"Данный экспериментальный правовой режим необходим для тестирования, в том числе в формате соревнований, отечественных моделей беспилотников и отдельных технологических решений.
Экспериментальный правовой режим для сельскохозяйственных БВС начал работу в 12 субъектах РФ
Дана характеристика экспериментального правового режима как вида стимулирующего правового режима предпринимательской деятельности в сфере цифровых инноваций и технологий, приведена практика создания и применения таких режимов в нашей стране. Правительство закрепило новый правовой режим для экспериментального использования телекоммуникационных технологий в 15 частных клиниках России. 2. Утвердить прилагаемую Программу экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по выдаче электронного разрешения на добычу охотничьих ресурсов на территории Новосибирской области. Введение экспериментального правового режима открывает возможности для проведения испытаний новых летательных аппаратов уже в этом году, что позволит максимально быстро внедрять новые технологии в серийный выпуск.
Экспериментальный правовой режим в России вступит в действие в 2022 году. Что это значит?
12 октября 2021 года на Международном конгрессе «Цифровая медицина и информационные технологии» был объявлен запуск экспериментального правового режима в России в 2022 году. Правительство ввело с 1 августа экспериментальный правовой режим (ЭПР) по расширению возможностей телемедицины. ПРОГРАММА экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по направлению медицинской деятельности,в том числе с применением телемедицинских технологий и технологий сбора и обработки сведений о состоянии здоровья и диагнозах граждан.
Экспериментальный правовой режим в РФ с 2022 года
2. Утвердить прилагаемую Программу экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в Республике Башкортостан. Минэкономразвития представило новый проект, устанавливающий экспериментально-правовой режим развития телемедицины — его разместили 7 февраля на портале нормативных правовых актов. Срок действия экспериментального правового режима не может превышать трех лет, если Правительством Российской Федерации не принято решение о продлении указанного срока на один год.
Госдума приняла закон об экспериментальных правовых режимах
Экспериментально-правовые режимы за два года позволили более 80 тыс. граждан участвовать в тестировании инноваций. Минэкономразвития России рассмотрело и поддержало установление экспериментального правового режима (ЭПР) в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем (БАС) в Самарской области. Срок участия субъекта экспериментального правового режима в экспериментальном правовом режиме.
Как государство экспериментирует с правовым регулированием
Взгляд из кабины фуры Эксперимент по перевозке грузов на беспилотных грузовиках между Москвой и Санкт-Петербургом реализуют по трассе М-11 «Нева». Груз посредством беспилотных автомобилей везут ПЭК, «Магнит», X5 и ряд других логистических компаний. Участники эксперимента говорят, что перецепка с классического тягача на автономный происходит дважды: сначала при въезде на трассу М-11, а затем — на съезде с нее. Во-первых, произойдет экономия на оплате труда, во-вторых, запуск беспилотных грузовиков сокращает время доставки между Москвой и Санкт-Петербургом с 20 до 10 часов, ведь беспилотникам не требуется перерыв каждые 4,5 часа. Участники рынка оговариваются: сейчас движение беспилотных грузовиков осуществляется с использованием водителей-испытателей, так как участок трассы около Твери еще не достроен. Для дальнейшего развития проекта важно обеспечить непрерывное управление автомобилем без водителя на всем протяжении трассы. Пока часть пути грузовик проходит через населенные пункты, а значит, управление берет на себя водитель», — говорит Алексашов.
Как следует из документа, экспериментальный режим устанавливается в сфере цифровых инноваций по направлению медицинской деятельности, в том числе с применением телемедицинских технологий и технологии сбора и обработки сведений о состоянии здоровья и диагнозах граждан. Согласно постановлению, такой режим направлен на расширение возможностей телемедицины при обращениях пациентов по поводу оказания им медпомощи при заболеваниях, диагноз которых был установлен ранее на очном приеме лечащего врача, а также при продолжении лечения по выбору пациента другим врачом той же больницы при условии, что стаж работы по специальности этого врача составляет не менее семи лет. При этом документом определяются случаи, когда оказание медицинской помощи в рамках установленного режима воспрещается.
Само название Экспериментальный правовой режим" говорит за себя. В России будет новый правовой режим — экспериментальный. Интересно, а как же Конституция, которая гарантирует всем равные права?
Может я что-то не понимаю? Может у кого-то есть более точная информация, поделитесь пожалуйста в комментариях. Этот меморандум подписал вице-премьер Дмитрий Чернышенко по поручению премьер-министра Михаила Мишустина.
Ну а Мишустину, видимо, поручил сам Путин. И вот что говорит об этом Чернышенко: "Сегодня Россия находится в активной фазе формирования цифровой экономики, которая затрагивает все отрасли промышленности, социальной сферы и госуправления. А я то думала: благо людей...
Знаете, что такое интернет вещей?
Документ размещен в электронной базе данных палаты. Проект закона касается так называемых регуляторных песочниц - условия такого экспериментального правового режима могут исключать или изменять действие положений законодательства в случае, если это предусмотрено соответствующим федеральным законом. Законопроект содержит перечень норм в сфере финансового рынка, которые не могут быть изменены или исключены положениями программы экспериментального правового режима: речь идет о системе страхования вкладов и контроле за ее функционированием, вопросах организации и функционирования платежной системы ЦБ РФ, системы платежных карт, о порядке разрешения споров по договору потребительского кредита, положениях об обязанностях субъектов финрынка по ведению бухучета и отчетности, требованиях к деловой репутации. В ряде случаев, предусмотренных законопроектом, специальное регулирование должно быть согласовано с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Так, для "регуляторной песочницы", затрагивающей вопросы в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, в частности, вопросы, связанные с идентификацией или с использованием цифровой валюты, цифровых финансовых активов и утилитарных цифровых прав, а также вопросы в сфере валютного регулирования, специальное регулирование необходимо согласовать с ФСБ.
Экспериментальные правовые режимы 2022: цифровые инновации в России
Спикер напомнил о важности технологий — в ЭПР следует отрабатывать именно разные технологии и сервисы, это могло бы стать драйвером роста, считает он. Навигация, наблюдение, связь. Это три вещи, без которых беспилотники на постоянной основе не полетят. С ним согласен и гендиректор компании "Флай Дрон" Никита Данилов, но для него это ещё и способ защититься от "нормотворческого ливня".
В его рамках компаниям требуется завершить несколько подготовительных этапов тестовой некоммерческой эксплуатации, прежде чем начать масштабную эксплуатацию беспилотных авто, в том числе без водителя. Таким образом, эксперимент позволит получить практический опыт коммерческой эксплуатации беспилотных автомобилей и подготовить основу для дальнейшего общего регулирования этого направления в России.
В результате установления экспериментального правового режима будет повышена экономическая эффективность применения беспилотных авиационных систем за счет снижения расходов заказчика или эксплуатанта на содержание комплектов наземной посадочной инфраструктуры и получения возможности одним составом оборудования принимать на посадочную площадку любые типы беспилотных воздушных судов любых разработчиков. Срок действия экспериментального правового режима составляет 3 года.
Календарь мероприятий Регуляторика В Российской Федерации развивается система комплексного регулирования общественных отношений, возникающих в связи с развитием и использованием технологий ИИ, включающая в себя: нормативно-правовое регулирование этическое регулирование Ключевые задачи регулирования в сфере ИИ: создание основ правового регулирования новых общественных отношений, формирующихся в связи с применением систем искусственного интеллекта и робототехники, имеющих преимущественно стимулирующий характер; определение правовых барьеров, затрудняющих разработку и применение систем искусственного интеллекта и робототехники в различных отраслях экономики и социальной сферы; формирование национальной системы стандартизации и оценки соответствия в области технологий искусственного интеллекта и робототехники. Актуальные поручения на 2024 год: Правительству Российской Федерации: а в целях создания прорывных решений в области ИИ представить предложения о дополнительном финансировании за счет средств федерального бюджета исследований и разработок в области генеративного ИИ, в том числе больших генеративных моделей, при условии увеличения софинансирования со стороны ведущих российских организаций и обеспечения тестирования ими технологий, полученных в результате проведения таких исследований и разработок; б в рамках формирования прогноза потребности отраслей экономики в специалистах по уровням образования на пятилетний период провести с привлечением объединений работодателей анализ потребности работодателей в работниках, обладающих новыми навыками и компетенциями, и по итогам этого анализа обеспечить внесение изменений в профессиональные стандарты, федеральные государственные образовательные стандарты. Правительству Российской Федерации совместно с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации с учетом ранее данного поручения обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на упрощение доступа хозяйствующих субъектов к участию в экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций и установление ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу граждан в результате тестирования и использования технологий ИИ.
Правительству Российской Федерации совместно с МИДом России: а разработать и представить предложения о взаимодействии российских разработчиков программного обеспечения в области ИИ и разработчиков такого программного обеспечения из дружественных стран, а также о порядке доступа разработчиков из этих стран к российским большим генеративным моделям. Правительству Российской Федерации совместно с образовательными организациями высшего образования, занявшими в 2023 году лидирующие позиции в рейтинге таких организаций по параметру качества подготовки специалистов в области ИИ, и автономной некоммерческой образовательной организацией высшего образования «Сколковский институт науки и технологий» обеспечить увеличение для этих организаций контрольных цифр приема на обучение за счет бюджетных средств по специальностям и направлениям подготовки, связанным с разработкой технологий ИИ, предусмотрев расширение перечня реализуемых этими организациями программ магистратуры и программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре в данной области. Правительству Российской Федерации совместно с ассоциацией «Альянс в сфере искусственного интеллекта» обеспечить разработку и утверждение дополнительной профессиональной программы в области ИИ для руководителей крупнейших организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уделив особое внимание развитию навыков и компетенций по использованию больших генеративных моделей и предусмотрев начало обучения по такой программе не позднее 1 апреля 2024 г. Правительству Российской Федерации совместно с федеральным государственным бюджетным учреждением «Российская академия наук» и ассоциацией «Альянс в сфере искусственного интеллекта» разработать механизм, обеспечивающий льготный доступ российских исследователей, учащихся, студентов и аспирантов к вычислительной инфраструктуре суперкомпьютеров для выполнения задач в области разработки технологий ИИ.
Минэкономразвития расширяет сферы, в которых потенциально может быть запущен ЭПР
А значит, первичный приём и осмотр врач должен провести очно. Ранее заслуженный врач России, член Комитета Совета Федерации по социальной политике Владимир Круглый сказал «Парламентской газете, что полностью поддерживает позицию Минздрава: «Если говорить о телемедицинской консультации в формате «пациент — доктор», то первичный осмотр обязательно должен быть очным. И только потом можно дистанционно наблюдать за состоянием здоровья человека, следить за динамикой заболевания, анализировать лабораторные данные и результаты исследований. Эти нормы закреплены в законе о телемедицине. Это принципиальная позиция, которую поддержало врачебное сообщество». Приняв это во внимание, Минэкономразвития представило новый проект. Критично или не критично? В новом документе речь о дистанционной постановке первичного диагноза уже не идёт, это можно делать только при очном приеме.
В рамках экспериментального правового режима применяются следующие технологии: а нейротехнологии и технологии искусственного интеллекта, в том числе в области компьютерного зрения, обработки естественного языка, распознавания и синтеза речи, машинных рекомендаций и поддержки принятия решений; б технологии робототехники и сенсорики, в том числе в области: сенсоров и обработки сенсорной информации; сенсоров и систем сбора и обработки информации для эффективного функционирования робототехнических систем; в технологии беспроводной связи, в том числе в области: беспроводных сетей передачи данных; IV. Цели установления экспериментального правового режима в соответствии со статьей 3 Федерального закона 31. Целями установления экспериментального правового режима являются: а развитие конкуренции; б расширение состава, повышение качества или доступности товаров, работ и услуг; в обеспечение развития науки и социальной сферы; г совершенствование общего регулирования по результатам реализации экспериментального правового режима; д создание благоприятных условий для разработки и внедрения цифровых инноваций. Срок действия экспериментального правового режима 32. Срок действия экспериментального правового режима составляет 2 года. Срок участия субъекта экспериментального правового режима в экспериментальном правовом режиме 33. Срок участия субъекта экспериментального правового режима в экспериментальном правовом режиме устанавливается на срок действия такого экспериментального правового режима. Территория, в рамках которой устанавливается экспериментальный правовой режим 34. Экспериментальный правовой режим устанавливается на территориях Республики Татарстан, Иркутской, Магаданской, Новосибирской, Рязанской, Самарской, Тюменской областей и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также на территориях города федерального значения Москвы и Московской области медицинскими организациями, находящимися в ведении Федерального медико-биологического агентства. Экспериментальный правовой режим может быть установлен на территориях иных субъектов Российской Федерации, заключивших соглашение с Министерством здравоохранения Российской Федерации и Государственной корпорацией по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех". Положения требования, предписания, запреты, ограничения отдельных актов общего регулирования, не подлежащие применению в рамках экспериментального правового режима 36. Не подлежат применению в рамках экспериментального правового режима следующие положения отдельных актов общего регулирования: а абзац второй подпункта "и" пункта 6 Правил взаимодействия иных информационных систем, предназначенных для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинских организаций и предоставляемых ими услуг, с информационными системами в сфере здравоохранения и медицинскими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2018 г. N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации", за исключением пунктов 1 1 , 1 2 , 3, подпунктов "а" и "б" пункта 14 указанных требований. Положения, соблюдение которых является обязательным в соответствии с настоящей Программой, если такие положения не предусмотрены актами общего регулирования или отличаются от них 37. Создание информационной платформы в I и II кварталах 2023 г. Техническое задание на подсистему обеспечения информационной безопасности в рамках создания информационной платформы и или модель угроз безопасности информации согласуются с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий в части, касающейся выполнения установленных требований о защите информации. Аттестация системы о соответствии требованиям защиты информации осуществляется в соответствии с требованиями о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах, устанавливаемыми федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Оценка рисков причинения вреда жизни, здоровью или имуществу человека либо имуществу юридического лица, ущерба обороне и или безопасности государства, иным охраняемым федеральным законом ценностям 40. В ходе реализации экспериментального правового режима могут возникать риски утечки персональных данных пациентов и информации ограниченного доступа в результате кибератак, технического сбоя, нарушения правил обработки персональных данных, режима защиты информации и информационной безопасности, правил эксплуатации информационной платформы, устройств, медицинских информационных систем, системы поддержки, недобросовестных действий субъектов и участников экспериментального правового режима. Риски причинения вреда жизни и здоровью пациента могут возникать по следующим причинам: а назначение неправильного лечения лечащим врачом вследствие низкой диагностической ценности данных, полученных из устройства по причине некорректной работы устройства; б непоступление сигнальной информации по причине сбоя в работе информационной платформы; в сбой в работе информационной платформы, который может привести к приостановке оборота данных устройств; г поломка мобильного устройства пациента, на котором было установлено сопряженное с информационной платформой мобильное приложение, позволяющее осуществлять передачу данных в автоматическом и ручном режимах. В целях устранения возможных последствий описанных рисков для целей оказания услуг в рамках экспериментального правового режима субъектами и участниками экспериментального правового режима, которые являются операторами информационных систем, предпринимаются меры по обеспечению безопасности персональных данных в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации о персональных данных. При установлении медицинской организацией факта назначения лечащим врачом неправильного лечения пациенту вследствие низкой диагностической ценности данных, полученных из устройства по причине его некорректной работы, медицинской организацией принимается решение о запрещении его дальнейшего использования, о чем медицинская организация уведомляет пациента и оператора информационной платформы в электронной форме, сообщает пациенту о необходимости замены устройства. Недоброкачественное устройство, или устройство с заводским браком, или в котором возникла поломка, передается медицинской организацией производителю изготовителю для замены. Пациенту безвозмездно выдается новое устройство медицинской организацией. После замены пациенту устройства медицинская организация сообщает оператору информационной платформы о необходимости привязки нового устройства к идентификационному номеру пациента. Оператор информационной платформы в отношении недоброкачественного устройства проставляет в информационной платформе отметку о прекращении использования. При выдаче нового устройства пациенту идентификационный номер пациента, данные предыдущего устройства сохраняются оператором информационной платформы в информационной платформе с привязкой к идентификационному номеру пациента нового устройства. В случае сбоя в работе информационной платформы, приостановки оборота данных об устройствах оператор информационной платформы: информирует медицинские организации, пациентов о возникновении сбоя в работе информационной платформы, приостановке оборота данных об устройствах в электронной форме; восстанавливает оборот данных об устройствах, в том числе из систем резервного копирования; локализует сбой в программно-аппаратном комплексе информационной платформы при наличии ; устраняет ошибки в работе алгоритмов программного обеспечения информационной платформы при наличии ; проверяет корректную работу сегментов сотовой сети связи общего пользования при необходимости. При восстановлении работы информационной платформы оператор информационной платформы в электронной форме сообщает медицинским организациям, пациентам о возобновлении работы информационной платформы и оборота данных об устройствах. В случае установления факта неправомерной передачи предоставления, распространения, доступа персональных данных, полученных в результате обезличивания, субъект экспериментального правового режима обязан уведомить Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в порядке, установленном частью 3. Операторы информационных систем являются ответственными за соблюдение состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием средств криптографической защиты информации, необходимых для выполнения установленных Правительством Российской Федерации требований к защите персональных данных для каждого из уровней защищенности, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в соответствии с частью 4 статьи 19 Федерального закона "О персональных данных ". Меры, направленные на минимизацию рисков, указанных в разделе X настоящей Программы, являющиеся обязательными для субъекта экспериментального правового режима 52. Медицинская организация предпринимает комплекс мер, направленных на снижение рисков причинения вреда здоровью и жизни пациентов. В целях снижения риска причинения вреда здоровью и жизни пациента медицинская организация может применять технологии искусственного интеллекта или систем поддержки принятия врачебных решений и иные технологии для минимизации рисков врачебных ошибок указанные системы могут применяться врачом для минимизации риска врачебной ошибки при анализе информации, поступившей из устройств. Подсистема мониторинга диагностический модуль информационной платформы обеспечивает реализацию следующих мер: а своевременная передача сигнальной информации участникам информационного обмена; б сохранность информации при возникновении аварийных ситуаций сбоев в работе аппаратных средств, программных и программно-аппаратных средств, серверного оборудования, сетевого, телекоммуникационного оборудования и каналов связи, общесистемного программного обеспечения, прикладного программного обеспечения, сбоев в результате ошибок обслуживающего персонала и пользователей с помощью резервирования системных данных и их копирования на внешние носители; в автоматическое восстановление работы, функциональности данных после сбоев в компонентах информационной платформы; г регистрация действий участников информационного обмена в информационной платформе, системе поддержки. Информатизация здоровья.
Российское правительство установило экспериментально-правовой режим в сфере цифровых инноваций в области медицины и утвердило его программу. Постановление, подписанное премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным, опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации. Как следует из документа, экспериментальный режим устанавливается в сфере цифровых инноваций по направлению медицинской деятельности, в том числе с применением телемедицинских технологий и технологии сбора и обработки сведений о состоянии здоровья и диагнозах граждан.
ЦБ намерен провести тестирование технологии Ранее, 30 марта, директор департамента финансового мониторинга и валютного контроля Центробанка РФ Илья Ясинский выразил надежду на то, что уже в 2024 году россияне смогут начать открывать счета в банках по видео-конференц-связи. По его словам, механизм будет протестирован в рамках экспериментального правового режима ЭПР. До этого, 14 марта, стало известно, что с 2024 года в РФ можно будет дистанционно получать возмещения.
Минэкономразвития предлагает скорректировать Закон об экспериментальных правовых режимах
Экспериментальный правовой режим для сельскохозяйственных БВС начал работу в 12 субъектах РФ | Экспериментальный правовой режим состоит в применении в течение определенного периода времени специального регулирования в отношении определенной группы лиц или на определенной территории. |
Защита документов | Развитие ИИ поддерживается также через введение экспериментальных правовых режимов (ЭПР). |
Минэкономразвития предлагает скорректировать Закон об экспериментальных правовых режимах | Депутаты Госдумы предлагают с 1 сентября 2024 года запретить организацию обращения криптовалюты в России, сделав исключение только для майнеров, майнинг-пулов и проектов Банка России в рамках экспериментального правового режима (ЭПР). |
В регионах РФ запустили экспериментальный правовой режим для беспилотного транспорта | «Реализация экспериментальных правовых режимов, без сомнения, даст сильный толчок развития в сфере технологий и речь сейчас идет не только о сфере здравоохранения. |
Экспериментальный правовой режим в РФ с 2022 года | Частным клиникам разрешили лечить пациентов онлайн в рамках экспериментального правового режима. |
Цифровая медицина
Минэкономразвития разработало экспериментальный правовой режим для телемедицины | Предлагаю коллективно задуматься над тем, как обойти ситуацию с "экспериментальным правовым режимом" и ИИ. |
Шпаковская районная больница | Обновленный законопроект стоит рассматривать в совокупности с ранее внесенным законопроектом об экспериментальных правовых режимах (ЭПР), считает Федор Иванов. |