Подробнее о третьей недели Великого поста, рецептах и рационе читайте в материале РЕН ТВ.
3-я неделя Великого поста
Крестопоклонная неделя. | 19 марта 2023 года, в Неделю третью Великого поста, Крестопоклонную, митрополит Челябинский и Миасский Алексий совершил Литургию в Свято-Симеоновском кафедральном соборе. |
Крестопоклонная неделя — Великий пост 2024 | Предание.ру - православный портал | В субботу на третьей неделе Великого Поста с незапамятных времен выносится на середину церкви Крест, и вся следующая, четвертая неделя, называется Крестопоклонной. |
КРЕСТОПОКЛОННАЯ НЕДЕЛЯ | Неделя 3-Я великого поста, крестопоклонная. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. |
Третья неделя Великого Поста 2024: Крестопоклонная: что нужно делать и можно кушать | Неделя Крестопоклонная, крестопоклонная неделя, Крест Христов. Татарстан, Православие в Татарстане, Татарстанская митрополия, Казанская епархия, Альметьевская епархия, Чистопольская епархия, новости, новости Татарстана, новости Казани, православие. |
Когда Крестопоклонная неделя в 2023 году
Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?
Но отвратиться от себя, от себя отвернуться, отвлечь от себя самого внимание можно только, если приковать это внимание к чему-то или кому-то другому. Просто отвести глаза и не глядеть никуда, просто оторвать сердце и ни на что его не направить — нельзя. Как же исполнить эту заповедь Спасителя? Мне кажется, что мы могли бы начать с чего-то очень простого и доступного каждому из нас.
Что, если бы мы услышали Христов голос, говорящий нам — как Он говорит в евангельских рассказах много раз: Без тебя — ничего не могу сделать: будь Моими глазами, видящими ближнего; будь Моим слухом, воспринимающим его зов, мольбу, крик; будь Моими ногами, спешащими к нему на помощь; будь руками Моими, дающими ему то, что нужно... Если мы так услышали бы Христа, то мы знали бы, что делать; мы знали бы, что мы можем одновременно быть самими собой, в глубоком, осмысленном значении этого слова, и вместе с этим не сосредоточивать свое внимание на себе самих.
Особенности богослужения Священник выносит крест из алтаря Они связаны с содержанием этого праздника: накануне, вечером субботы 18 апреля в 2023 году , во время всенощного бдения, на средину церкви выносится Крест; он обильно украшен цветами; древо полагается на аналой; оно будет доступно для поклонения все следующие дни до утра пятницы, когда пред началом литургии Преждеосвященных Даров его унесут в алтарь; Сам вынос креста из алтаря происходит в самом конце всенощного бдения, когда хор поет Великое Славословие. При начале этого пения священник выносит крест из алтаря, держа его «на главе», затем обходит с ним храм по кругу.
Читайте также: Как правильно креститься в церкви Евангелие, которое читается накануне воскресного дня, посвящено не Воскресению Христову, а Богородице; к Ней же обращены песнопения, исполняемые по чтении — вместо великопостного «Покаяния отверзи ми двери…»; помазание елеем, к которому привыкли подходить воцерковленные христиане сразу после Евангелия, теперь будет совершено после выноса Креста и поклонения ему; Евангельское чтение литургии воскресенья от Марка говорит о несении верующим житейских скорбей, его следовании за Господом; начиная с воскресного дня, на седмице совершается четыре поклонения Распятию с земными поклонами, молитвами; первое происходит в сам воскресный день, второе, третье — в понедельник и среду, после чтения службы Первого часа, четвертое же, последнее, в пятницу— после чтения всех Часов, до начала литургии; за всеми богослужениями начиная с воскресного дня поются особые песнопения о Распятии Спасителя. Интересный факт В Византии существовала несколько иная, чем сейчас, практика поклонения: оно совершалось со вторника по пятницу, причем мужчины приходили к этой службе строго во вторник, среду, жены — следующие два дня. Такое раздельное моление также было элементом постного делания, воздержания даже от малейших поводов к соблазнам. Что нужно делать верующему в этот период Обычно православные: стараются посетить всенощную и литургию дня; по возможности исповедаться и причаститься; в течение седмицы посетить постную службу, или просто выбрать время, чтобы еще раз зайти в церковь, хотя бы ненадолго, дабы поклониться Распятию; некоторые включают Канон Кресту или Акафист Страстям Христовым в домашнее молитвенное правило этого дня.
Народные традиции Русские крестьяне обычно пекли к этому дню кресты из постного пресного теста — каждому из членов семьи доставалось по одному. Не обходилось без суеверий: одно из таких «печений» было «счастливым», туда запекали перышко чтобы куры лучше неслись , волос «чтобы голове легче было» или зерно на урожай. Иногда кресты хранили до самого посева, а потом помещали вместе с семенами, в сеялке. Кроме того, пекли также пироги в виде орудий труда земледельца — сохи, бороны, косы.
Кроме того, воскресным днем малые дети ходили по домам, поздравляя родных, знакомых с «преполовением» поста краткими песенками, чем-то схожими с колядками. Тогда хозяева угощали ребят теми же сделанными из теста крестами. Ввиду того, что среда седмицы — это ровно середина поста, день этот считался особенным, когда «говение ломается» надвое — якобы треск от этого можно было накануне услышать в переднем углу дома.
Остальная выпечка раздавалась ребятишкам, которые, как и в святки, обходили дома с поздравлениями с окончанием первой половины поста. Основные виды крестов, признаваемые Православной церковью Как правило, в кресты запекали ржаное зерно, «чтобы хлеб уродился». Появившаяся в последнее время информация о том, что в кресты также запекали куриное перышко, «чтобы куры велись», и человеческий волос, «чтобы голове легче было», не выдерживает никакой критики.
Попадание в выпечку таких предметов свидетельствовало о неряшливости хозяйки, и вряд ли было по нраву тем, кого угощали лакомством. В этом году среда Крестопоклонной седмицы особенная — на неё, а это 22 марта, приходится День памяти 40 Севастийских мучеников, в который обычно из пресного теста выпекают так называемых «жаворонков». В старину, когда такое совпадение случалось, в среду Крестопоклонной седмицы хозяйки выпекали и кресты, и «жаворонки». Поскольку в настоящее время все эти атрибуты праздников выпекают в храмах, традиция выпечки пресных угощений в домах сошла на нет.
Крестопоклонная неделя Великого поста: история и традиции
Неделя третья Великого поста и четвертая седмица | | На Крестопоклонной неделе, празднуемой в самой середине Великого поста, церковь допускает некоторые послабления в пище. |
Крестопоклонное воскресенье Великого поста | 19 марта – третья неделя Великого поста – Крестопоклонная. Она посвящена поклонению Кресту, которое было установлено в древности для поддержания в середине поста духовных сил верующих. |
Неделя Крестопоклонная Великого поста | 7 апреля, в неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Благовещение Пресвятой Богородицы, Божественную литургию возглавил ключарь собора иеромонах Иларион (Хроль). |
19 МАРТА 2023 ГОДА - КРЕСТОПОКЛОННАЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА. | Крестопоклонная неделя. |
Крестопоклонная неделя Великого поста: история и традиции
Крестопоклонная неделя Великого поста: как её соблюдать и что нельзя делать. Заканчивается третья неделя Великого поста 29 марта – 4 апреля. Третье воскресенье, 7 апреля, и следующая, четвертая, седмица Великого поста называются Крестопоклонными. Третье воскресенье Великого поста называется Неделей Крестопоклонной. Сегодняшнее воскресенье – особый день Великого поста, когда мы молимся перед изнесенным из алтаря изображением Креста Господня, взирая на страдающего Спасителя, и стараемся осмыслить все то, что произошло две тысячи лет назад на Голгофе, осмыслить.
Третья неделя Великого Поста 2024: Крестопоклонная: что нужно делать и можно кушать
В конце каждой песни канона утрени на катавасию поются пасхальные ирмосы На утрене по 2-й кафизме из сосудохранилища приносится Крест и помещается на престоле ; в конце утрени Крест выносится из алтаря и полагается на специально приготовленный для него стол перед алтарем, затем поется тропарь и совершается поклонение Кресту с пением особых стихир. По отпусте утрени духовенство и братия обходят с Крестом весь мон-рь, после чего Крест возвращают на свое место в сосудохранилище. На литургии на блаженнах поются тропари 3-й и 6-й песней канона Триоди, Трисвятое заменяется тропарем следуют прокимен из Пс 98, аллилуиарий со стихом из Пс 73, чтения те же, что и в Типиконе Великой ц. С понедельника по пятницу после 9-го часа на изобразительных совершается поклонение Кресту, для чего его всякий раз приносят в храм из сосудохранилища. В среду указано особое последование в честь Креста, включающее стихиры и канон 8-го гласа Там же. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. Эта редакция Студийского устава содержит больше песнопений Кресту по сравнению со Студийско-Алексиевским Типиконом.
В будние дни седмицы после К.
Типиконах и Триодях к XVI в. XVII в. Типиконе 1682 г. В конце утрени после великого славословия и пения воскресного тропаря - поклонение Кресту, как и в студийских Типиконах. На литургии на блаженнах поются тропари воскресные и тропари 6-й песни канона Кресту из Триоди в нек-рых Типиконах, включая печатное московское издание 1633 г. На следующей за К. Песнопения Кресту поются всю седмицу до пятницы, с особенными последованиями в среду и пятницу, когда на утрене добавляется полный канон Кресту, а рядовое последование из Минеи переносится на повечерие. В совр.
Евангелия не сообщают особых подробностей о кресте, на котором был распят Христос. Обретение Креста Господня состоялось в 326 году, когда он был найден святой царицей Еленой во время ее паломничества в Иерусалим: …божественный Константин отправил с сокровищами блаженную Елену для отыскания животворящего креста Господня. Иерусалимский патриарх Макарий встретил царицу с подобающею честью и вместе с нею отыскивал желанное животворящее древо, пребывая в тишине и прилежных молитвах и пощениях. Обретение Животворящего Креста Еленой в Иерусалиме. Аньоло Гадди, 1380 год Впервые в сохранившихся текстах подробная история обретения Креста появляется у Амвросия Медиоланского в 395 году. В «Слове на кончину Феодосия» он повествует о том, как царица Елена велела копать на Голгофе и обнаружила там три креста. Также она нашла гвозди, которыми был распят Господь. Все немногие указания историков, ближайших по времени к поискам, сводятся к тому, что кресты были найдены недалеко от Гроба Господня, однако не в самом Гробе. Существовала вероятность, что все три креста, использованные при казни в тот день, могли быть зарыты вблизи от места распятия. Созомен в своем труде выдвигает следующее предположение о возможной судьбе Креста после снятия с него тела Исуса Христа: Воины, как повествует история, сперва нашли мертвым на кресте Исуса Христа и, сняв Его, отдали для погребения; потом, намереваясь ускорить смерть распятых по обеим его сторонам разбойников, перебили им голени, а самые кресты бросали один за другим, как попало.
Евсевий Кесарийский так описывает место раскопок: Сию спасительную пещеру некоторые безбожники и нечестивцы умыслили скрыть от взора людей, с безумным намерением скрыть через это истину. Употребив много трудов, они навезли откуда-то земли и завалили ею все то место. Потом, подняв насыпь до некоторой высоты, замостили ее камнем, и под этой высокой насыпью сокрыли божественную пещеру. Окончив такую работу, им оставалось только на поверхности земли приготовить странную, поистине гробницу душ, и они построили мрачное жилище для мертвых идолов, тайник демона сладострастия Афродиты, где на нечистых и мерзких жертвенниках приносили ненавистные жертвы. Евсевий Кесарийский, «Жизнь Константина». Место обретения отмечено красной мраморной плитой с изображением креста, плита с трех сторон обнесена металлической оградой, здесь же первое время хранился Крест. В придел Обретения Креста из подземной армянской церкви святой Елены вниз ведут 22 металлических ступени, это самая низкая и самая восточная точка Храма Гроба Господня — два этажа вниз от основного уровня. В приделе Обретения Креста под потолком около спуска есть окно, отмечающее место, с которого Елена наблюдала за ходом раскопок и бросала для поощрения работавших деньги. Это окно соединяет придел с алтарем церкви святой Елены. Сократ Схоластик пишет, что императрица Елена разделила Животворящий Крест на две части: одну поместила в серебряное хранилище и оставила в Иерусалиме, а вторую отправила своему сыну Константину, который поместил ее в свою статую, установленную на колонне в центре Константиновой площади.
Сократ сообщает, что эти сведения известны ему из разговоров жителей Константинополя, то есть могут быть недостоверными. Оставшаяся в Иерусалиме часть Креста находилась там длительное время, и верующие поклонялись честному древу. В 614 году Иерусалим был осажден персидским правителем Хосрой II. После продолжительной осады персам удалось захватить город. Захватчики вывезли Древо Животворящего Креста, которое хранилось в городе с того времени, как было обретено равноапостольной Еленой. Война продолжалась еще долгие годы. Объединившись с аварами и славянами, персидский царь едва не захватил Константинополь. Спасло византийскую столицу только заступничество Пресвятой Богородицы. Персы были разгромлены. Крест Господень был возвращен в Иерусалим.
С тех пор ежегодно праздновался день этого радостного события. В тот период порядок великопостных церковных служб еще не был окончательно установлен и в него постоянно вносились некоторые изменения. В частности, практиковался перенос праздников, которые прилучались на будние дни Великого поста, на субботу и воскресенье. Это позволяло не нарушать строгость поста будних дней. То же произошло с праздником Животворящего Креста. Его постановили отмечать в третье воскресенье Великого поста. В эти же дни было принято начинать подготовку оглашенных, таинство крещение которых было намечено на Пасху. Считалось верным начинать наставление в вере с поклонения Кресту Господню.
Перевод: Спаси, Господи, людей Твоих и благослови все, что принадлежит Тебе. Даруй победы над врагами, и сохрани силою Креста Твоего тех, среди которых пребываешь Ты. Предстал бо еси, Спасе мой, вопия сущим во аде: внидите паки в рай. Перевод: Уже пламенный меч не охраняет врат Эдема, ибо он чудесно связан древом Креста. Изгнаны жало смерти и победа ада, и Ты, Спаситель мой, предстал, взывая во аде пребывавшим: «Снова входите в рай! Песнопения Четвертой седмицы Великого поста Что слышим в храме. Радуйся губителю страстей, бесом сопротивоборче. Радуйся Древо блаженное. Посреде земли претерпел еси Крест и страсть Щедре, всем безстрастие и избавление подая, преполовением днесь постов: сего ради вси в поклонение того предлагаем, и радостно облобызаем, видети Твоя страсти, и живоносное Воскресение, просвещени божественными добродетельми, Слове Божий, да сподобимся вси, едине Многомилостиве. Днесь Владыка твари, и Господь славы, на Кресте пригвождается, и в ребра прободается, желчи и оцта вкушает, сладость церковная. Заплевания и раны приемлет, поношения и заушения. И вся терпит мене ради осужденнаго, Избавитель мой и Бог, да спасет мир от прелести яко благоутробен. В среду Воздержания время, освящающий божественный и всечестный Крест в поклонение лежит, приступим совестию чистою, почерпем освящение, и просвещение, и со страхом возопиим: Человеколюбче Спасе наш, слава благоутробию Твоему. Очистивше чувства пощения светом, Креста мысленными лучами, богатно вернии озаримся, и сей благоговейно предлежащий днесь зряще, устнами чистыми, и усты и сердцем целуем. Преполовением постов всечестное Древо всех в поклонение призывает, елицы страстьми своими, Христовым страстем достойно споследуют: приидите вси вернии, поклонимся Древу страшнаго таинства. Пощения путь преполовивше, ведущий ко Кресту Твоему честному, Твой день видети, егоже виде Авраам, и возрадовася яко из гроба холма жива Исаака прием. Благоволи и нас верою избавившихся от врага, и Вечери причаститися Тайней, в мире зовущих: просвещение и Спасителю наш, слава Тебе. Пост благих ходатай, свое преполовение ныне введе, прешедшими деньми благоугодив, и прочими пользование предложив: ибо благих напряжение, множайшее благодеяние творит. Темже всех благих дателю Христу благоугождающе, вопием: постивыйся нас ради, и распятие претерпевый, неосуждены нас сподоби, причаститися и Божественныя Пасхи Твоея, в мире пожившия, и достойно со Отцем Тебе и Духом славящия. Поста водою, души вси омыим, и приступивше к честному и животворящему Кресту Господню, верою поклонимся, Божественное просвещение почерпающе, и вечное спасение ныне приобретающе, мир и велию милость.
Крестопоклонная Неделя Великого Поста
новости прихода. Крестопоклонную седмицу Великого поста иногда называют средопостной, потому что хронологически это, действительно, середина поста. Тем самым, Крестопоклонная неделя действительно оказывается связующим звеном между началом поста и его завершением — Пасхой Креста и Воскресения Христовых. Неделя третья Великого поста называется Крестопоклонной – на воскресной службе Церковь прославляет Святой Крест Господень и плоды крестной смерти Спасителя.
3-я неделя Великого поста
Крестопоклонная неделя Великого поста 2018 приходится на его середину. 19 марта 2023 года в 3 воскресенье Великого поста, в неделю Крестопоклонную, в приделе святителя Николая Чудотворца прошла Божественная Литургия. КРЕСТОПОКЛОННАЯ НЕДЕЛЯ — [греч. κυριακὴ τῆς Σταυροπροσκυνήσεως; слав. ], 3-е воскресенье Великого поста в правосл. традиции, в которое совершается торжественное изнесение Креста из алтаря и поклонение ему верующих. Слово священника Константина Корепанова.***САЙТ ТЕЛЕКАНАЛА СОЮЗ: ты на самые важные вопросы духовной жизни можно найти в разделе ВОПРОС.
Оптина пустынь
Любовь ко Кресту — это любовь ко Христу. Именно Крест — образец иконопочитания. Православные христиане поклоняются не кресту как предмету, а Распятому на нем Иисусу, освятившему Крест и сделавшему его духовным орудием. Христианство немыслимо без Креста. Почитание икон и Креста — догмат Церкви, это означает, что непочитание оных — это не личное мнение или желание человека, а заблуждение, несовместимое с православной верой. Крест — главный символ Распятого Господа. Но что такое символ в христианском понимании? В древнегреческом языке «символ» означал соединение, а также средство, осуществляющее соединенность. Известный церковный деятель Русского зарубежья, протопресвитер Александр Шмеман 1921-1983 в своей книге «Великий пост» замечал, что во всех песнопениях этого воскресенья говориться о Кресте, но не о страданиях на нем, а о победе и радости. Некоторые песнопения прямо взяты из пасхальной службы. Мы достигли середины Великого поста.
С одной стороны, физический и духовный подвиг, если он серьезен и последователен, начинает сказываться, чувствуется усталость. Нам нужна помощь и ободрение. С другой стороны, претерпев эту усталость, взойдя на половину горы, мы начинаем видеть конец нашего странствования, и сияние Пасхального света становится ярче»,- объясняет о. Александр Шмеман. Об этом жизнеутверждающем значении поклонения кресту говорится и в богослужебных текстах. Сам же Великий пост сравнивается в них с 40-летним пребыванием евреев в пустыне: «Как евреи Ветхий Израиль страдали тогда от жажды, а вода в Мерре месте их стоянки. Клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках протоиерей Олег Стеняев подчеркивает: крест — это символ человеческого спасения, потому что за грехи всех людей на нем умер Христос. При этом Иисус умер « по писанию» - именно так, как писали и предсказывали об этом ветхозаветные пророки в священных книгах Но самое необычное в том, что Христос умирает в пространстве, которое представляет собой как бы «дворец дьявола»: в Библии небо считается принадлежностью Бога, а земля отдана Творцом «сынам человеческим». А Христос умирает на кресте, в пространстве между небом и землей — в понимании Его современников и первых христиан, именно «в поднебесной» обитают силы зла. Поэтому крест очень символичен», - добавляет о.
Олег Стеняев. Святые отцы также сравнивают крест Христов с райским « древом жизни», чьи плоды даруют бессмертие, и называют его « новым живоносным древом». Потому — то православные и поклоняются Кресту как Христу, и обращаются к нему как к живому, что в Кресте обитает живая сила живого Бога. Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь» - произносим мы в вечерних молитвах. Крест не личность. Сила, в нем обитающая, не автономна. Но Бог так устроил, что в крестном начертании действует неизреченная Божия сила. Господь таинственно присутствует в Кресте Своими энергиями. Мы не поклоняемся Кресту как Богу, но поклоняемся Богу, обитающему в Кресте.
Поэтому «молитва, адресованная Кресту Христову, восходит к Распятому на нем; сила, исходящая от Креста, исходит от Самого Господа» - пишет митрополит Иларион Алфеев. Поэтому мы хвалим Крест, как делал это апостол Павел. Мы чтим церковные праздники в честь Креста, мы кланяемся перед ним, целуем его как великую святыню- ибо мы почитаем Христа, распятого на нем.
Видимо, замечание вызвано тем, что с древности некоторые христиане давали себе некоторые послабления последующие дни недели, так как открывающий ее воскресный день был праздником возвращения святыни. Высказывания святых отцов и современных проповедников о значении Крестопоклонной недели О Кресте как знамении помощи Божией говорит прп. Ибо так как смерть вошла через посредство древа, то надлежало, чтобы через древо же были дарованы Жизнь и Воскресение. Иоанн Кронштадтский , обращаясь к своим современникам, писал, что праздник имеет целью пробудить души, погрязшие во грехе, открыть человек духовные очи. Тем паче его слова приложимы к нам: «Человек с непотемненными сердечными очами, видя такую бесконечную любовь великого, всемогущего Бога к грешному человеку, не может не плакать от чувства беспредельной любви Божьей и льет слезы любви и благодарности, не имея что принести больше своих слез Тому, Кому дороги наши слезы любви. Но чем же большая часть из нас отзывается на такую любовь Божью? Бесчувственностью, готовностью второй раз распинать Сына Божия всеми возможными пороками, угодливостью своей грешной плоти самою усиленною, так что большая часть из нас, как бы забыв о страданиях крестных Господа Иисуса Христа, живет вовсе не для неба и не для души своей, а для земли и для тела своего, и едва-едва, по установлению церкви, соглашается отказывать своей плоти в лишней пище и питье только несколько дней…» О Распятии как любви говорит митр. Антоний Сурожский : «Мы не будем никогда способны опытно узнать, что значило для Христа умереть на кресте, и даже наша собственная смерть не поможет нам понять, чем была смерть для Него: как Бессмертие может умереть? Но мы можем научиться, смелым и беззаветным усилием приобщаясь все более глубоко, все более совершенно, жизни, и учению, и путям Христовым, можем научиться любить такой любовью, которая все больше и больше приближается к этой любви Божественной, и через нее познать то свойство, которым смерть — как забвение себя, всецелое и совершенное — соединяется с победой любви, воскресением и жизнью вечной». Так Крест укрепляет нас поддерживая во время духовного делания, давая силы идти дальше. Впереди умилительная служба с Акафистом Богородице, долгое «Мариино стояние», наконец, Страстная Седмица , когда каждый по мере сил постарается пройти со Христом Его страдальческий путь, чтобы достичь Воскресения. Наталья Сазонова.
Со временем чисто иерусалимский праздник возвращения Креста стал не таким уж актуальным для всего христианского мира, и праздник в честь Креста приобрел более глобальное звучание и более прикладное значение: как воспоминание и помощь в середине самого строгого и трудного из постов. Как известно, этот Крест, как и многие другие христианские святыни, пропал во времена крестоносцев, в ХIII в. Но утерянным оказался и изначальный смысл великопостного поклонения Кресту, ведь сейчас даже детское крещение у нас, к сожалению, редко связывается с оглашением и с личным исповеданием веры. Поэтому постепенно в Церкви стали переосмыслять традиционный порядок проведения Великого поста в более «спиритуализированном» ключе. И при этом стали, впрочем, не без основания, часто думать о том, что Крестопоклонная — это именно преполовение, середина поста, когда пост усиливается и каждый хочет получить утешение и укрепление в вере через поклонение святому Древу или его образу, любой его иконе. Смысл Крест выносится верующим для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Неделя 3-я Великого поста. И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. Святая Церковь сравнивает Крест с райским древом жизни. По толкованию Церкви, крест также подобен древу, положенному Моисеем среди горьких вод Мерры, для услаждения еврейского народа во время сорокалетнего странствования в пустыне. Крест сравнивается и с сеннолиственным древом, под тенью которого останавливаются для отдохновения утомленные путники, ведомые в обетованную землю вечного наследия. Архиепископ Аверкий Таушев : «Глубокий смысл заключается в этом чрезвычайно назидательном для нас, верующих, уставном обычае св.
Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. Святая Церковь сравнивает Крест с райским древом жизни. По толкованию Церкви, крест также подобен древу, положенному Моисеем среди горьких вод Мерры, для услаждения еврейского народа во время сорокалетнего странствования в пустыне. Крест сравнивается и с сеннолиственным древом, под тенью которого останавливаются для отдохновения утомленные путники, ведомые в обетованную землю вечного наследия. Архиепископ Аверкий Таушев : «Глубокий смысл заключается в этом чрезвычайно назидательном для нас, верующих, уставном обычае св. Если мы добросовестно пропостились всю первую половину Великого поста , то есть: скоромной пищи вовсе не вкушали, старались есть меньше и реже, в разного рода удовольствиях и развлечениях себе отказывали, честно боролись со своими греховными склонностями и привычками, мы не могли не почувствовать некоторого переутомления и даже упадка сил от необычного напряжения воли и телесного ослабления. И когда подумаем, что прошла еще только половина поста, кое у кого невольно может вырваться вздох малодушной ропотливости: «Тяжко! Когда же конец?! Церковь устраивает нам духовное утешение — выносит для всеобщего торжественного поклонения Крест Господень. Или вы думаете, что страдания Его были меньше ваших? Однако Он всё претерпел, дабы спасти вас. Он терпел ради вас, — потерпите же и вы ради Него и во Имя Его! Тем более что это терпение ваше не Ему и никому другому, а именно вам и только вам нужно и спасительно. Вспомните про Его великую любовь к вам, какую явил Он, добровольно предав Себя на распятие и поносную смерть, — и воспряньте духом! Любовь Его и чудодейственная сила крестная поддержит вас и поможет вам до конца совершить всё поприще подвига постного и приведет вас чрез пучину поста к великой радости светоносного праздника Воскресения».
Третья неделя Великого поста: самарцам рассказали, как провести Крестопоклонную седмицу
Как известно, этот Крест, как и многие другие христианские святыни, пропал во времена крестоносцев, в ХIII в. Но утерянным оказался и изначальный смысл великопостного поклонения Кресту, ведь сейчас даже детское крещение у нас, к сожалению, редко связывается с оглашением и с личным исповеданием веры. Поэтому постепенно в Церкви стали переосмыслять традиционный порядок проведения Великого поста в более «спиритуализированном» ключе. И при этом стали, впрочем, не без основания, часто думать о том, что Крестопоклонная — это именно преполовение, середина поста, когда пост усиливается и каждый хочет получить утешение и укрепление в вере через поклонение святому Древу или его образу, любой его иконе. Смысл Крест выносится верующим для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Неделя 3-я Великого поста. И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?
Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. Святая Церковь сравнивает Крест с райским древом жизни. По толкованию Церкви, крест также подобен древу, положенному Моисеем среди горьких вод Мерры, для услаждения еврейского народа во время сорокалетнего странствования в пустыне. Крест сравнивается и с сеннолиственным древом, под тенью которого останавливаются для отдохновения утомленные путники, ведомые в обетованную землю вечного наследия. Архиепископ Аверкий Таушев : «Глубокий смысл заключается в этом чрезвычайно назидательном для нас, верующих, уставном обычае св. Если мы добросовестно пропостились всю первую половину Великого поста , то есть: скоромной пищи вовсе не вкушали, старались есть меньше и реже, в разного рода удовольствиях и развлечениях себе отказывали, честно боролись со своими греховными склонностями и привычками, мы не могли не почувствовать некоторого переутомления и даже упадка сил от необычного напряжения воли и телесного ослабления.
В воскресенье в храмах во время всенощного бдения выносят Животворящий Крест, которому прихожане будут поклоняться всю неделю. Крест — символ страданий Спасителя. От него православные черпают жизненные силы в пост.
Крест — напоминание о спасении Иисусом Христом человечества, о покаянии, обретении пути к спасению. Литургии на Крестопоклонной неделе проводят в среду и пятницу, а в субботу поминают усопших. Во время всенощного бдения при песнопении трижды кланяются Кресту. Как питаться в эту неделю?
Император собственноручно внес его в город, а вызволенный из плена патриарх Захария радостно шел рядом. С тех пор в Иерусалиме стали праздновать годовщину возвращения Животворящего Креста. Надобно сказать, что в ту пору продолжительность и строгость Великого поста еще обсуждались, а порядок великопостных служб только формировался. Когда появился обычай переносить праздники, случающиеся в Великом посту, с будних дней на субботы и воскресенья чтобы не нарушать строгий настрой будних дней , тогда праздник в честь Креста также сместился и постепенно закрепился за третьим воскресеньем поста. Как раз с середины поста начиналась интенсивная подготовка тех оглашенных, которые собирались креститься уже на Пасху этого года. И оказалось очень уместным начинать такую подготовку с поклонения Кресту.
Начиная со следующей среды на каждой Преждеосвященной Литургии после ектении об оглашенных будет еще одна ектения — о «готовящихся к просвещению» — как раз в память о тех, кто усердно готовился и собирался в скором времени креститься. Со временем чисто иерусалимский праздник возвращения Креста стал не таким уж актуальным для всего христианского мира, и праздник в честь Креста приобрел более глобальное звучание и более прикладное значение: как воспоминание и помощь в середине самого строгого и трудного из постов. Как известно, этот Крест, как и многие другие христианские святыни, пропал во времена крестоносцев, в ХIII в. Но утерянным оказался и изначальный смысл великопостного поклонения Кресту, ведь сейчас даже детское крещение у нас, к сожалению, редко связывается с оглашением и с личным исповеданием веры. Поэтому постепенно в Церкви стали переосмыслять традиционный порядок проведения Великого поста в более «спиритуализированном» ключе. И при этом стали, впрочем, не без основания, часто думать о том, что Крестопоклонная — это именно преполовение, середина поста, когда пост усиливается и каждый хочет получить утешение и укрепление в вере через поклонение святому Древу или его образу, любой его иконе. Смысл Крест выносится верующим для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Неделя 3-я Великого поста.
Вот о чём говорит сегодня Апостол Павел: мы имеем Первосвященника Господа, «Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» Послание к Евреям 4:15. Как легко и прекрасно следовать за Тем, Кто уже прошёл все возможные искушения, Кто знает все наши слабости, и потому готов показать нам единственно верный путь через болото жизни, путь, ведущий к Нему Самому! Вот почему сегодня, в третье воскресение Великого поста, в центре каждого Божиего храма находится святой Крест Господень, которому мы поклоняемся с любовью и трепетом. Крест призван не только поддержать в нас решимость продолжить подвиг поста, но и напомнить нам призыв Господа, который мы слышим в сегодняшнем Евангельском чтении. Как бы ни были тяжелы испытания, встречающие нас на жизненном пути, мы, доверяя Господу, должны быть уверены в том, что Он не даст нам искушений, которые были бы выше наших сил, но вместе с испытаниями пошлёт и утешение, чтобы нас ободрить, укрепить и вывести из трясины греха и духовной смерти. Когда мы «отвергнемся себя», то есть оставим греховные привычки и поставим Господа в самый центр нашей жизни, доверимся Его благой воле о нас, возьмём свой крест и последуем за Ним, мы увидим, что тяжесть креста почти незаметна, ведь вместе с нами его понесёт Сам Господь, единственный Источник всякого блага, бесконечной любви, милости и жизни вечной.
19 МАРТА 2023 ГОДА - КРЕСТОПОКЛОННАЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА.
Ты понимаешь: Господь тебе это дал. С покорностью принял, с благодушием. Если Господь дал, значит, Он о нас заботится; значит, мы Его благодарим за все происходящее. И за дождик благодарим, и за какую-то скорбь, через которую Он нас учит, ведет. А уже вслед за благодарностью рождается радость. Мы благодарны и рады, что Господь о нас заботится, мы окружены этой заботой, мы фактически на руках Божьих. Временами бывают дети капризные, брыкаются, родители их несут, они капризничают… Так же и мы, наверное: вместо того чтобы благодарить Бога и полностью предаться в руки Божии, принимать все это с радостью… Вот это, наверное, смирение.
Мы рассуждаем об этом, хотя далеко нам до этого личного знания и восприятия. Смиренномудрие — наверное, когда человек это все осмысливает, мудрствует правильно и воспринимает все правильно, с радостью. К этому мы стремимся. Молитва Ефрема Сирина и вообще заповеди даны нам как ориентиры, к которым мы должны стремиться. Сейчас, во время поста, особенно эта молитва читается, чтобы эти ориентиры постоянно были перед нами. Чтобы постепенно их достигать.
Кстати, молитва Ефрема Сирина в основном ассоциируется с Великим постом, но на самом деле не все знают, что она читается еще и Рождественским постом, и в другие посты в некоторые дни. То есть задается правильный тон, правильные ориентиры, которых мы должны достигать. Терпение — сложный термин. Простите, у меня есть в этом плане личностный конфликт с этим словом из-за недопонимания. Потому что терпение в моем понимании предполагает некоторое несогласие с происходящим, но при этом ты понимаешь, что это от Бога и ты должен это исполнять, нести эти труды. Наверное, существование этого термина оправдывает как раз понимание, что эти труды от Бога.
Ты должен. Да, пока у меня не хватает смиренномудрия, но для начала я буду как-то это все принимать, терпеть и исполнять. Я здесь не могу в полной мере ответить, у меня это не сформировалось… Хотя пытаешься это осмыслить. Ну а любовь — это уже предел совершенства: мы даже не знаем, как это в полной мере выглядит. У аввы Дорофея один из моментов стяжания любви описывается. Человек к опытному монаху приходит и говорит: «Авва, любви не имею».
А он ему: «Твори дела любви, и любовь будет приходить». Мы же примерно представляем, как она должна проявляться. Это один из способов ее достижения. Кстати, как раз можно опять вернуться к тому вопросу, как этого достичь. Мы говорили о духовной литературе, о чтении. Хотелось бы, простите за дерзость, именно направить к тому, что почитать.
Очень порекомендовал бы вот что это даже не мое мнение. Когда люди многие новоначальные приходили в Оптину пустынь, духовники Оптиной давали список в определенном порядке, что надо читать. К сожалению, сейчас, как мы уже говорили, есть недостаток чтения серьезной духовной литературы. Можно рекомендовать душеполезные поучения аввы Дорофея как первую книгу подавляющему большинству. Ее в Оптиной пустыни как раз рекомендовали. Потом Иоанна Лествичника.
А для душеполезных поучений аввы Дорофея очень характерно то, что они очень глубоки, но при этом настолько просты, что хорошо воспринимаются новоначальными. А перечитывая их, человек, ведущий духовную жизнь, открывает в них что-то новое. Это одна из основных книг, которые я бы рекомендовал тем, кто мало еще читал серьезную духовную литературу. Сейчас, во время поста, очень рекомендую начать с этой книги. А дальше уже «Лествица» Иоанна Лествичника. Простите за такую дерзкую рекомендацию.
Проще всего смотреть по сторонам, видеть, что делается не так. При этом мы, кроме того что увлекаемся и забываем смотреть на себя, растрачиваем очень много сил. И это намного проще. Когда же мы смотрим на себя, это требует более серьезной, активной, глубокой работы. А смотрение по сторонам и даже попытки исправить кого-то, имитация бурной деятельности — легче. Поэтому мы ею так и увлекаемся.
Нас всегда больше привлекает то, что не требует серьезных усилий. Это один из моментов. А другой момент — очень важно вспомнить слова преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Мы хотим исправить мир, исправить какую-то ситуацию. А начать надо с того, чтобы исправить свое сердечко, свою душу. Это то, о чем мы молимся в молитве Ефрема Сирина, первые два прошения.
Как раз надо постараться над ними работать. Преподобный Амвросий говорил: смотри на себя — и будет с тебя. Он говорил как раз об осуждении, но можно и более широко посмотреть на его любимую стихотворную поговорку: действительно, мы должны учиться быть собранными, смотреть в свою душу. В наше время есть такой… порок не порок… увлеченность. Мы не умеем находиться в покое, пребывать в покое, в тишине. Не помню, кто озвучил такую фразу — цивилизация шума.
Шум постоянный. Даже если многие из наших слушателей сами так не делают, но практически у всех рядом есть близкий родственник, на которого умеющие быть в тишине люди часто жалуются священникам: вот я бы не смотрела телевизор, но мой брат или муж постоянно его включает... Потому что человек боится остаться наедине с собой. Когда человек остается в покое, в тишине, у него начинают просыпаться какие-то мысли, он чувствует, что что-то не так, чувствует, что ему некомфортно. А почему некомфортно? Он начинает об этом задумываться, а это предполагает определенную работу, исправление, изменение себя.
Это уже труд. А как мы все знаем, трудиться нам лень, лень родилась раньше нас. Я часто говорю: лень с ленью бороться. И мы не хотим трудностей, не хотим предпринимать усилий. Поэтому боимся остаться наедине с собой. Митрополит Антоний Сурожский интересно рассказывает.
По-моему, он тогда жил в Париже, во Франции, в эмиграции. Воспитательница их учила. Ответственная воспитательница — в отличие от большинства родителей сейчас, которые, чтобы ребенок молчал, готовы ему планшет дать, любые гаджеты. И учат его жить в этой цивилизации шума, препятствуя ему задуматься и жить правильной жизнью. А митрополит Антоний рассказывал, как воспитательница во время бурных детских игр говорила: «Все останавливаемся и слушаем тишину». Через это он научился слушать тишину, быть наедине с собой.
А когда мы с собой, мы несем в себе образ Божий.
В этой версии нет навязчивой искусственности и учительной намеренности. Всё естественно. От сердца.
Так вот, в Византии одним из почитаемых праздников было перенесение части Креста Господня из Апамеи в Константинополь. Само событие произошло в VI веке. Праздновалось весной. Праздновалось с размахом.
Но поскольку праздник приходился на Великий пост, решено было сместить торжество на одно из постных воскресений. В те далёкие годы Великий пост не затрагивал субботу и воскресные дни. В эти дни поста не было. Поэтому на субботы и воскресенья переносились все праздники, случавшиеся на неделе.
Так появилось воскресение Крестопоклонное, так перемещенные празднования святых Иоанна Лествичника и Марии Египетской дали имена великопостным воскресениям. Со временем люди молитвы оставили отпечаток своего богосозерцательного опыта и на праздновании перенесения Креста. Стихиры императоров-поэтов — плод такого созерцания. Если вдумчиво их читать или петь, можно попасть в «тональность» этого умозрения, «заразиться» им.
Когда вы пропоёте «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим», вдумчиво пропоёте, от всего сердца, вы опытно почувствуете и переживёте, что Крестопоклонная это воистину предчувствие Пасхи, это прославление и переживание Воскресения Христа прежде самого Воскресения. Поэтому столько весны и свежести в этих чудесных службах! Столько утешения от созерцания Креста и пения всем народом Божиим — от восторга и несокрушимого удивления перед тайной Креста! Столько силы и бодрости, вливающейся в душу от одного взгляда на Крест!
Почему Крест утешает?
После сугубой ектении отцом настоятелем была вознесена молитва о восстановлении мира. На заупокойной ектении особо поминался протоиерей Сергий Суздальцев в связи с годовщиной смерти. Молитву Господню «Отче наш» спели в алтаре священнослужители и алтарники. На запричастном концерте приходской хор исполнил великопостное песнопение «Покаяние отверзи ми двери». Перед причастием прихожан отцом архимандритом была проведена общая исповедь. Причащали прихожан из двух чаш.
На Всенощном бдении в субботу вечером на середину храма выносится Крест Господень как напоминание о той Божественной Любви, которая явлена через Иисуса Христа. Крест - в прошлом орудие страшнейшей из придуманных казней, сегодня является символом победы над дьяволом, злом и смертью. Крест нательный - это ежедневное напоминание о вере в Распятого и Воскресшего, это символ веры в Спасителя и верности Ему, это знамя победы и одновременно непобедимое оружие верных.
Беседы с батюшкой. Крестопоклонная неделя
Третье воскресенье Великого поста посвящено Животворящему Кресту Господню. Неделя 3 Великого поста, Крестопоклонная. Неделя 3-я Великого поста именуется Крестопоклонной, так как в этот день (накануне в субботу) в конце всенощного бдения из алтаря. Неделя 3-Я великого поста, крестопоклонная. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Слово священника Константина Корепанова.***САЙТ ТЕЛЕКАНАЛА СОЮЗ: ты на самые важные вопросы духовной жизни можно найти в разделе ВОПРОС. 3 апреля, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ореховo-Борисове Южном г. Москвы и возглавил Литургию в новоосвященном храме.
КРЕСТОПОКЛОННАЯ НЕДЕЛЯ
3 апреля, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ореховo-Борисове Южном г. Москвы и возглавил Литургию в новоосвященном храме. Последование пассии бывает 4 раза в год (по числу евангелистов): во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья Великого Поста, по вечерам. На третьей «неделе» (в третье воскресенье) Великого Поста совершается поклонение Распятию Господа – а последующие шесть дней именуются «Крестопоклонной седмицей», которая является четвертой из шести, составляющих Великий Пост. Третье воскресенье, 7 апреля, и следующая, четвертая, седмица Великого поста называются Крестопоклонными. В воскресенье третьей недели Великого Поста на всенощном бдении в центр храма выносится Животворящий Крест, которому всю неделю поклоняются верующие.