По заказу императора Александра II Алексей Боголюбов изобразил историю русского флота, в частности, флота Петра Великого, что стало поистине живописной историей русского флота. В пятницу, 6 октября 2023 г., в 19:00 Дом ученых ОИЯИ приглашает на лекцию «Алексей Петрович Боголюбов – моряк-художник». Для интереса: Синопский бой двух художников За границей Боголюбов общается со многими европейскими художниками. Алексей Боголюбов — замечательная и яркая фигура в русской культуре, но, к сожалению, художника знают далеко не все ценители живописи, поэтому пользуясь возможностью, хочу немного поведать о его жизни и показать замечательные картины, которые он создавал. Алексей Петрович Боголюбов – «моряк-художник», был замечательным пейзажистом и не менее замечательным человеком.
Встреча с искусством «Художник-маринист Алексей Боголюбов»
Алексей Боголюбов – автор масштабных серий батальных картин, посвящённых победоносным сражениям русского военно-морского флота от петровской эпохи до войн второй половины XIX века. Ведущий лекций Александр Казанцев приглашает всех желающих на интересную лекцию, основанную на «Записках моряка-художника» Алексея Боголюбова. Александр II, представляя австрийскому императору художника Алексея Боголюбова, который был назначен комиссаром русского отдела на Всемирной выставке в Вене в 1873 году, заметил: "Это прежде моряк, а потом художник". биография художника и его самые известные работы. Подробную информацию о художнике и его произведениях читайте в Артхиве.
Встреча с искусством «Художник-маринист Алексей Боголюбов»
Это собрание великолепных репродукций создателя живописной истории русского флота, мастера русского и европейского пейзажа второй половины XIX века. В книге «Алексей Боголюбов: художник, моряк, путешественник» описывается жизнь Боголюбова, которая, прошла в постоянных поездках по России и Европе. В книге «Летопись жизни и деятельности художника Боголюбова» собраны сведения от рождения до кончины Боголюбова. Интересна серия открыток «Художники передвижники», где представлена репродукция одной из работ ученика Боголюбова - Александра Беггрова.
Выставку к 200-летию со дня рождения художника Алексея Боголюбова представили в Третьяковской галерее 16:08, 14 сентября 2023 г. К 200-летию со дня рождения», передает корреспондент Агентства городских новостей «Москва».
У нас не очень большое собрание его произведений, и так получалось, что долгие годы за Боголюбова отвечал Саратовский художественный музей, Петербургский военно-морской музей и Русский музей, где находятся самые большие и самые значимые коллекции произведений Боголюбова.
В среде русских художников пользовался глубочайшим уважением и характеризовался человеком благородным, умным, нежным и любящим. Так, в 1860 году Боголюбов устроил в залах Академии художеств выставку своих работ для публики в пользу вдов и сирот художников.
В Париже, где Боголюбов с 1873 года проводит каждую зиму по состоянию здоровья, опекает русских художников — пенсионеров И. Репина, В. Поленова, В.
Верещагина, К. Савицкого и др. В 1877 г.
В поездках по странам Европы в 1854—1860 годах много работает и учится: в Дюссельдорфе Боголюбов берет уроки у Андреаса Ахенбаха, в Париже работает в мастерской Эжена Изабе, известного мариниста. В 1860 году, с огромным количеством картин и этюдов среди которых были «Ярмарка в Амстердаме», «Рыбный рынок в Схевенингене», 1859, и др. Вид Москвы с Бабьего городка.
Адмиралтейство» и др. Вместе с тем, в 1861—1865 гг. Алексей Петрович занимается в Императорской Академии художеств с пейзажистами в качестве «свободного профессора без жалования».
Среди его учеников — И. Шишкин, Е.
Это собрание великолепных репродукций создателя живописной истории русского флота, мастера русского и европейского пейзажа второй половины XIX века.
В книге «Алексей Боголюбов: художник, моряк, путешественник» описывается жизнь Боголюбова, которая, прошла в постоянных поездках по России и Европе. В книге «Летопись жизни и деятельности художника Боголюбова» собраны сведения от рождения до кончины Боголюбова. Интересна серия открыток «Художники передвижники», где представлена репродукция одной из работ ученика Боголюбова - Александра Беггрова.
Другие сюжеты
- Анна Семененко: о выставке «Алексей Боголюбов: моряк и художник»
- Императорский живописец «два в одном»: путешествия Алексея Боголюбова
- Платный контент
- Ретроспектива Алексея Боголюбова: море волнуется два
- Алексей Боголюбов. К 200-летию со дня рождения | МОРПОЛИТ
- 7 запоминающихся шедевров Алексея Боголюбова (КАРТИНЫ) - Узнай Россию
Платный контент
- Музеи Петербурга проведут выставку к 200-летию художника-мариниста Боголюбова
- Выставки. Стихия воды
- Правила комментирования
- Выставка «Посвящение. К 200-летию со дня рождения Алексея Петровича Боголюбова»
- «Боголюбовские чтения»: лекция о жизни и творчестве выдающегося художника Алексея Боголюбова
Выбор цветовой схемы:
- Анна Семененко: о выставке «Алексей Боголюбов: моряк и художник»
- Музей "отправит" омичей на море - Свободное время
- В экспозиции представлены акварели и графические рисунки.
- Виртуальная выставка к 200-летию со дня рождения Алексея Петровича Боголюбова. Рукописи
- Музей "отправит" омичей на море - Свободное время
Третьяковка запланировала выставки Николая Рериха и Алексея Боголюбова
Радищева, Боголюбов вошел в историю изобразительного искусства как замечательный мастер, запечатлевший историю российского флота в живописных полотнах, акварелях, рисунках и литографиях. Профессиональный моряк и картограф, академик «по живописи морских видов» Императорской Академии художеств, он оставил богатейшее художественное наследие — около трех тысяч произведений. В фонде русской графики Музея имени М. Врубеля хранятся два оригинальных рисунка мастера, поступившие из разных источников, а также цветные литографии из альбома «Изображение действий Черноморского флота против турок, 1853 года» Санкт-Петербург , полученные в дар от Государственного Эрмитажа. Альбом, чьим заказчиком выступил Николай I, включает шесть большеформатных цветных литографий, вложенных в папку из плотной бумаги серого цвета. Сюжеты произведений связаны с эпизодами Крымской войны и первым опытом использования в сражениях колесных пароходофрегатов.
В дальнейшем эти работы послужили эскизами для живописных полотен. Используя фактический материал на основе донесений командного состава, планов сражений и воспоминаний очевидцев, Боголюбов создал произведения с реалистическими изображениями легендарных кораблей «Владимир», «Флора», «Колхида», «Ординарец».
Боголюбов — автор масштабных серий батальных картин, посвящённых победоносным сражениям русского военно-морского флота от петровской эпохи до войн середины — второй половины XIX века. Надо отдать должное художнику — эти серии остаются непревзойдёнными по своей исторической достоверности и точности в изображении оснастки судов и показа сражений. Далее иллюстрации к запискам моряка-художника А. Боголюбова: «Не видел я никогда Москвы.
Я туда поехал на свидание с моим родным братом и другом Н. Боголюбовым, тогда рязанским помещиком… наговорившись досыта, пошли мы с ним бродить по белокаменной. Не думал я никогда, что этот православный город так на меня подействует! Щетинистый Кремль с его башнями, Василий Блаженный, соборы скученные, всех возможных стилей и архитектур, Замоскворечье — всё это было так чудно, так оригинально! Вид Москвы от дома Хлудова. Музей Москвы.
Вид храма Христа Спасителя с Пречистенки в Москве. ГМИИ им. Голицынская больница в Москве. Вариант-повторение 1879 года. Из записок моряка-художника А. Боголюбова: «В Москве мы порешили с братом принять приглашение от директора пароходства по Волге «Самолёт» Б.
Глазенапа, старого флотского знакомого, весной плыть по Волге и от Твери до Астрахани для составления путеводителя. Брат взял литературно-описательную часть, а я — иллюстрацию. Выговорили себе при этом право взять с собой своих жён и в половине мая поплыли и даже могли припевать «Вниз по матушке по Волге», ибо путешествие было интересное, а тем более для меня, который и моряком, и художником столько прожил за границей, не имея понятия о своем Отечестве… Плывя бесконечными столбичами и проехав Жигулевские горы, я подумал — ну что такое Рейн, Дунай со своими Железными Воротами и, наконец, Саксонская Швейцария! Какая это мелочь, и сколько этакого добра стоит на Волге, и никто не кричит о нём. Настанет время, и нас узнают! Ипатьевский монастырь близ Костромы.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. Нижегородская ярмарка. Колокольный ряд. Нижегородский государственный художественный музей. Вид Нижнего Новгорода.
Можно ли не поверить человеку, разбиравшемуся в искусствах лучше иных профессоров?
Так Боголюбов попал в Академию, где его муштровали не хуже, чем в Корпусе. Морскую форму-то снял, но морские и водные красоты не оставил. Первые его опыты, заслужившие похвалу — петербургские и ревельские пейзажи. В выставочных залах представлены многие из них, в частности, «Вид Смольного монастыря с Охты». Серо-голубое небо, чуть подёрнутое скупым питерским солнцем, чётко прописанные линии монастыря, фигурки рыбаков, лодочки и — вода. Боголюбов словно бы каждый раз улавливал её нрав — она то капризная, то спокойная, то — грозящая омутами.
Он ощущал воду, как родную стихию. Великолепны точнейшие, скрупулёзно сотканные панорамы - «Катание на Неве», «Петербург при заходе солнца», «Вид города Ревеля», «Вид на Ревель с моря». Неудивительно, что ученик, имевший за плечами опыт военной службы, блестяще завершил курс, получив Золотую медаль. После этого он целых семь лет путешествовал по Европе, чтобы оттачивать уменье — Академия спонсировала вояжи отличников, разумеется, предполагая, что все они вернутся в Россию. В Париже наш моряк посещал мастерскую знаменитого мариниста Эжена Изабе, чьи картины также явлены в экспозиции. От него Боголюбов взял, что называется, раскованность кисти и цветовые нюансы.
Среди вещей этого периода наиболее броска, интересна «Ярмарка в Амстердаме» - силуэты города вырисовываются на фоне подсвеченных луной небес. Холодок мистики или страшной сказки! В те годы пейзажисты соревновались, кто лучше выразит прелесть лунных ночей. Боголюбов здесь не чемпион, но его Амстердам в свете ночи выглядит впечатляюще. Хороши пейзажи, сделанные на Капри — там Боголюбов чуть-чуть изменил своей академической манере, дав свободу эмоциям. Камни, море, облака — что может быть прекраснее?
Но пора домой — впереди большие планы, о чём сообщила ему Академия в официальном письме. Вернулся Боголюбов совсем в другую Россию — шёл 1860 год, на троне вот уже пять лет восседал сын Николая Павловича — Александр II, высоко оценивший художника и поручивший ему написать картины из истории Петра Великого.
Двумя годами позднее Боголюбов закончил Академию художеств, навсегда оставил морскую службу и был назначен художником Главного Морского штаба — стал официальным живописцем ведомства, сменив на этой должности И. Айвазовского, оказавшего на него влияние на раннем этапе становления как мариниста. В 1853 г.
В 1854 — 1860 гг. Именно в эти годы воспринимая классический канон изобразительного искусства и осмысляя новые явления европейской живописи, художник пребывает в поиске собственной манеры, техники и взглядов. Откликаясь на искания голландских, французских мастеров нового слова в пейзаже, изображении пространства и момента, он экспериментирует с цветом и открывает для себя постоянную этюдную работу с натуры. В 1860 г. Тогда же в Академии открылась и первая выставка А.
Боголюбова, а художник принял высочайший заказ на создание картин, посвященных флотским победам эпохи Петра I, который завершил в 1866 г. С начала 1860-х гг. Боголюбов начинает преподавательскую деятельность, передавая свой опыт и познания в европейском искусстве ученикам. В 1861 г. Два года спустя А.
Боголюбов был назначен сопровождать наследника престола великого князя Николая Александровича в поездке по России, в ходе которой он много рисует и приступает к созданию альбома. Тяжелая утрата — кончина супруги и сына 1865 подорвала здоровье художника, который по совету докторов начал проводить больше времени за границей, принимая участие в выставках и общаясь с широким кругом европейских живописцев. В начале 1870-х гг. Боголюбов обратил внимание на Товарищество передвижных художественных выставок, возникшее по инициативе художников Н. Ге, И.
Крамского, Г. Мясоедова, В. Перова и других живописцев, поддержавших идеи творческого эксперимента и реалистического искусства в противоположность каноническим, но уже не отвечавшим новой эпохе консервативным принципам Академии художеств. Он активно включился в жизнь объединения, хотя первоначально и столкнулся с некоторой холодностью и непониманием со стороны Товарищества.
По следам Айвазовского: в музее Машкова «живет» художник-моряк
Алексей Петрович Боголюбов родился 28 марта 1824 г. в селе Померанье Новгородской. Алексей Петрович Боголюбов родился 16 марта в 1824 году в селе Померанье, бывшей Новгородской губернии. – Потомственный дворянин, внук Алексея Николаевича Радищева, Боголюбов вошел в историю изобразительного искусства как замечательный мастер, запечатлевший историю российского флота, – рассказывает хранитель фонда русской и зарубежной графики.
Выставка «Алексей Боголюбов. К 200-летию со дня рождения»
Жизнь подтолкнула Боголюбова к выбору стези художника как главного жизненного призвания. Как итог, 18 ноября 1853 года он вышел в отставку с чином титулярного советника. Алексей Боголюбов был основателем рисовального училища (с 1897 года — его имени) и Художественного музея имени А. Н. Радищева в 1885 году в Саратове, обладающего ныне наиболее значительным собранием работ художника. Боголюбов – один из немногих русских живописцев XIX века, посвятивших себя жанру марины, который и стал ядром выставочной экспозиции.
7 запоминающихся шедевров Алексея Боголюбова (КАРТИНЫ)
Традиция заказа картин на тему морских побед русского флота была распространенной практикой Интересно, что он избегает соблазна идти по стопам Айвазовского. А судя по его "Запискам моряка-художника", этот соблазн был, когда в 1849 году он впервые познакомился с Айвазовским. Синие, желтые, белые, серые и красные картины просто меня слепили. Я увлекся ими до гадости, стал подражать и увидел, что это дело на руку легкое и скорое", - вспоминал Боголюбов. Имя Тёрнера тут не менее интересно, чем отказ от дела "легкого и скорого". Очевидно, что Боголюбов обращается в своих поисках к современным мастерам. И, окончив академию, уже во время пенсионерской поездки находит своих учителей в Дюссельдорфе и Париже. Впрочем, не только там.
Но уроки в студии Э. Изабе и в ателье А. Ахенбаха определили успех выставки в Академии художеств 1860 года, где он показал работы, написанные во время пенсионерства. Успех сделал необыкновенный. Громко все кричат, что превзошел Айвазовского, хоть выполнение оных не столь замечательно, зато бездна перспективы и глубины в картинах и есть правда и рисунок", - сообщал Павлу Третьякову один из художников. На выставке в Инженерном корпусе Третьяковки целый зал посвящен "встрече" работ Боголюбова с картинами, например, Андреаса Ахенбаха, Камиля Коро.
А между картин можно найти цитаты из книги «Записки моряка-художника», которую Боголюбов завещал опубликовать спустя 20 лет после своей смерти, на что выделил специальный бюджет. Художник, академик, профессор, друг российских императоров был вхож в высший свет и некоторые его наблюдения могли вызвать скандал, если бы были озвучены при жизни. Впрочем, ценность воспоминаний не в том: записки, как и живописи, отличает точность и документальность изложения событий, описанных, однако, с натурной живостью блестящим слогом.
Здесь свою роль сыграли гены. Но не только «крамольного» деда, чьи произведения и переводы Алексей выучил еще в детстве. После отставки в своем имении Померанье, затерянном между Великим Новгородом и Петербургом, он любил рисовать, делать домашнюю мебель, возки и коляски. Сначала братья Боголюбовы учились в Александровском Царскосельском кадетском корпусе, затем — в Морском в Петербурге. Учили там превосходно, а летом ходили в плавание на учебных фрегатах. К 12 годам будущий художник досконально знал устройство корабля, при этом любую свободную минуту использовал, чтобы сделать этюд. А потом получил чин лейтенанта. И тоже высоко оценил его дарование. Внук императрицы Жозефины похлопотал за лейтенанта и того приняли слушателем в Академию художеств, сохранив за ним место военного, что было нонсенсом — по правила он должен был уйти в отставку.
Дальше карьера Алексея Боголюбова шла только в вверх. Академию художеств он окончил с «Золотой медалью» и был поощрен командировкой в Италию. Но перед отъездом поступил заказ от самого императора Николая I — сделать зарисовки Крымской войны.
Так, рисунок «На Дунае у о. Дело Скрыдлова» мог служить подготовительным материалом для создания картины «Дело Скрыдлова на Дунае» 1881 года, хранящегося в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге. Написанное по заказу Александра II в память о событиях Русско-турецкой войны 1877—1878 годов, произведение рассказывает о подвиге лейтенанта Николая Илларионовича Скрыдлова 1844—1918 , который впервые в мировой истории, в 1877 году, на катере «Шутка» совершил дневную минную атаку на турецкий пароход «Эрекли». Рисунок «Лодка» типичен для многочисленных зарисовок пером, которые художник создавал в 1850-х — 1870-х годах во время путешествий по Италии, Голландии, Франции, Турции. Малые парусные суда Боголюбов изображал и на побережье Черного моря, в Крыму и на Кавказе. Высокая оценка современниками и потомками творчества и общественной деятельности Боголюбова неоспорима.
Произведения из коллекции Музея имени М. Врубеля — еще одно свидетельство большого мастерства художника и его верности благородной теме — истории России и русского флота.
Алексей Петрович за свою жизнь успел создать не только множество картин, но и многое сделать для общества. В частности, он основал Художественный музей имени Радищева в Саратове, способствовал организации во Франции общества помощи русским художникам, основал рисовальное училище, создал атлас берегов Каспийского и Балтийского морей, Финского залива и многое другое. За большой вклад в живопись был удостоен звания академика и профессора живописи. В 1873 году из-за серьезных проблем с сердцем Боголюбов переехал в Париж, где и находился до самой смерти в 1896 году. Но до конца дней он продолжал жить интересами русского искусства и регулярно приезжал на родину. Творчество художника Атласы и картины морских баталий Многочисленные путешествия постоянно вдохновляли впечатлительного Боголюбова на создание все новых и новых сцен. Особый интерес у него вызывала батальная живопись. Одной из первых картин этого жанра стало полотно «Афонское сражение 19 июля 1807 года».
Холст «Афонское сражение 19 июля 1807 года». После разразившейся в 1853 году Крымской войны художник выпустил альбом, в котором живописно рассказал зрителям о подвигах Черноморского флота. Тогда же он получил царский заказ на создание масштабных полотен об истории Крымской войны, а затем и на баталии времен Петра I. Работая над историческими военными сюжетами, мастер всегда скрупулезно выписывал все детали кораблей, не позволяя ошибок и преувеличений. В этом смысле он превосходил художника-мариниста Айвазовского, но уступал ему в плане красочности и импровизации. Хотя Боголюбов не достиг такой же известности, как Айвазовский, его батально-исторические произведения считаются одними из лучших во второй половине 19-го века. К числу его известных батальных картин относятся: «Гангутский бой», «Гренгамское сражение», «Синопский бой 18 ноября 1853 года» и многие другие. Алексей Боголюбов. Не меньшее значение имеет и работа художника над созданием атласов берегов морей и заливов, которую он проводил совместно с гидрографом Ивашенцевым, с капитанами Кроуном и Баженовым. Пейзажи Пейзажи Боголюбова во многом противоположны его батальной живописи.
Скрупулезно прописанные батальные и видовые сцены с многочисленными колоннами, мачтами, парусами здесь уступили место чувственности, тонкому ощущению природы.
Музей "отправит" омичей на море
Выставки. Стихия воды – Тосненский вестник | И уже как профессиональный художник умел передать любое настроение переменчивых волн. Впрочем, талант Боголюбова простирался дальше морских и батальных сцен. |
Летописец флота: в Омске открылась выставка художника-мариниста Алексея Боголюбова | В 1841-ом году Алексей Боголюбов получил звание мичмана и начал службу на Балтийском флоте. |
По следам Айвазовского: в музее Машкова «живет» художник-моряк
В Государственной Третьяковской галерее 15 сентября открыли выставку, посвященную 200-летию со дня рождения художника Алексея Боголюбова. – Потомственный дворянин, внук Алексея Николаевича Радищева, Боголюбов вошел в историю изобразительного искусства как замечательный мастер, запечатлевший историю российского флота, – рассказывает хранитель фонда русской и зарубежной графики. Новости. Открытие «Года А.П. Боголюбова» и презентация кросс-культурной программы «АЛЕКСЕЙ БОГОЛЮБОВ: 200 лет великому послу русской живописи». Впервые Алексей Боголюбов начал работать над сюжетами Крымской войны в 1856 году. На выставке представлено 70 акварельных рисунков, которые художник выполнил во время трехмесячного путешествия по России в свите великого князя Николая Александровича (старшего сына императора Александра II). Алексей Боголюбов — не только художник, но и профессиональный моряк, топограф и путешественник. Наибольшую известность ему принесли батальные полотна, изображающие сцены сражений российского флота.