Новости 14 февраля сретение господне

2023-02-14Новости. В среду, 15 февраля, православный мир отмечает Сретение Господне — один из важнейших двунадесятых праздников христиан. Описание событий Сретения Господне мы можем найти во 2-й главе Евангелия от Луки.

Четыре российские школьницы стали победительницами Европейской математической олимпиады

  • Встреча зимы с весной. Обряды, приметы, традиции
  • Что значит слово "Сретение" и суть праздника
  • Новости Томска. Свежие томские новости – РИА Томск
  • Курсы валюты:

Как отмечать Сретение православному: традиции, запреты и сильные молитвы на 15 февраля

В этот день не нужно усердно работать, шить. Так же, как и во все другие церковные даты, нельзя злословить. А также не стоит злоупотреблять алкоголем или сигаретами. Освящение Воду и свечи освящают во храме. Прихожане могут взять их домой. Обычно воду и свечи хранят около года. Зажигая свечу и произнося молитвы у икон Симеона, Девы Марии, Иисуса, можно освятить ее, а затем принести домой.

Одна из древних традиций — собирать воду с тающих и капающих сосулек. Такую воду не нужно было носить на освящение.

Именно так поступила и Пресвятая Богородица — с младенцем на руках она пришла в церковь. В то время там же, по научению Святого Духа оказался и старец Симеон, которому ранее было предсказание жить до тех пор, пока он своими глазами он не увидит Спасителя. По преданию, сопровождала его Анна-пророчица — старица, давно ждавшая рождения Христа. Во время долгожданной встречи с богомладенцем, Симеон произнес пророчество о непростом будущем маленького Исуса, его гибели и его Воскрешении. Эти слова подтвердила и Анна. Фото со страницы Новосибирской митрополии ВКонтакте Сегодня по традиции верующие на Сретение обычно отправляются в церковь, где освящают свечи.

Считается, что сретенские свечи обладают огромной силой. Они защищают людей от бед и несчастий, дом — от пожара и молний, посевы — от града и заморозков. Хранили свечи целый год и зажигали только тогда, когда возникала проблемная ситуация. Вторым символом Сретенья была вода, которую набирали из трех колодцев.

Сретение — это встреча человечества в лице старца Симеона с Богом. Евангелие Симеон Богоприимец был человек праведный и благочестивый — по преданию, один из семидесяти двух учёных толковников-переводчиков, которым египетский царь Птолемей II Филадельф 285—247 до н. Когда святой Симеон переводил книгу пророка Исайи и прочитал слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», он подумал, что это явная описка и вместо «Дева» должно стоять «Жена», и посчитал своим долгом исправить текст.

Но ангел Господень остановил руку святого Симеона и уверил его, что он не умрёт, пока не убедится в истинности пророчества пророка Исайи. Симеон долго ждал исполнения обещания Божия — он жил, по преданию, около 300 лет. И вот в этот день по внушению Духа Святого он пришёл в храм. И когда Мария с Иосифом принесли Младенца Иисуса, Симеон взял Его на руки и, славя Бога, сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Она поётся в церкви дважды: в конце вечерни как малой, так и великой во время Всенощного бдения и на «Благодарственных молитвах по Святом Причащении» по окончании Божественной литургии. Иосиф и Богородица были удивлены такими словами. Симеон благословил их и, обратившись к Божией Матери, предсказал Ей о Младенце: И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец.

Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна Пророчица, восьмидесяти четырёх лет, служившая Богу постом и молитвой день и ночь все долгие годы своего вдовства. И она узнала Спасителя и, подошедши, славила Господа и говорила о Нём всем в Иерусалиме. Праздник Праздник Сретения возник в церкви Иерусалима и появился в её богослужебном календаре в IV веке.

Это событие произошло в городе Никее в 250 году. Святое тело мученика христиане обвили чистыми пеленами и хотели предать погребению в городе Никее, в которой он пострадал, но святой Трифон, в видении, повелел перенести его тело на свою родину, в селение Кампсаду. Это и было исполнено. Впоследствии мощи святого Трифона были перенесены в Константинополь, а затем в Рим.

