Если не соблюдать пост, то ничего страшного не произойдёт с обычным человеком. Разрешается не соблюдать пост, если его соблюдение усугубляет болезнь или затягивает исцеление.
«Я никогда не видела вреда от воздержания»
Любитель сладкого - может ограничить себе сладости. Курильщик - ограничить себе количество курения и так далее. Главное - это должно быть личное осознанное решение, а не навязанное родителями или кем-либо еще. Конечно, общие правила об исключении из рациона пищи животного происхождения тоже не нужно отменять. Это основа, фундамент поста. Но тут есть некоторые нюансы. Ради будущего ребенка пищевой пост матери отменяется канонами Церкви. Лучше усилить молитвы и душеполезное чтение.
Допустим, у человека диабет. В этом случае возможны послабления в гастрономическом посте, но только по желанию самого человека. Невольный рацион. Если человек питается в мирской столовой, скажем, в больничной или студенческой, то выбирать не приходится: что Бог послал - то и едим. Канонами Церкви также дозволяется опять же, по желанию рыба для учащихся, для поддержания сил. Путешествующим, как и в случае со столовой, дозволительно есть любую доступную пищу. В этом случае, правда, полагается свести к минимуму наслаждение пищей и смакование: просто "закидываем" еду внутрь, как топливо для организма.
Но если есть возможность соблюсти пост - соблюдаем. Есть такая семинарская шутка на эту тему: "если я хожу кругами вокруг храма, то я путешествующий: могу спокойно съесть пару беляшей". Но все мы прекрасно понимаем, что герой этой шутки просто лукавит, чтобы обойти правило. У митрополита Антония Сурожского рассказывается случай, когда он еще был пономарем, они с батюшкой освящали дом в Страстную Пятницу, а хозяева им в благодарность поставили на стол жареную курицу. И он спросил у батюшки, как быть? На что тот ответил: "возможно, они последнюю свою еду нам поставили, от чистого сердца. Ешь, не обижай людей!
А по отдельности - пожалуйста. Многие православные скрупулезно изучают состав, скажем, на пачке чипсов: вдруг там мясной ароматизатор действительно сделан из мяса?
По словам священника, нужно помнить о правильной мотивации.
Может ему тоже не хочется поднимать гири, но еще больше не хочется быть слабым. Тренируется и становится сильнее. Так и с постом — человеку не хочется питаться постными продуктами, но он хочет иметь здоровую духовную жизнь, - говорит Григорий Геронимус.
Для того, чтобы было проще держать пост, он предлагает ответить себе на простой вопрос: что важнее - удовлетворение сиюминутного желания или верность церковным постулата.
При этом даже если постящиеся увеличат количество растительного белка в рационе, это не даст практически никакого эффекта. Единственный выход из этой ситуации, отправляться в магазин спортивного питания. Если вы категорически настроены выдержать весь Великий пост с его строгими ограничениями, белок придется добавлять в рацион в виде соевого изолята белка.
И вот перед гостем стоит дилемма — есть или не есть, уважить хозяев или демонстративно отказаться? Обычно, когда хотят ответить на этот вопрос, приводят слова апостола Павла: «Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести» 1Кор. Написаны эти слова об идоложертвенной пище, и разговор тут идет непосредственно о посещении домов язычников, где апостол вполне мог бы отведать идоложертвенное.
Но для чего апостол ходил по домам язычников, где мог вкусить идоложертвенную пищу? Ответ прост — он делал это ради проповеди, подражая Христу, Который без малейшего сомнения входил в дома грешников и фарисеев ради того, чтобы обратить их на истинный путь. О чем он пишет в следующих строках: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию. Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией, так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись». Поэтому, чтобы понять, как правильно поступить, надо честно ответить самому себе на вопрос — для чего я иду в гости? Скорее всего, большинство ответит — не для проповеди. Для одних поход в гости — это возможность общения с друзьями, для других это деловой ужин, для третьих — какой-либо иной повод.
В таких случаях слова апостола «все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования» не могут быть руководством к действию. Часто люди готовы вкушать скоромное в гостях ради того, чтобы не обидеть хозяев. Ситуации могут быть очень разными и единого рецепта на все случаи жизни быть не может. Но очевидно, что если пост нарушен не из малодушия и желания угодить, а по любви, то оправдания этого достаточно, ибо нет ничего превыше любви. Так поступали святые. Святой праведный Алексий Мечёв рассказывал: «Когда бываешь в чужом доме и подают скоромное, не следует отказываться и тем осуждать других. У меня отец был близок к митрополиту Филарету и вот было так: митрополит Филарет часто бывал у одного там… Раз приходит как-то, застал обед, а пост был.
Хозяин сконфузился, не знает, как быть — пост, а у него курица, что ли, там… А митрополит Филарет подошел к столу и сам попробовал всё. Не надо осуждать других; в чужом доме, если подадут что скоромное в постный день, не надо пренебрегать и отказываться. А дома можно восполнить этот пробел усилением либо телесного поста, а главное, духовного: т. Действительно, «не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» Мф. Ведь частенько за столом, особенно после пары бокалов вина или чего покрепче, начинаются пересуды, пустословие и прочие грехи языка. Все это, конечно, случается и не только в посту, но пост — это особое время воздержания и не нужно забывать об этом. Если не хочется нарушать, то лучше и вовсе не идти в гости.
Но если пришли, то «кушайте же во славу Божию все предлагаемое вам без сомнения. А вместо этого положите вы хранение устам своим от празднословия, смехословия и осуждения. Это будет выше вашего поста» прп. Антоний Оптинский. Неправильный выход из поста разговение , многоядение Вкусная трапеза и духовная радость — это непременные атрибуты праздника, следующего за многодневным постом. Однако в порыве радости можно очень неумеренно разговеться. Особенно это актуально на Пасхальной неделе и на Святках, когда нет поста в среду и пятницу, и праздничные дни насыщены обильными трапезами.
Не буду рассказывать, чем чревато для организма переедание, полагаю, каждый знает это на себе. Если разговляться неосторожно, то духовная радость потихоньку сменяется духовным расслаблением, и вновь начинают разгораться страсти, с которыми шла борьба весь пост. В итоге можно свести на нет духовную работу всего поста, а к новому посту подойти с солидным багажом старых грехов. Чтобы этого не происходило, нужно проявлять умеренность в еде и не давать волю страстям. Оправдание отказа от постов или их нарушения цитатами из Библии Хотя данный вопрос не является ошибкой или проблемой в самом посту, все же хочется рассмотреть его в рамках данной статьи. Для этого стоит привести несколько цитат. Кто различает дни — для Господа различает; и кто не различает дней — для Господа не различает.
Кто ест — для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест — для Господа не ест, и благодарит Бога» Рим. На первый взгляд, цитата предполагает самому размыслить, стоит поститься или нет, поскольку «пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» 1Кор. Однако, обе цитаты вырваны из контекста. В обоих случаях апостол говорит о насущной для первых христиан проблеме — идоложертвенной пище, которая свободно продавалась на базаре и не было возможности понять, была ли она посвящена языческим богам или нет. Поэтому апостол говорит: «Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести» 1Кор. Апостол Павел говорит о свободе христиан от всего языческого, однако предостерегает: «Берегитесь, однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных» 1Кор. Поэтому, проявляя заботу о них, пишет: «нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто.
Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн» Рим. Апостол призывает не осуждать друг друга за пищу, а принимать друг друга такими, какие есть — одних немощными, других сильными, но внимательными друг к другу: «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба?
Перед своим Господом стоит он или падает. И будет восставлен, ибо силён Бог восставить его. Все приведенные цитаты ясно дают понять, что духовное апостол Христов ставит выше пищи, прежде всего же ценит добрые отношения между христианами: «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир, и радость во Святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей. Итак, будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию» Рим. Кстати, последнюю цитату «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир, и радость во Святом Духе» также приводят как основание для отказа от поста, но из контекста 14 главы послания к Римлянам ясно следует, что речь там совсем не о посте. Часто задают вопросы о том, что можно и чего нельзя в пост.
Когда речь о пище, то все более или менее понятно — постимся как можем, соизмеряя свою меру воздержания с уставом. В уставе Церковь показывает идеал, но люди далеко не идеальны, поэтому каждому стоит поститься по силам, посоветовавшись с духовником.
Духовное удовольствие
- Великий пост — как правильно поститься? - Православный журнал «Фома»
- Что еще почитать
- Надо ли поститься, если пост не в радость? | Правмир
- Что значит держать пост в Православии
- Великий пост: что можно есть постящимся
- Кому можно не соблюдать пост в православии
Как поститься без вреда для здоровья
И разделять пост, диету и популярное нынче веганство тоже необходимо четко. Диета — это временные ограничения тех или иных продуктов ради достижения приятного отражения в зеркале. Веганство, или вегетарианство — не только отказ от мяса, но во многом идеология. Представители данной культуры уверены в невозможности употребления животной пищи в связи с убийством животных. Главная цель поста — духовная, а не кулинарная. Можно есть привычную еду, но отказавшись от сериалов в пользу чтения духовной литературы и от походов в бары, чтобы пожертвовать сэкономленные деньги нуждающимся, и при этом быть постящимся человеком.
В то же время строго ограничивающий себя в еде человек, который не посещает службы в церкви, не молится, и не посвящает свое время духовному росту, таковым считаться не будет. Психология поста: тренируем силу духа Предлагая ограничиваться в питании, в церкви часто сравнивают человека и животное. Дескать, главное отличие человека от животного состоит в силе духа. Животное будет есть все, что хочет, а человек в состоянии управлять своим духом и делать осознанный выбор во всем — от приземленного питания до духовного развития. Смысл в этом видят и современные психологи и коучи разного толка.
Даже оставив в стороне сугубо религиозную часть поста, мы вряд ли будем спорить с тем, что живя в определенном достатке и изобилии, мы сегодня перестаем видеть и ценить те самые простые и важные вещи, которыми обладаем — здоровье, крышу над головой, близких и родных, возможность учиться, работать и зарабатывать, и многое другое. Психолог, руководитель Европейской школы психологии Кристина Кудрявцева: - Один из митрополитов как-то сказал "В Пост главное не есть друг друга". Что такое пост? Это практика воздержания, то есть управления своими желаниями.
Один человек соблюдал пост в месяц Рамадан только первые 6 дней. Вечером 6-го дня он вознамерился не поститься, начиная с 7-го дня, причем без какой-либо уважительной причины возможно, ввиду слабости веры.
Следует ли ему только возместить пропущенные дни или же он должен соблюдать 60 дней в качестве каффарата искупления за каждый пропущенный день? Считается ли, что он не нарушал пост, так как не имел намерения поститься в определенный день? Как известно, во время Рамадана намерение нужно произносить [8] на каждый новый день. Искупление в форме соблюдения поста на протяжении двух лунных месяцев за один преднамеренно нарушенный день поста предусмотрено канонами лишь в случае нарушения его преднамеренным вступлением в половой акт с женой мужем [9]. По этому поводу имеется достоверный хадис [10]. Некоторые ученые говорили о подобном искуплении и в случае нарушения поста преднамеренным приемом пищи и питьем воды.
Однако данное богословское суждение не имеет прямого подтверждения в аятах и достоверных хадисах, а потому остается суждением, с которым можно и не согласиться [11]. Будет ли правильным держать уразу в месяц Рамадан 9 дней: 3 дня в начале, 3 — в середине и 3 в конце? Это не будет правильным. Несоблюдение поста, при наличии возможности соблюдать его, — тяжкий грех пред Господом миров. Такая необязательность может обернуться неприятностями земными и вечными. Не советую разрушать свое будущее, игнорируя Божье предписание [12].
Считаю уместным напомнить хадис: «Если верующий, не относившийся к какой-либо из категорий, освобожденной от соблюдения поста, не соблюдал пост в один из дней месяца Рамадан, [то пусть знает, что] этот день он не сможет восполнить и целым веком поста. Если человек, для которого соблюдение поста обязательно, оставил это без внимания, пренебрег данной формой поклонения Творцу, пропустил день, то ни один из дней земной жизни не сможет возместить эту потерю. Масштабы огромны и исключительны. Конечно же, верующий восполняет пропущенное в последующем, но особой значимости каждого из дней месяца Рамадан ни один иной день года не имеет]» [13]. Подписывайтесь на umma. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи].
Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. Нейль аль-автар [Достижение целей]. Сунан ат-тирмизи.
Абу Умама аль-Бахили сказал, что слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Я спал, и тут ко мне пришли двое мужчин. Они взяли меня за руку и привели к горе. Потом они пошли со мною, и я увидел людей, подвешенных за их сухожилия, с разорванными ртами, из которых текла кровь. Аль-Албани, да помилует его Аллах, сказал: Это наказание постигнет того, кто постился, а после намеренно разговелся до наступления времени разговения.
А что же говорить о том, кто не поститься вообще?! Просим Аллаха о благополучии в этом мире и мире дольнем. Мы бы хотели посоветовать брату, что задал вопрос: чтобы он боялся Аллаха, опасался Его гнева и Его наказания, чтобы он поспешил к покаянию прежде, чем постигнет его нарушительница наслаждений — смерть. Воистину, сегодня необходимо действовать, так как сегодня еще не расчет, а завтра — расчет, и уже невозможно будет совершать дела.
Вот и ешьте ее, как лекарство, а если вы будете пробовать постом какие-то гастрономические изыски, то этим действительно будете его нарушать. Как правило, прежде всего верующие убирают из рациона самые любимые блюда, те, от употребления которых они получают настоящее удовольствие. И даже если это будет что-то разрешенное в пост, например, кофе, его убирают. Для чего?
Чтобы ущемив себя в чем-то, что-то приобрести. Ведь для того, чтобы что-то приобрести, нужно чего-то лишиться, и хорошо, если это будет что-то самое приятное и вкусное. Постная пища должна быть простой, незамысловатой, на приготовление которой человек не тратил бы много времени. Вместо сложного фруктового салата с обилием семян и специй можно просто съесть одно яблоко и в этом будет заключаться самый настоящий пост. С учетом медицинских рекомендаций Если человек по здоровью вынужден соблюдать специальную диету, рекомендуемую врачом, то меру поста и его послабления необходимо выбирать с учетом этих нюансов. Необходимо есть мясо? Попробовать употреблять только белое, отказавшись от красного. Разрешена рыба?
Тогда исключить из рациона морепродукты.
Великий пост — не диета. Вот как нужно соблюдать его на самом деле
Конечно же, верующий восполняет пропущенное в последующем, но особой значимости каждого из дней месяца Рамадан ни один иной день года не имеет]» [13]. Подписывайтесь на umma. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. Нейль аль-автар [Достижение целей]. Сунан ат-тирмизи.
Нейль аль-автар. Одним из крупных благодеяний пред Богом, а также одной из форм искупления греха было предоставление свободы тому, кто являлся рабом или стал таковым в результате превратностей судьбы. Отмечу, что с точки зрения Ислама превращение свободного человека в раба — один из самых тяжких грехов. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Подробнее об этом см.
Расхождение в данном вопросе появилось в результате того, что в разных местностях использовались различающиеся по объему посудины, посредством которых происходила продажа сыпучих масс. Сунан аби дауд. Сунан [Свод хадисов]. Ибн Маджа присутствуют только слова «[в искупление греха] постись один день [после месяца Рамадан]». Подробнее см.
Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем для человека в понимании нового через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. Каир: ас-Салям, 2010.
Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. Дамаск: аль-Фикр, 1997.
Например, человек болел в первый день поста и не смог его соблюдать. Тогда он обязательно должен возместить упущенное. Кстати, если причина уважительная, к примеру, та же болезнь, может она длительная, и в следующий Рамадан так и не закончилась, то штраф накладываться не будет. Если возмещения не последует и до следующего поста и причин уважительных не будет, то каждый год штраф станет расти на 1 мудд. Есть и другие уважительные причины, когда день поста можно не возмещать — дозволенное путешествие, беременность или кормление грудью, а также немощность.
Учтите, что беременные и кормящие в любом случае возмещают посты в другое время, когда обстоятельства уже будут это позволять. Выдержка из Корана Если человек так и не возместил все посты и скончался, то за него не надо соблюдать пост или платить штраф. Но если причина не была уважительная, то родственникам желательно возместить их, потому что согласно Посланнику Аллаха, долг перед Аллахом более достоин для возмещения. Читайте также: «Что можно и чего нельзя делать в месяц Рамадан днем и после заката: правила, советы» Каким будет наказание за намеренно пропущенный пост в Рамадан? Как мы уже сказали, пропущенные дни поста Рамадан могут получиться по уважительным причинам. Но что будет, если таких причин нет и они все равно пропущены? В таком случае в качестве долга дни обязательно возмещаются, по при этом придется еще заплатить искупительную милостыню.
Называется она каффарат.
Великий пост — прекрасное время для того, чтобы с Божьей помощью позаботиться о чистоте своей души и благочестии. Истинная вера дает силы справиться со страстями и искушениями. Можно ли поститься не с начала или перестать это делать до окончания поста Соблюдение ограничений — это подготовка к искреннему, глубокому и осознанному проживанию христианских праздников. Именно поэтому Пасхе и Рождеству предшествуют многодневные посты. Вполне допустимо начинать поститься не с первого дня поста, если по каким-то причинам обратное невозможно. Важно не конкретное количество дней, а настрой и цель верующего. Цель истинно верующего — ощутить в праздничный день внутреннее единение с Всевышним, почувствовать душой ту благодать и энергию всепрощения, которая исцеляет душу и тело.
Для такого духовного опыта нужно быть хорошо подготовленным: искренними молитвами; духовными побуждениями; осознанным воздержанием. Что же касается постного рациона, то он вполне может быть вкусным и разнообразным. Главное — исключить продукты животного происхождения, оставив только рыбу по определенным дням. Временные ограничения благотворно воздействуют на душу и тело. Благодаря им христианин по-новому начинает относиться к жизни и ресурсам которые он использует. Сконцентрировавшись на духовной жизни, человек становится сильнее, мудрее и милосерднее к ближним. И соблюдать Божии заповеди становится гораздо проще, поскольку открывается их глубокий смысл. Если вы переоценили свои силы и не выдержали пост полностью — это не страшно, и говорит лишь о том, что вы еще недостаточно к этому готовы.
Человек постоянно растет и самосовершенствуется, поэтому то, что не удалось сегодня, обязательно получится в следующий раз. Главное — верить и не опускать руки. Читайте также Что можно и нельзя делать на Крещение 2022 — народные приметы и суеверия Ежегодно 19 января все православные христиане отмечают великий праздник Крещения. Накануне, в Сочельник происходит приготовление к большому празднованию. С древних времен существуют церковные… Можно ли отказаться от поста, если уже начал, или вообще не поститься по состоянию здоровья Цель поста — приблизить человека к Богу, но никак не ускорить эту встречу в прямом понимании. Именно поэтому, прежде чем начинать временную аскезу, нужно адекватно оценить свои физические силы и состояние здоровье. Если у вас имеются хронические заболевания, либо вы себя неважно чувствуете, проконсультируйтесь с лечащим врачом. Если он запретил поститься либо есть какие-то оговорки, побеседуйте со священником, возьмите у него благословение на послабление.
Поскольку физические ограничения — менее важная часть, старайтесь в это время особенно следить за своими духовными поступками и побуждениями. Чаще молитесь, проявляйте снисхождение и милосердие. Нарушение постного меню не является поводом для того, чтобы окончательно сходить со стези, ведь в конце концов главное не это, а чистые помыслы и добрые намерения. Основные ошибки во время поста, которые действительно считаются серьезным нарушением Если к нарушению ограничений Церковь относится более или менее снисходительно, то к соблюдению 10 библейских заповедей отношение серьезное.
Тренируется и становится сильнее. Так и с постом — человеку не хочется питаться постными продуктами, но он хочет иметь здоровую духовную жизнь, - говорит Григорий Геронимус. Для того, чтобы было проще держать пост, он предлагает ответить себе на простой вопрос: что важнее - удовлетворение сиюминутного желания или верность церковным постулата. Если же человек все-таки нарушил постулаты постного питания, не нужно огорчаться и бросать пост.
Нужно прийти в храм, покаяться на исповеди, ведь жизнь христианина состоит не только из одних удач, а также из падений.
Священник объяснил, что делать верующим, которые нарушили пост
— если постящийся потерял сознание, а затем снова пришел в себя, то его Пост не нарушается при условии, что он находился в бессознательном состоянии не в течение целого дня. Поэтому тем, кто сомневается, нужно отбросить сомнения и начать поститься, чтобы пост стал причиной преображения человека и его изменения. Кому нельзя поститься?
Пост и пищеварение. Полезны или вредны семь недель ограничений?
Крестить детей и взрослых можно в любое время, в том числе и в течение Великого поста. Вопрос неоднозначный. Сам по себе спорт на время Великого поста не запрещен. Однако некоторые представители Русской православной церкви считают, что в это время лучше заниматься душой, а физическую нагрузку можно и отложить. Если вы профессиональный спортсмен и это для вас прежде всего работа, то тренировки можно оставить. Если же вы приходите в фитнес-центры ради общения, красивых фото и развлечения, то здесь мнение однозначное: до окончания поста про это лучше забыть. А вот когда дело касается здоровья, например, реабилитации после операции или травмы, то физические нагрузки не запрещены. Нет, курение - это зависимость, потакание своим слабостям. Если вы заядлый курильщик, то начало Великого поста — самое время раз и навсегда отказаться от табакокурения.
Что касается желания навестить усопших на кладбище во время поста, то строгих запретов нет. Церковью отведены особые дни поминовения усопших, они называются "Родительские субботы". Они нужны также для того, чтобы живые не забывали о мертвых. У наших предков мясо не подавалось на стол каждый день. Это блюдо готовили по праздникам.
Чтобы избежать упадка сил, обратите внимание на бобовые, семена и каши с повышенным содержанием белка. В частности, гречку и перловку. Отсутствие в рационе морепродуктов - рыбы, мидий и кальмаров - прямая дорога к дефициту йода. А йод - это про интеллект и обмен веществ, хорошую отлаженную работу щитовидной железы. Кроме того, морепродукты содержат большое количество микроэлементов. В частности, цинк и селен, которые принимает непосредственное участие в обмене веществ, то есть результатом их нехватки может стать набор веса и при хорошем иммунитете. Следующая группа - молочные продукты. Они содержат большое количество кальция и пробиотиков. Во время поста обратите внимание на семена - в частности, льна и кунжут последний содержит много кальция. Чтобы не заработать остеопороз и остеохондроз, употребляйте и семена бобовых. Кстати, их нужно пережевывать или перемалывать, иначе они попросту пройдут "транзитом". Пробиотиками могут стать наша любимая квашеная капуста, моченые яблоки. Что нельзя исключать из рациона? Это продукт, из которого рождается жизнь, в нем самый богатый аминокислотный состав, около 22. Если есть возможность, не отказывайтесь именно от яиц.
Мусульмане могут восполнять пропущенные дни сразу после окончания Ораза айт или делать перерывы, постясь по одному дню до наступления следующего Рамазана. Имеющиеся долги по посту можно возмещать в любое время года, за исключением праздников Ораза айт, Курбан айт и последующих трех дней. Время сухура и ауызашара будет соответствовать времени утреннего намаза фаджр и вечернего намаза магриб в определенном городе. Таравих намаз. Также в течение Рамазана мусульманам следует уделять особое внимание к молитвам и чтению Корана. Кроме пяти обязательных молитв в день, во время месяца Рамазан мусульмане исполняют особый вид намаза — Таравих. Это дополнительная ночная молитва, которая совершается коллективно после ночного намаза Куптан Иша в течение всего месяца. Во время Таравих верующие собираются в мечетях или домах вместе с близкими. Таравих в переводе от арабского означает «отдых». То есть после каждых четырех ракаатов намаза верующие сидя отдыхают, восхваляя Всевышнего или слушая назидания имама. Таравих также считается временем для чтения и размышления о Коране. Фитр-садака Благотворительность играет значительную роль во время месяца Рамазана для мусульман. Одним из обязательных пожертвований закят для мусульман является фитр-садака. Он призван помочь нуждающимся, чтобы они тоже могли насладиться праздником, священным месяцем Рамазан. В этом году Духовное управление мусульман Казахстана утвердило размер пожертвования фитр-садака на уровне 640 тенге из расчета средней цены двух килограммов муки по стране. Фитр-садака нужно выплатить до наступления праздничного Айт-намаза.
И, конечно, надо помнить, что переедание блинов не приведет ни к чему хорошему. Но если приготовить блины на гречневой муке или муке с отрубями, они будут менее вредны. У Рождественского поста такого периода нет. Но, с точки зрения диетологов, правило начинать пост постепенно остается актуальным. Кому пост противопоказан? Диетологи добавляют: вам нельзя поститься, даже если вы уже выздоравливаете, но ослаблены после болезни или операции. Что можно есть во время поста? Не обязательно полностью отказываться от мучных изделий, но в них должны быть лишь вода, мука и соль. Иногда можно пить красное вино. Как избежать чувства голода и недостатка витаминов и микроэлементов? Если вы решаете поститься, надо пересматривать весь рацион". Прежде всего необходимо получать достаточное количество растительного белка его можно найти в бобовых , в идеале — в сочетании со сложными углеводами. Например, рис с фасолью и овощами надолго даст вам чувство сытости.
Великий пост или к чему приводят воздержания...
На почту мне пришло письмо, в котором автор спрашивает, накажет ли его Бог если он не будет соблюдать пост? А тем, которые способны поститься с трудом (или не могут держать пост), следует в искупление накормить бедняка. — если постящийся потерял сознание, а затем снова пришел в себя, то его Пост не нарушается при условии, что он находился в бессознательном состоянии не в течение целого дня. Зачем поститься? Если человек серьёзно болен, он не обязан ночью намереваться поститься следующий день, даже если существует возможность выздоровления на следующее утро, потому что рассмотрению подлежит положение больного на текущий момент. Однако буквально соблюдают посты намного меньше людей, чем отмечают Рождество или освящают куличи и красят яйца на Пасху.
Великий пост — как правильно поститься?
Поститься надо не ради похудения, а ради души. Излишний фанатизм в ограничениях не приведет ни к чему хорошему. О главных мифах — в материале РИА ая строгостьСогласно последним соцопросам, более половины россиян (66%) считают себя православными. Из них только 18% соблюдают пост — причем именно Великий, остальные не так. О главных мифах — в материале РИА ая строгостьСогласно последним соцопросам, более половины россиян (66%) считают себя православными. Из них только 18% соблюдают пост — причем именно Великий, остальные не так. Такой строгий пост можно соблюдать далеко не всем, особенно если есть проблемы со здоровьем.
Кому можно и нельзя поститься?
Никаких "высоких" чувст не испытала, наоборот была раздражённой... Похудение было минимальное, вес сразу же пришёл. Больше не экспериментирую. Почему так было - не знаю. Что касается питания, то я особо мясо и не ем, очень редко: люблю овощи, кисло-молочные продукты, рыбу...
То и другое приводит в итоге к перееданию, то есть объедению или бесконечному сладкоядению между основными приемами пищи.
Что же делать? И есть хочется и от сладкого отказаться сложно. Давайте обратимся к науке, чтобы понять, как работает наш организм при приеме той или иной пищи. Любой прием пищи, не только сладкой, сопряжен с повышением уровня глюкозы в крови. В течение дня уровень глюкозы колеблется на определенном уровне.
Глюкоза нам необходима, это «топливо» для организма, основной источник энергии. Любые углеводы, попадая в организм, превращаются в глюкозу. При употреблении в пищу так называемых быстрых углеводов кондитерские изделия, выпечка, в том числе белый хлеб, макароны из мягких сортов пшеницы, овощи со сладковатым привкусом, фрукты, сухофрукты, варенье, мед и т. Это не опасно для здорового человека, поскольку это алиментарная, то есть связанная с приемом пищи, гипергликемия. Если у человека здоровые печень и поджелудочная железа, то через некоторое время уровень глюкозы приходит в норму.
Но вслед за быстрым повышением уровня глюкозы в крови происходит резкий выброс инсулина — гормона поджелудочной железы, который доставляет глюкозу в клетки мышц, печени и жировой ткани. Инсулин быстро переносит сахар из крови и сразу же опять появляется чувство голода так как глюкозы в крови, доступной для получения энергии для текущего потребления, не остаётся. Начинаются перекусы, чаепития с чем-нибудь сладеньким. В итоге сахар скачет весь день, что приводит к чередованию бодрости и упадка сил, а также отложению подкожного жира. Если дать организму мощную дозу сахара например, перекусить куском торта или пиалой варенья с чаем , то уровень глюкозы повышается моментально, в первые полчаса будет казаться, что сил прибавилось, но потом начнет активно вырабатываться инсулин, он быстро разнесет глюкозу, и уровень ее станет ниже, чем до еды.
Итог — быстро наступившее чувство голода и усталости. К тому же резкие перепады уровня глюкозы — это стресс, провоцирующий тревожность и раздражительность. На сладкое можно и подсесть, и многие ученые видят в этом зависимость, схожую с наркотической. Все дело в том, что при раздражении рецепторов языка с последующим скачком глюкозы в крови, повышается уровень дофамина — гормона, который влияет на центр удовольствия в мозге. Вот почему после сладкого возникает такое приятное чувство.
Противоположный эффект быстрым простым углеводам дают медленные сложные углеводы. К ним относят овощи, необработанные крупы например, столь любимая в России гречка , цельнозерновой хлеб, макароны из твердых сортов пшеницы, овощи, продукты, содержащие растительную клетчатку и т. Они медленно повышают уровень сахара в крови, не провоцируют резкого выброса инсулина, что обеспечивает сытость дольше. Если сравнить равные порции макарон и гречки, то после макарон чувство голода наступит позже, чем от гречки. Я намеренно не касаюсь белков и жиров, которые также необходимы нашему организму, чтобы сильно не растягивать статью.
Обращение к науке было необходимо, чтобы прояснить с позиции физиологии человека, почему в посту люди часто становятся раздражительными, и при довольно большом количестве пищи постоянно остаются голодными. Обжорство и сладкоядение — это результат неправильно сбалансированного постного рациона. Бороться с этим только духовными силами довольно сложно, поскольку мы не можем отказаться от своей физиологии. Для некоторых людей такое положение вещей, когда в пост постоянно думаешь только о еде, становится камнем преткновения, а порой даже отчаяния. Человек искренне хочет поститься телесно и духовно, но постоянное чувство голода заглушает самые искренние душевные порывы.
Получается, что пост — то самое время, когда наука может прийти на помощь человеку в его духовной жизни. Необходимо изучить вопрос правильного питания в посту, сбалансировать количество быстрых и медленных углеводов, потреблять достаточное количество растительной клетчатки, белков и жиров. Каждый должен сделать это, соизмеряясь с особенностями своего организма и ритма жизни. Никакого единого рецепта тут быть не может. Можно сказать, что Церковь в постном уставе показывает нам идеал, а каждый член Церкви, соизмеряясь с этим уставом, должен сам регулировать свое постное меню.
Это позволит избежать и обжорства и чрезмерного сладкоядения. Очень строгий, неподъёмный для человека пост, потом срыв Мирян условно можно разделить на две категории — неофитов, то есть тех, кто только начинает свою церковную жизнь, и воцерковленных — тех, кто в Церкви уже давно и имеет определенный духовный опыт. И у одних, и у других случаются ошибки в посту, одна из самых распространенных — пост не по силам. Для человека, недавно попавшего в Церковь, все в новинку — службы, молитвы, пост. Как маленький ребенок, познающий мир, неофит «тащит в рот» все, что ему попадется, пытается попробовать все, что видит и слышит.
Неудивительно, что когда он слышит, как священник рассказывает с амвона о постном уставе, читает о нем в литературе, или, на худой конец, покупает православный календарь и видит там обозначения того, что можно или чего нельзя есть в те или иные дни поста, то старается исполнять все как положено, по всей строгости. Неофит рассуждает — вот, я попал в Церковь, тут все по правилам, и мне теперь нужно максимально четко исполнять их. Руководствуясь благими намерениями, но не имея духовного опыта, человек может не потянуть всей нагрузки строгого постного устава. Особо часто такое случается в Великом посту, поскольку он самый длительный и строгий, а первая неделя, с ее особой строгостью, может быть очень сложной для человека без практики поста. Но не только с неофитами случается такое.
Даже люди воцерковленные иногда решают, что им пора начать поститься, как древним старцам в пустыне, и начинают довольствоваться двумя финиками в день. В итоге и у тех, и у других быстро истощаются физические силы, и наступает серьезное искушение для духа. И тогда получается срыв, который может проявляться по-разному. Неофит обычно просто прекращает поститься, так как не находит в себе духовных и телесных сил для этого. А воцерковленный впадает в более серьезные искушения, причем у каждого свои, завязанные на страстях.
И что же делать? В первую очередь обратимся к опыту святых отцов. Слабость тела, происходящая от малоядения, не позволяет совершать молитв в должном количестве и с должною силою», — пишет свт. Игнатий Брянчанинов. Тут святитель ясно дает понять, насколько важно сохранять духовно-телесный баланс, указывая, что чрезмерное, непосильное изнурение тела не даст возможности усердно молиться.
А вот что рассказывает прп. Серафим Саровский : «К строгому посту святые люди приступали не вдруг, делаясь постепенно и мало-помалу способны довольствоваться самой скудной пищей. Преподобный Дорофей, приучая ученика своего Досифея к посту, постепенно отнимал от стола его по малой части, так что от четырех фунтов меру его ежедневной пищи низвел наконец до восьми лотов хлеба. При всем том святые постники, к удивлению других, не знали расслабления, но всегда были бодры, сильны и готовы к делу. Болезни между ними были редки, и жизнь их текла чрезвычайно продолжительно».
В религии Ислам одним из основных принципов является легкость. К особым случаям, позволяющим не соблюдать пост, относятся: Болезнь Те люди, которые по причине болезни не способны держать пост на протяжении всего месяца Рамадан, а также те, кто опасается, что пост может привести к усилению их недуга, могут отложить пост на другое время. В данном случае во внимание принимаются не личные опасения больного, а рекомендации врача-специалиста. После того как человек выздоровеет, он должен будет восполнить пропущенные дни поста. Путешествие С точки зрения религии, путешественником считается человек, отправляющийся в путь на расстояние как минимум 90 км, и остающийся в месте назначения не более 15 дней — по мазхабу Ханафи, или не более 4 дней — по мазхабу Шафии Ширази, II, 590. Тот, кто отправляется в путешествие во время Рамадана, может не держать пост. Однако если человек отправился в путешествие после рассвета, то есть, начав пост этого дня, то в этом случае нарушить его он не может и должен продолжать поститься до вечера. Но если человек все-таки нарушит этот пост, то он должен будет возместить всего лишь пропущенный день и не должен совершать искупление Мавсили, I, 134. Пропущенные по причине путешествия дни поста возмещаются после окончания месяца Рамадан.
Будет много постов, будет возможность разнообразить свою постную практику большим усердием.
А начинать лучше под руководством духовника. Как спортсмену нужен хороший тренер, чтобы добиться хороших результатов, так и постящемуся в помощь советы духовника, мудрость святых отцов и многовековой опыт Церкви. Сам себе уставщик Рассмотрим такую ситуацию. Человек решил, что ему лучше в многодневный пост поститься в неделю три дня, но при этом совсем ничего не есть. Месяц было всё чудесно, а потом начались сильные боли в желудке, и пост пришлось совсем прекратить. Ничего удивительного, поскольку человек, мало того, что поиздевался над своим организмом, он еще и не прислушался к многовековому опыту Церкви и решил сотворить свой устав. Такой подход, когда человек бросается из крайности в крайность, не имея духовного опыта, усердия в молитве и смирения, может быть опасен для него. Всегда стоит для начала обратиться к опыту Церкви, иначе легко впасть в гордыню и навредить себе духовно и телесно. Очень важно обсуждать с духовником свое молитвенное и постное делание, если оно, в силу каких-то причин, становится отличным от привычного и принятого в Церкви. Духовник сможет вовремя заметить проблему и постарается предостеречь от совершения ошибок.
Полное оставление текущего поста после единичного случая его нарушения, с надеждой в следующий раз поститься без срывов Вероятно, человеку хочется быть сразу хорошим постником, ничего не нарушая и поступая правильно. Хорошее желание. Но идеальных людей не бывает, и каждый человек согрешает. Духовная жизнь состоит из взлетов и падений. Господь, зная человеческую немощь, дал нам в помощь Таинство исповеди. Исповедуясь, человек очищается и приобретает новые силы для исправления совершенного греха. Поэтому, нарушение поста — это повод для покаяния на исповеди, но никак не для укоренения в грехе. Что же касается гипотетического следующего раза, то хочется возразить — нет никакой гарантии, что и в следующий раз не будет нарушения. Следующего раза может не случиться вовсе, ведь никто не знает, когда окончится земная жизнь. Следовательно, не стоит откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня.
Оставление поста по причине того, что человек не видит духовной пользы от него все мысли о еде и раздражение Выше была показана зависимость чувств и ощущений во время поста от физиологии человека. Но не только в физиологии дело. Если человек не станет наполнять сердце свое молитвой и мыслями о том, как угодить Богу, то неминуемо разум его наполнится помышлениями о еде, которой он себя добровольно лишил, и, не обретая ее в желаемом качестве или количестве, начнет раздражаться и срываться на близких. К тому же и лукавый приложит максимум сил, чтобы подогреть страсти, поможет вспомнить старые обиды и подкинет дурные мысли. Вновь обратимся к святоотеческой мудрости. Святитель Григорий Нисский утверждает: «Молитва — страж целомудрия, исцеление от раздражительности, обуздание кичливости, очищение от памятозлобия, истребление зависти, уничтожение неправды, исправление нечестия». А вот, что пишет прп. Никон Оптинский : «Справедлива пословица: «Чем больше ешь, тем больше хочется есть». Если мы утолим только голод и жажду и займемся делом или станем молиться, нас еда не будет отрывать от нашего занятия. Это я сам на себе испытал.
Тогда как-то чувствуется, что сущность жизни не в еде, не в чем-либо земном, а в высшем духовном мире человека, не в утолении страстей, а в стремлении познать истину — это есть первый признак духовной жизни человека. Без этого человек духовно умирает. Если же мы угождаем плоти, то ее потребности растут неимоверно быстро, так что подавляют всякое духовное движение души. Нас не интересуют тогда высшие духовные вопросы, весь наш интерес сосредотачивается исключительно на земном удовлетворении страстей и похотей плоти. Жалок тогда человек, хотя очень часто не сознает этого. Напротив того, человек постящийся, так сказать, отрезвляется, совершенствуется нравственно. Конечно, пост, если не сопровождается молитвой и духовной заботой, не имеет почти никакой цены. Пост есть не цель, а средство, пособие, облегчающее нам молитву и духовное совершенствование». Таким образом, чтобы видеть духовную пользу от поста, нужно не только воздерживаться телесно, но и молиться усердно. Отсутствие баланса между молитвой и постом Крайне важно понимать, что чем усердней мы стараемся воздерживаться телесно, тем сильней искушения.
Бороться с искушениями нужно столь же усердной молитвой. Совсем не лишним будет частое посещение храма для исповеди и причастия. Преподобный Макарий Великий вопрошает: «Воздерживающийся без молитвы как устоит без ее помощи? Если взять на себя строгий телесный пост и при этом не молиться или молиться мало, то страсти поглотят, и никакого толка от такого поста не будет. Также и сытый постник — плохой молитвенник. Поэтому необходимо в посту сохранять баланс между телом и духом, не брать на себя более, чем может понести тело, и не налагать на себя большого молитвенного правила, не очищая при этом тело строгим постом. Неумение соблюдать пост в гостях Порой случается, что во время поста приглашают в гости. Если хозяева — люди воцерковленные, то проблем с постным столом не возникает. Даже если по какой-то причине кто-то в семье не постится, то ради уважения к гостю и для остальных членов семьи приготовят постное. Но бывает, что хозяева не воцерковленные, иноверцы или вовсе неверующие.
Они могут даже и не знать, что идет пост, но готовиться к приходу гостя обязательно будут и приготовят вкусные, но, скорее всего, скоромные блюда. И вот перед гостем стоит дилемма — есть или не есть, уважить хозяев или демонстративно отказаться? Обычно, когда хотят ответить на этот вопрос, приводят слова апостола Павла: «Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести» 1Кор. Написаны эти слова об идоложертвенной пище, и разговор тут идет непосредственно о посещении домов язычников, где апостол вполне мог бы отведать идоложертвенное. Но для чего апостол ходил по домам язычников, где мог вкусить идоложертвенную пищу? Ответ прост — он делал это ради проповеди, подражая Христу, Который без малейшего сомнения входил в дома грешников и фарисеев ради того, чтобы обратить их на истинный путь. О чем он пишет в следующих строках: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию. Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией, так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись». Поэтому, чтобы понять, как правильно поступить, надо честно ответить самому себе на вопрос — для чего я иду в гости? Скорее всего, большинство ответит — не для проповеди.
Великий пост: всем ли нужно 40 дней придерживаться календаря питания
Если человек, работающий в подобных условиях, опасается, что соблюдение поста может нанести вред его здоровью, то ему разрешается не соблюдать пост в этот день. Кому нельзя поститься? И как поститься без вреда для здоровья. А как постился Давуд?» Он сказал: «Он день постился и день разговлялся и не убегал от врага, когда встречался с ним».