"Мастер и Маргарита", Большой театр, мировая премьера 01_12_2021.
В Петербурге пройдет премьера балета «Мастер и Маргарита»
Постановку знаменитым уже теперь европейским балетмейстером Эдвардом Клюгом спектакля «Мастер и Маргарита» на Новой сцене Большого театра (мировая премьера – 1 декабря), я уверен, включат и в долговременные хроники как пример задачи, которая казалась. сработала по ошибке пожарная сигнализация. «В 1970-х годах замысел балета «Мастер и Маргарита» возник у Юрия Николаевича Григоровича, тогда главного балетмейстера Большого театра. В Большом театре вышел балет «Мастер и Маргарита» в постановке художественного руководителя Балета Словении в Мариборе Эдварда Клюга. Гений Булгакова диктует правила постановки, поэтому на сцене театра родится настоящая фантазия, наводящая на бесконечные размышления о бездонных смыслах романа «Мастер и Маргарита».
"Мастер и Маргарита" танцуют в Большом театре
Почему бассейн? В моей ассоциации, это некое место, которое отрицает существование Бога, как бассейн Москва, построенный на месте Храма Христа Спасителя. Линии этих двух персонажей будут неразрывно связаны в балете, сначала литературные критики распинают Мастера за его роман, затем его же, уже как Иешуа пригвоздит к кресту сам Пилат музыка до мурашек. За всем этим действием постоянно наблюдает самая важная фигура Воланда Владислав Лантратов , как он и откуда возникает на сцене, я до сих пор не поняла, а его появление в Варьете на грани фантастики премьер просто лежит на спинках двух широко расставленных стульев, то есть висит в воздухе. Свита повелителя Тьмы, словно артисты сбежавшие из цирка, а Гелла в белоснежном обтягивающем комбинезоне и на пуантах эстетическое блаженство кстати пуанты только у нее и у Маргариты. И главный апогей всего действа это конечно сцена бала у Воланда, в которой Маргарита Екатерина Крысанова вместе с кордебалетом превращается в пучину кровавой волны и страсти невероятная хореография Клюга, это нужно видеть!
Благодаря оперативному вмешательству дежурной инженерной службы система работала всего 25 секунд», — сообщил Урин, выразив надежду, что инцидент не помешает премьере балета «Мастер и Маргарита» 1 декабря. Ранее москвичи сыграли в «Игру в кальмара» во время потопа на станции МЦК.
Весь пол там оказался затоплен водой, пассажиры не имели возможности свободно передвигаться.
Уже в Европе режиссер выступил против войны на Украине: в многочисленных интервью, со сцены Каннского фестиваля. Это стало поводом для снятия с репертуара балета, в афише которого значится имя Серебренникова. Но, как говорится, свято место пусто не бывает, и лермонтовского «Героя» заменили на «Мастера и Маргариту». Казалось бы, вполне хороший выбор — великое произведение российского писателя, музыка — гениального Альфреда Шнитке.
И вот это умение, обращаясь туда, общаться точно с вами, чувствуя вас и видя вас так, как будто вы там стоите, — вот это принцип Беляковича. И это не так просто, и не все артисты этим владеют. Сейчас для многих театральных городов, в том числе для театрального Новосибирска, очень актуально встал вопрос о возвращении к классическому театру. За экспериментом, поиском формы и условностью можно скрыть бездарность и дешевку.
Этот спектакль может помочь преодолеть это, показать настоящий театр? Нет, спектакль не может ничего преодолеть. Может преодолеть только режиссер, только художник, который живет духом своего времени, который знает артистов, который любит того автора, за которого он берется. Валерий Романович не смотрел свои спектакли.
Он убегал всегда, ему даже легче было пересмотреть на видео. Вот по видео он потом мог сделать замечание. Поэтому даже не знаю, как вам ответить на этот вопрос. Спектакль живет, как ни странно.
Даже сто спектаклей сыграть — это довольно много. А этот показан уже около четырехсот раз. Конечно же, как любой спектакль, который не смотрит человек, который его создал, все равно он потихоньку что-то теряет, но здесь, наверное, работает и Михаил Афанасьевич Булгаков своим великим текстом, и гениальный режиссер Валерий Романович Белякович — они, наверное, оттуда нам посылают энергию, посылают силы, посылают талант, посылают обстоятельства.
В печатном номере
- Мастер и Маргарита |
- МАСТЕР И МАРГАРИТА
- Балет Мастер и Маргарита, Большой театр
- Мастер и Маргарита
- Большой театр представляет балет «Мастер и Маргарита»
В Большом театре прошла мировая премьера балета «Мастер и Маргарита»
Сегодня я почти вплавь добралась до Большого театра на балет «Мастер и Маргарита». В Большом театре прошла серия премьерных спектаклей балета «Мастер и Маргарита» по знаменитому роману Михаила Булгакова. Новая сцена Большого театра: Мастер и Маргарита в Большом. Купить официальные билеты на балет Мастер и Маргарита в Государственный академический Большой театр России. Настоящие, большие мастера работали!» – со смехом показывает на стену художник: на ватмане коллаж из этикеток портвейна разных лет. Только что вышедший «Мастер и Маргарита» Эдварда Клюга дает подсказку: если задача — стать витриной для кратких содержаний книг из школьной программы, то реализовано это со всей ответственностью.
"Мастер и Маргарита" в Большом театре
Сегодня я почти вплавь добралась до Большого театра на балет «Мастер и Маргарита». Цена билетов на спектакль «Мастер и Маргарита» в Большом театре в Москве: от 1600 до 10000 рублей. Большой театр (ГАБТ) представил на Новой сцене мировую премьеру балета «Мастер и Маргарита» по роману Михаила Булгакова на музыку Альфреда Шнитке и Милко Лазара в постановке румынского хореографа Эдварда Клюга. Овеянный мифами и легендами мистический роман Михаила Булгакова, отраженный во множестве постановок и экранизаций, ставит на сцене Большого театра Эдвард Клюг. Овеянный мифами и легендами мистический роман Михаила Булгакова, отраженный во множестве постановок и экранизаций, ставит на сцене Большого театра Эдвард Клюг.
Купить билеты на балет "Мастер и Маргарита"
Он писал композиции к фильмам топовых российских режиссеров, таких как Андрей Тарковский, Никита Михалков и Андрей Кончаловский. Его произведения придали исключительный шарм постановке, а динамичности к развитию картины прибавили рок-композиции. Эдуарда Артемьева не стало в канун Нового 2023 года после продолжительной болезни. Композитор плодотворно работал до последних дней, поэтому продолжаются выходить проекты с его участием, премьеры которых он, к сожалению, не успел застать. Одна из последних сцен балета «Мастер и Маргарита» посвящена ушедшему мастеру. Складывается ощущение, что он с небес исполняет для нас свою волшебную музыку. Необыкновенными были и решения по декорациям на площадке.
Внутри зала стояло огромное зеркало, которое отражало сцену.
Двери хлопают. На дне бассейна минимум предметов - скамья, стулья, стол, он же катафалк - и виртуозная с ними, почти цирковая игра. Должна сказать, что элементы цирка, варьете, шоу пронизывают язык этой постановки. Напомню, что сам Булгаков в романе искусно жонглирует масскультом и высокой словесностью, балансирует между библейской историей и советской реальностью, между гротеском и любовной драмой. Писатель не только изображает масскульт - он пользуется его приемами, его техникой, захватывая внимание читателя на всех возможных территориях. Этим путем соединения высокого с "низкими жанрами" пошел и Эдвард Клюг.