Большим почитанием пользуется святой мученик в Русской Православной Церкви. Существует предание, что при царе Иоанне Грозном во время царской охоты улетел любимый царем кречет. Царь приказал сокольнику Трифону Патрикееву найти улетевшую птицу. Сокольник Трифон объехал окрестные леса, но безуспешно. На третий день, утомленный долгими поисками, он остановился под Москвой, в месте, ныне называемом Марьина роща, и в изнеможении прилег отдохнуть, усердно помолившись перед этим своему святому покровителю — мученику Трифону, прося его о помощи. Во сне он увидел юношу на белом коне, державшего на руке царского кречета, и этот юноша произнес: «Возьми пропавшую птицу, поезжай с Богом к царю и ни о чем не печалься». Проснувшись, сокольник действительно увидел неподалеку на сосне кречета.

Он тут же отвез его к царю и рассказал о чудесной помощи, полученной им от святого мученика Трифона.

Что такое Сретение

  • Без ссор и путешествий: главные традиции и приметы на Сретение Господне
  • 15 февраля 2023. Сретение Господне | Свято-Троицкий мужской монастырь города Рязани
  • Самое читаемое
  • Что можно и обязательно нужно сделать 15 февраля на Сретение
  • 15 февраля — Сретение Господне

Как отмечать Сретение православному: традиции, запреты и сильные молитвы на 15 февраля

Чему посвящён праздник Сретение Господне и чего категорически нельзя делать 15 февраля. Кроме того, Сретение Господне принято считать молодежным торжеством. 15 февраля Русская Православная Церковь отмечает один из двунадесятых праздников – Сретение Господне.

15 февраля православные христиане празднуют Сретение Господне

Что означает слово «Сретение» Слово «Сретение» в переводе со старославянского языка означает «встреча». В это время произошло важное событие: встреча Ветхого и Нового Завета. Древний мир встретился с Христианством. Праздник, посвященный знаковому событию, которое называется «Сретение Господне», всегда отмечают в одно и то же время — 15 февраля, на 40-й день после Рождества Христова. Он называется двунадесятым, то есть одним из самых важных в христианстве.

Очистительная жертва Фото: icons. Согласно древнему обычаю, на 40-й день после рождения мальчика его полагалось принести в храм. Если на свет появлялась девочка, родителям разрешали прийти в церковь только на 80-й день. По закону Моисея они приходили не с пустыми руками.

В качестве дара нужно было принести голубку и годовалого ягненка. Если семья была небогатой, ягненка разрешалось заменить голубкой. Эту жертву принято было называть очистительной: после нее женщина могла снова посещать храм. Несмотря на то, что зачатие было непорочным, родители Иисуса Христа — Пресвятая Дева Мария и Иосиф Обручник — тоже пришли в храм, а в качестве дара принесли двух голубок.

Встреча в храме Фото: pravblog. Согласно писаниям, ему было около трехсот лет. Симеон хотел покинуть мир, но сделать это мог только после встречи со Спасителем. И она состоялась.

Вместе с тем и самому святому Симеону Духом Святым было обещано не видеть смерти, прежде чем он не увидит Христа Господня. Симеон, посмотрев на Пречистую Деву и на Младенца, бывшего на Ее руках, увидел благодать Божию, окружающую Матерь с Младенцем, и, уведав от Святого Духа, что Сей есть ожидаемый Мессия, поспешно подошёл и, приняв Его с неизреченною радостию и благоговейным страхом, воздавал Богу великое благодарение. Он, убеленный сединами, как лебедь перед своею кончиною, воспел пророческую песнь: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром". Отпусти меня раба Твоего, после многолетних трудов, успокоиться на лоне Авраамовом: очи мои уже видели Спасение Твое, уготованное для всех людей, очи мои видели Свет, уготованный для рассеяния тьмы, для просвещения народов, для откровения им неведомых Божественных Таин, — Свет, воссиявший для прославления людей Твоих Израиля, Который Ты обещал чрез пророка Исаию, сказав: "Дам Сиону спасение, Израилю славу Мою" Ис. Иосиф и Пречистая Дева, слыша всё сказанное Симеоном о Младенце, удивлялись; притом они видели, что Симеон говорит к Младенцу, не как к младенцу, но как к "Ветхому днями" [5] , и молясь обращается к Нему не как к человеку, а как к Богу, имеющему власть жизни и смерти и могущему тотчас отпустить старца к иной жизни, или удержать в настоящей. Симеон обратился с благословением и к ним, восхваляя и величая пренепорочную Матерь, родившую в мир Бога и человека, и ублажая мнимого отца святого Иосифа, сподобившегося быть служителем такому таинству. Потом, обратившись к Марии, Матери Его, а не к Иосифу — ибо он прозревал в Ней очами своими безмужную Матерь, — Симеон произнес: — Сей послужит на падение и восстание многим во Израиле: на падение тем, которые не пожелают веровать словам Его, на восстание же тем, которые с любовью примут святую проповедь Его, — на падение книжникам и фарисеям, ослеплённым злобою, на восстание простым рыбарям и людям немудрым. Он изберет не мудрых, мудрых же века сего посрамит, — на падение ветхозаветного иудейского соборища, и на восстание благодатной Церкви Божией. Сей послужит знаменем для пререканий [6] , ибо великий раздор произойдет в людях из-за Него: одни назовут Его благим, другие же скажут, что он обманывает людей; и положат Его, — по слову пророка Иеремии, "как бы целью для стрел" Плч. В то время, безмужная Матерь, — продолжал старец, — душу Твою пройдет оружие печали и сердечной боли, когда увидишь пригвожденным ко кресту Сына Своего, когда Ты с великою болью в сердце и рыданиями будешь провожать из мира сего Того, Кого в мир Ты родила без болезни.

Здесь же в храме была и Анна пророчица, дочь Фануилова, из колена Ассирова. Она была вдова, уже сильно состарившаяся, — ей было восемьдесят четыре года; - она семь лет только прожила со своим мужем и, овдовев, проводила Богоугодную жизнь, не отходя от храма, но в посте и молитве служа Богу день и ночь. Придя в тот час в храм, Анна много пророчествовала о принесенном в храм Господень Младенце, ко всем ожидавшим избавления в Иерусалиме [7]. Слыша и видя всё сие, книжники и фарисеи распалялись в сердцах своих, и негодовали на Симеона и Анну за их свидетельства об Отроке. Они не умолчали, но обо всём случившемся и сказанном в храме известили Ирода царя [8].

Верили, что она может исцелить многие болезни. По поверью, сретенская вода по своей силе не уступает крещенской, поэтому ее также освящают, а затем несут домой, чтобы умываться, пить по немногу самим и поить детей, чтобы укрепить здоровье и прибавить сил. В древние времена бытовал также дикий по меркам современных людей обычай. Считалось, что для того, чтобы человека весь год не мучали головные боли, в праздник Сретенья Господня ему нужно поджечь волосы. Однако повторять это сегодня не советуют.

Впрочем, если сильно хочется повторить обряд - можно отрезать небольшой клочок и сжечь. Священники советуют в этот день просто сходить в церковь и помолиться о здоровье своих родных и близких. В чем смысл Сретения по народному календарю В народе церковные и языческие традиции Сретения переплелись воедино. По народным приметам, в этот день проходит первая встреча весны с зимой: «На Сретение зима с весною встретилась», «в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила», гласят поговорки. Потому последние зимние морозы и первые весенние оттепели называли Сретенскими.

Первый раз громничную свечу зажигали сразу после прихода домой из церкви — «чтобы повень весенняя не повредила посевы, а мороз чтоб деревья не побил». В течение же года свечу зажигали в таких случаях: если над домом бушевала страшная непогода, если рядом начинался пожар или другой природный катаклизм, если возникали сложности в родах, если человека «поймала черная болезнь» эпилепсия , если человек умирал с этой свечей, считалось, покойный сможет спокойнее и проще покинуть мир живых.

Вторая важная традиция на Сретение — освящение воды. Сретенскую воду из церкви ценили наравне с крещенской. По самой древней традиции, воду не носили святить в храм, а собирали с тающих капающих сосулек. Сретенскую воду использовали в таких случаях: для лечения ран и внутренних болезней, от сглаза и ведьмовских чар, кропили ею воинов перед боем и чумаков перед походом, в начале сезона пасечники кропили ею ульи, этой же водой окропляли домашний скот во время первого выгона на пастбище после зимы. Что нельзя делать на Сретение Запреты на Сретение Господне похожи на другие большие христианские праздники. Так, в этот день: нельзя пропускать торжественного богослужения в церкви, а если не получается отстоять его целиком, следует зайти и хотя бы поставить свечу и помолиться, нельзя уходить из храма без свечи — освященную сретенскую «громничную» свечку бережно несут домой и хранят целый год, нельзя исполнять тяжелой физической работы, кроме той, что делается безвозмездно для блага других людей, не следует отправляться в дальнюю дорогу — она может кончиться неожиданно и плохо. Народные приметы на Сретение Так как в славянской традиции Сретение — переломный день, когда Зима встречается с Весной и впервые «борется» с ней, с 15 февраля связана масса примет о погоде, урожае и вообще о том, каким будет грядущий год.

Вот основные приметы на Сретение: Если в ночь на Сретение небо чистое и видно все звезды, в этом году следует ждать большой урожай фруктов. Если на Сретение начнется оттепель, жди поздней весны. Сильный ветер в этот день — плохой знак для урожая. Ясная и тихая погода — радость для пасечника, ведь она предвещает крайне удачный год.

15 февраля — Сретение Господне

14 и 15 февраля в Троице-Сергиевой Лавре прошли праздничные богослужения Сретения Господня. В четверг, 15 февраля, православные в России отмечают важный церковный праздник — Сретение Господне. Более того: Сретение Господне издавна считалось молодежным торжеством, поэтому 15 февраля РПЦ традиционно отмечает день православной молодежи.

15 февраля православные христиане празднуют Сретение Господне

14 февраля, 09:00. Праздник Сретения Господня — двунадесятый и непереходящий, не зависит от даты Пасхи и всегда совершается 2 февраля по старому стилю. Православные верующие 15 февраля отмечают Сретение Господне. В среду, 15 февраля, православный мир отмечает Сретение Господне — один из важнейших двунадесятых праздников христиан.

15 февраля православные христиане празднуют Сретение Господне

Он был одним из 72 книжников, которые в III веке до н. После встречи со Христом старец смог спокойно умереть. Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем и прославила как святого. В данном контексте - это еще и встреча человечества в лице старца Симеона с Богом и окончательный переход от ветхозаветной истории к новой. В этот день в Иерусалимском храме произошла еще одна встреча.

Важно провести день в кругу семьи и близких. Следует простить обиды и примириться с родственниками. Что нельзя делать на Сретение? Нельзя заниматься бытовыми делами, работать по дому.

Нельзя выметать сор из дома. Нельзя уезжать в дальнюю поездку. Нельзя злоупотреблять алкоголем.

В более широком смысле это событие трактуют как встречу Сына Божьего со всем человечеством «В этот день также произошла встреча Ветхого и Нового завета, — поясняет в разговоре с "Лентой.

Очевидно, что в древнем законе, данном народу Израиля, содержится нечто великое и важное для наших дней. Однако само событие — сама встреча Иисуса с людьми в храме — открывает уже новозаветную историю архимандрит Иов Гумеров насельник Сретенского монастыря в Москве История старца Симеона Согласно преданию, Симеон, впоследствии названный Богоприимцем, был праведным, благочестивым и одним из самых образованных людей своего времени. Он родился за 360 лет до появления на свет Иисуса и входил в число 70 ученых переводчиков толковников , которым египетский царь Птолемей II Филадельф велел перевести ветхозаветную книгу пророка Исайи с еврейского языка на греческий. Занимаясь этим переводом, Симеон прочел следующие слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына».

Он усомнился и захотел исправить текст, заменив слово «Дева» на слово «жена». Однако ему явился ангел Божий и остановил, запретив искажать текст. За сомнение в словах пророка Симеону было отказано в смерти до тех пор, пока он своими глазами не увидит Спасителя рода человеческого, которого «во чреве приимет и родит» именно непорочная Дева В Евангелии от Луки, третьей книге Нового Завета, говорится, что в год Рождества Христова Симеон был уже очень стар и ждал важной встречи, дабы исполнилась Божья воля. В день Сретения он пришел в храм «по вдохновению».

Автор: Шишкин Андрей Алексеевич. После крещения Руси почти все языческие обряды и торжества церковь "подстраивала" под христианскую веру. Так Сретение начало почитаться как долгожданная встреча человечества со своим Спасителем. Сретение Господне входит в двенадцать главных церковных праздников, приуроченных жизнеописанию Сына Божьего и Богородицы. И что примечательно, католики его отмечают 2 февраля, а в армянской православной традиции этот день чтят 14 февраля. На сегодняшний день религиозные и языческие традиции, связанные со Сретеньем, так переплелись между собой, что стали нераздельны. Дева Мария, вносящая сына в храм. Библейская предыстория, заложенная в основу христианского праздника По еврейским законам женщина, родившая мальчика, не ранее нежели через сорок дней могла принести его в храм на обряд к Господу. И к тому же мать обязана была сделать очистительное жертвоприношение. Как правило, это был то ли годовалый ягненок, то ли пара голубей.

Рожденную же девочку приносили и вовсе на 80-е сутки. Богородица, согласно закону введенному Моисеем, принесла в иерусалимский храм своего сына в назначенный срок для обряда посвящения Богу, а также двух белых голубей, которые и были очистительной жертвой. Однако в жертвоприношении она не нуждалась, так как зачат младенец был непорочно. А Мария и здесь проявила смирение и покорность. Автор: Андреа Селести. И когда Пресвятая Дева с Сыном Божьим на руках переступила порог храма, их встретил древний старец — по имени Симеон. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа. И согласно писанию в год рождения Спасителя старцу исполнилось 360 лет по иным источникам - 300. Святой Дух привел его в тот день в Иерусалимский храм дабы он воочию увидел чудо. Старец осознал, что пророчество ангела, когда-то предрекшего ему знаковую встречу, исполнилось.

И, что Младенец на руках Девы Марии — тот самый долгожданный Мессия, о котором писали пророки в течение сотен лет до его появления на свет, и что теперь он может спокойно умереть. Богоприимец - так впоследствии стали называть Симеона - взял на руки младенца и благословил его.

Два Завета встретились. Сретение Господне

По одной из традиций также на Сретение крестят детей. Конечно, в этом нет никакого символизма, но многим нравится, когда какому-то особому событию в их жизни соответствует великий праздник. На Руси Сретение было днем, когда можно сделать предложение даме. Это был показатель того, что мужчина испытывает самые чистые чувства к женщине.

На Сретение принято было раньше венчаться. Сейчас эта традиция и обычай уже не так популярны. Сретение Господне 15 февраля Фото: pixabay.

Что нельзя делать на Сретение Господне В день великого праздника верующим воспрещается употреблять горячительные напитки. Употребление алкоголя ведет к порочной жизни, и Господь не приемлет такой привычки. В день великого церковного праздника верующим возбраняется выяснять отношения, ссориться и распространять слухи.

Такое поведение развращает души и впускает в них Дьявола, что отворачивает от праведного пути, ведущего к свету и благополучию.

Сретение Господне 2023 — что можно и что нельзя делать 15 февраля Православные верующие в среду 15 февраля 2023 года, отмечают Сретение Господне — один из 12 главных церковных праздников. Слово «сретение» на старославянском языке означает «встреча», а второе значение этого слова — «радость». Сретение — это встреча человечества в лице старца Симеона с Богом. Евангелие Симеон Богоприимец был человек праведный и благочестивый — по преданию, один из семидесяти двух учёных толковников-переводчиков, которым египетский царь Птолемей II Филадельф 285—247 до н. Когда святой Симеон переводил книгу пророка Исайи и прочитал слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», он подумал, что это явная описка и вместо «Дева» должно стоять «Жена», и посчитал своим долгом исправить текст.

Но ангел Господень остановил руку святого Симеона и уверил его, что он не умрёт, пока не убедится в истинности пророчества пророка Исайи. Симеон долго ждал исполнения обещания Божия — он жил, по преданию, около 300 лет. И вот в этот день по внушению Духа Святого он пришёл в храм. И когда Мария с Иосифом принесли Младенца Иисуса, Симеон взял Его на руки и, славя Бога, сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Она поётся в церкви дважды: в конце вечерни как малой, так и великой во время Всенощного бдения и на «Благодарственных молитвах по Святом Причащении» по окончании Божественной литургии. Иосиф и Богородица были удивлены такими словами.

Симеон благословил их и, обратившись к Божией Матери, предсказал Ей о Младенце: И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец. Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна Пророчица, восьмидесяти четырёх лет, служившая Богу постом и молитвой день и ночь все долгие годы своего вдовства.

В этот праздник верующие вспоминают встречу младенца Иисуса Христа с праведным старцем Симеоном и пророчицей Анной.

Родители принесли младенца в храм Иерусалима на сороковой день после рождения, дабы посвятить его Богу. Согласно Евангелию, там Иисуса встретил старец Симеон, которому было 360 лет.

Согласно преданию, к времени встречи с младенцем Христом Симеону было больше 300 лет. Вслед за старцем к родителям Иисуса подошла пророчица Анна, которая впоследствии рассказала горожанам о рождении избавителя Израиля. Праздник стали активно отмечать в конце IV века как завершение 40-дневного цикла после Богоявления. Также это встреча старого языческого мира и христианства, Ветхого Завета и Нового. В этот день в православных храмах проводят праздничную литургию, иногда — крестный ход.

В этот день в церквях также было принято освящать свечи, которые зажигались в дальнейшем во время грозы. После праздника народ, как правило, приступал к «весенним» делам: скотину выгоняли из хлева в загон, люди белили плодовые деревья и готовили семена к посеву. Также в деревнях проводили гулянья.

"Сбер" выкупил Горно-Алтайский аэропорт и планирует сделать его международным

  • Комментарии
  • Праздник Сретение Господне: что читают и поют в храме +когда и зачем освящают свечи
  • Богослужебный аспект
  • Архив новостей
  • Сретение Господне в 2023: дата, история и традиции христианского праздника

15 февраля – Сретение Господне. История праздника. Фильм митрополита Илариона

Более того: Сретение Господне издавна считалось молодежным торжеством, поэтому 15 февраля РПЦ традиционно отмечает день православной молодежи. В праздник Сретения Господня, перед началом Божественной Литургии, в конце чинопоследования 6 часа, на амвоне перед, Царскими Вратами происходит освящение свеч, и последующая их раздача верующим. Более того: Сретение Господне издавна считалось молодежным торжеством, поэтому 15 февраля РПЦ традиционно отмечает день православной молодежи. 15 февраля православный мир отмечает Сретение Господне – один из самых значимых праздников в истории христианства. Кроме того, Сретение Господне принято считать молодежным торжеством. Сретение Господне. Дата публикации 14 фев 2024.

15 февраля 2025 года – Сретение Господне: история, смысл, молитвы (+видео)

Праздник стали активно отмечать в конце IV века как завершение 40-дневного цикла после Богоявления. Также это встреча старого языческого мира и христианства, Ветхого Завета и Нового. В этот день в православных храмах проводят праздничную литургию, иногда — крестный ход. В этот день в церквях также было принято освящать свечи, которые зажигались в дальнейшем во время грозы.

После праздника народ, как правило, приступал к «весенним» делам: скотину выгоняли из хлева в загон, люди белили плодовые деревья и готовили семена к посеву. Также в деревнях проводили гулянья. В этот день люди обязательно посещали церковь.

При этом нельзя было употреблять алкоголь и заниматься тяжёлым физическим трудом.

С ним полностью согласен римский аббат Анастасий Библиотекарь. Не противоречит им и константинопольский монах Феофан Исповедник, рассказывая о событиях этого же знаменательного года дополнительные подробности. Анализируя их логически корректные и нейтрально эмоциональные труды можно заключить: все они не устанавливают ни малейшей причинной связи между праздником Сретения Господня и стихийными катаклизмами, поразившими империю. Для них страшная моровая язва и сильнейшее землетрясение выступают лишь в функции навеки памятной, легендарной хронологической метки, по которой удобно датировать это важное литургическое нововведение юстинианова времени. Отсюда становится понятным, почему Никифор Каллист, говоря о возведении Сретения в ранг общецерковного торжества, закономерно связывает данное событие с реформами, предпринятыми императором Юстинианом после V Вселенского Собора 553 года, а о чуме и иных Божиих карах умалчивает. Такая событийная лакуна крайне знаменательна, поскольку, будучи профессиональным историографом и клириком храма Святой Софии, пользуясь ее богатой библиотекой, он, без сомнения, был прекрасно осведомлен обо всех катаклизмах юстиниановской эпохи.

К тому же, если ориентироваться на хроникальные заметки из «Церковной истории» Никифора, можно установить, что император Юстиниан не назван там и тем, кто впервые вводит праздник Сретения в богослужебный календарь. Уравнивая степень литургических реформ византийских василевсов VI столетия, историк считает их реформаторами и распространителями уже существовавших богослужебных традиций. И здесь нужно подробнее охарактеризовать условия, при которых праздник Сретения возводится в степень общеимперского церковного торжества. Это, в первую очередь, богословские споры в догматической борьбе с монофизитами. Данная полемика оказывается тесно связанной с реформами литургического характера. Итак, армяне-дохалкидоняне Рождество и Богоявление празднуют в один день. Восточная Церковь заимствовала празднование Рождества 25 декабря у Западной.

Отсюда и Сретение нужно было праздновать 2 февраля. Но до Юстиниана оно отмечалось 14 февраля. Когда же Армянская Церковь стала праздновать Рождество и Сретение по-прежнему, отдельно от Вселенской Церкви, то богословы-антимонофизиты обратили внимание на этот обычай соединения Рождества и Богоявления и на праздник Сретения как на выражение монофизитских идей. Для того чтобы уравновесить аргументы, доказывающие, с одной стороны, легендарную, а с другой — богословско-календарную версии установления праздника Сретения, нужно обратиться не только к свидетельствам периода, отдаленного от эпохи Юстиниана, но и к синхронных ей данным. Принципиальный интерес представляет здесь «История войн Юстиниана» Прокопия Кесарийского между 490 и 507 — после 562 , пощаженного страшной чумой, которой он посвятил пространное повествование. В нем есть все: сюжеты о распространении болезни, о напрасных попытках отчаявшихся людей прибегнуть к Божественной помощи, о болезни царя и прочее. Однако нет ни одного упоминания об установлении исцелившимся и благодарным Богу Юстинианом праздника Сретения Господня.

Церковный историк Евагрий Схоластик также посвятил описанию этой разрушительной и продолжительной эпидемии одну из глав своей заслужившей высокие похвалы «Церковной истории». Но и у него сведения о каких-либо эортологических введениях отсутствуют. Кроме того, немаловажно, что оба автора не подтверждают традиционную дату появления чумы в Константинополе — 542 год. Рассмотренные византийские источники свидетельствуют о полной непричастности природных бедствий VI века к установлению богослужебного чествования Сретения Господня и подтверждают как сообщение Никифора Каллиста, связывающего реформу праздника с окончанием V Вселенского Собора 553 года, так и краткие, но важные заметки Георгия Амартола, разграничивающего введение и последующее изменение литургического статуса этого торжества. Праздник в православном богослужении. Литургический статус Сретения Сретение Господне. ГРМ При попытке выяснения литургического характера праздника Сретения Господня и установления его места в ряду других двунадесятых праздников можно столкнуться с отдельными вопросами, которые не имеют до сих пор однозначного решения.

Само их наличие сопряжено в первую очередь с многоаспектностью евангельского события, послужившего основой праздника [3]. Несомненно, что в разных церковных практиках доминирует та и или иная тема, что сказывается на эортониме и богослужебном формуляре. Источники свидетельствуют, что Сретение, начиная от своего возникновения в качестве годового праздника рождественского цикла и до настоящего времени, праздник Господский. Христологический характер Сретения фиксируют и древние формуляры римской литургии. Их смысловым центром являются библейские перикопы: из пророка Малахии см. Сходные сведения дают и древнеармянские Лекционарии. Первое название бытует в Византии со времени официального введения там Сретения, но также и в григорианской традиции Рима.

Второе же отмечается в богослужебной практике традиции папы Геласия, что сопряжено с ярко выраженной апологетической ролью праздника. В римском праздновании Сретения особенно в архаичный период, когда еще были сильны языческие религиозные традиции акцентировался обряд очищения, совершенный в Иерусалимском храме над Девой Марией, и сам день 2 февраля стал называться Очищение Блаженной Девы Марии. Это именование превалирует в средневековых латинских источниках и окончательно фиксируется римским Миссалом 1570 года, закрепившим реформы Тридентского собора 1545—1563. В истории и современной календарной традиции известны и другие эортонимы. Западносирийская литургия дает Принесение Господа во храм. В древности существовали и именования, возвеличивавшие роль ветхозаветных праведников в событиях сорокового дня Богомладенца Иисуса: праздник Симеона и Анны,праздник Симеона или просто Симеон. Существует и более нейтральный эортоним — праздник Сретения Симеоном и Анною Спасителя.

По своему смыслу праздник Сретения относится к праздникам Господским.

Симеон благословил их и, обратившись к Божией Матери, предсказал Ей о Младенце: И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец. Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна Пророчица, восьмидесяти четырёх лет, служившая Богу постом и молитвой день и ночь все долгие годы своего вдовства. И она узнала Спасителя и, подошедши, славила Господа и говорила о Нём всем в Иерусалиме. Праздник Праздник Сретения возник в церкви Иерусалима и появился в её богослужебном календаре в IV веке. Первоначально он воспринимался не как самостоятельный праздник, а как день, завершающий 40-дневный цикл после праздника Богоявления. Сретение относится к числу Господских праздников, посвящённых непосредственно Христу, но по своему богослужебному содержанию оно исключительно близко праздникам Богородичным.

И в древности, в своём возникновении, рассматривалось как праздник, посвящённый Матери Божией. Сретение символизирует собой встречу Ветхого и Нового Заветов. Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…» В праздник Сретения Господня, перед началом Божественной Литургии, в конце чинопоследования 6 часа, на амвоне перед, Царскими Вратами происходит освящение свеч, и последующая их раздача верующим. Народные верования и традиции на Сретение Господне Существует ряд церковных и языческих традиций, связанных со Сретением. Очень часто они так тесно переплетены, что сложно найти корни обрядов и обычаев. Чтобы упростить для славян принятие новой веры, отцы церкви использовали уже существующую аналогию — праздник встречи Зимы и Весны, отмечавшийся в тот же период, что и Сретение Господне. Видоизмененные обычаи этого дня стали церковными канонами.

В Сретенье метель дорогу переметает, корм подметает к неурожаю. Если на Сретение Господне стоит холодная погода, то и весна будет холодной. Если ожидается оттепель, то жди теплую весну. Тихий и облачный день - будет хороший урожай плодов и хлебов. На Сретение небо звездное означает весну позднюю. А еще в этот день хозяйки усердно кормили кур, приговаривая: «Корми в Сретение кур овсом - весной и летом будешь с яйцом». Приметы на Сретенье. Но, как бы там ни было, а Сретение — это всегда радость расставания с зимой и ожидание нового урожайного года.

Волшебная сила громничной свечи и сретенской воды Волшебная сила громничной свечи и сретенской воды. По древнеславянскому обычаю 15 февраля еще называлось Громница, так как именно только в этот день среди зимы можно было услышать гром. Язычники также в этот день преклонялись стихии огня - Молнии, поэтому и жгли у дорог огромные костры. Примечателен этот день был и обычаем изготовления громничной свечи из воска, который собирали с восьми-десяти крестьянских домов. А потом целый год передавали из двора во двор, и жгли по очереди, постоянно наращивая. Эта "волшебная" свеча, имеющая невероятную мощь, использовалась в самых особых случаях: ею освящали поля перед посевом и перед уборкой урожая, лечили больных и провожали умерших, защищали свои дома от нечисти. Волшебная сила громничной свечи и сретенской воды. По преданиям считалось, что в Сретенье вода во всех источниках обретала особую силу и приравнивалась к крещенской.

По обычаю эту воду не носили святить в храм, а собирали по капле с тающих сосулек. Люди свято верили, что Божья Благодать нисходит к ним в этот день, и освящает воду. Ведь главное - это вера и каждому воздастся именно по ней. Празднование Рождества Христова - это великое событие в христианском мире. Таинство рождения Мессии на картинах старых западноевропейских мастеров можно увидеть в обзоре. Понравилась статья?

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий