Прогноз погоды. номер метеостанции, наблюдения с 1 февраля 2005. Сегодня, 16 апреля 2024, погода в населённом пункте Восток будет облачной, прохладной и ветреной, осадков не ожидается. Location: станция Восток, AAT, Antarctica [-78.4666673,106.7996653]. На российской полярной станции "Восток" заканчивается смена зимовочного состава. восток Азии: 00 UTC 03 UTC 06 UTC 09 UTC 12 UTC 15 UTC 18 UTC 21 UTC.
Погода в Восточной на неделю
Владимиром Путиным и Александром Лукашенко. Станция Восток находится в центральной части Антарктиды на расстоянии около 1500 км от побережья и почти в 3 500 метрах над уровнем моря. Станция Восток расположена не на Южном полюсе, а на полпути между ним и прибрежной станцией Мирный.
Погода в Кировском районе
Кроме того, можно было пообщаться с радистом и узнать от него последние известия или же помочь метеорологу выполнить ежедневные измерения. А вот работник ночной смены, аспирант Дмитрий Васильев, в это время начинал научные эксперименты. В перспективе это позволит ускорить процесс и снизить риск простоев оборудования из-за неисправностей. Для проведения экспериментов мы забурили примерно в 700-та метрах от станции скважину глубиной 30 метров, апробировали наш метод, а также получили ледяной керн и шламовые частицы, которые после изучали в гляциологической лаборатории", — рассказывает Дмитрий.
Тем временем дневная смена обсуждала предстоящие задачи и на 8 часов включалась в цикл работ. От буровой установки во время своей смены команда практически не отходит, но задачи перед ней стоят разноплановые. От управления лебедкой на всех этапах работы до обслуживания бурового снаряда: его сборки и разборки, извлечения кернов, замены шламовых фильтров, проверки работоспособности различных узлов установки, подготовки оборудования для следующего рейса.
Библиотека на станции состоит в основном из специализированных книг. Например, я изучал техническую документацию по строительству бурового комплекса 5Г имени Бориса Кудряшова, поскольку эта информация пригодится нам при проектировании нового современного комплекса, а мой коллега — международное право в Антарктиде. Погулять на Востоке толком негде, ведь вокруг ледяная пустыня.
Вот на станции Прогресс, которая находится на берегу, — можно, но сначала следует сообщить маршрут следования радисту и получить у него специальное оборудование", — говорит Вячеслав Кадочников. Однако, по словам Дмитрия Васильева, никто не воспринимал это как излишнее обременение и, тем более, обузу: "Мы спешили реализовать все свои планы, ведь сезон — не резиновый, а в Петербурге выполнить натурные эксперименты попросту невозможно. К тому же, чем еще заниматься?
Сидеть и тосковать по дому, по близким людям даже в выходной день совершенно не хочется. Однако поскольку время было уже позднее и повара к тому моменту заканчивали работу, вопрос своего "бригадного" ужина ученые решали самостоятельно. Вячеслав рассказывает, что в их бригаде в прошлом сезоне большой популярностью пользовалась китайская еда, переданная когда-то российским учёным их коллегами из КНР.
Под станцией находится ледяной покров толщиной 3700 метров, а ложе ледника находится приблизительно на 200 метров ниже уровня моря. Этот комплекс разработан с учетом экстремальных климатических условий и полностью обеспечивает безопасность полярников. В сочетании с низким содержанием кислорода, сухим воздухом и сильным ультрафиолетовым излучением, условия работы здесь являются крайне экстремальными. Несмотря на все трудности, полярники, ученые и другие специалисты живут и работают на станции, проводя важные исследования. Новый комплекс обеспечивает не только безопасность полярников, но и предоставляет им более комфортные условия проживания и работы. Это важный шаг в развитии научных исследований и освоении Антарктиды. При изучении документации стало ясно, что архитектурное решение не соответствует требованиям российских норм и не удовлетворяет потребностям людей, которые будут проживать и работать на станции.
В частности, в иностранном проекте были применены горючие материалы для отделки стен и потолков, не учтено огромное выделение статического электричества, что влечет за собой выход из строя всей электронной техники.
Воды столько, что автомобилям приходится выезжать на встречную полосу движения, «из трех полос две полосы просто залиты водой», «Я нахожусь сейчас на проезде Серебрякова, аварий покамест я еще не наблюдал, а вот то, что во многих местах затоплено, да, то есть канализация не справляется», — цитирует СМИ таксиста. Департамент транспорта столицы заявлял, что местами задерживается городской наземный транспорт, при этом приходится оперативно изменять некоторые маршруты. Как сообщал специалист «Фобоса» Евгений Тишковец, ожидается выпадение 10—12 мм осадков. А во второй половине дня дождя уже не будет.
В связи с этим, конструкции стен, полов и потолков были полностью переделаны. Организованы выходы на кровлю для обслуживания оборудования, а также предусмотрены механизмы для подъема грузов на станцию. В результате от первоначальной идеи осталась только модульная система из пяти блоков.
Модульность конструкции обусловлена необходимостью автономной работы каждого из блоков в случае непредвиденной ситуации. Для этих же целей было разнесено расположение резервных дизель-генераторов для обеспечения жизнедеятельности. Был учтен печальный опыт, связанный с заносом уже существующей станции. Таким образом, новый комплекс состоит из пяти модульных блоков, общая площадь которых превышает 3000 квадратных метров. В зимний период в нем предусмотрено комфортное размещение до 15 человек, а в сезонный период до 35 человек.
Прогноз погоды в городе Восток
И все же в первую очередь — баня! До этого говорили с надеждой: перезимуем. Теперь уже уверены были: перезимуем! Банились первый раз 1 мая. Для каждого заготовили веселый билет-приглашение. За стол после бани вызов копоти! В тот же день впервые после пожара устроили развлечение. В большом человеческом мире картину эту справедливо корили за пустоватость, а нам сейчас она в самый раз… Подводили итоги житья-бытья от пожара до бани. Чувствуем: жили и действовали правильно». О хлебе насущном, о еде и воде… С водой в Антарктиде дело обстоит так.
Вблизи побережья есть озера пресной воды, и тут проблем никаких — хоть залейся. В Мирном воду, помню, вытаивали изо льда — в ледяную толщу опускали электрический нагреватель и из каверны качали воду. На Востоке воду всегда «пилили». Загодя, в не самое лютое время каждому из зимовщиков полагалось напилить тысячу штук снежных блоков. Этого вполне хватало на щи, на чай, на компоты, на баню, на мытье посуды, на все остальное. Снег заготовили, напилили и в этот раз, но пожар его съел. И теперь заготовка воды стала делом ежедневной необходимости. Мне дали посмотреть снимок: двое людей, согнувшись, тянут на санках три глыбы снега. Комментирует снимок инженер-геофизик ленинградец Дмитрий Дмитриев.
В сущности так ведь и было — блокада. Одно отличие — не бомбят и с харчами в порядке. Мороз — семьдесят шесть градусов, санки по здешнему снегу тащатся еле-еле. Но надо было идти пилить Антарктиду, без воды, как без тепла, — крышка. И это еще ничего — светло! Скверно было пилить в потемках — частенько привозили снег с сажей. Однажды сутки топили баню, а натаяли воду — из крана пошли чернила. Забавно вспоминать, а тогда мы чуть не плакали от досады». На Востоке много воды идет на питье.
Антарктида, все высушивая, вымораживая, с этой же меркой подходит и к человеческому организму. Обычную долю влаги из воздуха организм на Востоке не получает. Как в жаркой пустыне, тут постоянно хочется пить. И потому постоянно наготове был чай — растопленный снег, сдобренный ароматами тропиков Знаменитая фраза: «Чай не пьешь, где силы берешь? А с хлебом так: ели сначала сухари, но они скоро кончились. Надо было печь хлеб. Муки много, и мороз ей — ничто. Но как пекарню наладить на «керосинке»? Экспериментировать взялся аэролог Иван Козорез — начал с пресных лепешек на сковородке.
Ничего, ели эти проткнутые вилкой «для пышности», подгоравшие и вкусом, конечно, далекие от самаркандских лепешки, окрещенные «козорезиками». Потом обнаружилось: дрожжи мороз не убил. Стали пробовать квашеный хлеб выпекать. Получился не сразу — снизу горит, а середина сырая. Вот тогда и придумал Иван Козорез свой «хлебный комбайн». Я, полагая, что буду сейчас посвящен в секреты еще не патентованного открытия, подкатился к Ивану с большим блокнотом: ну-ка выкладывай все без утайки. Зарисовал я пекарню: сковородка на печке слегка приподнята и поставлена на пустую консервную банку, сверху же все накрыто большой кастрюлей. В целом — что-то вроде духовки. Агрегат немудреный, но тем и хорош, что прост.
Один недостаток был у пекарни — ничтожная производительность. Месит, квасит Козорез тесто, печет три часа, а результат — три кило хлеба. На большую ораву с большого мороза пришедших людей это как ленинградская норма в блокаду. И по этой причине пек хлеба свои Козорез непрерывно: один — на завтрак, два — на обед, два — на ужин. Всю зимовку при хлебе и состоял. Работа «не фронтовая», с точки зрения людей пиливших, рубивших, ворочавших на морозе железо. Будем, однако же, справедливы: всякий фронт без хлеба вскорости скиснет. И потому пекарю пекарево полагается воздавать. И в заключение надо сказать: не хлебом единым всегда жила Антарктида.
Зимовщики первых лет помнят в столовых блюдо с икрой для всех, кто желает. К Антарктиде тогда относились, как к космосу! Но за три десятка без малого лет рыба икру стала метать куда экономней. За это же время Антарктиду обжили так, что вполне прижилась в ней икра кабачковая. И ее тут любили. Но в этот раз многие банки, железные и стеклянные, мороз разорвал. Попортил мороз картошку спасенной хватило лишь до июня , убил лук. И хотя продуктов было немало, того, что «хотела душа», было либо в обрез, либо не было вовсе. И поскольку еда в Антарктиде — фактор исключительной важности, особенно на Востоке, особенно при такой драматической зимовке, возникли тут некоторые напряжения вокруг пищи.
Чего же особо «хотела душа»? Но повар Анатолий Калмыков при всем желании не мог налепить пельменей на всю нашу братию. Летчики глядели на нас как на пришельцев с того света, спросили: ребята, чего бы вы хотели сейчас поесть? В мечтательно-теоретическом плане мы заявили: теперь бы картошки и яичницу с луком… Каково же было изумление наше, когда минут через двадцать зовут нас летчики к столу, покрытому старой антарктической картой. Й что мы видим? Жареную картошку и яичницу с луком! Сразу почувствовали, что возвращаемся к человеческой жизни». Будни Маленький движок был ненадежен. Его берегли — давали передохнуть, заводили прогреть, сдували с него пылинки, «казалось, еще немного, и начнем приносить ему жертвы».
Можно это понять: движок обеспечивал связь. Четыре раза в сутки Восток заявлял о себе сводкой погоды, радиограммами близким и сам жаждал вестей. Радисты на Молодежной и в Мирном ждали в эфире Восток, принимали его немедленно, поощряли объем радиограмм. Это единственное, чем можно было помочь терпящим бедствие. Его чихания, его изношенные постукивания принимались как болезнь близкого, дорогого человека». Завтра его посмотрим, — сказал за ужином Борис Моисеев. Дизелями на Востоке не разбрасываются. И если уж дизель отправлен на свалку, то там ему и место. И все же решили как следует посмотреть.
Посмотреть… Если бы это был примус — принес, поглядел, выкинул, если негоден. А в дизеле с генератором более тонны. Помножьте вес на шестьсот метров расстояния от свалки до места под крышей, не забудьте, что мороз при этом семьдесят шесть, а воздух такой, что сердце работает на тройных оборотах. Есть трактор. Но никто никогда на Востоке в такие морозы трактор не заводил. Говорят, попытка не пытка. Но эта попытка пыткой и была. Стали разогревать трактор. Не факелами, конечно, как это делает тракторист где-нибудь в средних широтах при минус двадцати пяти.
Разыскали грелку для самолетов. Зажгли в ней солярку, брезентовый тоннель подвели к трактору. Сутки грели. И начали заводить. Горемыка трактор поддался насилию, но отозвался только двумя цилиндрами. Этой полуобморочной механической силы все же хватило протащить дизель на нужное расстояние… Спасибо, трактор, ты сделал, что мог! Теперь в дело пойдет «раз, два — взяли! На талях, с немалой смекалкой, через каждые двадцать минут согреваясь у печки чаем, затащили заиндевевший, каленный морозом списанный механизм под крышу. Но можно ли теперь ее оживить, когда поршни приржавели к цилиндрам, когда многие детали стали негодными?
В любой ремонтной мастерской при нормальных рабочих условиях от возни с такой техникой справедливо бы отказались — мертвое дело. Тут же некуда было податься. Я записал все этапы реанимации дизеля и генератора. Сергей Кузнецов «отпаривал» керосином к цилиндрам приросшие поршни, часами пропадал на пожарище, примеряясь, какая деталь от сгоревших машин может сгодиться. Борис Моисеев и Валерий Лобанов, грамотные, опытные инженеры, уходили от агрегата только поспать. Многое зависело от инженера-электрика Владимира Харлампиева. В прошлом чья-то неопытная и неряшливая рука, ремонтируя, все перепутала в генераторе, и теперь надо было решить задачу со многими неизвестными, все заново в генераторе перебрать. Владимир Харлампиев: «Все держалось на самолюбии и крайней необходимости». И наступила минута проверки всего, что сделали.
Изобретатель Дизель, наверное, волновался меньше, когда опробовал свое детище, чем эти двадцать блокадников Антарктиды. Не сразу, почихав, покапризничав, двигатель заработал. Не знаю, кричали «ура! С этого дня многое в жизни зимовщиков сразу переменилось. Появилась еще большая уверенность в своих силах. Не надо было дрожать над единственным хлипким движком. Долой коптящие парафиновые свечи! Может работать станок. Можно сваривать и паять.
И самое главное, теперь уже можно было подумать о продолжении научных работ. Мне трудно судить, сколь значительным был вклад Востока в копилку науки за эту зимовку. Ситуация сложилась, как при аварии на космическом корабле, который не мог какое-то время покинуть орбиту. И за то вам спасибо» — так, наверное, думали в Москве — Ленинграде. Но сами зимовщики считали важным продолжить дела, ради которых тут находились, ради которых Восток существует. Правда, не все оказалось возможным. Энергоемкие исследования возобновить не пришлось. И аэрологу Козорезу, например, волей-неволей пришлось совершенствовать хлебопечение. А магнитолог Михаил Гусев свою программу полностью выполнил.
С пуском второго дизеля тоже раскопали в снегу на свалке! Нет худа без добра — уникальная возможность наблюдать человека «в суперэкстремальной обстановке» представилась врачу-исследователю Аркадию Максимову. Образец выдержки, дисциплины, «воплощение служебного долга» показал на зимовке метеоролог из Тарту Велло Парк. Лишь на один день, 12 апреля, Велло прервал свои наблюдения. Все дальнейшее время, в сутки несколько раз, он пунктуально появлялся на своем полигоне. Ни единого пропуска, ни единого опоздания! Четыре раза в сутки мировая служба погоды получала известия с важнейшей точки планеты. Тех, кто знал о ЧП на Востоке, этот ручей информации успокаивал: станция живет и работает. Полуночные сводки погоды по радио со словами «в Антарктиде на станции Восток было сегодня минус семьдесят девять» для родных и близких зимовщиков были, конечно, тревожными.
Но тревогу вызывала лишь сила мороза. Никто не знал, в каких условиях действует станция. Для Востока 1982 год был юбилейным — двадцать пять лет основания станции. Это давало повод вспомнить все, что тут, на Востоке, происходило за немалое время, кто сколько раз зимовал, как проходили зимовки. Получалось: эта юбилейная оказалась и самой трудной. Юбилей был отмечен. Валерий Головин подарил друзьям нарисованные им пейзажи станции. Борис Моисеев на станке наточил из бронзовой чурки медалей, а Валерий сделал на них бормашиной нужную гравировку. Был изготовлен серийно шутливо-серьезный диплом… Антарктида между тем тоже юбилей отмечала.
Рекордный для этой точки мороз ей выжать не удалось — 28 августа было «лишь» восемьдесят пять градусов. Зато в августе — сентябре крайне низкие температуры держались рекордное для Востока время — почти двадцать дней. И ветром тоже «порадовала» Антарктида: за двадцать пять лет впервые тут наблюдался штормовой ветер — двадцать семь метров в секунду! К счастью, мороз и ветер тут действуют не сообща. При больших морозах наблюдается штиль. Но и тридцать три градуса в сильный ветер — это не лучше самых низких температур. Надо было напилить снегу, натаскать керосину, а я в очках». Как уберечься от холода, если все-таки надо обязательно выходить из-под крыши? Спасают унты.
На голове — подшлемник, дышать надо через двойной оборот шарфа. Часто моргаешь, иначе смерзаются веки. Тут легко убедиться — природа не зря оставляет мужчинам растительность на лице: борода и усы помогают в мороз… В тепло первыми просятся ноги. Не чувствуешь ног — скорее к печке, к горячему чаю. Но не бегом, при сильном морозе бежишь как в безвоздушном пространстве». Можно ли привыкнуть к таким холодам? Амундсен утверждал, что нет. Однако опыт многих полярников говорит об обратном. Привыкают люди и к холодам.
Всего шестьдесят градусов. Я не пользуюсь унтами, хожу в валенках, даже если надо работать на воздухе более часа. Общее мнение: легко отделались. Начальнику станции много мучений доставил поврежденный палец правой руки. Палец долго, но неуспешно лечили, и пришлось его все-таки ампутировать. Других серьезных болезней не наблюдалось. К врачу обращались по поводу миозитов, бронхитов, радикулитов. Но это — «семечки» для зимовки столь необычной. Чем объясняется это благополучие?
Ведь людям, как никогда ранее на Востоке, приходилось много работать на воздухе! Врач Геннадий Баранов: «Ну, во-первых, в Антарктиду отбираются люди крепкие и здоровые. Во-вторых, опыт двух пострадавших многому научил. И в-третьих, встряска этой зимовки, возможно, как на войне, пробуждала защитные силы организма. Бывали случаи, мне казалось: заболеют, обязательно заболеют… Нет, проносило». Ни единого разу не заболел, не обращался к врачу якутянин-магнитолог Михаил Гусев. Привычка к холоду? Может быть. Но возможно, дело в другом: Михаил Гусев — спортсмен, гимнаст.
Здоровье его на Востоке — не лучшая ли агитация укреплять себя спортом! Все на зимовке страдали расстройством сна. Это всегда тут бывало в полярную ночь. В этот раз положение усугублялось отсутствием четкого ритма работы. Нервное напряжение было очень высоким, «к октябрю истощили запас транквилизаторов». И запись в дневнике Аркадия Максимова в этом смысле красноречива: «Ночь до крайности всех измотала. Это они-де шлют нам напасти. Мы не на шутку встревожились. Сон постепенно у всех наладился».
В этих суровых буднях были, конечно, светлые дни и часы. Все станции, как журавли ночью, перекликаются по радио, поздравляют друг друга. Теперь дело пойдет к теплу и свету, подъем на гору завершился, теперь будет с каждым днем легче, а там, глядишь, — и домой. Но долго после пиковой точки еще тянется ночь на Востоке. И каждый день эта весть подтверждалась. А 23 августа все вышли встречать светило. Вышли его встречать. И оно в точном соответствии с космическим расписанием появилось. В 13 часов 30 минут все построились у флагштока.
Укрепили и подняли новый флаг, прибереженный Валеркой Головиным, старый на ветрах и морозе истрепался до маленьких лоскутков. Момент — сердце разрывается от волнения. Над горизонтом — шар солнца, а тут, на мачте, поднимается флаг нашей Родины Ощущение такое, будто новая жизнь начинается». Хороший и такой естественный тут, на Востоке, праздник, конечно, отметили. Выпустили даже стенную газету с названием: «Горит Восток зарею новой». Еще одним праздником было сообщение: из Мирного на Восток вышел санно-тракторный поезд — четырнадцать «Харьковчанок» и тягачей с грузом. Было это 20 октября. С того дня радист Валерий Головин каждое утро вывешивал бюллетень: сколько прошли, какие помехи в пути, что чинят, что бросить пришлось на дороге. Поход на Восток — адская, нечеловеческая работа.
В 1963 году я летал к такому поезду в глубь Антарктиды — возили запасную коробку передач. Пятнадцать человек на руках выхватили нас из самолета — так были рады! Помню обветренные, загорелые, чумазые, однако на удивление веселые лица. Как ставили привезенную нами запчасть при минус сорока четырех, при сильном ветре, на высоте три тысячи метров? Представить себе не могу. Мы улетели, они остались. С того дня храню ощущение: нет работы на Земле тяжелее, чем эта, в походе по Антарктиде. На этот раз поход торопился. Вел поезд Николай Филиппович Зайцев, хорошо понимавший, как ждут на Востоке прорыва блокады.
Шли с потерями, неизбежными на этом пути. Из четырнадцати тягачей и «Харьковчанок» добрались до цели лишь десять. А на Востоке, конечно, ждали. По радио точно было известно, в какой день, на каком километре поход. Стали забираться на крыши: не видно ли дымков? И вот 23 ноября дымки показались. А потом и темные точки. С опережением всех прежних сроков санно-тракторный поезд пришел на Восток. Прибывающих вышли встречать далеко за околицу.
Грянули залпы ракет из самодельной двадцатиствольной «катюши». Крики, объятия… Кому непонятна эта минута! И она их ждала с водой из чистого снега, с чаркой после пара… Через неделю, 2 декабря, оставив грузы, уже налегке поход отправился в Мирный. В этот день начальник станции Петр Астахов зафиксировал редкое для Востока явление: появился поморник. Птицы эти живут исключительно на побережье. Какая сила заставила поморника пролететь полторы тысячи километров в глубь безжизненных льдов? Летел по следам поезда, подбирая отбросы, или птицам, как и людям, ведомы страсти исследователей? В буднях было напряженное время работы. Но были часы, когда надо себя куда-нибудь деть, чем-то занять.
На этот вопрос было много разных ответов. Аркадий Максимов много фотографировал и вел дневник. Иван Козорез в паузах хлебопечения тоже изливал дневнику свою душу. Грубоватый и доверчивый, как ребенок, сварщик Валентин Морозов обладает золотыми руками в сочетании с хорошим вкусом. Это он дарил ребятам на именины ювелирной работы парусники из нержавеющей стали, африканские маски, корабли викингов. Валерий Головин рисовал. Ученый человек Дмитрий Дмитриев прославил себя вязанием из распущенного каната первоклассных банных мочалок. Петр Астахов любил стрелять дробью по пустым, взлетающим с помощью специальной машинки банкам. Валерий Струсов находил удовольствие в просмотре одних и тех же цветных фотографий.
Уже на корабле, увидев его за этим занятием, я попросил разрешения глянуть. На снимках был весенний березовый лес, деревенский двор с курами и гусями, на одном снимке — молодая женщина, на другом — девчурка лет четырех с веником… Любопытно, что эти снимки у Струсова часто просили посмотреть то один, то другой. И пожалуй, излишне объяснять, почему. Общим для всех развлечением было кино. За несколько лет на Востоке скопилось более шестисот фильмов. Из них «полный кассовый сбор» могли тут сделать лишь три-четыре десятка картин. Остальные — целлулоидная макулатура, которой прокат Антарктиду снабжает по принципу «бери что дают».
В двух жилых блоках находятся лаборатории, личные комнаты, кухня, столовая, зона отдыха, спортзал, сауна и медицинский центр с операционной. В двух инженерных блоках расположены котельные, склады, электрощитовые с генератором. Пятый блок представляет собой гараж и мастерскую.
Внутри очень тепло!
Именно там была зафиксирована самая низкая температура на планете, и именно там прошлой зимой в течение месяца и 10 дней работали исследователи Горного университета. Это без преувеличения уникальное место, ведь под толщей ледяного панциря, на глубине свыше 3700 метров находится реликтовое озеро Восток, которое свыше миллиона лет было изолировано от земной атмосферы. В перспективе буровики петербургского вуза планируют взять из него пробы воды, уже в третий раз за историю, и, впервые, — образцы донных отложений.
Еще одна задача — получение из нового ответвления в стволе скважины кернов льда, возраст которых составляет сотни тысяч лет. Изучение этих цилиндров позволяет понять, какие процессы происходили в атмосфере Земли в момент их формирования и к каким последствиям они привели. Благодаря этим исследованиям и постижению закономерностей в данной области знаний, прогнозы климатических изменений, которые делают ученые, становятся значительно точнее. Полярники работали в три смены по 8 часов: утреннюю, дневную и ночную, в каждой из смен — по три человека.
Такой распорядок позволял вести работу на станции круглосуточно. Первая смена обслуживала буровую установку с 8 утра до четырех, поэтому имела самый близкий к обычному распорядок дня. А вот работники дневной смены начинали бурение в 16 часов, поэтому вставали после полудня, завтрак к тому времени уже заканчивался, а потому они сразу шли на обед. Однако сначала отпускали подкрепиться предыдущую смену, в это время присматривая за оборудованием и полностью выполняя функции коллег на время пересменки.
Третья, ночная смена, начинала бурение в полночь и заканчивала в 8 утра. Во время нашей экспедиции температура воздуха колебалась от -30 до -50 градусов. Лучше валенок обуви еще не придумали, даже в век нанотехнологий. Опытные полярники подшивают их двойной или тройной подошвой, но нам, молодым ученым, с двумя парами шерстяных носков хватало и одной.
Без шерстяных носков, связанных бабулей с любовью, на Востоке делать нечего!
Прогноз содержит такие параметры, как характеристика состояния погоды, температура воздуха, вероятность осадков, количество осадков, преобладающее направление ветра, скорость сила ветра, атмосферное давление. Прогноз погоды на неделю составляется ежедневно и дается с разделением по 6 часов, таким образом что в прогнозе содержится погода на каждые ночь, утро, день и вечер. Погода на 7 дней также содержит прогноз на выходные.
Погода в Восточном на завтра
Поднялся столб черного дыма. На востоке Москвы произошел крупный пожар: видео | Антарктическая станция Восток была одной из станций, принимавших участие в федеральной целевой программе «Мировой океан»[31]. |
Комплекс станции "Восток" в Антарктиде - Hotel Present | Vostok Station, Антарктида, Антарктика's morning weather forecast for today and the next 15 days. Includes the high, RealFeel, precipitation, sunrise & sunset times, as well as historical weather for that particular date. |
Сильный ливень с грозой накрыл Москву // Новости НТВ | "Несмотря на то, что расстояния между постройками на станции Восток небольшие, поначалу нам было очень тяжело между ними перемещаться. |
Прогноз погоды в Восточном | Новости о погоде и погодная аналитика обновляются по мере поступления информации. Восток — высокогорная станция, она находится на высоте 3488 м над уровнем моря. |
Погода в Востоке сегодня | Новости погоды. |
Синоптик Позднякова: к вечеру погода в Москве «успокоится»
Ранее в столичном отделении МЧС выпустили предупреждение о сильном ливне с грозой, а также о сильном ветре в Москве в ближайшие часы. Ошибка в тексте?
Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт ААНИИ — ведущий мировой научный центр по исследованию полярных областей Земли. Институт проводит весь цикл работ в высоких широтах в интересах Российской Федерации и коммерческих компаний. Научные подразделения института занимаются фундаментальными и прикладными исследованиями климата, процессов в атмосфере, ближнем космосе, морской среде и ледяном покрове. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8.
За 100 лет научной работы специалистами института организовано около 1100 экспедиций в Арктику и Антарктиду.
Тем временем дневная смена обсуждала предстоящие задачи и на 8 часов включалась в цикл работ. От буровой установки во время своей смены команда практически не отходит, но задачи перед ней стоят разноплановые. От управления лебедкой на всех этапах работы до обслуживания бурового снаряда: его сборки и разборки, извлечения кернов, замены шламовых фильтров, проверки работоспособности различных узлов установки, подготовки оборудования для следующего рейса. Библиотека на станции состоит в основном из специализированных книг.
Например, я изучал техническую документацию по строительству бурового комплекса 5Г имени Бориса Кудряшова, поскольку эта информация пригодится нам при проектировании нового современного комплекса, а мой коллега — международное право в Антарктиде. Погулять на Востоке толком негде, ведь вокруг ледяная пустыня. Вот на станции Прогресс, которая находится на берегу, — можно, но сначала следует сообщить маршрут следования радисту и получить у него специальное оборудование", — говорит Вячеслав Кадочников. Однако, по словам Дмитрия Васильева, никто не воспринимал это как излишнее обременение и, тем более, обузу: "Мы спешили реализовать все свои планы, ведь сезон — не резиновый, а в Петербурге выполнить натурные эксперименты попросту невозможно. К тому же, чем еще заниматься?
Сидеть и тосковать по дому, по близким людям даже в выходной день совершенно не хочется. Однако поскольку время было уже позднее и повара к тому моменту заканчивали работу, вопрос своего "бригадного" ужина ученые решали самостоятельно. Вячеслав рассказывает, что в их бригаде в прошлом сезоне большой популярностью пользовалась китайская еда, переданная когда-то российским учёным их коллегами из КНР. Но на Востоке, при температуре поверхности ледника -57 градусов, они могут храниться вечно, так что для нас такой подарок оказался как нельзя кстати. Мы обжаривали такие маленькие китайские пельмени с овощами и чем-то вроде крабовых палочек на сковороде, плавили сыр, добавляли специи.
Так что ужин получался хоть и поздний, но весьма вкусный", — заверяет он Любой из нас скажет, что хочет вернуться Конечно, по воскресеньям молодые люди работали меньше, чем в будни. Свободное время они обычно проводили вместе и не забывали об отдыхе.
Именно поэтому все сотрудники проходят перед отправкой в Антарктику серьезную медкомиссию.
Женщина и Антарктика - понятия совместимые? Алексей Туркеев: Женщины работают в экспедиции, но, как правило, только в сезонный период. Были случаи, что и знакомились в экспедиции.
Обширной статистики свадеб у меня нет, но один такой случай точно знаю. Много лет назад наши коллеги попробовали оставлять девушек на зимовку. Но у нас такой опыт не прижился, хотя в иностранных экспедициях это рядовое явление.
Интересные факты Сразу на нескольких антарктических станциях зафиксирована яркая температурная аномалия: в марте температура поднялась на 40 градусов выше нормы. На станции "Восток", в самом холодном месте на нашей планете, 18 марта было минус 17,7 градуса при среднестатистической норме для этого сезона почти минус 58 градусов и при том что в Антарктиде в этот период температуры должны стремиться к минимальным. Такие явления называют "волнами тепла", и они довольно распространены в Австралии.
Но в центральной части Антарктиды "волна" замечена впервые, что подтверждает общую тенденцию к потеплению климата. Тем временем Окончены все подготовительные работы для начала сборки нового зимовочного комплекса на станции "Восток". Завершить строительство рассчитывают через два года.
Существующий комплекс на станции полностью занесен снегом. Новый комплекс - это фундаментальное строение, по размерам сопоставимое с пятиэтажным домом на пять парадных. Он собирается из модулей, поэтому процесс пойдет быстро.
В пяти модулях, помимо служебных и жилых помещений, оборудованы медицинский блок с операционной, стоматологическим и рентген-кабинетом, барокамерой, кают-компания с бильярдом и кинозалом, спортзал и сауна. Предусмотрены многократный резерв по энергосбережению, замкнутая система водоотведения: питьевая вода, добытая из снега и льда, после использования будет проходить девять степеней очистки, а затем может быть применена для технических нужд", - подчеркнул директор ААНИИ Александр Макаров.
Погода в Востоке сегодня
Обновленная станция Почти все установленное в советское время оборудование безнадежно устарело, а самые первые строения занесены снегом. В связи с этим в 2019 году был представлен проект нового зимовочного комплекса. Сборку первых трех его модулей из пяти запланированных завершили в апреле 2023 года, доставив на гусеничных санях из порта строителей и нужные конструкции. Новые здания монтируются на трехметровых, напоминающих сваи опорах, которые должны предотвратить занесение строений снегом как минимум в течение нескольких десятилетий. Их суммарная площадь составит 2 тыс. Помимо жилых помещений, в новом зимовочном комплексе будут современные исследовательские лаборатории, многофункциональный медицинский комплекс с операционной, стоматологическим кабинетом и рентгеном, помещение для отдыха с бильярдным столом и кинозалом, а также сауна и спортзал. Для сбережения энергии в морозных условиях, вентиляция модулей снабжена рекуператором тепла: теплый воздух, выходящий из помещений, используется для нагрева свежего, а тепло выхлопных газов дизельных электрогенераторов применяется для отопления.
Напомним, станция «Восток» находится в центральной части Антарктиды на расстоянии около 1500 км от побережья и почти в 3 500 метрах над уровнем моря. Осадков здесь практически не бывает — среднегодовой уровень всего около 18 мм. Полярная ночь здесь длится 120 дней. В это время приток коротковолновой солнечной радиации полностью отсутствует, и температуру определяет длинноволновая радиация.
Узнав, что зимовщики возвращаются на Родину на теплоходе, я прервал отпуск и поспешил им навстречу. Это было необходимо — понимал: в Одессе они сразу окажутся в объятиях близких и разъедутся кто куда. Надо было встретиться с ними до прихода в Одессу. Прилетев на Канарские острова, я дождался шедшей из Антарктиды «Башкирии» и на ее борту познакомился с зимовщиками. Двадцать дней до Одессы я с ними беседовал — со всеми вместе и с каждым в отдельности… Трудной, нечеловечески трудной была зимовка. На пепелище Двенадцатого апреля Восток не вышел на связь. Проспал радист? Такого в Антарктиде не бывает, связь — дело святое. И все-таки, ну живой же радист человек… В сутки Восток на связь по графику выходил девять раз. Когда он не вышел в эфир во второй установленный час и в третий, все поняли: что-то случилось… Отсутствие связи — уже происшествие чрезвычайное. Но что за этим стоит? Размеры беды на Востоке в тот день никто предвидеть не мог. Вечер 11 апреля был на Востоке обычным. После бани поужинали. Смотрели фильм «Расследование». Поговорили в связи с этой картиной о житейских делах на далекой земле. Кто-то вспомнил: «Завтра День космонавтики… И весна. Уже на ивах, поди, барашки. И землей пахнет…» Вздохнули. Тут, на Востоке, апрель — глубокая осень. Солнце еще встает ненадолго над горизонтом. Но через десять дней — все, светила не будет — одна непрерывная, долгая ночь… Механики-дизелисты Алексей Карпенко и Сергей Кузнецов кино в этот вечер, как обычно, не посмотрели. С начала зимовки механики, хорошо понимая, что жизнь станции целиком зависит от исправности четырех стоявших рядком дизелей, работали по пятнадцать часов в сутки — перебирали по «косточкам» два запасных двигателя, пока два остальных, ни на минуту не замирая, снабжали станцию теплом, светом, электричеством для приборов, механизмов, радиостанции. В тот вечер после бани механики дали себе передохнуть. Сергей сейчас старательно вспоминает: о чем же они говорили в тот вечер? О них обязательно каждый вечер шел разговор…» Еще говорили «за жизнь». Карпенко поведал Сергею, почему решился поехать сюда, в Антарктиду, рассказал, что в последний момент раздумал, «но отказаться было уже неудобно» Рассказывал Алексей о своей студенческой жизни, об инженерной службе. Вспомнил места под Ленинградом, где любил бывать летом. Уже выключив лампочку, два механика уточнили, что будут делать завтра в первую очередь. Их жилье примыкало к ДЭС дизельной электростанции. Всегда был слышен гул дизелей. Друзья пожелали друг другу хотя бы во сне не видеть свои механизмы. Никто не знает, что снилось инженеру Карпенко в эту последнюю для него апрельскую ночь… Позже всех, как обычно, лег спать радист Валерий Головин. Быстро, в минуту, он перегнал в Мирный столбик цифр зашифрованной метеосводки — давление, облачность, влажность, температура. Температура с вечера была минус шестьдесят семь. В заключение своему другу в Мирном Василию Прошкину Валерий отстучал «73» — «наилучшие пожелания», щедро добавил еще «88» — «обнимаю». И радисты расстались до завтра. Сергей Кузнецов проснулся от запаха дыма. Включил свет. Прошел из «спальных апартаментов» в дизельную, где дежуривший в эту ночь третий механик Сергей Касьянов мыл в керосине поршневые кольца. Вместе прошлись, принюхиваясь, по ДЭС — ничего. Оделись, вышли наружу и сразу увидели пламя. Оно пробивалось сбоку жилой пристройки ДЭС. Механики бросились бить тревогу. Один побежал к телефону, другой — будить Карпенко… У меня на листах ребята нарисовали весь план Востока. Отдельно в крупном масштабе — ДЭС с пристройкой. Красным помечено место начала пожара и время — 4 часа 17 минут, когда заметили пламя. Стрелками показали, кто, когда и откуда, полуодевшись, бежал на пожар. Ночь, мороз за семьдесят. И пожар. Подобные ситуации в последние годы стали модными в фильмах ужасов. В мягком кресле кинотеатра сидишь, наблюдая, как мечутся люди, застигнутые бедой. Тут же была реальная жизнь. Живые люди бежали, поднятые криком: «Пожар! Никакая самая доброжелательная рука помощи не в состоянии сюда дотянуться… С детства помню пожар в нашем крытом соломой селе. Огонь подбирался к нашему дому. Помню отца на крыше. Солома покрыта веретьем. Цепочкой стоявшие люди непрерывно подавали отцу на крышу ведра с водой — отец опоражнивал их: одно — на себя, одно — на веретье. Помню отчаянный крик: «Мишка, прыгай — сгоришь! И крыша нашего дома вспыхнула. Памятно на всю жизнь. Но то была всего лишь беда, рядовая, распространенная в степных соломенных селах. Тут же была катастрофа. Каждый делал, что мог, для спасения. Синяки, ссадины, кровоподтеки, ожоги, сломанное ребро обнаружились позже. В эти же четверть часа отчаянной схватки ранений никто не почувствовал. Но сражение, сразу же стало видно, проигрывалось. Негорючие с виду стены алюминий и бакелит с прокладкой из стекловаты горели, выделяя удушающий дым. А что касается наполнения всей постройки, то все в ней, пропитанное соляркой и маслами, казалось, только и ждало огня. Надо знать Антарктиду. Она действует, как знакомый нам бытовой холодильник: вымораживает, иссушает. Все превращается почти в порох. Сухость такая же, как в Сахаре. И пожары — бич Антарктиды. Сколько их было тут, зарегистрированных и не помянутых на бумаге, с жертвами и без жертв! Первыми горели англичане на своей станции Хоп-Бей. Свирепствовали пожары в зимовку 1960—1961 годов. У нас в Мирном погибли восемь аэрологов сгорели в занесенном снегом жилье. У американцев на Мак-Мёрдо огонь поглотил на четверть миллиона долларов ценнейшего оборудования. Пожары случались в идущих по Антарктиде санно-тракторных поездах. Из вагонов люди выскакивали, как из горящих танков, и катались по снегу, сбивая огонь на одежде. А случалось, не успевали выскакивать. И в Антарктиде пожары трудно тушить. Нет воды… Курьез. Ведь именно тут скопился пресноводный запас планеты. На три четверти материк Антарктиды состоит из воды. Но вода эта твердая. Уже через двадцать минут опытный Борис Моисеев, чувствуя, как крыша ДЭС начинает «дышать» под ногами, крикнул: «вниз немедленно! Но дизели еще какое-то время стучали в забитой дымом постройке. Потом стихли — пламя набросилось на стоявшие рядом баки с горючим. Сражение проиграно. И все ли целы? При багровом свете едва узнавали друг друга — закопченные, в прожженной одежде, кровоподтеках. Одного не было! Сам Сергей выполз из едкого дыма на четвереньках в полуобмороке. Магнитолог Михаил Гусев бросился разбивать плексигласовое стекло окошка. Плексиглас не поддался. Да и напрасным был этот порыв — броситься, обвязавшись веревкой, в помещение станции: в толще ядовитого дыма уже светились языки пламени… Останки Алексея Карпенко нашли через день уже на остывшем пожарище. Анализируя его действия, поняли: Карпенко пытался тушить огонь изнутри запасом имевшейся там воды. Увидев тщетность усилий, схватил одежду и побежал в щитовую обесточить проводку. Так поступить предписывала инструкция. Оголяясь огнем, проводка могла стать причиной жертв при тушении. Но, выключив свет, сам Карпенко оказался в ловушке. В темноте и в едком дыму, теряя сознание, он, как видно, споткнулся у самой входной двери. Равнодушная Антарктида уже давно ведет счет своим жертвам. Первой из них была пятерка англичан во главе с Робертом Скоттом. С тех пор в Антарктиде навсегда осталось немало людей. Погибали от мороза и от пожаров, проваливались на тягачах в ледяные трещины, гибли при посадках самолетов на лед, при авариях вертолетов, при обвалах ледяного барьера у океана. Из наших первым в 1956 году погиб в Антарктиде молодой парень, тракторист Иван Хмара. В Антарктиде мне показали кинохронику высадки Первой Антарктической экспедиции. Тогда все еще было в новинку, все было неведомо. На морском льду рядом с кораблем забуксовал трактор. Горячий молодой Иван Хмара попытался вытолкнуть трактор из опасного места. У оператора, снимавшего в эту минуту панораму высадки экспедиции, не дрогнула в руках камера, и остались на пленке две секунды драматической гибели человека. Трактор нырнул под лед, как грузило, а за ним, встав на дыбы, ушли деревянные сани. Две секунды — и все. Оторопевшие люди стояли у зияющей полыньи. С тех пор прошло тридцать лет. Антарктида многому научила, заставила приспособиться к суровому своему нраву. Теперь существуют жесткие правила жизни и поведения человека на континенте: как одеваться, дышать, питаться, как строить жилища, ходить, на чем ездить, в какое время летать, как преодолевать трещины, что можно и что нельзя делать при здешних ветрах и морозах. Но возможно ли предусмотреть все? Сколько возникает непредвиденных ситуаций! И снисхождения от Антарктиды не жди. Уже в середине зимовки радист Валерий Головин, принимая известие, что и где в Антарктиде случилось, записал сообщение: «Поиски трех британских ученых у станции Фарадей прекращены». После шторма, взломавшего морской лед, ученые оказались отрезанными на небольшом острове. И никакого следа. Чаще всего так и случается — человек исчезает без последнего слова. Исключение — самая первая жертва белого континента. Роберт Скотт, медленно погибая, до последней минуты делал записи. Последняя строчка из его дневника: «Ради Бога, не оставьте наших близких». Эти пронзительные слова должны обязательно оживать в нашей памяти при каждом печальном известии с пути исследователей. По совпадению в этот же день предавали неласковой здешней земле прах капитана Ивана Александровича Мана. Прославленный полярник, с чьим именем связана вся история советских исследований в Антарктиде, умер дома, в постели, от старости. Перед смертью он попросил похоронить его в Антарктиде. Над могилой сказали: «Он пришел сюда в последний раз, чтобы остаться». Антарктида прочно входит в судьбу каждого, кто в ней побывал. Вернемся, однако, к утру 12 апреля. Пылает вся постройка ДЭС. И уже нет никакого смысла лихорадочно бросать в огонь бруски снега. Двадцать человек, сбившись в тесную группу, бессильные что-либо сделать, наблюдают, как на глазах у них исчезает основа всей жизни Востока, то, о чем со дня основания станции говорили грубовато, но точно: «Если в зимнюю пору на Востоке что-нибудь случится с дизельной — кранты! Мы вполне понимали — через час такой холод заберется во все пока еще теплые уголки станции. А до ближайшего в Антарктиде тепла — полторы тысячи ничем не преодолимых сейчас километров» из дневника А. В этих заметках часто будут встречаться строчки из его дневника. По-настоящему испугались только теперь, когда кончилась суета и когда отчетливо прояснилось все, что их ожидало. Но надежда еще была. Надежда темнела баками, стоявшими на санях в десяти шагах от огня. Загорятся или не загорятся? В ту минуту люди не знали еще, как смогут без дизелей распорядиться теплом, заключенным в солярке. Солярка, горевшая в баках ДЭС, посылала языки пламени и на этот главный запас топлива станции. Борис Моисеев: «Я думал: обязательно загорятся. Вначале ближние баки, потом и все остальные. И этот огонь будет для нас последним». Двадцать баков с соляркой стояли в эти минуты между жизнью и смертью двадцати человек. Огонь уже жадно лизал эти баки. Но мороз — диалектика! Огню еще надо было разогреть, растопить загустевшую до состояния джема солярку. И пока он эту работу проделывал, вдруг изменил направление ветер. Борис Моисеев: «Спасением это назвать еще было нельзя, но мысль лихорадочно работала: шанс появился! Сделаем печки-капельницы… На буровой есть движок, если запустим — будет радиосвязь… Продукты есть, надо лишь уберечь от мороза». Биологи доказали: пчела, в отдельности каждая, долго не проживет. Только сообщество пчел с разделением труда и функций приспособлено выжить. Двадцать людей разного возраста, специальностей, разного опыта выжить могли, лишь уподобившись пчелам. В тот драматический час людей мгновенно сплотила стихийная сила грозной опасности. Без промедления, но без паники. Разумно, целенаправленно, без ошибок — действовать. Не позабыли заснять пожар. Спустили воду из всех систем отопления — «что бы там ни случилось, придет час, на Востоке появятся новые люди. Надо максимально облегчить введение станции в строй». К первому очагу тепла, «керосинке» под названием «Алма-Ата», установленной в кают-компании, быстро, как только могли, стали таскать продукты со склада. Первая радость — в восемь часов Борис Моисеев запустил до этого позабытый всеми старый движок. Врач Геннадий Баранов: «Когда я услышал это слабое тарахтение, подумал: реанимация, пульс появился — значит, возможна жизнь». Но только к вечеру удалось разыскать, приспособить, протянуть кабель от движка к радиостанции. Радист Валерий Головин, как наседка цыплят согревший приборы еще одной «керосинкой», с опаской подключил радиостанцию к незнакомому источнику тока… Все в порядке. И они вышли в эфир. Они сообщили обо всем, что случилось, на Молодежную. В тот же час сообщение ушло в Ленинград и в Москву… Антарктида между тем властно входила в лишенные тепла жилые постройки. Из дневника А. Писать можно только карандашом. Зубная паста сделалась каменной. Для пробы заколотил тюбиком в деревянную стойку гвоздь… Алюминиевые стены дома страшновато, как натянутый до предела канат, звенят. И лопаются. Около этих точек и жмемся… Я в Антарктиде не новичок. И не склонен к лишнему драматизму. Но положение отчаянное. Вслух об этом — никто ни слова. Но думают все несомненно. Такого тут еще не бывало. Я бы и сам так сказал. А надо выкарабкаться!.. Пока писал, температура понизилась до тридцати четырех. Пальцы не держат карандаш». Спать в этот вечер они легли, вернее свалились, у трех «керосинок» не раздеваясь, не снимая обуви, прижавшись друг к другу. Четырнадцатое апреля было днем серьезных решений. Из Москвы пришла радиограмма за подписью очень ответственного лица. Спокойная, взвешенная, заботливая радиограмма. Суть ее: нужны ли чрезвычайные меры для спасения людей? Чрезвычайные меры… О них, разумеется, думали тут. Но какие меры возможны в этой особой, исключительной обстановке? Практически никакие. Тяжелый транспортный самолет с грузом на парашюте? Но это мера со множеством неизвестных и очень рискованная, возможные жертвы обострили бы и без того тяжелую ситуацию. Начальник станции Петр Астахов, сам для себя решение уже принявший, счел обязательным знать мнение каждого из зимовщиков. Новички не спешили, молчали. И тогда сказал несколько очень простых, всем очень понятных слов Велло Парк, метеоролог с многолетним антарктическим стажем и опытом альпиниста. Он сказал со своим обычным эстонским акцентом: «Ребята, какие чрезвычайные меры! Продукты есть. Топлива много. Руки целы. И головы мы, я наблюдаю, не потеряли. В этом смысле и подготовили радиограмму в Москву. Добавили: «Движок пока работает ненадежно. Возможное наше молчание не воспринимайте трагически». Договорились: родным — ни полслова обо всем, что случилось, ни даже намека. Возможные перебои с телеграммами объяснять плохим прохождением радиоволн. Легко сказать — перезимуем… Печка, у которой Валерий Головин отбивал радиограмму с этим решением, нещадно чадила. Свет у карманных фонариков иссякал, и надо было срочно что-то придумать. Движок решили беречь и запускать только на время радиосвязи. К нему приставили наиболее грамотного и бдительного механика Сергея Кузнецова — прогревать, следить за режимом, «беречь пуще глаза». Надо было решать проблему приготовления пищи, добывания воды. Прозаическая вещь — туалет при минус семидесяти градусах становится большой проблемой. Необходимость большого объема физической работы на зверском морозе. Тяжесть на пороге стоящей полярной ночи… Большие испытания нам предстоят» — так записано в дневнике. Испытания предстояли не день-другой, не пару недель — девять месяцев! Из них четыре — полярная ночь. И все это, не позабудем, на Полюсе холода. Земля прекратила движение. И только звезды в ясную ночь и радиограммы с далекого милого Севера сообщали уверенность: Земля жива и по-прежнему вертится» — это записано было в середине зимовки. А в середине апреля люди еще только-только взвалили на плечи свой тяжкий крест. И чтобы понять, сколь тяжела была эта ноша, интересно узнать: а как живется-зимуется на Востоке, когда ничего особого не случается? Восток Восток… Я внимательно изучил снимок, сделанный с низко пролетавшего самолета. Все на виду — богатство и крайняя скудность одновременно. Богатство потому, что каждый килограмм груза, завезенного сюда, стоит десять рублей. Но вот оно все перед нами это богатство. Два темных, похожих на вагоны, продолговатых бруска — это жилье, научные лаборатории, кают-компания, радиостанция, баня, кухня, медпункт. Нетрудно представить себе вагонную тесноту в этих хранящих тепло оболочках. Тепло и свет давал Востоку третий слева брусочек с пристройкой. Это ДЭС. Четыре двигателя стояли под этой крышей. В пристройке жили трое механиков. Высокая будка с полосатым шаром на крыше — святилище аэрологов. Отсюда запускаются в небо шары с измерительной аппаратурой, отсюда за ними следит локатор. Сооружение с башнями — установка для бурения льда. В середине снимка вижу запасы горючего в баках. Правее стоят тракторы-вездеходы, походный домик-балок. В правом верхнем углу на постаменте из бочек — старенький вездеход. Он покоился тут на свалке. Но время идет, вспомнили: на этой машине пришел сюда в 1957 году основатель Востока полярник Алексей Трешников. Так появился тут монумент. Что же еще… Еще мы видим три домика для научных работ, следы тракторов, видим флаг, возле которого установлен столб-указатель: до Мирного — 1438 километров, до Москвы — 15 621. Вот и весь легендарный Восток, «не блещущий красотой хутор, заброшенный в глубины Антарктиды», — сказал в своей хорошей шутливо-серьезной книге об Антарктиде писатель Владимир Санин.
В час получения радиограммы в медпункт пришел взволнованный инженер Михаил Родин с жалобой на одышку и нарастающее удушье. Та же картина, что и у Юрки, — начало отека легких и пневмония… В глазах у нашего друга мучительная тревога. И чем мы можем его утешить? Мы говорим, что сделаем все возможное. Но Мишка-то понимает: спасение — самолет. А слово это мы даже вслух не можем произносить — мороз под семьдесят, какие могут быть самолеты». Бессонная ночь у постели больного. Наш Михаил догорает, как свечка. Держится только на кислороде, гормонах и на сердечных. Губы едва шевелятся. Четырнадцатого марта с Востока на Молодежную ушла радиограмма, в которой взвесили каждое слово: «У одного из зимовщиков тяжелая форма горной болезни. Был консилиум. Решили: дальнейшее пребывание на станции связано с риском для жизни. Просим авиаторов отреагировать». Посылавшие радиограмму вполне понимали: просить, настаивать, требовать невозможно, нельзя. Радиограмма была адресована сердцу летчиков. И цели она достигла. Нам неизвестно, как долго командир экипажа Евгений Кравченко взвешивал «за» и «против», прежде чем принять решение ответственное и рискованное. Антарктиду Евгений Кравченко знал хорошо, он был в ней десятый раз. Он знал: никто никогда не летал на Восток во второй половине марта. Это запрещает инструкция, здравый смысл, опыт. Долететь можно, а взлет?.. Командир пришел к экипажу, паковавшему чемоданы перед посадкой на корабль, и сказал, что срочно надо лететь на Восток. Друзья засмеялись, полагая, что это веселая шутка. Командир положил на стол телеграмму. Просчитали все варианты, все тонкости операции… Пятнадцатого марта рано утром Ил-14 с бортовым номером 41 808 взял курс на Мирный. На Восток пошла радиограмма: готовьте полосу! Все до единого на полосе. Температура под семьдесят. Снег, как песок, самолет, конечно, не сможет взлететь. Надо хотя бы метров на двести — триста оледенить полосу. Пробуем ее поливать, но вода в емкости замерзает. Изготовили спешно из железных уголков раму, положили на раму три старых матраса, тряпье, облили бензином и подожгли. Волочили этот костер в надежде, что он поможет образоваться ледяной корочке на снегу. Два дня работы. Обморожены и измотаны до предела. Все опасаемся, как бы эта работа не прибавила нам больных. Теперь мы особенно хорошо понимаем, что значит тут гипоксия в союзе с морозом. Неделю назад наш Мишка был крепко здоровым, цветущим парнем». В глазах круги. Сердце колотится уже не в груди, а в горле. Терпимо, когда идешь против ветра, а как под ветер — дым, совершенно нечем дышать, хоть падай. Мороз — шестьдесят восемь градусов. А самолет вылетел». Самолет из Мирного приближался к Востоку. На борт передали, что корочку льда наморозить не удалось, и командир принимает решение не садиться, а ограничиться сбросом медикаментов и барокамеры для больного. Но вот момент… Люди такие моменты запоминают на всю жизнь. Метеоролог Велло Парк прибежал с известием: температура повысилась! Редкостный случай: на фоне солнечной тихой погоды, когда обычно мороз усиливается, невесть откуда пришел относительно теплый воздушный фронт. Температура — минус шестьдесят три. Для посадки она все равно не годится — самолет не может взлететь. И летчики, сделав круг над Востоком, бросают контейнер с грузом. Но опытный Велло догадался измерить температуру у поверхности полосы, и она на солнце от копоти сделалась чуть теплее, чем окружающий воздух, — минус шестьдесят градусов! С этим известием Велло, задыхаясь, бросился в радиорубку: «Женя, на полосе — шестьдесят! Можно садиться. Беру всю ответственность на себя». С самолета спокойный голос Евгения Кравченко ответил: «Хорошо, Велло, я знаю твой опыт. Я тебе верю. Скорее, скорее доставить больного. Закутанного, как куклу, Мишку примчали на тягаче. Самолет на минуту, может быть, на две остановился. Бежим, на руках несем Мишку. Задыхаемся, ветер от винтов забивает рот и нос снежной пылью, обжигает огнем: температура с учетом ветра не менее девяноста. Поднимаем друга нашего в самолет. Дверь захлопнулась… И вот уже с замиранием сердца следим, как бежит самолет по нашей закопченной полосе. Тысяча метров… тысяча пятьсот, две тысячи — отрыва нет. Две тысячи пятьсот — нет отрыва. Полосы остается, очень хорошо знаем, всего пятьсот метров. И вот уже в самом конце, чуть не касаясь застругов снега, натужно ревя, оставляя шлейф дыма, самолет отрывается… Вздох облегчения. Смотрим друг на друга. Собираем на полосе брошенные мешки, в которые кутали Мишку. И, еле передвигая ноги, идем домой. Когда я разделся, то мокрыми были не только две рубашки, но даже носки. Куртка наверху была покрыта звенящей коркой льда. Подшлемник снять сразу не мог — так сильно примерз к бороде. У многих ребят обморожены веки». Вечером из Мирного на Восток сообщили: больной доставлен благополучно. Даже для Антарктиды, много всего повидавшей, операция эта по спасению человека была из ряда вон выходящей. Летчики — командир Евгений Кравченко, второй пилот Владимир Кузнецов, штурман Игорь Игнатов, механик Виктор Маслов и радист Юрий Пустохин — показали высший класс мастерства, проявили опыт и мужество, решимость пройти по самому острию бритвы, соблюдая регламенты строгой работы, но помня также о человеческом долге. Удостоенных такой похвалы тут долго помнят. Тут еще скажут, как сказал Евгений Кравченко Велло Парку в минуту, когда все решалось: я тебя знаю, я верю тебе… Из Востока летчики получили сердечную благодарность. Сами они тоже послали «Спасибо! Москва — Ленинград поздравили тех и других. Все было сделано по хорошим законам и правилам Антарктиды. Холодного воздуха нахватались сверх всякой меры. На морозе в шестьдесят пять градусов по здешней норме находиться можно тридцать — сорок минут, а мы находились шесть — восемь часов. Восток есть Восток. Но такого тут не бывало». Эта запись помечена 17 марта. Ни автор записок и никто из зимовщиков не могли тогда знать, насколько более грозное испытание ожидает их впереди. Снова гляжу на снимок. Третий слева домик с пристройкой — ДЭС. С пристройки в ночь на 12 апреля начался пожар, мгновенно лишивший людей в этой самой далекой обитаемой точке планеты тепла и света. О самом насущном… О тепле, о свете, о еде и воде. Срочно необходимо было тепло! Без него, даже будучи сытым, тут, в самой холодной точке Земли, быстро протянешь ноги. Тепло на Востоке всегда берегли. Сейчас надо было вести за тепло подлинную войну. И обязательно ее выиграть. Две «керосинки» «Алма-Ата» не могли одолеть Антарктиду. Надо было срочно что-то придумать. На Восток подбираются люди бывалые и смекалистые. Мысли о печках-капельницах сразу же высказал Борис Моисеев. Что касается изготовления печек, то за это дело взялись инженер-буровик Валерий Лобанов и электрик Валентин Морозов. Дело было нехитрым, если бы действовать сваркой: окошко в баллоне, дверца, трубочка для солярка внутрь, краник снаружи, подающий горючее каплями… Но движок берегли исключительно для радиосвязи, и печка начали делать слесарным путем, оставляя на холодном металле кожу. В конце концов к электросварке все же пришлось прибегнуть. И семь самодельных «буржуек» вскорости задымили на Полюсе холода. Сразу же обнаружилось: движком опять придется рискнуть. Солярка в баках возле сгоревшей ДЭС была густой, как гудрон, «палкой тычешь — едва проминается». Опустили в солярку тэн. Многим знакомый бытовой электрический кипятильник дает представление об этом приборе. Но воду в стакане мы греем две-три минуты, тут же движок гоняли весь день. Перекачали потом горючее в бочки, перекатили бочки к местам потребления. Все: одежда, пол в помещении, наши бороды, одеяла, приборы, вещи — все пропитано этим запахом. Кажется, даже в жилах не кровь течет, а солярка». Свои самодельные печи они сейчас вспоминают с любовью и содроганием. Как не любить, когда жизнь спасена! Но сколько хлопот они доставляли! Обжегшись на молоке, известное дело, дуют на воду. И поначалу возле каждой печки, как египетский жрец, сидел дежурный. Называлось это: нести печко-вахту. Потом пробовали, уходя, выключать агрегаты, но, возвратясь, находили в помещении волчий холод. И попробовали доверять печкам. В пожарном смысле эти «буржуйки» ни разу не подвели. Но требовали за собой ухода. По недостатку кислорода солярка горела с большой копотью. Копоть оседала в трубе так густо, что через день-другой надо было забираться на крышу и чистить. Поленился вовремя сделать работу — потухшая печь заставит тебя проснуться от холода. А приятно ли лезть из постели на крышу при минус семидесяти восьми? Интеллигентный человек, но какие глубокие знания народного языка обнаружил! Излишне сильно начал он наверху швабрить. А дверца у печки возьми и откройся. Сажа завалила практически все наше антарктическое купе. У каждой печи был свой характер: одна булькала, другая присвистывала, третья сопела. По этим звукам постепенно научились угадывать «что печка хочет» и всячески ей угождали, чтобы не проснуться от нестерпимой жары или зверского холода. И примерно шестьдесят — семьдесят раз за зимовку каждую чистили. Распределение тепла при таком отоплении было своеобразным: «У печки — Сочи, у стены — Антарктида». Особенно велика была разница температур по вертикали. Спали на койках в два яруса. Нижний предпочитает одеться возможно теплее. А в самом низу по углам и у стен — лед. Ко льду привыкли. Когда его становится слишком уж много, берем топоры и ведрами носим эти дары Антарктиды наружу». Так обстояло дело с теплом. Последний луч света, тощий, прощальный, они увидели 22 апреля. Солнце лишь показало макушку и сразу скрылось — наступила полярная ночь, сначала с зарей, а скоро потянулся один сплошной черный нескончаемый холст времени. И полная темнота! Но для жизни нужен какой-нибудь свет. Раньше на станции горел прожектор, светились окна. Теперь все погрузилось во мрак. От дома к дому по тропинкам ходили ощупью, считая шаги, чтобы не ошибиться. Когда возвращался из кают-компании по часам середина московского дня! Где я? Ничего не вижу. Щупая свои следы руками, как собака, на четвереньках вернулся к исходной точке… Мысленно посмотрел на себя со стороны — смешно и грустно». Между тем были тут у людей совершенно неотложные, жизненно важные работы. Их приходилось делать в темноте, ощупью. Что касается помещений, то тут поначалу на освещение пошел керосин. Но кто-то вспомнил об изрядных запасах парафина, хранимого астрофизиками, и пошло производство свечей! Изощрялись кто как умел. Шпагат — на фитиль, а форма: труба из картона, банка от порошкового молока, глубокая миска. Тут каждый считал себя мастером, и свечей понаделали много. Но довольными этой иллюминацией не были. Свечи коптили. Все та же кислородная недостаточность плюс спертый воздух. Свечная сажа плавала в воздухе непролазными хлопьями, набивалась в волосы, уши, пропитала одежду. Сажу ложками, как пенки, снимали в баке с компотом, ловили в тарелках с супом. На покрытой сажей стене пальцем можно было писать всякие мудрые изречения. Свечкам стали искать замену. Инженер-радиолокаторщик Николай Фролов, приспособив стекло от приличных размеров старой радиолампы, сделал керосиновую — но тоже сильно коптила. Позже трудами великими стали вырабатывать электрический свет. Но до того благословенного дня сажа так в людей въелась, так донял их мороз и так уже прикипела к телу одежда, что слово «баня» однажды робко, мечтательно кем-то было произнесено. Все промолчали: какая баня, когда спят одетыми и раз в день имеют возможность ополоснуть руки… Сделаем отступление. Баня в Антарктиде на любой станции — важнейшее учреждение. Баня, кто понимает, и на Большой земле — радость первостатейная. В Антарктиде же баня — праздник, лечебница, наипервейшее удовольствие. Легко понять наших пропитанных сажей «восточников». Борис Моисеев и врач Геннадий Баранов взялись столярничать: соорудили скамейки, полок, навесили в банном чертоге двери. Ровно неделю возились при коптящих свечах. И вот желанная весть: баня затоплена! Сутки топили печку, чтобы изгнать Антарктиду из бани. Потом стали греть воду. Бруски каленного семидесятиградусным морозом снега не очень-то скоро тают, забирают в себя тепло. И все же час наступил, можно было растелешиться. Но какое блаженство! И целых три таза горячей воды на брата — мойся, стирай! На верхней полке достойная любой бани жара, внизу же снег лежит и не тает. Но этот контраст для бани даже хорош. Свечка моргает. Воняет соляркой. Но, я уверен, ни от какой бани, ни от какого в жизни мытья подобного удовольствия мы не испытывали». Я говорил со всеми: какой день зимовки после пожара был самым памятным? Все в один голос: «Когда заработала баня! И все же в первую очередь — баня! До этого говорили с надеждой: перезимуем. Теперь уже уверены были: перезимуем! Банились первый раз 1 мая. Для каждого заготовили веселый билет-приглашение. За стол после бани вызов копоти! В тот же день впервые после пожара устроили развлечение. В большом человеческом мире картину эту справедливо корили за пустоватость, а нам сейчас она в самый раз… Подводили итоги житья-бытья от пожара до бани. Чувствуем: жили и действовали правильно». О хлебе насущном, о еде и воде… С водой в Антарктиде дело обстоит так. Вблизи побережья есть озера пресной воды, и тут проблем никаких — хоть залейся. В Мирном воду, помню, вытаивали изо льда — в ледяную толщу опускали электрический нагреватель и из каверны качали воду. На Востоке воду всегда «пилили». Загодя, в не самое лютое время каждому из зимовщиков полагалось напилить тысячу штук снежных блоков. Этого вполне хватало на щи, на чай, на компоты, на баню, на мытье посуды, на все остальное. Снег заготовили, напилили и в этот раз, но пожар его съел. И теперь заготовка воды стала делом ежедневной необходимости. Мне дали посмотреть снимок: двое людей, согнувшись, тянут на санках три глыбы снега. Комментирует снимок инженер-геофизик ленинградец Дмитрий Дмитриев. В сущности так ведь и было — блокада. Одно отличие — не бомбят и с харчами в порядке. Мороз — семьдесят шесть градусов, санки по здешнему снегу тащатся еле-еле. Но надо было идти пилить Антарктиду, без воды, как без тепла, — крышка. И это еще ничего — светло! Скверно было пилить в потемках — частенько привозили снег с сажей. Однажды сутки топили баню, а натаяли воду — из крана пошли чернила. Забавно вспоминать, а тогда мы чуть не плакали от досады». На Востоке много воды идет на питье. Антарктида, все высушивая, вымораживая, с этой же меркой подходит и к человеческому организму. Обычную долю влаги из воздуха организм на Востоке не получает. Как в жаркой пустыне, тут постоянно хочется пить. И потому постоянно наготове был чай — растопленный снег, сдобренный ароматами тропиков Знаменитая фраза: «Чай не пьешь, где силы берешь? А с хлебом так: ели сначала сухари, но они скоро кончились. Надо было печь хлеб. Муки много, и мороз ей — ничто. Но как пекарню наладить на «керосинке»? Экспериментировать взялся аэролог Иван Козорез — начал с пресных лепешек на сковородке. Ничего, ели эти проткнутые вилкой «для пышности», подгоравшие и вкусом, конечно, далекие от самаркандских лепешки, окрещенные «козорезиками». Потом обнаружилось: дрожжи мороз не убил. Стали пробовать квашеный хлеб выпекать. Получился не сразу — снизу горит, а середина сырая. Вот тогда и придумал Иван Козорез свой «хлебный комбайн». Я, полагая, что буду сейчас посвящен в секреты еще не патентованного открытия, подкатился к Ивану с большим блокнотом: ну-ка выкладывай все без утайки. Зарисовал я пекарню: сковородка на печке слегка приподнята и поставлена на пустую консервную банку, сверху же все накрыто большой кастрюлей. В целом — что-то вроде духовки. Агрегат немудреный, но тем и хорош, что прост. Один недостаток был у пекарни — ничтожная производительность. Месит, квасит Козорез тесто, печет три часа, а результат — три кило хлеба. На большую ораву с большого мороза пришедших людей это как ленинградская норма в блокаду. И по этой причине пек хлеба свои Козорез непрерывно: один — на завтрак, два — на обед, два — на ужин. Всю зимовку при хлебе и состоял. Работа «не фронтовая», с точки зрения людей пиливших, рубивших, ворочавших на морозе железо. Будем, однако же, справедливы: всякий фронт без хлеба вскорости скиснет. И потому пекарю пекарево полагается воздавать. И в заключение надо сказать: не хлебом единым всегда жила Антарктида. Зимовщики первых лет помнят в столовых блюдо с икрой для всех, кто желает. К Антарктиде тогда относились, как к космосу! Но за три десятка без малого лет рыба икру стала метать куда экономней.
Каково это — провести зиму на полярной станции «Восток»
Восток подробный прогноз погоды на сегодня по часам. Главная» Новости» Средняя температура на станции восток в январе. Как устроена российская антарктическая научная станция "Восток" и каково работать там, где не выживает никто. Погода в Востоке СНТ на сегодня от сервиса Погода 1 – точный и совершенно бесплатный метеорологический прогноз погоды в виде таблицы и на интерактивной карте дп Восток СНТ, Московская область. 23 июля 1983 года на станции Восток был зарегистрирован абсолютный минимум приземной температуры воздуха на нашей планете – 89.2°С, что позволило называть станцию Восток «полюсом холода» Земли.
опчпуфй рпзпдщ
Главная» Новости» Станция восток погода. Затопило вестибюль станции метро «Белорусская», люди не решались выйти на улицу из вестибюля, потому что дождь лил стеной. "Несмотря на то, что расстояния между постройками на станции Восток небольшие, поначалу нам было очень тяжело между ними перемещаться. Ну а на территории Антарктиды, в частности, на единственной научной внутриконтинентальной российской станции «Восток», ударили зимние сообщает НИИ Арктики и Антарктики, в последние время на станции установилась крайне низкая температура воздуха.
Идет масштабное обновление уникальной антарктической станции «Восток»
Прогноз погоды в посёлке Восток на неделю. Сейчас. Vostok Station, Антарктида, Антарктика's morning weather forecast for today and the next 15 days. Includes the high, RealFeel, precipitation, sunrise & sunset times, as well as historical weather for that particular date. На станции Восток в Антарктиде в самом начале зимовки полярной ночью случился пожар – сгорело помещение, где работали дизели. Сегодня, 16 апреля 2024, погода в населённом пункте Восток будет облачной, прохладной и ветреной, осадков не ожидается. Антарктической станции «Восток» 65 лет.
Станция Восток - самое холодное место на планете
Он ежеминутно фиксирует пять основных параметров погоды: температуру воздуха, температуру почвы, атмосферное давление, скорость и направление ветра. Климатические условия в районе станции одни из тяжелейших на Земле, 1984 год П. Он представляет из себя набор из двух термометров, сухого и смоченного. Основываясь на разнице их показателей, ученые могут вычислить влажность воздуха.
В связи с глобальным потеплением несколько лет назад[когда? Интересно, что самая высокая температура на станции за более чем 51 лет метеорологических наблюдений за ней наблюдалась в первый день её основания.
Поэтому есть очень большая вероятность, что максимальная температура на месте станции наблюдалась до её основания. Тогда на станции был установлен абсолютный для августа и числа минимум температуры. Метеорологические и погодные наблюдения на станции начались с 1973 года, но постоянно велись только с 1978 года. Относительно тёплыми на станции были 1973, 1980,1985, 1988, 1992, 1994, 1996, 1999,2000,2001,2002,2003,2006,2011годы,относительно холодными1979,1982,1983,1984,1986,1987,1989,1993,1997,1998,2005,2008,2010 годы,1990,1991,1995,2004,2007,2009 годы были примерно средними по температуре. Необычно низкая для этих чисел температура продержалась 17 суток, за это время было установлено 15 новых суточных рекордов минимальной температуры, из них с 21 по 27 ноября 7 суток и с 29 по 4 декабря 6 суток шли подряд.
Аномальная жара наблюдается в Якутии и Восточной Сибири. В такие солнечные жаркие дни трудно представить, что на Южном полюсе именно сейчас совсем нет солнечного света, и длится полярная зима, во время которой фиксируются наиболее низкие температуры. В своё время такой температурный рекорд был поставлен на станции Восток.
Советско-российская станция Восток, что располагается в 1253 км от Южного полюса — единственная внутриконтинентальная антарктическая станция. Она названа в честь парусного шлюпа «Восток», одного из кораблей антарктической экспедиции 1819 — 1821 годов. Станция основана в 1957 году.
Порядка 290 единиц техники и 300 бригад «Мосводостока» дежурят на улицах столицы. Дептранс Москвы предупреждал о локальных задержках наземного транспорта, некоторые маршруты оперативно меняются. Порядка 290 единиц техники и 300 бригад «Мосводостока» дежурят на улицах столицы, сообщили городские власти. Затопило вестибюль станции метро «Белорусская», люди не решались выйти на улицу из вестибюля, потому что дождь лил стеной. Столичные автомобилисты говорят, что дороги превратились в реки, и делятся видео о том, как уровень воды на некоторых участках улиц достигает окон авто. Вот что рассказал водитель такси Григорий: «Конкретно плывет возле Ботанического сада, где этот поворот на Докукина, там вообще так затоплено, что машинам приходится на встречку выезжать и объезжать, потому что глубоко, очень глубоко, из трех полос две полосы просто залиты водой.
Архив погоды на ст. Восток
Прогноз погоды в посёлке Восток на неделю. Сейчас. Фото: РИА Новости © 2024, Владимир Астапкович. Новости погоды. На российской антарктической станции "Восток" уже более 1,5 месяцев держатся предельно низкие температуры для нынешнего времени года, сообщил РИА Новости начальник логистического центра Российской антарктической экспедиции (РАЭ) Вячеслав Мартьянов. Главная» Новости» Станция восток зарплата персонала.