Булгаковские элементы поэтики - гротеск, метафора, гипербола, сарказм, ирония, смех - включены волей постановщика в балетное тело спектакля. Коровьев, Азазелло и Бегемот Дмитрий Дорохов, Антон Савичев и Вячеслав Лопатин , конечно, танцуют клоунов и пластика, и костюмы, и главное - хореографическое преображение. Гелла Ана Туразашвили не только на особый, ведьминский манер эффектна - она магически играет со зрителем, посылая в зал сигналы своего ведьминства. А Маргарита Ольга Смирнова и Мастер Денис Савин замечательно продолжают, как мне, дилетанту, кажется, лирический рисунок в традиции классического балета. Когда на сцене "театр в театре", то есть булгаковское варьете, то загипнотизированный замечательно придуманной сценически игрой - в бильярд головой Бенгальского - зритель не замечает, как произошло мгновенное обнажение "зрителей" на сцене. Позже, в сцене бала у Сатаны одежда гостей взмывает - и возвращается, опять взмывает, а танец, ни на секунду не останавливая свой продуманный рисунок, подчиняет нас логике "волшебных изменений". Почему я сказала о рисунке?
Потому что Эдвард Клюг использует здесь и элементы большого шоу - кордебалет выстраивает фигуры и композиции во всех массовых сценах. Дом Грибоедова и у Булгакова дан в танце и пантомиме. Пантомима - ловкие официанты. А литераторы пляшут. Напомню: веселье макабрического танца литераторов происходит после отсечения трамваем головы Берлиоза. Да, сценический образ трамвая возвращает к памяти о "паровозике" - и это принимается, поскольку здесь, в этой точке, становится смешно и страшно, когда из-под воображаемого колеса выкатывается мертвая голова, а танец продолжается. Сумасшедший дом с профессором Стравинским никого не излечит, но закроет в изоляции - от мира "литераторов", от борьбы с религией мистика, но идея с бассейном посетила постановщика до того, как он узнал, что у нас тут в Москве было, где москвичи купались, весьма по-булгаковски, после взрыва Храма Христа Спасителя.
И где еще разгуляться балетмейстерской мысли, как не на сцене бала сатаны, но здесь Эдвард Клюг использовал один-единственный прием, названный ровесником того времени Мандельштамом "растительной покорностью кордебалета". Цепь сомкнутых, непрерывных, как лиана, рук замыкается на пьющей из черепа кровь Маргарите, зло торжествует, тихий финал с выходом Мастера из матраса провисает. Театральные не любят "Мастера и Маргариту", социальный мистицизм романа гаснет от прикосновений. Но досада от посредственности, мелкотравчатости спектакля все равно есть. Дважды мелькал шанс, что мимо-пластическое шоу разрастется до хореографии. Но что мимо, то мимо, выстрел из пушки по воробьям.
И хотя по либретто "отрицательные отзывы критиков заставляют Мастера чувствовать себя распятым", остается восторг перед его храбростью и находящейся в отличной форме труппой, способной станцевать хоть Шнитке, хоть Клюга. Вот этому и можно порадоваться.
Следом спикировали на сцену Театра Наций, бывший Театр Корша… А еще на следующей неделе грядет долгожданное открытие музея-квартиры на Большой Пироговской улице, где в сыроватой комнате на первом этаже были написаны первые варианты будущего романа «Мастер и Маргарита». Бывшая хозяйка дома, вторая жена Булгакова Любовь Евгеньевна Белозерская утверждала, что это она стала первым прототипом Маргариты. Впрочем, кто их разберет, этих писательских вдов, всегда претендующих на то, чтобы быть главными музами и вдохновительницами? Все они немного ведьмы.
Государственная Третьяковская галерея «Я научу тебя видеть в реальном фантастическое» А вот на параллель с Михаилом Врубелем меня неожиданно навел искусствовед и писатель Аркадий Ипполитов , один из главных кураторов эпохальной выставки в Третьяковке. У него была целая лекция-исследование на эту тему. Если совсем коротко, то Булгаков, конечно, картины Врубеля знал. Не мог не знать, как любой юноша из российской интеллигентной семьи. К тому же оба были по жизни связаны с Киевом. Для Булгакова это город детства и юности, для Врубеля — город обретения себя как художника религиозной темы. Хотя прямых подтверждений тому нет, но Булгаков не мог не бывать в Кирилловской церкви, где находятся лучшие росписи Врубеля — они еще при жизни художника стали одной из достопримечательностей Киева.
Как, впрочем, и его декоративные росписи во Владимирском соборе, так отличавшиеся от ортодоксальной православной живописи тех лет. Фото: Wikimedia Commons После 1902 года имя Врубеля войдет в массовое российское сознание как имя непонятого гения, безумца и пророка. Это был совершенно новый тип художника ХХ века, существующего вне социума, вне творческих группировок близких по духу художников и даже вне какого-то внятно сформулированного стилистического направления. Врубель был предтечей даже не модерна, уже начавшего пробиваться и произрастать разными «цветами зла», а модернизма, до которого оставалось еще как минимум десять лет. Фактически с его «Демона» начнется летоисчисление новой эры. В своей статье, написанной на смерть художника, Блок возведет покойника в статус «главного символиста», навсегда определив его место в русской культуре. Государственная Третьяковская галерея Именно этот тип художественного мышления и судьбы попытается спустя много лет воплотить Булгаков в образе Мастера.
Тайных совпадений в романе, как выясняется, рассыпано множество: и одержимость Мастера религиозными сюжетами, и сирень, полыхающая во дворе дома, где живет главный герой, и даже фасон бархатной шапочки, которую сшила Надежда Забела-Врубель для больного мужа, а Маргарита — для своего возлюбленного. Есть и прямые цитаты. Например, на выставке в Третьяковке экспонируется панно из особняка Алексея Викуловича Морозова «Полет Фауста и Мефистофеля», которое могло бы послужить дословной иллюстрацией к финалу «Мастера и Маргариты». У Врубеля тоже волшебные кони, и мефистофельский плащ с кровавым подбоем, и тщательно выписанные шпоры Фауста, и оставленный город, темнеющий под копытами коней, и даже куст репейника как символ цепляющейся из последних сил жизни. Государственная Третьяковская галерея «Я научу тебя видеть в реальном фантастическое» — фраза, сказанная Врубелем начинающему художнику Сергею Судейкину, дает ключ и к пониманию прозы Булгакова. Поэтому совсем неудивительно, когда в дневнике Елены Сергеевны Булгаковой мы находим короткую запись о визите к ним в дом знакомого киевлянина. И короткая пометка, чтобы потом не забыть: «Говорили о Врубеле».
Государственная Третьяковская галерея Можно вспомнить и врубелевское панно «Принцесса Греза», украшающее фасад гранд-отеля «Метрополь». Опять же прямых ссылок у Булгакова на само панно нет, но отель появляется уже на первых страницах романа. Есть в дневнике Елены Сергеевны и описание небольшого кухонного пожара, который удалось потушить своими силами. А дальше: «Легли в семь часов утра, а в десять надо было вставать, чтобы идти М. Таких совпадений слишком много, чтобы считать их игрой случая или искусствоведческой концепцией Аркадия Ипполитова. Как, наверное, неслучайны и две театральные премьеры по булгаковскому роману, состоявшиеся с разницей в десять дней на главных сценах столицы. Балетный подстрочник У «Мастера» в Большом театре есть своя предыстория, уводящая нас в самое начало 90-х годов.
Тогда на театральном небосводе Восточной Европы зажглась звезда режиссера из Словении Томаса Пандура. Он был худруком Национального театра оперы и балета в Мариборе. Загадочный, демонический красавец с манерами наследного принца. Помню его спектакль «Шахерезада», который он привозил в Москву в 1990 году. Это была сенсация. Потом последовали «Гамлет», «Фауст». Избыточно-роскошный, визуальный, чувственный театр, перегруженный пластическими метафорами и экстатическими мизансценами.
Дым, вода, песок… Яичные желтки, стекающие по кирпичной стене Эльсинора. Их разбила Офелия в порыве последнего приступа безумия. Томас Пандур был неистощим по части таких ярких находок в театре 90-х годов. Но до конца вырваться из словенской заводи в большие театральные звезды ему, похоже, так и не удалось. Хотя потом, как я знаю, он ставил и в Нью-Йорке, и в Мадриде. И даже какое-то время имел собственный театр.