Основатель сети Андрей Кривенко через АО «Эволюционная цель» владеет ООО «Проект Избенка», которому, в свою очередь, принадлежит 86,05% АО (станет ПАО) «Вкусвилл», и еще 1,79% акций напрямую. Вместе это огромная благодарность команде за ещё один успешный год на пути к эволюционной цели ВкусВилла: «Сделать полезные продукты для здорового питания доступными каждому». Управляющая единой концепцией «ВкусВилл»: «Из-за пандемии потеряли порядка 20% выручки, а доставка выросла в 20-25 раз».
«Вкусвилл» уходит из Донбасса. История одного троллинга
Если есть неисправимая проблема с качеством — снимаем, вне зависимости, есть ли задвоение по поставщикам. Лучше пустые полки, чем плохая репутация. Эта же история с возвратом денег без чека. С точки зрения бизнеса — практически Кащенко, сплошные убытки. На деле — наоборот. И покупателю это нужно. В этом плане новый закон ближе к покупателю. АК: Хочу построить на примере «ВкусВилла» так называемую «бирюзовую компанию». Много сил вкладываю, выступаю на конференциях.
Еще только прокладываем «рельсы». Есть внешние коучи и внутренние лидеры. Это наша эволюционная цель. Для этого необходимо самоуправление. Люди хорошо работают без начальников, им не надо ничего приказывать, контролировать. Надо доверять. У нас практически нет начальников. Три цели компании: целостность, самоуправление и эволюция, базируемая на инновациях.
У нас нет позиции «директор магазина», нет иерархии. МБ: Откуда в магазине такой уровень сознания, если над продавцами нет надзирателя. Как они вовремя открываются, принимают товар? АК: Основной канал распространения вакансий — знакомство. Приводят друзей. У многих шок от того, что мы не штрафуем за просрочку — так поступают во многих сетях. Наоборот, критикуем, если человек осознанно продает товар с истекшим сроком. Людям нравится работать честно и правильно.
За это мы платим высокие зарплаты. Наши магазины — это, по сути, малые предприниматели. Мы из центра даже не видим толком, что там происходит. Они не заказывают товар напрямую — их продажи анализируют программы и присылают заказ автоматически. Бухгалтеров в магазине нет. Отчетность — через программное обеспечение. Нет инструкций и должностных обязанностей. Многие думают, что «зеленый ценник» — это на исходе срока годности.
Но его могут наклеить на товар, который просто залежался. Ну, вот разъехались по дачам и не раскупили. Или перекопали дорогу у магазина, и поток упал. Тогда продавцы решают наклеить ценники. Их задача — чтобы не было списаний. А как они это сделают — их стратегия. МБ: Отсутствие охраны в магазинах — часть политики «бирюзовой компании»? АК: Да.
Охранники есть только в социально неблагополучных районах, у вокзалов. Есть магазины, где были реальные случаи налета. Забегало человек десять, сметали, что успевали схватить с полок, и убегали. МБ: Как компенсируете потери от краж? Штрафуете продавцов? АК: Никогда! Это подталкивает людей к мошенничеству. Просто закладываем определенный процент в потери.
МБ: На страну опыт масштабировать будете? АК: Нет, принцип «бирюзовой компании» — работа под одной крышей и короткое плечо логистики. Нам хватит столичного региона. За пределами — только точка в Обнинске. Бабушка рулит МБ: Вы позиционируетесь как магазин для семьи, но у вас нет «семейных упаковок», например, мороженого. АК: Хороший вопрос. Но, не по адресу. Я уже давно не занимаюсь контрагентами, меня в компании в этой сфере даже порой игнорируют, не считая «референтным покупателем».
Моя стихия — IT.
Достаточно быстро мы нашли единомышленников как среди поставщиков и сотрудников, так и среди потребителей. Так, наши постоянные покупатели в шутку называют себя «сектой». В первые четыре магазина люди ехали через всю Москву, даже из Подмосковья, обменивались впечатлениями о продуктах в сети. По мере роста сети, конечно, аудитория размылась, но главные ценности остались неизменными. Принципы самоуправления Сегодня в свою структуру мы включили элементы бирюзовой организации, где вместо менеджеров — коучинг и самоуправление, а вместо KPI — ценности и цели, адаптировав их под себя. Наша эволюционная цель — натуральные продукты должны быть доступны всем.
Сеть очень быстро развивается. Мы не только увеличиваем количество торговых точек, но и расширяем ассортимент. Естественно, наша группа покупателей стала достаточно разнообразной. Это и те самые идейные люди, которые ездили через всю Москву за нашими продуктами, и те, кому важно, чтобы молоко было по 49 руб. Как работать с такой разнообразной аудиторией? Для начала мы заказали маркетинговое исследование, в ходе которого выявили две большие группы покупателей, которые для нас более характерны, чем для других продуктовых сетей см. Это «энтузиасты» и «целенаправленные покупатели».
Они ведут себя очень по-разному, но их объединяет нелояльность к брендам. Именно они являются нашей целевой аудиторией. Далее мы напрямую спросили у наших покупателей, что им важно, и, отталкиваясь от запросов покупателей, все отделы компании дали им обещания, на основании которых перестроили свои рабочие процессы. Есть обещания отделов покупателям, а есть обещания отделов друг другу. Например, есть основные шесть обещаний, которые разные отделы дали покупателям. Розничное направление обещало высокое качество обслуживания, управление расчета заказов — наличие нужного товара, а продуктовое направление и закупщики — высокое качество, натуральность продукции, широкий ассортимент и доступность цен. Но как оценить, насколько сотрудники выполняют свои обещания?
Конечно, по отзывам покупателей. Мы собираем обратную связь от своих клиентов. У нас 25 тыс. Она позволяет не раздувать штат, а максимально переложить работу на алгоритмы, роботов, а не на людей. У нас все обращения зафиксированы в системе и отслеживаются автоматически. Еще один элемент системы управления компанией, в который мы верим, — это самоуправление. Достаточно понятно, как организовать его в офисе правда, на данный момент каждый отдел выбирает, будет он придерживаться самоуправления или ему комфортнее жить по иным принципам.
Но в рознице, когда у вас 3000 продавцов, сложно отдать им бразды правления. Но мы делаем это поэтапно и на добровольной основе. И сейчас действительно многие элементы самоуправления внедрены в магазинах. Например, у нас были территориальные управляющие, руководители секторов магазинов по географическому принципу, и у них были помощники.
У X5 Group это соотношение достигает 3,5, у «Магнита» — 2,7.
Макеев предполагает, что высокий показатель «Вкусвилла» объясняется тем, что большинство ассортимента этой сети состоит из продукции под собственной торговой маркой, при этом уровень цен в целом выше, чем у конкурентов. В прошлом году у «Вкусвилла» по сравнению с 2019-м на 3,9 п. Макеев предполагает, что основной причиной тому стало резкое развитие онлайн-направления. Ретейлер впервые раскрыл и результаты работы за рубежом: так, в 2020 году сеть открыла первый магазин в Амстердаме и его выручка в прошлом году достигла 18,8 млн руб.
Редакция разбиралась в истинных причинах появления скандальной рекламы и особенностях бизнеса основателя "Вкусвилла" Андрея Кривенко. После публикации 30 июня фото квир-семьи в адрес магазина в Сети публиковалась как поддержка, так и огромное количество негатива: для большинства россиян подобные "рецепты семейного счастья" выглядели весьма вызывающе. В ходе разгоревшегося скандала 4 июля публикация была удалена. Однако никаких увольнений или штрафных санкций для провинившихся сотрудников не последовало. Бирюзовые или голубые? Создатель "Вкусвилла" Андрей Кривенко считается приверженцем так называемого бирюзового управления, когда сотрудникам даётся максимум автономии, что, по его мнению , "увеличивает самостоятельность и целостность сотрудников организации в рамках достижения её эволюционной цели". Поэтому не исключено, что компания действительно пала жертвой излишне смелой инициативы пиарщиков. Однако не исключено, что открытое обращение к европейской повестке связано с тем, что в прошлом году "Вкусвилл" начал открыто позиционировать себя международной компанией. В 2019 году он занял 143-е место в рейтинге 200 крупнейших компаний страны с чистой выручкой 82,7 миллиарда рублей.
Как устроен бизнес сети «ВкусВилл»
Кривенко через АО «Эволюционная цель» владеет ООО «Проект Избенка», которому принадлежит 86,05% «Вкусвилла». Эволюционная цель не должна сводиться к получению прибыли – при бирюзовом управлении деньги рассматриваются как ресурс компании, а не смысл ее существования. увеличение количества клиентоцентричных компаний в России. Автор бестселлера «ВкусВилл: Как совершить революцию в ритейле, делая всё не так» и книги «Энергия клиента.
«ВкусВилл» снижает темп. Торговая сеть изменила планы развития в Петербурге
Уставный капитал был увеличен и составил 200 миллионов рублей против 1 миллиона в прошлом. Сегодня магазины «ВкусВилл» конкурируют с такими крупными сетями, как «Перекресток», «Дикси», «Лента». Работает интернет-магазин, есть дарксторы — склады, где собирают онлайн-заказы и откуда их доставляют покупателям. Во «ВкусВилле» есть продукты для веганов и постящихся, продаются готовые блюда и полуфабрикаты. При некоторых магазинах работают кафе. В ассортименте появились корма для животных, товары для детей, косметика и бытовая химия. Ведутся разные проекты. Так, в рамках направления «ВкусМил» клиентам предлагают готовые рационы питания, «ВкусВилл Праздник» занимается тортами на заказ. Источник: сайт vkusvill. К числу фирменных цветов добавился ягодный.
Новым слоганом стала фраза: «Здесь полезное вкусно». Так началась новая веха в истории развития и функционирования сети. Сегодня основатель компании через акционерное общество «Эволюционная цель» управляет «Проектом Избенка». В начале 2022 года ПАО характеризовали следующие цифры: почти 30 тысяч сотрудников; более 1,5 тысячи поставщиков; 1337 работающих точек и более сотни собственных складов с продуктами в 62 городах; более 700 поселков и населенных пунктов, в которых нет магазинов «ВкусВилл» и дарксторов, но в которые осуществляется доставка; 210 734 заказа в сутки в онлайн-магазине; выход на рынок медицинских препаратов. У «ВкусВилла» есть собственное медиа, где публикуют статьи о здоровом образе жизни, рецепты, размещают полезные видео и даже выпуски подкаста. В нем содержатся сведения о финансовой деятельности сети. Сервис Мечтаете о своем деле? Зарегистрируйте бизнес удаленно и бесплатно Подать заявку Бирюзовое управление на практике. Опыт российских компаний.
Валера Разгуляев. Электронная книга t. З причины рекомендовать книгу: Практические советы. Конкретные примеры. Рассказ инсайдера. Семь основных идей книги. В цветовой классификации типов управления организацией бирюзовый — это самоуправляемая команда с плоской организационной структурой. Бирюзовый подход призван преодолеть недостатки традиционного корпоративного — пурпурного — управления. Основные элементы бирюзовой модели: эволюционная цель организации, самостоятельность и целостность сотрудников.
Сотрудник, принимающий на себя ответственность за результат, должен быть наделен всеми правами, необходимыми для его достижения. Организации с бирюзовым управлением отказываются от корпоративной иерархии, бюджетов, планов и ключевых показателей эффективности. Существует несколько путей перехода организации к бирюзовому управлению. Их можно применять как по отдельности, так и вместе. Первая идея. Существует несколько вариантов классификации организаций по типу управления, в которых используется цветовая кодировка: каждому типу соответствует свой цвет. Заимствуя некоторые идеи Лалу, можно представить типичные подходы к управлению организацией в виде палитры, где с черным цветом ассоциируется отсутствие управления, то есть полная анархия, а с белым — идеальная система из будущего. Пурпурный цвет соответствует классической современной корпорации, которая находится в состоянии вечной войны — как внутренней между подразделениями и между сотрудниками , так и внешней конкурентная борьба между компаниями. И наконец, бирюзовый цвет служит для обозначения организации с плоской структурой — самоуправляемой команды, в которой нет руководителей.
В любой организации, как и в стиле управления любого руководителя, в тех или иных пропорциях смешаны все эти подходы, но один из них обязательно преобладает. В современном бизнесе чаще всего встречаются организации с доминированием желтого, зеленого и пурпурного типов управления. Для предприятий этих трех типов уже разработаны и проверены на практике схемы перехода к бирюзовому управлению. Бирюзовая концепция возникла как попытка преодолеть неискоренимые проблемы современного бизнеса, и прежде всего — классических пурпурных корпораций. Эти проблемы — высокие управленческие расходы, хроническая перегруженность руководителей и демотивация рядового персонала, всеобщее нежелание брать на себя ответственность и внутрикорпоративные конфликты. Реализация проектов и решение возникающих проблем, как правило, протекают медленно, обходятся дорого, а результаты оставляют желать лучшего. Неистребимость этих проблем наводит на вывод о том, что хорошие результаты отдельных компаний объясняются лишь благоприятным стечением обстоятельств. Бирюзовый подход призван исключить саму возможность возникновения перечисленных пороков. Центральная идея этого подхода: управлять людьми невозможно, мы можем управлять только своим влиянием на них.
Организация — это организм, а не механизм. Влияние осуществляется каждым словом и поступком, любым жестом или проявлением мимики и даже молчанием, бездействием или отсутствием реакции. Бирюзовые принципы позволяют превратить организацию в гибкий саморегулирующийся и саморазвивающийся организм, в котором заложено стремление к постоянному росту и совершенствованию. Эволюционная цель не должна сводиться к получению прибыли — при бирюзовом управлении деньги рассматриваются как ресурс компании, а не смысл ее существования. Организации, выбравшие бирюзовый путь, ставят перед собой высокие общественно-полезные цели, которые для них важнее собственного блага. Целостный человек искренен, открыт и честен перед собой и коллегами, получает удовольствие от работы. Для компаний с бирюзовым управлением важен не только труд, но и сами люди — их личность, эмоции, человеческие качества. Штрафовать сотрудников в компаниях бирюзового типа категорически запрещается. Даже если вы откажетесь выполнить просьбу коллеги, никаких санкций не последует.
Отсутствие наказаний не означает отсутствие ответственности. Напротив, права и ответственность в организациях с бирюзовым управлением неразрывно связаны: получая право на самостоятельные решения, человек одновременно принимает на себя ответственность за них. Когда все необходимые полномочия предоставляются, он дает обещание. Сотрудники совершенно свободны в выборе способов выполнения данных ими обещаний. Сроки выполнения обещаний, как правило, не оговариваются, так как на практике это лишь замедляет работу: обычно люди склонны запрашивать на выполнение задачи намного больше времени, чем нужно в реальности. Любому человеку удобнее жить в таком режиме, когда он сам определяет… чем заняться сначала, а чем потом, — тогда и результат выдается по максимуму. Когда у сотрудника появляется дублер, внутренние клиенты получают возможность выбирать, к кому из исполнителей обратиться. Вознаграждение каждого из них зависит от объема работы, выполненной по заказу клиентов. Во-первых, этот механизм помогает, если сотрудник то и дело нарушает свои обещания.
Неэффективного работника никто не наказывает — он просто естественным путем остается без заказчиков, и через два месяца компания с ним прощается. В-третьих, можно объективно сравнить качество работы дублеров. Наконец, если один из сотрудников увольняется, это не приводит к остановке рабочего процесса. Соответственно, они же несут ответственность за наем и обучение дублеров. В организациях, строящих свою работу на основе бирюзового управления, широко практикуются следующие принципы. К каждому коллеге, партнеру, контрагенту изначально относятся как к заслуживающему доверия. Как показывает опыт, издержки на внедрение различных мер безопасности обычно обходятся дороже, чем ущерб, которого удается с их помощью избежать. Впрочем, доверие не подразумевает исключения проверки. Полная информационная открытость.
У каждого сотрудника есть полный доступ ко всей корпоративной информации, в том числе финансовой. Размер оклада коллег ни для кого не секрет. Такая открытость способствует справедливой оплате труда и помогает предотвращать финансовые махинации недобросовестных сотрудников. Отказ от бюджетов. Вместо бюджетирования применяется ежедневный контроль за движением денежных средств, расходами и доходами предприятия. Сотрудники, имеющие право на расходование средств, несут ответственность за его результаты. Расходы снижаются: никто не пытается на всякий случай запросить бюджет побольше, а потом любой ценой его освоить. Отказ от планов. Известно, что официально утвержденные планы лишь тормозят работу, так как исполнители обычно стараются сделать план заведомо выполнимым и ни в коем случае его не перевыполнить.
Отказ от привилегий. Любые знаки особого статуса — личный секретарь, отдельный кабинет и так далее — недопустимы. Отказ от ключевых показателей эффективности. Конечно, показатели работы нужно отслеживать и анализировать, но не стоит ставить в зависимость от них вознаграждение сотрудников. Последнее часто лишь вредит делу, подталкивая сотрудников добиваться нужных цифр любыми путями, в том числе нечестными и вредными для бизнеса. Книга под видео. Принимая решение, сотрудник обязан узнать точку зрения коллег, но имеет право с ней не согласиться. Ответственность за итоговое решение несет лишь он один. Гибкая организационная структура.
Старший аналитик компании «Атон» Виктор Дима оценивает примерную стоимость сети «Вкусвилл» в 0,6—0,7 объема годовой выручки. Бурмистров, основываясь на показателях сети за 2018 г. В случае проведения IPO, уверен он, к середине 2020 г. Это утверждение окажется справедливым в случае, если к моменту выхода «Вкусвилла» анонсированное IPO не успеет провести «Азбука вкуса».
В тот момент мы ещё даже не думали про регионы. Слово «доступно», наверное, самое сложное в этом определении. Под доступностью мы понимаем не только то, что продукты есть в наличии и за ними можно пойти в магазин.
Под доступностью мы понимаем ещё три очень важных момента. Первый: это то, что продукты должны оставаться доступными по цене, что не всегда просто, учитывая отличия по качеству и составам. Второй, ещё более сложный: люди понимают отличие, что есть здоровые и нездоровые продукты. В детстве или даже лет в 20 многим кажется, что фастфуд — это прекрасная еда, мало у кого возникает мысль: «А вдруг она вредная? Поэтому тут есть и какая-то образовательная часть.
Мы никогда не были магазином закупок, мы магазин рядом с домом, к нам ходят два-три раза в неделю, и у нас не так много продуктов длительного хранения, в основном мы работаем с категорией «фреш». Поэтому мы не особенно ощутили на себе гигантские закупки гречки и тушенки, как это было в других сетях. Но тем не менее, что-то люди закупали и у нас — в основном курицу и мясо, видимо, чтобы их заморозить. Я лично в Крылатском в Москве разгружала товар. Нам приходилось дважды в день делать поставки: коробки стояли прямо в залах, мы разбирали их, и тут же помогали покупателям.
Я лично в Крылатском в Москве разгружала товар в магазине: коробки стояли прямо в залах, мы разбирали их, тут же помогали покупателям Начиная с 17 марта статистика продаж спуталась: где-то мы наблюдаем рост, где-то падение. Так мы оцениваем апрель, май скоро посмотрим, но есть ощущение, что развив онлайн-доставку, мы смогли несколько компенсировать убытки. С чем все это связано: во-первых, покупатели стали ходить к нам реже. Во-вторых, для закупок люди выбирают другие магазины, более доступные, где можно за один раз купить максимально количество товаров. У нас выбор все-таки ограничен: в магазинах представлено около 2 тысяч наименований, а в «Пятерочке» или «Перекрестке» — десятки тысяч товаров. И плюс, конечно, многие наши покупатели уехали загород. У нас есть доставка по Московской области, в том числе на отдаленные дачи, мы возим даже на 100 километров от Москвы. У нас есть специальная команда, которая работает с ближайшим Подмосковьем, а есть доставка дальняя — мы собираем заказы, складываем их в одну машину и раз в день развозим. О работе с персоналом, закрытии части точек и внутренней бирже труда Офис полностью перешел на удаленку за два дня. Для нас это было легко, мы и раньше много работали из дома.
У нас бывают дни, когда в офисе компании вообще нет людей — и это нормально: все работают или дома, или на выезде в магазинах. Но те отделы, которые занимались развитием, открытием новых точек, временно остались без работы, потому что мы сейчас заморозили их. Есть некоторые исключения, мы открываем отдельные запланированные точки, но массово пока не расширяемся. Часть офисных сотрудников перешли на новые направления, в частности, на доставку и поддержку магазинов. Они помогали продавцам справиться с текущими объемами. Работа продавцов тоже изменилась. Во-первых, нельзя сбрасывать со счетов страх заболеть, это понятно, тем более что большинство наших продавцов — это люди в возрасте 35-40 лет и старше. Во-вторых, пандемия — это огромный стресс для покупателей, они стали очень остро относиться к любым изменениям. Мы получаем множество обращений и жалоб и в ежедневном режиме работаем с ними. Что нам удалось: поскольку параллельно стали закрываться другие отрасли, к нам пришел большой наплыв новых кандидатов на работу.
И первые две-три недели наша служба подбора работала в круглосуточном режиме, отбирая новых сотрудников. У нас даже были прямые проекты с крупными сетями, когда мы предлагали HR-отделам переводить к нам коллег. В день мы оформляли порядка 50-60 человек. В итоге смогли набрать необходимое количество сотрудников.
Назад в будущее: Андрей Кривенко об эволюционной цели ВкусВилл | Все о цепях поставок
В этом смысле уникален опыт стремительно растущей сети «ВкусВилл». Эволюционная цель бренда звучит, как «сделать полезные продукты для здорового питания доступными каждому». По данным ЕГРЮЛ, 12,16% ООО «Вкусвилл» принадлежит фондам Baring Vostok, 1,76% — основателю сети Андрею Кривенко, 86,08% через ООО «Проект “Избенка”» и АО «Эволюционная цель» владеет Евгений Лисицын.
Андрей Кривенко, «ВкусВилл»: «Делайте классные вещи, которые нравятся, и они будут оплачены»
Я ехала на интервью с Андреем Кривенко — основателем магазинов «ВкусВилл» и «Избёнка» — человеком, который получил премию «Предприниматель года-2016» по версии РБК. Об эволюционной цели «ВкусВилл» можно почитать здесь. Кривенко через АО «Эволюционная цель» и ООО «Проект Избенка» владеет 86,05% «Вкусвилла». «Эволюционная цель ВкусВилла — сделать полезные продукты для здорового питания доступными каждому. Согласно ЕГРЮЛ, 12,16% ООО «Вкусвилл» принадлежит фондам Baring Vostok, 1,79% у основателя сети Андрея Кривенко, остальным через ООО «Проект "Избенка"» и АО «Эволюционная цель» владеет Евгений Лисицын. На конец 2021 года Андрею Кривенко принадлежало 99% АО «Эволюционная цель», которое через ООО «Проект Избенка» владела 86,05% «ВкусВилла».
«Вкусвилл» обсуждает возможность своего IPO
«Эволюционная цель ВкусВилла — сделать полезные продукты для здорового питания доступными каждому. Я ехала на интервью с Андреем Кривенко — основателем магазинов «ВкусВилл» и «Избёнка» — человеком, который получил премию «Предприниматель года-2016» по версии РБК. 4 марта 2023 - Новости Екатеринбурга - Зайти на сайт «Вкусвилла» в раздел «Добрые покупки». В кодексе «ВкусВилл» появилась еще одна цель: построить культуру эволюционного управления у себя, доказать ее эффективность в России и «посеять» по всей стране. Осенью 2023 года во «ВкусВилле» начал работу инновационный центр по развитию ИТ-решений и R&D в сфере FoodTech и HoReCa. «ВкусВилл» же решил пойти от противного и сфокусироваться на шести китах своего «голубого океана».
«Разговоры о логистике»: интервью с управляющим доставкой ВкусВилл
Сотрудник, принимающий на себя ответственность за результат, должен быть наделен всеми правами, необходимыми для его достижения. Организации с бирюзовым управлением отказываются от корпоративной иерархии, бюджетов, планов и ключевых показателей эффективности. Существует несколько путей перехода организации к бирюзовому управлению. Их можно применять как по отдельности, так и вместе. Первая идея. Существует несколько вариантов классификации организаций по типу управления, в которых используется цветовая кодировка: каждому типу соответствует свой цвет. Заимствуя некоторые идеи Лалу, можно представить типичные подходы к управлению организацией в виде палитры, где с черным цветом ассоциируется отсутствие управления, то есть полная анархия, а с белым — идеальная система из будущего. Пурпурный цвет соответствует классической современной корпорации, которая находится в состоянии вечной войны — как внутренней между подразделениями и между сотрудниками , так и внешней конкурентная борьба между компаниями. И наконец, бирюзовый цвет служит для обозначения организации с плоской структурой — самоуправляемой команды, в которой нет руководителей.
В любой организации, как и в стиле управления любого руководителя, в тех или иных пропорциях смешаны все эти подходы, но один из них обязательно преобладает. В современном бизнесе чаще всего встречаются организации с доминированием желтого, зеленого и пурпурного типов управления. Для предприятий этих трех типов уже разработаны и проверены на практике схемы перехода к бирюзовому управлению. Бирюзовая концепция возникла как попытка преодолеть неискоренимые проблемы современного бизнеса, и прежде всего — классических пурпурных корпораций. Эти проблемы — высокие управленческие расходы, хроническая перегруженность руководителей и демотивация рядового персонала, всеобщее нежелание брать на себя ответственность и внутрикорпоративные конфликты. Реализация проектов и решение возникающих проблем, как правило, протекают медленно, обходятся дорого, а результаты оставляют желать лучшего. Неистребимость этих проблем наводит на вывод о том, что хорошие результаты отдельных компаний объясняются лишь благоприятным стечением обстоятельств. Бирюзовый подход призван исключить саму возможность возникновения перечисленных пороков.
Центральная идея этого подхода: управлять людьми невозможно, мы можем управлять только своим влиянием на них. Организация — это организм, а не механизм. Влияние осуществляется каждым словом и поступком, любым жестом или проявлением мимики и даже молчанием, бездействием или отсутствием реакции. Бирюзовые принципы позволяют превратить организацию в гибкий саморегулирующийся и саморазвивающийся организм, в котором заложено стремление к постоянному росту и совершенствованию. Эволюционная цель не должна сводиться к получению прибыли — при бирюзовом управлении деньги рассматриваются как ресурс компании, а не смысл ее существования. Организации, выбравшие бирюзовый путь, ставят перед собой высокие общественно-полезные цели, которые для них важнее собственного блага. Целостный человек искренен, открыт и честен перед собой и коллегами, получает удовольствие от работы. Для компаний с бирюзовым управлением важен не только труд, но и сами люди — их личность, эмоции, человеческие качества.
Штрафовать сотрудников в компаниях бирюзового типа категорически запрещается. Даже если вы откажетесь выполнить просьбу коллеги, никаких санкций не последует.
В новых магазинах, которые позиционировались как "супермаркеты натуральных продуктов", стали продаваться продукты немолочных категорий. К концу 2012 года было открыто четыре магазина "Вкусвилл" сеть "Избенка" к тому времени насчитывала 200 магазинов.
По итогам 2017 года сеть "Вкусвилл" объединяла 451 магазин, "Избенка" - 47 магазинов.
А современный Донбасс — мягко говоря, не самая богатая её часть. Сама идея призвать «Вкусвилл», чтобы снизить цены, балансирует между стилями Рабле и Кафки. Нет, логистический опыт у компании есть, определённые мощности тоже, но ей решительно нечего делать на полувоенных территориях. Почему же Солнцев назвал именно эту компанию? Просто так, для примера, ляпнуть про «Вкусвилл» мог какой-нибудь неотёсанный вояка, не отличающий земляничного смузи от молочного коктейля с клубникой.
Солнцев, конечно, тоже не в ВШЭ учился, но всё-таки в экономике и брендах разбирается. Он не может не знать, что никакого «Вкусвилла» при нынешних владельцах компании в Донецке не будет. Подтверждения не нашли. А искали? Но случайно или намеренно оговорился Солнцев, реакция «Вкусвилла» того стоила. Вот что дословно сообщила пресс-служба : «В видеоролике Евгений Солнцев говорит о том, что в ДНР снизятся цены на продукты, когда появятся отечественные сети и упростится логистика, что абсолютно логично.
Также Евгений Александрович говорит о том, что ведутся переговоры с разными федеральными сетями. Наш бренд упомянут, возможно, поскольку был на слуху у спикера. Подтверждения факта переговоров мы не нашли среди коллег». Оцените шедевр дипломатии в последней фразе: в компании не сочли возможным прямо опровергать слова регионального премьера, а подыскали максимально нелепую формулировку.
Макеев предполагает, что высокий показатель «Вкусвилла» объясняется тем, что большинство ассортимента этой сети состоит из продукции под собственной торговой маркой, при этом уровень цен в целом выше, чем у конкурентов. В прошлом году у «Вкусвилла» по сравнению с 2019-м на 3,9 п. Макеев предполагает, что основной причиной тому стало резкое развитие онлайн-направления. Ретейлер впервые раскрыл и результаты работы за рубежом: так, в 2020 году сеть открыла первый магазин в Амстердаме и его выручка в прошлом году достигла 18,8 млн руб. Сейчас общая стоимость, то есть рыночная капитализация и долг, X5 Group и «Магнита» составляет около 0,73 от их прошлогодней выручки.
«Вкусвилл» не исключает IPO даже при возможном отказе от допэмиссии акций
Об эволюционной цели «ВкусВилл» можно почитать здесь. — Основной вклад в нашу эволюционную цель внесла книга Йеспера Кунде «Корпоративная религия». «ВкусВилл» принадлежит на 86,08% ООО «Проект "Избёнка"» и АО «Эволюционная цель» Евгения Лисицына, 12,16% владеет фондам Baring Vostok, 1,76% — её основатель Андрей Кривенко. Основатель "Вкусвилла" не исключил привлечение стратегического инвестора вместо IPO. Кривенко через АО «Эволюционная цель» и ООО «Проект Избенка» владеет 86,05% «Вкусвилла». «ВкусВилл» принадлежит на 86,08% ООО «Проект "Избёнка"» и АО «Эволюционная цель» Евгения Лисицына, 12,16% владеет фондам Baring Vostok, 1,76% — её основатель Андрей Кривенко.