Проект «Большое Евразийское партнерство: взгляд с Востока и Запада» направлен на экспертную проработку и продвижение инициативы Большого Евразийского партнерства (БЕП), озвученной президентом В.В. Путиным в 2015 году.
Путин обсудит в КНР создание Большого евразийского партнерства
Обращает на себя внимание, что в Совместном заявлении нашла поддержку инициатива Президента России Владимира Владимировича Путина о формировании Большого евразийского партнерства. Поддержку концепции Большого евразийского партнерства можно назвать флагманским внешнеполитическим проектом России, практические шаги на этом направлении уже делаются. Сама Концепция Большого Евразийского партнерства, также известная как Большая Евразия, зародилась в российских экспертных кругах в 2012-2013 гг.
Путин обсудит в КНР создание Большого евразийского партнерства
Большая Евразия и Новый Шёлковый путь В мае 2015 года, в ходе визита Владимира Путина в Шанхай[12], лидеры Китая России Си Цзиньпин и Путин подписали документ о сопряжении конкурирующих интеграционных проектов — Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути. Китайское руководство посчитало, что такое сопряжение стратегически выгодно не только России, но и Китаю, а вместе с ними еще ряду стран Центральной Азии. Уже в июне 2015 г. Особое внимание стороны уделили устранению различного рода барьеров в торговле, на первом этапе — налаживанию взаимодействия таможенных служб Китая и государств-членов ЕАЭС. Была обозначена и следующая группа проблем — начало формирования системы по защите взаимных инвестиций, поощрения капиталовложений и механизмов решения инвестиционных споров. Критика Концепция «Большой Евразии» скептически воспринимается в Евросоюзе. Некоторые исследователи считают, что «расширенное толкование этого термина может помочь в понимании того, как Евразия может соединять различные регионы и какую роль она может играть в развитии экономического сотрудничества и в решении региональных проблем. Однако при включении такого количества разных стран в определение Евразии, понятие становится настолько размытым,что полностью теряет свой смысл»[13]. Польский журналист Анджей Талага со ссылкой на анализ китайско-российских отношений варшавского Центра восточных исследований пишет: «Россия в последнее время фонтанирует стратегическими проектами: Евразийский экономический союз, Малороссия, Большая Евразия. Пока они терпят неудачу, потому что россиянам недостает средств для их полномасштабного внедрения.
Но Москва уже перехватывает инициативу. Западу не нужно придумывать ничего нового, чтобы ей ответить, достаточно играть перспективой продвижения ЕС и НАТО на восток и на юг: этот механизм оправдал себя в прошлом»[14]. В Китае рассматривают проект формирования «Большой Евразии» как усиление влияния России в рамках расширения Евразийского экономического союза.
Важным для населения направлением является разработка Евразийской системы продовольственной безопасности, гарантирующей устойчивое снабжение продовольственными товарами и оказание, при необходимости, продовольственной помощи всем странам — участницам БЕП.
Приоритетным направлением является развитие сельскохозяйственной науки, включая создание евразийской системы разработки и обращения трансгенных семян и племенного материала. Реализация крупномасштабных инвестиционных проектов Составление пула приоритетных инвестиционных проектов может стать ключевым направлением развития БЕП. Программа должна объединить планы создания интегральной инфраструктуры нового поколения, схемы территориально-производственного планирования, инструменты финансирования долгосрочных прямых инвестиций в целях создания дееспособного транспортно-коммуникационного каркаса евразийской интеграции. Для ее реализации предлагается образовать международный консорциум, включающий в себя заинтересованные корпорации, инвестиционные институты, региональные администрации.
Создание данного консорциума предполагает выделение национальными правительствами и региональными администрациям земель, прав на использование природных ресурсов, а также выпуск облигаций, образование целевых паевых инвестиционных фондов, участниками которых станут национальные и международные евроазиатские институты развития, администрации регионов, государственные и частные корпорации заинтересованных стран Евразии. Утверждение программы и создание международного консорциума Трансевразийского пояса «Развитие» потребует принятия соответствующего международного соглашения. Пул инвестиционных проектов должен оформляться через механизмы частно-государственного партнерства с использованием специальных инвестиционных контрактов, сеть которых сформирует ткань индикативного планирования Большого евразийского партнерства. Наиболее значимые с точки зрения интеграционного эффекта инвестиционные проекты должны финансироваться совместно с международными институтами развития, включая Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, банк развития БРИКС, ЕАБР, МИБ и др.
Наиболее масштабные из них должны предусматривать создание межгосударственных органов управления, а также экстерриториальный статус, что требует заключения соответствующих международных договоров. Валютное регулирование и формирование общей системы денежного обращения, пока не охваченное процессами региональной интеграции, может стать важнейшей областью регулирования БЕП, в которой заинтересованы почти все его потенциальные члены. Евразия лишена собственной международной валюты, роль которой выполняют американский доллар, евро и иена. Следствием этого становится неэквивалентность экономического обмена, обусловленная односторонним присвоением эмитентами мировых резервных валют сеньоража в объеме их использования другими странами.
Еще одной проблемой, обострившейся в последнее время, является угроза дестабилизации международных экономических отношений вследствие политического произвола властей государств-эмитентов мировых резервных валют. Применение США, ЕС и Японией экономических санкций против Ирана, России, КНДР и других государств Евразии вне норм международного права наносит сегодня значительный ущерб евразийской интеграции и государствам, вынужденным использовать валюты этих стран в качестве резервных и расчетных. Их эмитенты злоупотребляют своим доминирующим положением в сфере международных валютно-финансовых отношений, безответственно применяя финансовое эмбарго, аресты счетов и активов, парализуя расчеты в отношении неугодных им стран, их руководителей и предприятий. Если не удастся приступить к формированию интегрального МХУ в масштабах всего мира на основе доброй воли ведущих государств G20, то все описанные в предыдущем параграфе преобразования глобальной валютно-финансовой архитектуры нужно будет реализовывать в рамках БЕП.
Нарастающая в настоящее время глобальная нестабильность, а также высокий, в силу отсутствия каких-либо правил обращения мировых валют, риск их использования в противоправных целях их эмитентами требует от государств БЕП консолидированных мер по купированию угроз стабильности международных экономических отношений. Для этого нужно создать автономную цифровую валютную среду, в которой можно было бы удобно для пользователей и с выгодой для стран — участниц БЕП вести платежно-расчетные, финансово-инвестиционные, валютообменные операции, необходимые для обслуживания взаимной торговли и международного экономического сотрудничества. Изложенные в предыдущем параграфе принципы реформирования мировой валютной системы в полной мере могу быть применены в рамках БЕП для создания евразийской резервной валюты. Ее внедрение может стать пилотным проектом для последующего развертывания новой мировой валютно-финансовой системы.
Международный договор, определяющий порядок эмиссии и обращения наднациональной валюты БЕП, должен предусматривать и механизм распределения кредитов в этой валюте посредством фондирования признанных БЕП международных и уполномоченных национальных институтов развития. Валюта каждой из пожелавшей присоединиться страны будет включаться в Пул валютных резервов и участвовать в корзине наднациональной валюты БЕП, а интересы такой страны учитываться в распределении эмитируемых в этой валюте кредитных ресурсов по установленному алгоритму. Осуществление международных расчетов в единой валюте позволит резко снизить валютные риски экспортеров и импортеров, уменьшить масштабы валютных спекуляций и ограничить колебания валютных курсов. Эмиссия и обращение наднациональной валюты БЕП может вестись с использованием технологии блокчейн, которая включает реестр полной истории транзакций с каждой единицей этой валюты.
Она позволяет легко контролировать ее обращение, а также обмениваться банковской информацией и осуществлять переводы, минуя уязвимый к политическому давлению SWIFT и обеспечивая при этом самый высокий уровень надежности и достоверности. Это важно также для противодействия коррупции, легализации преступно полученных доходов, финансирования терроризма, а также пресечения попыток манипулирования финансовым рынком и спекулятивных атак. Преимуществом предлагаемого подхода является возможность одновременной работы в новой и существующей валютно-финансовой системе. Постепенно новая финансовая платформа как более технологичная, легитимная, прозрачная и безопасная форма расчетов будет вытеснять существующую непрозрачную и несправедливую доллароцентричную систему.
Cовершенствование последней в рамках БЕП едва ли возможно, так как предполагает взятие на себя эмитентами серьезных международных обязательств.
Основой для неё может стать, как ни странно, энергетика. Но многие не понимают, в чём именно смысл такого сотрудничества. На этот вопрос ответят эксперты, которых пригласили на форум. Обсудить Форум «Российская энергетическая неделя» пройдёт 12—14 октября в Москве.
Практические шаги уже делаются", - указал министр.
Аналитика и комментарии
- В Китай из Подмосковья. Как «Селятино» объединило Россию, КНР и Казахстан
- О Большой Евразии | Community of Greater Eurasia
- Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- БЕП: МОДЕЛЬ БОЛЬШОГО ЕВРАЗИЙСКОГО ПАРТНЁРСТВА
Ресурсы ЕАЭС
- Путин собирает Большую Евразию
- «Большое евразийское партнёрство – общественная платформа»
- Принципы Большого евразийского партнерства
- Большое евразийское партнерство в эпоху технологической трансформации
О Большой Евразии
Большое евразийское партнёрство рискует остаться нереализованной инициативой | Основная тема: «Большое Евразийское партнерство – инициатива, способная объединить государства и интеграционные образования для равноправного и справедливого сотрудничества». |
Правительство меняет формат ЕАЭС | Энергетика имеет большие шансы стать одной из основ формирующегося Большого Евразийского партнерства. |
Большое Евразийское партнерство: в поисках новых импульсов | Михаил Мясникович акцентировал внимание на создании бесшовной системы взаимодействия в Большой Евразии – формировании правового каркаса Большого Евразийского партнерства. |
Большое Евразийское партнерство: в поисках новых импульсов
Большое Евразийское партнерство: в поисках новых импульсов | Особое внимание уделено появлению новых участников инвести-ционных проектов в рамках создания Большого евразийского партнерства, их инвестиционной активности. |
Большое евразийское партнёрство рискует остаться нереализованной инициативой | Россия и Казахстан расширят партнёрство в рамках Евразийского экономического союза. Об этом стало известно по итогам телефонных переговоров премьер-министров двух стран Михаила Мишустина и Алихана Смаилова. |
Путин обсудит в КНР создание Большого евразийского партнерства - МК | Большое Евразийское партнерство (БЕП) – инициатива, предложенная Президентом России В.В. Путиным в 2015 году. |
Зимняя школа «Россия в глобальном мире: Большое Евразийское партнерство»
Международная научно-практическая конференция «Большое евразийское партнёрство: новые парадигмы и смыслы развития макрорегиона» состоялась 15—16 июня в Центре восточной литературы РГБ. Последовательное развитие «Большого евразийского партнерства» привнесло бы много полезного в и сферах науки и образования, культуры. Казахстан поддержит создание Большого евразийского партнерства, базой которого может стать Содружество Независимых Государств (СНГ). Концепция «Большого Евразийского партнерства» первый раз была озвучена в послании Президента РФ Федеральному Собранию 3 декабря 2015 года, а уже в 2016 году прошла её презентация на Петербургском международном экономическом форуме.
Большое Евразийское партнерство: в поисках новых импульсов
проекты тысячелетия». В 08:00 (мск) начнется Панельная сессия «Большое Евразийское партнерство: экономическое сотрудничество, торговля, инвестиции, логистика». 18–19 мая в Томском государственном университете прошла международная научная конференция «Большое Евразийское партнерство: взгляд с Востока и Запада». 14 декабря в Ташкенте в рамках постфестивальных мероприятий Фестиваля «» прошел круглый стол «Большое евразийское партнёрство. Ключевым мероприятием в рамках форума стало пленарное заседание «Большое евразийское партнерство. В пользу создания большого евразийского партнёрства высказались также члены БРИКС – Китай и Индия, а также ряд других стран.
В Китай из Подмосковья. Как «Селятино» объединило Россию, КНР и Казахстан
Мероприятие посетили свыше 600 делегатов из 33 стран. Главная тема встречи — «Большое Евразийское партнерство БЕП — инициатива, способная объединить государства и интеграционные образования для равноправного и справедливого сотрудничества». Инициатива получила живой отклик со стороны стран-участниц крупнейших межгосударственных объединений. Сегодня на форуме мы с зарубежными коллегами обсудили практический вектор этого интеграционного движения», — заявил Президент Всемирного форума «Новая эпоха — новые пути» Дмитрий Стасюлис. Мероприятие открылось пленарным заседанием. Это особенно важно, потому что сегодня многие задачи носят комплексный характер и не могут решаться исключительно силами правительства». В ходе пленарного заседания участники обсудили новые контуры Большой Евразии, роль БЕП в формировании многополярной архитектуры мира и пути ускорения интеграционных процессов на всем континенте.
С момента вступления в должность президента Узбекистана в 2016 году Шавкат Мирзиёев активизировал новый этап интеграции в Центральной Азии. В 2018 и 2019 годах пять глав государств Центральной Азии провели два консультативных совещания по вопросам центральноазиатской интеграции. Страны Центральной Азии имеют очень тесные географические, исторические, этнические и религиозные связи и разделяют много общих проблем, поэтому у них имеются и потребность в интеграции, и естественная основа для неё. Но насколько далеко зайдёт интеграция в Центральной Азии, определить всё ещё трудно. Вдобавок она носит явный субрегиональный характер. Евразийская интеграция: есть ли повод для беспокойства? Тимофей Бордачёв Объективные и субъективные проблемы евразийской экономической интеграции — не повод для того, чтобы пытаться искусственно придать ей ускорение. Возможно, что странам-участницам сейчас выгоднее её притормозить и добиваться большей устойчивости, пожертвовав на время экстенсивным развитием как в части сфер сотрудничества, так и в области уровней его реализации. Пандемия коронавируса показала очень высокий уровень доверия между странами ЕАЭС.
Этот опыт вполне может стать поводом для совершенствования интеграции и её институтов, пишет Тимофей Бордачёв, программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай». Мнения Интеграция стран Центральной Азии сама по себе является разумной, но следует признать, что США имеют цель использовать её для отделения этих стран от России и Китая. Об этом свидетельствуют и американский проект Большой Центральной Азии, крайне популярный в Соединённых Штатах после войны в Афганистане, и американская стратегия Нового Шёлкового пути, созданная в 2011 году, и нынешняя стратегия Индо-Тихоокеанского региона. Соединённые Штаты не скрывают, что, поощряя интеграцию стран Центральной Азии, они преследуют и геополитические цели. Объективно геополитические элементы в интеграции в Центральной Азии нежелательны. В 2015 году Совет сотрудничества тюркоязычных государств предложил концепцию интеграции тюркского мира и в 2018 году принял соответствующий документ. Совет сотрудничества тюркоязычных государств состоит из пяти членов. Туркмения — единственное тюркоязычное государство, которое не присоединилось к организации. Все тюркоязычные страны — это евразийские страны, в основном центральноазиатские.
Таким образом, интеграция тюркоязычного мира также является частью евразийской интеграции. Основа для интеграции тюркоязычных государств — это язык и культура, что является как преимуществом, так и ограничением. Этот процесс не включает в себя персидскоязычный Таджикистан, расположенный в Центральной Азии, а также Грузию и Армению на Кавказе, поэтому невозможно расширить его до более широкого механизма регионального сотрудничества. И у Китая, и у России — двух крупных стран с ключевыми интересами в Евразии — есть свои планы и стратегии региональной интеграции в евразийском регионе. Обе эти страны обладают чувством региональной ответственности и привыкли рассматривать регион в более широкой перспективе. В 2013 году Китай выдвинул инициативу «Пояс и путь». Инициатива охватывает как ШОС, так и весь евразийский регион. Эта инициатива позволяет Китаю самостоятельно и свободно выбирать направления и формы региональной интеграции наряду с платформой ШОС. Россия предложила Большое евразийское партнёрство.
Впервые этот проект был предложен президентом Путиным на Петербургском экономическом форуме в июне 2016 года и подтверждён в послании Федеральному собранию в том же году. Выдвигая идею Большого евразийского партнёрства, Россия представляет собственную большую региональную стратегическую концепцию, которой у неё до сих пор не было. Она позволяет России выйти из традиционного евразийского пространства, а именно из пространства бывшего Советского Союза, и продвигать свою интеграционную платформу на пространстве Большой Евразии, включающем в себя Восточную Европу, Азиатско-Тихоокеанский регион и регион Индийского океана. Большая Евразия: на горизонте новые вызовы? Тимофей Бордачёв Практически все государства Центральной Азии имеют основания гордиться внутренней стабильностью и устойчивостью своих институтов. Однако события, аналогичные тому, что произошло в Южном Казахстане, могут легко создать иллюзию хрупкости политических и правоохранительных систем. Эта иллюзия будет порождать опасения у друзей и попытки вмешаться у тех, кто не заинтересован жизненно в региональной безопасности. О миссии Большой Евразии — в материале Тимофея Бордачёва, программного директора Международного дискуссионного клуба «Валдай».
Он посещает 5-6 мая Францию, 7 мая — Сербию, 8-9 мая — Венгрию. Как говорится, теоретически мог бы и в Германию заехать, но не собирается, хотя Шольц посещал Пекин с визитом уже во второй раз.
Китайский «месседж» понятен. Визит в Париж приурочен к 60-летию дипломатических отношений, и это ответный жест Эммануэлю Макрону за прошлогоднюю поездку в Китай и за те обещания «стратегической автономии» от США, которые он там раздавал. Остальной маршрут — строго страны, которые внутри коллективного Запада считаются «ревизионистами», противостоящими «генеральной линии вашингтонского обкома». К тому же в Белграде упор будет сделан на памятных мероприятиях по случаю 25-й годовщины американского удара по посольству Китая. Тогда в дипломатической миссии погибли люди, в том числе журналисты. Ясный и прозрачный «привет» Вашингтону, вдогонку Блинкену и его конъюнктурным обвинениям и клоунадой с попытками вбить клин между Москвой и Пекином, уверен Павленко. Некоторые СМИ у нас, сопоставив даты, откуда-то взяли, что китайский лидер 9 мая может оказаться в Москве. Очень-очень вряд ли. По важнейшей причине. С 16 по 18 мая в Китае с государственным визитом будет Владимир Путин, который 7 мая примет президентскую присягу.
По сложившейся российско-китайской традиции, первый визит после переизбрания — в страну, которая является ближайшим союзником. Все совпадает, и любые неожиданности в этой ситуации невозможны. А вот на будущий год, когда будет праздноваться 80-я годовщина Великой Победы, посещение председателем Си московского парада, на мой взгляд, вполне возможно.
Таким образом, в интересах России обеспечить сбалансированность влияния Китая во избежание его доминирования в регионе. Это увеличило геополитический вес ШОС, но одновременно рост её географического охвата и числа её государств-членов сделало региональную экономическую интеграцию в рамках организации ещё более сложной. ШОС как основа для появления «мягкой» евразийской идентичности Муратбек Иманалиев На протяжении всей истории человечества почти все агрессивные войны прикрывались так называемой «цивилизаторской» миссией. В современном мире войны поделены на справедливые и несправедливые, а с возникновением ООН — ещё и на легитимные и нелегитимные. Многие международные организации в своих уставных документах ввели нормы о признании войн, военных и пограничных конфликтов юридически оправданными либо нарушающими международное право. Но право силы, безусловно, продолжает оставаться преимуществом небольшого количества стран. Мнения Нужны новые пути Региональную интеграцию не следует считать самоцелью.
Её задачей является оптимизация распределения региональных ресурсов и содействие экономическому и социальному развитию региона. Это относится и к евразийской интеграции. В отличие от Европы евразийские страны сильно различаются по политическим культурам и религиозным убеждениям, и разрыв в их экономическом развитии огромен. Ввиду этих уникальных условий чрезвычайно сложно сформировать общий механизм евразийской интеграции. Таким образом, неизбежно, что интеграция в Евразии будет принимать разные формы. Если евразийская интеграция сможет сделать прорыв, то именно здесь. Поэтому в некотором смысле это интеграция между Китаем и Россией. Преимущество в том, что, в отличие от ШОС, здесь не так много органов. В ШОС восемь органов, и достижение соглашения не только сложно, но и дорого. Китай и Россия опубликовали совместное заявление, в котором объявляется о реализации стратегии увязывания проекта ЭПШП с Евразийским экономическим союзом, что показывает, насколько большое значение они этому придают.
Пока Китай и ЕАЭС провели шесть раундов встреч, определённый прогресс был достигнут, но прорыва ещё нет. Без углубления китайско-российского стратегического взаимопонимания немыслим прорыв в интеграции Китая и России. Поэтому требуется одновременное развитие политического и экономического сотрудничества. Прорыв в соединении ЭПШП и ЕАЭС может быть достигнут только путём изменения политического мышления, уравновешивания экономических выгод и учета опасений каждой стороны. Необходимо содействовать глубокой интеграции, устраняя или смягчая опасения по поводу негативных последствий интеграции для национальных экономик и выявляя экономические выгоды, которые может принести интеграция. Создание промышленных цепочек может стать важным способом продвижения евразийской интеграции. Вспышка COVID-19 нанесла серьёзный ущерб глобальным промышленным связям, показав уязвимость слишком длинных и слишком сложных промышленных цепочек. Ухудшение политических отношений между крупными странами, такими как Китай и США, также представляет угрозу для глобальных промышленных цепочек. Есть основания полагать, что после пандемии глобальные промышленные цепочки ждёт реструктуризация. Страны будут уделять больше внимания снижению уязвимостей, а региональный характер промышленных цепочек будет усилен.
Евразийская интеграция должна использовать эту возможность для создания более тесных региональных промышленных цепочек, которые принесут стабильные экономические и социальные выгоды евразийским странам и послужат важной движущей силой региональной интеграции. Евразийская интеграция должна расширить свои возможности, чтобы обеспечить больше движущих сил для продолжения процесса. В частности, возможными направлениями сотрудничества являются здравоохранение, профилактика инфекционных заболеваний, устранение последствий стихийных бедствий, борьба с болезнями растений и вредителями. Географическая близость евразийских стран делает ещё более необходимым укрепление сотрудничества в этих нетрадиционных областях безопасности. В них существуют очевидные общие интересы, и вдобавок сотрудничать в них сравнительно легко. Раньше считалось, что эти области только поглощают ресурсы, но на самом деле они имеют большое промышленное, научное и технологическое значение и могут принести огромные экономические выгоды. К тому же взаимодействие в них может обеспечить новый подход к евразийской интеграции. Регионализация мира и евразийская интеграция Антон Беспалов В последние годы всё чаще говорят о кризисе западоцентрической модели глобализации, сложившейся после окончания холодной войны.
Большая Евразия накидывает пояс на шею Западу. Стал известен новый мегапроект Владимира Путина
Большая Евразийская Ось крепнет на фоне провалов Запада | Главная тема встречи — «Большое Евразийское партнерство (БЕП) — инициатива, способная объединить государства и интеграционные образования для равноправного и справедливого сотрудничества». |
ВЗГЛЯД / Путин назвал важным проектом развитие Большого евразийского партнерства :: Новости дня | Основная тема: «Большое Евразийское партнерство – инициатива, способная объединить государства и интеграционные образования для равноправного и справедливого сотрудничества». |
Путин назвал важным проектом развитие Большого евразийского партнерства
Эта философия созвучна и российской идее – создать большое евразийское партнерство в самых разных сферах. Эта философия созвучна и российской идее — создать большое евразийское партнерство в самых разных сферах. Наши страны — Большого евразийского партнерства потенциального — все развивают эти платформы, свои технологии.