Когда были обретены гробы святых, святитель Ермоген пришел с собором духовенства, повелел вскрыть гробы и, увидев нетленные мощи и одежды святителей. Фильм «Святитель» рассказывает о жизни Патриарха Гермогена — одного из самых прославленных русских святых, героя Смутного времени. Святитель Гермоген был назначен Патриархом Московским и всея Руси в июле 1606 года, когда ему было уже за 70 лет. Затем уже в 1875 г. к Собору святителей был причислен митрополит Филипп, а в 1913 г. — патриарх Ермоген.
Патриарх Кирилл: Ермоген призвал Минина и Пожарского к походу на Москву
В федеральный прокат вышел художественно-документальный фильм «Святитель», посвященный священномученику Ермогену, патриарху Московскому и всея России, чудотворцу. Святитель Ермоген видел эту опасность. Что же эта за тьма искушений и бед, которую разогнал своими светозарными лучами святитель Ермоген? Им святитель Ермоген передал последнее свое послание, призывающее народ подняться на спасение Дома Пречистой Богородицы – Православной России. Композитор Георгий Дмитриев посвятил патриарху Гермогену оперу-ораторию «Святитель Ермоген» (1999)[34]. В 1592 году при святителе Гермогене были перенесены из Москвы в Свияжск мощи Казанского святителя Германа.
Docudrama “The Hierarch” about the life of Holy Patriarch Patriarch Hermogenes
Памяти святителя Ермогена. 4 марта 2023 года, в день памяти святителя Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском. Памяти святителя Ермогена. он не мог предать Православную веру. Святитель Гермоген был назначен Патриархом Московским и всея Руси в июле 1606 года, когда ему было уже за 70 лет. Святой Ермоген известен и как ревностный пастырь Церкви Христовой, и как глубокий молитвенник, и как хороший организатор.
Проповедь в день памяти святителя Ермогена
Фильм «Святитель» рассказывает о жизни Патриарха Гермогена — одного из самых прославленных русских святых, героя Смутного времени. Памяти святителя Ермогена. Святитель Ермоген, оставаясь верным своей архиерейской присяге, своему Патриаршему предназначению, всячески боролся — в первую очередь с внутренними изменниками, которые. Когда были обретены гробы святых, Святитель Ермоген пришел с собором духовенства, повелел вскрыть гробы и, увидев нетленные мощи и одежды святителей. Первые достоверные известия о святителе Ермогене относятся ко времени его служения священником в Казани в конце 1570-х годов. Святитель Ермоген, оставаясь верным своей архиерейской присяге, своему Патриаршему предназначению, всячески боролся — в первую очередь с внутренними изменниками, которые.
2 марта - день памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси
Святитель Ермоген видел эту опасность. В последний раз Святейший Патриарх Кирилл видел отца Ермогена, когда четыре года назад владыка Евсевий пригласил его во Псков. Когда были обретены гробы святых, Святитель Ермоген пришел с собором духовенства, повелел вскрыть гробы и, увидев нетленные мощи и одежды святителей. Фильм «Святитель» рассказывает о жизни Патриарха Гермогена — одного из самых прославленных русских святых, героя Смутного времени.
Священномученик Ермоге́н Московский и всея Руси патриарх
А мы как Церковь хранили и будем хранить благодарную память о святителе Ермогене. Мы как молились, так и будем молиться ему о том, чтобы он не оставлял державу Российскую своим предстательством пред Господом. Вспоминая молитвенно эту великую святую и героическую личность, мы должны в каком-то смысле соотносить его пример с самими собой. Не в том смысле, что мы можем подъять и исполнить ту великую миссию, которую исполнил святитель, но в том, чтобы мы осознали, с какой силой духа он сопротивлялся врагам и с какой силой духа исповедовал свою веру и верность Церкви и Отечеству. Пусть замечательный пример великого подвижника, святителя, исповедника и мученика земли Русской будет вдохновлять нас, людей XXI века. Пусть он вдохновляет священнослужителей, в первую очередь наших иерархов наших, но также и власти наши, и народ наш. И дай Бог, чтобы его память снова воскресла в сознании всего нашего народа, чтобы великий героизм, приведший к спасению Отечества, был понятен в первую очередь нашей молодежи, чтобы и она могла видеть в личности святителя великий пример беззаветного и жертвенного служения Богу и Отечеству. Молитвами святителя Ермогена да хранит Господь на веки землю Русскую, град наш Москву и сей святой храм, с пребывающими здесь святыми его мощами, дабы это место продолжало оставаться великим символом мощи Российского государства и святости Русской Церкви.
Чтобы прошли все эти недоуменные конфликты, чтобы наступили мир и благополучие, чтобы страна могла продолжать свое мирное поступательное развитие, духовное и материальное, во благо тех, кто живет в настоящее время и во благо грядущих поколений». Пусть он вдохновляет священнослужителей, в первую очередь наших иерархов, но также и власти наши, и народ наш. И дай Бог, чтобы его память снова воскресла в сознании всего нашего народа, чтобы великий героизм, приведший к спасению Отечества, был понятен в первую очередь нашей молодежи, чтобы и она могла видеть в личности святителя великий пример беззаветного и жертвенного служения Богу и Отечеству», — заключил Святейший Патриарх Кирилл.
Красота Православия с Еленой3 ноября 2023 В 1595 году при участии святителя были обретены мощи Казанских чудотворцев - первого Казанского архиепископа Гурия и епископа Тверского Варсонофия. Святой Ермоген сам составил жития этих святителей. В 1606 году святитель был возведен на патриарший престол в Московском Успенском соборе. Патриарх противостоял врагам Отечества, которые желали поработить русский народ и искоренить Православие.
Святитель Ермоген Святитель Ермоген Когда самозванец подошёл к Москве и расположился в Тушине, святитель послал изменникам два послания. Он писал о том, как важна Православная вера, заклинал изменников опомниться, чтобы не погибнуть до конца. Вскоре самозванец был убит, как и его предшественник, но в Москве находились поляки и изменники-бояре, которые были преданы Сигизмунду III.
Сегодня мы вспоминаем святителя Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, оставившего совершенно особый след в истории Церкви нашей, нашего народа и нашей страны. Первосвятительский подвиг всегда связан с огромными трудностями и духовными вызовами, но подвиг святителя Ермогена был еще особым образом осложнен тем историческим временем, в котором он совершал свое служение. Это время было одним из немногих в истории нашего Отечества, когда враги, казалось бы, победили Русь. В самом деле, они находились в самом центре Руси, в граде Москве, и можно себе представить, какая тяжесть была на сердце святителя Ермогена, сколько горячих молитв он возносил ко Господу об избавлении России, страны нашей, от нашествия иноплеменных, от предательства; как он молился о воссоздании духовной силы Руси — здесь, в подвале Чудова монастыря, к сожалению, разрушенного и до сих пор не восстановленного, когда его пытались принудить к измене и посулами, и голодом, и холодом. Но ведь святитель оказался выше всех, кто склонял его к измене! Он оказался духовно сильнее всей этой вражьей силы, которая вошла в самое сердце нашей страны, — один старец-Патриарх, от которого зависело, будет существовать независимая страна, сумеет она сбросить с себя оковы оккупантов или добровольно подчинится иной власти.
КАК СВЯТЫЕ СПАСАЛИ ОТЦА ЕРМОГЕНА, А ОН ИЗ ГРЕХОВНОЙ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ ВЫТЯГИВАЛ
Эти исторические события оказали глубокое влияние на Ермогена, подготовили его на служение Церкви и Отечеству. Служение будущего патриарха Церкви Христовой началось в Казани простым приходским священником при гостинодворской церкви во имя святителя Николая. По отзывам современников, священник Ермолай уже тогда был «муж зело премудростью украшенный, в книжном учении изящный и в чистоте жития известный». В 1579 году он, будучи пресвитером, стал свидетелем чудесного явления Казанской иконы Божией Матери. Бог судил ему первому «взять от земли» бесценный образ, показать его собравшемуся народу и затем торжественно, с крестным ходом, перенести в соседний Никольский храм. Вскоре священник Ермолай принял иноческий постриг с наречением имени Ермоген.
Позднее святитель начал рассылать грамоты, призывающие освободить столицу от захватчиков. Эти послания сыграли значительную роль в формировании народного ополчения. В 1611 году патриарх Ермоген был арестован польскими интервентами и заключен в подвале Архангельской церкви Чудова монастыря. Пожилого святителя содержали в ужасных условиях: в темнице не было света, еду и воду спускали на веревке через маленькое окошко. Ему постоянно угрожали расправой, требуя составить грамоты, которые заставят ополченцев прекратить сопротивление.
Но Ермоген не поддался на эти уговоры, продолжая ободрять и наставлять русских воинов. До полного освобождения Москвы святитель не дожил. Он скончался от голода в феврале 1612 года после девяти месяцев заключения и был погребен на территории Чудова монастыря. В 1652 году, через 40 лет после смерти, его гробницу вскрыли и обнаружили нетленные мощи. После этого останки святителя перенесли в Большой Успенский собор, где они хранятся по сей день. В 1913 году патриарх Ермоген был канонизирован как священномученик. День памяти священномученика Ермогена в 2024 году — храмы Первый храм в честь священномученика Ермогена был освящен в 1913 году сразу после его канонизации. Он находился в подземелье Чудова монастыря.
Богослужебные песнопения исполнил хор Патриаршего подворья храмов в Зарядье г. Москвы под управлением Д. Чаплин, первый заместитель министра культуры РФ С. Литургия транслировалась в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас» , а также на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия. На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 40-летием со дня рождения иеромонах Ермоген Бурыгин , и. На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву о Святой Руси.
Ермогена, Патриарха Московского Я поздравляю архипастырей, всечестных отцов, вас, дорогие братья и сестры, с днем памяти одного первых первосвятителей Русской Православной Церкви святителя Патриарха Ермогена. Святитель Ермоген жил в трудное для Руси время, смутное время, время, когда предательства в русском народе являли себя, когда провозглашали Лжедимитрия царем русским, когда использовали подлог для того, чтобы духовно поработить Землю Русскую. И в это время святитель Ермоген возвышал свой голос. Москва была окружена российским ополчением, которое хотело освободить Кремль, где находились захватчики - поляки и литовцы, святитель Ермоген находился в заключении, его заставляли обратиться к русскому ополчению, чтобы он их призвал отступить от Москвы. Но святитель проявил твердость и сказал, что он обратится к русскому ополчению только тогда, когда поляки оставят Кремль, когда захватчики оставят сердце России.
Новости патриархии
Царь Алексей Михайлович после новгородского восстания 1650 г. Никону впосл. В 1652 г. Мощи в деревянной гробнице, обитой фиолетовым бархатом, были поставлены в юго-зап. К кон. XVII - нач. XVIII в. В 1812 г. В 1883 г. Патриарх Ермоген.
В Уставе церковных обрядов Успенского собора ок. В Месяцеслове Симона Азарьина сер. XIX - нач. Сергий Спасский указал, что имя Е. Голубинский поместил Е. Канонизация святых. В 1903 г. Николай II с др. Владимира Богоявленского , митр.
Московского и Коломенского, осмотрел подземелье под собором в честь Чуда арх. Михаила в Хонех Чудова мон-ря Московского Кремля где, по преданию, в свое время томился в заточении Е. В 1909 г. Иоанна Восторгова и под рук. Струкова по проекту, утвержденному Московской археологической комиссией. Храм разместили в белокаменном подклете Чудовского собора. Его вост. Вход в храм располагался с запада, дверь в сев. Храм был освящен 13 мая 1913 г.
Рака свщмч. Ермогена в Успенском соборе Московского Кремля. В годы, предшествовавшие 300-летию кончины Е. Была изучена книга записей исцелений, бывших по молитвам у мощей Е. В 1912 г. На торжествах, которые возглавил митр. Московский Владимир Богоявленский , присутствовала вел. Елисавета Феодоровна. Ермолая, Введенской на Лубянке - бывш.
Пожарского , со стягом последнего, хранившимся в Оружейной палате. На обратном пути крестный ход прошел через Чудов мон-рь; в подземном храме, устроенном в темнице, где, как считалось, скончался патриарх, был отслужен молебен. Торжества и службы, посвященные Е. К этому времени были собраны тысячи подписей на прошениях о канонизации Е. Для мощей Е. Память Е. В торжествах прославления Е. К этому событию была изготовлена новая гробница из золоченой бронзы, верхняя доска представляла собой иконописное изображение Е. Основные торжества прошли 12 мая, у гроба Е.
Васнецова , пропел составленные к этому дню песнопения, в т. Ипполитова-Иванова , крестным ходом пронесли написанную Васнецовым икону священномученика. С иконой Е. Расстрел Моск. Кремля 27 окт. После восстановления Патриаршества в Казанском соборе Петрограда предполагалось создать пещерный храм во имя Е. В наст. Вовина-Лебедева, Н. Чугреева Соч.
Церкви: Гермогена, патр. Московского, Сказание о явлении и чудесах от иконы Пресвятыя Богородицы Казанской, писано в 1594 г. Вопрос о единогласном пении в Рус. Церкви XVII в. Петра и супруги его благоверныя Февронии. Гермогена, патр. Московского и всея России: С прил. Ермоген: Жизнеописание, творения, ист. Сборник: [Акты по истории России за 1393-1729 гг.
Источники агиографии. О происхождении патр. Статьи по рус. Спасский мон-рь в Казани: Ист. Краткая заметка на мнение С. Платонова о происхождении патр. Род вел. Новые данные для характеристики патр. Гермоген, митр.
Страдальцы за Русскую землю: Патр. Гермоген и троицкий архим. Жизнеописание свят. Московского и всея России. К вопросу о причастности патр. Гермогена и кн. История РЦ. Русские патриархи, 1589-1700. Польско-литовская интервенция в России и рус.
Архипастыри Казанские, 1555-2007. Миниатбра из Титулярника. Источниками для них послужили портретные поясные изображения в Царских Титулярниках 1672 г. ГЭ; 3. К их созданию привлекались мастера Оружейной палаты Московского Кремля: жалованный иконописец И. Максимов ученик Симона Ушакова , известный «золотописец» Г. Благушин, патриарший иконописец Д. Львов, осташковский иконописец М. Потапов, жалованный иконописец и живописец Ф.
Репьев Успенский А. Царские иконописцы. Словарь иконописцев. В Титулярнике 1672 г. В Титулярнике 1672-1673 гг. Святитель именословно благословляет, в левой руке высокий посох с полукруглым навершием, на груди панагия с Голгофским крестом. Портретные изображения Е. РГБ, см. Гравюра А.
ГИМ Описание внешнего облика Е. XIX в. Один из них находился в ц. По-видимому, этот портрет, иконография к-рого ориентирована на Титулярник 1672-1673 гг. Во славу св. Гермогена, патриарха Всероссийского: Слова, сказанные в ожидании прославления его и после прославления. Подобные типы изображения встречаются на гравюрах А. Осипова , напр. Бекетова в технике пунктира портрет 1821-1824 помещен в изд.
Церкви, с прил. Шелковникова или изданной И. Дациаро Адарюков, Обольянинов. Словарь портретов. Ровинский упомянул также резцовую гравюру Д. Степанова ок. Чистякова в мастерской Ф. Брокгауза в Лейпциге «Патриарх Гермоген отказывается писать начальникам земского ополчения о распущении войска», издание В. Генкеля в С.
Словарь гравированных портретов. Существовала литография «Твердость патриарха Гермогена... Пономарёва, напечатанная в мастерской Л. Прохорова, ок. Графический портрет Е. Народные картинки. В XIX - нач. Геллера Патриаршая резиденция в Чистом пер. Одна из них - «Патриарх Гермоген в оковах, осуждается от поляков на голодную смерть.
Иванова по рис. Чорикова - была опубликована в 1844 г. Живописный Карамзин, или Рус. Горельефный образ Е. ЦМиАР Сщмч. ЦМиАР На старообрядческих рисованных листах 2-й пол. ГИМ; см. XVIII - нач. Максимом Греком.
Среди Всероссийских патриархов Е. Сивкова в мастерской И. Голышева в с. Мстёра РГБ. Предположительно Е. Германъ Пат» - изображен верхним в правой группе на прориси ок. Гурьянова с иконы «Спас Смоленский с Московскими святыми» 2-я пол. Маркеловым - Маркелов. Святые Др.
К 300-летию Дома Романовых и прославлению Е. Васнецова предполагалось воздвигнуть монумент в честь освобождения России от польско-швед. Васнецова, см. Минину и кн. Пожарскому скульптора И. В письме Васнецова от 18 марта 1913 г. Дионисию Зобниновскому приводится описание монумента, к-рый не был сооружен В. Он представлял собой высокий пьедестал, завершавшийся монументальной фигурой вмч.
Вскоре священник Ермолай принял иноческий постриг с наречением имени Ермоген. По всей вероятности, пострижение происходило в Чудовом монастыре, который был назван им впоследствии обетным. Через несколько лет Ермоген был назначен архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани, а 23 мая 1589 года хиротонисан во епископа и стал первым митрополитом Казанским. На этой кафедре святитель Ермоген проводил широкую, плодотворную миссионерскую работу среди язычников и мусульман, приводя их к православной вере. Подробнее расскажет священник Василий Куценко. Автор Артур Авдеев.
В завершение Святейший Владыка совершил славление и молитву у раки с мощами святителя Ермогена. Под руководством старосты Успенского собора Московского Кремля Н. Чаплина группа экспертов в области церковно-прикладного ювелирного искусства и духовенства разработала концепцию восстановления утраченной утвари главного исторического храма Русской Православной Церкви. Ранее в Успенский собор были переданы напрестольное Евангелие и напрестольные кресты. За сегодняшним богослужением Н. Чаплин преподнес Предстоятелю Русской Церкви для Успенского собора кадила.
Так он мог к каждому найти подход. Отец Ермоген всегда заранее знал, кто и с чем к нему едет. Помню, думаю дорогой: «Интересно, кто-то батюшку Гермогеном называет, другие — Ермогеном... Как правильно? Только на порог, а он меня благословляет: — Пиши: Ермоген. Для меня эти слова как гром среди ясного неба! В последнее время, когда батюшка уже сильно болел, мы усиленно читали за него Псалтирь. Читаем — ему легче, заканчиваем — опять плохо. В этой молитвенной чреде, особенно в последние дни, а потом и по преставлении батюшки, мы все — его чада и просто знавшие его люди — так сроднились, что почувствовали: мы не брошены, батюшка всех нас своей любовью объединяет и покрывает. Отец Ермоген любил, чтобы между всеми была любовь. Раньше, помню, он был построже — близко к себе никого особо не подпускал: если только к ручке приложиться — и все! А уже перед уходом точно блаженный стал: мог тебя уже и обнять, и поцеловать — столько теплоты и радости от него исходило! Я как-то раз батюшке так и сказала: — Батюшка, мне прям так и хочется взять вас на ручки, как ребенка, и носить... На меня зацыкали: мол, это уж слишком! Любовь всегда побеждает. Кто приходил? Отвлекать старца на нечто такое текущее не хотелось, но мысленно, хочешь не хочешь, а возвращаешься к тому, что свербит. И вот, помню, однажды сижу с батюшкой, улыбаюсь, пытаюсь слушать то, что он мне говорит, а взгляд у меня, видно, нет-нет, да отсутствовал... Он мне вдруг и говорит: — Почитай книжку, — и указывают, какую. Он на минутку задумался и наугад называет страницу. Я сейчас не помню, какую точно, но допустим: — С 83-й! Я открываю, начинаю читать ответ на мой вопрос, который я даже не решался батюшке задать! Вот так просто, за чаем, он мог разрешить какую-то проблему. Точно так же он задолго предсказал мое служение — постоянно давал книги на военную тематику. Сам он, наверно, жития всех святых перечитал — буквально про каждого святого мог начать с ходу рассказывать, кто он, как подвизался, чем Богу угодил. Бывает, придешь к нему на исповедь, только начнешь говорить, а батюшка тебе уже сам все рассказывает про то, что у тебя дальше там по списку... Исповедоваться у батюшки всегда было очень легко. Накануне, помню, трясешься, переживаешь, семь потов с тебя сойдет, а как зайдешь к нему, сразу весь этот мандраж отпускает. В ответ только и соглашаешься: — Да, батюшка! Все так! Вот это здесь ниже все написано, я просто дотуда еще не дошел... Выходишь после исповеди у него всегда так, будто крылья у тебя повырастали. Очень радовался, когда каялись те, которые вообще впервые к исповеди приступили. Когда у меня был первый прыжок с парашютом, батюшка перед этим мне чуть ли не генеральную исповедь устроил. Потом всегда перед ответственными моментами в жизни говорил: — Тебе надо причаститься. Однажды я осваивал новую парашютную систему, но закрутился в суете и не выполнил батюшкин наказ, не успел ко причастию подготовиться. Прыгнул с парашютом, и была внештатная ситуация... Меня это сразу отрезвило. У батюшки была установка: перед каждым важным делом обязательно надо приобщиться святых Христовых Таин. Когда самого батюшку последний раз в больнице причащали, он, до этого постоянно полушепотом молившийся, вдруг после причастия крепко сомкнул зубы, уже не допуская никакого врачебного вмешательства — установки трубок и пр. Так он дорожил причастием. Он-то чувствовал, что в последний раз причастился. Говорят, это особая милость Божия — возможность здесь причащаться. Ведь усопшие как покаяться, так уже и причаститься не могут и с трепетом вспоминают, как имели возможность причащаться на земле. Схиархимандрит Тихон Муртазов с внучатым племянником Дмитрием Соколовым В последнее перед уходом в вечность время за батюшкой уже кто-то стал приходить... Помню, месяца полтора назад я приехал к батюшке, мы пообщались на кухне, он пошел к себе в келью, а я продолжал попивать чаек. Дверь была открыта — весь коридор у меня, как на ладони. Смотрю, батюшка идет: — О, Дима, ты здесь? А он точно ищет глазами кого-то еще: — А кто здесь сейчас проходил? Смотрю, он все понял. Сидим, дальше общаемся, а он задумался. Взгляд у него такой отрешенный был — видно, думал: кто же это был у него? Уже перед самым своим уходом батюшка меня вдруг стал поторапливать: — Приезжай быстрее с отпуска! Давай возвращайся, конфетками буду тебя кормить! Я не сорвался сразу, а потом, когда приехал, батюшка уже был в питерской больнице...
Другие материалы раздела
- 18.05.2023 12:02:57
- Контакты — нижняя часть сайта
- Форма поиска
- ЕРМОГЕН МОСКОВСКИЙ
Docudrama “The Hierarch” about the life of Holy Patriarch Patriarch Hermogenes
В 1595 году при деятельном участии святителя совершилось обретение и открытие мощей Казанских чудотворцев: святителей Гурия, первого архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского. Царь Феодор Иоаннович приказал соорудить в Казанском Спасо-Преображенском монастыре новую каменную церковь на месте прежней, где были погребены святые. Когда были обретены гробы святых, святитель Ермоген пришел с собором духовенства, повелел вскрыть гробы и, увидев нетленные мощи и одежды святителей, сообщил Патриарху и царю. Святой Ермоген сам составил жития святителей Гурия и Варсонофия, епископов Казанских. За выдающиеся архипастырские труды митрополита Ермогена избрали на первосвятительскую кафедру, а 13 июля 1606 года он был возведен собором святителей на патриарший престол в Московском Успенском соборе. По древнему чину святейший патриарх Ермоген совершал шествие на осляти вокруг стен Кремля. Деятельность патриарха Ермогена совпала с трудным для Русского государства периодом Смутного времени — нашествием самозванца Лжедмитрия и польского короля Сигизмунда III. В этом подвиге патриарх Ермоген не был одинок: ему подражали и помогали самоотверженные русские люди.
С особенным вдохновением противостоял святейший патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим поработить русский народ, ввести в России униатство и католичество и искоренить Православие. Когда в июне 1608 года самозванец подошел к Москве и расположился в Тушине, патриарх Ермоген направил мятежным изменникам два послания. В одном из них он писал: «…Вы забыли обеты православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитались и возросли, преступили крестное целование и клятву стоять до смерти за Дом Пресвятой Богородицы и за Московское государство и припали к ложно-мнимому вашему царику… Болит моя душа, болезнует сердце и все внутренности мои терзаются, все составы мои содрогаются; я плачу и с рыданием вопию: помилуйте, помилуйте, братие и чада, свои души и своих родителей, отшедших и живых… Посмотрите, как отечество наше расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу. Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас? Не свое ли Отечество разоряете? В другой грамоте первосвятитель призывал: «…Бога ради, познайте себя и обратитесь, обрадуйте своих родителей, жен и чад, и всех нас; и станем молить за вас Бога»… Тем временем в Москве начался голод. Первосвятитель повелел келарю Сергиевой обители Авраамию Палицыну открыть для голодающих монастырские житницы с хлебом.
Патриарх Ермоген вдохновил иноков Троице-Сергиевой Лавры на самоотверженную героическую оборону обители от польско-литовских интервентов. Их многотысячный отряд осадил Лавру в сентябре 1608 года. Жестокая осада длилась 16 месяцев, но безуспешно: в январе 1610 года интервенты с позором отступили. В это время патриарх Ермоген продолжал рассылать свои послания, в которых убеждал народ в том, что Лжедимитрий II — самозванец, призывал подняться на защиту веры и Отечества. Вскоре праведный суд Божий свершился и над самозванцем, прозванным «тушинским вором». Его постигла печальная и бесславная участь; он был убит собственными приближенными 21 декабря 1610 года. Но Москва продолжала оставаться в опасности, так как в ней находились поляки и изменники-бояре, преданные Сигизмунду III — они желали видеть на русском престоле польского королевича Владислава, сына Сигизмунда.
Этому решительно воспротивился патриарх Ермоген, совершавший в храмах особые молебны об избрании на царский престол «от кровей российского рода». На требование бояр написать особую грамоту к народу с призывом положиться на волю Сигизмунда патриарх Ермоген ответил решительным отказом и угрозой анафематствования. Он открыто выступил против иноземных захватчиков, призывая русских людей встать на защиту Родины. По благословению патриарха Ермогена из Казани была перенесена Казанская икона Пресвятой Богородицы скорее всего — список с подлинной , которая стала главной святыней ополчения. Грамоты, рассылавшиеся патриархом Ермогеном по городам и селам, возбуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов и избранию законного русского царя. Москвичи под водительством Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле.
Поляки с помощью изменников свергли святого Патриарха Ермогена с Патриаршего престола и заточили в Чудовом монастыре. Под угрозой смерти требовали от святителя приказов народным ополченцам сдаться на волю захватчиков, но святой боялся только Бога и отвечал решительным отказом.
Более 9 месяцев находился он в заключении и скончался мученической смертью от голода 17 февраля 1612 года. Погребли его в Чудовом монастыре, а в 1654 году нетленные мощи святителя были перенесены в Московский Успенский собор. Прославление Патриарха Ермогена совершилось 12 мая 1913 года. Дни памяти: 2 марта 1 марта в високосный год 17 февраля по ст.
Когда же 25 февраля 1609 года в Москве начался мятеж и его участники, опираясь на скоротечность избрания Шуйского царем, потребовали его низложения, самого же Патриарха казнить, святитель вышел к волнующейся толпе и с Лобного места обрушился на них со всей силой красноречия. Низложения царя, на котором нет вины во многих кровопролитиях и мятежах, убеждал он, желают лишь немногие изменники, но не «весь мир». Что же до его избрания, то, как полагал святитель Ермоген, весь опыт строительства единого Русского государства свидетельствует, что «дотоле Москве ни Новгород, ни Казань, на Астрахань, ни Псков, ни которые городы не указывали, а указывала Москва всем городом». Впрочем, даже разгром Тушинского лагеря уже мало что мог изменить в судьбе Шуйского: ситуация безвластия только усиливалась. Летом 1610 года Боярская дума, в которой преобладали бывшие тушинцы, приняла решение о низвержении царя, мотивируя это тем, что Шуйский, выполняя волю «всего Московского государства всяких служилых и жилецких людей», согласился добровольно оставить престол. Освободившийся престол был предложен польскому королевичу Владиславу, в мгновение ока ставшему «всенародным избранником», а до тех пор покуда он не прибудет в Москву, организовывалось временное правительство из семи бояр. Заговорщики причудливо смешали не самые лучшие прецеденты политической истории Руси: совет из семи бояр уже управлял государством после смерти Василия III ввиду малолетства его преемника, будущего царя Ивана Грозного, да и призвание Владислава мало чем отличалось от почти мгновенного возведения Василия Шуйского на царство. В создавшейся ситуации Патриарх Гермоген оказался единственным законным носителем власти. И на этом этапе защита государства, неотделимая от защиты веры, выступила на первый план его служения. Низложения Шуйского Патриарх не признал, а призванию польского королевича воспротивился, считая, что более достойными кандидатами на престол являются православные люди — князь Василий Голицын и четырнадцатилетний Михаил Романов, внучатый племянник царя Федора Ивановича. Вновь он пытался убедить с Лобного места народ: «Мне самому доподлинно известно королевское злое умышленье над Московским государством, хочет он им… завладеть и нашу истинную христианскую веру разорить, а свою латинскую утвердить». К Патриарху прислушались: одним из условий избрания нового царя стало крещение в православие. Это решение, одобренное святителем Ермогеном при условии, что в намерении королевича не будет обмана , было более конкретизировано и ужесточено в грамоте послам в Смоленск, где в это время находился король Сигизмунд III. Как и водится, послы были обмануты: король объявил, что его сын сам волен в крещении, кандидатуру же русского царя — королевича или самого короля — должен утвердить польский сейм. Пока же суть да дело, в Россию должны войти польские войска для совершенного ее усмирения. Семибоярское правительство впустило в Москву польский гарнизон. Началась иноземная оккупация. Договор с королевичем Владиславом превратился в фикцию, поскольку стать вместо него русским царем изъявил желание Сигизмунд III. Именно действия поляков в Москве и Смоленске привели к кристаллизации идеи всенародного ополчения для освобождения столицы и восстановления законной царской власти. Идеи, которая горячо была поддержана святителем Ермогеном, которого действия поляков и их русских сторонников превратили в одного из главных организаторов ополчения. Патриарх пригрозил проклятием тем, кто пожелает передать престол польскому королю, и призвал к открытому неповиновению вошедшим в Москву полякам. Что же касается ополчения, которое начал формировать в Рязани Прокопий Ляпунов, то святитель Ермоген благословил его служить королевичу Владиславу только в том случае, если он примет православие. В противном случае ополченцы освобождались от данных ему клятв и призывались в поход на освобождение Москвы. Авторитет святителя напугал поляков: на подобные меры тот имел полное каноническое право. Прямые переговоры, которые вели и поляки, и члены семибоярской думы со святителем Ермогеном, провалились, так как Патриарх не пожелал идти на компромисс и не подписал грамоты о принесении присяги Владиславу и Сигизмунду III, а также о сдаче Смоленска полякам. Наоборот, от его имени в города России пошли грамоты, призывавшие защитить православие от «врагов креста Христова» и встать на защиту святынь Москвы. Перепуганные поляки и их сторонники в Москве упрашивали святителя написать ополченцам грамоты, чтобы они не шли к столице. Святитель был непреклонен: «Напишу, чтоб возвратились, если… все… изменники и королевские люди выйдете вон из Москвы… ибо вижу попрание истинной веры от еретиков и от вас, изменников, и разорение святых Божиих церквей и не могу более слышать пения латинскаго в Москве». Престарелый Патриарх в то время он разменял восьмой десяток лет был взят под стражу и изолирован. Правда, на Вербное воскресенье 1611 года 17 марта он был выпущен, чтобы совершить традиционное шествие на осляти. Достаточно было слуха, будто поляки хотят изрубить Патриарха и безоружный народ во время крестного хода, чтобы в Москве началось восстание. С трудом подавив его, поляки свели святителя Ермогена с престола и заменили его печально известным Патриархом Игнатием, которого Освященный Собор лишил и сана архиерейства. Но лишить законно избранного святителя сана и общерусского авторитета они не могли. Когда на Светлой неделе к Москве подошло ополчение, поляки под угрозой смерти потребовали, чтобы святитель Ермоген велел ополченцам идти прочь от города, но получили отказ. Боюсь одного Бога… Я благословляю всех стоять против вас и помереть за православную веру». Однако из-за распрей предводителей ополчение распалось. Патриарх Гермоген, заточенный поляками в подземную келью Чудова монастыря, только в конце августа смог отправить на волю последнее свое послание, ставшее его политическим завещанием: «Пишите в Казань к митрополиту Ефрему: пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру… Да и в Вологду пишите к властям о том, и к Рязанскому владыке: пусть пошлет в полки учительную грамоту к боярам, чтоб унимали грабеж, сохраняли братство и, как обещались положить души свои за дом Пречистой, и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили». Именно эта грамота послужила толчком для создания Второго ополчения. Подвиг Патриарха был по достоинству оценен уже современниками. Уже в апреле 1611 года руководители Первого ополчения называли его «новым исповедником», «вторым великим Златоустом» и «истины обличителем». Его могила была найдена сразу же после освобождения Москвы в ноябре 1612 года и стала объектом поклонения ополченцев.
И здесь важно подчеркнуть самое важное обстоятельство, определившее дальнейшие поступки святителя: острое понимание того, что после пресечения династии залогом устойчивости государства является законно избранная власть православного царя. В 1603 году монах-расстрига Юрий Отрепьев в иночестве Григорий , выдавший себя в Речи Посполитой за «чудесно спасшегося» царевича Дмитрия, сына и наследника Ивана Грозного, в сопровождении небольшого отряда поляков перешел границу Руси. Усилия Бориса Годунова остановить его продвижение к Москве были напрасны. Самозванца признали законным правителем. С его появлением скрытая гражданская война, не выходившая за пределы интриг отдельных кланов в борьбе за власть, стала перерастать в открытую фазу или, говоря проще, в масштабные вооруженные столкновения. Началась мрачная эпоха нестроения государства и Церкви. Патриарх Иов, державшийся определения Освященного Собора, признавшего Отрепьева самозванцем и предавшего его анафеме, не признал новоявленного правителя. Уже 24 июня, через три дня после вступления в Москву, самозванец собрал правящих архиереев и потребовал сместить святителя Иова по причине его старости и слепоты и избрать нового главу Церкви — архиепископа Рязанского Игнатия. Грек по происхождению, он первым из архиереев признал «истинность» царя еще на пути в Москву. Архиереи подчинились, и святитель Иов отправился в ссылку в Старицу. Однако смена Патриархов не была законной: святитель Иов не был ни низложен, ни тем более лишен сана что было прерогативой Священного Собора. Избрание же Игнатия проводил собор архиереев с подачи царя, что противоречило и церковным канонам, и светскому законодательству решение не было утверждено Боярской думой. К тому же по Москве упорно ходили слухи, будто новый глава Церкви является униатом и будет немало способствовать насаждению католичества в России. Лжедмитрий полагал, что лояльность архиереев можно купить. На следующий день после назначения Игнатия Патриархом он учреждает сенат, куда помимо Речи Посполитой включает не только представителей знатнейших боярских родов, но и всех русских архиереев. Одно из первых мест достается митрополиту Казанскому и Свияжскому Ермогену. Вызванный в Москву, святитель не стал послушным исполнителем воли самозванца. Уже в конце лета или начале осени 1605 года, накануне приезда «гордой полячки» Марины Мнишек, невесты Лжедмитрия, Ермоген вместе с епископом Коломенским Иосифом которому также принадлежало одно из первых мест в сенате заявил царю, что его брак будет беззаконным, поскольку его избранница не крещена в православие. Подчеркнем, что предстоящую женитьбу православного царя на ревностной католичке святитель Ермоген воспринял как извращение природы царской власти. Его требование поддержали и многие настоятели московских храмов. Сначала самозванец пошел на уступки и испросил разрешения у находившегося в Москве папского нунция разрешения, чтобы Марина Мнишек хотя бы внешне соблюдала православную обрядность. В этом вопросе он нашел горячую поддержку у Патриарха Игнатия. Но, поскольку святитель Ермоген оставался непреклонным, а Рим настаивал на сохранении вероисповедания невесты, Лжедмитрий решил действовать испытанным способом: лишить непокорного архиерея сана, сослать в Казань и заточить в одном из отдаленных монастырей. Был поднят и компромат, сохранившийся в делах приказа казанского дворца: доносы на святителя, «кои на него с Казани русские люди делали». План не удался. Святителя спасла отдаленность Казани и последующие события. Самозванец погиб. Почти сразу же Игнатий был сведен с престола Архиерейским Собором. Государство осталось без царя, а Церковь — без Патриарха. Василий Шуйский был «наречен» на царство неожиданно быстро — 19 мая. На следующий день по стране были разосланы крестоцеловальные клятвы о его восшествии на престол. Собственно говоря, слабость Василия Шуйского как правителя заключалась в том, что он не был, подобно Борису Годунову, избран Земским собором, а получил трон на второй день после убийства Лжедмитрия «за прошеньем… Освященного Собора, и за челобитьем бояр и околничих, и дворян, и всяких людей Московского государьства». Единственным — и в той ситуации очень весомым — достоинством, позволившим новому царю взойти на престол, было происхождение от общего корня с угасшей династией: род Шуйских восходил к святому благоверному князю Александру Невскому. Почти сразу же после венчания Василия Шуйского митрополит Ростовский Филарет Романов привез в Москву мощи святого царевича Дмитрия 3 июня — его канонизацией новый царь хотел обезопасить себя от появления новых самозванцев. А ровно через месяц Освященный Собор избрал новым Патриархом святителя Ермогена: сказалась духовная стойкость, с которой святитель противостоял самозванцу. С этого момента начинается новый этап его служения государству и Церкви. Власть царя и Патриарха была восстановлена. Но гражданскую войну это остановить уже не могло. Блестящий придворный интриган, Шуйский оказался слабым правителем, к тому же законность его избрания на престол повисла в воздухе. Многие уезды царем его не признали. Но даже такой царь, как считал не только святитель Ермоген, был необходим для восстановления нормального порядка на Руси.