Новости ритейл 2024

Рынок онлайн-ритейла увеличился по итогам 2023 года на 28% и достиг отметки в 6,4 трлн рублей.

Последние новости из сферы ритейла

И «Перекрёсток» поддерживает его, регулярно расширяя ассортимент и удивляя своего клиента новой продукцией», — прокомментировал Нигматуллин Александр, директор по развитию продаж готовой еды торговой сети. Благодаря запуску премиальной линейки готовой еды Select компании удалось привлечь новую целевую аудиторию и закрыть покупательские потребности в рецептурах высокой кухни. Для достижения этих целей торговая сеть использовала такие инновационные подходы, как трендвотчинг сегмента HoReCa, разработка упаковки, позволяющей обеспечить ресторанную подачу, использование эстетичной ресторанной выкладки на потоке Фабрики-кухни. Именно эти решения позволили линейке Select выделиться среди конкурентов и получить победу в номинации «Прорыв в СТМ».

Бренд также стал номинантом в категории «Омниканальный СТМ» с собственной торговой маркой «Зелёная линия» и был представлен в номинации «Широта по категориям охвата бренда СТМ».

Собеседники «Московской газеты» высказали свои соображения по этому поводу «Потребительский рынок всегда очень чутко реагирует на изменения в экономике и на внешнеполитические события. Ситуация сейчас сложная: не просто экономические потрясения накрывают потребительский рынок, внутри рынка происходят тектонические сдвиги. Мы видим уход с рынка А-брендов — тех, которые были драйверами продаж в своих категориях, тех, на которые ориентировались и потребители, и ритейлеры. Это заставляет пересмотреть ассортиментную матрицу на полках магазинов. Также половина опрошенных сообщила, что не ждёт радикальных улучшений в 2023 году.

Однако, в существующих условиях надо жить и работать, поэтому фактор экономики становится ключевым для прогнозирования, разработки стратегий компаний и принятия ими решений. Мы видели грандиозные качели на валютном рынке, рубль в 2022 году опускался до 120-130 рублей к доллару — казалось, что этот обвал не остановить. С одной стороны, это вселяло оптимизм, вызывало удешевление некоторых импортных товаров. С другой стороны, с таким курсом производство внутри страны могло стать менее конкурентоспособным. Рубль укрепился не только по отношению к доллару и евро, но и к казахскому тенге, киргизскому сому и другим валютам соседей РФ, что усложняло работу поставщиков-производителей на этих рынках. Многих из них заменили другие поставщики.

Зампред правительства РФ Андрей Белоусов заявил, что более комфортным был бы курс доллара в коридоре 70-80 рублей за доллар. Думаю, что это ожидаемый для нашей национальной валюты коридор на 2023 год: с ним и производители будут чувствовать себя уверенно, и импортёры не получат «под дых», если рубль резко упадёт. По многим категориям товаров мы увидели не дефицит, ожидавшийся весной, а профицит, который стал давить на цены, и к осени цены по ряду категорий вернулись к нормальной динамике. Многие ожидали роста безработицы в нашей стране. К тому же статистика показывает, что множество россиян находится в простое или частичной занятости — больше, чем в пандемию. Скрытая безработица, не учитываемая официальной статистикой, довольно высока, и в реальности на рынке труда наблюдаются определённые проблемы.

Ключевой для российского потребительского рынка показатель — демография, численность потребителей в стране. За 2020-2021 гг мы видели негативную тенденцию снижения численности населения на фоне, в первую очередь, пандемии. С учётом того, что происходит, мы подчитали, что естественная убыль населения за последние три года составляет почти 2,5 миллиона россиян. К сожалению, рождаемость в нашей стране уступает смертности, и только за счёт миграции населения из ближнего зарубежья снижение численности населения России более-менее компенсировалось. Однако, в связи сегодняшними с событиями в мире мы не ожидаем большого уровня миграции в 2023 году. Некоторые россияне покинули страну.

Это негативно повлияло и на розничный товарооборот, поскольку потребителей стало физически меньше», — — рассказал Иван Федяков «Московской газете». За счёт инфляции это падение частично компенсируется, но объёмы потребления всё равно сокращаются. По всем категориям товаров народного потребления, за исключением только продуктов питания. По некоторым показателям падение близко к пандемийному уровню. Плюс, уход брендов: в бытовой технике и электронике трудно не заметить падение продаж на фоне ухода Apple, в мебели — IKEA. Также много знаковых брендов покинули сегмент обуви и одежды.

