Михаил Врубель – русский живописец, автор картин практически во всех художественных жанрах. Биография художника Михаила Александровича Врубеля: личная жизнь, болезнь сына, книги о знаменитости. Далее картину перевезли в Петербург, где Врубель продолжал непрерывно переписывать её, портя, по мнению друзей.
Русский модерн: на пути к синтезу искусств
Михаил наконец нашел счастье в личной жизни, о котором так долго мечтал. В начале 20-го века Надя подарила мэтру сына, однако это радостное событие омрачила болезнь ребенка: он родился с заячьей губой. Художник посчитал это злым роком и повторял слова об «испорченной крови». С этого момента в душе творца навсегда поселилась печаль, отвратившая его от творческих поисков и вернувшая к теме демонов. Этой работе он посвящал большую часть суток, порой не отходя от мольберта по двадцать часов. Лицо главного персонажа постоянно менялось, автор продолжал переписывать его даже тогда, когда «Мир искусства» включил картину в выставку. При этом на создателя с бешеной силой давил груз ответственности, что постепенно разрушало хрупкое душевное состояние Михаила. Он говорил, что несет наказание за преступление перед Богом, так как осмелился писать как Иисуса Христа, так и демонов. Ситуацию усугубляло ежедневно выпиваемое художником вино, и вскоре он погрузился в тяжелейшую депрессию. Смерть Весной 1902 года мастера госпитализировали в одну из столичных клиник. Доктора Сербский и Бехтерев поставили больному неутешительный диагноз — прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции.
В больнице живописец провел почти год, и с наступлением ремиссии был выписан. Однако, улучшение состояния оказалось недолгим: вскоре после выписки в семью художника пришла трагедия — умер единственный сын. На фоне этого печального события Врубель погрузился в страшное депрессивное состояние, и уже через несколько месяцев его вновь положили в клинику. Неделями художник находился в бреду, а улучшения длились всего по несколько часов. В эти моменты Михаил просил врачей позволить ему рисовать, ведь только так он мог успокоить израненную душу. Доктора разрешали, но с условием — никаких демонов и другой фантастики. Памятник Михаилу Врубелю Болезнь с каждым годом прогрессировала, и в 1906-м творец лишился зрения. Последние годы Михаила Александровича прошли в психиатрической больнице Санкт-Петербурга в полном мраке. Четыре года гений кисти испытывал физическую боль от того, что не может видеть жизнь и переносить свои впечатления на полотно. Попыток суицида Врубель не предпринимал, но умышленно выходил раздетым на мороз, чтобы приблизить конец.
В апреле 1910 года мастер скончался после перенесенного в тяжелой форме воспаления легких. Похоронили Михаила Александровича на Новодевичьем кладбище, куда в день прощания пришло множество деятелей искусств и простые горожане. Многим запомнилась вдохновенная речь Александра Блока , который назвал Врубеля «Вестником иных миров».
В Средневековье, изображая сатану, наделяли его исполинским телом неимоверных размеров, животными чертами, многорукостью. Но это всегда были образы зла и тьмы. Голова пророка. Демоны уже позади. Он смотрит на мир не с презрением, а видя прекрасную тайну и глубину самой жизни. В искусстве — эпоха романтизма с изображением сильных зачастую бунтарских страстей и характеров. Образ сатаны становится почти положительным. Демон —как символ бунтаря-одиночки, бросающего вызов закостенелому обществу. В искусстве появляется целая галерея мятежных демонов — и у Байрона, и у Лермонтова. Врубель — наследник этой традиции. В свое время Лермонтов пытался отделаться от своего демонического героя. И этот дикий бред Преследовал мой разум много лет. Но я, расставшись с прочими мечтами, И от него отделался — стихами! Хотя вовсе не отделался. А разве Печорин не демоничен? И разве не демоничны насмешки над недалеким Мартыновым? Вот и Врубель не отделался. Картина «Демон летящий» осталась незаконченной. Но образ Демона вновь полностью владеет художником, взывая к своему новому воплощению. В декабре 1901 года появляется другая картина — «Демон поверженный». Врубель снова и снова переписывает свое полотно, не прекращая работы даже на выставках в Москве и особенно в Петербурге. На холсте вывернутое, словно под пытками изломанное тело. Врубель надеялся, что картину приобретет Третьяковская галерея. Друзья-художники, от которых зависело приобретение его заветной картины, критикуют неправильную анатомию в изображении фигуры Демона. Врубель был в бешенстве. Потеряв всякий такт, он откровенно оскорблял Серова, Остроухова и даже свою жену. Остроухов, член Художественного совета Третьяковской галереи, писал по этому поводу: «Врубель так истерзал меня своими сценами, что не могу спокойно смотреть еще его вещь, каждый павлиний глаз крыльев Демона точно кричит мне врубелевскими изнервничавшимися криками... Он не следовал анатомической правильности. Реализм был не важен для него. Наконец он нашел того, кого искал, — своего подлинно трагического Демона. Его вывернутое, изломанное тело — метафора пережитых внутренних мучений, борений духа. Сильное, возвышенное в человеке-творце давится, попирается тяжеловесными устоями общества. Этот человек затравлен, повергнут, но не сломлен. Он продолжает свою тяжбу с Богом, с миром, с людьми. В нем нет примирения, и в душе собираются силы для нового восстания. Врубель намеревается ехать в Париж и там выставить своего «Демона» под названием «Икона». В работе над этой картиной Михаил Александрович впадет в настоящее духовное помрачение. Те, кто видел его в те дни на выставке в Петербурге, были потрясены происходящим. Впрочем, лучше предоставить слово очевидцам. В этой последней борьбе было что-то ужасное и чудовищное. Каждый день мы находили новые и новые изменения. Лицо Демона одно время становилось все страшнее и страшнее, мучительнее и мучительнее». Но кажется, дух, которым Врубель пленился и которого возвеличил, насмеялся над ним самим. После эйфорического подъема работы Врубель впадает в тяжелую депрессию. Рассудок художника не выдерживает невероятного творческого напряжения. В апреле 1902 года Врубель попадает в психиатрическую больницу. Болезнь Михаила Александровича загадочна. Многое сыграло свою роль в этом срыве: и непонимание Врубеля собратьями-художниками, глухота к его поискам, и, конечно, изматывающая творческая борьба, в которой Врубель