Новости аэростаты в блокадном ленинграде

Борис Шелиш осознавал весь риск эксперимента, но другого способа поднять аэростаты в воздух в блокадном Ленинграде не видел. В блокаду аэростаты использовались, чтобы взрывать вражеские самолеты: машины натыкались на аэростаты и взрывались, и город меньше страдал от бомбежек. Диссертация по теме Аэростаты воздушного заграждения в обороне Ленинграда: К 60-й годовщине разгрома немецко-фашист. войск и освобождения Ленинграда от вражеской блокады 27 янв. 1944 г. Содержание Освобождение Ленинграда от блокады Армия ПВО воевала и на земле На Карельском перешейке Тактика боевого применения АЗ Против крылатых ракет Еще одна выполненная задача Итоги разгрома. Это точные копии тех дирижаблей, которые во время блокады Ленинграда помогали оберегать город от жестоких налетов авиации.

Росгидрометцентр рассказал о подвиге метеорологов в блокадном Ленинграде

Место съемки: Ленинград Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/ on line 1635. Она тонну весит, такие сбрасывали на Ленинград, — делится создатель и владелец «Ленрезерва» Анатолий Бернштейн и приглашает спуститься в бомбоубежище. Диссертация по теме Аэростаты воздушного заграждения в обороне Ленинграда: К 60-й годовщине разгрома немецко-фашист. войск и освобождения Ленинграда от вражеской блокады 27 янв. 1944 г. Аэростат в блокадном Ленинграде. Блокада Ленинграда является одной из самых трагических и в то же время героических страниц истории Великой Отечественной войны.

Водородное топливо в блокадном Ленинграде

Стендовые испытания двигателя, проработавшего без остановки 200 ч, показали, что его износ оказался ниже норм, установленных при работе на бензине, двигатель не потерял мощности, в смазочном масле не нашли вредных примесей, а в камерах сгорания — и следов нагара. Особому испытанию подвергалась надежность гидрозатвора, от которого зависела безопасность. За эту работу Б. Шелища в декабре 1941 г. А само изобретение выдвинули на соискание Сталинской премии 1942 г. Но оно не прошло по конкурсу, поскольку тогда еще не было официального решения о принятии его на вооружение в масштабах страны. Позднее, когда такое решение приняли, к этому вопросу уже не вернулись. Кстати, во время войны он даже ухитрился оформить а. И таким образом обеспечил приоритет страны в развитии энергетики будущего.

Сделал это автор, правда, только после прорыва Ленинградской блокады. Документы зафиксировали срок подачи заявки 8247 322526 в Народный комиссариат обороны — 28 июля 1943 г. Но еще долгие годы работали в колхозах и совхозах списанные двигатели, которые во время войны питались водородом. Борис Исаакович совершил гражданский подвиг и проявил при этом необыкновенную фантазию и изобретательность. Поражают сроки реализации его водородного проекта: всего за 10 дней на водород перевели 200 грузовиков, при величайшей надежности техники. За всю войну из-за утечек водорода взорвалась всего одна машина из 500. Это заставило вспомнить об изобретении 1941 г. Именно тогда появилось несколько газетных и журнальных публикаций об изобретателе.

Скончался Борис Исаакович Шелищ 1 марта 1980 года.

Помимо всем известной трассы по Ладожскому озеру, была еще одна, через Финский залив, начиналась от Лисьего Носа до Кронштадта и Ораниенбаума и далее в сторону островов. Позже ее назвали "Малой дорогой жизни". Однако центральное отопление еще некоторое время продолжало работать: в жилых домах поддерживали температуру двенадцать градусов, в учреждениях — десять, на предприятиях — восемь градусов выше нуля.

Зимой 1941-1942 года одним из главных врагов ленинградцев стал холод. Приходилось греться у печей и буржуек. Печи эти, или как их тогда называли, печи-времянки быстро нагревались и легко отдавали тепло окружающему пространству. Однако быстро остывали, как только прогорали дрова.

Топить буржуйку 24 часа в сутки мало кто мог себе позволить. Буржуйка стала причиной многих пожаров первой блокадной зимы. Учитывая этот печальный опыт, при подготовке ко второй зиме городские власти разработали правила противопожарной безопасности. Заветных киловатт едва хватало на работу ключевых предприятий.

В ход пошла смекалка. Чтобы не наталкиваться, друг на друга на неосвещенных ночных улицах, ленинградцы использовали "светлячков" — броши, покрытые "светоизлучающим слоем". Делали их из подручных материалов металлических банок, коробок, лоскутов, проволоки. Броши, как теперь известно, радиоактивные: светились бледно-зеленым светом благодаря соли радия и фосфору.

Такие "Светлячки" совершенно незаметны с неба, но отлично видны на земле и помогают прохожим легко избегать столкновений на тесном ночном тротуаре. Если подержать "светлячок" в течение нескольких секунд на солнце, у лампы или горящей спички, он займет у них энергию света, аккумулирует ее, а в темноте в течение пяти-шести часов подряд будет излучать свет.

К сожалению, химики не могли в те годы обеспечить нас антиобледенительными смазками. Рост "потолка" был постоянной задачей, решение которой требовало опыта и - опытов. На тыловом складе нашего полка хранились два комплекта аэростатов "триплет", рассчитанных на большие высоты. Их доставили в полк еще до войны, но опробовать не успели.

Я разыскал эти оболочки, изучил сохранившиеся инструкции и с разрешения командира полка оборудовал два поста этими аэростатами. Сложность была в том, что для достижения высоты в 6 км один трос должны были поднимать последовательно три невзаимозаменяемых аэростата. В октябре 1941 года на обоих постах третьи "ступени" триплетов обосновались на высоте 6300 метров. Но такие аэростаты были только на двух постах AЗ. Пошли на хитрость - с разрешения командования передавали по телефону эту величину открытым текстом. Мы рассуждали так: факт этот достоверный, противник может убедиться, что аэростаты на высоте больше 6 км есть.

А коли так, он вынужден будет еще больше увеличить высоту полета бомбардировщиков. В действительности аэростаты "триплет" для массовой эксплуатации на фронте несомненно не годились - из-за громоздкости, сложности подъема и приземления. Два "триплета" дежурили над Ленинградом в общей сложности меньше года, но свою скромную роль в обороне города сыграли. Блокада длилась два с половиной года. Начался голод. Аэростатчики - рядовые, сержанты и офицеры - проявили в условиях блокады большое мужество.

В голодную, трагическую, тяжелейшую блокадную зиму 1941-1942 года, получая 125 граммов хлеба и 75 граммов сухарей, бойцы постов и отрядов A3 обеспечивали подъем аэростатов, доставку на позиции водорода, охрану постов. От недоедания, мороза и нехватки времени на отдых опухали лица, руки, отказывали силы, на исходе были водород и бензин. Полки AЗ в Ленинградской блокаде ежемесячно расходовали более 150 тысяч м3 водорода: часть его уходила на диффузионные утечки, часть в боевые пробоины; кроме того, водород в аэростатах периодически, раз в месяц, приходилось полностью заменять. Водород - это основной боеприпас аэростата, он нужен аэростатчику, как нам - воздух и хлеб. В наше время аэростаты и дирижабли летают на гелии. Во время войны негорючего гелия практически не было.

Кубометр водорода весит 90 г и имеет подъемную силу 1,1 кг. Отличные характеристики! На каждом посту AЗ хранилось до 500 м3 водорода, заключенного в тончайшие прорезиненные оболочки аэростата и газгольдера, которые можно проколоть булавкой. Грозная для самолетов противника техника сама-то была чрезвычайно уязвимой. И опасной для работы с ней на земле. Каждый пост AЗ должен был ежедневно проверять чистоту водорода.