Вакуум частично компенсируют российские производители и поставщики, но их рекламно-маркетинговая активность гораздо более скромная, чем у транснациональных компаний.

Помимо этого, Лента отразила сократившиеся отрицательные курсовые разницы в размере 81,0, млн руб. В итоге компания зафиксировала чистую прибыль в размере 3,3 млрд руб. Представленная отчетность подтверждает наше предположение о существенной трансформации компании в текущем году как с точки зрения корпоративного контура, так и по линии финансовых показателей. Ожидается, что этот процесс получит свое развитие в 2025 г.

Если и встретится вам человек, не согласный с этим утверждением, то вряд ли делом своей жизни он выбрал ритейл. Ритейл, где изменения — константа, а управление изменениями — главная задача. Меняемся и мы! Собственники и топ-менеджеры федеральных и региональных сетей со всей России, рулевые ведущих брендов и чемпионы e-commerce.

Кросс-секторальная повестка.

Последние новости из сферы ритейла

How the retail boardrooms of Fenwick, Molton Brown, Seasalt and Benefit feel about 2024. Мероприятие, объединяющее на одной площадке лидеров и экспертов российской и международной ритейл-индустрии с целью заключения контрактов. Доля покупок россиян в онлайн-магазинах в I квартале 2024 года составила 34%, годом ранее онлайн лидировал с долей 56% против 44% у офлайна.

Все материалы

  • Fix Price Group объявляет финансовые результаты за первый квартал 2024 года
  • Неделя Российского Ритейла 2024 - АКИТ
  • В мае состоится «Неделя Российского Ритейла» 2024
  • Маркетинговое исследование Маркетплейсы 2024

Главные новости ритейла и e-com

Главные темы для обсуждения: тернистый путь российского ритейла и производителей, глобальные изменения потребительского рынка и постоянная трансформация бизнес-моделей современного ритейла. Участники получат актуальную аналитику FMCG рынка, динамику продаж категорий в каналах современной торговли, обсудят управление товарными категориями и их развитие в ритейле, стратегии развития FMCG компаний. Кроме этого, 27-28 мая на площадке Форума пройдет крупнейшее ежегодное отраслевое мероприятие, посвященное развитию алкогольной категории в розничной торговле — VII Конгресс современной виноторговли Wine Retail. Ключевыми темами Конгресса станут изменения в законодательном регулировании отрасли, влияние фискальной политики государства на динамику винного рынка, программы поддержки российского виноделия. Представители ключевых министерств и ведомств обсудят с участниками рынка основные новации регулирования, включая маркировку крепкого алкоголя и винодельческой продукции, акцизную политику, развитие ассортимента российских вин в розничной торговле и картах ресторанов.

Участники обсудят ситуацию на рынке нелегального оборота продукции, вопросы защиты прав правообладателя, использование и защиту товарного знака в рамках параллельного импорта, развитие цифровой маркировки в России и странах ЕАЭС, ее эффективность и возможности дальнейшего развития.

Сегодня только крупные ИТ-компании могут предоставить системный и комплексный подход к обслуживанию ИТ, поэтому заказчики из отрасли очень внимательно относятся к выбору партнера, с которым будут выстроены долгосрочные отношения. В текущем году, судя по всему, внедрение инноваций и развитие ИТ в ретейле продолжится.

Какие ИТ-тренды станут ключевыми в ретейле в 2024 году? В фокусе: Импортозамещение сервисов и технологий в эпоху санкций. Что сложнее всего заместить?

Лайфхаки российских компаний. Какие собственные ИТ-решения могут предложить рынку ретейлеры? В каких случаях целесообразно их развивать?

Какие сервисы возможно перевести в собственные ИТ-команды, а для каких по-прежнему нужен вендор? Как управлять продуктовой разработкой? Никита Горбачевский, директор направления «Торговля», Cloud.

Российский ретейл: от адаптации к умеренному росту Некоторая стабилизация рынка после периода экономической турбулентности требует от ретейл-рынка адаптации к «новой норме». Тренды задают крупные игроки, которые смогли занять место ушедших западных компаний, быстро масштабировать торговые сети и насытить их недорогими товарами.

В ситуации, когда рекламного инвентаря не хватает, а маркетплейсы активно растут, я вижу очень много попыток использовать эти площадки для построения коммуникации с аудиторией. Ecom в РФ продолжит отделяться от мировых трендов, решая свои локальные проблемы и вызовы. При этом онлайн-продажи продолжают показывать двузначный рост. Это в очередной раз подтверждает большой интерес аудитории именно к такому способу покупок. Ожидаю, что доля маркетплейсов будет расти, как и спрос на специалистов по ведению продаж на этих площадках. Ещё интереснее наблюдать за делением рынка между площадками и за тем, как Яндекс и Сбер будут завоёвывать свою долю. Планируем пока фокусироваться на развитии региона СНГ, где российская экспертиза очень востребована.

Это искусственный интеллект, который проникает во все сферы, и переток коммерческого трафика из поисковых систем на маркетплейсы. Будет много новых решений для e-com на базе ИИ и ещё больший переток коммерческого трафика из поисковых систем на маркетплейсы. Ещё ожидаем рост доли Bing и изменение критериев ранжирования в поиске, то есть подходов в SEO-продвижении. Доля маркетплейсов будет расти. Со временем в живых останутся только монобрендовые магазины и «сложные» ниши, где нужна профессиональная экспертиза и консультация. Будем отстраиваться от маркетплейсов, разделяя сезоны. Актуальное в интернет-магазине, сток — на маркетплейсы. Анатолий Мохов Ecom-эксперт, директор по новым направлениям Ростелекома 1. За прошлый год изменений немного.

Мы научились жить без иностранных сервисов и, что самое приятное, — начали «пилить» свои. Пока они молодые, но очень перспективные. В 2024 году ещё увидим несколько хороших выходов из стадии MVP. Думаю, будут популярны сервисы аналитики и работы с трафиком, платформы по управлению и продажам на маркетплейсах. Я думаю, здесь практически ничего не изменится.

Фонд борьбы с коррупцией» ФБК , «Альянс врачей» - некоммерческие организации, выполняющие функции иноагентов. Общественное движение «Штабы Навального» включено Росфинмониторингом в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

Главные новости ритейла и e-com

Предлагаем ознакомиться с программой Недели Российского ритейла и при заинтересованности включить посещение ключевого мероприятия и Дней ритейла в план работы на 2024 год. Опубликовано: 26 декабря 2023.

Как и всегда, экспозона станет центром притяжения профессионалов ритейл индустрии. На мероприятии соберутся ведущие поставщики в ритейле, сервисные и консалтинговые компании с новейшими товарами и услугами. В ходе выставки участники смогут продемонстрировать передовые разработки и технологии в сфере ритейла. Экспоненты также могут запланировать встречу или переговоры с интересующей компанией, обрести новые партнерства и деловые связи. Все профи собираются на «Неделе Российского Ритейла». Будьте вместе с нами!

Открытие валютного счета в дружественных странах: какие налоговые и юридические особенности надо учесть Организация цепочек поставок при параллельном импорте с учетом всего комплекса рисков Как адаптироваться к изменениям правил таможенного контроля и минимизировать задержки в поставках Оценка инвестиционных проектов: как провести анализ и выбрать направления в условиях повышенных рисков Логистика для интернет-торговли: как спланировать расходы и заключить взаимовыгодный SLA со службами доставки Роль CFO при повышении точности планировании спроса в FMCG-сетях Как обезопасить компанию в условиях недоступности международного арбитража и неработоспособности механизмов гарантирования сделок Как в текущих условиях получить торговое финансирование в иностранном банке ДЛЯ КОГО.

Такая активность показывает, что компании важно мнение аудитории, и помогает укрепить связь с подписчиками и повысить их лояльность. Читайте также: SMM — один из инструментов маркетинговой стратегии kari Умное потребление Люди всё больше осознают последствия своего отношения к природе и хотят не только пользоваться экологичными продуктами, но и поддерживать компании, разделяющие их ценности. Растущий интерес российских потребителей к экотоварам продолжается несколько лет. А более трети россиян обращают внимание на экомаркировки. В ходе опроса Mintel жители разных стран признавались, что не верят в отсутствие воздействия компаний на окружающую среду. Лояльность покупателей, по мнению аналитиков, можно повысить за счет экологичной упаковки, реальных действий бренда по защите окружающей среды, а также честности и открытого диалога с аудиторией. Экоинициативы, уже запущенные российскими ритейлерами: использование переработанных материалов, установка контейнеров для сбора вторсырья, эко-акции и коллаборации с благотворительными фондами по переработке одежды. Персонализированная омниканальность Личное отношение и клиентоориентированность по-прежнему актуальны.

Более предметный подход к каждому клиенту, прозрачность, «прокачка» CRM-систем, персональные предложения, а также бонусы и начисления — вот на что надо обратить или усилить внимание. Виктор Субботин Эксперт по стратегическому маркетингу Омниканальность — всё ещё одна из самых популярных современных тенденций в розничной торговле. Бренды формируют целые экосистемы, чтобы стать частью жизни своего клиента. К примеру, Nike использует свои приложения SNKR и Run Club, которые не только продают товары, но и организовывают встречи, беговые клубы и мероприятия. Приложение Training Club предлагает персонализированные тренировки и фитнес-программы. Программа лояльности будет ориентироваться на создание сообщества потребителей и вовлечение в разные активности, подключение к социальной ответственности. Так уже давно делают крупные ритейлеры, но можно всё это оптимизировать и малому бизнесу. Здесь важно вовлечь клиента. Например, многие супермаркеты создают клцбы и проводят отдельные акции, мероприятия для тех, у кого есть дети или животные.

Это растущая тенденция, пересекающаяся и с персонализацией. Максим Оганов Подключите вашу компанию к приложению «Кошелёк» Узнайте о возможностях Кошелька для бизнеса, чтобы привлекать участников в программу лояльности, запускать рекламные кампании и увеличивать число покупающих клиентов. Подключить компанию Тренд 5. Одна из задач — обеспечение безопасного использования корпоративного искусственного интеллекта. Модель также позволяет предвидеть лучшие бизнес-результаты для проектов ИИ. Среди перечисленных трендов ритейла на будущий год, исследовательская компания также упомянула интеграцию ИИ в работу предприятия для оптимизации труда его сотрудников. В финансовой индустрии машинное обучение используется в качестве инструмента анализа данных кредитного скоринга — системы оценки кредитоспособности заёмщика. Благодаря им быстрее принимается решение о возможности предоставления кредита. Модели изучают кредитую историю: сколько кредитов брал заёмщик, были ли просрочки, какую сумму платил без просрочек.

К примеру, в ритейле ИИ активно внедряет «Ашан».

Тренды в retail и e-com на 2024-2025, которые нужно осваивать уже сейчас

Таким образом, Компания не осведомлена о конкретном содержании решения Суда и дате его публикации, которая служит отправной точкой для предусмотренных Законом процедур. Решение также означает, что нероссийские держатели депозитарных расписок и бенефициары Компании [по состоянию на дату выпуска полного решения Суда] смогут получить акции Дочерней компании пропорционально их участию в X5, в то время как российские держатели и конечные владельцы депозитарных расписок Компании [по состоянию на дату выпуска полного решения Суда] будут обязаны принять такие распределяемые акции. Компания внимательно изучает последствия и варианты действий в рамках правового поля, вытекающие из решения Суда и опубликует обновленную информацию сразу после выхода полного текста решения Суда.

В итоге валовая прибыль составила 43,0 млрд руб. В результате на операционном уровне компания зафиксировала прибыль в размере 9,4 млрд руб. Чистые процентные расходы выросли практически вдвое, главным образом по причине возросших затрат на обслуживание кредитного портфеля, составившего на конец квартала 211,4 млрд руб.

Помимо этого, Лента отразила сократившиеся отрицательные курсовые разницы в размере 81,0, млн руб.

Следите за обновлениями в деловой программе и до встречи на главном событии для всей ритейл индустрии! Для селлеров регистрация бесплатная.

К сожалению, рождаемость в нашей стране уступает смертности, и только за счёт миграции населения из ближнего зарубежья снижение численности населения России более-менее компенсировалось. Однако, в связи сегодняшними с событиями в мире мы не ожидаем большого уровня миграции в 2023 году. Некоторые россияне покинули страну. Это негативно повлияло и на розничный товарооборот, поскольку потребителей стало физически меньше», — — рассказал Иван Федяков «Московской газете». За счёт инфляции это падение частично компенсируется, но объёмы потребления всё равно сокращаются. По всем категориям товаров народного потребления, за исключением только продуктов питания. По некоторым показателям падение близко к пандемийному уровню. Плюс, уход брендов: в бытовой технике и электронике трудно не заметить падение продаж на фоне ухода Apple, в мебели — IKEA. Также много знаковых брендов покинули сегмент обуви и одежды. Вакуум частично компенсируют российские производители и поставщики, но их рекламно-маркетинговая активность гораздо более скромная, чем у транснациональных компаний.

Лучшим для российского рынка был 2013 год. С тех пор последние 10 лет спрос на потребительском рынке РФ можно считать едва ли не потерянным, как и уровень продаж. Кто-то скажет: «это не так, в магазинах очереди, люди что-то покупают». Но в 2013 году в России было продано 3 миллиона новых автомобилей. Да, в 2021 году были рекордные показатели строительного рынка. Но рекорд по вводу в эксплуатацию многоквартирных домов был в 2015 году: 42 миллиона кв. А в рекордном 2021 — только 37 миллионов кв. И, во многом, за счёт индивидуального жилищного строительства, а в этом сегменте есть статистические показатели, которые трудно проверить. Физически объём продаж жилья снижается», — отметил Иван Федяков. Что касается финансовых накоплений, то, по словам эксперта, россияне накопили более 35 трлн рублей на счетах, это почти розничный товарооборот за год.

Хотя не все в состоянии его обслуживать: по статистике судебных приставов, примерно 4 млн россиян запрещён выезд за границу из-за долгов. Почти 4 млн банкротов. ЦБ пытается купировать назревающий финансовый кризис: с 2023 года планируется ввести количественные ограничения на выдачу потребительских кредитов для банков с универсальной лицензией и микрофинансовых организаций. Процесс расслоения населения по уровню доходов. Много людей живут за чертой прожиточного минимума. Для кого-то это означает снижение объёмов продаж, а для тех, кто работает на низший ценовой сегмент — это плюс. У тех, кто работает с наименее обеспеченной группой нашего населения, и наблюдается рост продаж. Уровень доходов населения крайне неравномерно распределён по регионам. Концентрация в Москве, Санкт-Петербурге и нескольких крупных региональных центрах велика — почти половина розничного товарооборота приходится на 10 субъектов РФ, это: Москва, Московская область. И ещё половина оборота — на оставшиеся 75 субъектов.

IT-тренды ритейла: новые решения старых проблем

Телеграм-канал Fashion retail разобрал тренды из отчёта консалтинговой компании Wunderman Thompson с примерами из российского фэшн-ритейла и назвал ключевые тренды 2024 года. Новости российских торговых сетей для ритейлеров и поставщиков на портале 2. Как вы думаете, каких изменений можно ждать в ecom в 2024 году?

Что ждет ретейл в 2024 году: основные тренды

Телеграм-канал Fashion retail разобрал тренды из отчёта консалтинговой компании Wunderman Thompson с примерами из российского фэшн-ритейла и назвал ключевые тренды 2024 года. Ключевое событие ритейл-индустрии 2024 года представит инновационные технологии, лучшие практики, успешные стартапы и пространство для диалога. В рамках этого мероприятия состоялись два значимых события: форум Russian Retail Show с насыщенной деловой программой и выставка Retail TECH, где были представлены цифровые. Маркетплейсы 2024 23 апреля партнер Data Insight, Фёдор Вирин, выступил на конференции «Upgrade Retail Весна» с докладом.

Администрация муниципального района «Барун-Хемчикский кожуун Республики Тыва»

Портал Retail ru провёл интересную онлайн-конференцию, посвященную основным трендам на российском потребительском рынке в 2024 году: Я конечно. Retail Tech 2024 стал для нас максимально релевантным мероприятием, так как в одном месте собрались профессионалы из ритейла. В конце мая в Москве состоится десятый юбилейный Форум «Неделя Российского Ритейла», он пройдет с 27 по 30 мая и соберет более 8 тысяч участников. Также в рамках деловой программы Форума «Неделя Российского Ритейла» 29-30 мая состоится двухдневный FMCG & RETAIL Summit. станет десятый юбилейный Форум «Неделя Российского Ритейла», который пройдетс 27 по 30 мая и соберет более 8 тысяч участников.

X Международный Форум бизнеса и власти «Неделя российского ритейла»

Участников также ждут: бизнес-встречи B2B и B2G, дискуссии, деловые знакомства, неформальное общение, а также заключение новых партнерских соглашений. В рамках Форума пройдут пленарные заседания, экспертные сессии, конференции, презентации и круглые столы, посвященные технологиям и инновациям в работе торговых сетей, маркетингу, е-commerce, HoReCa, логистике, банковскому ритейлу, коммерческой недвижимости, международным рынкам и HR. Все профи собираются на «Неделе Российского Ритейла». Будьте вместе с нами! Место проведения: Москва, Краснопресненская набережная, д.

Участники получат актуальную аналитику FMCG рынка, динамику продаж категорий в каналах современной торговли, обсудят управление товарными категориями и их развитие в ритейле, стратегии развития FMCG компаний. Кроме этого, 27-28 мая на площадке Форума пройдет крупнейшее ежегодное отраслевое мероприятие, посвященное развитию алкогольной категории в розничной торговле — VII Конгресс современной виноторговли Wine Retail. Ключевыми темами Конгресса станут изменения в законодательном регулировании отрасли, влияние фискальной политики государства на динамику виного рынка, программы поддержки российского виноделия.

Представители ключевых министерств и ведомств обсудят с участниками рынка основные новации регулирования, включая маркировку крепкого алкоголя и винодельческой продукции, акцизную политику, развитие ассортимента российских вин в розничной торговле и картах ресторанов. Участники обсудят ситуацию на рынке нелегального оборота продукции, вопросы защиты прав правообладателя, использование и защиту товарного знака в рамках параллельного импорта, развитие цифровой маркировки в России и странах ЕАЭС, ее эффективность и возможности дальнейшего развития.

Дискуссия представителей сильной региональной и локальной розницы о том, как развивать сильные стороны, конкурировать и расти. Глубокая экспертиза в специализированной отрасли как главное конкурентное преимущество. Маркетплейсы и не самые удобные для них категории — Hard DIY и мебель. Росли раньше, растут сейчас и обещают расти дальше.

Кросс-секторальная повестка. В каждой сессии саммита выступят представители разных сегментов ритейла — чтобы поделиться трендами и мнениями с рынком, а заодно — послушать и вдохновиться успехами коллег. Мы можем поговорить? Всё для приятного и полезного общения — уровень участников, место проведения и достаточно свободного времени, чтобы не оглядываться на часы! Итоги миграции сегментов — новые привычки, триггеры, приоритеты.

Архив мероприятий

  • Трек ECOM в рамках Недели Ритейла 2024 — Новости и пресс-релизы
  • Главные новости ритейла в России и мире
  • «Пятёрочка» стала победителем в CTM премии RETAIL TECH 2024
  • Все дороги ведут в Novardis. Подводим итоги Russian Retail Show -
  • Новости. Главные новости ритейла в России и мире 📰 New Retail
  • Перезвоните мне

Доля e-commerce в продажах ритейла продолжает расти

  • Выручка ритейлера «Лента» выросла на 62%
  • 5 главных трендов ритейла в 2024 году в программах лояльности и потребительском поведении
  • Маркетинговое исследование Маркетплейсы 2024
  • «Пятёрочка» стала победителем в CTM премии RETAIL TECH 2024
  • Последние новости

DIY & Household Retail Russia 2024

На круглом столе ИД «Коммерсантъ» встретятся эксперты рынка ритейла, чтобы обсудить итоги 2023 года, новые форматы, точки роста, планы и тренды 2024 года, а также ключевые вопросы. Главная Новости Тема дня Стоит ли инвестировать в акции ритейлеров в 2024 году. Международный форум электронной коммерции и ритейла. Телеграм-канал Fashion retail разобрал тренды из отчёта консалтинговой компании Wunderman Thompson с примерами из российского фэшн-ритейла и назвал ключевые тренды 2024 года. С момента пандемии у всех ритейлеров растут продажи через цифровые каналы, однако спрос на премиальные товары замедлился из-за экономии потребителей. В насту.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий