Взятие Парижа в 1814 году завершило период наполеоновских войн. ВЗЯТИЕ ПАРИЖА 1814 союзными войсками 18 марта в ходе заграничных походов русской армии 1813—14. 19 (31) марта 1814 г. русские войска во главе с императором Александром I триумфально вступили в Париж. Российский император, возглавивший кавалерию, триумфально появился в Париже 31 марта 1814 года. Как говорили участвовавшие во взятии столицы Франции русские солдаты, «пришлось наконец батюшке Парижу поплатиться за матушку Москву».
Взятие Императором Александром I Парижа: «Мы их наказали любовью»
Гвардия, гренадерский корпус, кирасиры и несколько казачьих полков расположились прямо в Париже. Об этом красноречиво говорят достаточно известные работы французского гравера акватинтой Жан-Пьер-Мари Жазе Jazet Jean-Pierre Marie, 1788—1871 , исполненные по оригиналу русского художника немецкого происхождения Александра Зауервейда и немецкого рисовальщика Георга Эмануэля Опица Opitz Georg Emanuel, 1775—1841 , с изображением бивуака казаков на Елисейских полях в Париже 19 31марта 1814 года. Жазе по рисунку А. Зауервейда Бивуак казаков на Елисейских полях в Париже 31 марта 1814 года, 1810-е гг. Казаки, расположившиеся на Елисейских полях, на целых два месяца стали основной достопримечательностью и «главным удивлением» французской столицы. Апрельские события парижской жизни предваряет акварельный рисунок французского художника конца XIX века Пьера Межанеля P.
Бумага, акварель, белила Русский император принял приглашение Ш. Талейрана остановиться в его доме, что имело серьезные политические последствия, так как в ходе их частных бесед было принято решение о формировании Временного правительства Франции. Утром 6 апреля 1814 г. Эльбу, что нашло отражение в работах нескольких мастеров французской школы. Литография Ж.
Кэна Наполеон, покидающий Фонтенбло,1895 В 1825 г. В Париже император Александр I, его свита, русская армия и гвардия широко отметили православную Пасху, совпавшую в тот год с католической. На площади Людовика XV ныне — Place de la Concorde был сооружен алтарь, у которого состоялся благодарственный молебен. Этому событию посвящена резцовая гравюра «Молебствие в Париже в день Воскресения Господня 10го апреля 1814 года» итальянских художников, работавших в России — И. Клаубера и Дж.
Гравюра И. Клаубера по рисунку Д. Бажетти Молебствие в Париже в день Воскресения Господня 10 апреля 1814 года и окончание войны 1812,1813 и 1814 годов, 1815 На гравюре изображена площадь, заполненная стоящими побатальонно двенадцатью каре русской гвардии, прошедшей церемониальным маршем под гром пушек мимо государя и построившейся сомкнутыми колоннами около аналоя. Многие маршалы Франции тоже присутствовали на этом молебне и даже стояли на коленях. За оградой сада Тюильри расположились многочисленные зрители, с восхищением следившие за происходящим.
Александр I счастлив был соединить своей молитвой разные народы и, по его словам, очистить это, в недавнем прошлом, кровавое место. Для него это был «момент торжественный, трогательный и пугающий». Этот же сюжет находит свое отражение в английской гравюре лондонского издательства Pall Mall «Церемония благодарственного молебна союзных армий на площади Людовика XV 10 апреля 1814 г. Моро по оригиналу Курвуазьера Церемония благодарственного молебна союзников на площади Людовика XV в Париже 10 апреля 1814 г. В апреле 1814 г.
Моро зарисовал с натуры сцену молебна, стоя между двумя фасадами зданий архитектора Габриэля Ange-Jacques Gabriel,1698—1782. На гравюре видна площадь Людовика XV, пять раз переименованная с 1763 г. Вдали видны купол Дома инвалидов и Дворец Бурбонов ныне — здание Национального собрания.
Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет.
Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой. Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись — то есть контур будущего изображения.
А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь!
Пушек было много, порядка 200, но снарядов недостаточно. Ружейных пуль хватило всего на 2 часа боя. При взятии города пало 6000 русских: достаточно, чтобы в отместку подвергнуть Париж грабежам.
Но русские поступили иначе. Местное население относилось к русским лучше, чем к Наполеону Император Александр I издал строгие предписания по поводу того, чтобы наши военные не обижали мирных французов. Такая политика начала приносить плоды ещё до вступления нашей армии в Париж. Атаман Донского казачьего войска Платов сообщал в донесении, что во время следования к городу Жуанвиль местные жители не оказывают никакого сопротивления и ведут себя по-приятельски. Действительно, крестьяне приезжали на биваки и предлагали провиант, дрова и фураж для лошадей.
Более того, крестьяне сообщали русским о передвижениях противника! Таков был результат выполнения императорского приказа о сохранении безупречной репутации русской армии. Жалуются все вообще угнетением на своё правительство, бранят Наполеона и желают все мира» Донское казачество в Отечественной войне 1812 г. Ростов на Дону, 2012. Местные жители расценивали захват Франции как долгожданное освобождение от поборов и практически поголовного призыва здоровых мужчин на военную службу.
Но дружеского и доверительного отношения к себе добились только русские. Декабрист Кондратий Рылеев приводит слова одного из французских офицеров: «Я говорю с вами, как с другом, потому что ваши солдаты и офицеры ведут себя как друзья. Ваш Александр — наш защитник и благодетель, но его союзники — настоящие пиявки». Поведение русских в захваченной столице По приказу императора войскам было выплачено жалованье за год в тройном размере, чтобы воины имели возможность развлечься, не причиняя ущерба парижанам. Особенно непринуждённо вели себя казаки.
Русская армия по указу Александра I обеспечила неприкосновенность коллекций Лувра и других французских музеев, исторических памятников. Одним из важнейших результатов Заграничного похода стало формирование в ходе Венского конгресса 9 июня 1815 года новой системы европейской безопасности, обеспечивавшей мир в Европе на протяжении четырёх! Ключевую роль в формировании нового баланса сил сыграла Российская империя. Из брифинга М.
Взятие Парижа в 1814 году!
31 марта 1814 года русские войска под командованием генерала Николая Раевского торжественно вступили в Париж. 30 марта 1814 года состоялось последнее сражение эпохи Наполеоновских войн — союзные русско-прусско-австрийские войска атаковали и после ожесточённых боёв захватили подступы к Парижу. 31 марта 1814 года русские войска торжественно вступили в сдавшийся Париж.
Главная навигация
- Взятие Парижа и конец кампании. Март 1814
- Взятие Парижа русскими войсками в 1814: история и участники: Оружие: Наука и техника:
- Навигация по записям
- Русский союз - Новость: Взятие Парижа 31 марта 1814 года
- Как русские войска гнали Наполеона до Парижа — 12.09.2022 — Статьи на РЕН ТВ
- Взятие Императором Александром I Парижа: «Мы их наказали любовью» - Наследие Империи
Парижская Пасха
Французы случайно взорвали мост через реку, это отрезало два французских корпуса от отступления. Это вызвало большие потери во французской армии. И это очень сильно повлияло на моральный дух. Если гвардейские части еще держались, то остальные части начали разбегаться фактически," — говорит эксперт. Триумф русских в Париже Бонапарт опять начал собирать войско из необученных новобранцев и даже пытался организовать во Франции партизанское движение по примеру русских. Но все тщетно — после череды сражений, союзная армия расчистила дорогу к Парижу. Французы защищались храбро, но численное превосходство дало возможность русским войскам занять господствующие высоты Монмартра," — отметил историк. После кровопролитных боев, в которых русские потеряли больше 6000 человек, Париж сдался.
И толпы парижан устремились к северо-востоку Парижа, откуда вступали русские войска во главе с императором. Легенда гласит, что один из парижан подошел к Александру и сказал, мол, а мы давно вас ждали. На что Александр ответил: "Я бы, конечно, пришел раньше. Но меня задержала храбрость ваших войск," — рассказал Московский. Вступление русских в город окутано множеством легенд. Парижанки якобы с энтузиазмом запрыгивали на седла к кавалеристам. Казаки голышом купались в Сене вместе с лошадьми, а верблюды, которых привели в город калмыки, пугали впечатлительных барышень.
Но правда в том, что большинство парижан действительно встретили русских овациями. Они были противниками власти Наполеона. Они с огромным энтузиазмом встретили союзные войска. Как русский граф спас Наполеона Роялисты даже снесли статую Наполеона с Вандомской колонны, а 6 апреля низверженного императора вынудили отречься от власти за себя и своего сына. Бонапарта под конвоем отправили в почетную ссылку на остров Эльба в Средиземном море. Путь лежал через прованские деревни, жители которых были враждебно настроены к бывшему императору. Толпа кричала и забрасывала его карету нечистотами.
Граф Павел Шувалов, сопровождавший Наполеона, понял, что дело плохо. Он пересадил его в свою карету и одолжил шинель для маскировки.
Смелый рейд казаков, в котором участвовала и черноморская гвардейская сотня, значительно повлиял на исходсражения. После Бородина черноморцы четыре часа удерживали Драгомиловскую переправу, обеспечив армии успешный отход к Москве. Черноморская казачья сотня под командованием Афанасия Бурсака вместе с русской армией прошла всю Отечественную войну 1812 г. В рядах сотни покрыли себя бессмертной славой будущие кубанские атаманы А. Бескровный и Н. Во всех значительных сражениях за границей принимали участие гвардейцы-казаки — под Дрезденом, Кульмом, в "битве народов" под Лейпцигом.
За свои ратные подвиги были награждены серебряными трубами и Георгиевским штандартом. Во французской столице их бивуак расположился на Елисейских полях. Подвиги казаков и их героев — А.
Неман, при Новых Торках, под Вильно. Все это произошло на глазах у Наполеона, который находился рядом с большой свитой.
Успех казаков вынудил императора приостановить наступление. В один из критических моментов Бородинского боя М. Кутузов направил конницу Ф. Уварова и М. Платова в обход левого фланга наполеоновской армии с приказом атаковать противника с тыла.
Смелый рейд казаков, в котором участвовала и черноморская гвардейская сотня, значительно повлиял на исходсражения. После Бородина черноморцы четыре часа удерживали Драгомиловскую переправу, обеспечив армии успешный отход к Москве.
Тем не менее на большей части Франции народ признавал императорскую власть, то есть возникло двоевластие. Наполеон узнал о капитуляции Парижа в тот же день на подъезде к столице. Он отправился в свой дворец в Фонтебло, где поджидал подхода своей отставшей армии. Наполеон стянул все имеющиеся войска до 60 тыс. Однако под давлением собственных маршалов, учитывающих настроения населения и трезво оценивающих соотношение сил, 4 апреляНаполеон написал заявление об условном отречении в пользу своего сына Наполеона II под регентством жены Марии-Луизы. Пока шли переговоры, часть французской армии перешла на сторону союзников, что дало повод императору Александру I ужесточить условия отречения.
Сам Наполеон 20 апреля отправился в почётную ссылку на остров Эльбу в Средиземном море.
При взятии Парижа в 1814 году погибли более 6 тысяч русских солдат
В конце марта 1814 г. Однако союзные монархи, вопреки ожиданиям Наполеона, 12 24 марта 1814 г. Город на тот момент насчитывал до 500 тыс. Обороной французской столицы руководили маршалы Э. Мортье, Б. Верховным главнокомандующим обороны города был старший брат Наполеона, Жозеф Бонапарт. Войска союзников состояли из трех основных колонн: правую русско-прусскую армию возглавлял фельдмаршал Блюхер, центральную - российский генерал М.
Месье офицер! Один высокий мужчина... Лишь только я это вымолвил, как раздались многие «браво! Monsieur est de bonne famille! Месье учтив! Месье из хорошей семьи! Православный молебен в захваченном Париже Историк С. Сокуров напоминает об удивительном эпизоде - пасхальном молебне в первые дни оккупации Парижа русской армией. Враг, принёсший столько бед России, был побеждён в своём логове. Но русское воинство во главе с императором не разграбило и не сожгло столицу по обычаю европейцев, оно поступило совершенно иначе. Армия собралась, чтобы воздать благодарность Господу за эту победу. На берегу Сены был установлен помост с алтарём. Вокруг выстроились войска. На помост поднялся русский император Александр I в сопровождении прусского короля и православных священников. Пехотинцы обнажили головы и встали на колени. Кавалеристы опустили вниз свои сабли. Священники в золотых ризах начали торжественное богослужение. Зазвучали древние византийские мелодии и славянское пение.
Как позже писал в своих воспоминания русский император, он наслаждался видом того, как завороженные красотой происходящего французы подходили и прикладывались к русскому православному кресту. И все это на фоне того, как незадолго до парижских событий армия Наполеона повсеместно крушила православные храмы, устраивая в кремлевских соборах конюшни и убивая мирных прямо под иконостасами. Тот же Новодевичий монастырь уберегла от уничтожения одна из монахинь, которая при отступлении французов чудом успела потушить подожжённый запал взрывчатки. Взаимно перенятые традиции Гарнери Луи, «Большая удача казаков». После победы 1814-го употребление напитка считалось в России правилом хорошего тона. По легенде, оттуда же родом и плохая примета о пустых бутылках, оставленных на столе. Распространение этого суеверия приписывают казакам, побывавшим во Франции в период военных событий 1812-1814 годов. Дело в том, что парижские официанты выставляли счет, пересчитывая пустую тару на столах. И порой казаки позволяли себе сэкономить, пряча часть бутылок. Полюбили русские и само певучее слово «Париж». В итоге после 1814-го в России начали появляться свои «Парижи». Есть село с таким названием в Челябинской области, где в 2005 году открыли сотовую вышку в виде, явно напоминающем Эйфелеву башню. Пребывание во Франции поспособствовало и распространению по России ампира. Получив в 1814 году архитектурный альбом с различными перспективными проектами, русский император Александр пригласил к себе на придворную службу никому тогда не известного архитектора Монферрана, впоследствии ставшего автором знаменитого петербургского Исаакиевского собора.
Одним из важнейших результатов Заграничного похода стало формирование в ходе Венского конгресса 9 июня 1815 года новой системы европейской безопасности, обеспечивавшей мир в Европе на протяжении четырёх! Ключевую роль в формировании нового баланса сил сыграла Российская империя. Из брифинга М. Захаровой: Мы воздаём дань памяти нашим героическим предкам, черпаем силы и вдохновение в их жизни и подвигах.
История в лицах
Они снабжены обширными надписями, согласно которым на гравюрах изображены события конкретного дня 18 30 марта 1814 г. Около 9 часов утра 19 31 марта был подписан акт о капитуляции Парижа и колонны союзных армий с барабанным боем, музыкой и распущенными знаменами вошли через ворота Сен-Мартен в Париж. Этот излюбленный сюжет в творчестве европейских художников представлен в ГИМ несколькими гравюрами, но самый известный лист принадлежит венскому издательству Артария. И хотя гравюры неподписные, поиск аналогов в других музейных собраниях, в частности, в Музее армии Париж , помог установить имена авторов оригиналов и граверов. Это прекрасный союз немецкого живописца, рисовальщика и графика Иоганна Клейна Johann-Adam Klein, 1792—1875 и австрийского художника и гравера Карла Раля Carl Heinrich Rahl, 1779—1843 , работавших для венского издательства в 1805—1815 гг. Плодом их совместной работы послужили 22 офорта с акварельной раскраской на тему эпохи 1812 года. В основном это батальные сцены битвы при Бриенне, Ганау, Ватерлоо и жанровые высадка Наполеона на о. Эльба, отступление французской армии из Москвы, пожар Москвы. На гравюре «Вступление союзников в Париж» изображена живописная композиция с городской площадью, в центре которой движутся позади лейб-гвардии Казачьего полка российский император Александр I, король Пруссии Фридрих Вильгельм III и представляющий Австрийскую империю фельдмаршал князь К.
Шварценберг, сопровождаемые гвардейцами и многочисленной свитой. Можно рассмотреть и хорошо выписанные фигуры горожан, с интересом взирающих на это действо. Гравюра К. Раля по рисунку И. Клейна Вступление союзников в Париж 31 марта 1814 г. В первую очередь хочется отметить лондонское издательство Джеймса Дженкинса James Jenkins , сотрудничавшее с замечательными художниками, иллюстраторами современной жизни: рисовальщиком Уильямом Хитом William Heath, 1795—1840 и гравером Томасом Сазерлендом Thomas Sutherland, 1785—1820. Их творческий союз был недолог, чуть более года, но оставил нам несколько ярких произведений, в том числе на тему наполеоновских войн. Гравюра Т.
Сазерленда по рисунку У. Хита Вступление союзников в Париж 31 марта 1814 г. Рисунки имеют несколько карикатурный характер, и это неслучайно, потому что автор оригинала, британский художник Уильям Хит, был признанным мастером политической карикатуры. Теперь сравним английскую и немецкую гравюры. Один лист, датированный 1816 г. Гравюра Р. Боуера Великое вступлении союзных войск в Париж 31 марта 1814 г. Bowyer, 1785—1834.
Та же композиция присутствует на гравюре мастеров немецкой школы, где автором рисунка указан Людвиг Вольф Wolf Ludwig, 1776—1832 , а перевел его в гравюру Иоганн Фридрих Югель. Помимо гравирования офортом и акватинтой, Югель был известным портретистом, писавшим, в частности, портреты французского императора Наполеона I и русских великих князей. Оба художника работали в Берлине и были свидетелями нахождения русской армии на территории Германии в 1813—1814 гг. Надо заметить, что немецкие художники были одними из лучших мастеров архитектурной графики.
Это был народный ропот, который заглушал и звук музыки и бой барабанов,» — писал в своих воспоминаниях будущий декабрист, майор Николай Лорер. Француженки забрасывали чубатых казаков цветами, дарили многообещающие улыбки бравым гусарам и драгунам, а ведь ещё несколько часов назад за Париж шла жестокая битва.
В ней погибли свыше 12 тысяч французских, прусских и русских солдат. После битвы при Арси-сюр-Об Наполеон попытался зайти в тыл союзников, но император Александр I уже окончательно решил идти прямо на Париж. Путь 100-тысячной союзной русской армии загораживали только маршалы Мармон и Мортье, у которых в строю было около 25 тысяч человек. В шесть часов утра 30 марта 1814 года наступление на Париж началось. Одновременно генерал Николай Раевский с 1-м пехотным корпусом и кавалерией Палена пошёл на штурм высот Роменвиля. Постепенно подтянулись и пруссаки Блюхера.
Кроме боевых действий была предпринята психологическая операция. Император Александр I послал парламентёров и предложил французам капитулировать, написав в ультиматуме «волею или неволею, на штыках или церемониальным маршем, на развалинах или в чертогах, но сегодня же Европа должна ночевать в Париже». Однако русских парламентеров атаковали, и они едва уцелели. Французы отчаянно оборонялись и переходили в контратаки, чтобы продержаться до подхода Наполеона или получить помощь от 700-тысячного Парижа. Однако численное преимущество русской армии и союзников давало о себе знать. К 11 часам 30 марта русские и прусские корпуса приблизились к высотам Монмарта.
Бумага, акварель, белила Русский император принял приглашение Ш. Талейрана остановиться в его доме, что имело серьезные политические последствия, так как в ходе их частных бесед было принято решение о формировании Временного правительства Франции. Утром 6 апреля 1814 г. Эльбу, что нашло отражение в работах нескольких мастеров французской школы. Литография Ж. Кэна Наполеон, покидающий Фонтенбло,1895 В 1825 г. В Париже император Александр I, его свита, русская армия и гвардия широко отметили православную Пасху, совпавшую в тот год с католической. На площади Людовика XV ныне — Place de la Concorde был сооружен алтарь, у которого состоялся благодарственный молебен.
Этому событию посвящена резцовая гравюра «Молебствие в Париже в день Воскресения Господня 10го апреля 1814 года» итальянских художников, работавших в России — И. Клаубера и Дж. Гравюра И. Клаубера по рисунку Д. Бажетти Молебствие в Париже в день Воскресения Господня 10 апреля 1814 года и окончание войны 1812,1813 и 1814 годов, 1815 На гравюре изображена площадь, заполненная стоящими побатальонно двенадцатью каре русской гвардии, прошедшей церемониальным маршем под гром пушек мимо государя и построившейся сомкнутыми колоннами около аналоя. Многие маршалы Франции тоже присутствовали на этом молебне и даже стояли на коленях. За оградой сада Тюильри расположились многочисленные зрители, с восхищением следившие за происходящим. Александр I счастлив был соединить своей молитвой разные народы и, по его словам, очистить это, в недавнем прошлом, кровавое место.
Для него это был «момент торжественный, трогательный и пугающий». Этот же сюжет находит свое отражение в английской гравюре лондонского издательства Pall Mall «Церемония благодарственного молебна союзных армий на площади Людовика XV 10 апреля 1814 г. Моро по оригиналу Курвуазьера Церемония благодарственного молебна союзников на площади Людовика XV в Париже 10 апреля 1814 г. В апреле 1814 г. Моро зарисовал с натуры сцену молебна, стоя между двумя фасадами зданий архитектора Габриэля Ange-Jacques Gabriel,1698—1782. На гравюре видна площадь Людовика XV, пять раз переименованная с 1763 г. Вдали видны купол Дома инвалидов и Дворец Бурбонов ныне — здание Национального собрания. Мы не знаем, успел ли сам художник награвировать лист по собственному оригиналу, поскольку в этом же 1814 г.
Но впервые этот лист был опубликован в 1815 г. По всей видимости, гравюра была достаточно популярной, если в 1816 г. Император Александр I после Лейпцигского сражения во мнении европейской общественности стал государем-освободителем, вот почему в Европе и в России появилось большое количество гравюр, восхваляющих русского императора и его союзников. Одной из них является русский лубок «Союз государей для спасения Европы», выполненный неизвестным художником в технике раскрашенной акватинты. В 1815 г.
Клейна Вступление союзников в Париж 31 марта 1814 г. В первую очередь хочется отметить лондонское издательство Джеймса Дженкинса James Jenkins , сотрудничавшее с замечательными художниками, иллюстраторами современной жизни: рисовальщиком Уильямом Хитом William Heath, 1795—1840 и гравером Томасом Сазерлендом Thomas Sutherland, 1785—1820. Их творческий союз был недолог, чуть более года, но оставил нам несколько ярких произведений, в том числе на тему наполеоновских войн. Гравюра Т. Сазерленда по рисунку У. Хита Вступление союзников в Париж 31 марта 1814 г. Рисунки имеют несколько карикатурный характер, и это неслучайно, потому что автор оригинала, британский художник Уильям Хит, был признанным мастером политической карикатуры. Теперь сравним английскую и немецкую гравюры. Один лист, датированный 1816 г. Гравюра Р. Боуера Великое вступлении союзных войск в Париж 31 марта 1814 г. Bowyer, 1785—1834. Та же композиция присутствует на гравюре мастеров немецкой школы, где автором рисунка указан Людвиг Вольф Wolf Ludwig, 1776—1832 , а перевел его в гравюру Иоганн Фридрих Югель. Помимо гравирования офортом и акватинтой, Югель был известным портретистом, писавшим, в частности, портреты французского императора Наполеона I и русских великих князей. Оба художника работали в Берлине и были свидетелями нахождения русской армии на территории Германии в 1813—1814 гг. Надо заметить, что немецкие художники были одними из лучших мастеров архитектурной графики. Сцена вступления союзных войск в Париж в русской гравюре первой четверти XIX века представлена двумя лубочными картинками, исполненными неизвестными художниками. Гравюра В. Последнюю можно смело датировать не ранее, чем 1816 г. Поскольку работ русских художников-баталистов этого периода очень мало, для нас ценно любое живое свидетельство очевидца. Сохранилась репродукция с акварельного рисунка Дмитриева-Мамонова на тему вступления русской армии в Париж, не вошедшего в литографированную Шифляром батальную серию. Фототипия хранится в Историческом музее, происходит из собрания бывшего Музея 1812 года. Местонахождение оригинала неизвестно, как и всех восьми рисунков Дмитриева-Мамонова. На наш взгляд, интерес может представлять хромолитография «Въезд императора Александра 1-го с союзниками в Париж в 1814 году», изданная в 1896 г. Эта публикация была осуществлена владелицей московского книжного магазина «Сотрудник школ», специализировавшегося на выпуске и продаже учебных пособий, детской художественной литературы, сувенирной продукции. Если сравнить хромолитографию и акварельный рисунок Алексея Даниловича Кившенко 1880 г. Гвардия, гренадерский корпус, кирасиры и несколько казачьих полков расположились прямо в Париже. Об этом красноречиво говорят достаточно известные работы французского гравера акватинтой Жан-Пьер-Мари Жазе Jazet Jean-Pierre Marie, 1788—1871 , исполненные по оригиналу русского художника немецкого происхождения Александра Зауервейда и немецкого рисовальщика Георга Эмануэля Опица Opitz Georg Emanuel, 1775—1841 , с изображением бивуака казаков на Елисейских полях в Париже 19 31марта 1814 года. Жазе по рисунку А.
31 марта 1814 г. русские войска во главе с императором Александром I триумфально вступили в Париж
ВЗЯТИЕ ПАРИЖА – 19 МАРТА 1814 г.». Взятие Парижа в 1814 году — завершающее сражение Наполеоновской кампании 1814 года, после которого император Наполеон отрёкся от трона. Сражение за Париж стало в кампании 1814 года одним из самых кровопролитных для союзников, потерявших за один день боёв более 8 тысяч солдат (из них более 6 тысяч русских). Ну, а Париж, и заодно с ним Фершампенуаз, знаменуют собой память о весне и Пасхе 1814 года, когда солдатушки-браво-ребятушки закончили свой заграничный поход и разгромили Наполеона в его собственном гнезде. На оборотной стороне, по всему обводу медали, в лавровом венке прямая пятистрочная надпись: «ЗА — ВЗЯТИЕ — ПАРИЖА — 19 МАРТА — 1814». Сражение за Париж стало в кампании 1814 года одним из самых кровопролитных для союзников, потерявших за один день боёв более 8 тысяч солдат (из них более 6 тысяч русских).
Взятие Парижа в 1814 году!
Взятие Парижа начиналось с того, что силы России, Пруссии и Австрии вошли на французскую территорию в новом 1814 году. Взятие Парижа — факты о событиях 1814 года, которые положили конец эпохе наполеоновских войн и привели к отречению от французского престола Бонапарта. 31 марта 1814 года русские войска в составе сил антифранцузской коалиции вступили в Париж.
От Березины до Парижа: зарубежный поход русской армии
Российский император, возглавивший кавалерию, триумфально появился в Париже 31 марта 1814 года. Как говорили участвовавшие во взятии столицы Франции русские солдаты, «пришлось наконец батюшке Парижу поплатиться за матушку Москву». 19 (31) марта 1814 года русские войска во главе с императором Александром I триумфально вступили в Париж. Сам он Париж не брал, хотя его повесть «Русский в Париже 1814 года» и написана, что называется, «по реальным событиям». ВЗЯТИЕ ПАРИЖА – 19 МАРТА 1814 г.».
Когда Париж был русским. 30 марта 1814 г
Раскинув лагерь на Елисейских полях, они готовили себе еду прямо на кострах и рыбачили в прудах Фонтенбло. Как на родном Дону, казаки купали коней в Сене, и запечатлеть такое невиданное действо стекались парижские художники. Казачья пляска ночью на Елисейских полях О популярности казаков и огромном интересе парижан к ним свидетельствует большое количество упоминаний о них во французской литературе. Роман Жорж Санд, например, так и называется — «Казаки в Париже». Конный казак на улице города Летом 1814 года русские войска походным маршем возвращались в Россию.
На ее лицевой стороне был головной портрет императора Александра в лавровом венке и лучезарном сиянии от Всевидящего ока. На реверсе лаконичная надпись в лавровом венке: «За взятие Парижа. Медаль «За взятие Парижа» Медаль предназначалась для всех участников взятия французской столицы, от солдата до генерала.
Наполеон казался сломленным: он согласился на ссылку в пределах острова Эльба. История многолетней наполеоновской эпопеи могла бы завершиться на щадящих условиях. Парижский мирный договор 30 мая 1814 года не предусматривал начисления контрибуции. Франции оставляли место среди великих держав. Временное размещение союзных войск ограничивалось тремя месяцами. Это значило, что оно уже подходило к концу. Иногда это рождало недоумение: чудовищное разорение России, предпринятое наполеоновскими войсками, взрыв Смоленского кремля и попытка уничтожить Московский с финансовой точки зрения оставались не отплачены ничем. Франция вдребезги Помешал свершиться такой несправедливости сам Наполеон. Молниеносное возвращение свергнутого правителя с острова Эльба 20 марта 1815 года напоминало остросюжетный триллер. За считаные дни полководец проделал путь от средиземноморского побережья, где высадился без сил и средств, до Парижа — и снова встал во главе государства. Для противостояния новой наполеоновской Франции союзники сформировали Седьмую коалицию. Поражение настигло Наполеона до прибытия русских подкреплений. Новый Парижский договор предусматривал контрибуцию размером в 700 млн франков и еще 500 млн Франции предстояло потратить на постой войск союзников. Тех оставили во Франции до 1818 года, выделив для оккупации пограничную территорию на востоке и севере. Как победители разделили между собой компенсацию, землю и отчасти саму Францию, показывает инфографика ТАСС. Россия впервые получила зону оккупации на французской территории в 1814 году: это была вытянутая полоса земли с центром в Нанси, доходившая до Парижа. Концепция новой оккупации была иной. Иностранные войска размещались на меньшей площади, зато на их пребывание отводились годы. Предполагалось, что за это время французы отыщут средства на выплаты контрибуции путем займов, а новый режим Людовика XVIII получит возможность окрепнуть перед лицом внутренних врагов. С ноября 1815 года 36 тыс. В оккупационный корпус вошли: 9-я, 12-я пехотные дивизии, 3-я дивизия драгунов, два полка донских казаков, конно-батарейная рота. Французские военные Франции позволили сохранить армию эвакуировались отовсюду, где разместились русские. На местных жителей накладывалась обязанность обеспечивать продовольствием, одеждой и фуражом русский контингент. Русские давали честное слово не чинить обиды местным жителям.
Оборона заставы Клиши в Париже в 1814 г. Картина О. Верне, который сам был участником обороны Парижа А ведь история могла повернуться другим боком! В начале 1815 года Англия, Франция и Австрия заключили тайный военный союз против России. Великое достижение Талейрана! Ему удалось расколоть недавнюю антифранцузскую коалицию и на равных принять участие в новом союзе великих держав… Ещё недавно он разумеется, небескорыстно снабжал деликатными сведениями русского царя. Великие державы Европы страшились российской гегемонии. Их можно понять. И всё-таки переговоры за спиной императора Александра были одной из вершин политического цинизма: все участники антирусского союза многим были обязаны Российской империи. Русские войска вернули независимость Австрии. Уничтожили злейшего противника Британии — Наполеона. А после капитуляции Парижа Россия не допустила расчленения Франции. Да, весной 1814-го это было целью политики Александра: сохранить Францию как сильное государство, не допустить европейской гегемонии британцев. И это ему удалось. Русские в Париже показали благородство и широту души. Им было за что мстить французской столице: хотя бы за обворованную Москву.
Потери русских войск, составивших авангард союзников и принявших на себя основную тяжесть штурма, были очень большими:более 6000 человек! Несмотря на то, что формальный руководитель обороны Парижа, брат французского императора Жозеф Бонапарт покинул город, как только убедился в превосходстве противника, оставленные им войска не потеряли присутствия духа. Маршалы Эдуар Мортье, Жанно де Монсей и Огюст де Мармон сумели так организовать оставшиеся у них войска, численность которых уступала союзникам почти втрое, что оборона казалась несокрушимой. В книге «Взятие Парижа 18-го марта 1814 года», изданной в Санкт-Петербурге в 1884 году к очередной годовщине триумфа русской армии, этот эпизод описан так: «Сняв шляпу, офицер робко подходил к императору Александру I. Государь несколько минут помолчал, как бы что-то раздумывая, и наконец сказал офицеру: — Соглашаюсь на просьбу вашего маршала. Прикажу сейчас остановить сражение, но с условием немедленной сдачи Парижа. Иначе к вечеру не узнаете того места, где была ваша столица! Рисунок современника, 1814 г. Французская сторона добивалась уступок в важнейших для нее вопросах: сохранении вооруженной армии, права отступать в выбранном ею самой направлении и гарантиях безопасности города. С последним было меньше всего проблем: Александр I еще в январе, когда войска союзников только-только вступили на территорию Франции, повелел во всеуслышание сообщить, что он воюет с Наполеоном, но не с французами, и это заявление было вполне подтверждено действиями русских войск. Но вот о том, оставлять ли французской армии оружие и давать ли ей возможность отступать туда, куда она сама захочет, споров было много. По воспоминаниям флигель-адъютанта Михаила Орлова, одного из участников этих переговоров, Александр Iпроявил невиданное великодушие и согласился на требования французов, приказав поспешить с составлением договора. Так что уже ранним утром того же дня началась подготовка к вступлению союзнических войск во французскую столицу. В книге «Взятие Парижа 18-го марта 1814 года» так описывается этот процесс: «Меж тем, государь уже сам готовился посетить столицу Франции — Прим. Ровно в восемь часов утра к царскому крыльцу подвели лошадь по имени Марс; государь сел на нее и во главе своего войска поехал в Париж». Русские казаки купаются и купают своих коней в Сене.
Республиканская Библиотека для детей и юношества
- Парижский быт русских воинов-освободителей глазами очевидца
- Парижская Пасха
- Русская армия вступает в Париж
- Русские и союзные войска вступили в Париж
- Париж, 1814. Великий триумф России
- 31 марта 1814 года русские войска триумфально вступили в Париж
Министерство обороны Российской Федерации : Подробнее
- Лента новостей
- Смотрите также
- Взятие Парижа (1814) | это... Что такое Взятие Парижа (1814)?
- Взятие Парижа русскими войсками в 1814 г. | Русский след
- От Березины до Парижа: зарубежный поход русской армии
Чтобы помнили: взятие Парижа и окончание наполеоновской кампании
31 марта 1814 года русские войска в составе сил антифранцузской коалиции вступили в Париж. Взятие столицы Франции стало завершающим сражением наполеоновской кампании 1814 г., после которого Наполеон I Бонапарт отрёкся от трона. 31 марта 1814 года в два часа ночи была подписана капитуляция Парижа. И уже в полдень русские войска под предводительством императора Александра I триумфально вступили в Париж. 31 марта 1814 года русские войска во главе с императором Александром I взяли столицу Франции и триумфально вступили в Париж. 19 (31) марта 1814 года русские войска во главе с императором Александром I триумфально вступили в Париж. В этот день в 1814 году русские войска во главе с императором Александром I триумфально вступили в Париж после сражения у его стен.