Индикаторных приборов для этого практически не было. Переносный газоанализатор в полку был один - в распоряжении инженера полка. Бывая на постах, я выборочно контролировал им чистоту газа. А командиры постов должны были загрузить аэростаты точно вывешенным балластом и определить подъемную силу газа в этих условиях. Из таких опытных данных рассчитывалась чистота водорода. А воздух мало-помалу просачивался в аэростаты.

Водорода не хватало. Поэтому сержанты, командиры постов AP, "тянули до последнего", чтобы сохранить боеспособность поста. Полки AЗ Ленинграда водородом обеспечивал один из небольших химических заводов города, где добывали водород устаревшим, но практически проверенным железо-паровым способом. Способ был неэкономичным, требовал большого расхода топлива которое в блокадном Ленинграде было чрезвычайно дефицитным , но другого надежного способа просто не было. Дело осложнялось и тем, что часть рабочих завода еще в начале войны ушла в действующую армию, многие из оставшихся погибли от голода. Поэтому в цехах часто работали солдаты, выделенные из частей AЗ.

Доставляли водород от завода к боевым позициям по воздуху, в газгольдерах. Газгольдеры, цилиндрические прорезиненные емкости по 125 м3, заполняли водородом и уравновешивали балластом. В сопровождении четырех бойцов газгольдеры плыли на позиции. А голодные сопровождающие шли пешком, днем и ночью, часто в снегопад по обледенелому насту, под дождем, а иногда и под артобстрелом. Удержать газгольдер при ленинградских-то ветрах было не легко. Хорошо помню, как в районе порта в 1942 г.

Боец Капустина была поднята газгольдером на высоту около 100 метров. Цепкая и мужественная девушка с винтовкой за спиной не растерялась и висела, держась за стропу, пока газгольдер не опустился в залив. Она выдержала холодную стужу ноябрьского залива, держась за газгольдер, пока ее не выловили моряки... Водорода с химзавода постам AЗ хватало не всегда. Когда из-за его нехватки падала боеспособность, мы вынуждены были развертывать газодобывающие армейские походные установки и добывать водород своими силами. За час этим способом можно было получить до 400 м3 водорода, но способ был чрезвычайно неэкономичным.

Чтобы получить кубометр 90 г водорода, нужно было израсходовать 2,5 кг химикатов плюс бензин. А зимой 1941-1942 года бензин с точностью до 100 граммов выдавали только на боевую работу. За его перерасход грозил военный трибунал. Весь транспорт нашего полка, кроме двух газогенераторных автомобилей, работавших на дровяных чурках, был остановлен. Все грузы переносили на руках, перевозили на санях и тележках. Раненых и больных вывозили тоже на санях.

А за один боевой подъем всех аэростатов полка AЗ сжигалось около 1,5 тонн бензина. Его тратили автомобильные лебедки. Шелищ внес предложение не выбрасывать на воздух отработанный водород, а использовать его в качестве топлива для автомобильных двигателей. Борис Исаакович не только внес предложение тогда не принято было много писать , но и оборудовал автолебедки необходимыми приспособлениями, продемонстрировал их в работе. Командиры и инженеры полков, собравшиеся на совет, видели, как Шелищ подсоединил шланг и включил двигатель лебедки. Хотя была зима, двигатель легко запустился, работал мягко и устойчиво.

Конечно, и после этих испытаний у нас оставались сомнения, не выйдут ли из строя двигатели, хватит ли их ресурса и т. Решили сначала в каждом полку оборудовать таким образом по пять постов и после десяти подъемов принять окончательное решение. Шли на риск, но риск себя оправдал. Шелищ ввел дополнительно в двигатель капельную подачу воды, что смягчило процессы горения. После этого - весь 1942 год и позже - автолебедки постов AЗ работали на отработанном водороде, выпущенном из аэростатов. Они служили до конца войны; только в Ленинграде благодаря изобретению Б.

Шелища было сэкономлено около ста тонн бензина.

Во время блокады эксплуатация аэростатов осложнилась из-за дефицита горючего, и здесь большую помощь оказали ленинградские ученые. Шелищ, который предложил использовать «грязный» водород, стравливавшийся из аэростатов, в качестве топлива для двигателей грузовиков и моторов лебедок, при помощи которых аэростаты спускались на землю. Метод оказался взрывоопасным, но после введения в конструкцию водяного затвора прекрасно зарекомендовал себя.

Вскоре все аэростатные лебедки в Ленинграде перешли на «грязный» водород. Важную работу сделали сотрудники Ленинградского химико-технологического института под руководством доцента П. Романкова: они установили химическую причину преждевременного износа и разгерметизации оболочек аэростатов заграждения и разработали рекомендации по изменению технологии производства водорода, применение которых позволило устранить проблемы.

Форма обратной связи

  • Блокада Ленинграда. 240 ФОТО. Часть 2.: matynin_denis — LiveJournal
  • Миф 2. Финские войска не переходили старой границы
  • Исполнилось 75 лет с установления мирового рекорда на советском аэростате - Родина
  • Аэростаты и водородная энергетика в блокадном Ленинграде
  • Аэростат над Невским. Петербург меняет свое убранство перед памятной датой

Подсказка из книги

  • Куда пойти с ребенком?
  • Борьба за умы
  • Надувные защитники ленинградского неба
  • Ленинград, который выстоял

Читайте также

  • В честь 71-летия освобождения от блокады в воздух поднимутся аэростаты (фото)
  • Надувные защитники ленинградского неба
  • На Дворцовой площади запустят аэростаты
  • Блокадный Ленинград — родитель водородного топлива

Водородное топливо в блокадном Ленинграде Шелиц Б.И Безтопливные Аэростаты

Вряд ли голод сильно улучшил бы чьи-либо организаторские способности. Сторонники мифа утверждают, что Жданов не просто питался лучше других, а прямо-таки обжирался, причём зачастую ещё и напоказ. Однако свидетельства и доказательства, приводимые ими, не выдерживают критического рассмотрения. Интересно в связи с этим проследить, как со временем, от публикации к публикации меняется одно из свидетельств якобы очевидца обжорства Жданова. В статье д.

Кантор "На всю оставшуюся жизнь нам хватит горечи и славы", опубликованной в газете "Известия" в 2004 г. Еле пришел, шатался от голода... Шла весна 1942 года. Если бы я увидел там много хлеба и даже колбасу, я бы не удивился.

Но там в вазе лежали пирожные буше" [23]. При этом ни автор данных откровений, ни, тем более, источник указан не были. Проходит пять лет. И вот в своей новой статье Ю.

Кантор пишет: "Из воспоминаний ленинградского инженера-гидролога: "Был у Жданова первый секретарь Ленинградского горкома. Но там в вазе лежали пирожные" [24]. Отметим, что автор воспоминаний по-прежнему не указывается. Зато появляется информация о его профессии - "инженер-гидролог".

В то же время исчезает указание на то, какие именно пирожные лежали у Жданова "там". Впрочем, оставим это на совести Юлии Зораховны. В специальном выпуске газеты "Петербургская неделя" приложение к газете "Известия" , вышедшем 8 сентября 2008 г. Кантора "Был у Жданова по делам водоснабжения.

Еле пришёл, меня шатало от голода… Шла весна 1942 года. Если бы я увидел там очень много хлеба или даже колбасу, я бы не очень удивился. Но там в вазе лежали настоящие пирожные буше…" [25] Мы видим, что некто автор статьи не указан добавил слова, которых не было в оригинальном тексте статьи. Кроме того, Ю.

Кантор из публикатора превратилась в "очевидца" и заодно сменила пол кстати, женская фамилия "Кантор" не склоняется. Зачем мы так подробно остановились на этом частном случае? Дело в том, что в нём, как в капле, отразилась вся технология мифотворчества. В информационное поле вбрасывается хлёсткая запоминающаяся фраза, которая уже самостоятельно продолжает своё путешествие, изменяясь и обрастая новыми подробностями.

Так пирожные у Жданова они вообще являются довольно устойчивым образом возникают и в таком, например, контексте: "Так что же не нравится участникам "круглого стола" в культурном центре ФСБ? В чем они видят заказную, оплаченную фальсификацию истории, покушение на самое святое? А вот в чем. Близоруко, односторонне показана сама война, точнее, роль советского руководства в суровые военные годы.

Не так ее надо сегодня показывать. Не было растерянности и трусости. Не было страшных и необязательных потерь. Не было заградотрядов.

Не было людоедства в Ленинграде и пирожных в хрустальной вазочке в кабинете Жданова выделено мной - Д. Так, В. Как справедливо указывает сам Демидов, неясно, зачем Жданову нужны были блины из дома, если во флигеле Смольного жил его личный повар, Николай Щенников [27]. Здесь стоит сказать, что ленинградский Партизанский край существовал на территории Белебелковского упразднён в 1961 г.

Продовольствие же в осаждённый Ленинград из Партизанского края действительно доставлялось. В ту самую страшную блокадную зиму жители Партизанского края отправили через линию фронта в Ленинград обоз, состоявший из более чем 200 подвод. Было переправлено 380 центнеров хлеба и разных круп, 120 центнеров жиров и другие продукты [29]. Так что вполне возможно, что мифотворцы просто взяли реальное историческое событие и извратили его до неузнаваемости.

Сохранилось достаточное количество свидетелей, чтобы утверждать, что никакими особыми излишествами в быту и, в частности, в питании Андрей Жданов не отличался. Уже упоминавшийся В. Демидов опросил в конце 1980-х гг. Все они отмечали неприхотливость Жданова [30].

Как вспоминала одна из двух дежурных официанток Военного совета фронта А. Страхова Хомякова , во второй декаде ноября 1941 года Жданов вызвал её и установил жёстко фиксированную урезанную норму расхода продуктов для всех членов военсовета командующему М. Хозину, себе, А. Кузнецову, Т.

Штыкову, Н. Соловьёву : "Теперь будет так... Оператор располагавшегося в Смольном центрального узла связи М. Нейштадт вспоминал: "Честно скажу, никаких банкетов я не видел.

Один раз при мне, как и при других связистах, верхушка отмечала 7 ноября всю ночь напролёт.

Молодежные колонны с макетами аэростатов противовоздушной обороны, небольшими копиями тех, что использовались в системе ПВО блокадного Ленинграда, выдвинутся из разных точек города и встретятся на Дворцовой площади, где все аэростаты поднимутся в воздух на максимально допустимую высоту. Также на Дворцовой площади будет организован флешмоб: жители города выстроятся в виде числа 900 и запустят в небо белые шары, каждый из которых олицетворяет один день блокады. Мероприятие организовано Домом молодежи Санкт-Петербурга при поддержке Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями. Подростки, оставшиеся в городе, крепили аэростаты на стальные тросы и запускали их в небо, прикрывая тем самым стратегические объекты электростанции, Адмиралтейский, Кировский заводы и исторические памятники Исаакиевский собор, памятник Петру I «Медный всадник» от прицельных ударов врага. Для детей блокадного Ленинграда, многие из которых еще живы, это настолько же памятно, как и табличка на Невском проспекте: «Граждане!

Те, кто защищал город в составе железнодорожных артиллерийских батарей, используя свои профессиональные знания, разработали эффективную систему контрабатарейной стрельбы по противнику. Уже в 1944 году первые вернувшиеся из эвакуации специалисты «Ленгидэпа» трудились над проектами восстановления разрушенных в ходе боевых действий советских ГЭС — Нижне-Свирской и Днепровской. Из бережно сохраняемых в архиве и музее АО «Ленгидропроект» экспонатов на выставке, помимо фотографий, представлены книга дежурств МПВО Ленгидэпа за сентябрь 1941 — январь 1942 года, медаль «За оборону Ленинграда», альбом проектов восстановления и строительства новых ГЭС Ленинградской области и Карелии. Веденеева Андрей Мирзаев предоставил из своей коллекции для выставки несколько значков, выпущенных к юбилеям организаций, обеспечивавших Ленинград электроэнергией в годы блокады.

Первыми посетителями выставки стали участник церемонии открытия Энергетического форума заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Алексей Ересько, вице-губернатор Санкт-Петербурга Сергей Кропачев и генеральный директор «ЭкспоФорум-Интернэшнл» Сергей Воронков.

Шамрай, 2014. Документы и материалы книги рассказывают о борьбе трудящихся Николаевской области против немецко-румынских захватчиков в годы Великой Отечественной войны; о бесстрашии и мужестве народных мстителей, сражавшихся в тылу...

Ленинград в годы Великой Отечественной войны:... Ленинград в годы Великой Отечественной войны: Очерки. Фотографии СПб.

В книге представлена история Ленинграда военной поры с 22 июня 1941 года до 9 мая 1945 года. В исторических очерках учтены последние достижения российских ученых в изучении истории Ленинграда 1941-1945 годов. Отрывки из...

Павлов Д.. Ленинград в блокаде Павлов Д. Ленинград в блокаде 6-е изд.

В книге рассказывается о жизни осажденного Ленинграда, об организации продовольственного снабжения войск Ленинградского фронта и населения города, о мужестве, стойкости и непоколебимом духе ленинградцев, об их непреклонной вере в победу. Автор — Дмитрий Васильевич Павлов — с начала блокады и до конца января... Аввакумов С.

Аэростаты воздушного заграждения (39 фото)

Не сумев захватить Ленинград с ходу летом 1941 года, фашистское командование группы войск Север предприняло в апреле 1942 г. (сразу же после первой тяжелейшей блокадной зимы) операцию под кодовым названием Айсштосс (ледовый удар). Жители блокадного Ленинграда набирают воду из пробитого при обстреле водопровода. Блокада Ленинграда аэростаты. Заградительный аэростат Ленинград. Дирижабль в блокаду Ленинграда. Содержание Освобождение Ленинграда от блокады Армия ПВО воевала и на земле На Карельском перешейке Тактика боевого применения АЗ Против крылатых ракет Еще одна выполненная задача Итоги разгрома. 27 января в День полного освобождения Ленинграда от блокады в небе над городом появились военные аэростаты. 1942. Жительницы блокадного Ленинграда набирают кипяток во время нахождения в бомбоубежище.

Аэростаты и водородная энергетика в блокадном Ленинграде

Блокированный Ленинград фактически оказался островом, отрезанным от Большой земли И этот остров организовал собственную оборону — на суше, на воде и в воздухе. Через несколько минут десятки аэростатов в разных концах Ленинграда поднялись в воздух. Например, знаменитая трансляция 7-й симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде была осуществлена при помощи кабель-антенны, поднятой именно аэростатом заграждения. Аэростаты на Невском проспекте в Ленинграде, октябрь 1941. Петербургское издание "Невские новости" в канун 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне подготовило проект "Воздушный купол блокадного Ленинграда". Это точные копии тех дирижаблей, которые во время блокады Ленинграда помогали оберегать город от жестоких налетов авиации.

Водородное топливо в блокадном Ленинграде Шелиц Б.И Безтопливные Аэростаты

Гелий, которым заправляли дирижабли и аэростаты после крушения дирижабля «Гинденбург» был куда безопаснее, но где ж его взять в блокадном Ленинграде? Действие аэростатов заграждения было рассчитано на повреждение самолётов при столкновении с тросами, оболочками или подвешиваемыми на тросах зарядами взрывчатого вещества. Аэростаты прикрывали Ленинград от вражеской авиации.

Блокада Ленинграда. 240 ФОТО. Часть 2.

Уменьшенные копии средств системы ПВО блокадного Ленинграда 1,5 на 3,5 метра , каждая удерживаемая в воздухе двенадцатью тросами, молодежь пронесет по четырем маршрутам до Дворцовой площади передвигаясь, как обещают организаторы, по тротуарам. Принять участие в этой патриотической акции, названной «Небо над Ленинградом», смогут все желающие. Боевое применение аэростатов заграждения, как правило, исключало возможность пикирования вражескими самолетами и затрудняло прицельное бомбометание по объектам прикрытия.

Только на территории Южной водопроводной станции разорвалось 955 снарядов. Трубы промерзали, их прогревали вручную: окутывали тряпками, обливали кипятком. Получалось не всегда. Знак "Блокадная полынья". Делали проруби, и обессилевшие ленинградцы занимали очередь, тащили, расплескивая, ведра. В память о тех страшных днях на набережной реки Фонтанки, 21, установлен знак «Блокадная полынья». Г Голод. В блокадном Ленинграде у немцев было два союзника, изнутри «подрывающих» силы осажденных, - холод и голод.

Голод постоянный, непрекращающийся, мучающий и взрослых,и детей. Он присутствовал неотступно и сказывался всегда не обязательно желанием есть ; мучительнее, тоскливее всего во время еды, когда еда с ужасающей быстротой приближалась к концу, не принося насыщения». Фото: пересъемка Тимура Ханова В блокаду по разным оценкам умерло от 630 тысяч до 1,5 миллиона ленинградцев. Лишь 3 процента из них - от бомбежек. Остальные - от голода. Д Дети. Когда замкнулось кольцо, в Ленинграде оставалось, помимо взрослого населения, более 400 тысяч детей - от младенцев до школьников и подростков. Многих удалось эвакуировать, а те, кто остался, по мере сил и возможностей помогали взрослым: носили воду, тушили зажигалки, хоронили мертвых… Но жизнь продолжалась. В годы блокады в Ленинграде на свет появилось 95 тысяч детей, большинство - осенью и зимой 1941 года. Более половины малышей рождалась недоношенными, но их удавалось выходить.

Трасса, проложенная по Ладожскому озеру, была практически единственной связью осажденного города с Большой землей. По Дороге жизни в Ленинград везли еду и корреспонденцию, из Ленинграда - эвакуированных жителей. Летом на баржах, зимой прямо по льду. За время работы с сентября 1941 года по март 1943 года по Дороге жизни переправили более 1,6 миллиона тонн грузов и эвакуировали свыше 1,3 миллиона человек. Е Елки новогодние. В первую блокадную зиму в Ленинграде не открывали елочные базары, но даже в это, самое тяжелое время люди рисовали на стенах елки с игрушками. В канун нового, 1942 года в Ленинграде работали восемь точек, где можно было купить хвойную красавицу, спустя год - уже 68. Праздники тоже проводили. В школах, театрах как могли устраивали представления. Не прервалась традиция и в Аничковом дворце: в 1942-м здесь устроили елку для 1500 отличников учебы, активистов пионерских дружин.

Ж Железная дорога. Железная дорога соединила Шлиссельбург со станцией Поляны. Это была первая прямая железнодорожная связь между Ленинградом и Большой землей после полутора лет перерыва. Железная дорога. Фото: пересъемка Тимура Ханова З Зажигалки. Зажигательные авиабомбы, которые немцы тысячами сбрасывали на Ленинград. В первый же день блокады на город обрушилось более 6300 таких зажигалок. Во всех районах полыхало - насчитали 178 пожаров. Горели в том числе и Бадаевские склады. Два дня спустя две тысячи зажигательных бомб обрушились на торговый порт.

Тогда горел даже Финский залив, куда стекала нефть. Тушить зажигалки умели все от мала до велика. Порой это приходилось делать практически круглосуточно. Щипцы, чтобы сбрасывать зажигалки с чердаков, емкости для воды и песка, чтобы тушить бомбы, всегда были под рукой. И Исаакиевский собор. В блокаду сюда везли все ценности из пригородных дворцов-музеев: скульптуры, мебель, картины, ткани, чертежи, архивы, научные документы. Кроме того, в годы войны впервые за всю свою историю храм стал домом. В подвалах музея жили, работали и даже принимали гостей. Всего на казарменный режим было переведено 60 человек. Жили здесь и работники ленинградских музеев, редко уходившие домой.

К Карточки продовольственные. Осенью 1941-го - зимой 1942-го в Ленинграде существовали карточки на шесть видов продуктов: хлеб, крупа и макаронные изделия, мясо, сахар и кондитерские изделия, рыба, жир. На талонах было указано, сколько граммов и каких продуктов можно получить. Хлебные карточки отоваривали ежедневно, карточки на другие продукты - раз в десять дней. В сентябре - ноябре нормы постоянно падали. Количество выдаваемого мяса формально не уменьшилось: рабочим, например, полагалось по 1500 граммов мяса и в сентябре, и в декабре 1941 года, однако зимой его часто заменяли яичным порошком, консервами и другими продуктами. Карточная система допускала замены одних продуктов на другие: вместо сахара - кондитерские изделия или какао, вместо масла - жир или селедка. Но выдачу продуктов постоянно задерживали. Очереди за хлебом могли растянуться на несколько суток. А его могли выдать… мукой.

Самое страшное было - потерять карточки. Первое время взамен утерянных выдавали новые, но заявлений о потерях было так много и проверить все, правда ли это или кто-то решил нажиться на беде, стало невозможно, поэтому было решено выдачу прекратить. Во время блокады, в первую же зиму, практически все кошки в Ленинграде погибли от голода или были съедены. Об этом страшном факте свидетельствуют множественные записи из дневников блокадников. Выжившие коты считались чудом. К одному такому коту Максиму даже водили школьные экскурсии. А уже в 1942-м у ленинградцев появился новый враг - крысы. Это был враг организованный, умный и жестокий…» - вспоминала блокадница Кира Логинова.

Фотограф М. Ар 14807 Подъем аэростата заграждения на Чернышевой площади.

Фотограф Б. Ар 16689 Пост противовоздушной обороны города. Фотохроника Агентства печати «Новости». РМИ Орудийный расчет зенитной батареи на Университетской набережной.

Фотографии СПб. В книге представлена история Ленинграда военной поры с 22 июня 1941 года до 9 мая 1945 года. В исторических очерках учтены последние достижения российских ученых в изучении истории Ленинграда 1941-1945 годов. Отрывки из...

Павлов Д.. Ленинград в блокаде Павлов Д. Ленинград в блокаде 6-е изд. В книге рассказывается о жизни осажденного Ленинграда, об организации продовольственного снабжения войск Ленинградского фронта и населения города, о мужестве, стойкости и непоколебимом духе ленинградцев, об их непреклонной вере в победу. Автор — Дмитрий Васильевич Павлов — с начала блокады и до конца января... Аввакумов С. Ленинград в Великой Отечественной войне Советского С... Ленинград в Великой Отечественной войне Советского Союза.

Том 1: 22 июня 1941 г. Показать жизнь и борьбу Ленинграда в дни Великой отечественной войны, боевые и трудовые подвиги ленинградцев в защите Родины и своего родного города — такова задача составителей настоящего сборника.

В честь 71-летия освобождения от блокады в воздух поднимутся аэростаты (фото)

К 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Блокада Ленинграда аэростаты. Противовоздушную оборону (ПВО) Ленинграда обеспечивали:2-й корпус ПВО, состоявший из шести зенитных артиллерийских полков, одного зенитного пулеметного полка, трех полков аэростатов заграждения и формировавшегося авиационного корпуса и вспомогательных частей. Водородный лейтенант 1941 год, Ленинград, блокада.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий