8 декабря 1991 года подписано Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. Вместо СССР государства — учредители образуют Содружество Независимых Государств.
Что такое Содружество Независимых Государств
Текст декларировал создание нового международного содружества на территории СССР. В сентябре 1993 года главы государств Содружества Независимых Государств подписали Договор о создании Экономического союза. В течение первых лет сотрудничество стран СНГ происходило в организационной сфере. Составил оборот взаимной торговли государств-участников СНГ в 2020 году. Важным проявлением интеграционных процессов в области военного сотрудничества государств-участников СНГ является создание в 1995 году объединенной системы противовоздушной обороны СНГ.
Содружество независимых: кто, когда и для чего создал СНГ
По неофициальным сведениям, в 2013 году Каримов перенёс инфаркт, после чего его жизнь поддерживалась биостимуляторами. В 2005 году во время Тюльпановой революции был свергнут оппозицией. Акаеву при помощи спецслужб удалось скрыться с территории республики. Предположительно сейчас проживает в Москве. Учился в Ленинграде, занимал различные посты в сфере образования. В отличие от остальных первых президентов пришел к власти не по партийной лестнице.
Впоследствии его арестовали, но под давлением общественности выпустили из тюрьмы. Затем стал председателем Верховного Совета Армении. Под его председательством 23 августа 1990 года были принята декларация о независимости Армении. Причиной отставки стал раскол в правительстве Армении. Многие министры не поддержали его план по урегулированию Карабахского конфликта.
Уже в 28 лет Муталибов сделал себе головокружительную карьеру. Он стал генеральным директором Бакинского производственного объединения по выпуску холодильников и бытовых машин. Параллельно он начинает активно подниматься вверх по партийной лестнице. В 1991 году став первым президентом Азербайджана, пробыл в этой должности всего лишь несколько месяцев. Из-за ряда поражений в конфликте с армянами в Нагорном Карабахе многие потребовали от него отставки.
Верховный Совет Азербайджана принял специальный закон, устанавливающий для Аяза Муталибова пожизненную пенсию с последующей индексацией, выделения для него охраны в количестве десяти человек, служебной машины и дачи, а также объявляющий личность и имущество первого президента неприкосновенными. Еще один из немногих президентов стран СНГ, который не был в политической советской элите. Он пришел к власти из оппозиции. Был диссидентом, организатором антисоветских митингов. В начале 1990-х гг.
Нежелание Гамсахурдии идти на уступки оппозиции привело к тому, что уже через несколько недель после того, как он стал президентом, начались волнения. Они привели к его свержению, после чего он вынужден был покинуть Грузию. Назарбаев начал свой трудовой путь на Карагандинском металлургическом заводе.
Об интеграции между странами Содружества стали говорить в первые месяцы после распада Советского Союза. И не случайно, ведь экономика советской империи строилась на планово-административных связях производств и отраслей, на узкопрофильном разделении труда и специализации республик. После распада Советского Союза и возникновения на его территории новых государств, по сути, начался процесс их реинтеграции, но уже в формате международных отношений, опирающихся на рыночные принципы. В мировой практике нет аналогов подобной ситуации, когда после разрушения единого хозяйственного комплекса предпринимается попытка объединить его части экономически, политически и в сфере военного сотрудничества. В 90-х годах состоялись коренные изменения форм и методов сотрудничества между республиками. Сложились предпосылки для дальнейшей интеграции молодых стран. В итоге 8 декабря 1991 года руководителями Республики Белоруссия, Российской Федерации и Украины было подписано соглашение о создании Содружества Независимых Государств.
Спустя две недели, 21 декабря 1991 года, в Алма-Ате главы одиннадцати суверенных государств присоединились к этому соглашению. Украине его не подписала, оставаясь только учредителем СНГ. Туркменистан на саммите в Казани 26 августа 2005 года заявил о том, что будет участвовать в Содружестве только в качестве ассоциированного члена. В настоящее время существует более 50 межгосударственных, межправительственных и консультативных органов СНГ. Все они сгруппированы в четыре основных блока: высшие органы: Совет глав государств, Совет глав правительств; блок иностранных дел и безопасности: Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны, Совет командующих пограничными войсками, Совет коллективной безопасности; исполнительные и законодательные органы: Исполнительный секретариат, действующий на постоянной основе, Межпарламентская ассамблея консультативный орган ; экономические органы: Межгосударственный экономический комитет, Межгосударственный банк, Межгосударственный статистический комитет.
Статья 6 Государства-члены Содружества будут сотрудничать в обеспечении международного мира и безопасности, осуществлении эффективных мер сокращения вооружений и военных расходов. Они стремятся к ликвидации всех ядерных вооружений, всеобщему и полному разоружению под строгим международным контролем. Стороны будут уважать стремление друг друга к достижению статуса безъядерной зоны и нейтрального государства. Государства-члены Содружества будут сохранять и поддерживать под объединенным командованием общее военно-стратегическое пространство, включая единый контроль над ядерным оружием, порядок осуществления которого регулируется специальным соглашением.
Они также совместно гарантируют необходимые условия размещения, функционирования, материального и социального обеспечения стратегических вооруженных сил. Стороны обязуются проводить согласованную политику по вопросам социальной защиты и пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей. Статья 7 Высокие Договаривающиеся Стороны признают, что к сфере их совместной деятельности, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты Содружества, относятся: координация внешнеполитической деятельности; сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в области таможенной политики; сотрудничество в развитии систем транспорта и связи; сотрудничество в области охраны окружающей среды, участие в создании всеобъемлющей международной системы экологической безопасности; вопросы миграционной политики; борьба с организованной преступностью. Статья 8 Стороны осознают планетарный характер Чернобыльской катастрофы и обязуются объединять и координировать свои усилия по минимизации и преодолению ее последствий.
В документе была подтверждена приверженность принципам Устава ООН, Хельсинкского Заключительного акта, других международных обязательств. В Соглашении говорится, что с момента его заключения на территориях подписавших его стран не допускается применение норм третьих государств, в том числе бывшего СССР, а деятельность союзных органов власти прекращается.
Спустя две недели, 21 декабря, в Доме дружбы в Алма-Ате к этим трем республикам бывшего СССР присоединилось большинство нынешних государств Содружества. Руководители одиннадцати новых независимых государств приняли Протокол к подписанному 8 декабря Соглашению о создании СНГ, в котором подчеркнули, что на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств. В Декларации также сформулированы принципы взаимодействия участников Содружества, подтверждены приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства, гарантии выполнения международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего Союза ССР. Его не подписали Украина и Туркменистан, которые тем самым де-юре не являются государствами — членами СНГ, а могут быть отнесены только к государствам — учредителям и государствам — участникам Содружества. Туркменистан на казанском саммите СНГ 26 августа 2005 года заявил о том, что будет участвовать в Содружестве в качестве «ассоциированного члена». Республика Таджикистан с первого дня создания Содружества Независимых Государств является его полноправным членом, признает его принципы, основополагающие документы и является активным участником интеграционных процессов.
Соглашение о создании Содружества Независимых Государств
Страны СНГ: список участников на 2024 год, расшифровка | СНГ создано 8 декабря 1991 года. |
СНГ сегодня. История создания. Знаменательные события в СНГ | Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев рассказал, как в начале 90-х годов XX века после развала СССР создавалось Содружество независимых государств, передает |
Request Rejected | 25 лет назад были подписаны Беловежские соглашения, которые положили конец существованию СССР и в то же время привели к созданию Содружества независимых государств — СНГ. |
Что такое СНГ — расшифровка, определение, состав (страны) Содружества Независимых Государств | Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев рассказал, как в начале 90-х годов XX века после развала СССР создавалось Содружество независимых государств, передает |
Назарбаев рассказал, как создавалось СНГ | 8 декабря 1991 года в резиденции Вискули в Беловежской Пуще на территории Белоруссии было принято так называемое «Беловежское соглашение», которое констатировало прекращение существование Союза Советских Социалистических Республик и провозглашало создание. |
Из СССР к 1 декабря 1991-го сбежали все, кроме России и Казахстана
Возникновение СНГ: расшифровка аббревиатуры и список входящих стран | Переговоры о создании СНГ, 21 декабря 1991 года в городе Алматы. |
Содружество Независимых Государств. Большая российская энциклопедия | Союзу независимых государств в октябре 2021-го исполнилось 30 лет. |
Создание СНГ
Таджикистан принимает активное участие в гуманитарном взаимодействии государств — участников СНГ. На заседании Совета глав правительств в мае 2006 года в Душанбе, был создан Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества. По инициативе Таджикистана в 2008 году было принято Заявление глав государств — участников СНГ об активизации сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. При поддержке МФГС в рамках празднования 1150-й годовщины основоположника таджикско-персидской литературы А.
Рудаки издано его наследие на трех языках, направленное в библиотеки стран СНГ. Кроме того, изданы обновленные учебники по русскому языку для школ стран СНГ, в том числе и для Таджикистана. В ходе заседания Совета глав государств СНГ 28 сентября 2018 года было принято «Решение о реализации в 2021 году Межгосударственной программы «Культурные столицы Содружества».
Таджикистаном был разработан и реализован План мероприятий по имплементации данной межгосударственной Программы.
Прибыл Крикалев уже в другую страну. Космонавт вспоминал: "Мне часто задают один и тот же вопрос: вот вы в 1991 году улетели из Советского Союза, а прилетели в Россию.
На самом-то деле тогда я улетел из Москвы — и прилетел в Москву. Она никуда не делась. Санкт-Петербург никуда не делся.
Встречали те же люди, которые провожали". Некоторые считали, что конец холодной войны поможет стране сблизиться с Западом, откуда поначалу поступали только позитивные сигналы. США и соратники делали ставку на "торжество демократии", а исчезновение Организации Варшавского договора и самого СССР будто бы означало, что напряженность между двумя могучими военно-политическими блоками удалось окончательно снять.
Со временем обещания НАТО о нерасширении растворились в воздухе. Альянс начал поглощать страны к востоку от объединенной Германии, бывшие страны социалистического лагеря попали на новую орбиту влияния, по Европе начали расползаться базы и комплексы вооружений, которые способны угрожать России. Западный мир сделал все возможное, чтобы доминировать в восточноевропейском регионе, забывая про гарантии безопасности, о которых по итогам "короткого двадцатого века" говорили лидеры держав.
Спустя 30 лет после исчезновения с политической карты мира СССР на Западе все чаще говорят о возникновении "новой угрозы", продолжая воскрешать призраков прошлого. Подпишитесь и получайте новости первыми Читайте также.
В 1992 году в Татарстане проходит референдум о независимости больше половины голосов — «За» , а еще до этого Верховный Совет республики принимает акт о независимости. В декабре 1991 года Верховный Совет республики принимает Декларацию, которой решает вступить в СНГ на правах учредителя. Но против независимости тогда выступил Конституционный суд РСФСР, но договор о статусе и разграничении полномочий между РФ и Татарстаном был заключен только в 1994 году.
Они тоже начали распадаться осенью 1991 года вместе с самим СССР. И между распадом ВС СССР и формированием системы обороны независимых государств предполагалось на 5 лет сохранить объединенные вооруженные силы. Однако с самого начала все пошло не так — Туркменистан, Грузия и Украина высказались против того, как именно создаются ОВС, а страны Прибалтики в принципе не планировали присоединяться к СНГ, поэтому и Вооруженные силы планировали формировать самостоятельно.
Но главное, что положило конец ОВС — тот факт, что независимые государства начали формировать собственные вооруженные силы — по сути, они просто оформляли в свою юрисдикцию те подразделения, которые находились на их территориях, что противоречило Концепции ОВС СНГ. А в итоге Главное командование ОВС утратило свои функции и руководило лишь тем, как разделялась бывшая Советская Армия между 15 республиками. Процесс закончился в 1993 году.
Договор вступил в силу через 2 года. Изначально в ОДКБ входили 6 стран, потом еще 3 страны присоединились, и столько же — вышли. Зона свободной торговли заработала спустя 20 лет Сама идея создания СНГ заключалась, кроме прочего, еще и в том, чтобы максимально упростить экономическое взаимодействие между входящими в него государствами.
Создание зоны свободной торговли ЗСТ было обозначено еще в 1993 году как первый шаг на пути к созданию единого экономического пространства. Соглашение о создании ЗСТ было подписано еще в 1994 году президентами 11 стран, между которыми должна была заработать беспошлинная торговля без всяких ограничений. Однако фактически такой режим введен не был — стороны не смогли договориться об исключениях из режима.
Тем не менее, между Россией и партнерами по СНГ режим свободной торговли все же действовал — но уже на основании отдельных соглашений с каждой страной по отдельности. К переговорам стороны вернулись только в 1999 году, когда в Соглашение по ЗСТ внесли поправки, и его должны был адаптировать к законодательной базе каждой отдельной страны. Тем не менее, переговоры и разработка документов велись вяло — до реального документа дело дошло только в 2011 году.
То есть, спустя 20 лет переговоров и бесконечных саммитов. По факту договор был подписан в Санкт-Петербурге 18 октября 2011 года. Он должен был заменить около 100 двусторонних договоров по вопросам внешней торговли, и полностью решить проблему торговых войн.
В России договор был ратифицирован в апреле, в Белоруссии — в мае, а в Украине — в августе, после чего Договор вступил в силу. Всего к нему присоединились 8 государств. Украина в ответ отменила торговые преференции в отношении российских товаров, после чего Россия продлила «продуктовые» контрасанкции.
Доля СНГ в структуре товарооборота России также сокращается последнее время. Задачей СНГ станет эффективное использование ресурсов, которое позволит создать конкурентноспособную среду для внешнеэкономической деятельности. В последние годы все чаще звучат призывы к активизации торгово-экономического сотрудничества на пространстве СНГ.
Смысл объединения наших стран состоял в том, чтобы сохранить преимущества торгово-экономического сотрудничества после демонтажа единого хозяйственного комплекса СССР. Укреплению и наращиванию потенциала этого взаимодействия способствовали продвинутые интеграционные форматы, которые стали появляться позже, - Таможенный союз, ЕврАзЭС, ЕАЭС. Еще в 1994 году было подписано Соглашение о создании зоны свободной торговли. В 2011 году его сменил более современный Договор о зоне свободной торговли.
Постепенно продвигаются переговоры и вокруг проекта соглашения о свободной торговле услугами. Курс на взаимодействие остается общим вектором внутри СНГ, несмотря на все проблемы Содружества. Государства - участники СНГ выражают стремление сотрудничать в таких значимых сферах, как цифровизация, внедрение инноваций, развитие "зеленой экономики", создание международных транспортных коридоров, поддержка малого и среднего бизнеса, рациональное использование природных ресурсов и др. Такие согласованные подходы к сотрудничеству закреплены в принятых в 2020 году Концепции дальнейшего развития СНГ и Стратегии экономического развития Содружества на период до 2030 года.
Однако уровень развития связей внутри всего СНГ пока не соответствует потенциалу Содружества. В 2021 году товарооборот стал демонстрировать положительную динамику, но обусловлено это не позитивными изменениями в подходах к торгово-экономическому сотрудничеству, а естественным восстановлением экономики в постпандемийный период. Определенные барьеры для взаимной торговли создает соперничество стран СНГ на внутренних и внешних рынках. Некоторые товары, которые производятся в постсоветских государствах, не выдерживают конкуренции с аналогами из России или стран дальнего зарубежья.
Да и в структуре экономики государств - участников СНГ преобладают добывающая промышленность и отрасли, в которых производятся товары с низкой добавленной стоимостью. Страны Содружества соревнуются за привлечение прямых иностранных инвестиций и передовых технологий. При этом взаимные расчеты затрудняет неустойчивость национальных валют. Пандемия коронавируса и вызванный ею разрыв глобальных производственных цепочек заставил весь мир задуматься о том, как важно сегодня укреплять региональные связи.
В этих условиях будущее Содружества во многом зависит от того, смогут ли его участники дать импульс процессам новой индустриализации, цифровой трансформации основных отраслей промышленности, согласовать развитие трансграничных транспортных коридоров. Не способствуют движению вперед и проблемы взаимодействия государств СНГ в социальной сфере. В первую очередь речь идет о вопросах, связанных с формированием единого рынка труда и, как следствие, миграцией порядка 2 миллионов человек на пространстве СНГ. В 2021 году страны - участницы СНГ подписали соглашение о сотрудничестве в сфере занятости а это порядка 125 миллионов экономически активного населения , которое позволяет углублять миграционные связи даже в условиях пандемии.
К сожалению, этого недостаточно. Ненормально, когда мигранты образуют "гетто" или анклавы, где живут по своим правилам, и это становится причиной обострения межэтнической напряженности. Но и ситуация, когда работодатели ущемляют права приезжих рабочих, - прямое нарушение закона. Сейчас в рамках Содружества требуется выработать четкую, современную систему правил, позволяющую регулировать миграционные потоки и предусматривающую ответственность государств за своих граждан, взаимное признание прав и компетенций работников-мигрантов.
Необходима разработка единого механизма учета граждан третьих государств и лиц без гражданства, въезжающих на территорию стран СНГ. Этот вопрос уже десять лет остается нерешенным, хотя соответствующее межправительственное соглашение подписано в 2011 году. К важным социальным проблемам относятся и те, которые связаны с пенсионным обеспечением граждан бывшего Союза, а также с различными льготами. В 90-х годах такие вопросы одними из первых стали регулировать на межгосударственном уровне, но за 30 лет в законодательстве всех нынешних участников Содружества многое изменилось.
В 2019 году в рамках образованного на пространстве СНГ интеграционного объединения - ЕАЭС - были заключены новые договоры, основанные на современных стандартах. Очевидно, что в отношениях между остальными странами СНГ регулирование в этой сфере необходимо оперативно обновить, создать для нее полноценно работающий правовой контур. С ним связан огромный пласт общей культуры, истории, традиций на пространстве Содружества. К сожалению, и здесь приходится преодолевать ряд серьезных и застарелых проблем.
В Белоруси это второй государственный язык, в Киргизии и Казахстане - официальный, в Таджикистане - язык межнационального общения. Шире всего в быту и культуре он используется в Белоруси, Казахстане, Киргизии и Молдавии. И, конечно, на Украине - хотя нынешним киевским властям это очень не нравится. Существенным интеграционным фактором является язык общения народов СНГ - русский Тридцать лет назад в любой республике бывшего СССР для приезжего не составляло проблемы объясниться с местными жителями на русском.
Сейчас он распространен меньше. Но и сегодня в СНГ, по оценкам экспертов, живут около 155 миллионов носителей русского языка и еще 100 миллионов тех, для кого он второй. Эти люди тесно связаны с нашей страной родственными, культурными, научными, рабочими контактами.
EREPORT.RU
Гибкая архитектура межгосударственных и межправительственных связей позволяет учитывать разную степень готовности стран к интеграции и предоставляет возможность каждой из них участвовать в интеграционных процессах в той мере и на тех направлениях, которые отвечают их национальным интересам. Взаимодействие государств в рамках Содружества осуществляется через его уставные органы: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Экономический Совет, Совет министров обороны, Совет командующих Пограничными войсками, Межпарламентскую Ассамблею, Экономический Суд. Кроме того, в СНГ создано около 70 органов отраслевого сотрудничества, которые координируют совместные усилия в важнейших отраслях экономики и социального развития, борьбе с преступностью и терроризмом, вопросах гуманитарного сотрудничества и других сферах жизнедеятельности государств-участников СНГ.
Руководством СССР была предпринята попытка экономических реформ, которые должны были обеспечить переход к рынку, но действия реформаторов были не до конца продуманы и последовательны. Старая экономическая система подверглась серьезному удару, а новая так и не была создана. Все это привело к инфляции, дефицитной стала вся продукция легкой промышленности и продукты питания. В стране росло забастовочное движение. Президент СССР Михаил Горбачев и центральное правительство, явно не справлявшиеся с задачей преодоления экономического спада и реформирования экономики, с каждым годом теряли авторитет как у народа, так и у руководства союзных республик. Первый шаг в направлении независимости сделали прибалтийские республики - Литва, Латвия и Эстония. В марте 1990 года Верховный Совет Литвы объявил о восстановлении государственного суверенитета. Руководство СССР пыталось сохранить нерушимость страны.
С этой целью в апреле 1990 года был принят закон "О распределении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации". Республикам предоставлялись более широкие возможности осуществлять друг с другом экономическое сотрудничество, вступать в отношения с другими государствами, принимать участие в работе международных организаций при сохранении определенной степени контроля со стороны союзного центра. Этот законодательный акт сохранял единство СССР и сдерживал выход из состава самостоятельных республик. Однако в реальной жизни события стали развиваться по-иному. В июне-июле 1990 года государственный суверенитет провозгласили Российская Федерация и Украина. Начало политической самостоятельности Беларуси было положено 27 июля 1990 года. В ней провозглашалось верховенство на территории республики Конституции Белорусской ССР и ее законов. В условиях экономического и политического кризиса 19-21 августа 1991 года в Москве группа высших государственных и партийных руководителей предприняла попытку остановить преобразования путем введения чрезвычайного положения в стране. Однако их действия были нейтрализованы сторонниками нового курса.
По предложению мэра города Анатолия Собчака штаб-квартирой Межпарламентской Ассамблеи СНГ стал Таврический дворец, в котором в начале прошлого века работала Государственная дума Российской империи — первый в истории страны демократический институт, объединивший представителей русских, кавказских и среднеазиатских земель. Уже 28—29 декабря 1992 года здание впервые распахнуло двери перед депутатами Содружества, которые собрались здесь на второе пленарное заседание МПА СНГ. Мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак справа и нынешний Президент Российской Федерации Владимир Путин в Таврическом дворце С тех пор Межпарламентская Ассамблея СНГ провела пятьдесят три пленарных заседания с участием ведущих политиков стран-участниц и зарубежных государств, на которых было принято около 600 различных документов. В 1999 году к Алма-Атинскому соглашению присоединилась Украина, а в 2019 году ратификационные процедуры завершились в Республике Узбекистан. В настоящее время в состав организации входят парламенты 10 стран Содружества, еще одна палата — Волеси джирга Национальной Ассамблеи Исламской Республики Афганистан — с 2006 года участвует в деятельности МПА СНГ в качестве наблюдателя.
Шушкевич приняли соглашение о роспуске СССР. СССР прекратил свое существование.
Страны СНГ на 2024 год
Содружество Независимых Государств (СНГ) — межгосударственное объединение бывших республик СССР, созданное на основе Соглашения об образовании Содружества Независимых Государств, подписанного в Минске 8 декабря 1991 года представителями трех. 8 декабря 1991 года в резиденции Вискули в Беловежской Пуще на территории Белоруссии было принято так называемое «Беловежское соглашение», которое констатировало прекращение существование Союза Советских Социалистических Республик и провозглашало создание. Но историю создания Содружества Независимых Государств (СНГ) обсуждают не так активно, хотя распад СССР и создание СНГ имеют отношение к одному событию.
Текст Соглашения о создании СНГ от 8 декабря 1991 года
Содру́жество Незави́симых Госуда́рств — международная организация, призванная регулировать отношения сотрудничества между некоторыми государствами. учредители Союза ССР, подписавшие Союзный Договор 1922 года. Содружество Независимых Государств (СНГ) образовано 8 декабря 1991 года руководителями Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины, подписавшими Соглашение о его создании.
Создание СНГ
Однако есть государства, выразившие желание присоединиться к Содружеству, при этом не являясь республиками бывшего СССР: Монголия и Афганистан. Итак, учитывая назревающий вопрос о том, какие страны входят в СНГ в 2017 году, констатируется, что юридически в состав СНГ включены 9 государств. А две таких страны, как Туркменистан и Украина, являются ассоциированными членами и ещё две — Монголия и Афганистан, имеют статус наблюдателей. За исключением этих четырёх государств, не входящих в состав стран СНГ, список полноправных членов представлен ниже: Азербайджан.
Получить подтверждение, что обещанный статус ГКЧП у них не отберет. В лучшем случае. Процесс распада продолжался. Поставили точку на союзном государстве. При том союзные силовые структуры на территории Украины в этот период фактически были захвачены. Но будет неправдой сказать, что наша делегация и я лично ехали именно с таким пониманием ситуации. Но события осени и начала декабря позволили без иллюзий смотреть на ситуацию. Механизм власти у КПСС уже был отобран. Союзное управление развалилось. Фактически произошел развал страны. О чем накануне говорили Ельцин, Шушкевич и Кравчук - мне уже потом рассказали. Они созвонились и пригласили Кравчука после 1 декабря в Минск. Причем звонок ему, по-моему, был уже из Минска. Все делегации готовили свои предложения ночью с 7 на 8 декабря. Работали эксперты, рабочие лошадки. Очень важна была формула. Был риск вообще ни о чем не договориться и скатиться к югославскому сценарию. Кавказ-то уже полыхал. И республики на Волге уже говорили о суверенитете. А Закавказье уже ушло — Грузия, Армения и Азербайджан приняли декларации о независимости. Потому мы были вправе констатировать распад прежнего Союза. И создать основу для нового. Хотели оставить слово «Союз», но Кравчук категорически его не принимал. Придумали «Содружество». Создание СНГ имело две цели. Упростить бракоразводный процесс, чтобы без войны. И сохранить возможность будущей интеграции. Свидетельство о смерти фактически развалившегося СССР выдали эти три лидера. Правда, сразу пригласили Казахстан — чтобы не говорили об этническом, славянском союзе. Скажем, их эксперт Крыжановский имел свои варианты. И только мы - я и Гайдар — возражали. Так активно, что меня чуть не лишили права въезда на Украину. Я в статье 10-й написал, что границы признаются между странами Содружества, пока страна внутри содружества. А если выходит — границы исчезают. Почему Украина ненавидит СНГ, но не уходит оттуда — потому что сразу де юре ситуация с Крымом для нее становится проигранной. Не было отдельной дискуссии по Крыму — тогда бы все остановилось.
Внутри него остается ряд застарелых противостояний, из-за которых отдельные участники объединения отказываются даже садиться за стол переговоров или сводят диалог к минимуму. В первую очередь это нагорнокарабахский конфликт, который разделяет Армению и Азербайджан, а также неурегулированные территориальные вопросы и трансграничные конфликты в Центральной Азии. Не улучшает ситуацию и так называемый фактор иждивенчества. Ряд стран Содружества требуют для себя от России неких преференций, при этом сами в одностороннем порядке считают возможным нарушать достигнутые договоренности, в частности не платить по долгам. Самый яркий пример - недавняя ситуация с Молдавией и ее многомиллиардной задолженностью за российский газ. В последний момент проблема была все-таки снята. Было понятно, что так оно и произойдет, но, как обычно, после шумной антироссийской кампании и нагнетания политических страстей. Потенциал экономических и управленческих инструментов Содружества позволяет успешно справляться с самым широким кругом задач Следует отметить, что потенциал экономических и управленческих инструментов Содружества, созданных за три десятилетия, позволяет успешно справляться с самым широким кругом задач. В рамках СНГ принято более 630 международных договоров, причем 568 из них действующие. Вместе с тем для успеха тех или иных совместных начинаний решающее значение всегда имеет политическая воля руководства независимых государств. Однако внутриполитические процессы или просто конъюнктурные интересы при принятии решений зачастую оказываются более важным фактором, чем укрепление многосторонних институтов и механизмов взаимопомощи внутри СНГ, а страдают от этого в первую очередь простые граждане тех или иных стран. Зачастую из-за подобных аспектов многие институты СНГ работают недостаточно эффективно. В качестве примера можно привести уже упомянутую МПА. В Ассамблее порой буксует ротация кадров, сужается круг стоящих перед ней задач, который в последнее время сводится преимущественно к решению текущих административных вопросов. Максимум, чем Ассамблея занята на постоянной основе, - наблюдением за выборами на пространстве СНГ. Смысл объединения наших стран состоял в том, чтобы сохранить преимущества торгово-экономического сотрудничества после демонтажа единого хозяйственного комплекса СССР. Укреплению и наращиванию потенциала этого взаимодействия способствовали продвинутые интеграционные форматы, которые стали появляться позже, - Таможенный союз, ЕврАзЭС, ЕАЭС. Еще в 1994 году было подписано Соглашение о создании зоны свободной торговли. В 2011 году его сменил более современный Договор о зоне свободной торговли. Постепенно продвигаются переговоры и вокруг проекта соглашения о свободной торговле услугами. Курс на взаимодействие остается общим вектором внутри СНГ, несмотря на все проблемы Содружества. Государства - участники СНГ выражают стремление сотрудничать в таких значимых сферах, как цифровизация, внедрение инноваций, развитие "зеленой экономики", создание международных транспортных коридоров, поддержка малого и среднего бизнеса, рациональное использование природных ресурсов и др. Такие согласованные подходы к сотрудничеству закреплены в принятых в 2020 году Концепции дальнейшего развития СНГ и Стратегии экономического развития Содружества на период до 2030 года. Однако уровень развития связей внутри всего СНГ пока не соответствует потенциалу Содружества. В 2021 году товарооборот стал демонстрировать положительную динамику, но обусловлено это не позитивными изменениями в подходах к торгово-экономическому сотрудничеству, а естественным восстановлением экономики в постпандемийный период. Определенные барьеры для взаимной торговли создает соперничество стран СНГ на внутренних и внешних рынках. Некоторые товары, которые производятся в постсоветских государствах, не выдерживают конкуренции с аналогами из России или стран дальнего зарубежья. Да и в структуре экономики государств - участников СНГ преобладают добывающая промышленность и отрасли, в которых производятся товары с низкой добавленной стоимостью. Страны Содружества соревнуются за привлечение прямых иностранных инвестиций и передовых технологий. При этом взаимные расчеты затрудняет неустойчивость национальных валют. Пандемия коронавируса и вызванный ею разрыв глобальных производственных цепочек заставил весь мир задуматься о том, как важно сегодня укреплять региональные связи. В этих условиях будущее Содружества во многом зависит от того, смогут ли его участники дать импульс процессам новой индустриализации, цифровой трансформации основных отраслей промышленности, согласовать развитие трансграничных транспортных коридоров. Не способствуют движению вперед и проблемы взаимодействия государств СНГ в социальной сфере. В первую очередь речь идет о вопросах, связанных с формированием единого рынка труда и, как следствие, миграцией порядка 2 миллионов человек на пространстве СНГ. В 2021 году страны - участницы СНГ подписали соглашение о сотрудничестве в сфере занятости а это порядка 125 миллионов экономически активного населения , которое позволяет углублять миграционные связи даже в условиях пандемии. К сожалению, этого недостаточно. Ненормально, когда мигранты образуют "гетто" или анклавы, где живут по своим правилам, и это становится причиной обострения межэтнической напряженности. Но и ситуация, когда работодатели ущемляют права приезжих рабочих, - прямое нарушение закона. Сейчас в рамках Содружества требуется выработать четкую, современную систему правил, позволяющую регулировать миграционные потоки и предусматривающую ответственность государств за своих граждан, взаимное признание прав и компетенций работников-мигрантов.
Эмблема изображается в центральной части флага Содружества. Сам флаг — это синее полотнище-прямоугольник, длина которого в 2 раза больше, чем ширина см. Как образовалось СНГ: шаг за шагом Датой образования Содружества принято считать 8 декабря 1991 года. В этот день главы России Б. Ельцин , Украины Л. Кравчук и Беларуси С. Шушкевич подписали Соглашение, которое потом стали называть Беловежским. Беловежские события оцениваются неоднозначно. По одной версии это было «цивилизованное расставание», констатировавшее уже свершившийся распад СССР, разумный способ предотвратить стихийный и непредсказуемый развал. Но как бы то ни было, документ был подписан. Далее события развивались так: В Украине и Белоруссии Соглашение ратифицировали 10 декабря 1991 года, а вот в России возникли проблемы. Так и сделали в 1992 году, но результатом стал трехкратный отказ в ратификации. Они выработали декларацию , отразившую принципы и цели деятельности СНГ. В 1993 году в Минске утвердили Устав объединения, в дальнейшем подписанный всеми партнерами за исключением Украины и Туркменистана. Главной целью образования СНГ было преодоление республиками , переставшими быть советскими, трудностей переходного периода, сохранение связей, разрушенных после распада СССР.
"Беловежское соглашение": как и почему 8 декабря 1991 прекратил существование СССР и появился СНГ
В настоящее время в состав организации входят парламенты 10 стран Содружества, еще одна палата — Волеси джирга Национальной Ассамблеи Исламской Республики Афганистан — с 2006 года участвует в деятельности МПА СНГ в качестве наблюдателя. Новый орган Межпарламентской Ассамблеи был создан для анализа процессов демократизации в странах Содружества, наблюдения за электоральными процедурами и участием в них гражданского общества. Первое заседание Молодежной межпарламентской ассамблеи СНГ. Таврический дворец, 29 марта 2013 года Традиционно Председателем Межпарламентской Ассамблеи СНГ становится глава верхней палаты российского парламента. В разные годы этот пост занимали: Руслан Хасбулатов 1991—1993 гг.
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»? Документ подписали высшие руководители России, Белоруссии и Украины.
Споры о том, мог ли СССР избежать краха, не стихают до сих пор.
Ташкент, 29 марта 2019 года Международный финансово-банковский форум государств — участников СНГ г. Москва, 20 ноября 2019 года Встреча секретарей советов безопасности государств — участников Содружества Независимых Государств. Брест, 9 декабря 2019 года Торжественная церемония по случаю завершения Межгосударственной программы «Брест — Культурная столица Содружества 2019 года».
Минск, 6 февраля 2019 года Презентация передвижной выставки художественных книг современных авторов государств — участников СНГ «Читаем вместе — познаем друг друга».
Пять дней спустя после встречи в Беловежье, 13 декабря 1991 года, в Ашхабаде прошла встреча президентов Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана, которые согласились войти в Содружество Независимых Государств при условии обеспечения равноправного участия республик бывшего СССР и признания всех государств Содружества учредителями СНГ. Алма-Атинскую декларацию помимо лидеров Белоруссии, России и Украины подписали президенты ещё восьми бывших советских республик Азербайджана, Армении, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана. Позже, в декабре 1993 года, к СНГ присоединилась Грузия, но в 2009 году она вышла из его состава.
Прибалтийские республики Латвия, Литва и Эстония сразу же отказались подписывать Алма-Атинскую декларацию, равно как и Беловежское соглашение почеркнём, что с точки зрения законодательства СССР Беловежское соглашение было заключено в нарушение действовавшего в то время Закона СССР от 03. Алма-Атинская декларация утверждала, что взаимодействие в Содружестве «…будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием». В Декларации были сформулированы принципы взаимодействия государств — участников СНГ, подтверждены приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства, гарантии выполнения международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего СССР. Давая оценку подписанию Алма-Атинской декларации и Соглашения о создании СНГ, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев отметил: «Этими документами был остановлен опасный процесс хаотичного распада исчезающей супердержавы.
Создание СНГ подвело черту под коротким, но сложным историческим периодом распада супердержавы и одновременно стало точкой начала нового интеграционного процесса на постсоветском пространстве…» Дезинтеграция единого народнохозяйственного комплекса на территории СССР с общей коммуникационной сетью, единой системой финансов и цен привела к серьезным нарушениям десятилетиями складывавшихся кооперационных и технологических производственных цепочек, разрушению прежних рынков сбыта.
25 лет со дня подписания Декларации об образовании СНГ
Создавая Содружество Независимых Государств, главы государств-учредителей исходили из следующих соображений. Содружество независимых государств, СНГ. Сегодня исполняется ровно 30 лет созданию Содружества Независимых Государств (СНГ). Содружество независимых государств (СНГ) — международная организация, включающая в себе отдельные республики бывшего СССР, целью которой является установление сотрудничества между государствами на постсоветском пространстве. В 1993 году участники приняли Устав СНГ, который определяет основные правила функционирования содружества.