Достоевский сразу заметил необычную самоотверженность стенографистки, которая совсем не жалела себя. Три дня прошли, страсть утолена, выигрыш, чуть ли единственный случай в жизни Достоевского, когда рулетка благосклонно к нему отнеслась, был разделен между умирающей женой и ждущей на берегу Сены любовницей. После смерти 1864 году первой жены, а затем кончины брата Михаила Достоевский взял на себя все долги по изданию журнала "Эпоха", но вскоре прекратил его из-за падения подписки. Сниткина – жена Достоевского уладила проблемы с кредиторами, взяла на себя финансовую сторону издания произведений. Анна Григорьевна Достоевская (урожденная Сниткина; 1846–1918), вторая жена Достоевского, автор «Воспоминаний».
Первая жена Мария Дмитриевна
Рита выступила в рамках секции «Филологическое исследование нехудожественных текстов» с докладом «Вставные конструкции в письмах Достоевского к жене». Все это время жена Достоевского не уставала переживать за слабое здоровье своего гениального мужа, каждый его припадок болью отзывался в ее душе, оставляя рубцы на сердце. Супруга Достоевского, даже перед смертью писала о том, как она любила своего супруга и отдавала ему всю себя, без остатка. "роковой женщины". Через некоторое время Достоевский получил право жить в центральной России и вместе с женой и пасынком перебрался в Тверь, а спустя еще несколько месяцев — в Петербург, где активно включился в литературную работу.
Волгин И.Л. Жена в России больше, чем жена. Достоевский и другие: к истории писательских браков
За два года до судьбоносной встречи, Достоевский одну за другой перенес три тяжелые утраты: похоронил жену Марию, брата Михаила и своего несчастного друга, угодившего в долговую тюрьму, поэта Аполлона Григорьева. Марией Дмитриевной Исаевой. В апреле 1867 году вскоре после свадьбы великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский отправился в путешествие по Европе вместе со второй женой Анной Григорьевной.
Ко дню рождения Анны Григорьевны Достоевской
- Внуки и правнуки
- Поиск по сайту
- Три жены Ф.М.Достоевского |
- Невероятная жизнь и судьба Анны Сниткиной - жены великого писателя Федора Достоевского
Достоевский в воспоминаниях своей супруги
Фёдор Михайлович уговаривал уехать из Парижа, убеждал, что этот проходимец бросил её бесповоротно. Неспокойно было на сердце и у писателя. Личные переживания об оставленной в России семье не оставляли его в покое, он стал замечать, что мысли его часто возвращаются к умирающей жене — несчастной, брошенной им женщине, понял, что тоскует по России, пасынку Паше. Даже Полина не могла спасти его от поселившейся в сердце грусти. Вместе они выехали в Берлин, где, как и условились в начале своего путешествия, расстались: Аполлинария вернулась снова в Париж, а Достоевский перед Петербургом заехал в Гамбург, славившийся игорными домами. Здесь он проиграл всё до копейки, но спасла Полина, приславшая из Парижа 350 франков, на которые писатель и выехал в Петербург. Отношения постепенно осложнялись разными обстоятельствами, несхожестью характеров, а вскоре и вовсе стали затруднять обоим жизнь.
Она не стоит такой любви. Мне жаль её, потому что, предвижу, она вечно будет несчастна. Она никогда не найдёт себе друга и счастье. Кто требует от другого всего, а сам избавляет себя от всех обязанностей, тот никогда не найдёт счастья». Как и предвидел писатель, жизнь у неё не сложилась. Бывшая любовница знаменитого писателя вынужденно уехала на жительство в провинцию, была под надзором полиции.
Я знаю, что люди были совершенно ею покорены, пленены», - восторженно отзывался о «великолепной» Аполлинарии Василий Розанов — писатель, философ, в жизнь которого она ворвалась, очень скоро превратив её в ад. Предвижу: она будет несчастна Достоевский и Апполинария Суслова Будучи моложе её на 16 лет, он женился на ней. Ненависть к мужу после расставания с Достоевским Аполлинария выражала открыто и неистово, она долго не могла прийти в себя, посылала бывшему любовнику письма, втайне надеясь, что всё у них ещё сложится. Однако время шло.
Анна и Федор Достоевский Семья вернулась в Россию. Сниткина — жена Достоевского уладила проблемы с кредиторами, взяла на себя финансовую сторону издания произведений. Вскоре начала издавать романы Достоевского сама.
С Анной или как Достоевский назвал ее — «Ангел Божий», прожил 14 счастливых лет, написав лучшие романы, хотя у супругов в трехлетнем возрасте от приступа эпилепсии умер четвертый ребенок — Алексей. После кончины супруга в 1881 году, 34-летняя Анна больше не выходила замуж и посвятила жизнь памяти мужа. Анна Сниткина — жена Достоевского с внуками Андреем и Федором Женщина издавала сочинения Достоевского, собирала рукописи и вещи для музея, открыла школу имени писателя, оставила воспоминания о муже. В 1918 году Анна Григорьевна болела малярией и голодала, скончалась в Ялте. Через 50 лет внук перенес ее прах в одну могилу с писателем.
Анне на тот момент было 20 лет, а писателю - 45. Ей он показался старым, неказистым, непривлекательным. Писатель был рассеянным, вечно всё забывал, не отличался хорошими манерами и, казалось, не особенно уважал женщин. Но когда он начинал диктовать свой роман, то менялся на глазах. Перед юной стенографисткой представал проницательный мужчина, точно подмечающий и запоминающий черты характера малознакомых ему людей. Он на ходу исправлял неудачные моменты в тексте, а его энергия казалась неистощимой. За 25 дней роман «Игрок» был написан и вовремя сдан. Достоевский попросил продолжить работу с ним над романом «Преступление и наказание», а через 10 дней сделал Анне предложение. В феврале следующего года они обвенчались.
В 1866 году отец Анны скончался. Чтобы оплачивать расходы семьи, она была вынуждена искать работу. Преподаватель стенографии направил ее к писателю Достоевскому. Он пережил каторгу, смерть первой супруги и внезапную смерть своего брата, который занимался предпринимательством. Всего его обязательства по долгам взял на себя Федор Михайлович. Писатель обеспечивал своего 21-летнего пасынка, семью умершего брата Михаила и помогал младшему брату Николаю. Достоевский не мог отказать в помощи никому из своих родственников. И часто даже не понимал, что его добротой и отзывчивостью просто пользуются. Чтобы расплатиться с чужими долгами, писал одновременно два романа — «Преступление и наказание» и «Игрок». Ему пришлось подписать договор на невыгодных для него условиях. Издатель Стелловский обещал выплатить 3 тысячи рублей и издать полное собрание сочинение писателя, если тот не позднее 1 ноября 1866 года напишет большой роман. Если же Достоевский допустить просрочку на месяц, выплатил неустойку. А если сдаст роман после 1 декабря того же года, то Стелловский получит права на все его сочинения на 9 лет. И в этот период писатель не будет получать отчисления за публикации. Достоевский отдавал все силы «Преступлению и наказанию» и совсем забыл, что должен закончить «Игрока» к 1 ноября. Времени осталось катастрофически мало, писатель был в отчаянии. Один из приятелей рекомендовал ему нанять стенографистку — так дело пойдет быстрее. Достоевский, никогда до того момента не диктовавший свои произведения, воспользовался советом. У писателя было всего 27 дней, чтобы закончить роман. Ее это расстроило, ведь она была так счастлива, когда узнала, что будет помогать самому Достоевскому. Его произведениями зачитывалась вся семья девушки. При первой встрече писатель показался ей слишком нервным и растерянным. Однако за пару недель работы у Достоевского она увидела его и с другой стороны: вскоре после их знакомства он стал искренним и открытым в общении с ней. Достоевский принес роман Стелловскому, но выяснилось, что тот внезапно уехал из Петербурга на неопределенный срок. Слуги издателя не принимали роман из рук писателя, Федор Михайлович был в отчаянии.
В день памяти Достоевского петербуржцам показывают фильм о жене писателя
Времени было мало, и Достоевский решил нанять помощницу. Юная стенографистка Анна Григорьевна Сниткина родилась в Петербурге в августе 1846 года в семье мелкого чиновника. Родители стремились дать дочери хорошее образование и оплатили ее обучение на педагога. Однако учителем Анне стать было не суждено. Этому помешала болезнь отца.
Как ему в голову такое пришло: студент зарубил топором старушку? Но намного легче мыслить стереотипами! Женщины, работающие в музее Достоевского, привыкли разрушать любые стереотипы, начиная с собственного внешнего вида. Это мама Влады Ирина Анатольевна. Чтобы создать образ дамы времен Достоевского, она не пожалела собственных денег на пошив наряда по эскизам тех лет. Владе тоже безумно идут старинные платья. Впрочем, и в повседневной одежде девушка с кротким взглядом выглядит как барышня из XIX века. Когда она выходила на сцену в образе дочери Достоевского Любочки, зрители забывали дышать. В Риддере, куда мы приезжали с этой постановкой, ко мне подошел человек и спрашивает: вы родственница Достоевского? Вы так похожи на его дочь! Я-то понимаю, что он хотел сделать мне комплимент. Но не учел, что у дочери Достоевского были грубые черты лица. Вряд ли найдется девушка, которая хотела бы быть на нее похожей, - улыбается Влада. Однако и Анну Григорьевну, в которую Влада так любит перевоплощаться на сцене, тоже сложно назвать привлекательной. По воспоминаниям современников, по внешним данным Анна Григорьевна сильно уступала первой жене Достоевского Марии Дмитриевне - признанной красавице. Своя рубашка ближе к телу! А вот его вторая жена Анна Григорьевна представляется неприятной личностью. Эдакая серая мышка, которая вцепилась мертвой хваткой в гения. Вот от родственников и увезла за границу в первые годы совместной жизни, чтобы их никто не разлучил. Но есть другая сторона, о которой многие не знают.
Так началось мое собирание почтовых марок, и оно продолжается уже сорок девять лет... Она всегда относилась к супругу как к большому, наивному и простодушному ребенку хоть он и был старшее нее на четверть века , которого надо оберегать от всех насущных проблем. Вскоре после возвращения она родила сына Федора это был уже их третий ребенок после первенца Софии, которая умерла в три месяца, и дочки Любы , но, невзирая на хлопоты с новорожденным, Анна Григорьевна решила сама разобраться с кредиторами. Она договорилась с ними об отсрочке платежа и начала заниматься тем, что никогда не делал ни один из русских писателей: готовить роман «Бесы» к самостоятельной публикации без помощи издателей. Со свойственной ей педантичностью Достоевская разобралась во всех тонкостях издательского дела, и «Бесы» разошлись моментально, принеся хорошую прибыль. И с тех пор супруга писателя самостоятельно занималась публикациями всех произведений своего гениального мужа. В 1875 году в семье случилось еще одно радостное событие — родился второй сын, Алексей. Но, к несчастью, ему передалась болезнь Федора Михайловича, эпилепсия, и первый же приступ, случившийся с мальчиком в 3 года, его убил. Писатель был вне себя от горя, и Анна Григорьевна настояла на том, чтобы он отправился в Оптину пустынь, а сама осталась наедине со своей бедой. Я охладела ко всему: к хозяйству, делам и даже к собственным детям», — напишет она в своих «Воспоминаниях» годами позже. Вернувшись из Оптиной пустыни, Федор Михайлович сел за главное творение своей жизни — «Братьев Карамазовых». Анна, как всегда, стенографировала, ведь к Рождеству 1881 года роман должен был быть издан. Последний труд Достоевского, который он посвятил Анне Григорьевне, был завершен 8 ноября 1880 года. Спустя 2 месяца после публикации великого писателя не стало. Анне Григорьевне Сниткиной, в замужестве Достоевской, было 34 года. Анна с дочерью Любой и сыном Федором. После смерти Федора Михайловича Анна Григорьевна больше никогда не выходила замуж, а на вопрос, почему она не найдет себе супруга, отвечала: «Да и за кого можно идти после Достоевского? Разве за Толстого. Так он женат! А ведь в действительности я не отличалась красотой, не обладала ни талантами, ни особенным умственным развитием, а образования была среднего гимназического. И вот, несмотря на это, заслужила от такого умного и талантливого человека глубокое почитание и почти поклонение». Анна Григорьевна пережила писателя на 37 лет и все эти годы посвятила его памяти: только полные собрания сочинений гениального мужа при ее жизни издавались 7 раз, а отдельные книги — в еще большем количестве.
Другой на ее месте, возможно, и отказался бы, но только не Анна. Ее решение было обдуманным и взвешенным: «Моя любовь была чисто головная, идейная, - сознавалась Достоевская в Дневнике. Это была хватавшая за душу жалость к человеку, так много пострадавшему, никогда не видавшему радости и счастья…». В семье, где родилась девушка, почитали и любили творчество Федора Михайловича. Анну даже прозвали Неточкой, по имени героини повести Достоевского «Неточка Незванова». Стоит ли говорить, что мечта сделаться спутницей его жизни, разделять его труды, облегчить его жизнь, дать ему счастье овладела ее воображением. Анна Григорьевна унаследовала и понимающий характер отца, и решительность матери. Отношения между своими родителями она проецировала на будущего мужа: «…Всегда оставались собою, нимало не вторя и не подделываясь друг к другу. И не впутывались своею душою - я - в его психологию, он - в мою, и таким образом мой добрый муж и я - мы оба чувствовали себя свободными душой». Годы совместной жизни стали самыми плодотворными в творчестве писателя. Все это время жена Достоевского не уставала переживать за слабое здоровье своего гениального мужа, каждый его припадок болью отзывался в ее душе, оставляя рубцы на сердце. Анна Григорьевна родила Достоевскому четверых детей. Первая Сонечка умерла в младенчестве, в 1869 г. Смерть младшего сына Алеши окончательно надломила родителей. Первое время Анна держалась ради других детей, ради мужа. Чтобы облегчить страдания супруга, она уговорила его уехать на время в Оптину пустынь к знаменитому старцу, отцу Амвросию. Эта поездка действительно облегчила душевное состояние Федора Михайловича. А отправив мужа, сломалась сама. Я охладела ко всему: к хозяйству, делам и даже к собственным детям». После возвращения писатель долго вытаскивал любимую из депрессии, а память о страшном горе запечатлел в одной из главах о верующих бабах в «Братьях Карамазовых»: «Трехлеточек был, без трех только месяцев и три бы годика ему... Вот точно он тут предо мной стоит, не отходит. Душу мне иссушил. Посмотрю на его бельишечко, на рубашоночку аль на сапожки и взвою. Разложу что после него осталось, всякую вещь его, смотрю и вою». Супругам часто приходилось разлучаться, и эти дни Достоевский тяжело переживал. Каждое расставание он мог переносить, только если писал письма своей любимой. Его письма к жене полны любви, уважения и нежности. Милый мой друг…», - так часто начинались его письма к жене. Анна Григорьевна полностью погружалась в любовь к Федору Михайловичу, и эти письма, по ее воспоминаниям, «были предметом ее величайшей гордости», которые она читала и перечитывала сотни раз. Достоевский - А. Письма любви», которое вышло в серии «Литературные портреты», где представлена сохранившаяся переписка супругов с 1866 по 1875 гг. В страстных и в то же время целомудренных и чистых письмах Достоевского образ Анны Григорьевны, его «ангела-хранителя», предстает в идеальном свете: она и глубоко любящая жена, и единственный помощник писателя в его литературной работе.
Три жены Ф.М.Достоевского
Это был переписанный ею роман «Игрок». Бережно принимая результат их совместной месячной работы, Достоевский понял, что не в состоянии отпустить Аню. Невероятно, но за эти дни он влюбился в девушку, которая была младше него на 25 лет! Следующая неделя стала для писателя настоящим мучением. Ему пришлось вместе с полицией гоняться за нечестным издателем, который сбежал из города и запретил своим служащим принимать рукопись романа.
И все же больше всего Достоевского беспокоило другое — как удержать рядом с собой Аню и выяснить, что она чувствует по отношению к нему. Сделать это для Фёдора Михайловича было непросто. Он не верил, что кто-то может в него искренне влюбиться. В конце концов, Достоевский решился на хитрый ход.
Он сделал вид, как будто спрашивает мнение Ани о сюжете нового произведения — преждевременно состарившийся от неудач нищий художник влюбляется в юную красавицу — возможно ли это? Умная девушка сразу же раскусила уловку. Когда писатель попросил её представить себя на месте героини, она прямо сказала: «…Я бы вам ответила, что вас люблю и буду любить всю жизнь». Через несколько месяцев они сыграли свадьбу.
Аня стала прекрасной парой для Достоевского. Она помогала ему переписывать романы, взяла на себя заботу об их издании.
Он отлично понимал и описывал физическую страсть зрелого мужчины к подросткам и двенадцатилетним девочкам. Достоевский был её первым мужчиной. Он был также и её первой сильной привязанностью. Но слишком многое огорчало и унижало молодую девушку в её первом мужчине: он подчинял их встречи писанию, делам, семье, всевозможным обстоятельствам своего трудного существования. К Марье Дмитриевне она ревновала глухой и страстной ревностью - и не хотела принимать объяснений Достоевского, что он не может развестись с больной, умирающей женой.
Она не могла согласиться на неравенство в положении: она отдала для этой любви всё, он - ничего. Всячески заботясь о жене, он ничем не жертвовал для Аполлинарии. Но она была всем, что красило его жизнь вне дома. Он жил теперь двойным существованием, в двух друг на друга непохожих мирах. Позднее они решают вдвоём поехать летом за границу. Аполлинария уехала одна, он должен был последовать за ней, но не мог выбраться до августа. Разлука с Аполлинарией только разжигала его страсть.
Но по приезде к ней она сказала, что любит другого. Только тогда он осознал, что произошло. Достоевский примирился с тем, что ему приходилось устраивать сердечные дела той самой женщины, которая ему изменила, и которую он продолжал любить и желать. У неё же было смешанное чувство к писателю. В Петербурге он был господином положения, и властвовал, и мучил её, да и, пожалуй, любил меньше, чем она. А теперь любовь его не только не пострадала, но даже, наоборот, усилилась от её измены. В неверной игре любви и мучительства переменились места жертвы и палача: побеждённая стала победительницей.
Достоевский должен был очень скоро это испытать. Но когда он отдал себе в этом отчёт, для сопротивления оказалось слишком поздно, и к тому же вся сложность отношений с Аполлинарией сделалась для него источником тайной сладости. Его любовь к молодой девушке вступила в новый жгучий круг: страдать из-за неё стало наслаждением. Ежедневное общение с Аполлинарией физически распаляло его, и он, действительно сгорал на медленном огне своей неудовлетворённой страсти. После смерти Марьи Дмитриевны Достоевский пишет Аполлинарии, чтоб она приехала. Но она не желает его видеть. Сначала он попробовал отвлечься, беря, что попадалось под руку.
В его жизни опять заводятся какие-то случайные женщины. Затем он решил, что спасение его - в женитьбе на хорошей чистой девушке. Случай знакомит его с красивой и талантливой 20-тилетней барышней из отличной дворянской семьи, Анной Корвин-Круковской, она очень подходит к роли спасительницы, и Достоевскому кажется, что он в неё влюблён. Через месяц он уже готов просить её руки, но из этой затеи ничего не выходит, и в те самые месяцы, он усиленно посещает сестру Аполлинарии, и открыто поверяет ей свои сердечные невзгоды. Вмешательство Надежды сестры Аполлинарии , очевидно, повлияло на её строптивую сестру, и между ними произошло нечто вроде примирения. Вскоре Достоевский покинул Россию и отправился к Аполлинарии. Он не видал её два года.
С тех пор любовь его питалась воспоминаниями и игрой воображения. Когда они, наконец, встретились, Достоевский сразу увидал, как она изменилась. Она стала холоднее и отчуждённее. Она с насмешкой говорила, что его высокие порывы - банальная чувствительность, и отвечала презрением на его страстные поцелуи. Если и были моменты физического сближения, она дарила ему их точно милостыню - и она всегда вела себя так, точно ей это было не нужно или тягостно. Достоевский пробовал бороться за эту любовь, рассыпавшуюся прахом, за мечту о ней - и заявил Аполлинарии, что она должна выйти за него замуж. Она, по своему обыкновению, ответила резко, почти грубо.
Вскоре они снова начали ссориться. Она перечила ему, издевалась над ним или же обращалась с ним, как с малоинтересным, случайным знакомым. И тогда Достоевский начал играть в рулетку. Он проиграл всё, что было у него, и у неё, и когда она решилась уехать, Достоевский не удерживал её. После отъезда Аполлинарии Достоевский очутился в совершенно отчаянном положении. Затем у него случился припадок, он долго отходил от этого состояния. Весною 1866 года Аполлинария уехала в деревню, к брату.
Она и Достоевский простились, отлично зная, что пути их никогда больше не пересекутся. Но свобода принесла ей мало радости. Позже она вышла замуж, но совместная жизнь не сложилась. Окружающие очень страдали от её властного, нетерпимого характера. Она умерла в 1918 году, 78 лет от роду, вряд ли подозревая, что по соседству с ней, на том же крымском побережье, в тот же самый год, закончила свои дни та, кто, пятьдесят лет тому назад, заступила её место в сердце любимого человека и стала его женой. В«Солнце моей жизниВ» - Анна Григорьевна Достоевская По совету своего очень хорошего знакомого, Достоевский решил взять стенографистку для осуществления своего В«эксцентрического планаВ», он хотел напечатать роман В«ИгрокВ».
Сниткина — жена Достоевского уладила проблемы с кредиторами, взяла на себя финансовую сторону издания произведений. Вскоре начала издавать романы Достоевского сама. С Анной или как Достоевский назвал ее — «Ангел Божий», прожил 14 счастливых лет, написав лучшие романы, хотя у супругов в трехлетнем возрасте от приступа эпилепсии умер четвертый ребенок — Алексей.
После кончины супруга в 1881 году, 34-летняя Анна больше не выходила замуж и посвятила жизнь памяти мужа. Анна Сниткина — жена Достоевского с внуками Андреем и Федором Женщина издавала сочинения Достоевского, собирала рукописи и вещи для музея, открыла школу имени писателя, оставила воспоминания о муже. В 1918 году Анна Григорьевна болела малярией и голодала, скончалась в Ялте. Через 50 лет внук перенес ее прах в одну могилу с писателем. Поделитесь в комментариях какие интересные факты из жизни Анна Сниткиной и Федора Достоевского вам известны.
Ее отец Прокофий Суслов начинал жизнь в качестве крепостного графа Шереметева и работал писарем. Благодаря незаурядному уму он смог вырасти до управляющего всех имений графа и получить вольную до отмены крепостного права. Затем Суслов переехал в Петербург, стал купцом и делал все, чтобы обеспечить дочерям Аполлинарии и Надежде достойную жизнь и образование. Сначала сестры занимались с учителями на дому, а затем их определили в пансион благородных девиц. Больше всего в школьной программе Полину привлекала история Древней Греции и античное искусство, а Надежда интересовалась естественными науками и рано начала публиковать свои рассказы в журналах, включая «Современник». Женщинам в то время нельзя было получить высшее образование, но посещение лекций не возбранялось — и сестры ходили в Санкт-Петербургский университет как вольнослушатели. Там они получали знания и знакомились со студентами, благодаря которым могли посещать балы и литературные вечера. В 1861 году 21-летняя Суслова познакомилась с Федором Достоевским, чьи лекции и произведения имели большой успех у прогрессивной молодежи. На момент их встречи писателю было 40 лет. К этому времени он выпустил повесть «Записки из Мертвого дома» об опыте каторги, издавал с братом Михаилом литературно-политический журнал «Время» и состоял в первом браке с Марией Исаевой, которая болела туберкулезом. Писатель уже тогда был довольно известен, но свои главные произведения написал после встречи с Сусловой. А именно — великое пятикнижие, в которое вошли романы «Преступление и наказание» 1866 , «Идиот» 1866 , «Бесы» 1872 , «Подросток» 1875 и «Братья Карамазовы» 1880. Дочь писателя Любовь Достоевская утверждала, что Аполлинария посещала все светские вечера, активно знакомилась с людьми и первой проявила симпатию к Федору Михайловичу.
Три жены Ф.М.Достоевского
Жена ушла к более молодому любовнику, чем спровоцировала у Достоевского сильнейший припадок эпилепсии и усугубила комплекс неполноценности. Моим землякам нравится думать, что настоящей любовью Достоевского была его первая жена Мария Дмитриевна Исаева, которую он встретил в Семипалатинске. Рита выступила в рамках секции «Филологическое исследование нехудожественных текстов» с докладом «Вставные конструкции в письмах Достоевского к жене». Рита выступила в рамках секции «Филологическое исследование нехудожественных текстов» с докладом «Вставные конструкции в письмах Достоевского к жене».