Новости эпопея челюскина год

90 лет челюскинской эпопее. 13 апреля 1934 г. с ледового поля близ раздавленного льдами парохода «Челюскин» были благополучно эвакуированы члены команды судна и пассажиры.

Тайна экспедиции «Челюскина»

Так 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов. 13 февраля 1934 года во льдах Северного ледовитого океана был раздавлен советский пароход Челюскин. 16 июня в библиотеке провели информационный час «Знаменитая челюскинская эпопея», приуроченный к 90-летию со дня начала полярной экспедиции на пароходе «Челюскин». Поход парохода «Челюскин» по Северному морскому пути (СМП) в 1933 году, его гибель и последующая спасательная операция, несомненно, являются одной из самых известных и часто упоминаемых в прессе тем в истории отечественных полярных исследований.

Спасение челюскинцев: подвиг во льдах

87 лет назад, 13 февраля 1934 года, в Чукотском море затонул пароход «Челюскин», который должен был открыть регулярную навигацию по Северному морскому пути. Таким образом, удалось выяснить, что эпопея челюскинцев является важнейшей вехой в процессе формирования «полярного» мифа в идеологии и культуре СССР 1930-х годов. Ровно 90 лет назад, 13 февраля 1934 года, в Чукотском море затонул пароход «Челюскин». 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов. Челюскинская эпопея 10 августа 1933 из Мурманска вышел грузо-пассажирский пароход «Челюскин» с заданием пройти за одну навигацию Северный морской путь и выйти через Берингов пролив в Тихий океан.

Эпопея парохода «Челюскин»

Однако на Шмидта давили сверху, на Врангеле ждали смены люди, поэтому решили, что ждать нельзя — 2 августа 1933 года «Челюскин» вышел из Мурманска во Владивосток северным маршрутом. 90 лет челюскинской эпопее. 13 апреля 1934 г. с ледового поля близ раздавленного льдами парохода «Челюскин» были благополучно эвакуированы члены команды судна и пассажиры. 13 февраля 1934 года «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул. Интерес к Челюскинской эпопее не угасает до сих пор еще и потому, что актуальным остается целый ряд вопросов: был ли поход «Челюскина» авантюрой начальника Главсевморпути O.Ю. Шмидта или закономерным событием в освоении Арктики.

Эпопея челюскинцев без исторической и океанской мути

15 лет назад в сентябре 1989 года затонувший "Челюскин" нашел Сергей Мельникофф на гидрографическом судне "Дмитрий Лаптев". 90 лет челюскинской эпопее. 13 апреля 1934 г. с ледового поля близ раздавленного льдами парохода «Челюскин» были благополучно эвакуированы члены команды судна и пассажиры. А история первого и единственного плавания парохода «Челюскин», а также спасения челюскинцев после гибели судна, когда-то была известна всему миру. 13 февраля 1934 года (90 лет назад) началась героическая эпопея «челюскинцев». В итоге с ноября 1933 года по январь 1934 года затертый «Челюскин» блуждал по скованному льдом Чукотскому морю. 13 февраля пароход «Челюскин» под управлением начальника экспедиции Отто Шмидта и капитана Владимира Воронина был раздавлен льдами и затонул в Беринговом проливе.

Подвиги во льдах: в эти дни 90 лет назад началась челюскинская эпопея

Мешали то непогода, то капризы техники. Когда 14 марта Ляпидевский совершил аварийную посадку, исправных самолетов на Чукотке не осталось вообще кукановская машина вышла из строя еще раньше. К этому времени группа военного летчика Николая Каманина, 1 марта вышедшая из Владивостока на пароходе "Смоленск" с разобранными самолетами на борту, добралась только до Камчатки. И лишь в конце марта и начале апреля с Аляски на купленных в Штатах самолетах наконец вылетели Леваневский и Слепнев. Даже просто добраться до Чукотки было подвигом. Не было ни баз, ни навигации, ни точных карт. Мы находились на краю земли, лежащей за пределами цивилизации. Никаких аэродромов, никаких радиомаяков.

Мы знали только, что в Анадыре и бухте Провидения должно быть для наших машин горючее, но и это не наверняка", - вспоминал Каманин. Из записок летчика Михаила Водопьянова, летевшего с Галышевым: "Путь... Никто еще не летал в этих местах зимней порой". До села Ванкарем, где расположился штаб спасательной операции около 150 км от лагеря Шмидта , добраться удалось не всем летчикам: пурга, поломки, вынужденные посадки... Счастливая развязка Второй успешный рейс на льдину совершил 7 апреля Слепнев, доставивший челюскинцам ящик американского пива и собак - возить багаж от лагеря к аэродрому при посадке на лед он повредил шасси, чиниться пришлось на месте. В тот же день в лагерь прилетели, ориентируясь на столб дыма, Каманин и Василий Молоков. Большую часть челюскинцев - свыше 80 человек - эвакуировали всего за четыре дня 10-13 апреля Молоков, Каманин, Водопьянов, Слепнев и Иван Доронин.

Шмидта, слегшего с воспалением легких, увезли в больницу на Аляску. Вот как вспоминал последний рейс Водопьянов: "... Вылетели сразу на трех самолетах: Молоков, Каманин и я... В лагере оставалось шесть человек включая капитана Воронина. Пока первые два самолета поднимались в воздух, я заметил - что-то торчит из-под снега. Толкнул ногой - два пустых чемодана. Решил взять: найдутся хозяева - спасибо скажут.

И в самую последнюю минуту за торосами я увидел еще что-то - оказалась целая груда теплого белья, пар сто. Решил и это взять. Не оставлять - так ничего не оставлять". Самолеты-трудяги Р-5. Большинство челюскинцев спасли именно "эр-пятые". Некоторых пассажиров везли в грузовых сигарообразных контейнерах, подвешенных под крыльями. Больше всего челюскинцев вывезли с льдины Молоков 39 и Каманин 34.

С самолетов на палубу сыпались охапки ландышей. В городе соорудили "триумфальную арку", а гостиница "Версаль" вскоре стала "Челюскиным" в 1990-х ей вернули прежнее название. В столицу спасенных и спасителей вез литерный поезд. В любое время дня и ночи поезд встречали колхозники и горожане со знаменами и цветами, везде просили задержаться и рассказать обо всем", - писал Водопьянов. Составили даже график вахт, чтобы в любое время дежурили один летчик и двое челюскинцев. Казалось, вся страна обнимала нас с восторгом и любовью", - вспоминал Молоков.

О челюскинской эпопее накануне юбилея подвига! Водопьянова члена Координационного совета Комитета «Челюскинцы» — Светланы Михайловны Болдыревой с учениками 6-7-х классов школы.

Троцкого в Севастополе, которую оба окончили в 1928 г. Незадолго до встречи в Хабаровске всех троих вышибли из военной авиации как политически и морально неустойчивых. Возможно, причина была в социальном происхождении: Федор Куканов был выходцем из купеческого сословия, Анатолий Ляпидевский — сыном священника, а Сигизмунд Леваневский вообще был отпрыском дворянина и к тому же помещика. Федор Куканов с февраля 1933 г. Для советской полярной авиации начало 30-х годов прошлого века в какой-то степени подобно эпохе освоения американского Дикого Запада. На огромных просторах, часто даже не отображенных на картах, курсировало считаное число самолетов. Каждый полярный летчик был на вес золота. Практически постоянно экипажи действовали в одиночку, на свой страх и риск. Летной инфраструктуры практически не было, связь отсутствовала, навигации — минимум. На Севере нужно было уметь рисковать и выбираться из передряг, принимать решения и досконально знать машину. Условия тяжелейшие. В случае проблем или аварий оказать помощь часто было просто некому. Но зато далеко от начальства и зарплата повышенная. В полярной авиации собирались люди бесшабашные, отчаянные, иногда имевшие проблемы со службой на Большой земле. Федор Куканов в 1931 г. Осужден по ст. Начало карьеры — почти как у Валерия Чкалова, знаменитого летчика эпохи, с которым они были ровесниками; только у Чкалова к тому времени было уже две судимости. В июле 1933 г. Куканов ехал на зимовку на мыс Северный, где должен был выполнять обязанности пилота Главсевморпути. Анатолий Ляпидевский после принудительной демобилизации работал в гражданской авиации и летал по стандартному маршруту из Хабаровска на Сахалин. По его словам, на такой работе ему было скучно. Приятели столкнулись в Хабаровске, обменялись впечатлениями, и Куканов сообщил, что начальник летного сектора Северного морского пути Шевелев ищет людей. Особенно ему нужны морские летчики, то есть пилоты, обученные работать на гидросамолетах и летающих лодках, потому что аэродромов на Севере нет, в летнее время взлетать и садиться можно только на реки, озера и морские бухты. Ляпидевский позже вспоминал: «— Если ты хочешь работать на Севере, — сказал мне Куканов, — напиши… Я подумал и написал. Иосиф Уншлихт в это время занимал должность начальника Главного управления гражданского воздушного флота, то есть руководил всей гражданской авиацией. Поначалу эти радиограммы действия не возымели, но в дальнейшем они предопределили судьбу Анатолия Ляпидевского. Тоже, можно сказать, почти случайно. Сигизмунд Леваневский во главе экипажа из четырех человек по заданию Главсевморпути перегонял из Севастополя на Чукотку летающую лодку «дорнье-валь» под номером «Н-8». В дальнейшем она должна была выполнять ледовую разведку, или, как возвышенно писали тогда газеты, «быть путеводителем для кораблей северной научной экспедиции». Вообще-то корабль «северной научной экспедиции» был только один, тот самый «Челюскин», но газеты тех лет любили немного преувеличивать. По номеру, кстати, можно примерно оценить количество самолетов во всей полярной авиации Советского Союза на тот момент. Индексом «Н» отмечались самолеты Главсевморпути, цифра обозначала сквозной порядковый номер самолета в этом ведомстве. Самолет «Н-8» был передан из состава Черноморского флота в полярную авиацию только в мае 1933 г. В 1933 г. Главное управление Севморпути получало новые машины, но до самого конца года на всем протяжении арктического побережья, от Кольского полуострова до Чукотки, на многие тысячи километров, их общее число составляло менее двух десятков. Когда летающая лодка находилась в Хабаровске, Леваневский получил правительственное задание — отправиться на помощь американскому пилоту-рекордсмену Джимми Маттерну, совершавшему кругосветный перелет и разбившему самолет на Чукотке. Спустя год Леваневский об этом написал так: «Пришлось… срочно вылететь.

Что их ждет? В лучшем случае — отставка, в худшем — «высшая мера». Воронин еще на что-то надеялся, а Шмидт прямо говорил — расстреляют…» Но судьбе было угодно распорядиться иначе… Вскоре из Москвы по радио поступило сообщение: «Шлем героям-челюскинцам горячий большевистский привет. С восхищением следим за вашей героической борьбой… Сталин, Молотов, Ворошилов…» Спасительные крылья Уже 5 марта спустя 3 недели после катастрофы А. Ляпидевский на своей тяжелой машине АНТ-4 вывез из лагеря Шмидта женщин и детей в Уэлен, так обрисовав ситуацию: «Мы прямо уперлись в лагерь… Отчетливо видели теперь стоянку Шмидта: вышку, палатки, барак. Потом увидали во льду трещину, которая отделяла лагерь от аэродрома, около трещины — скопище народа, пытавшегося перебраться… Кричали что-то, бросали шапки вверх. Я сделал два круга над аэродромом. Впервые я видел такую маленькую площадку: она была 450 на 150 метров. Все подходы к ней были заставлены высокими ропаками… Сел все-таки очень удачно… Челюскинцы все обросшие, бородатые, одетые в меха… Окружили потом меня, обнимают, а у меня мысль: как бы отсюда вылететь?.. К сожалению, первый же удачный полет стал для Ляпидевского последним — его самолет оказался слишком капризным для арктического неба и больше не использовался. Слепнев на «Флистере», за которым на своих Р-5 последовали Н. Каманин и В. Комендант аэродрома челюскинцев Сандро Погосов так описал их прибытие: «Слепневская быстроходная «американка» — нарядненькая, чистенькая и кокетливая — три раза пыталась идти на посадку и, наконец, при попытке сесть наискось против ветра, заковыляла по ропакам и перевалилась на бок. На аэродроме воцарилось гробовое молчание… Слепнев вышел из кабины, осмотрел повреждения, а Ушаков стоял рядом с ним. Оба были целы и невредимы… Через два часа появились два самолета Р-5. Раза два прицелившись к небольшой полосе аэродрома, обе машины благополучно сели одна за другой. Настроение, заметно упавшее при неудачной посадке «американки», быстро поднялось. Наши родные, советские машины показали лучшие качества при этой рискованной посадке. Через полчаса, забрав пять человек, они улетели в Ванкарем. Слепнев остался ждать запасных частей». Поскольку «пассажироемкость» у Р-5, замысленного конструктором Н. Поликарповым как разведчик и ближний бомбардировщик, была минимальной, действовать приходилось исходя из сложившейся обстановки. Молоков, например, перевозил лишнего пассажира в парашютном ящике под фюзеляжем. Судовой машинист «Челюскина» Мартисов был таким «лишним»: «…сложил руки по швам, двое товарищей взяли меня, подняли и втолкнули в футляр головой вперед. Отверстие закрыли, и машина пошла… При подъеме с аэродрома жутко трясло: било то затылком вверх, то носом вниз. Потрясло, потом чувствую, стало спокойно — значит, машина в воздухе… Мои страхи оказались напрасными. Прилетел вполне благополучно. Вытащили меня за ноги — и все в порядке». Финальный акт В дальнейшем воздушный мост работал безостановочно, и каждый день людей в лагере становилось все меньше. Особая ситуация сложилась с самим Отто Юльевичем Шмидтом. Вместе со Слепневым в лагерь прилетел уполномоченный комиссии В. Куйбышева Г. Он в то время по праву считался полярником из полярников — за его плечами было пять зимовок на самых неизведанных «белых пятнах», каковыми в 1920-е годы являлись остров Врангеля и архипелаг Северная Земля. На этот раз он выступал представителем высших партийных и государственных инстанций, которому предстояло ввести руководство погибшего «Челюскина» в курс принятых «наверху» решений. Положение осложнялось тем, что у Шмидта начала прогрессировать застарелая легочная болезнь и с каждым днем он чувствовал себя все хуже. Однако, не считая себя вправе оставить дело незавершенным, Шмидт категорически отказывался покинуть лагерь. Но поскольку температура у него поднялась до 39, Ушаков, не дожидаясь, пока положение станет критическим, сообщил о ситуации в Кремль. Вскоре из Москвы на имя Шмидта пришел приказ передать руководство своему заместителю Боброву и незамедлительно эвакуироваться на Аляску под опеку американских врачей. Основная часть челюскинцев была вывезена всего за неделю, с 7 по 13 апреля. За это время наиболее отличились пилоты Молоков и Каманин, совершившие по 9 рейсов: первый вывез 39 человек, второй — 34. Водопьянов сделал 3 рейса, эвакуировав 10 человек, остальных же на Большую землю доставили Слепнев и Доронин. Смертельно уставшие пилоты, поднимавшие в воздух свои машины на пределе сил, и их отлетавшие товарищи, занятые на лютом полярном морозе заправкой и бесконечным ремонтом изношенных самолетов, даже и не подозревали, что им суждено вскоре стать первыми Героями страны и в этом новом звании войти в ее историю. Прощальный танец Эпопея «Челюскина» близилась к завершению. В самом лагере к исходу дня 12 апреля осталось всего трое: капитан Воронин, заменивший Шмидта Бобров и Кренкель. А на ледовом аэродроме свою вахту продолжал нести комендант Погосов. Воронин с Бобровым решили перед сном осмотреть окрестности. Они поднялись на смотровую вышку и только тогда ощутили, насколько сильным было нервное напряжение, державшее их в своих тисках последние месяцы. Картина, очевидно, со стороны была жуткая: два уже не совсем молодых человека… пустились откалывать трепака, потом обнялись и расцеловались. И только тут я увидал удивленную физиономию Кренкеля, который оказался свидетелем этой непонятной для него сцены». Воронин тут же почувствовал неловкость, вспомнив о своем капитанском достоинстве, и даже взял с обоих слово забыть о проявленной им впервые с начала похода слабости. В тот же день Кренкель записал в своем дневнике: «Вечер незабываемо прекрасный. Полнейший штиль. С вышки отличная видимость на много десятков миль. Полная тишина. Изредка чуть-чуть похрустывает лед…» А вот впечатления Воронина: «В палатке горел фонарь. Я зажег примус. Вскипятил чаю, вымыл посуду и все аккуратно прибрал, оставив в палатке по поморскому обычаю запас продовольствия и вещей, необходимых человеку, который бы оказался заброшенным на эти льдины… С рассветом вышел на воздух. Было ясно. Кругом царило безмолвие». Видимо, под занавес Арктика стремилась очаровать тех, кого не смогла удержать в своих ледяных объятиях. Триумф, которого могло не быть Сейчас в это трудно поверить, но с февраля по апрель 1934 года вся страна начинала свой день с вопроса: «Как дела на льдине? Триумфальное возвращение участников экспедиции стало логическим продолжением того беспрецедентного внимания, с которым освещался ход спасательной операции, — передовицы газет, радиопередачи, выпуски кинохроники ни на минуту не переставали напоминать о лагере Шмидта. Челюскинцам предстояло вернуться из Владивостока в Москву поездом, проехав через всю страну по дороге, буквально усыпанной цветами, и выдержав настоящий ураган восторженного внимания. Это было ни с чем не сравнимое, доселе невиданное ликование нации, едва ли не впервые почувствовавшей себя единой и сильной. Апофеозом встречи стал парад на Красной площади, куда челюскинцев привезли прямо с вокзала по затопленным торжествующими людьми московским улицам. Сделать — и не умереть Опыт «Челюскина» — как в техническом, так и в организационном плане — учли уже в самом ближайшем будущем. Были построены новые грузовые суда типа «Дежнев» и новые ледоколы типа «Сталин». Также очевидной стала необходимость создания особой полярной авиации, которая и была организована в системе ГУ СМП. Наконец, 2-месячное существование дрейфующего лагеря Шмидта стало прелюдией для создания первой дрейфующей станции — «Северный полюс». Так что поход «Челюскина» определенно был не напрасным. Все связанные с ним события явились настолько масштабными и многогранными, что рассматривать их как проявление чьих-то амбиций или как результат роковых решений «в верхах» было бы неправильно. Во всей челюскинской эпопее роковым, видимо, стало стечение неблагоприятных обстоятельств, которые было невозможно предугадать, а самым значительным — поведение людей, оказавшихся сильнее всех этих обстоятельств. В любом случае энергетика событий, происходивших 70 лет назад, докатилась и до нас, живущих и в другое время, и уже в другой стране. Люди с «Челюскина», равно как и их спасители, оказавшиеся в драматических обстоятельствах на фоне экстремальных природных и общественных условий и действовавшие по принципу «сделай или умри», вышли из всех испытаний с незапятнанной репутацией. И уже поэтому достойны всяческого уважения… Надежда на небо После успешной эвакуации первых челюскинцев воздушные спасатели устремились к ледовому лагерю с трех направлений. Отряд Н.

Как спасали «челюскинцев»

На борту судна 112 человек: 53 — экипаж, 29 — состав экспедиции, 18 зимовщиков острова Врангеля, 12 строителей. Запасы: угля 2995 тонн, воды 500 тонн, продовольствия на 18 месяцев и трёхгодичное снабжение для острова Врангеля». Кроме собственных экспедиционных грузов и угля, «Челюскин» взял на борт два разобранных дома для полярников острова Врангеля. Много места заняли бочки с горючим как для самолёта Ш-2, размещённого на корабле, так и для радиостанции на острове Врангеля. Позаботились и о том, чтобы у полярников было в пути свежее мясо: на борт погрузили 26 коров, четырёх поросят. Баренцево море «Челюскин» прошёл, не встретив льдов.

Вошли в Карское море. Тяжёлые льды ранили судно Отто Шмидт: «При первых же встречах со льдом в Карском море «Челюскин» получил повреждение в носовой части лопнул шпангоут, погнулась стрингера и т. Нам пришлось взять тысячу лишних тонн угля для «Красина». Наличие лишнего груза привело к тому, что более укреплённый, так называемый ледовый пояс обшивки оказался ниже ватерлинии, и пароход встречал лёд менее защищённой верхней частью. Эти повреждения показали, что мы не должны требовать от «Челюскина» слишком многого.

Хотя он и построен с учётом северного плавания, но его крепления рассчитаны, очевидно, неправильно и во всяком случае недостаточно». Воронин, капитан судна: «Челюскин», широкий и малосильный пароход, не мог, конечно, форсировать льды и выдерживать их напор. Но ещё вопрос, как бы повёл себя во льдах Чукотского моря даже настоящий ледокол? Уж очень тяжёлый лёд был там в 1933 году». Надо было поскорее избавиться от лишнего обременительного груза для «Красина».

Он тоже находился в Карском море. Сблизились, команды быстро переместили 900 тонн «чёрного золота» из трюма в трюм. А вот к острову Врангеля приблизиться не удалось. Дома в разобранном виде, инструменты, команда из 18 человек, провизия остались на корабле. Отто Шмидт решил: когда дойдут до мыса Челюскина, высадят строителей там и они создадут новую станцию полярников.

Какое имя ей дать — решали сообща. Итог корабельного вече: раз девочка появилась на белый свет в Карском море — значит надо назвать её Кариной. С тех пор это имя его нет в святцах стало в СССР популярным. Плыла на корабле ещё и полуторагодовалая Аня — дочь супругов-полярников. Вместе с ними руководитель экспедиции поехал на берег — за 25 километров.

Там договорился об отправке части экипажа. На нартах удалось перевезти восемь человек, на борту осталось 105. Тем не менее руководитель экспедиции не удержался от восторга: «Всё-таки в одну навигацию мы достигли Берингова пролива! Вылетевшие на разведку лётчики не могли сказать ничего утешительного. До чистой воды расстояние было хотя и недалеко 20 км , но лёд был очень плотный».

Зимовка на льдине Отто Шмидт призвал на помощь ледокол «Литке». Несмотря на обилие тяжёлых повреждений, его команда мужественно пробивалась к «Челюскину». Отто Юльевич готовился передать на борт спасателей около половины состава экспедиции, прежде всего женщин и двух малолетних девочек. Но подранок «Литке» не смог приблизиться к зажатому льдом судну и вынужден был повернуть обратно… Вскоре в бухту Провидения прибыли лётчики Ляпидевский и Конкин на АНТ-2.

Его взяли на борт " Челюскина " художником, поскольку и Владимир Иванович Воронин , капитан парохода, и Отто Юльевич Шмидт знали его ещё по экспедиции на " Сибирякове ". Туда Решетников попал по протекции Шмидта библиотекарем, хотя готов был работать даже младшим кочегаром.

В ходе плаванья в высоких широтах ему приходилось постоянно приходилось участвовать во всех авралах, в ходе которых он проявил себя с самой лучшей стороны. Фёдор Решетников на борту "Сибирякова" в 1932 году. На "Челюскине" Решетников рисовал для судовой стенгазеты "СМП" — "Северный морской путь", редактором которой был Баевский Илья Леонидович — заместитель начальника экспедиции по науке, а также время от времени выпускал номера "Ледового крокодила" с карикатурами и дружескими шаржами. После того, как "Челюскина" раздавили льды, редколегия "СМП" переименовала свою стенгазету в "Не сдадимся! Все выпуски были иллюстрированы Решетниковым. Первые рисунки в переименованную стенгазету ему приходилось рисовать в нечеловеческих условиях: сидя на корточках, сгорбившись, или лёжа на животе в тесной палатке.

И лишь позже, когда из брёвен, предназначенных для домиков на острове Врангеля, уже был построен просторный барак, это можно было делать без такого экстрима.

В Москве была организована комиссия по спасению челюскинцев. В результате, все 104 человека были успешно спасены с помощью полярной авиации. Возвращение участников экспедиции в Москву стало триумфом: на Красной площади был устроен парад, а летчикам первым в истории присвоили звание Героя Советского Союза. Страна получила своих первых Героев — полярников, ученых, моряков, летчиков. Всех тех, кто не сдался стихии и обстоятельствам.

Все члены экипажа парохода «Челюскин» были спасены. Лётчики — первые Герои Советского Союза, участники спасения челюскинцев. Фотоколлаж Насколько удалось «Челюскину» справиться с поставленной задачей? Фактически рейс закончился трагедией. Дорогой, только что купленный за границей пароход был затоплен. Груз к месту назначения не доставлен. Переход по Севморпути за одну навигацию не осуществлен. Были потрачены огромные ресурсы для спасения людей. С момента отправки теплохода этому рейсу предавалось не только важное экономическое, но и идеологическое значение. После прохода в 1932 году Севморпути за одну навигацию на ледоколе «Александр Сибиряков», перед руководством Главсевморпути стояла задача доказать возможность навигации в высоких широтах обыкновенного парохода без дополнительной ледовой защиты.

Эпопея «Челюскина»

Не обошла она стороной и лейтенанта Прончищева, и его супругу Татьяну — первую в российской истории женщину-исследовательницу Арктики. И вскоре команде под руководством Семена Челюскина пришлось выдалбливать в вечной мерзлоте могилу для четы Прончищевых, не разлучавшихся ни в жизни, ни в смерти. Российская исследовательская полярная станция на мысе Челюскин. Столетием позже знаменитый русский исследователь XIX века академик Александр Миддендорф отметит, что Семен Челюскин, в отличие от многих других моряков, осваивавших северные моря, не пал духом и не прекратил своих усилий, а «ознаменовал полноту своих деятельных сил достижением самого трудного, на что до сих пор напрасно делались все попытки». Эти слова относятся к важнейшему достижению штурмана Челюскина — открытию самой северной точки Евразии. Чтобы добраться до нее, он после возвращения с погибшего «Якутска» потратил еще два года. Это время ушло на то, чтобы подготовить последний бросок на север, к еще неисследованным оконечностям Таймырского полуострова. В путь партия штурмана Семена Челюскина, состоявшая из него самого и троих солдат, на пяти нартах тронулась 5 декабря 1741 года. Через два с лишним месяца, 15 февраля 1742 года они добрались до Попигайского зимовья в устье реки Хатанги и остались там переждать самые суровые морозы, рассчитывая с началом весны тронуться дальше на северо-запад. Корабли «Вега» и «Лена» экспедиции Адольфа Норденшёльда салютуют мысу Челюскин, 20 августа 1878 года. Гравюра художника Раймонда Ньюкомба.

На то, чтобы добраться до крайней северной точки Таймыра о том, что она же будет и крайней северной точкой Евразии, тогда еще никто не подозревал , у этой маленькой экспедиции ушло полтора месяца. Шли трудно: записки Челюскина пестрят упоминаниями о том, как устают собаки, как теряют присутствие духа его спутники. Нехватку провианта возмещали за счет охоты на белых медведей. В последний раз подстрелить хищника удалось за три дня до того, как отряд добрался до мыса, названного самим Челюскиным Восточным Северным. В его записках встреча с нею описана так: «Приехали к мысу. Поставил маяк — одно бревно, которое вез с собою». И все. Так прозаически совершилось одно из самых крупных географических открытий XVIII века… Доказательство Свердрупа После Восточного Северного мыса Челюскин с товарищами повернули на запад, направляясь навстречу второй части экспедиции под руководством поручика Харитона Лаптева. Встреча состоялась спустя два месяца — 20 июля 1742 года. А уже осенью штурман Челюскин вернулся в Петербург, отчитался обо всех своих приключениях на Севере и вернулся к службе на Балтике.

Были потрачены огромные ресурсы для спасения людей. С момента отправки теплохода этому рейсу предавалось не только важное экономическое, но и идеологическое значение. После прохода в 1932 году Севморпути за одну навигацию на ледоколе «Александр Сибиряков», перед руководством Главсевморпути стояла задача доказать возможность навигации в высоких широтах обыкновенного парохода без дополнительной ледовой защиты.

Вера в то, что это возможно, была настолько велика, что пароход «Челюскин» загрузили выше нормы, а среди экипажа оказалась беременная жена одного из членов экипажа. Пароход «Челюскин» у пирса Катастрофа, которая случилась с теплоходом во льдах Чукотского моря, могла стать одной из больших трагедий в истории мореплавания, но стала триумфом СССР. Во многом авантюрная идея с переходом «Челюскина» продемонстрировала всему миру, что СССР активно работает в Арктике, что при освоении Арктики страна готова идти на любые финансовые затраты.

А кроме того, отдельная героическая история спасения челюскинцев советской авиацией продемонстрировала всему миру возможность полета в высоких широтах на не самых технически совершенных самолетах. Несмотря на громкое чествование и торжества по случаю возвращения челюскинцев, правильные выводы по вопросам судоходства в Арктике руководством страны и Главсевморпути были сделаны. Отныне все суда, работавшие в Арктике, оснащались дополнительной ледовой защитой и работали при помощи ледоколов.

По всему маршруту Севморпути начала создаваться навигационная и техническая инфраструктура.

Еще один рейс пришлось выполнить за 600 километров в город Ном на Аляске, куда в местный госпиталь был срочно доставлен заболевший руководитель экспедиции Отто Шмидт. Фото: vk. Более ста челюскинцев получили ордена «Красной звезды» и «Трудового красного знамени».

Еще 19 человек получили высшую советскую награду — орден Ленина. А семерым лётчикам, снявших челюскинцев со льдины, была присвоена введенная 16 апреля 1934 года высшая степень отличия, а именно звание «Герой Советского Союза» правда, медаль «Золотая звезда» будет введена только 1 августа 1939 года, но это уже, что называется, детали. Итак, вот список людей, которые стали самыми первыми Героями Советского Союза приводим его в порядке нумерации соответствующих Грамот : 1. Анатолий Ляпидевский 1908-1983 ;.

Была установлена радиосвязь и начата спасательная операция: челюскинцев эвакуировали по воздуху. В течение трёх месяцев было совершено 24 авиарейса, последний человек покинул льдину 13 апреля 1934 года. Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Почему затонул пароход "Челюскин" и как его экипаж два месяца держался на дрейфующей льдине

В тени первых Героев. Белые пятна челюскинской эпопеи 10 августа 1933 года "Челюскин" вышел из Мурманска.
«Челюскинская эпопея – трагедия, ставшая триумфом» В 2019 году отмечается 85-летие окончания героической эпопеи спасения челюскинцев.

Полярная эпопея челюскинцев

Молоков входил в группу гражданских лётчиков на самолётах Р-5 и вывезли 5 человек, а Слепнёв после трёхдневного ремонта самолёта вернулся на базу, также взяв 5 человек. На льдину он больше не летал, а переправил вывезенного Молоковым больного Шмидта в Ном этим же рейсом на родину возвратились механики самолётов «Флестер». Самолёты Р-5 группы Каманина, доставленные по железной дороге, были 2 марта отправлены вместе с экипажами из Владивостока на Чукотку пароходом «Смоленск», однако из-за сложной ледовой обстановки дошли только до мыса Олюторского на Камчатке. В период 7—13 апреля они выполнили по 9 рейсов между базой и лагерем и вывезли соответственно 34 и 39 человек. Для увеличения загрузки самолёта под крылом Р-5 прикрепляли по 2 фанерных футляра для грузовых парашютов, в которых лёжа мог размещаться человек. Молоков, летавший без штурмана, брал в двухместный самолёт до 6 пассажиров.

Группа вылетела оттуда 17 марта. Сложный путь протяжённостью свыше 5000 км преодолели М. Водопьянов на П-5 гражданский вариант самолёта Р-5 и И. Доронин на ПС-3 и 12 апреля подключились к спасательным работам. Водопьянов 12—13 апреля сделал 3 рейса и вывез 10 человек, а Доронин из-за поломки шасси при взлёте 12 апреля с лагерного аэродрома вынужден был ограничиться загрузкой 2 пассажиров.

Большой вклад в исследование этих бескрайних суровых белых просторов внёс Семён Иванович Челюскин 1707—1764 — офицер русского флота, капитан 3 ранга. В 1733—1740 годах он участвовал в Великом сибирском обследовании. А в 1745-м, передвигаясь на собачьих упряжках, изучал восточное побережье Таймыра, открыл северную точку Евразии. Её в честь отважного полярника назвали мысом Челюскина.

Желание превратить воды Арктики в регулярную магистраль пытались, правда неудачно, осуществить многие экспедиции при царской власти. И власть Советская мечтала об этом. В 1932 году 28 июня из Архангельска вышел пароход «Александр Сибиряков». Руководил опасной экспедицией видный учёный Отто Шмидт 1891—1956 , возглавлявший Всесоюзный арктический институт.

Это был первый в мире проход корабля по Северному Ледовитому океану за одну навигацию. Тогда же было создано Главное управление Севморпути. В нынешнем году у него юбилей — 90-летие. Успех «Александра Сибирякова» вдохновил О.

Шмидта взяться за организацию новой экспедиции. Его выбор пал на только что построенный в Копенгагене грузопассажирский пароход ледокольного типа. Советское правительство заказало его для плавания между устьем Лены и Владивостоком, потому и нарекло сначала «Леной». Под таким названием он прибыл 3 июня 1933 года в Ленинград, где его перекрестили в честь знаменитого русского полярника в «Челюскина».

Здесь на борт был погружен дополнительный уголь, и 10 августа началась эпопея «Челюскина». В 1934 году редакция газеты «Правда» издала двухтомник «Поход «Челюскина». В нём — написанные, как говорится, по горячим следам свидетельства 64 челюскинцев — участников Великого северного похода. Волнующие душу воспоминания, исторически достоверные факты!

В «лихие 90-е» на «Челюскина» было вылито много грязи. Борзописцы-антисоветчики упрекали власть СССР: мол, необдуманно бросила людей на гибель. Как же всё было на самом деле? Цели полярного похода В самом начале первого тома — статья Отто Шмидта о задачах полярного похода парохода «Челюскин»: «Эта экспедиция — одно из звеньев большой работы по изучению и освоению советской Арктики — далёкого севера нашей страны.

В общий грандиозный план великих работ первой пятилетки была включена и Арктика. С 1929 года начинается систематическое использование ледокольного флота. В 1933 году было решено повторить поход «Сибирякова»: вновь выйти для сквозного прохода Северным морским путём». Совокупность нескольких причин привела к этому решению, пишет Отто Юльевич.

Надо было сменить зимовщиков острова Врангеля и расширить станцию за последние годы попытки достигнуть острова с востока не давали успеха. Также следовало укрепить и продолжить опыт плавания «Сибирякова», изучив ряд ещё не известных участков моря. Наконец, необходимо было проверить, в каких пределах возможно плавание на севере грузовых пароходов — не ледоколов и каким образом организовать совместную работу этих пароходов и ледоколов на всём пути. Но они не были предназначены для дальнего плавания: брали на борт малый запас топлива и совсем не могли принять добавочный груз.

А тут требовалось завезти на остров Врангеля для полярников несколько деревянных построек, большой запас угля, продовольствия, снаряжения: палатки, спальные мешки, несколько комплектов рабочей одежды, лёгкой и тёплой… Топливом планировалось обеспечить и ледокол, если возникнет необходимость в его помощи. В общем нужно не ледокольное, а, что называется, полуледокольное судно. В июне «Челюскин» прибыл из Дании в Ленинград.

Мама говорит отцу, что что-то под нами трещит. Нет, что-то ничего не трещит, все нормально. Вот самолет прилетел, а они улетели. И в тот день, в ту ночь, барак разорвало на две части", — рассказывает Карина Васильева, дочь геодезиста и участника экспедиции на пароходе "Челюскин" Василия Васильева, которая родилась на пароходе "Челюскин" в августе 1933 года. Первыми о трагедии "Челюскина" узнали в Уэлене.

Связь с поселком после гибели судна установил полярный радист Эрнест Кренкель. Радиостанция, с помощью которой Кренкель передавал сигналы в Москву, весит около 100 килограммов, но до наших дней не сохранилась. Об этом мы можем судить только по архивным фотографиям. Зато в музее имени Эрнста Кренкеля интересный экспонат — радиоприемник ему подарили в 1934 году, спустя пять месяцев после того, как челюскинцев спасли. Без навигационных карт, в сложнейших условиях на поиск лагеря челюскинцев лучшие полярные летчики потратили месяц.

Вышедший из Ленинграда 16 июля 1933 года «Челюскин» с экспедицией под руководством О. Шмидта на борту, зайдя в Копенгаген и Мурманск, отправился по Северному морскому пути во Владивосток. Но попав в тяжелую ледовую обстановку, «Челюскин» был раздавлен льдами и отправился на дно 13 февраля 1934 года. Более сотни человек оказались на льду и вывозились самолетами в течение двух месяцев. Последний полет произошел 13 апреля 1934 года. Герои-летчики стали первыми Героями Советского Союза, а всех зимовщиков удостоили орденов Красной Звезды. В суровых условиях люди боролись за свои жизни и выжили. Каждые сутки зимовки во льдах они проявляли мужество и упорство.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий