Опера «Ночь перед Рождеством» написана по мотивам одного из самых известных рождественских произведений — «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя. На Исторической сцене Мариинского театра показали новую сценическую версию оперы «Ночь перед Рождеством» Н. А. Римского-Корсакова, взяв за основу постановку Ольги Маликовой, раскрыв некоторые купюры и подретушировав ее танцами Ильи Живого. На сегодняшний день опера «Ночь перед Рождеством» все еще ставится в Мариинском театре и пользуется большим успехом у зрителей.
Подпишитесь на нашу рассылку
- Премьера оперы "Ночь перед Рождеством"
- «Ночь перед Рождеством»: казанцы по достоинству оценили оперу-сказку
- 1895 - Ночь перед Рождеством
- Опера «НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ»
Оперу «Ночь перед рождеством» покажут в кино
слушал бы их и слушал! На сюжет повести Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством», опубликованной в 1832 году в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки», в разное время было создано множество музыкальных произведений. Опера «Ночь перед Рождеством» написана по мотивам одного из самых известных рождественских произведений — «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя. На исторической сцене Мариинского театра состоится показ оперы "Ночь перед Рождеством" Николая Римского-Корсакова на Гоголевский сюжет.
Новую версию оперы «Ночь перед Рождеством» покажут в Мариинке
Генслера с музыкой Ф. По свидетельству современников это было грандиозное феерическое зрелище с превращениями, огнедышащими фонтанами, реками, выходящими из берегов, подводным царством, чудовищами и духами. Через 90 лет Римский-Корсаков как будто возвращает на сцену жанр «волшебной» оперы, но в совершенно иной ее ипостаси. Он мастерски создает мифологические «портреты» славянских языческих божеств и «нечисти», рисуя изумительно контрастные музыкальные картины «полета» Вакулы на Черте в Петербург и возвращения его в Диканьку. Здесь и почти физически-звуковое ощущение морозного воздуха, и красоты спокойного зимнего неба, и хоровод звезд и небесных светил, и чудодейственная картина рассвета, и вдруг, откуда ни возьмись внезапно врывающийся скрежет и вой бесовской погони.
Илья Живой, хореограф, режиссер: - Работа была большая, сложная, но мы это сделали. Надеюсь, результат получился достойный уровня Мариинского театра. Опера прозвучала полностью, удалось открыть все купюры и насытить спектакль дополнительными эффектами, переосмыслить некоторые сцены и внести большую ясность, приблизив к тому, как это было написано Гоголем и как это хотел показать Римский-Корсаков, в партитуре он оставил большое количество ремарок. И я работал очень близко к этим ремаркам, пожеланиям автора музыки. Кстати "Ночь перед Рождеством" была написана 22-летним Николаем Гоголем, когда он только приехал в Петербург из Малороссии. Николай Римский-Корсаков написал на сюжет этой повести оперу "Ночь перед Рождеством", историческая премьера которой состоялась в Мариинском театре 28 ноября 1895 года.
Но Чуб и сам выходит из хаты и зовет Панаса с собой на кутью к Дьяку. Там будет славная варенуха на шафране. Метель становится сильнее, и Панас с Чубом сбиваются с дороги.
Естественно, самым звучным голосом должен обладать Вакула. Черт и Дьяк — это голоса характерные, а Солоха — меццо-сопрано. Довольно часто меццо-сопрано пели партии матерей или ведьм — можно вспомнить Ульрику в вердиевском «Маскараде» или Азучену в «Трубадуре» того же Верди. Если говорить о русской опере, то это Марфа из «Хованщины», графиня из «Пиковой Дамы». Черт говорит Солохе, что собирается украсть месяц с неба, они поют дуэт и улетают. Но похищение месяца — не центральная история.
Центральная история — любовная: Вакула влюбляется в Оксану, дочку Чуба, и вокруг этой влюбленности разворачивается повествование. Точка, с которой начинают разворачиваться события — это колядка, во время которой Оксана, дочь Чуба, замечает черевички на одной из девушек и говорит Вакуле: «Никто мне такие черевички не подарит». А Вакула отвечает: «Ну а как? А как же? С Императрицей при первом исполнении возникла большая проблема: почти все время существования Российской империи членов императорской фамилии на сцене изображать не позволялось. Но Римскому-Корсакову удалось договориться о том, чтобы вместо Императрицы в итоге появился Император.
Новую версию оперы «Ночь перед Рождеством» покажут в Мариинке
Спектакль прошёл на одном дыхании, открытая перемена декораций всех шести картин поддерживала динамичность всего происходящего на сцене. Зрители окунулись в волшебный и увлекательный мир Н. Гоголя, воплощённый в музыке П. Традиционно спектакли в Астраханском оперном театре проходят в сопровождении симфонического оркестра.
Станут участниками светлой оперной колядки и слушатели», — отмечают они. Опера прозвучит в исполнении солистов молодежного хора «СоГласие» хормейстер — Павел Теплов и Государственного симфонического оркестра Санкт-Петербурга под управлением Михаила Татарникова.
Фото предоставлено организаторами. Иванова состоялась премьеры оперы Н. Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством».
Римского-Корсакова в те дни, когда П. Чайковский под девизом «Искусство - вечно, жизнь - коротка» представил своего «Кузнеца Вакулу» на музыкальный конкурс, в котором вышел победителем. По условиям конкурса опера, получившая первое место, должна была появиться в репертуаре Мариинского театра. Премьера состоялась 24 ноября 1876 года. Через 30 лет, 29 декабря 1906 года на той же сцене была представлена вторая редакция оперы, под названием «Черевички». Соловьевым для того же конкурса, который выиграл Чайковский. Несмотря на обращение к одной и той же повести двух авторов, магия этого произведения не оставляла в покое Римского-Корсакова. Правда, в силу щепетильности своего характера, он, боясь огорчить Чайковского, не принимался за сочинение «Ночи перед Рождеством». И только поздней весной 1893 года, уже после смерти Чайковского, в тайне даже от многих своих знакомых принялся за работу. Оставляя главные сюжетные линии повести, Римский-Корсаков обильно дополнил их сценами и персонажами, которых нет у Гоголя. Все предыдущие оперы: «Снегурочка», «Млада» и «Майская ночь», возможно, предваряли появление в новом произведении действующих лиц полуязыческих обрядов, сохранившихся в христианских празднествах Рождественской ночи: Чёрт, Ведьма Солоха и колдун Пацюк , Коляда и Овсень, звезды и бесовщина. Так гоголевский сюжет оказался связанным со стародавними языческими поверьями. Правда, позднее, в «Летописи моей музыкальной жизни» Римский-Корсаков отмечал: «... Либретто мое, с одной стороны, точно придерживавшееся Гоголя, не исключая даже его языка и выражений, с другой стороны, заключало в своей фантастической части много постороннего, навязанного мною. Для меня и желающих вникнуть и понять меня эта связь была ясна; для публики впоследствии она оказалась совершенно непонятной, ненужной и даже весьма мешающей.
Арт-проспект. Опера «Ночь перед Рождеством»
«Ночь перед Рождеством» постановка Санкт-Петербургского театра «Реплика» по мотивам повести и фантастической, комической оперы ского «Черевички». #ночьпередрождеством #гоголь #солоха #чёрт #ГодТеатра #театр #театрэтокруто #пойдёмвтеатр #театрэтомодно #люблюмузкомедию. Прекрасный дуэт Солохи и Чёрта в фолк-опере «НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ» вы вновь увидите в пятницу, 8 февраля. Премьера оперы «Ночь перед Рождеством» Николая Римского-Корсакова на его собственное либретто состоялась на сцене Мариинского театра в 1895 году.
Премьера! "Черевички или Ночь перед Рождеством!"
Постановка «Ночи перед Рождеством» в Мариинском театре и раньше отличалась зрелищностью, а в обновленной версии заиграла еще более яркими красками. Действительно, музыка «Ночи перед рождеством» создавала огромный простор не только для интерпретации бытовых сцен, но и для представления фантастической феерии. Подписывайтесь, чтобы получать последние новости и специальные предложения, которые будут доставляться прямо в ваш почтовый ящик. Зрители смогли насладиться легендарной оперой Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством»! На сегодняшний день опера «Ночь перед Рождеством» все еще ставится в Мариинском театре и пользуется большим успехом у зрителей.
«Ночь перед Рождеством» и «Снегурочка»: две праздничные оперы Римского-Корсакова
Действительно, в 1890-е годы в творчестве Римского-Корсакова произошел невероятный прорыв, но, скорее всего, со смертью Петра Ильича 1893 это все-таки никак не связано. Интересно, что оперу на гоголевский сюжет первым написал Чайковский, хотя ни музыка, ни либретто Якова Полонского не были особенно удачными.
Действие начинается, конечно же, с волшебства. Из хаты на метле вылетает Солоха и начинает петь колядки — песни, которые пели в канун Рождества. Потом к ней является Черт, недовольный тем, что сын Солохи — кузнец Вакула — расписывал церковь. Интересно, что и кузнеца Вакулу, и Черта, и Дьяка, который появляется позже, — поют тенора. Естественно, самым звучным голосом должен обладать Вакула. Черт и Дьяк — это голоса характерные, а Солоха — меццо-сопрано. Довольно часто меццо-сопрано пели партии матерей или ведьм — можно вспомнить Ульрику в вердиевском «Маскараде» или Азучену в «Трубадуре» того же Верди.
Если говорить о русской опере, то это Марфа из «Хованщины», графиня из «Пиковой Дамы». Черт говорит Солохе, что собирается украсть месяц с неба, они поют дуэт и улетают. Но похищение месяца — не центральная история. Центральная история — любовная: Вакула влюбляется в Оксану, дочку Чуба, и вокруг этой влюбленности разворачивается повествование. Точка, с которой начинают разворачиваться события — это колядка, во время которой Оксана, дочь Чуба, замечает черевички на одной из девушек и говорит Вакуле: «Никто мне такие черевички не подарит».
Вакула обещает рассказать свою историю пасечнику Панько, «чудо рассказчику». Хор радостно поет: «А мы сказку ту подхватим, к сказке голос подберем, музыкантов соберем». Музыка этого финала напоминает русские величальные песни. Майкапар История создания Сюжет повести Гоголя, опубликованной в 1832 году в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки», давно волновал Римского-Корсакова. Но он считал себя не в праве взяться за разработку этого сюжета, коль скоро он был уже использован в опере Чайковского «Черевички» «Кузнец Вакула» в первоначальной редакции.
Но в 1893 году Чайковский умер, и Римский-Корсаков не считал себя более связанным какими-либо моральными обязательствами. Он задумал свою оперу иначе, чем Чайковский — не в лирико-бытовом плане, а в сказочном, с привлечением фантастического элемента. Хотелось ему также связать этот сюжет со старинными языческими поверьями, которые получили отражение в обрядовой стороне русского крестьянского быта. Римский-Корсаков пояснял: «Купала и Ярило справлялись преимущественно около времени летнего солнцеворота, а Коляда и Овсень около зимнего. Обрядовые песни с именами Коляды и Овсеня поются на святках, начиная с рождества. Рожденье солнца в старину праздновалось на Коляду, когда оно поворачивает на лето; но этот поворот совпадает с самыми сильными морозами, вьюгами и метелями и с самым неистовым гульбищем нечистых духов и ведьм». Намеки на такие обряды имелись в гоголевской повести. Римский-Корсаков широко развил их в своем либретто; усилил он и черты фантастики, связанной с изображением сил природы. Опера была начата весной 1894 года в следующем году закончена. Представленная в дирекцию Мариинского театра в Петербурге, она была задержана цензурой, так как среди действующих лиц находилась царица в повести Гоголя Екатерина II , а представителей дома Романовых тогда запрещалось показывать на оперной сцене.
Все же композитору удалось преодолеть сопротивление цензуры, и опера была исполнена в Мариинском театре 28 ноября 10 декабря 1895 года. Музыка «Былью-колядкой» назвал Римский-Корсаков свою оперу «Ночь перед рождеством». Снабдил он ее и эпиграфом: «Сказка-складка, песня-быль». Тем самым композитор как бы подчеркнул, что его произведение носит сказочно-фантастический характер, а музыка его пронизана песенностью, связанной со старинными украинскими и русскими обрядами. С этой целью Римский-Корсаков тщательно изучил подлинные напевы колядок то есть песен, исполняемых под рождество — при колядовании , которые послужили основой для мелодики оперы. В целом же он сочетал фантастические моменты с тонкой лирикой и сочным изображением быта украинского села. Оркестровое вступление к первому акту дает поэтичную зарисовку морозного вечера с его словно застывшей прозрачной атмосферой. Начальные аккорды этого вступления часто звучат в музыке оперы. В первой картине напев колядки выразительно передан в дуэте Солохи с Чертом «Украдем мы месяц с неба», а веселая украинская песня — в дуэте подгулявших кумов Чуба и Панаса «Нет, пойдем мы ко Дьяку на кутью». Светлым лирическим чувством с оттенком грусти проникнуто ариозо Вакулы «Чудесная дивчина».
Вторая картина начинается арией Оксаны «Что людям вздумалось расславить, что хороша я? В центре картины протяжная колядка подруг Оксаны «На лугу красна калина стоит». Акт заканчивается веселым хором молодежи, подсмеивающейся над Вакулой. Первая картина второго акта содержит ряд колоритных портретов поклонников Солохи. Сначала идет задорная ее песня-пляска с Чертом «Ой, коляда, колядица моя». Степенно приветствие Головы «Здравствуй, милая Солоха». Разукрашенная, цветистая речь обличает Дьяка. Напориста, энергична песня Чуба и Солохи «Гей, чумаче, чумаче». В заключение картины звучит песня-жалоба Вакулы «Где ты, сила моя молодецкая? Она открывается широко развитой сценой колядования — это один из лучших хоров оперы.
После прощания Вакулы с Оксаной чувство недоумения озадаченной молодежи выражено в хоре «Он повредился, его оставьте». Однако вскоре вновь восстанавливается веселье. Картину завершает большой квинтет с хором. Третий акт состоит из четырех кратких картин. В музыке первой картины главенствует зарисовка комично-важного облика знахаря Пацюка. Сказочный полет Вакулы служит содержанием второй картины. Вначале возникают феерические балетные сцены игр и плясок звезд; их сменяет хоровая бесовская колядка, характер которой делается все более угрожающим. В третьей картине торжественный полонез с хором призван обрисовать придворный быт. Этот хор образует яркий контраст к фантастическим сценам. Четвертая картина вновь показывает Вакулу в сказочном полете, но сейчас небосклон озарен иными красками — более мягкими и нежными.
Этими чертами отмечена музыка театрального действия с хором «Поезд Овсеня и Коляды». Развернутым оркестровым заключением, живописующим рассвет, завершается этот акт, богатый разнообразной сменой эпизодов. В последнем акте бытовые сцены чередуются с лирическими. Комический оттенок имеет дуэт баб-сплетниц «Что ж, разве лгунья я какая? Радостным чувством проникнут дуэт Оксаны и Вакулы «Чудная Оксана, нет тебя краше». Чуб созывает гостей. Хор поет: «Кузнец вернулся жив и здрав». Опера завершается эпическим хоровым финалом, названным композитором «В память Гоголя». Музыка финала напоминает русские народные величальные песни. Друскин «Ночь перед Рождеством», первое послекризисное произведение Римского-Корсакова, сочинялась очень быстро, с большим подъемом: в апреле 1894 года появились наброски сценария сценарий и либретто композитор делал сам и первые фрагменты музыки, а к началу сентября полный клавир был уже готов, и в течение зимы завершена инструментовка.
При всей стремительности возникновения оперы, ее замысел не сразу принял конечную форму: кульминация «Ночи» — восьмая картина, обратный полет Вакулы в Диканьку и поезд Коляды и Овсеня — возникла позже основного сценария, в середине лета. С ее появлением прояснилась, логически выстроилась концепция оперы, гораздо смелее, чем в «Майской ночи», отходящая от гоголевского сюжета по крайней мере, от «буквы» этого сюжета. Речь идет о разработке мифологической линии музыкального действия: «Уцепясь за отрывочные мотивы, имеющиеся у Гоголя, как колядование, игра звезд в жмурки, полет ухватов и помела, встреча с ведьмою и т. В самый разгар работы композитор пытался объяснить свою идею Стасову и Глазунову, предвидя возражения, могущие возникнуть как у них, так и у публики. Теперь у меня будет выполнен весь солнечный круг. У меня так и сделано. Коляда же и Овсень справляются у меня в фантастической сцене полета Кузнеца на черте... В чуть более позднем письме Глазунову Римский-Корсаков добавляет: «... Введение [в сюжет оперы] мифических образов Овсеня и Коляды отнюдь его не искажает, ибо они введены только в фантастические сцены, на которые у Гоголя только намеки». Возможно, эти объяснения отчасти являлись самоубеждениями.
Цели они не достигли. Ни Глазунову, ни Стасову новое произведение как целое не понравилось. Первому — со стороны стилистической: Глазунов оценил «Ночь» как повторение прежнего; в его отзыве отмечены краткость мелодических оборотов, недостаточность контрапункта и «внешняя» манера письма. Второму — с драматургической: «Я сожалею, что она написана и будет поставлена на сцену. Дадут два-три раза и заговеются. Хоров особенно замечательных, в самом деле важных, почти и в помине нет». Оценки большинства рецензентов при постановке «Ночи» на Мариинской сцене осенью 1895 года тоже были прохладными: даже в самых доброжелательных отзывах сравнение новой оперы с «Майской ночью» и «Снегурочкой» оказывалось не в ее пользу. В конце концов и сам Римский-Корсаков в «Летописи» признал соединение мифов с рассказом Гоголя ошибкой и вынужден был констатировать непонимание такого соединения публикой. В отличие от «Майской ночи», всегда имевшей успех, и от «Снегурочки», которая к этому времени уже завоевала своего слушателя, новая гоголевская опера в репертуаре не приживалась. Между тем мудрая, по выражению Асафьева, концепция «Ночи» является органичным развитием идей как «Майской ночи», так и «Снегурочки» и «Млады».
Сам замысел оперы родился в тот день, когда в доме Молас состоялось представление «Майской ночи». Среди первых сочиненных фрагментов были музыка оркестрового вступления «Святая ночь» — лейтобраз произведения и лирическая музыка Оксаны, словно продолжающая лирику Ганны и Левко в «Майской ночи». По структуре же эта опера тесно соотносится со своей предшественницей «Младой». Подобно тому как в «Младе» купальское коло людей дает отражения в других мирах — коло теней и адское коло, так и в «Ночи» колядуют люди, колядуют звезды, светлые божества, колядует нечистая сила. Это тройное проведение темы обряда осложнено несколькими мотивами. Во-первых, Пацюк, Солоха и даже Черт — не только нечистая сила, но и обитатели уютной, веселой Диканьки с ее гопаками, песнями, галушками. Возникает двойной ракурс: космическая темная сила «бесовская колядка» и нестрашное «домашнее» волшебство, из-за которого Чуб и Голова попадают не к Дьяку на кутью, а в солохины мешки. Во-вторых, гоголевский сюжет позволял развить лирическую сферу действия гораздо убедительнее, чем призрачный любовный треугольник «Млады», что и было выполнено Римским-Корсаковым, хотя иначе, чем в «Майской ночи» или «Снегурочке»: в этих операх лиричны главные персонажи, на которых в большой мере сосредоточено действие, в «Ночи перед Рождеством» главный образ — эпический: святая ночь. Известно, что Римский-Корсаков делил свои фантастические оперы на два типа: действие первых происходит в дохристианской, языческой древности, вторых же связано с более новыми, христианскими временами. В отношении к собственно музыке деление это может быть достаточно зыбко: например, если именно языческий, ритуальный дух народных сцен «Млады» вне сомнений, то образ идиллического Берендеева царства сказочно-условен, а образы Снегурочки и Мизгиря вневременны, а в некоторых отношениях, быть может, принадлежат христианской эпохе.
Действие «Майской ночи» и «Ночи перед Рождеством» происходит в недалеком прошлом, и это определяет один из типов мелоса, в них использованных, в первой гоголевской опере шире, во второй скромнее, — «малороссийскую песенно-романсовую стихию» Б. Но кроме того, если в «Майской ночи» обрядовая часть ограничивается троицкими песнями крестьянского календаря, то есть смягченными отзвуками далекого славянского язычества, то в «Ночи перед Рождеством» композитор использовал также данный сюжетом выход в христианство: рождественская ночь, начинающаяся солохиной колядкой, кончается рассветом под звуки гимна «Солнцу правды», доносящиеся вместе с праздничными колоколами из диканьской церкви. Точнее, в "Майской ночи" есть очень краткий выход в христианство — молитвенное воспоминание о Панночке в последней картине "панихида". В "Ночи перед Рождеством" предвестия гимна появляются сначала в партии Вакулы, крестным знаменем обуздывающего Черта: краткий рефрен сцен Вакулы с Чертом представляет собой стилизацию знаменных попевок. Он тоже имеет в опере свое "перевернутое отражение" — в славословии Дьяком прелестей Солохи: словесный текст этого комического эпизода — вариация на Песнь Песней царя Соломона, интонационность — чисто знаменная, с характерными фитами-юбиляциями. Сцена Солохи с Дьяком, самая яркая в комической линии оперы, построена на приеме, широко использованном в "Майской ночи", — пародирование "высокого" жанра. Посредствующим звеном между бесовским действом и гимном становится светлая музыка Овсеня и Коляды. Такое совершенно необычное решение — перерастание языческой колядки в христианское песнопение вольное переложение рождественского тропаря — «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума» — имеет самое прямое отношение к философии Римского-Корсакова, к его ощущению славянского солнечного культа как весеннего, рассветного Из рецензентов премьеры "Ночи перед Рождеством" это качество было уловлено Е. Петровским: "Что-то весеннее, может быть даже слишком весеннее звучит в этом хоре. Светлое видение исчезает в розовых переливах зари.
Красное, морозное солнце освещает землю, и все небесные чудеса завершаются рождественским гимном, подымающимся с земли к небу, рассказывающим о схождении неба на землю". И недаром такого тонкого ценителя «музыкального язычества», каким был А. Лядов, особенно поразила в опере именно эта сцена — «единственный в своем роде рассвет» Прошло столетие, пока мысль композитора, по цензурным условиям трудная для сценического решения как в дореволюционное, так и в послереволюционное время, наконец воплотилась в театре: в последней постановке Большого театра режиссер Е.
Посмотрим, чем заканчивается сюжет оперы, и какие в ней есть странности. То есть понятно — семья у Вакулы непростая. Сам он кузнец — а кузнец считался в деревнях человеком, имеющим дело с нечистой силой.
Кузнецы всегда жили на отшибе и ничем другим, кроме своего ремесла, не занимались. Считалось, что кузнец с нечистой силой на короткой ноге. Что нам и показывают Римский-Корсаков и, прежде всего, Гоголь. Центральная история — любовная. Вакула влюбляется в Оксану, дочку Чуба, и, конечно, вокруг этой влюбленности разворачивается все повествование. И есть замечательная комическая «ария Головы»: «Здравствуй, милая Солоха, как ты поживаешь?
Комическая ария, конечно, поручена здесь баритону. Но всю эту комичность лучше видеть, чем про нее читать.
Опера «Ночь перед Рождеством»
Театральная 2 18 декабря 19:00 от 800 руб Мероприятие завершено Заключительный вечер фестиваля «Оперная классика в Сочи» состоится 18 декабря в Зимнем театре Сочи. В канун новогодних праздников Сочинский симфонический оркестр под управлением Алексея Асланова совместно со звёздами мировой оперной сцены представит сказочную оперу Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством». Сюжет Гоголя в опере Римского-Корсакова органично соединился с элементами фантастического и языческого, и, как писал сам композитор, «это соединение дало возможность написать много интересной музыки». Композитор создал тонкие и достоверные симфонические картины зимней природы и народного быта, назвав при этом оперу «былью-колядкой».
Вареники, выплескиваясь из миски, шлепаются в сметану и, перевернувшись, отправляются ему в рот. Едва оправившись от удивления, Вакула спрашивает у Пацюка, как ему связаться с нечистой силой, чтобы заставить ее помочь в его горе — «Тому недалеко ходить, у кого черт за плечами», — невозмутимо, продолжая есть, отвечает Пацюк. В недоумении Вакула снимает мешок с плеч — откуда выскакивает Черт. Тот готов помочь ему, если кузнец продаст свою душу. Но когда Вакула схватил его за шиворот, угрожая крестным знамением, Черт обещает сделать все, что он захочет. Вакула приказывает доставить его к Царице. Черт оборачивается крылатым конем, Вакула вскакивает на него, оба исчезают во тьме. Вакула несется на своем коне в воздушном пространстве. Играют, пляшут звезды, заводят хоровод. Набегают тучи. Завела свои игры и бесовская нечисть — среди них Пацюк и Солоха, пытающиеся преградить дорогу Вакуле. Но уже сквозь мглу виднеется столица, освещенная огнями. На петербургском балу в окружении придворных появляется Царица. Перед ней падает ниц Вакула. Его прямая, смелая речь ей понравилась. Царица дарит кузнецу свои самые дорогие черевички. Обратно мчится Вакула с драгоценной ношей. Светлые духи сопровождают его. На небе зажигается ярким светом Утренница; мимо проплывают Коляда и Овсень со своей свитой. Наступает рассвет. Вдали виднеется Диканька, озаренная первыми лучами солнца. Слышится колокольный звон, пение. Внезапное исчезновение Вакулы породило различные толки: одни говорят, что он повесился, другие — что утопился. Грустно Оксане: только сейчас она поняла, кого потеряла. Вдруг, откуда ни возьмись, перед ней предстает Вакула с царскими черевичками в руках. Но не нужны они сейчас Оксане: и без черевичков она готова выйти замуж за кузнеца. Согласен на это и Чуб, прежде не любивший Вакулу, — не может он простить Солохе коварства. Прибывает молодежь. Входят Голова, Дьяк и Панас. Все рады возвращению Вакулы. Свадьба будет веселой. Снабдил он ее и эпиграфом: «Сказка-складка, песня-быль». Тем самым композитор как бы подчеркнул, что его произведение носит сказочно-фантастический характер, а музыка его пронизана песенностью, связанной со старинными украинскими и русскими обрядами. С этой целью Римский-Корсаков тщательно изучил подлинные напевы колядок то есть песен, исполняемых под рождество — при колядовании , которые послужили основой для мелодики оперы. В целом же он сочетал фантастические моменты с тонкой лирикой и сочным изображением быта украинского села. Оркестровое вступление к первому акту дает поэтичную зарисовку морозного вечера с его словно застывшей прозрачной атмосферой. Начальные аккорды этого вступления часто звучат в музыке оперы.
Адаптация массива декораций и на Исторической сцене прошла вполне успешно, пусть и потеряв 3D-эффект, обретя более привычное традиционное измерение с видеопроекциями. Хореографической смелости Ильи Живого хватило разве что на обучение оперных солистов элементам народного танца, ну и еще некоторым ансамблевым танцевальным изяществам. Но уже в картине песен и плясок звезд, где ему, казалось бы, можно было развернуться, обнаружился банальный набор скучных, словно на детских утренниках, танцев. Наверное, в какое-нибудь более благополучное время от передачи «Ночи перед Рождеством» в руки нового режиссера ждали бы чего-нибудь эдакого, более провокативного. Но не в этот раз, когда так хочется погрузиться в самую простодушную сказку, где все хорошо кончается. Поэтому счастью даже самых искушенных зрителей не было предела, когда после волшебного вступления Солоха Юлия Маточкина и Черт Андрей Зорин договорились украсть месяц а маэстро Валерий Гергиев воспринимался как Звездочет из «Золотого петушка», раскинувший перед публикой волшебное звездное небо. Меццо-сопрано Юлия Маточкина в одной из главных женских партий смотрелась и слушалась, как будто всю жизнь тем только и занималась, что лепила вареники, делала горилку и пела рождественские колядки. Жаль только, что суперзанавес безжалостно съедал часть звука у певцов. И очень скоро стало понятно, что не только простодушная магия постановки и сценографии заставляла забыться сказочным сном, но музыка была главной песенной ворожеей. Римский-Корсаков написал оперу, снова глубоко вздохнув после не очень удачной попытки большой оперы-балета «Млада».
Но осуществление этого намерения оказалось отложенным им на двадцать лет. В «Летописи моей музыкальной жизни» Римский-Корсаков писал: «Оперу Чайковского, несмотря на многие музыкальные страницы, я всегда считал слабой, а либретто Полонского — никуда не годным. При жизни Чайковского я не мог бы взяться за этот сюжет, не причиняя ему огорчения, а нравственное право работать на эту тему я имел всегда. К весне 1894 года Чайковский умер 25 ноября 6 декабря 1893 года я окончательно решил писать «Ночь перед Рождеством» и сам принялся за либретто, в точности придерживаясь Гоголя». Хотя и решив точно следовать Гоголю, Римский-Корсаков не мог подавить в себе желание ввести в сюжет много фантастического и языческого, к чему, как он сам признавался, он питал страсть еще со времен «Майской ночи», «Снегурочки» и «Млады». Премьера оперы сопровождалась сумятицей, которая обычно происходила, когда в опере в качестве персонажа выводилась царственная особа из династии Романовых. Так, два великих князя — Владимир Александрович и Михаил Николаевич, — посетившие генеральную репетицию, признали в царице императрицу Екатерину II как это у Гоголя; Римский-Корсаков, однако, не идентифицировал царицу таким образом и потребовали отмены спектакля как известно, в то время существовал еще запрет на выведение на оперной не драматической сцене представителей рода Романовых. Композитору пришлось пойти на некоторые изменения царица была заменена Светлейшим, что привело к некоторым несуразностям , и премьера в конце концов состоялась на сцене Мариинского театра. Интересные факты: - Римский-Корсаков определил жанр оперы как «быль-колядка», что указано в подзаголовке произведения. Известно, что зимние рождественские обрядовые песни тесно связаны с Колядой и Овсеней. В старину праздновалось не рождество, а рождение солнца. Это время обычно совпадало с самыми крепкими морозами, снегами и ветрами, а также с невероятным разгулом нечистых сил. Композитор хотел передать эту удивительную атмосферу, а потому большая роль в произведении отведена народным гуляниям и природным чудесам.