— Был ли Достоевский в молодости революционером?
«Лишь бы кондрашка не пришиб». Чем на самом деле болел Федор Достоевский?
Первое прижизненное изображение молодого Достоевского периода его литературного дебюта. В середине XVII века воин литовской дружины Филипп Достоевский обвинялся сыновьями старосты Речицкого в разграблении их имущества и нанесении побоев принадлежавшим им крестьянам. Федор Достоевский в воспоминаниях называл детство лучшей порой его жизни. Достоевский фёдор Михайлович в юности. Николай Страхов, биограф и близкий друг Достоевского, говорил, что описание молодости героя "Записок из подполья" весьма автобиографично: "В то время мне было всего 24 года.
Маленький Достоевский: 9 интересных фактов из детства писателя
В презентации рассказывается о детстве и юности Ф. М, Достоевского. учителю, Презентации, Дополнительное образование, «Детство и юность Фёдора Михайловича Достоевского». Правда ли, что Достоевский написал один из лучших своих романов за 26 дней и был помилован за 10 минут до расстрела? В этот период творчество Достоевского затихает из-за того, что писатель отбывает наказание в ссылке в Омске.
Фактчек: 13 самых популярных легенд о Достоевском
Федор Михайлович Достоевский презентация Юность. Федор Михайлович Достоевский родился в Москве в холодный день 11 ноября 1821 года. Захватывающая биография Федора Достоевского: избежал смертной казни, стал игроком и увяз в больных отношениях. русский писатель, мыслитель, философ и публицист. Один из решающих моментов в жизни писателя выглядел так: Как известно, Достоевский в молодости был арестован вместе с другими участниками кружка петрашецев и обвинён в таком ужасающем преступлении, как чтение вслух известного.
Фото Достоевского
В бордели Достоевский ходил только в юности. Фотография Ф. М. Достоевского, дата неизвестна Как выглядел достоевский в молодости Начнём с самой загадочной и редкой фотографии Достоевского. Дмитрий Андреевич Достоевский родился в 1945 году и до пенсии работал водителем трамвая №34 в Санкт-Петербурге. Федор Достоевский в молодости В общей сложности в семье Достоевских родилось семь детей. Так, у Федора был старший брат Михаил, с которым он был особенно близок, и старшая сестра Варвара. В бордели Достоевский ходил только в юности. После смерти Достоевский был признан классиком русской литературы и одним из лучших романистов мирового значения, считается первым представителем персонализма в России.
К.К.Истомин. Из жизни и творчества Достоевского в молодости
Вообще амнистии в честь коронации нового императора были для Российской империи обычным делом. Однако решение Александра II обладало особой важностью: возвращение из ссылки политических преступников, включая декабристов, воспринималось как отказ от наследия Николая I и один из шагов к решительным переменам в жизни страны. Через два года Достоевский воспользуется вновь обретённым правом на свободу перемещения и покинет Сибирь, а после вернётся в бурную общественную и литературную жизнь Санкт-Петербурга. Кордегардия, о которой писал Достоевский в «Мёртвом доме», и второе издание «Записок из Мёртвого дома» 1862 года 1 сентября 1860 года. Для множества современников именно эта книга, посвящённая каторге и тюрьме, оказалась самым важным произведением Достоевского.
Передавая свой противоречивый опыт, писатель сложным образом соединяет вымышленное и достоверное. В его книге можно найти как правдивую картину жизни заключённых, так и типичный для Достоевского сложный анализ самосознания современного образованного человека. В эпоху Великих реформ описание своеобразного «плавильного котла», где представители самых разных сословий оказываются наравне, была особенно актуальна. Как ни странно, долгое время эта книга считалась намного более значительным произведением, чем, например, романы Достоевского.
Даже непримиримые идеологические противники писателя, такие как радикальный критик Дмитрий Писарев, похвально отзывались о «Записках». Журнал «Время» с первой публикацией романа «Униженные и оскорблённые». Журнал «Время» Вышел первый номер журнала «Время», который издавал брат Достоевского Михаил в действительности оба брата активно участвовали в работе редакции. На страницах этого издания будет напечатан среди прочего роман «Униженные и оскорблённые».
Среди сотрудников журнала были поэт и критик Аполлон Григорьев, философ Николай Страхов и многие другие. Журнал, полемизировавший и с консервативными изданиями наподобие «Русского вестника», и с радикальными «Современником» и «Русским словом», предлагал «почвенническую» политическую и литературную программу, настаивая на внимательном отношении к народному духу. Это, впрочем, не мешало относительному либерализму издания Достоевских, в котором высказывались очень смелые взгляды по самым разным общественным и политическим вопросам. Такая смелость и приведёт к закрытию журнала: в разгар Польского восстания 1863 года Страхов напечатает статью, очень смело трактующую отношения между Россией и Польшей.
Впрочем, столь популярным он уже не будет. Берег озера Цюрих. Около 1860 года. Литография Жана Жакотте Цюрих, Швейцария.
Около 1865 года. Гравюра Генриха Зигфрида. Фотография Уильяма Инглэнда 8 июня 1862 года. Достоевский за границей Достоевский впервые выезжает за пределы Российской империи.
Как и многие русские, писатель хотел познакомиться с жизнью Западной Европы. Противоречивые, далеко не восторженные впечатления от современной жизни Западной Европы отразились в публицистических «Зимних заметках о летних впечатлениях». Впрочем, многие наблюдения Достоевского окажутся и вполне благожелательными: достаточно вспомнить описания Швейцарии в романе «Идиот». Во время этого путешествия Достоевский встретится с политическим эмигрантом Александром Герценом, личностью и творчеством которого позже будет интересоваться.
Наконец, именно во время европейской поездки Достоевский увлёкся игрой на рулетке. Психологическая сторона этого увлечения изображена в романе «Игрок». Писатель вернулся из своего европейского путешествия к зиме, однако позже неоднократно будет посещать европейские страны. Аполлинария Суслова 1863 год.
Достоевский и Суслова Август — сентябрь 1863-го — самый напряжённый период в любовных отношениях Достоевского с Аполлинарией Сусловой: они несколько раз встретились в европейских городах от Парижа до Рима. Возлюбленная Достоевского, с которой он познакомился в начале 1860-х, была намного младше его и сильно отличалась по политическим взглядам. По словам современницы, Суслова — «девушка с обстриженными волосами, в костюме, издали похожем на мужской, девушка, везде являющаяся одна, посещающая прежде университет, пишущая, одним словом эмансипированная». Она занималась литературой и опубликовала несколько повестей, в том числе одну — в журнале «Время»; позже вышла замуж за Василия Розанова, в будущем знаменитого писателя.
Роман Достоевского и Сусловой был болезненным: Суслова параллельно переживала несчастную влюблённость в другого, Достоевский был женат. Считается, что оба участника описали эту любовную историю в своих произведениях: Достоевский — в романе «Игрок», а Суслова — в повести «Чужая и свой». Мария Достоевская 15 апреля 1864 года. Через год Достоевский напишет своему другу, дипломату Александру Врангелю: …Она любила меня беспредельно, я любил её тоже без меры, но мы не жили с ней счастливо.
Как ни странно это, а это было так. Это была самая честнейшая, самая благороднейшая и великодушнейшая женщина из всех, которых я знал во всю жизнь. Когда она умерла — я хоть мучился, видя весь год , как она умирает, хоть и ценил и мучительно чувствовал, что я хороню с нею, — но никак не мог вообразить, до какой степени стало больно и пусто в моей жизни, когда её засыпали землёю. И вот уж год, а чувство всё то же, не уменьшается...
Бросился я, схоронив её, в Петербург, к брату, — он один у меня оставался, но через три месяца умер и он, прохворав всего месяц и слегка, так что кризис, перешедший в смерть, случился почти неожиданно, в три дня. Смерть брата Скончался Михаил Михайлович Достоевский. Фёдору Михайловичу пришлось принять на себя заботы о вдове и детях брата, а также выплатить его внушительные долги. Наконец, на Достоевского пали все хлопоты по изданию журнала «Эпоха».
В журнале Достоевский поместил некролог брату, где писал: Михаил Михайлович был человек настойчивый и энергический. Он принадлежал к разряду людей деловых, разряду весьма между нами немногочисленному, к разряду людей, не только умеющих замыслить и начать дело, но и умеющих довести его до конца, несмотря на препятствия. К несчастию, характер покойного был в высшей степени восприимчивый и впечатлительный. При этой восприимчивости впечатлений он мало доверял их другим, хранил их в глубине себя, мало высказывался, особенно в несчастьях и неудачах.
Когда он страдал, то страдал один и не обременял других своею экспансивностью. Только удачу, радость любил он делить добродушно с своими домашними и близкими; в такие минуты он не мог и не хотел быть один. Николай Страхов вспоминал трагикомическую подробность: «... В публике, не слишком внимательной к именам, произошла путаница, и многие считали тогда умершим Фёдора Михайловича, то есть знаменитого Достоевского.
Сцена несостоявшейся казни произвела на писателя огромнейшее впечатление. С особой жестокостью объявление о помиловании было зачитано, когда на шеи осужденных уже накинули петли. Нервное потрясение очень сильно сказалось на творчестве писателя, наполнило его мрачными красками и предчувствиями. На каторге писатель продолжал творить. Ему повезло — вскоре власть в стране изменилась, неудавшихся бунтарей помиловали. Достоевскому даже разрешили вернуться в Петербург в 1859 году и восстановили права на дворянство. Возвращение В 1857 году Достоевский женился. Его женой стала Мария Исаева.
В Петербург они приехали вместе. За писателем продолжали вести надзор, но это не мешало ему продолжать творить. В последующие годы он много пишет, работает в литературных журналах, заводит знакомства с блестящими людьми того времени. В начале шестидесятых годов Достоевский путешествует по Европе. Эти поездки приносят ему не только массу впечатлений, но и пагубную страсть — он увлекается игрой в рулетку, что существенно подрывает его материальное положение. Далее на свет появляется целый ряд гениальных романов писателя: «Преступление и наказание»;.
Потом он сделался ужасно как рассеян, едва понимал, о чём я говорю». Когда Сусловой было уже за сорок, она вышла замуж за молоденького гимназиста и мотала ему нервы, что называется, по полной программе. Этим гимназистиком оказался будущий философ Василий Розанов, от которого она сбежала со своим новым возлюбленным и двадцать лет не давала мужу развод.
Розанов страшно переживал. В одном из писем он признавался: «Я плакал и месяца два не знал, что делать, куда деваться». Он даже просил отца Сусловой заставить дочь одуматься, но тот назвал её «врагом рода человеческого» и открестился. Хотя Розанов и дал неверной жене презрительное прозвище «Суслиха», всё же он отмечал, что «она была великолепна, по стилю души совершенно русская, раскольница, хлыстовская Богородица», с которой «было трудно», но которую «невозможно забыть». Надо заметить, что после расставания с женой Василий Розанов создал все свои самые значительные произведения, а для Достоевского Суслова послужила прототипом сразу нескольких героинь, в том числе таких ярких женских образов, как Полина из «Игрока» и Настасья Филипповна из романа «Идиот». Нарциссизм и больной эгоизм Аполлинарии Сусловой, по мнению Достоевского, были колоссальны, при этом писатель всё же признавал её огромное влияние на его душевное состояние: «Я люблю её ещё до сих пор, очень люблю, но я уже не хотел бы любить её. Она не стоит такой любви. Мне жаль её, потому что, предвижу, она вечно будет несчастна. Кто требует от другого всего, а сам избавляет себя от всех обязанностей, тот никогда не найдет счастья», — сожалел он.
Последняя любовь «Ищите любви и копите любовь в сердцах ваших. Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих», — писал Достоевский в своём дневнике. В браке с Анной Григорьевной Сниткиной это перерождение произошло обоюдно, но не скоро: потребовалось много усилий и времени, чтобы преодолеть пагубные привычки Достоевского, стабилизировать психоэмоциональное состояние, научиться чувствовать и понимать друг друга. Надо отдать должное смелости Анны Григорьевны: будучи молоденькой стенографисткой, пришедшей на помощь находящемуся в бедственном положении писателю, она не испугалась трудностей, не обиделась на вспышки гнева, а прониклась пониманием и состраданием. Вспоминая первую встречу с Фёдором Михайловичем, она так обрисовала свои впечатления: «Я видела перед собой человека страшно несчастного, убитого, замученного. Он имел вид человека, у которого сегодня-вчера умер кто-либо из близких сердцу; человека, которого поразила какая-нибудь страшная беда. Когда я вышла от Фёдора Михайловича, мое розовое, счастливое настроение разлетелось, как дым… Мои радужные мечты разрушились…». Однако печаль и подавленность после первой встречи не стали препятствием на пути их совместного труда, и вскоре «Игрок» был застенографирован, а рукопись была в срок сдана издателю. Это было в октябре 1866 года, а в феврале 1867 года Достоевский и Сниткина обвенчались.
Неопытность, доверчивость, впечатлительность, умение наивно радоваться миру — всё это в юной жене и привлекало и печалило одновременно. Длительное заграничное путешествие, действительно, стало для обоих большим испытанием: неконтролируемая игромания, отчаяние от проигрышей, заклад почти всех вещей, отсутствие средств к существованию, потеря первого ребенка, напряжённая работа над рукописями — беды сыпались на их головы одна за другой. Но лишения их сблизили и даже закалили перед будущими трудностями. Снисходительность и понимание Анны Григорьевны были того же свойства, что и когда-то чувства матушки писателя к своему супругу. И методы преодоления семейных неурядиц те же: терпение, понимание, жалость, увещевания, действенная помощь. Она подарила ему детей, организовала быт, выправила финансовое положение. После смерти писателя издала полное собрание его сочинений, передала в музей рукописи Достоевского, создала воспоминания, в которых личность Фёдора Михайловича вырисовывается детально и с любовью.
Строить мы будем, мы, одни мы! В устроенной по Шигалеву системе общественных отношений Петра Верховенского восхищает повсеместное шпионство и поголовное равенство: «У него каждый член общества смотрит один за другим и обязан доносом. Каждый принадлежит всем, а все каждому. Все рабы и в рабстве равны. В крайних случаях клевета и убийство, а главное — равенство». Но неужто в таком социуме воцарятся тишь да гладь? Как бы не так! Но нужна и судорога; об этом позаботимся мы, правители, — уточняет Петруша. Полное послушание, полная безличность, но раз в тридцать лет Шигалев пускает и судорогу, и все вдруг начинают поедать друг друга, до известной черты, единственно чтобы не было скучно». В том провозглашенном будущем, которое для нас уже стало прошлым, было всякое, но вот скуки точно не было. Для осуществления шигалевского проекта требовался перво-наперво хороший клейстер, чтобы намертво склеить хотя бы базовую «пятерку», внутри которой с самого начала стал обнаруживаться разлад. Определенный Верховенским в номинальные вожди переворота загадочный русский швейцарец Николай Ставрогин, откровенно издеваясь, советует Петруше: «Подговорите четырех членов кружка укокошить пятого, под видом того, что тот донесет, и тотчас вы их всех пролитою кровью, как одним узлом, свяжете. Рабами вашими станут, не посмеют бунтовать и отчетов спрашивать! Замыслом романа автор обязан реальному злодеянию. В ноябре 1869-го члены подпольной «Народной расправы» убили студента Петровской земледельческой академии Ивана Иванова — своего вышедшего из беспрекословного подчинения товарища. Живший в то время в Дрездене Достоевский узнал об этом из газет. Зачинщиком убийства был основатель организации, «созидатель разрушения» Сергей Нечаев, закалявший волю, подражая Рахметову: спал на голых досках, сидел на черном хлебе. А помимо того — изучал историю декабристов и петрашевцев, пользовался покровительством теоретика анархизма Михаила Бакунина. Встав на путь беспощадного террора, поиском средств себя не утруждал, бравировал вседозволенностью, утверждая, что для революционера «нравственно все, что способствует торжеству революции... Итогом борьбы видел такой строй, где каждый станет трудиться «под страхом смерти в случае отказа от труда», «производить для общества как можно больше, потреблять как можно меньше».
Ссылка Достоевского
Уже в 1845 году свет увидело его дебютное произведение «Бедные люди», публикацией которого занялся сам Некрасов. Отзывы на произведение говорили о том, что критики признают рождение в России нового необыкновенного таланта. Наряду с потрясающей работоспособностью писатель выделялся своим неповторимым стилем, смешением реализма с тонкой психологией. Каторга В один момент блестяще складывающая жизнь Достоевского перевернулась. В 1849 году писатель был арестован за участие в кружке Петрашевского, пропагандирующего идеи утопистов. Он был приговорен к смертной казни. Позднее казнь заменили четырьмя годами каторги. Сцена несостоявшейся казни произвела на писателя огромнейшее впечатление. С особой жестокостью объявление о помиловании было зачитано, когда на шеи осужденных уже накинули петли.
Нервное потрясение очень сильно сказалось на творчестве писателя, наполнило его мрачными красками и предчувствиями. На каторге писатель продолжал творить. Ему повезло — вскоре власть в стране изменилась, неудавшихся бунтарей помиловали. Достоевскому даже разрешили вернуться в Петербург в 1859 году и восстановили права на дворянство. Возвращение В 1857 году Достоевский женился.
Интересные и малоизвестные факты из биографии Достоевского, о которых мы расскажем, возможно, помогут читателям по-новому взглянуть на его творчество. Сестра — как процентщица из романа Достоевский — из многодетной семьи, всего у его родителей было восемь детей, причем Фёдор был одним из старших. Общению со сверстниками и играм он предпочитал чтение книг и разговоры со взрослыми. Когда в 37 лет умерла его мать, будущему писателю было всего 15, его старшему брату — 16, а остальные братья и сестры были младше. Самому маленькому ребенку на тот момент только исполнилось полтора годика.
Родители писателя. Старший брат Федора Достоевского тоже был писателем, к тому же, он тоже делал переводы. Правда, умер рано — в 43. А одна из сестер писателя, Варвара, удачно вышла замуж, стала очень богата и очень скупа и повторила судьбу старухи из «Преступления и наказания». Женщину убил местный дворник, чтобы завладеть ее деньгами. Дворянин с синдромом самозванца Отец писателя был дворянином, причем этот титул он получил не по наследству, а за усердную службу: во время войны 1812 года, а также в последующие годы Михаил Достоевский служил врачом в госпиталях. В 1827 году военврача наградили чином коллежского асессора, а также правом на потомственное дворянство. Достоевский в 26 лет рис. Трутовского и в более старшем возрасте. Ему также предоставлялась привилегия отдать своих сыновей в любое военное учебное заведение.
Так будущий писатель и попал в Главное инженерное училище в Петербурге, где из-за своего простого происхождения постоянно чувствовал себя белой вороной на фоне сокурсников голубых кровей — потомственных дворян с именитыми родителями. Хотя Федор и его старший брат бредили литературой, отец отдал их в военные инженеры, потому что считал писательство не серьезной и не денежной профессией. Помиловали перед расстрелом Описывая в «Идиоте» чувства человека, приговоренного к казни, Достоевский фактически поделился своими собственными мыслями и ощущениями.
Эмоции били в ней через край, ей хотелось больше страсти, обожания, предельных ощущений. Всё это выматывало и увлекало одновременно. Управлять такой женщиной и предугадывать её поведение и настроение невозможно. Писатель сделался заложником этих отношений надолго. Даже живя в браке с А. Сниткиной, он продолжал переписку с Сусловой, чем вызывал в жене вполне закономерную ревность. В своих воспоминаниях она воспроизводит эпизод, когда Достоевский читал очередное письмо: «Он долго перечитывал первую страницу, потом наконец прочёл и весь покраснел.
Мне показалось, что у него дрожали руки… Он горько улыбался. Такой улыбки я ещё никогда у него не видала. Это была улыбка презрения или жалости, какая-то жалкая, потерянная улыбка. Потом он сделался ужасно как рассеян, едва понимал, о чём я говорю». Когда Сусловой было уже за сорок, она вышла замуж за молоденького гимназиста и мотала ему нервы, что называется, по полной программе. Этим гимназистиком оказался будущий философ Василий Розанов, от которого она сбежала со своим новым возлюбленным и двадцать лет не давала мужу развод. Розанов страшно переживал. В одном из писем он признавался: «Я плакал и месяца два не знал, что делать, куда деваться». Он даже просил отца Сусловой заставить дочь одуматься, но тот назвал её «врагом рода человеческого» и открестился. Хотя Розанов и дал неверной жене презрительное прозвище «Суслиха», всё же он отмечал, что «она была великолепна, по стилю души совершенно русская, раскольница, хлыстовская Богородица», с которой «было трудно», но которую «невозможно забыть».
Надо заметить, что после расставания с женой Василий Розанов создал все свои самые значительные произведения, а для Достоевского Суслова послужила прототипом сразу нескольких героинь, в том числе таких ярких женских образов, как Полина из «Игрока» и Настасья Филипповна из романа «Идиот». Нарциссизм и больной эгоизм Аполлинарии Сусловой, по мнению Достоевского, были колоссальны, при этом писатель всё же признавал её огромное влияние на его душевное состояние: «Я люблю её ещё до сих пор, очень люблю, но я уже не хотел бы любить её. Она не стоит такой любви. Мне жаль её, потому что, предвижу, она вечно будет несчастна. Кто требует от другого всего, а сам избавляет себя от всех обязанностей, тот никогда не найдет счастья», — сожалел он. Последняя любовь «Ищите любви и копите любовь в сердцах ваших. Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих», — писал Достоевский в своём дневнике. В браке с Анной Григорьевной Сниткиной это перерождение произошло обоюдно, но не скоро: потребовалось много усилий и времени, чтобы преодолеть пагубные привычки Достоевского, стабилизировать психоэмоциональное состояние, научиться чувствовать и понимать друг друга. Надо отдать должное смелости Анны Григорьевны: будучи молоденькой стенографисткой, пришедшей на помощь находящемуся в бедственном положении писателю, она не испугалась трудностей, не обиделась на вспышки гнева, а прониклась пониманием и состраданием. Вспоминая первую встречу с Фёдором Михайловичем, она так обрисовала свои впечатления: «Я видела перед собой человека страшно несчастного, убитого, замученного.
Он имел вид человека, у которого сегодня-вчера умер кто-либо из близких сердцу; человека, которого поразила какая-нибудь страшная беда.
О как провели мы этот вечер! Знакомство с Шидловским подарило меня столькими часами лучшей жизни». Скоро друзья расстаются и навсегда. О дальнейшей судьбе Шидловского, русского романтика-мистика, мы узнаем из письма его невестки к Анне Григорьевне Достоевской в 1901 г. Шидловский скоро бросил писать стихи и стал работать над историей русской церкви. Внутренний разлад, неудовлетворенность всем окружающим — вот предположительно те причины, которые побудили его в [18]50-х годах поступить в Валуйский монастырь. Не найдя, по-видимому, и здесь удовлетворения и нравственного успокоения, он предпринял паломничество в Киев, где обратился к какому-то старцу, который посоветовал ему вернуться домой в деревню, где он и жил до самой кончины, не снимая одежды инока-послушника. Его странная, исполненная всяких превратностей, жизнь, свидетельствует о сильных страстях и бурной природе.
Глубокое нравственное чувство Ивана Николаевича стояло нередко в противоречии с некоторыми странными поступками; искренняя вера и религиозность сменялись временным скептицизмом и отрицанием». В своем имении Шидловский то кутил с драгунами, то проповедовал. Русский романтизм во всех его сложных превращениях — одна из основных идей творчества Достоевского. От восторженного преклонения перед ним, через обличение и борьбу, он приходит в конце жизни к признанию его ценности. Но писатель создает не абстрактные схемы, а живых людей — «идееносцев». Романтизм был пережит им в личной влюбленной дружбе с романтиком Шидловским, осознан в реальном человеческом образе. Ордынов в повести «Хозяйка» начинает линию романтических героев Достоевского; Дмитрий Карамазов, декламирующий Шиллера, замыкает ее. Нежное воспоминание о друге своей юности Федор Михайлович хранил всю жизнь. Анна Григорьевна рассказывает, что он полюбил Владимира Соловьева за то, что тот напоминал ему Шидловского.
Вторая романтическая дружба относится к 1840 г. Герой ее — старший товарищ Достоевского по училищу, Иван Бережецкий. Воспитатель А. Савельев изображает его изнеженным щеголем. Достоевского или одного, или вдвоем, но ни с кем иным, как с кондуктором старшего класса Ив. К сожалению, как тогда, так и теперь, истинное значение этой дружбы двух молодых людей определить очень трудно. Хлебников в своих «Записках» сообщает: «Помню, как Ф. Достоевский и Бережецкий увлекались совместным чтением, если не ошибаюсь, Шиллера. Бывало, читают, читают и вдруг заспорят и затем скоро, очень скоро пойдут чрез все наши камеры или спальни, один впереди, как бы убегая, чтобы не слышать возражений другого, что делал обыкновенно Бережецкий, а его преследовал Достоевский, желая досказать ему свои мысли».
В дружбе с Шидловским Достоевский был учеником, подавленным гениальностью своего поэтического друга. В отношениях с франтом Бережецким ему принадлежит активная роль. Он властно внушает светскому юноше величие Дон Карлоса и маркиза Позы. Там он перевоплощался в Шидловского, здесь превращает Бережецкого в героев Шиллера. Он пишет брату : «Я имел у себя товарища, одно созданье, которое так любил я! Ты писал ко мне, брат, что я не читал Шиллера. Ошибаешься, брат! Я вызубрил Шиллера, говорил им, бредил им; и я думаю, что ничего более кстати не сделала судьба в моей жизни, как дала мне узнать великого поэта в такую эпоху моей жизни; никогда бы я не мог узнать его так, как тогда. Читая с ним Шиллера, я поверял над ним и благородного, пламенного Дон Карлоса, и маркиза Позу, и Мортимера.
Эта дружба так много принесла мне и горя и наслажденья. Теперь я вечно буду молчать об этом; имя же Шиллера стало мне родным, каким-то волшебным звуком, вызывающим столько мечтаний; они горьки, брат; вот почему я ничего не говорил с тобою о Шиллере, о впечатленьях, им произведенных: мне больно, когда я услышу хоть имя Шиллера». В письмах к брату ничего не говорится о быте училища, занятиях, преподавателях. Мечтатель не видит унылой действительности, он живет в мире литературы, поэзии — и живет в нем пламенно. Дружба с Бережецким была непрочна, и связанные с ней мечтания о Шиллере скоро стали «горькими». Вероятно, Дон Карлос — Бережецкий разочаровал своего требовательного друга. Товарищи по училищу изображают юношу Достоевского задумчивым и молчаливым. Трутовский пишет: «Он был хорошо сложен, коренастый; походка была у него какая-то порывистая, цвет лица какой-то серый, взгляд всегда задумчивый и выражение лица большею частью сосредоточенное. Военная форма совсем не шла как-то к нему.
Он держал себя всегда особняком и мне он представляется почти постоянно ходящим где-нибудь в стороне взад и вперед с вдумчивым выражением... Вид его всегда был серьезный, и я не могу себе представить его смеющимся или очень веселым в кругу товарищей. Не знаю почему, но он у нас в училище носил название Фотия». Воспитатель Савельев так описывает Достоевского в 1841 г. В этом изолированном от других столиков месте сидел и занимался Ф. Достоевский; случалось нередко, что он не замечал ничего, что кругом его делалось; в известные установленные часы товарищи его строились к ужину, проходили по круглой каморе в столовую, потом с шумом проходили в рекреационную залу к молитве, снова расходились по каморам; Достоевский только тогда убирал в столик свои книги и тетради, когда проходивший по спальням барабанщик, бивший вечернюю зорю, принуждал его прекратить свои занятия. Бывало, в глубокую ночь, можно было заметить Ф. Набросив на себя одеяло сверх белья, он, казалось, не замечал, что от окна, где он сидел, сильно дуло». Молодой литератор, занесенный судьбой в военно-учебное заведение; первые вспышки вдохновения под аккомпанемент маршировки и барабана — вот образ его духовного одиночества в Инженерном училище.
Юноша дышит воздухом мистического романтизма, религией сердца, мечтой о «золотом веке». Границы христианского искусства для него очень широки: они охватывают и Гомера, и Гюго, и Шекспира, и Шиллера, и Гёте. Он пишет брату: «Гомер баснословный человек, может быть как Христос, воплощенный Богом и к нам посланный может быть параллелью только Христу, а не Гёте. Сколько в этом письме ученического благоговения перед «гениями», сколько незрелого восторга и туманного христианства! Достоевский знает о романтическом культе полубога Гомера, повторяет модную идею «организации» человечества, что-то слышал о христианстве Гюго. С не меньшей страстностью он восхваляет классиков Расина и Корнеля. И это можно спрашивать. Прочти, жалкий человек, прочти и пади в прах пред Корнелем. Ты оскорбил его!
Не дух времени, но целые тысячелетия приготовили бореньем своим такую развязку в душе человека». Под «умом вселенной» не трудно распознать «мировой дух» немецкого идеализма. Увлечение Бальзаком остается у Достоевского на всю жизнь: автор «Евгении Гранде» — один из вечных его спутников. Не менее глубоко влияние Гофмана. Фантастический мир немецкого романтика пленяет юношу с таинственной силой; странными и страшными героями Гофмана он бредит наяву. Пусть люди бесятся, пусть лечат, пусть делают умным. Ежели ты читал всего Гофмана, то наверно помнишь характер Альбана. Так напряжена жизнь Достоевского в литературе; чтение для него — переживание, встреча с писателем — событие. Юноша, не получивший систематического образования, лихорадочно, порывисто усваивает мировую культуру.
Мелькают великие имена, сменяются восторги, кипит воображение. Но в этой хаотической смене впечатлений и увлечений постепенно намечается главная тема и отгадывается будущее призвание. В немецкой натурфилософии, в космической поэзии Гёте, в «высоком и прекрасном» Шиллера и в социальных романах Бальзака Достоевский ищет одно: человека и его тайну. Его рано поражает двойственность человеческой природы. Мне кажется, что мир наш — чистилище духов небесных, отуманенных грешною мыслию. Мне кажется, мир принял значенье отрицательное, и из высокой, изящной духовности вышла сатира. А в следующем году он уже знает свое призвание. Цель жизни найдена. Я в себе уверен.
Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Эти пророческие слова принадлежат восемнадцатилетнему юноше. Жизнь Достоевского в училище становится мучительнее с каждым днем. Эти жалобы повторяются постоянно: «О брат! Свобода и призванье — дело великое. Мне снится и грезится оно опять, как не помню когда-то. Как-то расширяется душа, чтобы понять великость жизни».
Достоевский в молодости
В 1857 году он был восстановлен в правах. В 1859-м получил разрешение жить в Твери, а конце этого года переехал в Петербург и вместе с братом Михаилом стал издавать журналы "Время" и "Эпоха". На страницах "Времени", стремясь укрепить его репутацию, Достоевский печатал свой роман "Униженные и оскорбленные" 1861. В течение следующих двадцати лет Достоевский напишет свои самые выдающиеся произведения, в том числе те, что войдут в его "великое пятикнижие" и в которых отразились нравственные, философские и социальные взгляды писателя. В них Достоевский изучает внутренний мир героев, путь к Богу, постижение истины. Полные психологизма и драматизма, романы потрясают силой и основательностью проникновения их создателя в потаенные уголки человеческой души и подсознания. Произведения Достоевского 1866—1880-х годов После путешествия за границу лето 1866 года писатель провел в Москве и на подмосковной даче — писал "Преступление и наказание" и параллельно работал над романом "Игрок". Интересно, что причиной создания "Преступления и наказания" стало тяжелое финансовое положение Достоевского. Он написал письмо редактору журнала "Русский вестник" Каткову, описал сюжет будущего романа и получил 300 рублей аванса. В 1867—1868 годах Достоевский написал роман "Идиот", задачу которого видел в "изображении положительно прекрасного человека".
Следующий роман, "Бесы", был создан в 1872 году под впечатлением от террористической деятельности Сергея Нечаева и организованного им тайного общества "Народная расправа". Тема распада семейных связей нашла продолжение в итоговом романе Достоевского "Братья Карамазовы", задуманном как изображение "нашей интеллигентской России" и вместе с тем как роман-житие главного героя Алеши Карамазова. Планировалось, что "Братья Карамазовы" станут лишь первой частью романа "История великого грешника", но осуществить задуманное писателю помешала смерть. Зимой 1881 года здоровье Достоевского ухудшилось — дала знать о себе застаревшая эмфизема легких. Лечение не принесло результатов, и 9 февраля 28 января по старому стилю писатель скончался в возрасте 59 лет. Погребальная процессия растянулась на целый километр. Гроб несли на руках. В качестве эпитафии на его надгробном камне высечены слова из Евангелия от Иоанна — именно их в свое время писатель выбрал эпиграфом к роману "Братья Карамазовы": "Истинно, истинно глаголю вам: аще пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода". Крамского «Ф.
Достоевский на смертном одре», РИА Новости Женщины в жизни Достоевского Достоевский был не только гениальным писателем — в жизни он был обычным мужчиной, который любил, страдал, шел под венец, встречался и расставался с женщинами. Четыре дамы оставили след в его сердце, а одна из них стала его опорой до конца жизни. Мария Исаева Первой женой писателя стала Мария Дмитриевна Исаева, с которой он познакомился в годы военной службы в Семипалатинске. В 1854 году Достоевский после четырех лет каторги прибыл в Семипалатинск — маленький городок, затерянный в степи. Здесь его ждала солдатская служба. Через несколько месяцев он познакомился с семьей Исаевых. Глава семьи был добрым и скромным человеком, но имел пристрастие к алкоголю. Это вызывало недовольство у его жены, Марии Дмитриевны. Она была образованной женщиной, знала иностранные языки.
Достоевский увлекся ею не на шутку. Летом 1855 года Исаевы уехали в Кузнецк. Федор Михайлович тяжело переживал разлуку и писал Марии "со всем пылом молодости": "Только об вас и думаю. Если бы вы знали до какой степени осиротел я здесь один!
Некоторые пишут: «Достоевский был лудоманом всю жизнь».
Не верьте! Достоевский пользовался услугами проституток. Федор Михайлович действительно пользовался услугами легкомысленных девушек, но в молодости. Вот что Фёдор пишет в письме своему брату: «Минушки, Кларушки, Марианны и т. На днях Тургенев и Белинский разбранили меня в прах за беспорядочную жизнь.
Эти господа уж и не сознают, как любить меня, влюблены в меня все до одного. Мои долги на прежней точке. Если хотите статью о Маркизе де Саде, то обязательно пишите в комментарии. Я бы над этим поработал. Фёдор Михайлович был приговорен к смертной казни.
Достоевского приговорили к смертной казни за участие в кружке петрашевцев. Молодого Фёдора обвиняли в том, что он распространял копии письма Белинского к Гоголю, где критик, как указано в материалах уголовного дела, «разбирая положение России и народа, сперва говорил о православной религии в неприличных и дерзких выражениях, а потом о судопроизводстве, законах и властях». Достоевский также оказался виноват в том, что не донес о собрании, где другой петрашевец, Николай Григорьев, читал свое сочинение «Солдатская беседа» с рекомендациями, как свергнуть царя. Осужденных привезли на площадь, где их должны были расстрелять. По процедуре к столбам их выводили по трое.
Он страдал! Передо мной было прекрасное, возвышенное созданье, правильный очерк человека, который представили нам и Шекспир и Шиллер; но он уже готов был тогда пасть в мрачную манию характеров байроновских. О какая откровенная, чистая душа! У меня льются теперь слезы, как вспомню прошедшее! Воображенье его начало создавать драмы, и какие драмы, брат мой. О как провели мы этот вечер! Знакомство с Шидловским подарило меня столькими часами лучшей жизни». Скоро друзья расстаются и навсегда.
О дальнейшей судьбе Шидловского, русского романтика-мистика, мы узнаем из письма его невестки к Анне Григорьевне Достоевской в 1901 г. Шидловский скоро бросил писать стихи и стал работать над историей русской церкви. Внутренний разлад, неудовлетворенность всем окружающим — вот предположительно те причины, которые побудили его в [18]50-х годах поступить в Валуйский монастырь. Не найдя, по-видимому, и здесь удовлетворения и нравственного успокоения, он предпринял паломничество в Киев, где обратился к какому-то старцу, который посоветовал ему вернуться домой в деревню, где он и жил до самой кончины, не снимая одежды инока-послушника. Его странная, исполненная всяких превратностей, жизнь, свидетельствует о сильных страстях и бурной природе. Глубокое нравственное чувство Ивана Николаевича стояло нередко в противоречии с некоторыми странными поступками; искренняя вера и религиозность сменялись временным скептицизмом и отрицанием». В своем имении Шидловский то кутил с драгунами, то проповедовал. Русский романтизм во всех его сложных превращениях — одна из основных идей творчества Достоевского.
От восторженного преклонения перед ним, через обличение и борьбу, он приходит в конце жизни к признанию его ценности. Но писатель создает не абстрактные схемы, а живых людей — «идееносцев». Романтизм был пережит им в личной влюбленной дружбе с романтиком Шидловским, осознан в реальном человеческом образе. Ордынов в повести «Хозяйка» начинает линию романтических героев Достоевского; Дмитрий Карамазов, декламирующий Шиллера, замыкает ее. Нежное воспоминание о друге своей юности Федор Михайлович хранил всю жизнь. Анна Григорьевна рассказывает, что он полюбил Владимира Соловьева за то, что тот напоминал ему Шидловского. Вторая романтическая дружба относится к 1840 г. Герой ее — старший товарищ Достоевского по училищу, Иван Бережецкий.
Воспитатель А. Савельев изображает его изнеженным щеголем. Достоевского или одного, или вдвоем, но ни с кем иным, как с кондуктором старшего класса Ив. К сожалению, как тогда, так и теперь, истинное значение этой дружбы двух молодых людей определить очень трудно. Хлебников в своих «Записках» сообщает: «Помню, как Ф. Достоевский и Бережецкий увлекались совместным чтением, если не ошибаюсь, Шиллера. Бывало, читают, читают и вдруг заспорят и затем скоро, очень скоро пойдут чрез все наши камеры или спальни, один впереди, как бы убегая, чтобы не слышать возражений другого, что делал обыкновенно Бережецкий, а его преследовал Достоевский, желая досказать ему свои мысли». В дружбе с Шидловским Достоевский был учеником, подавленным гениальностью своего поэтического друга.
В отношениях с франтом Бережецким ему принадлежит активная роль. Он властно внушает светскому юноше величие Дон Карлоса и маркиза Позы. Там он перевоплощался в Шидловского, здесь превращает Бережецкого в героев Шиллера. Он пишет брату : «Я имел у себя товарища, одно созданье, которое так любил я! Ты писал ко мне, брат, что я не читал Шиллера. Ошибаешься, брат! Я вызубрил Шиллера, говорил им, бредил им; и я думаю, что ничего более кстати не сделала судьба в моей жизни, как дала мне узнать великого поэта в такую эпоху моей жизни; никогда бы я не мог узнать его так, как тогда. Читая с ним Шиллера, я поверял над ним и благородного, пламенного Дон Карлоса, и маркиза Позу, и Мортимера.
Эта дружба так много принесла мне и горя и наслажденья. Теперь я вечно буду молчать об этом; имя же Шиллера стало мне родным, каким-то волшебным звуком, вызывающим столько мечтаний; они горьки, брат; вот почему я ничего не говорил с тобою о Шиллере, о впечатленьях, им произведенных: мне больно, когда я услышу хоть имя Шиллера». В письмах к брату ничего не говорится о быте училища, занятиях, преподавателях. Мечтатель не видит унылой действительности, он живет в мире литературы, поэзии — и живет в нем пламенно. Дружба с Бережецким была непрочна, и связанные с ней мечтания о Шиллере скоро стали «горькими». Вероятно, Дон Карлос — Бережецкий разочаровал своего требовательного друга. Товарищи по училищу изображают юношу Достоевского задумчивым и молчаливым. Трутовский пишет: «Он был хорошо сложен, коренастый; походка была у него какая-то порывистая, цвет лица какой-то серый, взгляд всегда задумчивый и выражение лица большею частью сосредоточенное.
Военная форма совсем не шла как-то к нему. Он держал себя всегда особняком и мне он представляется почти постоянно ходящим где-нибудь в стороне взад и вперед с вдумчивым выражением... Вид его всегда был серьезный, и я не могу себе представить его смеющимся или очень веселым в кругу товарищей. Не знаю почему, но он у нас в училище носил название Фотия». Воспитатель Савельев так описывает Достоевского в 1841 г. В этом изолированном от других столиков месте сидел и занимался Ф. Достоевский; случалось нередко, что он не замечал ничего, что кругом его делалось; в известные установленные часы товарищи его строились к ужину, проходили по круглой каморе в столовую, потом с шумом проходили в рекреационную залу к молитве, снова расходились по каморам; Достоевский только тогда убирал в столик свои книги и тетради, когда проходивший по спальням барабанщик, бивший вечернюю зорю, принуждал его прекратить свои занятия. Бывало, в глубокую ночь, можно было заметить Ф.
Набросив на себя одеяло сверх белья, он, казалось, не замечал, что от окна, где он сидел, сильно дуло». Молодой литератор, занесенный судьбой в военно-учебное заведение; первые вспышки вдохновения под аккомпанемент маршировки и барабана — вот образ его духовного одиночества в Инженерном училище. Юноша дышит воздухом мистического романтизма, религией сердца, мечтой о «золотом веке». Границы христианского искусства для него очень широки: они охватывают и Гомера, и Гюго, и Шекспира, и Шиллера, и Гёте. Он пишет брату: «Гомер баснословный человек, может быть как Христос, воплощенный Богом и к нам посланный может быть параллелью только Христу, а не Гёте. Сколько в этом письме ученического благоговения перед «гениями», сколько незрелого восторга и туманного христианства! Достоевский знает о романтическом культе полубога Гомера, повторяет модную идею «организации» человечества, что-то слышал о христианстве Гюго. С не меньшей страстностью он восхваляет классиков Расина и Корнеля.
И это можно спрашивать. Прочти, жалкий человек, прочти и пади в прах пред Корнелем. Ты оскорбил его! Не дух времени, но целые тысячелетия приготовили бореньем своим такую развязку в душе человека». Под «умом вселенной» не трудно распознать «мировой дух» немецкого идеализма. Увлечение Бальзаком остается у Достоевского на всю жизнь: автор «Евгении Гранде» — один из вечных его спутников. Не менее глубоко влияние Гофмана. Фантастический мир немецкого романтика пленяет юношу с таинственной силой; странными и страшными героями Гофмана он бредит наяву.
Пусть люди бесятся, пусть лечат, пусть делают умным. Ежели ты читал всего Гофмана, то наверно помнишь характер Альбана. Так напряжена жизнь Достоевского в литературе; чтение для него — переживание, встреча с писателем — событие. Юноша, не получивший систематического образования, лихорадочно, порывисто усваивает мировую культуру. Мелькают великие имена, сменяются восторги, кипит воображение. Но в этой хаотической смене впечатлений и увлечений постепенно намечается главная тема и отгадывается будущее призвание. В немецкой натурфилософии, в космической поэзии Гёте, в «высоком и прекрасном» Шиллера и в социальных романах Бальзака Достоевский ищет одно: человека и его тайну. Его рано поражает двойственность человеческой природы.
Мне кажется, что мир наш — чистилище духов небесных, отуманенных грешною мыслию. Мне кажется, мир принял значенье отрицательное, и из высокой, изящной духовности вышла сатира. А в следующем году он уже знает свое призвание. Цель жизни найдена. Я в себе уверен. Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Эти пророческие слова принадлежат восемнадцатилетнему юноше.
Но 19 ноября 1849 года смертный приговор был отменен по заключению генерал-аудиториата «ввиду несоответствия его вине осужденного». В конце ноября император Николай I утвердил данное решение. Однако самим петрашевцам об этом сказали только в день, назначенный для казни, 22 декабря 1849 года. Сначала им на Семёновском плацу зачитали приговор о «смертной казни расстрелянием» с переломлением над головой шпаги, а затем уведомили о помиловании.
Один из осужденных сошел с ума. Ощущения, которые Достоевский испытывал в тот момент, отражены в одном из монологов князя Мышкина в романе «Идиот».
Проект по литературе "Детство и юность Ф.М.Достоевского"
За год до создания портрета в «Петербургском сборнике» была опубликована первая повесть Достоевского «Бедные люди», сразу удостоенная великой чести, восторженной похвалы самого Белинского. Публикации предшествовала настоящая романтическая история, вполне в духе Достоевского — внезапный ночной визит к нему Некрасова и Григоровича с выражением восторга по поводу только что прочитанной повести, а потом и «самая восхитительная минута» — встреча с Белинским, вспоминая о которой, он на каторге «укреплялся духом» об этом подробно рассказано в «Дневнике писателя, 1877». Такое победоносное вступление в литературу не только повлияло на самоощущение Достоевского, но и внешне изменило его жизнь. Он знакомится с кругом Белинского, становится вхож в литературные кружки и салоны, в частности в дом Панаевых — один из центров культурной жизни Петербурга, где начинающий автор впервые читал «Бедных людей». Описание внешнего облика Достоевского, оставленное Авдотьей Панаевой, вполне соответствует впечатлению от портрета: «С первого взгляда на Достоевского видно было, что это страшно нервный и впечатлительный молодой человек. При всей своей мнительности Достоевский, ошеломленный неожиданным успехом, совершенно потерял чувство реальности, и хлестаковские интонации то и дело слышны в его письмах. Тем чувствительнее после недолгого триумфа было отрезвление — охлаждение к нему Белинского, вызванное «Двойником» и другими повестями. Как замечает Д.
Григорович, «неожиданность перехода от поклонения и возвышения автора «Бедных людей» чуть ли не на степень гения к безнадежному отрицанию в нем литературного дарования могла сокрушить и не такого впечатлительного и самолюбивого человека, каким был Достоевский. Он стал избегать лиц из кружка Белинского, замкнулся весь в себя еще больше прежнего и сделался раздражительным до последней степени» Там же. С этого времени наметилась трещина во взаимоотношениях Достоевского с Тургеневым, в которого он в начале знакомства «едва ль не влюбился». Тот сочинил на него вместе с Некрасовым ядовитую эпиграмму «Витязь горестной фигуры», глубоко уязвившую самолюбивого и мнительного начинающего литератора. Много лет спустя эта трещина превратилась в пропасть после исторической ссоры писателей в Баден-Бадене, поводом к чему послужил роман Тургенева «Дым», и Достоевский наконец отомстил за давнюю обиду. Он написал «донесение потомству», сделав эту ссору достоянием третьих лиц, а в 1871 г. В начале 1847 г.
Достоевский расходится с Белинским, а с весны открывается новая и роковая страница в его жизни стоившая ему четырехлетней сибирской каторги и последующей ссылки — он начинает посещать пятницы Петрашевского. Иконографическая традиция, интерпретирующая Достоевского как «страдальца и страстотерпца», была заложена еще при жизни писателя. Начало свое она ведет с портрета Перова, впервые запечатлевшего в его чертах выражение скорби и страдания, которое не улавливается в большинстве фотографий. По мнению И. Крамского, это «не только лучший портрет Перова, но и один из лучших портретов русской школы вообще» И. О портрете Ф. Достоевская рассказывает, как художник работал над ним.
Еще до начала сеансов он ежедневно навещал писателя в течение недели, заставал «в самых различных настроениях, вызывал на споры и сумел подметить самое характерное выражение», когда тот «был погружен в свои художественные мысли. Можно бы сказать, что Пе-ров уловил на портрете «минуту творчества» Достоевского. Такое выражение я много раз примечала в лице Федора Михайловича, когда, бывало, войдешь к нему, заметишь, что он как бы «в себя смотрит», и уйдешь, ничего не сказав» Ф. Портрет был написан для Третьяковской галереи, имел большой успех на Передвижных выставках 1872 и 1874 гг. Если фотопортреты больше говорят о натуре и характере Достоевского и особенно интересны физиономистам и психологам, то в графических работах, сделанных по этим снимкам, личные свойства не имеют принципиального значения: перед нами пророк и провидец, как бы вовсе лишенный житейских качеств. Правда, среди фотографий Достоевского выделяются снимки последних лет, «когда его лицо сделалось еще знаменательнее, еще глубже и трагичнее» Н. Лоренковича, 1878 и М.
Панова, 1880.
И «замерещилась другая история, в каких-то темных углах, какое-то титулярное сердце, честное и чистое... И ему «глубоко разорвала сердце вся их история». Его же по-моему хотели казнить, а в последний момент помиловали Похожие вопросы.
Литератор появился на свет в довольно скромной по происхождению семье. Родители Достоевского не имели отношения к творчеству. Отца звали Михаил Андреевич. В сознательном возрасте, будучи молодым человеком, он поступил в духовную семинарию. Затем волей случая получил фундаментальную медицинскую подготовку.
Собственными глазами видел события Отечественной войны 1812-го года, лечил раненых и больных. А затем боролся со вспышкой тифа. В течение последующих лет служил армейским лекарем. Фёдор Достоевский в детстве Со своей будущей супругой Достоевский старший познакомился в 1818 году, когда был откомандирован в Москву. Только в 1820-м после рождения сына Федора мужчина уволился из армии и перешел работать в больницу для бедных. Мать будущего писателя звали Мария Нечаева. Она была дочерью богатого купца, который потерял все свое состояние после нашествия Наполеона. В 1820-м году пара обвенчалась в церкви. Федор Михайлович Достоевский появился на свет во флигеле Мариинской больницы для бедных, где работал его отец.
Имя мальчик получил в честь деда по матери. Детство Достоевского было счастливым, несмотря на строгость порядков, которые царили в доме. Семейство жило при патриархальном укладе, и жестко следовали графику работы родителя. Достоевский в молодости без бороды И отец, и мать были людьми набожными и благочестивыми. Религиозность они передали и своему сыну. В будущем мотивы христианства в авторской интерпретации нашли отражение в творчестве Федора Достоевского. В 1822-м году на свет появляется сестра писателя, Варвара. Чтобы облегчить домашний труд, семья нанимает няню, Алену Фроловну. Достоевский с теплотой вспоминал о своей воспитательнице.
Именно она познакомила молодого человека с русскими народными и зарубежными сказками, оказала влияние на его будущее творчество. Несмотря на довольно скромное финансовое положение, члены семьи не были стеснены в быту. Помимо самого Федора Михайловича в доме росло еще несколько братьев и сестер. Всем родители стремились дать хорошее образование. Сам Достоевский начал учиться в 4 года. По вечерам члены семьи устраивали домашние чтения, знакомились с творчеством Пушкина , Жуковского, Карамзина. Изучали историю, основы православной веры. Молодой Ф. Достоевский В начале 30-х годов отец решил отправить сына Федора в Московский благородный пансион.
Но быстро передумал, поскольку его преобразовали гимназию, где практиковали телесные наказания. Грубое, жестокое отношение к детям было не в духе воспитания старшего Достоевского. Хотя мужчина и отличался суровым нравом, был требовательным, строгим родителем. Вместо пансиона дети получали домашнее образование. Занимались со специально нанятыми учителями. Осваивали гуманитарные и точные науки. По воспоминаниям самого Достоевского, отец был человеком вспыльчивым, со сложным характером, с ним было непросто.
Несмотря на внутреннюю красоту и благородство души они не способны переломить обстоятельства и обречены на страдание в этом жестоком мире. Бедные люди. Белые ночи. Отрывки своего следующего произведения, повести «Двойник», Фёдор Достоевский зачитывал на собраниях кружка Белинского. Однако когда вышел полный текст, публика была разочарована. Позже он переработал повесть. Убрал некоторые второстепенные эпизоды и описания, сократил размышления героев и длинные диалоги — всё, что отвлекало читателя от основной проблемы «Двойника». В 1847 г. Достоевский увлёкся идеями социализма. Он посещал кружок Петрашевского, здесь обсуждали свободу книгопечатания, реформу судов, освобождение крестьян. На собрании кружка Фёдор Достоевский прочитал публике запрещённое письмо Белинского к Гоголю. В конце апреля 1849 г. Суд признал его «одним из важнейших преступников за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского» и приговорил к расстрелу. Однако незадолго до казни приговор смягчили. Фёдора Достоевского отправили на четырёхлетнюю каторгу в Омск, а после — на службу рядовым в Семипалатинск. Писателя амнистировали в 1856 г. Это произведение русской литературы стало одним из первых, рассказывающих о каторге и жизни заключённых, их быте и нравах. В следующие годы автор написал роман «Униженные и оскорблённые». В 1860-е г. Достоевский издавал журналы «Время» и «Эпоха». Там он увлёкся игрой в рулетку, о которой позже напишет в своём романе «Игрок». В сборник вошли отрывки и отдельные главы из произведений великого русского писателя Ф. Достоевского: «Униженные и оскорблённые», «Неточка Незванова», «Дневника писателя», «Подросток» и др. Достоевский ; [вступительная статья и комментарии К. Степаняна ; художник Г.
Каким неприятным событиембыла омрачена юность достоевского
Преданность церкви и верноподданность царю, соблюдение православных обычаев и непрерывное наполнение несгораемых касс — вот к чему сводился идеал этой среднемещанской и крупнокупеческой среды. Из таких разнородных социальных влияний слагалось раннее мироощущение Достоевского. Предания обедневшего рода литовских шляхтичей переплетались с житейскими навыками третьегильдейских московских купцов, сумевших породниться с крупнейшими столичными негоциантами. Но, быть может, сильнее всего здесь сказывалась традиция умственной культуры, восходящая к начетчику XVIII века — прадеду писателя Михайле Котельницкому, выправлявшему в московской духовной типографии наборы философских трактатов и богословских сводов. От него шла в коммерческую среду Нечаевых любовь к книге, поэзии, умозрению, картинной речи.
Был в роду Достоевских и поэт. Путь поэтов рано стал манить старших сыновей штаб-лекаря. Жизнь с малых лет приобщила их к миру искусств. Первым выдающимся событием детства Достоевского было его раннее знакомство с народным творчеством.
В большом, многодетном семействе никогда не переводились кормилицы из ближайших деревень. До нас дошли безвестные имена этих крепостных крестьянок: Они открывают литературную биографию Достоевского легендарными образами Жар-птицы и Алеши Поповича. Она умела увлечь лекарскую детвору поэтическими вымыслами про Остродума и других героев устной поэзии. Бесправные женщины крепостной страны незаметно выполнили большую жизненную задачу: По бытовым навыкам своей патриархальной семьи, чтившей старинные обычаи и соблюдавшей заповедные обряды, Достоевский был рано приобщен к замечательным памятникам русского зодчества и народной живописи.
Древняя столица раскрывалась подчас перед младшими Достоевскими и своими живыми народными зрелищами. Был у них двоюродный дед, Василий Михайлович Котельницкий, которым в семье гордились: Ученым он был все же очень скромным, и его слушатель Н. Пирогов с большим юмором описывает комические несуразности его лекций о снадобьях и зельях, вызывавших веселое настроение молодой аудитории. Домик Василия Михайловича находился у самого Смоленского рынка, так что в праздник из окон были видны знаменитые святочные балаганы под Новинским с красным кумачом занавесок и разноцветными самодельными афишами.
Сюда-то и водил дедушка Котельницкий своих маленьких гостей с дальней Божедомки показать им затейников и штукмейстеров, ученых собак и обезьян, восковые фигуры королей и генерал-аншефов. Но и классический театр вскоре раскрыл Достоевскому мир высоких эстетических наслаждений. Разнообразны были ранние литературные впечатления Достоевского. Разнородные сочинения наполняли и книжный шкаф, стоявший в гостиной штаб-лекаря, как едва ли не главное украшение их скромной казенной квартиры.
Художественное значение этих легенд ценилось великим романистом всегда. Он видел в них выдающиеся произведения народного эпоса, полные драматизма и лирики. Она утвердила в европейской литературе новый вид романа. Но весь этот фантастический колорит питался реальными фактами.
Необычайное и потрясающее сочеталось здесь с тонким мастерством реалистической живописи, какую показали английские изобразители общественных нравов — Филдинг и Смоллетт.
Молодой Ф. Достоевский В начале 30-х годов отец решил отправить сына Федора в Московский благородный пансион. Но быстро передумал, поскольку его преобразовали гимназию, где практиковали телесные наказания.
Грубое, жестокое отношение к детям было не в духе воспитания старшего Достоевского. Хотя мужчина и отличался суровым нравом, был требовательным, строгим родителем. Вместо пансиона дети получали домашнее образование. Занимались со специально нанятыми учителями.
Осваивали гуманитарные и точные науки. По воспоминаниям самого Достоевского, отец был человеком вспыльчивым, со сложным характером, с ним было непросто. С 1834-го года Федор Михайлович учился в частном пансионе Леонтия Чермака, который считался одним из лучших в столице. В 1835-м мать Достоевского тяжело заболела.
Врачи поставили чахотку, в те годы туберкулез был распространенным и вместе с тем неизлечимым. Исход был ясен. После совсем небольшого периода борьбы с недугом, в 1837 году Мария Федоровна скончалась. На тот момент будущему писателю было всего 16 лет.
Смерть матери стала тяжелым ударом для молодого человека. Достоевский Отец надумал отправить старших сыновей в Санкт-Петербург. Достоевский должен был стать студентом Инженерного училища. Такое решение нисколько не радовало детей.
Братья грезили поэзией, мечтали связать свою жизнь с литературой. Однако отец считал, что писательство не прокормит сыновей. А вот образование в Главном инженерном училище гарантирует безбедное будущее. Старший из братьев, Михаил, поступить не сумел.
А Федор хоть и смог, но постигал знания без всякого рвения. Нагрузка в заведении была огромной, свободного времени не было ни минуты, что еще больше тяготило будущего литератора. Обучение закончилось лишь в 1843-м году. Достоевский получил диплом и по распределению устроился полевым инженером в Петербурге.
Однако всего через год он бросил ненавистную работу и твердо решил, что свяжет жизнь с литературным творчеством. Начало писательской деятельность К своим 20 с небольшим годам Достоевский Федор Михайлович был начитанным и хорошо образованным человеком. Он увлекался творчеством зарубежных писателей. В плеяде выдающихся литераторов, неформальных учителей Достоевского нашлось место и для русских поэтов, прозаиков.
Он зачитывался Пушкиным, с работами которого был знаком с ранних лет. Интересовался творчеством Лермонтова , Державина, Гоголя. Современники признавали не только талант, но и кругозор, уровень знаний и образования писателя. Ставили его выше многих признанных сейчас классиков, таких как Некрасов, Панаев.
Смерть Пушкина стала для начинающего прозаика не меньшим ударом, чем гибель любимой матушки. Творческая биография Федора Достоевского началась в ранние 40-е годы. На этот период приходятся первые литературные опыты начинающего автора. Однако юношеские зарисовки к несчастью не сохранились.
Я был мерзавцем… Все могут быть мерзавцами под влиянием обстоятельств и настроений…» любопытно, что в письме Достоевскому 3 февраля 1877 г. Назарьева восхищалась: «Ваши творения перевертывают человека, заставляют его со страхом смотреть в себя». Если сравнить эти два свидетельства, Григоровича и Назарьевой, в первом случае Достоевский находится под впечатлением судебного расследования, во втором случае он — под воздействием провокативной беседы. Два эти случая чем-то похожи друг на друга: Достоевский как бы примеряет на себя, в своем воображении, такое преступление, которое он сам же называл самым ужасным. Мы находим тот же механизм в романе «Братья Карамазовы», когда Лиза Хохлакова спрашивает Алешу, правда ли, что евреи приносят в жертву христианских младенцев, и она под впечатлением этих известий говорит ему, что сама бы это делала, да при этом еще пила ананасный компот. Жуткое признание, но смысл его в том, что человек как бы примеряет чужой грех и берет его на себя.
Еще один источник — Иван Сергеевич Тургенев. Его рассказ дошел до нас в передаче двух авторов. Ясинский поначалу использовал устный рассказ Тургенева в одном своем художественном произведении, а потом вставил его в свои мемуары как реальное событие. Сравнительно недавно стал известен еще один источник. Это воспоминания поэта Н. Минского о его встрече с Тургеневым.
Видимо, Ясинский слышал эту историю от Минского, так что Минский, очевидно, здесь главный свидетель, так как он записал устный рассказ Тургенева. Вот эта запись: «Жил я, — начал он, — в Петербурге в гостинице. Очевидно, речь шла о деле Корниловой, о котором писал Достоевский, ее падчерице а не ученице было шесть лет на самом деле Достоевский защищал Корнилову, но эти детали можно приписать ошибкам памяти Тургенева. Я подобрал девочку — и растлил ее. Долго я не знал, как наказать себя за этот гнусный поступок, и наконец придумал следующую кару: пойду я к человеку, самому для меня ненавистному на свете, …и откровенно расскажу ему про этот случай. Сказав это, Достоевский поднялся и, не прощаясь, вышел из комнаты».
Интересно, что и Ясинский, и Минский говорят, что это, совершенно очевидно, была мистификация Достоевского. В пересказе Ясинского есть такая деталь.
Драшусов и В. Драшусов, обучали мальчиков математике и словесности соответственно. В период с 1834 по 1837 годы Федор и Михаил продолжили обучение в столичном пансионе Л. Чермака, который тогда был весьма престижным учебным заведением. В 1837 году случилось ужасное: Мария Федоровна Достоевская скончалась от чахотки. Федору в момент смерти матери было всего 16 лет. Отец хотел, чтобы мальчики впоследствии поступили в Главное инженерное училище.
Интересно, что оба старших сына Достоевского на тот момент увлекались литературой и хотели посвятить ей свою жизнь, но отец не воспринимал их увлечение всерьез. Перечить воле отца мальчики не смели. Федор Михайлович успешно прошел обучение в пансионе, поступил в училище и окончил его, однако все свободное время он посвящал чтению. Шекспир, Гофман, Байрон, Гёте, Шиллер, Расин, Гомер, Лермонтов, Гоголь, Пушкин — произведения всех этих прославленных авторов он глотал взахлеб, вместо того, чтобы увлеченно постигать азы инженерной науки. В 1838 году Достоевский вместе с приятелями даже организовали в Главном инженерном училище собственный литературный кружок, в который, помимо Федора Михайловича, вошли Григорович, Бекетов, Витковский, Бережецкий. Уже тогда писатель начал создавать свои первые произведения, но все же не решался окончательно встать на путь литератора. Завершив обучение в 1843 году, он даже получил должность инженера-подпоручика в Петербургской инженерной команде, однако продержался на службе недолго. В 1844 году он решил заниматься исключительно литературой и подал в отставку. Личная жизнь Первой супругой Достоевского стала Мария Исаева, с которой он познакомился вскоре после возвращения из каторги.
В общей сложности брак Федора и Марии продлился порядка семи лет, до скоропостижной кончины супруги писателя в 1864 году. Во время одной из своих первых поездок за границу в начале 1860-ых годов Достоевского очаровала эмансипированная Аполлинария Суслова. Именно с нее была написана Полина в «Игроке», Настастья Филипповна в «Идиоте» и ряд других женских персонажей. Хотя накануне сорокалетнего юбилея за плечами у писателя были, как минимум, продолжительные отношения с Исаевой и Сусловой, на то время его женщины еще не подарили ему такое счастье, как дети. Этот недостаток восполнила вторая жена писателя - Анна Сниткина. Она стала не только верной супругой, но и прекрасным помощником писателя: взяла на себя хлопоты по изданию романов Достоевского, рационально решала все финансовые вопросы, готовила к изданию свои воспоминания о гениальном муже. Роман «Братья Карамазовы» Федор Михайлович посвятил именно ей. Увы, Софья, которая должна была стать первым ребенком супружеской четы, скончалась через несколько месяцев после родов. Из всех детей Федора Михайловича продолжателем его писательского рода стал только сын Федор.
Начало творческого пути Хотя семья и не одобряла решения молодого Федора, он усердно принялся корпеть над начатыми ранее произведениями и развивать идеи новых. Успех произведения превзошел все ожидания автора. Критики и литераторы высоко оценили роман Достоевского, поднятые в книге темы нашли отклик в сердцах у многих читателей.