В статье рассматривается этап начала работ над перспективным танком восьмидесятых годов, объектом 490.
Трофейные Leopard 2A6 и T-72 привезли на Поклонную гору
Подписаться Объект 490: самый мощный танк в мире, которому уступает Армата Объект-490 рассекретили недавно. Перспективный танк строили на самом закате СССР, аналогов у него нет и сегодня. Мощной бронемашине с двумя башнями и нестандартной компоновкой уступает даже современная «Армата». Компоновка 490-й модели предполагала экипаж всего из двух человек.
Корпус был разделен на изолированные отсеки, отсек экипажа располагался в центре танка и был защищен дополнительными слоями бронирования.
На ней также были установлены панарамический прицел с визуальным каналом и дневно-ночной телевизионный прицел. Кроме этого, танк получил два 7,62-мм пулемета ТКБ-666.
Конечно, все это давало ему огромные возможности по поражению самых разных целей, в том числе — всех существующих и перспективных танков NATO. Всего машина несла 32 унитарных выстрела в автоматизированной укладке. Весьма любопытная особенность — применение ствола пушки в качестве трубы забора воздуха ОПВТ с высотой подъема 4,6 метра, что давало танку хорошие возможности по преодолению водных препятствий.
По имеющимся данным, танк получил надежную защиту от бронебойных подкалиберных примерно 2000 мм и кумулятивных снарядов примерно 4500 мм. Во всяком случае, эти данные без указания конкретики приведены в источнике. В любом случае, в плане защищенности танк превосходил все существующие, и даже перспективные аналоги.
Повышали живучесть комплекс активной защиты «Штандарт», а также мортиры системы «Туча». В плане ведения ночного боя сравниться с лучшими танками NATO было по умолчанию тяжело, но это касалось и всех остальных советских танков. Инновации против модернизации Т-64, Т-72 и Т-80 прошли сразу несколько серьезных этапов модернизации, даже если говорить конкретно про советские годы.
Очевидно, отказываться от этих танков, тем более, с учетом гигантского числа произведенных машин, СССР не планировал. Это позволяет уверенно говорить о двух вещах. Во-первых, перспективный танк должен был быть максимально похож на предыдущие поколения.
Ведь использование столь разношерстного парка ОБТ было бы не столько технически сложным, но и невероятно дорогим «удовольствием». Во-вторых, перспективный танк должен был быть относительно дешевым сам по себе, чтобы соответствовать советской доктрине применения военной техники. Из более конкретных недостатков стоит выделить очень ограниченные углы склонения пушки на борт и корму, что практически невозможно было исправить, не переделав боевую машину полностью.
В качестве примера можно привести дискуссию по теме от российских экспертов А. Хлопотова и В. Мураховский: Про впечатления скажу так. Самые офигительные получил при первом знакомстве с об.
Поткин возглавил революцию в мировом танкостроении. Чертили многие, а он с соратниками из НТ воплотил. Но и перед Терликовым стоит гигантская задача - запустить семейство в серию. Хлопотов: Поткин конечно был Человек именно с большой буквы, но, опять же, не стоит так перегибать.
Ознакомившись с рабочими материалами по Молоту, Нотте и Белке, я куда больше зауважал ребят из Харькова во главе с Шоминым. Т-95 по сравнению с теми машинами был полным отстоем! Вот Вы сами, как офицер-танкист, как себя чувствовали бы в бою, имея всего 24 снаряда в БК? И это при том, что ваш борт протыкается любым более-менее современным РПГ?
Хлопотов по поводу танка «Армата» : Дык я с самого начала был к ней в оппозиции. В 195 хоть какой-то смысл был, хоть исполнение полное г. ВИМ вон в соседней ветке писал, что у него «был разрыв шаблона» когда он увидел 195, а у меня такой разрыв случился, когда я получил исчерпывающие материалы по харьковским и питерским машинам, вот тогда мне что-то сильно погрустнело... Воспоминания испытателя одного из вариантов танка 1998- 2000 г.
Так что не нужно показывать всем себя в роли Ивана, не помнящего родства. Это пованивает «дерьмократизмом». Я последний раз был в ХКБМ в декабре 2000 года. За период 1998-2000 гг я не однократно сидел в данной машине, управлял вооружением.
Широкая проходная свидетельствует о многочисленности рабочего персонала данного предприятия. Бдительный вахтер довольно долго сличает ваш «фейс» на пропуске с оригиналом. Не найдя особых отличий, благосклонным кивком разрешает проследовать за проходную завода. Если знать, куда идти, то не очень долго плутая по заводским проулкам, вы, в конце концов можете приблизиться к одному из внутренних строений, в обиходе называемым «опытной сборкой».
Опять очередной «вохр» бдительно смотрит так называемый «внутренний пропуск», выискивая в нем нужный штампик, позволяющий вам зайти в данный цех. И вот вы уже в святая святых ХКБМ — в цеху опытной сборки. Поскольку танк без вооружения — это просто «мирно пашущий землю трактор», то сначала пройдем в сектор отработки того устройства, который и отличает танк от трактора. Оно называется «МЗ» - то есть механизм заряжания.
Сработанный в габаритах реального танка трубчатый каркас раскрывает всю начинку «мирно пашущего трактора». Поднимемся же по ступенькам на уровень его корпуса и попробуем опуститься в люк механика-водителя, расположенный по оси машины. Как не странно, но именно на его месте можно воочию увидеть и пощупать руками силу огневой мощи танка. Триплекс, педали, рычаги управления — все это обычно.
Для тех, кто видел танк «не на картинке», новым будет наличие по бокам от рабочего места механика-водителя парочки «револьверных» барабанов в калибре явно не 7,62мм. На всю длину отделения управления протянулись основные боеукладки БУ танка. Умные системы различают, когда и куда был вложен данный тип боеприпаса. От плечей «мех-вода» до вращающихся барабанов - не более 150 мм.
Скромненько, но со вкусом — в танке нет лишнего места. В данных «револьверах» расположен основной боекомплект танка. Возникает резонный вопрос — «а куда это все это деется»? Для ознакомления с данным вопросом последуем в боевое отделение.
Покидаем отделение управления и занимаем место в боевом отделении. Увы, но руки пожать друг другу они не могут — очередной «револьвер» их разделяет. Это так называемый «расходный» барабан. И сразу опять возникает вопрос — «а кто в данном теремочке живет?
Номенклатуру «проживающих» в данном теремке как и в основных БУ определяет соответствующий приказ. Итак, мы имеем чем стрелять. А как это сделать?
Согласно замыслу конструктора, танк должен был передвигаться на четырех гусеницах, что позволяло ему сохранять мобильность после подрыва на мине. Танк предлагали оснастить необитаемой башней с 152-миллиметровой пушкой, которую можно было использовать как воздухопитающую трубу при переходе водных пространств.
Скандинавская неделя
Обзор обеспечивался с помощью оптико-волоконных устройств, установленных по периметру башни. Танк обладал высоким уровнем бронирования и минимальным числом ослабленных зон. Защита бортов и крыши была комбинированной. В лобовых проекциях предполагалась установка динамической защиты. По некоторым данным, броня машины состояла из десяти слоев металла и керамики, что обеспечивало вполне надежную защиту от бронебойных подкалиберных и кумулятивных боеприпасов. Все это безусловно сказалось на массе танка — она достигала 48-50 тонн. Динамику при таком весе должен был обеспечивать двигатель 6ТД мощность в одну тысячу лошадиных сил. Работы над изделием были прекращены в 1984 году после того, как на перспективный танк было решено ставить пушку калибра 152 миллиметра.
В кормовой части отсека имелось два люка экипажа, люк механика-водителя снабжен иллюминатором для вождения. Машина получила два двигатели, выдававшие суммарно весьма нескромные 2000 лошадиных сил. Это существенно больше, чем у Т-14: напомним, по имеющимся данным, он имеет двигатель 12Н360 переменной мощности: от 1200 до 1800 лошадиных сил. Перспективная машина в теории могла продолжать движение даже в случае выведение из строя одного из двигателей. Пожалуй, главным отличием боевой машины от почти что всех танков того времени была просто фантастическая огневая мощь. ОБТ получил сразу две башни. В передней располагалась 152-мм пушка 2А73, а в задней — 30-мм гранатомет. На ней также были установлены панарамический прицел с визуальным каналом и дневно-ночной телевизионный прицел. Кроме этого, танк получил два 7,62-мм пулемета ТКБ-666. Конечно, все это давало ему огромные возможности по поражению самых разных целей, в том числе — всех существующих и перспективных танков NATO. Всего машина несла 32 унитарных выстрела в автоматизированной укладке. Весьма любопытная особенность — применение ствола пушки в качестве трубы забора воздуха ОПВТ с высотой подъема 4,6 метра, что давало танку хорошие возможности по преодолению водных препятствий. По имеющимся данным, танк получил надежную защиту от бронебойных подкалиберных примерно 2000 мм и кумулятивных снарядов примерно 4500 мм. Во всяком случае, эти данные без указания конкретики приведены в источнике. В любом случае, в плане защищенности танк превосходил все существующие, и даже перспективные аналоги. Повышали живучесть комплекс активной защиты «Штандарт», а также мортиры системы «Туча». В плане ведения ночного боя сравниться с лучшими танками NATO было по умолчанию тяжело, но это касалось и всех остальных советских танков.
Головным разработчиком являлось ХКБМ; еще несколько предприятий привлекли к работам на правах поставщиков отдельных систем и комплектующих. Следует отметить, что такая международная кооперация в будущем стала одной из предпосылок к закрытию проекта. Так, корпус предлагалось строить по традиционной схеме, но с размещением всего экипажа под защитой бортов и крыши. Соответственно, использовалась башня с максимальной автоматизацией процессов управления и подготовки к выстрелу. Лобовая часть корпуса получила модульное бронирование общей толщиной порядка 1 м. Борта защищались комплексом из пяти различных средств. Предусматривалось применение динамической и активной защиты. Следует отметить, что получение высочайших технических и боевых характеристик привело к чрезмерному росту массы. Для удержания этого параметра на приемлемом уровне часть стальных деталей пришлось заменить титановыми — легкими, но дорогими. И даже после этого «Молот» и «Нота» едва укладывались в требования по массе. Непосредственно за лобовой преградой внутри корпуса помещались отделение управления у левого борта и один из топливных баков справа. Центральный отсек корпуса отдавался под боевое отделение, вмещавшее двух членов экипажа и автоматику заряжания. Корму традиционно отдали под силовые агрегаты. Перспективные танки семейства «477» предлагалось комплектовать двигателями мощностью 1500 л. На большинстве опытных образцов использовались дизельные моторы, тогда как некоторые в порядке эксперимента оснастили газотурбинным. Рядом с двигателем помещалась трансмиссия, связанная с ведущими колесами заднего расположения. Характерной чертой «Ноты» и ее предшественников являлось удлиненное семикатковое шасси. На каждом борту имелось по семь опорных катков с индивидуальной подвеской на торсионах и гидравлических амортизаторах. Наличие седьмой пары катков позволило компенсировать рост размеров корпуса. Важнейшей особенностью танка «Объект 477А1» являлось полувынесенное размещение орудия. Вместо традиционной башни на погоне корпуса помещался купол уменьшенных размеров с крупным центральным агрегатом, внутри которого находились казенник пушки и автоматические средства заряжания. При этом речь не шла о прямом заимствовании всех агрегатов у базового «Объекта 477А». Изменение требований к вооружению привело к переработке систем боевого отделения. Заказчик решил сохранить орудие 2А73 калибра 152 мм. Одновременно с этим предлагалось использовать новые выстрелы. Изделия длиной около 1,8 потребовали переработать существующую конструкцию автомата заряжания. Для хранения и подачи боеприпасов использовались три барабанных магазина. В центре боевого отделения находился расходный барабан на 10 выстрелов. У бортов расположили еще два, на 12 снарядов каждый. Также имелись средства для перегрузки боеприпасов из пополняющих барабанов в расходный, а также для отправки выстрелов в камору орудия. Предложенная конструкция автомата заряжания имела определенные недостатки, но отличалась простотой, а также позволяла сделать первый выстрел всего за 4 с.
На крыше данного отсека во второй башне были расположены комплекс управления основным и дополнительным вооружением и электронно-оптические средства поиска целей. Представленная компоновка танка обеспечивала дифференцирование уровня защиты и живучести отдельных компонентов боевой машины в соответствии с их значимостью. Естественно, это было справедливо для фронтальной плоскости, с кормы экипаж танка был гораздо более уязвим. В остальном же танк продолжал следовать выбранной ранее компоновке с пятью разделенными отсеками. К интересной особенности компоновки танка можно было отнести возможность применения ствола орудия в качестве трубы забора воздуха ОПВТ оборудования для подводного вождения танков. Высота подъема ствола орудия составляла 4,6 метра при максимальном возвышении на корму до 30 градусов. Размещение отсеков танка «Объект 490» заключительный вариант: 1 — топливный отсек; 2 — отсек систем двигателя и силовой установки; 3 — отсек основного вооружения; 4 — отсек автомата заряжания; 5 — отсек экипажа Основную огневую мощь финальной версии «Объекта 490» обеспечивала 152-мм танковая пушка 2А73 с полностью автоматизированным боекомплектом, состоявшим из 32 унитарных выстрелов, помещенных в два конвейера. Каждый из конвейеров имел собственную систему досылания выстрела. Данный недостаток компенсировался за счет наличия на танке управляемой гидропневматической подвески, которая за счет изменения дифферента боевой машины позволяла увеличить углы наведения орудия в вертикальной плоскости. Основной задачей танка и его 152-мм пушки, конечно же, была борьба с сильнобронированной техникой противника. В то же время на поле боя существенно росла роль живой силы, которая была насыщена обилием опасных для танков вооружений, к примеру, ручными противотанковыми гранатометами — РПГ, а также ПТРК. Борьбе с танкоопасной пехотой в Харькове постарались уделить достаточно внимания. Дополнительное вооружение «Объекта 490» состояло из двух, расположенных по обе стороны кормовой части блока вооружения, двуствольных 7,62-мм курсовых пулеметов ТКБ-666 с независимым наведением по вертикали. Боекомплект каждого 7,62-мм пулемета состоял из 1500 патронов. Весьма лаконично была реализована СУО опытного танка. Прицельные комплексы боевой машины строились в виде расположенного отдельно тепловизионного модуля и лазерного дальномера, находящихся с правой стороны по ходу движения танка в бронемаске. Телевизионный модуль и канал наведения управляемого снаряда находились с левой стороны. Панорамный прицел с визуальным каналом находился на задней башне, изображение передавалось как командиру-наводчику танка, так и мехводу. Дневно-ночная ТВ-панорама располагалась на станке автоматического гранатомета на задней башне. Полноразмерный макет перспективного советского танка «Объект 490», заключительный вариант Модульная установка телевизионного и тепловизионного прицелов в бронемаске позволяла свободно устанавливать разработанные и выпускаемые серийно в 1980-е годы приборы, к примеру 1ПН71 1ПН126 «Аргус» и прочие, имевшие большие габаритные размеры, при этом приводы по азимуту и углу места не требовались, так как прицелы были стабилизированы с орудием. Дополнительная точность стрельбы обеспечивалась благодаря «активной» подвеске танка, снижавшей нагрузки на стабилизатор вооружения. Поиск целей при приведении к углу и положению заряжания мог осуществляться независимым дневным панорамным прицелом и дневно-ночной панорамой, смонтированными на блоке вооружения второй башни.
Появились новые фотографии модели советского четырехгусеничного танка "Белка"
В «Объекте 490А» боекомплект также был изолирован и располагался в правой части боевого отделения. Орудие на единственном построенном Объекте 490А Бунтарь — 2А66 125мм, никаких 130мм орудий не было и не предполагалось. Привязку танка к местности и управление боем с помощью спутниковой навигации, автоматическую цифровую засекреченную связь для взаимодействия между танками, вертолетами огневой поддержки.
Проект «450». Как в Харькове зарождалась идея танка Т-14 «Армата»
Лобовая часть башни тоже должна была получать комбинированную лобовую преграду. Крыша и борта выполнялись из гомогенной брони ограниченной толщины. Так, крыша башни с небольшим наклоном вперед имела толщину всего 50 мм — но значительную приведенную толщину при обстреле спереди. Предлагалось использовать днище корпуса с дифференциальным бронированием, в т. Под наиболее важными отсеками и агрегатами находилось 100-мм днище, на других — от 20 мм. Основные элементы бронекорпуса предлагалось выполнять в виде комбинированной защиты из двух листов стали с наполнителем между ними. Для сокращения заброневого действия осколков предлагалось комбинировать сорта стали. Внешние и средние элементы бронирования требовалось выполнять из стали высокой твердости, внутренние — средней твердости. Металлическое бронирование планировалось дополнять динамической защитой. В восьмидесятых годах НИИ Стали разрабатывал новые типы подобных изделий, и с их помощью можно было усиливать бронирование танков. Применение брони и ДЗ позволяло не только защитить танк от современных угроз, но и обеспечить задел на будущее.
Защита подвижностью Скорость и маневр являются одной из составляющих живучести ОБТ на поле боя. В проекте «490» эти факторы не только учитывались, но и являлись одними из ключевых. Именно с ними было связано создание особой силовой установки на основе двух силовых агрегатов, работающей с двумя гусеничными движителями. При расчетной массе до 52-54 т «Объект 490» нуждался в силовой установке суммарной мощностью до 1450-1470 л. Наличие двух двигателей и двух трансмиссий не только обеспечивало работу четырех гусениц, но и в некоторой мере повышало живучесть. Поражение одного из силовых агрегатов не лишало танк подвижности. Характеристики защиты По расчетам, лобовая проекция «Объекта 490» действительно могла выдержать попадание существующих зарубежных бронебойных снарядов.
Его получат все игроки, завершившие 100-й этап сезона. У вас уже есть эти машины? Тогда вы получите компенсацию их стоимости в серебре после прохождения соответствующего этапа:.
Посидел внутри и почувствовал, что вариант компоновки, по всей видимости, получится. Изготовлены два опытных образца 490А. В процессе разработки «Боксера» конкурс между тремя КБ был объявлен в начале работ. В публикациях в сети интернет существует ошибочное мнение, что, якобы задачи по созданию перспективного танка 90-х задавались КБ «Спецмаш» а также УКБТМ, что не соответствует действительности. В то же время инициативные разработки в указанных КБ велись, но серьезного уровня они меть не могли, так как не подключались смежники по вооружению, электронике, системам управления и пр. Примером таких работ может служить танк с классической компоновкой «объект 187», сравнимый по характеристикам с серийно производившимся в тот период Т-80УД. Отношение военных к машине было настороженное и Баженов ко всему относился предвзято. В кабинете у Шомина доложили по танку, начались бурные споры, какой калибр должен быть у пушки. На Бунтаре была выносная пушка калибра 125 мм и уже давно шли разговоры об увеличении калибра. Начались голословные споры, какой калибр принять - 140мм или 152мм. В этот момент очень грамотно и четко выступил начальник НТК ГРАУ генерал Литвиненко, нарисовал график и буквально за три минуты доказал насколько эффективен для танка калибр 152мм. С этого момента калибр 152 мм был принят для Боксера и к этому вопросу больше никогда не возвращались. Как вспоминают ветераны, КБ связанно это было с утечкой ряда данных по перспективному изделию за рубеж. В 1985 году была утверждена новая компоновка танка с 152 мм пушкой. Водитель танка размещался слева, справа от него размещался проектированный топливный бак отделенный перегородкой. Командир и наводчик размещались в корпусе танка под башней и имели прямой визуальный контакт друг с другом. Конструкция автомата заряжания имела замкнутый контур в задней части боевого отделения, подпитка боеприпасами осуществлялась из изолированного отсека расположенного между моторно-трансмиссионным и боевым отделением. У наводчика имелась возможность ручного дублирования наведения вооружения и поворота башни. Многоканальный прицел наводчика предполагал визуальный, тепловизионный, телевизионный канал, канал наведения управляемого вооружения и лазерный дальномер и систему автоматического сопровождения цели. Имелся вспомогательный шарнирный прицел. Рабочее место командира оснащалось панарамическим прицелом. В центральной части боевого отделения размещался пульт управления ТИУС, доступ к которому имел командир и наводчик-оператор. Слева БПС раздельного заряжания калибра 152 мм в сравнении с БПС калибра 125 мм На протяжении всего периода рабат над перспективным танком имели место постоянные проблемы и задержки связанные с разработкой и поставок комплектующих, прежде всего связанные с отставанием СССР в области тепловизоров и ЭВМ. В 1986 году ЦКБ КМЗ предложила установить на танк, в качестве временного решения разрабатываемый для серийных танков тепловизионный прицел «Агава-2», от этого предложения КБ отказалось. В 1987 году был собран первый образец танка без прицельного комплекса и автомата заряжания. На 1988 год надежной работы автомата заряжания в танке добиться все еще не удалось, несмотря на то, что автомат работал на стенде в танке с ним были проблемы. Произвели выстрел, также удачно. Вооружение танка состояло из 152 мм пушки 2А73, спаренного пулемета калибра 7,62 мм в изначальном варианте 2 пулемета , зенитного пулемета калибра 12,7 мм. Впоследствии устанавливалась автоматическая пушка калибра 23, а позднее 30 мм. Танк оснащался устройством для автоматического учёта теплового изгиба ствола в плоскостях ВН и ГН. Лотки для снаряда и дополнительного заряда автомата заряжания изд. Для обеспечения компактности обеспечивается частично вращение лотка снаряда и дополнительного заряда относительно друг друга. По мере расходования выстрелов в расходной укладке автомата заряжания 8 выстрелов лотки автоматически пополняются из комовых транспортеров 32 выстрела. Пополняющий механизм заряжания включал два транспортера — верхний для зарядов, нижний для снарядов. Каждый транспортер представлял собой замкнутую цепь в лотках, которых размещались снаряды и заряды. Привод транспортеров электромехангический. Выброс поддонов осуществляется через люк в кормовой части крыши вынесенной башни. Проблемы автомата заряжания были связаны с необходимостью полной механизации всего боекомплекта выстрелов калибра 152 мм. Доработки автомата заряжания потребовали немалого времени. Для сравнения у созданного УКБТМ танка объект 195, также оснащенного 152 мм пушкой механизированный боекомплект составлял 24 выстрела. У танка Т-14 «Армата» боекомплект для 125 мм пушки 32 выстрела. Танк выглядел весьма внушительно по сравнению с серийными машинами. Так высота линии огня у изделия «477» составляла 2088 мм, у Т-64 — 1630 мм. Длина танка с пушкой вперед составляла 10650 мм, у Т-64 — 9225 мм. Высота по крышу башни — 2434 мм, у Т-64 Изделие «477» Боксер. Ранний вариант Схема размещения топлива, боекомплекта и экипажа изделия «477» Бронирование носового узла корпуса танка имело модульную структуру, его габарит составлял боле 1 м по ходу снаряда, большое внимание было уделено защите танка сверху, а также защите бортов. Бронирование бортов имело пятипреградную структуру, люки экипажа также имели мощную многослойную защиту.
Инженеры предложили два варианта компоновки: "Объект 490" предполагал экипаж из двух человек, размещенных в низкопрофильной башне, а "Объект 490А" был рассчитан на трех человек. Первая версия и стала во многом инновационной. Основным ее принципом стало разделение корпуса на изолированные друг от друга отсеки. Спереди размещался топливный отсек с перегородками и броневой защитой от наиболее распространенных в тот период средств поражения бронетехники. Конструкторы исходили из того, что повреждение этого отсека в бою или частичная утрата топлива не повлекут потери боеспособности машины. В центре танка находился отсек экипажа. Он был защищен основным комбинированным бронированием и экранированной броней носового узла с топливом. Боекомплект был изолирован - между башенным автоматом заряжания и боевым отделением имелась бронепреграда, препятствующая поражению танка. И все же на случай детонации зарядов в крыше отсека корпуса и в днище отсека башенного автомата предусматривались "вышибные пластины". Вооружался танк 125-миллиметровым орудием повышенной мощности 2А66.
Шойгу проинспектировал выпуск танков и «Солнцепеков»
Деревянная модель первого варианта новой компоновки танка «Объект 490». Объект 490 «Тополь», тяжёлый танк периода разрядки (Восточный блок) — сразу после покупки пропуска. Новый вариант «Объекта 490» стал уже совсем другим танком. Топливный отсек, отсек систем двигателя и силовой установки, а также отсек основного вооружения расположили в передней части танка. Танк «Объект 490А» имел классическую компоновку, с расположением в носовой части корпуса отделения управления, в средней части корпуса и установленной сверху башне – боевого отделения, в кормовой части корпуса – моторно-трансмиссионного отделения. Среди основных: «Объект 490»; 1, 2, 3, 4, 5, 10, 25, 50, 99 частей схемы (собрав 100 таких предметов вместе, можно получить этот легендарный танк навсегда); временные версии премиумных танков 6-го уровня или выше. «Перспективный танк 21 века», о последнем советском проекте перспективного танка «Объект 490», разрабатывавшегося в Харьковском конструкторском бюро по машиностроению имени.
Объект 490: «Тополь» и Объект 490А: «Бунтарь»
Пушка была снабжена простым, но надежным автоматом перезаряжания. Также имелись спаренный пулемет и два пулемета ПВО, расположенных сзади по сторонам башни. Предлагалась также и установка легкой 23-30мм автоматической пушки, хотя она и не была утверждена. Боеприпасы были изолированы от экипажа и МПУ башни для улучшения выживаемости в случае прямого попадания по боекомплекту. Сенсорная система пушки состояла из двух панорамных прицелов и отдельного панорамного тепловизора.
Броня[ править править код ] Ключевым качеством защищенности проекта являлось разделение внутреннего пространства на отсеки, из которых и состоял корпус. Экипаж размещался в капсуле, причём оба члена экипажа имели полный набор средств управления. Бензобак также был изолирован и имел внутренние перегородки для уменьшения потери топлива при пробитии.
Все вооружение управлялось дистанционно экипажем из капсулы. Защита Объект 490 проектировался с учетом живучести экипажа как ключевого аспекта, так как он считался важнейшим компонентом боевой эффективности. При размещении боевого отделения за всеми другими компонентами любой снаряд должен был бы пробить остальную часть машины для удара, и ни один снаряд не был разработан, чтобы обеспечить такой уровень проникновения.
Общий уровень защиты от лобовой части корпуса до боевого отделения составлял от 2000 до 4500 мм катаной гомогенной брони RHA. Защита была также увеличена за счет разделения различных отсеков многочисленными внутренними стальными пластинами, большинство из которых толщиной 20 мм, хотя отсеки для экипажа и боеприпасов были разделены стальной пластиной толщиной 50 мм. Наружный и центральный слои защиты корпуса были изготовлены из стали высокой твердости, а внутренний слой - из более умеренной стали, которая должна была снизить риск осколков в случае проникновения. Лобовая плита и топливный отсек были эквивалентны 700-1000 мм в зависимости от типа снаряда ЗРК. Топливный бак имел несколько перегородок, чтобы разделить его, а это означало, что повреждение одной части топливного бака привело бы только к частичной потере топлива и, следовательно, не к потере боевых характеристик. У автомата заряжания также были оторванные панели на дне отсека.
Двигатель также был еще одним слоем защиты экипажа от выстрелов в лоб.
Эта проблема затронула даже Т-90, который, по сути, — всего лишь версия Т-72. По мнению экспертов, размещение в одном контуре людей, боекомплекта и топлива это касается в основном ранних версий танка резко повышает шансы погибнуть в бою. В советские годы существовало множество оригинальных проектов ОБТ, но перспективный «Объект 490» выделяется даже на их фоне. Сейчас материалы об этой машине представил блог Центра анализа стратегий и технологий bmpd. К моменту сворачивания проекта машина находилась на стадии макета.
Информация с ночного панорамного прицела передавалась экипажу дистанционно. Кроме основного орудия на танке были установлены два спаренных пулемета калибра 7,62 мм и один пулемет 12,7мм пулемет с функцией дистанционного управления. Но самым главным преимуществом «Объекта-490» по праву считалась его невероятная броня. Она могла выдержать удар из любого оружия, а сам танк практически не обладал слабыми местами. Против него бесполезно было применять кумулятивные, подкалиберные и бронебойные боеприпасы. К сожалению, в 1987 году работы над проектом прекратились из-за отсутствия финансирования. Страна медленно развалилась, так что руководству СССР было не до разработок современных танков. Сколько же проектов остались в небытие из-за развала Советского Союза.
Проект «450». Как в Харькове зарождалась идея танка Т-14 «Армата»
Смотрите видео онлайн «Объект 490: «Тополь» и Объект 490А: «Бунтарь»» на канале «СтройИнсайдер» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 29 августа 2023 года в 17:52, длительностью 00:06:00, на видеохостинге RUTUBE. Изделие «490» вариант Е.А. Морозова. Бронирование «Объекта 490» прорабатывалось с учетом защиты от бронебойных снарядов зарубежных 120-мм орудий. После того как было принято решение о калибре пушки перспективного танка, существующие варианты танков Объект 490 «Тополь» и Объект 490А «Бунтарь» потребовали полной перекомпоновки. Второй вариант опытного танка «Объект 490» отличался от первоначального образца решениями по схеме бронезащиты, автомата заряжания и гусеничного движителя (4+2 катка вместо 3+3 у первого образца).
Опубликованы рассекреченные фото советского танка будущего «Объект 490»
Помимо основного орудия Объект-490 оснащался двумя спаренными 7,62-мм пулеметами и дистанционно управляемым пулеметом калибра 12,7 миллиметра. Объект 490А (Русский: Объект 490А Бунтарь) был Советский экспериментальный основной боевой танк разработан в период с 1981 по 1982 год.[1] Когда-либо было выпущено только два прототипа, ни один из которых не мог стрелять из-за нехватки времени. Фотографии секретного советского перспективного танка «Объект 490», разработанного харьковскими конструкторами в середине 1980-х годов прошлого века опубликовали в Сети.
Скандинавская неделя
Во-вторых, у танка была гидродинамическая подвеска, позволявшая набирать большую скорость за счёт плавности хода. В то же время это позволяло независимо изменять дорожный просвет и, таким образом, углы лобовой брони. В-третьих, предполагалось придать танку специальную машину снабжения на том же шасси. Машина должна была загружать снаряды и топливо без необходимости выхода экипажа из безопасности брони. Предлагалось два варианта компоновки: «Объект 490» с экипажем из двух человек, и «Объект 490А» рассчитанный на трёх человек [2].
Вооружение[ править править код ] Танк был вооружён 125 мм пушкой повышенной мощности 2А66 [2] , предлагалась также и 130мм. Пушка была снабжена простым, но надежным автоматом перезаряжания. Также имелись спаренный пулемет и два пулемета ПВО, расположенных сзади по сторонам башни.
Автомат заряжания орудия был рассчитан на 32 снаряда, а крыша объекта, на которой монтировался 30-миллиметровый автоматический гранатомет и два 7,62-миллиметровых пулемета, могла выдержать средства поражения с пробиваемостью до 600 мм. Эксперты полагают, что такая машина вряд ли бы поступила на вооружение армии из-за ее высокой стоимости и сложной эксплуатации.
Дело в том, что она была бы очень дорогой, сложной в эксплуатации и обслуживании. Два двигателя, четыре коробки передач. Необычная компоновка, затруднявшая проведение элементарного обслуживания. Хорошая зная реалии Советской армии, можно быть уверенным, что танкисты костьми бы легли, но сделали бы все, чтобы эта "Машина ХХI века" не поступила бы в войска. Вполне вероятно, что создаваемый в том же Харькове Объект 477 или ленинградский Объект 299 были бы последними танками Советского Союза.
Компоновка танка: первым расположен топливный отсек разделенный перегородками с минимально допустимым уровнем броневой защиты от наиболее массовых средств поражения танка. Повреждение этого отсека и частичная утрата топлива в бою не приведут к потере танком своей боеспособности. За ним в центре танка размещен отсек экипажа защищенный основным комбинированным бронированием и экранированный броней носового узла корпуса и топливом. Боекомплект в танке был изолирован от экипажа. Для нейтрализации высоких давлений, возникающих в случае детонации зарядов, в крыше отсека корпусного и в днище отсека башенного автомата заряжания предусмотрены «вышибные пластины». Между башенным автоматом заряжания и боевым отделением танка имелась комбинированная бронепреграда препятствующая поражению танка при поражении боекомплекта. Вооружение танка — 125 мм пушка повышенного могущества 2А66. Прицельный комплекс должен был состоять из двух панорамических прицелов без ночного канала, ночной панарамический прицел размещался самостоятельно с дистанционной передачей информации от него экипажу. Танк с новой компоновкой и экипажем два человека обеспечивал значительный рост боевых показателей при небольшой массе и габаритных размерах.
Основной танк "Объект 490"
корпус делился на 5 отсеков: топливный, двигатели и трансмиссия, вооружение, автомат заряжания, отсек экипажа. Объект 490 «Тополь», тяжёлый танк периода разрядки (Восточный блок) — сразу после покупки пропуска. Появление российского основного боевого танка Т-14 "Армата" стало главным событием в мировом танкостроении за очень длительное время. Многие из зарубежных экспертов испытали настоящий шок. В «Объекте 490» планировался принципиально новый комплекс активной защиты, отсеки в танке отделялись друг от друга специальными перегородками, отсек экипажа имел комбинированное бронирование, наполнителем которого выступало дизельное топливо. Объект 490 считается последним проектом танка, разрабатывавшегося в СССР. Танк будущего из СССР., Объект 490: «Тополь» и Объект 490А: «Бунтарь», 10 советских и российских танков, которые были сильнее Арматы., ОГЛЯД Об'єкт 490, 5 БЕЗУМНЫХ ПРОЕКТОВ СССР., Самый ЗАСЕКРЕЧЕННЫЙ Российский Танк ОБЪЕКТ 640(Черный Орел).