В августе 1961-го, через четыре месяца после легендарного полета Гагарина, на орбиту отправился и Титов. Гагарин погиб, выполняя тренировочный полет вместе с инструктором Владимиром Серегиным. В ходе своего первого полета в космос, Юрий Гагарин находился внутри космического корабля «Восток-1». Сколько длился полёт. Юрий Гагарин, ставший первым из людей, побывавшим в космосе, пробыл на земной орбите целых 108 минут и за это время совершил полный оборот вокруг планеты Земля. Следом за Юрием Гагариным с 6 на 7 августа 1961 года первый суточный космический полет на космическом корабле «Восток-2» совершил космонавт Герман Степанович Титов, а 11–15 августа того же года состоялся первый групповой полет двух кораблей.
Первый в космосе, первый в вечности. 12 фактов о полете Гагарина
С какого космодрома стартовал Гагарин? С космодрома Байконур. Именно с его стартовых площадок человечеству была открыта дорога в космос: в 1957 году отсюда стартовала ракета Р-7 с первым искусственным спутником Земли, а в 1961-м отправился в первый пилотируемый полет Юрий Гагарин. Где приземлился Гагарин? Юрий Гагарин приземлился на парашюте в районе деревни Смеловка Энгельсского района. Спускаемый аппарат приземлился раньше космонавта и ближе к берегу Волги на 1—2 км. Возвращение произошло со значительным перелетом по сравнению с расчетным: не в Волгоградской, а в Саратовской области. Фото Гагарина в скафандре День космонавтики 2022 День космонавтики ежегодно отмечают 12 апреля.
Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1962 году в честь первого полета человека в космос был утвержден День космонавтики — праздник ежегодно отмечается и в современной России. С 2011 года он также называется — Международный день полета человека в космос. Как стать космонавтом? Многие из нас мечтали в детстве стать космонавтами.
Для официальной фиксации космических рекордов после завершения полёта спортивные комиссары должны были собрать и передать в ФАИ дело о полёте с достижениями. В начале апреля 1961 года они прилетели на Байконур, взвесили космический корабль «Восток-1», собрали необходимые сведения, которые требовались до и после завершения полёта. После этого Борисенко уехал на место предполагаемого приземления космонавта, а Плаксин остался на космодроме для регистрации старта. Космический корабль «Восток-1» с космонавтом на борту стартовал в 9 часов 07 минут по московскому времени с космодрома Байконур, а в 10 часов 55 минут, через 108 минут после старта, приземлился в двадцати шести километрах от города Энгельс в Саратовской области. Спуск космического аппарата так описал Юрий Гагарин в книге «Дорога в космос»: «… Корабль стал входить в плотные слои атмосферы. Высота полёта всё время уменьшалась.
Десять тысяч метров, девять тысяч… восемь… семь. Сработала парашютная система. Внизу блеснула Волга… Возвращение из космоса произошло в тех самых местах, где я впервые в жизни летал на самолёте…» Иван Борисенко позже вспоминал счастливые минуты встречи Гагарина на земле: «…В это время с криком: «Юрий Гагарин, Юрий Гагарин! Люди обнимали героя, поздравляли его с великим подвигом.
Почувствовал, что меня вращает в правую сторону. Я сразу увидел большую реку. И подумал, что это Волга. Больше других таких рек нет в этом районе. Потом смотрю — что-то вроде города. На одном берегу большой город, и на другом — значительный. Думаю, что-то знакомое. Катапультирование произошло, по моим расчётам, над берегом. Ну, думаю, очевидно, ветерок сейчас меня потащит, и придётся приводняться на воду. Потом отцепляется стабилизирующий парашют, и вводится в действие основной парашют. Проходило всё это очень мягко, так, что я ничего почти не заметил. Кресло также незаметно ушло от меня вниз. Я стал спускаться на основном парашюте. Опять меня развернуло к Волге. Проходя парашютную подготовку, мы прыгали много как раз вот над этим местом. Много летали там. Я узнал железную дорогу, железнодорожный мост через реку и длинную косу, которая далеко в Волгу вдаётся. Я подумал о том, что здесь, наверное, Саратов. Приземляюсь в Саратове. Затем раскрылся запасной парашют, раскрылся и повис. Так он и не открылся. Произошло только открытие ранца. Слышал как дёрнул прибор шпильки. Открылся НАЗ и полетел вниз. Через подвесную систему я ощутил сильный рывок и всё. Я понял, что НАЗ пошёл вниз самостоятельно. Вниз я посмотреть не мог, куда он там падает, так как в скафандре это сделать нельзя — жёстко к спинке привязан. Тут слой облачков был. В облачке поддуло немножко, и раскрылся второй парашют. Дальше я спускался на двух парашютах. Наблюдал за местностью, видел, где приземлился шар. Белый парашют и возле него лежит чёрный, обгорелый шар. Это видел я недалеко от берега Волги, примерно в километрах 4-х от моего места приземления. Опускаясь, заметил, как справа от меня по сносу виден полевой стан. На нём много народу — машины. Рядом дорога проходит. Шоссе идет на Энгельс. Дальше вижу, идёт речушка-овраг. Слева за оврагом домик, вижу, там какая-то женщина телёнка пасёт. Ну, думаю, сейчас я, наверное, угожу в этот самый овраг, но ничего не сделаешь. Чувствую, все смотрят на мои оранжевые красивые купола. Дальше смотрю, как раз я приземляюсь на пашню. Думаю, ну сейчас приземлюсь.
За столько лет просочились лишь какие-то обрывки и выжимки, представляющие собой позицию советского руководства и не более. Достоверность всего этого более чем сомнительна хотя бы по той причине, что ознакомиться с оригиналами попросту невозможно! Старт корабля «Восток» Часто говорят о том, что за полетом Гагарина наблюдал весь мир, но это абсолютная ложь. На космодром не было допущено ни одного СМИ, включая советские и зарубежные. Те, кто могли выступить в роли объективных свидетелей величайшего процесса — оказались не нужны. Никто со стороны не фиксировал старта ракеты с Гагариным на борту и это факт. Свидетели Единственными свидетелями этого события были лишь заинтересованные лица: военное командование, политические руководители и безымянные инженеры. Свидетельства звучат, как нечто заученное. Например, «Да, я видел автобус с Гагариным, который направлялся к стартовой площадке, а потом нас отвели в бункер». Не самые лучшие показания, не так ли? О «первом полете» в космос другие государства узнали лишь от советского союза. Реконструкция Посадка Гагарина в ракету, события, разворачивающиеся на стартовой площадке перед стартом — реконструкция, снятая через несколько дней после события. Это официальное заявление, которое позже подтвердила и дочь Гагарина Елена. Радиопередачи Единственным доказательством полета Гагарины выступают перехваченные невнятные радиосигналы, где великий путешественник отчитывается перед центром управления. А вот, собственно они без какой-либо обработки: Записать эти диалоги можно было на Земле, а после ретранслировать из космоса.
«Высокое достижение цивилизации»: как Юрий Гагарин подарил человечеству космос
Фото: Юрий Абрамочкин/РИА Новости Юрий Гагарин 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур первым в мире он отправился в космос и, пробыв за пределами Земли 108 минут, вернулся обратно Героем Советского Союза, навсегда вписав свое имя в историю. Но поскольку орбита Гагарина оказалась выше расчетной на 40 километров, изменились дальность и время полета. Спуск капсулы с орбиты происходил по баллистистической траектории, то есть с 8-10 кратными перегрузками – Самые лучшие и интересные новости по теме: Гагарин, космос, полёт на развлекательном портале Сколько раз потом я видела по телевидению, в кинохронике моменты встречи, подробно запечатленные кинооператорами.
Миф советской пропаганды: Гагарин не был первым в Космосе
Один из них подбили в воздушном бою. Летчику удалось катапультироваться. Другой пилот не оставил товарища в беде и приземлился следом. Клушинские мальчишки сразу же прибежали туда.
Каждый ждал, что летчики переночуют именно в его доме, но те провели ночь у самолета, а утром улетели, "оставив о себе светлые воспоминания". Мечты об авиации Мечты об авиации исполнились не сразу. Сначала, в 1949 году, Гагарин поступил в Люберецкое ремесленное училище на формовщика-литейщика.
Там Юрий совершил первый самостоятельный полет на "Яке". Наконец, в 1955 году Гагарина призвали в армию и направили в авиационное училище в Оренбурге. Минев В летном училище у Гагарина были высокие баллы по всем дисциплинам, однако ему никак не давалась техника посадки самолета.
Из-за этого над курсантом Гагариным нависла угроза отчисления. Будущий космонавт был в отчаянии, но его судьбу решил инструктор Анатолий Колосов. Он предположил, что из-за невысокого роста 165 см юноша не может хорошо видеть и "чувствовать" землю.
В итоге Юрию положили на сиденье подушку, и он справился с заданием. И, кстати, окончил училище с отличием. Как Юрий Гагарин оказался в первом отряде космонавтов Поиск кандидатов на участие в советской космической программе начался в 1959 году с разработки инструкции по отбору космонавтов.
Главным критерием, помимо дисциплины и опыта, было физическое состояние. Сначала предполагалось, что первым космонавтом станет специалист по космической медицине — ему проще будет фиксировать свое состояние в невесомости и описать его потом в отчетах. Среди подходящих профессий назывались и подводники — из-за того, что они испытывают нагрузки, схожие с теми, что предстояли человеку, отправляющемуся в космический полет.
Но главный конструктор первого оборонного конструкторского бюро ОКБ-1 Сергей Павлович Королев решил остановиться на летчиках-истребителях. За несколько месяцев комиссия изучила дела более трех тысяч кандидатов, 20 из них в итоге вошли в Первый отряд космонавтов СССР. Через неделю Юрия вызвали в Москву для прохождения всестороннего медицинского обследования.
В начале 1960 года последовала еще одна специальная медкомиссия, которая признала старшего лейтенанта Гагарина годным для космических полетов. Подготовка к полету в космос Из двадцати претендентов на место первого космонавта планеты отобрали шестерых. В спортивных играх занимает место инициатора, вожака, капитана команды.
Как правило, здесь играют роль его воля к победе, выносливость, целеустремленность,ощущение коллектива. Любимое слово — "работать". На собраниях вносит дельные предложения.
Постоянно уверен в себе, в своих силах. Тренировки переносит легко, работает результативно. Развит весьма гармонично.
Сегодня у космонавтов-слушателей начались выпускные экзамены. Я — председатель экзаменационной комиссии. Во время экзаменов у меня часто возникал вопрос: кто из них прогремит на весь мир и войдет в историю как первый из людей, совершивших космический полет?
На это трудно ответить однозначно, но можно предвидеть, что при отличной работе техники любой из них справится с ответственной задачей. Гагарин, Титов трудолюбивы. Николаев — самый спокойный из шестерки; Быковский энергичен и жизнерадостен...
Попович производит впечатление волевого человека". На нем определили, кто полетит в космос.
Гагариным пришлось покинуть свой дом и вырыть землянку размером четыре на четыре метра. Отапливалась она печкой-буржуйкой, освещалась — лучиной. Немцы заставили отца, Алексея Ивановича, работать на мельнице он был хромым из-за младенческой травмы, поэтому на фронт его не призвали. Иногда ему удавалось проносить домой горсть муки. Сначала оккупанты забрали у местных жителей овес и ячмень для лошадей, потом стали отбирать и резать скот.
Люди ели мясо лошадей, убитых снарядами. У младших Юры и Бори была работа — они обрывали по канавам крапиву, из которой варили щи. Подкармливались щавелем и кореньями лопуха. Освобождение от немцев В январе 1942 года Красная армия подошла к Смоленщине. Понадобилось еще более года, прежде чем был освобожден райцентр Гжатск. В январе 1943-го немцы стали забирать на принудительные работы клушинскую молодежь. У Гагариных угнали 17-летнего Валентина и 15-летнюю Зою.
Учеба в школе и интерес Юрия Гагарина к самолетам После освобождения Алексея Ивановича все-таки призвали в армию — его отправили на восстановление Гжатска. На два года Юра стал старшим мужчиной в семье. Некоторые биографы связывают этот факт с рано проявившимися у него лидерскими качествами. Из-за войны он был "переростком" и учился с детьми на два года его младше. Валентин и Зоя, оказавшиеся в немецком трудовом лагере, вернулись домой лишь после войны. Ярким воспоминанием детства для Гагарина остался эпизод еще до оккупации , когда он впервые увидел самолеты. Это были "Як" и "Лагг" с красными звездами на крыльях.
Один из них подбили в воздушном бою. Летчику удалось катапультироваться. Другой пилот не оставил товарища в беде и приземлился следом. Клушинские мальчишки сразу же прибежали туда. Каждый ждал, что летчики переночуют именно в его доме, но те провели ночь у самолета, а утром улетели, "оставив о себе светлые воспоминания". Мечты об авиации Мечты об авиации исполнились не сразу. Сначала, в 1949 году, Гагарин поступил в Люберецкое ремесленное училище на формовщика-литейщика.
Там Юрий совершил первый самостоятельный полет на "Яке". Наконец, в 1955 году Гагарина призвали в армию и направили в авиационное училище в Оренбурге. Минев В летном училище у Гагарина были высокие баллы по всем дисциплинам, однако ему никак не давалась техника посадки самолета. Из-за этого над курсантом Гагариным нависла угроза отчисления. Будущий космонавт был в отчаянии, но его судьбу решил инструктор Анатолий Колосов. Он предположил, что из-за невысокого роста 165 см юноша не может хорошо видеть и "чувствовать" землю. В итоге Юрию положили на сиденье подушку, и он справился с заданием.
И, кстати, окончил училище с отличием. Как Юрий Гагарин оказался в первом отряде космонавтов Поиск кандидатов на участие в советской космической программе начался в 1959 году с разработки инструкции по отбору космонавтов. Главным критерием, помимо дисциплины и опыта, было физическое состояние. Сначала предполагалось, что первым космонавтом станет специалист по космической медицине — ему проще будет фиксировать свое состояние в невесомости и описать его потом в отчетах. Среди подходящих профессий назывались и подводники — из-за того, что они испытывают нагрузки, схожие с теми, что предстояли человеку, отправляющемуся в космический полет. Но главный конструктор первого оборонного конструкторского бюро ОКБ-1 Сергей Павлович Королев решил остановиться на летчиках-истребителях.
В нем Юрий Гагарин просит супругу позаботиться о дочерях, устроить свою личную жизнь и по возможности не забывать про его родителей. Три варианта предполетного обращения Космонавты, присутствовавшие на космодроме Байконур 12 апреля 1961 года, заранее записали три предполетных обращения к советскому народу. Специально для этого они ездили в Дом радио за девять дней до старта, еще не зная, кого из них выбрали для миссии. Кроме того, сотрудники ТАСС заблаговременно написали три разных варианта сообщения о первом полете человека в космос. Какое из них попадет в эфир, зависело от исхода событий. Первый текст планировали опубликовать в случае гибели космонавта. Второй — если в процессе возникнет непредвиденная ситуация и потребуется экстренное приземление. Третий сообщал об успехе Советского Союза. В итоге именно его и распространили по всему миру через 55 минут с момента запуска. Проблемы с герметичностью Первый космический полет могли перенести. Юрий Гагарин уже лежал в кабине «Востока», когда выяснилось, что люк с герметизирующей крышкой закрылся не до конца — не сработал один из контактов. Это было опасно: от его исправности зависел запуск таймера катапультирования при возвращении на Землю. До старта оставались считанные минуты, а отменять полет было крайне нежелательно. До Сергея Королева дошли слухи, что американцы пошлют на орбиту своего космонавта уже через неделю. И он решил оперативно проверить контакт. Инженеры со скоростью современных механиков «Формулы-1» сняли больше трех десятков гаек, подняли крышку, поправили нужный контакт и снова заперли люк. Юрий Гагарин знал: что-то пошло не так. Но вопросов задавать не стал. Все это время он насвистывал песню: «Родина слышит, Родина знает».
Поздно вечером пришла колонна спецтехники в Новоселово. Дороги к месту не было, снега была тьма. Всю эту технику буксировали на место гибели. Днем ездили по деревням, спрашивали очевидцев: как летел, сколько взрывов слышали. Парашют Юрия Алексеевича Гагарина нашли, когда растаял снег, под елью, в шести метрах от костра, где мы коротали ночь». Еще один член поисковой группы — Иван Колосов. Его воспоминания из книги Льва Данилкина «Юрий Гагарин»: «Наш вертолет взлетел в 12:20 и пошел курсом, противоположным тому, по которому самолет МиГ-15 должен был возвращаться на аэродром «Чкаловский». Периодически мы садились прямо на поляны и дороги, а один раз в поселке Черноголовка на площадку какого-то завода, и спрашивали, не видели ли падающий самолет или не слышали ли взрыва самолета в воздухе. При первых посадках ответы были отрицательными, а несколько позже стали попадаться люди, которые видели круто спускавшийся в лес самолет. При дальнейшем полете в районе деревни Новоселово Покровского района в лесу штурман заметил яму шириной 4-5 метров, окруженную глубоким снегом, политым какой-то желтоватой жидкостью. Спустились ниже и убедились, что это место падения какого-то самолета. Вертолет сел в 50 метрах от ямы в снег на брюхо. Я схватил свою медицинскую укладку и выпрыгнул из вертолета. Снег был настолько глубокий, что двигаться было очень трудно. Поставишь ногу — и проваливаешься в снег до пояса. Чтобы шагнуть, приходилось руками поднимать вверх ногу. С трудом мы добрались до ямы. Яма глубиной в 2-3 метра и шириной в 4-5 метров окромлена слегка желтоватым снегом. На дне ямы еще дымилась матерчатая часть кресла летчиков. Кругом густой смешанный лес. Под углом 50 градусов срезано крылом падавшего самолета несколько деревьев. Детали самолета и останки летчиков во время взрыва были разбросаны от ямы на 20-30 метров. Стало ясно, что кто-то из членов экипажа погиб. В подтверждение этой мысли обнаружили в снегу лишь один парашют. Выходит, что один из членов экипажа катапультировался и сохранил себе жизнь. Но кто он? Перед последним полетом Гагарин навещал жену в больнице и впервые в жизни забыл пропуск на аэродром Алексей Леонов вместе с Гагариным часто ходил на стрижку. Процесс всегда проходил одинаково: гостиница «Юность», мастер Игорь, привычное напоминание о родинке на шее у Гагарина. За несколько дней до трагедии Гагарин и Леонов опять зашли к парикмахеру. Тогда Леонов заметил странную деталь. Но по прошествии времени поведение парикмахера показалось мне не таким, как всегда. Обычно после стрижки он сметал волосы с пола и выбрасывал. А в ту субботу он Юрины локоны аккуратно собрал и положил в шкафчик», — говорил Леонов. В день гибели Гагарин впервые в жизни забыл пропуск на аэродром. Он выходил из дома вместе с соседкой по лестничной клетке Тамарой Волыновой [жена летчика-космонавта Бориса Волынова]. Они встретились в лифте и вместе дошли до перекрестка — там Гагарин вспомнил о забытом пропуске. Волынова выделила то, что такое произошло впервые. Об этом ей тогда сказал сам Гагарин. Его жена Валентина Гагарина в то время лежала в больнице после перенесенной операции из-за язвы желудка. Гагарин был у нее в палате 26 марта: рассказывал о домашних делах и долго не уходил. Дальше прошла предполетная подготовка, 27 марта — полеты. Через день Гагарин планировал снова приехать в больницу к жене. Шофер Гагарина рассказывал , что изначально Гагарин собирался к жене только 27 марта — сразу после полетов. Он поменял решение 26 марта и резко сорвался к ней. В день катастрофы Валентина Гагарина несколько раз звонила домой. Слонялась по палате и сильно переживала. Официально она узнала о смерти мужа 28 марта. Тогда приехали Терешкова, Попович и другие люди космоса. Они появились из-за засекреченных материалов, которые не раскрывались десятилетиями. Главная из них — Гагарин и Серегин перед полетом выпили по стакану водки. Летчик Владимир Аксенов тоже официально опровергал. Все связаны с фантастическими предположениями: КГБ устранил Гагарина, он вообще был арестован, прошел принудительное лечение в психиатрической клинике и вовсе не погибал. Память о Гагарине: мемориальный комплекс строится 10 лет, а посол США оставлял букет гвоздик с ленточкой «От американского народа» Останки Гагарина и Серегина были кремированы, урны с их прахом захоронены у стен Кремля. Руководство СССР объявило общенациональный траур — впервые в истории он не связан со смертью действующего главы государства. Сначала на месте катастрофы среди сосен и берез появился большой памятный камень: «Здесь будет воздвигнут обелиск памяти героев». Рядом планировалось высадить 34 рябины — возраст Гагарина на момент смерти. На этом настаивал главный архитектор Владимирской области Алексей Акимов, который работал над созданием стелы. Образовавшаяся после крушения самолета воронка весной наполнялась растаявшим снегом. Мини-озеро ограждал деревянный забор — у него люди оставляли венки и цветы. В этой точке школьники читали клятву и становились пионерами. Когда поисковая операция закончилась, сюда потянулись простые жители. Среди первых — пионеры из лагеря Паньково, которые обвязывали поломанные березы пионерскими галстуками. Через семь лет после катастрофы на этом месте выросла 16-метровая стела из красного гранита. Мы приехали к ней мартовским утром: пепельное небо, слякоть под кроссовками, жидкий туман. Такая же погода стояла, когда Гагарин и Серегин последний раз поднялись в небо. Он работает здесь с 2012 года: занимается экскурсиями, уборкой, охраной. Здесь был непролазный лес, непроходимое болото. По нему ехали тракторы и работали поисковики. Первый, кто сюда прибежал через три часа, увидел перемешанный с землей и кровью снег и останки самолета. Здесь поставили солдатское оцепление. Это практически могила: с них собрали не больше ведра. Что собрали — захоронили на Красной площади. Валентина Романова В 2013 году в нашей районной газете «Красное знамя» читал интервью одного мужчины. Он рассказывал, что в марте 1968 года на Красном октябре [микрорайон в Киржаче] с отцом на крыше сарая ставил антенну. Они услышали гул со стороны неба и увидели, как из-за облачка вылетел самолет, таща за собой кипу парашютов типа зонда. Движок работал на исходе. Самолет пролетел — через несколько минут они услышали взрыв. Образовалась воронка больше четырех метров. Старожилы опускали туда четырехметровую палку и до дна не доставали. Потом здесь поставили камень из гранита весом больше тонны». Сотни метров вокруг мемориала окружают лес, храм имени Андрея Первозванного и кладбище. Идеальное место, чтобы помолчать и подумать. Открытая калитка ведет к аналогичной модели самолета, на котором разбился Гагарин и Серегин. Здесь же находился дом: в нем останавливались первый отряд космонавтов и мама Гагарина. Он сгорел.
Летал ли Гагарин в космос? Правда и ложь о космических мифах
Во время полета Юрий Гагарин выполнял задачи по наблюдению и сбору данных о состоянии своего организма в космическом пространстве. Через 7 лет после своего полёта Гагарин нелепо и загадочно погиб. Ракета, на которой Гагарин летал в космос, была выпущена именно на этом заводе.
Гагарин Юрий Алексеевич
Гагарин не летал в космос, он просто был подставным лицом с идеальной анкетой!» – статьи и передачи с похожими посылом выходят регулярно – как в российских, так и зарубежных СМИ. «А я — Юрий Гагарин»: неизвестные факты о приземлении первого космонавта, рассказанные старожилами села Узморье. В последний раз до полета записаны медицинские данные Юрия Гагарина. Столько времени, сколько в космосе был Гагарин, все космонавты в будущем проведут не раз. Максимальная высота полета Гагарина составила 327 км, в то время как граница космоса начинается на отметке 118 км. С подъемной силой переборщили.
Первый полет в космос: 8 неизвестных фактов
После своего эпохального полёта Гагарин первым делом вышел на связь с генсеком Никитой Хрущёвым, который поздравил его с успешным полётом, потом было общение с журналистами, встреча с друзьями. День полета Юрия Гагарина в космос 12 апреля 1961 года был объявлен праздником — Днем космонавтики. Еще раз: мы не пытаемся доказать, что Юрий Гагарин не совершал подвиг и не летал в космос. Полёт корабля-спутника «Восток» с пилотом-космонавтом товарищем Гагариным на орбите продолжается».
Удивительная история первого полёта Юрия Гагарина в космос и драматичное возвращение на Землю
Его воспоминания из книги Льва Данилкина «Юрий Гагарин»: «Наш вертолет взлетел в 12:20 и пошел курсом, противоположным тому, по которому самолет МиГ-15 должен был возвращаться на аэродром «Чкаловский». Периодически мы садились прямо на поляны и дороги, а один раз в поселке Черноголовка на площадку какого-то завода, и спрашивали, не видели ли падающий самолет или не слышали ли взрыва самолета в воздухе. При первых посадках ответы были отрицательными, а несколько позже стали попадаться люди, которые видели круто спускавшийся в лес самолет. При дальнейшем полете в районе деревни Новоселово Покровского района в лесу штурман заметил яму шириной 4-5 метров, окруженную глубоким снегом, политым какой-то желтоватой жидкостью.
Спустились ниже и убедились, что это место падения какого-то самолета. Вертолет сел в 50 метрах от ямы в снег на брюхо. Я схватил свою медицинскую укладку и выпрыгнул из вертолета.
Снег был настолько глубокий, что двигаться было очень трудно. Поставишь ногу — и проваливаешься в снег до пояса. Чтобы шагнуть, приходилось руками поднимать вверх ногу.
С трудом мы добрались до ямы. Яма глубиной в 2-3 метра и шириной в 4-5 метров окромлена слегка желтоватым снегом. На дне ямы еще дымилась матерчатая часть кресла летчиков.
Кругом густой смешанный лес. Под углом 50 градусов срезано крылом падавшего самолета несколько деревьев. Детали самолета и останки летчиков во время взрыва были разбросаны от ямы на 20-30 метров.
Стало ясно, что кто-то из членов экипажа погиб. В подтверждение этой мысли обнаружили в снегу лишь один парашют. Выходит, что один из членов экипажа катапультировался и сохранил себе жизнь.
Но кто он? Перед последним полетом Гагарин навещал жену в больнице и впервые в жизни забыл пропуск на аэродром Алексей Леонов вместе с Гагариным часто ходил на стрижку. Процесс всегда проходил одинаково: гостиница «Юность», мастер Игорь, привычное напоминание о родинке на шее у Гагарина.
За несколько дней до трагедии Гагарин и Леонов опять зашли к парикмахеру. Тогда Леонов заметил странную деталь. Но по прошествии времени поведение парикмахера показалось мне не таким, как всегда.
Обычно после стрижки он сметал волосы с пола и выбрасывал. А в ту субботу он Юрины локоны аккуратно собрал и положил в шкафчик», — говорил Леонов. В день гибели Гагарин впервые в жизни забыл пропуск на аэродром.
Он выходил из дома вместе с соседкой по лестничной клетке Тамарой Волыновой [жена летчика-космонавта Бориса Волынова]. Они встретились в лифте и вместе дошли до перекрестка — там Гагарин вспомнил о забытом пропуске. Волынова выделила то, что такое произошло впервые.
Об этом ей тогда сказал сам Гагарин. Его жена Валентина Гагарина в то время лежала в больнице после перенесенной операции из-за язвы желудка. Гагарин был у нее в палате 26 марта: рассказывал о домашних делах и долго не уходил.
Дальше прошла предполетная подготовка, 27 марта — полеты. Через день Гагарин планировал снова приехать в больницу к жене. Шофер Гагарина рассказывал , что изначально Гагарин собирался к жене только 27 марта — сразу после полетов.
Он поменял решение 26 марта и резко сорвался к ней. В день катастрофы Валентина Гагарина несколько раз звонила домой. Слонялась по палате и сильно переживала.
Официально она узнала о смерти мужа 28 марта. Тогда приехали Терешкова, Попович и другие люди космоса. Они появились из-за засекреченных материалов, которые не раскрывались десятилетиями.
Главная из них — Гагарин и Серегин перед полетом выпили по стакану водки. Летчик Владимир Аксенов тоже официально опровергал. Все связаны с фантастическими предположениями: КГБ устранил Гагарина, он вообще был арестован, прошел принудительное лечение в психиатрической клинике и вовсе не погибал.
Память о Гагарине: мемориальный комплекс строится 10 лет, а посол США оставлял букет гвоздик с ленточкой «От американского народа» Останки Гагарина и Серегина были кремированы, урны с их прахом захоронены у стен Кремля. Руководство СССР объявило общенациональный траур — впервые в истории он не связан со смертью действующего главы государства. Сначала на месте катастрофы среди сосен и берез появился большой памятный камень: «Здесь будет воздвигнут обелиск памяти героев».
Рядом планировалось высадить 34 рябины — возраст Гагарина на момент смерти. На этом настаивал главный архитектор Владимирской области Алексей Акимов, который работал над созданием стелы. Образовавшаяся после крушения самолета воронка весной наполнялась растаявшим снегом.
Мини-озеро ограждал деревянный забор — у него люди оставляли венки и цветы. В этой точке школьники читали клятву и становились пионерами. Когда поисковая операция закончилась, сюда потянулись простые жители.
Среди первых — пионеры из лагеря Паньково, которые обвязывали поломанные березы пионерскими галстуками. Через семь лет после катастрофы на этом месте выросла 16-метровая стела из красного гранита. Мы приехали к ней мартовским утром: пепельное небо, слякоть под кроссовками, жидкий туман.
Такая же погода стояла, когда Гагарин и Серегин последний раз поднялись в небо. Он работает здесь с 2012 года: занимается экскурсиями, уборкой, охраной. Здесь был непролазный лес, непроходимое болото.
По нему ехали тракторы и работали поисковики. Первый, кто сюда прибежал через три часа, увидел перемешанный с землей и кровью снег и останки самолета. Здесь поставили солдатское оцепление.
Это практически могила: с них собрали не больше ведра. Что собрали — захоронили на Красной площади. Валентина Романова В 2013 году в нашей районной газете «Красное знамя» читал интервью одного мужчины.
Он рассказывал, что в марте 1968 года на Красном октябре [микрорайон в Киржаче] с отцом на крыше сарая ставил антенну. Они услышали гул со стороны неба и увидели, как из-за облачка вылетел самолет, таща за собой кипу парашютов типа зонда. Движок работал на исходе.
Самолет пролетел — через несколько минут они услышали взрыв. Образовалась воронка больше четырех метров. Старожилы опускали туда четырехметровую палку и до дна не доставали.
Потом здесь поставили камень из гранита весом больше тонны». Сотни метров вокруг мемориала окружают лес, храм имени Андрея Первозванного и кладбище. Идеальное место, чтобы помолчать и подумать.
Открытая калитка ведет к аналогичной модели самолета, на котором разбился Гагарин и Серегин. Здесь же находился дом: в нем останавливались первый отряд космонавтов и мама Гагарина. Он сгорел.
Около стелы стоит небольшая часовня и единственная живая береза, часть которой срубило самолетом. Остальные деревья убил короед или время. На вбитые металлические прутья молодожены крепят замки.
Приезжать на мемориал в день свадьбы — традиция. После росписи в загсе молодожены едут сюда, оставляют цветы и фотографируются. Так исполняют гражданский долг.
СССР — 25 марта 1961 — «Спутник-10», успех. Собака Звездочка присоединилась к племени собак-космонавток. СССР — 12 апреля 1961 — «Восток-1», успех. Юрий Алексеевич Гагарин совершил свой исторический полет. США — 25 апреля 1961 — Mercury-Atlas 3 — неудача.
Отказ системы управления на 20 секунде полета, ракета подорвана радиокомандой с земли. СССР — 6 августа 1961 — «Восток-2», успех. Герман Титов отлетал целые сутки. США — 13 сентября 1961 — Mercury-Atlas 4, успех. Орбитальный полет с «механическим астронавтом».
США — 29 ноября 1961 — Mercury-Atlas 5, успех. Шимпанзе Энос совершил благополучный орбитальный полет. США — 20 февраля 1962 — Mercury-Atlas 6, успех. Астронавт Джон Гленн стал первым американцем на орбите. А вот с суборбитальными полетами ситуация несколько интересней.
Для них использовалась баллистическая ракета Redstone, гораздо более отлаженная и надежная в конце концов, именно ее модификация вывела на орбиту первый американский спутник. США — 21 ноября 1960 — Mercury-Redstone 1, неудача. Из-за неверного порядка отделения кабелей ракета не ушла со старта. США — 31 января 1961 — Mercury-Redstone 2, успех почти. Шимпанзе Хэм вернулся живым из полета, но вот ракета подвела.
Из-за неправильной работы сервоклапана двигатели выдавали большую тягу, чем нужно, ракета также на один градус отклонялась вверх от курса. Из-за аварийной остановки двигателя сработала система аварийного спасения. Переразогнанная капсула перелетела точку приземления, а Хэм пережил перегрузку 17 «же».
Разрушение ракеты-носителя на 58 секунде полета.
СССР — 19 августа 1960 — «Спутник-5», успех. Собаки Белка и Стрелка успешно совершили орбитальный полет и вернулись на Землю. СССР — 1 декабря 1960 — неудача. Собаки Комета и Шутка совершили суборбитальный полет из-за разрушения двигателя третьей ступени и приземлились в Якутии.
Собаки выжили из-за отказа системы катапультирования, оставшись в спускаемом аппарате они не погибли в якутский сорокаградусный мороз. СССР — 22 декабря 1960 — «Спутник-6», неудача. Собаки Пчелка и Мушка были подорваны вместе с кораблем системой АПО из-за недостаточного импульса тормозного двигателя, чтобы посадка не произошла за пределами территории СССР. США — 21 февраля 1961 — Mercury-Atlas 2 — успех.
Суборбитальный полет. СССР — 9 марта 1961 — «Спутник-9», успех. Собака Чернушка благополучно слетала на орбиту и обратно. СССР — 25 марта 1961 — «Спутник-10», успех.
Собака Звездочка присоединилась к племени собак-космонавток. СССР — 12 апреля 1961 — «Восток-1», успех. Юрий Алексеевич Гагарин совершил свой исторический полет. США — 25 апреля 1961 — Mercury-Atlas 3 — неудача.
Отказ системы управления на 20 секунде полета, ракета подорвана радиокомандой с земли. СССР — 6 августа 1961 — «Восток-2», успех. Герман Титов отлетал целые сутки. США — 13 сентября 1961 — Mercury-Atlas 4, успех.
Орбитальный полет с «механическим астронавтом». США — 29 ноября 1961 — Mercury-Atlas 5, успех.
И это было время космической гонки между двумя сверхдержавами. На каждом этапе СССР снова и снова обгонял конкурентов.
Достаточно вспомнить триумфальный полет Белки и Стрелки — двух космических собак-первопроходцев, которые достигли околоземной орбиты, 17 раз облетели вокруг нашей планеты и благополучно вернулись домой живыми и невредимыми. От такого полета до запуска в космос человека оставался лишь шаг. Да и у нас знали о колоссальных финансовых возможностях США, и многие всерьез опасались, что первым человеком в космосе все-таки станет американец. Словом, две державы с тревогой приглядывались друг к другу.
Кстати, ни американская, ни советская разведка не сумели добыть точных сведений о космических разработках противоположной стороны. Поступали только ориентировочные сведения о работе конкурентов. И в СССР примерно с начала 1960 года знали, что американцы готовят полет человека в космос. Именно тогда и наши конструкторы стали форсировать этот сложный и рискованный проект, проект, в котором частичной удачи быть не могло.
Недостаточно было вывести первого космонавта на орбиту. Он должен был непременно вернуться живым. Но с животными и манекенами было немало неудачных запусков. Риск был велик.
Отряд для «Востока» Наши возможности были известны, их хватало на различные вариации шарообразного спутника, одним из которых и стал будущий космический корабль «Восток-1». Чтобы действовать в столь тесном пространстве, будущий космонавт должен быть худощавым, по-юношески гибким. Сразу можно было исключить из числа кандидатов летчиков выше среднего роста. Подготовку первого отряда космонавтов пришлось форсировать с оглядкой на заокеанских конкурентов.
Поэтому наши «отцы космонавтики» сделали ставку на молодых, но уже достаточно опытных летчиков, которые способны были выдержать тяжелейшую программу подготовки, а потом не сломаться в полете. И тут, как в революционной песне, «были сборы недолги» — всего лишь один год. Недолги, но трудны беспрецедентно. Это были изнурительные испытания на выживание, без компромиссов.
Юрий Гагарин и Герман Титов прошли этот путь чуть лучше других. И первый космический корабль был далеко не просторным. В гагаринском скафандре имелся запас кислорода на четыре часа. Такова была первая космическая квартира — малогабаритная, зато, как показал полет, надежная.
Было ясно, что в полете человека ждут невиданные перегрузки. И ни врачи, ни главные конструкторы не знали в точности, от чего и как следует защищаться. Ни малейших гарантий безопасности у космического первопроходца не было, хотя инженеры, конечно, делали все возможное, заранее борясь за жизнь космонавта. Рассчитывали аварийные режимы, разработали систему экстренного спуска на парашютах при пожаре на старте ракеты.
Но многих неожиданностей, которыми чреват космос, они предвидеть не могли.
15сб. Приземление Ю. А. Гагарина. Факты от первого
По словам Владимира Попова, полёт Юрия Гагарина сыграл эпохальную роль в истории и стал достоянием всего мира. Первый полет в космос Юрия Гагарина мог остаться неучтенным из-за особенностей конструкции корабля «Восток». Из семи полётов кораблей "Восток" до Гагарина лишь три были успешные.