Здесь, как и по всей России, уже несколько лет пытаются провести «мусорную реформу», которая должна обеспечить раздельный сбор, уменьшить количество остающихся на полигонах отходов и сделать систему переработки мусора более современной и экологичной. Реформа утилизации отходов длится в России уже 11 лет. Прошло пять лет с момента принятия закона и проведения мусорной реформы.
Новые правила определения тарифов на вывоз мусора: измерять количество отходов будут иначе
При участии РЭО до конца года планируется заключить концессионные соглашения по созданию и реконструкции 65 предприятий в 31 регионе России. Инвестиции на эти цели составят 166 млрд рублей, передает ТАСС. Как рассказывал Plus-one. В результате она должна преобразовать систему обращения с отходами, избавить страну от незаконных свалок и сократить объемы складируемого на полигонах мусора. К 2030 году будут построены или реконструированы 868 предприятий по обработке отходов.
На черноморском побережье вообще складывается критическая ситуация из-за существенного увеличения турпотока. Для четырех объектов, запланированных в прибрежной зоне, до сих пор не найдены инвесторы, а в Сочи — еще и проблема с подходящим для этих целей участком.
На территории Московской области образуется 4,1 млн. Соглашением между правительствами Москвы и Московской области предусмотрено поступление на объекты Московской области до 3,4 млн. Общий объем поступающих на объекты области ТКО составляет до 7,5 млн. А остальное складируются на территориях КПО на временное хранение, ожидая своей утилизации на мусоросжигательных заводах. К тому же перспективы их эксплуатации и соблюдения технологии вызывают опасения граждан и экспертного сообщества. Но учитывая мощности строящихся заводов, процент отбора при сортировке и накопившиеся «хвосты» за четыре года реформы в Московской области, с уверенностью можно сказать, что КПО фактически превратились в новые полигоны, взамен закрытых. Отсюда постоянные жалобы граждан на неприятные запахи и загрязнение водных объектов. Так в Алексинском карьере, находящемся практически в черте города Клин, высота горы мусора за полтора года значительно выросла, системы дегазации и очистки фильтрата не справляются. С аналогичными проблемами сталкиваются граждане проживающие поблизости и других КПО. Идею раздельного сбора рекламировали как благую цель: приучить наших граждан культуре обращения с отходами и облегчить отбор фракций для повторного использования для производства новой продукции. Для этого установили синие контейнеры, в которые, сознательные граждане складывают стекло, пластик, бумагу и т. Все это собирает специальная машина с синей раскраской и везет на специальный участок для дальнейшей сортировки. Граждане в домашних условиях никогда не смогут разделить свой мусор по полезным фракциям или их жилье превратится в сортировочную станцию, а мусор правильно не разделенный по фракциям подлежит полному циклу обработки. Но из-за логистических издержек отдаленность КПО от мест сбора отходов спецмашины с раздельным мусором разгружаются на мусороперегрузочных станциях, где раздельно собранный мусор подчас смешивается с обычными ТКО, загружается в большие бункера и отправляется на КПО. К тому же предприятия, работающие на вторсырье, закупают не загрязнённые отходы производства и потребления у хозяйствующих субъектов, что приводит к снижению у региональных операторов объема ТКО поступающего на Комплексы переработки.
Вторая причина объясняет первую. Власти не могут договориться с бизнесом. И даже в самом правительстве нет единства. Например, Минприроды, как писали СМИ, предложило создать внебюджетный фонд, куда будут поступать экосборы. Минфин, которому по определению не нравится что-то внебюджетное, выступил против. А в последующие годы будет увеличиваться норма утилизации не только упаковки, но и товаров. И у производителя есть выбор: либо самому утилизировать, либо заплатить за это. Называется это реформой расширенной ответственности производителя, сокращенно РОП. И один из главных вопросов, по которому нет единства: что нужно сделать сначала — создать инфраструктуру для утилизации и переработки мусора или же сначала заплатить, чтобы на эти деньги построили заводы. Рассказывает директор ассоциации «Чистая страна», член общественного совета при Минприроды Руслан Губайдуллин: — Согласно текущей концепции РОП, к началу 2022 года должна быть уже стопроцентная утилизация упаковки. Одни игроки на рынке говорят: «Давайте сейчас создадим инфраструктуру под РОП, а после этого это будем выполнять». Но есть коллеги, которые говорят, что лучше заверить план, а уже потом вы сами построите, потому что вам это будет нужно». В ответственном за реформу «Российском экологическом операторе» заявили РБК , что идет затягивание процесса. Но для борьбы с мусором нужны годы и даже десятилетия.
Вице-премьер Виктория Абрамченко: к 2024 году около 40 регионов завершат мусорную реформу
Напомним, целью мусорной реформы является 100-процентная сортировка твердых коммунальных отходов (ТКО) и снижение мусора, отправляемого на полигоны, в два раза. За пять лет реализации мусорной реформы ситуация с утилизацией отходов в России только ухудшилась. Интерфакс: Ситуация с утилизацией отходов в РФ ухудшилась за пять лет реализации мусорной реформы, заявила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Портал правительства россии. Правительство внесло изменения в порядок перерасчёта платы за вывоз мусора для жильцов многоквартирных домов.
Вице-премьер Виктория Абрамченко: к 2024 году около 40 регионов завершат мусорную реформу
"Мусорная" реформа начала действовать с 1 января 2019 года в России практически на всей территории. — В мусорной реформе в буквальном смысле надо свернуть горы мусора, накопленные до ее начала. Зачем нужна мусорная реформа, какие законы определяют суть мусорной реформы, этапы проекта, проблемы реализации реформы. Прошло пять лет с момента принятия закона и проведения мусорной реформы. Подытоживая изложенное выше, можно сказать, что мусорная реформа реализуется отнюдь не с блестящими результатами.
Совет Федерации РФ. Мусорную реформу в России решили продолжить
Кроме того, по правилам проекты, для которых Минприроды России предоставит субсидию, должны быть реализованы до 31 декабря 2024 года. Основной источник субсидии - платежи экологического сбора, поступившие в федеральный бюджет. Построить новые мощности в регионах помогают, в том числе, концессионные соглашения. На сегодняшний день построено 211 объектов.
И, конечно, проблема в кадрах. По словам Жукова, на каждом предприятии должны быть аккредитованные специалисты. Не заработал до сих пор и принцип расширенной ответственности производителей РОП. Владислав Жуков считает, что допущен ряд ошибок, в том числе разрешена индивидуальная переработка отходов для производителей. Это замедлило рост экологических сборов и создало спекулятивную возможность для недобросовестных предприятий.
Депутат Мосгордумы Евгений Ступин считает, что в сфере обращения с отходами стало даже хуже, чем до реформы. Где-то на местах вообще возник коллапс с вывозом мусора. Очевидно, что нужны были другие цели — переработка и предупреждение образования отходов, а также ответственность чиновников за несоблюдение этих требований», — убежден Ступин. А административные проблемы идут с «головы». Как отмечает независимый эксперт Анатолий Кузнецов, глава РЭО Денис Буцаев, который, напомним, уже второй раз назначен на этот пост, «не смог привлечь инвестиции в достаточном объеме в силу недостатка аппаратного веса».
По-моему, сегодня ни один регион так и не может похвастаться более-менее выстроенной технологической линией должного обращения с отходами», — считает Кузнецов. Зампредседателя Российской экологической партии «Зеленые» Алексей Гусенков считает, что новая отрасль обращения с отходами, на которую надеялись эксперты, так и не появилась. Наверное, на бизнесе нет необходимой ответственности. Нужно привлекать экологов для управленческих решений, а иностранных инвесторов — в саму инфраструктуру переработки ТКО», — полагает Гусенков. Что дальше?
Толчком для активизации мусорной реформы, по мнению эколога Дмитрия Левашова, может стать снижение субсидирования регоператоров и улучшение закона о расширенной ответственности производителей. Реперные точки определил эколог Владислав Жуков. Кроме того, надо принять закон о вторичных материальных ресурсах, который позволит создать условия для отходов как сырья, а не бесполезного мусора», — сообщил Жуков. Зампредседателя «Зеленых» Алексей Гусенков, напротив, считает, что государство должно помогать бизнесу субсидиями, налогами и коммуникациями. Как отмечает председатель «Зеленого фонда» Олег Иванов, нельзя «подгонять» все регионы под общий шаблон в федеральной схеме обращения с отходами.
Но там региональный оператор подчинен муниципалитетам и его деятельность не носит коммерческого характера. То, что финский региональный оператор не является коммерческой структурой, позволяет ему создать сбалансированную систему для всех участников рынка. Только при таком подходе можно создать эффективную систему обращения с отходами, для которой главным критерием становится показатель переработки отходов», — рассказал «Парламентской газете» депутат. В нашей стране, по мнению Атласова, пошли иным путем. Именно по этой причине до сих пор не создано полноценной системы обращения с отходами, которая бы демонстрировала высокий уровень утилизации.
Напомним, целью мусорной реформы является 100-процентная сортировка твердых коммунальных отходов ТКО и снижение мусора, отправляемого на полигоны, в два раза. Еще 400 миллионов рублей предусмотрено на проектирование двух объектов ТКО на новых территориях. Несмотря на большое количество вопросов, рассмотренных на заседании представителями Комитета по бюджету и налогам, Комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, Комитета по энергетике, Комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, а также Комитета по строительству и ЖКХ, основная дискуссия развернулась именно вокруг мусорной реформы. На обеспечение деятельности Российского экологического оператора РЭО , специально созданного в 2019 году, из федерального бюджета выделяется в год 2,1 миллиарда рублей, при этом «складывается ощущение, что ничего не сделано», подчеркнул во время прений председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. Уникальная ситуация «Мы ежегодно индексируем тариф, предоставляем финансирование за счет средств федерального бюджета. Во всем мире эта отрасль прибыльна. Там проводят конкурсы и компании платят деньги за то, чтобы этим заниматься. Мы единственная страна, которая платит деньги, чтобы компании извлекали доход», — отметил Макаров. К представителям профильного министерства у него возникли два основных вопроса. Первый: когда указанная отрасль начнет работать за счет внебюджетных источников или так и будет продолжаться ее финансирование из бюджетов различного уровня?
Даже Валентина Ивановна не выдержала
С 1 января 2019 года в России стартовала мусорная реформа, и с тех пор только региональные операторы имеют право работать с ТКО (твердыми коммунальными отходами). К 2024 году в России должны построить около 200 комплексов по переработке мусора. Главное по теме «Мусорная реформа» – читайте на сайте Во время обсуждения разобрали и проблему появления мусора в тех местах, где профильные предприятия регулярно осуществляют вывоз. В России 23 региона провалили мусорную реформу и не могут достичь плановых показателей федерального проекта, сообщил на своем сайте Российский экологический оператор (РЭО).