Надежда Крупская вела активную общественную деятельность и большой пласт ее работ касается именно детей. Крупская Надежда Константиновна, краткая биография которой изложена ей самой в работе «Моя жизнь», с большим волнением занималась ее написанием.
Надежда Крупская: женщина, отправившая в детский сад всех малышей страны
Надежда Константиновна Крупская вовсе не была причислена к «пантеону» непогрешимых вождей. Надежда Константиновна внесла огромный вклад в строительство советской школы и в разработку советской педагогической теории. КРУПСКАЯ (в замужестве Ульянова) Надежда Константиновна [14(26).2.1869, С.-Петербург – 27.2.1939, Москва], рос. гос. и парт. деятель, теоретик и организатор сов. педагогич. науки и системы народного образования, поч. чл. АН СССР (1931). Надежда Крупская, жена и соратница Владимира Ленина, умерла 27 февраля 1939 года – на следующий день после своего 70-летия. После революции 1917 года Надежда Константиновна занялась, в первую очередь, организацией образования в Выборгском районе Петрограда. революционерка, государственный, партийный, и культурный деятель, организатор советского образования.
Поход на молодежь
Надежда Крупская, жена и соратница Владимира Ленина, умерла 27 февраля 1939 года – на следующий день после своего 70-летия. Надежда Константиновна Крупская — чем известна, биография, цитаты и деятельность — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. В 1937 году Крупскую избрали депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва и Надежда Константиновна проработала там до конца своих дней. российская революционерка, общественный, партийный и культурный деятель.
Надежда Крупская: «не школа учёбы, а школа жизни»
КРУПСКАЯ Надежда Константиновна — (1869 1939) политический деятель, почетный член АН СССР (1931). Человек начинает искать Бога от одиночества — эта идея, высказанная Надеждой Константиновной Крупской, неоднократно повторяется в других ее статьях. Надежда Константиновна говорила, что учебник должен связывать учёбу с помощью производству, быту и всему строительству социализма.
Надежда Крупская - биография, личная жизнь, политические взгляды, фото и последние новости
9 марта 1800) - выдающегося русского горного инженера, изобретателя-механика, гидротехника. Именно поэтому такие люди, как Надежда Константиновна Крупская, уходят в тень в силу того, что в их биографии нет ничего низменного и животного. На кухне трудится жена Вождя Надежда Константиновна Крупская. Хотя Надежда Константиновна давно к тому времени была тяжело больна — никакого яда не надо. Надежда Константиновна через 20 лет после свадьбы стала вновь Крупской.
Надежда Крупская: «не школа учёбы, а школа жизни»
Его соратник, Глеб Кржижановский, писал: «Владимир Ильич мог найти красивее женщину, вот и моя Зина была красивее. Но умнее, чем Надежда Константиновна, преданнее делу, чем она, у нас не было». Как сын токаря провёл главную операцию войны Насчёт красоты, думается, всё ясно. С Белохвостиковой и Йоханссон не поспоришь. Но насчёт ума — в точку. Дело даже не в том, что Крупская училась на Высших женских курсах, то есть была той самой бестужевкой — об их интеллекте и нравственных качествах очень любят вздыхать поклонники «России, которую мы потеряли». На тех курсах она проучилась всего лишь год и добровольно покинула их, решив, что в марксистском кружке получит более качественные знания. А вот гимназия, которую Крупская окончила до того, заслуживает внимания. Частное учебное заведение княгини Александры Оболенской. Кстати, там, например, училась знаменитая актриса Вера Комиссаржевская.
А также дочери премьер-министра Российской Империи Петра Столыпина. И ещё Ариадна Тыркова — в будущем член ЦК партии кадетов. Словом, гимназия непростая. Учиться было очень интересно». Заметим, что из обычной женской гимназии Надю забрали в возрасте 11 лет — тамошние педагоги довели девочку до нервного срыва. Статья по теме Муза революции. Но не сразу. А потом, когда Надежде Константиновне надо было определяться — чем она займётся в новом Советском государстве.
Период с 1891 по 1896 годы характеризуется преподаванием в вечерней школе для взрослых и пропагандистской работой. Совместно с Ульяновым активно участвовала в деятельности «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». За что была подвергнута аресту и сослана в Сибирь. В 1901 году вынуждена была уехать в Германию, где работала секретарем в газете «Искра». В 1905 году вернулась в Россию, где была секретарем ЦК. Вторая эмиграция настигла ее после 1907 года. Работала Крупская под Парижем преподавателем.
Хотя первую попытку выделить гормон из тканей щитовидной железы сделал наш соотечественник доктор Бубнов еще в 1884 году. Но выделить тироксин удалось Эдуарду Кендаллу лишь спустя тридцать лет, в 1919-ом. Обеспокоенному состоянием супруги Ленину советуют отвезти Крупскую в Швейцарию к Эмилю Теодору Кохеру — директору хирургической клиники Бернского университета и лауреату Нобелевской премии по физиологии и медицине, чтобы удалить, как тогда считалось, рудиментарную железу. С операцией решили повременить, к тому же и брат Владимира Ильича — Дмитрий, врач по профессии, тоже советовал подождать, — Ольга Шалёва. Операция Тем временем приступы тахикардии усиливались. Семья Ульяновых переехала в деревню около Закопане — для лечения горным воздухом и «фарадическим током». Суть процедур состояла в воздействии переменного на мышцы шеи. Считалось, что они придут в тонус и болезнь отступит. Конечно, никакого лечебного эффекта этот метод дать не мог. И в июне 1913 года Ленин все-таки везет жену в Берн к Кохеру. Мало того, что операция проходила без наркоза под местным обезболиванием, так еще и облегчения не принесла. А через два года, после смерти матери Елизаветы Васильевны, у Крупской случилось новое обострение тиреотоксикоза. Вероятность наступления беременности при тиреотоксикозе несколько больше, но и она весьма низка. А при тяжелом гипотиреозе и вовсе нулевая, — Ольга Демичева. В середине мая 1915 года Ленин снова везет жену в горы. Они приехали на альпийский курорт Зеренберг и сняли номер в гостинице «Мариенталь» на все лето. Потом жили то в Берне, то в Цюрихе, то в горах недалеко от Цюриха. Но, состояние не улучшалось. Просветительская деятельность В Европе шла война, и вера в скорую революцию почти угасла даже у Ленина. В Швейцарии их застигла новость о февральских событиях в Петрограде. В Россию они прибыли уже втроем — Ленин, Крупская и Арманд. В России болезнь, казалось, отступила. Крупская перестала ходить к врачам и активно занялась образованием и воспитанием новой советской молодежи. Именно она стояла у истоков комсомола, пионерской организации и системы детских садов. Во дворах начали устраивать детские площадки — песочницы, мостики, лесенки, горки, первые лавочки для родителей и клумбы с цветами. Крупскую всегда удручали муштра, зубрежки и наказание, делавшие учеников гимназий глубоко несчастными. Она искренне любила детей и страдала от отсутствия своих. В то же время тяжело воспринимала болезненные изменения в своей внешности — пучеглазие, изменение цвета кожи и потерю остатков привлекательности. Но Ленин снова отдает предпочтение законной супруге. Оба начинаются «дорогая Надюшка, Надюшенька». Очень тепло для почти 50-летнего мужчины. В письме он постоянно наставляет ее больше отдыхать, слушаться врачей, принимать лечение, в конце неизменное — «крепко обнимаю тебя, целую, твой В. Ульянов», — Ольга Шалёва. Болезнь Ленина Первые признаки болезни Ленина датированы 1921-м годом. Врачи советуют ему ехать на Кавказ.
Никому не нравилась В юности Надежда Крупская была чем-то схожа с современной голливудской актрисой Скарлетт Йоханссон. Но тогда привлекательными считались другие черты лица. К тому же будущей жене вождя досталось наследственное аутоиммунное заболевание. Оно с каждым годом искажало ее внешность и влияло на здоровье. На пару с близкими Владимир Ильич давал Надежде обидные прозвища. Из-за характерных глаз навыкате ее называли: «селедкой», «рыбой», «миногой». Не нравилось родственникам Ульянова и само выражение лица его избранницы. Измученная Петербургским климатом невеста была бледна и нездорова. Детей иметь она не могла, крайне редко улыбалась и казалась им холодной. Надежда Крупская. Даже внешне вождю нравились другие женщины.
Поход на молодежь
Сам он тоже красотой не блис тал, потому и Надежд а не особо рассматривала как объект флирта. Но нравились ум и умение убеждать в своей правоте. В 1896 году власти начали активно преследовать марксистов, а многие из них оказались в ссылке. Вначале попадает в сибирское село Шушенское Ульянов. А вскоре отправляют в Уфу и Надежду Крупскую.
Вот только тут между ними завязывается активная переписка. И выясняется, что они буквально с полуслова понимают друг друга. Заканчивается все тем, что в одном из писем Владимир признается Надежде в любви и предлагает ей руку и сердце. Та отвечает согласием.
Ульянов и мать Надежды начинают писать обращения к властям с просьбой перевести Крупскую из Уфы в Шушенское. Те идут навстречу и Надежда Константиновна, как декабристка, отправляется за любимым в Сибирь. Чтобы сыграть свадьбу мама продает единственный клочок земли, на котором была и могила мужа и отца дочери. И здесь для многих будет неожиданность — молодые атеисты обвенчались.
Произошло это 10 июля 1898 года в церкви Св. Петра и Павла. На невесте было простое ситцевое платье, а жених одет в поношенный костюм, обручальные кольца — медные. Хотя в личной переписке продолжала подписываться как Крупская.
Инессе — 35. У нее пятеро детей: четверо от мужа, один — от его младшего брата. На Инессу невозможно было не обратить внимания. Невысокая, изящная, яркая. В ней сочетались любовь к свободе и острый ум — за год она прошла полный курс экономического факультета и получила ученую степень лиценциата экономических наук. Ленин привлек ее к работе в партийной школе пропагандистов, которую он организовал в Лонжюмо — пригороде Парижа. Надежда Константиновна не могла не видеть симпатию между мужем и их общей подругой и предложила Ленину расстаться, чтобы он мог устроить свою личную жизнь открыто. Выбор свой он сделал — остался с женой. Решающую роль сыграла эмоциональная близость Ленина с Крупской.
Она была для него особым, единственным человеком, которого никем заменить нельзя. Обострение Зимой 1912 у Крупской случилось резкое обострение: глаза заметно увеличились, развилась тахикардия, она резко похудела и начала сильно потеть. Диагноз Крупской ставят в мае 1913 года. Ленин пишет Максиму Горькому: «У меня невзгоды. Жена заболела базедовой болезнью. Болезнь Грейвса-Базедова — в начале XX века одинаковый симптомокомплекс описали два немецких ученых. Заболевание сопровождается образованием зоба, проявлениями со стороны сердечно-сосудистой системы, в частности тахикардии, и специфическим пучеглазием. Русские врачи Сергей Боткин и Павел Шервинский считали, что базедова болезнь имеет неврологический характер, а ее катализатором выступает перенесенный стресс. Сегодня это аутоиммунное заболевание успешно лечится, но в те годы о гормонах щитовидной железы и их влиянии на здоровье не знали.
Хотя первую попытку выделить гормон из тканей щитовидной железы сделал наш соотечественник доктор Бубнов еще в 1884 году. Но выделить тироксин удалось Эдуарду Кендаллу лишь спустя тридцать лет, в 1919-ом. Обеспокоенному состоянием супруги Ленину советуют отвезти Крупскую в Швейцарию к Эмилю Теодору Кохеру — директору хирургической клиники Бернского университета и лауреату Нобелевской премии по физиологии и медицине, чтобы удалить, как тогда считалось, рудиментарную железу. С операцией решили повременить, к тому же и брат Владимира Ильича — Дмитрий, врач по профессии, тоже советовал подождать, — Ольга Шалёва. Операция Тем временем приступы тахикардии усиливались. Семья Ульяновых переехала в деревню около Закопане — для лечения горным воздухом и «фарадическим током». Суть процедур состояла в воздействии переменного на мышцы шеи. Считалось, что они придут в тонус и болезнь отступит. Конечно, никакого лечебного эффекта этот метод дать не мог.
И в июне 1913 года Ленин все-таки везет жену в Берн к Кохеру. Мало того, что операция проходила без наркоза под местным обезболиванием, так еще и облегчения не принесла. А через два года, после смерти матери Елизаветы Васильевны, у Крупской случилось новое обострение тиреотоксикоза. Вероятность наступления беременности при тиреотоксикозе несколько больше, но и она весьма низка. А при тяжелом гипотиреозе и вовсе нулевая, — Ольга Демичева. В середине мая 1915 года Ленин снова везет жену в горы. Они приехали на альпийский курорт Зеренберг и сняли номер в гостинице «Мариенталь» на все лето. Потом жили то в Берне, то в Цюрихе, то в горах недалеко от Цюриха.
Вот характерное наставление Крупской.
Как надо проходить «Ссору Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем», чтобы ребенок понял слова Гоголя «оба — прекрасные люди» и «такие разные люди»? Тогда он поймет, какая коренная разница между жизнью тунеядствующего мелкого местного обывателя времен крепостного права и жизнью рабочего. После такой работы ученик совсем по-другому начнет смотреть на Ивана Ивановича и поймет, что между Иваном Ивановичем и Иваном Никифоровичем ничтожная разница, что это люди одного класса. После такой самостоятельной работы он по-новому подойдет к творчеству Гоголя». Естественно о России — даже в освещении Щедрина — нет ни слова. Так гуманитарное образование было фактически сведено к нулю. То же касается и искусства. Старое следует осмыслить по-марксистски, как продукт идеологического творчества данного класса в определенный исторический период, и преподать его в том виде, в каком оно подобает задачам современности. Вместо наполненных слезами глаз Марии Магдалины надо показать верещагинские картины, демонстрирующие неравенство на войне «выхоленного офицерья» и простого солдата.
Детское изобразительное творчество само подчиняется насущным вопросам современности, например индустриализации. Крупская отмечала возрастание темы труда в детском рисунке. Если дореволюционные школьники рисовали цветочки и самоварчики, то «наши рисуют плуги и тракторы». Так мы подошли ко второму разделу школьной темы — организации учебно-воспитательной работы. За походом на православную религию неминуемо следовал поход на личность. Из коммунистической морали вытекал важнейший принцип построения советской школы — коллективизм, сколько бы его теоретики не твердили, что и задачи индивидуального воспитания ребенка имеют огромное значение. Да, но в пределах служения коллективу. Как уже говорилось, коммунистическая мораль была призвана переродить индивидуалистскую психологию, сообщаемую капиталистическим частным хозяйством, в коллективистскую психологию, вытекающую из потребностей коллективного труда. Социализм строит общественную жизнь на началах коллектива, и также «во образ» должна быть устроена школа.
Крупской надо отдать должное. Иные советские педагоги и вовсе уверяли, что школа — это буржуазный метод воспитания, а истинно социалистический — народные детские дома. Не согласившись с таким мнением, Крупская стала внедрять в школу коллективизм — то есть воспитание людей, умеющих «подходить ко всякому вопросу с точки зрения целого», умеющих подчинять свою волю коллективу. Коллективизм распространялся на все сферы школьной жизни, от методов ведения занятий до введения школьного самоуправления. Построение учебного процесса в противовес старой школе становится коллективным. Если раньше школьный мир был разделен на два враждебных лагеря — учитель и ученики, где каждый всячески выгораживал товарища перед педагогом, то теперь эти миры объединялись. В старой школе каждый учился сам, сам делал уроки, отчитывался за пройденный материал, получал свои оценки, то есть отвечал сам за себя… Это воспитывало индивидуализм. В старой школе на первое и главное место была поставлена учеба, простое получение знаний, имеющее целью подготовить к поступлению в университет или просто дать хорошее среднее образование. В советской «школе жизни» вводился коллективный метод усвоения знаний и отчета по ним, чтобы приучить ребят работать вместе и помогать друг другу, кто в чем сильнее.
Но Крупская не была бы Крупской, если бы все так было просто. Она учитывала наличие в школах детей «лишенцев» священников, жандармов, буржуазии и указывала на программу партии, обязывающей ко всеобщему обучению детей до 17 лет, и на поставленную советской школе задачу быть проводником «идейного, организационного, воспитательного влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс», чтобы воспитать поколение строителей коммунизма. Таким образом, по мысли Крупской, школа должна воспитывать и детей «лишенцев», а это может сделать только такая школа, где все ребята связаны в один дружный товарищеский коллектив. Воспитывать из них надо строителей социализма. А это, уж, какое воспитание! Педагогическая мечта Крупской о единой трудовой школе включала в себя три тезиса: всестороннее изучение человеческого труда в прошлом и настоящем, построение процесса обучения на принципе политехнизма и организация детского коллективного производительного труда. Это было увязано не только с идеологией, но и с прямыми потребностями страны — электрификацией, индустриализацией, развитием сельской техники. Школа должна была готовить не только в вузы, но и на производства. Отсюда вытекает всесторонняя прямая связь школы с фабриками и заводами.
Политехнизм есть система обучения, при которой подростки знакомятся в теории и на практике с главными отраслями производства, учатся понимать связь между отдельными отраслями, изучают технику во всех формах, от сельского хозяйства до промышленности, плюс учатся видеть применение полученных в школе знаний. В результате появляется представление о народном хозяйстве, а также личная заинтересованность в нем учащегося, и в коммунистической перспективе — стирание грани между физическим и умственным трудом. Важен и моральный момент: социализм, по словам Крупской, не терпит барчат и белоручек в республике труда. Отсюда логически вытекает следующий принцип советской школы — тесная связь обучения с детским трудом как условие всестороннего развития личности и воспитания коллективизма. Он имел целью приучить детей к коммунистическому труду — бесплатному, добровольному и производительному на общую пользу, как «потребность здорового организма». При этом Крупская запрещала использовать бытовой детский труд ради заводских нужд в отрыве от учебно-воспитательных целей. Труд осуществлялся в различных школьных мастерских или на пришкольных земельных участках, где выращивались овощи для завтраков, но главной была школьная кооперация, основанная на ленинском учении о социалистической кооперации. Практика тут же выявила опасный момент: не все ученики могли внести первоначальный пай, поскольку кому-то родители не дали денег, а ребенку взять негде. В целях эксперимента Крупская даже предложила организовать при школах платную работу, где дети могли бы заработать своим трудом и сделать взнос.
Главное, чтобы в кооперативе работали все ребята и чтобы кооператив имел целью не получение дохода, а старался бы обслужить нужды коллектива, — иначе будем воспитывать купцов. Кооперативы мыслись в виде трудовых кружков, например цветочный, куроводческий, переплетный, огородный, швейный кооперативы, где работу могут исполнять дети. Кружок, заработавший определенную сумму, сам и определяет, на что расходуется заработок. Плюс метод школьного социалистического соревнования. Последний коллективистский метод, доживший до конца советских времен — школьное самоуправление в образе учкомов, старост, звеньевых, командиров октябрятских звездочек. Так детидолжны были учиться организации совместной жизни. Но Крупская предостерегала от копирования политической системы и от детского администрирования. Школьное самоуправление было призвано выявить и воспитать детей-вожаков, детей-организаторов, умеющих стремиться к цели и увлекать за собой других. На первых же порах выявились и первые отрицательные опыты, вроде насильного умывания грязнуль.
А потом началась настоящая борьба за власть. Крупская стояла у истоков детского коммунистического движения — пионерии, где наиболее сильно воплотились ее марксистские и педагогические идеалы. Крупская видела в ней, с одной стороны, необходимый детям элемент игры, а с другой — высшую форму детской политической организации. Задачи перед пионерией стояли те же, что и перед школой: создать новое поколение, но если в школе основное внимание уделялось все-таки учебе, то пионеры наиболее были призваны к воспитанию. А начинать коммунистическое воспитание Крупская предлагала с детских садов, где следовало обеспечить всестороннее развитие у детей «общественных инстинктов» — чувства товарищества, волю к труду, к учебе, и сообщить им начатки правильного представления о советской жизни.
В одном из писем в 1926 году культурный и партийным деятель дала согласие на присвоение библиотеке своего имени: «Дорогие ребята, ваше письмо я получила. Большое спасибо за него. Я рада буду, если ваша библиотека будет называться моим именем. Ваше письмо, наверное, порадовало бы Владимира Ильича. Рада буду, если вы будете писать о работе вашей библиотеки. Посылаю вам свой портрет, когда я была девочкой восьми лет. Может быть, он доставит вам удовольствие.
Надежда. Трудное счастье революционерки
Там в июле 1898 года и сыграли скромную свадьбу. Несмотря на атеистические взгляды, молодые венчались в церкви, обменявшись кольцами, изготовленными из переплавленных медных пятаков — на венчании настояла мать Крупской. Поначалу родные Ульянова отнеслись к невестке не слишком тепло. Она казалась им некрасивой и слишком сухой, «бесчувственной». Тем более ее здоровье было подорвано сырой петербургской погодой и тюрьмами, а еще базедовой болезнью, которую в то время не умели лечить и которая, по-видимому, лишила ее возможности стать матерью. Но Крупская очень любила Ленина и всячески заботилась о нем, так что и отношения с его семьей постепенно стали налаживаться. Правда, особой хозяйственностью Наденька не отличалась, кулинарными способностями не блистала, и все хозяйство в доме вела Елизавета Васильевна, в помощь которой наняли 15-летнюю девочку-подростка. Был ли Ленин единственным мужчиной в жизни Крупской? Рассказывают, что в юности за ней ухаживал член революционного кружка, который она вела — Иван Бабушкин.
А в ссылке, когда Ленина не было рядом, она увлеклась другим революционером — красавцем Виктором Курнатовским… Крупская и семья Арманд В 1909 году во Франции Ленин впервые встретился с Инессой Арманд, которая не только разделяла революционные взгляды, но и была настоящей красавицей. А Крупская из-за базедовой болезни выглядела непривлекательно, из-за выпученных глаз Ленин в шутку называл ее «селедкой»… Известно, что в 1911 году Крупская даже предложила Владимиру Ильичу развод — по-видимому, причиной являлась его любовная связь с Арманд. Но вместо этого Ленин решил порвать с Инессой. Настоящим ударом стала для Ленина кончина Арманд в 1920 году.
В окружении Надежды Константиновны заподорили отравление.
Ходили слухи, что яд якобы был в торте, который прислал в подарок Иосиф Сталин. По воспоминаниям свидетелей, накануне юбилея она поссорилась с вождем и обещала придать огласке записку, продиктованную Лениным незадолго до его смерти.
Она училась в женской гимназии и окончила ее с отличием. В своей автобиографической книге она вспоминает этот период как тяжелый и скучный. Потому ее нельзя назвать особенно прилежной ученицей. Впрочем, каких-либо архивных данных о том, что Надежда окончила именно эту гимназию, да еще и с отличием, нет. Да и саму ее золотую медаль никто никогда не видел. Впрочем, нет и свидетелей в лице подружек, с которыми она вместе училась. Немудрено, что этот факт всячески пытаются поставить под сомнение.
После окончания гимназии она продолжает образование на Бестужевских курсах, в те же годы увлекается революционными идеями. В ту пору это было неким модным явлением, и многие молодые и продвинутые представители молодой интеллигенции интересовались революцией. Крупская, будучи весьма стеснённой в деньгах, была довольно модной девушкой. Но финансы не позволяли ей обновлять гардероб постоянно, она увлеклась идейной модой. Со временем и вовсе став отрицать всю мишуру в виде нарядов, украшений и других милых сердцу вещиц, она стала настоящим скрепом революции. Ленин и революция - главные ее интересы в жизни. Так она смогла стать идейной модницей номер один. Тогда как в привычной модной сфере такой триумф бы ей точно не грозил. Тот факт, что Надежда была явно не простой девушкой отрицать нельзя.
Мама Нади была тихой и спокойной, в прошлом — выпускница института благородных девиц, очень набожной. А вот отец, наоборот, был бунтарем. Будучи уездным начальником в Польше, он до последнего защищал интересы местного населения. Надежде досталось от характеров обоих родителей. С одной стороны она, как любая женщина и ее мать, хотела семейного тепла, с другой стороны была таким же бунтарем по своей природе, как и ее отец. Знакомство с Лениным Совместных фото у них не так много, хотя она всегда была рядом с ним. С Владимиром они познакомились на одной из встреч марксистского кружка. Ее пригласили туда на посиделки «на блины». Встреча была организована по случаю приезда «одного волжанина».
И вот они встретились. Не было никакой искры или взаимного притяжения. Сердца обоих уже были отданы революции. Однако Надежда влюбилась. Правда ее друзья говорили, что Крупская влюбилась не в Ленина, а в него как в орудие этой революции. У себя в голове она уже сотворила из него вождя, и готова была помочь ему во всем, идти за ним до конца. Руку и сердце Ленин предложил ей по почте. На тот момент они оба отбывали наказание и такая форма общения была нормальной. Другое дело, что между и не было никакой романтики.
Скорее они как два товарища революционера хотели держаться вместе. Историки уверены, что брак вовсе должен был быть фиктивным. И вообще изначально Владимир должен был связать себя узами брака с некой Еленой Лениной. Но она наотрез отказалась ехать в Сибирь к будущему мужу. Потому Крупская стала единственной из возможных вариантов. Даже на картинах Ленин выглядит веселым, а Крупская - озадаченной. Надя приехала с мамой к Ульянову, а тот на тот момент был на охоте. Это в качестве примера того, как были выстроены их отношения еще на начальном этапе. На момент регистрации Крупской было 29, Ленин на год младше.
Чем популярнее становился Ульянов, тем больше на него обращали внимание женщины.
Смерть Вдова Ленина скоропостижно скончалась от перитонита 27 февраля 1939 года, на следующий день после своего 70-летия. Что сделала Крупская?
После разгрома Революции 1905—1907 годов в России отправилась во вторую эмиграцию. Работала преподавателем в партийной школе в Лонжюмо под Парижем. В качестве секретаря Ленина помогала налаживать связь с партийными организациями в России, принимала активное участие в работе большевистской прессы.
Какая настоящая фамилия Надежды Крупской? Даже в истории его псевдонима, как и во всей жизни, важную роль сыграла жена — Крупская Надежда Константиновна. Настоящая фамилия «вождя» — Ульянов — на тот момент уже был известна в правительственных кругах.
Где похоронена жена Ленина? И всё же она поддерживала своего сына Владимира в его политической деятельности и дважды посещала его за границей во Франции летом 1902 года и в Стокгольме осенью 1910 года. Мария Александровна умерла от склероза сердца 12 25 июля 1916 года на 82-м году жизни и похоронена на Волковском кладбище в Петрограде.
Полезные советы Изучите биографию Надежды Крупской, чтобы понять ее вклад в историю и политику России. Оцените статью.
Биография Надежды Константиновны Крупской
И совершенно не понравились друг другу. Сам он тоже красотой не блис тал, потому и Надежд а не особо рассматривала как объект флирта. Но нравились ум и умение убеждать в своей правоте. В 1896 году власти начали активно преследовать марксистов, а многие из них оказались в ссылке.
Вначале попадает в сибирское село Шушенское Ульянов. А вскоре отправляют в Уфу и Надежду Крупскую. Вот только тут между ними завязывается активная переписка.
И выясняется, что они буквально с полуслова понимают друг друга. Заканчивается все тем, что в одном из писем Владимир признается Надежде в любви и предлагает ей руку и сердце. Та отвечает согласием.
Ульянов и мать Надежды начинают писать обращения к властям с просьбой перевести Крупскую из Уфы в Шушенское. Те идут навстречу и Надежда Константиновна, как декабристка, отправляется за любимым в Сибирь. Чтобы сыграть свадьбу мама продает единственный клочок земли, на котором была и могила мужа и отца дочери.
И здесь для многих будет неожиданность — молодые атеисты обвенчались. Произошло это 10 июля 1898 года в церкви Св. Петра и Павла.
На невесте было простое ситцевое платье, а жених одет в поношенный костюм, обручальные кольца — медные.
Современники считали ее настольной книгой по вопросам советской педагогической теории. Возвращение в Россию произошло в апреле 1917 года. Там, в Петрограде, агитационно-пропагандистская массовая работа занимала все время. Выступления на предприятиях перед пролетариатом, участие в митингах вместе с солдатами, организация собраний солдаток — это основные виды деятельности Надежды Константиновны. Она пропагандировала ленинские лозунги о переходе всей власти к Советам, рассказывала о стремлении партии большевиков к социалистической революции. С осени 1917 года Крупская вошла в Государственную комиссию по просвещению. В 1920 году она становится председателем Главполитпросвета, где занимается образованием, просвещением.
С этой безграмотностью Крупская и боролась. И, кстати, создала лучшую в мире систему образования! Нарком просвещения После победы Октября партия поручила Надежде Константиновне работу по народному просвещению. Крупнейший педагог-марксист, основоположник марксистской педагогики, Надежда Константиновна борется за создание трудовой политехнической школы. Связь школы с жизнью, коммунистическое воспитание подрастающего поколения и широких народных масс постоянно в центре ее забот и внимания. Крупская среди пионеров 1936 год. Надежда Константиновна была «душой Наркомпроса», как её тогда называли. Глубокое знание теоретических и практических вопросов педагогики, близость к рабочим, знание их интересов и запросов, огромный опыт партийной работы помогли ей сразу наметить путь, по которому надо идти.
Много сил и внимания отдала Надежда Константиновна работе среди молодёжи, борьбе за просвещение и действительное раскрепощение женщин, за их участие во всех областях социалистического строительства. Надежда Константиновна очень любила детей и много сделала для того, чтобы жизнь их была счастливой. Она была одним из создателей пионерской организации, следила за работой пионеров, помогала им во всём. В своей биографии «Моя жизнь», написанной для пионеров, она писала: Октябрьская революция. Коммунистическое воспитание молодежи В 1917 года Надежда Константиновна вместе с Лениным вернулась в Петербург, где приняла активное участие в подготовке и проведении революции. Она участвовала в образовании комсомольской и пионерской организаций, считала, что детская организация должна быть скаутской по форме и коммунистической по идейному содержанию. Она не поддерживала воспитательную систему Макаренко, и его вскоре отстранили от руководства трудовой колонией для беспризорников и малолетних нарушителей закона. В 1928 году она раскритиковала детские произведения Корнея Чуковского.
Вскоре Корней Иванович отрекся от своих сказок, и до 1942 года не написал ни одной сказки. С 1924 года Крупская — член ЦК партии. И в качестве таковой поддержала оппозицию Каменева и Зиновьева, боровшихся против Сталина. Но впоследствии признала свою ошибку. Поддержала предание суду Николая Бухарина. Пыталась заступаться за репрессированных, но безуспешно. А ее попытки защищать детей «врагов народа», закончились тем, что она была отстранена от работы в Наркомпросе. Надежда Константиновна написала несколько книг: о Ленине, об истории образования партии большевиков.
С ее легкой руки в стране было открыто несколько музеев. Надежда Константиновна Крупская умерла 27 февраля 1939 года от перитонита, буквально на следующий день после празднования юбилейного дня рождения. Этот факт дал повод считать, что был отравлен торт, который прислал юбилярше Сталин. Однако, эта версия не выдерживает никакой критики, поскольку сталинский подарок ели все гости. Единственная дочь Константина Игнатьевича и Елизаветы Васильевны, представляющих обедневшее дворянство, родилась 26 февраля 1869 года. Отец соратницы Ленина занимался адвокатской и общественной деятельностью, входил в состав Комитета русских офицеров, имел отношение к Польскому восстанию. Мать девочки была гувернанткой. Образование Не имея лишних средств, родители все же смогли дать Наде надлежащее образование.
Ее первым учебным заведением стала частная женская гимназия княгини Оболенской. Об отношении Крупской к наукам можно судить по золотой медали, которую она получила, пройдя полный курс обучения. В стремлении повысить знания, в 1989 году девушка стала слушательницей Бестужевских курсов в Петербурге. Здесь она впервые познакомилась с идеями марксизма. Примкнув к местной организации, девушка оставила учебу, которой посвятила менее года, и полностью отдалась революционной деятельности. В 1931 году Надежде Крупской была присвоена ученая степень доктора педагогических наук, а Академия наук СССР объявила ее своим почетным членом. Он умер, когда Надежде исполнилось всего 14 лет, не оставив совершенно никаких средств своей семье для выживания. Мать Надежды Елизавета Васильевна Тистрова, работавшая гувернанткой и в свободное время дававшая частные уроки, сумела дать своей дочери возможность получить образование.
Надежда окончила педагогический класс в престижной гимназии с золотой медалью. Еще с юности, чтобы иметь средства на существование, девушка была вынуждена тяжело работать. Днем она давала частные уроки, а вечером вела занятия в воскресной школе для взрослых.
Но доподлинно неизвестно. Больших денег в семье не было, хотя о единственной дочери заботились, отдали ее в гимназию, насчет которой появляются большие разногласия прежних историков и нынешних. Надежда Крупская в молодости Большая онлайн библиотека Когда-то писали, что Крупская отлично училась в гимназии и закончила ее в 1887 году с золотой медалью. Но сама Надежда Константиновна в книге «Моя жизнь» пишет, что учиться всегда было сложно, учили в гимназии скучно, понимать было трудно и т. И никто никогда не видел ее золотой медали, нет и гимназических подруг, которые бы позже в Москве или в эмиграции рассказывали о совместной учебе. Потому тот факт, что гимназия была окончена, а Надежда Константиновна работала позже в ней преподавательницей, справедлив, но вот доказательств медали нет. Там девушка пробыла два месяца, но марксистский кружок и преподавание в вечерней школе для рабочих она почему-то посчитала важнее высшего образования.
Подруга по кружку представила ей Владимира Ульянова. Его увлеченность идеями Маркса, способность убеждать других впечатлила. И он обратил на нее внимание, хотя красавицей не была. Все же, полагаем, Надежда Константиновна обладала высоким интеллектом, несмотря на незаконченное свое образование. Революционерка 1896 год. Арест и ссылка в Уфу. В это же время в Шушенское выслан и Владимир Ульянов. Он и мать Крупской, с которой девушка отправилась в Сибирь, писали немало писем властям, чтобы ей позволили отбывать ссылку в Шушенском в связи со свадьбой. Кстати, был продан участок, где находилась могила отца, чтобы добыть денег. Поженились Ульяновы церковным браком в 1898 году.
Дальше начинается рост революционерки: эмиграция, постоянная поддержка мужа во всех его начинаниях. Надежда работала с почтой, преподавала в партийной школе, была редактором, переписчицей статей.
Крейдина Л. Логинова Т. Медведев Р. Они окружали Сталина. Надежда Константиновна Крупская: альбом.
Надежда Константиновна Крупская: биография. Наследница: страницы жизни Н. Кузнецова, Е. Прокофьева Е. Руднев Д.
Крупская Надежда Константиновна / Krupskaya Nadezhda Konstantinovna
Петра и Павла. На невесте было простое ситцевое платье, а жених одет в поношенный костюм, обручальные кольца — медные. Хотя в личной переписке продолжала подписываться как Крупская. А сразу после революции 1917 года официально вернет себе девичью фамилию. А дальше были годы эмиграции и партийной работы. Фактически она становится секретарем Ленина, да и всей партии в целом. Одних только зашифрованных писем ею было составлено более 30 тысяч. Редактировала статьи для партийной прессы. Но занималась не только бумажной работой. Как профессиональный педагог ей были интересны различные системы обучения в Европе.
Постепенно у нее возник образ организации образования на основе передовых методик, но с марксистско-ленинским уклоном. Основной постулат — коллективизм должен стоять выше индивидуализма. Революция и последовавшая за ней Гражданская война дали огромное поле для реализации идей. Причем ничего ломать не пришлось — все старые государственные институты оказались сметены вихрем событий. Система образования тоже лежала в руинах. Из-за наследственной Базедовой болезни у нее с Лениным не было детей. И она всю нерастраченную любовь и потребность заботиться реализовывала в педагогике и защите материнства.
Пока подруга Саша алчет аплодисментов Крупская: «жадно вглядывается в окружающую жизнь, видит нищету народа, бесправие, неравенство, произвол. Её, как и всю передовую молодёжь того времени, мучает вопрос о том... Как бороться с произволом царской власти, полиции? Где выход? Что же делать? Всю передовую молодёжь во все времена мучают в восемнадцать лет совсем другие вопросы. ПЕЗИК: аббревиатуру коллектива авторов расшифруем чуть позже «Надежда Константиновна выросла и воспитывалась в революционной среде. Её отец, К. Крупский, был типичным представителем революционной интеллигенции 60 годов. С юных лет Надежда Константиновна посвятила себя революционной деятельности. Что ж, очень даже может быть. Шагинян 1938г. В феврале 1883 г. Крупский скончался от туберкулёза лёгких. Семья получает посмертное пособие 9 рублей серебром? Заметьте, пособие не разовое. Кунецкая: «И вот мать и дочь остались одни. Средств к существованию не было, а ведь Наде ещё надо окончить гимназию. Пошли по пути, который подсказали друзья, — сняли квартиру побольше и стали сдавать комнаты фельдшерицам, студентам, телефонисткам, швеям». То есть, мама стала сдавать углы. Это спекуляция чистой воды. Взять в аренду жилплощадь побольше и перепродать по частям втридорога. А ведь Надежда Крупская не сирота казанская! У неё полно родственников! Только по материнской линии Тистовы тёти-дяди; Пётр Васильевич 1829 г. А по линии отца Крупские ; Александр Игнатьевич 1836 г. Есть и двоюродные братья Александр и Октавиан дети Александра Игнатьевича. Фонд 268. Опись 2. Дело 303 Об опеке над дочерью умершего коллежского асессора Крупской Н. Что-то мне подсказывает - опять не обошлось без дяди - прокурора. К сожалению не имею такой возможности, может кто из читателей сподобился и даст знать? Мало того — она ещё и профессиональный разведчик. Такая вот судьба у человека. Перу Штирлица в юбке принадлежат известные художественно-публицистические произведения о семье Ульяновых, о новой Конституции СССР какой по счёту? В общем всё то, что так интересно детям! Потому что пишет она в основном для юных читателей, только чересчур увлекается и иногда её заносит. Деньги большие». Это не просто большие деньги. Помните у Ильфа и Петрова, Бендер говорит Шуре: «Там даже в довоенное время человек с десятью тысячами назывался миллионером». А жалование Константин Игнатьевич получал соответственно - 135 рублей серебром. Честно, не знаю сколько это на тот год в ассигнациях. В ту пору это деньги огромные. Всеволод Абрамов: «А. Крупский к тому времени уволился и служил адвокатом, а до того он служил прокурором Волынской губернии. Брат вмешался в судебное дело Константина, и Сенат не только снял с него судимость, но даже выделил около 11 тысяч рублей в качестве компенсации ущерба потерпевшему». Не забывал Александр ни брата Костю, ни семью его. И похороны Константина оплатил Александр Игнатьевич. А вот племяшка Надин удивительным образом забыла упомянуть дядю - прокурора. Зоя Воскресенская: «Со свойственной Елизавете Васильевне энергией были закуплены кровати, столики, половики, постельное и столовое бельё, всякая посуда. Елизавета Васильевна делала это на широкую ногу, рассчитав, что за год все расходы окупятся. К пяти часам все нахлебники были за столом. Надя с Клашей еле успевали разносить тарелки с вкусно пахнущим борщом, Клаша? Какая Клаша? А вы, что же думали, Елизавета Васильевна будет сама на кухне кастрюлями греметь, да тарелки мыть? Не только студент, но и акцизный чиновник попросил «повторить». Маленькая, худенькая Елена Георгиевна — портниха из модной лавки — ела мало. Про коммерческую деятельность Елизаветы Васильевны Воскресенская написала зря. Я уже как-то свыкся с образом молодой Крупской — полуголодной в перешитом - перештопанном мамином платье. А тут, так некстати,подвернулись эти десять тысяч, платные обеды, репетиторство. Умышленно или по рассеянности, не знаю. Читая их измышления в первый раз, я невольно подумал: «Господи, а живут-то Крупские на что? На папины девять рублей что ли? Крупская заканчивает гимназию, поступает в педагогический класс и заканчивает его в 1887 г. Срок обучения в женских гимназиях — 7 семь лет. Помните, Надя поступила сразу в третий класс? Вы, читатель, умеете складывать столбиком? Давайте подсчитаем сколько всего проучилась будущий учёный, доктор педагогических наук, почетный член АН СССР, первый в Мире педагог-марксист? У меня получилось шесть лет. А у вас сколько? Нет, вы ошиблись. Ах, простите, я совсем забыл про воскресную школу для взрослых, к ней мы ещё вернёмся. Из всего педагогического образования — один класс гимназии. Какие же науки преподавала юная Надя своим ученицам? ОбДриМаМиПоСт утверждает, что: «Крупская учила задумываться над окружавшим, над тем, почему одни живут бедно, а другие богато. Воспитывая в своих ученицах уважение к людям труда, она приучала их ненавидеть несправедливость и зло. Крупскую также волновал вопрос, что делать, как изменить жизнь и уничтожить эксплуатацию. Надеясь всё же получить ответ на волновавшие её вопросы, Крупская в 1889 г. Сухие, академические, оторванные от жизни лекции не могли удовлетворить девушку, жаждавшую «цельного мировоззрения», и она без сожаления вскоре покидает курсы. Её неудержимо влекло в пролетарскую среду. Начало занятий 27 сентября. Уже 30 января 1890 г. Крупская, якобы? Анти Дюринг помешал, будь он не ладен. Больше нигде и никогда в своей жизни будущий академик Крупская попыток учиться не предпринимала. Если мне кто-то скажет, что классная наставница набралась ума у своего супруга, я только улыбнусь в ответ. Недавно услышал из телевизора канал «Культура» от одной очень образованной дамы, что Надя внимание! А ведь дама, хоть и состроила умную физиономию, но не удосужилась прочесть саму Крупскую, иначе знала бы, что Крупская только подала документы на курсы и через пару месяцев их забрала, как сама писала: "Через пару месяцев я сильно разочаровалась в них". Всякий шалопай имеет право подать документы - куда ему вздумается, хоть в МГИМО, и забрать хоть через 5 лет, но образования от этого он не получит ни-ка-ко-го. Господ из Википедии, сочинителей "научных" статей про Крупскую - отхлестать подписанной кошками тряпкой. Ничего не знают эти господа, более того - знать не желают! Пример подачи информации: "В 1887 году окончила с золотой медалью частную женскую гимназию кн. Оболенской в Петербурге. В 1889 году Крупская поступила на Бестужевские курсы в Петербурге, но училась там лишь год". Господа - товарищи, на минуточку - приема в 1887—1889 годах, на Бестужевские курсы не было, соответственно не было выпуска в 1890—1892 годах. Обучение было платным - 200 рублей в год. Знать нУна таких глупостей, когда "научные" статьи садишься писать или из ТV - ящика бред нести в эфир. Следует сечь розгами всякого, кто бредит образованием Н. Крупской, а отдельным дамам сыпать горчицы в панталоны, потому что ни кто из них не удосужился прочитать хоть что-нибудь из трудов самой Н. Иначе они спросили бы себя: «А где же Надины однокурсницы по «Бестужеву»? Где же мемуары, про то, как девушки на переменке пели с Крупской марсельезу? По положению о частных женских гимназиях 1872 года предусматривалось, что они обладают теми же правилами, что и правительственные, обязаны придерживаться правил и программ, установленных министерством народного просвещения, и подчинятся местному учебному округу. В 70-х было открыто, в частности, семь таких гимназий в Санкт - Петербурге. Некоторые частные женские гимназии носили сословный характер, например женская гимназия аристократического типа княжны Оболенской в Петербурге. Плата за учение в 2-х низших классах 150 руб. Для того чтобы получить медаль, гимназисту прошлых лет надо было иметь оценки «отлично» по латинскому, древнегреческому языку и математике, средний балл не менее 4,5 по всем остальным дисциплинам и правильное поведение. В этом месте любопытно было бы взглянуть на аттестат Н. Где он? Попробуйте найти. Это наверное очень засекреченный документ - страшная тайна, тс-с-с-с... Из воспоминаний Ариадны Тырковой одноклассница Крупской : "Училась Надя прилежно, честно, но не блестяще. У нас в классе подобрался состав довольно способных, быстрых учениц. Крупская никогда не была на первом плане, всегда оставалась в тени". Где та медаль золотая? Где лист наградной? Даже не трудитесь искать, потому что их нет, и никогда не было - даже поддельных! И странно мне, в наше время наблюдать, как на канале "Культура" упражняются в идиотизме, причём умышленно в то же помойное ведро можно смело положить сериал «Кремлёвские жёны» - нелепую фальшивку под хохлому. И, потом, человек выступающий с трибуны в стиле: "этот вопрос мы поставили ребром с особой яркостью и повернули вокруг своей оси", по определению не может быть обладателем не то что золотой медали - "дурацкого колпака" не достоин. Откройте: Том I. Автобиографические статьи. Дореволюционные работы 1899—1917 гг. Нет там никаких золотых медалей. Крупская упоминает школу в Киеве на Крещатике, пишет: "женские медицинские курсы и высшие женские курсы были закрыты. Я училась самоучкой, как умела". Тут же: "Наконец, были открыты в Питере Высшие женские курсы, и я туда поступила". А в каком году случилось это "наконец"? Пардон, но если приема в 1887—1889 годах, на Бестужевские курсы не было, куда вы поступали, мамзель, и когда? Нехорошо получается... Сноска - Медаль нашлась в печатном варианте более позднего издания Крупской.
Несмотря на убеждения, свои отношения молодые люди узаконили в церкви в 1898 году. Под разными псевдонимами она занималась партийной работой: преподавала, просматривала и исправляла статьи, отправляла и принимала почтовую корреспонденцию. В ссылке Крупская написала свою первую книгу «Женщина — работница», которая была издана за границей нелегально. Уехав следом за Лениным в Германию в 1901 году, Надежда Крупская стала работать в большевистских изданиях и в газете «Искра» секретарем. После возвращения в Россию в 1905 году заняла должность секретаря ЦК, но вскоре ей вновь пришлось уехать в эмиграцию. Во французском городе Лонжюмо в партийной школе Надежда Крупская работала преподавателем. И в эмиграции, и вернувшись в Россию, она была незаменимой помощницей Ленина. Вместе с ним участвовала в подготовке и осуществлении Октябрьской революции. В возникшем молодом пролетарском государстве Надежда Крупская оказывала влияние на молодежную политику. Подрастающее поколение должно было отстаивать и продолжать завоевания революции, начиная с самого раннего возраста.
Молодожены обменялись медными обручальными кольцами. Ссылка закончилась весной 1901 года. Супруги уехали заграницу. Там партийная работа не прекращалась. Соратники отмечали ее фантастическую работоспособность. Будучи правой рукой Ильича, она обрабатывала огромный объем корреспонденции и материалов, и одновременно писала собственные статьи. Крупская вела активную агитационную деятельность, работая секретарем в редакциях известных большевистских изданий «Вперёд», «Пролетарий». Когда началась революция 1905—1907 гг. Крупская Надежда Константиновна — революционерка до мозга костей. В ее обязанности входил обмен данными с подпольными партийцами в России. Она тайно высылала им книги, помогала в организации революционной деятельности, вытаскивала товарищей из передряг, организовывала побеги. Но при этом она много времени посвящала изучению педагогики. Ее интересовали идеи Карла Маркса и Фридриха Энгельса в сфере просвещения. Слишком они рисковали в своей революционной жизни. Кроме того, по наследству Крупская получила страшное аутоиммунное заболевание — базедову болезнь. Частые простуды в Петербурге, а затем тюрьма и ссылка привели к обострению недуга. В то время эффективных способов борьбы с этим заболеванием ещё не было, и прогрессирующая болезнь лишила Надежду возможности стать матерью. Работа стала единственным смыслом жизни Надежды Крупской. Она изучала организацию школьного дела во Франции и Швейцарии, знакомилась с трудами великих педагогов прошлых лет. В 1915 году Надежда Константиновна закончила работу над книгой «Народное образование и демократия», в которой рассказывала о необходимости создания учебных заведений, где простые рабочие могли бы получить политехническое образование. Современники считали ее настольной книгой по вопросам советской педагогической теории. Возвращение в Россию произошло в апреле 1917 года. Там, в Петрограде, агитационно-пропагандистская массовая работа занимала все время. Выступления на предприятиях перед пролетариатом, участие в митингах вместе с солдатами, организация собраний солдаток — это основные виды деятельности Надежды Константиновны. Она пропагандировала ленинские лозунги о переходе всей власти к Советам, рассказывала о стремлении партии большевиков к социалистической революции. С осени 1917 года Крупская вошла в Государственную комиссию по просвещению. В 1920 году она становится председателем Главполитпросвета, где занимается образованием, просвещением. С этой безграмотностью Крупская и боролась. И, кстати, создала лучшую в мире систему образования! Ликвидация безграмотности Исторически понятие «ликбез», сообщает Викепедия, возникло как сокращение от «ликвидация безграмотности » — государственной программы Советской России, начало которой положил декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О ликвидации безграмотности в РСФСР » от 26 декабря 1919 года. Согласно ему, всё население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, было обязано учиться грамоте. Народному комиссариату просвещения предоставлялось право привлекать всех грамотных лиц к обучению неграмотных. Декрет предусматривал также создание школ для переростков, школ при детских домах, колониях и прочих учреждениях, входивших в систему Главсоцвоса. К концу XIX века грамотность населения Российской империи была очень низкой для страны, вставшей на путь индустриального развития. В 1920 году Совет народных комиссаров принял декрет об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности ВЧК ликбез , постановления которой имели обязательный характер.