Новости плюсы и минусы семейного обучения

АКТУАЛЬНЫЕ ПЛЮСЫ И МИНУСЫ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании». Плюсы и минусы семейного образования. Начать следует с того, что семейное образование — лишь одна из форм обучения вне школы. В статье собраны основные плюсы и минусы семейной формы обучения. Надомное, семейное и дистанционное домашнее обучение в России – особенности, условия, преимущества и недостатки. Как перевести ребенка на домашнее обучение, как оно проходит и сколько стоит домашнее образование — узнайте в материале Forbes Life.

Домашнее обучение в школе. Обучаем ребенка на дому

Не стоит путать семейное образование (форма образования) с домашним обучением (способ организации получения знаний в рамках обычной школы) и дистанционным обучением (вид передачи знаний в рамках любых форм образования). Плюсы и минусы семейного обучения. Семейное образование вполне можно назвать новым трендом, хотя это парадокс: во все времена дети учились прежде всего в семье, и только в конце 19 века массовая школа начала играть примерно ту роль, которую играет сейчас. «Дела семейные» – специальный проект ГТРК «Новосибирск». О семьях – счастливых и не очень, про взрослых и детей, об отношениях в семье, о любви и нелюбви.

Чем отличается домашнее обучение от семейного обучения

— В чём суть семейного обучения? — Семейное обучение — это форма получения образования вне школы, предусмотренная законодательством Российской Федерации. Семейное образование подразумевает, что родители полностью заменяют ребенку школьное обучение. Тем не менее, ребенок прикрепляется к школе и обязан сдавать экзамены и проходить ежегодную аттестацию. Если вы тоже думаете о переходе на семейное обучение, почитайте о его преимуществах и подводных камнях.

Что нужно знать про Семейное Образование. Разбор всех плюсов и минусов

Не просто наполнить его знаниями, но научить его этими знаниями пользоваться. О том, как проходят занятия детей с родителями, рассказала Дарья Аношкина, которая занимается организацией семинаров по семейным обучающим программам. Но все-таки, как признаются сами родители, учить детей дома сложно. Во-первых, далеко не все семьи могут позволить себе эту форму обучения, поскольку по факту один родитель посвящает практически все свое время образованию ребенка, значит, вся финансовая нагрузка по обеспечению семьи ложится на второго. Во-вторых, от мам и пап требуются хорошие организаторские навыки, дисциплина, настойчивость. Да и дети все очень разные, многим просто нравится посещать школьные занятия. Ведь школа дает возможность увидеть себя глазами других детей, проявить себя, поучаствовать во множестве общих дел, научиться преодолевать конфликты, которые неизбежны в коллективе. Не удивительно, что некоторые родители, даже испробовав формат семейного образования, оценив его плюсы и минусы и взвесив свои возможности, все же возвращают детей в школу.

Марина Мирошина: — В целом наш опыт домашнего обучения был скорее положительным. Но кому-то этот способ образования больше подходит, а кому-то меньше. Я поняла, что домашнее обучение — все-таки не мой вариант. Я не могу быть одновременно и мамой, и учителем. Сейчас дочка ходит в обычную школу. Учится она хорошо, мне не приходится особо вникать в программу, соответственно, у нас остается больше времени просто на общение. Хотя не исключаю, что мы еще вернемся к этой теме позже.

Отдать предпочтение школе или семейному обучению?

Поэтому я придумывала для него занятия, пока спал младший: показала буквы, через две недели он выучил алфавит и сказал: «Мама, а что дальше? Через две недели он считал до 20. А через полгода мы прошли весь первый класс. В пять лет он участвовал в международной олимпиаде по математике и набрал 17 из 30 баллов! Расписание, оценки, учебники Я составила список предметов, которые мы углубленно проходим, даже тех, которых нет в программе второго класса, например: страноведение, физика и химия. У нас есть икеевские полки, где каждый квадрат — это отдельный предмет с учебниками: от более простого к более сложному. По порядку мы их и изучаем. Я за «погружение» в предмет.

Мне не нравится, что в школе каждые 45 минут — новый урок: невозможно сконцентрироваться ни на одной теме. Через каждые четыре месяца мы возвращаемся к пройденным темам, обновляем информацию, чтобы она лучше усваивалась. Никаких оценок, контрольных и домашних заданий нет! Мы прорабатываем каждый урок от точки до точки, и я способна сама оценить уровень знаний сына. Учеба — ежедневная, один выходной в неделю. Он справляется с заданиями эффективней и быстрей, если я нахожусь рядом. Если отлучаюсь, может чем-то увлечься. Часть учебников мы купили в школе, часть — скачали в интернете. Мы учимся по программе «Школа Россия».

Но у нас несколько учебников разных авторов. Я учу ребенка поиску информации, ее анализу, сравнению с другими источниками, выводам. Это гораздо полезнее, чем что-то зубрить. Я учу перепроверять информацию. Например, мы задаемся вопросом, почему ежик всегда изображается с яблоком на иголках? И находим, что ежик, вообще-то, не ест яблоки, он питается червяками. Уроки Карате, куда ходит сын, нам засчитывают за физкультуру. На портале инфоурок. Технология труд — это поделки, лепка, аппликация, рисование.

В конце года для отчетности мы сдаем полный пакет работ по каждому предмету. Есть и проектные работы. Например, на тему «Моя Анталия». Я сначала возмущалась — мол, это проект для мамы: ну что может 7-летний ребенок знать об этом? А потом объяснила сыну алгоритм, как делать проекты, как разбивать их на смысловые части, оформлять. Хороший опыт! Аттестат Аттестат при такой форме обучения выдается государственного образца. Мы не собираемся получать российское школьное образование. С 5—6 класса сын пойдет в школу той страны, где будет получать высшее образование: в Европе или Канаде.

Время Много лет назад с подачи своего папы я увидела интернет-уроки на сайте знайка. Мы же сидим 45 минут в школе с тем же результатом! Я была в шоке: сколько времени теряем! Объяснить тему 30 ученикам в классе и одному дома — это большая разница. Я даю «выжимку», объясняю наглядно: мы с рулеткой ползаем с сыном по полу и измеряем периметры, шнурками обвязываем банки из-под варенья, чтобы вычислить число Пи. Ну какой учитель такое будет делать? К слову, уже сейчас по математике мы далеко ушли по программе: решаем дроби и уравнения с иксом. За и против Самый большой плюс семейного образования то, что в ребенке горит жажда знаний, ему нравится учиться. Нет никакой обязаловки.

Минус — усталость мамы: физическая и эмоциональная. Потому что это дополнительная нагрузка, помимо прочих миллионов дел. Репетиторы Если ребенок занимается только с мамой, понадобятся репетиторы: нужно давать детям опыт общения с разными взрослыми, в разных обстоятельствах. У моего сына репетитор по развитию речи и по немецкому языку. Ищем по олимпиадной математике, так как сын начал спрашивать, что такое косинусы и синусы. Социализация Современные дети очень заняты: школа, кружки, семья. У них почти нет друзей. Мы ходим на группы развития речи, на каратэ, на интеллектуальные игры, где есть общение со сверстниками. План На следующий год я хотела бы прикрепиться к другой школе.

Юридически она находится в Москве. Это полностью онлайн-школа с интернет-уроками. У нее богатая база видеоматериалов, к которым можно подключаться в удобном для нас режиме. Контрольные работы и экзамены сдаются онлайн, по итогам аттестации выводится годовая оценка. Личное дело хранится в школе и при необходимости документы высылаются в любую точку мира. Обучение платное, но доступное. Дочь Анна, 11 лет, 5 класс, год на семейном обучении после частной очной школы. Семья живет в Москве. После 4 класса мы собирались переходить из одной частной школы в другую, но за две недели до начала учебного года, выяснилось, что наша новая школа не набрала 5 класс.

Сначала я впала в панику. Основания для перевода были самые веские, поэтому вернуться было невозможно. Других приемлемых вариантов вокруг не было. После двух дней лихорадочных поисков мне и пришла в голову мысль о дистанционном образовании. Дочка приняла эту идею осторожно, но спокойно. Главным аргументом в пользу этой формы обучения для нас обеих стало то, что она дает возможность путешествовать, учиться в любой точке мира. Главным аргументом против и сейчас — отсутствие среды сверстников. Решили пробовать. Как проходит домашнее обучение онлайн Я нашла школу, в которой дети учатся хоть и онлайн, но в классе.

Мы приписаны к школе «Наши пенаты», которая выдает аттестат о среднем образовании государственного образца. Все предельно просто: мы пришли на собеседование, подали документы, я подписала договор, нам показали, как работать в системе, ребенок прошел собеседование у психолога. После оплаты обучения наш вариант стоит 9 500 рублей в месяц нам дали входы в личный кабинет: родительский и ученика. И все — начали работать. Учеба Уроки проводят в формате видеоконференций, по каждому предмету раз в неделю. То есть в 5-м классе 8 уроков по восьми предметам. По сути, это семинары, к которым дети самостоятельно готовят большое задание, в нем и тот материал, который в обычной школе разбирают на уроке, и домашнее задание. Особенно много работы, конечно, по русскому и математике. Ведь освоить самостоятельно нужно все то, что в обычной школе проходят с педагогом каждый день в течение недели.

По каждому предмету свой педагог.

Также нужно оговаривать, по какой программе пройдет аттестация, потому что вы можете готовиться по одному учебнику, а на экзамене будут совсем другие темы. Наконец, если ребенок нервничает на экзаменах, можно сдавать аттестации дистанционно — сейчас есть платформы, которые предоставляют эти услуги. Об учебе В конце первого класса Гриша успешно сдал аттестацию, поэтому мы решили остаться на домашнем обучении еще на год. И потом вот так было в каждом классе — я думала, вдруг он захочет пойти в школу позже. Я бы дала ребенку прожить этот опыт.

И неважно, пошел бы он в школу на год, на пять лет или решил доучиваться вместе со всеми — это в любом случае был бы его выбор. Но Гриша в школу так и не захотел. В прошлом году сын закончил сразу два класса. В ноябре 2020 года он аттестовался за 8-й класс, а весной — уже за 9-й, после чего сдал ОГЭ. Кстати, только в этот момент у Гриши появились репетиторы, раньше он справлялся самостоятельно. По моему опыту, если с самого начала правильно выстроить учебный процесс, уже с 10—12 лет детям не нужен родительский контроль, они могут учиться сами.

Сейчас Грише 14 с половиной лет, он ученик 10-го класса. О движении в своем темпе Один из больших плюсов домашнего обучения я вижу в том, что оно позволяет ребенку двигаться в своем темпе. Ведь все дети по-разному осваивают программу — по какому-то предмету ребенок может опережать класс, а другой будет даваться ему с трудом. И в результате на уроках получаются то лишние стрессы, то откровенная скука из-за необходимости подстраиваться под остальных. В первом классе у Гриши были проблемы с письмом — он писал медленно и не очень красиво. В школе в таких случаях не избежать замечаний, а порой и сниженных за почерк оценок — мне пришлось бы заставлять его, требовать, давить.

Думаю, не стоит и говорить, к чему это обычно приводит — у ребенка очень быстро развивается отвращение. К счастью, на домашнем обучении у нас было время найти удобные прописи, понемногу отрабатывать технику письма и дорасти, созреть для этого навыка. У Гриши и сейчас не лучший почерк, но моей целью было не отточить каллиграфию, а привить любовь к родному языку. Такая же история с чтением — в начальной школе Гриша не любил читать, и вместо стандартной школьной программы я выбирала книги, которые были ему интересны. И вот уже в 3-м классе сын читал с удовольствием, у него наладилось письмо, и мы забыли об этих проблемах. У меня четверо сыновей: Саше исполнилось 12 лет и он закончил 6 класс, Никите — 9 лет, он учится в 4 классе, Мише — 6 лет, а Ромке — 3 года.

Саша и Никита учатся с опережением, то есть по возрасту они должны быть на несколько классов младше. С шестилетним сыном-дошкольником мы пока занимаемся в свободном формате, не по программе. Со старшими мы никогда не прикреплялись к школе, поэтому перехода с одной системы на другую у нас не было. Впервые мы прикрепили сыновей к школе только в прошлом году, потому что решили сдать необязательную промежуточную аттестацию. Я сделала это через компанию, которая занимается онлайн-аттестациями и берет на себя все вопросы взаимодействия со школой. Дети проходят тесты на специальной платформе, после чего получают справку из школы об окончании очередного класса.

О репетиторе Долгое время мы обучались самостоятельно и пробовали разные учебные площадки — благо, их появляется все больше и больше. Но в прошлом году я захотела, чтобы кто-то кроме меня занимался с ребятами, и так у нас появилась Наташа.

Никаких «У нас такого нет» и «В нашем регионе подобное не практикуется». Это есть везде, а потому региональные «тараканы» и «заскоки» в данном случае не касаются никого, кроме школы. Порядок перехода на семейную форму обучения Итак, чтобы перевести ребенка на семейную форму обучения, необходимо: 1. Направить заявление о переходе на данную форму обучения в школу и местную администрацию отдел по образованию или Департамент по образованию ; 2. Определиться с программой обучения и порядком: будут ли родители учить ребенка самостоятельно или же наймут кого-либо на стороне. Написать заявление для зачисления ребенка в число «экстернов», для последующей промежуточной и итоговой аттестации по ходу обучения.

Явиться по вызову в образовательное учреждение для оформления документации на семейное обучение — акта образовательного учреждения о зачислении в экстернат и, возможно но не обязательно договора между родителями и школой. И все! Никаких дополнительных документов или сведений для этого не требуется. Частые заблуждения и злоупотребления со стороны школ, когда дело доходит до семейного образования: Заявление о переходе на семейную форму обучения пишется 1 раз. Ни ежегодно, ни ежеквартально его дублировать не требуется; Родители вправе не сообщать причины такого перехода ни устно, ни письменно. Если аттестация при семейном обучении не пройдена Главная проблема, с которой могут столкнуться обучающийся на семейной форме и его родители — невозможность сдать промежуточной или итоговой аттестацию. В этом случае ребенку с семейной формой обучения предстоит продолжить обучение в школе, как то гласит часть 10 статьи 58 Закона «Об образовании». С этим подчас связаны практически все конфликты между школой и родителями — к ученику на семейной форме обучения могут умышленно при прохождении аттестации выдвигаться завышенные требования, что повлечет невозможность либо значительное усложнение ее сдачи.

Отказаться от школы: семейное обучение для ребенка в 2024 году

Плюсы и минусы дистанционного обучения. Основной плюс — это, конечно, персонализация образования, подстраивание программ под индивидуальные особенности ребенка. Семейное обучение подходит тем, кто сидит дома, работает удаленно или в свободном графике, что позволяет родителю быть в курсе, чем заняты дети. Плюсы и минусы дистанционного обучения. Основной плюс — это, конечно, персонализация образования, подстраивание программ под индивидуальные особенности ребенка.

Восемь вопросов о семейном обучении школьников

Никто не кричит, не мордует «двойками», объяснения лектора интересны и понятны. Подробно изучив всю информацию об онлайн-школе и отзывы учащихся, Кузина забрала документы дочки из школы и заключила договор на онлайн-обучение. С октября Маша изучает школьную программу по видео, а в конце года ей нужно будет пройти промежуточную аттестацию в аккредитованной школе — партнере онлайн-платформы — в данном учебном заведении сейчас и числится девочка. Преподаватели в школе замечательные, невыгоревшие творческие люди, многие преподают в известных вузах и лицеях. Урок в онлайн-школе проходит в тишине. Понятно, что учитель спокоен как удав, весел и уважителен к ученикам, потому что никого не надо успокаивать. Маша перестала нервничать, бояться криков на уроке и непонятных требований. В спокойном состоянии и материал стал усваиваться быстрее и лучше. К тому же урок не тратится на перекличку, проверку домашки и вызов к доске. Вначале — разбор сложностей по домашнему заданию, а затем подробное объяснение новой темы, обсуждение и ответы на вопросы от учеников в чате.

Каждый будний день в онлайн-школе Мария проходит по 4—5 уроков и два в субботу. После занятий ученикам приходит тестовое домашнее задание, которое они могут выполнить сразу или в течение дня. Таким образом, дети имеют возможность правильно организовывать свое время и освобождать вечера для прогулок или дополнительных занятий по интересам. За каждое задание школьник получает определенное количество баллов, которые суммируются. По мере набора определенного количества баллов ученик переходит на новый уровень, что является дополнительным стимулом. Также мы оставили репетитора по английскому, так как на виртуальных уроках в разговорном языке не преуспеть. С общением с друзьями тоже проблем никаких, его хватает в художественной школе, на каникулах и выходных. Учитывая, что в последние годы круг ее общения был далек от одноклассников, в этом вопросе она ничего не потеряла. Но главное даже не это.

Для меня важно, что Маша перестала быть похожей на зомби с постоянным кирпичом на шее: «А-а-а, я должна, я не успеваю, я не могу! Ей интересно учиться, она даже стала намного реже резаться в компьютерные игры — раньше она это делала, потому что, мол, ей надо «расслабиться». У меня тоже полностью ушел весь стресс. Я вижу ее новых преподавателей, слышу, что говорят на лекциях, и очень довольна уровнем. Однако, несмотря на свое полное удовлетворение, Анастасия Кузина уверена, что такая форма обучения подойдет не всем. Если вы понимаете, что ваше дитя склонно лениться и может «прогуливать» виртуальные уроки, так оно и произойдет. Защита от буллинга и сокращение расстояний Конечно, причин, по которым российские родители забирают детей на домашнее обучение, очень много.

А когда она была маленькая, что то около 2 лет, мы где то пол года жили осёдло, для нас это большой срок, так Майюшу водили играть на берег моря в песочницу, там ещё очень много было малышей и её возраста и постарше, она всё равно предпочитала играть одна, сядет в песочницу и не вылазеет из неё часами, я пытаюсь её заинтересовать другими играми, бесполезно. Только не надо мне говорить, что я мало пыталась, все мамашки, которые там же гуляли, удивлялись насколько усидчивый у меня ребёнок.

И вот теперь я собираю всякую информацию о домашнем образовании. Мне скучно просто так сидеть с ребёнком дома, поэтому мы занимаемся, и на сегодняшний день мы уже освоили полпрограммы за 1 класс, вчера даже написали контрольную по математике, я сама ошарашена результатами, если честно.

В банк идти работать никакого дополнительного обоснования не требует, почему я туда пошел. А в школу, почему в школу? Как вас так Господь вел? Евгений Ковалев: — Начну с того, что, вы правильно сказали, Господь вел. Потому что по-другому здесь...

Я когда заканчивал школу, хотел поступать в медицинский университет. А когда я выпускался, в то время еще ЕГЭ не было. Можно было поступить только по внутренним экзаменам, которые ВУЗ устанавливал сам на каждую специальность. Получилось так, что и в медицинский на тот факультет, на который я поступал, и в педагогический экзамены были одни и те же и практически в одно и то же время. И находятся эти ВУЗы у нас в Волгограде буквально через две троллейбусные маленькие остановки. Мне родители дали совет, в медицинский большой конкурс, не факт, что ты по этим баллам пройдешь, экзамены те же, давай подадим, если вдруг не поступишь, год поучишься, потом пойдешь туда. Это к вопросу о почитании родителей.

Евгений Ковалев: — Я не стал противиться, попросили, я подал, ничего сложного не было в этом, хотя внутри я сопротивлялся. Я думал, да какой учитель, я хочу врачом быть. Я подал. И получилось так, что, действительно, я в медицинский не прошел, а поступил в педагогический на учителя химии. И когда я узнал, что не прошел, чуть ли ни плакал, это была для меня такая боль, потому что рухнуло все мое представление о моем будущем. Я решил, что я сейчас год поучусь, еще подготовлюсь и пересдам. Но как-то получилось так, что за год я совершенно забыл про медицинский, настолько я окунулся в эту учебу, настолько мне понравились педагоги, моя группа, одногруппники, мы стали дружить, общаться.

Один мой одногруппник оказался верующим, и мы с ним на эту тему очень много разговаривали. И я там остался. Потом, естественно, следующий вопрос: закончить педагогический это еще не значит пойти в школу. Многие получают диплом и идут куда угодно, только не в школу. Константин Мацан: — Да. Евгений Ковалев: — И тоже был такой один случай. Хотя у нас был священник в Волгограде, любил такую фразу повторять: кто верит в случай, тот не верит в Бога.

Все случайности не случайны, они от Бога. Когда я заканчивал уже магистратуру, это было, по-моему, в тот год, я сам не из Волгограда, из области, у нас учитель уходила в декрет, и меня просто попросили ее заменить. Совпало, в январе получаю диплом магистра, и в январе учитель уходит в декрет. Помогите, надо подменить учителя. Я подменил. Константин Мацан: — И так до сих пор? Евгений Ковалев: — Это был 2010 год.

То есть уже 13 лет. Хотя до этого, когда был студентом, в воскресной школе начинал работать, и в детских лагерях работал, мне нравилось работать с детьми, и я черпал в этом смыслы, вдохновение. Константин Мацан: — Какие смыслы? Какое вдохновение? Евгений Ковалев: — Смыслы? Я сторонник того, что жизнь должна быть наполнена чем-то большим, чем просто существование. Какие-то должны быть внутренние смыслы, зачем ты это делаешь, зачем ты ходишь на работу.

Это очень часто мне помогало в школе остаться, в школе очень сложно сейчас, очень сложная ситуация, очень сложные дети, очень сложные родители. Ситуация финансовая тоже не балует нас, очень сильно не балует учителей. Но понимание того, как говорил Константин Дмитриевич Ушинский, что педагогика это не наука, а искусство, причем самое важное искусство. Педагогика это самое важное искусство, потому что она создает человека. И когда я это осмысливал, свою ситуацию, Христа профессионально определяют как врача и как педагога, как детоводителя. Я в этом тоже вижу христианский смысл служения, что это тоже служение — быть учителем. Поэтому я не сожалею о том, что я стал учителем, пошел по этому пути, в школе я до сих пор работаю, и в общеобразовательной школе работаю.

А если возвращаться к периоду, когда было самоопределение, конечно, еще ничего не было, этих мыслей. Была ситуация, реагируем на ситуацию. В воскресной школе я работал раз в неделю, по воскресеньям воскресная школа работает. Константин Мацан: — А что вы там преподавали? Евгений Ковалев: — Да что только я там ни преподавал, в воскресных школах. Сначала это было что-то наподобие занимательного естествознания, учитель химии и биологии что еще может. Потом я стал преподавать церковный календарь, сам продумывал программу.

Потом у меня был предмет Евангельский кружок. Потом мне захотелось дальше свои знания углублять, у нас было замечательное в Волгограде когда-то духовное училище при Царицынском православном университете, сейчас, к сожалению, нет этого университета уже. Я поступил в духовное училище, закончил его, и эти знания помогали мне, в том числе, заниматься в воскресных школах, в этом направлении. Не только в естественных науках, я преподавал вероучительные дисциплины, и в лагере летнем епархиальном. Постепенно формировалось понимание того, что педагогика это, наверное, тот путь, которым я должен пойти. Константин Мацан: — А что вы думаете о часто дискутируемой теме как наука и религия, представление о вечно существующем антагонизме между религией, как религиозным мировоззрением, признающим реальность духовного мира, веры в Бога, который не доказуем, и естественными науками особенно, химия, биология, тут же теория Дарвина.

Пройти повторную аттестацию разрешено в другой школе. Кому подходит семейное обучение Семейное образование подходит детям, которым требуется индивидуальный подход в обучении. Например, одаренному ученику скучно на уроках, а юному спортсмену сложно усвоить материал из-за частых пропусков. Таким детям не подходит стандартная школьная программа. Альтернативное обучение также помогает семьям, которые вынуждены часто переезжать. Например, дети артистов или военных. Ребенку не приходится каждый раз адаптироваться к новой школе и вливаться в коллектив. Семейное обучение могут выбрать родители, чьи дети столкнулись с буллингом сверстников или конфликтуют с педагогами. Если семье нравится конкретная методика, которой нет в обычной школе, можно реализовать ее в семейном обучении. Здесь родители не ограничены в выборе программ. Плюсы семейного обучения Родители, которые выбрали семейное образование, видят в нем много преимуществ. Во-первых, ребенок получает индивидуальный подход в обучении.

Нехватка историков и отличия репетитора от учителя

  • Семейное обучение в 2024 году
  • Семейное обучение: «за» и «против»
  • Чем отличается домашнее обучение от семейного обучения
  • Семейное обучение: плюсы и минусы
  • Как окончить школу, не заходя в неё: выясняем плюсы и минусы семейного обучения
  • Три мифа о домашнем обучении

Обучаем детей дома - за и против

Результаты и их обсуждение. Современный педагогический процесс предполагает всесторонний охват эффективных методик получения образования ребенком. В случае необходимости перевести ребенка на индивидуальную форму обучения, родитель может выбрать более удобную для него и его ребенка форму дальнейшего получения образования. Инклюзивный характер образования является одним из основополагающих на законодательном уровне в Российской Федерации. Так, например, вынужденный переход на домашнее обучение является в той или иной степени формой получения инклюзивного образования. Под инклюзивным, понимается то образование, которое в равной мере доступно любому обучающемуся с различными индивидуальными потребностями и возможностями [1].

Семейное образование также является инклюзивным, так как основывается на принципах учета индивидуальных потребностей учащегося в ходе обеспечения равного доступа к получению образования. Многие родители сопоставляют и приравнивают понятия «домашнее обучение», «семейное образование», что является актуальной проблемой, так как на этом фоне появляется множество мифов, связанных с путаницей этих понятий. Для должного понимания теоретических аспектов темы стоит сформулировать и сравнить вышеперечисленные понятия: Семейное образование - процесс освоения учащимся общеобразовательных программ в форме семейного обучения с прохождением промежуточной итоговой аттестации в общеобразовательном учреждении [2]. Домашнее обучение - процесс освоения учащимся школьных программ по индивидуальному плану изучения на дому по причине отклонений от нормального психического, физического развития или реабилитации после болезни [3]. Стоит отметить, что семейное образование предполагает не просто обучение ребенка на дому, но и полный переход ответственности на родителя законного представителя ребенка по исполнению своих обязанностей по освоению общеобразовательных учебных программ и воспитанию обучающегося.

Преподавание предметов в ходе семейное образование осуществляется родителем или приглашенным специалистом. В случае, если родитель не справляется со своей обязанностью по обучению, то школьная администрация ставит вопрос о переводе ребенка на школьную форму обучения или повторном прохождении курса обучения на дому. Характерной особенностью семейное образование выступает возможность перехода в данную форму обучения в любое время, так и выхода из нее в школьную, на любом этапе получения школьного образования учащимся [4,5,6]. Является ли семейное образование достаточно эффективным и обоснованно ли использовать его вместо общеобразовательной школы? Большинство исследователей склоняется к тому, что семейное образование действительно выступает эффективным методом обучения, если переход на него обоснован некоторыми факторами.

К таким факторам можно отнести: 1 Способность детей к быстрому усвоению материала; 2 Одаренность детей; 3 Высокая результативность в спорте, искусстве; 4 Трудность посещения школы из-за синдрома дефицита внимания, гиперактивности, ОВЗ и пр. Стоит учесть, что возможность перехода в форму семейного образования присутствует у каждого учащегося, вне зависимости от влияния вышеперечисленных факторов, так как на законодательном уровне в РФ признается главенствующая роль семьи в обучении и воспитании ребенка. Что касается вопросов влияния такого типа обучения на ребенка - главным фактором здесь выступает готовность родителя к осуществлению всех педагогических процессов, из чего и исходят все позитивные и негативные черты такого типа обучения. Зайцева считает, что: «Ценностные ориентации родителей являются ключевой составляющей целостности системы семьи и представляют собой сочетание... Так, к позитивным чертам такого типа обучения можно отнести: 1.

Индивидуальный план обучения, основанный на принципах самоорганизации, самостоятельной мотивации реже самоконтроля. Поддержание интересов ребенка в познании и тяге к получению знаний.

Отзывы родителей Об авторе: Петр Сергеев, научный руководитель образовательной онлайн-платформы «Учи.

В России пока не ведется регулярная официальная статистика по количеству детей на домашнем обучении. На конференции Edcrunch 2019 было заявлено, что около 100 тыс. По данным Министерства образования и науки, на начало 2015—2016 учебного года в форме семейного образования в России проходило обучение всего около 8500 человек меньше одной десятой процента от количества всех школьников.

Ассоциация семейного образования провела собственное исследование и выяснила, что количество детей, находящихся на семейном обучении в России, выросло с 8452 до 15 тыс. Но несмотря на то, что цифры разнятся, рост интереса к семейному обучению — притом взрывной — заметен. Школьников младших классов переводят на дистанционное обучение из-за круглогодичных путешествий или постоянных переездов родителей дипломатов или спортсменов по работе.

Ученики 10-11 классов, которые сознательно определились с будущей профессией, часто сами просят перевести их на дистанционное обучение — это позволяет уделять больше времени профильным предметам и подготовке к экзаменам. Есть и исключительные ситуации: из-за проблем в школе в том числе буллинга родителям приходится переводить ребенка на семейное образование, чтобы сохранить его психологическое и физическое здоровье. Под особую ситуацию попадает также обучение детей-инвалидов с сохраненным интеллектом — часто им сложно физически высиживать многочасовые уроки.

В домашних условиях заниматься с ними намного проще, делая больше пауз между занятиями и распределяя нагрузку под запросы ребенка. Запрос на дистанционное обучение возникает в ситуациях, когда ребенку необходим особый подход и нестандартный график занятий. Если вы рассматриваете этот вариант, вот что вам необходимо знать.

Но при этом форматы промежуточных четвертных и годовых аттестаций могут различаться в зависимости от учебного заведения. В «Законе об образовании» есть статья о том, что к аждая школа самостоятельно утверждает сроки и форматы проведения аттестации, поэтому все «семейники» проходят ее согласно школьному «Положению». При этом формат, в том числе и дистанционная форма контроля знаний, а также сроки согласовываются с администрацией учебного заведения и по заявлению родителей.

Часто родители предпочитают самостоятельно учить детей по утвержденной государством программе. При этом учиться можно как по школьным учебникам, так и по авторским методикам. Главное здесь — конечный результат и выполнение программы.

На эту тему в интернете созданы большие онлайн-сообщества родителей , которые обмениваются опытом и вместе преодолевают возникающие проблемы.

С каждым годом детей на домашнем обучении в России становится все больше. Сейчас их количество достигло 100 000 человек. В чем отличие семейного обучения и заочного? Закон «Об образовании в Российской Федерации» предлагает следующие формы получения образования: очное — обычная школа; очно-заочное — часть предметов ребенок может изучать в школе, а часть — сдавать экзамены; заочное в том числе дистанционное ; семейное образование и самообразование — обучение не по программе школы, а как захочется родителям. Отличие заочного обучения и семейного в том, что в первом случае ребенок четко придерживается программы школы, а при семейном образовании — учится тому, что более правильным считают родители. Получается, что при семейной форме обучения ребенок останется без аттестата? Ребенок может сдать итоговые экзамены экстерном. Просто при такой форме обучения нет четкого следования плану школы. Когда необходимо сдавать экзамены?

Можно сдавать по ходу учебного года текущий контроль по плану школы и быть прикрепленным учеником к конкретному классу. В этом случае вы имеете право получать консультации учителей. А можно учиться по семейной форме и, когда понадобится аттестат, нужно будет сдавать в школе все предметы. Как узнать, подойдет ли ребенку домашнее образование? Этот вариант обучения подойдет всем детям, если оно компенсируется родителями. Родители должны быть ответственными и иметь ресурсы, чтобы организовать ребенку полноценную среду как обучения, так и в социальном смысле. Если вы считаете, что кто-то другой без вашего непосредственного участия должен будет это организовать, то вашей семье домашняя форма обучения не подойдет. Также может не подойти вариант обучения дома детям-общественникам, которым просто необходима власть, общественная и организаторская деятельность. В этом случае школа может быть чуть ли не единственным местом для реализации этих амбиций. Но таких детей — единицы… Как ребенок, находящийся на домашнем обучении, будет учиться взаимодействовать со сверстниками?

Как проходит социализация? Если мы посчитаем, что 24 часа в сутки три месяца во время летних каникул, еще месяц осенних, зимних и весенних каникул, плюс субботы и воскресенья, плюс праздничные дни и время вне школы — столько времени в году ребенок находится вне школьного коллектива. Затем нужно учитывать, что эта самая социализация в школе проходит во время школьных перемен, которые длятся по 10 минут. Сколько времени ребенок может свободно общаться со сверстниками в школе? Можем ли мы быть уверены, что это мизерное время обеспечит социализацию ребенка? Самая лучшая социализация происходит в компаниях, за которыми нет присмотра взрослых, так сказать, в неструктурированном обществе. Идеальный вариант — дворовая компания.

Какие-то дети лишаются общения со сверстниками и условий для развития социального интеллекта. Другие не сталкиваются с жизнью больших систем и необходимостью подстраиваться под них, что дает много плюсов прямо сейчас — например, не надо рано вставать, но откладывают эту задачу адаптации. Это не значит, что обязательно караул, может быть, он в 17 лет пойдет и быстро адаптируется. Почему так трудно учить своего ребенка Может быть, какие-то дети в старших классах могут учиться сами, но не все. Я знаю таких детей. Семейное обучение требует больших ресурсов, не всякая семья на это способна. Если ребенок не в самых старших классах, это значит, что кто-то должен этим заниматься. Либо это должен быть педагог домашний, либо кто-то из родителей — это огромный объем работы. Еще есть риск смешения отношений. Все-таки отношения «ребенок и родитель» и отношения «ребенок и наставник» — разные. Например, в отношениях с наставником много оценочности. От родителя оценочность на порядок болезненнее воспринимается, и ребенок более уязвим.

Плюсы и минусы семейного обучения

  • "Я забрала дочь из школы": плюсы и минусы дистанционного обучения
  • Публикация «Семейное обучение ребенка — плюсы и минусы» размещена в разделах
  • Личный опыт: семейное обучение
  • Семейное образование: плюсы и минусы обучения без школы, оценок и одноклассников - Инде
  • Личный опыт: семейное обучение
  • Три мифа о домашнем обучении

Что такое домашнее (семейное) образование?

  • Когда школа – дома: челнинцы рассказали о плюсах и минусах семейного образования
  • Семейное обучение: «за» и «против»
  • Заметки о семейном образовании
  • Что такое семейное образование и как на него перейти?

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий