28 ноября, утро Мариинский театр Мария Ильюшкина, в отличие от Марии Хоревой, дебютирует скромно — по утрам. И не с главными премьерами труппы, а с такими же молодыми да ранними партнерами. Впервые показан в бенефис Е. О. Вазем 23 января 1877 года на сцене петербургского Большого театра (театральная энциклопедия ошибочно называет Мариинский театр[1]). Танцовщик выступит в ролях: Базиля из балета " Дон Кихот ", Солора из балета " Баядерка " (картина " в. Фестиваль «Звезды белых ночей» завершился 18 июля во всех трех зданиях Мариинского театра.
Я для вас была лишь Тенью: в балете Мариинки появилась новая звезда
«Баядерка», Национальный Классический Балет. Фоторепортаж | Театр To Go | Более того, интереснейшая редакция «Спящей красавицы», осуществленная в этом театре в 1995 году, вселяла надежду, что здесь не ограничатся добросовестным переносом «Баядерки» из Мариинского, но предложат и нечто свое. |
Приморская сцена Мариинки завершила сезон "Раймондой" | это театр для меня - храм балета. А Баядерка - образец балетного искусства. |
История одного балета: «Баядерка» | Балет Минкуса «Баядерка», впервые поставленный в 1877 году на сцене петербургского Мариинского театра выдающимся хореографом Мариусом Петипа, является одним из лучших произведений классического балетного наследия. |
7 Отзывов. Баядерка. Мариинский театр | Санкт-Петербург, Мариинский театр. |
"Баядерка" в Мариинском 03.02.2018
Мариинский театр покажет в четверг на своей исторической сцене балет "Баядерка" в честь 110-летия со дня рождения народной артистки СССР Наталии Дудинской (1912-2003). Партия Никии в этом спектакле была одной из творческих вершин балерины. Премьер Мариинского театра Владимир Шкляров представит на Новой сцене свой творческий вечер в рамках XIX международного фестиваля балета. Мариинский театр. 8_la_bayadere (500x320, 166Kb). В первый вечер моего пребывания в славном городе на Неве я посетила Мариинский театр. Более того, интереснейшая редакция «Спящей красавицы», осуществленная в этом театре в 1995 году, вселяла надежду, что здесь не ограничатся добросовестным переносом «Баядерки» из Мариинского, но предложат и нечто свое.
Дима Билан
- Комментарии
- Судьба "Баядерки" — Росбалт
- В Санкт-Петербурге покажут балет «Баядерка» к 110-летию Дудинской | ИА Красная Весна
- Дима Билан
- Новости по теме
- Танцовщик Кимин Ким исполнит партии из балетов "Дон Кихот" и "Баядерка" в Мариинском театре
"Баядерка" в Мариинском 03.02.2018
Слуги раджи входят с богатыми подарками. Солор, поглощенный своими мыслями, идет за ними. Во дворце раджи идут приготовления к свадьбе. Солора преследует тень Никии. Тщетно Гамзатти пытается привлечь его внимание.
Прислужницы вносят корзину с цветами, такую же, какая была преподнесена баядерке, и девушка с ужасом отшатывается. Тень Никии возникает перед ней. Великий брамин соединяет руки Гамзатти и Солора, раздается страшный удар грома. От землетрясения обрушивается дворец, погребая всех под обломками.
Сквозь сплошную сетку дождя виднеются вершины Гималаев. Скользит тень Никии, Солор склоняется к ее ногам. Музыка В музыке Минкуса, упругой и пластичной, сохранились все присущие композитору черты. В ней нет ни ярких индивидуальных характеристик, ни действенной драматургии: она передает лишь общее настроение, но мелодична, удобна для танцев и пантомимы, а главное — послушно следует за тщательно выверенной хореографической драматургией Петипа.
Михеева Балет был сочинен Петипа для петербургского Большого театра. Главные партии исполняли Екатерина Вазем и Лев Иванов. Вскоре Большой театр по причине ветхости был закрыт, и в сезоне 1885-86 года петербургский балет переехал через Театральную площадь, напротив, в Мариинский театр. На эту сцену «Баядерка» была бережно перенесена самим Петипа для прима-балерины Матильды Кшесинской в 1900 году.
Сцена здесь была несколько меньшей, посему все спектакли требовали некоторой коррекции. Так, в «картине теней» кордебалет уменьшился вдвое — 32, вместо прежних 64 участниц. Спектакль не выделялся среди огромного репертуара Императорского балета. Ценилась уникальная сцена теней, да и партия главной героини привлекала балерин.
Так, уже в советское время «Баядерку» в 1920 году восстановили для Ольги Спесивцевой. В середине 1920-х годов произошло несчастье — погибли декорации последнего, четвертого акта возможно, по вине петербургского наводнения 1924 года. Тем не менее, еще осенью 1929 года Марина Семенова перед тем как покинуть родной театр не без успеха танцевала «Баядерку» в варианте 1900 года, не смущаясь отсутствием финального акта. Затем спектакль исчез из репертуара на более чем десятилетие.
Казалось, что «Баядерка» разделит участь вечного забвения подобно «Дочери фараона» и «Царю Кандавлу». Однако в театре подросла новая генерация солистов, желающих расширить свой танцевальный репертуар. Их выбор пал на «Баядерку». Руководство театра не возражало, но не соглашалось на большие материальные затраты, предлагая ограничиться старыми декорациями.
В 1941 году большой знаток классического наследия Владимир Пономарев и молодой премьер и хореограф Вахтанг Чабукиани совместно создали трехактную редакцию старинного спектакля. Премьеру танцевали Наталья Дудинская и Чабукиани. В 1948 году этот вариант был несколько пополнен и с тех пор не сходит с подмостков театра. В 1940-х годах старались сохранить иногда развить, осовременить уже существующую хореографию и тактично дополнить ее новыми номерами.
В первой картине к скромному танцу баядерок и диковатой пляске факиров вокруг священного огня Вахтанг Чабукиани добавил дуэт Никии и Солора. Практически пантомимную вторую картину украсили эффектной пластикой танца Никии с рабом хореограф Константин Сергеев , в котором храмовая баядерка благословляла будущий брачный союз. Главные и решающие изменения произошли в третьей картине. Разнообразный и богатый дивертисмент был еще расширен.
В 1948 году в характерную сюиту органично вошел танец золотого Божка хореограф и первый исполнитель Николай Зубковский. Пономарев и Чабукиани, убрав ненужную здесь тень Никии, обогатили партии солистов. В целом по танцевальному разнообразию и богатству нынешний второй акт «Баядерки» уникален.
Впервые балет вышел на подмостки в 1877 году, и с тех пор к нему приложили руку многие великие хореографы.
Вариант, поставленный в Мариинском театре, считается сегодня наиболее интересным. На сцену Большого театра «Баядерку» вывел Мариус Петипа, создавший великолепное, эмоциональное и живое танцевальное полотно продолжительностью почти 3 часа. С тех пор утекло много воды, а над хореографической частью постановки успели поработать и Константин Сергеев, и Николай Зубковский, но основы, заложенные Петипа, все равно остаются во главе угла. Это произведение, безусловно, эклектично.
Если искать подсказки в определении стиля у французов, то они скажут — необарокко, или стиль Наполеона III.
Структура балетов XIX века позволяла делать такие вставки. Балетмейстеры тогда собирали постановки как конструктор, добавляли и убирали номера по необходимости. Также изменился второй акт «Баядерки». В него поместили сцену дворцового праздника в честь Гамзатти и Солора — она следовала за «Двумя соперницами». Благодаря этому часть танцев из четвертого акта сохранилась на сцене. Свадебный танец Гамзатти и Солора превратился в дуэт — без тени Никии — и перекочевал во второе действие. Существуют ли четырехактные «Баядерки» сегодня? Впервые после длительного перерыва, с 1920-х годов, «Баядерку» с оригинальным финалом сыграли в США. В 1980 году балерина Наталья Макарова, которая отказалась вернуться с зарубежных гастролей Кировского театра и осталась жить на Западе, поставила в Американском театре балета собственную версию, где действие заканчивалось сценой «Гнев богов».
Макарова не стала воспроизводить четырехактную версию. Она сократила все картины перед «Царством теней» и уложила их в одно действие. В 1984 году он выпустил спектакль, в котором поставил финал по рассказам очевидцев. Для этого пришлось написать новую музыку — ее заказали композитору Владимиру Бочарову.
В список недостатков можно занести отсутствующие хиты — индусский танец и танец «Ману», а также неожиданный просчет мастера балетных аранжировок Джона Ланчберри. Музыку Лео Минкуса, конечно, трудно назвать шедевром, однако и там попадаются неплохие мелодии вроде предсмертного танца Никии. И надо же так случиться, что именно этот лирический оазис исказили странные паузы, по мысли сэра Джона означающие прерывистое дыхание героини, но на деле мешающие и балерине, и оркестру. Коммерсант «Баядерку» придавило камнями 21 октября 2013, Татьяна Кузнецова «Баядерка» — балет про недозволенную любовь храмовой танцовщицы к храброму воину, про ее убийство знатной соперницей и про гнев богов, обрушивший храм на злоумышленников,— был поставлен Мариусом Петипа в 1877 году. Балету повезло: он подвергался разным редакциям, но успешно пережил советскую власть, потеряв только акт с финальным катаклизмом.
А главный шедевр спектакля — сцена «Тени», в которой обкуренному герою-воину привиделась погибшая баядерка в окружении множества таких же невинных душ,— получил самостоятельную жизнь в качестве одноактного балета. Многоактную «Баядерку» мечтает иметь в репертуаре каждый театр: это пропуск в высшую балетную лигу. В принципе, ставить этот балет не возбраняется любой большой труппе; однако, если ее профессиональный уровень недостаточно высок, неизбежен шумный конфуз — как у недоученной Элизы Дулитл на скачках в Аскоте. Такую неприятность лет шесть назад пережил и музтеатр Станиславского — а ведь его тогдашний балетный худрук Михаил Лавровский поставил всего лишь акт «Теней». За прошедшие годы «балет Стасика» совершил трудовой подвиг: в нынешней «Баядерке» труппе стыдиться нечего. Причем экстрасложные «Тени» оказались едва ли не лучшей частью спектакля: 32 привидения вышагивали ровнехонькими арабесками правда, появлялись они не с Гималайских гор, а из какого-то куста черемухи, спускаясь по покатому пандусу, что сильно обеднило впечатление от знаменитого шествия,— но тут уж все претензии к сценографу Пьеру Луиджи Самаритани. Тени не шатались в массовом адажио, а линии, ракурсы и позы держали не хуже кремлевских почетных караулов, за что следует благодарить ассистента постановщика Ольгу Евреинову, репетировавшую с кордебалетом. Ее работа видна невооруженным глазом: исконно московская труппа вдруг затанцевала по-ленинградски — «вздыхая» ручками перед тем, как закрыть их в позиции, сдерживая жесты и целомудренно не виляя бедрами в игривом танце «Джампе». Солистки в «Тенях» не посрамили вышколенный кордебалет, а такого Золотого божка, как Дмитрий Загребин, не найти и в самых статусных труппах мира.
Главной проблемой труппы оказались балерины. Никия-тень допустила пару сбоев в вариации, Гамзатти плохо прыгала, разваливала бедра в позах и разболтанно вертелась в руках партнера. Но хуже то, что обе оказались слабыми актрисами. Обе балерины отчаянно фальшивили, заученно воспроизводя жесты и мимику, положенные по ходу сюжета. Рядом с неконтактными партнершами увял даже Сергей Полунин, славящийся актерским даром. Его сумрачного Солора все три акта угнетало чувство вины; артист воспарял только в танце, и его восхитительные мягкие, высоченные, академически безупречные прыжки восполняли эмоции, недоданные любовным треугольником. Актерская проблема, впрочем, поправима: в труппе еще могут появиться харизматичные Никии, а Гамзатти уже есть — уверяют, что во втором составе отлично танцует Оксана Кардаш. Но вот с самой постановкой уже ничего не поделаешь, а ведь это, пожалуй, худшая из известных версий «Баядерки». Легендарная балерина Макарова, беглянка из Кировского театра, в 1980 году адаптировала ленинградский спектакль для Американского балетного театра с учетом возможностей труппы.
Указав в числе авторов только Мариуса Петипа, постановщица оставила в спектакле урезанное grand pas в постановке Вахтанга Чабукиани и Золотого божка, придуманного Николаем Зубковским, зато удалила хиты самого Петипа, непосильные для западной компании. Жертвами пали знаменитый «Индусский танец» с барабанами, очаровательная вариация Ману с двумя девочками, многолюдный «Танец с попугаями и веерами» и даже последняя часть знаменитой «вариации со змеей», которую Никия танцует на помолвке любимого поговаривают, этот буйный финал просто не нравился самой балерине. Откромсанные танцы позволили соединить два акта в один — и выглядит он провинциальным дайджестом привычной советско-российской «Баядерки». Собственно, вклад балетмейстера Макаровой в традиционный спектакль — это сочиненный ею заново последний акт спектакля, утраченный в советские годы. Никто до нее не решался ставить что-либо после эталонных «Теней» — спектакль заканчивался в потустороннем мире. Советские хореографы были правы: тот довесок, которым Наталья Макарова заканчивает свою «Баядерку», не выдерживает конкуренции. И нескладная вариация Гамзатти, и примитивный «Танец со свечами», и особенно pas de quatre в нем загробная Никия и реальный Солор состязаются с Гамзатти и ее папой раджой в количестве накрученных на авансцене пируэтов выглядят затянувшимся курьезом. Танцы заканчиваются «землетрясением» — нарисованные на тюлевых занавесах просцениума камни и камушки плавно опадают на землю; такой сценографический катаклизм превращает финал балета в сущий фарс. Почему музтеатр Станиславского выбрал именно эту гуляющую по странам Западного мира версию «Баядерки», исчерпывающе объяснил худрук балета музтеатра Станиславского Игорь Зеленский: чтобы было не похоже на Большой театр и чтобы артисты получили бесценную возможность поработать с «великой Макаровой».
Судя по результатам, отнюдь не великая ассистентка Макаровой Ольга Евреинова преуспела в работе с труппой значительно больше. И это в который раз доказывает азбучную истину, что легендарная балерина, легендарный педагог и легендарный балетмейстер — это три совершенно разные легенды. Минкуса «Баядерка» в постановке легендарной Натальи Макаровой, которая сделала блестящую карьеру балерины, хореографа и актрисы на Западе, совершив в 1970 году вслед за Рудольфом Нуреевым прыжок из СССР в неведомое, потому что хотела в работе «нового, необычного, разнообразного». Но без акта «Теней» — непревзойденного хореографического шедевра — балет этот остался бы только в памяти современников как роскошное театральное представление на модную тему загадочного Востока. Собственно, «Тени» обрекли «Баядерку» на бессмертие. Поэма о трагической любви храмовой танцовщицы Никии и храброго воина Солора, о верности и предательстве, о ревности и мести, о власти сильных и силе слабых имеет свою почти полуторавековую балетную историю. Макарова поставила этот балет в 1980 году в США, адаптировав имперский спектакль Петипа к возможностям Американского балетного театра. Она значительно сократила хореографический текст, облегчила и логически выстроила сценарий, восстановила финальный акт мести богов, придуманный Петипа, но со временем утраченный. Получился компактный вариант старинного балета, который можно ставить практически на любой сцене.
Редакция Макаровой оказалась столь успешной, что ее включили в свой репертуар многие европейские театры. Спектакль начинается с того, что воины возвращаются с охоты на тигра. Мужественный красавец Солор в блестящем исполнении Сергея Полунина вылетает на сцену со стремительностью выпущенной из лука стрелы, заряжая тем самым зрительный зал энергетикой ожидания необыкновенных событий. Начинается праздник поклонения огню. Факиры и служительницы храма — баядерки — исполняют ритуальные танцы. Появляется Никия Н. Легкая, грациозная, счастливая, она отвергает домогательства Великого брамина Н. Кириллов , готового положить к ее ногам свою тиару, — сердце баядерки принадлежит Солору. Тайная встреча Солора и Никии проходит у стен храма.
Их танец-объяснение полон надежд. Клятва Солора в вечной любви у священного огня кажется Никии залогом их будущего счастья. Но вот наступает день испытаний. Раджа М.
Балет «Баядерка» представят в Мариинском театре
В «Баядерке», то что сейчас у нас делается, там больше 30 позиций. Там и арки, там и завесы, там и кулисы. Три художника в течение двух с половиной месяцев полноценную завесу из листвы могут сделать. Воздушный индийский лес создают при помощи специальной сетки, к которой пришивают ажурные элементы. А чтобы посмотреть, как получается вся картина, художники поднимаются на навесной мост под самой крышей. Людмила Мехоношина,художник-технолог: У нас не повторяются даже те же самые полотна, те же самые спектакли. Они же все разные. Каждое произведение по-разному трактуется. В этом смысле очень любопытно где-нибудь погулять по истории, по векам. Эти полотна уже в марте уедут во Владивосток.
В честь юбилейной даты на исторической сцене Мариинского театра будет дан балет «Баядерка» Минкуса, главные роли в котором исполнят Виктория Терёшкина, Кимин Ким и Анастасия Лукина. Классическая балерина строгого академического стиля, наделенная редкой артистической индивидуальностью и чувством стиля, она всегда отличалась виртуозной техникой и музыкальностью, а ее внутренний темперамент и глубокая проработка каждого образа принесли ей поистине народную любовь. Комлева стала первой исполнительницей партий Девушки в «Ленинградской симфонии», Асият в «Горянке», Ариадны в «Икаре» и многих других советских постановках.
Но яркие главные партии — лишь одна из составляющих успеха спектакля. Одной из самых зрелищных из них, несомненно, является танец золотого божка. Прислужники выносят на сцену золотую статуэтку божка, и будто подкинутый незримой пружиной божок взвивается в воздух, застывая в точеной позе.
Экзотический колорит стал залогом зрелищности спектакля, а мелодраматичная история обманутой любви в хореографических откровениях Мариуса Петипа наполнилась глубиной и нюансами. На Приморской сцене Мариинского театра балет «Баядерка» будет представлен в классической мариинской постановке в хореографии Мариуса Петипа, в роскошном художественном оформлении и костюмах, созданных по эскизам 1900 года. Перенос постановки на Приморскую сцену осуществляет заслуженный деятель искусств России Эльдар Алиев.
Мариинка посвятит «Баядерку» Габриэле Комлевой
Среди наград балерины - специальная премия "Золотая маска" "За выдающийся вклад в развитие театрального искусства" 2019.
Солор уговаривает баядерку бежать с ним туда, где их никто не знает и где они будут счастливы. Но свидетелем пылких объяснений оказывается Великий брамин, и он клянется отомстить влюблённым. Картина вторая Раджа Дугманта объявляет своей дочери Гамзатти, что она станет женой лучшего и храбрейшего воина — Солора. Гамзатти счастлива, а Солор в растерянности: он не смеет отказаться от высокой чести, однако он любит Никию и дал ей клятву верности!.. Для совершения обряда посвящения Гамзатти в невесты во дворец приглашают Никию. Появляется и Великий брамин. Рассчитывая погубить соперника, он рассказывает радже о любви Никии и Солора. Дугманта разгневан, но решения не меняет: Солор будет мужем его дочери, а баядерка должна умереть. Брамин не ожидал такой развязки, он грозит радже карой богов за смерть баядерки, но Дугманта неумолим.
Гамзатти подслушала этот разговор.
В статичной мизансцене — оппозиции Никии и Великого брамина — в испытующем взгляде Марии Ильюшкиной нет ни уничтожения, ни высокомерия. Это — привычные, но чуждые для исполнительницы эмоциональные решения этого фрагмента.
Ее взгляд — искренний и беззащитный взгляд ребёнка. Взгляд-сострадание, взгляд-удивление и взгляд-вопрос. Здесь Брамин пятится от Никии не из-за давления ее силы — а от силы ее слабости.
Наверное, так Великий Инквизитор вздрагивал от поцелуя Христа. Ее танец — сакрален. Поэтому он вне категорий чистоты и академизма, за пределами критерий техники.
Притом технически Мария справляется со всем: не упрощает и не упускает ни одного движения. В третьем акте мистериальное действо коды она венчает pas glisse до самого верха сцены — что само по себе ни у кого не встретишь — так еще и украшает его контрапунктом из плавного port de bras. В акте «Теней» внутренняя белизна и исполнительская чистота обретают внешнее окаймление.
Так и любовь, уже с первых картин несущая в себе черты неземного, обретает высшую форму. Любовь Никии-Ильюшкиной — скромная и тихая: её дуэты с Солором Виктора Кайшеты умеренны даже в своей восторженности. Южному темпераменту танцовщика партнерство принесло холодные интонации северного ветра: кшатрий Солор — по-воински грубый и страстный — здесь не берет храм Никии силой — он бережно служит ему.
Служит и воплощению Никии в Царстве Теней. Она была лишь тенью: и хронологически — изначально готовя только акт «Теней», и сценически: на уровне ее лирико-романтического архетипа. Да и в заложенном в песне из названия статьи смысле — Мария тоже была для кого-то тенью.
Но с дебютом в «Баядерке» она — закончим строчку — вырывается из плена. После многочисленных, но напрашивающихся религиозных аналогий нельзя не вспомнить, что знаменитый поэт Теофиль Готье ещё в середине XIX века именно такими словами определил амплуа великой Марии Тальони — амплуа «христианской танцовщицы». С тем лишь уточнением, что амплуа — это некий тип.
Тальони «божественная Мария» была единственной не стереотипной носительницей этого звания.
Артистка снялась во многих телефильмах, в том числе в знаменитой «Баядерке» 1979 года, где она исполнила партию Никии — одну из самых знаковых в своей галерее образов. С 1979 года Габриэла Трофимовна работает в Мариинском театре педагогом, с 1989-го она балетмейстер-репетитор. Сегодня она готовит партии с Анастасией Лукиной, которая исполнит партию Гамзатти в спектакле к 85-летнему юбилею педагога.
Танцовщик Кимин Ким исполнит партии из балетов "Дон Кихот" и "Баядерка" в Мариинском театре
«Жемчужина репертуара»: премьера «Баядерки» — на Приморской сцене Мариинского театра. В Мариинском театре в 2002 году Сергей Вихарев вновь возродил «Баядерку» «по Петипа» — в четырех актах, с «гневом богов». Восточная романтическая история "Баядерка" – одна из жемчужин репертуара Мариинского театра, единственного обладателя полной версии балета. Основное здание Мариинского театра (Театральная площадь, д. 1). Вторая сцена Мариинского театра (Мариинский-2), (ул. Декабристов, д. 34).
Мариинка в честь 110-летия со дня рождения Наталии Дудинской покажет балет "Баядерка"
образцовой, идеальной Раймонде, воплощению петербургской балерины. Премьера – 23 января 1877 года, Большой театр, Санкт-Петербург Премьера редакции Владимира Пономарёва и Вахтанга Чабукиани – 10 февраля 1941 года, Театр оперы и балета им. С.М. Кирова (Мариинский), Ленинград. Недавно в Мариинском театре была «Баядерка» со звёздным составом и с россыпью дебютов.
Мариинский театр покажет балет "Баядерка"
Хореография, конечно, сложнейшая и, порой, невероятно, не все с ней справляются, многое не выполнено Золотой божок, одна из любимых партий - мог бы быть более божественным. Ну и, безусловно даже если перед кордебалетом поставить крестики в тех местах, где они должны находится в определенное время - они все равно ровно в рисунок не встанут! У Эйфмана встрают, в Михайловском в последнее время встают, в Мариинке, хоть убейся, не встают. Уважаемый кордебалет!
Чтобы в будущем стать солистами, научитесь, пожалуйста, не выделяться! Вообще в драматических балетах "провисают" переходы между вариациями, танцами, т.
В спектакле задействованы канадские артисты: накануне премьеры состоялся отбор 14 детей и 26 взрослых из местных балетных школ, которые выйдут на сцену вместе с российскими звёздами балета. Балет Людвига Минкуса «Баядерка» в хореографии Мариуса Петипа впервые ставится на оттавской сцене в его полной версии, отметила представитель Национального центра искусств Элери Эванс.
Дугманта решает во время празднества послать Никии корзину цветов с ядовитой змеёй внутри. Разговор раджи и брамина подслушивает Гамзатти. Она велит позвать Никию и, предложив ей танцевать завтра на свадьбе, показывает портрет своего жениха. Никия потрясена. Гамзатти предлагает ей богатства, если она покинет страну, но Никия не может отказаться от любимого. В гневе она бросается на соперницу с кинжалом, и только верная прислужница спасает Гамзатти. Баядерка убегает. Разгневанная Гамзатти обрекает Никию на смерть. Современная постановка в Мариинском театре , 2017 год В саду перед дворцом раджи начинается праздник.
Появляются Дугманта и Гамзатти. Раджа велит Никии развлекать публику. Баядерка танцует. Гамзатти приказывает передать ей корзину цветов.
Накануне, 27 мая, состоялась пресс-конференция, на которой о деталях премьеры рассказали главный балетмейстер Приморской сцены Мариинского театра, заслуженный деятель искусств Эльдар Алиев, дирижер Антон Торбеев, а также артисты, занятые в постановке: ведущие солисты балетной труппы Приморской сцены Мариинского театра Анна Самострелова и Сергей Уманец и ведущие солисты балетной труппы Мариинского театра Санкт-Петербург Мария Ильюшкина и Виктор Кайшета. По словам Эльдара Алиев, балет «Баядерка», являющийся одной из жемчужин Мариинского театра, ни разу не вывозился за рубеж. Это связано с дороговизной и высокой художественной ценностью декораций: пропитывать их противопожарными составами было нельзя. А потому «Баядерка» на протяжении многих десятилетий радовала всех, кто мог посетить Мариинский театр. Примечательно, что этот балет попадал в репертуар раз в два месяца, а составов было целых шесть. Попасть в один из них считалось большой удачей.
Мариинский театр покажет «Баядерку» в честь 85-летия балетмейстера Габриэлы Комлевой
Персонажи — брамины, факиры, танцовщицы баядерки , живущие при храме с самого детства и участвующие в религиозных церемониях. В основе сюжета — всепоглощающая любовь баядерки Никии, верность и измена, искренность и коварство… Воспользовавшись экзотическим сюжетом, Мариус Петипа развернул серию классических танцев, изысканно украшенных элементами восточной пластики «Индусский танец», «Танец со змеей». А фантастическая картина «Тени» из 3-го акта до сих пор остается непревзойденным по красоте и гармонии шедевром и часто исполняется как отдельный концертный номер. На протяжении своей сценической истории хореография балета претерпела неизбежные, порой значительные изменения. Балетмейстеры XX века стремились то восстановить первоисточник, то создать новые версии ускользающего из памяти шедевра Петипа.
Великий брамин увлечён ею, но баядерка отвергает его чувство. Брамин угрожает Никии, но она ожидает Солора. Магедавея сообщает ей, что Солор неподалёку.
Все расходятся. Наступает ночь. К храму приходит Солор. Он предлагает Никии бежать с ним и над священным огнём даёт клятву вечно любить её. Свидание прерывает Великий брамин. Пылая ревностью, он замышляет жестокую месть. С рассветом близ храма появляются охотники с убитым тигром, баядерки, идущие за священной водой.
Солор уходит с охотниками. В своем дворце раджа Дугманта объявляет дочери Гамзатти о том, что намерен выдать её замуж за Солора. Солор пытается отклонить предложенную ему честь, но раджа объявляет, что свадьба состоится очень скоро.
На первом плане в балете выделяется весьма характерная тема для произведений того времени — стремление к счастью, а также любви. Мариус Петипа доверил музыкальную часть спектакля талантливому композитору Людвигу Минкусу. На первый взгляд может показаться, что в музыке балета нет ярких, знаковых характеристик героев, раскрывающих их индивидуальность, она лишь рисует настроение и выступает неким фоном. Вместе с тем музыкальная часть невероятно мелодична, полностью подчинена танцам и пантомиме, и в ней тесно соединяются драма и лирика. Кроме того, музыка очень тонко следует за хореографией, что было крайне важно балетмейстеру.
Постановки и различные версии Долгожданная премьера спектакля состоялась 23 января 1977 года в Санкт-Петербурге. Главную роль Никии исполнила Екатерина Вазем, у которой как раз в этот день был бенефис. Дирижером балета выступил А. Эта постановка отличалась яркими костюмами танцоров, невероятно сложнейшими декорациями. Древность и некая экзотика тесно переплеталась с мелодраматическим сюжетом балета, которому дополнительную яркость придавали индийские мотивы. Однако несмотря на это, чисто индийским спектакль назвать нельзя, ведь это всего лишь подражание, а сам балет полностью соответствует всем европейским признакам. Хореография была исполнена на высшем уровне, где каждое движение было продумано до мельчайших подробностей, а каждый отдельный персонаж наделен своим, исключительным танцем, который тонко выражал его чувства, мысли и переживания. Через несколько лет Большой театр в Санкт-Петербурге был временно закрыт, а вся труппа переехала в Мариинский.
Дуэт с Солором правда вышел своеобразным - Никия была немного отдалённой от него, игривой, дразнящей. Солор Кимина же тянулся к ней всем своим существом. Но особенно великолепным получился акт теней - Виктория просто оказалась в своей стихии. Да и её лёгкая отстраненность в дуэте здесь была оправдана. Особенно тронуло исчезновение тени Никии после первого появления - ноги несут её прочь, а руки тянутся к любимому. Сколько любви и нежности было в этом. Больше, чем во всех дуэтах с её стороны.
Виктории получается передавать характер героини с помощью своей фантастической пластики.
Содержание
- Билеты на Театр Баядерка, Санкт-Петербург, Михайловский театр
- Билеты на Театр Баядерка, Санкт-Петербург, Михайловский театр
- Мариинка в честь 110-летия со дня рождения Наталии Дудинской покажет балет "Баядерка"
- Раневская. Сквозь смех и слезы.
- Солистка Мариинского театра получила травму во время спектакля: Театр: Культура:
Другие новости раздела
- «Баядерка», Национальный Классический Балет. Фоторепортаж | Театр To Go
- “Баядерка” в Мариинском театре. 13 июля 2014: hvostova — LiveJournal
- "Баядерка" снова на исторической сцене Большого
- Мариинский театр
- Премьер Мариинского театра Кимин Ким выступил в балете "Баядерка" в Софии
- 7 Отзывов. Баядерка. Мариинский театр
«Жемчужина репертуара»: премьера «Баядерки» — на Приморской сцене Мариинского театра
Билеты на балет Баядерка, Санкт-Петербург, Михайловский театр можно купить на или по телефону (812) 703-40-40. Балет «Баядерка» представят на Исторической сцене Мариинского театра в честь 85-летия балетмейстера-репетитора, педагога Габриэлы Комлевой. Об этом театр сообщил в Telegram-канале. Эльдар Алиев, главный балетмейстер Приморской сцены Мариинского театра. Премьера «Баядерки» Мариуса Петипа в Императорском Мариинском театре состоялась в 1877 году, соавтором многих идей балета по мотивам баллады Гёте «Бог и баядерка» и эпоса Калидасы «Шакантула» выступил Сергей Худеков.