Даже на сцене Мариинского театра, собравшего всего оперного Щедрина, «Не только любовь» поставили последней, словно смущаясь ее лирико-производственной игривости в изящной песенно-частушечной форме на грани водевиля и психодрамы. "Не только любовь", опера Родиона Щедрина, концертный зал Мариинского театра, 18 мая 2022 года.
Тех. поддержка
- Популярное в разделе
- Статьи | Премьера
- Премьера оперы Щедрина «Не только любовь» прошла в МАМТе - Обзорник
- Опера Родиона Щедрина "Не только любовь" в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко
- Наши проекты
- Добро пожаловать!
Мюзикл «Не только любовь»
Несколько лет опера неоднократно исполнялась в Москве и провинции, но, постепенно исчезла с репертуарной страницы и в дальнейшем была незаслуженно забыта. Сегодня, художественный руководитель театра «Санктъ-Петербургъ Опера» — Юрий Александров вдохнул новую жизнь в эту оперу. Родион Щедрин и Майя Плисецкая, присутствовавшие на премьере, были приятно удивлены увиденным на сцене и отсутствием равнодушных в зале, сказав, что именно постановку Юрия Александрова могут назвать лучшей за все полвека существования оперы на сцене.
И переворачивает мир Варвары Васильевны — председателя колхоза. Как говорил сам автор, в сюжете оперы «Не только любовь» его привлек «фольклор, помноженный на жизнь». Москвич, консерваторец, он испытал настоящий культурный шок, когда провел какое-то время в деревне: наслушался частушек, узнал не понаслышке глубинный народ.
Варвара Васильевна во власти любви! В третьем действии оперы композитор дает развернутую картину мучительной душевной борьбы Варвары Васильевны. Сталкиваются чувство и разум. Центром действия становится монолог героини, где на все вопросы к себе самой , сомнения, сердечные порывы, разум в образе закулисного хора подобно хорам в древнегреческих трагедиях отвечает неумолимое «нет, нет, нет! Это чувство усиливает и озорная частушка, исполняемая одной из девушек, возвращающейся с полевых работ. В ней осуждается поведение председателя: «Ой, уж как ночь тиха, недалеко до греха: дайте в провожатого чужого жениха». Основу монолога Варвары Васильевны составляет синкопированная, многократно повторенная фраза, напоминающая народный причет: Вокальную партию, и также на fortissimo, поддерживает унисон струнных первые скрипки. Эта же фраза-причет звучит и в финале третьего действия — в сцене с Володей Гавриловым. Варвара Васильевна объясняет ему, какой ремонт он должен выполнить. Но прозаические слова не могут скрыть ее истинных чувств. Заканчивается действие оркестровым эпизодом — последней и наивысшей кульминацией, выражающей страдание влюбленной женщины. Струнные и деревянные духовые на FFF еще и еще раз проводят несколько измененную интонацию темы-причета Andante espressivo : А затем в мощном звучании валторн и тромбонов звучит начальная фраза песни-лейтмотива героини оперы. Силой воли Варвара Васильевна подавляет свою «недозволенную» любовь и расстается с любимым. Заканчивает оперу небольшой Эпилог: «Светает. На опушке леса в глубине сцены сидит Варвара Васильевна. Издали слышны голоса идущих на работу колхозников». И снова льется веселая частушка, которую сопровождает неизменная балалайка за сценой ad libitum. Варвара Васильевна уходит вместе со всеми. Удаляясь, песня растворяется в бесконечных просторах русских полей. Подобно Первому концерту и балету «Конек-Горбунок», опера отличается в целом светлым, несмотря на драму героини, оптимистическим характером. Частушка , которая так смело заявила о себе впервые в финале Первого концерта, приобретает здесь уже ведущее начение. Значительно расширился в опере круг русских песенных образов. Частушки выполняют в опере ответственную роль комментатора происходящего действия. Несомненно, здесь сказалось влияние рассказа С. Антонова «Поддубенские частушки», герой которого едет в деревню, стараясь выяснить: кто же сочиняет эти сиюминутные «живые газеты». Хор в опере Щедрина второе действие дает на это прямой ответ в «Девичьих частушках»: «Ой, мы частушек много знаем, знаем тыщи полторы. Ой, мы их сами сочиняем, сами композиторы». Частушка в опере Щедрина и народный судья. Опасаясь осуждения народа, Варвара Васильевна приходит к трудному для себя решению. Подобно балету, опера имеет номерное строение. Щедрин наделяет героев лейтмотивами, применяет тематические арки. Большую роль в данном случае играют частушки как ведущий жанр хоровых и многих сольных номеров, куплетно-вариационный метод их развития. Во время репетиции И все же тематическим стержнем оперы остается лейтмотив Варвары Васильевны. Его многоликость, постепенно развертывающая перед нами драму героини, говорит о симфоническом развитии главной темы оперы. Благодаря ее широкому и свободному развитию, композитор разрывает круг народно-песенных интонаций, отличающих Варвару Васильевну, и приходит к иной, более обобщенной, интонационной и эмоциональной сфере выразительности. Именно в музыкальной характеристике Варвары Васильевны в новой роли выступает органный пункт, где он порой становится главным компонентом драматического действия. В партии Варвары Васильевны огромна роль оркестра. В финале третьего действия всю глубину ее волнения передает именно оркестр. И фразу-причет героини на словах «Как на крышу влезешь, не свались, убьешься. Тут все гнилое. Оперный оркестр по сравнению с оркестром балета несколько уменьшен за счет сокращения ударной группы отсутствуют бубенчики, трещотки, кастаньеты. Не звучат в опере и такие красочные инструменты, как вибрафон, колокола, усиливающие впечатление сказочной или праздничной обстановки, а также и клавиолина с ее специфическим звуком. Присутствие во втором действии духовой группы на сцене banda усиливает реалистичность происходящего действия. Отличительная особенность оркестра оперы «Не только любовь» — близость к звучанию народных инструментов гармошке, балалайке, жалейке , что создает сельский колорит. Причем достигается это звучание при помощи обычных инструментов симфонического оркестра. Интересен вопрос о различных постановках оперы. Так, в Москве, в Камерном музыкальном театре, онера шла во второй редакции, ограничившей число исполнителей оркестра до одиннадцати человек 1972.
Подчеркнуто чувственное произведение Владимира Набокова с момента своего появления разделила на две части тех, кто не видит ничего, кроме скандального сюжета о запретной любви стареющего мужчины к несовершеннолетней девочке. И тех, кто полагает его лишь материалом для блестящей поэтизации автором того, что поэтизировать нельзя. Причем то, что «нельзя» — это позиция писателя! Само противостояние уже стало фоном для высказывания режиссеров, художников — как на дизайне многочисленных изданий книг, которые мелькают здесь. Отношения между полами возникли вне морали, но моралью регламентируются. Русскому зрителю вообще полагалось бы объяснять, чем Гумберт Гумберт лучше Свидригайлова. Вернее — чем Свидригайлов хуже.
В печатном номере
- МАМТ представляет оперу об изломанных душах сильных людей | | «Театральный журнал»
- Лирическая опера в двух действиях
- Оперу «Не только любовь» поставят на сцене БКЗ филармонии вечером
- Опера «Не только любовь»
Оперу «Не только любовь» поставят на сцене БКЗ филармонии вечером
Премьера оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» в 2014 году стала значительным событием, сам композитор назвал ее лучшей постановкой своего произведения. подробная информация, 12+. Мариинка представляет первую оперу Родиона Щедрина, увидевшую свет в 1961 году. Премьера оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» в 2014 году стала значительным событием, сам композитор назвал ее лучшей постановкой своего произведения. Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко представляет в праздничные мартовские дни премьеру оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» в. «Не только любовь» – первая опера композитора Родиона Щедрина, которая была написана в 1961 году по мотивам рассказов Сергея Антонова.
Оперу «Не только любовь» поставят на сцене БКЗ филармонии вечером
Москвич, консерваторец, он испытал настоящий культурный шок, когда провел какое-то время в деревне: наслушался частушек, узнал не понаслышке глубинный народ. Впечатления были настолько долгоиграющими, что отразились и в опере «Не только любовь» 1961 года, и в концерте «Озорные частушки» двумя годами позже. В опере отражена целая гамма женских чувств, вдохновленных источником либретто — рассказами писателя-горожанина Сергея Антонова.
Но в далеком 1961 году произведение не приняли и даже освистали в Большом театре, назвав бездарным, как когда-то в Петербурге отвергли «Силу судьбы» Верди, в Париже не поняли и подняли на смех постановку «Весны священной» Стравинского, которую осуществил гениальный Вацлав Нижинский. Очевидно, по одному из законов искусства, некоторые сочинения должны быть выстраданы не только автором и временем, а и публикой, живущей в нем. Так случилось и с советской оперой Щедрина.
Родион Щедрин и Майя Плисецкая, присутствовавшие на премьере, были приятно удивлены увиденным на сцене и отсутствием равнодушных в зале, сказав, что именно постановку Юрия Александрова могут назвать лучшей за все полвека существования оперы на сцене. Вот что сам режиссер-постановщик говорит о спектакле: «Тема любви вечна и актуальна всегда, независимо от того, разворачивается ли она в привычных романтических декорациях или в советском колхозе. Мы вместе с художником Вячеславом Окуневым постарались уйти от привычной сельской бутафории, сделать так, чтобы помимо унылого колхозного пейзажа показать еще прелесть и красоту простой жизни. В опере «Не только любовь», конечно, главное — любовь, но, в то же время, я делаю акцент и на «не только». Что получилось оценит зритель».
Оркестр под управлением Арифа Дадашева искусно демонстрировал тембровые и гармонические находки партитуры Щедрина, подчеркивал фольклорные стилизации и лейтмотивы, словно договаривающие за героев. Экспрессионистский накал в духе монодрам Шенберга растворялся в шутливых «прокофьевских» темах, и слушая утверждение о том, что «когда парень изменил, это не изменушка. Считается изменушка, когда изменит девушка», думать о невзаимной любви Варвары Васильевны — колхозной Татьяны Лариной и Володи Гаврилова — столичного Евгения Онегина — совсем не хотелось. Не только любовь, но и..? Автор Сергей Родионов. Источник Фото предоставлено пресс-службой театра. RU» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор.
Мы погружаемся в пучину страстей оперы, в этот своеобразный клубок не менее сильных страстей, чем тех, что описаны в «Леди Макбет Мценского уезда. Смешение жанров, которое диктует музыка, выглядит не нарочито, а естественно. На сцене происходит жизнь. Не то, чтобы советская или не советская, — жизнь.
Со всеми ее радостями и абсурдом, которого, заметим, в советское время был чуть перебор.
Главное в этой опере - совсем не любовь, а воля к
Дело было в колхозе Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко представляет в праздничные мартовские дни премьеру оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» в постановке дирижера Феликса Коробова, режиссера Евгения Писарева, художников. 11 октября в большом зале Дворца культуры «Химик» состоялся показ лирической оперы Родиона Щедрина «Не только любовь», написанной в 1961 году по мотивам рассказов Сергея Антонова в исполнении Театра-школы оперы МГИМ им. 12.10.2023. Городской округ. Петербургская премьера оперы «Не только любовь» всемирно известного композитора Родиона Щедрина стала знаковым событием.
"Не только любовь" вернулась в Москву
11 октября в большом зале Дворца культуры «Химик» состоялся показ лирической оперы Родиона Щедрина «Не только любовь», написанной в 1961 году по мотивам рассказов Сергея Антонова в исполнении Театра-школы оперы МГИМ им. 12.10.2023. Городской округ. «Когда Родион Щедрин был молодым композитором, он сочинял оперу о любовных переживаниях зрелой женщины «Не только любовь». Дело было в колхозе Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко представляет в праздничные мартовские дни премьеру оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» в постановке дирижера Феликса Коробова, режиссера Евгения Писарева, художников. легендарной балерине Майе Плисецкой.
Петербургские премьеры оперы «Не только любовь» Р.К. Щедрина: проблема финала
Для режиссера Юрия Александрова центральной темой спектакля является любовь, вечная и актуальная, независимо от того, в какой обстановке изображается. Щедрин присутствовал на премьере и вспоминал о разочаровывающем спектакле 1961 года, где постановка получилась провальной, потому что создатели боялись элементов эротики. Однако в этой постановке страха не было, и все получилось, как надо.
Сам композитор отметил, что это лучшая постановка его произведения. Для режиссера Юрия Александрова в этом спектакле, конечно, главное — именно любовь. Спектакль привлекает свободным вокалом, «открытостью» драматической игры и обилием танцев. В нем есть светлая лирика и ирония, «сочный» жанровый юмор и высокий драматизм.
В центре сюжета — председательница колхоза, разрывающаяся между любовью к молодому парню «из городских» и чувством долга. Люди эти изломаны войной, задушены жестокой реальностью колхозного быта. И тем не менее, гармоничны и полны желания жить и любить». Для дирижёра Феликса Коробова эта работа — исполнение давней мечты; саму оперу он считает вещью чрезвычайно значительной. Вот, как он её характеризует: «Внутри этой оперы, которая идёт около двух часов, заложен громадный спектр эмоций, чувств, разных сюжетных линий, спектр от иронии, шуток и настоящего искреннего надрыва до большой трагедии. Хореографию разрабатывает Сергей Землянский.
В его лице Гергиев получил «живого классика», продолжающего активно сочинять. Год за годом в Мариинском театре были поставлены почти все оперы и балеты Щедрина. На лейбле «Мариинский» записан ряд его произведений, в том числе видеозаписи «Конька-Горбунка» и «Левши». До последнего момента композитор приезжал в театр вместе с Майей Михайловной Плисецкой, которая, к счастью, успела побывать на премьерах «Анны Карениной», «Конька-Горбунка», оперы «Левша», написанной к открытию в 2013 году Мариинского-2, приезжала и на концерты мужа. На премьере оперы «Не только любовь», которую Родион Щедрин посвятил в 1961 году своей обожаемой Маюше, как он нежно ее называл, Майе Михайловне уже не суждено было побывать. Преамбулой к опере «Не только любовь» стал концерт, состоявший из фрагментов из «Конька-Горбунка», Concerto dolce для альта и струнного оркестра с арфой, концерта для оркестра «Озорные частушки» и Второго фортепианного концерта, насыщенного какой-то бешеной энергией. Валерий Гергиев, разумеется, один из тех, у кого есть ключи к этой музыке, кто чувствует себя в ней как рыба в воде, однако всякий раз находя новые берега и внутренние течения. Премьера трехактной оперы «Не только любовь» оказалась дорогим подарком юбиляру. Режиссер-дебютант постановки Александр Кузин, впервые столкнувшийся с оперным жанром, превосходно справился с материалом, сочетающим лирику, комедию и драму.
Нотный архив Бориса Тараканова
Премьеру исполнили в Большом театре зимой 1961-го, вызвав глубокое неприятие со стороны чиновников по культуре. Как говорит сам Щедрин, «откровенно фрейдистские мотивы» оперы вызывающе контрастировали со спектаклями советского репертуара, их маршами, развевающимися флагами и прочими атрибутами эпохи. Оперу показали ещё три раза, а затем потихоньку убрали из афиши.
Действие разворачивается спустя десять лет после Победы в обычной деревне, в которой практически не осталось мужчин. В центре сюжета — председательница колхоза, разрывающаяся между любовью к молодому парню «из городских» и чувством долга. Люди эти изломаны войной, задушены жестокой реальностью колхозного быта. И тем не менее, гармоничны и полны желания жить и любить».
Для дирижёра Феликса Коробова эта работа — исполнение давней мечты; саму оперу он считает вещью чрезвычайно значительной. Вот, как он её характеризует: «Внутри этой оперы, которая идёт около двух часов, заложен громадный спектр эмоций, чувств, разных сюжетных линий, спектр от иронии, шуток и настоящего искреннего надрыва до большой трагедии.
Партитура была создана всё с той же присущей Щедрину стремительностью: за пару месяцев. Однако, как это нередко бывает, планы театра изменились, и «Конёк» — вкупе с Первым фортепианным концертом — стал только лишь частью дипломной работы автора. Но премьера в Большом всё-таки состоялась: спустя пять лет, в 1960 году. К тому времени Щедрин уже был достаточно известен и уже два года счастливо женат на Майе Плисецкой, с которой впервые встретился в гостях у Лили Брик, а продолжил знакомство в репетиционных залах Большого театра. Все партитуры — и об этом также упоминалось неоднократно — были посвящены композитором его жене. При всём при том Щедрин, как и почти любой другой композитор, всегда хотел написать оперу. И первые две написал тоже по заказу Большого театра. Самая первая — «Не только любовь» по мотивам так называемой деревенской прозы Сергея Антонова — была поставлена всего через год после «Конька», и в ней тоже была «прописана» партия танцевальная для Майи Плисецкой: она называлась Девушка с веткой черёмухи.
Наконец, с оглушительным успехом в 1977 году в Большом прошла премьера оперы Щедрина «Мёртвые души» в постановке Бориса Покровского.
Но премьера в Большом всё-таки состоялась: спустя пять лет, в 1960 году. К тому времени Щедрин уже был достаточно известен и уже два года счастливо женат на Майе Плисецкой, с которой впервые встретился в гостях у Лили Брик, а продолжил знакомство в репетиционных залах Большого театра. Все партитуры — и об этом также упоминалось неоднократно — были посвящены композитором его жене. При всём при том Щедрин, как и почти любой другой композитор, всегда хотел написать оперу. И первые две написал тоже по заказу Большого театра. Самая первая — «Не только любовь» по мотивам так называемой деревенской прозы Сергея Антонова — была поставлена всего через год после «Конька», и в ней тоже была «прописана» партия танцевальная для Майи Плисецкой: она называлась Девушка с веткой черёмухи. Наконец, с оглушительным успехом в 1977 году в Большом прошла премьера оперы Щедрина «Мёртвые души» в постановке Бориса Покровского. За дирижёрским пультом стоял маэстро Юрий Темирканов. На выставке представлены фотографии репетиций и сцен из балетов «Конёк-горбунок», «Кармен-сюита», «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой», опер «Не только любовь» и «Мёртвые души», а также афиши этих спектаклей, эскизы декораций, костюмов и сами костюмы.
Опера «Не только любовь» в Концертном зале Мариинского театра
А искушенных меломанов - близостью к сюжетным коллизиям "Онегина" и даже "Кармен". Санктъ-Петербургъ Опера.
Композитор эти отсылки и не скрывал: "Пишу колхозного "Евгения Онегина", — говорил Щедрин. Очень много параллелей, которые разгадывать очень интересно, и до последнего момента ты в это погружаешься и находишь какие-то детали", — признался главный дирижер Музыкального театра им.
Станиславского и Немировича-Данченко Феликс Коробов. Послевоенная разруха и тяжелый быт, и тут же простые деревенские радости — народные гуляния, песни, надежда на лучшее будущее. Композитор ввел частушку в "серьезную оперу", тогда это считалось невозможным новаторством. Сохраняя антураж советского времени и деревенской жизни, опера в постановке Музыкального театра отражает макбетовский масштаб щедринского творения — с большими страстями, драматизмом и вечными вопросами.
Достигнув весьма почтенного возраста, он обратился к Лолите Набокова». Теперь все оперы Родиона Щедрина поставлены на сцене Мариинского театра. Режиссер Слава Даубнерова, работающая на стыке театра и перформанса, подошла к произведению с собственной феминистской концепцией обвинителя главного действующего лица этой истории — Гумберта Гумберта. Что же касается постановки, то ожидающие скандала и эротических впечатлений будут разочарованы.
Конечно, сюжет этой оперы особенно требователен к певцам — как к типажам оных, так и к их раскованному артистизму. Трудно будет представить себе Лолиту в исполнении пышной примадонны 45 лет. Или Гумберта, имеющего внутренние психологические барьеры.
Все бытовое в постановке отодвинуто на периферию, а в центр поставлены яркие человеческие характеры, напоминавшие как оперных прототипов, так и героев советского кино - от «Судьбы» до «Афони». В любовном треугольнике из председателя колхоза Варвары Васильевны, городского пижона-одуванчика Володи Гаврилова признающего не без самоиронии «Какой же я мужчина! Я - Володя... В мрачной и внешне властной командирше Варваре, держащей в ежовых рукавицах разваливающийся колхоз, обнаруживалась беспомощная женщина, сходящая с ума от нелюбви, ею же самой и вызванной.
Это блестяще удалось сыграть и проинтонировать меццо-сопрано Екатерине Сергеевой с ее страстной натурой. Володя, персонаж тенора Александра Трофимова, был одет по последней моде, щеголял снисходительными фразочками, от которых будто исходил аромат одеколона. Режиссер на славу поработал с оперными певцами над диалогами, преодолев их слабое звено - разговорную речь в опере немало небольших разговорных сцен , насытив ее смыслом и отлично слушавшейся интонацией. Запомнилась и работа хора, который благодаря хормейстеру Павлу Теплову и строгому режиссерскому рисунку выглядел как интересный многоликий персонаж. Финальный «кадр», решенный в жанре коллективной фотографии, и вовсе стал эмблемой спектакля.
Главное в этой опере - совсем не любовь, а воля к
И вот теперь выяснилось, что в этом ряду подмен была и опера Щедрина «Не только любовь». Самое раннее из них – сюита из музыки первой оперы Щедрина «Не только любовь». При всём при том Щедрин, как и почти любой другой композитор, всегда хотел написать оперу. Кстати, именно ее колхозники из оперы Щедрина смотрели на широком экране, роняя слезы в финальной сцене объяснения в любви. T. Масловская в статье «Частушка в опере Щедрина стороной тему собственно любви и большой страсти.
Спектакль «Не только любовь» в Санктъ-Петербургъ Опера
На премьере оперы «Не только любовь», которую Родион Щедрин посвятил в 1961 году своей обожаемой Маюше, как он нежно ее называл, Майе Михайловне уже не суждено было побывать. Режиссеру возрождённой оперы удалось по-новому прочесть ее либретто, поставив тонкий и пронзительный спектакль, не только демонстрирующий раннее творчество Родиона Щедрина, но ставший яркой иллюстрацией того времени, когда «деревья были большими». удьба первой оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» долгое время складывалась неудачно. «Когда Родион Щедрин был молодым композитором, он сочинял оперу о любовных переживаниях зрелой женщины «Не только любовь».