Светлана Ломакина, «АиФ-Ростов»: Виктор Иванович, я читала, что в 1979 году солдаты даже не знали, что едут в Афганистан, и писать родным оттуда поначалу было запрещено.
Солдаты, которые отказались возвращаться из Афганистана (25 фото)
Однако в Афганистане и после 15 февраля до апреля 1989 года оставались советские военнослужащие и подразделения пограничников, прикрывавшие вывод войск. Но один памятник, посвящённый простому советскому солдату, до сих пор стоит в самом сердце Афганистана. Когда нам это рассказывали вернувшиеся из Афганистана служившие после нас офицеры и солдаты из Ограниченного Контингента Советских Войск в Афганистане (ОКСВА), мы были в шоке.
Кому до ордена, кому…
Эти афганские солдаты перешли на сторону душманов, а в качестве «подарка» «преподнесли» моджахедам советского офицера и переводчика. И последний советский солдат, покинувший Афганистан. Один главный герой и единственный зритель — солдат срочной службы, составлявший ограниченный контингент советских войск в Афганистане (ОКСВА). Советские солдаты и афганские моджахеды | Уникальные фотографии Афганской войны. Эта дата связана с выводом советских войск из Афганистана в 1989 году, после которого заговорили об афганском синдроме. Когда в декабре 1979 года советские войска вошли в Афганистан для поддержки дружественного коммунистического режима, никто и подумать не мог, что война растянется на долгих десять лет.
КНИГА ПАМЯТИ
- Советские солдаты и афганские моджахеды | Уникальные фотографии Афганской войны
- Афганская война: приказы Родины не обсуждаются
- История участия СССР в афганском конфликте - ТАСС
- КНИГА ПАМЯТИ
- Советские войска уходили из Афганистана через ад: без продовольствия, по минам, под обстрелом
- Малоизвестные факты о возвращении советских войск из Афганистана - Российская газета
"Наверное, я под Богом ходил". Воспоминания одного афганца
Советских солдат использовали на самых тяжелых работах, плохо кормили и избивали за малейшую провинность. МОСКВА, 15 фев — РИА Новости, Андрей Коц. Этот конфликт продолжался почти десятилетие и унес жизни 15 тысяч советских солдат, офицеров и прапорщиков. Ровно 35 лет назад последние армейские подразделения покинули территорию Афганистана. Документальное свидетельство участника ввода советских войск в Афганистан, воспоминание о жестоких наравах, царивших в солдатской среде воздушно-десантных войск.
Правда о Шурави. Советские солдаты и офицеры в Афганистане.
Он выбрал жизнь. Советский рядовой принял ислам и получил новое имя — Махибулла. Позднее он стал неплохо зарабатывать, подзаряжая на рынке аккумуляторы. В Россию вернулся после долгих колебаний лишь в 2006 году. Рядовой Сергей Красноперов из Кургана был вынужден дезертировать после того, как его уличили в торговле военным имуществом. Он добровольно перешел на сторону моджахедов и принял ислам. Под именем Нур Мохаммада он служил телохранителем у боевого командира и местного правителя узбекского происхождения Абдул-Рашида Дустума. Сейчас он женат на афганской женщине, имеет шестерых детей и на полставки работает в местном энергетическом управлении.
Возвращаться в Курган он отказался, сославшись на наличие семьи, которую не может оставить на произвол судьбы. Геннадий Цевма из города Тореза Донецкой области попал к моджахедам по глупости. С его слов, он пошел в деревню посмотреть, что там происходит. Однако подойдя к мечети попал в кольцо вооруженных людей. От предложения принять ислам сохранив тем самым жизнь не отказался. Они были больные на голову и не понимали, что хорошо, а что — плохо. Я говорю, пошли вы к чертовой матери, я не буду своих убивать», — вспоминал Цевма.
В 2000-х годах российские и украинские власти приложили немало усилий, чтобы вернуть Цевму домой. Ему пообещали работу и квартиру, купили билет в Москву и выдали почти 2 тыс. Незадолго до отъезда в Афганистан харьковчанин Николай Выродов сказал: «Или вернусь — героем Советского Союза, или вообще не вернусь».
Минина и Д. Кушкуль г. Оренбург«Крымско-татарский добровольческий батальон имени Номана Челеджихана» Украинское военизированное националистическое объединение «Азов» другие используемые наименования: батальон «Азов», полк «Азов» Партия исламского возрождения Таджикистана Республика Таджикистан Межрегиональное леворадикальное анархистское движение «Народная самооборона» Террористическое сообщество «Дуббайский джамаат» Террористическое сообщество — «московская ячейка» МТО «ИГ» Боевое крыло группы вирда последователей мюидов, мурдов религиозного течения Батал-Хаджи Белхороева Батал-Хаджи, баталхаджинцев, белхороевцев, тариката шейха овлия устаза Батал-Хаджи Белхороева Международное движение «Маньяки Культ Убийц» другие используемые наименования «Маньяки Культ Убийств», «Молодёжь Которая Улыбается», М.
Приехавший на джипе Б. Раббани попробовал уговорить пленных сложить оружие, обещая никого не наказывать. Но лидер восставших заявил, что прекратит сопротивление, только в присутствии представителей советского посольства. За время переговоров к лагерю успели подтянуться армейские подразделения пакистанцев.
Они развернули в сторону арсенала два орудия, но зарядить не успели - оба артиллерийских расчета были уничтожены. Восставшие сопротивлялись с отчаянием обреченных - они знали, что душманы никого из них в живых не оставят. Сражение длилось 14 часов. Когда в живых осталось только трое восставших, они открыли огонь по ящикам с ракетами. В 1986 году Голь Ахмад оказался единственным свидетелем восстания, показания которого во многом совпадали с агентурными донесениями. Так был составлен первый список пленников Бадабера, в котором были только мусульманские имена и особые приметы. Зашифрованные под мусульман узники лагеря в Бадабере были нашими соотечественниками. И их настоящие имена могли остаться неизвестными. Но в иностранной прессе появились фотографии советских солдат, захваченных в плен. Некоторые из них к тому времени уже были переправлены в Пакистан, откуда им обещали легкую дорогу в американский образ жизни.
Главное условие - отречься от Родины и советского правительства. О подвиге наших ребят вспомнили только, когда представитель пакистанского МИДа Ш. Хан в 1992-м передал комиссии Александра Руцкого список советских военнослужащих, погибших во время восстания: Васьков, Дудкин, Зверкович, Коршенко, Левчишин. Куда делись остальные, оставалось загадкой. Разгадать ее предстояло Комитету по делам воинов-интернационалистов, который возглавлял Герой Советского Союза генерал-лейтенант Руслан Аушев. В 2006 году сотрудник комитета Рашид Каримов при содействии спецслужб Узбекистана вышел на след человека под именем Рустам, который фигурировал в первоначальном списке МГБ Афганистана. Узбек Носиржон Рустамов был захвачен в плен в октябре 1984 года на восьмой день службы в Афганистане. Его отправили в лагерь у крепости Бадабера и посадили в подвал, где уже находились два узника из афганской армии. От них он узнал, что в лагере содержатся десять советских военнопленных, они делают кирпичи из глины и возводят крепостные стены. Позже к ним перевели сошедшего с ума от рабского труда и издевательств казаха по имени Канат.
Главным среди советских пленников считался Абдурахмон - крепкий, высокий, с прямым пронзительным взглядом, он часто дерзил моджахедам и демонстрировал свое превосходство над ними. За несколько дней восстания Абдурахмон вызвал на поединок командира охраны лагеря - с условием, что, если он одержит победу, русские получат право сыграть с моджахедами в футбол. Схватка была короткой. По словам Рустамова, Абдурахмон бросил командира моджахедов через себя с такой силой, что тот… заплакал. На футбольный матч болеть за моджахедов собрались все курсанты учебного центра.
Машину душманы подбили... Гроб, как мы предполагали, с телом нашего сына привезли к нам 26 января 1985 года.
Но в нем не оказалось праха, была только одежда. Гроб предали земле, но чувствуем, что сын еще живой. Что мы только не предпринимали, чтобы выяснить, так ли это. Обращались к различным экстрассенсам. Они говорят, что наш сын живой, находится в плену. Как это узнать, найти истину? В скольких глазах до сих пор стоят слезы, а сердце живет ожиданием встречи с близкими?
Война эта не закончилась и потому, что, оказывается, лежат наши солдаты в земле чужой. Существует восточное поверие: пока останки павшего солдата не преданы земле предков, душа его скитается по земле, взывая к живым об успокоении. Взывая к нам! После возвращения из плена Сергея Фатеева его мама заметила: «Все матери должны дождаться своих сыновей! И видимо, главное здесь — в роли государства, чтобы именно государством не был забыт ни одни из её несчастных сыновей! Целью данного обзора прессы является попытка проанализировать работу до розыску и освобождению военнопленных ВП и пропавших без вести ПБВ , установить наиболее точное их количество и уяснить: кто же они? Кто занимается их освобождением?
Каковы подходы? Так кто же они: герои, предатели? Проходит время, меняются и оценки «афганской» войны, меняются подходы к проблемам военнослужащих и пропавших без вести. Так, накануне вывода войск и первые 2 — 3 года после вывода в оценках ВП и ПВБ преобладали два термина: предатели и герои. Под первым подразумевались те, кто сам, добровольно перешел на сторону моджахедов. А под вторым имелись в виду те, кто попал в плен в бессознательном состоянии или в ходе боевых действий. Здесь все «понятно»: черное и белое.
И в этих тонах выдержаны и публикации этих лет. Например, нередки были в первые годы газетные публикации типа: «Предатели в тогах героев». В этих статьях2 подчеркивается, что «о войне в Афганистане, мужестве и стойкости наших военнослужащих, их массовом героизме написано много. Есть публикации и другие — откровенно злопыхательские. Но нигде пока не удалось прочесть о... У этих людей-преступников появилась новая Родина, семья, дети. И, естественно, у них нет никакого желания возвращаться на Родину, даже невзирая на всепрощающую амнистию имеется в виду Указ Президиума Верховного Совета СССР — декабрь 1989 г.
Абдул Касим — узбек. Родился в 1966 году, служил в Кабуле водителем. В плен сдался добровольно. Останусь со своими братьями до полного освобождения Афганистана. Затем уеду домой…» Еще пример. В конце декабря 1991 года в Москве побывал Михаил Шемякин. Он рассказал о своей недавней поездке в Афганистан и Пакистан.
Он заявил: «Многие из наших военнослужащих давно служат в повстанческих армиях. При мне один из них, ныне командир роты, праздновал свадьбу. Родителям этот парень сообщил, что убит, дабы у них не было проблем. Личный телохранитель Ахмад-Шаха Масуда — Исламуддин — тоже советский паренек, принявший ислам. Оба они не собираются возвращаться…» Это — одна точка зрения. Есть и другие. Например, малоизвестное восстание советских военнопленных 12 человек , захвативших крепость Бадабер 35 км южнее г.
Пешавар в Пакистане 26 апреля 1985 г. Несмотря на тщательно скрываемое пакистанской стороной и мажахедами, это восстание стало широко известно. Хекматьяра: «В плен русских впредь не брать, а уничтожать на месте захвата». Из этих примеров видно, что в нашей прессе, естественно, предпочтение отдавалось последним. Здесь использовалось для доказательства и творчество поэтов Востока: Если сердцу отчизна Если сердце любовь к ней Не грела, не жгла, — киньте В землю его, А не то оно станет орудием Зла Сулейман Лаек, афганский поэт. При анализе материалов средств массовой информации обращают на себя внимание и такие оценки: «... Большинство из уцелевших и все еще живущих в Афганистане советских солдат — это не захваченные в ходе боевых действий, а добровольно перешедшие на сторону противника.
Причем переходили они к моджахедам, как правило, не потому, что осознали преступный характер войны, а потому, что не в силах были терпеть порядки, царившие в родном «ограниченном контингенте».
Родные погибшего в Афганистане солдата из РТ через 37 лет узнали подробности его последнего боя
По данным советской разведки, это число сильно занижено — в бою и при взрыве были убиты 100—120 моджахедов, от 40 до 90 военнослужащих армии Пакистана и 6 американских военных инструкторов. Из сообщений американского консульства в Пешаваре в госдепартамент США от 28 и 29 апреля 1985 года: «Территория лагеря площадью в квадратную милю была покрыта слоем осколков снарядов, ракет и мин, а человеческие останки местные жители находили на расстоянии до 4 миль от места взрыва... Восстание в Бадабере произвело много шума в прямом и переносном смысле. Президент всерьёз опасался, что советское руководство, уличив Пакистан в нахождении на его территории советских военнопленных, что официальный Исламабад категорически отрицал, может применить против него силу. Информация о восстании в Бадабере была строго засекречена. Тиражи пакистанских изданий, успевших написать о происшедшем, были изъяты и уничтожены.
Командиры моджахедов были вызваны «на ковёр» к Зия-уль-Хаку и выслушали немало неприятных слов о себе и своих формированиях. Москва ограничилась формальным протестом Однако опасения властей Пакистана не оправдались. Новое советское руководство во главе с Михаилом Горбачёвым на происшедшее отреагировало крайне сдержанно, ограничившись выражением официального протеста. В советской печати о «гибели советских военнослужащих на территории Пакистана» было сообщено лишь в середине мая, и сообщение это не содержало никаких подробностей событий — даже тех, которые советскому руководству были известны благодаря военной разведке. Что стало тому причиной?
Возможно, соображения высшего политического порядка: Горбачёв, получивший «благословение» от Маргарет Тэтчер, не хотел осложнения международной обстановки. Возможно, советское руководство посчитало, что имеющихся данных не достаточно, чтобы припереть к стенке Зия-уль-Хака и его вашингтонских покровителей во главе с Рональдом Рейганом. Среди советских солдат, воевавших в Афганистане, история восстания в Бадабере передавалась из уст в уста. Произошло это уже после того, как о восстании рассказал сам Бурхануддин Раббани. Как уже говорилось, известны имена тех, кто был в Бадабере в разное время, однако неизвестно, участвовали ли они в восстании.
В репертуаре созданного в 1985 году ансамбля ВДВ «Голубые береты» есть песня «В горах под Пешаваром», посвящённая восстанию в Бадабере. Это одна из самых пронзительных песен о солдатах Афганской войны: Ведем сраженье, но уходят силы, Живых всё меньше, шансы не равны, Знай, Родина, тебе не изменили Твои в беду попавшие сыны.
Через эту войну прошли более 620 тысяч советских граждан по другим данным более 1 млн.
Они представляли практически все народы и народности, проживавшие в республиках СССР. Непосредственное участие Советских Вооружённых Сил в афганской войне принято делить на четыре этапа: 1 декабрь 1979 — февраль 1980 года — ввод основного состава 40-й армии, размещение по гарнизонам; 2 март 1980 — апрель 1985 года — участие в боевых действиях против вооруженной оппозиции, оказание помощи в реорганизации и укреплении вооруженных сил ДРА; 3 май 1985 — декабрь 1986 года — постепенный переход от активного участия в боевых действиях к поддержке операций, проводимых силами афганских войск; 4 январь 1987 — февраль 1989 года — участие в проведении политики национального примирения, поддержка сил ДРА, вывод контингента войск на территорию СССР. Материальная, дипломатическая и моральная стоимость войны для СССР была весьма высокой.
В середине 1987 года к власти пришёл реформатор М. Горбачев, который объявил о намерении начать вывод войск. Они определили график вывода советского контингента — тот прошёл с 15 мая 1988 до 15 февраля 1989.
И советские войска были выведены из Афганистана в 1989 году. Раненых и контуженных за время боевых действий было 53753 человека из них 10751 остались инвалидами. Советские солдаты и офицеры с честью выполнили воинский долг в Афганистане, проявив при этом самые высокие боевые и морально-психологические качества, мужество и героизм.
Указами Президиума Верховного Совета и Президента СССР с 1980 по май 1991 года было награждено 202 356 участников афганской войны, из них посмертно 11 704 человека. За героизм, проявленный в годы афганской войны, высшее звание «Герой Советского Союза» было присвоено 86 раз 25 получили звание посмертно. Восемь шесть из них посмертно были удостоены звания «Герой Российской Федерации».
Имя Быкова, как и Ильшата Гарайханова, внесено на мемориал. Хамбал Гамбаров был родом из Актанышского района. По словам Рустама Хабибуллина, историю Хамбала Гамбарова он нашел случайно. Хабибуллин в очередной раз приехал в Афганистан, там он встретился с местными жителями и людьми из российской диаспоры. Местные рассказали ему историю про солдат, которые попали в окружение и погибли в 1980 году. Однако часть военных тогда взяли в плен — обычное дело для душманов, ведь те не умели пользоваться американским оружием, которое им поставляли. Плененные советские солдаты как раз должны были учить афганцев в нем разбираться. Но как узнали общественники, Хамбал всё же погиб в той самой засаде.
Его фотографии вешали на столбах, искали как преступника, родню вызывали в КГБ, родственники даже не могли устроиться на работу, потому что семья считалась неблагонадежной, — сказал наш собеседник. Хамбал Гамбаров Источник: предоставлено Рустамом Хабибуллиным Но и на этом история Гамбарова не заканчивается, всё дело в том, что Координационный совет Татарстана по вопросам ветеранов боевых действий уже 9 месяцев отказывается вносить на мемориал воинам-интернационалистам его имя. Причиной отказа называют тот факт, что в армию его призвали в Казахстане, а к Татарстану он вообще никакого отношения не имеет. За честь Гамбарова и бьется Хабибуллин. А ведь у солдата до сих пор жива мама. Сейчас она живет в городе Агидель, который находится на границе Башкирии и Актанышского района.
Их расстреляли потом, БМПэшку вместе с солдатами. Потому что туда прорваться уже было невозможно. Укрепрайон был очень сильный. Там были подготовленные бойцы с той стороны». За тот бой Похламков был награжден орденом Красной звезды. Еще Сергей известен как последний солдат, покинувший территорию Афганистана. В феврале 1989-го следом за ним мост через Амударью пересёк только командующий группировкой советских войск Борис Громов. Впереди Похламкова ждал развал Советского Союза и лихие девяностые. В мирной жизни бывшему боевому разведчику приходилось едва ли не сложнее, чем на войне. Но это уже совсем другая история. Сергей Веселов, Владимир Хмелёв. Программа «Губерния». Поделиться: Нашли ошибку?
Солдат, последним покинувший Афган
«На самом деле СССР задумал ввести войска в Афганистан задолго до 1979 года. И Саланг станет самой большой братской могилой советских солдат в этой стране. Чем была для СССР афганская война – героической миссией или роковой ошибкой? Во время Афганской войны в тоннеле произошли два случая массовой гибели советских военнослужащих: 23 февраля 1980 года из-за ДТП остановилась советская колонна, и 16 военнослужащих задохнулись выхлопными газами. После вывода советских войск из Афганистана прошло более 30 лет, но пропавшими без вести до сих пор числятся 264 участника этой кампании. Последний советский солдат покинул афганскую землю 15 февраля 1989 года.