такой же символ консервативного поворота, как и "Манифест о незыблемости самодержавия". Манифест о незыблемости самодержавия. Одним из важных событий этого периода стало издание манифеста о незыблемости самодержавия.
манифест Александра III о незыблемости Самодержавия
29 апреля 1881 года вышел маниф ест о незыблемости Самодержавия, который определил внутреннюю политику правления Александра III. Смотрите видео онлайн «Издание манифеста О незыблемости самодержавия» на канале «ИОР_видео» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 29 апреля 2023 года в 0:31, длительностью 00:03:15, на видеохостинге RUTUBE. Манифест о незыблемости самодержавия — Обозначение Высочайшего Манифеста, данного 29 апреля (11 мая) 1881 года императором всероссийским Александром III в начале своего царствования; имел следующий заголовок. -Меликов, , н - в знак протеста подали в отставку. В результате была создана программа нового царствования, которая была изложена 29 апреля 1881 года в Манифесте о незыблемости самодержавия.
Подписание манифеста о незыблемости самодержавия. Последний блеск империи
11 мая 1881 г. император Александр III опубликовал манифест, который подтверждал незыблемость принципов самодержавия. Спустя два месяца после воцарения Александр III издает свой «Манифест о незыблемости самодержавия». Окончательно все акценты были расставлены в царском манифесте 29 апреля 1881 г., в котором чётко заявлялось о незыблемости самодержавия и твёрдом правительственном курсе. Александр III взял курс на ликвидацию реформ и опубликовал манифест о незыблемости самодержавия. На следующий день после опубликования «Манифеста о незыблемости самодержавия» несколько министров во главе с М. Т. Лорис-Меликовым подали в отставку, которая была принята. Вступив на российский престол в 1881 году, император Александр III вскоре принял «Манифест о незыблемости самодержавия».
Издание манифеста о незыблемости самодержавия год. Последний блеск империи
Даже провести семейный раздел становилось сложным делом. В этом отразился курс власти на сохранение патриархального уклада в российской деревне. Судебная реформа также была пересмотрена. Контрреформа в этой сфере была направлена на ограничение гласности и демократичности суда, на усиление административного вмешательства в судопроизводство. Так, запрещалось публиковать отчеты суда по политическим делам. Теперь любое дело могло быть объявлено секретным и судебное заседание проводилось в закрытом порядке.
Значительно была сокращена компетенция суда присяжных заседателей. Сенат, по предложению министра юстиции, мог смещать и перемещать судей. Мировые судьи в уездах были упразднены. Вместо них появились земские участковые начальники из числа поместных дворян. В их ведение переходили гражданские и уголовные дела, подсудные прежде мировым судьям.
Они имели, как административную, так и судебную власть. Таким образом, мы в этом видим вновь отход от независимости судебной власти от администрации. Полномочия земских участковых начальников были довольно широкими. Они осуществляли надзор за деятельностью крестьянских общин, контролировали работу волостных судов и уездных по крестьянским делам присутствий. Эти чиновники получили право отменять решения сельских и волостных сходов, штрафовать их участников, могли арестовать старосту.
Земские начальники решали и земельные вопросы. Кроме того, они наделялись и полицейскими полномочиями. В сфере земского самоуправления контрреформы также обозначили курс на усилении административного вмешательства в работу земских и городских органов.
Да будет память его благословенна во веки! Низкое и злодейское убийство русскаго государя, посреди вернаго народа, готоваго положить за него жизнь свою, недостойными извергами из народа, - есть дело страшное, позорное, неслыханное в России, и омрачило всю землю нашу скорбию и ужасом. Но посреди великой нашей скорби глас божий повелевает нам стать бодро на дело правления, в уповании на божественный промысл, с верою в силу и истину самодержавной власти, которую мы призваны утверждать и охранять для блага народнаго от всяких на нее поползновений. Да ободрятся же пораженныя смущением и ужасом сердца верных наших подданных, всех любящих отечество и преданных из рода в род наследственной царской власти. Под сению ея и в неразрывном с нею союзе земля наша переживала не раз великия смуты и приходила в силу и в славу посреди тяжких испытаний и бедствий, с верою в Бога, устрояющаго судьбы ея. Посвящая себя великому нашему служению, мы призываем всех верных подданных наших служить нам и Государству верой и правдой, к искоренению гнусной крамолы, позорящей землю Русскую, - к утверждению веры и нравственности, - к доброму воспитанию детей, - к истреблению неправды и хищения, - к водворению порядка и правды в действии учреждений, дарованных России благодетелем ея возлюбленным нашим родителем. Дан С.
На подлинном собственною его императорскаго величества рукою подписано: "Александр" Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е. Напомнив верноподданным, что «Богу, в неисповедимых судьбах Его, благоугодно было завершить славное Царствование Возлюбленного Родителя Нашего мученической кончиной, а на Нас возложить Священный долг Самодержавного Правления», государь сообщал, что «посреди великой Нашей скорби Глас Божий повелевает Нам стать бодро на дело Правления в уповании на Божественный Промысел, с верою в силу и истину Самодержавной Власти, которую Мы призваны утверждать и охранять для блага народного от всяких на нее поползновений». Шутники немедленно окрестили царский манифест о незыблемости самодержавия «ананасным» - при распевном церковном чтении с амвона из неизящного оборота «а на Нас возложить Священный долг» неудержимо выпирал досадный никчемушный «ананас». Дело, однако, было вовсе нешуточное. Манифест был решительным ответом разом нескольким партиям, обнаруживающим «поползновения» на самодержавность власти. В открытом письме Александру III Исполнительный комитет «Народной воли», нарисовав картину глубокого социального и политического кризиса, поразившего Россию, утверждал: Условия, которые необходимы для того, чтобы революционное движение заменилось мирной работой, созданы не нами, а историей. Мы не ставим, а только напоминаем их. Этих условий, по нашему мнению, два: 1 общая амнистия по всем политическим преступлениям прошлого времени, так как это были не преступления, но исполнение гражданского долга; 2 созыв представителей от всего русского народа для пересмотра существующих форм государственной и общественной жизни и переделки их сообразно с народными желаниями. Считаем необходимым напомнить, однако, что легализация верховной власти народным представительством может быть достигнута лишь тогда, если выборы будут произведены совершенно свободно.
Поэтому выборы должны быть произведены при следующей обстановке: 1 депутаты посылаются от всех классов и сословий безразлично и пропорционально числу жителей; 2 никаких ограничений ни для избирателей, ни для депутатов не должно быть; 3 избирательная агитация и самые выборы должны быть произведены совершенно свободно, а потому правительство должно в виде временной меры, впредь до решения народного собрания, допустить: а полную свободу печати, в полную свободу сходок, г полную свободу избирательных программ. Вот единственное средство к возвращению России на путь правильного и мирного развития. Заявляем торжественно пред лицом родной страны и всего мира, что наша партия со своей стороны безусловно подчинится решению народного собрания, избранного при соблюдении вышеизложенных условий, и не позволит себе впредь никакого насильственного противодействия правительству, санкционированному народным собранием. Итак, ваше величество, решайте. Перед вами два пути. От вас зависит выбор. Мы же затем можем только просить судьбу, чтобы ваш разум и совесть подсказали вам решение, единственно сообразное с благом России, с вашим собственным достоинством и обязанностями перед родною страной». Бурцев В. За сто лет. Женева, 1898.
Мало кто тогда в России так прямо и решительно требовал политических свобод и законодательного парламента, но о необходимости для власти «живого общения с представителями земли» говорили и писали многие, от вольнодумных либеральных публицистов до царских министров. Вопрос о реформе системы государственного управления был снят с повестки дня. Кризис доверия Великие реформы Александра II не затронули организацию власти. В результате система государственного управления и принятия решений оказалась не соответствующей новым задачам и условиям жизни. Уже это обстоятельство само по себе создавало немалые трудности, которые были усугублены натиском агрессивного террористического меньшинства. Власть оказалась в глубоком кризисе, выход из которого часть сотрудников Александра II искала в допущении «общества делам внутреннего управления», другая часть, напротив, стремилась к ужесточению властной вертикали и более полному контролю над обществом. Первое крупное столкновение, приведшее к победе консервативных сил, было спровоцировано покушением на царя студента Дмитрия Каракозова. Каракозов стрелял в государя, прогуливавшегося в Летнем саду, а уже 5 апреля в заседании Комитета министров ярый консерватор обер-прокурор Синода граф Дмитрий Андреевич Толстой повел наступление на либерального министра народного просвещения Александра Васильевича Головнина, утверждая, что распространение либеральных и революционных идей в студенческой среде - результат политики министерства. В результате Головнин подал в отставку и Толстой занял его место. Вслед за Головкиным оставили свои посты еще несколько крупных либеральных сановников.
Остряки шутили, что Каракозов «одной пулей сразил четырех министров». Реакция поначалу затронула главным образом сферы просвещения и печати. Были немедленно закрыты два самых острых демократических журнала - «Современник» Н. Некрасова и «Русское слово» Г. Благосветлова - «вследствие доказанного с давнего времени вредного их направления», 13 мая 1866 г. Идеологом школьной реформы выступал блестящий консервативный публицист Михаил Никифорович Катков - издатель влиятельного журнала «Русский вестник» и газеты «Московские ведомости». Катков в своих изданиях резко критиковал головнинский гимназический устав 1864 г. Восставая против преподавания предметов, способствующих формированию самостоятельного образа мысли, он требовал замены их предметами дисциплинирующими, позволяющими усваивать абсолютные истины и точные понятия, и не дающими простора для «умствования». На подготовку реформы ушло несколько лет, и только в мае 1871 г. Александр II утвердил, однако, мнение меньшинства, и 15 мая 1871 г.
Реформа заключалась в том, что единственным типом среднего учебного заведения, дающего право поступления в университет без экзаменов, становилась классическая гимназия, в курсе которой главенствующее место занимали древние языки и математика 5—6 часов в неделю, в начальных классах - до 8. Преподавание русского языка, истории, новых языков и особенно словесности сильно сокращалось до 2 часов в неделю. Из естественных наук в программе уцелела только физика, на которую отводилось по 2 часа в неделю и только в трех старших классах. Реальные гимназии ликвидировались и заменялись реальными училищами с шестилетним курсом обучения в гимназии - 8-летним , окончание которых не позволяло поступить в университет. Более того, из программы реальных училищ тщательно вытравливались все общеобразовательные предметы, а «дисциплинирующую» функцию исполняли математика и черчение, которым отводилась львиная доля учебного времени. Естествознание было оставлено в мизерных объемах, причем преподаваться оно должно было, как говорилось в объяснительной записке к программе, не научно, а «технологически». Затем последовала реформа начальной школы. Положение о начальных народных училищах 1863 г. Постепенно лидирующая роль в этой сфере перешла к органам земского самоуправления, в чьих школах учебный процесс был лучше поставлен, нежели в школах, находящихся в ведомстве Министерства народного просвещения и Святейшего синода. Земская школа заводилась совершенно заново, поскольку земцы не без оснований находили постановку школьного дела в дореформенной России совершенно неудовлетворительной.
Прежде всего земства, не ассигнуя больших средств на открытие собственно школ, принялись за выработку программ и отработку постановки дела. Здесь быстро обнаружились талантливые теоретики и практики, такие как Н. Пирогов, К. Ушинский, В. Водовозов, В. Стоюнин, барон Н. Преимущественное внимание земства, взявшие на себя роль первопроходцев черниговское, новгородское, петербургское , уделяли открытию учительских семинарий для подготовки хороших учителей, в число которых допускались и женщины. Заведование своими школами земства поручали, как правило, управам или членам училищных советов от земства, и лишь в исключительных случаях передоверяли его полностью училищным советам, в которых помимо специально выбранных земских представителей состояли чиновники, назначаемые Министерством народного просвещения, и священники, по назначению епархиального начальства. С приходом Д. Толстого Министерство народного просвещения взяло курс на установление строгой бюрократической опеки над общественной школой и учителями.
Учебники и книги, допускаемые в народные училища, подвергались строгой цензуре ученого комитета Министерства; число таких книг было крайне ограничено. В 1869 г. Министерство старалось изъять вопросы содержания преподавания и постановки учебного дела у земств с тем, чтобы они только финансировали школы. Само же Министерство старалось всячески сузить программу народных школ, не допуская никаких предметов, кроме Закона Божия, чтения, письма, арифметики, пения и обучения ремеслу. Этот натиск на земскую школу завершился изданием 25 мая 1874 г. Земство утратило в значительной степени свободу действий в собственных школах, поскольку назначение и учителей и инспекторов оказалось в ведении советов, в которых представители земств лишились решающего голоса. Под давлением Толстого началось наступление и на органы земского самоуправления. Законом 21 ноября 1866 г. Законом 13 июня 1867 г. Последняя мера была особенно болезненно воспринята либеральным обществом, поскольку многие административно-правовые вопросы могли проникнуть на страницы печати только в форме протоколов земских собраний и отчетов земских комиссий.
Единомышленник Толстого граф К. Пален, занявший осенью 1867 г. Прежде всего была сокращена сфера применения новых судебных институтов. Законом 1871 г. В 1872 г. Пален уже административными мерами, не меняя законодательства, повел атаку и на независимую адвокатуру. Он перестал учреждать, как это предполагалось судебными уставами, советы присяжных поверенных, и в тех судебных округах, где они до того не были созданы, все вопросы допущения в сословие и исключения из него разрешались не корпоративным адвокатским институтом, а коронными судьями. Правительство Толстого перешло к полной русификации царства Польского, где прежде считалось необходимым предоставлять полякам своего рода культурную автономию, решительно пресекая только попытки политического обособления. Начиная с 1866 г. При попечителе учебного округа Апухтине стеснения доходят до того, что запрещается преподавание на польском языке даже Закона Божия, в результате чего его преподавание в большинстве школ вовсе прекращается.
В сепаратизме были обвинены и «украинофилы» - немногочисленные интеллигенты, занимавшиеся на тот момент только этнографическим изучением «Малороссии». В 1875 г. Тогда же было запрещено печатание книг и театральные представления на украинском языке. Толстовские акции имели последствия совершенно противоположные тем, на какие он рассчитывал. Не достигнув своей непосредственной цели - «введения единомыслия», - они способствовали взрывному росту оппозиционных настроений в широких кругах легальной общественности, разочаровавшейся в возможностях правительства вести страну по пути прогрессивных преобразований. Власть не доверяла обществу, общество теряло доверие к власти. Возникшее таким образом отчуждение стало особенно опасно в условиях натиска, предпринятого на власть народовольцами-террористами в конце 1870-х гг.. После процесса Веры Засулич поток террористических актов начал нарастать лавинообразно. Но особое беспокойство правительства вызывало то обстоятельство, что террористы не встречали противодействия и даже морального осуждения в обществе. Мезенцова и скрылся.
Публика не предприняла никаких усилий для задержания убийцы. Правительство начинает сознавать необходимость привлечения общества к борьбе с «крамолой». Александр II обратился к представителям сословий в Москве со словами: «Я надеюсь на ваше содействие, чтобы остановить заблуждающуюся молодежь на том пагубном пути, на который люди неблагонадежные стараются ее завлечь». Важным симптомом кризиса стала готовность земских либералов, принципиально отвергающих незаконные способы политической борьбы, перейти к нелегальным методам. Законопослушные земцы начинают устраивать конспиративные съезды. А 3 декабря 1878 г.
Надо сказать прямо, что за спиной Государя либеральная клика во главе с М. Лорис-Меликовым одна из самых страшных фигур в русской истории! Лорис-Меликов постепенно вел дела к ограничению Самодержавия в России. Сперва предложив учредить совещательный представительный орган.
В дальнейшем ему предполагалось передать и некоторые законодательные функции. И вот этого то Александр II не стерпел. Он отказывался идти на поводу у либералов. За что и был убит 1 марта. Если предыдущими покушениями Императора подталкивали к «реформам» в нужном для либералов ключе, то 1881 год для Александра Николаевича стал роковым. Рекомендуется, кстати, посмотреть почему проваливались все покушения до 1 марта. Все какие-то случайности мешали террористам довести свое черное дело до конца. Но когда случайностей слишком много, то это уже закономерность. Расчет делался на то, что неопытный и напуганный Наследник престола все же даст искомое либеральному клану. Отсюда и вопиющая наглость террористов, оставшихся на воле.
Они заявили 12 марта 1881 г. Мы не ставим, а только напоминаем их. Этих условий — по нашему мнению, два: 1 Общая амнистия по всем политическим преступлениям прошлого времени, так как это были не преступления, но исполнение гражданского долга. Потрясающее идеологическое свинство и полный аморализм этого послания заключался в том, что сытые дяденьки и тетеньки изволили говорить от имени народа и нагло обращаться к сыну, только что потерявшему по их вине отца.
Информация дублируется. Фактическая Это как работа Святейшего Синода связана с отставкой либеральных министров???? Комментарий к фрагменту Всё это - по критерию К-2. Мотивация принятия циркуляра - первый компонент К-2. Дальше - действия МНП Делянова.
И дальше - их значение.
«Глас Божий повелевает Нам стать бодро на дело Правления»
Ключевым событием первой русской революции 1905 года стало издание царского манифеста о демократических свободах и Государственной Думе. при распевном церковном чтении с амвона из неизящного оборота «а на Нас возложить Священный долг» неудержимо выпирал досадный никчемушный «ананас». 1896). Именно с ним согласился новый император Александр III и 29.4 утвердил написанный Победоносцевым публикуемый документ, официально именуемый Манифестом о призыве всех верных подданных к служению верою и правдою его императорскому величеству и государству.
11 мая 1881 года опубликован Манифест Александра III о незыблемости самодержавия
Однако Александр Александрович выразил всю свою решимость в сохранении самодержавного строя и проведении консервативных реформ в знаменитом манифесте «О незыблемости самодержавия»: «.с верою в силу и истину Самодержавной Власти. В среде здешнего чиновничества манифест встречен унынием и каким-то раздражением: не мог и я ожидать такого безумного ослепления. Манифест императора Александра III «О незыблемости самодержавия» (выдержки). Манифест императора Александра III о незыблемости самодержавия был обнародован 11 мая (30 апреля по старому стилю) 1881 года.
Главы | Манифест 17 октября 1905 года
Том 1. Полутом 1. О призыве всех верных подданных к служению верою и правдою Его Императорскому Величеству и Государству, к искоренению гнусной крамолы, к утверждению веры и нравственности, доброму воспитанию детей, к истреблению неправды и хищения, к водворению порядка и правды в действии учреждений России Объявляем всем верным Нашим подданным: Богу, в неисповедимых судьбах Его, благоугодно было завершить славное Царствование Возлюбленного Родителя Нашего мученическою кончиной, а на Нас возложить Священный долг Самодержавного Правления. Явился очень кстати, ибо идеи конституционные и раздражающие о них толки слишком начали укрепляться. Игнатьева Вы изволите знать, а Островский подлинно честный человек и с сердцем.. Манифест сам по себе в комментариях не нуждается. В нем только говорится, что надо побороть крамолу, подумать о воспитании детей, дружно помогать самодержавной власти. Мне кажется, что мы и без манифеста должны были так поступать, и, сказать правду, меня это послание не удовлетворило.
Сегодня пришлось выслушать много разных мнений. Казанцы совсем потерялись, прочтя это послание. Говорят, вчера Абаза бегал по кабинету, как сумасшедший. Золотницкий пришел сказать, что 5 министров подали в отставку: Лорис, Абаза, Николаи, Милютин и Набоков. Этому я не верю. Мне хочется думать, что реформы, о которых шла речь 21 апреля, осуществляются. Газеты очень понизили тон, они не говорят, что думают о манифесте….
По всей России загорается сильное волнение. Манифест сам по себе написан так, что его страшиться нечего. Жаль, что министры его поняли, как оскорбление, им нанесенное. Лорис подал в отставку, до сих пор еще не известно, принята ли она. Абаза и Милютин сделали то же. Такие три министра уйдут — кто их заменит? Это все дела Победоносцева и Каткова.
Лорис и не знал о манифесте до его выхода в свет, печатали его в сенатской типографии. Теперь все хвалят циркуляр Игнатьева, каким уверенным тоном он написан… Коростовец сидел долго, говорили о манифесте. Многое написано так, что надо было бы два раза подумать прежде, чем объявлять народу. Приехал Е. Говорит, что Москва недовольна манифестом. Три последних самодержца. Дневник А.
Заключительные слова манифеста требуют официального комментария, которым и служит — не только отчасти — первый циркуляр нового министра внутренних дел. Циркуляр обещает дворянству, земству, городским сословиям неприкосновенность принадлежащих им прав, крестьянству — возможное облегчение лежащих на наем тягостей и улучшение устройства и хозяйственного быта, России вообще — осуществление на самом деле всего положенного в основу дарованных монархом учреждений. Как велика была у нам разница между словом и делом, между буквой закона и его исполнением — это знает всякий. НЕДЕЛЯ Твердое намерение Государя императора «стать бодро на дело правления», выраженное в настоящем манифесте, полагает конец тому переходному, неопределенному времени, о тягости которого мы говорили не раз. Отныне всякая неопределенность должна прекратиться, и предстоящий нам путь обозначается хотя в общих чертах , но твердо и ясно. Это по преимуществу путь «истребления неправды и хищения, водворения порядка и правды» в тех учреждениях, которые были дарованы раньше, но правильное развитие которых было задержано обстоятельствами. Самодержавная власть зовет русский народ, под сенью ее и в неразрывном союзе с нею, на этот широкий путь, охватывающий собой почти всю нашу государственную жизнь со всеми ее требованиями и нуждами.
Практическое осуществление целей, поставленных манифестом, несомненно покажет взаимную связь этих разнородных нужд. Хотя теоретически связь эта была и прежде, но полная неразрывность и важность ее может обнаружиться только на практике. А такой практической проверки нам именно и не доставало; мало того: она игнорировалась, и даже прямо устранялась всячески. Теперь этому будет положен конец, и практические указания жизни должны выясниться и обосноваться. Многознаменательно и упоминание манифеста о том, что покойный Государь «не столько строгими велениями власти, сколько благостию ее и кротостью совершил величайшее дело своего царствования» Д. Кем он изготовлен? С кем советовался государь?
Сконфуженный Победоносцев объявил, что это произведение его пера: что вчера государь призвал его в Гатчину и приказал сочинить маничест с тем, чтобы сегодня он был напечатан, а завтра по прибытии государя в Петербург, обнародован… Гр. Лорис-Меликов и А. Абаза в сильных выражениях высказали свое негодование и прямо заявили, что не могут оставаться министрами. Я присоединился к их мнении. Набоков, Игнатьев и бар. Николаи, хоия сдержаннее, также высказали свое удивление. Победоносцев, бледный, смущенный, молчал стоя, как подсудимый перед судьями.
Расстались мы в сильном волнении. Милютин Д. Конец малодушию, конец всякой смуте мнений! Пред этим непререкаемым, пред этим столь твердым, столь решительным словом монарха должна наконец поникнуть многоглавная гидра обмана. Как манны небесной народное чувство ждало этого царственного слова. В нем наше спасение: оно возвращает Русскому народу Русского Царя Самодержавного, от Бога приявшего власть Свою и лишь пред Богом ответственного. Посрамлены ковы наших врагов и поползновения малодушных в нашей среде умалит и унизит священную власть и отнять у нашего народа его драгоценнейшее достояние, наследие его многовековой страды и крови, силу его жизни, залог его будущего.
Во-первых, Каткова не было тогда в Петербурге, а во вторых, он ни тогда, ни в последствии не одобрял манифеста, автором коего был Победоносцев. И действительно, к чему было это торжественное заявление перед лицом всего народа? В предшествовавшее время было немало заявлений подобного рода, и общество изверилось в них, приучилось не придавать им серьезного значения; требовалось действие, а не более или менее в пышные формы; если государь хотел засвидетельствовать, что со вступлением его на престол порвана всякая связь с прежним направлением, то достаточно было бы просто-напросто уволить министров, которые в общем мнении служили наиболее видимыми представителями этого направления. Всякий бы понял смысл этой меры. Вероятно, он и писал манифест. Манифест писал не он, а Победоносцев. Идеология пореформенного самодержавия М.
Катков и его издания. Победоносцев сыграл крайне печальную роль в историческом заседании Государственного Совета 8 марта 1881 г. Последствием этого заседания была дальнейшая наша внутренняя политика. Все проекты предполагавшихся преобразований были сданы в архив.
В 1882 году государь утвердил программу строительства стратегической сети железных дорог. В Российской державе, стране бескрайних просторов железные дороги имели огромное военно-стратегическое и экономическое значение. Они «железными поясами» стягивали тело империи в единое целое. Разветвленная сеть железнодорожных коммуникаций позволяла, как подтягивать войска к фронту из глубины страны, так и маневрировать ими вдоль линии фронта. Железные дороги имели огромное значение в снабжении войск всем необходимым.
Железные дороги способствовали росту тяжелой промышленности, машиностроения, развитию торговли и экономики в целом. В 1880-е годы было завершено строительство Закавказской дороги. Затем построили Закаспийскую линию, которую в 1890-е годы продолжили до Ташкента и Кушки. Началось сооружение Транссибирской магистрали. За 13 лет правления Миротворца сеть железных дорог в России увеличилась почти на 10 тыс. Строило железные дороги теперь преимущественно государство. Была проведена частичная национализация железных дорог — к концу века из 44 частных компаний осталось всего лишь 6. Доля государства в железных дорогах стала преобладающей. Железные дороги перестали быть убыточными для государства и стали приносить прибыль.
В развитии промышленности были достигнуты большие успехи. Настоящая техническая революция произошла в металлургии. Производство стали, чугуна, нефти, угля росло рекордными темпами. Российское правительство вернулось к протекционистской политике, которая проводилась при Николае I. В течение 1880-х гг. С 1891 года ввели новую систему таможенных тарифов, самых высоких за предыдущие несколько десятков лет. Это способствовало не только росту промышленности, но и улучшению внешнеторгового баланса и укреплению финансовой системы государства. Это было настоящее «русское чудо», которое обычно забывают, увлекаясь разоблачением «реакционного режима» Александра III, всего лишь за десятилетие 1887-1897 гг. Значительно улучшилось состояние государственных финансов.
На них благотворно действовал протекционизм правительства и бурное развитие промышленности. Кроме того, было замедлено увеличение госдолга, уменьшилась доля государственного бюджета, которую тратили на обслуживание государственного долга. Ввели госмонополию на торговлю спиртными напитками. Началась подготовка к введению золотого рубля, реформу провели уже после смерти императора-богатыря. Была отменена подушная подать, что улучшило положение людей. Казну старались пополнять через косвенные налоги. Император предпринял мер и по борьбе с коррупцией. Ввели запрет для чиновников на участие в правлениях частных акционерных обществ и ряд других ограничений. Старался император ограничить и аппетиты императорской фамилии, двора.
В области внешней политики Александр Александрович был свободен от каких бы то ни было внешних влияний. Это был настоящий самодержец. Россия не ввязалась ни в одну войну, русские солдаты не умирали ради чужих интересов. Государь считал, что России незачем искать друзей в Западной Европе и влезать в европейские дела. Известны, ставшие уже крылатыми, слова царя Александра: «Во всем мире у нас только два верных союзника — наша армия и флот. Все остальные, при первой возможности, сами ополчатся на нас».
TIMESTAMPS Манифест о незыблемости самодержавия Материал из Википедии — свободной энциклопедии Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии , проверенной 12 января 2018; проверки требуют 2 правки.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии , проверенной 12 января 2018; проверки требуют 2 правки. Опубликован 30 апреля 1881 года [1]. По своём восшествии 1 марта 1881 года, после убийства своего отца , Александра II , на всероссийский престол Александр проявлял некоторое колебание в выборе стратегического курса своего царствования, занимая видимый нейтралитет между двумя противоборствующими партиями, избрав в итоге курс, отстаивавшийся Константином Победоносцевым и графом Сергеем Строгановым.
Права уже существующего Государственного совета расширялись, также собирались учредить «Общую комиссию» съезд формировавшейся «по назначению» правительства и частью представителями земств.
Проводником данного «конституционного проекта» был министр внутренних дел Михаил Лорис-Меликов, который в конце царствования Александра II имел чрезвычайные полномочия, а также министр финансов Александр Абаза. Поддерживали идею и многие другие государственные деятели и министры. Император Александр II был склонен поддержать этот проект, и утвердил его. На 4 марта 1881 года было назначено обсуждение плана на заседании совета министров, с последующим вступлением в силу.
Однако 1 марта император был убит. Большинство министров поддержали идею. Против, выступил граф Сергей Строганов, он справедливо считал, что «власть перейдет из рук самодержавного монарха… в руки разных шалопаев, думающих… только о своей личной выгоде» и Победоносцев - «надобно думать не об учреждении новой говорильни, …а о деле». Император некоторое время колебался, прежде чем выбрать стратегический курс своего правления, занимая нейтральную позицию между партиями «либералов» и «государственников».
Но в итоге избрал курс на укрепления самодержавного строя. Это был правильный выбор. Надо отметить, что вирус либерализма всегда ослаблял силу России. Российское государство в силу своего исторического развития, стратегического положения и территории — практически всегда было империей, которой требуется сильная, централизованная власть.
Правление царя-«освободителя» серьезно расшатало устои империи. Либеральная экономическая политика, которая характеризовалась отказом правительства Александра II от промышленного протекционизма, активными внешними займами, привела к экономическому кризису. В 1868 году был введен новый таможенный тариф, который продолжил либеральный курс. Пошлины на импорт были снижены в среднем в 10 раз, а по некоторым товарам в 20-40 раз.
В результате весь период царствования Александра II и до второй половины 1880-х гг. Свидетельством медленного промышленного роста в период правления Александра Николаевича является производство чугуна. С 1855-1859 по 1875-1879 гг. Ухудшилась ситуация и в сельском хозяйстве.
Считалось, что крестьянская реформа приведет к росту производительности в этой важнейшее отрасли народного хозяйства, но эти ожидания не оправдались. Урожайность выросла только в 1880-е годы. Голода, как массового явления, в России не знали со времен Екатерины II, в период правления Александра II голод снова вернулся в российские селения. Либеральный таможенный тариф мешал развитию отечественной промышленности и привел к серьезному увеличению импорта.
К 1876 году ввоз вырос почти в 4 раза. Если ранее торговый баланс государства был все время положительным, то в течение правления Александра II происходило его постоянное ухудшение. С 1871 г. Это приводило к утечке золота из страны и обесцениванию рубля.
Ситуация ухудшилась настолько, что в конце правления Александра Николаевича правительство стало прибегать к повышению пошлин на импорт, это позволило несколько улучшить внешнеторговый баланс. В заслугу Александру II ставят быстрое развитие железнодорожной сети, что стимулировало российское паровозо- и вагоностроение. Но развитие сети железных дорог сопровождалось массовыми злоупотреблениями и ухудшением финансового положения России. Огромные государственные народные деньги ушли на поддержание частных компаний, которым государство гарантировало покрытие их расходов и поддерживало субсидиями.
Частники ради получения государственных субсидий искусственно завышали свои траты. Невыплаченные обязательства русского правительства перед частными железнодорожными фирмами в 1871 г. Складывалась совершенно возмутительная картина, когда фактически построенные на государственные деньги железные дороги принадлежали частным фирмам, и государство ещё и возмещало им убытки, часто завышенные. Хищничество и обман процветали.
Впоследствии Александру III пришлось ликвидировать последствия столь неразумных шагов и возвращать под контроль государства железные дороги.