Новости аполлинария суслова

продажа с быстрой доставкой по всей России. В наличии "Аполлинария Суслова" автора (Сараскина Л.), Эксмо-АСТ в интернет-магазине Book24 со скидкой! Отрывок из книги, отзывы, фото, цитаты, обложка. Всего страниц: 151.

About Тина Гай

  • Аполлинария Суслова – самая главная удача в жизни Достоевского...
  • Суслова Аполлинария Прокофьевна
  • Какой была истинная муза Достоевского — Аполлинария Суслова
  • Описание и характеристики
  • Любовь и ненависть Аполлинарии Сусловой

Общественно-политическая газета Сосновского района Нижегородской области

Теперь я чувствую и вижу ясно, что не могу любить, не могу находить счастье в наслаждении любви потому, что ласка мужчин будет напоминать мне оскорбления и страдания... Когда я вспоминаю, что была я два года назад, я начинаю ненавидеть Д[остоевского], он первый убил во мне веру... Не повторяя уже сказанного, добавим, что любовь-ненависть могла питаться и несомненно питалась глубокими идейными расхождениями между верующим монархистом Достоевским, каким он вернулся после каторги и ссылки, и страстной нигилисткой Сусловой, неистово отрицавшей весь «старый мир» что не мешало ей любить Россию и ее простой народ , и даже готовой примкнуть к антиправительственному террору из дневника Сусловой видно, что революционеры-«шестидесятники» составляли значительный и близкий круг ее знакомых , хотя, как видно из письма Сусловой из Парижа Я. Полонскому от 19 июля 1863 г. Обратим внимание на то, что вышеприведенные дневниковые записи сентября и декабря 1864 г. Мало того, эти записи сделаны после 15 апреля 1864 г. Он простил ей Сальвадора и готов был простить кого угодно. Однако на неоднократные предложения стать его женой Суслова отвечала отказом. Сусловой нравилось мучить Достоевского, ибо она знала, «какой он великодушный, благородный! Думается, в том, что любовь превратилась в ненависть, виновата прежде всего и главным образом Суслова. В натуре ее изначально сидел какой-то бес мучительства, и она это отлично сознавала, когда делала, например, такую запись в дневнике: «Мне кажется, я никогда никого не полюблю».

У Сусловой с самого начала было двойственное отношение к Достоевскому, и искренняя любовь к нему сочеталась в ней всегда с такой же искренней жестокостью и деспотизмом по отношению к нему. Герой «Игрока», безусловно, имеет в виду ее характер, когда говорит: «Все это она удивительно понимает, и мысль о том, что я вполне верно и отчетливо сознаю всю ее недоступность для меня, всю невозможность исполнения моих фантазий, — эта мысль, я уверен, доставляет ей чрезвычайное наслаждение, иначе могла ли она, осторожная и умная, быть со мной в таких короткостях и откровенностях». А может быть, эти дневниковые записи Сусловой в сентябре и декабре 1864 г. Во всяком случае из письма, написанного Достоевским 19 апреля 1865 г. Аполлинария — больная эгоистка. Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны. Она требует от людей всего, всех совершенств, не прощает ни единого несовершенства в уважение других хороших черт, сама же избавляет себя от самых малейших обязанностей к людям. Я многое бы мог написать про Рим, про наше житье с ней в Турине, в Неаполе, да зачем, к чему? Я люблю ее еще до сих пор, очень люблю, но я уже не хотел бы любить ее. Она не стоит такой любви.

Мне жаль ее, потому что, предвижу, она вечно будет несчастна. Она нигде не найдет себе друга и счастья. Кто требует от другого всего, а сам избавляет себя от всех обязанностей, тот никогда не найдет счастья. Может быть, письмо мое к ней, на которое она жалуется, написано раздражительно. Но оно не грубо. Она в нем считает грубостью то, что я осмелился говорить ей наперекор, осмелился выказать, как мне больно. Она меня третировала всегда свысока. Она обиделась тем, что и я захотел, наконец, заговорить, пожаловаться, противоречить ей. Она не допускает равенства в отношениях наших. В отношениях со мной в ней вовсе нет человечности.

Ведь она знает, что я люблю ее до сих пор. Зачем же она меня мучает? Не люби, но и не мучай...

Окончив курс, стала первой женщиной на родине, получившей диплом доктора медицины, хирургии и акушерства.

Многое сделала для того, чтобы медицинское образование было доступно и другим. В воспоминаниях современников А. Герцена, А. Панаевой, В.

Слепцова ее образ исключительно положительный. Достоевский написал о ней: «Редкая личность, благородная, честная, высокая! Известно, что он получил юридическое образование. Привлекался к следствию по делу о первой нелегальной прокламации в России.

Скончался в 1873 году. Второй супруг — профессор гистологии и успешный предприниматель-винодел Александр Голубев. С 1895 года пара жила в Крыму. Суслова к тому времени прекратила медицинскую практику, но не отказывала в помощи местным жителям.

Она пожертвовала крупную сумму на строительство гимназии в Алуште, поддерживала пострадавших в результате русско-японской войны, устроила в своем имении школу для нуждающихся детей. Медицинские инструменты, лекарства и книги Суслова завещала больницам Крыма. Иван Шмелёв в своем жестоком романе «Солнце мертвых» так не похожем на умилительное «Лето Господне» пишет о послереволюционной жизни семьи Голубева-Сусловой. Профессор ослеп, его имение разграбили, но он продолжал исследования.

This image may not be in the public domain in these countries, which moreover do not implement the rule of the shorter term. Honduras has a general copyright term of 75 years, but it does implement the rule of the shorter term. This usually means that one of the following conditions is fulfilled.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.

Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации.

Кто такая Аполиннария Суслова?

  • Новость: Как Полина Суслова покорила Достоевского и стала прообразом его персонажей |
  • Злой гений Достоевского и Розанова
  • Архивы Аполлинария Суслова - Журнал На Невском
  • Джельсомино • Иваново с Перцем. Любовница Достоевского Аполлинария Суслова
  • Происхождение и юность
  • Аполлинария Суслова – самая главная удача в жизни Достоевского...

Пионерки эмансипации: жизнь и деятельность сестёр Сусловых в Крыму

Аполлинария Суслова была ярой феминисткой, а также эгоцентристкой, которая до 23 лет не знала любви (в то время женщины познавали любовь многим раньше и это было нормально). «Аполлинария Суслова прожила странную, парадоксальную, может быть, даже призрачную жизнь. Роковая муза Достоевского и Розанова Аполлинария Суслова | Фото: и Есть женщины, которые вдохновляют людей творчества на создание новых произведений. Аполлинария Суслова в воспоминаниях дочери Достоевского.

Апполинария Суслова – роковая муза

Ежедневная аудитория портала Проза. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей. Портал работает под эгидой Российского союза писателей.

Но насколько справедлива такая картина? Как раз об этом предлагает нам подумать историк и спецфиалист по Достоевскому Л.

Сараскина: «Аполлинария Суслова прожила странную, парадоксальную, может быть, даже призрачную жизнь. По всем внешним критериям ее одинокое, неприкаянное, бездетное существование, лишенное цели и деятельности, предрекало забвение: такая жизнь, как правило, не оставляет следа. Что-то очень значительное было в самом складе ее человеческой личности: с ней было трудно жить, но ее было невозможно забыть». О героине книги мы имеем устоявшееся негативное представление «Настасья Филипповна» , несмотря на тот факт, что не существует ни одной полной ее биографии, а поздние годы жизни и вовсе восстанавливаются с трудом.

Зато в широком доступе фрагментарные, пристрастные воспоминания определенного характера — записи дочери Достоевского, его последней супруги А. Сниткиной, Розанова. Мы сталкиваемся с печальным явлением, когда имеем мало подлинных сведений о детстве и юности, о формировании личности человека, но сверх всякой меры окружены домыслами и полуправдами. Исследовательница исправляет такое совсем не справедливое положение вещей, представив нам «документально подкрепленную» фигуру Сусловой как другого человека: не злодея, а жертву, не коварную интриганку, а запутавшуюся женщину, не полубезумную особу, одержимую непомерным тщеславием, а начинающую писательницу, ищущую свой путь в литературе и жизни.

Трудная задача Л. Сараскиной по «реабилитации» Сусловой осложняется еще и тем, что в качестве ее «оппонентов» выступают не просто современники героини, а крупные писатели и известные лица, в то время как документы «защиты» порой принадлежат перу неталантливых и «исторически случайных» людей. Казалось бы, на пути Л. Сараскиной к объективному образу своей героини немало препятствий.

Сведений о детстве и юности Аполлинарии почти нет они восстанавливаются по дневникам ее сестры Надежды. Ее молодость реконструируется по мемуарам и критическим статьям о Достоевском, до обидного несправедливым по отношению к девушке. Зрелые годы освещаются перепиской самой Аполлинарии с современницами, частично утерянной, а позднее время «отдано на откуп» ее супругу В. Наверное, это именно то, что называется «сопротивлением материала»: как найти истину столько лет спустя, сопоставляя противоречащие друг другу документы, «раздваивающие» и «растраивающие» образ нужной персоны?

Кроме того, речь не о художественной книге, где помогает воображение и автор имеет право на большую субъективность, а о научной: как прийти к той самой золотой середине, если опираться на неуравновешенные, очень личные свидетельства? Наверное, единственный путь здесь — интуитивное вычленение более верного взгляда, соотнесение различных периодов жизни, дабы они сложились в целостную картину, выявив живую, настоящую личность.

Жилось нелегко, донимали кредиторы, болезни брата и жены. И вдруг этот безрадостный фон осветила нечаянно нагрянувшая любовь - случился страстный роман… Комментарии Достоевскому было сорок четыре года. И вдруг этот безрадостный фон осветила нечаянно нагрянувшая любовь - случился страстный роман… При каких обстоятельствах впервые встретились эта страстная девица и мрачный, уходящий мыслями в себя писатель, доподлинно неизвестно. Как утверждает дочь писателя, отношения завязались неожиданно: писатель получил письмо от почитательницы своего творчества Аполлинарии Сусловой. В нём она смело призналась в любви своему кумиру. Автор нашумевших «Записок из Мёртвого дома» был популярен у тогдашней молодёжи, и Аполлинария неизменно бывала там, где можно было встретить великого писателя.

Он и сам замечал, читая на литературных вечерах новое произведение, как загорались глаза у высокой и стройной слушательницы с волосами рыжего оттенка. Глаза как у кошки, которыми она смотрела гордо и высокомерно. Прошло немного времени, и Фёдор Михайлович ответил незнакомке взаимностью. Аполлинария - крестьянка по происхождению и до 15 лет росла в деревне, а затем вместе с младшей сестрой Надеждой воспитывалась в частном пансионате в Москве, куда дочерей определил отец - Прокофий Суслов, человек незаурядный, начитанный, бывший крепостной графа Шереметева. Он постоянно проживал в Петербурге, выполняя обязанности управляющего делами и всеми огромными имениями Шереметевых. Многое поражало писателя в этой страстной натуре - Аполлинарии. Её готовности пойти на какой угодно подвиг сопутствовал неистребимый эгоизм. Вызывающее нежелание следовать нормам и приличиям, которые она считала предрассудками общества, переплеталось с уважением русских народных традиций и обычаев.

В одном характере все противоречия прекрасно уживались. Предвижу: она будет несчастна Достоевский и Апполинария Суслова Писатель предложил Аполлинарии поехать в Европу, где их ничто не отвлечёт от чувств: ни работа писателя в издательстве, ни надоедливые кредиторы, ни бесконечные хвори супруги. Но возникшие проблемы с журналом «Время» и ухудшение самочувствия жены Марии Дмитриевны, которую врачи настоятельно рекомендовали увезти из Петербурга, не позволяли мечтам сбыться.

Чего, собственно, и добивалась. Когда супруга Достоевского умерла, он предложил Апполинарии выйти за него замуж. Но она не согласилась — нужно сказать, она вообще плохо понимала, кто ее позвал замуж. Его книг она не знала, его внутренний мир ее интересовал мало — в общем, еще один невнятный обожатель, партнер по сцене жизни… Достоевский написал Аполлинарии в одном из писем: «О милая, я не к дешевому необходимому счастью приглашаю тебя…», для нее это были лишь слова, скользнувшие мимо ушей.

Этот призыв услышала другая женщина, Анна Сниткина, которая искренне любила Достоевского — и прожила с ним трудную жизнь, которая однако была полна любви. После окончания романа с Достоевским Апполинария сожгла свой архив — те редкие письма, которые дошли до наших дней, сохранились действительно чудом. Но чувство к ней сохранилось у Достоевского: он писал в дневниках, что любит ее даже вопреки своему желанию любить. Следующей жертвой необузданной Аполлинарии стал Василий Розанов. На момент их знакомства Василий был еще гимназистом, Апполинария — была женщиной за тридцать. Любовь к ней. Суслова меня любит, и я ее очень люблю.

Это самая замечательная из встречавшихся мне женщин. Может, благодаря этому браку мы и получили самого парадоксального русского философа, но как человек Розанов был несчастен. Апполинария с возрастом ничуть не изменилась: жизнь в стиле греческой трагедии стала еще насыщенней. Стареющая женщина устраивала Розанову публичные истерики с мордобитием, при этом наставляя ему рога с его коллегами и студентами, она пилила его за безденежье, пилила за то, что тот занят тем, что ей непонятно и не интересно, а ей уделяет мало внимания. Как утверждает в своих воспоминаниях дочь Розанова, Татьяна, «Суслова насмехалась над ним, говоря, что он пишет какие-то глупые книги, очень оскорбляла, а в конце концов бросила его. Это был большой скандал в маленьком провинциальном городе». Суслова дважды уходила от Розанова.

«Молодая гвардия» выпускает биографию Аполлинарии Сусловой

Аполлинария Суслова. – 75 просмотров, продолжительность: 25:44 мин. Смотреть бесплатно видеоальбом Александра Кашицына в социальной сети Мой Мир. Аполлинария Суслова была ярой феминисткой, а также эгоцентристкой, которая до 23 лет не знала любви (в то время женщины познавали любовь многим раньше и это было нормально). Отец Аполлинарии, Прокофий Суслов, начал жизнь крепостным крестьянином графов Шереметевых, а затем выбился в купцы и фабриканты. Знаменитая эмансипэ Аполлинария Суслова также служила источником вдохновения для двух знаменитых писателей – Федора Достоевского и Василия Розанова – однако ее можно назвать. В книжном интернет-магазине «Читай-город» вы можете заказать книгу Аполлинария Суслова от автора Людмила Сараскина (ISBN: 978-5-23-504514-9) по низкой цене.

Аудиокнига - Аполлинария и Надежда Сусловы. Любовные страсти или служение своему делу?

Знаменитая эмансипэ Аполлинария Суслова также служила источником вдохновения для двух знаменитых писателей – Федора Достоевского и Василия Розанова – однако ее можно назвать. Аннотация: Книга известного историка литературы, специалиста по творчеству Ф.М. Достоевского Людмилы Сараскиной посвящена Аполлинарии Сусловой. В книжном интернет-магазине «Читай-город» вы можете заказать книгу Аполлинария Суслова от автора Людмила Сараскина (ISBN: 978-5-23-504514-9) по низкой цене.

Сараскина Л.: Аполлинария Суслова

Уже расставшись с Аполлинарией, Достоевский напишет: "Я люблю ее до сих пор, очень люблю, но уже не хотел бы любить ее". Розанов знал, что Аполлинария была любовницей самого Достоевского, и для него, отчаянного поклонника великого писателя, одного этого уже было достаточно, чтобы проявить к ней интерес. Любовь к ней. Суслова меня любит, и я ее очень люблю. Это самая замечательная из встречавшихся мне женщин... Невесте - 40 лет, жениху - 24. Может, благодаря Сусловой Розанов и стал знаменитым Розановым, одним из самых оригинальных и парадоксальных русских мыслителей. Но из-за разницы в возрасте и взбалмошного характера Аполлинарии их семейная жизнь постепенно становилась кошмаром. Она не только пилила своего молодого мужа, но и устраивала ему дикие сцены ревности с "публичным мордобитием". И все это шло параллельно с ее собственными "вольностями", флиртом и интрижками с молодыми друзьями мужа.

Розанов, безусловно, страдал от выходок своей жены. Как утверждает в своих воспоминаниях дочь Розанова, Татьяна, "Суслова насмехалась над ним, говоря, что он пишет какие-то глупые книги, очень оскорбляла, а в конце концов бросила его. Это был большой скандал в маленьком провинциальном городе". Суслова дважды уходила от Розанова. Как ни странно, он все ей прощал и просил вернуться обратно. В одном из писем 1890 года Розанов писал Сусловой: "... Вы рядились в шелковые платья и разбрасывали подарки на право и лево, чтобы создать себе репутацию богатой женщины, не понимая, что этой репутацией Вы гнули меня к земле. Все видели разницу наших возрастов, и всем Вы жаловались, что я подлый развратник, что же могли они думать иное, кроме того, что я женился на деньгах, и мысль эту я нес все 7 лет молча... Вы меня позорили ругательством и унижением, со всякими встречными и поперечными толковали, что я занят идиотским трудом".

Но, с другой стороны, не желал ли он сам видеть в ней одну из любимых своих героинь Достоевского? В таком случае кто из этих героинь устраивал ему дикие сцены, унижал, изменял, тиранил?

Ты меня не знал, да и я сама себя не знала. Прощай, милый». Достоевский мчался в Париж, терзаемый самыми страшными предчувствиями, и они его не обманули. Выяснилось, что сразу по приезде в Париж Суслова влюбилась в молодого испанского красавца-врача Сальвадора и была готова пойти с ним под венец. Но, увы, к моменту появления Достоевского тот уже бросил опостылевшую русскую любовницу, а она не находила себе места, бродя по парижским улицам ночи напролет. Суслова беззастенчиво рассказывала Достоевскому все подробности «своего падения» и просила его совета, как вернуть неблагодарного молодчика...

Однажды ранним утром она заявилась в гостиничный номер к писателю, разбудила его и показала огромный кинжал, театрально вынув его из-за лифа корсета: «Знай, милый, я нынче же пойду и перережу горло этому подлецу, чтобы смыть мой позор! Все кончено, я пришла попрощаться». Достоевский был потрясен: с одной стороны, он понимал, как это пошло и глупо, но в то же время поймал себя на мысли, что такой - порочной, экзальтированной, с безумными глазами и лихорадочным румянцем - она желанна ему как женщина еще больше, чем прежде. Взбалмошными чертами Аполлинарии он впоследствии щедро одарит своих Настасью Филипповну и Грушеньку, а пока... Пока он бухнулся в ноги «бедной Полиньке» и принялся умолять: «Не надо, душа моя! Он того не стоит! Поедем лучше со мной в Германию, а? Я буду тебе как брат!

Я буду рабом у твоей двери. Все образуется, поверь мне». И она поверила. Вместе они выехали в Берлин, но с тех пор она во всех своих злоключениях винила его нерешительность, а он не мог до конца простить ей вероломной измены. Любовники все чаще ссорились, мучая друг друга. Федор Михайлович был заядлый игрок и не упускал ни одного случая провести ночь за рулеткой. И едва ему начинало везти, как за спиной неизменно появлялась Суслова, отпускавшая язвительные насмешки так, чтобы это слышали все присутствовавшие. И к утру он уже проигрывал все, что у него было.

Впрочем, вдоволь натешившись над незадачливым игроком, Полина сама же оплачивала его долги, ведь денег у Достоевского вечно не было. Но это было еще полбеды. Все чаще Суслова отказывала Достоевскому в близости без всякой причины. При этом она могла кокетничать с ним весь вечер, затем позвать в свой номер, позволить смотреть, как она раздевается, а когда распаленный писатель уже не мог владеть собой, начинала бесстыдно хохотать и обзывать последними словами. Инфернальница прогоняла любовника прочь, ночевать в соседнем номере, где ввиду тонких стен несчастный мог слышать каждый скрип ее кровати... После того как скончалась его первая жена Мария, Достоевский немедля предложил Сусловой выйти за него замуж. Он просил, умолял, даже угрожал - она была непреклонна и лишь смеялась над ним. Достоевский буквально сходил с ума от ревности.

Все чаще, выясняя отношения, он темнел лицом, кричал по-женски визгливым голосом, мог наброситься на любовницу с кулаками и едва ли не изнасиловать на паркете. После, взяв себя в руки, он терзался угрызениями совести, валялся в ногах у Сусловой, целовал ее туфли и молил о прощении, уверяя, что подобное «скотство» больше никогда не повторится.

Сельская учительница «Мне жаль ее, — писал Достоевский сестре Аполлинарии, — потому что, предвижу, она вечно будет несчастна. Она нигде не найдет себе друга и счастья». Аполинария в тот момент решила разорвать отношения полностью, прекратив и переписку с писателем. Пытаясь задержаться в городе, девушка вступала в новые отношения, пыталась любить. Иногда писала рассказы, которые нигде не могла опубликовать.

К 30 годам она обнаружила себя как «лишнего» человека: женой себя не видела и не могла иметь детей, особыми талантами не обладала. При этом она мало чем отличалась от тех, кого склонна была презирать Особенно тяжело ей становилось от осознания того, что талантами ее семья не обделена: сестра Надежда в это же время делала уникальную карьеру первой в России женщины-врача. Надежда Суслова, сестра Аполлинарии. Экзамен она держала в Москве и тогда записала свои впечатления: «У меня здесь есть разные знакомые, прежние студенты, а теперь мировые судьи, юристы, и прочая. Но все, кого я встречаю, мужчины и женщины, — необыкновенно мелочны и пусты. Экзамен в первый раз она провалила, но смогла успешно сдать его повторно. Она точно понимала, что хочет открыть школу для «приходящих девиц», куда местные девочки могли бы ходить, при этом не покидая семьи.

Все получилось: 12 декабря 1868 года школа была открыта. А два месяца спустя несчастная Аполлинария судорожно рыдала, уронив голову на учительский стол На ее урок вдруг ворвался какой-то «толстомордый господин», представившийся смотрителем училищ из Шуи, и грубо отобрал у Сусловой разрешение на открытие училища, не предоставив объяснений. Женщина пыталась вновь получить разрешение на преподавательскую деятельность, но ничего не вышло: за прошлые знакомства, общение с Герценом, который был за границей, и непривычный для русской деревни вид она была признана «неблагонадежной». Школа была закрыта. Именно там состоялось ее знакомство с еще одной фигурой русской мысли, по иронии судьбы исследовавшей творчество Достоевского, — с тогдашним студентом Василием Розановым. Он только что окончил курсы и начал преподавать. Аполлинария покорила его при первой же встрече: «Вся в черном, без воротничков и рукавчиков со следами былой замечательной красоты.

Роман развивался быстро, несмотря на явное осуждение общества. Он продлился три года, пока однажды Суслова не послала письмо в Москву с предложением расстаться. Тогда Розанов срочно вернулся к ней в Нижний Новгород, примирился и предложил венчаться — так они и сделали. Лев Бакст. Портрет Василия Розанова. Кончился брак тем, что женщина увлеклась другим: «…влюбилась в студента Гольдовского прелестный юноша , жида, гостившего у нас летом. А он любил другую прелестную поповну.

Так писал Розанов друзьям в письмах. Возможно, причиной окончательного разрыва стал не студент Гольдовский, но кончилось тем, что Суслова ушла от Розанова.

Перейти к характеристикам Книга «Аполлинария Суслова» есть в наличии в интернет-магазине «Читай-город» по привлекательной цене.

Если вы находитесь в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону или любом другом регионе России, вы можете оформить заказ на книгу Людмила Сараскина «Аполлинария Суслова» и выбрать удобный способ его получения: самовывоз, доставка курьером или отправка почтой. Чтобы покупать книги вам было ещё приятнее, мы регулярно проводим акции и конкурсы. Книжный интернет-магазин «Читай-город» «Читай-город» — сеть книжных магазинов, успешно работающих в Москве и других регионах России.

А ещё это — крупный интернет-магазин книг.

Как Полина Суслова покорила Достоевского и стала прообразом его персонажей

К славе — тайно завистлива. Ума — среднего, скорее даже небольшого. Но стиль, стиль…», - писал об Аполлинарии Василий Розанов, много лет состоявший с ней в тяжелом, изнуряющем браке.

Встреча Петербург, 1860 год. Федор Михайлович Достоевский читал на студенческих вечерах свои «Записки из Мертвого дома». Ему 40 лет, он известен, талантлив, несчастен… Дома — не- любимая уже жена Мария Дмитриевна, тяжело болеющая, бледная, вечно грустная.

Семейное счастье оказалось не таким, как представлял его идеалист Достоевский. И вот ему приходится избегать тяжелых разговоров, которые не о судьбах родины, не о философии, а все о прозаическом: о неоплаченных счетах, о таблетках и симптомах болезни, о неизбежной смерти… Достоевскому страшно. Он чувствует себя так, как однажды в детстве, когда катался по крепкому, казалось бы, льду. А тот возьми да и начни расходиться прямо под ногами! А там — черная, ледяная вода.

Чуть не утянула… Так и сейчас: умирает Мария Дмитриевна, а в ледяную полынью с собой, кажется, утягивает и Федора Михайловича. А тут — девушка-красавица. Рыжие, стриженные по моде волосы, высока, стройна, модно и дорого одета. Подошла, не отводя взгляда, смотрит прямо в лицо. О любви!

И засмеялась. Зубы белые, острые, как у зверька. Он растерялся, письмо взял, сунул в карман. Девушка повернулась на каблучках, ушла, шурша юбкой. Такие сейчас попадаются — штучные экземпляры, вовсе не похожи ни на тихую, ласковую покойницу-маменьку, ни на вечно болеющую Марию Дмитриевну.

Взволнованный Достоевский письмо прочитал. В нем Аполлинария Суслова так звали рыжую девушку признавалась ему в любви. Она предложила ему — ни много ни мало — себя всю. А он и не отказался. Наоборот — в их паре Аполлинария неожиданно оказалась куда более опытной и ловкой.

В отличие от романтичного и зажатого Достоевского была она раскрепощенной нигилисткой, считала себя свободной от семейных, моральных, общественных, да и вообще любых уз. Достоевский влюбился. И очень быстро Аполлинария стала вить из него веревки. В октябре 1861 года в журнале братьев Достоевских «Время» было опубликовано первое прозаическое произведение Сусловой — повесть «Покуда». Позже написала она рассказы «До свадьбы.

Из дневника одной девушки», «Своей дорогой» — все опубликованы в журналах Достоевских.

Мне жаль её, потому что, предвижу, она вечно будет несчастна. Она никогда не найдёт себе друга и счастье. Кто требует от другого всего, а сам избавляет себя от всех обязанностей, тот никогда не найдёт счастья". Аполлинария Прокофьевна была деятельной натурой.

В 1865 году она приехала в матери в Иваново, какое-то время занималась чтением, шила и вышивала и свои изделия отсылала знакомым в Петербург. В 1868 году она окончила курсы в Москве, которые давали ей право заниматься преподавательской деятельностью, и открыла в Иванове школу для девочек. Отзывы родителей учениц об этом учебном заведении были самые восторженные, но… Школу закрыли через три месяца по распоряжению местных властей, о Сусловой заговорили как о неблагонадёжной, потому что у неё подстрижены волосы, она носит синие очки и не ходит в церковь. Возможно, причиной закрытия школы стал эмансипированный и независимый характер Аполлинарии, и она не смогла установить взаимоотношения с ивановскими фабрикантами. Вскоре она уехала в Москву.

В сорокалетнем возрасте Аполлинария Прокофьевна вышла замуж за писателя и философа Василия Васильевича Розанова, который был моложе её на 16 лет. Он отзывался о ней восторженно: "Она действительно была великолепна. Я знаю, что люди были совершенно ею покорены, пленены". Но этот брак не был счастливым, супруги расстались через четыре года, и Аполлинария Прокофьевна умерла в одиночестве в 1918 году, когда ей было 79 лет. Достоевский после смерти жены вторично женился на своей помощнице Анне Григорьевне Сниткиной, с которой прожил в счастливом браке 14 лет, она родила ему четверых детей и до конца его дней была ему опорой.

О его горячей любви к ней свидетельствуют его письма, наполненные теплотой и лаской. Но так или иначе в жизни Достоевского наша землячка из Панина оставила заметный след. Недаром говорят исследователи, что все свои самые значительные литературные образы писатель списывал именно с неё. Исследователь истории человеческой души Кстати, роман "Игрок" был написан Достоевским с нуля за невероятные 26 дней. При этом Тургенев за почти полувековой период творчества написал 5 романов, как и Толстой за более чем 60-летний период.

А Достоевский за 25 лет творчества создал 8 полноценных романов. Он работал много, одержимо, отдаваясь творчеству сполна. Он не был богачом и аристократом, и литература давала ему средства к существованию. При этом на протяжении всей жизни пытался разгадать тайну человеческой души.

Сохранившаяся переписка Достоевского и Сусловой, а также ее дневник дают некоторое представление о том, что между ними происходило. Поначалу это был, видимо, ураган, испепеляющий любовный поединок, не оставляющий времени и сил на размышления.

Но постепенно картина менялась… Подобно многим своим сверстницам, Полина думала, что раз она разделяет укоренявшиеся убеждения о женском праве на свободу, то тем самым уже является свободной, и что в ней сами собой уничтожаются предрассудки и прежняя многовековая «семейная» мораль. Не тут-то было. Полина очень скоро вопреки всем теориям потребовала, чтобы Достоевский развелся с женой! Тот уставился на нее страдальчески-непонимающим взглядом. Больше к этой теме она не возвращалась — слишком была горда. Далее последовали другие, вовсе неожиданные «сюрпризы».

Однажды Полина застала Федора Михайловича в гостиной — он, не вставши по обыкновению ей навстречу, сидел сутулый, раздраженный, барабанил пальцами по столу и тяжко молчал, глядя на нее мрачным взглядом. Надо нам все это кончать, Поля! Несколько минут он внимательно разглядывал ее, потом вдруг вскочил, опрокинул стул, бросился на нее, подавляя, оскорбляя и игнорируя ее сопротивление и крик. Чем дальше, тем чаще просыпалась в нем эта темная, зловещая сторона его натуры «сладострастника», о которой она поначалу, разумеется, и не подозревала. Довольно скоро к этому прибавилась еще и грубая, совершенно безосновательная ревность — к студентам, к Полонскому, к брату. Лицо его в моменты припадка ревности было отталкивающим, голос звучал визгливо и совершенно по-бабьи.

Опомнившись, он хватался за голову, извинялся, стоял на коленях, плакал, исповедовался… Несколько лет спустя Аполлинария прочитает в «Идиоте» про настроения Настасьи Филипповны: «Тут приедет вот этот… опозорит, разобидит, распалит, развратит, уедет — так тысячу раз в пруд хотела кинуться, да подла была, души не хватало…» — и узнает себя. И еще больше ее оскорбит то, что он доподлинно, до самых пронзительных деталей знал, что с ней происходило и что она при этом чувствовала. После таких сцен Полина кружила как неприкаянный призрак по угрюмым петербургским улицам и мучительно терзалась, страдая душой. Замкнутая и одинокая, ни с кем, даже с сестрой, не умела она поделиться своими муками — безвозвратно рушился образ «Сияющего», как она называла и воспринимала Достоевского. А ведь для нее, как и для всех почти поклонников писателя, он был прежде всего автором «Бедных людей», «Униженных и оскорбленных», бесчисленное количество раз она слышала его рассуждения об идеалах чистой, возвышенной, самоотверженной любви и прекрасно знала, сколько слез умиления он пролил над этими идеалами в своих книгах! А ведь в каком-то смысле они нашли друг друга, эти две натуры, в чьих душах одинаково таились мрачные бездны, гулкие пропасти, темные и зловещие закоулки неизвестных им самим страстей, а потому потребность в страдании была едва ли не важнейшей для них обоих.

В результате Полина с наслаждением кинулась в пучину собственного, только что открытого внутри себя хаоса, как бы приглашая Достоевского разделить с ней эти «впечатления». Так начался период взаимного мучительства, сопровождающийся оскорблениями, претензиями, выворачиванием души наизнанку и уличением друг друга в самых грязных тайных побуждениях. И если он отводил душу в своих романах, в крепнущем внутри христианстве, то ей, атеистке, к тому же лишенной истинного импульса к творчеству, опереться было не на что, и она просто тонула в этом хаосе. В марте 1863-го Полина, не дождавшись публикации во «Времени» своего второго, не менее слабого рассказа «До свадьбы», спаслась от Достоевского бегством в Париж. Читайте также Кастильская муза: как Хуана Инес де ла Крус вошла в историю литературы Любовь-ненависть В Париж она поехала не только, чтобы сбежать от «мучителя», но и в надежде заняться изучением истории и языков — английского и испанского. Не без труда удалось беглянке умолить отца выделить и ей средства на скромную комнату в парижском пансионе и ежедневные расходы.

И первое время Полина действительно посещала какие-то лекции по литературе и истории, общалась с русской политической эмиграцией, встречалась с Тургеневым, к которому у нее были рекомендательные письма от Якова Полонского. Через несколько месяцев она писала Достоевскому из Парижа тот как раз наскреб денег, чтобы наконец настичь беглянку во Франции : «Ты едешь немножко поздно: все изменилось в несколько дней. Ты как-то говорил, что я не скоро смогу отдать свое сердце. Я его отдала в неделю по первому призыву, без борьбы, без уверений, без уверенности, почти без надежды, что меня любят. Я была права, сердясь на тебя, когда ты начинал мной восхищаться. Не подумай, что я порицаю себя, но хочу только сказать, что ты меня не знал, да и я сама себя не знала.

Прощай, милый! Со страстным нетерпением он ждал появления своей нежной, порывистой Полины, открыла же ему дверь Полина незнакомая — надменная, с коварной, мстительной улыбкой на губах, во всяком случае, именно такой увидел ее он. Выяснилось, что она без памяти влюбилась в какого-то парижского врача по имени Сальвадор и с душераздирающими подробностями рассказала Достоевскому о своей страсти. Он понял только, что это «не серьезный человек, не Лермонтов», и что его Полина, чью душу он считал такой требовательной и возвышенной, «пала», влюбившись в «молодого красивого зверя» — самоуверенного и недалекого. Суслова прекрасно отдавала себе отчет в своем падении и каким-то парадоксальным, мучительным образом гордилась этим: теперь не было больше гордой барышни, чьей чистотой помыкал Достоевский, теперь она ему равна. Она ему отомстила.

В своем дневнике Суслова утверждает, что Достоевский, выслушав ее признание, «упал к ее ногам, обнял с рыданиями ее колени…» Достоевский же ближе всего воспроизведет свои реальные мучительные перипетии с Полиной в повести «Игрок», в которой он даже дал своей героине такое же имя. Впрочем, подобную же любовь-ненависть испытывала и настоящая Полина к своему недавнему возлюбленному. Слепая низменная страсть к французу открыла ей главный раскол внутри нее самой: собственно женское начало в ней, оказавшееся столь неожиданно мощным, несовместимо с человеческим, иными словами, с духовным. И этот раскол Аполлинария так никогда в себе и не примирила, так никогда и не сумела она свести воедино эти две противоположности, из-за чего вся ее жизнь, все ее любови, все ее интеллектуальные и моральные порывы будут казаться ей ложью, лицемерием, грязью… Французик Сальвадор, как водится, обманул Суслову и очень скоро бросил ее, и тогда Достоевский почти силой заставил свою безутешную любовь поехать с ним в Италию — рассеяться, развлечься. Несомненно, он рассчитывал вернуть ее расположение, хотя поклялся перед отъездом, что будет ей только «как брат». Баден-Баден, Турин, Рим, Неаполь.

Федор Михайлович безбожно играл в рулетку, проигрывал и писал умоляющие письма в Россию — брату, родным с просьбой выслать денег, якобы «на писанье романа». Всюду в гостиницах они с Полиной селятся в разных номерах, он сидит с ней допоздна, гладит ее руку, утешает, слушает бесконечные рассказы про неверного Сальвадора — он дожидается, пока она соберется лечь в постель, и терзает себя демонстративными попытками держать слово. Но она тоже кое-чему научилась в Париже — и разоблачается перед ним медленно, расчетливо, глядя прямо ему в глаза недобрым взглядом.

Тайна знакомства Полины и Федора Михайловича

  • Предосудительный и болезненный роман
  • Поля, русская Поля
  • Пленницы Судьбы. Аполлинария Суслова. – смотреть видео онлайн в Моем Мире | Александр Кашицын
  • Больше, чем «бывшая Достоевского и Розанова»: кем была Аполлинария Суслова
  • Суслова Аполлинария Прокофьевна, возлюбленная Ф. М. Достоевского: биография, личная жизнь

Пленницы Судьбы. Аполлинария Суслова.

Аполлинария Суслова стала прототипом едва ли не всех инфернальных женщин в произведениях Достоевского: Полины в "Игроке", Катерины в "Братьях Карамазовых", Лизы в ". Первая биография А. П. Сусловой основана на документальных, биографических, автобиографических и художественных свидетельствах, почерпнутых из самых разных. жаловался писатель сестре Сусловой после их окончательного разрыва. Годы близости с Достоевским обложка книги.

Пленницы Судьбы. Аполлинария Суслова.

Аполлинария Суслова — одно из сильнейших увлечений Достоевского в начале 1860-х. Первая биография А. П. Сусловой основана на документальных, биографических, автобиографических и художественных свидетельствах, почерпнутых из самых разных. Людмила Сараскина «Аполлинария Суслова» Информация о книге: описание, содержание, в каких магазинах можно купить, скачать, читать.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий