Подробный устав о предполагаемой постной трапезе на каждый день можно найти в годичном церковном календаре.
Православные посты
Календарь постов на 2023 год (5 видео) | В дни поста (дни говения) церковным Уставом запрещается скоромная пища — мясные и молочные продукты; рыба разрешается лишь в некоторые постные дни. |
постное меню светские новости и полезные статьи на | Постными днями считаются каждые среда и пятница, но несколько раз в году верующие соблюдают многодневные посты, которые длятся по несколько недель. |
Православный календарь постов на 2023 год
Православие сегодня Великопостный навигатор-2024 В какие дни посещать храм: все 7 седмиц Великого поста с названиями, графиком богослужений и краткими пояснениями. Подробный устав о предполагаемой постной трапезе на каждый день можно найти в годичном церковном календаре. На протяжении многих веков Православная Церковь называет день Успения Матери Божией как радостный день, поэтому уныние, тоска и тяжелые мысли не должны посещать верующих. Вербным воскресеньем день называется в народе, а в православии — Вход Господень в Иерусалим. Sputnik сделал подборку постного меню и вкусных рецептов на каждый день.
Календарь постов на 2023 год
К православным примыкают и праздники, берущие свое начало в Новозаветное время. Каждый из православных праздников посвящен воспоминанию важнейших событий в жизни Иисуса Христа и Божьей Матери, а также памяти святых угодников. Признавая праздники полезными с точки зрения благочестия, Церковь всегда придавала их празднованию торжественный характер, при этом необходимым условием считалось совершение таинства Евхаристии или причащение Святых Таин. Сообразно этому была устроена и вся жизнь христиан в праздничные дни: они освобождали себя от мирских занятий и трудов, не устраивали шумные увеселения, пиршества, но освящали их благотворениями в пользу Церкви и бедных. В 4-6 веках покровительствовавшие Церкви византийские императоры издали закон, которым запрещалось нарушать святость праздников отправлением общественных должностей и судопроизводства, запрещены были также забавы и увеселения, например, театральные представления, поединки и лошадиные скачки. Император Константин Великий запретил производить в воскресные дни торговлю.
Поясним, когда едят рыбу в Великий пост в 2024 году. Самые строгие недели — первая и Страстная седмица, когда многие не вкушают ничего, кроме хлеба и воды. Но через такие испытания способны пройти не все. Важно слушать собственный организм, не доводить его до истощения, советоваться со священником.
Ведь пост — это лишь условная диета. Некоторые люди не могут по состоянию здоровья или из-за своего положения прожить без мяса или молочной пищи. В рыбе содержится белок, она богата полезными макро- и микроэлементами.
Свёклу крупно натрите на тёрке, огурцы нарежьте кубиками, как для оливье. Всё смешайте, залейте холодным квасом.
Приправьте солью и уксусом по вкусу либо вместо них добавьте магазинную маринованную свёклу. Отличным дополнением к постной ботвинье станет горячий картофель — отварной или пюре. Что нельзя есть в Петров пост? Во время Петрова поста следует отказаться от яиц, молочной и мясной пищи. Однако есть исключения для людей, которые болеют.
Им священник может дать благословение питаться так, как того требует лечение.
Неделя 3-я Великого поста — Крестопоклонная В константинопольском Месяцеслове был праздник перенесения частицы древа Креста из Апамеи в Константинополь, которое случилось при императоре Юстине правда, источник не указывает, какой именно Юстин — Юстин I 518—527 или Юстин II 565—578 — имеется в виду. Так как согласно древнейшей традиции, в седмичные дни поста богослужения Минеи не совершались, то праздник Кресту сначала просто переносили на воскресные дни поста, а затем закрепили за 3-й Неделей. Это закрепление произошло ранее IX века, так как составитель Триоди преподобный Феодор Студит сочинил канон для этой Недели, то есть в его время празднование Кресту в 3-е воскресенье поста стало нормой. Кроме того, о поклонении Кресту в Неделю 3-ю и во все дни 4-й седмицы до пятницы включительно говорится во всех рукописях Устава Великой церкви, что также свидетельствует об утверждении этой памяти к IX веку. Таким образом, среди первых пяти Недель Великого поста в их современном виде именно Неделя 3-я раньше всех других обрела свою индивидуальную память, которая празднуется доселе тогда как памяти других Недель оформились позднее.
Память преподобного Иоанна по Минее приходится на 30 марта, а преподобной Марии — 1 апреля интересно, что и в Минее эти святые находятся почти рядом, и в Триоди посвященные им Недели идут друг за другом. Память преподобной Марии связывается с 5-й Неделей поста начиная с XI века, а память преподобного Иоанна появляется в рукописях только с XIV века, то есть гораздо позже. Интересным памятником промежуточного периода является Типикон константинопольского Евергетидского монастыря, датируемый концом XI века, в котором служба преподобной Марии уже есть, а службы преподобного Иоанна еще нет. В русских старопечатных книгах обе памяти уже присутствовали, однако нетвердо: во-первых, самих песнопений святым в Триодях до середины XVII века не было их предлагалось брать из Минеи , во-вторых, Устав предоставлял выбор настоятелю: служить ли службу преподобному или рядовому святому по Минее. Только после середины XVII века песнопения святым были внесены в Триодь, а их памяти окончательно закреплены за соответствующими Неделями. Четверг 5-й седмицы — Мариино стояние Почему мы читаем канон в четверг 5-й седмицы?
С точки зрения исторической литургики ответить на поставленный вопрос можно лишь гипотетически хотя с большой долей уверенности. В Византии в этот день богослужение было посвящено воспоминанию некоего землетрясения. Подтверждение этому тезису можно найти в некоторых молитвословиях дня: во-первых, на вечерне четверга в качестве паремии выбран фрагмент о гибели Содома, во-вторых, тропарь пророчества 6-го часа «Благоутробне, Долготерпеливе Вседержителю Господи, низпосли милость Твою на люди Твоя» явно намекает на какое-то стихийное бедствие. На вопрос о связи между памятью о землетрясении и чтением Великого канона отвечают так: во время константинопольского землетрясения Великий канон Андрея Критского стал употребляться, причем не как покаянный, а как богослужение бедствия, спасения, молитвы. Монахини монастыря Святого Патапия в Константинополе вышли на площадь, боясь быть погребенными под обломками, и стали читать этот покаянный канон. Получается, что сначала Великий канон был прочитан случайно во время землетрясения, а впоследствии стал ассоциироваться с памятью о землетрясении и потому его церковное употребление в первую очередь было соотнесено с тем днем, когда имело место богослужебное воспоминание землетрясения.
Само землетрясение случилось 17 марта 790 года и долгое время в Месяцеслове Константинополя именно 17 марта было датой, в которую воспоминали землетрясение. Возможно, что и чтение Великого канона сначала было закреплено за постоянной датой 17 марта. Действительно, Великий канон как покаянное произведение образец покаяния был оптимальным богослужебным текстом для такой памяти: землетрясение в библейском и христианском мировоззрении всегда воспринимается как суд Божий над грешным народом, потому и естественная реакция на это событие — покаяние. Какое-то время память землетрясения «блуждала» по Триоди, выпадая на ее разные дни. Впоследствии служба Великого канона была закреплена на 5-й седмице Великого поста в четверг. Суббота 5-я поста — Похвала Пресвятой Богородице Первоначально Акафист пели на праздник Благовещения Пресвятой Богородице, причем здесь его пение, кроме догматической связи с праздником, получило историческую ассоциацию.
Дело в том, что 24 марта 628 года начались переговоры императора Ираклия с персами о мире, чем был положен конец длительной, изнурительной военной кампании, завершившейся блистательной победой Византии. Потому пение Акафиста на праздник Благовещения Пресвятой Богородице имело значение благодарения за победу в этой грандиозной войне. Таким образом, установление ежегодного пения Акафиста имеет связь с событиями времен Ираклия 610—641 , но это богослужебное действие соотносилось с победой в войне с персами в целом, а не с частным эпизодом данной войны каким было спасение Константинополя. О пении Акафиста 25 марта говорят даже некоторые Минеи XII века, то есть эта традиция сохранялась довольно долго. Вместе с тем появляется практика отделения Акафиста от праздника Благовещения, причем разные Уставы называют особые дни для Акафиста: 23 марта Студийско-Алексиевский Типикон , вторник 6-й седмицы Триодь из лавры святителя Афанасия или за 5 дней до Благовещения итальянская версия Студийского Устава. Однако уже в X—XII веках наиболее популярным становится выбор 5-й субботы Великого поста в качестве дня службы Акафиста, что зафиксировано во многих греческих и славянских Триодях после XII в.
Торжество Иерусалимского Устава, большинство рукописей которого относит пение Акафиста именно к субботе 5-й седмицы, послужило окончательному закреплению праздника Похвалы Пресвятой Богородице за указанным днем. Однако до сих пор пение многих Благовещенских песнопений в субботу 5-й седмицы Великого поста напоминает нам о древней связи этих двух празднований, и даже можно сказать, что событие Благовещения мы литургически вспоминаем дважды в году: в день самого праздника, то есть 25 марта, и в Субботу Акафиста. Можно думать, что раньше всего праздник возник в Иерусалимской Церкви, то есть там, где и происходили сами воспоминаемые события. Паломница Эгерия описывает, что уже в IV веке в Иерусалиме отличительным моментом богослужения в этот день было шествие с горы Елеонской то есть тем путем, которым шел Господь в Иерусалим, во время которого люди держали пальмовые ветви, а епископ ехал на осле. Однако большинство восточных и западных Церквей воспринимает этот праздник позднее. Именно к этому времени относятся два свидетельства о празднике: Антиохийский Патриарх-монофизит Севир говорит, что на Востоке праздник Входа Господня стали праздновать около 500 года, а епископ Эдесский Петр, согласно одной из хроник, лично в это время ввел этот праздник в своей епархии.
Интересно отметить, что в средние века в Константинополе существенной особенностью праздничного богослужения было шествие, в процессе которого Патриарх восседал на жеребце. На Руси также практиковался чин «хождения на осляти».
Воздвижение Креста Господня: почему 27 сентября нужно поститься
Вербным воскресеньем день называется в народе, а в православии — Вход Господень в Иерусалим. Православный календарь с иконами и списком святых дня. Пост в православии — это дни, когда люди очищаются в физическом и духовном плане. На заре христианства перед Крещением будущим чадам Церкви было предписано усиленно молиться и поститься. В постные дни можно питаться разнообразно и достаточно сытно. Родительские дни в 2022 году: дни поминовения усопших у православных.
Православный календарь постов на 2023 год
«Вообще среда и пятница – постные дни в течение всего церковного года, потому что они связаны с воспоминанием предательства и крестных страданий Спасителя. «Вообще среда и пятница – постные дни в течение всего церковного года, потому что они связаны с воспоминанием предательства и крестных страданий Спасителя. Постных дней больше, во первых берем в учет 4 поста, потом среду и пятницу, а некоторые постятся и по понедельникам, еще однодневные посты:крещенский сочельник – 18 января, усекновение главы Иоанна П. Великий пост установлен в память о сорока днях, которые Христос провел в пустыне. По православным канонам, Великий пост начинается сразу после Масленицы и длится 48 дней (в 2024 году он стартует 18 марта и оканчивается 4 мая). Пост в православии — это дни, когда люди очищаются в физическом и духовном плане.
Главные правила Великого поста: питание по дням, ограничения и молитвы
В дни Великого поста православные готовятся к Воскресению Христову – главному празднику в религиозной традиции. Постных дней больше, во первых берем в учет 4 поста, потом среду и пятницу, а некоторые постятся и по понедельникам, еще однодневные посты:крещенский сочельник – 18 января, усекновение главы Иоанна П. В православии все дни Страстной недели Великого Поста носят название «Великих принято придерживаться сухоядения. Календарь питания по дням: что можно и нельзя есть в дни Великого Поста и какие традиции нужно соблюдать. С течением времени восточная церковь удержала оба этих постных дня; в Римско-католической практике остался один день — пятница. В эти дни разрешены постные горячие блюда неживотного происхождения с добавлением растительного масла.
Главные правила Великого поста: питание по дням, ограничения и молитвы
А в третьей упоминается Страшный суд. Молитва «Покаяния отверзи ми двери…» повторяется на всенощном бдении в субботу вечером вплоть до пятого воскресенья поста. Накануне Входа Господня в Иерусалим она уже не поется, так как период сосредоточенности на своих грехах закончился — верующие готовятся к воспоминанию Страстей Христовых, следованию за Господом на Голгофу. Верующие слушают его, стоя на коленях. В основе текста — слова из 140-го псалма Давида. Смысл текста — просьба о даровании такой молитвы, которая действительно направится к Господу. Чтобы быть Им услышанной, наша молитва должна быть искренней, внимательной, глубокой. Вот об этом и просят верующие в дни Великого поста, когда молиться нужно больше, но при этом сохранять сосредоточенность бывает непросто.
Богослужение Великого поста Богослужение Великого поста отличается от привычной церковной службы и по атмосфере, и по своему построению. Убранство храма и облачения клириков в этот период черные или темно-фиолетовые. В церкви царит полутьма. На самой службе меньше поют, больше читают. А вместо литургии часто бывают изобразительны служба, состоящая из чтения псалмов, молитв, отрывков из Священного Писания. В будни литургию служат только в среду, пятницу или праздники, и она совсем другая. Об отличии от обычной говорит ее название — литургия Преждеосвященных Даров: верующие причащаются Дарами, освященными на последней полной литургии.
В Великий пост полной она бывает в субботу — хорошо знакомая литургия св. Ионна Златоуста, и воскресенье — литургия Василия Великого, совершаемая всего десять раз в году, семь из которых приходятся на этот период. Отсутствие литургии, с одной стороны, напоминает о древней традиции монахов уходить в скиты или уединяться в кельях в дни Великого поста, не собираясь для совместного богослужения, и брать с собой запасные Дары, чтобы причащаться во время своего молитвенного подвига. С другой, литургия — это всегда торжество, а большая часть богослужений Великого поста настраивает на сокрушение о грехах. Еще одно богослужение, которое совершается только в Великий пост, — пассия. Это не обязательная служба, но во многих храмах она все же бывает вечером в четыре великопостных воскресенья. Во время пассии читается отрывок из одного из Евангелий, рассказывающий об искупительной жертве Спасителя, и акафист Страстям Господним.
Соборование в Великий пост Есть еще одно богослужение, совершаемое в храмах в этот особый период года. Оно не обязательное, и в каждом приходе его назначают на разные дни и время, и обычно храмы бывают полны, потому что многие верующие желают прийти на соборование в Великий пост. Соборование — одно из семи таинств Церкви. Во время него читаются определенные фрагменты апостольских посланий, Евангелия, специальные молитвы и особым образом совершается помазание верующих освященным маслом елеем. Традиционно это таинство совершается над больными, и во время него священник и сам верующий просят у Господа Божьего благословения и избавления от недугов — как телесных, так и душевных. Вряд ли сегодня хоть один человек сможет назвать себя полностью здоровым, тем более христианин, понимающий, как устроена наша душа и какие страсти в ней порой гнездятся. Именно поэтому в этот покаянный период люди, даже не особенно страдающие от телесных болезней, тоже прибегают к этому способу очищения души.
Важно понимать, что соборование — это не волшебная манипуляция, а личный молитвенный труд. Оно не заменит таинств Покаяния и Причастия, но может дополнительно укрепить и поддержать человека на его великопостном пути. Что читаем в Великий пост Немалое значение имеет, что мы читаем в Великий пост, так как во многом досуг влияет на фон нашей жизни. Очевидно, что нельзя требовать от современного человека проводить семь недель в информационной тишине. Но нужно постараться сократить потребление чисто развлекательного контента или вовсе отказаться от него. Освободившееся время стоит посвятить знакомству с книгами, прочтение которых в обычные дни откладывается. Речь не идет об обязательном для всех списке духовной литературы.
Для кого-то изучение наследия святых отцов будет трудным, но радостным делом Великого поста, а другому подойдет составленный современными авторами сборник поучений или историй о святых. Не стоит отказываться и от нерелигиозной литературы. Протопресвитер Александр Шмеман подчеркивал: «Не все люди призваны быть богословами. Но в лучших произведениях литературы заложено столько богословских мыслей, а все, что обогащает наш разум, всякий плод настоящего творчества благословляется Церковью и, правильно воспринимаемое, приобретает духовную ценность». Что читать в Великий пост, можно выбрать из специальной подборки или самостоятельно. Важно, чтобы это чтение не шло вразрез с тем настроем, который создается в эти дни с помощью поста и молитвы, а чтобы оно чему-то учило, воодушевляло, давало добрые побуждения. Именно тогда христиане взяли себе за правило воздерживаться от пищи в канун Пасхи, вспоминая о Страстях Спасителя.
Этот пост мог длиться один день, сорок часов или целую неделю. Изначально общего правила о продолжительности воздержания не было. Пост в сорок дней вошел в обиход только к IV веку. В первом достоверно указывающем на многонедельный пост перед Пасхой источнике — послании святого Афанасия Великого — говорится о постных подвигах Моисея, Илии и Даниила, во время которых они были удостоены общения с Богом. Правила пищевого поста, закрепленные в уставе, сложились в монастырских условиях, отличных от современной жизни большинства верующих. Поэтому сегодня многим людям самим вместе со священником приходится определять меру своего гастрономического воздержания. Неизменным и с ветхозаветных, и со времен первых христиан остается одно: пост должен сближать человека с Богом, а не отдалять от Него.
Недаром святитель Афанасий напоминает о фарисее, которому правильное следование традиции не шло на пользу, потому что он превозносился. Великий пост у католиков В 2024 году Великий пост у католиков начинается 14 февраля и продлится до 30 марта включительно. Великий пост у католиков и православных отличается и датами, и традициями. Дело не только в том, что две конфессии рассчитывают дату Пасхи разными способами и отмечают Воскресение Христово с разрывом в пять, четыре или одну неделю, а соответственно, и пост приходится на разные числа. Даже если даты Пасхи совпадут так тоже бывает , поститься православные и католики все равно начнут в разные дни. У католиков период подготовки к главному церковному событию года начинается за 46 дней — не с понедельника, а со среды, которая носит название Пепельной. Этот первый день поста — день покаяния, для которого существует особый обряд посыпания голов верующих освященным пеплом или начертания на лбу пеплом знака креста.
Пепельная среда и Страстная пятница — самые строгие и обязательные для ограничений в питании дни Великого поста у католиков. Однако современные правила предпасхальной подготовки мало уделяют внимания еде, а рекомендуют больше сосредотачиваться на молитве, посещать богослужения и отказаться от каких-то материальных излишков в пользу церквей, школ и нуждающихся. Армянский Великий пост Прихожане Армянской Апостольской Церкви отметят Пасху в один день с католиками — 31 марта, но поститься будут перед этим 48 дней. То есть армянский Великий пост начнется в 2024 году 12 февраля. При этом в армянском церковном календаре есть еще один предпасхальный пост — Передовой. За десять недель до Святого Воскресения принято воздерживаться еще пять дней с понедельника по пятницу. Постятся армяне строго, отказываясь от любых продуктов животного происхождения, употребление рыбы не разрешено даже в праздничные дни.
Троицкая родительская суббота поминовение усопших — 22 июня. Седмица 1-я по Пятидесятнице, сплошная 24 — 29 июня. День Святого Духа «Духов День» — 24 июня , понедельник. Неделя 1-я по Пятидесятнице — праздник «Всех святых» — 30 июня. Этим праздником завершается собственно Триодный подвижный цикл; его своеобразным продолжением стал в русской традиции праздник в честь всех российских святых установлен на Поместном соборе 1917—18 гг. В конце XX столетия стали появляться праздники в честь региональных — сначала вологодских, а затем и других — святых. Согласно константинопольскому Уставу, в воскресные дни от Недели по Воздвижении и до Великого поста читаются рядовые чтения из Евангелия от Луки. Некоторые из этих чтений были сознательно поставлены в конец цикла с тем расчетом, чтобы они были прочитаны в преддверии Великого поста так как их содержание гармонирует с настроением подготовительного периода : это чтения о Закхее Лк. Впоследствии Неделя с чтением Евангелия о Закхее так и осталась без особого богослужения в настоящее время это зачало читается всегда в последнее воскресенье перед Неделей о мытаре и фарисее , зато другие два чтения стали фундаментом для особых служб предварительного периода. Неделя о мытаре и фарисее появляется примерно в X-XI вв.
Отмена поста в седмицу после Недели о мытаре и фарисее Принято считать, что пост в эту седмицу отменяется с целью обличения поста евангельского фарисея. Следует отметить, что этот смысл не был изначальным; правило отменять пост в эту седмицу появилось ранее, чем Неделя о мытаре и фарисее закрепилась на современном месте в календаре, и связано оно было с политикой противодействия влиянию армян-монофизитов. В Армянской церкви издревле существовал и существует до сих пор пятидневный пост, приходящийся на третью седмицу перед Великим постом как раз седмица после Недели о мытаре и фарисее. Точных сведений о причинах и времени происхождения этого поста нет: армянская традиция возводит установление поста в IV веке к деятельности святителя Григория Великого , просветителя Армении, а несториане которые также соблюдали этот пост говорили, что пост был введен во 2-й половине VI века вследствие эпидемии чумы как средство для умилостивления Бога. У армян пост получил название «араджаворац», что значит «передовой», то есть первый пост в календарном году. Этот пост соблюдается до сих пор. Сам «передовой» пост не имел догматической окраски. Однако из-за того, что армяне не приняли IV Вселенский Собор, византийцы с течением времени пост «араджаворац» стали воспринимать как еретическую особенность. Греческие церковные писатели резко осуждали эту практику поста, в результате чего появилось противоположное предписание — проводить всю седмицу после Недели о мытаре и фарисее как сплошную, не постясь в среду и пятницу. Впервые об этом обычае упоминает Никон Черногорец, писатель XI века.
Скорее всего, изначально запрет поститься в среду и пятницу данной седмицы был адресован прежде всего тем христианам, которые жили в Палестине и Малой Азии поэтому это предписание вошло в Иерусалимский Устав , то есть на территориях, близких к Армении и где жило много армян. Целью этого запрета было стремление решительно отмежеваться от инославных. Вследствие распространения Иерусалимского Устава на всем Востоке и становится практика отмены поста в 3-ю седмицу перед Великим постом становится общецерковной. В нашем Типиконе описанная выше историческая причина кратко выражена в следующих словах: «Подобает ведати: яко в сей седмице иномудрствующии содержат пост, глаголемый арцивуриев. Мы же монаси на кийждо день, се же в среду и пяток, вкушаем сыр и яица, в 9-й час. Миряне же ядят мясо, развращающе онех веление толикия ереси». Неделя о блудном сыне Появилась по тем же причинам, что и Неделя о мытаре и фарисее — как закрепление рядового чтения из Евангелия от Луки по причине его соответствия идее приготовления к Великому посту. Неделя о блудном сыне была добавлена в IX веке; некоторые сохранившиеся древнейшие Триоди начинаются с Недели о блудном сыне; точно так же Устав Великой церкви IX в. Это означает, что на ранней стадии эта Неделя еще не имела своего привычного современного названия. Недели мясопустная и сыропустная Появляются уже в VI веке; в это время в предпоследнее воскресенье пред постом заканчивали есть мясную пищу, а, соответственно, последнее воскресенье было днем заговения на молочную пищу.
В древней иерусалимской традиции в VII веке эти два дня уже имели особые чтения на литургии, о чем мы узнаем из сохранившегося грузинского перевода Иерусалимского Лекционария. Правда, те иерусалимские чтения отличались от нынешних, ибо современные чтения возникли позднее в рамках константинопольской традиции. Неделя 1-я Великого поста — Торжество Православия В современной службе Недели 1-й Великого поста следует различать основную и второстепенную памяти. Основным празднованием является воспоминание Церковью восстановления иконопочитания в 843 году и окончательное отвержение иконоборческой ереси. В 842 году умер последний император-иконоборец Феофил и в этом же году был смещен с константинопольской кафедры Патриарх-иконоборец Иоанн Грамматик. Иконоборчество к этому времени уже изжило себя, да и принявшая власть по смерти Феофила его жена императрица Феодора еще при жизни мужа была сторонницей почитания икон. При ее поддержке началась подготовка к торжественному восстановлению иконопочитания, которая заняла около года; после того как в начале 843 года был избран Патриархом святитель Мефодий, в Константинополе впервые был совершен чин Торжества Православия.
Сам Господь здесь служит для нас образом к подражанию, так как начал Он Свою всенародную Евангельскую проповедь после сорокадневного поста в пустыне. В Деяниях Апостольских также немало сказано о посте и воздержании в среде первых христиан.
Так, апостол Павел начал соблюдать пост не только при обращении ко Христу Деян. Святая Христова Церковь, благопосолушным чадам ея, православным христианом, завещала хранити пост, не менее как и самое правило молитвы. Аще по словеси апостола мы и непрестанно должны молитися Сол. Так и в воздержании поста, по следующему Христову изречению: «Внемлите себе, да не когда отягчаются сердца ваша объядением и пиянством» Лк. Изображая характер истинного поста, Церковь говорит в своих песнопениях: «Истинный пост есть: злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления»… «Постящеся, братие, телесне постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды; всякое списание неправедное раздерем; дадим алчущим хлеб и нищия безкровные введем в домы; да приимем от Христа Бога велию милость». Посты бывают однодневные и многодневные. К однодневным относятся посты: 1 в среду — в воспоминание предательства Спасителя Иудою; 2 в пятницу — в воспоминание о страданиях и смерти Исуса Христа; 3 в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня 27 сентября н. Иоанна Крестителя 11 сентября н. Святитель Афанасий Великий пишет: «Кто разрешает среду и пяток, сей распинает Христа, как иудеи, ибо в среду Он был предан, а в пяток — распят».
Пост среды и пятка на каждую седмицу во все лето, в воспоминание страдания и смерти Исуса Христа: ибо в среду злочестивый Июда предал Христа июдеям, а в пяток беззаконнии июдеи распяша Его. Но как смерть Христова привела нас в безсмертие, посему убо и должно верующим, по чувству их благодарности, поститися во всякую среду и пяток, чтобы сим воспомянути страдания Спасителя нашего. Пост среды и пятка не есть подвиг о посте произвольный, но обязательный для всякого христианина. А для иноков и сущих в покаянии он увеличивается и еще на день понедельника «Устав» святителя Арсения Уральского. Говорили об авве Пахомии, что однажды встретил он по дороге несущих к погребению тело мертвого человека и увидел здесь двух ангелов, идущих позади одра. Размышляя о них, он просил у Бога, чтобы открыл ему касательно их. И пришли два ангела к нему, и Пахомий сказал им: зачем вы, будучи ангелами, сопровождаете мертвого? Отвечали ему ангелы: один из нас ангел среды, другой — пятка. И поелику до тех пор, пока не умер человек, не оставлял он поститься в среду и пяток, то мы сопровождаем тело его.
Так как даже до смерти своей сохранил он пост, то и мы прославляем его, добре подвизавшегося для Господа «Древний патерик». В церковном году есть также некоторые периоды, когда пост среды и пятка оставляется и разрешается скоромная пища.
Понедельник, вторник, четверг — горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом. В день праздника Преображения Господня 19 августа разрешается рыба. Если праздник Успения Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то устав разрешает рыбу. Этот пост установлен для того, чтобы нам достойно подготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем. Если праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы 4 декабря выпадает на среду или пятницу, то уставом разрешается рыба. В сочельник не принято вкушать пищу до появления первой звезды, после чего вкушают сочиво — вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом символом первой звезды является зажженная свеча, которая выносится в конце Литургии, совершаемой в Навечерие Рождества Христова, и перед которой поётся тропарь и кондак праздника Рождества Христова. Сплошные седмицы Седмица — неделя с понедельника по воскресенье.
В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу. Сплошных седмиц пять: Святки — с 7 января до 18 января, Мытаря и фарисея — за 2 недели до Великого Поста, Сырная масленица — неделя перед Великим Постом без мяса , Пасхальная Светлая — неделя после Пасхи, Троицкая — неделя после Троицы.
Посты и их духовный смысл
Уж точно не в том, чтобы на 40 дней отказаться от каких-то видов еды и от развлечений для страданий. В центре смысла поста лежит идея отрешения от привычного образа жизни — от того, что нас поглащает и удаляет от Бога. Это возможность сфокусироваться на духовных ценностях, очистить сердце, душу, а вместе с ними и тело. Это время духовного развития и внимательного отношения к своей внутренней жизни, время замедлиться, отдохнуть от мирской суеты и подумать о душе. Истинный смысл поста, в первую очередь, в доброжелательном отношении к людям, в воздержании от осуждения, раздражения, гнева, бранных слов и т. А отказ от тяжелой пищи в этот период лишь помогает нам сосредоточится на духовном. Можно 40 дней жить на хлебе и воде, но продолжать сплетничать, завидовать и материться. И это будет все, что угодно, только не пост.
Это означает, что разговляться после поста можно будет рыбой, а от алкоголя стоит отказаться. Поэтому на праздничном столе должны быть постные продукты и блюда из рыбы.
Что обязательно нужно выполнить 28 августа В праздник Успения Пресвятой Богородицы, который отмечается 28 августа ежегодно, обязательно нужно выполнить ряд действий. Существуют некоторые обряды и традиции, выполняя которые можно оказаться под защитой Божьей Матери. По преданиям, такие действия принесут здоровье, благополучие и любовь верующим и их семьям. Посещение Храма В обязательном порядке каждый верующий должен сходить в церковь. Много лет назад в этот день 28 августа люди приносили в храм пшеничные колоски для освящения. Сегодня эта традиция забыта и почти нигде не встречается. Чтение молитв о здравии Именно 28 августа является самым удачным днем для чтения молитв о здравии. В Храме важно не забыть поставить свечу за здравие всех близких и родственников. Особенное внимание нужно уделить молитвам о детях, ведь Богородица защищает всех малышей от болезней и недоброго глаза.
Раздача милостыни нуждающимся Много веков назад сложилась добрая традиция: 28 августа нужно накормить всех нищих в округе или раздать продукты и деньги нуждающимся. Эта традиция немного забыта, но все еще актуальна.
Запрещено думать о начале новых дел, планировать что-либо. Планы не сбудутся, а дела провалятся. Не разрешается венчаться.
В церкви венчания в дни Крестовоздвижения не проводят. Свадьбы не запрещены, но веселиться и шуметь в это время старцы не советовали. На Воздвижение запрещалось давать деньги в долг. Наши предки считали, что их, скорее всего, не вернут, а отношения после этого могут разладиться.
Так как пост этот начинается после 14 ноября, дня памяти св. Установлен он в честь святых апостолов, а также и в воспоминание того, что апостолы, по сошествии Святаго Духа, разошлись из Иеросалима по всем странам, пребывая всегда в подвиге поста и молитвы Деян. Установлен этот пост для достойного приготовления к празднику Успения Богородицы и в подражание ее жизни, проведенной в подвигах поста. Великий пост — самый строгий из многодневных постов. Правила пощения изложены в «Большом уставе». Посты, за исключением Великого, не имеют своего особого богослужебного чина.
Только богослужение Великого поста очень своеобразно и отлично от богослужения остального года. Все эти четыре годовых поста были известны еще в первые века христианства. Так, в беседе святителя Льва Великаго папа Римский 440-461 гг. Так для весны весенний пост — в Четыредесятницу, для лета летний — в Пятьдесятницу, для осени осенний — в седьмом месяце, для зимы — зимний. Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий». При таком строгом определении сего правила неции ищут, чего ради разрешается пост среды и пятка в вышеисчисленных седмицах, и находят к решению сего следующее винословие. Праздники: Рожества Христова и по нем 10 дней, и Богоявления, и седмица Святыя Пасхи разрешены от поста среды и пятка, в честь родившагося, и явившего нам Тройческое Божество, и, наконец, победившаго смерть обдержащую весь род человечь, Исуса Христа Сына Божия. Седмица же по сошествии Святаго Духа, в честь Его к нам пришествия и вечнаго с нами пребывания. А седмица по мытари и фарисеи: ибо с недели мытаря и фарисея начинается Постная Триодь, а сие начало и ведет наш разум к безвиновному началу всех Богу Отцу. А потому Святая Церковь в честь етаго начала-Бога Отца и освобождает нас на сию седмицу от поста среды и пятка, воздавая сим разрешением равночестие Святей Троице, положив на каждое Лице Ея разрешенныя времена от поста среды и пятка.
Неделя же сыропустная, хотя и при воспрещении от мяса, но разрешается на скоромную пищу, не исключая среды и пятка, в воспоминание нашего горькаго вкушения еще в Едеме от плода древа познания добра и зла, в лице нашего перваго прародителя Адама. По сему убо в неделю сию и воспоминается изгнание Адама из рая и со всем потомством его. Для того Святая Церковь сие попущает нам, как бы на самом деле олицетворить в праотце нашем бывшее падение во Едеме, дабы и паки потом обратились мы ко взысканию потерянного нами блаженства строгим соблюдением поста, во одном его сухоядении, на что и положены нам следующия пять дней первыя недели Великаго Поста» «Устав» святителя Арсения Уральского. Но при этом следует, однако, помнить, что пост для нас есть «воздержание, а не изнурение». Как тело должно служить душе, так и пост телесный, должен прежде всего служить к обретению внутренних добродетелей, иначе он теряет свое первое непосредственное назначение: гневливого и памятозлобного постника-отшельника святые отцы сравнивают с ядовитым аспидом, гнездящимся в норе своей. Настоящий пост — это время покаяния и сокрушения о грехах своих, только тогда он приобретает истинный духовный смысл.