пытался запечатлеть сущность Демона. Но Демон постоянно менялся, ускользал, и этот поединок становится наваждением для художника. А может быть, текучесть сущности и есть суть демонического. Все двоится, троится, ни в чем нельзя нащупать твердой почвы. Найденная истина вскоре оборачивается лукавым обманом. Просветление В больнице Михаил Александрович скоро теряет лоск и утонченность, в нем трудно узнать былого франта. Болезнь обезобразила его внешность. Сестра жены Врубеля, Екатерина Ивановна Ге, писала: «... Это внешне. А внутри — мукой купленное просветление. Врубель окончательно расстается со своими демонами. В больнице Михаил Александрович рисует портрет своего врача, доктор Усольцева, человека очень религиозного. Теперь я должен видеть других и полноту образа моего Бога», — пишет Врубель на обороте этой картины. Начинается духовный перелом в исканиях Врубеля. Поздняя работа Врубеля «Шестикрылый серафим» — ангел, приближенный к престолу Бога. Ангел, уничтожающий всякое помрачение: Перстами легкими, как сон, Моих зениц коснулся он. Отверзлись вещие зеницы... Демоническая пелена спадает, и Врубель обретает вещее зрение. Таков закон всякого подлинного знания. Оно начинается с очищения и обновления. Много личного для Врубеля в картине «Голова пророка». Здесь так очевидно портретное сходство. Как много перестрадал этот человек.
Рассказываем о главных работах. Михаила Врубеля называют одним из самых загадочных русских художников, и это не просто красивые слова. Он получил академическое образование и благодаря школе Павла Чистякова прекрасно писал с натуры, изучал средневековые витражи и мозаики в Венеции, реставрировал фрески и писал иконы в Киеве. Но в своих картинах уже плавно переходил к абстракции — использовал орнамент, крупные мазки и изображал будто какие-то иные миры. Врубель так и не был до конца понят современниками и стал предвестником беспредметного искусства XX века. Кроме того, он обладал визионерским даром — видел в голове целостные образы и композиции — и упорно пытался выразить их в искусстве. Холста для этого было недостаточно, поэтому художник исследовал одни и те же сказочно-мистические мотивы с помощью разных техник, а иногда и синтезировал их, например, пытался перенести майоликовый блеск на полотна. Приблизиться к разгадке этого творческого метода — вот главная задача кураторов Ирины Шумановой заведующей отделом графики XVIII — начала XX века в Третьяковке и Анатолия Ипполитова научного сотрудника отдела западноевропейского искусства Эрмитажа. На картине в образе царевны из пушкинской сказки изображена жена художника — оперная певица Надежда Забела-Врубель. Репетиции жены вдохновили Врубеля на эту картину, позднее художник также создал декорации к спектаклю. Эта довольно поздняя картина 1900 года словно настраивает на знакомство с Врубелем, поскольку объединяет основные черты его творчества: образ путеводительницы по жизни как и Прекрасная Дама у Блока, Надежда Забела-Врубель становится главной музой художника , опору на литературный сюжет, мистику, демоничность, перламутровые краски, мотив превращений и сочетание реального, театрального и фантазийного. Демониана Врубеля Следующий зал посвящен главной теме в творчестве Врубеля — здесь собрали трех «Демонов». Важно понимать, что это не дьявол и не черт, а некое божество, которое страдает от того, что не может найти себе места ни на земле, ни на небе. Этот образ художник исследовал на протяжении всей жизни. Еще в молодости написал «Демона сидящего»: он погружен в раздумья и одиноко наблюдает за миром с высокой скалы. Эта одна из первых работ, где художник в поисках своего стиля несколько упростил форму: металлической лопаткой наложил крупные мазки и создал на картине эффект мозаики.
Последовательность исполнения рисунка говорит о том, что вначале были мастерски нарисованные декоративные складки спадающей простыни, а уж затем на них или из них выросла эта вполне реалистически выглядящая голова. Грубо говоря, это все равно что вначале нарисовать виселицу, а потом в петлю запихнуть повешенного. Впрочем, стоит принять к сведению, что рисунок был сделан в клинике «Фантазия», 1903—1904. Надеемся, не будет большой натяжкой и такое предположение, что и серия с растрепанным, вихревым узором из ветвей и цветов сирени создавалась Врубелем как раз в ожидании того, когда оттуда проявится, в конце концов вынырнет таинственное женское лицо. Можно еще вспомнить о ранней «Девочке на фоне персидского ковра» и многих других вещах. Примеры можно множить, и, как говорил Поль Валери, дальше идите сами. Век модерна, art nouveau, буквально присягнул на верность орнаменту и декору. От огромных живописных панно и мозаик до чугунных вьюнов Эктора Гимара для парижского метро, а также книжных заставок и пригласительных билетов самых разных типов — от Вены до Лондона, всюду царила эта украшательская вакханалия. Но все же нечто существенное отличало его на тогдашней европейской карте художеств, что не позволяет безоговорочно причислить художника к какому-либо из германских или австрийских подразделений Сецессиона. Взять тот же узор. Например, если салонные богини и светские дамы Густава Климта, на которых австриец накидывал прозрачные занавеси или мантии, отделанные золотом, выглядели роскошно задрапированными femmes fatales, то героини Врубеля если их так можно назвать , кажется никогда не знавшие кроя портного, просто родились из девственной природы — из переливов перламутра, морской воды, играющих самоцветов и трепета перьев вспомним «Царевну Лебедь» или «Жемчужину». У русского художника, кажется, и в мыслях не было никакой фривольности что-то отдаленно похожее на эротику появилось у него во время пребывания в клинике, да и то ненадолго. И если у героинь Климта узор — это только примета альковной игры, то у персонажей Врубеля — это знак их места в природе, в мире. Врубель, пренебрежительно относившийся к искусству служения высокой социальной миссии то есть отторгавший «передвижнический содержательный проект» , был все же исполнен идеи высокого служения опять же некой Истине, под которой нужно подразумевать Искусство и Мастерство. Возможно, отсюда его бесконечные графические штудии, которые своей сложностью свели бы с ума любого другого художника, но которые Врубеля именно что спасли, удерживали над пропастью безумия, они должны были быть свидетельствами его неугасающего мастерства.
Михаил Врубель: трагедия гения
Биография Михаила Врубеля, годы жизни, автопортрет, информация о самых известных картинах художника с многочисленными примерами. В Третьяковской галерее на Крымском Валу открылась выставка Михаила Врубеля (1856–1910), сделанная кураторами Ириной Шумановой и Аркадием Ипполитовым без повода вроде какой-нибудь круглой даты — из чистой любви к художнику. Все работы художника Михаила Александровича Врубеля.
Самые знаменитые картины Врубеля…
- Немного биографии и особенности творчества…
- Выставка Михаила Врубеля пройдёт в Русском музее со 2 июня до 2 августа
- Михаил Врубель — биография
- Русский музей опубликовал виртуальную выставку «Михаил Врубель» - События
- Русский музей собрал известные картины Врубеля на выставке к 165-летию художника
Популярное
- Картины Врубель. Живопись, художник врубель
- Необычный ракурс
- Новые публикации
- Творчество Михаила Врубеля
- Лаврушинский переулок, 10, залы Врубеля (32–34)
Врубель: 200 рисунков и холстов под крышей Русского музея
Неразделенная любовь Во время работы над росписью Кирилловской церкви, для реставрации которой его пригласил в Киев профессор А. Прахов, Врубель без памяти влюбился в эксцентричную жену Прахова — Эмилию Львовну. Коровин вспоминает, как во время купания в пруду увидел на груди Врубеля большие шрамы, на вопрос о них несчастный влюбленный ответил: «... Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но когда резал себя, страдания уменьшались». Демон пятый. В Одессе он впервые начинает работать над образом Демона сидящего. Серов вспоминал, что видел поясное изображение Демона на фоне гор: «...
Картина создавалась лишь двумя масляными красками: белилами и сажей. Врубелю не было равных в передаче оттенков белого цвета. Отцу Михаила Александровича работа не понравилась: «Демон этот показался мне злою, чувственною... Художник уничтожил этот вариант, но вернулся к теме Демона позже, в Москве. Демон сидящий. В «Демоне сидящем» наиболее отчетливо проявилась «фирменная» врубелевская крупная «лепка» и кристаллобразность живописи. Примечательно, что Анна Врубель вспоминала об увлечении брата в гимназии естествознанием и выращиванием кристаллов.
Демон шестой. Лермонтовский В 1891 году Врубелю предложили сделать иллюстрации к собранию сочинений Лермонтова, издаваемому фирмой Кушнерева. Конечно же, он начал с «Демона»! Художник рисовал его бесконечно, сделав множество набросков.
Портрет Н. С Гумилёва. А, Ахматовой. Государственная Третьяковская галерея Судьбы живописцев и поэтов тесно переплетались, они регулярно встречались на литературных и музыкальных вечерах. Приятельские и дружеские отношения помогали художникам приоткрывать внутренний мир человека, изображенного на полотне. Стиль модерн проявил себя и в пейзажной живописи конца 1890-х — 1910-х годов.
В пейзажах К. Богаевского отразились его впечатления от произведений мастеров итальянского Возрождения, французского классицизма и немецкого романтизма. Волошин называл произведения Богаевского историческим пейзажем, аргументируя тем, что на полотнах художника восточный Крым предстаёт как древняя Киммерия. Богаевский изображает пейзаж, глядя на него сквозь призму прошлого, то есть фактически воссоздает свое представление о том, как эта земля, ее горы, небо, море и реки выглядели столетия назад. Подчёркивая фантастичность реального пейзажа, Богаевский, по сути, добивается его мифологизации. Константин Богаевский. Берег моря. Государственная Третьяковская галерея Константин Богаевский. Пустыня Сказка. Государственная Третьяковская галерея Жизнерадостным элегизмом проникнуты работы А.
Идеалистическая возвышенная трактовка натурных мотивов, живописная техника, напоминающая неровную поверхность старой фрески, позволяет относить его работу «На балконе» 1909 к жанру картины-панно. Александр Савинов. На балконе. Государственная Третьяковская галерея Многоцветие и декоративность соединились со столь характерным для искусства модерна интересом к художественным традициям прошедших эпох в работе И. Бродского «Италия» 1911. Художник проводил лето на Капри в гостях у А. Горького, где и написал эту картину, изобразив на ней себя и близких. Чувство восхищения щедростью южного края превратила это полотно в гимн щедрости средиземноморской природы. Цветовая гамма лёгкой, почти невесомой живописи обнаруживает сходство со средневековыми гобеленами. На картине рождается образ райского сада, в котором царят гармония и радость.
Иосиф Бродский. Государственная Третьяковская галерея Отечественные художники рубежа XIX—ХХ веков бурно осваивали европейские традиции, следуя по пути интернационального модерна, отличающегося многообразие типологических форм. Обращаясь к идеям символизма, мастера модерна не просто наполняли свои композиции образами-символами, а преображали реальность во имя достижения художественной истины. Погружающие в мир грез произведения — как редко покидающие запасники Третьяковской галереи, так и хорошо знакомые публике в рамках постоянной экспозиции, — продемонстрируют модерн в России в его многообразии. Николай Андреев. Портрет Зои Покровской. Государственная Третьяковская галерея Николай Андреев.
По словам собеседницы «ВМ», эти картины в 1995 году были переданы в Третьяковку для проведения экспертизы и последующего временного хранения. При этом с того момента никто не заявлял о праве собственности на эти картины. Документы, указывающие на их принадлежность кому-либо, также отсутствуют. В связи с этим прокуратура направила в суд иск о признании картин бесхозяйными и передаче их в собственность государства.
В экспозицию вошли картины Врубеля "Летящий демон", "Богатырь", "Утро", "Шестикрылый Серафим", которые хранятся в Русском музее, а также "Царевна-Лебедь", "Демон сидящий ", "Пан" из Третьяковки многие другие произведения. Выставка дает представление обо всех периодах творчества Врубеля: от учебы в Академии художеств до присоединения к Мамонтовскому кружку в Москве, декоративно-прикладном искусстве, театральной живописи и последних годах его жизни. Михаил Врубель 1856-1910 родился в Омске, с детства увлекался рисованием. Он учился на юриста по настоянию отца, но потом поступил в Академию художеств.
Также по теме
- Михаил Врубель в 10 шедеврах
- Врубель: 200 рисунков и холстов под крышей Русского музея
- "Реальная" мистика в жизни. Художник Михаил Александрович Врубель | Пикабу
- «Демоны» и «ангелы» Михаила Врубеля. 5 известных картин художника
- Что ещё посмотреть:
«Демоны» и «ангелы» Михаила Врубеля. 5 известных картин художника
Две «бесхозяйные» картины Врубеля перешли в собственность Третьяковской галереи | Михаил Врубель – русский живописец, автор картин практически во всех художественных жанрах. |
Работы Михаила Врубеля | Биография Михаила Врубеля, годы жизни, автопортрет, информация о самых известных картинах художника с многочисленными примерами. |
Русский музей собрал известные картины Врубеля на выставке к 165-летию художника
И когда творческие неудачи наложились на личные проблемы, когда алкоголь сделался спасением и бедствием, демоническое стало тонкой змеистой струйкой втекать в душу художника, искушать, беспокоить, требовать своего воплощения. Демон и Тамара А затем была опера А. Рубинштейна «Демон». Для Михаила Врубеля, потрясённого дивными голосами певцов и самой постановкой, это стало рубежом, через который он с лёгкостью перешагнул. Вот отзыв об одном из первых демонов Врубеля: «Демон мне показался злою, чувственною отталкивающей пожилой женщиной. Миша говорит, что Демон — это дух, соединяющий в себе мужской и женский облик. Дух, не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всём том дух властный, величавый» Эскиз же самого первого Демона Врубель уничтожил, недовольный сделанным.
Отчаявшись написать Демона маслом, он попытался изобразить его в скульптуре, вылепить демоническую плоть руками. Но одна скульптура развалилась, вторая показалась художнику утрированной. Он жаждал воплотить светлую божественность Демона, ангела богорожденного, но замаранного выхолощенным христианским мифом, жаждал показать миру Демона как добро, освободившееся от безгрешности. Мир Врубеля. Демон сидящий. И написанная плоть оживала, наполнялась реальной силой.
Демон на глазах всё рос и рос, придвигался к краю картины, заполнял собой весь холст, не умещался на холсте, и Врубель собственноручно подшивал новые куски. Но Демон перерос и увеличенный холст — верхняя часть его головы кажется срезанной. Темное лицо, лиловый рот, чёрная масса волос, красные отблески в глазах и за ухом — признаки демонической натуры. Никто и никогда до Врубеля не сумел так поразительно сочетать холодные и тёплые плоскости красок, как это было сделано в «Демоне сидящем». Мазки, точно стёклышки калейдоскопа, сверкают на полотне, сливаясь в объёмные фигуры. Своей кистью Врубель открыл двери мёртвого мира.
Иллюстрации к поэме Лермонтова "Демон". Голова Демона на фоне гор Кавказа И не случайным, а вполне закономерным и даже, наверное, неизбежным стал полученный Врубелем заказ на иллюстрирование готовящегося к изданию собрания сочинений М. Демон, живший до сего момента лишь в поэтических строчках, обрёл, наконец, свою красочную плоть.
И вдруг на наших глазах космические штрихи на бумаге стали постепенно приобретать кристаллическую форму. Богоматерь с младенцем. Демон четвертый. Неразделенная любовь Во время работы над росписью Кирилловской церкви, для реставрации которой его пригласил в Киев профессор А. Прахов, Врубель без памяти влюбился в эксцентричную жену Прахова — Эмилию Львовну. Коровин вспоминает, как во время купания в пруду увидел на груди Врубеля большие шрамы, на вопрос о них несчастный влюбленный ответил: «... Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но когда резал себя, страдания уменьшались». Демон пятый. В Одессе он впервые начинает работать над образом Демона сидящего. Серов вспоминал, что видел поясное изображение Демона на фоне гор: «... Картина создавалась лишь двумя масляными красками: белилами и сажей. Врубелю не было равных в передаче оттенков белого цвета. Отцу Михаила Александровича работа не понравилась: «Демон этот показался мне злою, чувственною... Художник уничтожил этот вариант, но вернулся к теме Демона позже, в Москве. Демон сидящий. В «Демоне сидящем» наиболее отчетливо проявилась «фирменная» врубелевская крупная «лепка» и кристаллобразность живописи. Примечательно, что Анна Врубель вспоминала об увлечении брата в гимназии естествознанием и выращиванием кристаллов. Демон шестой.
Вскоре новым талантом заинтересовались другие московские меценаты, которые пожелали, чтобы Врубель так же сказочно украсил и их дома. На самом деле его заказчики вовсе не были чудаками. Они хотели следовать трендам, ведь такой элемент модерна, как роспись интерьера и фасада, процветал в те годы и в Европе. Так, в Австрии, к примеру, Густав Климт занимался тем же самым», — говорит Людмила Сайгина, научный сотрудник Государственного музея архитектуры имени А. Самому Врубелю, побывавшему в Европе, хотелось отойти от станковой живописи, перейти к чему-то более масштабному, современному и при этом фантастическому, мистическому. Таким образом, своим творчеством художник попал в тренд того времени. Сергей Собянин представил основные объекты реставрации 2022 года Семья девочки с персиками. Для этого был приглашен Врубель. Но заказчики не приняли изображение легенды о Парисе: слишком новаторской им показалась эта работа. Елизавету и ее супруга Карла Дункера не устроил и второй вариант, предложенный Врубелем. Таким образом, особняк остался без декоративных панно», — рассказала Людмила Сайгина. Несмотря на неудачный опыт с Дункерами, художник продолжал получать заказы. Среди его клиентов — мануфактурщики Морозовы. Дома для многих из них проектировал архитектор Федор Шехтель, пригласивший Михаила Врубеля к созданию интерьеров — так сложился их творческий тандем. В частности, Шехтель и Врубель трудились над особняком Зинаиды, жены Саввы Морозова, по адресу: улица Спиридоновка, дом 17. Сегодня особняк Зинаиды и Саввы Морозовых также можно посетить во время онлайн-тура и увидеть так называемый зал Врубеля с аллегорическими панно. Об этом эпизоде рассказал в своих мемуарах художник Константин Коровин. Савва Морозов согласился с идеей художника, но деньги платить не спешил. Морозов удивился быстроте художника и заплатил ему.
Если вы остановились в отеле на Невском, то обязательно посетите Русский музей. Новая экспозиция художника — это возможность увидеть разнообразное творчество мастера и ощутить его околомистическую атмосферу.
«Поверженный демон» Михаила Врубеля
Его Демон всем и всему чужой. Но в нем нечеловеческая мощь. Он никому не уступит ни на земле, ни над землей. Вокруг этой одинокой исполинской фигуры открывается неземной пейзаж. Сине-лиловый тон покрывает небо, освещает застывшие громады гор. Сумеречные цветовые гармонии создают особую изобразительную силу образа. Над толпой Для Врубеля творец, художник — всегда над толпой. Он избран «будить душу от мелочей будничного». А мелочами, чепухой и обыденностью и наполнена большей частью человеческая жизнь. Оттого обреченность на непонимание и бесконечное одиночество: «Я художник, но я никому не нужен. Никто не понимает, что я делаю, но я так хочу», — жаловался Врубель Коровину.
Отец Врубеля писал о сыне: «В разговорах обнаруживал неимоверное самомнение как о художнике, творце и вследствие этого не допускал никакого обобщения, никакой мерки, никакого сравнения его — художника — с людьми обыкновенными». Демон и Тамара. Может быть, здесь путь к Демону? Монументальность, мощь всей фигуры есть утверждение силы, гордыни. Неподвижный исполин. Ему безмерно тоскливо в безлюдном замкнутом царстве собственной души. Где же выход из этой замкнутости? Где тот единственный луч, который осветит душевный сумрак? У большого художника Врубеля сквозь личное сквозит дыхание эпохи. Блок увидит во врубелевских демонах предсказание судьбы русской интеллигенции на переломе веков.
Творцы Серебряного века, они знали переход света во тьму. Вся Россия спит. В столовой много народа. Наверное, здесь нет ни одного обывателя, человека вообще или просто человека. Всё наружу, всё почти бесстыдно. По сонным улицам мелкой рысцой бежит извозчичья лошадь. Какое-то пьянство без вина. Пища, которая не насыщает. Опять тоска». Тоска врубелевского Демона.
Интеллигенция на сломе веков. Они делали идола из искусства, обожествляли себя как творцов. Шестикрылый Серафим. Картина написана после духовного перелома Врубеля. Демоническая пелена спадает, художник обретает вещее зрение. Забела стала для Врубеля светлым ангелом, который согревал, вдохновлял, спасал от одиночества. Когда они поженились, Врубелю было 39. Судьба открывала следующую страницу. Из его жизни ушло какое-то общее неустройство, о котором вспоминали многие. После встречи с Забелой Врубель перестал рисовать Демона.
Развеялся лиловый сумрак. Он словно освободился от демонических чар и гнета. И вокруг, и в нем самом все просветлело. И обычная ругань критиков воспринималась по-другому — легче. Когда он познакомился с Надеждой Забелой, разразился скандал по поводу панно «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович». Врубель представил эти громадные панно по заказу Мамонтова для украшения павильона искусств на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. И «Микула Селянинович» — сила земли русской. Академическое жюри работы Врубеля не приняло. Критики утверждали: «декадентское уродство»! Разгневанный Мамонтов строит для этих панно отдельный павильон.
Михаил Александрович еще больше убедился в своем непризнании и еще больше почувствовал себя сиротой этой жизни». Так же ругали и «Демона сидящего», и врубелевские иллюстрации к поэме Лермонтова. Ругали многие, но были и те, которые чувствовали этот сильный, особый дар и не могли перед ним не преклоняться. Среди них был Савва Мамонтов, в частной опере которого пела Надежда Забела. И вскоре весь этот сказочный род оживет в картинах Врубеля, в сценических костюмах, в скульптурах. Он боготворил жену. Как эстет, не мог не восхищаться ее голосом. Придумывал для нее сценические костюмы, рисовал декорации к операм. То была светлая, гармоничная пора в жизни Врубеля. Ему хотелось цельности и ясности бытия.
Теперь он тянется к исконно русскому, народному: «Морская царевна, «Тридцать три богатыря», майолики «Снегурочка», «Купава», «Садко». В ответ на все обвинения в декадентстве Врубель пишет своего «Богатыря». Кряжистый, земной, мощный — соль русской земли. Знак судьбы И все-таки даже в картинах-сказках Врубеля виден второй план — тревожный и жутковатый. Есть двойственность и лукавость во врубелевском «Пане». Он добродушный старичок-лесовичок или колдовской леший с прозрачными глазами, обернувшийся из древесной коры и корней? И пейзаж картины «К ночи» дышит таинственным, тревожным. Во всем присутствие потусторонней силы. Даже «Сирень» у Врубеля затягивает зрителя в воронку, в душный, лиловый сумрак.
Надежда дала согласие, но попросила сначала написать ее портрет. В итоге Врубель написал не один, а целых три варианта Надежды с напарницей по театру Татьяной Любатович. На выставке есть и знаменитая «Сирень», созданная по фотографии с Надеждой Забелой, и сценические образы жены, как «Снегурочка» или «Царевна Волхова». Супруга стала не только основной моделью художника, но и верным другом на протяжении всей жизни, разделив в годы болезни судьбу мужа. А когда Врубель ослеп, голос Забелы-Врубель стал для него единственной связью с миром. Еще одним интересным пунктом на выставке стал Ренессансный зал, где кураторы смогли собрать три панно и три плафона, созданные Врубелем для дома инженера К. Дункера и Е. Дункер, дочери известного коллекционера Д. Заказчики хотели, чтобы художник создал «что-нибудь относящиеся к эпохе Ренессанса», а в итоге Врубель выбрал темой триптиха популярный в искусстве Возрождения античный миф «Суд Париса». Для этой работы художник стал экспериментировать с красками, пытаясь достигнуть эффекта старины, но в итоге панно сильно поблекло. К экспозиции работу отреставрировали, приблизив колорит к первоначальному сиянию, которое современникам напоминало перламутровые переливы. А плафоны решено было разместить на пьедестале, «словно блюда на столе», комментирует Ирина Шуманова, чтобы зритель мог детально рассмотреть сложный рисунок и затеянную художником игру с перспективой. Если же все-таки захочется представить, как это выглядело на потолке, то над плафоном разместили зеркала. Впрочем, заказчики так и не оценили задумку Врубеля и отвергли «ренессансный» триптих. Взамен художник предложил новый — «барочный», но выполнить из этого проекта смог лишь одну композицию «Венеция», которая находится на выставке по соседству с триптихом. Самая новаторская часть экспозиции — это цикл больничных рисунков, которому кураторы отдали целых два этажа.
Пришлось даже пойти в гувернеры. Рассказывают, что однажды летним днем 1884 года, зайдя в киевский ресторанчик, Врубель не смог расплатиться за обед, заявив официанту: "Денег у меня нет, а вот извольте предложить хозяину эту акварель". Хозяин, даже не взглянув на рисунок, поднял скандал. На шум вышла его дочь, взяла в руки "странную" картинку. Вы художник? Ладно, идите. Тот обед 28-летнего Врубеля стоил всего два рубля. Но с какой радостью ему вернули акварель, когда он принес долг. Между тем, то был этюд к "Восточной сказке", которая вот уже сто лет украшает Русский музей. В ноябре 1884 года Врубель на время оставляет работы для поездки в Венецию, где он пробыл до мая 1885 года. Там он изучал творчество мастеров XV в, написал четыре иконы для иконостаса Кирилловской церкви "Св. Афанасий", "Богоматерь с младенцем", "Сошествие Св. Духа" и др. Лучшее из этих произведений - икона "Богоматерь" 1885, Гос. Прахова, в которую Врубель был тайно влюблен. Вернувшись в Киев, Врубель метался. Он словно не находил себе места - то принимал решение уехать из Киева и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу , то возвращался опять. Он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же и жестоко бедствовал, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими. Нет прямых свидетельств душевного состояния художника в то время, но очевидно, что он переживал не только денежный кризис. В конце концов, он продолжает реставрационные работы, а в 1887 году ему поручается исполнение фресок и для Владимирского собора по эскизам, сделанным им частью еще ранее. В том же году стал заниматься скульптурой и создал и в этой области замечательные произведения. В Киеве Врубель создает картины "Восточная сказка" и "Девочка на фоне персидского ковра", а также первые варианты "Демона". Врубель написал на стенах Кирилловской церкви несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и две самостоятельные композиции - "Сошествие святого духа" и "Оплакивание". Всего им выполнены работы по обновлению 150 фрагментов древних фресок и созданы четыре новые композиции на месте утраченных. В своих работах он попытался модернизировать византийскую эстетику, внеся в них элементы современного мироощущения, что было трудно назвать традиционно религиозным. По словам Нестерова, Врубель "витал в своих видениях, грезах, а эти грезы, посещая его, не оставались его гостями долго, уступая свое место новым мечтам, новым образам, невиданным, нежданным, негаданным, прекрасным видениям жизни и фантазии чудесного художника "нездешних стран". Как бы то ни было, его иконописные "дерзания" вызвали недоумение. Врубель вложил в свои эскизы такую философскую глубину, что был обвинен в нарушении канонов церкви и в 1889 году отстранен от работ. Лишь после его смерти церковь признала, что врубелевские эскизы соборных росписей так же ценны, как и библейские этюды Александра Иванова. В те же дни, изгнанный из Владимирского собора, вчитываясь в строки Лермонтова, Врубель ощущает в себе "дух изгнания". И он везет в Москву, навстречу судьбе, образ "Демона", который станет символом его жизни. Переселение было внезапным, почти случайным. Осенью 1889 года Врубель поехал в Казань навестить заболевшего отца и на обратном пути остановился в Москве - всего на несколько дней. Но Москва его затянула и навсегда оторвала от Киева. Так и было поначалу. Блестяще образованный, всегда со вкусом одетый, Врубель был принят везде. Через посредство В. Серова Врубель знакомится с известным меценатом Саввой Ивановичем Мамонтовым. В 1890 году, через год после приезда Врубеля в Москву, будет написан "Демон Сидящий". И только один человек сразу поймет, откуда взялся этот образ. Художник Константин Коровин встретил Михаила Врубеля еще в его украинский период, в усадьбе под Полтавой, где тот жил летом в гувернерах. И был очарован его породистым лицом, тонкими крепкими руками, тем, как он держится, как ест, как легко и ловко ездит верхом... А затем, во время купания, заметив большие белые шрамы на груди Врубеля, в ответ на свой вопрос, услыхал: "Я любил женщину и сильно страдал. И когда резал себя ножом, страдания уменьшались". Позже он понял главное страдание этого человека. Никто не понимает, что я делаю, но... Я так хочу! В знаменитой картине "Демон сидящий" 1890, ГТГ Врубель пишет "молодую, уныло-задумчивую фигуру" среди фантастического лилово-терракотового ландшафта, кристаллических, драгоценных цветов. Лиловое небо в картине написано тем загадочным цветом, который был так любим в "эпоху угасания", как называли конец XIX века. Могучее прекрасное тело словно не умещается в раме, заломлены руки, трогательно прекрасно лицо, в глазах нечеловеческая скорбь. В Москве в 1891 году Врубель сблизился с кружком художников и музыкантов, собравшихся вокруг Саввы Мамонтова, прежде всего с В. Серовым, К. Коровиным, В. Врубель жил в доме Мамонтова и работал как скульптор, дизайнер, монументалист, театральный декоратор, создав огромное число произведений. Савва Мамонтов отдал в полное распоряжение Врубеля одну из лучших своих мастерских. А уже через неделю, потрясенный, сообщил Коровину: "Вы видели, что он пишет? Я ничего подобного не видел никогда. Жуть берет! В 1890 году он показал своего "Демона сидящего", задуманного еще в Киеве. Эта картина стала символом наступающей эпохи - эпохи символизма и религиозного реформаторства. Мамонтов был в ужасе.
Репин, Врубель работал по двадцать часов в день и уже вырабатывал свой собственный стиль живописи. Натурщица в обстановке Ренессанса. Именно поэтому Чистяков посоветовал А. Прахову его для реставрации церкви Кирилловского монастыря под Киевом. Реставрация и храмовая роспись В начале 1884 года, так и не окончив Академию, молодой художник отправился в Киев. Там вместе с другими учениками киевской рисовальной школы он занимался «поновлением» прописыванием по контуру старых, оставшихся на стенах фресок. Но кроме «поновления», Врубель должен был создать и новые росписи, для чего подробно изучил многовековую иконографическую традицию древнерусского искусства, включая миниатюры в старинных Евангелиях. В этот период появляются работы художника, проявляющие всю глубину познания и проникновения Врубеля религиозной темой. Сошествие Святого Духа на апостолов. Проведя в Венеции полгода, в апреле 1885-го Врубель вернулся в Киев и под впечатлением от путешествия создал четыре иконы: «Св. Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св. Афанасий» и «Христос Спаситель». Михаил соединил воедино мистику и аскезу византийской абстракции с жизненной полнотой образов Ренессанса и наполнил застывшие типажи 12 апостолов, изображенных им на своде, плотью и кровью. Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых. Но на пути художника появились первые неудачи. Врубель предложил свой вариант росписи плафона Владимирского собора на тему «Пятый день сотворения мира — отделение воды от тверди». Хоть он и трудился по чужим, ранее утвержденным эскизам, он привнес свои орнаменты. Но заказчики не приняли работу. Также был отвергнут набросок «Воскресение. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве» из-за обнаженных фигур стражников и больших размеров фреска налегала на дверцу. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. Творческие неудачи и увлечение спиртным и женщинами усугубило положение. Новое направление Помимо живописи Михаил увлекался музыкой, литературой и театром. Всего несколько строк Лермонтова «По небу полуночи ангел летел…» он создал картину «Ангел с кадилом и свечей». Ангел с кадилом и свечей. Рубинштейна «Демон», которую в Киеве поставил И. Живописец, пораженный спектаклем и голосами артистов, загорелся идеей написать образ увиденного им демона, что впоследствии станет его одержимостью. Рассмотрев иллюстрации к одноименной поэме М. Лермонтова, Михаил Александрович стал уверять друзей, что никто не понимает, каков демон на самом деле. Все вечно путают его то с дьяволом, то с чертом, а ведь с греческого «демон» переводится как «душа». Это нужно соотносить и с поэзией Лермонтова, проникнутой смятением, борьбой с обуреваемыми душу страстями, жаждой познания истины и веры. Знакомство с меценатом Саввой Мамонтовым, обожавшим талантливых людей, в 1889 году позволило Врубелю решить финансовые вопросы и продолжить свою работу. Савва Иванович по достоинству оценил талант Врубеля, после чего пригласил его в Москву жить в своем доме. Демон сидящий. Иллюстрация к поэме М. Лермонтова «Демон» 1890-1891 Пляска Тамары. Лермонтова «Демон» 1890-1891 «Несется конь быстрее лани…» Иллюстрация к поэме М. Лермонтова «Демон» 1890-1891 Кроме иллюстраций к «Демону», Врубель создал рисунки к собранию сочинений, но данные издания вызвали возмущение читателей, напуганных иллюстрациями. И только такие мастера, как В. Поленов, И. Репин и В. Суриков понимали, что в художественном мире появился новый гений. Михаил Александрович продолжал жить у Мамонтовых и отправился с ними в путешествие по Италии, Франции и Греции, что поспособствовало созданию «европейских» работ. Заказ на эти панно — со свободным выбором темы — был передан Врубелю. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве.
ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович (1856-1910)
Михаил Врубель с детства мечтал стать художником, но по настоянию отца поступил на юридический факультет Петербургского университета. Биография Михаила Врубеля, годы жизни, автопортрет, информация о самых известных картинах художника с многочисленными примерами. Картины Михаила Врубеля, первого русского художника-символиста конца ХІХ в., сложно не узнать: его творческая манера настолько самобытна, что его работы невозможно перепутать с другими.
Михаил Александрович Врубель
Картина М. Врубеля "Царевна-лебедь" Михаил Врубель – русский художник рубежа XIX-XX веков. Михаил Врубель принадлежит к прославленной плеяде русских мастеров рубежа XIX и ХХ веков, и цель данной выставки — показать творческий метод художника, особенности его мышления, координаты созданной им художественной системы. Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге еще раз продлил работу выставки «Михаил Врубель. Полная биография художника Михаила Врубеля. Личная жизнь, фотографии, интересные факты из жизни, картины художника на портале «». Михаил Врубель (1856-1910) родился в Омске, с детства увлекался рисованием.
Работы Михаила Врубеля
Врубель: художник на все времена | Картины Михаила Врубеля, первого русского художника-символиста конца ХІХ в., сложно не узнать: его творческая манера настолько самобытна, что его работы невозможно перепутать с другими. |
Самые знаменитые картины Врубеля (описание + ФОТО) | Уникальная эстетика Михаила Врубеля, замешанная на мистицизме, чувственности и религиозной философии, завораживает и приковывает внимание более века. |
Михаил Врубель — художник, видевший ангелов и демонов | Ангелы и демоны Михаила Врубеля — впервые в этом столетии они собраны все вместе. |
Печали и демоны Михаила Врубеля
Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это "Гамлет и Офелия" (1884, ГРМ). Михаил Врубель. Галерея картин. Новая Третьяковка знакомит публику с творчеством Михаила Врубеля. Новая Третьяковка знакомит публику с творчеством Михаила Врубеля. Врубель начал картину маслом, воспользовавшись согласием Серова и его кузины позировать, изменил композицию и цветовой строй.
10 неизвестных: демоны Михаила Врубеля
В одной из витрин, кстати, выставлена настоящая раковина — та самая, которая вдохновила Врубеля. Что еще важнее, полые «окна» комнаты позволяют увидеть обе поверхности двусторонних рисунков. Никогда эта серия столь весомо не демонстрировалась. И вещи эти, вне зависимости от размера и техники — карандаш, краски, пастель, а зачастую все вместе, — гипнотизируют. От макромира — огромных панно их на выставке немало — гений пришел к микромиру, но и в нем он видит Вселенную. Впрочем, даже здесь не уйти от «крылатых» ассоциаций. На одном из рисунков карандашные штрихи, из которых складывается форма жемчужины, вдруг превращаются в крылья, перья — прямо как у Демона. Ну а на самой известной, главной работе цикла внимательные зрители и вовсе могут рассмотреть настоящую муху, застрявшую в краске.
Художник не стал ее убирать, но бережно покрыл бронзовым цветом. И получается удивительная рифма с самым началом выставки: «Царевной-Лебедью». Но если знаменитый портрет Забелы-Врубель размещен на уровне глаз, он встречает и завлекает зрителя в сказочный мир, недоступный «Серафим» поднят — так, что приходится смотреть на него снизу вверх. Ангел вознесся. Снизошел — и улетел.
Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слёз волнующих картинах. Его Демон остался верен своей натуре». Портрет Валерия Брюсова 1906 Фото: muzei-mira.
Это одна из последних осмысленных работ мастера, который в 1906 году уже с трудом приходил в сознание. Портрет считается незавершённым. И в этом его особый шарм. Валерий Брюсов, поэт: «... Едва рука Врубеля брала уголь или карандаш, она приобретала необыкновенную уверенность и твёрдость. Линии, проводимые им, были безошибочны. Творческая сила пережила в нём всё. Человек умирал, разрушался, мастер — продолжал жить».
В субботу, 27-го мая с 15:00 до 22:00, будем ждать всех в сквере у Пермского дома народного творчества на «Сиреневом фестивале»! Пермский дом народного творчества «Губерния» выражает признательность Государственной Третьяковской галерее за сотрудничество.
Вернувшись в Киев, Врубель тут же объявил, что намерен жениться на Эмилии Львовне, причем заявил он об этом не ей, а её мужу. Финал был предсказуем. Врубель вынужден был уехать, а еще начал резать себя. Так ему становилось легче. Новый этап в жизни художника начался в Москве. Здесь он познакомился с главным свои благодетелем, меценатом Саввой Мамонтовым. Еще до этого у Врубеля случился кризис веры, в тот момент, когда он писал картину «Моление о чаше». В одном из писем к сестре мастер писал: «Рисую и пишу изо всех сил Христа, а между тем, вероятно, оттого, что вдали от семьи, — вся религиозная обрядность, включая и Христово Воскресение, мне даже досадны, до того чужды» Странно, но именно работая над росписью киевских церквей художник пришел к теме, которая не оставляла его уже до конца жизни. Он обрёл своего «Демона». Его поражением и его триумфом. Многие считают серию полотен и скульптур своеобразной иллюстрацией к поэме Михаила Юрьевича Лермонтова. Но это не совсем так. Произведение Лермонтова — первопричина, но в сознании Врубеля причудливым образом преображалось все. Демон у художника — не дух зла. Он — душа самой природы и самого мастера. У Врубеля всегда был свой взгляд на мир. Он считал природу не просто живой, а населённой духами! Духи эти и есть настоящее лицо окружающего нас мира, его суть, но видят их совсем немногие. Таким образом, история Демона превращается в совершенно другой сюжет, чем в поэме Лермонтова. Это история о смерти этого мира. В серии три картины, как три этапа сюжета. Размышление — «Демон сидящий», битва — «Демон летящий» и поражение — «Демон поверженный».
13 демонов Михаила Врубеля. Сказочно-мистический мир гениального художника
Один во всей Вселенной: гид по выставке Михаила Врубеля в Русском музее | Точка Арт | Для Михаила Врубеля, потрясённого дивными голосами певцов и самой постановкой, это стало рубежом, через который он с лёгкостью перешагнул. |
Русский музей опубликовал виртуальную выставку «Михаил Врубель» - События - Русский музей | Уникальная эстетика Михаила Врубеля, замешанная на мистицизме, чувственности и религиозной философии, завораживает и приковывает внимание более века. |