Использование кутьи на похоронах подчеркивает важность сохранения связи с умершими и уходящими поколениями. Православная поминальная трапеза.
Во «Вкусно — и точка» рассказали о случае с отказом отпустить пермячку на похороны
При этом необходимо помнить, что поминальная трапеза, сделанная формально, без молитвы, без любви к почившему, пользы ему не принесет. А если она сопровождается еще следованием каким-либо суевериям — причинит скорбь душе, отшедшей от мира, к тому же для близких людей, подменяющих молитву о усопшем набором суеверий, тоже не полезна. Поминальная трапеза В какие дни поминают усопших У православных принято делать это в дни, когда душа, недавно оставившая тело, переживает особенно важные моменты ее новой жизни. О них известно, например, из особого откровения, которое получил чрез Ангела св. Макарий Александрийский. Подобные же сведения содержит известный рассказ о житии прп.
Феодоры Цареградской. Это дни по кончине: третий; обычно если не препятствуют какие-либо обстоятельства в этот день проводится погребение тела, душа же, по слову святых отцов, возносится на поклонение Христу, тогда как ранее пребывала на земле — преимущественно в дорогих ей местах; на третий же день, по слову св. Макария Александрийского, «Тот, Кто воскрес в третий день из мертвых — Бог всех — повелевает, в подражание Его Воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу всяческих»; девятый; до этого времени 6 дней душе показываются обители Рая, блаженство святых, после чего она снова видит Бога, вновь поклоняется Ему; сороковой; от 9 до 40 дня душа видит мучения грешных во аде; св. Макарий пишет, что «по этим различным местам мук душа носится тридцать дней, трепеща, чтобы и самой не быть осужденной на заключение в них. В сороковой день опять она возносится на поклонение к Богу; и тогда уже Судия определяет приличное ей по делам место»; это время так называемого «частного суда» тоже является поводом не только к сугубой молитве, но также — к милостыне о умершем.
Кроме этого, в течение первого года после смерти, родные собирают поминальный стол: на полгода по кончине; И, конечно, во все последующие годы близкие могут отмечать поминками: день рождения; день смерти; иные значимые даты, например, годовщину свадьбы супругов. Однако, в отличие от поминовения первых 40 дней, все эти даты имеют значение скорее для родных, близких усопшего, чем для него самого Церковное предание также ничего не говорит об их значении. Впрочем, милостыни о душе не может быть «слишком много», так что подобные благочестивые традиции не несут ничего плохого — если только не сопровождаются суеверными «обычаями» и чрезмерной печалью о смерти близкого, который жив у Бога.
Нужны ли поминки на 9 день? По христианским канонам поминки на 9 дней после смерти — важнейший ритуал, помогающий усопшему перейти в мир иной без мучений. Благодаря поминовению покойному легче предстать перед Господом. Молитвы поминающих облегчают тяжесть совершенных при жизни грехов, просят Бога даровать покойному прощение и отпущение земных согрешений, поскольку душа не может этого сделать, сколь бы искренним не было ее раскаяние. Для живых поминальные обычаи имеют особое значение. Они помогают смириться с потерей и легче пережить горе, простить покойному обиды, высказать недосказанные слова, если чувствуете за собой вину — попросить прощения. Это своего рода последнее прощание с усопшим, совместный обряд и одновременно утешение близким.
Воспоминания о добродетелях покойного, совершенных им добрых делах, поступках, просьбы Господу приносят несомненную пользу. Есть у девятого дня и другая сторона — православная церковь запрещает живым излишне сильно оплакивать почившего, лить слезы и страдать. Они мешают душам в загробном мире упокоиться и вводят живых в грех уныния.
Отношение церкви к тризнам и поминкам Православная церковь в целом не возражает против поминок, если они проходят дома и в чинной атмосфере, без неуместного пьянства и веселья.
Общий пир как символ единения вовсе не чужд церкви, ведь само таинство причастия, которое является ключевым, главным для каждого православного человека, имеет в основе совместную трапезу. Но проводить поминальную трапезу на кладбище, превращая ее в языческую тризну, церковь считает совершенно неправильным. В могиле находится бренное тело усопшего, а душа его бессмертна. Поэтому совершенно бессмысленно искать общения, единения с умершим членом семьи на его могиле.
Гораздо уместнее помянуть ушедшего из жизни человека, придя в храм и помолившись за него. А поминки, если уж так хочется, можно устроить дома, но только не допуская пьянства и разнузданности. Сама княгиня Ольга, став христианкой, незадолго до своей кончины заповедала «не творити тризны над собой», поскольку понимала языческий смысл этого обычая.
А в том, чтобы достойно проводить умершего и молитвами помочь его душе обрести покой. Кроме этого, православная традиция требует, чтобы перед началом поминок кто-нибудь из близких прочитал 17-ю кафизму из Псалтыря перед зажженной лампадкой или свечой. А непосредственно перед едой читают «Отче наш... Закончить трапезу нужно молитвой «Благодарим Тя, Христе Боже наш... Кроме чтения молитв за столом принято вспоминать добрым словом о делах покойного.
Если поминки приходятся на постный день, то и еда готовится постная. В любом случае на столе должна быть кутья, потому что зерна символизируют воскресение. Чтобы дать плод, они должны оказаться в земле и истлеть, так и тело умершего предается земле, но потом он восстанет для будущей жизни. Кутью нужно освятить в церкви и раздать всем присутствующим на панихиде.
Все о погребении в Православии
Рецепт Кутья поминальная, cостав: рис, изюм без косточек, мёд, сахар (по желанию), соль;, Рецепты вторых блюд, Каши, Кутья, Рисовая каша, Каша рисовая на воде, Пошаговый, С фото, Пост, Блюда из риса, время приготовления 35 мин., затраты времени 15 мин., на 4 порций. Обязательно ставят кутью и то, кушанье, что при жизни предпочитал покойный. Зерна поминальной кутьи символизируют воскрешение, поскольку попадая в грунт, через некоторое время они прорастают в растения, подобно умершему, похороненному по всем церковным правилам, который воскреснет для вечной жизни.
Как правильно организовать поминки по усопшему?
Традиционную кутью готовят из зерен пшеницы, которые моют и замачивают на несколько часов или на ночь , затем варят до готовности. Отваренные зерна смешивают с медом, изюмом, маком по вкусу. Кутью из риса готовят так же. Варят рассыпчатый рис, затем добавляют в него разведенный мед либо сахар и изюм промытый, ошпаренный и просушенный. На поминальном столе разрешен алкоголь; кто-то из родственников может позаботиться о том, чтобы его количество соответствовало духу поминальной трапезы, а не шумному застолью. Для верующих, если поминки совершаются в постные дни когда не принято есть пищу животного происхождения , то и приготовленные для поминальной трапезы блюда должны быть постными.
Остальные блюда готовятся по усмотрению тех, кто устраивает трапезу. Христианская поминальная трапеза начинается и заканчивается всеобщей молитвой за покойного. Ставить ли усопшему рюмку водки с хлебом? С поминальным столом связано множество обычаев, не имеющих ровно никакого отношения к церковному пониманию загробной жизни. Например, существует обычай на поминках ставить рюмку водки и кусок хлеба, которые как бы предназначены поминаемому человеку или выпивать за помин души усопшего на кладбище сразу после похорон.
Нередко рюмка с хлебом ставятся перед фотографией усопшего. Если родственникам так легче, — никто не запретит им это делать. Однако никаких христианских смыслов этот обычай не отражает. Будет ли поставлена рюмка водки с хлебом или нет — это никак не повлияет на посмертную судьбу покойного. Один из самых распространенных обычаев — не чокаться, поминая усопших, также только «народный», никаких христианских смыслов он не несет.
Когда тело человека предано земле, Церковь предлагает близким и родственникам выразить свою любовь и добрую память об усопшем молитвой о его душе. Церковное поминовение Согласно вере Церкви, душа, отделившись от тела, в течение 40 дней проходит мытарства — особые испытания, проверку своей земной жизни. От того, как душа сдаст свой посмертный «экзамен», зависит ее участь и местопребывание до Второго пришествия Христова и Страшного суда. Душа усопшего человека, при разделении со своим телом при смерти, сохраняет разум и волю, может о чем-то сожалеть, раскаяться, но уже не может ничего изменить в своей загробной участи, не может действовать, потому что разлучена с телом. Каким человек умирает, таким и предстает перед Богом.
Но близкие способны своими молитвами, соединенными с молитвами всей Церкви, помочь своему усопшему. И в первую очередь — пройти испытания в эти первые 40 дней. Об умершем человеке в первый же день читают «Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице Матери Господни при разлучении души от тела всякаго правовернаго». Он есть в молитвослове, можно найти текст в интернете. Раньше, когда не было принято забирать тело умершего в морг, оно находилось дома, над ним читали Псалтирь, а приглашенный священник совершал литию.
Смысл этого поминовения был в том, что об умершем шла постоянная молитва. Сегодня, когда до похорон тело усопшего, как правило, находится в морге, можно читать о нем Псалтирь дома, а также заказать чтение Псалтыря в монастыре. Важно сразу после смерти человека, до отпевания и погребения, заказать в храме или монастыре Сорокоуст — в этом случае покойного будут поминать за Божественной литургией в течение 40 дней когда душа будет проходить мытарства. Надо только уточнить, каждый ли день в храме служится литургия, и если не каждый, найти такой, где Литургия совершается ежедневно — как правило, это крупные городские приходы или же любые монастыри. Третий, девятый, сороковой день Дни особого поминовения усопшего — третий, девятый и сороковой после смерти.
Первым днем считается сам день смерти, даже если человек умер поздно вечером до полуночи. Например, если человек скончался 1 марта, то девятый день — это 9 марта. Почему же так важны именно эти дни? Известно откровение, данное ангелом святому Макарию Александрийскому 395 : «когда в третий день бывает в Церкви приношение, то душа умершего получает от ее ангела облегчение в скорби, какую чувствует от разлучения с телом; получает потому, что славословие и приношение в Церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается надежда. В третий же день, Тот, Кто воскрес в третий день из мертвых — Бог всех — повелевает, в подражание Его Воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу.
Поэтому Церковь совершает в третий день приношение и молитву за душу». Если душа виновна в грехах, то при виде радости святых она начинает сожалеть о своей жизни и укорять себя. На девятый день душа вновь возносится ангелами на поклонение Богу».
Чтобы отвести от себя эту беду, нужно, выйдя из-за стола, прошептать: Отведи, Господи, от меня беду. Пусть горе здесь останется, а я уйду! Ключ, замок, язык. Так вот, если поминки приходятся на первую, четвертую или седьмую недели Великого поста, то на стол подаются только постные блюда. К тому же на поминках в это время могут присутствовать только родственники. Делать этого не стоит, ведь, согласно приметам, поющие за поминальным столом люди после этого начинают болеть.
Те же, у кого слабый Ангел-хранитель, вообще могут распроститься с этим миром. Разгоряченные вином люди, вместо того чтобы скорбеть об усопшем, начинают веселиться и смеяться, некоторые даже поют песни. Порой помины превращаются в обыкновенную вечеринку. Поэтому вместо водки на стол следует подавать кисель или компот. Если на поминах вам случайно положили лишнюю ложку, то следующие похороны будут у вас. Чтобы этого не случилось, возьмите лишнюю ложку и выбросьте ее в окно, при этом нужно сказать: Не дай, Боже, тоже хлебать Такую еду в моем дому.
Родные умершего во время похорон находятся в особой опасности, так как именно их в первую очередь покойник может «забрать с собой». Поэтому во время обряда они должны как можно меньше сталкиваться со сферой смерти. Если во время деревенских праздников именно хозяева проявляют наибольшую инициативу готовят угощение, кормят гостей, следят за соблюдением застольного этикета , то на поминках они, напротив, пассивны. Вместо них организацией трапезы занимаются специально приглашенные посторонние.
Из представителей партии умерших наибольшее внимание, разумеется, уделялось самому покойнику, которому ставили угощения на самом почетном место за столом, обычно в красном углу, под иконами. Есть ли какие-то представления о том, как взаимодействует покойник с пищей по другую сторону смерти? Считалось, что, обладая особым статусом и силой, они могут как навредить живым, так и обеспечить их благополучие. По народным представлениям, покойники, как и живые люди, нуждаются в пище, поэтому их нужно обеспечить едой в посмертном существовании. С момента смерти до сорокового дня покойнику ставили ту самую рюмку водки с куском хлеба, по необходимости обновляя и то и другое. Однако считалось, что после сорокового дня потребность умершего в еде ослабевает, так что уже нет необходимости кормить его каждый день. Однако это не означает, что на том свете у него больше нет нужды в пище. Напротив, для поддержания равновесия между миром живых и миром мертвых родные должны регулярно одаривать едой покойных предков, оставляя еду в поминальные дни на могиле. В противном случае умершие в загробном мире будут голодать. Родные, не поминающие должным образом усопших, рискуют вызвать гнев покойников.
Пока, как кажется, в масштабах всей России нормой скорее остается застолье дома, где количество участников оказывается ограниченным. В городах часто прощание с покойником разбивается на три основных этапа, на каждом из которых часть участников отсеивается. Скажем, сначала проходит наиболее многолюдная церемония прощания с умершим в морге, затем на сами похороны на кладбище уже едет только часть собравшихся, наконец на поминки в дом умершего отправляются уже только родственники и близкие друзья.
Его строго запрещалось резать ножом, лишь отламывать кусочки руками. Особенная польза обрядовой каши Кутья является очень вкусным и полезным блюдом, в основу которого входят пшеничные зерна.
В них содержится много углеводов и множество полезных элементов. К ним можно отнести: витамины В, которые способствуют укреплению нервной системы, а также клетчатку, необходимой для выведения токсинов из организма. Поможет улучшить пищеварение мак, ведь он богат углеводами и полезными ненасыщенными жирными кислотами. Придаст энергии и улучшит жизненный тонус мед, обладающий противовирусными и бактерицидными спектром свойств. Поможет побороть болезни щитовидной железы грецкий орех, в котором содержится много йода.
В изюме очень много содержится калия, который улучшает работу сердца и почек, укрепляет нервную систему и действует подобно хорошему успокоительному.
Завтрак на кладбище после похорон
Мэр Благовещенска Олег Имамеев похвалил рекламу с кутьей и могильными плитами о мерах против COVID-19. Если человек уронил на себя кутью Из письма: «С некоторых пор я стала верить в приметы, да и как им не верить, если я сама стала очевидцем того, что они сбываются. Зачастую и в день похорон на кладбище устраивают скромную трапезу, раздавая гостям кутью.
Как сварить кутью из риса и изюма по поминальному рецепту
В этой статье мы рассмотрим, что именно символизирует кутья на похоронах, и какой научный подход может помочь нам лучше понять его значение. Сейчас мы привыкли к тому, что на городских похоронах кутьей называют сладкую рисовую кашу с изюмом. Впоследствии кутья стала непременным блюдом на все важные праздники благодаря своему символизму. Зерна поминальной кутьи символизируют воскрешение, поскольку попадая в грунт, через некоторое время они прорастают в растения, подобно умершему, похороненному по всем церковным правилам, который воскреснет для вечной жизни. Когда на похоронах нести в церковь кутью.
Меню на поминки в пост – горячее, салаты, закуски
Поминальное блюдо на похороны «Кутья». Зерна поминальной кутьи символизируют воскрешение, поскольку попадая в грунт, через некоторое время они прорастают в растения, подобно умершему, похороненному по всем церковным правилам, который воскреснет для вечной жизни. Была на похоронах и была крайне удивлена усобшая была неверующий человек, но ей к рукам положили икону правильно ли? Кутья на поминки: историческое значение ритуального блюда, кутья и коливо, традиционный и современный подход к толкованию, почему и для чего готовят кутью на похороны и поминки. Традиционно, поминки, которые проводятся после похорон на 3-й день, ассоциируются с чудесным воскрешением Иисуса Христа и образом Пресвятой Троицы. Кешью и грецкие орехи подсушивают в микроволновой печи или на сковороде, после чего выкладывают на кутью.
Традиции православных поминок
На основании кавитации об оплате услуг крематория, можно будет выбрать дату и время проведения этого мероприятия. Заказ катафалка и грузчиков Следующим шагом станет заказ ритуального транспорта и выбор грузчиков, которые доставят гроб из морга к месту прощания, отпевания и захоронения. Здесь также есть нюансы, на которые стоит обратить внимание. Искать транспорт для транспортировки гроба по объявлениям нежелательно, поскольку это может обернуться дополнительными проблемами - водитель, не имеющий опыта оказания подобных услуг, может не знать всех маршрутов и нюансов перевозки такого ответственного груза. Кроме того, машина может находиться в неисправном техническом состоянии, она может быть попросту грязной — это может привести к срыву похорон, поэтому лучше обратиться за помощью в ритуальную службу и заказать катафальный транспорт и услуги профессиональных грузчиков. Для проведения похорон требуются специалисты с опытом и соответствующей квалификацией. Обычные грузчики не владеют всеми тонкостями процесса, не имеют необходимой подготовки и не способны организовать процесс должным образом. Религиозные обряды и поминки По христианской традиции умершего принято отпевать в день похорон перед захоронением в землю или кремацией. Обычно этот обряд проводится в церкви, куда доставляют тело покойного, но по желанию родных оно может быть проведено в прощальном зале, крематории или на кладбище. Отпевание — это церковный обряд, который проводится священником для того, чтобы проводить душу усопшего в мир вечности. В ходе этого Чина церковь молит о прощении грехов умершего и просит Бога о его упокоении в Небесном Царстве.
Для организации этого религиозного обряда, следует обратиться в любой храм, внести пожертвования — в разных храмах это может быть разная сумма, и записаться на церемонию на нужный день и время. После проведения захоронения или кремации обычно устраивают поминки, при организации которых тоже нужно соблюдать определенные устоявшиеся правила. Раньше поминальную трапезу проводили дома, но сегодня от этой традиции отходят, собираясь в кафе или ресторане. Можно обратиться за помощью в ритуальное агентство, и похоронный агент поможет подобрать проверенное заведение и организовать это мероприятие. Если родные умершего приняли решение проводить поминки самостоятельно, следует помнить, что на поминальном столе обязательно должна быть кутья коливо , блины и кисель. Перед началом поминального обеда все без исключения присутствующие должны съесть кутью — это вареный рис или цельные зерна пшеницы, в которые кладут изюм и мед. Важно знать, что кутья, должна быть освещена в церкви, прежде чем она будет поставлена на поминальный стол. Если сделать этого не удалось, то кутью можно самостоятельно окропить её святой водой.
Рисовая кутья Для современного поминального стола идеально подходит рисовая кутья.
Классический рецепт включает в себя: пропаренный длиннозерный рис — 110 г; крупный чистый изюм без косточек — 100 г; мед липовый, вересковый — 1,5 ст. Рис тщательно промывают до прозрачной воды для удаления излишков клейковины, иначе вы рискуете получить не рассыпчатую кутью, а вязкую детсадовскую кашу. Затем крупу выкладывают в кастрюлю с толстыми стенками и заливают холодной водой, так, чтобы рис был закрыт на полпальца. После закипания огонь убавляют и ждут, пока вся жидкость испарится. Во время варки риса успевают готовить «добавки». Изюм хорошенько моют и заливают на 10 минут кипятком, после чего откидывают на сито. Также поступают с курагой и орехами. После высыхания миндаль дробят, а сухофрукты кроме изюма режут мелкими кубиками. В сваренный рис кладут мед и ждут, пока он полностью впитается в кашу, затем добавляют дробленый орех и сухофрукты.
Перед подачей на стол блюдо можно украсить кусочками сушеных и свежих фруктов. Кутия на пшенице Для приготовления этого старинного рецепта вам понадобится: пшеничное зерно — 1 стакан; сладкий изюм без косточек — 100 г; миндальный орех — 100 г; мак — 50 г; мед — 2 ст. Пшеницу замачивают на 3-4 часа, лучше на ночь. Затем ее промывают, кладут в кастрюлю с толстым дном и заливают водой таким образом, чтобы зерна были закрыты минимум на 1 см. Кашу варят до мягкого состояния, пока не испарится вся вода. Миндальный орех ошпаривают, чистят и дробят до мелкого состояния.
Как вести себя, чтобы молитва об усопшем была угодна Богу? В этой статье мы постарались собрать ответы на часто задаваемые вопросы о том, почему именно в 40 дней после смерти принято поминать почивших родственников и близких. Что значат 40 дней после смерти 40 дней — важный период, который часто встречается в Библейской истории.
Пророк Моисей постился 40 дней, прежде чем получил скрижали Закона. Израильтяне странствовали по пустыне 40 лет, прежде чем пришли в землю обетованную. Согласно православной традиции, после смерти душа человека не попадает сразу в рай или в ад. Три дня после смерти душа находится рядом с телом и не сразу оставляет все земное. Лишь на третий день Ангел Хранитель забирает душу человека и показывает ей райские обители. Это время продлится недолго, лишь до девятого дня, когда душа человека предстает перед Богом и под тяжестью нераскаянных грехов, эта встреча может быть для усопшего трудной. Поэтому так важна молитвенная поддержка родных людей. Разумеется, Бог милосерден, но нельзя представлять Небесного Отца так, как мы представляем человека. Душе может быть трудно перед совершенным создателем от осознания своего недостоинства.
До 40 дня человек смотрит, что такое ад, жизнь без Бога. Читайте также — Похороны Что происходит с душой усопшего 40 дней после смерти На 40 день после смерти определяется, где будет пребывать душа человека — в райских обителях или в аду. Мы не знаем точно, как выглядят ад и рай, но у нас есть обетование о том, что в аду душа человека страдает. Это решение остается в силе до Страшного Суда. Мы предполагаем, что душе человека особенно тяжело в эти моменты, поэтому так важна молитвенная поддержка тех, кто остался в земной жизни и переживает об усопшем. Грехи человека чинят ему препятствия для радостной встречи с Господом. Но Ангел Хранитель и молитвы близких помогают душе пройти тяжелые испытания, которые длятся с 9 до 40 дня после смерти. Это важно и для близких. После смерти дорогого человека мы уже ничего не можем сделать для него, кроме молитв.
Выразить свою любовь человеку, который ушел в Вечность мы можем только через молитву. Поминки на 40 дней после смерти До 40 дня после смерти душа проходит испытания, мытарства. В эти дни человек вынужден отвечать за грехи, которые он совершил при жизни, не раскаявшись в них. На 40 день Церковь пытается помочь человеку при встрече с Господом и в день определения его дальнейшей судьбы. Чтобы отдать дань добрым делам, совершенным человеком при жизни, организуются поминки, где близкие усопшего могут вспомнить хорошие поступки человека, найти слова утешения друг для друга. В православной традиции смерть считается горем и неизбежным следствием того, что зло пришло в этот мир, поэтому скорбь о кончине человека естественна. Господь создавал всех нас для вечной жизни.
Почтительное отношение к предкам позволяло укрепить и освятить устоявшиеся нормы взаимоотношений в семье, обеспечить мир и спокойствие, вселяло веру в будущее. Этим объясняется и бытование похоронно-поминальных обрядов в наши дни. Родственные связи в деревнях сегодня значительно трансформировались, тем не менее, многие похоронные обряды и поминки бытуют в марийских деревнях. Далее интересная работа Владимира Лукоянова учащийся 9 класса Мари-Ушемской основной школы Марийский погребальный обряд Ежедневно человек встречается с такими понятиями, как пища, одежда, жилище, праздник и обычай, поведение и этикет, но мы зачастую не задумываемся, сколько смысла вложено в эти обычные слова. Часто в последнее время можно слышать и видеть, что взрослые стремятся следовать старинным обычаям и традициям, очень много об этом говорят в школе. Но далеко не все знают, как правильно все же совершать тот или иной обряд. Не каждому взрослому известно, что такое сватовство, как вершится венчание, какие моменты необходимо учесть при погребении умершего, ведь похоронный обряд — один из важнейших обрядов жизненного цикла. Даже название деревни Лумаре в прошлом в переводе с марийского «10 марийцев» , говорит о том, что именно эти 10 марийцев и были первыми ее жителями, поселившимися на правом высоком берегу реки Лум. От них пошли потомки Кореевых, Антипиных, Тихоновых. Для изучения выбранной мною темы я стал искать историческую литературу. Признаться, таковой мне удалось найти не очень много, но я убедился ещё раз в том, что тема эта весьма интересна и привлекала ученых-этнографов еще много-много лет назад. Представления о смерти Со смертью люди связывали различные верования, во многом языческие. За многовековую историю сложились традиционные представления о смерти, как о некоем существе, приходящем к человеку в различных обликах, чтобы увести его в «иной мир», на новое житье. Самое трудное и главное испытание — перейти по тонкой нитке через котел с кипящей серой. Впрочем, объект, через который необходимо переправиться, разные по возрасту люди толкуют по-разному: для одних — это огненная река, для других — котел с кипящей серой. Но ясно одно — каждый должен преодолеть это испытание именно по тонкой жердочке или нитке: «Рядом с покойником кладут тонкую нитку — порен, а если нет — то лыко, чтобы переходить на том свете через горящую реку». Успех перехода ставился в зависимость от того, удавалось или не удавалось покойнику отбиться от злых духов, которые стремились столкнуть его в котел. Об этом говорит и И. Смирнов в своей работе, и такое же объяснение встречал в беседах: «Говорят, переходить реку более страшно, черти стараются столкнуть тебя Е. Иванова, 1918 года рождения ». В настоящее время многие думают, что безопасный переход, прежде всего, зависит от того, как жил на земле человек, много ли нагрешил за свою земную жизнь. Умерший, по представлениям марийцев, сохраняет все потребности живого человека в еде, одежде, орудиях труда и прочем. В гроб клали все необходимые вещи, которые могут ему понадобиться. Со временем количество вещей намного уменьшилось, видимо, люди стали считать, что нет необходимости в таком большом количестве вещей, у русских вообще ничего не кладут. Ничего не класть в гроб не принято у марийцев, так как они уверены, что человек будет приходить и выпрашивать, а может и увести с собой кого-либо из родственников. Как живое существо, умерший сохраняет способность к душевным волнениям. Он может чувствовать страх, гнев, радость и т. Для его успокоения перед опусканием гроба «кидают монетки, чтобы выкупить осырок, где будут жить покойный» Е. Иванова, 1918. Денег не нужно жалеть, чтобы не расстраивать усопшего. Приметы, предвещающие смерть Смерть очень часто людьми предугадывалась. Существуют различные приметы, предвещающие смерть: необычные происшествия в доме и вне дома, неадекватное поведение птиц и животных, вещие сны. Особо верили в них больные люди. Многие приметы существуют и по сей день, они схожи с приметами других народов. По всей видимости, некоторые в нашей деревне были переняты у русских. Любая женщина-марийка знала, что «прилетела маленькая пичушка, синичка, и постучала по стеклу» М. Федотова, 1928 г. Осень страшной приметой люди считали падение в доме иконы с подыконника подставки под иконы. Наблюдая за поведением птиц и животных, люди тоже делали необычные выводы: закричит пролетающий ворон протяжно или отрывисто, пробежит мышь по человеку, залетит в дом воробей и т. Всему было объяснение. Настороженно наблюдали за воем собак: если собака книзу воет, быть в деревне обязательно покойнику. Особое место отводили снам, предсказывающим смерть. По словам М. Федотовой, увидеть во сне новый дом или квартиру — это гроб, новое место для житья. Ну, а если уж выпали коренные зубы, «знать, помрет близкий человек». Интересной приметой, связанной со снами, считается видение того, что выделяют новый участок земли для строительства или под огород — явное предсказание нового места для жительства в «ином мире». Смерть предсказывает сон, рассказывающий о копке грядок или их формировании, так как по форме грядка очень напоминает могильный холм. Не имеющим никаких объяснений насчет предсказания смерти является видение во сне картошки или ее копку, хотя старожилы основывают подобный факт на многолетних наблюдениях. Интересным в снах для меня является то, что некоторые приметы общепризнанны, а некоторые — личные. Возможно, у человека подобная примета сбывалась в жизни несколько раз, поэтому и сон считался вещим. В настоящее время этот обряд сохранился и пожилыми людьми совершается, но молодые все же стараются больного отправить в больницу. Кузнецов, тоже стараются принять меры, но совершенно другим способом. Они обязательно несут жертву в молитвенную рощу, чтобы Кереметь отпустил болезнь и молятся у священного дерева. Таким образом они упрашивают Бога дать здоровье больному. Подобный факт имеет место сейчас в деревнях Маловитлино и Люметь-Поле, где большинство жителей и по сей день регулярно совершают обряд жертвоприношения языческим богам. Об этом я узнал у А. Шабдаровой, 1932 г. Приготовления к погребению Усопшего готовят к погребению: омывают тело, облачают его, кладут в гроб. Гроб сейчас обычно либо изготовляют столяры в мастерской, либо его покупают. Немногие в деревне делают гробы в домашних условиях, из заранее приготовленных, еще при жизни человека, досок. Есть и такие пожилые люди, которые заблаговременно готовят себе гробы. Об этом я могу говорить с полной уверенностью, так как мой дед, Лукоянов Аркадий Матвеевич, уже давно изготовил для себя гроб, который хранится на подловке чердаке. Раньше это считалось вполне естественным. Доски подбирали половые, а если их не было, то «использовали с полатей» и не обшивали. Покойника у русских могут обмывать соседи, родственники, а у марийцев этим занимаются те, кому еще при жизни наказывал усопший. Так заведено с древнейших времен, на что указывают И. Смирнов и С. Кузнецов в своих работах. Обмывают покойника на полу, воду где попало не выливают, а сливают в одно место, подальше от людей и скота. Сейчас обязательно обмывают теплой водой с мылом. Женщинам, что интересно, было принято заплетать косу наизнанку пряди укладывают не сверху, а снизу. Покойника одевают в смертную одежду: у русских, как говорит В. Поздеев, обязательно в новую одежду, что говорит о «будущей жизни» умершего, а у мари одежда должна быть хоть раз надета при жизни и выстирана. В противном случае одетый покойник как бы остается неодетым, новая одежда «не доходит» до него. Такое объяснение я нашел у моих респондентов. В гроб с умершим марийцы по сей день с левой стороны кладут сменную одежду и мешочек с гостинцами: «В котомке... Церемония похорон Во все века в нашей деревне существовало оплакивание покойника с причитаниями в силу раннего обрусения марийского населения, хотя имеют место единичные случаи похорон с гармошкой и песнями. Кузнецов объясняет плач как предосудительное действие, так как «покойник в избе, душа его витает около трупа, она утратила способность понимать надлежащим образом то, что совершается дома: ей все представляется наоборот. Потому рыдания родных кажутся вроде обидного смеха. Нужно петь веселые песни, которые при жизни любил покойный». Перед выносом гроба родственники прощаются. Берут в руки свечку, молятся перед образами и, обращаясь к покойнику, произносят примерно следующее: « Имя , прости меня, если сказал что не так, прости за все, а тебя Бог простит». Целуют после этого покойного в щеку или лоб и ставят свечку в специальную дощечку у изголовья, а вокруг гроба, как у русских, не ходят. Существовал обычай передавать через гроб детей умершего. Дети при этом говорили следующее: «Отец, оставь свое счастье нам, не уноси с собой». Умершим приписывается божественная сила, они якобы держат в своих руках счастье детей и вообще человека. Выносят покойника ногами вперед, а перед воротами отрубают петуху голову и бросают под ноги, стараясь выпнуть машущего крыльями обезглавленного петуха за ворота, чтобы не было нового горя.
Завтрак на кладбище после похорон
Православные похороны или чин погребения — это служба, которая проводится на третий день после телесной смерти человека. Кутья на похоронах также символизирует взаимность и помощь между живыми и умершими душами. По настоящей православной традиции на поминальном столе должна присутствовать кутья – сладкое, зерновое (чаще рисовое) блюдо. Что символизирует кутья? Зёрна кутьи являются символом воскрешения, так как, попадая в землю, они со временем превращаются в растения — так же и покойный, будучи похороненным в соответствии с церковными обычаями, воскресает к вечной жизни. Традиция приготовления кутьи берет свое начало задолго до появления христианства у славянских народов. Православные похороны или чин погребения — это служба, которая проводится на третий день после телесной смерти человека.