«Эвакуация детей Ленинграда в Ленинградскую область (1941)». В общей сложности за период блокады из Ленинграда были эвакуированы 1,5 миллиона человек. Организаторы ранней эвакуации из Ленинграда ошиблись с выбором ее направления, но поступить иначе не имели права.
Блокада Ленинграда: Как спасали осаждённый город
Петербург и Ярославль запускают совместный проект об эвакуации в годы блокады | На станции отцепили от поезда, идущего с эвакуированными из Ленинграда, ледник, набитый покойниками. |
Эвакуация из блокадного Ленинграда: кому нельзя было убежать из города - Русская семерка | Официальная советская версия о блокаде города Ленинграда рассказывает примерно следующее — город был взят в полное кольцо окружения с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 года. |
Как в Горячем Ключе спасали детей-блокадников | Списки детей, эвакуированных с детскими учреждениями Смольнинского района Ленинграда в село Радищево Угличского района Ярославской области. |
Петербург и Ярославль запускают совместный проект об эвакуации в годы блокады
Как я пережила блокаду, эвакуацию и вернулась в Ленинград. Свыше пяти тысяч оцифрованных архивных дел с информацией о судьбах более чем 684 тысяч эвакуированных жителей блокадного Ленинграда переданы Архивному комитету Санкт-Петербурга. Седьмую симфонию Шостаковича в день годовщины снятия блокады Ленинграда играет новосибирский симфонический. 15 апреля 1942 года в блокадном Ленинграде после четырёхмесячного перерыва пошёл пассажирский трамвай. Эвакуация продолжалась, даже когда вокруг города на Неве сомкнулось кольцо блокады. Блокада Ленинграда — один из самых известных и трагических периодов Великой Отечественной войны.
Пока не сомкнулось кольцо
- Продовольствие в блокадном Ленинграде
- Как в Горячем Ключе спасали детей-блокадников
- Официальные сетевые ресурсы
- В Музее обороны и блокады Ленинграда открыли выставку об эвакуации детей из осажденного города
Хроники блокадника: как 4 сухаря спасли семью от голодной смерти в окружённом фашистами Ленинграде
За этими числами скрываются в первую очередь люди, совершавшие подвиги и не знавшие страха. Сложнейшее для страны время требовало самоотверженного труда на общее благо и беспримерного героизма, который, как показала история, стал в нашей стране повсеместным - и особенно сконцентрировался в пределах 30 километров ледовой дороги. В экстренном порядке и под героическим руководством военного инженера Бориса Якубовского было организовано двухполосное движение - для него же составили отдельный список правил безопасного перемещения. Так, грузовики должны были держать стометровую дистанцию друг за другом для того, чтобы минимизировать риск ухода под лед сразу нескольких автомобилей. Ориентироваться в "ледяной пустыне" озера помогали установленные через каждые двести метров дорожные знаки, а в ночных условиях - маячные фонари. К слову, Осиновецкий маяк, расположенный на юго-западе Ладожского озера, играл ключевую роль в период работы ледовой трассы - именно по его свету 22 ноября 1941 года водители первой автоколонны в истории Дороги жизни определили пункт назначения. Тогда это побережье Ладоги контролировали советские войска и тогда же его оперативно оборудовали для приема грузов: организовали подходные фарватеры и установили причалы.
На Дороге жизни соорудили пункты обогрева и оказания первой помощи, посты технической поддержки, а позже на протяжении 30 километров через равные промежутки появились регулировщицы, в задачи которых входило обозначать для водителей правильный путь. Дорога жизни осталась в исторической памяти народа как грандиозный подвиг, позволивший сохранить бесчисленные жизни осажденных ленинградцев и отстоять северную столицу.
Ленинградская блокада — трагическое событие, которое полностью перевернуло судьбы и жизни горожан. Своими масштабами все это затмило вопрос недвижимости людей, покинувших ее под воздействием непреодолимых обстоятельств.
После возвращения из эвакуации люди не могли попасть в свои квартиры, и на это были свои причины. Вернуться в город было достаточно сложно. Он был закрытым вплоть до середины 1946 года. Человеку было необходимо получить ответ на запрос от властей или «вызов» организации, предприятия.
Если такого документа не было, то человека должны были в течение 24 часов выселить из Ленинграда. Именно такое решение принял исполком Ленгорсовета. По мнению историков, это связано с тем, что местные специалисты требовались в иных регионах государства. Ну а вернувшимся пришлось пережить еще одну серьезную проблему, только на этот раз она была связана с жилищным вопросом.
Государственное автономное учреждение культуры «Кузбасскино», г. Кемерово «Блокадный хлеб» Муниципальное казённое учреждение культуры «Крыловский исторический музей» муниципального образования Крыловский район «О жителях Крыловского района, которые участвовали в обороне Ленинграда» 13:00 Музей политической истории России «Ко Дню снятия блокады. Архив Бориса Полоскина: эвакуация и возвращение в Ленинград» 27 января 1944 года Ленинград был полностью освобожден от фашистской блокады. До того, как в сентябре 1941 года вокруг города сомкнулось кольцо блокады, удалось эвакуировать часть населения, в первую очередь детей.
Танки Т-34 вышли к Ропше. Немецкие силы оказались под угрозой окружения между Ленинградом и Ораниенбаумским плацдармом. Фашисты стали отступать. Они захватили более двухсот орудий, среди которых 85 тяжелых мортир и гаубиц. В результате этого полностью был прекращен постоянный обстрел Ленинграда. Ожесточенные бои шли за населенные пункты Ленинградской области. Освобождение последнего означало развал сплошного фронта немецкой обороны. Снятие блокады Ленинграда Несмотря на то что советские войска только к 29 января полностью восстановили контроль над Октябрьской железной дорогой, 27 января по радио зачитали приказ Военного совета Ленинградского фронта, в котором говорилось о полном освобождении Ленинграда от блокады. В честь одержанной победы в городе прогремел салют в 24 артиллерийских залпа из 324 орудий. Это был единственный за все годы Великой Отечественной войны салют 1-й степени, проведенный не в Москве. Стоим, смотрим, молчим, и грудь моя стеснена — кажется, впервые за всю войну мне хочется плакать. Когда салют кончился, мы прокричали "Ура! К окончанию блокады в городе оставалось не более 800 тысяч жителей из почти трех миллионов, проживавших в Ленинграде и пригородах до начала блокады. От голода, бомбежек и артобстрелов умерли, по разным данным, от 641 тысячи до одного миллиона ленинградцев. Были ранены почти 34 тысячи человек, без крова остались 716 тысяч жителей. Всего в 1941—1942 годах по Дороге жизни и по воздуху были эвакуированы 1,7 миллиона человек. Значение обороны и освобождения Ленинграда Блокада Ленинграда длилась 872 дня и стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества. Историческое значение обороны Ленинграда огромно. Советские войска, остановив фашистов под Ленинградом, превратили его в мощный бастион всего советско-германского фронта на северо-западе. В победах под Москвой, Сталинградом и Курском весомая доля — защитников Ленинграда. Подвиги жителей блокадного Ленинграда Рассказываем о некоторых подвигах жителей блокадного Ленинграда. Героизм альпинистов. У фашистов ориентирами для бомбежек служили высокие шпили исторических зданий и купола храмов Северной столицы. Все эти конструкции необходимо было замаскировать — обить деревянными досками или закрасить. На выполнение этой задачи была отправлена группа из 30 спортсменов-альпинистов, которые работали ночью на высоте более 122 м. При этом, когда они замаскировывали серой краской шпиль Петропавловского собора, были сильные морозы — около минус 40. Организация премьеры симфонии в блокадном Ленинграде для поддержки людей. В первые месяцы после начала блокады композитор Дмитрий Шостакович создал свою Седьмую симфонию, которую назвал Ленинградской, или Блокадной. На партитуре творческий гений написал: "Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному Ленинграду... При этом свободных мест не было. А чудесную музыку транслировали также по городским громкоговорителям и радиоприемникам. Сохранение зерна ценой жизней. В зданиях института хранились овес, рис, пшено, ячмень, арахис, миндаль. При этом за годы блокады, за годы голода не тронули ни одного пакетика с зерном. Некоторые из них умерли от голода прямо на рабочих местах. А сохраненное зерно помогло СССР быстрее вернуться к нормальной жизни после войны. Открытие Дороги жизни. Уже через несколько дней после начала блокады, 12 сентября 1941 года, открылась Дорога жизни — транспортная магистраль через Ладожское озеро. По ней эвакуировали жителей осажденного города и доставляли продукты питания. Шоферы рисковали жизнями, так как машины могли провалиться под лед или попасть под снаряд. Из-за бомбежек игру приходилось неоднократно прерывать, а таймы сократить до 30 минут.
"Если видишь тонущую машину - не останавливайся!" Спасение ленинградцев на Дороге Жизни
Списки умерших детей и детей, взятых родителями. Отчет яслей при эвакопункте на ул. Рубинштейна о заболеваемости и смертности детей пофамильный список в декабре 1941-январе 1942 года. Списки детей: патронируемых, безродных, госпитализированных, умерших на эвакопункте Лиговка. Информационное письмо о положении детских учреждений, эвакуированных в Алтайский край. Список эвакуированных детей Дома малюток города Пушкина. Список детей умерших во время эвакуации.
Во время каждого вражеского налёта жители спускались в бомбоубежища. Мы прятались под кроватью, считали это место безопасным. А если накрыться матрасом, то и вовсе было ничего не страшно», — вспоминает Аркадий Борисович. Его дедушка умер в начале января 1942 года, позже скончался дядя: он ушёл за хлебом, который выдавали по талонам, и не вернулся. Дядю Аркадия Борисовича похоронили на Пискарёвском кладбище. Поэтому тётя с дочерью практически жили там. А мы с сестрой, мамой и бабушкой оставались в коммунальной квартире на улице Смольной, — продолжает блокадник. Аркадий Борисович до сих пор не понимает, как можно было выжить в холодном, осаждённом городе, получая на руки только 125 граммов хлеба в день. И тем не менее, сколь бы мизерными не были эти порции, получить их можно было только после многочасового стояния у магазинов. Были периоды, когда хлеба жители и вовсе не видели несколько дней. Мы лежали все вчетвером и ждали конца. Сестра рассказывала, что всё было как в тумане. Мерещились разные картинки, на которых кто-то заходит в дверь и приносит еду. В один такой момент отворилась дверь и в комнату вошли двое военных. Военный развязал вещмешок и протянул ей сухарь. Она смотрела и понимала, что сейчас эта картинка исчезнет. Но когда военный положил ей сухарь в руку, сестра поняла, что всё настоящее. Люди в форме дали каждому по сухарю, простились с нами и ушли. Мама поднялась с кровати, вскипятила на спиртовке полкружки воды. Мы все съели по половинке сухаря, запили глоточком тёплой воды и стали жить снова. Мама взяла талоны и пошла за хлебом, а сестра отправилась за водой. Раненых и обмороженных было море. Мой отец стоял у операционного стола до изнеможения. Отходил лишь на пару часов, чтобы поспать.
Сталин 12 декабря 1941 года одобрил план Шапошникова по удару под Ленинградом. В нем ключевую роль должен был сыграть Волховский фронт, развернутый восточнее и южнее отрезанного города. Ему поставили задачу ударить навстречу Ленинградскому фронту и тем самым снять блокаду. Одновременно планировали удары и южнее, вплоть до Новгорода. Если исходить из формальных показателей, шансы на успех операции были. У Волховского фронта к моменту начала его наступления 7 января — 30 апреля 1942 года было в полтора раза больше людей и в 1,3 раза больше артиллерии, чем у противника. Да, у него не хватало боеприпасов, но и немецкая сторона в это время испытывала хаос в снабжении. Не очень частый, типично ленинградский плакат времен войны. Германия потеряла к этому времени безвозвратно менее 10 процентов от солдат, начавших войну 22 июня, а СССР — более 90 процентов. Основная часть довоенного офицерского корпуса или, как тогда говорили, командиров также ушла в потери. Естественно, что набранные резервисты в смысле подготовки уступали немецкой армии. Поэтому прорыв получился лишь у 2-й ударной армии, сравнительно далекой от Ленинграда. Расширить его к северу и к югу она не могла, и после многих недель «тыканий» в оборону противника немцы нанесли срезающие удары по клину 2-й армии, и она в основном погибла. Разумеется, часть советских военных прекрасно понимала, что с резервистами против довоенной армии наступать надо совсем иначе. Одним из них был Георгий Жуков. Он прямо говорил Сталину в первой половине 1942 года, что наступать сразу везде — от десанта в Крыму в декабре 1941 года, до Ростова, Харькова, Москвы, Новгорода и Ленинграда — нерационально. Что надо уменьшить число участков наступления, сосредоточить силы на каком-то одном направлении и там попробовать добиться серьезных успехов. Стратегия распыления сил ему не нравилась. Можно уверенно утверждать: если бы перед наступлением на Ленинград СССР решил, например, не предпринимать Крымскую операцию и удары под Харьковом, а выделил столько же сил на усиление Волховского фронта, его успехи были бы куда значимее. Но проблемой было то, что в этот момент Сталин еще не успел полностью понять и принять, что Жуков — всегда со своим особенным мнением — был хотя и неприятен в личном общении, но более здравым планировщиком, чем Шапошников, слишком склонный соглашаться на требования политического руководства.
Около 19 тыс. До июня 1944 года действовала Малая Дорога жизни по льду Финского залива, связывавшая Ораниенбаумский плацдарм через Кронштадт с Лисьим Носом на северном берегу. В ходе операции по снятию блокады по ней перебрасывали войска. После прорыва блокады главным путем снабжения города стала железная дорога: первый поезд с "большой земли" пришел в осажденный Ленинград 7 февраля 1943 года. Блокадные маршруты С учетом всех ограничений жители могли относительно свободно передвигаться в городской черте днем, ночью действовал комендантский час. Каждый планировал свои маршруты — на работу, учебу, в театр или кино, за хлебом, водой, кипятком, к родственникам и знакомым, учитывая потребности и рассчитывая собственные силы. А усилий для того, чтобы преодолеть даже небольшое расстояние, требовалось немало. Транспорт не ходил с начала зимы 1941 года и до 15 апреля 1942-го, когда был пущен первый трамвай. Потому человек должен был рассчитывать только на свои силы. В основном передвигались пешком. На них перевозили вещи, с ними ходили за водой, потому что таскать тяжелые ведра для обессиленных людей было невыносимо. Ослабленных людей на санках везли в больницы, умерших — на кладбища", — сказал Мастридеев. При этом, по словам Никиты Ломагина, в городе были и места, куда не пускали в принципе, — например, Смольный в тот период в Смольном работало партийное и советское руководство, располагался и штаб Военного совета Ленинградского фронта. Нельзя было пройти без пропуска через линии заграждения, попасть на режимные объекты. Пересечение мостов тоже строго отслеживалось. На них стояли посты, которые не просто проверяли документы, но и интересовались, куда идет человек и с какой целью. Кто остался в Ленинграде Состав и численность населения Ленинграда тщательно контролировались властями. Для обеспечения внутренней безопасности следили, чтобы в город не смог попасть никто "лишний". Еще до начала блокады всех, кто пытался приехать в Ленинград, перенаправили дальше в эвакуацию, минуя город. К тому же приняли меры для выселения неблагонадежных людей — их списки были составлены в конце августа 1941 года, рассказал Ломагин. Сберечь до последней крошки. Как хлеб стал на долгие годы ленинградской святыней Население города за период блокады сократилось в пять раз: с 3,2 млн человек до 650 тыс. Тогда были эвакуированы все, кто не мог участвовать в решении задач по обороне города. Задача была оставить в Ленинграде "лишь то количество населения, которое нужно непосредственно, во-первых, на удовлетворение насущных нужд фронта и флота и, во-вторых, на удовлетворение насущных нужд остающегося населения, и чтобы это население было достаточно мобильно, чтобы в любой момент могло сменить свою профессию на винтовку, оборониться от штурма, потом опять взяться за работу, чтобы оно было мобильное, самодеятельное, а не беспомощное; могущее держать в руках себя и помогать другим в деле организации обороны". В середине 1942 года, когда в Ленинграде числилось 1,1 млн жителей, было принято волевое решение вывезти из города 300 тыс. Адрес — не дом и не улица Моментального и массового возвращения эвакуированных жителей в Ленинград после снятия блокады не произошло. Во-первых, еще продолжалась война, во-вторых, к вопросу заселения города тоже подходили крайне строго. Поэтому возвращение далеко не всех ленинградцев состоялось. Оно было растянуто по времени, и в первую очередь завозили рабочую силу — "молодые руки", те, которые будут восстанавливать город", — сказал Никита Ломагин.
В Музее обороны и блокады Ленинграда открыли выставку об эвакуации детей из осажденного города
Эвакуация из блокадного Ленинграда: кому нельзя было убежать из города - Русская семерка | На этой неделе в стране отмечают 80 лет со дня полного снятия блокады Ленинграда. |
Данные об эвакуированных жителях блокадного Ленинграда собраны в 44-х регионах России | Когда началась блокада Ленинграда, во время бомбежек и артобстрелов она с ровесниками дежурила на чердаке дома и тушила зажигательные снаряды. |
Тяжелые годы мира: как жители Ленинграда восстанавливали город после блокады
Ровно 81 год назад, в 1942 году, началась первая эвакуация жителей блокадного Ленинграда по льду Ладожского озера. Мы с мамой вернулись из эвакуации в Ленинград в 1944 году после снятия блокады. В конце 1943 года, ещё до полного снятия блокады, население Ленинграда начало возвращаться в свои дома после эвакуации. После начала войны года Совет по эвакуации при Совнаркоме СССР начал подготовку к эвакуации в Ленинграде. Блокада Ленинграда продолжалась долгие 872 дня и была полностью снята только 27 января 1944 года в ходе Ленинградско‑Новгородской операции.
«Выживу ли я в этом аду?»: как начиналась блокада Ленинграда
Главное меню» Методические материалы» Факты о блокаде Ленинграда: эвакуация населения. До блокады Ленинграда через городской эвакопункт было эвакуировано транспортными средствами в глубь страны 147 500 человек. Ко дню снятия блокады Ленинграда мы поговорили с историком о блокадной любви, кошках и о том, почему важны дневники.
Новости и события Российского исторического общества
Дополнен 7 лет назад Освободить город от жителей во втором дополнении опечатка. Дополнен 7 лет назад Да всем мы знаем про блокаду. Отрезаны пути. Но вот видео посмотрела, где сказано, что некоторые предприятия города были эвакуированы из города, с рабочими этих предприятий и их семьями.
Лёд ещё не встал как следует, и поэтому несколько машин с детьми утонули. Семья Валерии Александровны смогла выбраться из блокады и товарным вагоном была отправлена на Южный Урал. В вагонах многие простывали. Заболела и младшая сестра Валерии.
Её определили в госпиталь в тяжёлом состоянии. Мать девочек устроилась работать на мясокомбинат, определив Валерию в детский сад, но вскоре заболела и умерла.
Ребят обеспечивали кровом, питанием, определяли в школы и даже на внеклассные занятия.
Возвращать детей в Ленинград начали в конце 44-го. Сначала тех, у кого родители вернулись с фронта. Потом подростков, которые успели получить рабочие профессии.
В теории — да. В СССР еще в 1935 году был создан деревянный САМ-5, самолет с мотором и стоимостью У-2, но при этом в полтора раза быстрее, и с нормальной нагрузкой 400 килограммов или пять пассажиров. Ничто не мешало выпустить вместо них САМ-5. Учитывая, что по полезной нагрузке, перевозимой в единицу времени, четыре такие машины заменяли один ПС-84 и при этом работали с коротких взлетных полос , они могли бы дать нормальный воздушный мост. По маршруту Ленинград — Новая Ладога такой самолет перевозил бы пару тонн грузов в одну ночь.
Следовательно, всего тысяча подобных машин закрыла бы потребности Ленинграда без голода. Но это было возможно только в теории. На практике конструктор САМ-5 перешел дорогу Яковлеву, у которого был свой серийный самолет под мотор М-11. Да, он был медленнее САМ-5, а полезной нагрузки брал меньше, но он был свой, а не чужой. Поэтому «на вопрос Сталина Яковлеву, который у него был консультантом по авиации… тот ответил , что самолет [САМ-5-2 бис] неплохой, но его внешняя отделка желает лучшего».
Конструктор продолжал дорабатывать машину и далее, в 1943 году выпустив более дальнюю модификацию САМ-25. Опытная машина успешно летала к партизанам, но в целом эти усилия были бесполезны, потому что разработчик самолета не сумел угодить Яковлеву, хотя тот прямо объяснил, как именно это сделать. Обеспечить с его помощью воздушный мост было малореально. Так подковерная грызня 1930-х годов сделала возможной смерть миллиона человек. И все-таки кое-какие ошибки можно было не допустить и в тех условиях.
Серьезный промах в снабжении Ленинграда произошел уже сильно после роковой для города осени 1941 года. А именно: в озерную навигацию 1942 года по Ладоге было вывезено 310 тысяч тонн промышленного оборудования и другого имущества для ВПК, благо в осажденном городе они простаивали. Однако после 8 сентября 1941 года обеспечивать работу заводов сырьем стало невозможно. Основную массу оборудования вывезли, работников тоже эвакуировали. Оставшееся производство часто велось людьми того возраста, что на этом фото.
Возвращение. Как проходила реэвакуация ленинградцев
При поддержке Ладожской речной флотилии их удалось вернуть в строй. Теперь оставался только месяц до наступления холодов и замерзания озера. За это время город надо было обеспечить продовольствием на зиму. Задача была весьма непростой, учитывая, что за предыдущий месяц удалось завезти продовольствия меньше чем на десять дней.
Причём эти поставки проходили в крайне неблагоприятных условиях — на Ладоге начался период штормов, и в отдельные периоды рейсов вообще не было. На следующий день началось снабжение Ленинграда по воздуху. Ранее самолёты доставляли в город только оружие и боеприпасы.
Однако большое количество транспортных самолётов выделить было невозможно, всех их передали на нужды армии. Поэтому рейсы совершало лишь 50 Ли-2. Несколько дней им помогали десять бомбардировщиков, позднее вернувшихся к своим основным задачам.
Самолёты в основном возили в город концентраты и мясо. В общей сложности за два месяца блокады они доставили в Ленинград более пяти тысяч тонн продовольствия. Большую часть — в ноябре.
Всего за два месяца блокады в город было доставлено 30 тысяч тонн продовольствия по данным уполномоченного ГКО по снабжению Ленинграда Павлова. Этого хватало только на 15—20 суток блокадного существования. При этом более-менее приемлемые хотя и незначительные темпы доставки появились только начиная со второй половины октября, когда действительно были брошены все усилия на снабжение города.
Но почему этого не произошло ещё в сентябре? Можно было бы объяснить это отсутствием оборудованного порта для быстрой разгрузки, плохой организацией, недостатком экипажей и плохим состоянием судов. Но в октябре в значительно более неблагоприятных для навигации условиях количество перевезённых грузов удалось увеличить почти вдвое.
К тому же в первые три дня навигации удалось доставить более трети от всех доставленных за первый месяц грузов. Но почему дальше не удалось сохранить эти темпы? Ответ, по всей видимости, надо искать в обстановке на фронте.
В сентябре судьба Ленинграда висела на волоске. И это не преувеличение, угроза потери города осознавалась всеми, в том числе и в Ставке. Жуков вспоминал: "Сталин заговорил о Ленинграде и Ленинградском фронте.
Положение, сложившееся под Ленинградом в тот момент, он оценивал как катастрофическое. Помню, он даже употребил слово "безнадёжное". Он говорил, что, видимо, пройдёт ещё несколько дней и Ленинград придётся считать потерянным".
Положение действительно было критическим, началась кадровая чехарда. За половину месяца сменилось три командующих Ленинградским фронтом. Однако он трезво оценивает обстановку и не желает участвовать в операции, которая с высокой долей вероятности обернётся поражением и потерей города.
Ворошилову удалось добиться от Сталина своей замены. И уже через несколько дней во главе Ленинградского фронта был поставлен Жуков. На следующий день после начала блокады началась подготовка к уничтожению важных городских объектов.
Во всех райкомах, а также на крупных предприятиях были созданы специальные партийные "тройки". Их задачей было составить список объектов, подлежащих уничтожению в случае захвата города немцами.
Пусть и в небольших количествах — отпуск в одни руки водки и вина не более 100 граммов, пива — не более 0,5 литра или одной бутылки. Но положение низкооплачиваемых категорий рабочих, служащих становилось катастрофическим», — пишут в своей работе о послевоенном Ленинграде исследовательницы Екатерина Огородник и Галина Черныш. Жилищный вопрос в постблокадном Ленинграде По словам Бориса Ковалева, ленинградским властям после снятия блокады нужно было решать триаду актуальнейших вопросов. Первый — восстановление в городе промышленных предприятий. Второй — размещение людей.
Многие из тех, кто возвращался в город, не могли вернуться в собственные квартиры, говорит Никита Ломагин. Это была пора поистине великой тесноты. Во многих корпусах не было туалетов, водопровода. Причина в том, что город потерял много жителей. Третьим важнейшим вопросом, который требовал немедленного решения, было восстановление исторического образа города и инфраструктуры, подчеркивают историки. А с 1 мая 1945 года стали светлыми квартиры — была повышена норма электроэнергии, с 5 до 15 гВт-ч в сутки». К восстановлению города привлекались все трудоспособные жители.
Эта помощь от непрофессионалов была довольно существенной: например, за 1944 год в Московском районе Ленинграда обычные жители выполнили до трети всех работ», — рассказывает историк. Восстанавливать Ленинград помогали и немецкие военнопленные — ими были построены почти 33 тысячи квадратных метров жилья, 14 школ, 8 больниц, 3 дома отдыха, 4 музея, 1 стадион. Большой лагерь был в самом центре Ленинграда — в помещениях бывшего Конюшенного двора на Конюшенной площади.
Она длилась 872 дня и унесла, по разным данным, от 500 тысяч до 1,5 миллиона жизней. Накануне Владимир Путин возложил цветы к братской могиле, в которой похоронен его брат. Президент родился в Ленинграде и постоянно участвует в памятных мероприятиях, связанных с блокадой.
Самолеты противника выслеживали не только эшелоны, но и убивали пытавшихся спрятаться в лесу. Из дневника А. Мироновой: «2 августа. Как страшно за детей! Их 4000 человек. Мы можем ехать только ночью. Вишеру, Окуловку. Днем дети сидят в лесу, уводим из состава. Старшие понимают опасность. Проскочили ряд станций. У Вишеры появились стервятники, звери фашистские, несколько бомб было брошено в лес, из пулемета расстреляли наш состав — 20 вагонов. Дети были в составе, звери ошиблись. Мы в лесу на этот раз не были... Детей мы засыпали узлами, не было среди детей раненых, но пострадали 4 человека взрослых. На наш состав было несколько налетов… Дети не плакали, они стали взрослыми за эти три дня... Девочки были сосредоточены, испуганы. Мальчики держались с достоинством — мужчины, засыпали со мною детей узлами, бельем. Мы в Ленинград привезли уже других детей... В «Блокадной книге» приводится рассказ А. Арсеньевой, которая вернула пятилетнюю дочь в Ленинград через горящую станцию Мга: «Мы очень долго ехали видимо, из Ленинграда. Когда начался обстрел вдоль вагонов, сразу были раненые и убитые.
Блокада Ленинграда: Как спасали осаждённый город
"Если видишь тонущую машину - не останавливайся!" Спасение ленинградцев на Дороге Жизни | Еще до того, как блокада была полностью снята, ближе к концу 1943 г. началась реэвакуация ленинградцев. |
Архивы Санкт-Петербурга: Документы по эвакуации детей | Пикабу | Статья неточно озаглавлена «О взимании платы за эвакуацию детей из блокадного Ленинграда». |
Тысячи спасенных. 29 июня 1941-го начался I этап эвакуации из Ленинграда | АиФ Санкт-Петербург | В этот день начался один из самых трагических этапов Великой Отечественной войны – блокада Ленинграда. |
Хроники блокадника: как 4 сухаря спасли семью от голодной смерти в окружённом фашистами Ленинграде | Эвакуация» ничего найти не удалось, можно также воспользоваться аналогичными базами данных, например, «Возвращенные имена» или «Книга памяти блокадного Ленинграда». |
Оборона Ленинграда | Эвакуация жителей из блокадного Ленинграда должна была проходить в несколько этапов. |
Пока не сомкнулось кольцо
- Справка, что ты ленинградец
- В Москве показали фильм об эвакуации из блокадного Ленинграда
- В Москве показали фильм об эвакуации из блокадного Ленинграда // Новости НТВ
- Другие новости по теме
- Первые - дети
Дорога через смерть ради жизни. Как спасали жителей блокадного Ленинграда
В мемуарах переживших блокаду Ленинграда неоднократно приходилось встречать что-то вроде "предложили эвакуировать ребенка, родители отказались". Музей обороны и блокады Ленинграда стал одним из участником просветительского проекта «Достижения РФ», свой голос за него уже отдали больше 21 тысячи человек. Хотя въезд в Ленинград требовал особых пропусков и разрешений, после снятия блокады и, особенно, после окончания войны в город стали возвращаться эвакуируемые и стали возникать множество конфликтных ситуаций. Сегодня 79 лет со дня снятия блокады Ленинграда.