История возникновения Рождества Христова. Рождество считается одним из наиболее великих праздников, главная цель которого – почтить воспоминание о рождении спасителя человечества в Христианстве – Иисуса Христа. Sputnik Грузия рассказывает, почему православное Рождество празднуется 7 января, историю праздника и с чем связано временное несоответствие празднования.
Рождество Христово 2023: как правильно встретить и чего нельзя делать
Празднование Рождества продолжается восемь дней — с 25 декабря по 1 января, образующие Октаву Рождества. История Рождества Христова описана в Священном Писании, но празднование этого события появилось позже. Впервые о праздновании Рождества на Руси упоминается в Х веке, но наряжать елку (то есть делать то, без чего немыслимы праздники — и Рождество, и Новый год — сегодня) стали только в XIX веке.
Рождество Христово: история праздника, традиции и приметы
Вслед за Римской Церковью Рождество Христово переносится на 25 декабря и отделяется от Богоявления и в других Патриархатах. 7 января верующие отметят один из главных христианских праздников — Рождество Христово. Празднование Рождества Христова 25 декабря в Восточной Церкви было введено позже — во 2-й половине IV века.
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
Для средневекового христианина Рождество было таким большим праздником, что многие ожидали в этот день второго пришествия Христа или Страшного суда. История и события Рождества Христова, традиции и символы праздника. Что можно и нельзя делать в Рождество Христово в 2024 году, подробнее в материале РЕН ТВ. Христианский праздник Рождества Христова в восприятии славян соединился с древним праздником возрождения солнца, который также приходился на конец декабря — начало января: время, когда начинает увеличиваться световой день.
История и традиции Рождества Христового, как и когда отмечать праздник
На протяжении трех первых веков истории христианства церковь выступала против языческого обычая празднования дней рождения, хотя имеются указания на то, что чисто религиозное воспоминание рождества Христова было включено в чин праздника Богоявления. Рождество Христово – 1) Важнейшее историческое событие, состоявшее в рождении от Пречистой Девы Марии Господа Иисуса Христа; 2) Один из двунадесятых Праздников, отмечаемый Церковью в честь рождения Господа Иисуса Христа. Рождество Христово – это второй, по значимости, праздник в православном календаре. Вслед за Римской Церковью Рождество Христово переносится на 25 декабря и отделяется от Богоявления и в других Патриархатах. 7 января — Рождество Христово: история и традиции праздника.
Рождество Христово
Рождество в России В России празднование Рождества Христова имеет свои особенности, которых нет в других странах мира. Русский народ бережно хранит свои обычаи и традиции, которые уходят своими корнями в язычество. В России продолжают верить в народные приметы и отмечать языческие праздники. В нашей стране языческие традиции идут бок о бок с христианскими праздниками, что накладывает особый отпечаток, в том числе на традиции Рождества.
Сочельник День перед Рождеством называется «сочельник». Это название произошло от слова «сочиво» — это название блюда, представляющее собой сваренные на меду зерна пшеницы, или других злаков. Сочиво Сочельником принято заканчивать пост, который предшествует Рождеству.
Сам праздник длится 3 дня. Верующие стараются провести эти дни в церкви. Следующий после Рождества день называется Собором Пресвятой Богородицы.
Другие статьи по теме.
Почему отличаются даты католического и православного Рождества В одних странах Рождество отмечают 25 декабря по григорианскому календарю или по новому стилю, в других — 7 января по юлианскому календарю или по старому стилю. Долгое время Рождество Христово именовалось Богоявлением.
Древние христиане праздновали и Рождество, и Крещение Христа 25 декабря по старому стилю. В 4 веке для того, чтобы придать большую значимость одному и второму празднику и не смешивать сами понятия торжеств, эти дни были разделены на 7 января и 19 января. При этом при появлении деления на григорианский и юлианский календари произошло смещение, которое в наше время неправильно называют делением на католическое и христианское Рождество, однако на самом деле это связано лишь с различными календарями.
Традиции и символы Рождества Главной традицией Рождества Христова принято прощать всех в этот день. Согласно Новому Завету Бог простил человека, его грехи. Поэтому в церкви считают важным всех прощать, чтобы приблизиться к тайне Боговоплощения, а также очиститься душой на Таинстве исповеди.
Одной из интересных традиций празднования Рождества считаются «рождественские ясли» или вертеп, изображающие сцену рождения Иисуса Христа. Первые в мире Ясли были созданы в 1562 году в Праге. Долгое время их устанавливали только в церквях, позже обычай переняли аристократы и богатые люди.
Сцена Яслей следующая: младенца в колыбели окружают родители, легендарные вол и осел, пастухи, волхвы. Важную роль играли персонажи из простого народа, теснящиеся вокруг: восторженные рыбаки, продавщица рыбы, женщина с глиняным кувшином и другие. Эстебан Бартоломе Мурильо, «Поклонение пастухов».
Однако при выборе именно этой даты могли сыграть роль и иные мотивы. Так, если вспомнить, что Древняя Церковь установила праздник Богоявления в контексте полемики с гностицизмом, а гностики как раз совершали свой праздник 6 или 10 января, то выбор той же даты и самой Церковью вполне логичен. Кроме того, литургистами называются и богословские, не связанные с борьбой против язычества или гностицизма, причины для установления именно 6 января празднования Богоявления, как торжества, объединяющего события Рождества и Крещения Спасителя, причем рождественские мотивы здесь явно преобладают над крещенскими. Одно из популярных богословских объяснений выглядит следующим образом. Но как первый Адам был сотворен на 6-й день, так и Новый Адам должен родиться в 6-й день года. Поэтому Рождество Христа как Нового Адама логично праздновать 6 января. Таким образом, в III в. Однако такое соединение двух священных торжеств с разным содержанием, при том, что каждое из них обладает исключительной ценностью, было сопряжено с определенными трудностями. И рождение Христа, и Его крещение во Иордане — каждое из этих событий имеет принципиальную важность в деле искупления человеческого рода и преисполнено богословским смыслом. Поэтому дальнейший ход событий был ознаменован тенденцией к отделению Рождества Христова от Богоявления.
Хронологическое первенство в этом отношении принадлежит Западной Церкви. Именно в Риме в первой половине IV в. Почему именно 25 декабря?
Светлый праздник у православных предваряет сорокадневный пост. Источник: РИА "Новости" История возникновения праздника Это один из главных христианских праздников всех конфессий, установленный в честь появления во плоти Иисуса Христа от Девы Марии. Само событие подробно описано в Евангелии, но в нем ничего не говорится о праздновании Рождества. Эта традиция сложилась гораздо позднее.
Первые упоминания о том, что верующие отмечают день появления Христа 25 декабря, встречаются в середине IV века н. Значимость Рождества постепенно возрастала и в Средневековье праздник отмечали уже массово. В его основе — события, описанные евангелистами Матфеем и Лукой. Дева Мария, ожидавшая первенца, и ее муж Иосиф, подчиняясь приказу кесаря о переписи населения, пришли в Вифлеем. Они не смогли найти в городе места для ночлега и им пришлось укрыться в пещере, где содержался скот. Там-то и явился в мир Иисус. Согласно учению, первыми о рождении Спасителя от ангела узнали пастухи, которые находились неподалеку.
Они пришли поклониться младенцу в яслях.
Рождество Христово: история праздника, приметы, традиции
Древние иудеи обращали внимание не столько на рождение праведника, сколько на его кончину, становившуюся отправной точкой не только для грядущей вечности, но и для определения начала жизни святого человека. Отсюда вполне логичным становится следующее обстоятельство: праздник Пасхи в сознании древних христиан стал совпадать по срокам со временем Боговоплощения, с днем благой архангельской вести, в который, по свидетельству Священного Писания и по вере Церкви, спасительный Плод появился во чреве Пресвятой Девы. Прибавление девяти месяцев — обычного срока для чревоношения — к предполагаемому времени Боговоплощения и вело к определению даты Рождества Христова. Если продолжать вычисления, то 25 декабря предшествует, если отсчитать назад девять месяцев, 25 марта, а 6 января — 6 апреля. В расчетах древних христиан встречался и тот, и другой день. Так, Созомен в своей «Церковной истории» сообщает о том, что малоазийские еретики-монтанисты понимают день весеннего равноденствия как отправную точку для вычисления дня Пасхи — это праздник начала мира, начала творения солнца и первого месяца. Другая дата страдания Господа — 25 марта — упоминается в значительно большем числе источников, в основном западных. Согласно рассуждениям Тертуллиана, святого Киприана и других, дни страстей Христа и Боговоплощения совпадают. Пока древние христиане ограничивались в своем календарно-литургическом цикле празднованием Пятидесятницы и Пасхи, по времени почти совпадавшей с Боговоплощением, они, естественно, соотносили творение мира и ветхого Адама со временем пришествия в мир нового Адама — Христа.
Так, например, в сочинении «О вычислении Пасхи» день 25 марта именовался днем творения мира, а день рождения, или воплощения, Христа приходился на четвертый день от сотворения мира, совпадая с днем творения солнца. Согласно достаточно распространенной, хотя и малодоказательной точке зрения, празднование Рождества Христова 25 декабря было установлено в Северо-Африканской и Римской Церквях до 311 года — года начала донатистского раскола. Данная датировка основывалась на свидетельстве блаженного Августина о том, что еретики не признавали Богоявление, или Откровение — поклонение волхвов новорожденному Спасителю, — отмечавшееся Церковью. И здесь нужно отметить: на 25 декабря как на празднование Рождества Христова указывает святитель Климент Александрийский. К тому, же есть косвенные свидетельства, что праздник отмечался уже в середине 30-х годов IV столетия. К подобным же выводам приводит и богатое гомилетическое наследие как западных, так и восточных проповедников. Так, например, рождественская проповедь приписывается папе Либерию, понтификат которого — 352—366 — приходится именно на означенный период. Северная Африка, один из величайших оплотов византийской культуры, стала местом творчества великих христианских проповедников и богословов, которые не обошли своим вниманием и рассматриваемый праздник.
Оптат Милевийский Нумидия произнес 25 декабря 362 или 363 года проповедь на Рождество — самую раннюю из известных рождественских слов. По блаженному Августину, епископу Иппонскому, 25 декабря — исторический день рождения Христа, избранный Самим Христом, имеющий богооткровенное происхождение. Хотя североафриканская традиция празднования Рождества могла появиться, скорее всего, под влиянием латинской, сама римская практика оказывается отчетливо представленной только в рождественских проповедях святителя Льва Великого, папы Римского, — веком позднее. В то же самое время праздник Богоявления, отмечавшийся 6 января, означал для папы Льва еще не Крещение Господне, а поклонение волхвов, являющее откровение Бога язычникам — так же, как и для блаженного Августина. Оно было органичным завершением праздничного периода, который начинался 25 декабря. Миниатюра Особо следует сказать о совпадении празднования и попразднования Рождества Христова, отмечавшегося в декабре, с языческим праздником солнца и со связанными с ним римскими январскими календами. Подобно тому, как январский день Богоявления 6 января «совпал» по времени с аналогичным праздником гностиков, так и декабрьский день Рождества 25 декабря отмечался в одно время с римскими языческими торжествами. Данное сопоставление Рождества Христова и солнца, особенно тогда, когда Рождество стало устойчиво праздноваться 25 декабря, на третий день после зимнего солнцестояния 22 декабря , явилось своеобразным ответом-вызовом христиан на языческое празднование в честь непобедимого солнца sol invictus , введенное в Риме по указу императора Аврелиана в 274 году.
Интересны в связи с вышесказанным размышления М. Скабаллановича: «Языческий римский культ с особенной торжественностью чествовал зимний солнцеповорот, но не в тот день, когда он происходил 8—9 декабря , а в те дни, когда он становился для всех ощутимым, именно в конце декабря. Праздник в честь этого солнцеповорота назывался днем Непобедимого dies Invicti , то есть днем непобедимого солнца, солнца, которого не смогла одолеть зима и которое с этого времени идет к весне. В одном римском календаре IV века именно 25 декабря показан этот языческий праздник. Приурочен он к этому именно дню, может быть, потому, что 18—23 декабря в римском культе посвящено было чествованию бога Сатурна, пожиравшему своих детей, — чествованию, потому носившему мрачный характер. Вышесказанное можно предварительно резюмировать следующим образом: празднование 6 января хорошо соотносилось с важнейшими событиями мировой истории — с творением мира и с Пасхой. Подобно тому, как ветхий Адам был сотворен в шестой день, так и Христос — новый Адам — в шестой день открывает Свое Божество после крещения во Иордане или в момент пришествия Богомладенца в мир. Указанные хронологические метки органично вписываются в систему византийских новолетий: 1 января, 1 марта, 1 сентября.
Наиболее торжественно отмечались январские календы 1 января — через несколько дней после языческого праздника солнца. Означенное новолетие праздновалось в Византии не только язычниками, но и христианами. Начало времени, годового цикла, которое могло связываться с началом мира, с днем творения, в то же самое время оказывалось тождественным времени пришествия в мир Спасителя, Солнца правды, Христа. Конечно, этот праздник был народным, не без элементов языческих торжеств. Несомненно, что к римским календам восходят рождественские колядки. Праздник Рождества Христова, отмечавшийся 25 декабря, оказался столь убедительным и важным, что в течение IV—V веков он был принят повсеместно не только на Западе, но и на Востоке, включая самые отдаленные страны — Сирию и Армению. Андрей Рублев. Рождестиво Христово Проповеди святителей Григория Богослова и Григория Нисского на два отдельных праздника Рождества и Крещения подтверждают появление данных праздников в Константинопольской Церкви.
Так, Григорий Богослов произнес два слова: 25 декабря 380 года — на Рождество и 6 января 381 года — на Крещение.
Рождество Самый известный религиозный праздник это конечно Рождество. Легенда гласит, что Дева Мария родила Иисуса Христа — сына Божьего, который подарил всем людям спасенье от грехов. В день рождения Христа на небе появилась новая звезда, которую также называют «звездой Вифлеема». На свет этой звезды пришли волхвы с подарками для Иисуса — сына Божьего. С того момента зародилась традиция дарить своим родными и близким подарки. В России Рождество — православный праздник, который отмечается 7 января, но многие христиане празднуют день рождения сына Божьего — 25 декабря.
Все дело в том, что седьмое января по старому стилю — это то же, что и 25 декабря. При этом, интересным является тот факт, что реальную дату рождения Христа не знает никто, а 25 декабря — дата, выбранная церковью. Точкой отсчета празднования Рождества стал 336 год нашей эры. В этот год Римская церковь приняла решение о праздновании Рождества. Традиция распространилась повсеместно, и уже в 431 году праздник окончательно узаконили на Третьем Вселенском соборе.
Об этом свидетельствовал и евангелист Лука. Свидетельством слияния праздников Рождества и Богоявления по сей день является сходство в праздновании Православной церковью этих дат. Общим является сочельник, с одинаковым преданием, что надо пост хранить до утренней звезды. День Рождества Христова отнесён христианской Церковью к великим праздникам, к событию величайшему и чудесному. Это событие сопровождается дивной вестью, «яко родися Спас», поклонением Спасителю. Рождество Христово начали отмечать отдельно от остальных праздников только после V века. Именно тогда этот праздник дошёл до Запада. При введении двух календарей: юлианского и григорианского празднования этого светлого дня стало отмечаться разными церквями в разные дни. По григорианскому летоисчислению рождество отмечается 25 декабря. Именно в этот день встречают Рождество христиане римско-католической и протестантской церкви. Именно в этот день когда-то отмечали языческий праздник «Рождение Солнца Непобедимого». Остальные церкви: Русская, сербская, Грузинская, Иерусалимская, Афон, восточно-католическая и древневосточная; все они отмечают Рождество 7 января. Это соответствует дате на григорианском календаре. По гипотезе современных историков, выбор дня празднования Рождества был сделан по причине празднования в один день Боговоплощения дня зачатия Христа и Пасхи. Если добавить к дате 25 марта 9 месяцев, то получается 25 декабря — день зимнего солнцестояния. В принципе, 25 декабря — день Рождества, которое отмечают большинство христиан. Сам праздник довольно широк.
Иоанн Златоуст первый ввел этот праздник в Антиохии приблизительно в 386 году. А вот Византийский император Василий Великий поручил Григорию Богослову установить это празднование на Константинопольском соборе. Интересно, что месяц и день смерти Христа точно известен из Евангелий, меж тем, по распространенному уже в раннее средневековье церковному преданию, Христос должен был находиться на земле совершенное число лет. Отсюда следовало, что Христос был зачат в тот же день, в который пострадал, следовательно, в еврейскую Пасху, которая в тот год приходилась на 25 марта; а отсчитывая от неё 9 месяцев, получали дату рождения Христа 25 декабря. Согласно одной гипотезе, выбор даты Рождества произошел по той причине, что первоначально христиане праздновали в одно и то же время Боговоплощение под которым понималось не рождение, а зачатие Христа и Пасху; соответственно, со временем прибавление ко дню весеннего равноденствия 9 месяцев указало на дату празднования Рождества в зимнее солнцестояние. Праздник Рождества Христова считался вторым по значению после Пасхи в древней Церкви и почитается на Востоке по сей день. Тогда как на Западе к 14 веку по неясным пока причинам праздник переместился на первое место, однако в результате литургической реформы в Католической Церкви, происшедшей после 2-го Ватиканского Собора, Пасхе было возвращено главенствующее место. Тем не менее, во многих католических странах народное благочестие по-прежнему отводит ему главенствующее место среди праздников. Рождеству Христову предшествует сорокадневный Рождественский или Филиппов пост с 14 ноября 27 ноября по 24 декабря 6 января включительно. На Западе ему соответствует подготовительный период, именуемый «Адвентом» латинское adventus — пришествие , несколько меньший по продолжительности и не предполагающий пощения]. Праздник Рождества предшествуют пять дней предпразднств с 20 декабря по 24 декабря и шесть дней попразднств. Канун, или день навечерия праздника, проводится в строгом посте и называется сочельником сочевником. В этот вечер, по церковному уставу, употребляется в пищу сочиво - сушеные хлебные зёрна, размоченные водой. Всенощное бдение начинается с великого Повечерия, на котором исполняется пророческая песнь «Яко с нами Бог». Сложившаяся практика празднования Рождества в латинском обряде предполагает совершение трех Месс, основная из которых приходится на ночь две другие — на заре и днем. Их именуют «Ангельская», «Пастырская» и «Царская». Согласно символическим толкованиям, первая празднует предвечное рождение Сына от Отца, вторая — рождение Иисуса Христа от Девы Марии, и третья это мистическое рождение Бога в душе каждого верующего Празднование Рождества Христова занимает большое место в жизни всего мира. На всём земном шаре, где только проповедуется имя Христа, празднуется этот день, и каждый приносит с собою свежую струю любви и света. Не надо впрочем забывать, что Рождество прежде всего день божественный день, который мы чтим по воспоминанию о той бесконечной любви, что проявил Творец, не пожалевшей сына Своего для спасения рода человеческого. История человечества — не только земная, но и космическая трагедия, а пришествие Христа на землю есть свет, озаривший всю Вселенную. В Рождественских песнопениях Церковь повторяет, как победоносный гимн, слова: «С нами Бог! Бог с нами на земле, чтобы мы были в вечной радости. По преданию звезда зажглась над Вавилоном в день Благовещения Божией Матери. За ней последовали волхвы, то есть обладатели тайных знаний ведь астрономия и математика считались в древнем мире науками священными. Волхвы, знакомые с пророчеством Даниила, жившего задолго до этого в Вавилоне.
История возникновения празднования Рождества
В Рождество начинались Святки, которые продолжались до Крещения. Считалось, что в это время можно узнать свое будущее, увидеть вещие сны. Поэтому в эти дни было принято гадать. Еще одна яркая и веселая традиция Рождества — колядки. Обычай наряжаться в животных и в разную нечисть возник еще в языческие времена, а затем проник и в христианскую культуру.
Девушки и парни облачались в костюмы, ходили по гостям, славили в песнях Христа и хозяев дома, за что получали угощения и даже деньги. Торжественная служба на Рождество Христово Рождественская служба в храмах начинается еще 6 января. Утром совершается торжественная вечерня — такое необходимое отклонение от церковного устава. Накануне светлого праздника утреннее и вечернее богослужение сливается в одно «всенощное бдение».
Такие службы проходят всего два раза в год — на Пасху и на Рождество. Утреня начинается около полуночи с Ангельской песни. В эту ночь к пастве обращается глава Русской православной церкви.
Интересно, что в Священном Писании нет ни одного указания на то, что день появления Иисуса Христа на свет — это церковный праздник или какой-то особенный день. В те времена дни рождения не праздновались в принципе. Рождение Христа праздновалось в день Богоявления. Праздник Богоявления отмечал сразу три великих события — Рождение Христа, принесение даров и Крещение.
Кстати, в старых требниках Рождество называют «Зимней Пасхой». Иисус родился в Вифлееме. Правящий тогда император решил провести перепись всех новорожденных. Богородица и Иосиф были из рода Царя Давида. В местных гостиницах по дороге в Вифлеем места им не нашлось, поэтому Христосу было суждено родиться в пещере рядом со стойлом, а его первыми яслями стала кормушка для скота. В тот день пастухам, пасшим стада рядом с этим местом явился Ангел Господень, который и возвестил им эту радостную новость: «…ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель». Простолюдинам Ангел сказал: «Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове».
Традиции и правила празднования Рождества Христова Величие праздника отражается в праздничном богослужении на Рождество. В этот день читается молитва «Царю Небесный».
Иерусалимская православная церковь совершает рождественскую литургию в храме Гроба Господня 7 января. Большинство православных государств используют григорианский календарь, но соблюдают светские или религиозные праздники по старому стилю. Например, по старому стилю празднуется Старый новый год 14 января ; православное Крещение Господне 19 января , в отличие от католического 6 января.
Некоторые православные страны Албания, Белоруссия, Молдавия, Украина имеют два государственных праздника для Рождества — 25 декабря и 7 января. Это позволяет гражданам самостоятельно выбирать дату Рождественского праздника. Интересный факт: Рождество 7 января также называется «православным Рождеством». В Рождество люди посещают церковные богослужения Таким образом, Рождество Христово отмечают 7 января православные христиане, в то время как большинство стран мира справляют этот великий праздник 25 декабря. Литургический календарь православной церкви основан на старом юлианском календаре, в котором дата Рождения Сына Божьего Иисуса Христа установлена как 25 декабря.
Однако в григорианском календаре, принятом большинством стран мира, этот день приходится на 13 дней позже из-за 13-дневного расхождения между календарями. Поэтому согласно юлианскому календарю Рождество справляется 7 января. Рождество, независимо от календаря, по которому определяется дата праздника, для каждого верующего христианина — светлый праздник, являющийся лучшим временем для духовного единства, чествования семьи, религии и добра.
В Иерусалим направлялись мудрецы с востока, которым пришло видение, что в этот день на земле родится сын Божий. Накануне Рождества идёт особая суббота, заканчивающая рождественским сочельником. Ночью в церкви проводятся всенощные бдения, в начале праздничного дня устраиваются торжественные богослужения и чтится память Христа и Божьей Матери. Когда наступает великий праздник, христиане по обычаю обмениваются словами: «Христос родился! В ответ нужно сказать «Славим его! Обычно на Рождество 7 января приглашают к себе гостей.
Рождество Христово. История празднования
Это торжественный день для всех христиан. В чем главная суть Рождества "Рождество Христово" буквально означает "рождение Христа". Согласно церковному учению, в этот день на земле в теле человеческом воплотился сам Бог — родился Сын Божий Иисус Христос. Он родился от Девы и воплотился, став и Богом, и человеком. Христос пришел на землю, чтобы искупить людские грехи и открыть всем людям двери к раю и спасению души. История Рождества Христова Согласно церковному преданию, Дева Мария и ее супруг старец Иосиф пришли в Вифлеем для участия в переписи населения. Все гостиницы были заняты, и поэтому они были вынуждены заночевать в пещере.
Праздник Рождества Христова считался вторым по значению после Пасхи в древней Церкви и почитается на Востоке по сей день. Тогда как на Западе к 14 веку по неясным пока причинам праздник переместился на первое место, однако в результате литургической реформы в Католической Церкви, происшедшей после 2-го Ватиканского Собора, Пасхе было возвращено главенствующее место. Тем не менее, во многих католических странах народное благочестие по-прежнему отводит ему главенствующее место среди праздников. Рождеству Христову предшествует сорокадневный Рождественский или Филиппов пост с 14 ноября 27 ноября по 24 декабря 6 января включительно. На Западе ему соответствует подготовительный период, именуемый «Адвентом» латинское adventus — пришествие , несколько меньший по продолжительности и не предполагающий пощения]. Праздник Рождества предшествуют пять дней предпразднств с 20 декабря по 24 декабря и шесть дней попразднств. Канун, или день навечерия праздника, проводится в строгом посте и называется сочельником сочевником. В этот вечер, по церковному уставу, употребляется в пищу сочиво - сушеные хлебные зёрна, размоченные водой. Всенощное бдение начинается с великого Повечерия, на котором исполняется пророческая песнь «Яко с нами Бог». Сложившаяся практика празднования Рождества в латинском обряде предполагает совершение трех Месс, основная из которых приходится на ночь две другие — на заре и днем. Их именуют «Ангельская», «Пастырская» и «Царская». Согласно символическим толкованиям, первая празднует предвечное рождение Сына от Отца, вторая — рождение Иисуса Христа от Девы Марии, и третья это мистическое рождение Бога в душе каждого верующего Празднование Рождества Христова занимает большое место в жизни всего мира. На всём земном шаре, где только проповедуется имя Христа, празднуется этот день, и каждый приносит с собою свежую струю любви и света. Не надо впрочем забывать, что Рождество прежде всего день божественный день, который мы чтим по воспоминанию о той бесконечной любви, что проявил Творец, не пожалевшей сына Своего для спасения рода человеческого. История человечества — не только земная, но и космическая трагедия, а пришествие Христа на землю есть свет, озаривший всю Вселенную. В Рождественских песнопениях Церковь повторяет, как победоносный гимн, слова: «С нами Бог! Бог с нами на земле, чтобы мы были в вечной радости. По преданию звезда зажглась над Вавилоном в день Благовещения Божией Матери. За ней последовали волхвы, то есть обладатели тайных знаний ведь астрономия и математика считались в древнем мире науками священными. Волхвы, знакомые с пророчеством Даниила, жившего задолго до этого в Вавилоне. Караван с Востока появился в Иерусалиме через два года. Не даром же святитель Иоанн Златоуст сказал про сомневающихся в том, что волхвы были обладателями тайных Знаний: «Диавол так овладел ими, что они и здесь находят повод вооружаться против слова истины. Что же говорят они? Вот сказано, что и при рождении Христовом явилась звезда: это, значит, говорят они, что астрология есть наука несомненная. Ко времени земной жизни Христа Спасителя Иудея входила в состав Римской Империи и управлялась наместником Сирии и подчиненным ему прокуратором.
В эту ночь на небе появилась Вифлеемская звезда, ставшая знаком для волхвов о том, что родился Мессия. Вскоре мудрецы также явились в хлев с дарами Иисусу: золотом, ладаном и смирной. Отсюда пошла традиция подарков на Рождество. Традиция наряжать хвойное дерево возникла в средневековой Германии, в России она стала популярной лишь в XIX веке при супруге императора Николая I — немецкой принцессе Фредерике Луизе. К концу столетия украшенные елки были главным атрибутом праздника как в богатых, так и в бедных домах. Так продолжалось до 1916 года, когда в разгар Первой мировой войны — на волне отмены всего немецкого — Синод запретил «вражеский» символ. После революции большевики пропагандировали отказ от всего буржуазного и церковного. Елку «реабилитировали» лишь в 1935 году, сделав основным праздником светский Новый год. День накануне Рождества называется сочельником, в это время еще длится пост, но верующие уже готовят блюда к празднику. В дореволюционной России в сочельник за стол садились с наступлением темноты, то есть после первой звезды. Разрешалось есть только сочиво — размоченные зерна пшеницы, чечевицы или овса с сухофруктами и медом. Главное внимание уделялось мясу и блюдам из него.
Сама ель всегда была символом Рождества. Это связывают с тем, что Ирод, согласно Евангелию, приказал убить всех младенцев, опасаясь за свое положение - волхвы возвещали о рождении «царь Иудейского» и Ирод считал младенца угрозой своему царствованию. Считается, что для спасения Иисуса, Мария и Иосиф закрыли вход в пещеру ветвями ели. Иисус заметил ее, улыбнулся и протянул к ней руку. Декорации в виде ангелов и колокольчиков напоминают верующим о возвещении рождения Иисуса пастухам. Звон колокольчиков прославляет бога. Во многих странах на Рождество принято зажигать свечи, это символизирует «Божественное сияние радости Рождества», отмечает «Правмир». В России укоренилась традиция делать Рождественский вертеп - пещеру Рождества, которую делают своими руками и устанавливают в храмах и в домах верующие. Историки считают, что до начала 1840-х годов обычая ставить рождественскую елку в России не было, исключением были лишь дворцовые елки, появившиеся раньше по инициативе великой княгини Александры Фёдоровны.
Рождество Христово — 2024: история, традиции и обычаи праздника
Рождество св. Иоанна , Предтечи и Крестителя Господня отмечается 7 июля нов. Откуда мы знаем о событии Рождества Христова? Обстоятельства Рождества описаны двумя евангелистами, апостолами Матфеем из числа 12 и Лукой из числа 70 учеников : Мф. Какова цель Воплощения Сына Божия? Цель воплощения Сына Божия была связана с осуществлением предвечного Божественного замысла о Спасении человечества, направленном, в частности, на его духовное и физическое возрождение. Духовное обновление христианина совершается в течение всей его жизни. Радикальное обновление верующих совершится в день всеобщего воскресения мертвых, когда «праведники просветятся, как солнце в Царстве Отца их» Мф.
Откуда известны день и месяц Рождества Христова, если в Священном Писании они не называются? С достоверностью дата Рождения Христа — точные месяц и день этого события — не известна. В прошлом различные секты вычисляли до 136 различных дат Рождества. Согласно одному из частных суждений, Христос находился на земле полное число лет, как число совершенное. Отсюда следовало, что Христос, скорее всего, был зачат в тот же день года, в который и пострадал — то есть в день Благовещения, который, согласно некоторым вычислениям, совпадает с днем Распятия. А еврейская Пасха, на которую был распят Спаситель, выпадала в тот год на 25 марта. Отсчитывая отсюда 9 месяцев, получали 25 декабря как дату Рождества Христова.
Таким образом, весьма вероятно, что дата празднования Рождества Христова выпадает на то время, когда оно и произошло в действительности. В соответствии с другим методом, дата Рождества Христова высчитывается исходя из даты зачатия Иоанна Крестителя, которая, в свою очередь, определяется исходя из данных о дате разрушения Иерусалимского Храма путём обратного хронологического отсчёта, с использованием данных о порядке чередования при богослужении священнических чред, и так — вплоть до времени служения чреды Авиина, с которым связывается чудесное явление ангела будущему отцу Иоанна Крестителя, после чего, собственно, и был зачат последний. В 747 г. Отсчитывая от даты зачатия Иоанна Крестителя которая выпадает на 24 сентября 6 месяцев вперёд, получают дату Благовещения и чудесного зачатия Спасителя. Прибавив к этой дате ещё 9 месяцев, определяют дату Рождества Христова см. Руководство к изучению книг Священного Писания Нового Завета. Предсказание о рождении Предтечи Лк.
Насколько точно известен год, когда родился Христос? Год рождения Иисуса Христа на сегодняшний день в известной степени условен.
Приурочен он к этому именно дню, может быть, потому, что 18—23 декабря в римском культе посвящено было чествованию бога Сатурна, пожиравшему своих детей, — чествованию, потому носившему мрачный характер. Вышесказанное можно предварительно резюмировать следующим образом: празднование 6 января хорошо соотносилось с важнейшими событиями мировой истории — с творением мира и с Пасхой. Подобно тому, как ветхий Адам был сотворен в шестой день, так и Христос — новый Адам — в шестой день открывает Свое Божество после крещения во Иордане или в момент пришествия Богомладенца в мир. Указанные хронологические метки органично вписываются в систему византийских новолетий: 1 января, 1 марта, 1 сентября. Наиболее торжественно отмечались январские календы 1 января — через несколько дней после языческого праздника солнца.
Означенное новолетие праздновалось в Византии не только язычниками, но и христианами. Начало времени, годового цикла, которое могло связываться с началом мира, с днем творения, в то же самое время оказывалось тождественным времени пришествия в мир Спасителя, Солнца правды, Христа. Конечно, этот праздник был народным, не без элементов языческих торжеств. Несомненно, что к римским календам восходят рождественские колядки. Праздник Рождества Христова, отмечавшийся 25 декабря, оказался столь убедительным и важным, что в течение IV—V веков он был принят повсеместно не только на Западе, но и на Востоке, включая самые отдаленные страны — Сирию и Армению. Андрей Рублев. Рождестиво Христово Проповеди святителей Григория Богослова и Григория Нисского на два отдельных праздника Рождества и Крещения подтверждают появление данных праздников в Константинопольской Церкви.
Так, Григорий Богослов произнес два слова: 25 декабря 380 года — на Рождество и 6 января 381 года — на Крещение. Разделение праздников Рождества и Крещения, утвержденное им в Константинопольской Церкви, впоследствии подтверждается в проповеди святителя Прокла Константинопольского 434—446. В 386—388 годах святитель Иоанн Златоуст произносил проповеди, посвященные празднику Богоявления. В одной из них, сказанной 20 декабря 386 или 387, или 388 года, приготавливая народ к празднику Рождества, святитель назвал его «самым почитаемым и священным из всех праздников». В другой своей апологии он свидетельствует, что Рождество Христово в Антиохийской Церкви введено во второй половине 70-х годов IV столетия. Александрийская Церковь, как и другие Восточные Церкви, первоначально отмечала только праздник Богоявления — вплоть до первой трети V века. Скорее всего, праздник Рождества был введен в Александрии по инициативе святителя Кирилла Александрийского незадолго до Эфесского Собора.
Павел, епископ Эмесский, проповедовал на праздник Рождества Христова 25 декабря 432 года в Великой церкви. Он говорил о рождении Эммануила, «по Божеству бесстрастного, по человечеству страдательного». Но даже не упоминал о Крещении. Иначе говоря, празднование 25 декабря было установлено в Александрии между 418 и 432 годами. Таким образом, отдельный праздник Рождества был установлен в Антиохийской Церкви не ранее 376—377 годов, в конце 370-х годов — в Константинопольской Церкви, вслед за ней в малоазийских Церквах и позднее — в Александрийской в начале 430-х гг. Введение отдельного дня для празднования Рождества в Иерусалимской Церкви заслуживает самого пристального рассмотрения. Известно, что именно там было оказано наибольшее сопротивление установлению декабрьского праздника.
В середине V столетия патриарх Ювеналий 424—458 , вернувшись в Иерусалим после Халкидонского Собора, ввел здесь на короткий срок празднование Рождества 25 декабря — причем с ориентацией не на латинский, а на византийский канон. Однако в скором времени Иерусалимская Церковь вернулась к прежнему обычаю, который, в частности, подтверждается грузинской версией Иерусалимского лекционария конца V века, где говорится о праздновании Рождества и Крещения в Святом городе в один день — 6 января, а также данными, извлекаемыми из двух известнейших агиографических произведений Кирилла Скифопольского VI в. Сославшись на Евангелие от Луки Лк 1: 26—56 , Юстиниан привел также ряд авторитетных мнений отцов: святителей Григория Богослова, Григория Нисского и Иоанна Златоуста, а также текст под именем блаженного Августина Иппонского, пытаясь убедить своих адресатов принять отдельный праздник Рождества. Эти рекомендации, однако, были исполнены уже после смерти Юстиниана. Праздник в православном богослужении Рождество Христово. Фреска монастыря св. Павла, Афон.
Ru День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам — Господским и непереходящим. Праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднства 20—24 декабря и шесть дней попразднства, отдание бывает 31 декабря. Свидетельством древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников. Тому и другому предшествует сочельник, когда нужно поститься «до звезды». Чин богослужения в навечериях обоих праздников и в самые праздники также совершенно одинаков [5]. Нужно сделать краткие комментарии по поводу рождественского поста. Он ведет свое начало от древнехристианского обычая поститься накануне великих праздников, чтобы в сам праздник причаститься святых таин.
Но благочестивое стремление к подвигу поста не ограничивалось одним днем. Из творений святителя Иоанна Златоуста понятно, что в его время Рождественский пост начинался 20 декабря и, таким образом, уже был пятидневным.
Утреня Рождества поется ночью. Верующие считают, что в эту ночь слышно Ангельскую песнь: "Слава в вышних Богу, на земле мир, в человеках благоволение". Христиане благодарят Бога за спасение. Звучит также полиелей, стихи из этих псалмов прославляют милость Господа. Далее идет величие — краткое песнопение, славящее Бога. Антифоны подражают хору Ангелов, славящему Господа.
Названия обращаются к способу исполнения этих песнопений. Так Антифоны поются попеременно. Далее идет прокимен, предшествующий чтению отрывка из Писания, посвященного Рождеству Христову. После чего следует стихира евангельская, объясняющая слова Писания", — говорится в сообщении. Праздничный рождественский стол После торжественного богослужения христиане всей семьей собираются за большим и пышным столом. Как правило, на Рождество также подают 12 постных блюд — по числу апостолов. Праздник не обходится и без мясных и рыбных блюд. Традиционно украшением стола считается запеченная птица: курица, гусь или утка можно запечь с мочеными яблоками, с брусникой и квашеной капустой.
Также во главе стола ставили кутью рисово-пшеничную кашу с добавлением изюма, кураги или орехов. В остальном хозяйки вольны в выборе блюд. В северных областях популярны архангельские козули — фигурки козочек, овечек, барашков и лошадок, вылепленные из сдобного теста на сливочном масле и яйцах. Такие фигурки связаны с хлевом, где родился Иисус. Еще одно традиционное мясное блюдо русской кухни — полотки — половинки птичьих тушек, просоленные и копченые или вареные. Из напитков на столе всегда был ягодный взвар — вода, настоянная на ягодах или фруктах. Колядки Рождество принято справлять радостно, весело — в кругу самых близких и родных людей. Во время Святок люди ходят друг к другу в гости, а также помогают нуждающимся.
Эта традиция зародилась еще в Древней Руси. В ночь перед Рождеством дети наряжались в пастухов или ангелов, ходили по деревне и поздравляли соседей рождественскими песнями — колядками. В ответ добрый хозяин должен был отблагодарить их угощением или подарком. Что нельзя делать на Рождество Рождество — великий и значимый праздник для всех христиан. Существует несколько поверий по поводу того, что нельзя делать в этот день: Не следует заниматься уборкой, домашними делами и тяжелой работой. Чистоту и порядок в доме нужно навести заранее.
Потому на столе вместо рыбы, которую дозволялось есть в некоторые дни Филиппова поста, появлялся жареный поросёнок, гусь в яблоках, заливное из рыбы, холодец и блины. Обязательными были кутья, пироги и пряники.
Последние служили угощением для детворы, которой в этот день обязательно надо было устроить праздник. Следили в этот день за погодой. В случае метели она предвещала много мёда. Иней на деревьях сулил много хлеба, а звёздное небо обещало, что уродится много бобовых. Что нельзя делать на Рождество Под запрет попадали также любые виды рукоделия или стирка. В большой праздник считалось как минимум неприличным надевать тёмные вещи. Считалось, что тем самым можно навлечь на себя беду. Много традиций было связано с застольем.
Так, нельзя было вставать из-за стола раньше гостей. Взятую в руки ложку нельзя было класть на стол. А незамужним девушкам и холостым парням запрещалось садиться на углу. В этом случае искать вторую половинку предстояло ещё не один год. Плохой приметой считалась тяжёлая работа на праздник. Под запрет попадали также любые виды рукоделия или стирка.