А вот дисциплинарный раздел Типикона касается каждого из нас, особенно в той части, где содержатся предписания о посте.
Пост, яблоки и Типикон
Понедельник седмицы пятой Великого поста. За несоблюдение Великого поста священнослужители лишались сана, а миряне отлучались от Причастия. Т.е. подобно Успенскому посту, что косвенно и подтверждается фразой в Типиконе, которая приравнивает Успенский пост к Великому. Продолжительность Великого поста, правила поведения в Великий пост регламентируются каноническими постановлениями, причем сказано, что миряне, не соблюдающие Святую Четыредесятницу, отлучают себя от церкви, то есть, поститься надо полностью весь Великий.
Апостольский пост. 51 глава Типикона
Отсюда возникает еще одно Правило о том, что если у святого кондак есть, то мученичен поется по 1-й кафизме, если у святого кондака нет, то мученичен поется по 6- песне канона. Светилен поется трижды, припев - Слава и ныне - и изменяются у него окончания, так же как и у троична: 1-е - по дню, 2-е - всем святым, 3 -... Примерно так Светильны напечатаны по гласам, а вам эти припевы напечатаны отдельной главой. Надо сначала найти эту главу с припевами. В 6-ом гласе меняется начало. Это только в 6 гласе. В остальных семи гласах меняется окончание.
Стихир: на Хвалитех нет, за исключением того случая, когда мы служим службы двум святым, тогда на Хвалитех поются стихиры второго святого. Затем читается - Слава и ныне - Тебе слава подобает, если стихир не было, и утренее славословие в будничной редакции, будничное славословие - Слава в вышних Богу, - Сподоби, Господи, - Просительная ектения - Стихиры на стиховне. Мы видим, что порядок утерни ничем не отличается от будничной. На стиховне поются самогласен Триоди дважды, мученичен Триоди, Слава, славник святого, если он его имеет, и ныне Богородичен или Крестобогородичен, а затем начинается постовой окончание утрени. Это 2 разных тропаря. Все-таки, согласно Писанию, храм исполнен славы Божией, а не славы Божией Матери, поэтому читать этот текст следует с некоторой паузой.
Видим - текст по содержанию такой же. И 16 поклонов с молитвой Ефрема Сирина. На этом утреня заканчивается. Давайте оглядим еще раз теперь все вместе взглядом и отметим отличие великопостной утрени от вседневной утрени в период пения Октоиха: 1 дополнительное Трисвятое на двупсалмии 2 вместо Бог Господь поется Аллилуйа, а вместо тропаря на Бог Господь - Троичен. Поделитесь ссылкой:.
То же касается и смокв и прочих овощей и фруктов по мере их созревания». Иными словами, наказывается вкушение не созревших фруктов и овощей монахами и подражающим им мирянам, у которых до сих пор в Русской Церкви нет своего отдельного устава без благословения их священником. Поэтому, при добром расположении священника, примирить на практике уставное требование и народное благочестие нетрудно. Те плоды, которые созревают в нашем саду до середины августа, можно освящать в храме по мере созревания, как того и требует устав. А те, которые созревают после Преображения — не есть неспелыми и без освящения. Каждое поколение и каждый человек заново приходит ко Христу. И всегда будет что-то непонятно. К великому сожалению, мы чаще обращаем внимание на внешнее — красивые слова, внимание к косынкам, длинным юбкам, тем или иным продуктам питания, а не на то, что помогает душе просыпаться, хоть чуть-чуть продвигаться на пути к Богу. Поэтому хорошо бы, уделяя внимание постным блюдам, помнить и о цели поста и быть внимательнее и милосерднее к ближним, приближаясь через это к Богу. Тогда Церковь станет для нас не неким музеем благочестия, местом любования собой и своими многовековыми традициями, а «духовным роддомом» — местом и состоянием души, где люди рождаются к Жизни Вечной.
Если же на Страстную седмицу, то пост не послабляется. Трапеза полагается одна. В сам Праздник Благовещения, если он не приходится на субботу или воскресенье, также положена одна трапеза, но дозволяется вкушение рыбы. Однако в случае, если Благовещение выпадает на Страстную седмицу, рыба уже не вкушается. В Великий Понедельник, Вторник, Среду и Четверток, если случиться Благовещение, дозволяется вино и елей трапеза полагается одна. Если же Благовещение выпадает на Великий Пяток, разрешается только вино. В четверг пятой седмицы Великого Поста Стояние преп. Марии Египетской положена одна трапеза в 9-й час около 15. Некоторые уставы разрешают только вино, а елей не допускается там же В пятницу той же седмицы перед праздником Похвалы Пресвятой Богородицы разрешается вино «Труда ради бденного, хотящего быти» стр. Трапеза же полагается одна в 9-й час. Устав Святой Горы Афон разрешает два блюда на трапезе и вкушение вина и елея не только на праздник Обретения главы св. Иоанна Предтечи причем безотносительно дня недели , но также на память 40 мчч. Севастийских, В Крестопоклонную среду на преполовение Поста , в четверг и пятницу пятой седмицы на Стояние преп. Марии Египетской и на Похвалу Богородицы. В Лазареву субботу помимо вареной пищи с елеем и вином разрешается рыбная икра «аще имамы», то есть если есть возможность, по три онгии[6] то есть по 100 гр. Как и в прочие воскресные дни, положено две трапезы, естественно сохраняется разрешение на вино и елей. На Страстной седмице Типикон в первые три дня, то есть в Понедельник, Вторник и Среду предписывает сухоядение, при этом указывает: «якоже в 1-ю седмицу святаго сего Поста, сице и в сия дни, в великий Понедельник, во Вторник и в Среду поститися подобает» Глава 49, стр. Здесь очевидно противоречие, так как для Первой седмицы предписывалось полное воздержание в первые два дня, а в среду разрешались «снеди овощные теплые», то есть вареная пища. Также не совсем логично особо подчеркивать строгость этих дней, тогда как все будние дни Великого Поста Типикон в другой главе назначал таковое же сухоядение глава 35. Попробуем разъяснить это противоречие.
Андрея Критского мефимоны. Утром служится утреня, по уставу своему подобная обыкновенной, будничной утрене; среди дня читаются 3, 6 и 9-й часы, и к ним присоединяется вечерня. Служба сия обыкновенно называется часами. В Типиконе заложена византийская система времяисчисления. Сутки делились на день, продолжительностью 12 часов с 6 часов утра до 18 часов вечера по нашему времени , и ночь продолжительностью 12 часов. Для сна в монастырях отводилось время с 20 час. К этому привязано все уставное распределение богослужений по времени суток. Мы же спим в другое время, примерно с 23 час. Поэтому нам никак не удается привязать к нашему распорядку дня византийское распределение богослужений. Проще говоря, невозможно спать по-российски, а служить по-византийски. Отсюда берет начало служение утрени вечером, а полунощницы — утром, хотя это противоречит логике. Вечерня же иногда служится вместе с литургией в первой половине дня. Современные общественные службы Современная богослужебная практика привнесла свои изменения в предписания устава. Так, в приходских храмах повечерие совершается только во время Великого поста, а полунощница — один раз в год, накануне Пасхи. Крайне редко служится и 9-й час. Остальные шесть служб суточного круга объединяются в две группы по три службы. Вечером последовательно друг за другом совершают вечерню, утреню и 1-й час. Накануне воскресных и праздничных дней эти службы объединяются в одно богослужение, называемое всенощным бдением. В древности христиане действительно нередко молились до рассвета, то есть бодрствовали в течение всей ночи. Современные всенощные бдения длятся два-четыре часа на приходах и три-шесть часов в монастырях. Утром последовательно служатся 3-й, 6-й час и Божественная литургия. В храмах с большим приходом по воскресеньям и праздникам бывает две литургии — ранняя и поздняя. И та и другая предваряется чтением часов. В те дни, когда литургии не положено например, в пятницу Страстной седмицы , совершается краткое последование изобразительных. Это богослужение состоит из некоторых песнопений литургии и как бы изображает ее. Но статуса самостоятельной службы изобразительные не имеют. Богослужения в православном храме К богослужениям относится также совершение всех таинств, обрядов, чтение акафистов в храме, общинные чтения утренних и вечерних молитв, правил ко Святому причащению. Помимо ежедневных церковных служб таких как утреня, или вечерня, или часы , совершаются также службы по потребностям христиан, то есть требы. Например: Крещение, Венчание, Соборование, молебны, отпевания и другие. Богослужения совершаются обычно в храме и только священнослужителями, верующие же участвуют в них молитвой и пением. Такой порядок восходит к древним библейским временам. У евреев день начинался с появления на небе третьей звезды и продолжался от захода солнца до его захода в следующий день: «это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши, с вечера девятого [дня] месяца; от вечера до вечера празднуйте субботу вашу» Лев. Греческое слово «нюхтэмерон» переводится как «ночь-день», т. В новозаветной Церкви отсчет суток с вечера имеет значения только для богослужения. При этом точного «часа» в 17 или 18 часов в данном случае нет, потому что в одних храмах вечернее богослужение начинается с 16 часов, в других храмах — с 17, в третьих — с 18 часов. Вне богослужения например, начало и окончание постного дня Церковь использует греческий способ исчисления суток — с полуночи до полуночи. Все посты начинаются с 00. То есть постимся мы не с вечера вторника, а с 00. Дни памяти: Преподобного Тита. Живший в IX веке святой за свои постнические подвиги, добродетельную жизнь, смирение и молитвы получил от Господа дар чудотворения. Пост: В понедельник монастырский устав предписывает сухоядение. Не монахам хоть и не обязательно следовать самым суровым правилам, но тоже не стоит расслабляться. Вторник 5-й седмицы Великого поста. Дни памяти: Иконы Богородицы «Неувядаемый Цвет». На иконе Пресвятая изображена с белой лилией, символизирующей чистоту и девство Богоматери. Преподобного Никиты Исповедника, игумена, жившего в IX веке, защищавшего Церковь от иконоборческой ереси и терпевшего за это скорби. Пост: Пост без послаблений. Разрешены хлеб, овощи и фрукты, каши, макароны и бобовые. Вопрос об употреблении морепродуктов в дни Великого поста решается индивидуально. Среда 5-й седмицы Великого поста. Вечером — утреня с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского и жития преподобной Марии Египетской. Канон состоит из 250 строф и призывает душу к покаянию. Другое название этой службы, совершаемой всего раз в году, — Мариино стояние. Ее продолжительность — от трех часов, но подвиг святой, много лет прожившей в пустыне, настолько вдохновляющий, что это длинное богослужение для многих верующих проходит «на одном дыхании». Как мы помним, за богослужением полагаются назидательные чтения так, на воскресном бдении их 7 , когда все садятся и слушают или житие, или Пролог, или святоотеческое поучение, или толкование на Евангелие. Обычно мы не имеем возможности почувствовать учительное значение нашего богослужения, а в этот день уже не сокращается чтение жития. Сначала читается первая часть жития прп. Марии Египетской, затем 50-й псалом и начинается пение Великого канона прп. Андрея Критского, всего целиком. Напомним, что в нем есть вторая песнь — это особенно полный канон. Устав велит петь его «косно и с сокрушенным сердцем и гласом» — т. После третьей песни читается седален и вторая половина жития прп. Марии Египетской». В этот день читается Великий канон преподобного Андрея Критского. Только если в первые четыре дня Великого поста он разбит на четыре части в каждый из четырех дней — одна из частей , то теперь его прочитывают полностью. К канону присовокупляется житие преподобной Марии Египетской. Первая часть жития Марии Египетской читается после псалмов. Затем начинается чтение Великого канона. В конце каждой песни канона читаются тропари, прославляющие подвиги преподобного Андрея Критского и преподобной Марии Египетской, а к ним припевается «Преподобная мати Марие, моли Бога о нас», «Преподобный отче Андрее, моли Бога о нас». Вторая часть жития преподобной прочитывается после прочтения приблизительно трети Великого канона. Мариино стояние - одно из самых продолжительных великопостных богослужений. Такие молитвенные труды — дань уважения преподобной, которая после порочной молодости совершила исключительный подвиг покаяния и, удалившись в египетскую пустыню, достигла святости. Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского называется великим не только по количеству покаянных глубинных образов и смыслов, но и по числу тропарей канона. Если обычный канон состоит в среднем из 40-45 тропарей, то Великий — из 250.
Апостольский пост. 51 глава Типикона
Великий пост в 2024 году: начало и конец, суть, как его соблюдать правильно | Какие уроки из рекомендаций относительно Апостольского поста по Типикону может вынести для себя обычный мирской человек? |
Почему не постимся? | В 49 главе Типикона, посвященной богослужению Великого поста и подготовительных недель к нему говориться об этой седмице: «Подобает ведати: яко в сей седмице иномудрствующии содержат пост, глаголемый арцивуриев. |
Богослужение будних дней Великого поста - Лекции по литургике (Религиоведение) | После того как пост для новообращенных станет привычным, можно начинать вводить в него все возрастающее количество элементов поста по Типикону. |
Правила постов
Типикон и инжир | В первые два дня Великого поста, а также в страстную Пятницу Типикон предписывает полностью воздерживаться от пищи. |
Великий пост в 2024 году: начало и конец, суть, как его соблюдать правильно | Нарушившим Великий Пост хотя бы вкушением рыбы, кроме положенных двух Праздников, Типикон возбраняет Причастие в Святую Пасху и предписывает еще две недели покаяния. |
Пищевые ограничения Великого поста
Когда с XIV в. Русская Церковь начала постепенно переходить на него, часть монастырей, а также прихожан, сохранили Типикон прп. Это было связано не с леностью к пощению, но — с природным фактором. Много десятилетий по Уставу прп. Феодора жил, например, Соловецкий монастырь, расположенный на Севере, где крайне сложно соблюсти полное воздержание от рыбы зимой, когда растительная пища практически отсутствует.
Подобным же образом сейчас поступают христиане, живущие в горах например, Алтая , где лишь с трудом возможно земледелие, но реки изобилуют рыбой. Трапезы в Великий пост Согласно принятому сейчас Русской Церковью Иерусалимскому Уставу: по понедельникам, средам, пятницам Великого Поста необходимо «сухоядение», то есть употребление невареной пищи; горячая вареная пища разрешается только по вторникам, четвергам, субботним, воскресным дням; при этом по субботам, воскресеньям к ней можно добавлять растительное масло; рыбу благословляется вкушать лишь на Благовещение и Вербное Воскресенье. Кроме того, на первой седмицей поста желательно вообще полное воздержание от пищи в понедельник. Страстная Седмица Это также время особо усиленного воздержания: первые три дня рекомендовано сухоядение.
Великий Четверг, Пятница, Суббота В древней Церкви Великим Четвергом существовал обычай обильной трапезы, ввиду того, что это — память установления Тайной Вечери, когда большинство христиан к тому же причащались. Впоследствии традиция была осуждена, однако, современный Типикон все же разрешает пищу с растительным маслом. Великая Пятница — время полного воздержания от пищи, даже питья— до службы Выноса Плащаницы. Позволяются небольшие послабления лишь больным и то — кусок хлеба, несколько глотков воды.
А вот в Субботу можно вкушать вареную пищу, хотя без масла. Все эти, как другие требования относятся к монашеству — ведь Иерусалимский Устав для него и создан. Многие требования его сейчас не выполняются мирянами. Кроме того, положенные продолжительные службы также имеют на практике совсем не тот вид, какой предписывается.
Ввиду всего этого, не раз обсуждалась возможность его редактирования с адаптацией к современной жизни. Однако, 1 декабря 2015 г. Синодальная богослужебная комиссия отказалась от этой идеи, вполне разделяя позицию русского литургиста рубежа XIX-XX вв.
Является ли грехом супружеская близость в дни Поста 2023Библейское понимание поста подразумевает для людей, находящихся в браке, и воздержание от физической близости. Это — одна из характеристик поста, но с оговоркой, которую не я, но Дух Святой через апостола Павла в Послании говорит: это воздержание должно быть при трех условиях. Первое: обоюдное согласие. Именно, чтобы оба выразили согласие, а не одна сторона. Второе: воздержание должно быть для цели поста и молитвы. То есть не воздержание само по себе ценно, а воздержание, чтобы усилить пост. И третье: время воздержания должно быть оговорено обоими супругами.
Великий пост долгий. Весь Пост — о воздержании, а моя вторая половина говорит — "нет". Значит — нет. Сколько мы будем с тобой воздерживаться? Вторая половина говорит: "С тобой? Ровно полтора суток". Ну, и, слава Богу, что так мало, вот и хорошо — не мучиться. Сильный должен дать возможность слабому назначить время. В Церкви больше женщин. Многие женщины, не зная мужского естества, требуют от мужчин то, что легко женщине, но очень трудно мужчине.
Женщинам, находящимся в браке, необходимо вспомнить, что глава семьи — муж. Пусть он решает вопрос количества воздержания. Как поститься ребенкуНет никаких канонических правил, определяющих, с каких лет и как именно должны поститься дети. Совершенно очевидно, что с детей не стоит требовать выполнения всех постных предписаний, предназначенных для взрослых людей. В подобных случаях нужно обратиться к священнику за благословением. С другой стороны, если ребенок высказывает осознанное желание поститься, то можно ему помочь и облегчить постный рацион более частым вкушением рыбы, растительного масла и других подобных ингредиентов.
В эту неделю православные чтят победу в иконоборчестве. Особое почтение воздают византийской императрице Феодоре Константинопольской, которая восстановила почитание икон в церкви после их запрета в VIII веке. Вторая неделя — святителя Григория Паламы. Он объяснил связь между Богом и миром. Церковь почитает этого святого за его учение и победу в богословских спорах. Третья неделя — Крестопоклонная. В это время поклоняются кресту. Четвертая неделя — преподобного Иоанна Лествичника. Этот святой — пример постнической и духовной жизни. Пятая неделя — преподобной Марии Египетской. Святую почитают за ее избавление от развратной жизни с помощью усиленного поста. Шестая неделя — Вход Господень в Иерусалим. Неделя Ваий — иное название Вербного воскресенья, происходящее от слова «вайи», пальмовых ветвей, которыми устилали путь Христа перед въездом в Иерусалим. В славянских странах альтернативой пальмовых ветвей являются ветки вербы. Седьмая неделя — Страстная седмица. В эту неделю вспоминают последние дни земной жизни, страданий, смерти и погребения Иисуса Христа. Как подготовить организм к посту Во время Великого поста православные ограничивают привычный рацион. Поэтому перед постом нужно создать запас белков, чтобы организм не испытывал в них недостатка. Например, как советуют специалисты Роспотребнадзора , ежедневно съедать по яйцу и 150-200 граммов рыбы. Когда начнется пост, и от того, и от другого придется надолго отказаться. За время подготовки к посту нужно дать организму привыкнуть к большому количеству клетчатки в рационе. За две недели до поста а лучше еще раньше нужно постепенно сокращать количество продуктов животного происхождения и увеличивать долю пищи растительного происхождения в рационе. Также в этот период необходимо употреблять как можно больше кисломолочных продуктов: кефира, йогуртов, простокваши, ряженки. Однако за неделю до поста следует от них постепенно отказываться. В первые дни поста нужно увеличить порции и количество приемов пищи, так как постные блюда менее калорийные К Великому посту нужно быть готовыми не только физически, но и морально. Священнослужители советуют оценить свои силы и не воспринимать пост как подвиг. Перед собой нужно ставить посильные для духа и тела цели. Зачастую верующие переоценивают свои возможности. Когда понимают, что не справляются, отказываются от поста.
Аще ли случится память святаго, егоже есть храм, в среду, или пяток, творим подобне [16]. Относительно Рождественского поста указанные выше правила ослабления поста приурочены также к конкретным дням следующих святых: 29 ноября — апостола Матфея; 8 декабря — священномученика Климента, папы Римского; 13 декабря — апостола Андрея Первозванного; 17 декабря — великомученицы Варвары; 18 декабря — преподобного Саввы Освященного; 19 декабря — святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских; 22 декабря — зачатие прав. Анною Пресвятой Богородицы; 30 декабря — пророка Даниила и трех отроков; 2 января — священномученика Игнатия Богоносца. Независимо от дня недели на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы разрешается рыба. Со второго января пост становится строже, и рыба запрещается в субботние и воскресные дни, а также в храмовые престольные праздники Подобает ведати: яко заутра начинаем пост к Рождеству Христову, святую 40-цу. Должни есмы в сей 40-це сохраняти в коейждо седмице три дни, постящеся от елеа и вина, понедельник, среду и пяток. Точию аще случится великий святый, в того бо память разрешаем, и творим за любовь святаго праздника его ради, еже есть сего месяца 16, 25, 30. В те бо дни, аще если во вторник и в четверток, ядим рыбу. В понедельник же, в среду и в пяток, разрешаем точию на елей и вино, рыбы же не ядим, кроме храма. Аще ли единому от сих во обители храм, разрешаем на рыбу и вино. Введение же Богородицы в кийлибо день случится, аще в среду, или пяток разрешаем и на рыбы. Нецыи же уставы от 9-го числа декемвриа повелевают поститися, и на рыбы не разрешати, кроме суббот, и недель, и храма святаго. От 20-го же числа, даже до 25, аще и суббота и неделя случится, не разрешаем на рыбы [17]. Послабление дается только в навечерие Рождества Христова рождественский сочельник. В этот день пища хотя и принимается один раз вечером, но зато, независимо от дня недели, с елеем и вином И входим в трапезу, и ядим варение со елеем, рыбы же не ядим. Вино же пием, благодаряще Бога [18]. Если навечерие Рождества Христова приходится на субботу или воскресение пища, вкушается 2 раза в день Аще случится навечерие Христова Рождества в субботу или неделю, пост не бывает… В субботу же и неделю литургия бывает во свое время Златоустаго. По отпущении же снедаем по уломку хлеба, и от вина вкушаем мало, и отходим в келлии своя… По отпусте же… входим в трапезу и ядим совершенно: рыбы же не ядим, но со древяномаслием, и сочиво обварено, или кутию с медом: испиваем же и вина в славу божию: в неимущих же странах пием пиво [19].
Первая седмица Великого поста 2024: что нужно делать, как называется в народе и в чем ее важность?
Нет пищевых ограничений на употребление в пищу яиц, молочных продуктов — сыра, масла, сметаны, а также рыбы. Но мясо — уже нельзя, отсюда и название седмицы. Этот обычай пришел из древних времен, когда подвижники уходили на время Великого поста из городов и монастырей в пустыню, не зная, вернутся ли они к Пасхе. Отправляясь в этот трудный и опасный путь, чтобы молиться в уединении, они прощались и старались примириться друг с другом. Каждый из них знал, что, возможно, путь, который они совершают, уходя от мира, может стать для них последним.
Поэтому проститься и простить друг другу обиды было важно для них. На литургии читается отрывок из Евангелия от Матфея с частью из Нагорной проповеди, где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного: "Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших". Последний раз поется 136-й псалом "На реках Вавилонских". В текстах службы отчетливо звучит напоминание о цели предстоящего поста — встрече Пасхи.
На вечерне священники переоблачаются в одеяния черного цвета. Что можно есть Название недели "сыропустная" произошло от словосочетания "сыр отпускаю". В этот день последний раз перед Великим постом разрешается употреблять молочные продукты и яйца. Мясные продукты уже запрещены.
В этот день пекут блины с сырными начинками и подают их со сметаной или сливками. Традиционные праздничные блюда — вареники, пироги с творогом, сырники. Семья должна садиться за стол семь раз, по количеству недель Великого поста. Пить алкогольные напитки за праздничной трапезой не рекомендуется.
Вечером все остатки пищи необходимо выбросить или отдать домашним животным, после чего тщательно вымыть посуду.
Да и у подавляющего большинства святых отцов речь не о еде и фруктах, а о тех плодах, которое в покаянии должно принести наше сердце. Но, говоря откровенно, готовы ли мы не осуждать тех, «кто ест»? Готовы ли мы искренне пожелать не постящимся радости и ощущения близости и помощи Божией, чтобы они в своё время захотели поститься по велению обрадованного любовью сердца, а не потому, что «так надо»? Все мы разные. Кого-то радует жесткое «так принято», «так надо». Это освобождает голову для решения других проблем. А кому-то надо серьезно обосновать эти правила, чтобы они вместо ропота принесли ему благодать. Ведь главное понять, какова цель воздержания.
Если просто в отказе от какой-то пищи, то Сатана — самый усердный постник. Он вообще ничего не ест.
Василий Великий «Подвижнические уставы». Это значит, что каждый христианин, принявший святое Крещение, должен внимать голосу Церкви, воспринимать церковное учение, приносить плоды веры. Чистота церковного учения, кроме книг святых, в неповрежденном виде содержится именно в храмовом богослужении. Каждый церковный день — это воспоминание о празднике или память подвижника веры. То и другое находит отражение в богослужебных текстах и через молитвенное внимание находящихся в храме становится их внутренним достоянием. Заметим, что главное место в Типиконе, то есть главном церковном Уставе, отводится решительно богослужению!
Именно в нем святые отцы видели залог преемственности церковного учения! Именно здесь, в храме, среди мерцания свечей, отблесков ликов на иконах, среди чтения, пения и благоговейных священнодействий начинает сиять свет богопознания, о котором говорил преподобный Иоанн Лествичник. Из храма он призван разливаться в мир, просвещая все вокруг. А «жить по Типикону» в меру сил может каждый. Необходимо регулярно посещать богослужения, вечерние и утренние службы, соблюдать посты, праздники и дни памяти святых. Для этой цели необходимо иметь церковный календарь — самый сжатый, лаконичный вариант Типикона. В течение дня нужно вспоминать о том, чем сегодня живет Церковь, какое событие празднует или к чему готовится.
Утрене в праздники Рождества и Крещения Господня предшествует великое повечерие. Вот свидетельство того, что древние христиане во всю ночь продолжали молитвы свои и пения на эти великие праздники. В Троицын день после обедни тотчас совершается вечерня, за которой священник читает умилительные молитвы Святому Духу, третьему Лицу Святой Троицы. А в Великую пятницу, по уставу православной Церкви, для усиления поста обедни не полагается, но после часов, отдельно совершаемых, в 2 часа пополудни отправляется вечерня, за которой из алтаря выносится на средину храма погребальная плащаница Христова, в воспоминание снятия с креста тела Господня праведными Иосифом и Никодимом. В Великий пост во все дни, кроме субботы и воскресенья, расположение служб церковных бывает иное, чем в будничные дни всего года. Вечером отправляется великое повечерие, на котором в первые четыре дня первой недели читается умилительный канон св. Андрея Критского мефимоны. Утром служится утреня, по уставу своему подобная обыкновенной, будничной утрене; среди дня читаются 3, 6 и 9-й часы, и к ним присоединяется вечерня. Служба сия обыкновенно называется часами. В Типиконе заложена византийская система времяисчисления. Сутки делились на день, продолжительностью 12 часов с 6 часов утра до 18 часов вечера по нашему времени , и ночь продолжительностью 12 часов. Для сна в монастырях отводилось время с 20 час. К этому привязано все уставное распределение богослужений по времени суток. Мы же спим в другое время, примерно с 23 час. Поэтому нам никак не удается привязать к нашему распорядку дня византийское распределение богослужений. Проще говоря, невозможно спать по-российски, а служить по-византийски. Отсюда берет начало служение утрени вечером, а полунощницы — утром, хотя это противоречит логике. Вечерня же иногда служится вместе с литургией в первой половине дня. Современные общественные службы Современная богослужебная практика привнесла свои изменения в предписания устава. Так, в приходских храмах повечерие совершается только во время Великого поста, а полунощница — один раз в год, накануне Пасхи. Крайне редко служится и 9-й час. Остальные шесть служб суточного круга объединяются в две группы по три службы. Вечером последовательно друг за другом совершают вечерню, утреню и 1-й час. Накануне воскресных и праздничных дней эти службы объединяются в одно богослужение, называемое всенощным бдением. В древности христиане действительно нередко молились до рассвета, то есть бодрствовали в течение всей ночи. Современные всенощные бдения длятся два-четыре часа на приходах и три-шесть часов в монастырях. Утром последовательно служатся 3-й, 6-й час и Божественная литургия. В храмах с большим приходом по воскресеньям и праздникам бывает две литургии — ранняя и поздняя. И та и другая предваряется чтением часов. В те дни, когда литургии не положено например, в пятницу Страстной седмицы , совершается краткое последование изобразительных. Это богослужение состоит из некоторых песнопений литургии и как бы изображает ее. Но статуса самостоятельной службы изобразительные не имеют. Богослужения в православном храме К богослужениям относится также совершение всех таинств, обрядов, чтение акафистов в храме, общинные чтения утренних и вечерних молитв, правил ко Святому причащению. Помимо ежедневных церковных служб таких как утреня, или вечерня, или часы , совершаются также службы по потребностям христиан, то есть требы. Например: Крещение, Венчание, Соборование, молебны, отпевания и другие. Богослужения совершаются обычно в храме и только священнослужителями, верующие же участвуют в них молитвой и пением. Такой порядок восходит к древним библейским временам. У евреев день начинался с появления на небе третьей звезды и продолжался от захода солнца до его захода в следующий день: «это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши, с вечера девятого [дня] месяца; от вечера до вечера празднуйте субботу вашу» Лев. Греческое слово «нюхтэмерон» переводится как «ночь-день», т. В новозаветной Церкви отсчет суток с вечера имеет значения только для богослужения. При этом точного «часа» в 17 или 18 часов в данном случае нет, потому что в одних храмах вечернее богослужение начинается с 16 часов, в других храмах — с 17, в третьих — с 18 часов. Вне богослужения например, начало и окончание постного дня Церковь использует греческий способ исчисления суток — с полуночи до полуночи. Все посты начинаются с 00. То есть постимся мы не с вечера вторника, а с 00. Дни памяти: Преподобного Тита. Живший в IX веке святой за свои постнические подвиги, добродетельную жизнь, смирение и молитвы получил от Господа дар чудотворения. Пост: В понедельник монастырский устав предписывает сухоядение. Не монахам хоть и не обязательно следовать самым суровым правилам, но тоже не стоит расслабляться. Вторник 5-й седмицы Великого поста. Дни памяти: Иконы Богородицы «Неувядаемый Цвет». На иконе Пресвятая изображена с белой лилией, символизирующей чистоту и девство Богоматери. Преподобного Никиты Исповедника, игумена, жившего в IX веке, защищавшего Церковь от иконоборческой ереси и терпевшего за это скорби. Пост: Пост без послаблений. Разрешены хлеб, овощи и фрукты, каши, макароны и бобовые. Вопрос об употреблении морепродуктов в дни Великого поста решается индивидуально. Среда 5-й седмицы Великого поста. Вечером — утреня с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского и жития преподобной Марии Египетской. Канон состоит из 250 строф и призывает душу к покаянию. Другое название этой службы, совершаемой всего раз в году, — Мариино стояние. Ее продолжительность — от трех часов, но подвиг святой, много лет прожившей в пустыне, настолько вдохновляющий, что это длинное богослужение для многих верующих проходит «на одном дыхании». Как мы помним, за богослужением полагаются назидательные чтения так, на воскресном бдении их 7 , когда все садятся и слушают или житие, или Пролог, или святоотеческое поучение, или толкование на Евангелие. Обычно мы не имеем возможности почувствовать учительное значение нашего богослужения, а в этот день уже не сокращается чтение жития. Сначала читается первая часть жития прп. Марии Египетской, затем 50-й псалом и начинается пение Великого канона прп. Андрея Критского, всего целиком. Напомним, что в нем есть вторая песнь — это особенно полный канон. Устав велит петь его «косно и с сокрушенным сердцем и гласом» — т. После третьей песни читается седален и вторая половина жития прп. Марии Египетской». В этот день читается Великий канон преподобного Андрея Критского. Только если в первые четыре дня Великого поста он разбит на четыре части в каждый из четырех дней — одна из частей , то теперь его прочитывают полностью. К канону присовокупляется житие преподобной Марии Египетской. Первая часть жития Марии Египетской читается после псалмов. Затем начинается чтение Великого канона.
Постное письмо № 15. Заложники совести
Великий пост (7 недель, от Прощеного воскресенья до Пасхи). Мариино стояние (в Типиконе – Четверток Великого канона) – так называется утреня четверга 5-й седмицы Великого поста (служится, обычно, в среду вечером). Великий пост является самым строгим и продолжительным для христиан.
Постное письмо № 15. Заложники совести
В этот день установлен пост в память воздержного жития великого пророка Иоанна и беззаконного его убиения Иродом. О ВЕЛИКОМ ПОСТЕ ИЗ ТИПИКОНА, продолжение. Слава Господу Исусу Христу! В первые два дня Великого поста, а также в страстную Пятницу Типикон предписывает полностью воздерживаться от пищи.
Что разрешается есть в Великий пост
Правила поста регулирует Типикон — церковный устав, который изначально был составлен для монастырей. Кроме того, будничные дни Великого Поста, когда служится Литургия Преждеосвященных Даров, по своему статусу (как время строгого воздержания) не могут сравниться с Великим Четвергом. Мариино стояние (в Типиконе – Четверток Великого канона) – так называется утреня четверга 5-й седмицы Великого поста (служится, обычно, в среду вечером). Нарушившим Великий Пост хотя бы вкушением рыбы, кроме положенных двух Праздников, Типикон возбраняет Причастие в Святую Пасху и предписывает еще две недели покаяния (глава 32). И якоже в 1-ю седмицу святаго сего поста, сице и в сия дни: в Великий Понедельник, во Вторник и в Среду поститися подобает» (Типикон, Великий Понедельник вечера, 2-е «зри»). За несоблюдение Великого поста священнослужители лишались сана, а миряне отлучались от Причастия.
ПОСТ ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА ПО ТИПИКОНУ.
Он объяснил связь между Богом и миром. В славянских странах альтернативой пальмовых ветвей являются веточки вербы. Суть Великого поста В христианстве наиболее важным праздникам предшествует пост. Суть Великого поста — очистить тело и душу от всего, что может помешать приблизиться к духовному началу.
Строгая диета, молитва, освобождение от обид, прощение врагов, очищение от зависти и злости, приближает человека к тому состоянию, в котором его хотел бы видеть Бог. В этот период существовала практика 40 часового поста, во время которого христиане не принимали пищу. В III веке был принят шестидневный пост, в который вспоминали о событиях Страстной недели.
В начале V века возникла идея сорокадневного Великого поста, как десятины года. В этот же период церковь начала считать его обязательным для всех христиан. Что можно есть в Великий пост: правила питания Великий пост самый строгий.
Основными продуктами питания в данный период являются соления и варения из овощей и фруктов, лук, морковь, капуста, свекла, бобовые, яблоки, апельсины, орехи, сухофрукты. Первую неделю придерживаются особо строгого поста. В первый день Чистый понедельник необходимо полностью воздержаться от принятия пищи.
Затем, со вторника по пятницу, можно есть хлеб, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед, пить воду разрешено сухоядение , а в субботу и воскресенье — горячую пищу с маслом. Во вторую-шестую недели поста на понедельник, среду и пятницу предписано сухоядение, на вторник и четверг — горячая пища без масла, а на субботу и воскресенье — горячая с маслом. В период Страстной седмицы придерживаются строгого поста.
Во все дни этой недели разрешается сухоядение, причем в пятницу нельзя употреблять пищу до выноса плащаницы. В церковный праздник Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля если он не выпадает на Страстную седмицу и в Вербное воскресенье за 7 дней до Пасхи можно кушать рыбу. В Лазареву субботу перед Вербным воскресеньем допускается употребление в пищу рыбной икры.
Согласно монастырскому Уставу вышеперечисленные правила обязательны для соблюдения среди монахов. Мирянам не обязательно придерживаться строгости поста. Прихожане согласовывают календарь питания с духовными наставниками, учитывая все жизненные обстоятельства, состояние здоровья и особенности организма.
В статье приведен календарь монастырского Устава, который дает представление о степени строгости поста по дням. Каждый человек в индивидуальном порядке вместе с духовником определяет меру строгости своего поста. Кому разрешается не соблюдать пост По физиологическим, медицинским и возрастным причинам от вхождения в пост лучше отказаться детям, пожилым, беременным и кормящим женщинам, людям с нарушенным обменом веществ, больным диабетом, людям с пищеварительными заболеваниями, онкобольным, страдающим от дисфункции почек, проходящим послеоперационную реабилитацию, людям с хроническими заболеваниями и острыми респираторными инфекциями.
Как подготовиться и планово войти в пост Подготовку к посту лучше начать за пару недель. Необходимо постепенно снижать в рационе содержание продуктов животного происхождения и увеличивать количество растительной пищи. В последнюю неделю перед постом необходимо создать белковое депо, чтобы организм не испытывал недостатка.
Диетологи рекомендуют ежедневно съедать по яйцу и 150-200 граммов рыбы. Мясо животных лучше исключить, так как оно хуже усваивается организмом. Необходимо приучить организм к клетчатке.
Основной рацион постной пищи — овощи и фрукты, которые в большом количестве содержат клетчатку. Добавляйте каждый день в рацион свежие салаты и перекусы из овощей и фруктов. Помочь в этом может масляничная неделя, если добавлять в тесто для выпекания блинов отруби или муку грубого помола.
Восстановите микрофлору кишечника. Чтобы не испытывать дискомфорта после перемены рациона питания, необходимо позаботиться кишечнике — заселить его полезными бактериями. Для этого за неделю до поста ежедневно рекомендовано употреблять кисломолочные продукты: йогурт, кефир, простоквашу.
Эти продукты можно приготовить самостоятельно на основе закваски из бифидобактерий. В первые дни поста рекомендовано увеличить порции и количество приемов пищи.
Первоначально допускалась лишь одна трапеза, каковая могла начаться только с наступлением вечера. Однако уже достаточно рано мы впервые находим упоминание об этом у Сократа Схоластика [ источник не указан 4030 дней ] стала быть терпимой практика разрешения поста в «девятый час», то есть, в три часа дня. Постепенному приближению времени обеда способствовало ещё и то, что канонические часы Девятый час, Вечерня и т.
Девятый час означал, без сомнения, три часа дня, однако служба девятого часа могла читаться сразу после шестого, который соответствовал полудню. Подобным же образом и вечерня, после которой полагалась трапеза, служилась всё раньше и раньше, пока, наконец, не было официально признано, что вечерня в великий пост может служиться в районе полудня как оно и было в Католической Церкви вплоть до литургических реформ середины XX века. Таким образом, хотя в XI веке ещё объявлялось, что принимающие пищу до наступления вечера нарушают великий пост, уже в XIII веке такой обычай стал вполне общепринятым. Дальнейшим послаблением явилось введение вечерних лёгких трапез, т. В таком виде одна полная трапеза и два небольших перекуса этот тип поста именуемый собственно «постом», в отличие от «воздержания», о котором пойдёт речь далее просуществовал до наших дней, хотя и требуется официально лишь для нескольких дней в году.
Что же касается ограничений на качество пищи, то есть воздержания, то здесь долгое время также существовали значительные ограничения, хотя они и не доходили до такой строгости, как в Православной церкви. К первоначальному и повсеместному запрету на мясо позже прибавились запреты на lacticinia, то есть молочные продукты. Причём, в отличие от поста, воздержание не отменялось и в воскресные дни великого поста. Исключения, всё же, допускались, и часто давались диспенсации , разрешающие вкушать lacticinia при условии совершения какого-нибудь благочестивого дела. В Германии такие диспенсации были известны, как Butterbriefe, считается, что благодаря им там было построено несколько церквей.
Одна из колоколен собора Нотр-Дам во французском Руане по этой же причине раньше называлась La Tour de Beurre то есть «масляная башня». Позднее, однако, большинство запретов были сняты, так что к началу XX века сохранялся лишь запрет на употребление мяса по пятницами и в некоторые другие дни года. В 1966 году Папа Павел VI в своём Motu proprio «Paenitemini» ввёл новые правила поста, сохранив запрет на мясо по пятницам, из дней же строгого поста оставил обязательными только два: в Пепельную Среду и Великую Пятницу. Разумеется, подобные правила следует рассматривать, как минимум, который не препятствует желающим брать на себя дополнительные ограничения не обязательно связанные с пищей на этот период. Кроме того, многие традиционалисты соблюдают дореформенный пост, который, применительно к Великому посту, выражается обычно в посте шесть дней в неделю кроме воскресений и дополнительно в воздержании в пятницу и не везде в субботу.
Есть вторая песнь, но во Вторник нет Минеи - минейные каноны никогда не содержат вторую песнь, поэтому поется иначе. Пение канона во Вторник: во Вторник есть вторая библейская песнь, казалось бы она и должна служить припевом канона, но почему-то устав говорить иначе, он говорит: сначала спеть всю песнь целиком, а затем с припевом Слава Тебе, Боже наш - спеть все тропари, сначала ирмос, потом все тропари. Песнь при этом поется совершенно отдельно И еще один момент: при службе двух святых. Песнь с трипеснцем поется также как и при одном святом - Минея на 6 - получается Ирмос 1, 2 Минеи, 2 тропаря... А вот песнь без Трипеснца поют по-другому: начинают они с ирмоса 1-го канона Минеи, затем 6 тропарей Минеи, не 4, а 6... При этом вот это правило, что ирмос переносится в конец 3 и 6 песни, - это правило исчезает, потому что ирмосы разные и смысла переносить никакого нет.
При двух святых ирмос, конечно, другой, его поют только в 3 и 6 песне - в 3 и 6 песне стихи покрывают ирмосом, а в других песнях - не покрываются. Иногда у святых нет кондака, святые, которые попадают на великий пост, часто у них маленькая служба и нет кондака, в этом случае поется мученичен Октоиха. Эти мученичны напечатаны среди седальнов, то есть во втором Приложении Триоди. Отсюда возникает еще одно Правило о том, что если у святого кондак есть, то мученичен поется по 1-й кафизме, если у святого кондака нет, то мученичен поется по 6- песне канона. Светилен поется трижды, припев - Слава и ныне - и изменяются у него окончания, так же как и у троична: 1-е - по дню, 2-е - всем святым, 3 -... Примерно так Светильны напечатаны по гласам, а вам эти припевы напечатаны отдельной главой. Надо сначала найти эту главу с припевами.
В 6-ом гласе меняется начало. Это только в 6 гласе. В остальных семи гласах меняется окончание. Стихир: на Хвалитех нет, за исключением того случая, когда мы служим службы двум святым, тогда на Хвалитех поются стихиры второго святого. Затем читается - Слава и ныне - Тебе слава подобает, если стихир не было, и утренее славословие в будничной редакции, будничное славословие - Слава в вышних Богу, - Сподоби, Господи, - Просительная ектения - Стихиры на стиховне.
И зафиксирована эта мысль в виде Типикона, или Церковного устава. Типикон Типикон — это попытка дать образец не только совершенного богослужения, но и совершенной монастырской жизни. В нем раскрыты всевозможные бытовые особенности жизни монаха, изредка вспоминаются и миряне. История знает несколько «уставов», авторами которых были разные святые отцы. Подобного фундаментального труда, направленного исключительно на жизнь мирян, никогда не было, как никогда не продумывался специальный богослужебный устав для приходских храмов.
Богослужение в приходских храмах совершается по монастырскому уставу, но сокращается, по понятным причинам. Может быть, и хорошо, что нет особого, «облегченного» устава для приходов. Ведь в том, как мы служим сейчас, нет никаких причин для гордости, основанной на полном выполнении предписаний Устава. Вот так мы потихоньку подобрались к центральной теме статьи. Любой священнослужитель обязан исполнять предписания Устава, но в то же время исполнить Устав во всей полноте невозможно даже в монастыре не говоря уже о приходских храмах. Собственно, Устав являет недостижимый идеал богослужебной жизни. С Церковным уставом Православной Церкви сейчас хорошо знакомы многие люди, как клирики, так и миряне. И в основном я встречаюсь с двумя подходами к предписаниям Устава. Первый, особенно модный в наше время, — это свободомыслие, либерализм на церковной ниве. Многим кажется, что по своему усмотрению можно искажать богослужение, лепить из него что угодно, основываясь лишь на формуле «аще предстоятель изволит».
Второй подход — полностью противоположен первому — это «типиконщина», консерватизм, возведенный в абсолют. В этом случае уже теряется конечная цель предписаний Устава — гармоничное общение с Богом в рамках богослужения, и исключительной задачей клирика становится только выполнение законоположений Типикона. Чтобы нащупать золотую середину, нужно попытаться понять дух установлений Типикона, мотивы святых отцов, которые его составляли. Тогда станет понятно, что есть некие главные моменты, которые оговариваются особо, а есть второстепенные, выбор которых предлагает сам Типикон. Например, глава 6 «О всенощных бдениях» говорит, что в год должно совершаться минимум 68 всенощных бдений тут же замечу, что всенощное бдение Типикона — это далеко не наша двухчасовая вечерняя служба, а пять-шесть часов молитв. Однако иногда возникает искушение сократить бдение как мы это делаем сейчас. Поэтому уже в следующей, 7-й главе, читаем [1] : «Да будет известно, что в малых обителях и соборных и приходских храмах в дни воскресные, где всенощных не бывает или настоятель не благословляет совершать их, поется великая вечерня, а также утреня в свое время следующим образом» С. То есть вместо сокращения всенощного бдения можно провести другие, более краткие уставные богослужения. Однако в этой статье я хочу затронуть другой важный аспект, который касается поста, хотя на первый взгляд эта связь может показаться надуманной. Я хочу поговорить о времени совершения богослужений.
Время Типикона В обычные дни Литургия должна начинаться в 9 или около того часов утра, чтобы закончиться до полудня. Однако в особые дни время Литургии сдвигается. Чтобы понять логику Типикона, нужно оговориться, что пост условно можно разделить на аскетический и евхаристический. Аскетический пост — это постоянное воздержание в многодневные посты. Его суть хорошо раскрывает протоиерей Александр Шмеман: «Аскетический пост состоит в сильном сокращении пищи, так, чтобы постоянное состояние некоторого голода переживалось нами как память о Боге… Этот аскетический пост вместо того, чтобы ослаблять, создает в нас известную легкость, собранность, трезвость, радость и чистоту». Евхаристический пост — полный отказ от пищи и питья перед Причащением. В период Великого поста усиливается не только аскетический пост, но и евхаристический. И в богослужении это проявляется в первую очередь тем, что Причащение совершается далеко за полдень. И главное великопостное богослужение, которое специально для этого создано, — Литургия Преждеосвященных Даров. В отличие от обычной Литургии на этой службе не освящаются Святые Дары, а используются Дары, уже освященные в предыдущее воскресенье.
Литургия Преждеосвященных Даров начинается с вечерни.
Почему не постимся?
Подробнее о том, что разрешается есть во время Великого поста, — в инфографике ТАСС. В 2023 году Великий пост отмечают с 27 февраля по 15 апреля включительно. Великий пост – пост в честь Самого Спасителя, а последняя страстная седмица этого 48-мидневного поста установлена в воспоминание о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа. Т. е. подобно Успенскому посту, что косвенно и подтверждается фразой в Типиконе, которая приравнивает Успенский Пост к Великому.