен, свитки из него от частого перематывания или изменения условий хранения не разрушались; писать можно было на обеих сторонах, не опасаясь «проявления» чернил на обратной стороне. Всё это содействовало созданию и распространению книг в более удобной форме , чем свиток, - кодексов кодекс - книга, составленная из отдельных листов, скрепленных вместе;. Любопытна история этого слова.

В переводе с латыни оно обозначает ствол дерева, бревно, чурбан. Греки и римляне нередко использовали для записей деревянные дощечки с воском см. Книги на восковых дощечках. Пергамент легко складывался: несколько пергаментных листов складывали, разрезали, сшивали и получали книгу из 4—6 листов. В сложенном виде он напоминал именно такую дощечку, что и послужило основанием для названия.

Обложки книг тоже пергаментные часто натирали кедровым маслом — для предохранения от порчи насекомыми. Кодексы можно было перелистывать, каким-то образом отмечать места, к которым нужно возвратиться, - для цитирования, например, что было важным в юридической и церковной практике. Кодекс из пергамента имел также и то преимущество, что деление сочинения на части «книги» не требовало отдельных свитков — все могло уместиться в одной книге, занимавшей гораздо меньше места, чем несколько свитков. Таким образом, кодекс был гораздо более удобным в пользовании. Эта форма книг существует до настоящего времени.

Пергамент хорошо держит краски, поэтому кодексы украшали цветными орнаментами, превращая рукописи в настоящее произведение искусства. Иногда пергамент красили в синий, пурпурный или черный цвет и писали на нём золотой или серебряной пылью, растертой с водой и клеем. Примером такой книги может служить «Серебряный кодекс» - перевод Библии на готский язык, датируется VI в. Написан на пурпурном пергаменте серебром. Хранится в Швеции.

Содержит текст Четвероевангелия. Страница из «Серебряного кодекса» Переход к форме кодекса значительно облегчил переписывание книг: с листом пергамента работать было гораздо проще, чем со свитками. В средние века копирование каждого кодекса осуществлялось отдельным переписчиком. Дорогостоящий материал и индивидуальное каллиграфическое переписывание делало саму книгу дорогой и редкой. Переписка книг считалась очень важным, «богоугодным» делом, и монахи-копиисты освобождались от всех других работ в монастыре.

Пергаментный манускрипт VII в. Дороговизна удобнейшего в то время для письма материала вызывала его постоянную нехватку, и в Средние века монахи-переписчики нередко смывали со старых книг написанный текст и на смытой поверхности писали новый. Текст, нанесенный на поверхность, с которой был смыт и соскоблен старый, называется палимпсестом. В период зарождения печатного дела был короткий период, когда пергамент и бумага использовались взаимозаменяемо. Так, большая часть Библии Гутенберга отпечатана на бумаге, но сохранились и пергаментные версии.

Бурный рост книгопечатания в Средние века привел к сокращению использования пергамента, так как его цена и сложность изготовления, а также объем производства уже не удовлетворяли потребностей издателей. С тех пор и по наши дни пергамент стал использоваться в основном художниками, для книгоиздания же — лишь в исключительных случаях. Книги на восковых дощечках Дощечки, в которых сделаны углубления, куда заливался воск, церы использовались греками и римлянами для записей, которые не были предназначены для длительного хранения. На них писали черновики, записки, счета, расписки и даже письма. Привозимый из далёкого Египта папирус стоил дорого.

Он шел только на книги. Для письма служила металлическая или костяная палочка — стиль лат. Острым концом выцарапывали запись по воску, а тупым сглаживали то, что не нужно. Отсюда пошло выражение: у него хороший стиль, то есть он хорошо пишет.

Судя по всему, школьники получали задание, выполняли и сдавали черепки для проверок учителю. Древнеегипетские Онфимы: ученые нашли «школьные тетрадки» на глиняных черепках Шумеро-аккадская цивилизация проблем не знала: вот тебе, школьник, сырая глиняная табличка, вот тебе калам прибор для письма — можешь постигать клинопись. Исправлять ошибки легко, материал дешев и имеется в избытке. Дополнительным плюсом было то, что школьник сразу обучался тому способу письма, который был принят повсеместно. Ему не надо было переучиваться с черепков на папирус или с воска на пергамент. Известняк В египетских Фивах и их окрестностях для бытовых записей и выполнения школьных заданий использовали плоские обломки известняка, который добывали в окрестностях. Их, кстати, как и глиняные черепки с письменами называют остраконами. Восковые таблички Самая известная разновидность древних «школьных тетрадок» — это восковые таблички. В Древней Греции их называли «дельтами», а в Древнем Риме — «церами». Таблички представляли из себя деревянную или костяную пластину с углублением, заполненную темным воском. На воске писали заостренной палочкой — стилусом. На противоположном конце палочки находилась плоская широкая лопаточка. Если что-то было записано неверно, можно было перевернуть стилус и стереть ошибку. Церы использовали для учебы и бытовых записей, на них набрасывали черновики писем и книг. Самая древняя цера датируется началом VII века до нашей эры.

Бумага древности. Глиняные таблички. Папирус. Пергамент. Береста.

История бумаги на Руси. Историческая справка для всех интересующихся темой производства бумаги и всего, что с ней связано. История возникновения бумаги Наскальные изображения Глиняные и деревянные дощечки Папирус, пергамент, береста. Дефицит офисной бумаги отменяется благодаря эко-бумаге. Комбинат в Ленинградской области выкрутился после отмены поставки химикатов из Европы и начал выпускать бумагу из небелёной целлюлозы. Например, принято решение построить на Троицком раскопе большой Центр имени Валентина Лаврентьевича Янина — строительство вот-вот начнется, все бумаги подписаны, поэтому огромный участок нужно полностью пройти за два сезона. Самодельная бумага История бумаги началась много столетий назад. Считается даже, что этому ремеслу столько же лет, сколько и мастерству прядения и ткачества. У разных народов предками бумаги служили в свое время папирус, пергамент, береста.

История создания бумаги

На папирусе, бересте, пергаменте, бумаге люди писали с помощью кисточки или деревяной или бамбуковой палочкой с косо обрезанным концом. При этом конец мог быть тонким, игольчатым, или тупым концом в виде лопатки. Береста и пергамент как замена бумаге. Церы представляли собой, если так можно выразиться, стационарное устройство для письма. это материал для письма из недублёной сыромятной кожи древняя рукопись на таком материале. Береста- это верхний слой коры берёзы. Бумага- делается из дерева. Пергамент, глиняные таблички, береста, пальмовые листья – с этих древних аналогов бумаги начинается экспозиция «Бузеона». «В музее мы показываем всю историю бумаги от ее изобретения на Востоке и распространения по миру до сегодняшних дней». БЕРЕСТА ПАПИРУС ПЕРГАМЕНТ КНИГА БУМАГА Лишнее слово — "КНИГА", потому что все остальные слова обозначают материал для письма, а книга состоит из одного из этих материалов. Пергамен (пергамент) — писчий материал, который изготовлялся из кожи телят.

Пергамент береста - фотоподборка

Грамота содержит 13 строк по 38 см каждая, но сохранилась не полностью. Из расшифровки было понятно, что в ней записана роспись доходов с нескольких сел. Текст на грамоте сохранился, так был записан не чернилами, а выцарапан специальным инструментом - "писалом", который представлял собой заостренный металлический стержень. Уже на следующий день, 27 июля, была найдена вторая грамота, затем находки стали регулярными. Описание, значимость Большинство обнаруженных в русских городах берестяных грамот датировано началом IX - концом XIV веков. В основном, береста использовалась для частной переписки и черновиков, в то время как для официальных документов и книг использовался более долговечный материал - пергамент.

Правление Аманулла - хана 396 Обратная связь Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте.

Бумага под бересту. Скрапбукинг береста. Береста лист.

Береста для поделок в листах. Берестяной лист. Лист из бересты. Фактура бересты. Текстура бересты.

Лист бересты. Кусок бересты. Береста фон. Свеча Birch Bark. Березовая береста.

Береста березы. Чечевички на коре березы. Берестяные грамоты. Письменность на бересте. Береста текстура.

Ламинат береста. Береста дерево. Кусочек бересты. Бумага из коры. Бумага текстура береста.

Бумага береста для принтера. Бумага текстурная береста. Берестяной свиток. Пергамен береста бумага. Фон для презентации береста.

Старый свиток. Рамка береста. Береста листовая. Березовая бумага. Пергамент береста бумага.

Папирус пергамент береста.

Им был разработан основной принцип изготовления бумаги, который заключался в том, что лист формируется путем образования тонкого слоя войлока из волокон, оседающих на сетке при сцеживании воды. Сделав это открытие, Цай Лунь приготовил простейшие орудия, при помощи которых сырье разбивается на волокна и превращается в слой тонкого войлока.

Для этого он увеличил размеры обычной каменной кухонной ступки, а круглому ситу придал форму прямоугольника. Именно этот способ изготовления бумаги из доступного сырья стал широко распространяться в Китае. А также готовую бумагу, произведенную данным способом, активно экспортировали в другие страны.

Технология изготовления бумаги была объявлена китайским правительством государственной тайной, всех разгласивших ожидало суровое наказание. Но, тем не менее, удержать в секрете способ производства такого востребованного в мире продукта удавалось недолго: китайские мастера разъезжались по миру в поисках работы и увозили знания с собой, пленные воины также меняли «секрет бумаги» на свою свободу. Далее бумагу начали производить в Корее и Японии.

Японские мастера научились искусно производить бумагу из шелковицы. До сих пор такая бумага ручного отлива, особенно декоративная, удерживает мировое первенство по качеству и разнообразию видов и сортов. Время начала производства бумаги в арабском мире достоверно неизвестно, но уже в первой половине V в.

По одной версии, наняв китайских мастеров, или же получив технологию от военнопленных китайцев-бумажников. Во второй половине VIII в.

Стены, шкуры, береста: на чем люди писали в разные времена

После этого можно было формировать глиняные таблички и наносить на них информацию. Табличка с сырой глиной использовалась для повседневных целей, а с обожженной под солнцем или в печи — для сохранения написанной информации на длительное время. Такие глиняные плитки можно было посылать друг другу на большие расстояния или составлять из них библиотеки и архивы. Интересен тот факт, что из глины люди делали даже письма с конвертами. Готовую обожженную глиняную табличку с текстом письма обмазывали слоем сырой глины и на ней писали имя адресата. Затем дощечку повторно обжигали или высушивали на солнце. От выделения пара внутренняя табличка отклеивалась от «конверта» и оказывалась заключенной в нем, как ядро ореха в скорлупе. Позднее египтяне, греки и римляне использовали для письма и металлические пластины.

Древние греки, например, на небольших пластинках из свинца писали письма, а чтобы отпугивать злых духов, в могилу умершему человеку клали пластинку с заклинаниями или магическими формулами. В Риме законы и постановления сената гравировались на бронзовых пластинах и выставлялись на всеобщее обозрение на Форуме. Ветераны римской армии при выходе в отставку получали документ о привилегиях, начертанный на двух бронзовых пластинах. Однако производство металлических пластин занимало много времени и требовало больших затрат, поэтому они использовались в особых случаях и были доступны только высшему сословию. Более доступный материал для письма был придуман в Древнем Риме. Это были специальные восковые таблички, которыми человечество пользовалось более 1500 лет. Готовились эти таблички из дерева или слоновой кости.

От краев дощечки на расстоянии 1—2 см делали углубление на 0,5—1 см. На дощечке писали, нанося на воск знаки острой металлической палочкой — стилусом, который был с одной стороны заостренным, а другой его конец имел форму лопатки и мог стирать надпись. Складывались такие восковые дощечки воском вовнутрь и соединялись по две диптих или три триптих штуки или по нескольку штук кожаным ремешком полиптих и получалась книжка, прообраз средневековых кодексов и дальний предок современных книг. В античном мире и Средневековье восковые таблички использовались в качестве записных книжек, для хозяйственных пометок и для обучения детей письму. Подобные вощеные таблички были и на Руси и назывались они церы. В условиях жаркого климата записи на восковых дощечках были недолговечны, однако некоторые оригиналы восковых табличек сохранились до наших дней например, с записями французских королей. Из русских цер сохранился так называемый Новгородский кодекс, датируемый XI в.

Кстати, выражение «с чистого листа» - «tabula rasa» произошло благодаря тому, что периодически воск с дощечек счищали и покрывали им заново.

Том 1 [Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина] автора Кондрашов Анатолий Павлович Кто и когда изобрел магнитотерапию? Первым предложил использовать магниты для лечения некоторых болезней великий врач и алхимик Теофраст Парацельс 1493—1541. Он изобрел магнитные пояса, кольца, воротники, ручные и ножные Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика.

Пергамент Пергамент ист. Кожа на Востоке — очень древний материал для письма. По свидетельству греч. Ктесий , она уже в то время издавна употреблялась в этом качестве у персов; отсюда она, под именем дифтер dijJerai , рано перешла в Грецию, где Из книги Большая Советская Энциклопедия ПЕ автора БСЭ Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич Когда пришли за коммунистами, я промолчал не протестовал , потому что не был коммунистом. Когда пришли за евреями, я промолчал, потому что не был евреем. Когда пришли за католиками, я промолчал, потому что был протестантом. А когда пришли за мной, к этому времени не автора Кондрашов Анатолий Павлович Кто и когда изобрел металлический тюбик? Прошло совсем немного времени, и производители наладили выпуск красок для художников в Из книги 3333 каверзных вопроса и ответа автора Кондрашов Анатолий Павлович Кто и когда изобрел радиолокатор?

Вот как писал о изобретении Гюльсмейера издававшийся в Петербурге «Почтово — телеграфный журнал»: «Изобретение Из книги 3333 каверзных вопроса и ответа автора Кондрашов Анатолий Павлович Кто, когда и зачем изобрел колючую проволоку? Американский изобретатель Джозеф Ф. Глидден 24 ноября 1874 года получил патент на колючую проволоку. С этим изобретением связано начало борьбы за земельные наделы на американском Западе. Владельцы скота требовали соблюдения Из книги 3333 каверзных вопроса и ответа автора Кондрашов Анатолий Павлович Кто и когда изобрел бумагу? Около 105 года нашей эры китайский государственный деятель Цай Лунь, служивший при дворе императора, изобрел способ изготовления бумаги. Измельченную смесь толченого древесного волокна шелковицы , тряпья и конопли он размешивал в воде до Из книги 3333 каверзных вопроса и ответа автора Кондрашов Анатолий Павлович Кто и когда изобрел шампанское? Как утверждает Марио Фрегони, директор Института виноградарства в Пьяченце Италия , секрет шампанского был известен древним римлянам еще 2 тысячи лет назад — этим напитком, возможно, наслаждался Юлий Цезарь.

Однако официальным Книги нужны людям, как воздух, как солнце, ведь они помогают нам познать себя и понять мир. А было время, когда на нашей земле не было книг. Чтобы что-то запомнить, люди делали зарубки на деревьях, на стенах пещер, завязывали узелки на веревке — это и были первые книжки. Люди научились писать шесть тысяч лет тому назад. А бумагу стали делать только через четыре тысячи лет после этого. Какой же материал использовали для письма раньше? Первобытные люди жили в каменных пещерах. Письменности не было, но люди умели рисовать.

А в рисунках старались отразить главные события своей жизни: возделывание поля, военные походы, охоту… Ученые нашли много пещер, стены которых покрыты рисунками: там были изображены мамонты, олени, буйволы и сами первобытные охотники с копьями, стрелами, каменными топорами. Такие же рисунки ученые находили и на скалах. Историю великих государств — Ассирии и Вавилонии — нам поведали каменные столбы, испещренные письменными знаками. Врезанные в камень строки — самое долговечное письмо. Здорово придумано — писать на мягкой сырой глине очень удобно. Затем глиняные таблички обжигали в печи, и они становились легкими и прочными. Книга состояла из десятков или даже сотен таких табличек, которые хранились в отдельном деревянном ящике. Толстые стебли тростника разрезались на полосы, которые вымачивались в воде, а затем склеивались друг с другом так, чтобы папирус стал плотнее.

На папирусе писали деревянной палочкой или кисточкой, черной краской, изготовленной из угля, смешанного со смолой. Первые слова текста, а также названия месяца и дня писали красными чернилами. А потом папирус свертывали в трубочку, и получался свиток.

Наиболее ценным считался тонкий, хорошо выделанный пергамен белого цвета. Для лучших сортов пергамена брали кожу еще не родившихся животных. На Ближнем Востоке, в Византии и на Балканах пергамен изготовляли, как правило, из козьей или овечьей шкуры; на Руси для этой цели обычно пользовались телячьей.

В древнерусских источниках для обозначения пергамена, помимо термина «харатья», служили также слова «кожа», «мех» и «телятина». В Эфиопии, помимо овечьей, козьей и телячьей кож, использовали лошадиную, антилопью, а порой даже львиную. Пергамен был достаточно дорогим материалом: на одну книгу могло уйти несколько десятков козьих или овечьих шкур. Нередко исписанный пергамен снова пускали в дело: для этого его некоторое время держали в молоке, а затем соскабливали письмо пемзой либо скребком; иногда ненужный текст просто смывали водой. Такой пергамен получил название палимпсест от греч. На пурпурном пергамене сверкающие драгоценным блеском письмена смотрелись особенно эффектно.

Ввиду относительной дешевизны бумага довольно быстро завоевала популярность. Теперь слово «хартия» стали применять и к ней. Сам же термин «бумага» в сегодняшнем его значении начинает употребляться в России не ранее XV столетия первоначально под этим словом понимались вата и хлопок. Бумага Новый материал готовили из измельченной ткани по большей части льняной, конопляной и хлопковой , известковой воды и клейстера. Если в Европе в качестве клейстера применялся животный клей желатин , то в Азии и Северной Африке — крахмал. Европейский способ бумажного производства окончательно сформировался во второй половине XIV столетия.

Ткань вымачивали в течение 11 дней, размельчали в толчее с чистой водой и окончательно перемалывали в другой толчее с добавлением известковой воды. Полученную массу зачерпывали деревянной рамой величиной с формат выделываемого листа. Дно рамы представляло собой сетку из тонких металлических медных нитей: тесно расположенные продольные нити назывались вержерами фр. Примерно с конца XIII в. Равномерно распределив бумажную массу по дну рамы, ее переворачивали на лист войлока. Оставшийся на войлоке бумажный лист накрывали следующим войлочным листом, и процесс повторялся вновь.

Затем полученную стопку клали под пресс. После этого листы бумаги просушивали, проклеивали клеем, вновь просушивали, а в конце разглаживали куском стекла. В Московском царстве первая бумажная мельница появилась в первой половине 60-х гг. XVI в. Качество же первой русской бумаги было крайне низким. Со второй половины XIX в.

Иногда на листах целлюлозной бумаги ставили штемпель — товарную марку бумажной фабрики с номером сорта бумаги. Старейшие из дошедших до нас славянорусских манускриптов, написанных полностью на бумаге, — «Слова Ефрема Сирина» ок. Береста и холст В славянорусской книжности, помимо пергамена и бумаги, употреблялись еще два вида писчего материала — береста и холст. Согласно свидетельству прп. Иосифа Волоцкого и описи Троице-Сергиева монастыря 1642 г. Написаны они чаще всего в Сибири.

Странники Печорского бассейна и томской тайги пользовались берестой и в XX столетии. Бересту также употребляли представители часовенного согласия. Широкую известность получила берестяная книга «Стихосложении», написанная в октябре 1991 г. Более редким явлением было создание книг на холсте. Обе рукописи выполнены одним человеком и украшены инициалами, заставками и орнаментами. Кроме того, известны случаи, когда миниатюры той или иной рукописи писались не на бумаге, а на ткани.

Таковы, например, выполненные маслом на холсте, наклеенном на тафту, барочные миниатюры «Книги о Сивиллах», созданной в 1673 г. Ткань также использовал в своих работах известный городецкий книгописец Иван Блинов: в 1900 г. Чернила Необходимым компонентом любого книгописания являются чернила греч. Рецептов изготовления чернил бытовало очень много. Древнейшие чернящие красители лат. Приблизительно с IV в.

Появление новых чернил было связано с процессом перехода от папируса как основного писчего материала к пергамену, на котором чернила типа атраментум держатся недостаточно прочно и легко размываются. Существовал и третий вид чернил, называвшийся инкауст греч. Данные чернила представляли собой сгущенный путем уваривания и высушенный на солнце отвар дубовых орешков или галлов шарообразные наросты на нижней поверхности листьев дуба, производимые личинками орехотворки — Cynips quercus folii , к которому добавлялось небольшое количество atra-mentum. В изготовленные таким способом чернила, если они казались недостаточно черными, могли положить раскаленный кусок железа, в результате чего получался новый переходный тип чернил. От блестяще-черных атраментум и красноватых железистых чернила инкауст отличались желтовато-коричневатым тоном. Цвет букв византийских рукописей варьируется от бледно-коричневого до блестяще-насыщенного черного, что естественным образом связано с различной рецептурой применяемых чернил.

Византийцы употребляли и сажевые чернила, и чернила инкауст, и, конечно, железистые. В готовые чернила подмешивали гуммиарабик камедь акации. Также известно о весьма редкой разновидности греко-римских чернил, которую добывали из чернильного мешка каракатицы Sepia officinalis — так называемой «чернильной рыбы». Чернильная рецептура на Руси Древнерусская чернильная рецептура чрезвычайно обширна. Однако все известные нам рецепты восходят не далее середины XV в.

Самые необычные находки Сделай оригинальные букмарки из бумаги бересты для своих любимых книг Бумага. История первая Оформи фотографии в стильных рамках из пергамента для создания выразительной галереи что делать?

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий