Карточка-помощница для написания итогового сочинения Композиция сочинения.
Без клише, но с Библией: учитель русского дала советы по написанию итогового сочинения
Мы объяснили, чем плохи клише, которые реально используются в каждом втором сочинении. Критикуешь - предлагай. Справа фразы, с помощью которых можно было бы выразить тот же смысл, но без потери баллов. Обратите внимание: мы не стремились создать полный сборник клише для сочинений. Здесь варианты не на все случаи жизни. Мы лишь показываем, что без предложений из левого столбика легко можно обойтись.
Не надо за них цепляться. Часть сочинения Наш вариант Вступление и формулировка проблемы Среди множества проблем современности особенно актуальной остаётся… Именно этот вопрос, который не может не беспокоить современного человека, затрагивает… Проблема, поднятая автором, особенно актуальна в наши дни Во вступлении вполне можно обойтись без «актуальности» потому что все проблемы в текстах ЕГЭ актуальны по умолчанию и ни одна из них не является «особенно актуальной» и «современного человека» многие тексты написаны 50, а то и 100 лет назад. Обратите внимание и на то, что не всякая проблема действительно актуальна в наши дни и всех волнует. Спросите себя: проблема, которую вы вы заявили в сочинении, действительно волнует хоть кого-нибудь в вашем окружении? Фразы об актуальности заменять не надо.
Их вообще не нужно писать. Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки, и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас... Вот такие длинные, но неизменно одинаковые слово в слово вступления особенно травмируют психику проверяющих. Во-первых, ясно, что списано или зазубрено. Во-вторых, никакой пользы от этого вступления, кроме накопления слов.
Смысла оно не несёт. В-третьих, это вступление часто пишут в сочинениях по проблемам, которые никого особенно и не волнуют. Над такими сочинениями эксперты смеются. Эти вопросы всегда волновали человечество... Не забывайте, что человечество сначала жило в пещерах и занималось собирательством.
Подумайте, волновали ли его тогда ваши риторические вопросы. Может быть, не надо так сильно обобщать. Конечно, каждый человек ответит на этот вопрос по-разному. Вы понимаете разницу между «по-разному» и «по-своему»? Человек ещё аргумент не начал писать, а уже показал, что не понимает значение простых русских слов.
А ещё здесь фактическая ошибка неоправданное обобщение, потому что не могут все люди ответить на один вопрос совсем разное, у кого-то из 7 миллиардов мнение совпадёт. Трудно найти однозначный ответ на этот вопрос. На этот вопрос трудно ответить однозначно. В данном произведении ярко продемонстрирована проблема... Кто-то говорит на таком языке?
И никто не пишет на таком языке, с «данными произведениями» и «ярко продемонстрированными» а также ярко проиллюстрированными и ярко поднятыми проблемами. Никто, кроме составителей шаблонов. И вы так не пишите, пожалуйста! Две речевые ошибки К10 и ещё две столовые ложки дёгтя в ваш бочоночек с мёдом. Никогда не используйте слово "данный" в сочинении!
Это канцеляризм. Приведённый пример необходим для того, чтобы показать, что... Автор раскрывает проблему, приводя примеры из жизни В публицистическом тексте автор в самом деле может приводить примеры, доказывая тезис. Только не пишите просто "примеры из жизни": очень по-детски звучит. Можно "примеры из жизни героев".
Не думайте, что автор специально писал рассказ, чтобы вы потом создавали по этому произведению сочинение, и специально спрятал в нём примеры. Не путайте понятия "пример" и "эпизод". Иначе вам могут снизить балл за речевую ошибку, за ошибку в определении понятия или за незнание фонового материала. Как можно подвести к проблеме, если анализируете художественный текст Мы узнаём историю из жизни рассказчика и начинаем понимать, зачем она дана. Автор заставляет задуматься о... Автор исследует эту проблему на примере эпизода из жизни… Эти события автор описывает, чтобы... Писатель изображает такого-то героя, который... Чтобы привлечь внимание читателей к поставленному вопросу, автор рассказывает о... Попадаются тексты, в которых писатели вообще не поднимают никаких проблем, но мы вынуждены натягивать сову на глобус, так как необходимо выполнить требования ФИПИ. Поаккуратнее с такими выражениями.
Убедитесь, что автор действительно привлекает внимание к поставленному вопросу, а не ромашки описывает. Да, иногда нам приходится говорить, что проблема есть, когда её по факту нет, но не надо уж так усугублять своё шаткое положение. И стилистический недочёт: не очень хорошо начинать абзац с придаточного предложения. За такую фразу баллы не отнимут, но и гордиться ею нельзя. Это клише может быть использовано при анализе публицистического текста, если видно намерение автора привлечь внимание читателей к проблеме. Постарайтесь поставить предложение не первым в абзаце. Автор продолжает повествование и акцентирует внимание читателей на... Не имитируйте научный стиль, если вы им пока не владеете. Это страшно выглядит в ваших работах и часто вызывает стилистический разнобой. Кроме того, смысл высказывания не совсем ясен.
Почему автор продолжает повествование? Он останавливался? Вы уверены, что в тексте именно повествование, а не рассуждение или описание? По мере развития авторской мысли мы видим, что… В следующем эпизоде на первый план выходит… Размышляя над этим вопросом, автор описывает свои эмоции по поводу... Лексическая несочетаемость. Мысли по поводу могут быть, а эмоции возникают непроизвольно, поэтому они не по поводу. И ещё с осторожностью ставьте рядом такие слова, как "мыслить" и "эмоции", "чувства". Мыслительная деятельность и эмоциональная реакция находятся как бы в разных пластах деятельности человека. Если автор начал размышлять, вероятно, эмоции уже в прошлом. В определённых ситуация например, у психоаналитика человек может вспомнить, какие эмоции испытывал, назвать эти эмоции, но вообще очень редко эмоции нужны для размышлений над каким-либо вопросом.
Посмотрите внимательно, что делает автор на самом деле: размышляет или передаёт эмоции. Не пишите эту фразу просто потому, что вам нравится шаблон и надо сделать какой-то переход. Очень маловероятно, что она подойдёт к тексту. Языковая ошибка: нарушение грамматической сочетаемости. Рассуждать о чём-то, размышлять над чем-то. Рассуждая, автор повествует о том, как... Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом Повествование и рассуждение - разные типы речи, автор не может делать одновременно и то, и другое. Вообще, поаккуратнее со словом "повествует": оно не всегда уместно в сочинении, особенно по тексту публицистического характера. Поднята проблема, а не вопрос. Вопрос задан.
Некрасиво звучит "поднятым им".
Вспомнить наиболее яркие примеры из литературных произведений, позволяющие доказать правоту автора и выстроить логическую цепочку рассуждений. Выстроить логическую последовательность аргументированных доказательств и записать их в процессе составления плана. Писать мысли сначала на черновике, выстраивая связные и убедительные предложения по теме работы. Перепроверить написанное. На этом этапе автору нужно сравнить исходную мысль с теми, которые пришли во время рассуждений и после цитирования тематических литературных источников. Переписать готовую работу на чистовик, проверить орфографию и пунктуацию.
Ошибки при написании итогового сочинения Итоговое сочинение оценивается по нескольким критериям — это соответствие теме, аргументация с привлечением литературного материала, композиция и логика рассуждения, качество письменной речи, грамотность. Рассмотрим ошибки, которые свойственно допускать авторам при оценивании каждого критерия по отдельности. Соответствие теме Текст не соответствует направлению темы итогового сочинения. Чаще всего, школьники не уделяют внимания узкому ракурсу постановки вопроса и расширяют содержание до уровня тематического рассуждения, без привязки к конкретике поставленной проблемы. Неправильное выявление ключевых слов в формулировке темы: невозможность направить собственные рассуждения в правильное русло, чтобы не уйти от направления. Искаженное восприятие терминов или др. Привлечение литературных источников Автор итогового сочинения не понимает как нужно сформулировать основную мысль работы и последовательно доказать ее в основной части.
Литература подобрана корректно, но неправильно включена в текст итогового сочинения. Намеренное искажение смысла информации и фактические ошибки. Композиция и логика рассуждения Непродуманная структура произведения: отсутствие взаимосвязи между элементами текста, логические ошибки и т.
Проблема варварского отношения к природе и т. Обращается к ней и... Идея единства природы человека и т. Мысль о необходимости защищать природу и т. Вспомним героя повести… автор, название.
Обратимся к роману… автор, название. Лирический герой стихотворения … автор, название тоже размышляет об этом. Интерпретация Автор повествует о… произведения или его Автор описывает… фрагмента Поэт показывает… Писатель размышляет о… Писатель обращает наше внимание… Писатель заостряет наше внимание на … Он акцентирует внимание читателя на… Он осуждает… Он ставит нам в пример… Автор подчеркивает… Пушкин утверждает… Промежуточный вывод Писатель считает, что… Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
Как писать итоговое сочинение
- Клише для итогового сочинения 2020-2021
- Клише для сочинения декабрьского егэ
- Как научиться писать итоговое сочинение правильно: план действий
- Темы итогового оценивания 2023-2024
- Клише для основной части итогового сочинения
Итоговое сочинение 2024: темы, структура, аргументы + примеры
Просмотр содержимого документа «Советы и клише к итоговому сочинению в декабре». С этим позволяют справиться такие фразы-клише для итогового сочинения по литературе, как. Работу над итоговым декабрьским сочинением следует начать с тезиса. Z 5. Заключение (вариант 1) Таким образом, проблемы очень важны сегодня, потому что. (сопоставить с ТЕМОЙ сочинения!). КЛИШЕ ДЛЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ 2022-2023 ПО ЛИТЕРАТУРЕ РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ — это готовые образцы словосочетаний.
Как писать итоговое сочинение 2021: план действий и лайфхаки
Одной из причин этого является наличие клише в написании таких работ. Клише — это стереотипные выражения, которые часто используются в текстах, но не несут в себе никакой новизны или оригинальности. Одним из самых распространенных клише в декабрьских сочинениях является использование фразы «Зима — это время года, когда…». Эта фраза уже стала банальной и неинтересной, поэтому ее использование не добавляет никакой ценности к тексту.
С какой ситуацией или выбором сталкивается персонаж, как себя проявляется в жизненных ситуациях, с кем или чем происходит конфликт. Подробный анализ ситуации, которая является доказательством вашего тезиса. Мнение автора произведения о герое, его поступках. Клише для итогового сочинения Речевые клише — это готовые образцы словосочетаний. С их помощью итоговое сочинение легче структурировать, не теряя основную нить суждения. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
На мой взгляд, … основная мысль сочинения.
Поэтому: структурируйте текст разбивайте его на понятные абзацы, пусть абзацы будут сопоставимыми между собой по размеру. Если видите, что огромный абзац соседствует с ультракоротким, — исправьте ; избегайте клише и канцеляризмов, это пригодится и на сочинении в ЕГЭ по русскому понять, что такое языковые штампы, могут помочь книги Корнея Чуковского «Живой как жизнь» или Норы Галь «Слово живое и мёртвое».
Что делать прямо на экзамене 1. Сначала — выберите тему. Не стоит впадать в панику при их объявлении.
Даже если среди них вы увидите тему в форме цитаты, ничего страшного. Это всего лишь фраза, которую вам нужно растолковать для себя. Выбирайте наиболее понятную вам тему и ту, к которой вы можете подобрать адекватную аргументацию.
Продумайте тезисы. Желательно не меньше трёх. Тогда вам будет проще логично выстроить работу и подобрать аргументацию.
Например, к теме «Чем опасно равнодушие» можно составить такие тезисы: равнодушный человек становится чёрствым, холодным, неспособным помочь другим; равнодушие провоцирует замкнутость людей, делает их одинокими; равнодушные люди могут закрывать глаза на откровенное зло, срабатывает принцип «моя хата с краю». Подберите литературную аргументацию. К каждому тезису — свой пример.
Будут ли они из одного произведения или разных, не столь важно. Помните, что писать аргументы одним абзацем — не стоит просто нельзя. Так они потеряются и убьют структуру текста.
Аргумент 1. Постараюсь доказать свою точку зрения примерами из литературы и искусства — если тема касается искусства. ФИО писателя, жанр, название произведения…. Пример 1 из… Сущность основной проблемы, поднятой автором, сводится к тому, что… свой комментарий к примеру. Я разделяю позицию автора, так как… Связка, переход к другому аргументу. Аргумент 2. Эта тема привлекла внимание классика литературы автор, жанр произведения, название. Приведу пример 2 из его произведения.
Герой кратко описать действие героя …. Комментарий 2 — свое отношение к ….
Клише для итогового сочинения
Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения. Клише для итогового сочинения 1. Постановка проблемы. Клише для итогового сочинения 2024. Приведём фразы, которые можно использовать в итоговом сочинении независимо от его темы. Клише для итогового сочинения 2024. Приведём фразы, которые можно использовать в итоговом сочинении независимо от его темы.
Сочинение ЕГЭ по русскому языку 2024: структура, план
Человек путешествующий: дорога в жизни человека Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной. Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей. Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека. Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами. Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества. Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред.
Сделать сайт просто как «раз-два-три»! Выбрать и зарегистрировать свободное доменное имя. Заказать хостинг, выбрав подходящий тарифный план или заказать установку выделенного сервера. Заказать создание сайта у нашего специалиста.
Также запланировано два запасных дня: 2 февраля и 10 апреля 2024 года. В резервные даты проведения могут прийти те, кто: не пришёл в основную дату по уважительной причине болезнь, несчастный случай, другие особые обстоятельства ; не смог дописать сочинение из-за того, что резко ухудшилось здоровье; не смог получить положительную оценку за работу с первого раза. Чтобы зарегистрироваться на итоговое сочинение, нужно подать заявление и согласие на обработку персональных данных не позднее чем за две недели до первой даты.
Темы итогового оценивания 2023-2024 Тематика итогового сочинения будет сформулирована так же, как и в прошлом году и будет взята из банка Федерального института педагогических измерений. Комиссия будет выбирать темы итогового сочинения 2024 по направлениям ФИПИ: «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека». В последнем направлении ФИПИ для итогового сочинения 2023-2024 добавили новый подраздел «Язык и языковая личность».
Комплект из шести конкретных тем ученики получат только за 15 минут до начала работы. Учитывая, что направления итогового сочинения 2023-2024 остались такие же, как и в прошлом учебном году, приведём пример списка тем, которые сдавали в Москве в запасную дату: В чём проявляется любовь к жизни? Почему важно уметь сострадать другому?
В какой дом хочется приходить снова и снова? Важен ли для современного человека опыт предыдущих поколений? Шаги цивилизации: обретения и потери.
Помогают ли произведения искусства книга, музыка, фильм, спектакль лучше понять себя? Критерии оценивания итогового сочинения 2024 Комиссия будет оценивать работы учеников по нескольким критериям. К основным относятся объём и самостоятельность: Рекомендуемый объём — от 350 слов, максимальный не установлен, но не советуем писать слишком большую работу.
Если в сочинение меньше 250 слов, ученик автоматически получает «незачёт». Работу будет проверять в системе антиплагиата, поэтому категорически не советуем пытаться списать текст из интернета. Цитаты вставлять можно, но при этом обязательно указывать ссылку на первоисточник.
Если Вы ищете подробную инструкцию по написанию сочинения, то приступаем: При подготовке к сочинению учащиеся часто спрашивают: можно ли готовиться только по одному из заявленных тематических направлений? Наш ответ: нет, нет и нет! А если конкретная тема покажется вам сложной? Вы попадёте в затруднительное положение: не сможете перестроиться и подобрать необходимый материал. Алгоритм работы над сочинением Первым делом необходимо выбрать тему. Поэтому не стоит выбирать тему, в рамках которой вы не сможете сформулировать литературный аргумент, подтверждающий вашу позицию по проблеме. Если вы можете привести аргументы в рамках нескольких тем, то выбирайте самую понятную и простую тему.
Писать сочинение вы можете по следующему алгоритму: 2. Как работать с черновиком и планом сочинения Черновик — это листы для предварительных, черновых записей. Черновики после экзамена сдают, однако они не учитываются при проверке сочинения. Существуют различные способы работы с черновиком. Одни выпускники привыкли полностью писать текст на черновике, а затем после правки переносить его в чистовик. Другие предпочитают работать с отдельными частями: сначала написать законченный фрагмент на черновике, а затем, отредактировав его, переносить в чистовик.
Как писать сочинение по русскому языку на ЕГЭ-2024
Урок по теме Клише для сочинений. Теоретические материалы и задания Основной государственный экзамен, Русский язык. ЯКласс — онлайн-школа нового поколения. Главная» Новости» Итоговое сочинение 2024 клише для сочинения. Примеры клише к итоговому сочинению: Примеры для вступления сочинения Безусловно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Клише к итоговому сочинению. Примеры вступления. Карточка-помощница для написания итогового сочинения Композиция сочинения.
Алгоритм написания итогового сочинения 2022
Структура Клише Советы Шпаргалка. Время написания итогового сочинения занимает в среднем 3 часа 55 минут. Примеры клише к итоговому сочинению. типовые фразы и словесные конструкции, которые могут существенно упросить написание сочинения на ЕГЭ. Клише для отображения авторской позиции.
Как писать итоговое сочинение для допуска к ЕГЭ
Я полагаю, что... Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит … некое понятие. Я считаю, что … Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу:... Для перехода к основной части В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема... Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к... Обратимся к произведениям художественной литературы За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы Размышляя о... Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу:...
Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что... Проблема варварского отношения к природе и т. Обращается к ней и... Идея единства природы человека и т. Мысль о необходимости защищать природу и т.
Если название дано в форме вопроса «Что значит быть добрым? Если же название представляет собой утверждение «Доброта как важнейшее качество человека» , необходимо выразить свое согласие или несогласие с ним. Другими словами, нужно сформулировать тезис, который должен быть подтвержден примерами из литературы. Второй и третий абзацы — аргументы Подтверждать свою точку зрения, выраженную во вступлении, необходимо именно примерами из литературы.
Обращаться можно и к произведениям из школьной программы, и к современной литературе. В данной части сочинения важно прокомментировать тезис с помощью примеров, а не просто пересказать содержание произведения. Например, если вы пишете сочинение по теме «Есть ли среди героев русской литературы те, кто обладал безграничной добротой? Платонова «Юшка», то нужно говорить о том, что Юшка был очень добрым. Это подтверждает его отношение к тем людям, которые его обижали: он никогда не отвечал злом на зло. Кроме того он ограничивал себя во всем, отдавая все деньги девушке, которая даже «дочерью ему не была». Из этого следует, что доброта Юшки была безгранична. Третий абзац — это аргумент из другого произведения, написанный по аналогии с первым.
И эта удивительная искренность и естественность также становятся отличительными качествами Татьяны и делают ее столь непохожей на других. Особое значение для характеристики Татьяны приобретает ее сопоставление с матерью. Ее герой оказался так не похож на Грандисона, а реальная жизнь в истории любви к Онегину проявила себя жестокой и беспощадной. Вступление Вступление — это первое если вы не пишите план , с чего начинается усердная и трудная работа над сочинением. Тезис лучше формулировать вопросом — так вы легко перефразируете тему для своего понимания. Виды вступления Традиционное. Здесь уместно ввести пару ключевых слов по теме, общее рассуждение по ней. Смело выбирайте этот вид вступления, если хорошо ориентируетесь в биографиях писателей. Здесь Вы можете продемонстрировать доскональное знание важных дат и этапов творчества. Подразумевает ответы на поставленные вопросы в теме, а также ответы на собственные вопросы: «Почему эта тема актуальная для меня», «Почему именно эту тему я выбрал» и т. Можно затронуть историческую тематику, связанную напрямую с произведением. К примеру, упомянуть Пугачевское восстание при написании сочинения по «Капитанской дочке» А. Если Вы видите в теме сочинения такие слова, которые требуют разъяснения, их стоит проанализировать, раскрыв их суть «маленький человек», «лишний человек», «добро и зло», «честь», «дружба», «любовь». Подходит для тем на основе сравнения 1-ый автор и 2-ой автор; 1-ый герой и 2-ой герой. Во вступлении в данном случае Вам нужно написать основания для сопоставления, которые Вы будете доказывать в аргументации. Что можно написать во вступлении?
Портрет героя, описание его внешности, речи, мнение окружающих о персонаже, его индивидуальные и типические черты маленький человек, лишний человек, новый человек, нигилист и т. Характер персонажа. Его нравственные характеристики. С какой ситуацией или выбором сталкивается персонаж, как себя проявляется в жизненных ситуациях, с кем или чем происходит конфликт. Подробный анализ ситуации, которая является доказательством вашего тезиса. Мнение автора произведения о герое, его поступках. Клише для итогового сочинения Речевые клише — это готовые образцы словосочетаний.
Как правильно написать итоговое сочинение: структура и речевые клише
С этим позволяют справиться такие фразы-клише для итогового сочинения по литературе, как. Итоговое сочинение пишут все выпускники школ в первую среду декабря — в 2024 году это будет 4-е число. Урок по теме Клише для сочинений. Теоретические материалы и задания Основной государственный экзамен, Русский язык. ЯКласс — онлайн-школа нового поколения.