6 июня 1944 года произошло одно из ключевых событий в истории Второй мировой войны: началась высадка союзников в Нормандии, положившая начало грандиозной операции под названием «Оверлорд». 10 июня 1944 года советские войска предприняли наступление на северном крыле фронта, а 23 июня началась Белорусская операция — одна из крупнейших в Великой Отечественной войне.
Началась Нормандская операция, открывшая «второй» фронт в годы Второй мировой войны
начале июня 1944 г. десантные войска были сосредоточены в районе сбора, откуда последовательно выдвигались в пункты посадки на десантные суда. 6 июня 1944 года. 1081-й день войны. В течение ночи на 6 июня на фронте ничего существенного не произошло. Я думаю, что каждый образованный человек, знает о том, что 6 июня 1944 года, была высадка союзников в Нормандии, и наконец, полноценное открытие второго фронта. А вот и нет: в записной книжке Дуайта Эйзенхауэра за 1944 год есть такая запись: «1 мая, 6 июня, 19 июня.
rkkawwii.ru
6 июня 1944 года англо-американские войска начали операцию «Оверлорд», высадившись в Нормандии. Битвой за Нормандию называют операции в северо-западной Франции между 6 июня и концом августа 1944 года. А вот и нет: в записной книжке Дуайта Эйзенхауэра за 1944 год есть такая запись: «1 мая, 6 июня, 19 июня. Главная» Новости» Январь 1944 событие вов.
6 июня 1944 года: американские и британские войска высадились в Нормандии
В 1940 году Франция оказалась побеждённой и оккупированной, а режим Виши повёл политику коллаборации с оккупантами. Страна была вынуждена работать на оккупантов, более полутора миллионов французских солдат находились в немецком плену до конца войны. В 1941 году Советский Союз принял на себя самый страшный удар фашистского блока, но выстоял и обеспечил победу антигитлеровской коалиции в этой войне. Французские патриоты, несмотря на то положение, в котором оказалась их страна, сумели создать движение «Свободная Франция», отряды «Маки», сформировать множество боевых единиц на разных фронтах и даже послать один из авиационных полков в СССР. Единственная западная страна, которая смогла это сделать. На территории Франции оказалось множество военнопленных и гражданских лиц, угнанных на работы, которые затем оказались в боевых рядах французских партизан.
В конце марта стартовала Одесская наступательная операция Красной Армии. Она решала задачи разгрома приморской группировки оккупантов, освобождения города Одессы и всего северо-западного черноморского побережья. В последних числах марта советские войска пересекли реку Прут и повели наступление уже по территории Румынии. Советскими войсками фронт был продвинут на запад на сотни километров. Т-34 в освобождённом Севастополе. Май 1944-го Немцы в конце месяца начали в Белоруссии две масштабные контр-партизанские операции — «Рык» 21 мая и «Баклан» 25 мая. Она была успешно завершена 20 июня. Следующий день, 21 июня, стал началом операции Свирско-Петрозаводской. В ней участвовали войска четырёх фронтов. Группа армий «Центр» была разгромлена, вся территория Белоруссии — освобождена. Самоходки СУ-152 форсируют реку. Прибалтика, июль 1944-го 17 июля Красная армия начала Псковско-Островскую операцию, с целью разгрома одноимённой группировки противника.
На выбор влияли такие факторы, как расстояние до портов Англии, эшелонированность и мощность оборонительных укреплений, радиус действия авиации сил союзников. Совокупность этих факторов и определила выбор командования союзников. Немецкое же командование до самого последнего момента считало, что высадка будет происходить в районе Па-де-Кале, так как это место ближе всего к Англии, а, значит, требуется меньше всего времени для перевозки грузов, техники, новых солдат. В Па-де-Кале был создан знаменитый «Атлантический Вал» — неприступная линия обороны фашистов, в то время как в районе высадки укрепления едва ли были готовы наполовину. Высадка проходила на пяти пляжах, которые получили кодовые названии «Юта», «Омаха», «Голд», «Сорд», «Юнона». Время же начала операции определялось соотношением уровня прилива воды и временем восхода солнца. Эти факторы рассматривались для того, чтобы десантные суда не сели на мель и не получили повреждений от подводных заграждений, была возможность высадить технику и десант как можно ближе к берегу. В итоге днем начала операции стало 6 июня, этот день и получил название «День Д». За ночь до высадки основных сил в тыл врага был скинут парашютный десант, который должен был помочь основным силам, а непосредственно перед началом основной атаки немецкие укрепления подверглись массированному авианалету и обстрелу кораблями союзников. Ход операции Такой план был разработан в штабе. На деле же все пошло не совсем так. Десант, который был сброшен в тыл немцев за ночь до операции, был рассеян на огромной территории — свыше 216 кв. Большая часть 101-ой дивизии, которая высаживалась близ Сент-Мэр-Эглиз, исчезла без следа. Некоторые судна с танками были потоплены еще до того, как добрались до берега. Уже во время второй части операции — операция «Кобра» — авиация союзников нанесла удар по своему же командному пункту. Наступление шло куда медленнее, чем было запланировано. Самым кровавым событием всей компании была высадка на пляже «Омаха». По плану рано утром немецкие укрепления на всех пляжах подвергались обстрелу корабельными орудиями и бомбежкам авиацией, в результате чего укрепления значительно пострадали. Но на «Омахе» из-за тумана и дождя корабельные орудия и самолеты промахнулись, и укрепления не получили никакого урона. К концу первого дня операции, на «Омахе» американцы потеряли более 3 тыс. Несмотря на все это, в целом высадка войск союзников прошла вполне успешно. Далее была успешно начата вторая фаза операции «Оверлорд», в рамках которой были взяты такие города как Шербур, Сен-Ло, Кан и другие.
Англо-американские войска под прикрытием корабельной артиллерии и многократно превосходящей авиации приступили к осуществлению самой масштабной десантной операции за всю историю войн. Стратегическая десантная операция союзников по высадке войск в Нормандии Франция , вошедшая в историю как Нормандская операция, или операция «Оверлорд», открыла Западный, или так называемый «второй», фронт в Европе в годы Второй мировой войны. По масштабу и количеству участвовавших в ней человеческих более 3 млн. Решение о создании второго фронта в Западной Европе против фашистской Германии было принято представителями стран антигитлеровской коалиции — СССР, США и Великобритании — еще весной 1942 года на переговорах в Лондоне и Вашингтоне, а на Тегеранской конференции 1943 года западные союзники утвердили сроки — они обязались открыть второй фронт в мае 1944 года. Операция была крайне засекречена, и ей предшествовала крупная работа по дезинформации противника о времени и месте начала операции. Именно данный факт, а еще внезапность высадки крупной группировки войск на необорудованном побережье и тесное взаимодействие сухопутных войск, военно-воздушных и военно-морских сил обеспечили возможность переброски в сжатые сроки через проливную зону большого количества войск и материальных средств.
История в цвете: 6 июня 1944 года - высадка союзников в Нормандии (23 фото)
Но за двухлетний период откладывания союзниками высадки в Северной Франции — с мая 1942 до июня 1944 гг. только безвозвратные потери советских вооруженных сил (убитыми, пленными и пропавшими без вести) составили более 5 млн человек. Операция началась 6 июня 1944 года и закончилась 25 августа 1944 года последующим прорывом к французско-германской границе. 6 июня — Нормандская десантная операция начинается на побережье Нормандии (Франция) высадкой союзнического десанта численностью 155 000 человек (День Д). Это крупнейшая десантная операция в истории человечества.
6 июня — 75-я годовщина высадки союзников по антигитлеровской коалиции в Нормандии
Подбитый и затравленный фашистский зверь будет яростно огрызаться. Чем ближе фронт придвигается к жизненным центрам Германии, тем упорнее будет сопротивление гитлеровцев. Потребуется ещё несколько могучих ударов, чтобы окончательно сокрушить и повергнуть врага в прах. Понятно, что выполнить эти задачи можно лишь совместными решительными действиями армий всех союзных стран, своевременным введением в активные бои против гитлеровской Германии и её вассалов основных вооружённых сил, которыми располагают объединённые нации. Можно не сомневаться, что союзные государства, поставившие целью спасти мир от фашистских погромщиков, введут в действие все свои силы для достижения этой великой цели. Между Онежским и Ладожским озёрами наши войска, сломив сопротивление противника, овладели районным центром Ленинградской области Подпорожье и вели успешные бои по расширению плацдарма на северном берегу реки Свирь в районе Лодейного Поля, заняв при этом населённые пункты Назарьевская, Старая и Новая Свирьская Слобода. На Карельском перешейке наши войска, преодолевая сопротивление противника, продолжали вести наступательные бои, в ходе которых заняли несколько населённых пунктов,и среди них — Лапинлахти, Репола, Лехтола и железнодорожная станция Тали.
За 21 июня на всех фронтах в воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 73 самолёта противника. Оперативная сводка за 23 июня 23 июня северо-западнее и юго-восточнее города Витебск наши войска, при поддержке массированных ударов артиллерии и авиации, перешли в наступление против немецко-фашистских войск. Наши войска, наступающие северо-западнее Витебска, прорвали сильно укреплённую оборону противника протяжением 30 километров по фронту и продвинулись в глубину от 12 до 15 километров, заняв при этом более 100 населённых пунктов, в том числе районный центр Витебской области Шумилино, крупные населённые пункты Волотовки, Сиротино, Гребенцы, Плиговки, Рыльково, Новоселки, Дворище, Крицкие, Залужье, Добрино, Вербали, Губица, Рябушково, Шпаки, Богданова, Хотилово и железнодорожные станции Сиротино, Язвино на железной дороге Полоцк — Витебск. Наши войска, наступающие юго-восточнее города Витебска, прорвали сильно укреплённую оборону противника протяжением по фронту 25 километров и продвинулись в глубину от 8 до 10 километров, заняв при этом более 50 населённых пунктов. Наши войска перерезали железную дорогу Витебск — Орша. Между Онежским и Ладожским озёрами наши войска форсировали реку Свирь в районе Подпорожья и овладели населёнными пунктами Вороничи, Мятусово, Кукеряги, Чемоданова Гора и железнодорожной станцией Суволда.
На Карельском перешейке севернее и северо-восточнее города Выборг наши войска, сломив сопротивление противника, заняли несколько населённых пунктов. В течение 22 июня на всех фронтах в воздушных боях и огнем зенитной артиллерии сбито 44 самолёта противника. Оперативная сводка за 24 июня Войска Карельского фронта севернее Онежского озера, сломив сопротивление противника, полностью овладели крупным районным центром Карело-Финской ССР городом Медвежьегорск. Войска того же фронта, развивая наступление севернее и восточнее Лодейного Поля, форсировали реку Свирь на всём протяжении от Онежского озера до Ладожского озера и, прорвав сильно укреплённую оборону противника, продвинулись вперёд за три дня наступательных боёв от 20 до 30 километров, заняли более 200 населённых пунктов, среди которых Михайловское, Мегрозеро, Печная Сёльга, Бережная, Микентьева. Северо-западнее и западнее города Витебск наши войска, продолжая успешное наступление, за два дня боёв продвинулись вперёд от 20 до 40 километров и расширили прорыв до 80 километров по фронту. За 24 июня на этом участке фронта нашими войсками освобождено более 200 населённых пунктов, в том числе крупные населённые пункты Ходоровка, Долгая Нива, Прыгунова, Мясоедово, Залесье, Загорье, Мишковичи, Барановские, Вишневка, Кутим, Андросовичи, Дубровское, Ужлятина и железнодорожная станция Ловша.
Наши войска вышли к реке Западная Двина на фронте в 35 километров. Юго-западнее и южнее города Витебск наши войска, продолжая развивать наступление, за два дня боёв продвинулись вперёд до 25 километров и расширили прорыв до 80 километров по фронту. На оршанском направлении наши войска, перейдя в наступление, прорвали сильно укреплённую оборону противника южнее Бабиновичей на фронте протяжением 20 километров и, преодолевая сильное сопротивление немцев, продвинулись в глубину до 15 километров. На могилевскомнаправлении наши войска, перейдя в наступление, форсировали реку Проня, прорвали сильно укреплённую оборону противника севернее Чаусаи продвинулись вперёд до 20 километров, расширив прорыв до 50 километров по фронту. Нашими войсками освобождено более 70 населённых пунктов. На других участках фронта — без существенных изменений.
За 23 июня в воздушных боях и огнём зенитной артиллерии уничтожено 54 самолёта противника. Оперативная сводка за 25 июня В течение 25 июня западнее города Витебск наши войска, развивая наступление, форсировали реку Западная Двина на фронте 30 километров и с боями заняли более 150 населённых пунктов, в числе которых Подоры, Комачино, Надежино, Поречье, Пятигорск, Сеньковщина, Ворохобка, Королино, Шарылино, Новые Соннаки, Вяжище, Задорожье, Теребетовка, Старое Село, Ковальки, Щербаки, Васьковичи и железнодорожные станции Старое Село, Лосвида. Восточнее Бешенковичей наши войска перерезали шоссейную дорогу Витебск — Лепель. К югу от города Витебск наши войска, продолжая успешное наступление, овладели районными центрами Витебской области городом Сенно, городом и крупной железнодорожной станцией Богушевск, а также с боями заняли более 300 других населённых пунктов, в том числе Батраки, Билево-Сокольники, Подберезье, Прудники, Узварцы, Рудаковские, Каныши, Новоселки, Гнездиловичи, Дуброва, Берешово, Карповичи, Нерейша, Яново, Могилевка и железнодорожную станцию Крестьянка. Войска, наступающие к югу от Витебска, перерезали шоссейную дорогу Витебск — Лепель в районе Гнездиловичей, гдесоединились с войсками, наступающими западнее Витебска. Таким образом, в ходе наступления наши войска завершили окружение группировки немцев в составе пяти пехотных дивизий в районе Витебска.
Наши войска ворвались в город Витебск, где завязали уличные бои. На оршанском направлении наши войска, продолжая наступление, с боями заняли более 40 населённых пунктов. На могилевском направлении наши войска, развивая успешное наступление, овладели районным центром Могилёвской области городом Чаусы, а также с боями заняли более 150 других населённых пунктов, в том числе крупные населённые пункты Углы, Ждановичи, Большое и Малое Бушково, Киркоры, Сухари, Васьковичи, Темривичи, Бординичи, Заречье. Войска 1-го Белорусского фронта, перейдя в наступление из района юго-западнее города Жлобин, прервали, при поддержке массированных ударов артиллерии и авиации, сильно укреплённую оборону немцев, прикрывающую бобруйское направление, на участке протяжением 35 километров и за два дня наступательных боёв продвинулись вперёд до 30 километров, расширив прорыв до 80 километров по фронту. Одновременно севернее города Рогачев войска фронта форсировали реку Друть и прорвали сильную, глубоко эшелонированную оборону противника на фронте протяжением 30 километров и продвинулись в глубину до 12 километров. Таким образом, наши войска перерезали железную дорогу Бобруйск — Лунинец.
Между Онежским и Ладожским озёрами наши войска, преодолевая сопротивление и инженерные заграждения противника на лесных дорогах, продолжали наступление и с боями заняли населённые пункты Ташкеницы, Устье, Речная Сельга, Самбатукса, Пипилица, Сармяги, Обжа. Севернее Онежского озера наши войска, форсировав реки Остер и Кумса, продвинулись к западу и югу от Медвежьегорска до 15 километров, заняв при этом населённые пункты Шарвары, Падун и железнодорожные станции Предмедгорский, Перегуба на Мурманской железной дороге. В течение 24 июня наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 44 немецких танка. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 48 самолётов противника. Оперативная сводка за 26 июня Войска 1-го Прибалтийского и 3-го Белорусского фронтов вели бои по уничтожению окружённой группировки противника в районе Витебска и, сжимая кольцо окружения, штурмом овладели крупным областным центром Белоруссии городом Витебск — важным стратегическим узлом обороны немцев на западном направлении. Западнее и юго-западнее города Витебск наши войска, развивая успешное наступление, овладели районным центром Витебской области городом Бешенковичи и с боями заняли более 700 других населённых пунктов, в том числе город Улла, крупные населённые пункты Оболь, Бочейково, Каменьщина, Алексиничи, Черея и железнодорожные станции Княжница, Оболь на железной дороге Витебск — Полоцк.
На оршанском направлении наши войска с боями продвигались вперёд и овладели районными центрами Витебской области — городом Дубровно, городом и крупной железнодорожной станцией Толочин, а также заняли более 400 других населённых пунктов, в том числе Стайки, Смоляны, Обольцы, Пищалова 3 километра севернее Орши , Соловьи, Карабановичи, Сватошица, Цыбульская и железнодорожные станции Стайки, Юрцево, Смоляны, Лемница. Наши войска перерезали шоссейную и железную дороги Орша — Борисов и железную дорогу Орша — Лепель. На могилевском направлении наши войска, успешно продвигаясь вперёд, с боем овладели районным центром Могилёвской области городом Горки, а также заняли более 450 других населённых пунктов, в том числе крупные населённые пункты Масалыки, Слобода Казимировская, Стан, Тимоховка, Рудицы, Фащевка, Дубровка, Бель, Плещицы, Евдокимовичи, Мосток 10 километров северо-восточнее Могилева , Машинаки, Зарудеевка, Большие и Малые Амхикичи, Гарбовичи, Островы и железнодорожные станции Чаусы, Благовичи, Реста, Погодино. Наши войска вышли к реке Днепр севернее города Могилев. Войска 1-го Белорусского фронта, продолжая успешное наступление, овладели городом и крупным железнодорожным узлом Жлобин — важным опорным пунктом обороны немцев на бобруйском направлении, а также с боями заняли более 150 других населённых пунктов, среди которых районный центр Полесской области город Паричи и крупные населённые пункты Осовник, Большая и Малая Крушиновка, Фалевичи, Кошары, Заболотье, Солоное, Мормаль, Здудичи, Козловка, Брожа, Ратмировичи, Оземля, Ломовичи и железнодорожные станции Жлобин-Подольская, Мормаль, Брожа, Ратмировичи. Севернее Онежского озера наши войска, продолжая развивать наступление к западу и югу от города Медвежьегорск, продвинулись вперёд до 30 километров и заняли населённые пункты Карельская Масельга, Лосиная Гора, Медвежья Гора, Перегуба и железнодорожные станции Уница, Кяппесельга на Мурманской железной дороге.
В Финском заливе наши войска полностью очистили от противника острова Койвисто и Тиурин-Сари. В течение 25 июня наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 28 немецких танков. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 29 самолётов противника. Оперативная сводка за 27 июня Юго-западнее города Витебск наши войска завершили ликвидацию окружённой группировки противника в составе 4, 197, 206, 246 пехотных и 6 авиаполевой дивизий. Ввиду отчаянного сопротивления, большая часть окружённых немецких войск была перебита нашими войсками; при этом противник оставил на поле боя более 20 000 трупов. Остатки этих дивизий приняли ультиматум Советского Командования о капитуляции, прекратили сопротивление и сложили оружие.
По предварительным данным, сдалось в плен свыше 10 000немецких солдат и офицеров. Войска 3-го Белорусского фронта, развивая наступление, 27 июня овладели городом и оперативно-важным железнодорожным узлом Орша. На лепельском направлении наши войска с боями продвигались вперёд и овладели районным центром Витебской области городом Чашники, а также заняли более 200 других населённых пунктов, среди которых крупные населённые пункты Усвея, Усая, Хотино, Батуколово, Камень, Медвецк, Козановка, Лукомль, Лисичино и железнодорожные станции Вятны, Чашники. На минском направлении наши войска, развивая успешное наступление, с боями заняли более 350 населённых пунктов, в том числе крупные населённые пункты Ридомля, Раветичи, Бушмин, Малое Гальцево, Волосово, Клубиничи, Заборье, Обчуга, Бобр и железнодорожная станция Бобр. На могилевском направлении наши войска, преследуя противника, повсеместно вышли к восточному берегу реки Днепр на участке Орша, Могилев, Быхов, освободив при этом более 300 населённых пунктов, среди которых крупные населённые пункты Зубова, Копысть, Никитиничи, Ржавцы, Заречье, Луполово, Сидоровичи, Следюки и железнодорожные станции Зубры, Дары, Луполово. Наши войска форсировали реку Днепр севернее и южнее города Могилев, перерезали железную дорогу Орша — Могилев и завязали уличные бои в городе Могилев.
На бобруйском направлении наши войска, развивая охватывающие удары с востока и юга на Бобруйск, завершили окружение группировки противника, состоящей из пяти пехотных дивизий, в районе Бобруйска и юго-восточнее города. Наши войска перерезали железную и шоссейную дороги Бобруйск — Минск, вплотную подошли к городу Бобруйск и завязали бои на окраинах города. За 26 июня наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 38 немецких танков. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 34 самолёта противника. Оперативная сводка за 28 июня В течение 28 июня южнее города Полоцк наши войска, преодолевая сопротивление и инженерные заграждения противника в межозёрных дефиле, вели наступательные бои, в ходе которых овладели районным центром Витебской области городом Лепель, а также заняли более 100 других населённых пунктов,и среди них Черчицы, Красное, Заречье, Земцы, Замошье, Старое Лядно, Великое Поле. На минском направлении наши войска, развивая успешное наступление, овладели районными центрами Минской области городом Холопеничи, городом и железнодорожной станцией Крупки, районным центром Могилёвской области Круглое, а также с боями заняли более 400 других населённых пунктов, среди которых крупные населённые пункты Староселье, Латыголичи, Моисеевщина, Пупелечи, Кострица 13 километров северо-восточнее Борисова , Игрушки, Славени, Коханово и железнодорожные станции Коханово, Славное.
Войска 2-го Белорусского фронта, форсировав реку Днепр на участке протяжением в 120 километров, прорвали вторую оборонительную полосу немцев, подготовленную ими по западному берегу реки, и штурмом овладели крупным областным центром Белоруссии — городом Могилев, а также с боями заняли районные центры Могилёвской области город Шклов, город Быхов и более 450 других населённых пунктов, среди которых крупные населённые пункты Подкняженье, Уланово, Черное, Черноручье, Дубровка, Браково, Сеньково, Голынец 1-й и 2-й, Новая и Старая Лежневка, Бовшев, Липовка, Ходутичи, Мокрое и железнодорожные станции Копысь, Шклов, Лотва, Полыковские Хутора, Буйничи, Дашковка, Барсуки, Борколабово, Ямница, Быхов. В бою за город Могилев разгромлена 12 пехотная дивизия немцев, командир которой генерал-лейтенант Бамлер взят в плен вместе с его штабом. Взят также в плен комендант город Могилев генерал-майор Эрдмансдорф.
Все эти самолёты могли быть легко переброшены в район Карельского перешейка, а фашистские бомбардировщики могли действовать и непосредственно с аэродромов Эстонии. В состав армии входили 276-я бомбардировочная, 277 и 281-я штурмовые и 275-я истребительная авиадивизии, 283-й истребительный и 13-й отдельный разведывательный авиаполки. Перед операцией 13-я воздушная армия была усилена 334-й бомбардировочной и 113-й дальнебомбардировочной авиационными дивизиями резерва Верховного Главнокомандования, вооруженными самолётами Ту-2 и Ил-4 [44]. К началу операции в 13-й воздушной армии вместе с соединениями резерва Верховного Главнокомандования и 2-м гвардейским Ленинградским истребительным авиакорпусом ПВО было готово к выполнению боевой задачи 757 самолётов, из них 249 бомбардировщиков, 200 штурмовиков, 268 истребителей, 20 разведчиков и 20 корректировщиков. Кроме того, к операции привлекалось 220 самолётов ВВС Балтийского флота [44]. В Выборгской операции количественное и качественное превосходство в авиационной технике было на нашей стороне и авиация использовалась в форме авиационного наступления.
На вооружении наших авиационных частей и соединений состояли новые самолёты бомбардировщики Ту-2, Ил-4, Пе-2, штурмовики Ил-2, истребители Як-9, Ла-5. Подготовка 13-й воздушной армии к Выборгской операции началась в мае 1944 года, Части тыла заранее подготовили аэродромы для приема летных частей с нарвского направления и авиасоединений резерва Верховного Главнокомандования. За несколько дней до начала операции они перебазировались на Ленинградский аэроузел. Для обслуживания шести авиадивизий, сосредоточенных в районе Ленинграда, пришлось перебросить туда и тыловые части армии [44]. Большое внимание уделялось оперативной маскировке. Авиацией и войсками фронта имитировалась подготовка к наступлению на нарвском направлении. На нарвском направлении строились ложные аэродромы и устанавливались макеты самолётов. Эти меры способствовали обеспечению скрытности перебазирования летных частей в район Карельского перешейка и подготовки Выборгской операции [44]. За время подготовки к операции полеты воздушных разведчиков совершались одиночными самолётами, чтобы не вызвать подозрения о готовящемся наступлении.
Для этой цели было выделено 60 самолётов, большую работу в разведке обороны противника на Карельском перешейке проделал 13-й разведывательный авиаполк. Летчики воздушной армии для фотографирования совершили 610 самолёто-вылетов и засняли площадь в 87 тысяч квадратных километров [44]. Особенно сложно было обнаруживать финские оборонительные сооружения. При первых полетах воздушные разведчики вместо главной оборонительной полосы финнов сфотографировали лишь старые оборонительные сооружения линии Маннергейма, не представлявшие серьёзной угрозы. В дальнейшем три экипажа 277-й штурмовой авиадивизии на самолётах Ил-2 прошли над Карельским перешейком с включенными аэрофотоаппаратами, затем другие экипажи Пе-2 произвели площадное фотографирование. Новые оборонительные сооружения были сфотографированы [44]. Боевые действия авиации были спланированы на четыре дня операции, предусматривалось проведение предварительной авиационной подготовки, она начиналась за день до проведения операции. Перед авиацией ставилась задача разрушать долговременные оборонительные сооружения противника и подавлять артиллерийской-минометные батареи в районе переднего края на направлении главного удара 21-й армии. В день атаки пехоты планировалось совершить два налета с целью уничтожения артиллерийских группировок противника и разрушения дзото-траншейной системы.
Для нарушения управления войсками противника части воздушной армии должны были нанести удары по штабам финских войск и узлам связи. Также ВВС Балтийского флота в первый день наступления должны были совершить 90 самолёто-вылетов бомбардировщиками и 300 штурмовиками с целью разрушения оборонительных сооружений противника в первой оборонительной полосе [44]. Высокая насыщенность авиации на узком участке фронта требовала от штурманской службы тщательной отработки всех вопросов самолётовождения. К наступательным боям готовилась и инженерно-авиационная служба. На Ленинградский фронт впервые в 13-ю воздушную армию поступили самолёты Ту-2 и Ил-4. Особое внимание уделялось самолётам только что прибывшим с заводов. За одну ночь на моторах всех новых машин были проведены регламентные работы, к утру все самолёты были готовы к боевому вылету. Части тыла 13-й воздушной армии подготовили аэродромы для быстрого перебазирования авиационных соединений и частей на Ленинградский аэроузел, создали необходимые запасы для их боевой работы [44]. Авиационное наступление 9 июня 1944 года авиация совместно с артиллерией нанесла удары по финским позициям в районе Старый Белоостров, озеро Светлое, Раяйоки.
Только в одном налете по этим объектам участвовало 215 бомбардировщиков Ил-4, Пе-2 и Ту-2 113-й, 276-й и 334-й бомбардировочных авиадивизий и 155 штурмовиков Ил-2 277-й и 281-й штурмовых авиадивизий. Эти удары разрушали дзото-траншейную систему в первой полосе обороны противника [44]. Бомбардировщики шли к цели колонной полков, боевой порядок которых состоял из колонны эскадрилий. По сигналу ведущего каждая девятка самолётов с высоты 1000-3000 м сбрасывала бомбы и освобождала место для следующей группы. Вслед за бомбардировщиками вражеские позиции бомбили штурмовые авиадивизии. Они наносили удары в боевом порядке полков с одного захода. Плотность бомбометания была очень высокой. На участках, подвергшихся ударам, были разрушены почти все инженерные сооружения [44]. Затем были нанесены ещё два массированных удара пожелезнодорожным станциям Выборг, Рауту, Райвола и тыловым частям противника в районе Кивиниеми, Валкярви и Кивеннапа.
Расположенные там резервы противника и его огневые средства были разрушены, также была дезорганизована работа железнодорожного транспорта [44]. Во время нанесения первых ударов истребительная авиация надежно прикрывала наземные войска и группы бомбардировщиков и штурмовиков. В этот день наши летчики в воздушных боях сбили 9 самолётов противника. Летчики-истребители наносили штурмовые удары по противнику, уничтожая колонны на дорогах, подавляя зенитные средства в районе действий бомбардировщиков и штурмовиков [44]. Через час после начала наземной части операции началась 30-ти минутная авиационная подготовка. Наступление пехоты поддерживалось непрерывным патрулированием, над полем боя, штурмовиков в составе 4-6 Ил-2. Штурмовики также действовали по узлам сопротивления противника по заявкам наземного командования [44]. В первый день наступления войска 21-й армии при поддержке авиации прорвали оборону противника на 20-ти километровом фронте и на главных направлениях вышли ко второму оборонительному рубежу. В последующие дни действиям авиации препятствовала испортившаяся погода, но 13-я воздушная армия продолжала обеспечивать наступление наземных войск.
Хорошо было налажено взаимодействие штурмовой авиации с танковыми соединениями. Штурмовикам по радио передавались координаты узлов сопротивления врага, которые мешали продвижению танковых войск [44]. Утром 14 июня начался прорыв второй полосы обороны финских войск. Затем ещё 280 бомбардировщиков и штурмовиков нанесли удары по опорным пунктам Неувола и Мустамяки. Средняя плотность ударов достигала 324 т на квадратный километр [44]. Сопротивление финских войск было очень упорным. Особенно ожесточенный бой разгорелся за укрепленный узел Кутерселькя, упирающийся в Финский залив. Необходимо было усилить удары авиации, но низкая облачность исключала возможность применения авиации. В этот район было решено направить все экипажи штурмовиков, которые могли действовать при такой погоде.
Под ураганным огнем зенитной артиллерии и пулеметов летчики-штурмовики шесть часов подряд бомбили вражеские позиции. Не успевали самолёты приземляться, как их быстро заправляли, загружали бомбами и боеприпасами, и они снова улетали на задание. При поддержке авиации наши войска к вечеру заняли этот пункт и продолжили наступление на Выборг. Обеспечивая наступление наземных войск авиация препятствовала отводу живой силы и техники противника на третью полосу обороны, производству оборонительных работ на этой полосе, массированными бомбардировками разрушали оборонительные сооружения финнов. Финское командование продолжало усиливать свои войска на Карельском перешейке. На это направление было переброшено более 100 самолётов из состава 54-й истребительной эскадры, 1-й эскадры пикирующих бомбардировщиков и авиационных частей, базирующихся в Карелии. К моменту боев за Выборг активность авиации противника, особенно истребительной, сильно возросла. Немецкие и финские истребители нападали на советские бомбардировщики и штурмовики. В этот период бои в воздухе приняли исключительно ожесточенный и тяжелый характер.
При боях за Выборг, авиация 13-й воздушной армии, оказывала поддержку ударной группировке 21-й армии на поле боя и не допускала подвоза и подхода резервов противника со стороны Хельсинки, а также уничтожали отходящие части и колонны врага. В этот период неприятельская авиация предпринимала попытки бомбить наши войска группами по 30—50 самолётов Ю-87 и Ю-88. Немецкие и финские истребители оказывали упорное сопротивление нашей авиации, стремились не допустить советские самолёты к своим войскам и объектам [44]. Для отражения налетов вражеской авиации высылались группы по 6 — 8 истребителей с последующим наращиванием сил в зависимости от обстановки. Истребители, вылетавшие на отражение налетов воздушного противника, делились на сковывающую и ударную группы. Перед нанесением массированных ударов нашей авиации вылетали группы по восемь истребителей, очищавших воздушное пространство от вражеских самолётов.
Далее, осуществив эти операции, войска союзников, наступавшие с севера и юга Франции, соединились и продолжили наступление к германской границе, освободив практически всю территорию Франции. Последние записи:.
В операции участвовали также канадские, французские, чехословацкие и польские войска. В 20-ти фильмах использованы съёмки фронтовых кинооператоров и документы из зарубежных архивов. Художественный руководитель проекта — Роман Кармен.
Фотографии высадки союзников в Нормандии
Если на участке «Юта» высадка происходит практически по плану, то на берегу «Омаха» американцы встречают яростное сопротивление. Это — основное место вторжения военных США. Плацдарм составлял узкую прибрежную полосу 8 км длиной, которая простиралась от восточного края Сент-Онорин-де-Перт до западного края Вьервиль-сюр-Мер, на правом берегу дельты реки Дув. Орудия корабля вели ответный огонь, но одно из орудий внезапно заклинило. Командир корабля сбежал с мостика, чтобы помочь комендору, но был смертельно ранен прежде, чем успел добежать до орудия. Мичман Фаулер принял командование кораблем и продолжал двигаться к берегу, хотя рулевое управление судном было повреждено. Несмотря на непрекращающийся огонь противника, Фаулер начал выгрузку танков. На палубу корабля упала противотанковая граната, но, прежде чем она взорвалась, старший машинист корабля Д.
Ключевым фактором при выборе района являлась мощность фортификационных сооружений «Атлантического вала» — гигантской системы укреплений, которая простиралась от Норвегии до Испании. Правда, она не являлась единой и была готова лишь наполовину. Самый мощный участок «Атлантического вала» во Франции был сооружён в районе Па-де-Кале. К тому же именно здесь были сконцентрированы главные силы Вермахта, так как немецкое командование на основе информации от своих английских шпионов считало эту территорию наиболее вероятным местом вторжения. Однако боеспособность гарнизонов этих береговых укреплений оставляла желать лучшего. Поэтому немцы не предполагали вторжения на этом участке. Восточное побережье полуострова Контантен, недалеко от деревушки Сент-Маркуф. Орудия батареи вели огонь по десантным кораблям в районе места высадки «Юта» Отчаянные времена, отчаянные меры Все лучшие силы Вермахта сражались на Восточном фронте, а благодаря дезинформации немецкого командования еще часть боеспособных дивизий находилась в Скандинавии и на юге Франции. Береговую же линию защищали войска, чья боеспособность вызывала некоторые сомнения. Фельдмаршал Герд фон Рундштедт, командующий войсками в Западной Европе, не скрывал своего недовольства по этому поводу: «Я должен был защищать побережье протяженностью в 3000 миль от итальянской границы на юге до немецкой границы на севере, имея в своем распоряжении только 60 дивизий, большинство из которых были недостаточно обучены и укомплектованы». Весьма трагикомично обстояли дела с 70-й пехотной дивизией Вермахта, которую прозвали «дивизией белого хлеба». Почти весь личный состав подразделения страдал от различных заболеваний желудочно-кишечного тракта и проблем с пищеварением. В связи с этим солдаты соблюдали специальную диету. Во время боевых действий обеспечить особое питание 15 тысячам пехотинцев было довольно затруднительно. Генерал-фельдмаршал Эрвин Роммель инспектирует береговую оборону Нормандии. Оборона нормандского участка и других районов «Атлантического вала» была усилена именно под его руководством Помимо «дивизии белого хлеба», в Нормандии располагались дивизии, сформированные из восточных народностей, проживавших, в том числе, на территории Советского Союза. Некоторые подразделения формировались из солдат, которые получили ранения лёгкой и средней тяжести. Таким образом, к середине 1944 года на фоне успехов Красной армии требования к службе в немецкой армии были занижены, что неминуемо привело к снижению боевого потенциала войск. Стоит отметить, что силы Кригсмарине и Люфтваффе на этом участке были весьма ограничены. В распоряжении немцев находилось всего 90 бомбардировщиков и 70 истребителей — то есть, имеющаяся авиация физически не могла оказать хоть какое-то влияние на ход дальнейших событий. Немецкий флот также был малочисленным: в распоряжении командования зоны Ла-Манша находилось лишь пять эсминцев, пара десятков торпедных катеров и примерно сто тральщиков. Сильный подводный флот более сотни океанских подлодок в планах защиты Ла-Манша не учитывался, так как такие субмарины были не приспособлены к действиям в мелких водах пролива. А крупные корабли тяжёлые и лёгкие крейсеры, линкоры базировались в норвежских и балтийских водах и большую часть времени находились на стоянке в своих базах. Для сохранения флота командование Кригсмарине было вынуждено отказаться от проведения рейдов и разведывательных операций. И при полном отсутствии взаимодействия авиации и флота немецкие войска были не в состоянии быстро отреагировать на меняющуюся обстановку во время высадки. Линкор HMS Warspite поддерживает огнём высадку британской 3-й дивизии на участке «Суорд», обстреливая береговую батарею в Виллервилле. Третья башня ГК не работает в результате попадания бомбы Fritz-X и развернута в походное положение Союзники, в свою очередь, для поддержки десантных подразделений задействовали американские и английские линкоры Texas, Arkansas, Nevada, Ramillies и Warspite. Общее число крейсеров достигало 23, эсминцев и миноносцев — 135. Всего флот союзников включал в себя почти 7 тысяч кораблей, а авиация — более 10 тысяч самолётов. Экспедиционные войска были готовы к отправке уже третьего июня.
Всего 6 июня на участке "Омаха" высадились 34 тыс. При этом о немедленном наступлении для расширения плацдарма не могло быть и речи. По официальным данным, потери американцев на этом участке высадки составили 694 убитых, 331 пропавшего без вести и 1 тыс. Современные подсчеты оценивают потери в 4 тыс. Однако не следует думать, что показанная в голливудском фильме "Спасти рядового Райана" мясорубка на "Омахе" была правилом для "Дня Д". Высадка американцев на втором участке - "Юта" - прошла сравнительно гладко. Он был слабее укреплен немцами, т. Дополнительный участок был полезен для обеспечения фланга и соединения с воздушным десантом. На "Юте" оборонялось всего около роты немцев, и выехавшие из воды танки-амфибии быстро расстреляли пулеметные гнезда. В "День Д" на участке "Юта" высадилось около 23 тыс. Потери составили всего 197 человек убитыми, ранеными и пропавшими без вести. Вскоре высадившиеся на "Юте" части соединились с воздушным десантом союзников, а через несколько дней ударом на запад они отрезали немецкий гарнизон Шербура. Высадка британских и канадских войск на участках "Голд", "Джуно" и "Суорд" происходила гораздо успешнее. Эти части перегрузились с транспортных судов на десантные гораздо ближе к суше, нежели американцы, и должны были преодолеть меньшее расстояние до берега. Как следствие, по пути погибли гораздо меньше людей и было потеряно не так много снаряжения. Однако отставание от плана все равно имело место. Одной из основных целей первого дня высадки на участке "Суорд" был город Кан, важный узел дорог. Его захватить не получилось, двигавшиеся к нему канадцы были встречены контратакой 21-й танковой дивизии немцев. В середине дня 6 июня к районам высадки отправились корабли, буксировавшие за собой причальные конструкции "Малбери". Началось сооружение искусственной гавани. Уже к исходу "Дня Д" на побережье высадились 156 тыс. Адольф Гитлер, узнав о высадке, не спешил давать разрешение на использование резервов. Он по-прежнему считал, что главный десант союзников будет в порту Кале. Роммель, обладавший достаточными властными полномочиями для использования резервов, еще не успел вернуться в свой штаб. Время работало на союзников. Потери англичан и американцев 6 июня составили около 9 тыс.
Черчилль: Если изложенные выше условия осуществления операции "Оверлорд" будут созданы, когда наступит время, мы будем считать своим неуклонным долгом бросить через Ла-Манш против немцев все имеющиеся у нас силы. Уинстон Черчилль "Вторая мировая война" В этот период значительные силы союзников были заняты на средиземноморском театре военных действий и в Италии. Операциям в этом регионе предшествовали тяжелые бои с Роммелем в Северной Африке и последующая капитуляция его армий 12 мая 1943 года, непрекращающиеся столкновения флотов в Атлантическом и Тихом океанах. Все эти действия отвлекали значительные силы вермахта, хотя и не могли быть охарактеризованы, как прямая поддержка Советской армии. Планирование же высадки на континент началось еще на рубеже 41-42 годов. В рамках операции под кодовым название "Болеро" за два года через Атлантический океан, постоянно патрулируемый немецкими подводными лодками, были переправлены 13 тысяч самолетов, 1200 боевых кораблей, 1600 торговых и 4000 транспортных судов, десятки тысяч военнослужащих и единиц техники. Для сохранения секретности портовые города южной Англии и Уэльса были объявлены закрытой зоной. К началу 1944 года весь юг Великобритании превратился в один большой военный лагерь, где находились до 3,5 миллионов военнослужащих. Группировка войск союзников состояла из одной французской, одной польской, трех канадских, четырнадцати британских и двадцати американских дивизий. Генерал Эйзенхауэр, назначенный в декабре 1943 года верховным главнокомандующим объединенными силами союзников, был вынужден в своих мемуарах признать, что если бы работы немцев по созданию ракет ФАУ-1 и ФАУ-2 были завершены на полгода раньше и "противник сумел бы использовать такое оружие в течение этого времени против основных объектов в районе Портсмута, Саутгемптона", то вся операция "Оверлорд" могла бы оказаться перечеркнутой. Генерал Эйзенхауэр Lenta. Эйзенхауэр назначил генерала Беделла Смита в качестве начальника штаба, заместителем которого был назначен генерал Морган. Именно Морган и его подчиненные в течение всего 1943 года разрабатывали детальный план высадки и последующего укрепления плацдарма. Масштабная переброска войск сопровождалась не менее впечатляющими диверсионными и разведывательными операциями. Британской разведке при помощи разветвленной сети двойных агентов удалось переиграть своих германских противников. До самого момента высадки в Берлине не были уверены, где именно она произойдет. Два величайших командира танковых войск в истории — Хайнц Гудериан и Эрвин Роммель — разошлись во мнениях по поводу того, как правильно отразить вторжение союзников во Францию. Роммель полагал, что высадка произойдет на побережье Па-де-Кале напротив Дувра, и именно здесь были сосредоточены основные силы так называемого "Атлантического вала". Кроме того, возможными местами вторжения считались также полуостров Котентен, а также пляжи Нормандии. Если бы Роммель, Гудериан, фельдмаршал Рунштедт согласились в том, что вторжение могло осуществиться в одном из этих мест и нигде более, тогда размещение равного количества танков в каждом из этих трех пунктов было бы оправданным. Однако этого не произошло. Еще за месяц или два до высадки Роммель упорно считал, что побережье Па-де-Кале — единственно возможный вариант. А поскольку Гудериан и Рунштедт мыслили no-другому, окончательное решение о районе сосредоточения мобильных дивизий предстояло принять Адольфу Гитлеру. А фюрер в присущей ему нерешительной и неуверенной манере распределил десять танковых и панцергренадерских дивизий на линии от Северной Бельгии до Южной Франции. Фельдмаршал Роммель Lenta. Так, незадолго до высадки в английской "Дейли телеграф" был опубликован кроссворд, ответами на который служили глубоко зашифрованные коды всей операции, вплоть до названия "Overlord". Агенты британской контрразведки в поисках немецкого супершпиона арестовали почти всех сотрудников издания. Выяснилось, что кроссворд составлял невинный школьный учитель, и все совпадения оказались чистейшей случайностью. Уинстон Черчилль проинформировал Эйзенхауэра, что собирается наблюдать за высадкой с корабля, который находился вблизи берегов Нормандии. На все возражения Эйзенхауэра премьер ответил, что может назначить себя членом команды корабля и генерал его не остановит.
Хроника Великой Отечественной войны/Июнь 1944 года
Нормандская десантная операция июнь—август 1944 Posted By: admin 21. Первый эшелон американских войск высадился в пункте «Омаха» фото слева. Нормандская десантная операция июнь—август 1944 Высадка союзников во Франции во время Второй мировой войны. Для проведения союзной операции, известной под названием «Оверлорд», с генералом Дуайтом Д.
Ей предшествовали многие месяцы подготовки, и наконец 6 июня 1944 г. Гитлеровцы, ожидавшие десантирования союзников в Па-де-Кале, не были к этому готовы.
В немецкий тыл было сброшено почти 25 тысяч парашютистов и сотни единиц различной техники. Из-за немецкого зенитного огня и низкой облачности десантные отряды разбросало на много километров, и с организацией взаимодействия возникли большие трудности. Многие десантники попали в плен, а некоторые, ввиду отсутствия оборудования, попросту не смогли выполнить свою задачу. В дальнейшем союзники никогда не проводили воздушную высадку ночью. Невзирая на это, воздушный десант оказал большую помощь морской пехоте.
Британские спецназовцы SAS сумели захватить мосты и удержать позиции. А известная американская 101-я воздушно-десантная дивизия «Кричащие орлы» захватила ключевые узлы дорог и освободила первый французский город. Багровый песок Высадка морского десанта осуществлялась в двух секторах: американском и английском. Американский сектор состоял из плацдармов «Омаха» и «Юта», английский — из участков «Голд», «Джуно» и «Суорд». В пять часов утра прогремели орудия линкоров, мониторов и крейсеров, а спустя два часа одновременно с высадкой морского десанта на немецкие форты обрушился град бомб. Некоторые батареи замолчали навсегда, но большинство — лишь на время. Несмотря на поддержку кораблей и авиации, морская пехота встретила ожесточённое сопротивление.
Первые волны десанта понесли крупные потери. Участок высадки «Суорд» являлся ключевым, так как именно в этом районе находился довольно большой город Кан. Британские коммандос при поддержке авиации сумели быстро закрепиться на участке и отбиться от наступающей немецкой танковой дивизии. Однако Кан не был взят сразу: отступившие войска Вермахта организовали оборону, прорвать которую удалось лишь спустя полтора месяца. Канадские десантники из полка «Горцы из Стормонта, Дандеса и Гленгарри» 9-й бригады 3-й пехотной дивизии высаживаются в секторе «Нан уайт» пляжа «Джуно». Можно заметить специальные велосипеды для перевозки снаряжения Канадские войска высаживались на пляже «Джуно». На этом плацдарме располагались мощные немецкие укрепления, которые не смогла подавить артиллерия и авиация союзников.
В первые же минуты канадцы понесли тяжёлые потери, вплоть до половины личного состава в некоторых подразделениях. Лишь благодаря поддержке бронетехники им удалось продвинуться вглубь обороны и полностью захватить пляж «Джуно». Танки-тральщики расчищали дорогу для огнемётных танков, которые, в свою очередь, пробивались сквозь укрепления противника. Только после этого выдвигалась пехота. По похожему сценарию проходил захват пляжа «Голд». Несмотря на отчаянное сопротивление немцев, англичанам удалось укрепиться на позициях и выполнить задачу. Высадка подразделений роты E 16-го пехотного полка 1-й пехотной дивизии.
Роберт Сарджент, сделавший фотографию, назвал её «Челюсти смерти». На этом участке погибло около 3000 американских солдат. Высадка американского десанта на пляже «Юта» прошла не там, где планировалось. Из-за тумана и сильного волнения десантные отряды отклонились от изначального курса, и морпехи высадились абсолютно в другом месте, что, впрочем, не стало проблемой.
На других участках фронта — без перемен. За 5 июня на всех фронтах в воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 48 самолётов противника. В результате бомбардировки возникло до 90 очагов пожара. Горели железнодорожные составы, станционные здания и военные склады противника. Пожары сопровождались сильными взрывами. Пулемётно-пушечным огнем обстреляно и подожжено несколько эшелонов на ближайших к городу Яссы железнодорожных станциях. Пламя пожаров наши летчики наблюдали при уходе от цели с расстояния более 100 километров. Все наши самолеты вернулись на свои базы. Немцы, понёсшие за последние дни большие потеря, сегодня ввели в бой сравнительно меньшие силы танков и пехоты. Советские части успешно отбили все атаки гитлеровцев. Ожесточённый бой произошёл лишь на участке, который обороняет Н-ское соединение. В течение дня немцы в этом районе дважды переходили в атаку, но не добились никаких результатов. Перед нашими позициями осталось несколько подбитых немецких, танков и бронетранспортёров и до 300 вражеских трупов.
National Archives and Records Administration. Фото: Общественное достояние. Началась Нормандская десантная операция союзников — крупнейшая морская операция второй мировой войны, означавшая открытие второго фронта в Европе.
«Большая игра» Уинстона Черчилля»
- 6.06.1944 / Мы и мир | Номера | 7 Дней
- На помощь Сталину: как открывали Второй фронт
- Le Monde (Франция): 6 июня 1944 года или «изувеченная радость»
- Свежие комментарии
- Хроника Великой Отечественной войны/Июнь 1944 года
- 6 июня 1944 года был открыт Второй фронт
На помощь Сталину: как открывали Второй фронт
- Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
- Крупнейшая в мире морская десантная операция. День «Д»
- Началась Нормандская операция, открывшая «второй» фронт в годы Второй мировой войны
- Сводка Советского Информбюро — 6 июня 1944 года — Мы из CCCР!
- Хитрый фронт. Высадка в Нормандии опоздала на три года
- Смоленская газета - От Советского Информбюро: 6 июня 1944 года