Сотрудники музея-заповедника "Александровская слобода" показали редкие иконы, посвященные празднику Благовещения. Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в 2024 году православные верующие будут отмечать 7 апреля.
Что мы видим на иконе Благовещения Пресвятой Богородицы?
православные иконы, синайские, армянские, японские, коптские иконы, картины Благовещения Рублева. Как разгадать символы на одной из самых древних русских икон – на Устюжском Благовещении. В день праздника икону Благовещение из Троицкой духовной миссии в Иерусалиме привозят к источнику, из которого брала воду Сама Пресвятая Богородица. Что Дева Мария должна держать в руках: книгу или пряжу? Когда появилось первое изображения Благовещения? Что Дева Мария должна держать в руках: книгу или пряжу? Когда появилось первое изображения Благовещения?
#ЭкспонатНедели
"Устюжское благовещение" Наряду с рассмотренным иконографическим типом Благовещения встречается также тип со стоящей Богородицей, как бы вставшей со своего седалища. 306) На многих иконах Благовещения Архангел изображен как бы в еще незавершенном полете. Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы посвящается воспоминанию и прославлению события, описанного в Евангелии от Луки (I, 26-38). Когда лучше воздержаться от прикладывания к иконам и можно ли целовать изображения на Благовещение, пояснил протоиерей Максим Первозванский. Благовещение Пресвятой Богородицы — это древний христианский праздник, который отмечается в память о возвещении архангела Гавриила Деве Марии о рождении Сына Божьего. Рассматривая события благовещения, святые отцы видят в Пречистой Деве пример идеального христианина.
Храм Святителя Николая Чудотворца
Новейшая история Тиноса связана с чудотворной иконой Евангелистрии, то есть Благовещения. Новый рассказ о наших иконах посвящён редкой иконе «Благовещение» миниатюрного аристократичного письма первой трети XIX века. Когда лучше воздержаться от прикладывания к иконам и можно ли целовать изображения на Благовещение, пояснил протоиерей Максим Первозванский.
В музее «Александровская слобода» рассказали о редких иконах Благовещения
На иконе Благовещения изображается явление архангела Гавриила Деве Марии, видимое удивление которой показано в соединении с глубочайшим смирением перед всемогуществом. В Гатчинский дворец вернулась икона «Благовещение», вывезенная во время Великой Отечественной войны. В обитель была передана старинная икона «Спорительница хлебов», которая была написана при жизни преподобного Амвросия Оптинского. Позднее предание ошибочно связывает происхождение иконы с Великим Устюгом, отчего она часто называется «Благовещение Устюжское».
Образ Благовещения
Это - Священное Писание, которое по Преданию в момент Благовещения читала Мария, и оно как раз было открыто на пророчестве Исайи: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог! Она пряла пурпурную пряжу для Завесы Иерусалимского храма. Это повествование также нашло отражение в некоторых образах этого торжества: Вариант праздничной иконы, на которой Богородица изображена с пряжей в руках Вариант праздничной иконы, на которой Богородица изображена с пряжей в руках Вот такими бывают самые известные изображения этого Великого Торжества. Теперь несколько слов о традициях...
Однако и особое веселье в этот праздник тоже не приветствовалось. Ведь, мало того, что это время Великого поста, так еще и священнослужители всегда настойчиво нам напоминают, что любому церковному торжеству более приличествует сосредоточенное благочестивое размышление нежели разгульное пиршество и гуляния. Благовещение, как наставляют учителя Церкви, — есть начало спасения человечества и освобождения его от греховного рабства.
Стилистическая справка О. Лелекова считает автором иконы "Благовещение" "второго" художника успенского иконостаса, в произведениях которого проявились черты, свойственные и новгородской, и московской художественным традициям. Для него характерны более строгие архитектурные формы, правильные пропорции фигуры и тщательная проработка складок одежд. В отличие от икон "первого" мастера, колорит "Благовещения" строится на сочетании спокойных неярких тонов.
Ей приносились многочисленные драгоценные дары-подвески, из которых, по указанию императрицы Елизаветы Петровны, в 1742 году был сделан серебряный оклад и золотой венец для иконы утрачены при нашествии французов в 1812 году. В 1816 году для иконы был сделан новый оклад. По церковным описям XIX века, икона представляла собой изображение, выполненное масляными красками на штукатурке. Размеры образа 190 на 120 см. В 1891-1892 годы в Благовещенской церкви, в память о спасении семьи императора Александра III во время крушения поезда у станции Борки, в башне, на стене которой был написан образ, устроили придел во имя святителя Иоанна Милостивого. В нём на стене поместили изображение явления Богородицы узнику этой башни. Церковь Благовещения на Житном дворе вместе с её иконой была разрушена в 1932 году. К этому святому лику можно обращаться в любой день года, однако РЦП торжественное празднование в ее честь проводит 7 апреля, в светлый день Благовещения. Ступати право мя настави, путем Христовых заповедей.
Если вы молитесь об исцелении или находитесь в другой нужде, свечи ставятся Спасителю, Богородице и святым великомученикам, а также святым, которым дарована благодать исцелять недуги и помогать. Можно ли ходить на кладбище в Благовещение? Лучше воздержаться. Православие не приветствует посещение кладбищ в такие христианские праздники, как Пасха , Благовещение, Рождество Христово , Троица. Город, названный в честь храма На Руси в честь Благовещения строили храмы и монастыри. Самый древний, по преданию, возведен в Витебске на территории современной Белоруссии княгиней Ольгой в X веке. Церковь сильно пострадала в годы Великой Отечественной войны, а в 60-х была взорвана. Ее восстановили в облике XII века спустя 30 лет. Древние монастыри, посвященные Благовещению, находятся также в Нижнем Новгороде, в Киржаче Владимирской области и в Муроме. А самый известный храм, посвященный Благовещению, — Благовещенский собор Московского Кремля. Самый крупный — город Благовещенск в Амурской области. Его назвали по наименованию первой заложенной в этих местах церкви — храма Благовещения Пресвятой Богородицы середины XIX века. Благовещение в искусстве, живописи и музыке Многие церковные и народные предания о Благовещении отразились в искусстве. Праздник был одним из любимых сюжетов еще у средневековых живописцев. Так, событию посвящены всемирно известные триптихи итальянца Симона Мартина и голландца Робера Кампена. Необычно представлена сцена праздника на древнерусской иконе "Устюжское Благовещение".
«БЛАГОВЕЩЕНИЕ УСТЮЖСКОЕ» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Следует отметить, что знаток древнерусской живописи митрополит Макарий Булгаков датировал написание иконы XI веком, связывая её появление со временем основания Юрьева монастыря а не Георгиевского собора как В. Существует версия, что икона была написана в качестве храмового образа для Благовещенской церкви на Городище в Новгороде постройка завершена в 1112 году. Однако, по мнению Г. Колпаковой, при этом икону никак нельзя датировать 1110-ми годами, по времени создания она относит её к периоду, определённому академиком В. Характеристика иконы Икона написана на липовой доске с тремя поперечными и двумя накрест лежащими набивными шпонками. В качестве краски использована яичная темпера. Оригинальный размер доски составляет 229 на 144 см. Позже она была надставлена со всех сторон сосновыми досками, которые увеличили её размер до 238 на 168 см.
В XVI веке была произведена реставрация иконы, на фоне этого времени сохранились следы надписи киноварью. В XVII веке икона также была реставрирована, подновления этого периода оставлены на несохранившихся местах оригинальной живописи. Академик В. Лазарев характеризует технику исполнения иконы следующим образом: В монументальных фигурах архангела Гавриила и Марии чувствуется основательное знание автором иконы современных ему образцов византийской живописи. Хотя фигуры несколько грузны, чем они отличаются от изображений на чисто греческих иконах, им свойственна строгая пропорциональность. Моделировка лиц отличается особой мягкостью. Колорит «Устюжского Благовещения» отличается в целом известной сумрачностью, что вообще типично для икон домонгольского времени.
Благодаря этому списку возможно получить представление об изначальном виде иконы. На списке нимбы и поля окрашены в розовый цвет, что позволяет предположить что изначально Устюжское Благовещение также имело эту особенность. Это подтверждается также тем, что цветные нимбы были характерны для новгородских икон данного периода, они присутствуют например на иконе великомученика Георгия из иконостаса Георгиевского собора Юрьева монастыря Новгород, XII век ; для Успенского собора Троице-Сергиевой лавры, XVI век имеет многочисленные клейма на сюжеты земной жизни Богородицы и увеличенное изображение Ветхого Деньми, помещена второй иконой местного ряда иконостаса, слева от Царских врат ; для Благовещенского собора Московского Кремля, XVII век уменьшенный размер, клейма акафиста Богородице ; для Смоленского собора Новодевичьего монастыря; для Соловецкого монастыря, конец XVI — начало XVII века имеет фоновое изображение зданий, велум, позем в котором виднеется пещера с вертепом, указывающих место Рождения Христа; была храмовым образом церкви Благовещения над Святыми воротами, в настоящее время в музее-заповеднике «Коломенское». Иконография Сцена Благовещения на иконе представлена в редчайшем иконографическом изводе — со входящим в лоно Богоматери младенцем Иисусом. Использованы также апокрифические детали — красная пряжа в руках Девы Марии. В верхней части иконы изображён Ветхий Денми, восседающий на херувимах и восславляемый серафимами. Появление данного иконографического типа академик В.
