Более того, походы Святослава привели к увеличению расселения славян в регионе Салтово-Маякской культуры, сильно изменив демографию и культуру переходной зоны между лесом и степью. III. Дунайские походы Святослава «Дипломатические игры» вокруг Дунайской Болгарии В 967 г. византийский император Никифор Фока прислал в Киев своего посла знатного патриция Калокира. Военные предприятия Святослава, согласно русской летописи, начались с его похода на Оку и Волгу в 964 году. 1. Обозначьте стрелками разного цвета направления восточных и дунайских походов князя Святослава. Покажите разными цветами территорию Древнерусского государства к концу правления Святослава и территории соседних с Древней Русью государств.
ПОХОДЫ РУССКОГО КНЯЗЯ СВЯТОСЛАВА ИГОРЕВИЧА 942—972 гг.
Древняя Руси при Ольге, Правление княгини Ольги, Внутренняя политика Святослава, Внешняя политика Святослава, Походы на хазар, вятичей, Дунайские походы, Отношения с Византией, Осада Киева печенегами, Как погиб Святослав, Итоги правления Ольги и Святослава. Походы князя Святослава в контексте византийско-болгарских отношений. Для Святослава Игоревича логическим продолжением разгрома Хазарского каганата было бы ослабление союзника хазар — дунайских болгар. Первый Дунайский поход. В 967 году русский князь Святослав двинулся в поход к берегам Дуная. Более того, походы Святослава привели к увеличению расселения славян в регионе Салтово-Маякской культуры, сильно изменив демографию и культуру переходной зоны между лесом и степью. история, которая овеяла его имя легендой. История Дунайских походов началась в 967 году.
Русь при Игоре, Ольге и Святославе
Походы Святослава Игоревича в Болгарию — походы великого князя киевского Святослава на Болгарское царство и Византию в 967—971 годах. Второй поход Святослава в Болгарию, состоявшийся в 970 г. Болгары восстали против его власти и захватили город Преслав. Скорее всего, Святослав имел собственные, не озвученные византийцам цели, прежде всего захват торговых путей на придунайских территориях, поэтому легко согласился и выступил в поход. история, которая овеяла его имя легендой. История Дунайских походов началась в 967 году. Дополнительно летописец сообщает, что между двумя дунайскими походами в 6476 (968) г. Святослав возвращался на Русь в помощь Киеву, осажденному печенегами[74].
Святослав Игоревич – князь с царскими амбициями
Дунайские походы князя Святослава обозначены красными стрелками: первый поход 967 — 969 гг — от Киева по реке Днепр до границы Болгарского царства, затем, после известия о нападении на Киев печенегов, князю Святославу пришлось вернуться в столицу для отражения нападения неприятеля; второй поход 969-970 гг — от Киева по реке Днепр к городу Переслав, затем к городам Филиппополь и Андриаполь, затем назад к Переславу, а потом к городу Доростол, в сражении у стен которого князь Святослав потерпел поражение. Определите, какие территории вошли в состав Древнерусского государства в результате походов князя Святослава. Отметьте их штриховкой на карте. Территории, вошедшие в состав Древнерусского государства в результате походов князя Святослава отмечены на карте голубой штриховкой. Обозначьте стрелками направления набегов печенегов на Русь и походов византийских войск. Походы печенегов на Русь 969 г и походы византийских войск 970 г обозначены на карте синими стрелками.
Отбыв для защиты осажденного печенегами Киева в 968 году, Святослав поставил на княжение в Киеве, Овруче и Новгороде своих сыновей, а сам вернулся на Дунай. Переяславец пришлось заново отбивать у болгар. Влияние Византии и потери от военных столкновений с русами заставили болгар отказаться от союза с Русью.
Однако византийские историки упоминают о его княжении в Новгороде. В любом случае, мать погрузилась в управление государством, не сильно пытаясь привлечь сына к политическим делам. Воспитанием юного княжича занимались в основном воеводы. Это стало первой предпосылкой формирования политических взглядов. Внутренняя политика была в руках у матери, и энергичный сын выбрал для себя оставшуюся свободной нишу — внешнюю политику.
Второй предпосылкой является формирование разных религиозных убеждений. Святослав был ярым язычником, он не собирался изменять своей вере даже в угоду политическим выгодам от выбора единой религии для всех племен. Князь и дружина Все великие деяния князя неразрывно связаны с его дружиной. Он был талантливым военачальником. Дружину он начал набирать себе сам еще в ранней молодости. Люди Святослава были все как на подбор: такие же храбрые, энергичные и выносливые. Дружина славилась тем, что быстро перемещалась благодаря отсутствию возов с провиантом. Святослав был очень неприхотлив, и такими же были его воины.
Они не варили мясо в котлах, а ели зажаренную на углях конину или дичь. Спали не в шатрах, а на земле, подложив под голову седло. Правитель всегда пользовался непререкаемым авторитетом. Он, в свою очередь, дорожил мнением дружинников. Когда мать уговаривала его принять христианство, он отказался со словами: «Моя дружина начнет смеяться». По свидетельству византийского историка Льва Диакона, одежда Святослава отличалась от одеяний его людей только чистотой, а не богатством. Войско князя было очень сплоченным. Это помогло одержать много побед.
Правление Святослава Фактическое правление Святослава началось с 964 года. С этого времени в летописях упоминаются его первые самостоятельные действия государственного масштаба. Однако и до этого времени он уже заявлял о себе как великий князь. Он помешал планам матери проповедовать христианство с помощью приглашенной из Германии религиозной миссии. Начало правления По общепринятой версии из краткой биографии князя Игоря Святославовича в учебниках истории он начал править государством с 964 года. Википедия приводит и другую версию, указывая дату 961 год. Точного ответа нет по простой причине — о князе начали писать в летописях, когда он стал ходить в военные походы. Деятельность Святослава Политику каждого правителя принято делить на внутреннюю и внешнюю.
Святослав является исключением из этого правила. Он вел очень активную внешнюю политику путем завоевательных походов. Дипломатические миссии были ему чужды. О внутренней политике князя Святослава нет сведений. Государственными делами управляла его мать Ольга, которая провела крупные реформы. Все, что точно известно о его деятельности по управлению страной: он не допустил принятие христианства как единой религии. Для этого Великий Киевский князь должен был сам принять крещение. Но он наотрез отказался это сделать.
Однако и жесткого преследования православных не было. Им не запрещалось создавать христианские общины.
Калке 1227 — смерть Чингисхана 1236 — вторжение монголов в Волжскую Булгарию 1237—1238 — вторжение Батыя в Северо-Восточную Русь 1237 — разгром Рязани 1237 — объединение ордена Тевтонцев и Меченосцев 1238 — битва на р. Сити 1240 — взятие монголами Киева, Галицко-Волынской Руси, вторжение в Западную Европу 1240, 15 июля — Невская битва 1242, 5 апреля — Ледовое побоище 1252 — Неврюева рать 1257—1259 — создание на Руси системы баскачества.
Восстания в Новгороде 1262 — восстания против золотоордынцев в городах Руси 1293 — Дюденева рать 1299 — перенесение кафедры митрополита из Киева во Владимир 1301 — присоединение Коломны к Московскому княжеству 1305, 1308, 1317 — войны Московского государства с Тверью 1326 — перенесение митрополии из Киева в Москву 1327 — восстание в Твери 1362—1363 — борьба Москвы и Нижнего Новгорода за ярлык на великое княжение 1377 — битва на р.
«РУСЬ-ВОЗВРАЩЕНИЕ СВЯТОСЛАВА».
Дунайские походы Святослава «Дипломатические игры» вокруг Дунайской Болгарии В 967 г. византийский император Никифор Фока прислал в Киев своего посла знатного патриция Калокира. Святослав переносит свою ставку (столицу) в Переяславец на Дунае. По пути в Киев Святослав был убит печенегами. 968 г. — поход Святослава против Дунайской Болгарии (Первый Дунайский поход), который закончился разгромом этого государства и подписанием мирного договора, по которому нижнее течение Дуная отошло к Руси.
Князь Святослав Игоревич
До 964 г. Это было частью той великой внутренней политики по консолидации вокруг Киева всех восточнославянских племен, которую начал еще Олег, основатель Древнерусского государства, а завершит один из самых ярких князей периода расцвета единой Руси - Владимир Красное Солнышко 980-1015. С точки зрения внешнеполитических намерений Святослава, воевать с Хазарским каганатом, оставив у себя в тылу непокорных и воинственных вятичей, данников, а, следовательно, и формальных союзников Хазарии, было рискованно. Многочисленные полки Святослава объявились в землях вятичей в 964 г. Обе стороны проявили дипломатические способности. Вятичи не отважились воевать. А склонный все решать мечом Святослав, на этот раз пошел на переговоры. Он не стал требовать с вятичей дани, как делали его предшественники. Киевский князь просто дал понять вятичем, что его война с хазарами освобождает их на время или навсегда от необходимости платить дань хазарам, и вятичи пропустили дружины Святослава через свои владения.
По Волге Святослав в 965 г. В ходе его тюркские народы, к которым относятся и хазары, создали обширный Тюргский каганат. Однако он оказался непрочным объединением, и в VII столетии в ходе распада его западной части сформировалось Хазарское государство. В это время хазары контролировали степные просторы Нижнего Поволжья и восточной части Северного Кавказа. От хазар зависели со второй половины VII в. К началу Х в. Волжская Булгария была достаточно автономна от Итиля. Булгары приняли ислам и стремились к союзу с извечными противниками Хазарии арабами.
В 922 г. Состоявший при нем секретарем арабский ученый Ибн Фадлан оставил свои записки о Волжской Булгарии. В них находится знаменитый рассказ о похоронах на Волге знатного руса. Одни ученые видят в «русах» Ибн Фадлана описание восточнославянских воинов-купцов. Большинство же исследователей склонна считать «русов» Ибн Фадлана скандинавскими воинами-купцами, прибывшими для торга в Булгарию. К середине Х в. Волжская Булгария была уже фактически независимым от хазар государством. Еще одна часть тюркского кочевого народа булгар, союз племен во главе с ханом Аспарухом, еще в конце VII в.
Здесь Аспарух, соединившись с южнославянскими племенами, вступил в борьбу за балканские территории с Византийской империей. Население было преимущественно кочевым и тюркским, но также имелись и индоевропейские племена, в частности, ираноязычные аланы, которые в Доно-Донецком междуречье вели оседлый образ жизни. Будучи изначально кочевниками-скотоводами, хазары, однако, быстро осознали, что организация транзитной международной торговли приносит куда большие доходы. В ходе налаживания транзитной торговли возникли в Хазарии города, где помимо торговли стало развиваться ремесло, а в городских окрестностях процветало садоводство. Религией большинства хазар было и оставалось язычество. Хазары поклонялись многим богам, а главным их божеством являлся бог неба Тенгри. Главу государства - кагана, хазары ассоциировали с проявлением покровительства Тенгри на земле. При неудачах хазары могли решить, что их каган «неистинный», убить и сменить его.
Такая трактовка кагана постепенно превратила его из реального правителя в бессильное в реальной политике сакральное полубожество, чья личная судьба зависела от состояния внутриполитических и внешнеполитических дел государства. Однако элита во главе с царем и сакральным главой государства - каганом дважды меняла свои конфессиальные предпочтения. Как контролеры степных международных торговых путей хазары оказались конкурентами арабов. В 735 г. Каган и его приближенные ради мира приняли ненадолго ислам, который не получил распространения в массе населения Хазарии. Внутри Хазарии при организации транзитной торговли все большую роль играли купцы-иудеи, связанные с еврейской диаспорой по всему миру, что в немалой степени содействовало налаживанию Каганатом своих международных торговых связей. Под воздействием купцов-иудеев каган и вся хазарская элита приняла иудаизм. Под влиянием торговых отношений с Византией часть городского населения приняла христианство.
В VIII в. Константинопольская патриархия даже открыла в Хазарии 7 епархий. Однако первоначально союзнические отношения хазар с ромеями на почве совместного противостояния арабам, в IX-X вв. Ромейская империя, заинтересованная в подрыве торгового могущества Хазарии, исподволь натравливала на Каганат окружавших его диких кочевников, в частности, печенегов, которые с востока давили на хазарские рубежи, стремясь прорваться в Причерноморские степи. К концу IX в. Не знающие государственности, воинственные и независимые друг от друга печенежские союзы племен пробились через хазарские владения и стали заселять степи Нижнего Днепра, вытесняя оттуда к Дунаю, осевших на время у Днепра мадьяров. Отношения с Хазарией восточнославянского мира до образования государства Русь складывались противоречиво. Как мы уже упоминали, часть восточных славян платила хазарам дань в течение 200 лет.
Однако, поскольку хазары допускали всех своих данников до торговли, которую вел и контролировал каганат, в нее частично были втянуты и поляне, северяне, древляне, что, судя по археологическим раскопкам, способствовало их социально-экономическому развитию. Отдельные военные и торговые экспедиции скандинавов-варягов, ищущих торговые пути, ведущие из Северной Европы в Византию и на Восток через восточнославянские и финно-угорские земли, судя по археологическому материалу начались в IX и продолжались в Х вв. Однако Великий Волжский путь оказался для варягов труднопроходимым и малодоступным, ибо Волжская Булгария и Хазарский каганат строго охраняли свою монополию на него. После образования государства Русь освобождение восточных славян от хазарской дани стало одной из главных задач киевских князей. Ключевский, оказалась конкурентом Хазарии в деле международной транзитной торговли, что тоже вело к обострению русско-хазарских отношений. Внутреннее ослабление Хазарии, явно заметное к середине Х в. Более подробную историю Хазарии можно найти в работах историков М. Артамонова, С.
Плетневой, П. Голден и др. Поход на Волжскую Булгарию и разгром Хазарии Вторжение в Хазарию войск под предводительством киевского князя Святослава с севера было неожиданным для Каганата. Однако уже давно хазарские правители осознали угрозу со стороны русов. В середине Х в. Иосиф искал союзников среди мусульманских владык и хотел представить дело так, что его контроль над Нижневолжскими степями - это и защита мусульманских интересов. Чуть позже хазары пытались получить помощь от среднеазиатского Хорезма. Но к середине 960-х гг.
Она изнемогала в конфликтах с арабами и византийцами. Попытки найти компромисс с частью арабского мира были эфемерны. Ее границы трещали от натиска тюрок-печенегов. Столкновения с Русью и даже отдельные победы над руссами только готовили решительный натиск молодого растущего русского государства на дряхлевший Хазарский каганат. Пошел Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу во главе со своим князем каганом и сошлись биться, и в войне с ними одолел Святослав хазар и город их Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов, и пришел в Киев». Из другого источника, сообщений современника событий арабского географа Ибн Хаукаля мы знаем, что прежде, чем обрушиться на Хазарию, Святослав воевал с Волжской Булгарией, победил ее войска, взял большую добычу.
Многие города, в частности Булгар, были разорены. Одолев булгар, по версии Ибн Хаукаля, киевский князь двинулся вглубь Хазарии. Арабский ученый относит походы к 358 г. Калинина Т. Древняя Русь и страны Востока в Х веке. Автореферат канд. Та же злая судьба постигла и новую столицу хазар Итиль на Нижней Волге. По гипотезе известного специалиста по истории Хазарии М.
Артамонова, войска Святослава сплавлялись вниз по Волге на ладьях, и Итиль пал прежде, чем русские перетащили свои суда на Дон. Итиль был буквально стерт с лица земли. У другого крупного хазарского города Саркела на Дону оказалась иная судьба. Русы Святослава захватили его и превратили в свою крепость. Было сохранено даже название города. Его просто перевели на русский язык. Надолго в Белой веже обосновался русский гарнизон, а сам город оказался важнейшим центром русского влияния на просторы Великой Степи. Одновременно Святослав взял под контроль Тмутаракань.
Так русские источники именовали один из древнейших городов Таманского полуострова. В античные времена он назывался Гермонасса, византийские греки знали его как Таматарху, а хазары - как Самкерц. Сейчас на месте города станица Тамань. Судя по всему, в Тмутаракани и до вторжения Святослава в Хазарию стоял отряд из русов. После 965 г. Тмутаракань становиться сильным автономным русским владением на Тамани. Она конкурирует с византийскими городами в Крыму, как в геополитическом, так и торговом плане. Взяв крупнейшие хазарские центры на Нижней Волге, Дону и Тамани, Святослав обрушился на подвластных прежде хазарам ясов и касогов на Северном Кавказе.
Эти племена также потерпели поражение. Учитывая нестыковку дат между ПВЛ и арабскими источниками ряд историков допускает возможность существования не одного похода Святослава против Хазарии, а двух. Первый, как и говорится в ПВЛ, состоялся в 965 г. В ходе него Святослав уничтожил одни главные центры Хазарии и утвердился в других. Во втором, который, как и сообщает Ибн Хаукаль, мог приходится на 968 - начало 969 г. Русам досталась огромная военная добыча материальные ценности, скот, пленники-рабы. Была выведена в Киев торговая элита Каганата - купцы-иудеи, хазары и евреи по происхождению, которых компактно поселили в русской столице, отчего в последствии одни из ворот в Киеве носили название Жидовских. Слово «жид» в русском языке до XIX в.
В отечественной историографии господствует мнение, что после разгрома Хазарии Святославом, Хазарский Каганат, как государство, прекратил свое существование. Однако специалист по Хазарии А. Новосельцев предполагает, что на небольшой территории в Низовьях Волги Хазарское государство существовало еще в 90-е годы Х в. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. Жители этой Хазарии приняли ислам, а окончательно Хазарское государство было ликвидировано в ходе очередной волны миграций, связанных с Великим переселением степных азиатских народов в 1050-1160 гг. Прорыв тюрок-кыпчаков половцев заставил последних хазар бежать в среднеазиатские исламские государства. Так или иначе, а в 960-е гг. Возвращаясь домой, Святослав прошел заново через земли вятичей.
Теперь он уже требовал от них признания своего старшинства и дани, на что вятичи вынуждены были согласиться. Международный авторитет Руси и ее территория росли. Византийские источники ничего не сообщают нам о войнах Святослава с хазарами, но из греческих хроник известно, что в тот момент Ромейская империя, одна из самых сильных и цивилизованных империй средневекового мира, стремилась поддерживать с Русью добрые союзнические отношения, а заодно и расширить свое территориальное господство руками храброго русского «архонта» и его воинов. Богато одарив князя и его приближенных, император, судя по всему, предлагал Святославу за крупную дань покорить для Византии Дунайскую Болгарию. Эта страна образовалась на европейской политической карте в ходе Великого переселения народов. В VII в. Именно с этим союзом и объединился упомянутый выше булгарский хан Аспарух, откочевавший к Балканам от Волги. По версии Л.
Гумилева, настоящими тюрками среди подданных Аспаруха являлись только его ближайшее окружение и знать. Остальные кочевники Аспаруха были тюркоязычными мадьярами. В 681 г. Аспарух во главе славяно-булгарского войска разбил императора Константина IV и принудил его не только признать независимость части балканских земель, но и выплачивать ежегодную дань.
Подписание вечного мира Рязани и Москвы 1385 — Кревская уния Великого княжества Литовского с Польшей 1392 — присоединение Нижнего Новгорода к Москве 1406—1408 — война с Великим княжеством Литовским 1408 — нашествие Едигея на Русь 1433—1453 — Феодальная война 1449 — избрание Ионы митрополитом Московским и всея Руси 1453 — взятие турками-османами Константинополя 1456 — поход Василия II на Новгород. Яжелбицкий мирный договор 1463 — присоединение Ярославского княжества к Москве 1465—1469 — война с Казанским ханством 1471, 1478 — военные походы на Новгород, падение Новгородской республики, присоединение Новгорода к Москве 1472 — венчание Ивана III на Софье Палеолог 1474 — присоединение Ростовского княжества к Москве 1487 — поход Ивана III на Казань 1480 — «стояние на Угре» 1485 — присоединение Тверского княжества к Москве 1492—1494, 1500—1503, 1507—1508, 1512—1522 — «порубежные» война с Великим княжеством Литовским 1495—1497 — война со Швецией 1501—1503 — война с Ливонским Орденом 1510 — присоединение Псковской земли к Русскому 1514 — присоединение Смоленска к Русскому государству 1521 — присоединение Рязанского княжества к Русскому государству 1547 — провозглашение Ивана Грозного царем 1547—1548, 1548—1550, 1551—1552 — походы Ивана Грозного на Казань, взятие Казанского царства 1549 — созыв первого Земского собора 1549—1560 — деятельность Избранной рады 1550-е гг.
Война с Болгарией была закончена очень быстро. Верный своей молниеносной манере ведения военных действий, Святослав прорвался через болгарские форпосты и в чистом поле разбил войско болгарского царя Петра. Болгары были вынуждены заключить мир, по которому нижнее течение Дуная с сильной крепостью Переяславец отошло к Руси. Вот здесь-то и выявились истинные планы Святослава.
Святослав прогоняет печенегов «в поле» и вновь собирается на Дунай. Печенежский эпизод 969 г. Во время осады Киева «людье оноя страны Днепра в лодьях» собираются на левобережье, и их воевода Претич решается на прорыв осады и спасение Ольги с княжичами «аще ли сего не створим, погубити ны имать Святослав» ПВЛ. Пришедшему на переговоры печенежскому хану Претич признается, что он не сам князь, но «мужь его, и пришел есмь в сторожех, и по мне идеть полк со князем». Хан заключает мир с Претичем, обмениваясь с ним дарами, но печенеги не снимают осады Киева, оставаясь на Лыбеди. Очевидно, что повествование о Претиче — вставка в летописный текст о печенежской осаде ПВЛ. В летописных сказаниях первые русские князья — только киевские князья, княжеский род русский «архонты росов» Константина Багрянородного упоминается лишь в договорах с греками. Соответственно, угроза Претича печенегам — о княжеском полке, идущим за «сторожами» воеводы, воспринималась исследователями как стремление напугать хана подходом самого Святослава. Между тем во вставке Претич говорит как раз о князе оной страны — черниговского Левобережья. Рыбаков 1949 и ниже, главу 5. Очевидно, этот князь был «под рукой» Святослава — иначе Претич не боялся бы киевского сюзерена; более того, левобережный воевода явно лукавил, ибо за ним не было княжого полка — этот полк должен был принимать участие в кампании на Балканах как в предшествующем поколении русского рода пресловутый «царь руси» — Хельгу Кембриджского документа должен был участвовать в походе Игоря на Царьград: ср. Голб, Прицак 1997. По летописи Святослав, стремящийся утвердиться в центре Европы, встречает оппозицию не стороны княжеского рода и воевод, а в лице горожан — киевлян, а затем новгородцев: это первое очевидное не «перекрывающееся» ритуализованными «деяниями», как это было в случае с Ольгой в летописи упоминание той позиции городов в отношениях с князьями, которая была характерна для всего начального периода русской истории. Святослав не мог просто оставить свой тыл, тем более что его мать Ольга умерла: он сажает в Киеве старшего сына Ярополка, а в непокорной — правобережной — древлянской земле Олега. Тогда и новгородцы требуют себе князя — туда отправляется малолетний как некогда сам Святослав Владимир. Святослав, князь, который более всех предшествующих правителей мог претендовать на «самовластие» в «своей» земле, должен был уряжаться уже не просто с племенами, а с городами. Вместе с тем без «ряда» с городами, как уже говорилось, княжеские общегосударственные предприятия были невозможны — в городах не только концентрировались средства и кормилась дружина, города сами поставляли свежие контингента для княжеского войска. За пределы этой системы, видимо, стремился выйти Святослав, утвердив Центр своей новой «империи» на Дунае. Лев Диакон VI.
Святослав Игоревич – князь с царскими амбициями
А тем временем в 943 г. И опять-таки обострение отношений Руси и Византии совпало с венгеро- византлйским военным конфликтом. Наконец, следующий этап синхронных антивизантийских действий приходится на конец 60 - начало 70-х годов. Такое совпадение едва ли можно считать случайным. В свете таких "совпадений" следует рассмотреть сведения В.
Татищева о союзных действиях Руси и венгров еще в 967 году. Двинувшись в Болгарию, Святослав не спешил появиться на Дунае. Поначалу он направился вверх по Днестру, "где ему помощь от венгров приспела". Далее идет такая запись: "С угры же имел любовь и согласие твердое".
Заметим при этом, что Татищев не располагал известием Лиутпранда о нападении венгров на территорию Византии в 9 58 году. Эти факты, сопоставленные со сведениями византийских хронистов об участии венгров в антивизантийской коалиции, возглавляемой Святославом в 970 г. Таким образом, можно вполне определенно утверждать, что уже во время первого похода на Дунай Святослав постарался обеспечить это военное предприятие дипломатическими средствами: он заключил договор о невмешательстве в его действия со стороны Византии, вошел в дипломатические контакты с венграми и совместно с ними обратился против болгарского войска. Осенью 969 г.
Святослав вновь появился на Дунае. К этому времени новое болгарское правительство во главе с царем Борисом, опираясь на союзный договор с Византией 968 г. Болгария вновь оказалась в состоянии войны с Русью. Однако Святослав быстро восстановил утраченные было позиции.
Нанеся поражение болгарскому войску под Переяславцем, он штурмом взял город. Русская летопись указывает на упорный характер этих боев - "бысть сеча велика" 59. Более подробно раскрывает ход событий В. Татищев 60.
Причем он указывает, что среди горожан не было единства: часть из них "некоторые граждане" вступила в "согласие с болгоры". Именно это, согласно Татищеву, и определило в дальнейшем оставление города воеводой Волком. Примечательно и сообщение Устюжской летописи о том, что, взяв Переяславец, Святослав "казни в нем изменников смертию" 61 , что свидетельствует о сложной обстановке в городе в период пребывания там руссов, наличии среди горожан про- и антирусской группировок. Расчет болгарского правительства на помощь Византии не оправдался: лучшие греческие войска в то время находились в Сирии и стояли под Антиохией 62.
В октябре 969 г. Переяславец был взят. Дипломатия Святослава в период русско-византийской войны 970 - 971 годов Именно на это время приходится обострение русско-византийских противоречий. Какие у нас есть на этот счет свидетельства?
Прежде всего данные "Повести временных лет" - греки перестали выплачивать Руси дань. Повествуя о начавшемся на сле- 59 ПВЛ. Эго означало, что весной 970 г. Византия согласилась уплачивать по-прежнему как ежегодную дань Руси, так и дать обычную в таких случаях военную контрибуцию на дружину.
Однако греки обманули Святослава. Они собрали "множьства вой" "и не даши дани" 63. Приведенные факты говорят лишь об одном: дань Руси, ту самую дань, которую брал с Византии Святослав, сидя в 967 - 968 гг. Как сообщает Лео Дьякон, новый император столкнулся с постоянными набегами руссов на византийские владения.
В этой связи следует прислушаться и к сведениям В. Татищева: "Уведав же Святослав от плененных болгор, что греки болгор на него возмутили, послал в Константинополь к царю объявить им за их неправду войну" 64. В этом сообщении нет ничего, что могло бы вызвать подозрение в недостоверности: наличие болгаро-византийского сговора против Руси подтверждается данными византийских хронистов, активные антирусские действия болгарской верхушки проявились во время нападения на русские гарнизоны на Дунае и захвата болгарами Переяславца. Отвоевав обратно Персяславец, Святослав мог от бывших там болгар узнать о подробностях соглашения, заключенного за его спиной болгарским правительством и Византией.
Однако думать, что именно эти сведения явились причиной объявления Русью войны Византийской империи, было бы неправильным. Они могли явиться лишь внешним поводом для наступления русского войска на владения империи. Главное же заключается в том, что Русь и Византия в 60-е и к началу 70-х годов остро соперничали между собой за преобладание в Северном Причерноморье. Следует иметь в виду и свидетельство Льва Дьякона о начале Цимисхием переговоров с руссами с заявления: "чтобы он Святослав.
Именно в это время, несмотря на свои прежние заверения, греки потребовали ухода Святослава из Болгарии. Пониманию сути противоречий между Византией и Русью способствует и анализ содержания переговоров между Святославом и Цимисхием в 970 г. Уже в начале переговоров русский князь заявил, что он требует либо огромного выкупа за завоеванные города, либо ухода греков из Европы, "им не принадлежащей", в Азию. В дальнейшем Святослав сказал еще более определенно: руссы скоро поставят свои шатры "перед византийскими воротами" 66.
Таким образом, в этих сведениях византийского хрониста проглядывает стремление Руси нанести Византии решающий удар на Балканах, что соответствует и замыслу Святослава на переговорах с византийским послом еще в 967 голу. Что касается вопроса о Болгарии, то его необходимо решать совсем в иной плоскости, чем это предлагает Татищев. Судя по развитию событий, Святослав не мог смириться с тем, что вместо дружественной Болгарии рядом с его дунайскими владениями оказалось враждебное государство. Успех 967 г.
За Болгарией стояла Византия, и до тех пор, пока империя оказывала влияние на болгарскую политику, Святослав не мог чувствовать себя спокойно в Подунавье. Этот узел противоречий, завязанный еще в середине 60-х годов, так и остался не развязанным до начала 70-х годов. С точки зрения Византии, как это показывают источники, выход был лишь один - удалить Святослава из Болгарии. Для Руси решение вопроса лежало в нанесении империи решающего удара и превращении Болгарии в дружественное государство, как это было во времена Симеона.
В 970 г. Они разразились в то время, когда Цимисхий столкнулся с большими трудностями как внутри страны, так и внешнеполитическими 67. В этих условиях он решил поначалу покончить дело ми- 63 ПВЛ. Лев Дьякон рассказывает, что оно обязалось выплатить Святославу "награду", обещанную Никифором Фокой, и потребовало ухода руссов из Болгарии.
Согласно византийскому хронисту, руссы не пошли на мир и потребовали либо огромного выкупа, либо ухода греков из Европы. По летописи же, греки не согласились выплачивать дань Руси, что и привело к военным действиям. Вторые переговоры Лев Дьякон связывает непосредственно с неудачей первых. Летопись же вначале рассказывает о ходе военных действий, о победе русского войска во главе со Святославом над греками и о его походе на Константинополь "И поиде Святославъ ко граду, воюя и грады разбивая...
Причем, повествуя о втором посольстве к Святославу, Лев Дьякон мало чем отличает его от первого. Русский же летописец говорит совсем об ином. Он отмечает двукратность и сложность русско-византийских переговоров. Поначалу, согласно летописи, греки направили к Святославу посольство, преподнесшее ему золото и паволоки.
Но русский князь остался к этим дарам равнодушным. Тогда греки послали к Святославу новое посольство, одарившее его оружием, которое он принял. Такой исход дела якобы испугал греческих "боляр", которые по возвращении этого посольства сказали: "Лютъ се мужь хочеть быти, яко именья не брежетъ, а оружье емлеть. Имися по дань".
После этого император направил к Святославу следующее посольство, которое и передало его предложение русскому князю: "Не ходи къ граду, возми дань, еже хощеши". И далее летописец добавляет: "За маломъ бо бе не дошелъ Царяграда". Греки "даша дань" Святославу, также обязались выплатить руссам контрибуцию, в том числе и на убитых с тем, чтобы взял род каждого из них. Сам же Святослав "взя же и дары многы, и възвратися в Переяславець" 69.
Таким образом, если сведения о первом посольстве в некоторой степени совпадают у Льва Дьякона и в "Повести временных лет", то далее они существенно расходятся: византиец сообщает о второй попытке греков договориться с руссами, летописец же предлагает историю заключения русско-византийского мира по окончании военных действий. Чтобы определить истинную последовательность событий, их смысловое значение, а также интересующую нас дипломатическую сторону дела, необходимо выявить характер военных действий, которые должны были в известной степени повлиять на ход дипломатических переговоров сторон. Византийские источники сообщают о неудачном для руссов сражении под Аркадиополем, а летопись - о победе русского войска во главе со Святославом в ожесточенном бою над греками. Соответственно разделились и мнения историков.
Одни доверяли византийцу, другие - сообщению русской летописи, и лишь М. Сюзюмов обоснованно, на наш взгляд, заметил, что в византийских хрониках и русской летописи речь идет о разных сражениях 70. Эта точка зрения может быть подкреплена и рядом других факторов, не отмеченных исследователем. Шла зима 969 - 970 годов.
Руссы осуществили набеги на византийские владения, однако широких военных действий еще не велось. Они разгорелись позднее на полях Македонии и Фракии. Во Фракии с руссами дрался патрикий Петр. В одном из сражений, рассказывает Лев Дьякон, он победил "скифов", убил их предводителя.
Далее сведения о Петре исчезают. Зато хронист сообщает, что руссы, узнав о появлении греков в Европе, "отделили от своего войска одну часть и, присоединив к ней рать гуннов печенегов. Это сообщение примечательно. Оно говорит о том, что руссы действовали по меньшей мере двумя отрядами, один из которых воевал совместно с союзниками.
Скилица дополняет данные Льва Дьякона известием о том, что под Аркадиополем, кроме руссов, болгар и печенегов, против греков сражались также венгры 72. Таким образом, предположение М. Сюзюмова о состоявшихся по меньшей мере двух крупных сражениях греков с руссами находит в этих фактах 68 ПВЛ. Какое из них было вначале, какое в конце военной кампании 970 г.
Другим аргументом в пользу этого положения являются сведения о количестве сражавшихся. Даже не принимая на веру цифровых данных византийского хрониста, мы не можем не обратить внимание как на относительно небольшое число греческих воинов, так и на то, что, даже по сведениям хрониста, здесь было не все русское войско. Патрикий Петр, имевший успех в отдельных стычках с руссами, возможно, с их передовым отрядом, затем встретился в решающем сражении с главными силами Святослава. Описание этой битвы мы, видимо, и находим в "Повести временных лет".
Руссы одолели и "бежаша грьци" 73. После этого Святослав двинулся "ко граду", "воюя" и "разбивая" другие города: продолжалось опустошение Фракии. В это время на ближних подступах к Константинополю Барда Склир встретил русский отряд, а также союзные руссам отряды болгар, печенегов и венгров. Союзники потерпели поражение.
Рассказывая об этом событии, Лев Дьякон как бы продолжает мысль русской летописи. Та сообщает, что руссы шли на Константинополь, а византийский хронист дополняет: Барда Склир остановил "быстрое продвижение россов на ромеев" 74. Затем Барда Склир был отозван в Малую Азию на подавление восстания Барды Фоки Лев Дьякон , а Святослав после многократных переговоров с греками и заключения с ними мира на условиях выплаты Византией дани Руси, предоставления ей военной контрибуции и дорогих подарков князю ушел обратно на Дунай "Повесть временных лет". Военные действия между руссами и греками с лета 970 до пасхальных дней 971 г.
Чем была вызвана эта передышка? Конечно, не победой руссов, иначе непонятен был бы уход Барды Склира в самый тяжелый для империи момент, когда враг находился под Константинополем. Тем более неверным было бы считать, что византийцы победили руссов, так как в этом случае пришлось бы полностью зачеркнуть сведения "Повести временных лет" и еще раз упрекнуть летописца в фальсификации. Между тем как данные летописи о переговорах Святослава с греками после решающего сражения соответствуют линии, определенной и Львом Дьяконом о стремлении греков закончить дело миром еще до широких военных действий.
Анализируя сведения источников, мы можем прийти к выводу о том, что ни одной из сторон летом 970 г. Греки потерпели серьезное поражение во Фракии и потеряли там армию патрикия Петра, но на ближних подступах к Константинополю им удалось остановить союзников, нанести удар союзному войску, в котором русский отряд входил лишь частью сил. А поскольку первыми под Аркадиополем были опрокинуты печенеги, а затем другие союзники, вторая коалиция дала первую трещину, Святослав отказался от попытки штурмовать Константинополь, тем более и греки запросили мира. Такой ход событий соответствует и их изложению в "Повести временных лет": после победы Святослава над греками он двинулся к Константинополю, "воюя" и "разбивая" иные города.
Если бы эта битва была под Аркадиополем, т. В то же время из летописного текста неясно, почему Святослав, который собирался взять Константинополь, вдруг согласился на мирные переговоры. Ответ на этот вопрос мы не получим, если не примем во внимание поражения союзных войск под Аркадиополем. Факт этого поражения либо скрыт летописью, либо неизвестен ей.
Итак, летом 970 г. Этому миру предшествовали двукратные переговоры, жестокие сражения крупных военных сил противников на полях Фракии, которые протекали с переменным успехом, а затем длительные и упорные переговоры между греческими посоль- 73 ПВЛ. Судя по данным летописи, греки поначалу пытались откупиться дарами. Об этом свидетельствует первое и второе посольства Цимисхия.
Однако потребовалось третье посольство для того, чтобы решить вопрос о мире. Конечно, мы вовсе не обязаны верить летописи в отношении количества посольств и содержания переговоров каждого из них, но Лев Дьякон также указывает на двукратные посольские контакты между руссами и греками, что в известной степени заставляет с доверием отнестись к сообщению летописи. Что касается содержания переговоров, то принесение во время первого посольства византийцами даров Святославу в знак прекращения военных действий было традиционным для византийской дипломатии, и в этом мы не должны видеть лишь легендарный элемент. Сложнее дело с содержанием последних посольских переговоров, которые закончились заключением мира.
Ряд историков прошлого выразили сомнение в достоверности этих сведений, как и сообщении летописи о взимании Святославом дани с греков ранее, в 967 - 968 годах. Согласиться с этими оценками - значит поставить под сомнение сами условия русско-византийского мира летом 970 года. Между тем мир 970 г. Более того, своими корнями его условия восходили к традиционному для отношений Руси и Византии обязательству империи выплачивать Киеву дань, возникшему в 860 г.
Послы, возвратившись к императору, дали ему совет: "Имися по дань". Затем следует сообщение о направлении к Святославу нового посольства, в результате которого уплата дани империей восстанавливалась. Далее следует фраза: "И дата ему дань; имашеть же и за убьеныя". В этом случае мы уже имеем дело не с ежегодной данью, о которой шла речь выше, а о контрибуции, как это было и в 907 г.
Наконец, еще одним условием мира явилось предоставление Святославу "даров многих". Эти условия лежат, так сказать, на поверхности. Но нельзя забывать еще об одной договоренности, которая вытекала из последующих событий: греки, видимо, не сумели настоять на окончательном уходе русского войска из Болгарии. Во всяком случае, согласно летописи, Святослав двинулся назад в Переяславец.
По данным Льва Дьякона, весной 971 г. Иоанн Цимисхий использовал передышку для борьбы с мятежом Барды Фоки. Вместо Барды Склира был назначен Иоанн Куркуас. Продолжались отдельные стычки между греками и руссами, которые, сообщает Лев Дьякон, "делали нечаянные набеги".
После назначения Иоанна Куркуаса они стали "надменнее и отважнее" 75. Что касается сведений Скилицы о появлении после военных событий русского посольства в Константинополе с целью "выведать дела ромеев", а также о переговорах императора с русскими послами, в ходе которых Цимисхий упрекнул руссов в том, что они "допускали несправедливости" 76 , то они указывают на наличие в это время мирных отношений бывших противников. Это также подтверждает достоверность сообщения "Повести временных лет" о заключении между Русью и Византией мира. О достоверности неоднократных русско-византийских посольских переговоров в течение этого года говорят и отложившиеся в русских летописях сведения о форме их проведения.
Греки вошли, поклонились ему и положили перед ним дары. Святослав приказал своим слугам: "Схороните". Во время второго посольства Святослав "нача хвалити, и любити, и целовати царя" 77. По поводу выработки условий мира стороны вели между собой переговоры в виде передач и греками речей Цимисхия и ответов Святослава "И посла царь, глаголя сице...
Устюжская летопись те же факты излагает бо- 75 Ibid. В связи с первым посольством добавлено, что "приидоша греци с челобитнем"; далее, почти повторив "Повесть временных лет", устюжский автор пишет, что, не взглянув на дары, Святослав "не отвеща послам ничто же, и отпусти их". По поводу же второго посольства в Устюжской летописи говорится: "И отпусти с честию" 78. Все эти детали переговоров, приведенные как в "Повести временных лет", так и в Устюжской летописи, показывают, что в сознании позднейших авторов эти переговоры отложились именно в качестве официальных дипломатических контактов, сопровождавшихся обычным ритуалом приема иностранных посольств русским великим князем: послов вводили и представляли князю, те преподносили ему дары; он выслушивал их, шли переговоры посредством "речей", затем осуществлялся "отпуск" послов.
В одном случае Святослав просто отпустил их, в другом - "с честию". Все это, подчеркиваем, не случайные обмолвки авторов летописных сводов, а осколки действительной системы посольских переговоров, нашедшей более полное отражение в предшествовавших русско- византийских переговорах в связи с заключением договоров 907, 911, 944 гг. В данном случае мы имеем дело с неоднократными переговорами, на которых стороны обсуждали лишь одну проблему - условия восстановления мирных отношений между двумя государствами. А поскольку мирные отношения основывались прежде всего на договорах 907 и 944 гг.
Дополнительный материал о системе русско-византийских переговоров летом 970 г. На одной из них изображены переговоры между Святославом и греческим посольством, по-видимому, летом 970 г. Святослав сидит на троне и принимает послов. Трон Святослава украшен деревянным резным орнаментом 80.
Автор миниатюры тем самым отразил свое понимание личности Святослава как владетеля тех территорий, которые находились в руках руссов на Балканах, а также подтвердил достоверность сведений о форме посольских переговоров. Этот изобразительный аргумент еще раз убеждает в том, что сообщения о форме дипломатических контактов между Святославом и Цимисхием, отраженные в русских летописях, нельзя сбросить со счетов как чисто легендарные, недостоверные. В этой связи мы хотим вернуться к вопросу о военной стороне событий и вытекающих отсюда дипломатических контактах. Сообщение Устюжской летописи об обращении греков с "челобитнем" к Святославу, подтвержденное и данными "Повести временных лет" о военных трудностях греков 970 г.
Руссы также пошли на мир, так как уверенности в дальнейшем успехе после кровопролитных боев во Фракии и поражения под Аркадиополем у них не было. В пасхальные дни 971 г. Беспечность руссов была очевидна. Сам Святослав в это время находился в Доростоле.
В историографии создавшееся положение обоснованно связывают с русско-византийским договором о мире, заключенном в 970 году. Чертков и М. Погодин в дореволюционной историографии, И. Лебедев, Г.
Литаврин, М. Левченко - в советской, А. Стоукс - в зарубежной 81 пришли к близким выводам, в основе которых лежала мысль о том, что руссы осенью 78 УЛС, с. The Balkan Campaigns of Svyatoslav Igorevicli, pp.
Но данный фактический материал имеет и обратную логическую связь: неожиданное для руссов появление Цимисхия в Северной Болгарии еще раз подтверждает достоверность сообщений русских летописей о заключении мира между греками и Русью и о содержании этого мира, в центре которого стоял все тот же извечный для Руси вопрос об уплате Византией дани Киеву. Создание антивизантийского союза Для понимания дипломатии Святослава во время балканских походов принципиальное значение имеет вопрос о поисках им союзников и о формировании антивизантийской коалиции. Исследуя русско-болгарские отношения в 969 - 971гг. Западно- Болгарского царства, чья внешняя политика отличалась резкой антивизантийской направленностью.
Учет этих обстоятельств позволяет нам подчеркнуть неправильность какого-либо подхода к внешней политике Болгарии, как к политике монолитного государства. Несомненно, такое положение не могло не наложить отпечатка на дипломатию Святослава по отношению к Болгарии уже во время первого похода на Дунай. Его цель в этом походе состояла не в сокрушении Болгарии, а в получении контроля над Нижним Подунавьем и в том, чтобы превратить Болгарию в друга Руси. Наличие русского войска на Дунае должно было поддержать антивизантийские элементы в болгарском руководстве.
Венгры, как уже отмечалось, были давними и естественными союзниками Руси. Русские источники показывают, что отношения Руси с печенегами в 30 - 60-е годы были дружественными. Летопись не сообщает о крупных военных столкновениях между Русью и печенегами с 920 г. Зато под 944 г.
В связи с этим весьма основательным представляется соображение Т. Калининой о том, что и сам русско-византийский договор 944 г. Для понимания русско-печенежских отношений в середине X в. Шипом Руси Ибн Хаукаль называет печенегов, а это значит, что в его представлении в середине X в, какая-то часть печенегов находилась не просто в мирных отношениях с Русью, но и являлась ее традиционным военным союзником.
Хотим обратить внимание и на то, что после военного столкновения летом 968 г. Русь поначалу заключила с печенегами перемирие. Его "оформили" печенежский хан и киевский воевода Протич, сказав друг другу "Буди ми другъ" и "Тако створю". Онъ же дасть ему броне, шитъ, меч" 85.
Перед 82 ПВЛ.
Вельможи Симеона в Преславе отошли в тень, но ещё сохраняли влияние в народе. Провизантийская политика, утрата прежних завоеваний и резкое материальное обогащение Болгарской Церкви вызвали недовольство со стороны болгарского народа, части боярства. Едва умерла болгарская царица Мария, Константинополь немедленно пошел на разрыв. Византия отказалась платить дань, причем болгарских послов сознательно унизили. Когда Преслав поставил вопрос о возобновлении мирного соглашения 927 года, Константинополь потребовал, чтобы сыновья Петра — Роман и Борис, явились в Византию в качестве заложников, а сама Болгария обязалась бы не пропускать венгерские войска по своей территории к византийской границе. В 966 году произошел окончательный разрыв.
Надо отметить, что венгерские отряды действительно беспокоили Византию, беспрепятственно проходя через Болгарию. Между Венгрией и Болгарией существовало соглашение о том, что во время прохода венгерских войск через болгарскую территорию к владениям Византии, венгры должны быть лояльны к болгарскому соглашению. Поэтому греки обвиняли Преславу в вероломстве, в скрытой форме агрессии против Византии руками венгров. Болгария или не могла или не хотела остановить венгерские рейды. Кроме того, этот факт отражал скрытую борьбу в болгарской элите, между провизантийской партией и её противниками, которые с удовольствием использовали венгров в конфликте с Византийской империей. Константинополь, ведущий борьбу с арабским миром, не решился отвлекать основные силы для войны с Болгарским царством, которое было ещё достаточно сильным противником. Поэтому в Константинополе решили одним ударом решить сразу несколько задач.
Во-первых, разгромить Болгарию силами Руси, сохранив свои войска, а затем поглотить болгарские территории. Причем, при неудаче войск Святослава, Константинополь снова выигрывал — сталкивались лбами два опасных для Византии врага — Болгария и Русь. Во-вторых, византийцы отводили угрозу от своей Херсонской фемы, которая была житницей империи. В-третьих, и успех и неудача армии Святослава должны были ослабить военную мощь Руси, которая после ликвидации Хазарии стала особенно опасным врагом. Болгары считались сильным врагом, и должны были оказать русам яростное сопротивление. Очевидно, что князь Святослав понимал это. Однако решил нанести удар.
Киев не мог быть спокойным, когда место прежнего дружественного Руси Болгарского царства заняла слабеющая, оказавшаяся в руках провизантийской партии, враждебная Русскому государству Болгария. Это было опасно и с той точки зрения, что Болгария контролировала русские торговые пути вдоль западного берега Черного моря, через низовые дунайские города вплоть до византийской границы. Объединение враждебной Руси Болгарии с остатками хазар и печенегами могло стать серьёзной угрозой для Руси с юго-западного направления. А при ликвидации Болгарии и захвате её территории ромеями, угрозу уже стали бы представлять имперские армии при поддержке болгар. Святослав решил занять часть Болгарии, установив контроль за Дунаем и нейтрализовать провизантийскую партию вокруг царя Петра. Это должно было вернуть Болгарию в русло русско-болгарского союза. В этом деле он мог опереться на часть болгарской знати и народа.
В дальнейшем Святослав, получив надежный тыл в Болгарии, мог уже ставить условия Константинополю. Византийская империя начала войну первой. Ромеи захватили несколько приграничных городов. Им удалось с помощью провизантийски настроенной знати захватить стратегически важный город во Фракии — Филиппополь нынешний Пловдив. Однако на этом военные успехи закончились. Византийские войска остановились перед Гимейскими Балканскими горами. Пробиваться к внутренним болгарским областям через труднопроходимые перевалы и заросшие лесами ущелья, где маленький отряд может остановить целое войско, не решились.
Там в прошлые времена сложили головы многие воины. Никифор Фока с триумфом вернулся в столицу и переключился на арабов. Флот двинулся к Сицилии, а сам басилевс во главе сухопутной армии пошел в Сирию. В это время на востоке в наступление перешёл Святослав. В 967 году русское войско выступило на Дунай. Первый Дунайский поход В 967 году русский князь Святослав двинулся в поход к берегам Дуная. В летописях нет сообщений о подготовке этого похода, но нет сомнений, что предварительная подготовка была проведена серьёзная.
Были подготовлены новые дружинники, которых стало ещё больше, собирались из славянских племен «вои» добровольцы-охотники, идущие на войну по своему желанию, охоте , построили значительное число ладей, на которых можно было идти по рекам и пересечь море, ковалось оружие. Русское войско, как и в походе на Хазарию, было преимущественно пешее. Быстрота перемещения достигалась за счёт использования ладей и наличия развитой сети водных путей в Восточной Европе. Кроме того, у князя Святослава Игоревича была легкая союзная конница, если в походе на хазар приняли участие печенеги, то теперь союзниками стали и венгры угры. Была завершена и дипломатическая подготовка. В 967 году между Византийской империей и Русью был заключен секретный договор о его содержании ни слова не сообщил русский летописец. Со стороны Византии его подписал Калокир.
Константинополь в обмен на безопасность своих владений в Крыму и Северном Причерноморье, уступал Русскому государству устье Дуная. Князь Святослав должен был получить приморский район Днестра и Дуная, территорию нынешней Добруджи. Именно город Переяславец на Дунае первоначально был главной целью Святослава Игоревича. Русы не сразу появились в Болгарии. Поначалу русы, по информации российского историка В. Татищева, который располагал утраченными впоследствии летописными и иными материалами, двинулись вверх по реке Днестр. Там их ждали союзники-венгры.
Венгры уже несколько десятилетий были союзниками русов. Видимо, во время переговоров с Калокиром, Святослав направил послов Паннонию к венграм, раскрыв им план похода на Дунай. По сообщению же Татищева, и у болгар также были союзники — хазары, ясы и касоги, которых князь Святослав разгромил во время своего восточного похода. Татищев сообщает, что болгары имели союз с хазарами ещё во время Хазарского похода Святослава. Часть хазар спаслась в Болгарии. Хазарский фактор стал одной их причин побудивших Святослава привести войска на Дунай. В августе 968 года русские войска достигли пределов Болгарии.
По данным византийского хрониста Льва Диакона, Святослав привел 60 тыс. Судя по всему, это большое преувеличение. Святослав не поднимал племенные ополчения, приведя только дружину, «охотников» добровольцев и отряды печенегов и венгров. Большинство историков оценивают войско Святослава в 10 тыс. Русская ладейная флотилия беспрепятственно вошла в устье Дуная и стала быстро подниматься вверх по течению. Появление русского войска стало неожиданностью для болгар. По словам Льва Диакона, болгары выставили против Святослава фалангу в 30 тыс.
Однако это не смутило русов, пристав к берегу, «тавроскифы» так русов называли греческие источники , стремительно выпрыгнули из лодок, закрылись щитами и бросились в атаку. Болгары не выдержали первой же атаки и бежав с поле боя, закрылись в крепости Доростол Силистра. Русское войско в одной битве обеспечило себе господство над Восточной Болгарией. Болгары больше не решались на прямое сражение. Ещё император Юстиниан, для того чтобы обезопасить от вторжения «варваров» провинцию Мизию так тогда называли Болгарию и не дать противнику прорваться дальше, построил на берегах Дуная и в некотором отдалении от неё на пересечения коммуникаций, около 80 крепостей.
Голб, Прицак 1997. По летописи Святослав, стремящийся утвердиться в центре Европы, встречает оппозицию не стороны княжеского рода и воевод, а в лице горожан — киевлян, а затем новгородцев: это первое очевидное не «перекрывающееся» ритуализованными «деяниями», как это было в случае с Ольгой в летописи упоминание той позиции городов в отношениях с князьями, которая была характерна для всего начального периода русской истории. Святослав не мог просто оставить свой тыл, тем более что его мать Ольга умерла: он сажает в Киеве старшего сына Ярополка, а в непокорной — правобережной — древлянской земле Олега.
Тогда и новгородцы требуют себе князя — туда отправляется малолетний как некогда сам Святослав Владимир. Святослав, князь, который более всех предшествующих правителей мог претендовать на «самовластие» в «своей» земле, должен был уряжаться уже не просто с племенами, а с городами. Вместе с тем без «ряда» с городами, как уже говорилось, княжеские общегосударственные предприятия были невозможны — в городах не только концентрировались средства и кормилась дружина, города сами поставляли свежие контингента для княжеского войска. За пределы этой системы, видимо, стремился выйти Святослав, утвердив Центр своей новой «империи» на Дунае. Лев Диакон VI. Если же ромеи не захотят заплатить то, что я требую, пусть тотчас же покинут Европу, на которую они не имеют права, и убираются в Азию, а иначе пусть не надеются на заключение мира с тавроскифами». Речь Святослава звучит, естественно, в византийской передаче — наименование греков ромеями, а русских — тавроскифами обнаруживает традиционные византийские стереотипы. Но суть самих претензий совпадает с летописными известиями о планах Святослава; «взявши копьем» Переяславец на Дунае, князь «посла к греком, глаголя: "Хочю на вы ити и взяти град вашь, яко сей"» ср.
Эти претензии напоминают о давних VII в. Но для греков более актуальными были не столь древние события. За полстолетия до Святослава болгарский царь Симеон осадил столицу империи которую и сами греки называли Градом, как Святослав , объявив «эту страну» царством своего отца — князя Бориса: царь Симеон действительно претендовал на власть над империей, о чем свидетельствовал принятый им титул, и Святослав, оказавшийся хозяином Болгарии, продолжал его «царскую» дипломатию завоевания ср. Оболенский 1998. Цимисхий в ответе Святославу ссылается на другую традицию, напоминая о традиционных мирных договорах с русью, в том числе и о договоре, предшествующем миру с Игорем. Князь сам, конечно, помнил об этой традиции — он требовал выкупа за захваченные города, как некогда Олег требовал дани от Царьграда. Но «льстивые» греки Лев Диакон VI. Комментаторы Лев Диакон.
Во время этих походов, войско Святослава на севере дошло до средней Волги, где находилась Волжская Булгария, а на юге его воины прошли вдоль рек Кума и Кубань до Таманского полуострова. Ряд историков предполагают, что к 968 году Святослав покорил город Тмутаракань на Таманском полуострове. Хазарский каганат — государство, которое занимало территории в степях между Доном и Волгой, а также между Азовским и Каспийским морями. Сфера его влияния, то есть данников и вассалов, простиралась от Аральского моря на востоке и до среднего Днепра на западе. Последним правителем этого государства был каган Иосиф, иудей по религии.
Походы князя Святослава. Дунайские походы В 967 году началась война между Византией и Болгарским царством. В 968 году Святослав вмешался в нее на стороне Византии и разгромил армию болгарского царя Петра I в битве при Доростоле. После этого сражения Святослав, оставаясь киевским князем, перенес свою резиденцию в торговый город Переяславец на нижнем Дунае. К началу 970 года он полностью разгромил Болгарию, взял в плен ее царя и захватил столицу Преслав.
Весной 970 года началась новая война. Святослав вместе с болгарами, венграми и печенегами пошел в поход на Византию. Война шла с переменным успехом. Святослав оказался в осаде в городе Доростол современная Силистра в Болгарии. Он предложил византийскому императору заключить мир.
Боевые действия прекратились, и весной 972 года Святослав отправился с остатками войска в Киев, но у порогов на Днепре его подкараулил печенежский хан Куря. В битве погиб князь и почти все его воины. В 969 году скончалась мать Святослава — Ольга. Сам князь находился на нижнем Дунае, а престолы на Руси между сыновьями распределил так: Ярополк в Киеве, Владимир в Новгороде и Олег в землях древлян, на территории современной Житомирской области. Карта походов Святослава.
Что мы узнали? Походы выдающегося полководца Древней Руси Святослава кратко проходят в школьном курсе истории 6—7 класса. Они обозначены на карте в школьном атласе. Святослав смог разгромить одно из крупнейших государств своего времени — Хазарский каганат. В ходе двух походов на Дунай 967-971 года он стремился к созданию противовеса влиянию Византии в Европе.
В первом походе в 967 году Святослав одержал победу над болгарским войском, занял восемьдесят городов на Дунае, а город Переяславец сделал своей резиденцией, собирая дань и желая создать огромное русско-болгарское государство. Второй дунайский поход Святослава 969-971 год стал открытым противодействием Руси и Византии. Отбыв для защиты осажденного печенегами Киева в 968 году, Святослав поставил на княжение в Киеве, Овруче и Новгороде своих сыновей, а сам вернулся на Дунай.
Князь Святослав Игоревич
Константинополь изменил свою политику в отношении Болгарии коренным образом: диктата и ультиматумов больше не было, забыты были требования прислать в Византию царских сыновей в качестве заложников. Более того Константинополь предлагал династический союз — брак дочерей Петра и византийских принцев. В болгарской столице сразу клюнули на приманку и болгарское посольство прибыло в византийскую столицу. Болгар приняли с большим почетом. Одновременно византийцы провели другую акцию, направленную против Святослава. Греки всегда находили золото для подкупа. Будучи в Переяславце, Святослав летом 968 года получил тревожное известие из Киева: печенеги осадили Киев. Это было первое появление печенегов у Киева. Тайное византийское посольство склонило несколько вождей степняков ударить по Киеву, пока там нет грозного Святослава. Печенежский племенной союз не был единым и если одни племена помогали князю Святославу, другие ему не были ничем обязаны. Весной 968 года по летописным данным печенеги наводнили окрестности Киева.
Святослав Игоревич, быстро собрал войско в кулак, оставил часть пеших воинов в Переяславце, а с ладейной ратью и конной дружиной выступил к Киеву. По данным русской летописи, печенеги начали отводить войска, увидев, что отряды воеводы Претича переправляются через Днепр. Печенеги приняли силы Претича за дружины Святослава. Претич начал переговоры с печенежскими вождями и заключил перемирие, обменявшись оружием. Однако угроза с Киева ещё не была снята, тут прибыл Святослав, который «прогна печенеги в поли, и бысть миръ». Византийские посланцы уверяли печенегов, что они в безопасности, Святослав не успеет прийти на помощь Киеву. Печенеги слыли хозяева степи. Однако на этот раз они прогадали. Конница Святослава шла по степи облавой, загоняя степняков к реке. По реке шла судовая рать.
Печенеги, прорываясь на юг, понесли большие потери, а табуны прекрасных коней стали русской добычей. Второй Дунайский поход Святослав Игоревич с триумфом вступил в Киев. Киевляне с восторгом его приветствовали. Всё лето и первую половину 969 года Святослав провел в Киеве около заболевшей матери. По всей видимости, Ольга взяла с сына слово не покидать её до скорой смерти. Поэтому хотя Святослав и рвался в Болгарию, откуда приходили тревожные сведения, остался. Усопшую княгиню похоронили по христианскому обряду, не насыпая кургана и не проводя тризну. Сын выполнил её пожелание. Перед отъездом великий князь Святослав провел управленческую реформу, значение которой вскоре ещё более вырастет, после его гибели. Он передаст верховную власть на Руси своим сыновьям.
Два законных сына, от жены-боярыни, Ярополк и Олег получат Киев и неспокойную древлянскую землю. Третий сын — Владимир, получит в управление Новгород, Северную Русь. Владимир был плодом любви Святослава к материнской ключнице Малуше. По одной версии, она была дочерью Малка Любечанина, купца из балтийского Любека. Другие считают, что Малуша — это дочь древлянского князя Мала, который возглавил восстание, в котором был убит князь Игорь. Следы древлянского князя Мала теряются после 945 года, вероятно, он не избег мести княгини Ольги, но мог попасть в плен и его отправили в ссылку. Ещё одна популярная версия, Малуша — дочь еврейского торговца.
И снова нити сходились в руках прекрасной Феофано, На сей раз ее избранником стал красавец воин, известный полководец, доместик схолi Востока армянин Иоанн Цимисхий. В ночь с 10 на 11 декабря, в ту пору, когда Святослав вновь утверждался на Дунае, отогнав от Киева печенегов, Феофано помогла Цимнсхию и его вооруженным приспешникам пробраться в спальню к императору. Цнмисхий собственноручно зарезал Ники-фора Фоку, не даз ему дотянуться до меча.
Но женская интрига оказалась беспомощной перед дальним мужским расчетом. Цимисхий немедленно сослал Феофано и женился на одной из дочерей императора Константина VII Багрянородного — Феодоре, той самой, которую Ольга прочила за Святослава еще в 957 году. Династическим браком Цнмисхий старался укрепить свои права на престол. Несомненно, что Еыбор Цимисхия был хорошо известен Святославу через Калокпра, который был постоянно рядом с ним. Цимисхий для Святослава стал не только врагом государственным, но и врагом, надо полагать, личным. Однако новый император недолго праздновал победу: против него поднял мощное восстание Варда Фока, который собрал в Каппадокии, в Малой Азии, сильную армию на средства рода Фок и начал борьбу за престол. Его отец Лев Фока стремился поднять против Цимисхия восстание во Фракии. В этих условиях Калокир, располагая могучей поддержкой руссов, мог явиться действительно реальным претендентом на императорский трон. Дерзкая авантюра молодого патрикия оборачивалась хорошо рассчитанной политической комбинацией. Летом 967 года русские войска во главе со Святославом вышли из Киева на Дунай.
Стала реализовывать-ся тайная договоренность Святослава с Никифором Фокой. Но руссы не сразу появились на западном побережье Черного моря. Поначалу они, как рассказывает об этом наш первый историк В. Татищев, располагавший утраченными впоследствии летописными и иными материалами, двинулись вверх по Днестру. Там их ждали друзья-венгры. Татищев,— имел любовь и согласие твердое». Но и противник Святослава был не в одиночестве. Тот же Татищев сообщил, что болгары в это время. Да и удар по Болгарии, считал Татищев, Святослав нанес в отместку за помощь, которую оказали болгары Хазарин во время русско-хазарского противоборства. Так еще в 967 году Святослав в преддверии своих балканских походов искал союзников, и венгры, которые в течение уже нескольких десятилетий находились в мире и союзе с Киевом, вновь помогли руссам.
А это значит, что одновременно с переговорами, прозеденнымн с Калокиром, византийским топархом, Святослав направил посольство в Паннонию к венграм, раскрыл им свои намерения, позвал с собой на Дунай. Началась большая по тем временам дипломатическая игра, дело шло к формированию противоборствующих коалиций, к чему уже примеривался князь Игорь. И лишь встретившись с венграми, Святослав двинулся на Дунай. Там руссы сумели одолеть вышедшее против них войско царя Петра. Подунавье было занято. Короткая воина окончена. Летопись сообщила, что Святослав сел в городе Переяславце на Дунае, се мл я дань на грьцех». Мы уже приводили аргументы в пользу того, что смысл своих отношений с Болгарией Святослав видел не в завоевании этой страны, а лишь в закреплении на Дунае и в перемене антирусского и провпзантийского курса болгарского руководства. Месяцы, проведенные им в Переяславце, это замечательно подтвердили, Военные действия закончились. Болгарское руководство по-прежнему оставалось в Преславе.
Никаких покушений на суверенитет Болгарии Святослав не предпринимал. Позднее, когда после победы над печенегами под Киевом он собирался вновь возвратиться в Переяс-лавец, Ольга и «бояре» уговаривали его остаться в Киеве. Но Святослав был непоколебим. Он ответил: «Не любо ми есть в Киеве быти, хочю жити в Переяславцн па Дунай, яко то есть середа земли моей, яко ту здесь вся благая сходятся: оть Грекъ злато, паволоки, вина и овощеве рознолпчныя, из Чсхъ же, из Угоръ сребро и комони кони , из Руси же скора и воскъ, медъ и че-ляд». Возвращаясь после смерти Ольги в июле 969 года на Дунай, в свой любимый Переяславец, Святослав даже разделил Киевскую землю между своими сыновьями. Можно думать, что после утверждения в Переяслан-де Святослав заключил мирный договор с Болгарией. В пользу этого говорит, во-первых, его спокойное княжение в Переяславце в 967—968 годах без ведения каких бы то ки было военных действий против болгар, во-вторых, внешне дружественные отношения с Византией.
Любопытно, что витязи Святослава тогда дошли до тех же районов на дальних подступах к Константинополю, что и их дальние потомки в последнюю русско-турецкую войну 1877-78 гг. Ну и добавлю, что если дунайские походы Святослава более-менее широко известны у нас, то аналогичный поход на Дунай полтора столетия спустя войск Владимира Мономаха у нас почти не помнят. А ведь в 1116-19 гг. Тот же Доростол вновь дважды переходил из рук в руки — его осаждал один из сыновей Мономаха. По словам летописи киевский князь «посажа посадникы по Дунаю», посадил наместников по Дунаю. У Владимира Мономаха даже имелся свой карманный претендент на византийский престол — Лев Диоген, якобы сын убитого императора, «Лже-Диоген» византийских хроник и «царевич Леон Дивгеньевич» в русских летописях. При этом самозванец если самозванец считался не просто сыном византийского императора Романа IV Диогена, но и правнуком последнего монарха Первого Болгарского царства. Мономах, сам сын византийской «царевны», даже женил «царевича Леона» на своей дочери Марии, что свидетельствует о весьма серьёзных отношениях и планах… «Леон Дивгеньевич, зять Володимерь, идее на цесаря Алексия...
Была завершена и дипломатическая подготовка. В 967 году между Византийской империей и Русью был заключен секретный договор о его содержании ни слова не сообщил русский летописец. Со стороны Византии его подписал Калокир. Константинополь в обмен на безопасность своих владений в Крыму и Северном Причерноморье, уступал Русскому государству устье Дуная. Князь Святослав должен был получить приморский район Днестра и Дуная, территорию нынешней Добруджи. Именно город Переяславец на Дунае первоначально был главной целью Святослава Игоревича. Русы не сразу появились в Болгарии. Поначалу русы, по информации российского историка В. Татищева, который располагал утраченными впоследствии летописными и иными материалами, двинулись вверх по реке Днестр. Там их ждали союзники-венгры. Венгры уже несколько десятилетий были союзниками русов. Видимо, во время переговоров с Калокиром, Святослав направил послов Паннонию к венграм, раскрыв им план похода на Дунай. По сообщению же Татищева, и у болгар также были союзники — хазары, ясы и касоги, которых князь Святослав разгромил во время своего восточного похода. Татищев сообщает, что болгары имели союз с хазарами ещё во время Хазарского похода Святослава. Часть хазар спаслась в Болгарии. Хазарский фактор стал одной их причин побудивших Святослава привести войска на Дунай. В августе 968 года русские войска достигли пределов Болгарии. По данным византийского хрониста Льва Диакона, Святослав привел 60 тыс. Судя по всему, это большое преувеличение. Святослав не поднимал племенные ополчения, приведя только дружину, «охотников» добровольцев и отряды печенегов и венгров. Большинство историков оценивают войско Святослава в 10 тыс. Русская ладейная флотилия беспрепятственно вошла в устье Дуная и стала быстро подниматься вверх по течению. Появление русского войска стало неожиданностью для болгар. По словам Льва Диакона, болгары выставили против Святослава фалангу в 30 тыс. Однако это не смутило русов, пристав к берегу, «тавроскифы» так русов называли греческие источники , стремительно выпрыгнули из лодок, закрылись щитами и бросились в атаку. Болгары не выдержали первой же атаки и бежав с поле боя, закрылись в крепости Доростол Силистра. Русское войско в одной битве обеспечило себе господство над Восточной Болгарией. Болгары больше не решались на прямое сражение. Ещё император Юстиниан, для того чтобы обезопасить от вторжения «варваров» провинцию Мизию так тогда называли Болгарию и не дать противнику прорваться дальше, построил на берегах Дуная и в некотором отдалении от неё на пересечения коммуникаций, около 80 крепостей. Все эти укрепления русы взяли за лето-осень 968 года. Надежды ромеев на то, что русы завязнут в войне с Болгарами не оправдали себя. В первых же боях болгарская армия была разгромлена, и русские войска разрушили всю оборонительную систему на востоке, открыв путь на Преславу и к границе Византии. Более того, в Константинополе увидели реальную угрозу империи в том, что победное шествие русской армии по болгарским землям не сопровождалось грабежами, разорением городов и селений, насилием над местными жителями а так вели войны ромеи с болгарами. Русы видели в болгарах братьев по крови, да и христианство ещё только утверждалось в Болгарии, простые люди не забыли своих традиций. Симпатии простых болгар и части феодалов сразу обратились к русскому вождю. Болгарские добровольцы стали пополнять русские войска. Часть феодалов была готова присягнуть Святославу, как уже ранее отмечалось, часть болгарской элиты ненавидела царя Петра и его провизантийскую политику. А союз русов и болгар мог привести Византийскую империю к военно-политической катастрофе. Болгары при решительном вожде — Симеоне, и самостоятельно чуть не взяли Константинополь. Сам Святослав Игоревич первоначально следовал пунктам заключенного с Византией договора. Он не стал вторгаться вглубь Болгарской державы. Как только земли по Дунаю и Переяславец были заняты, русский князь остановил боевые действия. Переяславец князь Святослав сделал своей столицей. По его словам, там должна была быть «середа» середина его державы: «…хочу жить в Переяславце на Дунае — ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага…». Точное расположение Переяславца неизвестно. Одни считают, что так тогда называли крепость Доростол, где войска Святослава будут держать оборону во время войны с Византийской империей. Другие исследователи считают, что это Преслав Малый на нижнем Дунае в современной Румынии. Знаменитый историк Ф. Успенский, опубликовавший фундаментальные труды по истории Византийской империи, считал, что Переяславец являлся древней ставкой болгарских ханов, которая располагалась около современного румынского города Исакча близ устья Дуная. Святослав, по данным летописи, «седе княжа в Переяславци, емля дань на грецах». В условиях договора, заключенным Калокиром в Киеве, входила, видимо, и договоренность о возобновлении уплаты ежегодной дани Руси. Теперь греки византийцы возобновили уплату дани. По существу в договоре Святослава и Калокира были реализованы военно-союзные статьи русско-византийского договора 944 года. Константинополь и Киев в различные периоды своей истории были не только врагами, но и союзниками против арабов, хазар и других противников. Калокир прибыл в Болгарию с русским войском и оставался со Святославом до русско-византийской войны. Болгарское руководство оставалось в Преславе. Никаких покушений на суверенитет Болгарии Святослав во время первого Дунайского похода не делал. Можно предположить, что после утверждения в Переяславце, князь Святослав заключил мирное соглашение с Болгарией. Владимир Киреев. Ухудшение отношений с Византией. Осада печенегами Киева Мир был недолгим. Византия, верная своей политике, стала предпринимать первые шаги, направленные на удаление Святослава из Болгарии. Император Никифор Фока приказал замкнуть Босфор цепью, как это греки делали обычно в ожидании появления русского флота, стал готовить армию и флот к выступлению. Византийское руководство, видимо, учло ошибки прошлых лет, когда русы застигали греков врасплох и подходили с моря к самым стенам Царьграда-Константинополя. Одновременно византийские дипломаты стали предпринимать шаги для нормализации отношений с Болгарией, чтобы находиться в противоборстве как с русами, так и болгарами, и предотвратить возможность создания русско-болгарского союза. Тем более, что во главе Болгарии по-прежнему находилась провизантийская группировка во главе с царем Петром, которая мечтала о реванше и была недовольно появлением Святослава на Дунае. В Преславу было направлено византийское посольство во главе с опытным дипломатом Никифором Эротиком и епископом Евхаитским. Константинополь изменил свою политику в отношении Болгарии коренным образом: диктата и ультиматумов больше не было, забыты были требования прислать в Византию царских сыновей в качестве заложников. Более того Константинополь предлагал династический союз — брак дочерей Петра и византийских принцев. В болгарской столице сразу клюнули на приманку и болгарское посольство прибыло в византийскую столицу. Болгар приняли с большим почетом. Дары греков Святославу. Миниатюра Радзивилловской летописи. Одновременно византийцы провели другую акцию, направленную против Святослава.
Ратный подвиг. Герой Византии — араб Анемас.
- Поход Святослава на Дунай | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов
- Русь при Игоре, Ольге и Святославе
- Князь Святослав - День Великой Русской Победы.
- Поход князя Святослава в Болгарию (начало Болгарской войны, 968 год)
Болгарский поход Святослава
- Балканские Войны Святослава
- Походы выдающегося полководца Древней Руси князя Святослава - презентация онлайн
- Первый поход Святослава на Дунай
- Cвятослав Игоревич