Анатолий Папанов в фильме «Холодное лето 53-го».
Анатолий Папанов - биография, фото, фильмы, личная жизнь актера
Анатолий начал работать еще в подростковом возрасте, он был литейщиком 2-го Московского шарикоподшипникового завода. Когда молодому человеку исполнилось семнадцать лет, он начал заниматься в любительской театральной студии при Доме Культуры завода «Каучук». Руководителя студии, Василия Кузу, Папанов считал своим первым учителем. Впервые снялся в кино Анатолий Дмитриевич в 1937 году: он получил небольшую роль в фильме «Ленин в Октябре». После он много снимался в массовках вплоть до начала войны. С первых дней Папанов отправился на фронт.
В 1942 году старший сержант Папанов был тяжело ранен, попав в окружение под Харьковом.
Биография Анатолия Папанова знакома телезрителям не так хорошо, как его творчество. А поклонников у его творчества хватает, он посвятил кинематографу и театру всю жизнь. Происхождение у Анатолия Дмитриевича было смешанное, русско-польское. Отец его был русским, а мать — полькой, тайно перешедшей из католичества в православие ради того, чтобы выйти замуж за своего возлюбленного.
За свою жизнь Папанов принял участие в 53 различных театральных постановках и спектаклях. По мере того, как росла его популярность в качестве киноактёра, он всё меньше и меньше выступал на театральных подмостках, сосредоточившись на кино. На самом деле актёр озвучил персонажей в огромном количестве мультфильмов — в более чем 110! Отец его участвовал в театральной самодеятельности, и он постоянно брал с собой сына на спектакли. Когда нужны были актёры-дети на небольшие роли, юный Папанов часто выходил на сцену, так что он начал свою актёрскую карьеру ещё в детстве.
В Советском Союзе были относительно популярны радиоспектакли. На протяжении всей жизни Анатолий Папанов был невероятно пунктуальным человеком. Он сам никогда никуда не опаздывал, а в театре разносил опоздавших в пух и прах. Отсутствие пунктуальности было той чертой, которую он просто не выносил в других людях. За свои актёрские заслуги он был награждён туристической путёвкой в США.
Папанов принимал участие в боевых действиях Великой Отечественной войны с первых же её дней, командуя взводом зенитчиков. На войне он из-за близкого разрыва снаряда был контужен — ему искалечило правую ногу и оторвало на ней несколько пальцев. Проведя полгода в госпитале, 21-летний Папанов следующие несколько лет вынужден был ходить с тростью. Она была его одногруппницей, и спустя два года после знакомства они поженились, прожив в итоге вместе всю жизнь. Многим зрителям Анатолий Папанов запомнился благодаря гениально исполненным им комедийным ролям.
Но, как и другой знаменитый советский киноактёр, Юрий Никулин, Папанов исполнял драматические роли не хуже комедийных. Скончался актёр из-за неудачного стечения обстоятельств. Вернувшись домой со съёмок, он решил принять душ, несмотря на то, что тогда горячую воду отключили коммунальные службы.
Зато огромную популярность артисту принесло озвучивание мультфильмов. Неповторимый говорок Папанова полюбился зрителям всех поколений в серии мультфильмов «Ну, погоди! Много раз его звали вступить в коммунистическую партию, обещая взамен награды и звания. Но он отказывался. С детства Анатолий Дмитриевич был верующим человеком, всю жизнь посещал храм. Очень близких друзей у него было немного, все свое время актер отдавал семье и работе.
В молодости Папанова чуть не сгубила водка. Он несколько раз бросал пить и начинал снова, а окончательно завязал с алкоголем после смерти матери. Популярность стесняла его. Уезжая на дачу, Папанов одевался в обычные джинсы, простую рубашку, чтобы его не узнавали, и в одиночестве колесил по подмосковным местам на велосипеде. Если не считать фронтового ранения, которое мучило Папанова всю жизнь, то на здоровье он не жаловался. Мог купаться в холодной осенней воде.
Постановка В. Плучека - Алупкин 1953 - «Где эта улица, где этот дом? Дыховичного, М. Краснянский - завгар 1954 - «Судья в ловушке» Г.
Режиссер С. Колосов - констебль 1955 - «Последняя сенсация» М. Режиссер: Э. Краснянский - Бушмен 1955 - «Клоп» В. Плучека и С. Юткевича - шафер, двуполое четвероногое 1955 - «Поцелуй феи» З. Гердта, М. Плучека - Гобле 1957 - «Квадратура круга» В. Постановка Г. Плучека - Иван Иванович 1957 - «Мистерия-буфф» В.
Плучека - англичанин, Вельзевул 1957 - «Дамоклов меч» Н. Плучека - боксер 1957 - «Обнаженная со скрипкой» Н. Плучека - Фабрис 1958 - «Золотой теленок» по И. Ильфу и Е. Краснянский - Корейко 1959 - «Памятник себе» С. Плучека - Почесухин 1960 - «Двенадцать стульев» по И. Режиссеры: Э.
Анатолий Папанов: биография и некролог
Анатолий Папанов родился 31 октября 1922 года в городе Вязьма в рабочей семье. в Смоленской области). Смотрите видео онлайн «Папанов Анатолий Дмитриевич Чтобы Помнили!
Детство и юность: Вязьма – Москва
- Биография и карьера
- Анатолий Папанов — публикации и статьи журнала STORY
- Видел, как люди седели за одну ночь
- Биография, семья и личная жизнь Анатолия Папанова, его роли в кино и театре
Ударилась головой о руль: дочь Анатолия Папанова попала в аварию в центре Москвы
Порой это приводило к курьезным случаям. Так, когда праздновали свадьбу дочери, Папанова увидела толпа поклонников и, начав скандировать известную фразу, так вывела его из себя, что он чуть ли не начал на них кричать. С другой стороны, артист любил своего героя и даже пытался защищать его перед другими, аргументируя, что как раз Зайчик - главный провокатор в этой паре. Интересный факт: Владислав Котеночкин вспоминал, когда он показал сценарий "Ну, погоди! Однако режиссера отказом от роли решил не обижать и потому согласился на озвучку. Мужественный и волевой командир, который хоть и стал жертвой сталинских репрессий, однако не сломался. Он умеет сплотить вокруг себя людей и повести их в бой. Удивительно, но Анатолий Дмитриевич не сразу принял предложение сниматься в картине. Сказались природная скромность и страх не суметь воплотить на экране подобного героя. Между тем Серпилин был в каком-то смысле личной ролью для Папанова.
Сказались как реальный боевой опыт, полученный на фронтах Великой Отечественной, так и авторство Константина Симонова, чьи стихи актер читал еще при поступлении в институт.
В 1937 году впервые снялся в кино, сыграв эпизодическую роль в фильме « Ленин в Октябре ». С первых дней войны находился на фронте. Был старшим сержантом , командовал взводом зенитной артиллерии. В июне 1942 года получил тяжёлое ранение под Харьковом ; взрывом ему сильно изуродовало правую ногу и оторвало на ней два пальца. Шесть месяцев провёл в госпитале и в 21 год стал инвалидом третьей группы , а первые несколько лет вынужден был ходить с тростью [3] [6].
Орловой и В. Успешно сдал государственные экзамены 11 ноября 1946 года , сыграв молодого Константина в «Детях Ванюшина» С. Найдёнова и глубокого старика в комедии Т. В 1948 году по предложению режиссёра А. Гончарова перешёл в Театр Сатиры в Москве. Всего в этом театре актёр за 40 лет создал 50 образов.
Некоторые из спектаклей были записаны для телевидения, в том числе « Ревизор », «Гнездо глухаря», « Маленькие комедии большого дома » с музыкой Д.
Однажды писатель Виктор Астафьев услышал, как Папанов на радио читает стихи, и написал ему письмо со словами восхищения. Папанов был невероятно счастлив — он очень любил писателя Астафьева. В быту Папанов был очень неприхотлив, сказывалась фронтовая закалка.
Жена, конечно, никогда и не открывала. Уже после смерти Папанова Фурманов позвонил Надежде и рассказал про этот секрет друга. Был он интеллигентом в столь же полном объеме этого, еще более редкостного понятия». Александр Прошкин, кинорежиссер «Время идет.
Прошло уже больше двадцати пяти лет, как с нами нет Толи, а я — даже не верится — все еще живу на свете и играю в том же Театре Сатиры. Дочь уже взрослая, состоявшаяся актриса. Две внучки по стопам нашим не пошли, у них другие профессии.
Приказ был не отступать и стоять насмерть. Под Харьковом Папанов узнал, что значит служить в батальоне, который просит и не получает огня, был тяжело ранен в ногу, попал в госпиталь и в 21 год вышел из него инвалидом. Их было ещё немало, кто дрался с немецко - фашистскими ордами, ковал победу, а затем, спустя годы зажигался звёздами на экране... Фильмография избранное.
Анатолий ПАПАНОВ
Мало кому из режиссёров удавалось добиться успеха с этим материалом. Но в тот раз артисты Театра сатиры справились с поставленной задачей. На экраны даже вышла телевизионная версия этого спектакля. Фильмы с участием Папанова Зрители обратили внимание на актёра Папанова после выхода на экраны комедии Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда» 1961 года. Папанов исполнил в этой картине сразу несколько ролей, причём однотипно-отрицательных. Например злобного вождя племени дикарей, недальновидного начальника экспедиции Крохалёва, актёра театра трагикомедии, спортсмена-дебошира.
Фильм положили на полку, а вернули зрителю только в перестроечном 1988 году. Через год Папанову предложили в картине «Порожний рейс» отрицательную роль хитрого и коварного директора леспромхоза, готового на любое преступление. Зато тогда же на экраны страны вышла лирическая комедия Евгения Ташкова «Приходите завтра…». В этой трогательной ленте Анатолий Папанов сыграл добродушного и интеллигентного столичного скульптора, в гости к которому из дальнего сибирского селения прибыла талантливая девушка Фрося для поступления в консерваторию. Николай Васильевич совершенно не знаком ни с гостьей из Сибири, ни с её роднёй.
Московский адрес Фросе передал общий знакомый, с которым скульптор пересекался по работе в школе. Персонаж Папанова быстро проникся симпатией к молодой сибирячке и отечески принялся опекать её. Довольно неприятного типа пришлось Папанову изобразить в фильме «Родная кровь». Где в главных ролях снялись Евгений Матвеев и Вия Артмане. Анатолию досталась небольшая, но запоминающаяся роль бывшего мужа паромщицы Сони.
В 1964 году актёр блистательно отобразил комбрига Серпилина в военной драме Александра Столпера «Живые и мёртвые» по произведению Константина Симонова. Эта работа стала одной из лучших в его послужном списке. Такого Папанова советский зритель до сей поры не видел. Здесь был представлен образ человека, никогда не сдающего свои позиции пусть и под угрозой неминуемой гибели. В 1965 на экраны страны вышли две кинокартины с участием Папанова.
Это «Дети Дон Кихота» и «Наш дом». В первой из них Анатолий Дмитриевич выступил в образе доброго, воспитанного и сердечного гинеколога Бондаренко, усыновляющего всех детей, которых бросали матери в том роддоме, где он работал. А во втором — главу большого семейства, простого, но справедливого мужчину. Далее Папанов по старой памяти приглашался на съёмочную площадку к Рязанову. Сначала чтобы перевоплотиться в беспринципного метрдотеля Кутайцева «Дайте жалобную книгу» , а потом на мизерную, но очень эффектную роль отставника, тестя прощелыги Димы Семицветова, в любимой несколькими поколениями кинокомедии «Берегись автомобиля».
Фразы с налётом солдафонского юмора быстро ушли в народ, а возглас: «Свободу Юрию Деточкину! Наибольшую любовь и признание поклонников великому артисту принесли его комедийные роли, такие как: контрабандист Лёлик в «Бриллиантовой руке» цитаты актёра: «Сядем все! Даже в совершенно несмешном фильме о временах гражданской войны «Адъютант его превосходительства» Папанов так своеобразно представил атамана Ангела, что без улыбки, а то и хохота, на этого персонажа смотреть невозможно. Но, перефразируя одно высказывание, не комедиями едиными. Анатолий Папанов в «Бриллиантовой руке», конечно, уникален.
Но он обладал таким даром перевоплощения, что был убедителен и в весёлых произведениях, и в совершенно серьёзных. Например, очень толково актёр сыграл бывшего фронтовика-десантника в кинодраме Андрея Смирнова «Белорусский вокзал». Или, например, отца одного из главных героев фильма «Вся королевская рать». Если вы не знаете, какого чеховского доктора сыграл в кино Анатолий Папанов, то даём справку: это был доктор Самойленко в фильме Иосифа Хейфица «Плохой хороший человек», снятом по повести «Дуэль». Одной из последних работ в фильмографии исполнителя стала картина режиссёра Райзмана «Время желаний».
В ней звезде экрана предоставили возможность в который раз перевоплотиться в мягкого, интеллигентного человека, коим являлся по сценарию Владимир Дмитриевич Лобанов. И с этой задачей гениальный артист прекрасно справился. Последняя роль Анатолия Папанова «Лебединой песней», последней ролью в кинокарьере Анатолия Дмитриевича стала работа над образом Копалыча в драме Александра Прошкина «Холодное лето пятьдесят третьего…». Фильм повествует о трагических событиях начала пятидесятых, на фоне смерти Сталина. После ареста Берии и амнистии нескольких тысяч заключённых, в стране резко повышается уровень преступности.
Уголовники чувствуют безнаказанность и творят, что хотят. В одной из деревень на севере влачат существование двое политзаключённых. Ушедшие от облавы шестеро бандитов нападают на деревню и захватывают её, убив милиционера и заперев жителей в сарае. Лузга и Копалыч вступают с уголовниками в неравный бой… Из-за скоропостижной смерти Папанова его персонажа озвучивал другой человек — мастер дубляжа Игорь Ефимов. Роли в театре После первого творческого прорыва Анатолий начал получать больше интересных и значимых ролей в театре.
В 1966-м Плучек пригласил его на роль Василия Тёркина в постановке «Тёркин на том свете».
Артист был пунктуален. Не опаздывал сам, и того же требовал от других.
Запомнился артист по ролям в фильмах «Бриллиантовая рука» Лёлик — главная роль , «Берегись автомобиля» подполковник в отставке, тесть Семицветова и другим. Был женат на ней с 20 июня 1945 года. У Папанова была «Волга», но он не приезжал на ней ко входу, а парковал автомобиль вдалеке.
Считал артист, что неприлично хвастаться авто, когда некоторые артистки ходили в заштопанных колготках. Актер занял очередь в магазин за детскими шубами и не прошел «по блату», когда ему предложили, а отстоял очередь и купил тогда внучке шубу. Долго пытался отговорить свою дочь Елену Папанову от актерской карьеры, но она пошла по стопам отца.
Так и не вступил в ряды коммунистической партии. Впервые появился на экране в 1937 году. Рост Папанова был 184 сантиметра.
Скончался Анатолий Дмитриевич Папанов в 1987 году.
Уход на фронт. Поступление в труппу Театра Сатиры в Москве.
Дата смерти Папанова. Похороны Папанова. Памятные места 1.
Вязьма, где родился Папанов. Театр Сатиры в Москве, где работал Папанов. Дом Папанова в Москве, на котором сегодня установлена мемориальная табличка.
Новодевичье кладбище, где похоронен Папанов. Дом кино, где год спустя после смерти Папанова состоялась премьера фильма «Холодное лето 53-го» с его участием. Памятник Папанову в Вязьме.
По счастью, Папанов о наших злых умыслах не подозревал. Я на какое-то время дрогнул, но присущий мне здравый смысл удержал меня от поспешного решения. Хвалю себя за это, поскольку скоро выяснилось, что Папанов в картине «Берегись автомобиля!
В 60-е годы кинематографическая судьба Папанова была насыщена ролями самого различного плана. Назову лишь несколько значительных фильмов того периода, в которых снялся актер: «Дайте жалобную книгу» 1964, метрдотель в ресторане , «Иду на грозу» 1966, профессор Аникеев , «В городе С. В 1967 году Папанов впервые озвучил Волка в знаменитом мультфильме В.
Котеночкина «Ну, погоди! Эта его слава была настолько огромной, что вскоре люди иначе как Волком актера уже не называли. Каратаева: «Вообще-то он немножко обижался, когда его узнавали только как исполнителя роли Волка.
Он говорил: «Да ну вас, как будто, кроме как «Ну, погоди! Часто, в особенности где-нибудь на гастролях, в каком-нибудь городе, идет он по улице, а дети: «О! Ну, погоди!
Об этом же рассказ партнера Папанова по театру А. Гузенко: «Мы приехали в Болгарию. Первым гастрольным городом был Враца.
Когда мы подъехали к центральной площади, увидели толпу встречающих. Хлеб-соль, оркестр. Болгаро-советская дружба — ура!
Очень много детей. Но актеров нашего театра здесь, естественно, не знают. Зато мультфильм «Ну, погоди!
И вот директор театра выступает с речью: «Мы очень рады приехать, а вот знаете, у нас есть замечательный актер, исполнитель роли Волка в фильме «Ну, погоди! У него там знаменитый монолог, и мы сейчас попросим Анатолия Дмитриевича Папанова произнести этот монолог! Папанов покраснел весь.
Сейчас, говорит, я вам скажу монолог. Шапки в воздух! Пионеры в восторге!
Народный артист Союза Папанов так разозлился на эту ситуацию. И везде орал это «Ну, погоди! В пять утра гостиница просыпалась от того же крика.
Он так часто это орал, что Ширвиндт пошутил: «Надеюсь, на куранты они это успели записать». Последний день во Враце. Опять пионеры, оркестр, митинг.
И директор снова: «Ну вот, на прощание Анатолий Дмитриевич вам прочитает монолог Волка». Он — да, конечно, сейчас. И вновь всеобщий восторг, нескончаемая овация.
Садимся в автобусы, а пионеры Папанова обступили со всех сторон. И он их начал «причащать». Перекрестит, в лоб чмокнет и скороговоркой: «Ну, заяц, погоди… ну, заяц, погоди… ну, погоди… заяц… погоди… ну… Отмечу, что первые свои мультипликационные роли Папанов озвучил в 1960 году — это были: мультфильмы «Машенька и медведь» и «Про козла».
Достаточно активно в 60-е годы Папанов был занят и в репертуаре Театра сатиры. На его счету были спектакли: «Двенадцать стульев» 1960, Киса Воробьянинов , «Яблоко раздора» 1961, Крячка , «Дом, где разбиваются сердца» 1962, Манган , «Интервенция» 1967, Бродский , «Доходное место» 1967, Юсов , «Последний парад» 1968, Сенежин и др. В 1966 году Папанов сыграл главную роль в спектакле «Теркин на том свете» премьера состоялась 6 февраля.
Однако спектакль продержался в репертуаре театра всего несколько недель и был снят по цензурным соображениям. Для актеров театра, а для нашего героя в особенности, это было сильным ударом. Еще более сильным потрясением стала для Папанова история, которая произошла с ним в конце того же десятилетия.
Что же тогда произошло? Будучи на одной вечеринке, Папанов перебрал с выпивкой и, ковыляя в одиночку домой, внезапно почувствовал себя плохо и присел на лавочку. В этот момент его и заметил постовой милиционер.
Подойдя к артисту, он в темноте не узнал его и принял за обычного пьянчужку. И тут произошло неожиданное. Папанов внезапно взорвался, вскочил с лавки и схватил милиционера за галстук.
Тот, в свою очередь попытался вырваться, но Папанов вошел в раж и рывком сорвал галстук с постового. К счастью, большего он сделать не успел, так как милиционер оказался и моложе, и ловчее, поэтому довольно быстро скрутил пожилого человека. И пришлось актеру прошествовать в ближайшее отделение милиции.
Уже через несколько дней после этого происшествия весть о нем достигла стен Театра сатиры. В дирекцию пришла бумага из отделения милиции о том, что актер Папанов, будучи в подпитии, совершил хулиганский поступок по отношению к представителю законной власти. Поэтому милицейское начальство требовало сурово наказать провинившегося.
Не выполнить этого наказа дирекция театра не решилась. Буквально в тот же день, когда в театр пришла бумага, было собрано общее собрание коллектива, в повестке которого значился один вопрос — недостойное поведение актера Папанова. Это собрание длилось около трех часов.
Как вспоминают очевидцы, недостатка в выступающих на этом мероприятии не было. Большая часть актеров оказалась на стороне провинившегося и просила руководство театра не наказывать сурово Папанова. Однако нашлись и такие, кто потребовал не только уволить его из коллектива, но и поставить вопрос о лишении его звания заслуженного артиста РСФСР.
К счастью, таких оказалось меньшинство и Папанов отделался всего лишь строгим выговором. Между тем в 70-е годы актерская слава Папанова достигла своей наивысшей точки. На всей территории тогдашнего СССР не было человека, кто бы не знал этого актера.
По словам Н. Каратаевой: «Он был очень покладистым актером. И звездной болезни у него не было.
Бывало, мы с театром выезжаем куда-нибудь на автобусе. Всегда все стараются сесть на первые места, чтобы меньше трясло. Он всегда сзади, чтобы никого не беспокоить.
Многие режиссеры, которые с ним работали, отмечали его скромность и непритязательность… Рассказывает А. Гузенко: «Он был человеком невероятной скромности. Были на гастролях в Тбилиси.
Начало октября, светит солнце — теплынь. Хорошая жизнь, вино, хачапури, шашлыки. Гуляю по проспекту среди людей, одетых в красивую светлую одежду, и вдруг — мне навстречу идет… шпион.
В плаще-болонье, в берете, надвинутом на самый лоб, и в темных очках. Когда шпион подошел поближе, я понял, что это Папанов. Он так ходил, чтобы его не узнавали, страшно не любил, когда узнают и начинают приставать».
А вот еще одно свидетельство огромной любви к Папанову простых людей. Некий таксист рассказывал как-то режиссеру А. Кравцову такую историю: «Время позднее.
Я — в районе Бауманской. В переулке стоит мужичок рядом с машиной, чего-то машет. Я притормозил.
Он прямо взмолился: «Браток, выведи меня отсюда! Я сам хоть и коренной москвич, а в этих переулках и тупичках не распутаюсь». Ну, я, конечно, вывел.
А он так поблагодарил… Не деньгами, конечно! Грошей я бы с него не взял… А вот — словами… Ну, какие именно слова, я не запомнил. Совсем простые, самые обыкновенные.
Как будто мы с ним — полжизни кореши… Возил я знаменитых артистов. Всякие люди. Бывают и хорошие.
А все равно видно, что — артист. У Папанова не видно. Просто — свой мужик, понятный… Я вообще-то таким его и представлял».
Однако стоит отметить, что встречались в те годы и люди, которые относились к Папанову без должного уважения. Например, работники гостиниц, для которых в те годы практически не было авторитетов. Об их хамстве тогда ходили буквально легенды.
Актер В. Золотухин вспоминает подобный эпизод, относящийся к концу декабря 1974 года: «На перроне встретил Всеволода Сафонова. Выселили вместе с Папановым.
Но ему уезжать надо было в этот день — повезло. Позорище неописуемое: двух народных артистов выселить! Спрашиваю, как его выселяли вместе с Сафоновым.
Три раза меня выселяли из-за них. И надо же: все время нападал на немцев! Или они на меня нападали».
Судя по всему, в «Ленинградскую» прибыла какая-то важная немецкая делегация, и, чтобы предоставить им комфортабельные по советским меркам номера, работники гостиницы не нашли ничего лучшего, как выселить из номера двух народных артистов СССР. Между тем в 70-е годы на экраны страны вышли 15 фильмов с участием Папанова. Назову лишь некоторые из них: «Белорусский вокзал» 1970, в прокате 1972 года занял 15-е место — 28,3 млн.
А вот в ряды КПСС наш герой тогда так и не вступил, хотя его туда активно зазывали. По этому поводу Н. Каратаева вспоминает: «Несмотря на все уговоры, в партию он не вступал.
Как-то мне парторг театра говорит: «Надя, я был в райкоме, и там сказали, что, если ты уговоришь Папанова вступить в партию, тебе дадут звание». Было и такое». В начале 70-х Папанов был явно неудовлетворен своим положением в Театре сатиры и даже подумывал об уходе из этого театра.
Однако этот переход так и не состоялся.
Скромное обаяние Анатолия Папанова
Анатолий Папанов. Обратная сторона славы Долгожданная дочка Елена родилась у пары лишь в 1954 году. Сейчас она — известная актриса. Елена подарила отцу двух внучек, Надежду и Марию. Надежда Каратаева пережила мужа на 28 лет, скончавшись в октябре 2019 года. Елена Папанова сейчас Анатолий редко распространялся о своей личной жизни. Несмотря на довольно высокий заработок к концу жизни, он опасался пустых трат, любому виду досуга предпочитал вечер в кругу семьи. Любил приехать на дачу и покататься на велосипеде или погулять в одиночестве — один на один с собой ему никогда не было скучно.
Анатолий Папанов вел скромную домашнюю жизнь Коллеги вспоминали, что у Анатолия не было какого-то осязаемого хобби. Его не интересовали ни охота, ни рыбалка, ни коллекционирование. Он действительно жил актерской профессией и все мысли посвящал ей. Дачу артиста родные стараются сохранить в первоначальном виде Смерть и наследие В последние годы жизни Анатолий перестал сниматься, но увлеченно преподавал в ГИТИСе. Однажды прочел сценарий Эдгара Дубровского «Холодное лето пятьдесят третьего» и сам предложил себя на роль политзаключенного Николая Старобогатова Копалыча. В последний день режиссер Александр Прошкин уговаривал Анатолия Дмитриевича остаться в деревне Руга еще на пару дней, отдохнуть, а потом вылететь из Петрозаводска в Ригу, где его ждали жена и гастрольный спектакль. Но артист переживал о своих учениках в ГИТИСе, хотел проверить лично, как их разместили в общежитии, и улетел в Москву.
Папанова не дождались в Риге и жена забила тревогу. В их московскую квартиру приехал зять, который не смог открыть дверь, пробрался в дом через соседский балкон. Он и нашел Анатолия Дмитриевича. Он сидел на крае ванной, холодная вода из душа лилась ему на голову. Врачи констатировали смерть от сердечно-сосудистой недостаточности. Так хочется пожить... Это был не инфаркт, а сердечный спазм, и если бы артист находился дома не один, его можно было бы еще спасти.
Дочь Анатолия уверена, что приступ случился из-за того, что в доме в тот день не было горячей воды, и он решил помыться холодной, а лето было удушливым. Сердце могло не выдержать перепада температур. Ему было всего 64 года — возраст солидный, но не преклонный, и до этого никаких проблем со здоровьем у Папанова не было. Он часто купался в прохладную погоду в озере. В день похорон гроб с телом выставили не в зрительном зале, а в фойе. Коллеги остались на гастролях, но проводить любимого артиста в последний путь пришло огромное количество людей. Похоронили Папанова на Новодевичьем кладбище.
Могила Анатолия Папанова Спустя год вышел фильм, в котором он сыграл последнюю роль и за которую был посмертно награжден Государственной премией. В финале голос Валерия Приёмыхова напомнил зрителям, что это последняя работа артиста. Режиссер «Холодного лета» Александр Прошкин позже вспоминал, как Папанов а его герой по сюжету погибал просил его показать ему его могилку и почему-то упорствовал в этом вопросе. А когда Прошкин показал декорацию — холмик с простеньким крестом — актер сразу погрустнел и замкнулся в себе. Да и в целом среди актеров есть поверье, что играть собственную смерть не к добру. На родине актера, в Вязьме, установлен памятник. На доме, где жил Анатолий Дмитриевич, висит мемориальная доска.
Однако те слишком рьяно взялись за дело, поэтому через пару спектаклей корыто было безнадежно испорчено. Узнав об этом, терпение женщины лопнуло: «Или ты бросаешь театр, или я с тобой развожусь», — заявила она мужу. К счастью, чуть позже супруги все-таки помирились, однако этот конфликт Анатолий Папанов запомнил на всю жизнь. Анатолий Папанов всю жизнь скрывал хромоту Фото: кадр из фильма Будущий актер был призван в армию еще до войны, в 1940-м, однако на передовой он оказался только в январе 1942 года: в 19 лет, будучи старшим сержантом, командовал взводом зенитной артиллерии. Уже в марте Папанов был ранен: взрывом ему оторвало два пальца правой ноги и срезало пятку. После этого он полгода провел в госпитале, а потом был признан негодным к военной службе: в 21 год получил инвалидность и ходил с палочкой. Знаменитые актеры с дефектами внешности Из-за этого дефекта он даже не смог вернуться на завод литейщиком, где он работал до войны: вместо этого ему пришлось устроиться сторожем.
Тогда, чтобы не чувствовать себя неполноценным, Папанов вернулся в драматическую студию при Доме Культуры завода «Каучук», в которую поступил, когда ему было 17, а потом и вовсе поступил в ГИТИС. Его хромота могла стать серьезным препятствием для учебы, но Папанов дал слово педагогам, что избавится от нее — и сумел это сделать. На выпускных экзаменах он играл в водевиле, где залихватски танцевал — и зрители не догадывались, каких усилий ему это стоило. Также всю жизнь он подкладывал бумагу в правый ботинок, о чем тоже знали очень немногие. Что же касается фронтового опыта, то рассказывать о нем актер не любил. И вот почему.
В 1930 году Папановы переехали в Москву. Анатолий начал работать еще в подростковом возрасте, он был литейщиком 2-го Московского шарикоподшипникового завода. Когда молодому человеку исполнилось семнадцать лет, он начал заниматься в любительской театральной студии при Доме Культуры завода «Каучук». Руководителя студии, Василия Кузу, Папанов считал своим первым учителем. Впервые снялся в кино Анатолий Дмитриевич в 1937 году: он получил небольшую роль в фильме «Ленин в Октябре». После он много снимался в массовках вплоть до начала войны. С первых дней Папанов отправился на фронт.
Постановка В. Плучека - Алупкин 1953 - «Где эта улица, где этот дом? Дыховичного, М. Краснянский - завгар 1954 - «Судья в ловушке» Г. Режиссер С. Колосов - констебль 1955 - «Последняя сенсация» М. Режиссер: Э. Краснянский - Бушмен 1955 - «Клоп» В. Плучека и С. Юткевича - шафер, двуполое четвероногое 1955 - «Поцелуй феи» З. Гердта, М. Плучека - Гобле 1957 - «Квадратура круга» В. Постановка Г. Плучека - Иван Иванович 1957 - «Мистерия-буфф» В. Плучека - англичанин, Вельзевул 1957 - «Дамоклов меч» Н. Плучека - боксер 1957 - «Обнаженная со скрипкой» Н. Плучека - Фабрис 1958 - «Золотой теленок» по И. Ильфу и Е. Краснянский - Корейко 1959 - «Памятник себе» С. Плучека - Почесухин 1960 - «Двенадцать стульев» по И. Режиссеры: Э.
20 интересных фактов об Анатолии Папанове
народный артист СССР, лауреат двух Госпремий, человек, чьим голосом говорил самый известный Волк страны из мультипликационного фильма. народный артист СССР, лауреат двух Госпремий, человек, чьим голосом говорил самый известный Волк страны из мультипликационного фильма. 2006 — Анатолий Папанов (из цикла передач телеканала ДТВ «Как уходили кумиры») (документальный). Читать биографию Анатолий Папанов История • Карьера • Личная жизнь • Творчество Подробности музыкальной деятельности и интересные факты Заходите и читайте!
Ударилась головой о руль: дочь Анатолия Папанова попала в аварию в центре Москвы
Биография актера советского театра и кино Анатолия Дмитриевича Папанова полнится большим количеством поистине трагичных эпизодов. Анатолий Папанов биография. 68-летняя актриса за рулем автомобиля попала в ДТП. Елена Папанова отказалась от врачебной помощи. 31 октября исполняется 100 лет со дня рождения Анатолия Папанова. С 1948 года Анатолий Папанов — актёр Театра Сатиры в Москве, куда перешел, откликнувшись на предложение режиссёра Андрея Гончарова. Анатолий Дмитриевич Папанов родился 31 октября 1922 года в Вязьме Смоленской губернии.
Ударилась головой о руль: дочь Анатолия Папанова попала в аварию в центре Москвы
Читать биографию Анатолий Папанов История • Карьера • Личная жизнь • Творчество Подробности музыкальной деятельности и интересные факты Заходите и читайте! Он сумел убедить педагогов ГИТИСа, в том, что победит свою хромоту, сыграет в кино и в театре больше сотни ролей. Сегодня мы вспоминаем советского актёра, уч. Советский актер театра и кино.
КИНОИГРА: Анатолий Дмитриевич Папанов
После института Папанов вместе с Надеждой Каратаевой, женой и сокурсницей, уехал в Клайпеду, где открылся русский драматический театр. Там он и сыграл свою первую роль, Сергея Тюленина в спектакле «Молодая гвардия». Вернувшись в Москву, супруги начали работать в Театре Сатиры, и Анатолий Дмитриевич сыграл на этой сцене неправдоподобно много, года не проходило без премьеры. Однако лучшие роли он получил лишь после сорока, причем сразу по трем фронтам — и в театре, и в мульткино, и в кино постановочном. Счастливое время - у него, наконец, появилось такое бесценное для актера право, как право выбора, редкость для этой зависимой профессии.
Будучи уже всенародным любимцем, он порой сетовал, то ли в шутку, то ли всерьез, что, мол, мульти-волки таки перегрызли его биографию - волков он озвучивал не только в «Ну, погоди! Доходило до смешного: зрители на его творческих вечерах просили актера …зарычать по-волчьи. Папанов озвучивал и Шерхана в «Маугли», и бесконечных медведей, и даже…гуся, не говоря уже о Водяном и Людоеде - в «Коте в сапогах». Но в каком бы обличье, собственной персоной или при помощи голоса, Папанов ни появлялся, его узнавали по особенному тембру, который идеально ложился на сказочные персонажи.
В кино талант Папанова, умеющего быть разноликим, неожиданно разным, первым распознал Эльдар Рязанов, пригласивший его на роль Крохалева, мимикрирующего в зависимости от обстоятельств и принимающего то один, то другой облик.
Происшествие на заводе В 1941 году в жизни Папанова произошло событие, едва не сломавшее ему судьбу. Когда Анатолий Дмитриевич работал литейщиком, кто-то из его напарников выкрал из шарикоподшипникового предприятия несколько деталей. В те годы за такое преступление можно было серьезно поплатиться. После обнаружения кражи прибыл наряд милиции. Арестована была вся рабочая бригада, в том числе и будущий артист. На время допроса все подозреваемые были закрыты в Бутырке. Только спустя девять суток следователи смогли убедиться в том, что наш герой не имеет к этому делу никакого отношения.
Папанов был отпущен домой. Война В первый же день Великой Отечественной войны девятнадцатилетний Анатолий отправляется на фронт защищать свою Родину. Папанову удалось сполна изучить тяжелую солдатскую профессию. За отважную службу Анатолий Дмитриевич удостоился звания старшего сержанта и был назначен командиром зенитной батареи. В 1942 году будущего артиста отправляют на Юго-Западный фронт. Тогда, в одном из боев, вблизи Папанова упал немецкий снаряд. После его разрыва большая часть осколков прошла мимо Анатолия Дмитриевича, кроме одного, который угодил актеру прямо в ногу. Ранение было настолько тяжелым, что Папанову пришлось ампутировать два пальца.
После того как Анатолий Дмитриевич около полугода пролежал в госпитале, несмотря на все его уговоры, он был комиссован и отправлен домой. Глядя на жизнерадостные фото с Анатолием Папановым и не скажешь, что этому человеку пришлось столько всего пройти. Учеба Домой после службы актер вернулся в 1942 году с удостоверением инвалида третьей группы. Однако это не избавило его от мечты стать артистом. Но несмотря на это, юноше, опирающемуся на палочку, все же позволили прочесть стихотворение. Комиссия настолько была удивлена актерским талантом Папанова, что не просто приняла его в ряды студентов ГИТИСа, а зачислила его сразу на второй курс. С первых же дней занятий Анатолий Дмитриевич, несмотря на состояние своего здоровья, стал усердно работать. Преодолевая сильную боль в ноге и не давая себе поблажек, он наравне со всеми занимался танцами и гимнастикой.
Проблемы со здоровьем начали понемногу уходить только к четвертому курсу. Только тогда Анатолий Дмитриевич смог отказаться от своей трости. Помимо этого, у Папанова имелась и другая проблема — произношение.
Сегодня мало, кто помнит фильм «Отцы и деды», и очень, очень зря. Во-первых, актерский состав здесь просто звездный.
Во-вторых, сам сюжет, хоть и незатейлив, но довольно оптимистичен. Пенсионер, дед со стажем, вдруг решил… женится! Однако дети и внуки предостерегают: поздновато дед Луков задумался о семейном счастье… Съемки фильма проходили в Смоленске. В один прекрасный день жители города с изумлением обнаружили, что на берегу Днепра появился новый дом — дом Луковых. Смотреть на это чудо сбегались не только школьники, но и взрослые.
А некоторые смоляне до сих пор вспоминают, как собирали кошек для эпизода с крепостной стеной когда из стены внезапно выскакивала куча усатых-полосатых. По словам близких артиста, Анатолий Папанов, уроженец Вязьмы, был очень рад работать на родине. Он с восторгом принял известие о том, что «Отцов и дедов» будут снимать именно в Смоленске. Генерал Серпилин стал первой драматической ролью актера. Он увидел Папанова в спектакле «Дамоклов меч» и сразу же понял, вот он — Серпилин!
Удивительно, но факт: Анатолий Дмитриевич поначалу отказывался идти на пробы, считая свое лицо совершенно не пригодным для серьезного кино.
За необычайно короткое время с 1961 года по 1965 он успел сняться в восемнадцати лентах. Известность же и народную любовь ему принесла роль в комедии «Берегись автомобиля» 1966 г. За ней последовала «Бриллиантовая рука» 1968 год , «Джентльмены удачи» 1971 г. Отметился он и мультипликации, озвучив Волка в «Ну, погоди! Кроме комедийных ролей, удавались Папанову и серьезные роли, в которых он мог раскрыть свой талант драматического актёра.
95 лет Анатолию ПапановуАнатолий Папанов, биография, новости, фото - узнай вce!
Анатолий Папанов - биография, фильмы, личная жизнь, причина смерти | Биография советского актера Анатолия Дмитриевича Папанова: личная жизнь, юность фронтовика, дочь. |
Биография начинающего артиста. | 1974 — Анатолий Папанов и Клара Румянова озвучивают мультфильм «Ну, погоди!» выпуск 8. |
Душное лето 87-го. Как жил и умер Анатолий Папанов | Анатолий Папанов был награжден орденами Трудового Красного Знамени (1981), Отечественной войны I и II степеней (1985, 1975), Октябрьской революции (1986). |
Анатолий Папанов биография личная жизнь: детство, юность, фильмы | Любимый многими советскими и российскими зрителями Анатолий Папанов прошел ВОВ, был тяжело ранен и стал инвалидом 3 группы. |
От комедии до трагедии: пять любимых ролей Анатолия Папанова
Ударилась головой о руль: дочь Анатолия Папанова попала в аварию в центре Москвы | народный артист СССР, лауреат двух Госпремий, человек, чьим голосом говорил самый известный Волк страны из мультипликационного фильма. |
Анатолий Папанов - биография, новости, личная жизнь | Анатолия Папанова многие считали комическим артистом, при этом в душе он всегда оставался трагиком. |
Биография Анатолия Папанова | Биография советского актера Анатолия Дмитриевича Папанова: личная жизнь, юность фронтовика, дочь. |
Папанов, Анатолий Дмитриевич — Википедия с видео // WIKI 2 | В 1937 году Анатолий Папанов впервые появился на экране — сыграл эпизодическую роль в картине «Ленин в октябре», участвовал статистом в съемках фильмов «Суворов», «Минин и Пожарский», «Степан Разин». |
Папанов Анатолий Дмитриевич | Советский актер Анатолий Папанов сыграл множество запоминающихся ролей. |
От комедии до трагедии: пять любимых ролей Анатолия Папанова
68-летняя актриса за рулем автомобиля попала в ДТП. Елена Папанова отказалась от врачебной помощи. о жизненном пути Анатолия Папанова читайте на нашем сайте. 5 августа скончался Анатолий Папанов (1922-1987), который имел шансы умереть много раньше, как на поле боя, так и от водки. Советский актер Анатолий Папанов сыграл множество запоминающихся ролей. Анатолий Папанов мог еще так много успеть, но скончался от сердечного приступа в возрасте 64 лет.