Репродукция портрета М. Ю. Лермонтова в возрасте 6–8 лет, 1820–22 гг. Фото: РИА Новости.
Бабушка Михаила Лермонтова
Юный Михаил Лермонтов мечтал быть покорителем девичьих сердец, но не производил выгодного впечатления, будучи неуклюжим, стеснительным и косолапым подростком. Кто воспитывал Лермонтова. Воспитание Лермонтова бабушкой. Бабушка воспитавшая Лермонтова. Кто воспитал лермонтова. Воспитание Лермонтова кратко. Лермонтов о воспитании детей. Кто воспитывал Лермонтова. великий русский поэт и писатель, проживший такую короткую жизнь, всего 26 лет, но сумевший за это время внести огромный вклад в русскую литературу. Михаила Юрьевича Лермонтова считают прямым продолжателем Пушкина.
Детство Лермонтова
Во многих сообщениях о бабушке Лермонтова говорится, что воспитать внука — главная цель её жизни. Известный русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в ночь на 15 октября (3 октября по старому стилю) 1814 года. Относиться к личности и творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова, оценивать его вклад в историю русской литературы можно по-разному.
Елизавета Арсеньева — бабушка Лермонтова: биография и смерть
Воспитание Михаила Юрьевича Лермонтова. Кто воспитывал м ю лермонтова. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством ать у учащихся устную, анализирующую функции ывать чувства патриотизма, активной жизненной позиции. Биография Лермонтова полна интересных жизненных поворотов, несмотря на то что поэт всего несколько месяцев не дожил до 27-летия. Лермонтов в детстве с бабушкой. Лермонтов кто воспитывал. Особенности воспитания Лермонтова. Софья Алексеевна Грибоедова. Во-вторых, его воспитывала бабушка.
Кто воспитывал поэта
3 (15) октября 1814 г. в Москве родился русский поэт и прозаик Михаил Юрьевич Лермонтов. По материнской линии Михаил Юрьевич происходил из богатого дворянского рода Столыпиных. У Лермонтова были серьезные основания принять эти угрозы всерьез, кроме того, в материальном плане Елизавета Алексеевна могла дать Мише намного больше. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством ать у учащихся устную, анализирующую функции ывать чувства патриотизма, активной жизненной позиции.
Кто и почему занимался воспитанием лермонтова
Воспитание и обучение М. Лермонтова Присоединимся к мнению В. Прищепа: Вопрос о происхождении Лермонтова не отношу к волнующим меня. Доверяю выводам генетиков: все, ныне живущие, есть потомки родственников 150-тысячелетней давности. Иметь бы побольше сведений о родителях младенца Михаила. Но судьба отвела его матушке короткий срок на воспитание сына. Отцу — считайте, как угодно. Характер, навыки, знания и взгляды формировали другие люди.
Главное — миру явился гений 35. Несомненно, талант человека развивается под влиянием его ближайшего окружения. Не будет преувеличением сказать, что Елизавета Алексеевна Арсеньева сыграла решающую роль в становлении личности Михаила Юрьевича Лермонтова. В принципе не так уж и важно, кто отец и даже — кто мать, когда воспитание ребенка сосредотачивается с младенчества в одних руках. В случае с Лермонтовым — в бабушкиных. И даже если гены играют роль в формировании личности, то в любом случае в Мишеле так звали Мишу Лермонтова в детстве «бродили» и гены Елизаветы Алексеевны… С. Телегина пишет: …имела бы Россия великого поэта Лермонтова, если бы он жил с отцом?
Будем справедливы, Арсеньева создала такие условия, в которых предельно полно раскрылись и расцвели природные дарования Михаила Юрьевича 36. Если только можно представить себе самое любящее, самое щедрое и самое мудрое воспитание ребенка — это воспитание, которое дала Михаилу Юрьевичу Лермонтову его бабушка. В неустанных заботах о здоровье внука Арсеньева периодически возила его на Кавказ. У Лермонтова была нянька Христина Осиповна Ремер, дежурившая у его постели по ночам, и «нянь» Андрей Иванович Соколов, «страхующий» каждый шаг ребенка днем. Зимой — специально построенные ледяные горки, скульптуры из снега, гулянья; дома — частые спектакли… Методика воспитания Михаила Юрьевича Лермонтова до сих пор воспринимается как передовая и не для всех доступная материально. Так, к примеру, пол детской был обит сукном, по которому ребенок мог рисовать мелом; с трехлетнего возраста Лермонтов писал картины красками, а чуть позже лепил скульптурные композиции из крашеного воска. Маленькому Михаилу дворовые по приказу Арсеньевой организовывали «живые уголки», потом бабушка подарила внуку настоящую маленькую лошадку для прогулок.
Елизавета Алексеевна зорким оком выглядывала из окружения всех, кто мог бы принести пользу ее внуку, и привлекала их к его воспитанию. Взяв к себе на «пансион» еще нескольких мальчиков, Елизавета Алексеевна сформировала вокруг Михаила Юрьевича подходящее окружение. Мальчики вместе учились и играли. Играли часто в войну, и им для этого была пошита специально форма, а на территории усадьбы выкопаны траншеи. Кто знает, не способствовала ли эта подготовка военным успехам Лермонтова в сражениях и стычках на Кавказе… Как только Елизавета Алексеевна заметила, что на внука плодотворно действует общество его тети Марии Акимовны Шан-Гирей урожденной Хастатовой , то сразу предприняла «операцию» по уговариванию к переезду четы Шан-Гиреев с Кавказа в Пензенскую губернию, ближе к Тарханам, куда Шан-Гиреи и переехали, купив с помощью Арсеньевой соседнее поместье Апалиху. Крутость характера Елизаветы Алексеевны по отношению к крепостным, переходящая подчас в жестокость начало XIX века: людей могли продать, отдать в солдаты, наказать телесно , говорят, отступала, если Миша просил за кого-нибудь из провинившихся крестьян. Естественно, внука своего Елизавета Алексеевна пальцем не трогала.
Обучение Михаила Юрьевича началось, как бы сейчас сказали, в детсадовском возрасте. В десять лет в совершенстве немецкий и французский. Плюс латынь. В тринадцатилетнем возрасте Лермонтов прилежно занимается историей, географией, астрономией. Изучает синтаксис и грамматику русского языка, пишет сочинения на заданные темы. После четырнадцати к иностранным языкам прибавились английский и греческий.
Арсеньева не жалела средств для воспитания и образования Лермонтова, постоянно заботилась о его здоровье: несколько раз возила его на Кавказ. В конце лета 1827г. Арсеньева переехала с внуком в Москву для подготовки его к поступлению в Пансион и до 1832г. В июле - начале августа 1832г.
Кавказская ссылка не угнетает Лермонтова, а наоборот, плодотворно влияет на его творчество. Кавказ всегда занимал в жизни Михаила особое место. Ведь он часто бывал здесь в детстве. Лирика Лермонтова — особенная, в ней чувствуется отчужденность и одновременно чувство социальной ответственности. А проза Михаила Лермонтова — правдивая картина русского общества того времени. Над ним автор работал в течение 1838-1840 годов. Он состоит из пяти самобытных повестей, связанных одним человеком. Идея произведения в том, чтобы показать пороки общества в лице главного героя. Лирико-психологический роман стал большим открытием для русской литературы того времени. Последние годы Михаил Лермонтов был известным дуэлянтом. Его последняя дуэль была с товарищем по учебе, Мартыновым.
Как и прогнозировала женщина, личная жизнь дочери Маши, «выскочившей» замуж за волокиту Юрия Лермонтова в 16 лет, оказалась несчастной. Муж начал изменять юной супруге едва ли не сразу после свадьбы. Он завел роман с немецкой нянькой сына Миши, волочился за дворовыми девушками. А когда жена упрекнула супруга в измене, получила удар кулаком в лицо. Родители Лермонтова Елизавета Алексеевна, которой на момент смерти дочери исполнилось 44 года, отобрала внука у зятя, выписав Лермонтову вексель на 25 тысяч рублей. Юрий уехал из родового имения Столыпиных, а воспитанием Миши занялась бабушка. Женщина обожала внука и не жалела денег на его образование и здоровье. Михаил Лермонтов рос болезненным золотушным мальчиком, и бабушка наняла внуку французского доктора Ансельма Леви. Бабушка Лермонтова Отцу властная теща изредка позволяла встречаться с сыном, от чего страдали оба. Детские и юношеские годы будущего классика прошли в имении Тарханы в Пензенской губернии. Елизавета Алексеевна наняла учителей для его образования. Бывший офицер наполеоновской армии француз Капэ преподавал мальчику французский язык. После смерти учителя его место занял эмигрант Шандро, которого Михаил Лермонтов позже описал в поэме «Сашка», назвав маркизом de Tess и «парижским Адонисом». На смену Шандро пришел англичанин Виндсон, познакомивший юношу с английской литературой. Любовь к творчеству Байрона у Лермонтова от британского педагога. Михаил Лермонтов рос, наблюдая в родовом имении за деревенским бытом, слушая от крестьян народные песни и предания о Степане Разине и Емельяне Пугачеве. Глубокий след в жизни и творческой биографии Михаила Лермонтова оставила поездка с бабушкой на Кавказ. В Горячеводске 10-летний мальчик впервые влюбился и спустя 2 года посвятил своей первой музе стихотворение «К Гению». Стихи В сентябре 1828 года Михаила Лермонтова зачислили в 4-й класс столичного университетского пансиона. В декабре мальчика перевели в пятый класс, подарив за прилежание картину и книгу. Этот год знаменателен тем, что Лермонтов от него отсчитывал начало творчества. В пансионе подросток взялся составлять рукописные журналы. В одном из них, названном «Утренняя Заря», юный поэт стал главным сотрудником и поместил первую поэму «Индианка». Но через два года после преобразования пансиона в гимназию Миша оставил учебу. Неподалеку жили родственники Верещагины. С Александрой Верещагиной Лермонтов дружил. Девушка познакомила Михаила с подругой, «черноокой красавицей» Екатериной Сушковой, в которую юноша влюбился. Чувства молодого поэта остались без ответа, он невыносимо страдал. Катя посмеивалась над влюбленным, неуклюжим и невзрачным мальчиком. Позже Сушкова поймет, что совершила роковую ошибку, издеваясь над несчастным юношей. Осенью 1830 года Михаил Лермонтов поступил в Московский университет, выбрав нравственно-политическое отделение.
Бабушка Михаила Лермонтова
Ради него бабушка держала врача, французского еврея доктора Ансельма Левиса Леви. Его главной обязанностью было лечение и наблюдение за Михаилом. Когда Мише было 10 лет, бабушка повезла его на воды на Кавказ. Здесь он познакомился с девочкой, которая оставила в душе подростка невероятно глубокое чувство. Можно сказать, что в этот момент заканчивалось детство Лермонтова и начиналось отрочество.
Глубокое впечатление на мальчика произвели величественные Кавказские горы. В Михаиле рано стали проявляться его способности к рисованию и стихосложению. Он рисовал то, что видел вокруг и бабушка, восхищавшаяся талантами внука, тщательно хранила его рисунки. Учеба в Москве Первые попытки дать Мише домашнее образование, закончились неудачей.
Француз Capet не сумел заинтересовать ребенка изучением французского языка, а учитель грек, бежавший из Турции, и вовсе рано бросил занятия, и Миша был предоставлен самому себе. В доме была большая библиотека, и он читал европейских авторов в оригинале на французском, немецком, английском языках, и самостоятельно изучил европейскую литературу. В 1827 году, бабушка повезла Михаила в Москву для обучения. Здесь она сняла небольшой особняк.
Миша должен был поступить в университетский пансион в 4-й класс.
Важно учитывать влияние семейного окружения на формирование личности и творческого потенциала ученика. Образование и воспитание играют важную роль в жизни каждого человека и могут оказать существенное влияние на его будущее. Изучение биографии и обстоятельств жизни великих личностей помогает лучше понять их творчество и влияние на общество. Итак, обучение и воспитание Лермонтова имели определяющее значение для его личности и творчества, поэтому изучение этого аспекта его биографии позволяет глубже понять его литературное наследие и влияние на русскую культуру.
Воспитание поэта Лермонтова После смерти матери в 1817 году бабушка взяла Михаила Юрьевича под свою опеку и воспитала его самостоятельно, не смотря на попытки отца вернуть сына.
Это воспитание в значительной степени сформировало его взгляды и личность. Школа и учеба Лермонтова Под влиянием петербургских родственников Лермонтов поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, несмотря на собственные планы. Это образовательное учреждение также оказало заметное влияние на становление его личности и культурного развития. Полезные советы и заключение Важное влияние на формирование личности и умственного развития молодого Лермонтова оказали его учители и воспитатели.
Влюбились друг в друга будущие родители Лермонтова. Биография их переплелась. Родня сильно возражала против этого брака, и на это были свои основания: будучи потомками Столыпиных, Арсеньевы гордились своим знатным родом, их состояние позволяло им иметь важные связи при дворе.
Все это не позволяло матери радостно согласиться на брак своей дочери и Юрия Петровича. Но, несмотря на это, будущие родители Лермонтова не сдавались. Юрий Петрович Лермонтов Отец Лермонтова, Юрий Петрович, хоть и был дворянином, но не принадлежал к знатному роду, не имел особых достижений на службе. Именно это беспокоило родню Марии Михайловны. Единственное, чем мог гордиться избранник - своим предком. Георг Андреев Лермонт был выходцем из Шотландии. Осенью 1613 года был принят в Московском государстве, где ему в 1620 году было даровано поместье в Галиче Заболотской волости.
По традиции своего рода, Юрий Петрович Лермонтов выбрал карьеру военного. Он окончил Первый кадетский корпус, который находился в Петербурге, служил в Кексгольмском пехотном полку. Юрий Петрович участвовал в войне со Швецией и Францией, был в сражениях. По причине тяжелой болезни он был уволен с военной службы в чине капитана. Несмотря на состояние здоровья, он во время войны с Наполеоном, в 1812 году, принимал участие в организованном в Тульской губернии дворянском ополчении. Здоровье Лермонтова-отца заметно пошатнулось, он вынужден был долгое время лечиться. Брак Юрия Петровича и Марии Михайловны Действительно, избранник Марии Михайловны, по мнению многих, был удивительно хорош собою, начитан и «наслышан», обаятелен, добр и немного вспыльчив, что особенно придавало его образу романтичности.
У Юрия Петровича был существенный недостаток - он был беден: долги, постоянно заложенное имение, три сестры незамужние - все это не делало его привлекательным женихом, по размышлениям матери. Елизавета Алексеевна считала, что капитан в отставке не способен на какое-либо дело, а может только за барышнями ухаживать.
Михаил Лермонтов. Биография
В конце концов она отстраняется, прекращает болезненные отношения. Видимо, разочарование Натальи было так велико, что она вышла замуж за Николая Обрескова, человека, которого обвинили в краже драгоценностей у жены воронежского губернатора и даже лишили дворянства. Варвара Лопухина Самая известная возлюбленная поэта, которой он посвятил самые нежные и горячие строки. Она стала прототипом Веры в «Герое нашего времени», а также главной героини в незаконченной повести «Княгиня Лиговская» и пьесе «Два брата». Но и с ней отношения были сложными и странными. Михаил Юрьевич познакомился с Варенькой в 1831 году в Москве. Они взаимно влюбились и были почти неразлучны в свете. Родители девушки не жаловали поэта, но она была намерена сопротивляться и отстоять свою любовь.
Причем против брака была и ее сестра Мария, которая при этом дружила с Лермонтовым. Возможно, она просто ревновала, хотя была на 12 лет старше Лермонтова. Хотя сначала поэт не собирался делать военную карьеру, бабушка одобрила такую перемену. А Лопухина осталась в Москве. В 1834 году он окончил Школу в звании корнета и погрузился в светскую жизнь, не собираясь возвращаться в Москву. В 1835 году измученная ожиданием Варвара Лопухина вышла замуж за помещика Николая Фёдоровича Бахметева, который на 17 лет был старше жены. Бахметев ревновал жену и уничтожил ее переписку с поэтом.
По воспоминаниям кузена Лермонтова Акима Шан-Гирея, тот болезненно перенес известие о свадьбе Лопухиной и до конца своей короткой жизни любил ее. И тем не менее, пока она была свободна, он избегал решительных шагов.
Как при таких условиях удалось восстановить усадьбу? Лермонтов: Во-первых, у нас постройки в основном каменные, а там, где есть дерево, часть полов снимали и сжигали, где-то обошлись новыми технологиями дезактивации. Но и эта процедура тоже затратная. Чтобы найти деньги, мы стали проводить в усадьбе свадьбы, корпоративы, юбилеи и киносъемки: здесь снимались многие кинофильмы и, конечно, организовали проведение экскурсий.
Уже сейчас вышли на окупаемость затрат на содержание. Но отреставрировано только восемь корпусов, а всего их 16. Лермонтов: Да, все покупают билеты стоимостью 300 рублей с экскурсией. Промолвим — он любил Отчизну! Пока мы говорили о материальном. А духовное?
Лермонтов: Вспомним слова поэта: "Свершит блистательную тризну Потомок поздний над тобой, И с непритворною слезой промолвит: "он любил Отчизну! А чувство правды, заметим, не то, что часто называют правдой, ибо она у всех в этом случае своя, а чувство — это когда ты относишься к жизни не как потребитель, а как гармонично развитая личность. И воспитание такой личности — это и есть цель культурной политики государства. Вот в осуществление этого направления как наказа поэта мы и стали следовать. В 2000 году здесь впервые провели международную конференцию, которая называлась "Время. На ней присутствовал один из создателей интернета Роберт Кайо из Европейского центра ядерных исследований в Церне.
Я в силу своей ядерной молодости в хороших отношениях с ним находился. Мы создали здесь школу воспитания красотой, лермонтовскую школу. У них стало традицией бывать здесь. Мы поняли, что человек прошедший соприкосновение с красотой, он и технические решения принимает намного эффективнее, потому что любое красивое решение всегда будет более эффектное. Наш студент, я в этом убежден, он от природы своей вооружен генной памятью о красоте, и здесь не надо объяснять, что такое красота, — здесь это естественная среда. Интересно, что студенты МИФИ, когда заканчивали институт и заполняли анкету, в которой содержался вопрос о том, что больше всего запомнилось, называли Середниково.
Значит, если пробудить генную память о красоте и даже если при этом загнать человека в информационное пространство, в котором он перестает быть человеком с большой буквы, то генная память сработает! Человек любого возраста оживает от одного этого соприкосновения. И, вероятно, здесь поэт почувствовал, что "есть чувство правды в сердце человека, святое вечности зерно". И сейчас мы стали понимать, что чувство правды в сердце и красота — это и есть тот культурный код, на котором цивилизация российская имеет устойчивость в веках. Потому, что бы ни происходило вокруг, какие бы государственные или иные идеологии ни навязывались, все равно человек пропускает это через свое видение, через свое чувство правды.
С 1828 г. Затем в Московском университете на нравственно-политическом отделении, но курса не окончил.
В 1832 г. В том же году поступил в школу гвардейских юнкеров и прапорщиков, где учился вместе с Николаем Соломоновичем Мартыновым, будущим своим убийцей. В 1834 г. Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк. Деятельность Литературную деятельность начал в 1829 г. Существует предание, что рукопись была отправлена в редакцию без ведома автора.
Лермонтов в юношеских произведениях весьма полно и точно воспроизводит события и действующих лиц своей личной жизни. В драме с немецким заглавием « Menschen und Leidenschaften » показан раздор между его отцом и бабушкой, а в поэме «Сашка» — интимные отношения отца с крепостной девушкой.
Лермонтов-отец не имел средств воспитывать сына так, как того хотелось аристократической родне, и Арсеньева, имея возможность тратить на внука «по четыре тысячи в год на обучение разным языкам», взяла внука к себе с уговором воспитывать до 16 лет, сделать своим единственным наследником и во всём советоваться с отцом. Но последнее условие не выполнялось — даже свидания отца с сыном встречали непреодолимые препятствия со стороны Арсеньевой. Ребёнок с самого начала должен был осознавать противоестественность этого положения. Его детство протекало в поместье бабушки — в селе Тарханы Пензенской губернии. Мальчика окружали любовью и заботами. Дом, где жил Лермонтов, и церковь построена в 1839 , где он похоронен. В неоконченной юношеской «Повести» Лермонтов описывает детство Саши Арбенина, двойника самого автора. Саша с шестилетнего возраста обнаруживает склонность к мечтательности, страстное влечение ко всему героическому, величавому и бурному.
Лермонтов родился болезненным и все детские годы страдал золотухой ; но болезнь эта развила в ребёнке и необычайную нравственную энергию. Болезненное состояние ребёнка требовало так много внимания, что бабушка, ничего не жалевшая для внука, наняла для него доктора Ансельма Левиса Леви — еврея из Франции, главной обязанностью которого было лечение и врачебный надзор за Михаилом. В «Повести» признаётся влияние болезни на ум и характер героя: «он выучился думать… Лишённый возможности развлекаться обыкновенными забавами детей, Саша начал искать их в самом себе. Воображение стало для него новой игрушкой… В продолжение мучительных бессонниц, задыхаясь между горячих подушек, он уже привыкал побеждать страданья тела, увлекаясь грёзами души… Вероятно, что раннее умственное развитие немало помешало его выздоровлению…» Это раннее развитие стало для Лермонтова источником огорчений: никто из окружающих не только не был в состоянии пойти навстречу «грёзам его души», но даже и не замечал их. Здесь коренятся основные мотивы его будущей поэзии «разочарования». В угрюмом ребёнке растёт презрение к повседневной окружающей жизни. Всё чуждое, враждебное ей возбуждало в нём горячее сочувствие: он сам одинок и несчастлив, — всякое одиночество и чужое несчастье, происходящее от людского непонимания, равнодушия или мелкого эгоизма, кажется ему своим. В его сердце живут рядом чувство отчуждённости среди людей и непреодолимая жажда родной души, — такой же одинокой, близкой поэту своими грёзами и, может быть, страданиями.
Здесь он встретил девочку лет девяти — и в первый раз у него проснулось необыкновенно глубокое чувство, оставившее память на всю жизнь; но сначала для него неясное и неразгаданное. Через два года случилось новое увлечение, о котором поэт позже написал в стихотворении « К Гению » 1829. Кавказский пейзаж с озером. Детский рисунок Лермонтова из альбома Первая любовь неразрывно слилась с подавляющими впечатлениями от Кавказа. Они объединили всё дорогое, что жило в душе поэта-ребёнка. С осени 1825 года начинаются более или менее постоянные учебные занятия Лермонтова, но выбор учителей — француз Capet и бежавший из Турции грек — был неудачен. Грек вскоре совсем бросил педагогические занятия и занялся скорняжным промыслом. Француз, очевидно, не внушил Лермонтову особенного интереса к французскому языку и литературе : в ученических тетрадях поэта французские стихотворения очень рано уступают место русским.
Тем не менее, имея в Тарханах прекрасную библиотеку, Лермонтов, пристрастившийся к чтению, занимался под руководством учителей самообразованием и овладел не только европейскими языками английских, немецких и французских писателей он читал в оригиналах , но и прекрасно изучил европейскую культуру в целом и литературу в частности. Пятнадцатилетним мальчиком он сожалеет, что не слыхал в детстве русских народных сказок: «в них, верно, больше поэзии, чем во всей французской словесности». Его пленяют загадочные, но мужественные образы отверженных человеческим обществом — корсаров, преступников, пленников, узников. Спустя два года после возвращения с Кавказа бабушка повезла Лермонтова в Москву , где в 1829—1832 годах сняла для проживания небольшой деревянный одноэтажный с мезонином особняк на Малой Молчановке [31]. Она стала готовить внука к поступлению в университетский благородный пансион — сразу в 4-й класс. Учителями его были Зиновьев преподаватель латинского и русского языка в пансионе и француз Gondrot, бывший полковник наполеоновской гвардии. Последнего сменил в 1829 году англичанин Виндсон, познакомивший Лермонтова с английской литературой. После обучения М.
Лермонтов овладел четырьмя языками, играл на четырёх музыкальных инструментах семиструнной гитаре , скрипке , виолончели и фортепиано , увлекался живописью и даже владел техникой рукоделия. В пансионе Лермонтов оставался около двух лет. Здесь, под руководством Мерзлякова и Зиновьева, прививался вкус к литературе: происходили «заседания по словесности», молодые люди пробовали свои силы в самостоятельном творчестве, существовал даже журнал «Улей», где появлялись первые стихотворения Лермонтова. Поэт горячо принялся за чтение; сначала он поглощён Шиллером , особенно его юношескими трагедиями; затем он принимается за Шекспира. В письме к родственнице «вступается за честь его», цитирует сцены из « Гамлета ». По-прежнему Лермонтов ищет родную душу, увлекается дружбой то с одним, то с другим товарищем, испытывает разочарования, негодует на легкомыслие и измену друзей. Последнее время его пребывания в пансионе 1829 год отмечено в произведениях поэта необыкновенно мрачным разочарованием, источником которого была совершенно реальная драма в его личной жизни. В 1830 году, не закончив 6-го класса, Лермонтов покинул пансион.
Срок воспитания его под руководством бабушки приходил к концу. Отец часто навещал сына в пансионе, а отношения его с тёщей обострились до крайней степени. Борьба развивалась на глазах Михаила Юрьевича и подробно изображена в его юношеских драмах «Menschen und Leidenschaften» «Люди и страсти», 1830 и «Странный человек» 1831. Бабушка, ссылаясь на свою одинокую старость и взывая к чувству благодарности внука, отвоевала его у зятя, пригрозив, как и раньше, отписать всё своё движимое и недвижимое имущество в род Столыпиных, если внук по настоянию отца уедет от неё. Юрию Петровичу пришлось отступить, хотя отец и сын были привязаны друг к другу. Отец, по-видимому, как никто другой понимал, насколько одарён его сын: именно об этом свидетельствует его предсмертное письмо сыну. Тарханы сегодня Стихотворения этого времени — яркое отражение пережитого поэтом. У него появляется склонность к воспоминаниям: в настоящем, очевидно, немного отрады.
Чувство одиночества переходит в беспомощную жалобу — депрессию ; юноша готов окончательно порвать с внешним миром, создаёт «в уме своём» «мир иной и образов иных существованье», считает себя «отмеченным судьбой», «жертвой посреди степей», «сыном природы». Ему «мир земной тесен», порывы его «удручены ношей обманов», перед ним призрак преждевременной старости… В этих излияниях, конечно, много юношеской игры в страшные чувства и героические настроения, но в их основе лежат безусловно искренние огорчения юноши, несомненный духовный разлад его с окружающей действительностью. К 1829 году относятся первый очерк « Демона » и стихотворение « Монолог » 1829 , предвещающее « Думу ». Поэт отказывается от своих вдохновений, сравнивая свою жизнь с осенним днём, и рисует «измученную душу» Демона, живущего без веры, с презрением и равнодушием ко «всему на свете». Немного спустя, оплакивая отца, он себя и его называет «жертвами жребия земного»: «ты дал мне жизнь, но счастья не дано!.. Лето он провёл в Середникове , подмосковном поместье брата бабушки, Столыпина. В настоящее время там воздвигнут монумент с надписью на фасадной стороне: «М. Тыльная сторона содержит слова: «Певцу печали и любви….
Надписи на обелиске в Середникове Недалеко от Середникова жили другие родственники Лермонтова — Верещагины; Александра Верещагина познакомила его со своей подругой Екатериной Сушковой , также соседкой по имению. Сушкова, впоследствии Хвостова, оставила записки об этом знакомстве. Содержание их — настоящий «роман», распадающийся на две части: в первой — торжествующая и насмешливая героиня, Сушкова, во второй — холодный и даже жестоко мстительный герой, Лермонтов. Екатерина Сушкова Шестнадцатилетний «отрок», склонный к «сентиментальным суждениям», невзрачный, косолапый, с красными глазами, с вздёрнутым носом и язвительной улыбкой, менее всего мог казаться интересным кавалером для юных барышень. В ответ на его чувства ему предлагали «волчок или верёвочку», угощали булочками с начинкой из опилок. Сушкова много лет спустя после события изобразила поэта в недуге безнадёжной страсти и приписала себе даже стихотворение, посвящённое Лермонтовым другой девице — Вареньке Лопухиной , его соседке по московской квартире на Малой Молчановке: к ней он питал до конца жизни самое глубокое чувство, когда-либо вызванное в нём женщиной.
Популярные сообщения
- Семья Михаила Лермонтова
- Кто воспитывал михаила юрьевича лермонтова
- Михаил Лермонтов: он был абьюзером, циником и жертвой одновременно
- Как звали бабушку Лермонтова? Главная женщина в жизни поэта
- Михаил Юрьевич Лермонтов
- Михаил Юрьевич Лермонтов: биография поэта, жизнь, смерть и произведения
Происхождение
- Вопрос вызвавший трудности
- Образование
- Кто воспитывал м ю лермонтова
- Добавить комментарий