Лазарев относит к послеиконоборческомупериоду и связывает с влиянием богослужебных текстов Синаксарь на 24 марта, богородичный гимн Октоиха.
Иконы с Благовещением почитают во всем православном мире. Особенно в большом почете она находится у женщин, которые приняли для себя Богоматерь как идеал материнства.
Благовещение празднуется 7 апреля. В этот день можно подходить к иконе с просьбами, потому что она становится сильнее. С чем обращаться У иконы совершают молитвы об искуплении грехов, избавлении от власти других людей, нездоровых зависимостей.
Перед иконой Благовещения принято просить об избавлении от судебного преследования, излечении от душевных и плотских недугов, бесплодия, колдовства.
Но позже эта иконография была признана еретической, так как Мария должна была зачать младенца, а не получить его с небес [48]. В архитектурное окружение могут быть вписаны медальоны с изображением пророка Исаии. Место действия[ править править код ] Канонические и апокрифические тексты разделили место действия на два эпизода: протоблаговещение, происходившее у колодца, снаружи дома, и собственно Благовещение — внутри, в доме. Иконография Марии у колодца известна с VII века , но постепенно исчезает [49]. Чаще всего действие разворачивается в интерьере. В западной живописи с XV века появляются спальня и в особенности кровать. Также может происходить совмещение двух мест действия, с прорывом пространства наружу, чтобы продемонстрировать зрителю место предшествующего события — Марию, слышащую голос у колодца.
Некоторые произведения содержат второстепенную сцену на заднем плане — изображение Иосифа Обручника , занятого работой или же выслушивающего повеление ангела не отпускать свою жену Мф. Пейзаж, в особенности в иконописи, может быть не изображением реального дома плотника в Назарете, а ирреальным: образом Небесного Иерусалима [50]. В этом случае пишутся трон-алтарь Марии, золотая стена и храм-дворец, райский сад. Изображение конструкций дома также является знаком того, что Дева стала Богоносной палатой: началось человеческое воплощение Бога [51]. Сама Богоматерь прославляется как «одушевлённый храм», где обитает Господь. Для обозначения интерьера в иконописи часто используется велум , перекинутый с одного строения на другое, трактуемый также как символ связи Ветхого и Нового Заветов. Со временем пейзаж практически полностью вытесняется интерьером. Пространство становится закрытым и затеснённым, ассоциирующимся с закрытостью и девственностью.
А если виден изображённый сад, то это уже hortus conclusus за надёжной стеной, прямой символ лона и девственности « Вертоград заключённый » [52]. Причём в наиболее завершённой форме иконографии он показывается не через дверной проём, а через окно, желательно застеклённое аналогия с девственной плевой, предваряющей вход в лоно. В таком случае оплодотворяющий луч света, если он проникает через окно, приобретает дополнительный подтекст [53] , который, тем не менее, прочитывается только в знаках и теряется на фоне общего духовного настроения сцены. В XV веке в западноевропейском искусстве получает популярность аллегорическое изображение Благовещения как мистической охоты на единорога [54]. Православная традиция[ править править код ] Православная церковь , считая Благовещение соименным Евангелию по-гречески «благая весть» , размещает икону этого праздника на Царских вратах в окружении четырёх евангелистов. Таким образом, вся символика Царских врат получается связанной с благовествованием: «…через Благовещение Слово стало той плотью, которую мы можем вкусить в Причастии. А принять участие в этой Вечной Трапезе мы можем лишь потому, что позваны апостолами-благовестниками» [55]. Врата являются дополнительным символом Богородицы образ из ветхозаветного пророчества Иезекииля об обращённых на восток «заключённых» дверях, которыми входит Господь [56].
До появления в православных храмах высоких иконостасов эту сцену, также разделённую надвое, располагали в храме на западных гранях восточных подкупольных столбов, на границе алтаря и основной части храма, причём изображение Архангела располагается на левой опоре, а Богоматери — на правой, например, как в киевском соборе Святой Софии северо-восточный и юго-восточный столбы; самое раннее «Благовещение» в русском искусстве, 1040-е гг. Иногда изображения наносились и в других местах — на триумфальной арке, на стенах и своде [45].
Икона одинаково почитается и православными, и католиками.
Антония, Иоанна и Евстафия Виленских Литовских 1347 ; мч. Ардалиона 305—311 ; мчч. Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства!
Благожелаю от Господа мира душевного, здравия телесного и всесильной помощи Божией во всех добрых делах и благих начинаниях по молитвам ваших небесных покровителей! Будьте хранимы Богом и Его Пречистой Матерью! Многая вам и благая лета!
Иеромонах Димитрий Самойлов ,.
Храм Святителя Николая Чудотворца
Успенский Как евангельское повествование см. Это радость исполнения ветхозаветного обетования через вочеловечение Искупителя мира. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою"304. Радость эта и в красках, и в праздничной разделке деталей, и в позе Архангела. На большинстве икон он изображается в сильном движении; он только что спустился с неба, и "вид его —вид усердного слуги, стремящегося исполнить поручение своего Господина"305. Ноги его широко расставлены, он как бы бежит.
В левой руке он держит посох, символ своего посланничества, правая его рука сильным движением направлена к Деве Марии; он благословляет — сообщает Ей благое слово своего Господа306. Вторая половина XVI в. Музей икон. Реклинхаузен Германия Богоматерь изображается или сидящей, чтобы подчеркнуть Ее превосходство над ангелом, или стоящей прямо, "как бы выслушивая царское повеление"307 см. Благовещение в иконостасе, с.
В руках Ее обычно пряжа, реже свиток. Детали эти взяты из предания, о котором говорит, между прочим, апокрифическое евангелие Иакова гл. В противовес внешней стороне, праздничной и яркой, внутренний смысл происходящего — решительный момент в истории мира, определивший всю его дальнейшую судьбу, — передается крайне сдержанно и скупо, позой и еле заметными жестами Богоматери.
Икона одинаково почитается и православными, и католиками. Антония, Иоанна и Евстафия Виленских Литовских 1347 ; мч. Ардалиона 305—311 ; мчч. Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Благожелаю от Господа мира душевного, здравия телесного и всесильной помощи Божией во всех добрых делах и благих начинаниях по молитвам ваших небесных покровителей! Будьте хранимы Богом и Его Пречистой Матерью! Многая вам и благая лета!
Иеромонах Димитрий Самойлов ,.
Уникальную икону Благовещения 1696 года представили в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике в Вологодской области в пятницу, в день празднования Благовещения Пресвятой Богородицы, одного из 12 главных церковных праздников, связанных с событиями земной жизни Иисуса Христа и Божией Матери. Ее отличает детальное повествование о жизни Богородицы, сообщила пресс-служба музея. В фондохранилище постоянно поддерживается необходимый температурно-влажностный режим, экскурсии проводятся только по предварительной записи", - привела пресс-служба слова генерального директора музея-заповедника Михаила Шаромазова. По информации научных сотрудников музея, икона была создана для иконостаса деревянной Ильинской церкви города Белозерска. Возможно, ее написали местные иконописцы Михаил и Дмитрий.
По словам епископа Александра Милеанта «Благовещение — это первый луч утренней зари после долгой томительной ночи.
В этот день наш мир принес Богу свой лучший плод, самое светлое, самое чистое, что он мог только создать — Пречистую Деву Марию. Господь принял этот дар человечества и ответил на него даром благодати Святого Духа». Очень интересна гимнография праздника. В стихирах песнях всенощного бдения праздника Благовещения вспоминается история Благовещения Матери Божией Архангелом Гавриилом и обращается внимание на смирение Девы Марии. Матерь Божия сравнивается с «купиной» терновый куст, который горел в Синайской пустыне и не сгорал. Подобно этому кусту Дева Мария осталась невредимой, приняв в Себя Бога. Сравнивается с «лествицей», виденной Иаковом лестница, которая опиралась на землю и достигала неба. Говорится, что благодаря рождению Господа от Богородицы небо соединяется с землею, Адам обновляется, Ева освобождается, и мы становимся причастниками Божеского естества и «церковью», то есть храмом Божиим.
Православная Церковь в своей литургической практике сочла необходимым дополнить эту беседу специальным, разъясняющим ее текстом — каноном Благовещения, представляющим собой расширенный диалог Девы с небесным вестником. Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы всегда был очень радостным днем для наших благочестивых предков, полюбивших Деву Марию за Ее добродетели, столь сродные душе русского человека: смирение, кротость, стремление к идеальному.. Праздник призывает и нас подражать Пречистой Деве в Ее подвиге чистоты и целомудрия.
Как была найдена Чудотворная икона Благовещения на
Свечи за усопших нужно ставить у Распятия — так мы просим Богородицу дать им счастливую вечность. Если вы молитесь об исцелении или находитесь в другой нужде, свечи ставятся Спасителю, Богородице и святым великомученикам, а также святым, которым дарована благодать исцелять недуги и помогать. Можно ли ходить на кладбище в Благовещение? Лучше воздержаться.
Православие не приветствует посещение кладбищ в такие христианские праздники, как Пасха , Благовещение, Рождество Христово , Троица. Город, названный в честь храма На Руси в честь Благовещения строили храмы и монастыри. Самый древний, по преданию, возведен в Витебске на территории современной Белоруссии княгиней Ольгой в X веке.
Церковь сильно пострадала в годы Великой Отечественной войны, а в 60-х была взорвана. Ее восстановили в облике XII века спустя 30 лет. Древние монастыри, посвященные Благовещению, находятся также в Нижнем Новгороде, в Киржаче Владимирской области и в Муроме.
А самый известный храм, посвященный Благовещению, — Благовещенский собор Московского Кремля. Самый крупный — город Благовещенск в Амурской области. Его назвали по наименованию первой заложенной в этих местах церкви — храма Благовещения Пресвятой Богородицы середины XIX века.
Благовещение в искусстве, живописи и музыке Многие церковные и народные предания о Благовещении отразились в искусстве. Праздник был одним из любимых сюжетов еще у средневековых живописцев. Так, событию посвящены всемирно известные триптихи итальянца Симона Мартина и голландца Робера Кампена.
Бдети к песни укрепи, уныния сон отягощающи. Связана пленницами грехопадений, мольбами Твоими разреши, Богоневесто. В нощи мя и во дни сохраняй, борющих враг избавляюще мя. Жизнедателя Бога рождшая, умервщлена мя страстьми оживи. Небесная ми улучити веселия, со всеми святыми, сподоби. Пресвятая Дево, услыши глас непотребнаго раба Твоего. Струю давай мне слезам. Пречистая, души своея скверну очищающи. Стенания от сердца приношу.
В народе считалось, что птички, выпущенные на волю, станут ходатаями за человека перед Богом, «попросят за того», кто дал им свободу.
В народе праздник Благовещение воспринимали в том числе и как символ прихода весны. Потому и традиции в этот день связаны с будущими посевами. Так, крестьяне освещали приготовленное зерно: ставили рядом икону и произносили молитву о даровании урожая. А 9 апреля, в воскресенье, во всех храмах Томской епархии будут совершены праздничные Божественные литургии в праздник Входа Господня в Иерусалим Вербное воскресенье. В Богоявленском кафедральном соборе богослужение возглавит митрополит Ростислав. Начало в 09:00. Что можно и нельзя делать Согласно поверьям, в Благовещение не рекомендуется без крайней необходимости заниматься тяжелым физическим трудом, убираться в доме, стирать, мыть окна. Возможна готовка. Верующие убеждены, что конфликты и ссоры в день благой вести могут навлечь на беду и горести, которые будут преследовать человека еще долгое время. Поэтому в этот день в семье должны царить мир и гармония.
Вопрос разумный, учитывая, что на двунадесятые праздники рекомендуется оставить на потом все мирские дела и посвятить себя молитве. Чистоту нужно и полезно соблюдать всегда, независимо от даты. Да и встречать такой значимый день неумытым для христианина порицается. Православным на Благовещение стоит чаще ходить в церковь и обязательно исповедоваться. Самый правильный подход — это провести день с семьей, в молитве и с чистыми мыслями, навещать родственников и не отвлекаться на мирские проблемы.
Креститься в Благовещение можно, но сделать это будет непросто, поскольку на двунадесятые праздники священники храмов бывают чрезмерно нагружены. Что нельзя делать на Благовещение Как и на все великие православные праздники, в Благовещение Пресвятой Богородицы нужно воздерживаться от физической работы. Нельзя вязать, заниматься хозяйством, работать в огороде. Ключевое правило в Благовещение: не ссориться, не впадать в уныние, не сплетничать и не злословить.
Устюжское Благовещение: тайна воплощения Бога
Одна из них - уникальная икона "Благовещение" шестнадцатого века. Богоматерь с пряжей в руках, Архангел Гавриил и еще один свидетель чуда. Служанка, образ которой довольно редко встречается на иконах Благовещения. Ирина Короткова, хранитель коллекций музея-заповедника "Александровская слобода": - Некоторые богословы считают, что присутствие служанки это аллегория всего человечества, пытающегося постичь и подсмотреть тайну боговоплощения. Тот же сюжет иллюстрирует еще одна, более поздняя миниатюрная иконка.
Из-за падения праматери Евы Дева Мария осторожна и не сразу принимает необычную весть из потустороннего мира, ссылаясь на закон природы: Како будет сие, идеже мужа не знаю?
На иконе это передается жестом Ее руки, которую Она держит перед грудью ладонью вперед — знак недоумения, неприятия. Наконец, другие иконы передают заключительный момент события — согласие Божией Матери. Здесь Она, наклонив голову, прикладывает правую руку ладонью к груди — жест приятия, покорности, решившей судьбу мира: Се, Раба Господня: буди Мне по глаголу твоему Лк. Митрополит Филарет Московский о значении этих слов говорит: "Во дни творения мира, когда Бог изрекал Свое живое и мощное: да будет, слово Творца производило в мир твари: но в сей беспримерный в бытии мира день, когда Божественная Мариам изрекла свое кроткое и послушное буди, — едва дерзаю выговорить, что тогда соделалось — слово твари низводит в мир Творца"308. Но подчеркивание одного из указанных моментов не есть общее правило, и на многих иконах они соединяются: показывается как бы синтез психологического состояния Богоматери.
Она держит руку в направлении ангела, спрашивая ответа на возникшие в Ней сомнения, и в то же время наклоном головы изъявляет Свою покорность. На нашей иконе взгляды Богоматери и Архангела направлены не друг на друга, а кверху, где мы видим традиционную часть сферы — символ горнего неба и исходящие из нее лучи — действие Духа Святого. Взгляды Богоматери и Архангела направлены на эти нисходящие лучи. В этой детали глубочайше прочувствован и передан основной смысл происходящего, а именно — единство воли и действия Бога и твари, о котором говорит служба праздника: "Ангел служит чудеси, Девича утроба Сына приемлет, Дух Святый низпосылается лучи. Ибо Воплощение есть не только дело воли Божией, но и свободной воли и веры Приснодевы Марии, — говорит св.
Николай Кавасила в слове на Благовещение. Поворот головы ангела указывает на то, что он говорит не от себя; говоря с Богоматерью, открывая Ей тайну Божественного Промысла, он взглядом подчеркивает свою зависимость от Пославшего его — стоит пред лицом Бога. Принимая весть Архангела, Она Своим жестом отвечает не посланнику, а Пославшему.
Получив пурпур и багрянец, Она возвратилась в Свой дом и начала работу.
Здесь Ей явился архангел Гавриил с благовестием о рождении Спасителя. Изображения Благовещения известны в искусстве с раннехристианского времени. Композиция кирилловской иконы воспроизводит иконографическую схему, которая появилась в искусстве Византии XIV века, а в XV веке получила широкое распространение на Руси. В качестве одной из ее ближайших иконографических аналогий можно указать образ конца XIV века, происходящий из Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры.
То есть мы наблюдаем в иконе появление элементов земного пространства, она становится ближе к нашему «здесь». Ведь Бог сошел, снизошел к этому нашему человеческому людскому «здесь». На Руси Охридской иконе близка по иконографии и икона «Благовещение» из Благовещенского собора Московского Кремля, которую приписывают Андрею Рублеву и его окружению, написанная примерно в этот же период. Здесь мы тоже видим многоплановое композиционное построение, предполагающее, условно говоря, пространственную трактовку изображений. Пушкина присутствуют элементы архитектуры. На заднем плане угадывается архитектура Иерусалимского храма. Ярославский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник служанка сидит у ног Девы Марии.
В отличие, скажем, от иконы из музея в Охриде, Богородица не отпрянула в испуге, а покорно склонила голову, полностью покоряясь воле Божией. Центральную композицию на ярославской иконе окружают 24 клейма, иллюстрирующие Акафист Богоматери. Икона, которая происходит из Георгиевского собора Юрьева монастыря, сейчас находится в Третьяковской галерее.