Александр Хвыля в роли дедушки Морозко в фильме Морозко, 1965 год.
История фильма - сказки Морозко
О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Александр Хвыля в роли дедушки Морозко в фильме Морозко, 1965 год. под Мурманском, за полярным кругом. В Okko вышли две серии терапевтического драмеди «Морозко».
Где снимали фильм "Морозко" 1964 года?
Фильм «Морозко» получил от Консультативного совета по кинематографии США награду Award of Excellence за лучший киносценарий для семейного просмотра[2]. По его словам, «Морозко», благодаря великому советскому режиссеру, постепенно становится визитной карточкой Оленегорска. Сказочные места в Одинцовском районе Подмосковья, где снимали известные фильмы, "Морозко" и "Варвара-краса", страдают от действий песчаных браконьеров. Сегодня мы расскажем о том, как создавался "Морозко": на съемочной площадке не обошлось без курьезов.
Как снимали «Морозко». Отправляемся в волшебный мир зимней сказки
Дети в роли нечисти Фото: дети снимаются в кино, кадр из фильма «Первый раз в съемке я участвовала в 1965 году, мне было лет шесть, это был фильм «Морозко». Помню, что всем ребятам, участвующим в этом эпизоде, надели лапоточки, а мне — сафьяновые сапожки на каблучках. Мне это очень нравилось! Там идет хор, а мы, маленькие девчонки, хвостиком следуем за ним. Есть такой кадр: кружится, прямо мельком «выцеплена», девчушка, и я знаю, что это я», — рассказывает Елена Серенко Махонина. Кстати, наряды к каждой картине шились новые и выдавались «актёру» массовки на весь период съёмки картины. Снимались в массовке все жители, от мала до велика. В середине 60-х годов черно-белый телевизор был не в каждом доме, а тут — целый спектакль с доставкой на дом, отмечает Елена.
Девчонки и мальчишки из других деревень чаще играли всякую лесную нечисть. Чумазые, волосы налачены так, что девчонок иногда после съемки «под ноль» стригли, потому что невозможно было расчесать», — вспоминает местная жительница. По ее словам, Роу лично занимался с актерами, причем неважно, кто в кадре — главный герой или всего лишь массовка. Я не знаю, где пруд снимался, куда она бултыхнулась, но нас, хохочущих деревенских зевак, снимали на поляне отдельно. Роу, чтобы добиться нужного эффекта веселил нас. Он и прыгал, и мордочки делал! Нам было смешно, что толстый дядька такие трюки вытворяет.
И он добивался, что мы все хохотали искренне», — рассказывает Марина. На съемочной площадке у Роу всегда был идеальный порядок. Эпизоды, в которых принимали участие по 100 и более человек массовки и на которые у других режиссеров уходил день, он снимал за полтора-два часа. Порой подготовка длилась дольше, чем сам процесс. Киношный трон Царский трон из «Финиста — ясна сокола» Фото: Александр Зайцев Реквизит и декорации создавали специально для каждой сказки, а потом дарили жителям.
Медвежата действительно умели собирать грибы, пусть и бутафорские. Для Бабы-Яги, роль которой блестяще исполнил Георгий Милляр, в лесу соорудили деревянную избушку, приводившуюся в движение с помощью специальных рычагов. Вторую, танцующую, сделали из поролона.
Оленегорские статисты в костюмах из декорированного поролона весили немало, и Эдуарду Изотову пришлось потрудиться, прежде чем он сумел, как требовалось, выбросить их из избушки на курьих ножках. Константин Браславский, являвшийся тогда директором городского спорткомплекса Оленегорска, выполнял за Георгия Францевича некоторые трюки. Сам Милляр готовился к роли, занимаясь гимнастикой с шестом, чтобы умело пользоваться метлой. Помимо Бабы-Яги, он сыграл небольшую роль разбойника-дьяка, а также озвучил петуха, которого в начале фильма Настенька просит не кукарекать, пока она не довяжет чулок. При 30-градусном морозе актёр бегал в легких лохмотьях Яги. Его гримировали по шесть часов, и однажды сильно обожгли лицо перекисью водорода. Милляр буквально спас фильм от уничтожения. Об этом позже рассказал второй оператор картины Владимир Окунев.
Навстречу местные мальчишки: «Скорее, скорее! Вашу плёнку водой залило! Операцию спасения возглавил Милляр в тот день он не был задействован в съёмках. В одних трусах, по колено в воде, он передавал коробки с плёнкой костюмерше. Слава Богу, обошлось. Милляр не заболел, и ни один кадр не пострадал. У нас была очень хорошая девочка, талантливая актриса Тамара Носова, которую Роу изначально хотел взять на роль Марфушки. Но однажды в коридорах института мы столкнулись с ассистентом режиссера, она-то меня ему и посоветовала.
На пробах нам с Тамарой пришлось грызть орехи. Я так хотела сниматься, что не щадила зубов! Наверное, поэтому Роу меня и приметил.
Плёнка с отснятым материалом хранилась в подвале четырёхэтажного дома, где жила съёмочная группа. Съёмки шли на протяжении всей зимы.
Плёнки с готовыми сценами помещали в пакеты и упаковывали в коробки — для надёжности хранения. Работа над фильмом завершилась к концу февраля. В этот период в один из дней съёмочная группа уехала доснимать какие-то недостающие кадры. Один из членов команды заметил подбегающую к месту съёмок женщину — она кричала: "Ребята, скорее! В дома трубу прорвало, подвал с вашими плёнками затопило!
Создатели фильма поспешили на место происшествия, попутно смиряясь с мыслью о том, что "кина не будет". Однако при подъезде к дому они увидели удивительную картину: на снегу лежат коробки с плёнками, а Георгий Милляр, мокрый до нитки, в чём мать родила, выносит из подвала последнюю коробку. Когда прорвало трубу, он спал.
Я не знаю, где пруд снимался, куда она бултыхнулась, но нас, хохочущих деревенских зевак, снимали на поляне отдельно. Роу, чтобы добиться нужного эффекта веселил нас. Он и прыгал, и мордочки делал! Нам было смешно, что толстый дядька такие трюки вытворяет. И он добивался, что мы все хохотали искренне», — рассказывает Марина. На съемочной площадке у Роу всегда был идеальный порядок. Эпизоды, в которых принимали участие по 100 и более человек массовки и на которые у других режиссеров уходил день, он снимал за полтора-два часа. Порой подготовка длилась дольше, чем сам процесс. Так, в благодарность за радушие и гостеприимство в хозяйстве тети Марины — Татьяны Васильевны Копыткиной появился царский трон из «Финиста». Если бы мы знали, что это такая реликвия, мы бы ее сохранили, а так трон около полувека простоял на улице. А делали, видимо, местные мастера из хорошего дерева. Я помню, что здесь были подлокотники в виде двух коней», — говорит муж Марины Михаил. Недавно и родственники Елены Серенко избавились от пенопластовых грибов, искусственных цветов и другой «лесной» бутафории. Долго хранились в доме, который стоит как раз на «Обрыве любви», где шли основные съемки сказок Роу, резные детали царских теремов. Пожалей меня, Солнышко красное! Дай кончить вязание, не то будет мне наказание». Рассвет, по словам очевидцев, снимали на закате — в фильме был применён эффект обратной съёмки.
В усадьбе снимается сериал «Морозко»
Оказалось, что продавщица автолавки, приезжавшей в деревню, где снимали фильм, ставила в бидон, с которым актер приходил за молоком, бутылку, а затем наливала само молоко. Фильм «Морозко» получил от Консультативного совета по кинематографии США награду Award of Excellence за лучший киносценарий для семейного просмотра[2]. Где блины, там и мы! Главная» Новости» Где снимали сказку морозко.
Избушка на курьих ножках, витражи, резные ставни и терем до облаков: как снимали сказку "Морозко"
Иванушка - его сыграл Эдуард Изотов - в одной из сцен, в поисках Настеньки, бегал по лесу и постоянно проваливался в снег - буквально по пояс. Проваливалась, сперва, и начинающая актриса, пока кто-то из ассистентов не догадался подложить под ёлку, где она сидела, фанерку. Но от холода фанерка не спасала. Особенно когда сидела под ёлкой. У Роу был очень хороший оператор - Дмитрий Суренский, у него всегда тщательно ставился свет. Иногда по тридцать минут. И все эти тридцать минут я сидела в кадре на снегу. Слава Богу, со мной была моя мамулечка. Она не дала мне замёрзнуть - отпаивала горячим чаем, подкармливала.
Вы знаете, меня поразила удивительная природа Кольского полуострова: северные низкорослые деревья, огромные ели и воздух... По-моему даже на экране видно какой он чистый! Оленегорцы помогали съёмкам как могли. Задействована была вся местная власть: председатель горсовета Бондарев, директор горно-обогатительного комбината Панкрушин, а так же работники Дома культуры, милиция, коммунальщики, медперсонал. Опекал кинематографистов секретарь парткома комбината Кавинский. Участвовали горожане и в массовых сценах.
Кроме студии «Мосфильма», усадьбы Коломенское и Ярославской области, съемочная группа посетила и Кандалакшский залив на Монастырском наволоке Мурманская область , где были воссозданы декорации давно исчезнувшего города Пустозерска. Именно там, в земляной тюрьме протопоп Аввакум провел 14 лет своей жизни.
От съемок настоящего Пустоозерска Досталь отказался, аргументировав это тем, что от города практически ничего не осталось, а добираться туда всей съемочной группой — задача не из легких. Там же, в Мурманской области, в районе населенного пункта Белое Море снимали сцены Мезени и Тобольска. Съемки проходили на Терском берегу Белого моря, в поселке Умба Мурманской области, где по сюжету и проживал главный герой картины — молодой предприниматель Саша. Хозяйство для фильма предоставил один из местных фермеров, а жители поселка как всегда приняли активное участие в массовке. Как отмечает сам Хлебников, в Мурманской области его привлекла «особая природа»: сосны, скалы и небольшие участки земли, где раньше были фермы. Где есть своя, более прямая логика отношений людей с властью», — добавил режиссер. Как итог — попадание в основную конкурсную программу 63-го Берлинского кинофестиваля. Так, немецкая комедия Ральфа Хюттенера «Как назло Сибирь», повествующая о логисте из Германии, который приезжает в командировку в маленький филиал фирмы на юге Сибири, практически полностью снималась в Мурманске.
Хотя действие картины происходит в Кемерово, Хюттнер принял решение снимать картину именно в Заполярье. Каждый внимательный зритель может заметить это по указателю на общем виде города или по автомобильным номерам, часто попадающим в кадр.
Именно здесь проходили сцены, где герои попадали в магические подземные королевства и встречали загадочных персонажей. Метро в Киеве было выбрано режиссером как идеальное место для создания атмосферы волшебства и фантастики. Еще одной замечательной локацией, которая использовалась в фильме, стало здание Киевского оперного театра. Именно здесь были сняты сцены с балом, где главные герои были в окружении волшебных существ и таинственного снега. А роскошные залы оперного театра добавили фильму атмосферы и величия. Городская стена Киева стала фоном для сцен из фильма, где главные герои сражались с врагами и преодолевали различные препятствия.
Мощные каменные стены и величественные башни создали ощущение сказочности и удивительности. Одним из самых красивых мест в Киеве, которое используется в фильме, стал Андреевский спуск. Здесь снималися сцены, где герои преодолевали трудности в пути и встречали разных персонажей сказки. Крутые улицы, старинные дома и прекрасный вид на Днепр создали непередаваемую атмосферу идеального сказочного мира. Завершение съемок и популярность Съемки сказки «Морозко» были завершены в 1964 году. Фильм вышел на экраны и тут же завоевал сердца зрителей. Захватывающий сюжет, прекрасные декорации и талантливые актеры привлекли внимание широкой аудитории.
Город Суздаль известен своей богатой историей и красивейшей архитектурой, благодаря чему он идеально подходил для съемок сказки.
Храмы, деревянные избы, разнообразные улицы стали фоном для приключений Людмилы и Ивана. Команда кинематографистов и актеров, выезжая в Суздаль, нашли идеальное место для создания зимней сказочной атмосферы. Сама природа в этом городе создает особую атмосферу, и зимой Суздаль превращается в настоящее чудесное королевство. Удивительные ледяные пещеры, снежные поля и волшебные леса — все это ждало героев сказки «Морозко». Несмотря на холод и сложные условия съемок, команда справилась с задачей и создала незабываемое кино про Ледяного властелина Морозка. Спустя много лет после выпуска фильма «Морозко» его локации в Суздале по-прежнему остаются популярными для туристов и любителей киноискусства. Здесь можно прогуляться по декорациям и воссоздать кадры из сказки. А ведь все это началось с проекта замечательного режиссера Александра Роу, который сумел передать на экране настоящую сказочную атмосферу и прославил Суздаль во всем мире.
Легендарные места из сказки «Морозко» Одним из самых легендарных мест из сказки «Морозко» является Волховский монастырь. Именно здесь сняты сцены с прекрасной принцессой Настенькой. Зритель просто не может удержаться от восхищения при виде красоты этого древнего места. Монастырь, окруженный величественными стенами и прекрасным ландшафтом, становится идеальным фоном для сказочной истории. Еще одним из волшебных мест, где участвовала съемочная группа, стало Кижи. Остров Кижи находится на озере Онежское и поражает своей атмосферой загадочности и уникальностью. Здесь находится Церковь Петра и Павла, в которой снимались некоторые сцены. Деревянная архитектура, окружающая природа и тишина острова создают ощущение реальности волшебства.
Еще одним местом, где снимались сцены из сказки, стал базарный пролив в центре города Ярославля. Здесь проходили самые волнительные и яркие моменты сказки. Подписанные мосты, каменные стены и живописные фасады домов создают неповторимую атмосферу и позволяют зрителям ощутить сказочную сущность происходящего. Съемки сказки «Морозко» проходили не только в этих местах, но и во многих других уголках России. Каждое место, где снимались сцены, придает сказке свою уникальность и живое воплощение ее волшебства. Как выбрали место для съемок «Морозко» Выбор места для съемок фильма «Морозко» был основан на нескольких факторах. Прежде всего, режиссер и продюсеры стремились найти место, которое наилучшим образом передаст атмосферу сказочного мира снежной России. Поиск подходящей локации занял некоторое время, в ходе которого было рассмотрено несколько вариантов.
Однако, съемочная группа остановилась на выборе города Суздаль. Суздаль — древний город, расположенный во Владимирской области России.
Как снимали "Морозко", или Почему советские зрители могли не увидеть зимней сказки
Ее признали родиной сказочного персонажа Морозко, ведь именно у нас, вблизи Оленегорска, снимал одноименный фильм режиссер Александр Роу. Заполярье стало 32 регионом, который присоединился к «Сказочной карте России». Все эти условия идеально подходят к Мурманской области. Решающим моментом стал факт, что именно здесь уже несколько лет проходит одноименный фестиваль «Морозко», поддерживая именно этот образ из сказки. Выбор очевидный, - рассказал «КП» автор проекта Алексей Козловский.
Есть такой кадр: кружится, прямо мельком «выцеплена», девчушка, и я знаю, что это я», — рассказывает Елена Серенко Махонина. Кстати, наряды к каждой картине шились новые и выдавались «актёру» массовки на весь период съёмки картины. Снимались в массовке все жители, от мала до велика. В середине 60-х годов черно-белый телевизор был не в каждом доме, а тут — целый спектакль с доставкой на дом, отмечает Елена. Девчонки и мальчишки из других деревень чаще играли всякую лесную нечисть. Чумазые, волосы налачены так, что девчонок иногда после съемки «под ноль» стригли, потому что невозможно было расчесать», — вспоминает местная жительница. По ее словам, Роу лично занимался с актерами, причем неважно, кто в кадре — главный герой или всего лишь массовка. Я не знаю, где пруд снимался, куда она бултыхнулась, но нас, хохочущих деревенских зевак, снимали на поляне отдельно. Роу, чтобы добиться нужного эффекта веселил нас. Он и прыгал, и мордочки делал! Нам было смешно, что толстый дядька такие трюки вытворяет. И он добивался, что мы все хохотали искренне», — рассказывает Марина. На съемочной площадке у Роу всегда был идеальный порядок. Эпизоды, в которых принимали участие по 100 и более человек массовки и на которые у других режиссеров уходил день, он снимал за полтора-два часа. Порой подготовка длилась дольше, чем сам процесс. Киношный трон Царский трон из «Финиста — ясна сокола» Фото: Александр Зайцев Реквизит и декорации создавали специально для каждой сказки, а потом дарили жителям. Так, в благодарность за радушие и гостеприимство в хозяйстве тети Марины — Татьяны Васильевны Копыткиной появился царский трон из «Финиста». Если бы мы знали, что это такая реликвия, мы бы ее сохранили, а так трон около полувека простоял на улице. А делали, видимо, местные мастера из хорошего дерева. Я помню, что здесь были подлокотники в виде двух коней», — говорит муж Марины Михаил.
Разместят табличку на фасаде Дворца культуры. По его словам, «Морозко», благодаря великому советскому режиссеру, постепенно становится визитной карточкой Оленегорска. Фото: liveinternet.
Охрана труда Авторское право на систему визуализации содержимого портала iz. Указанная информация охраняется в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями. Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на iz.
Интересные факты о съемках киносказок в Подмосковье
Премьера «Морозко» состоялась 24 марта 1965 года, но в истории отечественного кинематографа фильм навсегда останется одной из главных новогодних сказок. В экспозицию вошли эскизы художника-постановщика картины Арсения Клопотовского, который не только создавал образы героев и декорации, но и стал автором многих технических находок. Для своего времени фильм стал новаторским — в нем использованы комбинированные съемки, обратная перемотка, двойная экспозиция. Предлагаем прогуляться по волшебному заснеженному миру кинофильма в компании куратора выставки Лидии Еновой. Северные пейзажи и мастерство художника-постановщика Действие фильма занимает два времени года — лето, когда мы знакомимся с персонажами и основным конфликтом, и зиму, когда происходят главные чудеса. Летние сцены снимали недалеко от Москвы, под Звенигородом, а зимнюю натуру нашли на Кольском полуострове, неподалеку от города Оленегорска. Александру Роу нравились тамошние северные заснеженные пейзажи с огромными елями.
Он уже снимал в тех местах зимние сцены фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки». Первым съемочным днем стало 13 марта 1964 года. В Москве и Подмосковье весна вступает в свои права, а на Кольском полуострове — мороз, сугробы и главное, что так ценили режиссер и оператор Дмитрий Суренский, — прозрачный, хрустальный воздух. Но особенности северного климата приносили и неудобства. Постройка реалистичных декораций — терема Морозко, крестьянской избы и избушки Бабы-яги — в условиях мерзлоты стала вызовом для художника-постановщика. Поначалу деликатный и скромный художник не внушил северным жителям доверия, но они быстро изменили мнение о нем.
Арсений Павлович был не только талантливым художником, но и профессионалом-практиком. Руками работать он умел — в годы Великой Отечественной войны, когда отец ушел на фронт, а мать поднимала младших детей, 16-летнему Арсению пришлось стать главой семьи. В 1944—1946 годах он работал на Алма-Атинской киностудии, что предопределило его будущую профессию — в 1946-м Клопотовский поступил на художественный факультет ВГИКа». Перед художником стояла еще одна сложная задача — оживить избушку Бабы-яги, и с ней он тоже справился блестяще.
Для этого ему нужно сделать добрые дела, но все его боятся и убегают прочь; в отчаянии парень разбивает своё любимое зеркальце. Только слепая старушка принимает его помощь, соглашается, чтобы он отнёс её вместе с вязанкой дров на своих плечах к ней домой, после чего называет его красавцем. Но человеческий облик к нему все равно не возвращается. Найдя клюку , принадлежавшую старушке, Иван возвращает и её.
За это Старичок-Боровичок превращает его обратно в человека. Тем временем старуха-мачеха готовит свою дочь к сватовству. Она покрыла её лицо белилами, привязала накладную косу и нанесла румяна свёклой. Настеньку же она пачкает сажей и покрывает ей голову рваной тряпкой, чтобы та не привлекала внимания. Поначалу хитрость срабатывает, но потом гости просят Марфушку приготовить гусячьи потрошка. Пытаясь поймать гуся, Марфушка падает в воду. Грим смывается с неё, а накладная коса отрывается, и только Настенька спасает её. Жених тут же отказывается от Марфушки и сватается за миловидную Настеньку, с которой вода смыла сажу и тряпки.
Однако злая мачеха никому не позволяет свататься к Настеньке, а зимой, отчаявшись выдать Марфушку, велит старику отвезти Настеньку в лес и оставить там замерзать. Старик покорно везёт свою дочь, но потом решает вытерпеть любую жестокость от старухи, нежели погубить Настеньку, и поворачивает домой. Настенька, боясь, что мачеха за это сживёт отца со свету, незаметно спрыгивает с саней и остаётся в заснеженном лесу.
Сегодня мы расскажем о том, как создавался "Морозко": на съемочной площадке не обошлось без курьезов. Настенька и Иванушка Главное испытание, через которое прошлось пройти всем участникам съемок, - это, конечно же, холод. Для работы над зимними сценами было решено отправиться в Мурманск, там актеры испробовали на себе, что значит ледяной ветер, снежные сугробы и трескучий мороз. Настенька в сарафане и Иванушка в льняной рубахе стойко отыграли сцены и, благо, не заболели. Вместе с Настенькой ее роль сыграла Наталья Седых все время находилась мама, девочке было всего 15 лет, поэтому ее постоянно отогревали теплыми напитками. Сама же Наталья не чувствовала холода куда важнее было понимание, что она находится в настоящей сказке , самым тяжелым испытанием для нее было удаление грима, поскольку эффект "заледеневших" ресничек гримеры создавали при помощи обычного… клея.
Зимний грим Настеньки Инна Чурикова, сыгравшая Марфушу, тоже ужасалась, видя свой грим. Но совсем по другой причине: увидев впервые свое лицо, усыпанное веснушками, девушка всерьез расстроилась, подумав, что ее такую некрасивую никто замуж не возьмет.
Но парень опоздал: жестокая мачеха, опасаясь конкуренции в лице Насти для своей дочери Марфушеньки девушки на выданье , заставляет своего супруга вывести дочь в лес. О дальнейших приключениях героев Вы, наверняка, знаете, а если не знаете или не помните, то самое время пересмотреть сказку! Подбор актеров для ролей Изначально в роли главной героини Настеньки рассматривали Надежду Румянцеву, популярную советскую актрису, полюбившуюся всем после выхода на экраны фильма « Девчата ». Но тут вмешался случай. Режиссер Александр Роу увидел по телевизору ледовое представление, в котором выступала Наталья Седых, на тот момент студентка Московского хореографического училища Минкультуры СССР, а вовсе не актриса. Несмотря на протесты других членов съемочной группы, Роу утвердил кандидатуру Седых, которая в итоге блестяще справилось со своей ролью.
Правда, не обошлось и без курьезов на съемочной площадке. К примеру, Наталья с трудом избавлялась от грима и клея на ресницах, в частности после съемок эпизода «Тепло ль тебе, девица? В пруд за Марфушенькой-Душенькой актриса тоже не хотела прыгать, так как была уверена, что он кишит пиявками, да и попросту грязный. Однако, чтобы не разочаровать режиссера, пусть и не с первой попытки, но прыжок Настенькой в воду был выполнен, а Марфушенька спасена. Во время съемок молоденькую Наталью красили тенями, румянами и губной помадой. Без косметики она выглядела еще младше своих 15-ти лет. Не обошлось и без романтики. Наталья Седых, по ее собственному признанию в одном из интервью, влюбилась в своего партнера Иванушку актер Эдуард Изотов, которому на момент съемок исполнилось 33 года!
Однако Эдуард Наталье взаимностью не ответил, тем более на тот момент он уже был счастливо женат. Марфушкой могла бы стать известная актриса Тамара Носова.
Самое интересное в виде мозаики
- «Ну, кто так строит, кто так строит!»: 5 зданий из советских новогодних фильмов
- В усадьбе снимается сериал «Морозко»
- Локации съемок сказки «Морозко»
- Местоположение съемок фильма «Морозко»
- Лента новостей
Сейчас популярно
- Как снимали «Морозко». Отправляемся в волшебный мир зимней сказки / Новости города / Сайт Москвы
- 17 фактов о «Морозко» — сказке, которую снимали в Мурманской области
- Морозко. (1964).
- Где снимали сказку морозко в каком городе - Граматика и образование на
- «Ну, кто так строит, кто так строит!»: 5 зданий из советских новогодних фильмов