Диаметр данного жилища составляет не менее 5,7 метров. Чаще всего яранга встречается у народов, которые проживают на северо-востоке Сибирской части России и ведут кочевой образ жизни. К ним можно отнести чукчей, эвенов, и некоторые другие народности. Это переносное жилище народов Северо-Восточной Европы (саами, ненцы) и Сибири (эвенки, манси, северные якуты, ороки, мганасаны, тувинцы-тоджинцы и др.).
Яранга - традиционное жилище чукотских оленеводов
На этой странице находится ответ для кроссворда или сканворда с заданием «Переносное жилище некоторых народов Севера». Жилища народов севера. Условия сурового северного климата повлияли на особенности национальных сооружений народов, которые проживали в этих условиях. это переносное жилище народов северо-восточной европы (саами, ненцы) и сибири (эвенки, манси, северные якуты, ороки, мганасаны, тувинцы-тоджинцы и др.). переносное жилище народов Севера называется ЧУМ, в этом слове три буквы, как и требуется, значит ответ верный, ставятся деревянные прутья -стволы и сверху накрываются шкурами оленя, становится тепло и прямо там разжигают огонь.
Чум – традиционное жилище народов Севера | Это Ямал!
Ответ на вопрос: «Переносное жилище некоторых народов Севера.» Слово состоит из 6 букв Поиск среди 775 тысяч вопросов. Для того чтобы существовать в комфортных условиях даже в суровом климате севера Сибири, местные коренные народы изобрели несколько тысячелетий назад особый тип жилища — чум. Яранга Основным типом жилища северо-восточных палеоазиатских народов (чукчей, коряков и эскимосов) являлась яранга — переносная у оленных коряков и чукчей и стационарная у азиатских эскимосов и приморских чукчей. Это переносное жилье, которое можно соорудить практически везде, причем в минимальное время. ЯРАНГА, -и, ж. Переносное, круглое в плане жилище некоторых народов Севера, остов и коническая крыша которого, состоящая из шестов, покрыты оленьими шкурами. Ярáнга – переносное жилище некоторых народов северо-востока Сибири: чукчей, коряков, эвенов, юкагиров.
Чумы, вигвамы, типи, яранги, тамги, юрты, куваксы — кто они и для чего нужны?
переносное жилище у народов севера — ответ на кроссворд / сканворд, слово из 6 (шести) букв. Это переносное жилище народов Северо-Восточной Европы и Сибири. У некоторых народов северо-восточной сибири: переносное жилище с конической крышей 6 букв. Яранга – переносное жилище кочевых чукчей, коряков, эвенков, юкагиров. констатирует председатель правления Союза оленеводов НАО Владислав Выучейский и приводит пример.
Пока все в чуме
Как устроено традиционное жилище у кочевых народов Чукотки? Яранга Основным типом жилища северо-восточных палеоазиатских народов (чукчей, коряков и эскимосов) являлась яранга — переносная у оленных коряков и чукчей и стационарная у азиатских эскимосов и приморских чукчей. Во сколько обойдётся возведение жилища народов Севера. Жилища народов Севера, народностей Западной и Восточной Сибири весьма разнообразны, к ним относятся такое жильё как землянка, шалаш, чум, ураса, юрта или кибитка, земляной дом, фанза, сруб и другая обитель. Переносное, круглое в плане жилище некоторых народов Севера, остов и коническая крыша которого, состоящая из шестов, покрыты оленьими шкурами. Мобильное жилище кочевников отличается особым температурным режимом: послойное распределение воздушных потоков по внутреннему объему конуса позволяет свести к минимуму зависимость от внешних источников тепла.
Чум – традиционное жилище народов Севера | Это Ямал!
Хата делилась на 2 части, разделенные сенями: жилая и хозяйственная. Жилища народов Кавказа Для народов Кавказа традиционное жилище - сакля. Это однокомнатное каменное сооружение с земляными полами и без окон. Крыша была плоской с отверстием для выхода дыма. Сакли в горной местности образовывали целые террасы, примыкая друг к другу, то есть крыша одного строения была полом для другого.
Такой вид строения выполнял оборонительную функцию. Жилища народов Европы Самыми известными жилищами европейских народов являются: трулло, пальясо, бордей, вежа, конак, кулла, шале. Это тип жилища народов центральной и южной Италии. Их создавали путем сухой кладки, то есть камни клали без цемента или глины.
И если вытащить один камень, строение разрушалось. Такой тип строения был связан с тем, что в этих областях возводить жилища было запрещено, и если приезжали проверяющие, строение легко можно было разрушить. Трулло были однокомнатными с двумя окнами. Крыша здания была конусовидной.
Эти жилища характерны для народов, проживавших на северо-западе Пиренейского полуострова. Их строили в горной местности Испании. Это были круглые строения с конусовидной крышей. Верх крыши покрывали соломой или камышом.
Выход всегда был с восточной стороны, окон у строения не было. Это полуземлянка народов Молдавии и Румынии, которую крыли толстым слоем тростника или соломы. Это древнейший тип жилья в этой части континента. Жилище ирландцев, которое имеет вид куполообразной хижины, построенной из камня.
Кладку использовали сухую, без всяких растворов. Окна имели вид узких щелей. В основном такие жилища строились монахами, которые вели аскетичный образ жизни. Это традиционное жилище саамов финно-угорский народ северной части Европы.
Строение делалось из бревен в виде пирамиды, у которой оставляли дымовое отверстие. В центре вежи выстраивали каменный очаг, пол покрывали оленьими шкурами. Рядом строили сарайчик на столбах, который назывался нили. Двухэтажный каменный дом, который строили в Румынии, Болгарии, Югославии.
Это строение в плане напоминает русскую букву Г, крыли его черепичной крышей. В доме было огромное количество помещений, поэтому в хозяйственных постройках при таких домах не было необходимости. Это укрепленная башня, построенная из камня, с маленькими окнами. Это сельский домик в Альпах.
Отличается он выступающими карнизными свесами, деревянными стенами, нижняя часть которых была отштукатурена и выложена камнем. Жилища индейцев Самым известным индейским жилищем является вигвам. Но есть и такие строения, как типи, викиап. Вигвам индейцев.
Это жилище индейцев, проживающих на севере и северо-востоке Северной Америки. В наши дни в них никто не проживает, однако их продолжают использовать для различного рода обрядов и посвящений. Имеет куполообразную форму, состоит из изогнутых и гибких стволов. В верхней части находится отверстие — для выхода дыма.
В центре жилища находился очаг, по краям - места для отдыха и сна. Вход в жилище прикрывали занавеской. Пищу готовили вне его. Жилище индейцев Великих равнин.
Имеет конусообразную форму высотой до 8 метров, каркас его состоял из сосен, сверху покрывали его шкурами бизонов и укрепляли внизу колышками. Это строение легко собиралось, разбиралось и транспортировалось. Жилище апачей и других племен, проживающих на юго—западе США и Калифорнии. Это небольшая хижина, покрытая ветками, соломой, кустарниками.
К стенам яранги с трех сторон подвешивали спальные пологи 1-2 по информации Л. Аслаповой; 3—4 по книге С. Стебницкого «Очерки этнографии коряков». Их освещали и отапливали светильниками-жирниками; пол устилали ветвями ивы, карликовой берёзы и кедровым стлаником, покрывали оленьими шкурами. Ночью, когда опускалась передняя стенка, полог оказывался плотно закрытым. После того, как в полог забирались члены семьи, в нём быстро становилось тепло даже при очень сильном морозе. Одеялом служили шкуры оленей. Каждое стойбище — это несколько жилищ-яранг. Стойбище оленных коряк. Леопольд Немировский.
Из книги «Путешествие по Восточной Сибири» И. В чукотской яранге обычно проживала одна семья, в корякской могло жить несколько семей родственников. Вот и наша яранга-инсталляция — для родственников и друзей; в её создании и обустройстве приняли участие не только коряки и чукчи, но и ительмены, камчадалы и русские. Установил нашу ярангу в 2019 г.
Переносное жилище некоторых народов Севера 6 букв Ad Ответ на сканворд Яранга Переносное жилище некоторых народов Севера, состоящее из вертикальной- имеющей в основании круг- стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами 6 букв Слово из 6 букв на букву Я, вторая буква Р, третья буква А, четвертая буква Н, последняя буква А НАЙТИ переносное жилище боковая стенка выше крыши светлые круги убогое жилище Похожие вопросы в кроссвордах и сканвордах Круглое в плане переносное жилище у народов северо-востока Сибири, с конич.
Никто не замерз, - говорит Зинаида Павловна. Девушка возглавляет небольшую артель по пошиву национальной одежды, сувениров и чумов.
Типовой чум обходится в миллион рублей, что сопоставимо с ценой полноценного дома в поселке Рядовые оленеводы к Тайбарей не обращаются. Предпринимательница говорит, что люди предпочитают шить чумы сами, постепенно. Например, нюк можно делать несколько лет, пуская новые шкуры на продолжение накидки. Традиционные ненецкие чумы долговечные, могут служить 50 и более лет, единственное, жерди надо периодически менять. Чумы "под ключ" обычно заказывают оленеводческие хозяйства, госструктуры и базы отдыха. Представительский чум больше, на него требуется 130-150 оленьих шкур, - рассказывает Лилия Тайбарей. Типовой чум без изысков стоит около миллиона рублей.
Это сопоставимо с ценой полноценного дома в поселках НАО. Предпринимательница говорит, что дешевле никак. Традиционный ненецкий чум состоит из трех слоев - нюка, накидки из стриженого меха и брезента, чтобы конструкция не промокала. Некоторые заказывают у мастеров только нюки. Раньше, признается Лилия Тайбарей, самой большой проблемой для оленеводов было даже не собрать шкуры на нюк, а найти жерди. Так мы набирали древесины и для чума, и для нарт. Потом был период - люди ездили по зимнику в Коми, доставали жерди там.
А сейчас у нас в селе Красное например, растут вполне подходящие деревья, - говорит Лилия Тайбарей. Предпринимательница с горечью констатирует: несмотря на рост интереса к культуре ненцев, традиция уходит. И дело тут не в глобальном потеплении, а... Зайдешь в какой-нибудь такой туристский чум, а внутри - столовая или кафе, но никак не традиционный чум оленеводов, - говорит Лилия Тайбарей. По словам предпринимательницы, ошибки этим не ограничиваются. Нередко бывает, что туристы мерзнут в чумах даже с меховыми нюками.
Переносное жилище народов Севера России
Покрышками служили шкура оленей и шкура моржа, которые перетягивались кожаными ремнями, обмотанными вокруг камней, чтобы свирепствующие на Чукотке ветры не разрушили и не опрокинули жилище. Основной формой поселений оленеводов были стойбища, состоящие из нескольких переносных жилищ шатрового типа - яранг. Они располагались в ряд, вытянутый с востока на запад. Первый в ряду с востока ставилась яранга главы кочевой общины. Чукотская яранга представляла собой большой шатер, цилиндрический в основании и конический в верхней части См.
Остов шатра состоял из вертикально поставленных по кругу жердей, на верхние концы которых клались горизонтально перекладины, к ним привязывались наклонно еще другие жерди, соединявшиеся вверху и образующие конусообразную верхнюю часть. В центре ставились три шеста в виде треноги, на которую опирались верхние жерди остова. Сверху каркас покрывали покрышками, сшитыми из оленьих шкур шерстью наружу, и обтягивали ремнями. Пол устилали шкурами.
Внутри яранги к одной из горизонтальных перекладин обычно у задней стенки с помощью дополнительных шестов привязывался меховой полог. Полог являлся специфической особенностью жилища чукчей, коряков и азиатских эскимосов. По форме он напоминал ящик, перевернутый дном к верху. Обычно в яранге имелось не более четырех пологов.
В нем могли поместиться несколько человек отдельные брачные пары. В полог проникали ползком, приподнимая переднюю стенку. Здесь бывало так жарко, что сидели, раздевшись до пояса, а иногда донага. Для отопления и освещения полога служил жирник - каменная, глиняная или деревянная чашка с фитилем изо мха, плавающим в тюленьем жиру [Левин Н.
При наличии древесного топлива в холодной части яранги разводили для варки пищи небольшой костер. В яранге сидели на разостланных шкурах. В обиходе также были низкие трехногие стулья или древесные корни. Для этой же цели приспособляли оленьи рога, срезанные вместе с теменной костью.
Они не казались, имеют огромное значение для развития всего мира во многих смыслах этого слова, так как они не только могут наглядно показать нам всю глубину и сущность эволюционного процесса, но и прийти на помощь в некоторых непредвиденных ситуациях. Именно такие на протяжении многих веков способны, во что бы то ни стало, сохранить свой язык, традиции и обычаи. И это касается не только , традиционных блюд и одежды, но и. Поэтому сегодня мы решили рассказать вам о национальных домах народов Севера — чумах, ярангах и иглу , которые до сих пор используются местными жителями во время охоты, кочевки и даже в повседневной жизни.
Чум — жилище северных оленеводов Чум представляет собой универсальное кочевых народов Севера, занимающихся оленеводством — ненцев, хантов, коми и энцев. Любопытно, но вопреки часто встречающему мнению и словам небезызвестной песни «Чукча в чуме ждет рассвета», чукчи в чумах никогда не жили и не живут — на самом деле их жилища называются ярангами. Возможно, путаница возникла из-за созвучности слов «чум» и «чукча». А возможно, что эти два несколько похожие между собой строения просто путают и называют не своими именами.
Что же касается чума, то по сути это , которая имеет конусообразную форму и отлично приспособлена к условиям тундры. Снег легко скатывается с крутой поверхности чума, поэтому при переезде на новое место чум можно разобрать, не прилагая лишних усилий для очистки строения от снега. Кроме того, форма конуса делает чум устойчивым к сильным ветрам и метелям. Летом чум накрывается корой, берестой или мешковиной, а вход завешивается грубой тканью например, той же мешковиной.
Зимой для обустройства чума используют шкуры лосей, оленей, изюбров, сшитых в одно полотнище, а вход завешивают отдельной шкурой. В центре чума располагается , служащая источником тепла и приспособленная для приготовления пищи. Жар от печи поднимается вверх и не позволяет осадкам попадать внутрь чума — они просто испаряются под действием высокой температуры. А для того, чтобы ветер не проникал в чум, к его основанию с наружной стороны подгребают снег.
Как правило, чум оленеводов состоит из нескольких покрытий и 20-40 шестов, которые при переездах укладывают на специальные нарты. Размеры чума непосредственным образом зависят от длины шестов и их количества: чем больше будет шестов и чем длиннее они будут, тем вместительнее получится. С давних времен установка чума считалась делом всей семьи, в котором принимали участие даже дети. После того, как чум полностью установлен, женщины застилают его внутри циновками и мягкими оленьими шкурами.
У самого основания шестов принято класть малицы верхняя одежда народов Севера из оленьих шкур с мехом внутрь и другие мягкие вещи. Также оленеводы возят с собой , перины и теплые спальные мешки из овчины. На ночь хозяйка расстилает постель, а днем прячет спальные принадлежности подальше от посторонних глаз. Яранга — национальное жилище народов Чукотки Как мы уже говорили, яранга имеет некоторое сходство с чумом и представляет собой переносное кочевых коряков, чукчей, юкагиров и эвенков.
Яранга обладает круглым планом и вертикальным деревянным каркасом, который сооружен из шестов и увенчан коническим куполом. Снаружи шесты покрыты моржовыми, оленьими или китовыми шкурами. Яранга состоит из 2-х половин: полога и чоттагина. Полог имеет вид теплого шатра, сшитого из шкур, отапливаемого и освещаемого при помощи жировой лампы например, полоски меха, опущенной в жир и пропитанной им.
Полог является спальным помещением. Чоттагин — отдельное помещение, внешний вид которого несколько напоминает сени. Это самая холодная часть. Обычно в чоттагине хранятся ящики с одеждой, выделанные шкуры, бочки с квашениями и другие вещи.
В наше время яранга является многовековым символом народов Чукотки, который используют при проведении многих зимних и летних праздников. Причем яранги устанавливаются не только на площадях, но и в клубных фойе. В таких ярангах женщины готовят традиционные блюда народов Севера — чай, оленину и угощают ими гостей. Более того, в форме яранги сегодня на Чукотке строят и некоторые другие сооружения.
Например, в центре Анадыря можно увидеть ярангу — овощную палатку, выполненную из прозрачного пластика. Также яранга присутствует на многих чукотских картинах, гравировках, значках, эмблемах и даже гербах. Иглу — эскимосское жилище из снега и льда Свет в иглу поступает прямо через ледяные , хотя в некоторых случаях в снежных домах делают ледяные окна. Внутреннее помещение, как правило, застилают шкурами, а иногда покрывают ими еще и стены — полностью или частично.
Для обогрева и дополнительного освещения иглу используют плошки-жирники.
В Сибири чумом пользовались многие лесные народы, в первую очередь, оленные кочевники-тунгусы эвенки и эвены. У ненцев и эвенков героический фольклор обычно отражает взаимную неприязнь что часто случается у таёжников с тундровиками. Однако, при том что их языки не родственные, обнаруживается, что священный шест у тех и у других называется похоже: у ненцев — симзы, у эвенков — симка. Это единственный шест, который находится внутри жилища и представляет собой одну из опор очажной треноги две другие — это шесты дверного проёма. Впрочем, чум встречается и дальше на юге — у народов Алтая и Саян родственных тем же ненцам , тоже таёжных, например, тувинцев-тоджинцев.
Так что чум возник не как жилище народов Севера, но на примере ненцев обнаружил свою удивительную приспособляемость к арктическому климату. Одна из его «арктических» особенностей в зимнее время — это двойной слой покрышек из оленьих шкур — как и в одежде: внутренний мехом внутрь, внешний — мехом наружу. Другое универсальное качество чума — это его способность собираться по обстоятельствам: если семья бедная, то у неё может недоставать шестов и покрышек, но при объединении двух таких семей получается полноценное жилище. Устройство чума: а — очажный лист железа; б — доски пола; в — спальные циновки; г — два опорных шеста; д — очажный шест симзы. Однако на северо-востоке Евразии где, вероятно, и происходил переход в Северную Америку чум не встречается, поскольку там нет столь высоких и прямых деревьев таёжной зоны. Вместо чума местные кочевники — чукчи и коряки -- ставят ярангу: от чума взята конструкция крыши, которая сверху кладётся на большую опорную треногу, а снизу опирается на горизонтальные балки, закреплённые на малых треногах которые образуют стены.
Эта конструкция более сложная, но она позволяет устроить больший объём внутреннего пространства по сравнению с чумом и не требует длинных шестов за исключением трёх опорных. К тому же яранга более устойчива, потому что стоит на треногах. Вдобавок с верхушки крыши спускаются ремни, к которым привязаны крупные камни. Другая особенность этого жилища — две или три Т-образных внутренних распорки с перекладинами в виде дуг: они ставятся в центре и выгибают наружу шесты крыши очаг, в отличие от чума, располагается сбоку. Поэтому очертания яранги напоминают каплю или полусферу, и эта конструкция лучше противостоит чудовищным зимним ветрам Чукотки и северной Камчатки. Принцип двойного слоя покрышек для зимнего времени здесь решён совсем иначе: в яранге два пространства — жилое и хозяйственное.
Жилое пространство представляет собой спальный полог из толстых оленьих шкур мехом внутрь в виде ящика без нижней плоскости, который подвешивается внутри шатра. Пол сооружается отдельно: это ветки тальника, покрытые шкурами. Отапливается полог жировой лампой и теплом человеческих тел. В течение ночи он впитывает в себя влажные испарения и утром снимается, чтобы промёрзнуть на морозе. После этого иней на нём выбивают специальными колотушками, и дальше он снова готов к употреблению. Работа нелёгкая, но необходимая: если полог не выбить, то на следующую ночь с него начнёт капать влага.
Пологи могли иметь очень разный объём: в самых маленьких едва могут улечься бок о бок четыре человека, в самых больших человек может встать во весь рост и свободно ходить. Средний размер — около полутора метров в высоту, два с небольшим в ширину и три с половиной в длину. Корякские яранги были гораздо больше и вместительнее чукотских, поэтому в них могло быть три или четыре полога. Хозяйственное пространство располагается вне полога под шатром, и в нём находится очаг для приготовления пищи. Эти особенности возникли благодаря менее суровому климату юкагиры зимуют в лесу, а на лето выбираются в лесотундру; до побережья, подобно тем же чукчам и ненцам, они не доходят. В юкагирской яранге нет пологов и внутренних распорок.
Только женщина могла прикасаться к очагу в чуме, собирать и колоть дрова. Она разжигала огонь, говорила с ним, гадала по треску дров, дыму, силе и цвету пламени. Костер разводили внутри чума на земле или на снегу. Строительство чума тоже было женской работой, отсюда народная присказка: «Неженатый ненец, даже имеющий достаточное количество оленей, но ни одной женщины в семье, не может кочевать, так как некому поставить чум». Чум прост в конструкции и хорошо приспособлен для кочевого образа жизни. Он быстро собирается и разбирается, не теряя в прочности и тепле.
Лес на Чукотке тоже есть, но он сосредоточен в центральной и западной частях. В остальных местах его либо ничтожно мало, либо вообще, по сути, нет. Отапливать любое подобное жилье, кроме яранги, круглосуточно устраивая в них «пионерские костры» — непозволительная роскошь и расточительство. А в ряде случаев это попросту невозможно. Да и не нужно. В чукотском национальном жилище есть ключевая особенность — полог. Это сооружение из жердей и шкур оленя внутри самой яранги. Посреди яранги есть очаг, но он используется только для приготовления еды, да и то очень рационально. Дым отводится через отверстие в куполе яранги. Например, оленину варят так: в костровую посуду помещается мясо оленя на костях, разводится огонь и вода с мясом доводится до кипения, дальше дрова не подбрасывают.
Как устроен чум у ненцев
Зимой для обустройства чума используют шкуры лосей, оленей, изюбров, сшитых в одно полотнище, а вход завешивают отдельной шкурой. В центре чума располагается печь, служащая источником тепла и приспособленная для приготовления пищи. Жар от печи поднимается вверх и не позволяет осадкам попадать внутрь чума — они просто испаряются под действием высокой температуры. А для того, чтобы ветер не проникал в чум, к его основанию с наружной стороны подгребают снег.
Как правило, чум оленеводов состоит из нескольких покрытий и 20-40 шестов, которые при переездах укладывают на специальные нарты. Размеры чума непосредственным образом зависят от длины шестов и их количества: чем больше будет шестов и чем длиннее они будут, тем вместительнее получится жилище. С давних времен установка чума считалась делом всей семьи, в котором принимали участие даже дети.
После того, как чум полностью установлен, женщины застилают его внутри циновками и мягкими оленьими шкурами. У самого основания шестов принято класть малицы верхняя одежда народов Севера из оленьих шкур с мехом внутрь и другие мягкие вещи. Также оленеводы возят с собой подушки, перины и теплые спальные мешки из овчины.
На ночь хозяйка расстилает постель, а днем прячет спальные принадлежности подальше от посторонних глаз. Яранга — национальное жилище народов Чукотки Как мы уже говорили, яранга имеет некоторое сходство с чумом и представляет собой переносное жилище кочевых коряков, чукчей, юкагиров и эвенков. Яранга обладает круглым планом и вертикальным деревянным каркасом, который сооружен из шестов и увенчан коническим куполом.
Снаружи шесты покрыты моржовыми, оленьими или китовыми шкурами. Яранга состоит из 2-х половин: полога и чоттагина. Полог имеет вид теплого шатра, сшитого из шкур, отапливаемого и освещаемого при помощи жировой лампы например, полоски меха, опущенной в жир и пропитанной им.
Полог является спальным помещением. Чоттагин — отдельное помещение, внешний вид которого несколько напоминает сени.
Иоронга — тёплая часть яранги у одной из стенок напротив двери. Представляет собой лёгкий переплёт из лёгких строганых драночек, обтянутый колпаком из выделанных оленьих шкур, пол которого покрыт лахтажьей кожей. На потолок накладывают сухой травы. Передняя стенка представляет собою свободно спускающийся полог чоугрын и служит для входа.
В центре устраивался очаг.
Кувакса является разновидностью чума, а также напоминает типи североамериканских индейцев, но несколько более приземистая. Простейшая кувакса состояла из нескольких шестов, расставленных на земле по кругу и связанных вверху.
Первыми ставят два связанных друг с другом опорных шеста, между которыми образуется крестовина. В нее по кругу встраиваются остальные шесты.
За очагом внутри чума устанавливают последний, священный шест — симзы. На нем размещаются родовые обереги, окуриваемые дымом очага. Место за симзы является священным, в него может заходить лишь глава семьи. По этой причине женщина, чья половина чума располагается ближе к выходу, не может обходить очаг сзади.
Установка каркаса чума Получившийся каркас обтягивается сшитыми в единое полотно оленьими шкурами — нюки. Зимой на чум надевают две пары нюков — внутренние, шерстью внутрь, и внешние, шерстью наружу, которую необходимо было подстригать, чтобы на ней не скапливался снег. Воздушная прослойка между двумя слоями шкур позволяет сохранять тепло внутри жилища. Летом покрытием служила береста, но в современности ненцами принято использовать брезент.
Чум, покрытый нюками Как было сказано выше, чаще всего в одном чуме располагались две близкие семьи. Тем не менее ни одни хозяева не могли отказать одинокому заблудившемуся путнику в ночлеге, если тот об этом попросит. Как правило, просить даже не приходилось — в светлое время одинокого путника в белой пустыне было видно издалека. Заметив его, хозяйка готовилась ко встрече.
За приют с путника не только ничего не брали, но и бесплатно кормили и поили чаем — любимым напитком ненцев. Сейчас, с более активным включением в цивилизацию, подобное гостеприимство у ненцев стало редкостью и фактом из истории народа. Помимо своего основного предназначения, давать крышу над головой, чум для ненцев является более широким и важным явлением. Для них дом — важный с сакральной точки зрения атрибут, который мыслится как модель вселенной.
Круглая форма жилища обозначает сферу, находясь в пределах которой человек в безопасности от суровой дикой природы. При этом он остается ее частью, ведь чум сконструирован из материалов, дарованных флорой и фауной.
Примитивные типы жилищ
- Чум-трансформер
- «Чумовой» быт. Почему коренные жители Севера не хотят уезжать из тундры
- Значение слова «яранга»
- Искусство выживать в снегах
- Рекомендуем
- Аннотация к презентации
Интересный сайт сентстори о многом
- Национальные особенности домов народов севера России. Чум. Яранга. Иглу. — Бит Жизни!
- Коряки — коренное население северной части полуострова Камчатка
- Пока все в чуме
- Жилище на Севере, 6 букв
- Презентация на тему "Жилища народов Севера" 5 класс