Новости кто такие отходники

Отхожий промысел — вре́менная, чаще всего — сезонная, работа крестьян в Российской империи вне места постоянного жительства, когда нужно «отходить». Однако значительная часть отходников работала в сельском хозяйстве, нанимаясь в качестве батраков. Южане с нетерпением ждали в определенные сроки далеких гостей — с их товаром, гостинцами и рассказами новостей. Кто такие отходники? Первые отходники – это крестьяне, уходившие на сезонную работу в другие места. биржа труда крестьян-отходников на Каланчевской площади в Москве 1861 год – последние новости и актуальные статьи газеты «Солидарность».

Кто были такие отходники?

Кто такие отходники? Отходники, в России 18—19 вв. селяне, уходившие на заработки в районы с относительно высоким уровнем развития пром-сти и с. х-ва. Сами же отходники не допускают мысли о том, что об их существовании кто-то может не знать, настолько привычна и обыденна для них такая жизнь. авангард пресловутого «нового опасного класса - прекариата» в современной России.

Крестьяне-отходники - это определение, история и интересные факты

Отходники появились в городе в начале XVIII века, участвовали в его строительстве. Кто такие отходники Первые отходники – это крестьяне, уходившие на сезонную работу в другие места. Кто такие отходники. Во-первых, отходники могут содержать опасные вещества или быть потенциально опасными для окружающей среды.

Republic - Кто такие отходники? Новое исследование внутренней трудовой миграции

Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости. это специфическая фигура в истории, которая часто играет важную роль в политических и социальных процессах. ОТХОДНИК, отходника, муж. 1. Крестьянин, уходящий на сезонные работы в город. Ответ на вопрос здесь, Количество ответов:2: Кто были такие отходники?

Сельские "промышленники" и отходники 19 века.

О. глубоко влияло на быт крестьян-отходников, включавшихся в пром. население страны. Третья сфера приложения сил отходников – торговля, в частности работа в трактирах, трактирное дело в Санкт-Петербурге было монополизировано ярославскими крестьянами. В историческом контексте понятие "отходник" имеет важное значение и относится к людям, которые отказываются от своей прежней верности или преданности. При этом мало кто из отходников хочет переехать сюда насовсем. У них дома качество жизни лучше, чем в нашей все же довольно грязной столице.

Чем может быть интересна крестьянская родословная: отходничество

Главная» Вопросы и ответы» Кто такие отходники. Сейчас такими отходниками, предлагающими собственную продукцию на рынке, можно считать немногих, например, плотников, изготавливающих срубы домов. О. глубоко влияло на быт крестьян-отходников, включавшихся в пром. население страны. Отходники в истории – это люди, которые когда-то были частью определенного общества или организации, но позже отказались от своей принадлежности и стали противниками этого общества или организации. крестьяне, уходящие (отходящие) из мест постоянного проживания на заработки в города.

Отходники это крестьяне вынужденные уходить на заработки из родных мест

Деревни пытались пережить смутные времена, кормясь с земли. В 2000-е годы предприятия в городах постепенно восстановились, стал разрастаться бюджетный сектор. Для части горожан отход перестал быть необходимостью. На их место пришли деревенские жители. Женщины пошли в торговлю, в общепит, в услужение няни, домработницы , а мужчины занялись строительными работами, стали охранниками, водителями и проч. Почти всегда отходники находят работу благодаря друзьям и родственникам. Сформировалась своеобразная региональная «специализация» отходников: выходцы из южных областей России пошли в охранники оказывается, «всю Москву охраняет Мордовия» — с. Плотницкому мастерству северяне учились не в профессиональных заведениях, а дома, у своих отцов. Что, кстати, является еще одной формой автономии от государства: в тяжелый период люди мобилизовали умения, не связанные с государственной системой профподготовки. И неуплата налогов представляется в этом смысле «симметричным ответом» государству. Сколько в России отходников?

Никто точно не знает. Чтобы узнать, социологи в течение двух лет при поддержке фонда «Хамовники» собирали данные в 33 населенных пунктах 16 регионов страны. Напрашивается шутка про социологов в отходе. Такую оценку авторы книги проверяют шестью разными способами, включая опросы классных руководителей, которые все знают про родителей подопечных, и поквартирные опросы жителей улиц, пересекающих города из конца в конец. Пришлось быть изобретательными, идти на «методические ухищрения», поскольку статистика отходников не фиксирует, причисляя многих из них к безработным. Конечно, в царской России и молодом советском государстве было проще — отходников можно было посчитать по числу выдаваемых паспортов. А теперь, когда все с паспортами, как разобраться? Можно, конечно, ради чистоты статистики отнять у крестьян паспорта, но до такой категоричности власти пока не дошли. Был, правда, советский опыт ведения похозяйственных книг как документов первичного административного учета населения. Но в начале 1990-х годов в порыве реформаторского рвения их отменили хотя большинство местных органов власти по инерции продолжали их заполнять.

В 2011 г. Если в советское время эти книги содержали в числе прочего сведения о месте работы и временном отсутствии членов домохозяйств, то теперь стали фокусироваться на ведении личных подсобных хозяйств ЛПХ. Остальные данные как «лишние» были изъяты из обязательного порядка Минюстом. Сейчас все сведения, не касающиеся напрямую размера ЛПХ, собираются местными органами власти исключительно «факультативно». Словом, если и есть хоть какая-то статистика, на которую можно опереться при определении масштабов отходничества, то это результат собственной инициативы местных властей, действующих в рамках отчетности перед Минсельхозом, а не Росстатом. Складывается ощущение, что государство не хочет знать про этих людей.

Ардабъевка 10 промышленников: 7 отхож, поденщиц, 2 портных 1 отхожий и 1 десятник. У двух домохозяев имеется 20 колод пчел, в д.

Федоровке: 2 батрака 1 отхожий 1 , 1 писарь, 1 староста, в д. Лихачевке Студенка 18 - 10 батраков в том числе 8 отхожих , 5 пастухов, 1 поденщик, 1 сельский писарь и 1 староста. В Лихачевке находятся: 1 ветрянка, 1 круподранка и 1 маслобойка. Юрьевке зарегистрировано 70 промышленников: 27 поденщиков местных 6 муж. В селе Чирково Ключи 1 водяная мельница, 1 круподранка и 1 кабак. Занимаются полевыми работами у соседних землевладельцев. У 3-х домохозяев имеется до 27 колод пчел. Князь - Васильевка имеет 162 промышленника: 97 поденщиков местных 5 женщ.

У 5 домохозяев имеются 22 колоды пчел. В селе находятся: 3 ветрянки, 1 маслобойка и 1 кабак. Березовке 54 промышленника: 33 отхожих поденщика 1 муж. На полевые работы ходят вообще мало: сами зажиточные. У трех домохозяев до 24 колод пчел. В деревне 1 ветрянка. В Марьинской волости: в селе Марьино-Троицкое - 12 чел, пастухов 7, мельников 4, плотников 2; в д. Князевке Молокановка : батраков 25, пастухов 13, овчинников 6, мельников, плотников и сапожников по 3.

Батраки ходят на полевые работы в соседние экономии. Павловка; 2 плотника, 2 портных, 1 мельник и 1 сапожник. Деревня Мосоловка Каучиновская : 2 кузнеца, 2 пастуха, 2 писаря, 2 сапожника, 1 повар и I плотник.

Французская революция — политическое событие XVIII века, которое ознаменовалось отходничеством от абсолютной монархии и добивалось модернизации общества через радикальные реформы. Отходники в XX веке: 1. Русская революция — событие, которое привело к отходничеству от царского режима и установлению Советской власти. Множество аристократов, интеллектуалов и деятелей искусства стали отходниками, покинув страну или выбрав эмиграцию.

Американская гражданская правозащитная движение — основанное в 1950-1960 годах движение за права афроамериканцев в США, которое боролось против расизма и насилия, организованного белым населением. Значение изучения отходников для понимания истории Изучение отходников играет важную роль в исторической науке, поскольку они позволяют углубить наше понимание прошлого. Археологические находки, например, могут предоставить ценные сведения о жизни древних цивилизаций, их культуре и обычаях. Отходники, включающие различные предметы, такие как костные остатки, обломки керамики, орудия труда и оружие, помогают восстановить исторический контекст. Они представляют собой своего рода следы прошлого, которые позволяют нам увидеть, как люди жили и взаимодействовали между собой в древности. Изучение отходников также помогает рассмотреть историю с различных точек зрения. Например, при анализе предметов, связанных с отдельными социальными группами, можно получить более полное представление о различиях в их материальной культуре и образе жизни.

Отходники могут также помочь увидеть изменения в обществе и его экономике, следы конфликтов и насилия, а также развитие технологий и искусства. Кроме того, изучение отходников позволяет восстановить путь развития человеческой цивилизации на протяжении времени. Археологические находки помогают расширить исторический горизонт и открыть новые грани прошлого. Они могут раскрыть неизвестные факты и события, внести революционные изменения в существующие теории и выводы. Таким образом, изучение отходников имеет огромное значение для понимания истории. Они являются непреодолимыми доказательствами прошлого и позволяют нам взглянуть на него под другим углом.

Все привыкли считать, что там «загнивающая» инфраструктура и бедные-несчастные люди, а как они на самом деле живут — никто не знает. Мы выбрали пять поселков на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке, которые в советском прошлом имели опыт сильного государственного присутствия в виде большого предприятия. Когда оно ушло, вслед за ним разрушилась и инфраструктура, а люди остались. Мы хотели посмотреть, как все устроено, и понять, что такое государство для людей, живущих в таких местах.

Выяснилось, что для этих поселков характерна ностальгия по советскому прошлому и вовлеченность в то, что мы назвали частным неформальным природопользованием, то есть добычу природных ресурсов рыбная ловля, охота и т. Участники проекта разделились и поехали по одному в разные поселения. Я изучала поселок нелегальных золотокопателей, которых локально еще принято называть «черными копателями». Эксперты, у которых мы брали интервью в других проектах, всегда говорили, что никто не добывает золото нелегально, потому что все усвоили, что этого делать нельзя. Но в дальнейшем стало понятно, что есть целые поселки, где таких людей много. Для меня возникла явная параллель с республикой Желтугой — до революции было такое большое поселение, где собрались люди, объединенные вначале лишь золотой лихорадкой, а впоследствии придумавшие свои правила, такое государство в государстве. Но оказалось, что никакой Желтуги нет, а есть обычные люди. Все они вовлечены в незаконную добычу золота, но золотая лихорадка не возникает, потому что для людей немыслимо, чтобы золото можно было добывать кому угодно, без контроля. Это видно в конфликтных ситуациях: так, недавно в поселке появилась китайская артель — совместное предприятие, которое запустило малолитражную драгу и стало добывать золото, — и местные жители стали звонить президенту, писать журналистам, кричать, что это незаконно. Люди ждут и желают возвращения государства, призывают государство обратить на них внимание.

Тот факт, что они при этом сами добывают золото без формального разрешения, требует для них серьезного, разделяемого всеми оправдания — «нас бросили, нам надо как-то жить». На жалобы власти особо не реагируют: поймали кого-то из китайцев, остальные люди убежали в лес и переждали. Местных не ловят — они либо заранее знают о проверке, либо находятся в труднодоступных местах. Да и чтобы поймать, нужно доказать, что ты сам это золото добыл, а доказать это невозможно. Поэтому, если поймали с золотом, нужно просто говорить, что ты его нашел. Так что там Эльдорадо: под каждым кустом жители находят слитки золота и песок, всем «страшно везет». Рабочий класс Ольга Пинчук: Мое исследование тоже не было индивидуальным, проект «Этнография рабочего места» был посвящен промышленным рабочим в России. Мы решили использовать метод включенного наблюдения. Я устроилась работать на одну кондитерскую фабрику в Московской области, где проработала год — сначала упаковщицей, потом оператором упаковки. На производстве всегда действует гендерное разделение труда: огромные тяжелые ящики с места на места таскают мужчины.

У женщин работа значительно легче, хоть и тоже физически непростая. Поэтому оператор упаковки — это женская профессия, а оператор процесса — мужская, и по-другому Я бы не сказала, что на фабрике работают женщины с какими-то определенными характеристиками. Да, чаще всего у них нет высшего образования. Да, чаще всего у них есть дети, причем ранние, и, по объяснениям женщин, это помешало им пойти учиться. Большая часть моих коллег на фабрике — среднего возраста, их юность пришлась на 1990-е годы, и они не имели финансовой возможности получить высшее образование.

Отходничество в современной России

Доходность Такие передвижения требуют огромной непроизводительной траты времени, часто вознаграждаемой лишь весьма слабо. Опрос более чел. Этот расчёт сделан ещё в начале 1880-х годов и обнимает слишком малое количество случаев, чтобы из него можно было сделать общий вывод; но и последующие расчёты приводили исследователей к сходным результатам. По данным г. Полтавские отходники зарабатывают за вычетом дорожных расходов 15-20 рублей, редко 30-40 рублей. Заработок, приносимый домой орловскими косарями, вычислен, в среднем, в 25 рублей, а прочими сельскохозяйственными рабочими, в 32 рублей; для определения чистого заработка из этих сумм надо вычесть деньги, взятые рабочими с собой из дома в отход — в среднем ок. Отхожие из Воронежской губ. Приблизительная близость всех этих вычислений свидетельствует об очень дешёвой оплате труда земледельческих отходников промышленников, сравнительно с большим количеством времени, которое они затрачивают на заработки. Расстояния, которые приходится преодолеть рабочим, измеряются сотнями верст и превосходят иногда тысячу Воронеж — Владикавказ по железной дороге 1264 в. Передвижения их происходят не часто при помощи улучшенных путей сообщения железных дорог, пароходов , главным образом по отсутствию у рабочих средств на проезд.

Опрошенные на Курско-Харьковско-Азовской жел. Такое же исследование в Херсонской губернии 1894-95 показало, что из всего числа опрошенных 56,5 тыс. Масса времени тратится также рабочими и по причине безработицы, которая может происходить или от уменьшения спроса, или от скопления больших масс рабочих в одних местах. Эти скопления вызываются нередко ложными или преувеличенными слухами о размерах спроса на труд и о высоте урожаев в разных местностях и ведут, с другой стороны, к тому, что в иных пунктах чувствуется крупный недостаток в рабочих, влекущий за собой даже оставление нив несжатыми такие случаи наблюдались, напр. Поэтому и плата летним рабочим часто колеблется весьма значительно напр.

Чем мельче поселение, тем большая доля жителей участвует в трудовой миграции, так как рынок труда таких поселений крайне узок, и часто найти подходящую работу можно только в ближайшем крупном городе. Кто эти люди и почему нужны экономике Часть трудовых мигрантов, в силу сравнительной близости работы от дома, имеет возможность работать недельным ритмом или посещать дом два—три раза в месяц, но примерно треть выезжает на дальнюю вахту и возвращается домой лишь несколько раз в год. Даже на коротком временном промежутке 2015—2018 годов заметно, что набор выталкивающих факторов для внутрироссийской трудовой миграции меняется: если в 2015 году и более ранних исследованиях, проводившихся в середине 2000-х в качестве причин работы на выезде с равной частотой упоминались безработица в своем городе и низкие зарплаты, то теперь сложностей с поиском рабочего места стало меньше, а проблема низких заработков вышла на первый план.

Принято считать, что трудовые мигранты не только иностранные, но и внутренние заняты в основном низкопроизводительным трудом и работают неформально, и это отличает их как от другого населения своих городов, так и от населения крупных городов, куда они едут. Обследование показало, что картина более сложная. Заработок трудовых мигрантов существенно превышает тот, на который они могут рассчитывать в своих городах — но ниже, чем в тех городах и регионах, где они трудятся. В малом или среднем городе содержать семью несколько проще, чем в крупном, поэтому выездные заработки позволяют работникам обеспечивать на достаточном уровне потребление своих домохозяйств, приобретать предметы длительного пользования и даже улучшать жилищные условия. Следует учитывать, что две трети средств, зарабатываемых на выезде, тратятся в родных городах, по месту проживания семей, то есть это — существенный дополнительный приток денег в экономику малых и средних городов, такой незаметный трансферт из более богатых регионов и муниципальных образований бедным. Эти средства вполне сопоставимы с теми, что зарабатывают и вывозят из России иностранные трудовые мигранты, и они позволяют в определенной мере сгладить межрегиональное неравенство, о чем, как ни странно, региональные и местные руководители часто забывают. Средний возраст занятого трудовой миграцией россиянина растет да, они тоже стареют! По опросу в малых городах в 2015 году, средний возраст выездного работника составлял 36 лет, по опросу 2018 года в средних городах — 39,2 года.

Русские крестьяне 16 век. Шапка крестьянина 17 века. Русские крестьяне 17 века картинки. Крестьяне при Петре 1. Осада Риги 1709-1710. Осада Риги 1710. Ништадтский мир гравюра. Крестьяне Енисейской губернии 19 века. Рыболовство Казаков.

Каторжники в Сибири 19 век. Каторга в Сибири 18 век. Ссылка крестьян в Сибирь 19 век. Каторжники крестьяне 19 век. Крестьяне Тульской губернии 19 век. Российская Империя 19 век крестьяне. Крестьяне 17 века в России. Крестьянин Бессарабская Губерния 19 век. Дмитриев крестьянин большие Пекселы.

Крестьяне 19 20 века в России. Крестьяне Ярославской губернии 19 века. Артель Плотников 19 век. Бурлаки в СССР. Женщины бурлаки. Советские люди. Бурлаки Артель. Чтение манифеста 1861 Александром вторым. Чтение манифеста 19 февраля 1861 года Кившенко.

Сибирские каторжники 19 века. Крестьяне 20 века в Российской империи. Вятка крестьяне 19 века. Крестьяне 19 века в Ставрополье. Отходничество в Российской империи. Дворцовые крестьяне 17 века. Черносошные крестьяне 17 век. Черносошные крестьяне в России 17 века. Ермила Гирин портрет.

Положение основных слоев общества во второй половине 19 века. Кто такие крестьяне отходники. Отходники при Петре 1 это. Галичанские крестьяне 19 век. Новосильский уезд Тульской губернии. Крестьяне Новосильский уезд. Крестьяне Тамбовской 1900. Ярославская Губерния крестьяне 19-20 век.

В начале XIX века отходничество было связано с введением оброка вместо барщины. Еще при Петре I для мигрировавших крестьян были введены паспорта. В 1859 году в России было выдано 1,3 миллиона таких документов сроком до трех лет. Причем паспорта короткого срока действия не входят в это число. Историки называют следующие причины: Низкий уровень земледелия, который не мог обеспечить потребности трудового населения. Крестьяне не могли выжить в малоплодородных регионах, они голодали, поэтому вынуждены были работать и получать доход от других промыслов. Поворот в экономической политике 60-х годов XVIII века, в результате которого стало развиваться промышленное и торговое предпринимательство. Низкая урожайность в 60-х годах XVIII века, заставлявшая крестьян искать прочие возможности доходности. Отходниками 18 века называли обедневших сельских жителей, идущих на заработки в другие местности на некоторый период времени. Это явление наблюдалось не повсеместно. Такие крестьяне покидали свои наделы после одобрения помещиков. Они устраивались на работу временно - на 3-5 лет. Заработав ренту, крестьянин возвращался обратно, к своей семье. Вернув ренту, работник уходил снова. Таким образом, отходники способствовали формированию рынка рабочей силы, как составной части капитализма. В тех областях, где не было отходников, преобладала барщина или месячина. То есть, крестьянин работает на помещика в течение нескольких месяцев, оставляет свое хозяйство. Фактически, крестьянин становится рабом, перестает вести натуральное хозяйство. А помещик при этом приобретает большой объем урожая для продажи. Особенности пореформенного периода После реформы 1861 года популярность ухода на работу возросла еще больше. Это было связано с тем, что у крестьян появилась свобода передвижения. Отходничество в это время еще более распространилось, нежели ранее. Крестьяне уходили в Санкт-Петербургскую, Московскую губернию и прочие центральные регионы. Кроме того, в северо-западных областях была возможность работать на лесозаготовках. В это время отходничество приобретает специфические черты: число мигрантов неуклонно возрастает; появляются специализации деятельности ушедших крестьян, то есть работники их конкретных губерний занимаются определенными промыслами; время отхода увеличивается; география явления расширяется; в отход вовлекаются женщины, дети и подростки. После ухода на работу крестьянин не вычеркивался из сельской общины. Однако оставшееся население спешило исключить, долго не возвращавшихся крестьян, из земельных наделов. Вернувшись, такие крестьяне с трудом добивались получения земельного участка, им могли дать надел худшего качества. Сферы занятости Чем конкретно занимались крестьяне-отходники? Это еще один интересный вопрос. Вот основные сферы их деятельности: транспортные перевозки чаще всего в зимнее время ; промысел на судах весной и осенью ; работа на промышленных предприятиях в основном, текстильной направленности ; строительство; выпас скота.

Кто такие крестьяне отходники. Кустарные и отхожие промыслы крестьян

Впервые зародилось в период позднего феодализма примерно с 17 века как одно из проявлений развивающегося процесса отделения промышленности от земледелия в условиях страны с небольшим процентом городского населения и господством крепостничества. Со временем отходничество становится также одним из характерных проявлений разложения феодализма и вбирает в себя массу крестьян, прибегавших к «сторонним заработкам» вследствие усиления феодальной эксплуатации. Тесно связанное с развитием рынка, ростом наемного труда, расширением сферы хозяйственной деятельности крестьян, отходничество с развитием капиталистических отношений превращается в могучий фактор, благоприятствующий процессу разложения крестьян на буржуазную верхушку и бедняков-пролетариев. В 1-й половине 18 века общий процент крестьян-отходников был незначителен.

Во 2-й половине 18 века масса отходников резко возрастает. Наиболее сильно отход был развит в Центрально-промышленном районе. Так, в Московский губернии в конце 18 века ежегодно выдавалось около 50 тысяч паспортов, в Ярославской губернии - 74 тысяч т.

А мордовских мужиков мы не отличаем, хотя «вся Мордовия охраняет Москву». При этом мало кто из отходников хочет переехать сюда насовсем. У них дома качество жизни лучше, чем в нашей все же довольно грязной столице. Кроме отходников, есть другая группа самодеятельных людей, которых мы нечаянно обнаружили. Это люди, работающие на рассеянных мануфактурах. Они существуют только в малых городах, потому что там есть какие-то уникальные ресурсы, на которых в советское время было создано предприятие. Когда оно исчезло, население либо ушло в отход, либо стало выживать за счет кооперации для производства массовой продукции, на которую есть потребность: пуховых платков, носков, трусов, шапок и т. Например, в Ростове Великом есть рассеянная мануфактура ростовская финифть , и главный заказчик — РПЦ.

В некоторых городах на рассеянных мануфактурах работает практически все трудоспособное население. Третья категория — это гаражники, люди, которые в больших городах в гаражах создают все, вплоть до деталей космических кораблей. Это тоже самозанятость, которую не может контролировать государство. Все эти люди — гигантская часть населения России. В фонде мы пытаемся их описать. Но кто эти «другие» люди? С моей точки зрения, эту большую группу населения можно назвать маргиналами, потому что они вне структуры, окармливаемой государством. Чем они отличаются от нас?

Это активное население, которое живет само по себе, без государства, но, по сути, является опорой и надежей государства, потому что это самодеятельное самозанятое население. Литература Plusnin J. Wandering Workers. Жидкевич Н. Сборник материалов международных конференций молодых исследователей Сибири. Иркутск: Центр независимых социальных исследований. Социальный портрет современного российского отходника. Кордонский С.

Г, Плюснин Ю. Местное самоуправление или муниципальная власть? Книга 1. Муниципальная Россия: образ жизни и образ мыслей. Опыт феноменологического исследования.

А хорошо — это когда нет стрессов, тревоги, раздражения, недовольства, другими словами, чувствовать себя в своей тарелке.

И вот за этой «тарелкой» сегодня выстраиваются очереди. За нее современный человек готов родину продать… Дауншифтинг по-московски Продать не продать, а чуть-чуть отдохнуть можно. В этом уверена бухгалтер Лариса Филимонова. Девушка устала от долгой дороги на работу, пробок, соседей, соли на зимних тротуарах, очередей на летние веранды, толкучки в метро. А неожиданно свалившаяся на голову самоизоляция в 2020 году помогла ей осознать, что в столице ее, в общем-то, ничего не держит. Покупаю я все в основном через интернет — мне торговые центры с толпами не нужны.

Ну и зачем мне Москва, когда я могу жить где угодно и зарабатывать на разнице в уровне жизни? Схема заработка выглядит следующим образом. Девушка сдает свою двушку в Зюзине за 45 тысяч рублей и перебирается вместе сыном в Ярославль — один из самых красивых и благополучных городов Центрального федерального округа. Там она снимает в благоустроенном районе квартиру за 12—15 тысяч рублей, а разницу — откладывает. Продукты и проезд в Ярославле тоже дешевле, а значит, экономить можно не только на разнице цен на квартиры. И жизнь спокойнее: нет суеты московской, мигрантов меньше.

Я не переживаю за Темку, когда он один во дворе гуляет. В Москве я его не отпустила бы! Сейчас у Ларисы получается откладывать порядка 50 тысяч рублей, которые через три года превратятся в первый взнос на квартиру Темке. В Москве, естественно. Все-таки прописка у них там. А когда сын вырастет, то сам решит, где он будет жить.

Фото: mos. О том, как еще можно качественно изменить жизнь, знает школьный учитель Сергей Кондрашев, уехавший в Салехард. Теперь он читает историю России маленьким ненцам, которым необходимо окончить девять классов для того, чтобы получить права и лицензию на оружие: без этого любому жителю Крайнего Севера нелегко. Ну и обогащает свою личную историю опытом, который он никогда бы не получил в столице. И совсем другая история — когда ты начинаешь в нем жить. Сложно было привыкнуть к тому, что зима здесь начинается в сентябре.

Но это интересный опыт, гораздо более необычный, чем, например, стажировка в Европе. Я называю это «полярный ретрит». В Москве молодой историк получал 30 тысяч рублей, а в Салехарде с северными надбавками и стипендией по программе у него выходит около 70 тысяч рублей, жилье тоже оплачивают организаторы.

И около двух десятилетий охранная сфера деятельности развивалась огромными темпами. Но только в 2009 году профессия «охранник» была официально зарегистрирована в «Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих». Да, эта профессия распространена повсеместно. В городах в различных учреждениях и организациях мы встречаем этих серьезных людей в униформе с рациями. Вы ведете своего ребенка в детский сад или школу, там вас тоже встретит охранник. Вы решили пройтись по торговому центру, среди вас будут прогуливаться внимательные секьюрити, иногда они следят за всеми передвижениями людского потока на экранах компьютеров, четкую картинку действительности дают камеры наблюдения. Банки, учреждения дополнительного образования, спортивные комплексы, магазины, бензозаправки, больницы, поликлиники, оздоровительные центры - охранники есть везде. Если раньше устроиться на работу в охрану не представляло никакого труда, главное - иметь крепкое здоровье, то теперь нужно пройти специальные курсы и получить лицензию, чтобы заниматься этим родом деятельности. Существуют разные квалификации секьюрити — в зависимости от этого зависит заработная плата. Если верить объявлениям, выставленным в интернете, эта профессия востребована, и всегда можно найти свободные вакансии. Некоторые ЧОО частные охранные организации, бывшие ЧОПы — частные охранные предприятия предъявляют некоторые дополнительные требования, кроме лицензии и медицинской справки, например, ограничения по возрасту: от 20 до 45 лет, хорошая физическая подготовка. Заработная плата секьюрити я просматривала объявления с вахтовым методом работы колеблется, в зависимости от квалификационной категории и требований, в пределах от 15 000 до 60 000 рублей. По признанию многих охранников, условия работы бывают разными. Во-первых, важны условия проживания, как правило, охранник живет на объекте, некоторым приходится отдыхать только на кушетках и составленных вместе стульях, другим предоставляются более комфортные условия, отдельная комната с санузлом. Во-вторых, организация питания разная, некоторые питаются за свой счет, сами готовят в свободное время еду жители деревень и сел специально берут с собой некоторые продукты из дома, а также часть продуктов закупают по мере надобности в магазинах по месту проживания , у других же организовано трехразовое питание. Без того или иного вида транспорта мы уже не можем представить свое существование. По городам и бездорожью России колесит несметное количество грузового и пассажирского транспорта. Эта профессия очень востребована на рынке труда и является одной из самых распространенных не только в России, но и в мире. Необходимость в перевозке грузов, в том числе и на дальние расстояния, существует при любом уровне развития экономики. Так, обладая заветным водительским удостоверением, многие мужчины, в том числе и наши земляки, стараются найти работу в городе по данному профилю. Особо ценятся водители, которые управляют большим грузовым транспортом. Услуги дальнобойщиков востребованы сегодня в связи с тем, что активно развивается бизнес среднего, мелкого уровня и сетевой маркетинг, а грузы небольшого объема оптимальнее всего перевозить именно автотранспортом, а не железнодорожным, к тому же не все города и населенные пункты связывает железная дорога. Для фирм-заказчиков удобным является гибкий график работы таких водителей. Условия работы дальнобойщиков считаются тяжелыми, не каждому под силу много часов подряд находиться за рулем, поскольку заказчик требует доставлять груз в сжатые сроки. Поэтому водители могут в ущерб своему здоровью зачастую работать без сна и отдыха около суток. Иногда это бывает причиной дорожно-транспортных происшествий, поскольку водитель засыпает за рулем. Также высокооплачиваемой является работа водителя автобуса. Здесь спектр оказываемых услуг очень широк: перевозки пассажиров по маршрутам отдельно взятого города; между городами. В последнее время широкое распространение получила экскурсионная сфера услуг, организуются близкие и далекие туры по России, а также заграницу. Некоторые водители находят работу в сфере городского ЖКХ. Востребованы водители и на бесчисленных стройках страны, причем не только на грузовой транспорт, но также трактористы, крановщики, бульдозеристы. Водители, которые могут управлять только легковым транспортом, работают в городе личными водителями, водителями такси, менеджерами… Женщины тоже едут на заработки В дореволюционной России только малочисленная часть женского населения, можно сказать, единицы решались отправиться на заработки в город. Да и где могла найти себе тогда рабочее применение женщина в городе - в основном, это были такие профессии, как прислуга, кухарка, нянька. Крестьянских девочек-подростков приглашали в няньки в основном родственники, за еду и одежду они присматривали за маленькими детьми. Профессия няньки, гувернантки на данный момент очень востребована, конечно, и требования, которые предъявляются родителями к кандидатуре, велики: желательно высшее педагогическое образование, стаж работы на данном поприще не менее 5 лет, хорошие рекомендации с предыдущих мест работы. Некоторые требуют обязательного медицинского образования, но это в том случае, если нужно ухаживать за маленькими детьми до 3-х лет. Цены за эту важную воспитательную работу колеблются от 20 000 до 80 000 тысяч рублей. Сейчас рынок труда, где могли бы себя применить женщины, настолько широк: бухгалтеры, швеи, повара, кладовщики, продавцы, менеджеры, дизайнеры и многое другое. Некоторые жительницы Верхнеландеховского района не страшатся трудностей, меняют привычный ход жизни и уезжают на заработки в город, где трудятся на благо своей семьи. Зачастую семья уезжает вслед за женщиной, снимают квартиру, дети учатся, ходят в детский сад. Юридически эти люди числятся жителями района, поскольку они прописаны на территории Верхнеландеховского района, а фактически являются жителями городов Иваново, Москва, Нижний Новгород и других, там, где нашли работу. Подведем некоторые итоги Отхожие промыслы на данном этапе развития российского общества занимают важное место, являясь основным источником дохода многих мужчин и женщин и их семей в деревнях, селах и поселках. Но при этом происходит отток деревенского, сельского населения в город. Местная немногочисленная молодежь всеми силами старается после учебы остаться в мегаполисах, поскольку там можно найти высокооплачиваемую работу. Конечно, промыслы поменяли свой вид, стали более многочисленными и, в силу образованности населения, разнопрофильными. Если раньше они все-таки были «довеском» к основной, сельскохозяйственной деятельности крестьянина, то теперь это основная профессиональная занятость человека. И если сравнивать народонаселение Верхнеландеховского района сейчас и в 1901 году, о котором дают представление нам «Материалы для оценки земель Владимирской губернии», то результат получится малоутешительным. Всего за какие-то сто лет население сократилось почти в четыре раза - с 20621 человека до 5038 человек данные предоставлены районным отделом статистики на 1 декабря 2013 год , количество населенных пунктов деревни, села от 224 сократилось до 125 причем фактически жилых деревень, конечно, меньше. Населения трудоспособного возраста насчитывает 2974 человека данные на 2013 год. К сожалению, нет конкретных данных о тех, кто трудится в других городах. Причины возникновения отхожих промыслов в наше время наводят на грустные размышления. Не от хорошей жизни современному мужчине а чаще это все-таки мужчины приходится бросать свою семью, дом, хозяйство и отправляться на заработки в город — это говорит о том, что по месту проживания невозможно найти работу с достойным заработком, чтобы обеспечить свою семью. Я разговаривала с людьми, которым приходится трудиться вахтовым методом в городах, и каждый из них заметил: если бы здесь, дома, была работа с высоким заработком, то, конечно, не пришлось бы уезжать. Если ситуация не изменится коренным образом и не будут приниматься никакие меры по созданию рабочих мест и повышению заработной платы в сельской местности, через каких-нибудь пятьдесят лет, а это, поверьте, не столь далекое будущее, в Верхнеландеховском районе останутся только поселок Верхний Ландех и село Мыт — и те будут немноголюдны. В одной из старинных книг о занятии сельским хозяйством в нашем крае можно было прочитать, что земледелие не составляло главного заработка населения, проживающего в лесистой местности по реке Пекше. Хлебопашеством занимается в большинстве случаев оставшееся в деревнях женское население, тогда как мужчины почти поголовно уходят на отхожие промыслы. Вследствие слабого развитии хлебопашества у значительного большинства сельского населения своего хлеба на прокормление не хватало. Земли этой территории были слишком неплодородными. Между реками Пекшей и Киржачом почва состоит из суглинка, местами переходит в глинистые почвы. Лучшие же почвы находятся между Суздалем. Гавриловым-Посадом, Симой и Юрьев-Польским. Самые лучшие почвы для ведения сельского хозяйства находятся между Юрьев Польским и Гавриловым-Посадом. Плодородный чернозем на этой территории, видимо, получился за счет многовекового удобрения, культурного возделывания мерянами, а затем славянами. С самого начала заселения нашей территории славянами, им пришлось столкнуться с большими трудностями, и поэтому они стали искать возможность иметь дополнительные заработки, чтобы купить хлеб и другие необходимые товары и продукты на востоке, в о польских землях. Это их побудило развивать кустарные промыслы, а затем и отхожие. В каждом населенном пункте существовали как бы свои традиционные развитые промыслы. Были открыты свои конторы, светелки, кустарные мастерские и т. В Завалинской и Коробовщинской волостях большинство кустарных промыслов было связано с плисорезанием, в Дубкоской с портняжеством и ткачеством, в Давыдовской медницким и плотницким, кузнечным делом. Были на территории района кроме заводов Товарищества Кольчугина небольшие мелкие заводики, фабрики и мастерские. В деревне Троице Дубковской волости был завод обработки сырых кож, принадлежавший Новоженину Петру Васильевичу, на котором работали 15 человек. В деревне Золотуха ткацкая фабрика Слушаевых, где работало около 80 человек. В деревне Деево существовали две ткацкие мастерские, принадлежавшие братьям Петровым- Ивану и Якову, у которых работало 30 человек наемных рабочих-крестьян. Были такие мастерские и в других деревнях и селах, но особенное развитие в нашем крае получило плисорезное дело. Это относится к Завалинской и Коробовщинской волостям. Так, в Завалинской волости, в каждой деревне занимались плисорезаньем уже определенные мастера-специалисты этого дела. Они имели свои светелки, нанимали рабочих, привозили товаре фабрик Орехово-Зуево, Москвы и других городов. Всего резанием пляса в Завалинской волости занималось более 360 человек: в с. Беречино 8 человек, с. Белавки 28 человек, д. Володино 28 человек, д. Городец 8 человек, с.

Отходники: жизнь вне государства

Крестьянин, уходящий на сезонные работы в город. Ассенизатор см. Крестьянин, уходящий на отхожий промысел. Крестьянин, уходивший из деревни на заработки на сезонные работы.

Причем многие современные отходники из северных областей говорят, что так же работали их деды или прадеды.

В целом современный отходник — это житель села или маленького города, который по сути уже является селом, так как основа пропитания — частное приусадебное хозяйство. Многие живут в так называемых выморочных деревнях. Современные отходники являются патриотами своей малой родины, они не хотят уезжать на новое место. Юрий Плюснин: «Отходниками являются только те люди, которые по экономическим причинам вынуждены уезжать на заработки из мест своего постоянного проживания.

Людей, отправляющихся на заработки, исходя из иных мотивов и иной продолжительности отъезда, мы называем иначе — например, шабашники и вахтовики. Нужда и необходимость, чувство ответственности за семью и способность к самодеятельности отличают таких людей от тех, кто имеет иные причины покинуть дом». Очень важно также то, что современный отходник не руководствуется крайней необходимостью, нуждой, но стремится повысить благосостояние семьи. Большинство отходников-горожан может найти менее оплачиваемую работу у себя дома.

График работы Не являются отходниками люди, которые уезжают работать на год и возвращаются только в отпуска. Главный признак отходничества в этом смысле — еженедельное возвращение на малую родину, либо работа большими вахтами, либо работа сезонная. При этом обязательно график подстраивается под домашние нужды — чаще всего это время посадки и уборки картофеля, реже другие сельскохозяйственные работы. Семьи отходников, в отличие от соседей-неотходников, не имеют большого хозяйства, многие из них продолжают держать огород и картофельное поле, а деревенские отходники ещё и активно участвуют в таких работах в качестве помощников родственникам.

Специальности Отходники сейчас — уже в редком случае производители продукции, например, срубов, чаще - рабочие с необходимой квалификацией, и все чаще — предоставляют услуги как таксисты, дальнобойщики, и совсем неквалифицированные работники - охранники, вахтёры, сторожа, дворники, уборщики и т. В последней сфере часто работают женщины — отходники.

Очень часто крестьяне отправлялись наугад. Не будучи осведомленными о видах работ которыми им придется заниматься, шли имея лишь направление движения. Первое, с чем сталкивались мужики отправляясь в другие регионы империи это необходимость иметь паспорта. Данная процедура не являлась затруднительной. Имелся лишь ряд ограничений, согласно которым паспорта не могли выдаваться, а выданные документы изымались. По месту жительства крестьяне не наделялись паспортами в обязательном порядке. Их должны были иметь лишь лица покидающие места своего проживания. Согласно Положению о видах на жительство от 3-го июня 1894 года все паспорта за исключением заграничных носили общее название «видов на жительство».

Обязанностью получения вида на жительства обуславливалось оставление места постоянного проживания. Вид на жительство имел двоякое значение: 1 Удостоверение личности. Для работы в пределах своего уезда или вне его, при выезде на расстояние не свыше 50-и верст и на срок до 6-и месяцев, при необходимости могущем быть продленном, вида на жительства не требовалось. Видами на жительство для крестьян являлись срочные паспортные книжки выдаваемые на 5 лет и годовые паспорта. Государственным Советом 7 апреля 1897 года паспорта выдаваемые сроком на 3 и 6 месяцев отменены. Сельским обывателям паспортные книжки выдавались волостными старшинами. По приговорам сельских обществ в предусмотренных законом случаях виды на жительство у крестьянина могли быть изъяты. Для волостных писарей, выдача паспортов - золотая пора. На отходнические промыслы направлялось очень много молодежи. Молодость — время, когда хочется рисковать, повидать новые места, одним словом хочется приключений.

Выдавая паспорт подростку с припиской в годах, чтобы последнему не иметь дискриминации при найме на работу, писарь имел свой предпринимательский процент. Если молодые люди не обладали догадливостью, то «штабной» работник не останавливался и перед вымогательством. Таким образом он всегда имел свои двадцать копеек с паспорта. А все дело в том, что работодатели разделяли рабочих на три группы. Полными рабочими считались взрослые мужчины, способные ко всем сельскохозяйственным работам. Вторую группу составляли так называемые полурабочие, к которым относились все женщины и мужчина в возрасте до 20 лет или старше, но слабосильные. Полурабочие мужского пола подразделялись еще на две категории: 1 от 12,13 до 15 и 16 лет — собственно основные полурабочие; 2 лет полурабочие большей силы, на экономическом языке нанимателей — «три четверти» рабочего, - это работники в возрасте от 16 до 20 лет, способные выполнять все работы полного рабочего за исключением косьбы. К полурабочим относились и работники пожилого возраста — от 55 до 65 лет, служившие в качестве сторожей. Третью группу работников составляли полурабочие малой помощи, то есть дети не моложе 8 лет и не старше 14 лет. Работники данной группы исполняли обязанности свинарей, телятников, погонщиков у плугов, занятых на прополке.

Каждая категория получала за свой труд разное вознаграждение. Вот почему так щепетильны были крестьяне при получении паспортов. Изыскание денег на дорогу. К весне материальная нужда в деревнях достигала крайних размеров. Но чтобы двигаться в путь нужен запас одежды, продовольствия и наличные деньги. Ничего этого, как правило, у крестьянина-пилигрима не было. В путь брали толокно толченый овес который в дороге распаривали в горячей воде. Может прихватывали немного картофеля или репы. Большой редкостью путника являлся некоторый запас соленого сала. Выпадала иногда удача, когда находился оборотистый извозчик, набиравший себе пассажиров.

По приезде к месту работ, из сумм задатков он покрывал все расходы по перевозке людей и зарабатывал на прогоне пути. Что касалось средств на дорогу, то без денег обходились две категории работников. Первые — те кому деньги высылали работодатели в виде авансов. Вторые — добирались до намеченной точки прося подаяния — с Христовым именем. Те, кто не мог отправиться в путь с протянутой рукой или не умея в дороге украсть добывали деньги путем продажи живности: овцы, теленка, последнего хлеба, а то и последних пожитков. Имевшие надельную землю отдавали ее в аренду. Но вот крестьянин не находил денег. Отхожий рабочий занимал у богатого крестьянина, скажем 10 рублей, отдавал в залог десятину земли под посев озимого хлеба, с условием, что если через месяц не вышлет вместо 10 рублей -12 рублей, то к посеву должен выкупить свою землю за 15 рублей. Вот откуда появлялись "кулаки", иногда, кажется, называемые, большими тружениками. Это разорение.

Богатенький мужичок раздавший, к примеру 200 рублей, в любом случае получал барыш рублей сто. Кроме того сдавал в аренду взятые в залог земли. Жестока жизнь в отношении слабых. Небогат у мужика выбор найти денег. Был еще один кабальный путь. Крестьяне собирали зипуны, шубы, холсты и отправлялись к кому?... К тому самому мужичку — ростовщику. Мироед со знанием дела осматривает рухлядь и ставил условие: за каждые 10 рублей наличными выкупающий должен будет уплатить по 15 рублей. Это к примеру. Другие облагодетельствовали мужика не беря ничего в залог, но члены семьи заемщика должны скосить и связать, соответствующей сумме долга, озимый или яровой клин.

Если мужику не улыбнулось счастье в чужой стороне и он приходил домой с пустыми руками, то вынужден был продать корову или овец, в противном случае семья оставалась без теплой одежды. Последним способом добывания денег являлся заем у священников, помещиков и местных кулаков. Деньги брались естественно под неслабые, этак процентов под сто двадцать годовых. Способы передвижений крестьян. Расстояния на которые отправлялись пилигримы, даже с нынешних позиций скоростного века, не были маленькими. Нередко уходили за сотни верст туда, где предполагались сезонные или же постоянные работы. Ввиду беспросветной бедности собравшись в группы большей частью шли пешком. Шли с котомками на плечах где размещался походный скарб и необходимая провизия. Косари несли с собою косы. Иногда скооперировавшись нанимали подводы, но в телеги укладывались только котомки и продовольствие, сами же крестьяне шли пешком.

Владельцы подвод не разрешали никому садиться на телеги и тем самым обременять лошадь. Подводчик брал с мужиков по одному рублю и больше с человека, зато он сам ее содержал. По прибытии к месту работ лошадь продавалась, а мужик-владелец присоединялся к артели. Дополнительные муки доставляли местные власти по пути следования. Это те же крестьяне — деревенские власти, полиция, которые гнали их с улиц и площадей. В начале XX века, когда уже получило развитие железнодорожное и водное сообщение, данный вид транспорта не привлекал наших путников. Бесплатно, ни железные дороги ни водники пассажиров не возили. Денег путники не имели, поскольку целью их дальних путешествий являлось как раз заработать денег. Впрочем, будет нечестно сказать, что пути сообщения совсем игнорировались крестьянами. Прогресс проник и в эту отрасль транспорта.

Вместо чумацких «шляхов» многочисленные партии мужиков шествовали вдоль железнодорожного полотна и берегов судоходных рек, спокойно наблюдая как мимо них проносились быстроходные поезда или плавно проходили пароходы. Это все было не про них. Затем на продовольственных и санитарных пунктах вблизи мест работ на вопросы о способе передвижения отвечали, что прибыли по железной дороге. После детального расспроса выяснялось, что действительно прибыли по железной дороге, но только по железнодорожному полотну. Можно себе представить в каком состоянии прибывали люди в те места где находились места производства работ. Еще один аспект перемещения отходников на дальние расстояния, это вопрос отношения работников железных дорог и пароходств к живому грузу, если мужики предпочли все же ехать, а не идти пешком.. Бесцеремонность с какой обращались к существам в лохмотьях оставивших родные «пепелища» ставила даже последних в тупик. Попадали несчастные в товарные вагоны лишенные каких либо приспособлений для перевозки людей. Всякий раз проезжая железной дорогой на поезде из Москвы до Сургута пытаюсь представить процесс перевозки крестьян посредством «чугунки» на более близкие расстояния в пределах Центрального федерального округа, например. В те времена так далеко, как нынешние «вахтовики» отходники не ездили.

По наблюдениям автора, в настоящее время наиболее квалифицированные рабочие при перемещении из европейской части в Сибирь и обратно используют купейные вагоны. Хотя купейный вагон за Уралом понятие относительное. Правда, были и другие времена, например, 60-е годы. Однако, плацкартный вагон в любом случае вахтовику обеспечивался. Обращаясь к прошлому — менее сотни лет тому назад, очевидцы отмечали, что не только полки, но занять место на полу являлось большим счастьем. Другая картина. Тоскливо мерцает вагонный фонарь. Двери задвинуты наглухо. Люди спят. Одни скорчились на полу, куда в продолжение целого дня бросали корки, огрызки, окурки, плевали, выплескивали чай; другие растянулись на нарах шириной в две доски, не более чистых, чем пол; третьи забились под скамьи».

Последние — самые счастливые, по телам их, по крайней мере никто не прогуливается. Единственным сообщение с внешним миром служит маленькое под крышей окно. Воздух в вагоне такой, каким он должен быть при тридцати шести душах здоровых людей, не привыкших стесняться... Спирает дыхание сжимает виски". В такой обстановке проходят долгие, долгие дни томительно - медленного путешествия. Пассажиров IV класса дороги использовали как багаж, малой скоростью, подлежащий доставке по мере возможности и досуга. Нередки ситуации когда в вагонах размещали до 70—и человек, хотя надписи на стенках гласили: «8 лошадей или 40 человек». Совсем как по Ярославу Гашеку. Ворча и кряхта толпа вползала в вагоны, в которых не было ни ступенек, ни лесенок. На станциях, вагоны зачастую простаивали по несколько суток.

Особенно это касалось узловых станций. Поездов не было и неизвестно когда подгонят локомотивы. И все это еще не гражданская война, а мирные годы начала ХХ века. Живому грузу присуща приятная особенность — ни помещений, ни охраны, ни продовольствия они не требуют. Но, наконец, свет в конце тоннеля — подгоняли локомотив. Везите даром». Железнодорожники не знали, что делать. Пассажиров набрался целый поезд. Со временем стало прибывать еще больше. Никто не мог оплатить свой проезд, и освобождать с боем взятые вагоны тоже никто не хотел.

Приходилось везти бесплатно. По поводу перемещения сезонных рабочих по железной дорогой в газетах даже открывались дискуссии. Имелась и такая точка зрения, что к отходникам не следует относиться как к обычным пассажирам. К артелям следует относиться как к такому грузу, который следует перевозить по специальных льготным тарифам, например, таким как хлеб или соль. Далее говорилось, что при нетребовательности, выносливости и терпении нашего рабочего люда, члены артелей будут чувствовать себя вполне комфортно если их перевозить по образцу воинских формирований в товарных вагонах. Железным дорогам весьма выгодны такие перевозки. Рабочая артель, как живой груз, являлась вторым хлебом для железных дорог. Хлеб, как груз, затрудняет перевозку тем, что имеют место простои подвижного состава. Перевоз рабочего люда лишен данных недостатков. Никто никаких неустоек, ввиду задержки груза, платить не должен.

Поступали также предложения использовать артельщиков как железнодорожных или пароходных рабочих и за счет возложения на них дополнительных обязанностей кроме пассажирских, удешевлять проезд. Форма трудовых договоров и цена выполняемых работ. С первых же дней освобождения от крепостной зависимости со стороны помещиков начали поступать жалобы на неисправное исполнение трудовых договоров крестьянами- подрядчиками. Характерными жалобами являлись, например, такие как уход с рабочих объектов до окончания выполнения работ. Как правило, это случалось в страдную пору, когда мужику необходимо было находиться при своем дворе и выполнять неотложные работы по хозяйству. Часты жалобы на пьянство, нечестность.

Такие работы требовали постоянного притока рабочей силы, который могли дать только крестьяне-отходники. Это явление особенно проявилось при строительстве новых городов северо-запада нашей страны, в том числе и новой столицы империи — Санкт-Петербурга. Отходники в XVII-XVIII веке Правовой предпосылкой массового ухода крестьян с мест проживания явился указ 1718 года, который заменил подворное налогообложение подоходным налогом подушной податью. Податными считались все лица мужского пола. Натуральные поборы сменились финансовыми обязательствами, а выручить какую-либо сумму в родной деревне было довольно сложно. Возможность заработать на местных заводах и фабриках практически отсутствовала — промышленность только начинала развиваться, а основной толчок экономическому развитию давал приток иностранного капитала. Оборудование для российских заводов и фабрик в основном было импортного производства, основными транспортными магистралями служили моря, реки, проверенные торговые дороги, поэтому крупные предприятия возникали поначалу лишь в больших городах. Работа отходников была сезонной и регламентировалась внутренними документами — паспортами. Обычно такой паспорт давался крестьянину на год, но существовали и другие удостоверения, срок действия которых был более коротким. Обычно ранней весной отходник уходил в город. Добираться приходилось за многие тысячи километров, зачастую весь путь отходник проходил пешком. По дороге этим крестьянам часто приходилась просить милостыню. В городе крестьянин-отходник нанимался работником в частный дом, на предприятие или же выполнял разовые работы за единовременную оплату.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий