Новости филонов павел художник

Павел Филонов — самый загадочный из классиков русского авангарда, яркая вспышка и уникум в русском искусстве, который возник из ниоткуда и ушел в никуда, практически не оставив последователей. 16 декабря в павильоне «Медиацентр» парка «Зарядье» откроется выставка «Павел Филонов. Художник мирового расцвета», приуроченная к 140-летию живописца.

Подлинник или копия? О судьбе творческого наследия Павла Филонова можно написать настоящий детектив

В Москве показали редкие работы одного из самых дорогих современных художников Из примерно 300 произведений Филонова, хранящихся в РМ, в Москву приехало около пятой части. В том числе такие хрестоматийные шедевры, как «Пир королей», «Крестьянская семья» «Святое семейство» , «Формула весны», «Формула петроградского пролетариата», «Цветы мирового расцвета». Но не менее ценно, что музей предоставил «Зарядью» немало графических работ. Рисунки на бумаге нельзя показывать в постоянном режиме, как живопись, поэтому после выставки они вернутся в запасники и когда снова вынырнут на свет божий — неизвестно. А ведь среди них есть такие жемчужины, как религиозная акварель «Волхвы», мистическая «Формула Вселенной Земля в пространстве » и безымянная абстракция, на которой изображено множество спиралей-вирхей, будто раскручивающихся на наших глазах и превращающих мир в хаос. Для него это не вспомогательные штудии, а самостоятельные работы. Вот и на выставке каждый лист заслуживает внимания — это явно не тот случай, когда рисунки берут «в нагрузку» к картинам, чтобы стены не пустовали. Всего через год после их создания художник погибнет от голода в блокадном Ленинграде.

И написанные им на картине глаза, будто просвечивающие сквозь план несуществующего города и заглядывающие в самую душу, воспринимаются жутким пророчеством. Вдобавок из-за обилия оттенков красного и желтого кажется, что кварталы, увиденные с высоты птичьего полета, пылают огнем, а сама поверхность красочного слоя страдает от множества трещин.

Они похожи на головоломки, разгадать которые не так-то просто. Впрочем, по утверждению некоторых критиков, художник к этому и стремился. Первый исследователь Филонова Евгений Ковтун сделал попытку объяснить природу этого феномена, сравнив творчество Филонова и Малевича.

Оба авангардны, но их геометрия различна: Малевич строит свои структуры на прямой, квадрате, кубе, а Филонов — на кривой, круге, сфере, структурах органических, атомообразных. Супрематизм Малевича — проявление макромира, аналитическая живопись Филонова — микромира. Малевич смотрит сверху, Филонов — изнутри. Формула Малевича — упрощение, Филонова — усложнение. В этом Малевич — наследник логики кубизма, Филонов же — дитя без роду и племени.

Он, конечно, авангардист, но авангардист нетипичный. Как пишет Вадим Нестеров в «Газете», в отличие от двух других представителей «большой тройки» русского авангарда, он до сих пор не канонизирован. Малевича и Кандинского зачислили в классики давно, Филонова же мир открывал в самом конце XX века. Я не очень большой знаток в изобразительном искусстве, тем более в авангарде, но Филонов выделяется и своей творческой манерой, и особым настроением, которое с неизбежностью возникает, когда смотришь его картины. Кажется, художник совсем не предполагал диалога с будущими зрителями.

Он настолько углублен в себя, выстраивая свои картины-композиции, что в них абсолютно нет даже намека на такое сотворчество. Несмотря на сложность их композиции, в картинах нет вызывающего эпатажа, цепляющего своей оригинальностью, хотя, конечно же, его полотна ни с кем не перепутаешь. Как считают специалисты, он изображал не поверхность явлений, а их суть, их законы, структуру и процессы — то, что недоступно глазу обычного художника, но доступно «знающему», как он говорил, глазу художника-аналитика. Для Филонова такой подход был научным. Он изображал процессы, которые недоступны человеку: ток крови, пульсацию вен, работу мозга.

Особую часть экспозиции выставки Филонова составляют творения его последователей и учеников, входивших в «МАИ» — «Мастерскую аналитического искусства». Они демонстрируются на третьем этаже. В 30-е годы он преподавал принципиально бесплатно, можно сказать, полулегально Его МАИ была, пожалуй, последним неофициальным художественным объединением в СССР при Сталине. Казанцы — все-таки счастливчики. Уже долгие годы они могут лицезреть раритеты Государственного Эрмитажа, теперь к нам регулярно «захаживает» питерский Русский музей.

Конечно, можно все это посмотреть, обо всем узнать в Интернете, в специальной литературе. Но прямое знакомство на выставке ничто не заменит. Как сказали смотрители, желающих увидеть картины Филонова довольно много. С некоторыми из них мы с Олегом Маковским встретились в зале на втором этаже. Прямо на выставке можно посмотреть дополнительную информацию о художнике, фильм о нем.

Современные выставочные сервисы это позволяют. Когда мы с Олегом Маковским знакомились с экспозицией, монтировалось оборудование для мультимедийных инсталляций его картин вечером следующего дня, о чем было объявлено заранее. Так что нам повезло - мы увидели их заранее. Это было необыкновенное зрелище — картины проецировались на потолок, стены...

Художник Мирвого расцвета, приуроченная кюбилею художника Павла Филонова 18831941 одного изсамых загадочных представителей русского авангарда ХХвек Москва События в Москве no email. Масштабный выставочный проект направлен на то, чтобы приблизить зрителя к пониманию творческого наследия Филонова, сохранившегося не только в живописи и графике, но и в статьях, манифестах, дневниковых записях. Выставка «Павел Филонов.

А потом и сам её бросил — давили стены. Семён Михайловский, и. Он покинул академию и перешел в другое, что ли, пространство.

Ему здесь было тесно, ему было узко. Он был ограничен этими стенами, система образования была направлена на другие цели». Сочетание живого и неживого, растительного и механического, настоящего и вымышленного — это Павел Филонов. Художника интересовала Вселенная — с большой буквы. Воплощение космоса для мастера — очертания головы человека. Она парит в пространстве, не принадлежа телу, а в глазах — целый мир. Татьяна Баженова, корреспондент: «Для самого мастера цветные точки и фигуры становились складной историей только по окончанию работы над картиной. Вообще Филонов пытался ввести правило: рисовать надо от частного к общему. Ставил точку, или, как он говорил "молекулу", на холсте и долго всматривался, что же из этого выйдет. Может, именно такой философский подход и сделал его одним из величайших художников 20 века».

Пёстрый ковер? Нет, «Формула весны или действующие силы». Картина площадью более семи квадратных метров! Занимает особое место в зале Филонова в Русском музее. Искусствоведы говорят: можно бесконечно «кромсать» это полотно на фрагменты, и каждый будет законченным произведением. Павел Филонов называл это формулами неспроста: он вообще не считал свой труд творчеством, он «вырабатывал» картины. Последователям говорил «введи в работу весь свой ум».

Павел Филонов загадочный мастер русского авангарда

Цена билетов на выставку «Павел Филонов. Художник Мирового расцвета» в Москве 16 декабря 2023 — 17 марта 2024 года: от 350 рублей. Выставка приурочена к юбилею художника Павла Филонова (1883–1941) — одного из самых загадочных представителей русского авангарда ХХ века. Выставка работ художника Павла Филонова «Рабочий Изо» открылась в воронежском музее Крамского в среду, 3 июня. Художник Мирового расцвета» в Медиацентре в Парке «Зарядье» в Москве – это выставка, приуроченная к юбилею художника Павла Филонова (1883–1941) — одного из самых загадочных представителей русского авангарда ХХ века.

Павел Филонов. Самый загадочный художник русского авангарда

Причем первыми признали его не официальные лица, а подпольные антиквары и контрабандисты. Вплоть до 90-х годов прошлого века только они понимали подлинную ценность картин и рисунков Филонова. Большая часть произведений умершего художника осталась у его сестры, Евдокии. Но в 1970-х годах она почувствовала пристальный интерес к ним со стороны разнообразных подозрительных личностей. И приняла единственно верное, как ей казалось, решение. Передала полотна и графику в Русский музей. Женщина не сомневалась, что там они будут в безопасности. К тому же их не выставили, а убрали в запасники. Что там с ними может случиться?

Но разразился один из самых громких "художественных" скандалов. В конце 1980-х годов вдруг обнаружилось, что в Русском музее — копии Филонова.

Поэтому не зная Филонова, нельзя понять то, чем являлась русская живопись 20 века и что сегодня можно и нельзя считать русской живописью. Анатомичность трепанации Филоновым русской души формализует то, во что превратилась белая цивилизация в России под натиском ее дегуманизации. Разбирая каждую волну спектра на отдельные фракталы и соединяя их в итоге обратно во единый портрет мира, Филонов дает динамику этих глубинных изменений в пяти измерениях, что редко кому из художников удавалось.

Сам по себе уровень художественного дискурса Филонова, его всеохватность, дает исчерпывающую картину русского мира первой половины 20 века. Но это документ стиля эпохи, по которому можно понять, сколько самонадеянности и смелости было тогда в головах русской художественной элиты.

Его работы предполагают, что за их пределами продолжается бесконечность, и они - лишь часть ее.

Формула петроградского пролетариата Сам же Филонов как пантеистический Бог охватывает всю эту Вселенную своим взглядом и, одновременно, присутствует в каждой мельчайшей ее частице. Это ощущение рождается, с одной стороны, из-за глобальности замысла — он ведь выводит обобщающие формулы — и из-за скрупулезной проработанности каждого квадратного миллиметра холста. Филонов словно одновременно смотрит на мир и в телескоп, и в микроскоп.

Он разбирает мир буквально до кварков, а потом собирает из них его снова. Формула Вселенной История человечества для Филонова — это лишь небольшая часть истории мира. Истории космоса, планет, жизни на них, геохимических и всех прочих процессов.

И, опять же как Бог, он одновременно есть везде — в прошлом, будущем и, естественно, в настоящем. Конечно, все это слабо вписывалось в сталинский - не менее масштабный - проект. Я еще об этом проекте напишу.

Поэтому с начала 30-х гг. Его персональную выставку в Русском музее уже отменяли и раньше, в 29 году — уж очень он никуда не вписывался. А тут прекратились даже и редкие участия в сборняках и совсем уж редчайшие госпокупки его работ, за гроши, впрочем.

А продавать Филонов готов был только своему, как он считал, родному коммунистическому государству — он себя называл коммунистом. Несколько раз он общался с западными коллекционерами, которые предлагали ему неслыханные для него бабки, и — отказывал им. При этом Филонов бедствовал жутко.

В 30-е годы он продолжал полулегально преподавать своим адептам — принципиально бесплатно. Какое-то нищенское содержание, типа профсоюзного, он не смог получить, поскольку нужно было получать кучу бумаг, а у него, как он сказал, не было для этого времени — он все время фанатически работал. Когда безденежье достигало каких-то уж совсем безнадежных пределов, типа, не на что было лечить жену, он вспоминал свое первое образование — малярно-художественное, и брался за любую работу кистью.

Вроде создания списка жильцов для жилтоварищества. Или брал оформленные на пасынка госзаказы типа этих: Портрет И. Сталина Тракторный цех Но даже эти не компромиссы, а, с точки зрения Филонова, прямые предательства своего пути денег не приносили.

Слишком это все отличалось от того, что готово было купить государство. Сталин какой-то не божественный, цех какой-то не вдохновляющий на труд.

Место проведения выставки нельзя назвать ни удачным ни неудачным, поскольку хотя территориально до него добираться не трудно, и цена билетов не завышена, само оформление выставки и качество учреждения, где она проходит оставляет желать лучшего. Трудно понять, для чего режиссеры выставки погрузили ее в мавзолейную тьму, превратив для посетителей ее посещение в офтальмологическую пытку.

Возможно, тьмой хотели подчеркнуть трагическую судьбу Филонова, но для этого вполне достаточно было бы самих его полотен. Антураж оформления выставки и замысловатость ее лабиринтов больше подходят для шоу веселых покойников, чем для картин интеллектуального художника. Стоит однако отметить удачное расположение картин с точки зрения возможности детального их изучения, и если бы не упомянутая вселенская тьма, выставка, возможно, удалась бы на славу.

Голодная смерть ради искусства: подвиг художника Филонова

В ней проявляется почерк художника. Выставка организована в рамках национального проекта «Культура». В 2021 году в Новосибирский художественный музей прибудут ещё несколько коллекций великих мастеров. И с точки зрения ресурсов, которые для этого требуются, и с точки зрения их подготовки. В первый день выставку посетили десятки зрителей.

Кроме того, можно увидеть творчество 1930-х годов на производственные темы — «Ударницы швейной фабрики "Красная Заря"», «Тракторная мастерская Путиловского завода» и другие. В экспозиции размещена и одна из последних картин художника — «Лики», написанная в 1940 году. Ранее сообщалось, что на московских улицах появились новые арт-объекты.

Всеволод Сулимо-Самуйлло. Из фондов «Михайловского» В Великих Луках Сулимо-Самуйлло жил не очень долго — с момента рождения в 1903 году и до 1924-го. Однако с городом в Псковской губернии связаны его первые, непереоценимо важные художественные опыты: работа художником в местном театре, преподавательские часы рисование, лепка в местной школе. Сулимо-Самуйлло участвует в выставках, занимается оформительской, дизайнерской и, что особенно интересно для музея, экспозиционной работой, в частности, принимает участие в создании экспозиций дворцов-музеев Петергофа, Павловска, Пушкина, Петропавловской крепости. В послевоенные годы много преподаёт, с 1958 года — в театральном институте имени А.

Большинство его работ были подарены сестрой художника Русскому музею. Лучшие из них ныне увидят зрители в «Зарядье». Умер художник от голода в блокадном Ленинграде 3 декабря 1941 года. На выставке есть одна из последних его картин — «Лики», написанная в 1940 году. Картинам Филонова было суждено долгое забвение, затем выход из небытия и, наконец, признание — первый показ его работ в России состоялся в 1988 году. Выставка интересна как профессиональному сообществу художников и искусствоведов, так и широкой аудитории.

История живописи: Павел Филонов

Выставка работ художника Павла Филонова «Рабочий Изо» открылась в воронежском музее Крамского в среду, 3 июня. эта коллекция приехала из культурной столицы - Санкт-Петербурга, а именно из Русского музея - одного из крупнейших в стране. Жизнь художника была сложная, в нищите, в блокадном Ленинграде, а точнее в этот период она оборвалась. Персональных выставок при жизни у Павла Филонова не было. Филонов – художник, обладающий ярко выраженным индивидуальным стилем, создатель новой фактуры и пластики рисунка, основатель и идеолог аналитического искусства, оказавший огромное влияние на своих современников и на все следующие поколения. Филонова следует рассматривать как художника глубоко русского как по форме, так и по содержанию, видевшего себя неотъемлемой частью национальной художественной традиции.

В парке «Зарядье» пройдет выставка «Павел Филонов. Художник мирового расцвета»

Павел Николаевич Филонов родился в 1883 году в Москве, в многодетной семье рязанских мещан Николая Иванова, бывшего дворового графа Головина, «бесфамильного», и его законной супруги, Любови Николаевны, которая была намного его моложе. 5 ноября 1990 года Прокурором города Ленинграда возбуждается уголовное дело по факту хищения из фондов Государственного Русского музея и контрабанды рисунков художника ва. живописец, график. Павел Филонов принимает активное участие в революции и занимает должности председателя Исполнительного военно-революционного комитета Придунайского края в Измаиле, председателя ВРК Отдельной Балтийской морской дивизии и т. п.

Выставка "Павел Филонов. Художник мирового расцвета" открылась в парке "Зарядье"

На открытии тот же Исаков выступил с осуждающей мастера речью, однако рабочие, прослушав ее, начали смотреть работы и не согласились с искусствоведом. Очевидцы записали некоторые комментарии: «Кто был на Германской войне, тот поймет картину Филонова «Германская война»; «Как новое искание выставку надо приветствовать. Не надо смущаться тем, что непонятно». И все же Исаков стоял на своем — выставку закрыли. Художнику пришлось выносить картины на собственных плечах из музея. С тех пор его больше не выставляли. Оказавшись лишенным средств к существованию и возможности зарабатывать, он не продавал свои картины и преподавал бесплатно. Чудом его сестра сохранила архив и картины. Фото: Мария Москвичева Упомянутая «Германская война» есть и на этой выставке. В ней неистовое движение, тяжелое чувство насилия и ярости, разложенное на атомы.

По мощи картина сравнима с «Герникой» Пикассо, хоть и меньше ее размером. Как раз после нее в движении по «руслу» экспозиции происходит поворот, и далее — работы, которые писались в стол.

Филонов утверждал, что живописцам недостаточно изображать объект с внешней стороны — нужно проникнуть в самую его суть, вычислить законы его эволюции. Он старался упорно и точно рисовать каждый атом, органически связывая их в единую форму. В том же 1912 года Филонов путешествовал по Италии и Франции. Наибольшее восхищение вызвало у него творчество Иеронима Босха. Вернувшись в Россию, он с новой энергией принимается творить. То был один из самых плодотворных периодов его творческой жизни. Знаменитые картины «Мужчина и женщина», «Россия после 1905-го года», «Пир королей» именно оттуда. Попробовал он себя и книжной иллюстрации, правда, не очень удачно.

Во время Первой мировой войны Филонов продолжал творить, пока не был мобилизован в армию. До своего призыва он успел написать такие свои работы, как «Германская война» и «Цветы мирового процветания». Осенью 1916 года он был направлен на румынский фронт, но провоевал недолго — после Февральской революции его избрали в дивизионный комитет, а затем и вовсе отправили в Петроград. Советская власть, казалось бы, сняла препоны к творческой деятельности — она на первых порах лояльно относилась к подобным художникам, считавшимся революционерами от искусства. В 1919 году в Зимнем дворце на Первой государственной свободной выставке произведений искусства Филонов представил свой цикл из двадцати двух работ под общим названием «Ввод в мировой расцвет». Произведения его оценил по достоинству сам нарком просвещения Анатолий Луначарский — человек образованный, с широким кругозором. Он сказал, что Филонова трудно понять, но в будущем он станет гордостью страны. Надо сказать, что и сам Филонов был очарован социалистической романтикой. В 1920-х годах он пишет одну за другой картины на революционную тематику: «Формула петроградского пролетариата», «Формула периода 1905-1921 годов» и так далее. В 1923 году художник выступил с «Декларацией мирового расцвета», где он развил свои идеи, базируясь на прежних принципах, которым оставался верен до самого конца своей жизни.

Власть его продолжала привечать, дала ему мастерскую в Академии художеств, право обучать студентов и даже предложила сделать профессором, но тот отказался от такой чести. По воспоминаниям, он был очень терпеливым педагогом, способным по многу раз объяснять и простые, и сложные вещи ученикам. Филонов со своими учениками оформлял Дом печати в Москве, рисовали декорации к спектаклям театров и к творческим вечерам Владимира Маяковского. В 1929 году ожидалась персональная выставка — желанная мечта любого художника. Но к тому времени руководство государства стало закручивать гайки, в том числе и в сфере искусства. Социалистический реализм провозглашался единственно верным стилем, в котором должны были творить все — художники, скульпторы, литераторы, композиторы и прочие представители творческих профессий.

Обычно Филонов начинал с карандашного эскиза из угловой точки холста, далее работал кисточкой создавая форму, затем от элемента к элементу прорисовывал каждый атом. Хмурые, зеркально перевёрнутые лица в нижней части картины соответствуют тревожному музыкальному вступлению. Женский цветной профиль с румянцем соотносится со звучанием флейты во второй части. Строгие мужские профили в верхней части — это третья часть симфонии с трагическими нотами и темой рока. Белые пятна, голубые прозрачные лучи — образ надежды на будущее. Однако лучше понять творение мастера поможет музыка Шостаковича, которую стоит включить, рассматривая картину. Павел Филонов Павла Филонова называли «очевидцем незримого», «футуристом-консерватором». На западе его творчество усилило интерес к авангардистским течениям в СССР. Критики были едины: его искусство имеет аналитический характер, пытается доказать, что форма и цвет — не единственные инструменты передачи изобразительной мысли. Только вот беда, не многие способны это воспринять. Отсюда и проблемы… Его не понимали, не принимали, хотя и считали гением. Так кто же он, Павел Николаевич Филонов? Обычно о нём говорят так: русский и советский художник, иллюстратор, поэт, преподаватель, один из лидеров русского авангарда; основатель, теоретик, практик и учитель аналитического искусства — уникального реформирующего направления живописи и графики первой половины XX века, оказавшего и оказывающего заметное влияние на творческие умонастроения многих художников и литераторов новейшего времени. Родители Филонова, как он сам пишет, — «мещане г. Отец Николай Иванов, крестьянин села Реневка Ефремовского уезда Тульской губернии, до августа 1880 года — «бесфамильный». Считается, что фамилия «Филонов» была закреплена при переезде семьи в Москву. Всю жизнь работал кучером, потом извозчиком. Академия После смерти отца маленький Паша как мог помогал матери Любови Николаевне зарабатывать на хлеб. Она за гроши стирала чужое белье, а он вышивал скатерти и полотенца крестиком и продавал их на Сухаревской площади. Однако трудная жизнь не помешала с отличием окончить «Каретнорядную» приходскую школу в Москве. В 1897 году мать умерла от туберкулёза. В тот же год Филонов переезжает в Петербург, где поступает в живописно-малярные мастерские и работает «по малярно-живописному делу». Одновременно учится на рисовальных классах Общества поощрения художеств, а с 1903 года — в частной мастерской академика Л. Завершив занятия в частной мастерской, Филонов трижды пытался поступить в Петербургскую Академию художеств. Сделать это удалось в 1908 году, однако учёба закончилась в 1910 году после довольно неприятного инцидента на занятии. Зато именно тогда он впервые участвовал в выставке «Союза молодёжи», созданного по инициативе Волдемара Матвея, Елены Гуро и Михаила Матюшина. Филонов и Хлебников В начале 1910-х произошло сближение Павла Филонова и Велимира Хлебникова, который впоследствии вывел его в рассказе «Ка»: «… Я встретил одного художника и спросил, пойдёт ли он на войну? Он ответил: «Я тоже веду войну, только не за пространство, а за время. Я сижу в окопе и отымаю у прошлого клочок времени. Мой долг одинаково тяжёл, что и у войск за пространство». Он всегда писал людей с одним глазом. Я смотрел в его вишнёвые глаза и бледные скулы. Ка шёл рядом.

С другой стороны, и открытые пространства художник подчас наполнял накладывающимися друг на друга плоскостями цвета. Возможно, в этом стремлении вместить в свои холсты всё мельче и мельче дробящиеся абстрактные фигуры выразилось представление о Вселенной как о чём-то наполненном, не терпящем пустоты. В этом стремлении уплотнить пространство и время Павел Филонов напоминает испанца Эль Греко. С религиозной живописью картину «Перерождение интеллигента» роднит и общая композиция, напоминающая сюжет Преображения Христова. Идеи преобразования общества через улучшение уровня жизни, решение простейших бытовых проблем и, прежде всего, автоматизацию труда были так же популярны, как и мистические учения о наступлении новой эпохи. Иногда эти такие разные направления человеческой мысли причудливо переплетались, как в учении Николая Фёдорова. Технооптимизм нашёл своих глашатаев и в искусстве: итальянских футуристов под предводительством Томмазо Маринетти и русских кубофутуристов — Давида Бурлюка, Владимира Маяковского, Алексея Кручёных и Велимира Хлебникова , бывшего близким другом Павла Филонова. Возможно, именно из арсенала этих художников он позаимствовал визуальный прием дробления картинного пространства на множество плоскостей, изображение одного и того же предмета с разных ракурсов и в разных фазах движения. На этих, имеющих мало аналогов, холстах художник буквально показывает восприятие своей героини, молодой женщины, которая видит через окно улицу города, и через её сознание, как через линзу camera obscura, внешнее пространство заполняет внутренний покой комнаты и оказывается видимым зрителю. Сложное пространственное построение картин нашего соотечественника тоже можно прочитывать как отражение внутреннего мира героев. Например, на полотне «Живая голова» зритель видит, как в глазах и разуме героя зарождаются и распространяются сложные и непостижимые образы идей. Эти яркие пятна, линии, цепочки символов переливаются за пределы головы и наполняют окружающее пространство, так что голова кажется парящей в собственных мыслях.

Работы одного из лучших учеников Павла Филонова экспонирует «Михайловское»

Из иллюстраций к пушкинской «Истории села Горюхина». Из фондов «Михайловского» Как уточнила Ольга Сандалюк, в коллекции Пушкинского заповедника есть акварели Всеволода Сулимо-Самуйлло — виды Святогорского монастыря, деревни Луговки, Тригорского, а также несколько иллюстраций к пушкинской прозе. В фонды музея эти листы передала вдова художника. Напомним, что в рамках интернет-проекта «Художник и музей», стартовавшего без малого два с половиной года назад, сотрудники заповедника регулярно знакомят своих виртуальных посетителей с творчеством живописцев и графиков, в разные годы запечатлевших псковские пушкинские места, иллюстрировавших произведения поэта. В «Михайловском» убеждены, что цифровые экспозиции, при всей их внешней скромности, весьма и весьма значимы: «Это самый простой и в то же время достаточно действенный способ показать большому количеству людей вещи из музейного собрания; возможно, после этого знакомства кому-нибудь захочется побывать в выставочных залах Пушкинского заповедника и без «посредничества» электронных средств коммуникации».

Павел Филонов. Его называли гением и шарлатаном, бунтарём и пророком, гипнотизёром и сумасшедшим. Он всю жизнь жил в нищете и умер от голода, зная, что его картины стоят огромных денег. Его творчество повлияло на развитие отечественного и мирового искусства и долгие годы было сокрыто. Сын кучера и прачки Павел Филонов родился в 1883 году в крестьянской семье, которая перебралась в Москву тремя годами ранее.

О родителях художника известно очень мало: отец, Николай Иванов, крестьянин села Реневка в Тульской губернии, до августа 1880 года был «бесфамильным», а фамилию Филонов он получил по приезде в столицу, где работал кучером. О матери художник позже вспоминал только то, что она брала стирать на дом чужое бельё за гроши. Филонов неохотно рассказывал о детстве. После смерти отца маленький Паша как мог помогал матери зарабатывать на хлеб: вышивал скатерти и полотенца крестиком, продавал их на Сухаревской площади. В 1897 году мать художника умерла от туберкулёза. В тот же год Филонов переезжает в Петербург, где поступает в живописно-малярные мастерские и работает «по малярно-живописному делу», учится на рисовальных классах Общества поощрения художеств, а с 1903 года — в частной мастерской академика Л. Три раза он пытался поступить в академию художеств, но приняли его в конце концов только в качестве вольного слушателя «за прекрасное знание анатомии». В академии Филонов вёл себя странно. Он садился у самых ног модели и, стараясь не смотреть на неё, начинал зарисовку со ступней.

Удивительно, но, когда рисунок был закончен, все пропорции модели оказывались идеально соблюдены. Однако окончить полный курс ему так и не удалось. На одном из занятий преподаватель поставил натурщика в позу Аполлона Бельведерского и воскликнул: «Посмотрите, какой цвет кожи! Ему позавидовала бы любая женщина! Через несколько занятий Филонов покрыл холст зеленью и прописал по нарисованному телу сетку синих вен. Потом взял холст и покинул класс. Пир королей. Фото: Public Domain Каждый атом Продав одну из своих самых удачных картин «Головы», в 1913 году Филонов отправился в путешествие по Италии и Франции, по которым скитался, изучая европейское и античное искусство. Вскоре он формирует теоретическую основу своего творчества.

Он говорит о том, что всё в мире строится именно по этому правилу — начиная с кристаллов льда и заканчивая деревьями, животными и людьми. Он считал, что картины нужно «делать», и больше всего ценил хорошо сделанные вещи, чем не сделанные. Позже своим ученикам он говорил: «Упорно и точно вводи выявленный цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело, или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом». Крестьянская семья Святое семейство. В 1916 году он был мобилизован и воевал на фронтах Первой мировой.

Хотя, кто, если не он, и есть воплощение русского авангарда? Репортаж Татьяны Баженовой. Смутьян холста или певец городского страдания — как только не называли современники Павла Филонова. Самый загадочный художник русского авангарда.

Его полотна можно рассматривать под лупой, каждый сантиметр — отдельно живущая картина. Павел Филонов сложился как-то сразу, без длинного академического пути. Писал агрессивно, пёстро, даже вызывающе, но о вполне конкретном. Его, скитальца и мученика начала 20 века, интересовала судьба человека и страны. Доказательство — полотно «Россия после 1905 года». Предсказание — или предвкушение? Он двигался в одном направлении с авангардистами, но его имя несправедливо забыли. Филонова, в отличие от Малевича и Кандинского, почти не знают за границей. Имя громады искусства обошли стороной на открытии Олимпиады в Сочи.

Евгения Петрова, заместитель директора Государственного Русского музея по научной работе: «Он всё время думал об истории, думал о том, что происходит с людьми. Он верил в мировую революцию. Роль пролетариата в революции, это была его святая вера. Не было ангажированности, это была его личная убежденность». Стереоизображение передаёт тяжелые взгляды героев. Картина «Крестьянская семья». Вот она, аналитика человеческой души.

Филонов уехал из города в небольшую деревню Ваганово и поселился в небольшой избе. Здесь он написал картину «Головы», которая на выставке авангардистов «Ослиный хвост» вызвала восторг у критиков, и которую тут же купил за немалую сумму коллекционер.

Филонов искренне считал, что как вещи развиваются из частного, так и картина должна развиваться из точки. В 1912 году вышла его нашумевшая статья «Канон и закон», где он раскритиковал модный тогда кубизм и предложил новое направление, названное «аналитическим искусством». Филонов утверждал, что живописцам недостаточно изображать объект с внешней стороны — нужно проникнуть в самую его суть, вычислить законы его эволюции. Он старался упорно и точно рисовать каждый атом, органически связывая их в единую форму. В том же 1912 года Филонов путешествовал по Италии и Франции. Наибольшее восхищение вызвало у него творчество Иеронима Босха. Вернувшись в Россию, он с новой энергией принимается творить. То был один из самых плодотворных периодов его творческой жизни. Знаменитые картины «Мужчина и женщина», «Россия после 1905-го года», «Пир королей» именно оттуда.

Попробовал он себя и книжной иллюстрации, правда, не очень удачно. Во время Первой мировой войны Филонов продолжал творить, пока не был мобилизован в армию. До своего призыва он успел написать такие свои работы, как «Германская война» и «Цветы мирового процветания». Осенью 1916 года он был направлен на румынский фронт, но провоевал недолго — после Февральской революции его избрали в дивизионный комитет, а затем и вовсе отправили в Петроград. Советская власть, казалось бы, сняла препоны к творческой деятельности — она на первых порах лояльно относилась к подобным художникам, считавшимся революционерами от искусства. В 1919 году в Зимнем дворце на Первой государственной свободной выставке произведений искусства Филонов представил свой цикл из двадцати двух работ под общим названием «Ввод в мировой расцвет». Произведения его оценил по достоинству сам нарком просвещения Анатолий Луначарский — человек образованный, с широким кругозором. Он сказал, что Филонова трудно понять, но в будущем он станет гордостью страны. Надо сказать, что и сам Филонов был очарован социалистической романтикой.

В 1920-х годах он пишет одну за другой картины на революционную тематику: «Формула петроградского пролетариата», «Формула периода 1905-1921 годов» и так далее. В 1923 году художник выступил с «Декларацией мирового расцвета», где он развил свои идеи, базируясь на прежних принципах, которым оставался верен до самого конца своей жизни. Власть его продолжала привечать, дала ему мастерскую в Академии художеств, право обучать студентов и даже предложила сделать профессором, но тот отказался от такой чести. По воспоминаниям, он был очень терпеливым педагогом, способным по многу раз объяснять и простые, и сложные вещи ученикам.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий