Рассмотреть Храм Василия Блаженного со всех сторон можно будет с помощью еще одной тактильной (разборной) модели, которая расположена внутри собора. Пропорции храма Василия Блаженного в Москве определяются восемью членами ряда золотого сечения:1, ф, ф2,ф3,ф4,ф5,ф6,ф7. храм, увенчанный шатром. 462 года исполнится храму Василия Блаженного 12 июля. Покровский собор был построен в 1555-1561 годах. Практическая информация для посещения собора Василия Блаженного: как доехать, режим работы и стоимость билетов.
В церковь храма Василия Блаженного вернули отреставрированный иконостас
Но хоть раз побывав внутри храма Василия Блаженного, хочется возвращаться туда снова и снова. Практическая информация для посещения собора Василия Блаженного: как доехать, режим работы и стоимость билетов. Впервые за два последних года двери церкви преподобного Варлаама Хутынского в Храме Василия Блаженного открыты для посетителей. пожалуй, главного символа не только Москвы, но и всей нашей необъятной России. храм Василия Блаженного одна из самых узнаваемых и красивых московских достопримечательностей, наравне с Кремлём и сталинскими высотками.
Мастер-классы и VIP-экскурсии: как Покровский Собор выживает в XXI веке
Это происходило ещё и потому, что храм Василия Блаженного один, а Покровских храмов и церквей в Москве было несколько. Покровского собора, он же Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, но самое распространенное его название - Храм Василия Блаженного. Никто не говорит собор Василия блаженного, говорят храм Василия блаженного, а так как любая церковь это храм, то никаких противоречий нет. В храме Василия Блаженного разместили тактильные модели храма, которые позволят незрячим и слабовидящим посетителям ознакомиться с архитектурными особенностями здания. Уже более 30 лет собор входит список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Внутри собора Василия Блаженного: что скрывает самый яркий храм столицы.
Храм Василия Блаженного: показать всё, что скрыто!
Пожалуй, внутри собор не менее удивителен! 462 года исполнится храму Василия Блаженного 12 июля. Покровский собор был построен в 1555-1561 годах. Храму Василия Блаженного 12 июля исполнится 462 Sputnik также сообщило, что президент РФ Владимир Путин передал РПЦ икону "Троица" для размещения в Троицком Telegram-канала, как у нас, нет ни у кого.
Секреты храма Василия Блаженного
Храму Василия Блаженного 12 июля исполнится 462 года. Уникальная возможность посетит символ России не вставая с дивана. Прогулка по собору Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (официальное название храма Василия. Уникальная возможность посетит символ России не вставая с дивана. Прогулка по собору Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (официальное название храма Василия. Благодаря сайту можно в подробностях узнать историю Храма Василия Блаженного точное его месторасположение. Храм Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) или главный храм Красной площади и всей Москвы отзыв.
Внутри и снаружи Покровского собора (храм Василия Блаженного)
Молодой человек стал ходить по московским улицам, босой и практически нагой, неустанно молился и всем, чем мог, помогал страждущим и беднякам. Слухи о чудаковатом юродивом дошли и до Ивана Грозного. Однажды царь подал ему милостыню, которую тот потом отдал разорившемуся купцу. Умер Василий в 1552 году в возрасте 88 лет. Говорят, что сам Иван Грозный нес гроб с телом юродивого до места захоронения - кладбища у основания будущего Покровского Собора. В 1588 году русской православной церковью он был возведен в лик святых, а у храма Пресвятой Богородицы появился предел, посвященный Василию Блаженному. Строители собора Доподлинно неизвестно, кто же возводил Храм Василия Блаженного. На этот счет существует несколько версий. Одна из самых популярных гласит, что Собор был создан усилиями русских зодчих Ивана Бармы и Постника Яковлева. Некоторые источники утверждают, что речь идет не о двух, а об одном человеке, которого звали Иван Яковлевич Барма, по прозвищу Постник. Существует страшная легенда о том, что царь повелел после окончания строительства Покровского Собора ослепить его мастеров, чтобы они не смогли создать равного по красоте и величию сооружения.
Однако документальные источники опровергают этот рассказ. Например, Постник Яковлев упоминается в более поздних казанских книгах как строитель Казанского Кремля, также ему приписывают и другие архитектурные, преимущественно церковные, объекты. Некоторые исследователи склоняются к версии, что Покровский Собор возводили не русские, а западноевропейские, скорее всего, итальянские мастера. Оценить красоту и великолепие здания можно во время экскурсий по собору Василия Блаженного, о часах работы которого расскажем далее. Сильные повреждения храму нанес пожар 1737 года, после которого здание подверглось серьезной реконструкции. Первую целенаправленную попытку разрушить собор предпринял Наполеон Бонапарт, размещавший на его территории свои конюшни. Покидая Москву, он отдал приказ сжечь здание. Однако внезапно начавшийся дождь помешал этим планам, погасив уже зажженные пушечные фитили. В период Советской власти храм также мог исчезнуть с лица земли и карты Москвы. В 30-е годы проводилась архитектурная модернизация столицы, шла она под руководством Лазаря Кагановича.
Он хотел снести храм, чтобы освободить дополнительное место для проведения военных парадов и демонстраций. Каганович представил Сталину модель Красной площади, на которой собора Василия Блаженного не было.
А свою необычную форму главы приобрели к концу XVI века: их увеличили в размерах и сделали рельефными. Причём каждая имеет свой оригинальный декор с объёмными шипчиками, ромбами, «чешуйками» и орнаментами. Монохромными остались лишь главки центральной церкви и колокольни. Значение столь яркой окраски куполов исследователи до сих пор не установили. Однако есть версия, что храм Василия Блаженного был задуман как символическое воплощение Небесного Иерусалима — райского города, — чем и объясняется пышная отделка. Внутреннее убранство Внутри храм оформлен не менее пышно, чем снаружи. В то время кирпич был новым и очень дорогим материалом.
Чтобы его сохранить, стены покрывали штукатуркой, а чтобы подчеркнуть богатство храма, сверху наносили роспись с изображением кладки. Сейчас такие фрески можно увидеть в центральном храме и в церкви Александра Свирского. Фото: shpy Во второй половине XVII столетия на смену скромной побелке приходят яркие растительные орнаменты. Чаще всего художники изображали виноградную лозу и причудливые цветы, рисунок которых, кстати, на стенах собора ни разу не повторяется. Считается, что растительные росписи символизируют райский сад. Сейчас они восстановлены на крыльцах, внешних стенах гульбища и во внутренней галерее. Как правило, это изображения святых или иллюстрации библейских преданий. Например, в церкви Мучеников Киприана и Иустины сохранились росписи, изображающие сцены из жития этих двух святых, а также на ветхозаветные сюжеты. Росписи в храме Мучеников Киприана и Иустины.
Фото: «Manikol. Путешествия всей семьей» Что посмотреть в соборе Помимо образцов древнерусской живописи, в храме хранятся древние образа, пышные иконостасы, а также почитаемые православные святыни — мощи Василия Блаженного и юродивого Иоанна по прозвищу Большой Колпак. Реликвии и святыни Главная из них — мощи Василия Блаженного — находится в одноимённой церкви. Место захоронения юродивого обозначено ракой с ростовой иконой и изображениями чудес, которые совершил старец при жизни. От старинной гробницы сохранился покров 1589 года из зелёного атласа с золотыми и серебряными нитями. Фигура чудотворца вышита на нём шёлком и отделана жемчугом, а также драгоценными камнями. Увидеть покров можно в экспозиционном зале в подклете собора. Мощи Иоанна Блаженного также хранятся в одноимённой церкви в раке, украшенной золочёными деталями. Частично уцелели и вериги святого металлические пояс и наплечник , которые, по преданию, чудотворец снял только перед самой смертью.
Мощи Василия Блаженного. Одни выставлены в экспозиционных залах, другие занимают своё историческое место в иконостасах разных эпох. Например, в церкви Святой Троицы можно увидеть тябловый иконостас, воссозданный в начале прошлого столетия по образцу древнего оригинала: образа крепятся вплотную друг к другу на лаконичные балки без яркого декора. Более яркий иконостас, украшенный ажурной золочёной резьбой и расписанный масляными красками, расположен в церкви Василия Блаженного. Он был создан в 1895-м по образцам XVII века. Иконостас церкви Василия Блаженного. Фото: Самый большой и пышный иконостас собора выполнен в стиле барокко в середине XVIII века и располагается в центральной церкви. Основание у него деревянное, окрашенное тёмно-зелёной краской, на фоне которой эффектно выделяются золочёные карнизы, колонны и фигурные накладки. Экспозиционные залы Занимают несколько помещений в подклете храма.
Здесь представлена постоянная экспозиция, а также проводят временные выставки. В витринах — архитектурные экспонаты фрагменты старинной кровли, голосники, а также украшения шатра центральной церкви. Ещё здесь можно посмотреть на коллекцию археологических артефактов, найденных на территории собора. Самые интересные — шёлковые волосники XVII века. Это особые женские шапочки, которые надевали под платок или кокошник.
Обстоятельства ее появления в Храме Василия Блаженного до конца неясны. Эксперты предполагают, что она могла оказаться там в годы антирелигиозных кампаний.
На верхней площадке правого крыльца перед церковью Входа в Иерусалим сохранились основания столбов или колонн — остатки украшения входа [114]. Церковь Василия Блаженного[ править править код ] Картина Николая Дубовского «Церковь Василия Блаженного», 1916—1917 годы Арка, украшенная резной сенью, над захоронением Василия Блаженного, 2012 год Придел был пристроен к собору в 1588 году над захоронением святого Василия Блаженного после его канонизации по повелению царя Фёдора Иоанновича, о чём повествует стилизованная надпись на стене [115] [116]. Придел кубической формы перекрыт крещатым сводом и увенчан небольшим световым барабаном с главкой. Покрытие придела выполнено в едином стиле с главами верхних церквей собора [114]. Пол покрыт чугунными плитами Каслинского литья [113]. Масляная роспись придела выполнена в 1905 году — к 350-летию начала строительства собора. В куполе изображён Спас Вседержитель , в барабане — праотцы , в перекрестиях свода — Деисус Спас Нерукотворный , Богоматерь, Иоанн Предтеча , в парусах свода — евангелисты. На северной и южной стенах расположены сцены из жития святого Василия Блаженного: «Чудо спасения на море» и «Чудо о шубе». Нижний ярус стен украшает традиционный древнерусский орнамент в виде полотенец. На западной стене представлен храмовый образ «Покров Пресвятой Богородицы». В верхнем ярусе находятся изображения святых покровителей царствующего дома: Фёдора Стратилата , Иоанна Предтечи, святой Анастасии, мученицы Ирины. На южной стене придела находится редкая большемерная икона, написанная на металле, — Богоматерь Владимирская с избранными святыми московского круга «Днесь светло красуется славнейший град Москва» 1904 [114]. Иконостас был выполнен в 1895 году по проекту архитектора Андрея Павлинова. Это так называемый иконостас с заворотом — он продолжается на боковых стенах придела [117]. Иконы написаны под руководством знаменитого московского иконописца и реставратора Осипа Чирикова , чья подпись сохранилась на иконе «Спас на престоле». Над захоронением Василия Блаженного установлена арка, украшенная резной сенью — одна из наиболее почитаемых московских святынь. Рака святого в этой части была разрушена в Смутное время. Однако сохранился лежащий на ней покров с шитым образом Василия Блаженного, изготовленный в мастерских царицы Ирины Годуновой и выполненный из атласа и шёлка золотыми нитями, что способствовало сохранности ткани. После 1917 года , когда в соборе создали музей, его сотрудники понимали ценность покрова как бесценного образчика церковно-прикладного искусства и сумели сохранить [119] [18]. Придел Василия Блаженного был закрыт в 1929 году. Лишь в конце XX века было восстановлено его декоративное убранство. Первое после закрытия придела богослужение в Покровском соборе состоялось на Пасху в 1991 году. На сегодняшний момент это единственный придел в храме, где проходят регулярные богослужения [120] [121]. Церковь Александра Свирского[ править править код ] Купол церкви Александра Свирского, 2011 год Юго-восточная церковь освящена во имя новгородского святого, преподобного Александра Свирского , потому что 30 августа 1552 года, в день памяти святого, состоялась одна из важных битв Казанского похода — разгром конницы царевича Япанчи на Арском поле [121] [122]. Основание — четверик — переходит в невысокий восьмерик и завершается цилиндрическим световым барабаном и сводом [114]. Первоначальный облик интерьера церкви XVI века восстановлен во время реставрационных работ 1920-х и 1979—1980-х годов: кирпичный пол рисунком «в ёлку», профилированные карнизы, ступенчатые подоконники окон. Стены церкви покрывает роспись, имитирующая кирпичную кладку. В куполе изображена «кирпичная» спираль — символ вечности [109]. Иконостас церкви также был реконструирован. Нижнюю часть иконостаса закрывают искусно вышитые подвесные бархатные пелены , на которых изображён традиционный Голгофский крест. Церковь Варлаама Хутынского[ править править код ] Царские врата иконостаса церкви Варлаама Хутынского, 2011 год Юго-западная церковь освящена во имя преподобного Варлаама Хутынского , новгородского святого, основателя и игумена Спасо-Преображенского Хутынского монастыря — в честь этого святого отец Ивана Грозного Василий III взял иноческое имя в предсмертном постриге , потому что он особо почитался как покровитель царского рода [3] [44] [121]. Свидетельства указывают, что этому святому молился великий князь Василий, прося послать ему законного наследника, которым стал Иван Васильевич. Также появление этой церкви в Покровском соборе связывают с тем, что 6 ноября 1552 года в день памяти святого состоялся торжественный въезд царя в Москву из Казанского похода [123]. Придел также является одной из четырёх малых церквей собора высотой 15,2 м. Её основание имеет форму четверика, вытянутого с севера на юг со смещением апсиды к югу. Нарушение симметрии в построении храма было вызвано необходимостью устройства прохода между малой церковью и центральной частью храма — церковью Покрова Пресвятой Богородицы [114]. Особенность архитектуры церкви — неправильная форма апсиды — определила смещение Царских врат вправо [111]. Четверик церкви переходит в невысокий восьмерик. Цилиндрический световой барабан перекрыт сводом. Церковь освещает древнейшее в соборе паникадило XV века [109]. Особый интерес представляет отдельно висящая икона « Видение пономаря Тарасия ». Она была написана в Новгороде в конце XVI века. Сюжет иконы основан на рассказе из жития Варлаама Хутынского о видении пономарю Хутынского монастыря бедствий, грозящих Новгороду: наводнения, пожаров, «мора».
Храм Василия Блаженного открылся для посещения после режима КТО
Архитектурный ансамбль включает отдельные церкви, освященные в честь праздников, выпадающих на период решающих сражений за Казань, — Троицы, Второе Пришествие Христа. Грандиозная реализация проекта Изначально на месте Покровского памятника в Москве находился деревянный Троицкий собор. Вокруг церкви при походах на Казань сооружались религиозные постройки — символы громких побед русских войск. Казань окончательно пала, епископ Макарий предложил государю увековечить религиозный комплекс каменной конструкцией в центре Москвы. Изначальная планировка предполагала возведение основного храма в окружении 7 церквей. Для соблюдения симметричности количество увеличили до восьми. На общем основании вырисовались 9 автономных зданий со звонницей, соединенных сводчатыми переходами. Внешняя открытая галерея гульбище служила своеобразной церковной папертью. Отдельные помещения венчали уникальные купола, необыкновенного исполнения барабаны. Масштабную конструкцию высотой 65 м возводили шесть лет. До 1600 года храм Покрова на Рву являлся наиболее высоким сооружением Москвы.
Храм в честь чудотворца Официально собор называется Покровским, второе название - Василия Блаженного. Согласно преданию, юродивый Руси собирал пожертвования на постройку каменного храма, где был похоронен позднее. Легенды приписывают высокочтимому святому православной церкви дар провидения: чудотворец предсказал «Великий пожар», разрушение церквей Москвы с последующим возобновлением, начало «Золотого века» на Руси. Наследник престола Федор Иоаннович приказал возвести собор, посвященный народному молитвеннику в центре Москвы. Церковь Василия Блаженного, ставшая частью Покровского собора, работала круглосуточно, без выходных. Прихожане стали называть масштабный религиозный комплекс именем Блаженного. Царская казна, духовенство на Красной площади Строительство собора обошлось без подземных переходов, тайников. Подвальные помещения заменены общим основанием — перекрытым сводами подклетом без подпорок. Вентилирование обеспечено узкими зазорами — продухами. Изначально пространство обеспечивало функции царской сокровищницы.
Позже узкий проход нижнего нежилого этажа заложили — обнаружен подклет при восстановлении святыни 1930 г. При колоссальном масштабе снаружи, внутри собор Василия Блаженного невелик. Изначально предназначение храма - мемориальный памятник.
Грандиозная реализация проекта Изначально на месте Покровского памятника в Москве находился деревянный Троицкий собор. Вокруг церкви при походах на Казань сооружались религиозные постройки — символы громких побед русских войск. Казань окончательно пала, епископ Макарий предложил государю увековечить религиозный комплекс каменной конструкцией в центре Москвы. Изначальная планировка предполагала возведение основного храма в окружении 7 церквей. Для соблюдения симметричности количество увеличили до восьми.
На общем основании вырисовались 9 автономных зданий со звонницей, соединенных сводчатыми переходами. Внешняя открытая галерея гульбище служила своеобразной церковной папертью. Отдельные помещения венчали уникальные купола, необыкновенного исполнения барабаны. Масштабную конструкцию высотой 65 м возводили шесть лет. До 1600 года храм Покрова на Рву являлся наиболее высоким сооружением Москвы. Храм в честь чудотворца Официально собор называется Покровским, второе название - Василия Блаженного. Согласно преданию, юродивый Руси собирал пожертвования на постройку каменного храма, где был похоронен позднее. Легенды приписывают высокочтимому святому православной церкви дар провидения: чудотворец предсказал «Великий пожар», разрушение церквей Москвы с последующим возобновлением, начало «Золотого века» на Руси.
Наследник престола Федор Иоаннович приказал возвести собор, посвященный народному молитвеннику в центре Москвы. Церковь Василия Блаженного, ставшая частью Покровского собора, работала круглосуточно, без выходных. Прихожане стали называть масштабный религиозный комплекс именем Блаженного. Царская казна, духовенство на Красной площади Строительство собора обошлось без подземных переходов, тайников. Подвальные помещения заменены общим основанием — перекрытым сводами подклетом без подпорок. Вентилирование обеспечено узкими зазорами — продухами. Изначально пространство обеспечивало функции царской сокровищницы. Позже узкий проход нижнего нежилого этажа заложили — обнаружен подклет при восстановлении святыни 1930 г.
При колоссальном масштабе снаружи, внутри собор Василия Блаженного невелик. Изначально предназначение храма - мемориальный памятник. Церковь не отапливалась, проведение экскурсий, половничество недопустимо было зимой.
И храм был освящен в честь этого христианского праздника. Собор состоит из отдельных церквей, каждая из которых также освящена в честь праздников, в которые происходили решающие бои за Казань, — Троицы, Входа Господня в Иерусалим и других. Грандиозная стройка в рекордные сроки Изначально на месте собора стояла деревянная Троицкая церковь. Когда Казань окончательно пала, митрополит Макарий предложил Ивану Грозному перестроить архитектурный ансамбль в камне. Он хотел окружить центральный храм семью церквями, но ради симметрии количество увеличили до восьми. Так, на одном основании были построены 9 самостоятельных храмов и звонница, их соединяли сводчатые переходы. Снаружи церкви были окружены открытой галереей, которую называли гульбищем — это была своеобразная церковная паперть. Каждый храм увенчали собственным куполом с неповторимым рисунком и оригинальной отделкой барабана.
Считается, что зодчих, создавших ее лишили зрения, постройку не позволил снести сам Сталин, а во время войны храм прятали от обстрелов. Верхний ярус собора напоминает лабиринт, а основание — восьмиконечную звезду. Мы собрали все самое важное о храме, по которому иностранцы безошибочно опознают Россию. Храм Василия Блаженного — настоящее название Храм Василия Блаженного — культовая постройка времена Ивана Грозного, по которой до сих пор любой иностранец узнает Москву. Это — самый узнаваемый русский храм. Мало кто знает его истинное название — Собор Покрова Богородицы, что на Рву. Первое достоверное упоминание о возведении храма Покрова Богоматери относится к осени 1554 г. Считают, что это был деревянный собор, который позже снесли, чтобы построить каменную церковь. Поводом для строительства собора послужило покорение Казанского ханства. Царь Иван Грозный, молясь перед началом военного похода, дал обет Богу построить храм, который прежде не видела Русь, в случае своей победы. Царь был суровым и беспощадным, но оставался глубоко верующим человеком. Храм Василия Блаженного — история Чтобы сохранить прекрасную постройку в единственном экземпляре царь Иван Грозный приказал ослепить зодчих Постника и Барму, — так гласит легенда. Их имена стали известны лишь в конце XIX в. Считается, что царь наблюдал за строительством храма с башни на кремлевской стене. Когда строительство подошло к концу, он призвал к себе зодчих, чтобы спросить, смогут ли они повторить такое здание? Зодчие ответили утвердительно царю. Тогда он приказал лишить их зрения. У ученых есть и сомнения на этот счет: в XVI веке выдающиеся зодчие очень ценились. Так для построек Кремля приглашали итальянских мастеров. Вполне возможно, что, зная суровый нрав русского царя, слухи распространили иностранцы. Как правило, их совершали в пристройке — храме, построенном в честь святого Василия Блаженного, потому что остальные храмы были холодными.
История, загадки и обзор Храма Василия Блаженного – самой красивой церкви России
Барановский отказался это делать, будто бы объявив, что если дойдет до сноса, он покончит с собой. Храм Василия Блаженного и сейчас музей. Правда, по воскресеньям сюда можно прийти на службу если не перекрыта Красная площадь , она совершается в приделе Василия Блаженного - одного из самых почитаемых московских святых. Всего же этих приделов церквей - 11. С улицы мы различаем их по разноцветным куполам, но немногие бывали внутри храма, под этими невероятными маковками. Только внутри становится понятно, что храм не такой большой, как может показаться. Но при этом здесь можно ходить весь день, глядя на иконы, удивляясь причудливости ходов, продухов, лестниц, арок, росписи и кирпичной кладки. И все это несмотря на холод - в стенах храма немногим теплее, чем на улице.
К 460-летию собора мы устанавливаем тактильные модели, которые позволяют незрячим и слабовидящим людям увидеть всемирно известный памятник архитектуры, — говорит директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин.
Экскурсоводы говорят, что Покровский храм смотрится цельным, но в реальности это 11 церквей, которые постепенно пристраивались. Первоначальное строительство собора велось с 1555 по 1561 год. К тому же здесь каждое воскресенье, если не закрыта Красная площадь, проводятся службы. Через эту церковь вход в Покровский собор и музейные помещения. Храм Василия Блаженного — это второе, настоящее, название, — рассказывает экскурсовод Татьяна. Реставрация долго шла — к 450-летию собора, вот только с 2011 года стал полностью доступен. Москвичи — редкие гости. Группами идут китайцы, немцы, да, и россияне.
Питерцы все сравнивают собор со своим — Храмом Спаса-на-Крови. Говорят, что наш целый храм искусства.
ГИМ стремится к тому, чтобы сделать свое пространство максимально инклюзивным.
Сегодня Покровский собор присоединился к проекту "ГИМ. Доступно": теперь на его территории появились две тактильные модели. Уличная металлическая — это первая модель архитектурного сооружения в историческом центре Москвы.
Эта модель будет интересна для всех посетителей, так как только с высоты птичьего полета можно оценить архитектурную композицию этого сложнейшего творения выдающихся зодчих середины XVI столетия. Внутренняя модель частично разборная, что позволит незрячим и слабовидящим осмотреть не только собор снаружи, но и посмотреть, как устроен первый ярус. Этот замечательный проект не состоялся бы без поддержки благотворительного фонда Алишера Усманова "Искусство, наука и спорт".
Родители его были из простых и отдали сына в учение сапожному ремеслу. Во время учения Блаженного его мастеру пришлось быть свидетелем одного удивительного случая, когда он понял, что ученик его — не такой как все. Один купец привез на баржах в Москву хлеб и зашел в мастерскую заказать сапоги, прося сделать их такими, чтобы не сносил их за год. Блаженный Василий прослезился: «Сошьем тебе такие, что и не износишь их». Купец не придал значения слезам чудака, заплатил и вышел.
Мастер тот час спросил ученика, отчего тот плакал. Тогда ученик объяснил, что заказчик не обует сапоги, так как вскоре умрет. Через несколько дней пророчество сбылось. В 16 лет святой пришел в Москву и начал тернистый подвиг юродства. В палящий летний зной и трескучий лютый мороз ходил он нагой и босой по улицам Москвы.
Странны были его поступки: то опрокинет лоток с калачами, то прольет кувшин с квасом. Рассерженные торговцы били Блаженного, но он с радостью принимал побои и благодарил за них Бога. А потом обнаруживалось, что калачи были плохо испечены, а квас был и вовсе негодным. Почитание Блаженного Василия быстро росло: в нем признали юродивого, человека Божия, обличителя неправды. Вот еще один случай.
Однажды, один купец задумал построить на Покровке в Москве каменную церковь, но трижды своды ее обрушивались. Купец обратился за советом к Блаженному, а он направил его в Киев: «Найди там убогого Иоанна, он даст тебе совет, как достроить церковь». Приехав в Киев, купец разыскал Иоанна, который сидел в бедной хате и качал пустую люльку. Тогда только вспомнил купец свою мать, которую выгнал из дома, и ему стало ясно, почему он никак не может достроить церковь. Вернувшись в Москву, он возвратил мать домой, испросил у нее прощение и достроил церковь.
Проповедуя милосердие, Блаженный помогал прежде всего тем, кто стыдился просить милостыню, а между тем нуждался в помощи более других. Был случай, что он отдал богатые царские подарки купцу-иностранцу, который остался безо всего и, хотя три дня уже ничего не ел, не мог обратиться за помощью, так как носил хорошую одежду. Сурово осуждал Блаженный тех, кто подавал милостыню с корыстными целями, не из сострадания к бедности и несчастью, а надеясь легким путем привлечь благословение Божие на свои дела. Ради спасения ближних Блаженный Василий посещал и корчмы, где старался даже в самых опустившихся людях увидеть зерно добра, подкрепить их лаской, ободрить. Многие замечали, что, когда Блаженный проходил мимо дома, в котором безумно веселились и пьянствовали, он со слезами обнимал углы того дома.
Юродивого спрашивали, что это значит, и он отвечал: «Ангелы скорбные стоят у дома и сокрушаются о грехах людских, а я со слезами упрашивал их молить Господа об обращении грешников». В 1547 году он предсказал великий пожар Москвы; молитвой угасил пожар в Новгороде; однажды упрекнул царя Иоанна Грозного, что он во время Богослужения был занят мыслями о постройке дворца на Воробьевых горах. Он постоянно обличал ложь и лицемерие. Современники отмечали, что это был чуть ли не единственный человек, которого боялся царь Иван Грозный. Царь Иван Васильевич Грозный чтил и боялся Блаженного, «яко провидца сердец и мыслей человеческих».
Когда, незадолго до кончины, Василий впал в тяжкую болезнь, сам царь посещал его с царицей Анастасией. Иван Грозный и бояре несли его гроб, а митрополит Макарий совершал погребение. В описании облика святого сохранились характерные подробности: «наг весь, в руке посошок». Почитание блаженного Василия всегда было настолько сильным, что Троицкий храм и пристроенная Покровская церковь и доныне именуются храмом Василия Блаженного. Красным отмечена церковь Василия Блаженного в соборе.
Как видите, она самая маленькая. Все церкви Храма Василия Блаженного посвящены Казанскому походу Не все церкви собора имеют связь с этим событием. Походу посвящены меньше половины, 4 из 9 церквей. Церковь Святой Троицы, например, построена на месте древней Троицкой церкви, поэтому и названа так. Придел Василия Блаженного, как уже было сказано, освящен именем юродивого, захороненного в этом месте.
В честь соответствующего праздника построена церковь Входа Господня в Иерусалим. Варлаам Хутынский, именем которого названа юго-западная церковь, являлся покровителем царского рода. А церковь Николы Великорецкого посвящена образу Николая Чудотворца. Библиотека Ивана Грозного в подвалах Покровского собора Существует легенда о том, что в мрачных подвалах Покровского собора находится библиотека Ивана Грозного. Проблема только в том, что подвалов здесь нет и быть не может: храм возводился на искусственном насыпном холме, единственно возможным был неглубокий ленточный фундамент.
Он едва ли достигает 2 метров при 61-метровой высоте здания.
Собор Василия Блаженного. Взгляд изнутри.
Первое достоверное упоминание о возведении храма Покрова Богоматери относится к осени 1554 г. Считают, что это был деревянный собор, который позже снесли, чтобы построить каменную церковь. Поводом для строительства собора послужило покорение Казанского ханства. Царь Иван Грозный, молясь перед началом военного похода, дал обет Богу построить храм, который прежде не видела Русь, в случае своей победы.
Царь был суровым и беспощадным, но оставался глубоко верующим человеком. Храм Василия Блаженного — история Чтобы сохранить прекрасную постройку в единственном экземпляре царь Иван Грозный приказал ослепить зодчих Постника и Барму, — так гласит легенда. Их имена стали известны лишь в конце XIX в.
Считается, что царь наблюдал за строительством храма с башни на кремлевской стене. Когда строительство подошло к концу, он призвал к себе зодчих, чтобы спросить, смогут ли они повторить такое здание? Зодчие ответили утвердительно царю.
Тогда он приказал лишить их зрения. У ученых есть и сомнения на этот счет: в XVI веке выдающиеся зодчие очень ценились. Так для построек Кремля приглашали итальянских мастеров.
Вполне возможно, что, зная суровый нрав русского царя, слухи распространили иностранцы. Как правило, их совершали в пристройке — храме, построенном в честь святого Василия Блаженного, потому что остальные храмы были холодными. Именно поэтому в народе прижилось название — храм Василия Блаженного.
Богослужения в храме продолжались вплоть до начала XX в. Последним настоятелем стал отец Иоанн Восторгов , ныне причисленный к лику святых в сонме новомучеников и исповедников. Его расстреляли за миссионерскую деятельность.
Он пользовался особой любовью и уважением у москвичей. Очевидцы рассказывали: «По просьбе отца Иоанна палачи разрешили всем осужденным помолиться и попрощаться друг с другом.
РФ» вспомнил интересные факты из истории его создания. И храм был освящен в честь этого христианского праздника. Собор состоит из отдельных церквей, каждая из которых также освящена в честь праздников, в которые происходили решающие бои за Казань, — Троицы, Входа Господня в Иерусалим и других. Грандиозная стройка в рекордные сроки Изначально на месте собора стояла деревянная Троицкая церковь. Когда Казань окончательно пала, митрополит Макарий предложил Ивану Грозному перестроить архитектурный ансамбль в камне. Он хотел окружить центральный храм семью церквями, но ради симметрии количество увеличили до восьми.
Так, на одном основании были построены 9 самостоятельных храмов и звонница, их соединяли сводчатые переходы. Снаружи церкви были окружены открытой галереей, которую называли гульбищем — это была своеобразная церковная паперть.
Мы собрали все самое важное о храме, по которому иностранцы безошибочно опознают Россию. Храм Василия Блаженного — настоящее название Храм Василия Блаженного — культовая постройка времена Ивана Грозного, по которой до сих пор любой иностранец узнает Москву. Это — самый узнаваемый русский храм. Мало кто знает его истинное название — Собор Покрова Богородицы, что на Рву. Первое достоверное упоминание о возведении храма Покрова Богоматери относится к осени 1554 г. Считают, что это был деревянный собор, который позже снесли, чтобы построить каменную церковь. Поводом для строительства собора послужило покорение Казанского ханства.
Царь Иван Грозный, молясь перед началом военного похода, дал обет Богу построить храм, который прежде не видела Русь, в случае своей победы. Царь был суровым и беспощадным, но оставался глубоко верующим человеком. Храм Василия Блаженного — история Чтобы сохранить прекрасную постройку в единственном экземпляре царь Иван Грозный приказал ослепить зодчих Постника и Барму, — так гласит легенда. Их имена стали известны лишь в конце XIX в. Считается, что царь наблюдал за строительством храма с башни на кремлевской стене. Когда строительство подошло к концу, он призвал к себе зодчих, чтобы спросить, смогут ли они повторить такое здание? Зодчие ответили утвердительно царю. Тогда он приказал лишить их зрения. У ученых есть и сомнения на этот счет: в XVI веке выдающиеся зодчие очень ценились.
Так для построек Кремля приглашали итальянских мастеров. Вполне возможно, что, зная суровый нрав русского царя, слухи распространили иностранцы. Как правило, их совершали в пристройке — храме, построенном в честь святого Василия Блаженного, потому что остальные храмы были холодными. Именно поэтому в народе прижилось название — храм Василия Блаженного. Богослужения в храме продолжались вплоть до начала XX в.
На сегодняшний момент это единственный придел в храме, где проходят регулярные богослужения [120] [121]. Церковь Александра Свирского[ править править код ] Купол церкви Александра Свирского, 2011 год Юго-восточная церковь освящена во имя новгородского святого, преподобного Александра Свирского , потому что 30 августа 1552 года, в день памяти святого, состоялась одна из важных битв Казанского похода — разгром конницы царевича Япанчи на Арском поле [121] [122]. Основание — четверик — переходит в невысокий восьмерик и завершается цилиндрическим световым барабаном и сводом [114]. Первоначальный облик интерьера церкви XVI века восстановлен во время реставрационных работ 1920-х и 1979—1980-х годов: кирпичный пол рисунком «в ёлку», профилированные карнизы, ступенчатые подоконники окон.
Стены церкви покрывает роспись, имитирующая кирпичную кладку. В куполе изображена «кирпичная» спираль — символ вечности [109]. Иконостас церкви также был реконструирован. Нижнюю часть иконостаса закрывают искусно вышитые подвесные бархатные пелены , на которых изображён традиционный Голгофский крест. Церковь Варлаама Хутынского[ править править код ] Царские врата иконостаса церкви Варлаама Хутынского, 2011 год Юго-западная церковь освящена во имя преподобного Варлаама Хутынского , новгородского святого, основателя и игумена Спасо-Преображенского Хутынского монастыря — в честь этого святого отец Ивана Грозного Василий III взял иноческое имя в предсмертном постриге , потому что он особо почитался как покровитель царского рода [3] [44] [121]. Свидетельства указывают, что этому святому молился великий князь Василий, прося послать ему законного наследника, которым стал Иван Васильевич. Также появление этой церкви в Покровском соборе связывают с тем, что 6 ноября 1552 года в день памяти святого состоялся торжественный въезд царя в Москву из Казанского похода [123]. Придел также является одной из четырёх малых церквей собора высотой 15,2 м. Её основание имеет форму четверика, вытянутого с севера на юг со смещением апсиды к югу.
Нарушение симметрии в построении храма было вызвано необходимостью устройства прохода между малой церковью и центральной частью храма — церковью Покрова Пресвятой Богородицы [114]. Особенность архитектуры церкви — неправильная форма апсиды — определила смещение Царских врат вправо [111]. Четверик церкви переходит в невысокий восьмерик. Цилиндрический световой барабан перекрыт сводом. Церковь освещает древнейшее в соборе паникадило XV века [109]. Особый интерес представляет отдельно висящая икона « Видение пономаря Тарасия ». Она была написана в Новгороде в конце XVI века. Сюжет иконы основан на рассказе из жития Варлаама Хутынского о видении пономарю Хутынского монастыря бедствий, грозящих Новгороду: наводнения, пожаров, «мора». Иконописец изобразил панораму города с топографической точностью.
В композицию органично включены сцены ловли рыбы, пахоты и сева, повествующие о повседневной жизни древних новгородцев [114]. Церковь Входа Господня в Иерусалим[ править править код ] Царские врата церкви Входа Господня в Иерусалим, 2011 год Западная церковь освящена в честь праздника Входа Господня в Иерусалим , с которым ассоциировался торжественный въезд в Москву русского войска во главе с Иоанном Грозным после победы над Казанским ханством [48]. Покровский собор с приделом Входа Господня в Иерусалим стал литургическим центром празднования Вербного воскресения. В нём завершалось шествие на осляти патриарха из Успенского собора, поэтому придел и был пристроен с ближайшей к Кремлю стороны [124] [121]. Церковь является одной из четырёх больших церквей и представляет собой восьмигранный двухъярусный столп, перекрытый сводом. Храм отличается большими размерами и торжественным характером декоративного убранства [114]. Во время реставрации были открыты фрагменты убранства XVI века. Их подлинный вид сохранён без восстановления повреждённых деталей. Древней живописи в церкви не обнаружено.
Над северным входом сохранился след от снаряда, попавшего в стену в октябре 1917 года [83] [125]. Существующий ныне иконостас перенесён в придел в 1770 году из разобранного кремлёвского собора Александра Невского [126]. Он богато украшен ажурными оловянными золочёными накладками, которые придают лёгкость четырёхъярусной конструкции. В середине XIX века иконостас дополнили деревянными резными деталями. Иконы нижнего ряда повествуют о Сотворении мира [114]. Уникальный по иконографии образ происходит, вероятно, из собора Александра Невского. В центре иконы представлен благоверный князь, а вокруг расположены 33 клейма с сюжетами из жития: Невской битвой , поездкой князя в ханскую ставку, а также чудесами от иконы после его кончины [109]. Церковь Григория Армянского[ править править код ] Светильник в церкви Григория Армянского, 2011 год Северо-западная церковь собора освящена во имя святителя Григория , просветителя Великой Армении , умершего в 325 году. Он обратил в христианство царя и всю страну, был епископом Армении.
Его память отмечается 30 сентября 13 октября [121]. В 1552 году в этот день начался штурм Казани [94] , и была взята Арская башня крепостной стены Казани [3] [121]. Церковь является одной из четырёх малых церквей собора высотой 15 м, также представляет собой четверик, переходящий в невысокий восьмерик.
Храм Василия Блаженного открылся для посещения после режима КТО
Вскоре все здание получило второе имя — собор Василия Блаженного. Надо сказать, что собор объединяет 11 приделов, освященных в честь святых, дни памяти которых пришлись на бои за Казань. Кто построил прекрасный храм? По официальной версии, автор проекта — знаменитый гений архитектуры XVI века Постник Яковлев, спроектировавший также Казанский кремль и храмы в Свияжском монастыре.
Работал он вместе с зодчим Брамой. Впрочем, по распространенной теории считается, что соавтора у Постника не было, а «Брама» — это одно из его прозвищ. Существует также версия, что собор построил итальянский архитектор, имя которого до нас не дошло.
Это объясняет и то, почему Покровский собор так сильно отличается от зданий, построенных Постником, и то, откуда в храме взялись элементы европейского зодчества эпохи Возрождения. Кстати, изначально храм был белым, а девять его лукообразных глав — гладкими и одноцветными. Только в XVII веке их украсили изразцами и луженым железом, которое приходилось менять в среднем каждые 15 лет.
Главный редактор сетевого издания И. Адрес редакции: 125124, РФ, г. Москва, ул. Правды, д.
Составила топ самых интересных и известных.
Собор — это райский сад. Одна из главных фишек храма — разноцветье. Но таким он был не всегда. В веке 16-ом, его фасад был красно-белым. Купола же были одноцветные — из луженого железа то есть покрытого оловом.
Есть данные, что разноцветным храм стал в 17 веке. Но откуда вообще такое решение? По легенде, когда-то одному юродивому — Андрею Константинопольскому — приснился райский сад. Он был полон цветущих деревьев с золотыми листьями и пёстрых птиц. Якобы это видение и вдохновило зодчих «разукрасить» собор.
Архитектору храма выкололи глаза. Иван Грозный при нём церковь и построили был так восхищён собором, что приказал зодчего — ослепить!
Это помещение использовали для хранения царской казны и денег богатых московских фамилий. Потом вход в подклет заложили, а обнаружили его реставраторы 1930-х годах.
Иконостас для собора создал в 1895 году архитектор Андрей Павлинов. Иконостас велик для небольшого храма, поэтому «выходит» с алтарной на боковые стены. За свою историю собор Василия Блаженного пережил немало реставраций. Однако его подпорная стена еще ни разу не становилась объектом реставрационных работ.
Правда, стена появилась значительно позднее собора: в 1817 году при благоустройстве Красной площади по проекту архитектора Бове собор был обнесен с двух сторон подпорной стеной и кованой решеткой. Недавно для укрепления и предотвращения разрушения стены было принято решение о ее реставрации, ведь от состояния стены зависит и будущая сохранность самого собора. Также в рамках предстоящих работ запланировано устройство лестницы со стороны Васильевского спуска: это обеспечит лучшую доступность для туристов, свяжет территорию собора с парком «Зарядье». В настоящее время готовится проектно-сметная документация реставрации.