После многолетних исследований ученые смогли установить личности людей из трех гробниц, принадлежавших семье Александра Македонского.
Царь Александр Македонский и царица скифов Артаксия
14. У Александра Македонского было два сына — незаконнорождённый Геракл от любовницы Барсины и Александр от княжны Бактрии Роксаны, родившийся через месяц после смерти отца. Биограф Александра Македонского Кальсиниас писал, что Александр завещал похоронить себя в Египте, в оазисе Сива. Здесь археологи обнаружили курган с гробницами отца и сына Александра Великого – македонских царей Филиппа II и Александра IV.
В Греции нашли гробницу, в которой похоронена семья Александра Македонского
"Был некий македонец Павсаний, родом из Орестиды. Был он телохранитель царя и его возлюбленный, благодаря своей красивой наружности. Когда он заметил, что царь стал увлекаться другим Павсанием (его тезкой), он обратился к тому с бранью, обвиняя того в. Поэтому они пришли к выводу, что мужская фигура была царем Македонии Филиппом II, отцом Александра Македонского, который, как известно, хромал. Останки, обнаруженные в гробнице греческого города Вергина, принадлежат отцу Александра Македонского Филиппу II. По словам Диодора Сицилийского, Олимпиада (мать Александра Македонского, первая жена монарха) собственноручно убила ребенка Клеопатры, а саму вдову заставила покончить с собой. Учеными было сделано заключение, что мужчина — это отец Александра Македонского Филипп II, который во время жизни хромал. Новости от 21.07.2015 07:44 Археологи обнаружили настоящую гробницу и останки Филиппа II, отца Александра Македонского, и выяснили, что он страдал от хромоты.
Великие завоеватели
Местные жрецы наставили их, как совершить обряд, испрашивая помощь от болезни. Мрачен был ответ божества: «Для царя лучше оставаться там, где он пребывает теперь». Доктора не смогли вылечить царя; нижняя часть тела у него была парализована, не спадала высокая температура. На следующий день наступил конец.
Все кончилось: Аравийская экспедиция, всемогущая власть, претензии на божественное происхождение, всепобеждающая воля, беспримерное творческое начало, планы мирового господства, империя. Остался человек, который тихо уснул, чтобы никогда уже не проснуться. Вечером 28 десия приблизительно 13 июня Александр умер».
С этого дня история Македонской империи начала свой новый отсчет, закончившийся ее полным распадом, а внезапная кончина ее основателя на многие века стала предметом исторических расследований. И поныне существует немало всевозможных версий о причинах загадочного недуга Александра: от отравления до чрезмерного пьянства или заражения инфекционными болезнями. Есть среди них и так называемая мистическая версия, основанная на неблагоприятных предзнаменованиях, с которыми пришлось столкнуться македонскому царю незадолго до смерти.
И хотя она не может служить основанием для серьезного исторического исследования, не упомянуть о ней нельзя. Дурные предзнаменования, или Кара богов Как и большинство людей того времени, Александр Великий верил в приметы, предсказания астрологов и прорицателей. А к концу жизни, по словам Плутарха, он и вовсе стал необычайно суеверным: «Исполненный тревоги и робости, Александр сделался суеверен, все сколько-нибудь необычное и странное казалось ему чудом, знамением свыше, в царском дворце появилось великое множество людей, приносивших жертвы, совершавших очистительные обряды и предсказывавших будущее.
Сколь губительно неверие в богов и презрение к ним, столь же губительно и суеверие, которое подобно воде, всегда стекающей в низменные места…» До и после каждого мало-мальски значительного события в жизни Александра обязательно приносились жертвы богам, испрашивались советы у оракулов, проводились гадания по внутренностям жертвенных животных. Как правило, царь относился к мнению жрецов и предсказателей достаточно серьезно и при принятии важных решений руководствовался их рекомендациями. Но были и исключения.
Древние историки упоминают об отдельных случаях, когда, уверовав в свою силу и могущество, Александр пренебрег предостережениями предсказателей. Речь идет главным образом о тех дурных предзнаменованиях, которые наблюдались в последние годы его жизни и сулили молодому царю утрату власти. Одним из них стал случай в царском зверинце, когда на большого красивого льва вдруг напал домашний осел и ударом копыт убил его.
Большинство знамений прямо указывали на скорую потерю Александром короны, и это не могло его не тревожить. Об одном таком случае рассказывает Плутарх: «Однажды Александр, раздевшись для натирания, играл в мяч. Когда пришло время одеваться, юноши, игравшие вместе с ним, увидели, что на троне молча сидит какой-то человек в царском облачении с диадемой на голове.
Человека спросили, кто он такой, но тот долгое время безмолвствовал. Наконец, придя в себя, он сказал, что был привезен сюда по морю и очень долго находился в оковах; только что ему явился Серапис, снял с него оковы и, приведя его в это место, повелел надеть царское облачение и диадему и молча сидеть на троне. Александр, по совету прорицателей, казнил этого человека, но уныние его еще усугубилось…» Аналогичный случай, который якобы произошел с царем весной 324 года до н.
Фишер-Фабиан: «Александр спустился между тем вниз по Евфрату, велел восстановить одни каналы, изменить русла других и, наконец, достиг устья реки и открытого моря. То, что произошло на обратном пути, привело его команду в ужас: царь сам вел корабль, держа рулевое весло обеими руками. Порывом ветра сорвало и унесло в воду его головной убор вместе с диадемой.
Один из финикийских моряков тотчас же прыгнул в море, выловил царский убор, а диадему надел на голову, чтобы освободить руки, — так было легче плыть. Высший знак царского достоинства на голове простолюдина — это предвещало беду. Но Александр рассудил иначе: «Отхлещите его бичами за неуважение к диадеме и наградите тысячей драхм, потому что он был проворнее и смелее многих из вас».
Еще одна «коронная» история была описана известным советским писателем-фантастом Иваном Ефремовым. В одном из своих романов он упоминает о короне из черного металла, которая якобы и послужила причиной тяжелой болезни и смерти Александра. А дело было так.
Во время индийского похода македонец нашел в какой-то деревушке маленький храм, в нем — корону богов. Гордый завоеватель потребовал, чтобы жрецы отдали корону ему. Человек же, прикоснувшись к черной короне, упадет замертво».
Александр, уверенный в своем божественном происхождении, только посмеялся над этими словами. Он надел корону и вышел на ступени храма. Вдруг великий полководец пошатнулся и, потеряв сознание, упал на землю.
Черная корона скатилась с его головы. А когда Александр пришел в себя, то оказалось, что он практически ничего не помнит о своих грандиозных планах покорения мира. Пытаясь вернуть внезапно утраченную память, македонянин вернулся в Вавилон, где через некоторое время ослабел от непонятной болезни и умер.
Стоит подчеркнуть, что нет никаких документальных подтверждений этой истории, поэтому исследователи считают ее всего лишь выдумкой знаменитого фантаста. В действительности же серьезные предупреждения великий завоеватель получил накануне его вступления в Вавилон. Сначала он прислушался к словам прорицателей, но затем все же пренебрег ими.
Фишер-Фабиан описывает это происшествие таким образом: «Когда в 331 году до н. Александр подошел к стенам Вавилона, городские ворота распахнулись, и сатрап Мазей был готов устроить ему триумфальный прием. Однако на сей раз его вступлению в город решили воспрепятствовать, но не солдаты для этого не хватило бы сил , а двое халдеев.
Они просили передать царю, что звезды говорят, будто ему грозит беда, если он войдет в Вавилон. Александр, как мы знаем, верил в предзнаменования — как в добрые, так и в дурные. Тем не менее, он заподозрил неладное, сопоставив два факта: щедрое финансирование работ по восстановлению Этеменанки вавилонской башни и рост доходов жрецов.
Они саботировали строительство и использовали деньги для «более важных дел». Но заставляло задуматься и то, что возвестил Пифагор [6] , гадавший по внутренностям животных, тот самый Пифагор, который предсказал смерть Гефестиона: и на этот раз печень жертвенного животного состояла только из одной доли. Каждый знал, что это особенно дурной знак.
А что произнес Калан [7] , прежде чем подняться на костер? Было бы непростительной глупостью бросать вызов богам. Царь велел части войска войти в Вавилон, а сам расположился в Борсиппе, что западнее Евфрата.
Когда же из города пришло донесение о том, что каждый день со всего света прибывают посланцы с просьбой об аудиенции, соображения государственной пользы одержали верх над верой в магическое, и царь сел в колесницу, запряженную восьмеркой индийских лошадей». Пышный въезд Александра в Вавилон, богатство его царской резиденции там и поклонение, которые оказали ему представители делегаций от разных народов, безусловно, тешили тщеславие молодого завоевателя, который возводил свое происхождение к египетскому богу Амону В том, что этот бог является его небесным покровителем, великий македонец окончательно убедился во время посещения в ливийской пустыне оазиса Сива, где устами египетских жрецов ему было передано предсказание божества. Что именно «сказал» ему Амон, точно не известно, но он якобы подтвердил божественное происхождение Александра.
При этом, если верить Плутарху, не обошлось без курьеза. Вот как описывает и комментирует интерпретацию этого события великим историком наш современник, историк Игорь Дубровский: «Согласно Плутарху, египетский жрец, приветствовавший Александра Македонского, желал сказать ему по-гречески"пайдион" "дитя" , но по причине дурного произношения вышло"пай Диос" "сын Зевса". Вполне этим довольный, македонский царь будто бы немедленно удалился.
Вовсе не обязательно принимать этот рассказ за чистую монету. В нем скорее угадывается скепсис, с которым на желание Александра сравняться с богами смотрели греки». Действительно, древние эллины не видели ничего необычного в обожествлении смертных героев.
Поэтому их делегация явилась в царский шатер в праздничном убранстве, украшенная цветами и венками, давая тем самым понять, что для них это место, где находится божество. В связи с этим С. Фишер-Фабиан отмечает: «В отличие от македонян, греки поклонялись Александру как богу естественно, не делая усилий над собой.
Они приносили жертвы и героям, которые рождались от любви богов и смертных. В IV веке до н. И почему бы не оказать богоподобному человеку больше почестей, чем богу, похожему на человека?
Что им, афинянам, Гекуба — им, этому пресыщенному обществу, все подвергавшему сомнению? А спартанцы, как и Демосфен, велели передать с присущим им врожденным высокомерием: «Если Александр хочет быть богом, пусть будет им». И все же не все, даже из числа эллинов, готовы были воспевать своего царя как божество.
В связи с этим весьма интересна история, изложенная в книге Е. Орлова [8] об Александре Македонском, опубликованной в дореволюционном издании серии «Жизнь замечательных людей». Вот что он пишет: «Среди многочисленных философов и ученых, сопровождавших Александра в его походах, двое пользовались его особенною дружбою.
Анаксарх и Каллисфен, племянник Аристотеля. Первый из них, наглый и льстивый, вздумал по случаю свадьбы с Роксаной. Александра позондировали и нашли весьма благосклонно расположенным к затее.
И вот на пиру, когда вино уже порядком разогрело всем головы, Анаксарх встает и произносит длинную и искусную речь, в которой восхваляет деяния царя, объявляет их превышающими все, доселе достигнутое сынами человеческими, напоминает об оракуле Зевса Амона и рекомендует оказать ему божественные почести. Персы и мидяне разразились шумными аплодисментами, но македонские и греческие гости хранили угрюмое молчание, не смея противоречить, но и не желая одобрить. Тогда поднялся со своего места Каллисфен и выразил от имени своего и своих друзей протест против этого нелепого предложения.
Ему ответом были рукоплескания македонян и греков, но Александр молчал, тая злобу. Когда под конец вечера царь и его гости стали обмениваться лобзаниями, Каллисфен один не получил поцелуя и должен был уйти без приветствия. Философ тогда шутливо заметил, что он, в сущности, ничего не потерял, кроме поцелуя, но он ошибался: он потерял милости своего владыки и вскоре жестоко из-за этого поплатился.
У него был друг и ученик Гермолай, молодой паж царя. Сопровождая однажды Александра на охоту и видя несущегося на них вепря, Гермолай бросил в животное копье и убил его. Царь рассердился: паж отнял у него добычу и за это был наказан прутьями и лишен коня.
Гермолай поклялся отомстить и вместе с несколькими товарищами составил заговор с целью убить царя. Об этом, однако, узнали, и молодые заговорщики были арестованы и казнены. Перед смертью их пытали, но они никого не выдали, что не помешало Александру впутать и Каллисфена, обвиняя его в подстрекательстве.
Дело ничем не было подкреплено, но Каллисфена подвергли пытке, а потом казнили, ко всеобщему негодованию старых македонян». Незадолго до этого, в том же 328 году до н. Он впал в ярость от того, что Клит оборвал полководца, певшего царю дифирамбы, и принялся перечислять пороки и проступки хвастливого Александра.
Впавшего в ярость царя никто не смог остановить. А потом он три дня рыдал над трупом своего любимца. Эта история интересна не только как свидетельство отношения самого великого македонца и его приближенных к обожествлению его персоны.
К ней мы еще не раз вернемся при рассмотрении других версий причин смерти Александра. А пока стоит лишь заметить, что, по мнению некоторых древних историков, именно причисление Александром себя к сонму небожителей, требование всеобщего поклонения и другие проявления неумеренного тщеславия могли вызвать гнев у оскорбленных его высокомерием великих олимпийцев. В качестве наказания они и ниспослали гордому македонянину внезапный недуг и раннюю кончину.
Более конкретная версия, прямо указывающая на карающую руку богов, нашла отражение в персидских преданиях. В них говорится о том, что великий полководец будто бы был наказан небом за то, что вскрыл могилу персидского царя Кира. Но никаких сведений об этом факте не найдено, кроме нескольких строк у Плутарха: «Найдя могилу Кира разрытой, он [Александр] казнил виновного, хотя преступник был родом из Пеллы и принадлежал к видным гражданам».
Кроме того, существует мнение, что Александр велел запечатать нарушенную ворами царскую гробницу и выбить внизу ее надпись, сделанную Киром, по-гречески. Еще одно предположение, встречающееся и в персидских, и в античных источниках, связано с обстоятельствами похорон Гефестиона. Вот что писал по этому поводу Диодор: «Царь, устраивая похороны, приказал всем соседним городам содействовать по мере сил их роскошному устроению; всем обитателям Азии приказал загасить до окончания похорон так называемый священный огонь: персы это обычно делают при похоронах царей.
Народ счел этот приказ дурным предзнаменованием; решили, что божество предрекает смерть царя». А вот по легенде, которую передавали из уст в уста македонские ветераны, их царь погиб потому, что забыл законы предков об умеренности и сдержанности. Боги отвернулись от него, ибо он стал ходить в одеждах врагов, убивать верных ему людей, подозревая их в измене.
Эта мысль выражена и в «Истории Александра Македонского» Квинта Курция Руфа: «Александр стал носить одежду персидских царей и диадему, что не было принято раньше у македонских царей… Александр начал свирепствовать по отношению к своим не как царь, а как враг». В справедливости этих слов можно убедиться хотя бы на приведенных здесь примерах расправы македонца с Гермолаем, Каллисфеном и Клитом. Правда, когда унимался охватывавший его гнев, Александр сам осознавал, что погорячился, но в следующий раз поступал с такой же слепой горячностью и жестокостью.
Вот что пишет, основываясь на записках придворных летописцев и военачальников о мыслях, волновавших умирающего Александра, Герман Малиничев, автор книги «Археология по следам легенд и мифов»: «Он признавал, что последний поход не удался, завоевано полмира, а верные друзья растеряны, а сам он остался с пустой душой и мутной головой от мистики чужих религий… В носилках, когда его тащили к Вавилону, он пытался произносить строчки из «Илиады», которую раньше знал наизусть, но теперь путался, впадал в тяжелое забытье. Он отрекался от чужих богов, но в то же время вспомнил предсказания восточных оракулов, что живым в Македонию ему не вернуться. В голове всплывало и другое прорицание.
Когда он захватил Персию, в одном из городов его вояки ворвались в храм зороастрийцев и захватили скрижали, на которых золотыми буквами записана священная «Авеста». Трофей вывезли в Македонию. Вот тогда жрецы и возвестили ему скорую смерть — за дикое святотатство.
Зороастрийцы предрекли и наказание телу грешника: «Оно не будет знать покоя»». Так и произошло: могилу великого завоевателя безуспешно ищут до сих пор. Так, может быть, действительно он был наказан своими или чужими богами?
Даже сам он, по свидетельству Юстина, признавал это: «Когда на четвертый день Александр почувствовал несомненный конец, он сказал, что видит в этом рок, тяготеющий над его родом, ибо большинство Эакидов умирало в возрасте до тридцати лет». В нее можно только верить или не верить. Другое дело — предположения, основанные на реальных фактах.
И первым среди них стоит рассмотреть версию, связанную с образом жизни великого полководца, с теми его пристрастиями, увлечениями и наклонностями, которые могли существенно подорвать его здоровье. Сраженный пороками? Разобраться в характеристиках, даваемых на протяжении более двух тысячелетий Александру Македонскому, чрезвычайно сложно.
Ведь практически все его известные биографы, даже самые древние, не были его современниками и писали о нем исключительно на основе сочинений других авторов, достоверность которых не всегда была подтверждена историческими документами. Вот почему в трудах Плутарха, Диодора, Арриана, Квинта Курция Руфа и других историков действительные факты биографии великого полководца трудно отделить от легенд и преданий, слухов и домыслов, а в характеристике его личности и образа жизни есть немало субъективного. В силу этого суждения разных авторов о характере и наклонностях Александра нередко весьма противоречивы.
Возьмем хотя бы самое распространенное среди биографов великого македонца мнение о его пристрастии к вину. Большинство из них пишут о неумеренном пьянстве, которое вместе с другими излишествами, в частности распутством, привело Александра к циррозу печени, от которого он якобы и скончался. Ярым сторонником этой точки зрения был Курций Руф, который считал, что молодой царь все лучшее в себе «запятнал непреодолимой страстью к вину».
Сестру царевича Александра выдавали замуж за царя Эпира. Он приходился царевичу дядей, ибо мать Александра, Олимпиада, была эпирской принцессой. На продолжавшемся без перерыва несколько дней свадебном пиру сплошной чередой выступали актеры, посланцы и гости, желавшие счастья новобрачным и преподносившие им дорогие подарки.
В последний день должны были состояться торжественные праздничные игры в театре.. С наступлением утра великолепное шествие двинулось сквозь собравшуюся еще с ночи празднично возбужденную толпу. Впереди шли гости, послы, македонские военачальники; они несли изображения двенадцати богов и тринадцатого — создателя Македонской империи на Балканах, могущественного царя Филиппа.
Сам царь Филипп шел следом, между сыном Александром и царственным женихом. Грозная стража окружала процессию. Филипп миновал ворота театра, и публика, заполнявшая трибуны, разразилась приветственными криками.
Внезапно какой-то человек пробился сквозь стражу, сверкнул выхваченный из-под одежды кривой меч — и царь Филипп упал.
Об это ученые знали уже давно, и на данный момент у них нет никакого повода предполагать что-то другое. Он родился после смерти Александра Македонского и уже сразу считался македонским царем. Этим часто пользовались военачальники умершего Александра Македонского для изменения политических решений. Самое время это исправить! В ходе проведенного исследования, результаты которого были опубликованы в научном журнале Journal of Archaeological Science , ученые разгадали еще одну большую тайну. Однако, археологам до сих пор не удалось найти гробницу самого Александра Македонского.
Новым исследованием руководил Антониос Барциокас, профессор антропологии во Фракийском университете имени Демокрита в Греции. Александр III, широко известный как Александр Македонский, был царем Македонии, государства на севере Древней Греции, между 336 и 323 годами до нашей эры, и сегодня считается одним из самых успешных военачальников в истории. Его отец, Филипп II Македонский, правил древним царством до него, с 359 года до нашей эры до своего убийства в 336 году до нашей эры. Но, согласно исследованию, по поводу того, в какой гробнице находился тот или иной человек, велись «длительные дебаты». Большинство ученых сходятся во мнении, что гробница III принадлежит Александру IV, сыну-подростку Александра Македонского, но «напряженные дебаты» по поводу двух других гробниц «не утихают». Чтобы разрешить спор, исследователи изучили рентгеновские снимки скелетов и сослались на древние писания о каждой фигуре, включая их анатомические характеристики и любые физические проблемы.
Тень отца Александра Великого
Данная трагедия привела к власти сына Филиппа, Александра Македонского, который продолжил дело отца. Исследователи полагали, что это останки отца, сына и старшего сводного брата Александра Македонского. Детство и юношеские годы биографии Александра Македонского, правитель Македонии и размолвка с отцом. Ученые утверждают, что им удалось обнаружить настоящую могилу Филиппа II Македонского, отца Александра Великого.
Александр — сын Зевса
Очень малый возраст младенца также идеально согласуется с историей убийства Филиппа в 336 году до нашей эры. Гробница II содержит останки мужчины и женщины. Авторы исследования пришли к выводу, что мужчина был королем Архидеем, возведенным братом Александра, а женщина — его женой Адеей Эвридикой. Эти выводы окончательно опровергают традиционные предположения, что гробница II принадлежит Филиппу II.
Если это действительно Филипп II, то он обладал достаточно необычными чертами для своего времени. Его рост достигал 180 сантиметров, что было рекордом для той эпохи. Кроме того, его хромоногость отражалась и на работе всего остального тела — деформированная затылочная кость монарха говорит о том, что ему постоянно приходилось склонять голову на правый бок для того, чтобы поддерживать равновесие при ходьбе. Специалисты планируют продолжить исследование останков, чтобы выяснить, чем питался царь, как ему удалось выжить после страшного удара копьем в ногу и как он умер, пишет РИА «Новости».
Весной 326 года до н.
Вскоре Александру покорился правитель горных индов Абисар территория современного Кашмира. Пор собрал армию, чтобы встретить армию Александра с оружием в руках. Александр встречает индийского царя Пора, пленённого в битве на Гидаспе. Битва с Пором произошла в мае 326 года до н. Македонская конница в очередной раз оказалась сильнее вражеской; воины Александра столкнулись с новой для них угрозой, со множеством боевых слонов, но смогли и животных обратить в бегство, когда начали рубить им топорами ноги и хоботы.
Войско Пора было наголову разгромлено, а сам он попал в плен. Александр оставил Пора царём и даже расширил его владения, чтобы не усиливать чрезмерно Таксила. Македоняне продолжили движение вглубь Индии: они без труда взяли 37 городов в землях главгаников или главсов и вышли к реке Гифасис. Стоя на этом рубеже, Александр узнал о существовании на берегах Ганга обширного и богатого царства, могущего выставить 200-тысячную армию, а также о том, что Ганг впадает в океан, являющий собой восточную границу ойкумены. Эти известия укрепили царя в его желании достичь океана, покорив таким образом весь обитаемый мир.
Армия Александра слишком устала от бесконечного похода и множества сражений, к тому же они страдали от тропических дождей, ядовитых змей и непривычной пищи в Индии. В ноябре 326 года до н. Александру пришлось отказаться от своих планов. В месте, где его войско остановилось, он воздвиг 12 алтарей, принёс жертвы богам, провёл игры, а потом со специально построенным флотом двинулся на юг, вниз по Гидаспу и Инду. В пути македоняне покоряли окрестные племена, причём местами сталкивались с ожесточённым сопротивлением; в сражении за город маллов январь 325 года до н.
Александр был тяжело ранен стрелой в грудь. На Нижнем Инде он столкнулся с целой цепью восстаний и прибег к самым жестоким мерам — массовым казням и продаже в рабство всех жителей отдельных поселений. Диодор Сицилийский сообщает, что в ходе этой компании были убиты 80 тысяч «варваров» Летом 325 года до н. В декабре 325 г. Наконец, в Кармании Александр встретился с Кратером, а в марте или апреле 324 года до н.
Он обнаружил, что некоторые сатрапы в Сузиане, Персиде, Кармании явно злоупотребляли своей властью, и царь их беспощадно казнил, назначая на освободившиеся должности преданных ему людей. В Бактрии произошло восстание нескольких местных гарнизонов, сатрапы Бактрии не всегда повиновались центральной власти, а индийские вассалы вообще вели себя как независимые правители. Чтобы укрепить державу, Александр затеял грандиозную свадьбу, на которой 10 тысяч македонян взяли в жёны персиянок. Его ближайший друг Гефестион взял в жёны родную сестру Статиры Дрипетиду, а Кратер — двоюродную сестру, Амастрину. Ещё 87 гетайров ковалеристов заключили брак со знатными персиянками и мидийками.
Свадьба была сыграна по восточному обряду, все новобрачные получили от царя подарки. Александр взял трёх жён — бактрийскую княжну Роксану 327 год до н. У него было двое сыновей: Геракл от наложницы Барсины 327—309 годы до н. Летом 324 года до н. В Сузы привезли 30 тысяч азиатских юношей, вооружённых и обученных на македонский манер, которые должны были занять в фаланге места отставников-македонян.
Из персов были сформированы элитные подразделения «среброщитных» и «пеших гетайров», и конница гетайров тоже получила персидское пополнение. В августе 324 года до н. Фалангисты говорили: «Пусть же царь признаёт бесполезными всех македонян и отпустит их всех, раз у него есть эти молокососы-плясуны, с которыми он намерен покорить мир». Александр не пошёл на уступки. В конце концов 11 тысяч македонских солдат отправились на родину, а прощальный пир, состоявшийся в Описе в октябре 324 года до н.
В ноябре 324 года до н. Александр посетил Экбатаны, чтобы устроить дела в Мидии. Там умер его ближайший друг Гефестион, что стало страшным ударом: царь объявил траур во всей империи, отправил людей к оракулу Аммона с вопросом, следует ли почитать умершего как героя или как бога, устроил в Вавилоне грандиозные похороны. Его зимнюю кампанию против касситов в горах Загроса современники считали «заупокойным приношением Гефестиону». Закончив эту войну, ставшую для него последней, Александр отправился в Вавилон, который хотел сделать столицей державы.
Царь планировал новые завоевательные войны. Работы по строительству нового порта в Персидском заливе и подготовка флота показывают, что Александр хотел покорить Аравию, чтобы контролировать всё морское побережье от Индии до Египта. Диодор Сицилийский рассказывает, что царь планировал завоевать все страны Средиземноморья. Пока корабли не были готовы, он строил гавани и каналы, формировал войска из новобранцев, принимал посольства. В окружении царя в это время произошли серьёзные перемены: после смерти Гефестиона, занимавшего уникальный пост хилиарха, на передний план выдвинулись Пердикка и Эвмен из Кардии.
Семирадский, 1870 Внезапная смерть Александра За 5 дней до начала похода против арабов Александр заболел. После 10 дней жестокой лихорадки 13 июня 323 года до н. В современной историографии общепринятой является версия о естественной смерти Александра. При этом до сих пор причина его смерти достоверно не установлена. Чаще всего выдвигается версия о малярии, атаковавшей организм царя совместно с ещё одной болезнью — либо воспалением лёгких, либо скоротечно протекавшей лейкемией белокровием.
По другой версии, царь заболел лихорадкой Западного Нила. Впрочем, тот факт, что больше никто из его сотрапезников не заболел, уменьшает правдоподобность версии об инфекционном заболевании. Историки обращают внимание на участившиеся к концу завоеваний застолья Александра с полководцами, которые могли подорвать его здоровье. Существует и версия о передозировке царём ядовитого морозника, который использовался как слабительное. По современному мнению британских токсикологов, симптомы заболевания, от которого скончался Александр, — длительная рвота, конвульсии, мышечная слабость и замедление пульса — свидетельствуют о его отравлении препаратом, изготовленным на основе белой чемерицы лат.
Напиток из белой чемерицы с мёдом греческие врачи давали для изгнания злых духов и вызова рвоты. Наконец, ещё в античности высказывались версии об отравлении царя Антипатром, которого Александр собирался сместить с поста наместника Македонии. Раздел империи Александра между наследниками. Александр скончался, не оставив распоряжений о преемниках. Согласно легенде, перед смертью он передал своё кольцо с печатью Пердикке, который должен был стать регентом при беременной царице Роксане и её будущем сыне.
Месяцем позже Роксана действительно родила сына, названного в честь отца Александром, но верховную власть регента вскоре стали оспаривать другие военачальники диадохи , стремившиеся самостоятельно править своими сатрапиями. В 321 году до н. Войны диадохов шли почти непрерывно до 281 года до н. Их потомки воцарились в нескольких государствах, образовавшихся на месте некогда огромной державы. Все потомки династии Аргеадов стали жертвами борьбы за власть.
Сводный брат Александра Арридей, на некоторое время ставший царём-марионеткой под именем Филиппа III, был убит в 317 году до н. Мать Александра Олимпиада годом позже стала жертвой Кассандра, сына Антипатра. Сестра Александра Клеопатра погибла в 308 году до н. Наконец, в 309 году до н. Это означало конец династии Аргеадов.
Спустя многие годы после смерти царя Александра свои воспоминания систематизировал Птолемей, ставший правителем Египта. Птолемей во многом создал образ Александра как гениального полководца. Будучи опытным военачальником, Птолемей приводил в своём сочинении множество точных подробностей, связанных с военными действиями во время походов и сражений Александра. Инженер Аристобул, находившийся в войсках Александра, не сразу написал историю походов Александра. Он начал писать свои мемуары в возрасте 84 лет, и смог точно записал все расстояния, денежные суммы, а также дни и месяцы событий похода Александраи, уделил много внимания географическому и этнографическому описанию завоёванных земель.
Сочинения Аристобула и Птолемея дали богатейший фактический материал историкам последующих эпох, но до наших времён не сохранились и другие тексты об Александре, написанные его современниками. После смерти Александра Македонского в 323 г. Лисимах — во Фракии, центром которого была Византия. Селевк I Никатор — в Вавилонии основатель династии Селевкидов. Филетерус был наместником Лисимаха, ему было доверено управлять крепостью Пергам и охранять большую часть казны Лисимаха, около 9000 талантов серебра.
Женщина с ребёнком — его жена и сын. В исторических хрониках указано, что Филипп был убит в 336 году до нашей эры вместе с супругой Клеопатрой и новорожденным ребенком. Считается, что преступление совершили по приказу предыдущей жены Филиппа Олимпиады — таким образом она стремилась освободить своему сыну будущему Александру Македонскому дорогу к трону. В гробнице II лежали останки мужчины и женщины, которая при жизни часто ездила верхом. По мнению учёных, они принадлежали сводному брату Александра царю Арридею и его супруге, "женщине-воину" Адее Эвридике.
Александр Македонский-сын русского пастуха Филиппа
Жизнь и смерть Александра Великого (Македонского) | Тайны мира и человека | Речь пойдет об убийстве царя Македонии Филиппа, отца Александра Великого. |
Как погиб царь Филипп, отец Александра Македонского – Большая Куча | Македонский Александр Ещё в детские годы Александр Македонский отличался от сверстников: был равнодушен к телесным радостям и предавался им весьма умеренно; честолюбие же Александра было безгранично. |
Александр Македонский. Жизнь и смерть Александра Великого | Александр Македонский казнит зачинщиков, но чтобы полностью урегулировать ситуацию, вынужден дать отставку своим воинам, которые прошли с ним весь тяжёлый путь от Малой Азии до Индии. |
Александр Македонский-сын русского пастуха Филиппа (Александр Ткачев -Иванов) / Проза.ру | Генетики подтвердили подлинность останков из греческого склепа в Македонии как принадлежащих царю Филиппу II-отцу Александра Македонского. |
10 удивительных фактов о жизни и смерти Александра Македонского | Нет прямых доказательств того, что именно Александр приказал убить своего отца, но есть обстоятельства, указывающие на то, что отношения между ними были напряженными и юный Александр мечтал сам занять македонский трон. |
Тень отца Александра Великого
На прошлой неделе греческие и македонские СМИ вступили в ожесточенные споры о предстоящей канонизации Александра Македонского в раскольнической Македонской православной церкви, сообщает болгарский портал « Двери на православието ». Слухи о канонизации распространились очень быстро, и было заявлено, что архиепископ Стефан предстоятель непризнанной Македонской церкви планирует официально канонизировать Александра Македонского в ближайшее время. В качестве доказательства приводились в пример две церкви, где присутствует изображение Александра Македонского — Святой Троицы в Радовише и Святого Николая в Штипе. Однако, как утверждают македонские СМИ, этот скандал был создан искусственно, и вопрос о канонизации Александра Македонского вовсе не поднимался. Церковь Святой Троицы была расписана и освящена еще в 2003 году, причем в освящении принял участие бывший премьер-министр Украины Виктор Ющенко.
С тех пор Александр поддерживал идею своего божественного происхождения. В Египте, на берегу Средиземного моря, новый фараон основал город Александрию, которому выпала великая будущность — он стал самым крупным городским центром всего античного мира. В 331 г. Александр Македонский, наконец, направился во внутренние области Персии. К этому времени царь Дарий собрал новое колоссальное войско, численностью до миллиона человек, по оценке античных историков. Эта цифра не кажется слишком преувеличенной, если учитывать, что царь Персии рассматривал предстоящее сражение, как свой последний шанс на победу. На стороне Дария был огромный перевес сил, против десятков тысяч солдат армии Александра. Самой грозной силой армии Александра Македонского была конница и колесницы с длинными и острыми вращающимися серпами, укреплёнными по обеим сторонам оси. Врезаясь в строй противника, колесницы с серпами косили воинов, как траву в поле. Впрочем, греки в войске Дария уже могли бороться с этим оружием, они расступались перед несущимися колесницами, пропускали их, а затем наносили удары по незащищённому тылу. Последнее крупное сражение Александра с Дарием произошло 1 сентября 331 г. Поле боя на этот раз было выбрано персами, для свободного действия своей гигантской армии, и реализации численного преимущества над противником. Битва была ожесточённой и продолжалась почти целый день, причём шла с переменным успехом. В сражении при Гавгамелах полководческий гений Александра проявился в полной мере. Царь, по обыкновению, взял на себя командование правым флангом греко-македонской армии, который находился примерно напротив центра персов. В начале битвы он совершил неожиданный обманный манёвр — двинул свою конницу вправо вдоль персидского фронта. Дарий не понял цели этого манёвра и приказал отрядам левого фланга выдвинуться навстречу врагу. В результате в его построении образовался разрыв между левым флангом и центром. Именно этого и ждал Александр! Во главе конницы он немедленно устремился в появившуюся брешь, и как в битве при Иссе, он опять пробивался прямо к ставке персидского царя. В результате с точностью повторилась ситуация предыдущей встречи Александра и Дария на поле боя. Владыка персов бежал, бросив свою армию, и персидские войска тоже обратились в бегство. Персидский царь Дарий-1 принимает дары — рельеф, найденный на Кубани На этот раз Александр не стал преследовать Дария, укрывшегося в городе Экбатане в центре Мидии в Северо-Западном Иране , а двинул войска прямо в сердце Персидской державы. В 324 году до н. Александр прибыл в древний Вавилон, столицу Персидского царства. Вавилон сдался без боя управлявшим им сатрапом, также сдался персидский наместник в Сузах, административной столице царства Ахеменидов, где находились министры и чиновкики, хранители персидской государственной казны. Вся Персидская держава скоро оказался в руках Александра, и он принял титул «царь Азии», окружил себя представителями восточной знати и строил планы завоевания мира. Александр всегда милосердно относился к жителям завоёванных земель, уважал их обычаи и традиции, старался не допускать мародёрства и вандализма. Однако исключение было сделано для Персеполя. Город был отдан воинам на разграбление, а находившийся в нём великолепный царский дворец предан огню. Это был демонстративный акт мести персам за сожжение Афин и их нашествие на Грецию в начале V веке до н. Дав своему войску отдых, Александр пошёл на север, в Экбатану, где скрывался Дарий. Узнав о его приближении, персидский царь решил бежать в восточные сатрапии, намереваясь собрать там новые силы и продолжить борьбу, но его царедворцы составили против него заговор, арестовали и убили его, бросив на дороге. Новым владыкой Персии провозгласил себя участник заговора Бесс — сатрап Бактрии, самой восточной области Ахеменидской державы. Когда Александр, преследовавший Дария, обнаружил его тело на дороге, он приказал воздать покойному царские почести и похоронить его в родовой усыпальнице персидских владык. После смерти Дария Александр объявил войску, что цель войны с персами, ради которой на Коринфском конгрессе был создан общегреческий союз под македонским правлением, полностью достигнута, «священная месть» персам свершена. Александр объявил о роспуске союзного войска, и разрешил воинам вернуться домой, в свои греческие полисы. Однако он предложил тем, кто пожелает добровольно остаться в его армии в качестве наёмников для дальнейших военных действий, и большинство воинов решили остаться в армии удачливого полководца. В армию Александра прибывали с Балканского полуострова новые воины-наёмники, так как каждый военный успех македонской армии привлекал новых воинов из числа греков-добровольцев, мечтающих о богатой военной добыче в Восточном походе. Итак, войско македонского царя, двигавшееся на восток, постоянно расло, не смотря на то, что во многих завоёванных городах Александр оставлял военный гарнизон для поддержания порядка. После гибели Дария Александр приобрёл новый статус, он стал владыкой Персидского царства и преемником династии Ахеменидов. Целью его дальнейших походов стало восстановление единой царской власти над всеми подчинёнными персам территориями и борьбу с самозванцами, организатор убийства Дария. Самый опасный из них сатрап Бесс, спешно отступал на восток империи, в подвластные ему области Средней Азии, и провозгласил себя царём. В 329 г. Бесс был схвачен и казнён, однако, македонская армия в Восточном походе впервые неожиданно столкнулись с упорным сопротивлением местного населения. В Средней Азии развернулась настоящая партизанская война местного населения против армии Александра. Вождём восставших ираноязычных народов был талантливый полководец Спитамен, командовавший лёгкой ковалерией. Он уничтожал македонские отряды, оторвавшиеся от основных сил, освобождал города и поселения, завоёванные македонянами, и Александру приходилось вновь и вновь их отвоёвывать. Крупный город, как Мараканда др. Персепольский рельеф-дары саков персидскому царю Долгое время все попытки схватить Спитамена оказывались неудачными: получив известие о подходе греков, он скрывался в пустыне. После долгой борьбы с войском Александра Спитамен потерпел поражение, бежал к сакам, кочевым племенам , родственным скифам , которые когда-то тоже вели войну с греками. Однако саки не хотели воевать с македонской армией, воевавшей с их давними врагами персами, они пошли на соглашение с Александром и в знак своих дружественных намерений убили мятежника Спитамена и отослали его голову македонскому владыке. Покорение Средней Азии потребовало от Александра напряжения всех сил. Два года понадобилось великому завоевателю на то, чтобы утвердиться в среднеазиатских областях — Согдиане и Бактрии. Он с чудовищной жестокостью расправлялся с жителями мятежных городов и районов, истребляя десятки тысяч человек, и подчёркнуто милостиво относился к тем, кто подчинялся добровольно. Легенды об ужасном «Искандере Двурогом» — Александре Македонском — сохранялись среди народов Средней Азии много веков. В 327 г. Средняя Азия была наконец покорена. Александр основал в долинах рек Оке Амударья , Яксарт Сырдарья и их притоков несколько новых городов, которые получали одно и то же название — Александрия, и стали его опорными военными базами. К тому времени численность македонской армии, под командованием «царя всей Азии и владыки Персии», возросла до 120 тысяч воинов. В армию Александра прибывало подкрепление не только из Греции, но и со всех покорённых им персидских территорий. Войско пополнялось кавалерийскими отрядами персов, что привело к снижению роли греко-македонской фаланги на полях сражений. Поход Александра в Индию. О походе в Индию и её покорении с помощью местных союзников, Александр думал, начиная с 328 года до н. Сатрап персидских владений Сисикотт изъявил готовность участвовать в Индийском походе, а раджа Амбха Таксил предложил свою помощь, рассчитывая использовать Александра, для разгрома своего соперника Пора, правившего в восточном Пенджабе. Летом 327 года до н. Александр снова двинул свои войска через Гиндукуш, в юго-восточном направлении, в пути покоряя местные племена. Весной 326 года до н. Вскоре Александру покорился правитель горных индов Абисар территория современного Кашмира. Пор собрал армию, чтобы встретить армию Александра с оружием в руках. Александр встречает индийского царя Пора, пленённого в битве на Гидаспе. Битва с Пором произошла в мае 326 года до н. Македонская конница в очередной раз оказалась сильнее вражеской; воины Александра столкнулись с новой для них угрозой, со множеством боевых слонов, но смогли и животных обратить в бегство, когда начали рубить им топорами ноги и хоботы. Войско Пора было наголову разгромлено, а сам он попал в плен. Александр оставил Пора царём и даже расширил его владения, чтобы не усиливать чрезмерно Таксила. Македоняне продолжили движение вглубь Индии: они без труда взяли 37 городов в землях главгаников или главсов и вышли к реке Гифасис. Стоя на этом рубеже, Александр узнал о существовании на берегах Ганга обширного и богатого царства, могущего выставить 200-тысячную армию, а также о том, что Ганг впадает в океан, являющий собой восточную границу ойкумены. Эти известия укрепили царя в его желании достичь океана, покорив таким образом весь обитаемый мир. Армия Александра слишком устала от бесконечного похода и множества сражений, к тому же они страдали от тропических дождей, ядовитых змей и непривычной пищи в Индии. В ноябре 326 года до н. Александру пришлось отказаться от своих планов.
Арсуага полагает, что эти останки принадлежат Клеопатре , молодой супруге Филиппа, и ее новорожденному младенцу. Археологи ссылаются на Плутарха древний историк писал, что Филипп женился на девственнице и других авторов. По словам Диодора Сицилийского, Олимпиада мать Александра Македонского, первая жена монарха собственноручно убила ребенка Клеопатры, а саму вдову заставила покончить с собой. Таким образом, в первой гробнице лежат именно останки Филиппа II, Клеопатры и их дочери. Арсуага подчеркивает, что это единственное упоминание смерти новорожденного в античных источниках того времени.
Греческие боги известны во всем мире. Греция сегодня Современная Греция мало знакома большинству наших соотечественников. Протяженность береговой линии составляет 15 000 км с учетом островов! Наша карта поможет найти самобытный уголок или остров, на котором еще не бывал. Мы предлагаем ежедневную ленту новостей. Кроме того, много лет мы собираем фото и отзывы. Отдых в Греции Заочное знакомство с древними греками не только обогатит Вас пониманием того, что все новое — это хорошо забытое старое, но и побудит отправиться на родину богов и героев.
Ученые выяснили, как выглядел отец Александра Македонского
- Отец и сын
- Елена Субботина: Ученые нашли подлинную гробницу отца Александра Македонского
- Александр Македонский-сын русского пастуха Филиппа (Александр Ткачев -Иванов) / Проза.ру
- Жизнь и смерть Александра Великого (Македонского) | Тайны мира и человека
- Правила комментирования
Работа антропологов
- 1. Аристотель был его учителем, также царь любил общаться и с другими философами.
- Выяснилось, где похоронен отец Александра Македонского - Телеканал "Наука"
- 1. Аристотель был его учителем, также царь любил общаться и с другими философами.
- Александр Македонский-сын русского пастуха Филиппа