Новости день смерти пушкина 10 февраля

В этот день, 10 февраля 1837 года, великий русский поэт в возрасте 37 лет скончался от ранения, полученного во время дуэли с Дантесом двумя днями ранее. В России 10 февраля отмечают День памяти Александра Сергеевича Пушкина.-2.

10 февраля – день памяти Александра Сергеевича Пушкина

10 февраля - День памяти А.С. Пушкина / Георгий Комиссаров 10 февраля – День памяти выдающегося поэта А.С. Пушкина.
Классик мировой величины: в Петербурге почтили память А. С. Пушкина 10 февраля – печальная дата в истории России – День смерти гения русской поэзии А. С. Пушкина. В этом году в библиотеке лицея решили провести День памяти, посвященный А. С. Пушкину, тем более что повод был – 185-летие со дня смерти великого русского поэта.
Подписка на новости сообщили в пресс-службе администрации Псковской области.
День памяти Александра Пушкина отмечают 10 февраля 10 февраля 2023.

К 185-летию со дня трагической гибели Александра Сергеевича Пушкина

10 февраля 2017, 15:46. Последние часы Пушкина: как умирал поэт. 180 лет назад в результате смертельного ранения, полученного на дуэли, скончался поэт Александр Пушкин. 10 февраля – День памяти величайшего русского поэта Александра Пушкина. В этом году исполняется 185 лет со дня его смерти. 10 февраля мы вспоминаем день смерти а. День памяти Александра Сергеевича Пушкина. Много воды утекло со дня рокового поединка на Черной речке, но причины дуэли и гибели Пушкина продолжают волновать умы почитателей поэта.

День памяти А. С. Пушкина

Величайший российский поэт Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в городе Москве. Он происходил из дворянской семьи со старинными корнями, но сильно обедневшей. Древний дворянский род, которому принадлежала родословная Пушкина, по утверждениям многих историков, происходил из восточных стран, и отсюда объясняется его сходство с арабами. Также доподлинно известно, что прадед поэта по матери — небезызвестный «арап Петра Великого» — Абрам Ганнибал был крестным сыном императора Петра Великого и одним из его сподвижников. Поэтому добился хороших успехов и дослужился до чина генерал-аншефа инженерных войск. Но Пушкин, как истинно русский по духу человек, обожал всё русское.

Получив домашнее воспитание в это время на поэта сильно повлияла его няня — Арина Родионовна, именно она привила Александру Сергеевичу любовь и уважение к русской народной культуре , Александр Пушкин поступил в Царско-Сельский лицей. Сокурсниками Пушкина были ставшие потом известными политическими и культурными деятелями лицеисты. В лицее Пушкин проучился до 1817 года. Уже тогда Александр Пушкин отличался свободомыслием и бескомпромиссностью. И вскоре был замечен властями — за свои вольнодумские стихи он был сослан сначала на южные окраины страны, а потом в провинциальное имение своих родителей.

В 1826 году Пушкину разрешили вернуться в столицу, но с этого времени он до своей смерти находился под негласным надзором полиции. Александр Пушкин в совершенстве владел многими иностранными языками, и в последние годы жизни осваивал славянские языки. Его библиотека насчитывала три с половиной тысячи томов книг, большая часть которых была на иностранном языке. И мало кто знает о редком хобби поэта — боксе. Александр Сергеевич занимался этим видом спорта и даже выписывал из Англии журнал, посвященный этим вопросам.

Своим учителем Пушкин считал русского балладника и наставника цесаревича будущего Александра II Василия Андреевича Жуковского, посвятив ему в поэме «Руслан и Людмила» уважительные строки: «Поэзии чудесный гений, певец таинственных видений... Прочтя поэму, Жуковский послал Пушкину свой портрет с надписью «Победителю-ученику от побежденного учителя». Эти слова стали крылатыми. Знаменитый поэт, оставивший такой глубокий след в поэзии и культуре России XIX века, слыл человеком свободолюбивым и дерзким. Наверное, иначе не родились бы из-под его пера такие сильные, глубоко проникающие в сердце произведения.

Его литературное наследие является неоценимым вкладом не только в литературу России, но также и в мировую культуру. Александр Сергеевич отлично знал историю, являлся членом масонской ложи и написал подробное научное исследование «История Пугачёвского бунта». Работал над полной историей Петра I. Все работы его были основаны исключительно на архивных документах. Несмотря на то, что Пушкин умер совсем молодым, за свою недолгую жизнь он написал множество выдающихся литературных произведений, оказавших многолетнее влияние на русскую культуру и общество.

Среди самых известных произведений Пушкина являются поэмы «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Полтава», «Медный всадник», роман в стихах «Евгений Онегин», трагедия «Борис Годунов», пьесы «Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и многие другие бестселлеры русской поэзии. Извечные воспеваемые Пушкиным ценности, пронизанные светом добра, любви и красоты, по-прежнему живы и востребованы, его бессмертные строки живут в сказках детства каждого россиянина, в уникальных произведениях литературы и искусства. Вся поэзия Пушкина — это его лирический дневник, в котором он запечатлевает черты своей личности, своего мировосприятия. Она, поэзия, не только его «памятник», но и его «душа в заветной лире». Говорят, что Александр Сергеевич по характеру был не только вспыльчив, задирист, неугомонен, но и остер на язык, любил шутки и обладал немалым чувством внутреннего достоинства.

Однажды, когда он принес для альбома Елизаветы Ушаковой свои стихотворения, на вопрос редактора, «а почему они без подписи? В 1824 году, когда он служил в Одессе, у него были натянутые отношения с губернатором графом Воронцовым. Как-то тот отправил поэта выполнить неисполнимое поручение: бороться с саранчой. Пушкин поехал, созвал крестьян и спросил: «А знаете ли вы, что такое саранча? И, вернувшись в Одессу, Пушкин на все вопросы графа отвечал словами бедных крестьян и пояснил, что спорить с Богом — себе же дороже.

Как-то в ресторане граф Завадовский, намереваясь уколоть Пушкина, сказал: «Однако, Александр Сергеевич, туго набит у вас бумажник! Александр Сергеевич много времени уделял своей внешности: носил бакенбарды в ту пору на них была мода , делал маникюр на руках и даже регулярно захаживал в маникюрный кабинет. На мизинце его всегда был длинный ноготь, спрятанный в золотой напёрсток. Несмотря на то что великого поэта нельзя было считать верхом физической красоты, при небольшом росте и совсем неброской внешности он сам много любил и был любим женщинами. Нельзя передать выражение этих глаз: какое-то жгучее и при том ласкающее, приятное.

Я никогда не видела лица более выразительного: умное, доброе, энергичное», — так отзывалась о поэте современница Пушкина Л.

Не говоря уж про то, что совершенно бескорыстно! И поэтому заметка в "Современнике" заканчивается так: "Жалеем, что искреннее желание ему [переводчику] услужить могло подать повод к намекам, столь оскорбительным". В общем, если бы Хлюстин всё это знал, он бы, как благовоспитанный человек, конечно, не стал в доме у Пушкина эту тему поднимать и уж тем более пересказывать слова Сенковского об "обмане публики". Для него это была просто еще одна малозначащая светская тема. Не то для Пушкина.

Он так завелся, что Хлюстин и его спутник Григорий Небольсин сочли за лучшее немедленно откланяться. И уже в дверях хозяин заявил гостю, что так этого не оставит. Наутро Хлюстин - отставной офицер, между прочим, - послал Пушкину письмо с простым вопросом: "Ну и? Что он и сделал за три-четыре дня. Жилет, в котором Александр Сергеевич Пушкин стрелялся на дуэли, хранящийся в мемориальном музее-квартире поэта в Санкт-Петербурге. Она-то и дает понимание о причине такой горячности 35-летнего отца троих на тот момент детей.

Дело в том, что Репнин-Волконский и Уваров [Сергей Семенович, русский антиковед и государственный деятель, министр народного просвещения в 1833-1849 гг. И издевательская "Ода на выздоровление Лукулла", [написанная Пушкиным и] бьющая в Уварова, формально к нему тоже могла относиться. Сам Николай Григорьевич, в отличие от свояка, никаких поводов заподозрить себя в неуместной спешке при дележе наследства еще не умершего богатого родственника жены не давал - но счел сатиру вмешательством в чужие семейные дела, о чем, видимо, несколько раз обмолвился при посторонних. И буквально в день объяснения с Хлюстиным, пятого февраля, Пушкин пишет Репнину-Волконскому ледяное французское письмо с просьбой объяснить яснее свои замечания - и с явным прицелом на дуэль. При этом по дошедшему до нас черновику письма видно, что Пушкина буквально захлёстывает ярость: "Говорят, что князь Репнин позволил себе оскорбительные отзывы. Оскорбленное лицо просит князя Репнина соблаговолить не вмешиваться в дело, которое его никак не касается".

Но Пушкин все-таки сумел выдержать правильный тон, и 57-летний генерал, бывший посол в Испании и губернатор Малороссии, который, кстати, тоже переживал не лучший период в жизни, сумел найти в ответ такие же решительные и правильные слова. Князь уверил по-русски, что ничего подобного не говорил, и заметил: "генияльный талант ваш принесет пользу отечеству и вам славу, воспевая веру и верность русскую, а не оскорблением честных людей". На что Пушкин ему отвечал уже очень по-дружески, тоже по-русски. Что называется, опомнился. А почему "ключ" - потому что, конечно, скандал вокруг "Лукулла" очень "расстроил ему нервы".

Пушкина — 10 февраля 10 февраля 2022 942 10 февраля по новому стилю в России отмечается День памяти Александра Сергеевича Пушкина. Это день скорби и печали, ведь именно 10 февраля в 1837 году умер после ранения на дуэли великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин известен как выдающийся русский поэт, драматург и прозаик, его литературное наследие является неоценимым вкладом не только в литературу России, но также и в мировую культуру. День памяти великого поэта связан с печально известной дуэлью с Жоржем Шарлем Дантесом, французским офицером-кавалергардом. Дуэль состоялась 8 февраля по старому стилю 27 января 1837 году на окраине Санкт-Петербурга, в районе Черной речки. В светском обществе ходили слухи о том, что Дантес оказывает знаки внимание жене Пушкина, и что она к нему также неравнодушна.

Жуковский же со слов доктора Спасского пишет, что «в самый день дуэля» у Пушкина «спросили, желает ли исповедаться и причаститься. Он согласился охотно, и положено было призвать священника утром»[1]. После смерти Пушкина Жуковский обратился к царю с просьбой отметить смерть Пушкина специальным рескриптом. Мы насилу довели его до смерти христианской», — сказал тот в ответ[2]. Из этих воспоминаний видно, что Николай I весьма скептически относился к религиозности поэта. Также известно, что еще до записки императора Пушкин попросил позвать «первого, ближайшего священника», которым оказался отец Петр из Конюшенной церкви. Так глубоко поразили священника благоговение и искренняя детская вера умирающего поэта». В том, что Пушкин умер христианином по своей воле, не остается сомнений. Но интересно, как представляли эту смерть современники поэта. Подробности дуэли и последних дней Пушкина Жуковский описывает в письме к отцу поэта, Сергею Львовичу Пушкину 15 февраля 1837 года, которое создавалось на основе заметок как публицистический документ, адресованный не только осиротевшим родным поэта, но всей читающей, грамотной России. В нем Жуковский подробно описывает последние дни умирающего Пушкина, делая явный акцент на обозначении тонкой душевной привязанности поэта к Николаю I, о явной глубине горя императора и всей России. Союз поэта и царской власти Жуковским интерпретируется в этом письме как разновидность союза поэта с властью Божественной. Император Николай по отношению к Пушкину выполняет миссию его земного ангела-хранителя, который с начала своего царствования поэта себе «отечески присвоил», взяв на себя функцию оберегать его душу от несчастий, им самим же на себя навлекаемым. Даже неудовольствие царя проходит сквозь призму «чего-то нежного, отеческого», а негодование приводит к желанию «испытать наслаждение прощения». Это отношение мудрого наставника, который больше действует добрым словом, поучением и любовью, а не запретом или устрашением. Конечно, образ царя как ангела-хранителя поэта Жуковский выстраивает не случайно, он созвучен творчеству главного романтического поэта России. Это сродни поэтическому образу «Гения чистой красоты», «Вдохновения с небес» которые являются «мимопролетающими благовестителями лучшего», посланными «с небесной высоты» для «откровенья сердцам». Государь помогает душе поэта очиститься покаяться , готовит душу к христианской кончине и переходу в божественный мир Вечности. Представление царской власти как Провидения, «гласа Божьего», а государя как Медиатора, Вестника мира «Там», дает право считать Жуковского создателем мифа религиозного, утверждающего личность в Вечности. Царь является для души поэта инструментом, при помощи которого она через «грех и смерть» готовится вкусить Бессмертия. Следует соотнести эту трактовку Жуковским союза поэта и «Божественного Императора» с тем, как сам Пушкин понимал свою роль в этом союзе. Можно вспомнить хотя бы стихотворения Пушкина 1827—28 годов «Стансы» и «В Сибирь».

День памяти А.С. Пушкина. 187 лет со дня смерти (1799–1837)

Но если спросить сегодня прохожих, а знаете ли вы, где похоронен Александр Сергеевич, кто-то скажет, в Москве, кто-то — в Петербурге. Многие уже забыли, как умирал Пушкин, где и насколько необычно его хоронили. В канун дня памяти Пушкина наш специальный корреспондент Александр Егорцев отправился по последнему пути поэта: из Санкт-Петербурга в Псковскую область, в Святогорский монастырь — на могилу Пушкина.

Он умер в возрасте 37 лет, но за свою недолгую жизнь он написал множество выдающихся литературных произведений, оказавших многолетнее влияние на русскую культуру и общество. Когда проходит В наше время день памяти А. Пушкина отмечается 10 февраля каждого года. Время начала большинства мемориальных мероприятий — 14 часов 45 минут. Именно в этот час в 1837 году остановилось сердце великого писателя и гражданина России. Кто отмечает День памяти писателя отмечают все ценители классической русской литературы, филологи, библиотекари и литературоведы, в памятных мероприятиях участвуют школьники и студенты. По большому счету, эта дата находит отклик у большинства россиян.

Причина этого то, что имя поэта известно каждому в России. Не только взрослым людям, но и школьникам. Все сходятся во мнении, что А. Пушкин был великим русским поэтом и писателем, создавшим выдающиеся литературные труды, и вошедшим в историю как фактический основоположник современного русского языка. История Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в городе Москве. Он происходил из дворянской семьи со старинными корнями, но сильно обедневшей. В числе предков Пушкина находятся люди оставившие след в истории России и в русской культуре: Пращур по матери — небезызвестный «арап Петра Великого» — Абрам Ганнибал.

Но который впоследствии писал, что если бы дело дошло до барьера - ему пришлось бы выдерживать огонь Александра Сергеевича, потому что рука у него не поднялась бы. Художник А. Наумов, 1884 г.

Фото: ru. Племянник Фёдора Толстого, сосед Гончаровых по имению, Семен Хлюстин, тоже 11-ю годами моложе Пушкина, будучи в первых числах февраля у него в гостях кстати, они виделись не первый раз - а в Полотняном Заводе Хлюстин даже немножко присматривался к Екатерине Гончаровой , имел неосторожность заговорить о литературе. Ну как - неосторожность? Понятно, что Пушкин кого угодно наведет на мысли о литературе. Беда в том, что получивший французское воспитание богач ни черта в русской литературе не смыслил. И представить себе не мог, что, пересказывая отзыв Сенковского о переводе "Вастолы", он совершает чудовищную бестактность. История такая: в пушкинские времена в Лицее служил в завхозах некто Ефим Люценко. Через двадцать лет он обратился к знаменитому лицеисту, которого помнил мальчишкой, с просьбой посодействовать в публикации своего перевода поэмы Кристофа Виланда "Вастола". Пушкин, приятно удивившись, что завхоз не чужд изящной словесности, мигом свел его со Смирдиным, но перевод был очень тяжеловесный, и Смирдин отказался. Но Пушкин всё-таки хотел помочь в том числе - материально небогатому пожилому человеку, - и поэма вышла у другого издателя, без указания имени переводчика, но с указанием на обложке: "Издал А.

Сенковский в своей "Библиотеке для чтения" сделал вид, что не понимает разницу между "издать" и "перевести", и разругал перевод как пушкинский, а потом еще делано удивился - ах, зачем же Пушкин "одолжил свое имя"! Одолжил бы лучше денег. А Пушкин со своей стороны сделал вид, что не понимает, как так можно было смешать: "Обвинение несправедливое: печатать чужие произведения, с согласия или по просьбе автора, до сих пор никому не воспрещалось. Это называется издавать; слово ясно; по крайней мере до сих пор другого не придумано", - оправдывался он в первой книге своего "Современника". Можно сказать, что подобно тому, как больше десяти лет назад, подав жалобу на перепечатку "Кавказского пленника" без его ведома, он создал прецедент в области защиты авторского права в России, сейчас он выступил новатором в том, что касается брендирования. Но выступил вообще-то не очень удачно. Не говоря уж про то, что совершенно бескорыстно! И поэтому заметка в "Современнике" заканчивается так: "Жалеем, что искреннее желание ему [переводчику] услужить могло подать повод к намекам, столь оскорбительным". В общем, если бы Хлюстин всё это знал, он бы, как благовоспитанный человек, конечно, не стал в доме у Пушкина эту тему поднимать и уж тем более пересказывать слова Сенковского об "обмане публики".

Гонимому не суждено было мирно встретить старость, и если бы не Дантес или приглашение в клуб рогоносцев, то наверняка свою роль сыграло бы что-нибудь другое. Кстати 10 февраля в 20:35 смотрите премьеру документального фильма "Пушкин. Это последняя съемка Андрея Битова. Это придумал Резо Габриадзе. Нам хотелось, чтобы это был веселый, легкий фильм. Дружба Габриадзе и Битова продлилась полстолетия, оба почитали Пушкина, и эту любовь переплавили в книги "Трудолюбивый Пушкин" и "Метаморфоза". Друзья не только размышляют о судьбе и творчестве великого русского поэта.

"Блондинистый, почти белесый..."

День смерти поэта — 10 февраля — стал Днём его памяти, в который миллионы поклонников творчества Пушкина стараются освежить в памяти его бессмертные произведения: он памятник себе воздвиг нерукоткорный, к нему не зарастёт народная тропа. сегодня День памяти Александра Сергеевича Пушкина. 10 февраля – день смерти Александра Сергеевича Пушкина 8 февраля 1837 года произошла трагическая дуэль великого поэта России с кавалергард-поручиком французом Жоржем Дантесом. 21:00 ул. Пречистенка, 12/2, ст. м. «Кропоткинская». В понедельник, 10 февраля исполнилось 177 лет со дня гибели Александра Сергеевича Пушкина. Ежегодно 10 февраля мы вспоминаем о смерти Пушкина.

10 февраля – день памяти Александра Сергеевича Пушкина

10 февраля, суббота ДЕНЬ ПАМЯТИ А.С. ПУШКИНА 181-Я ГОДОВЩИНА СО ДНЯ ГИБЕЛИ ПОЭТА ДЕНЬ ПАМЯТИ А.С. ПУШКИНА В этот день для бесплатного посещения ОТКРЫТЫ Экспозиция и выставки Государственного музея а (с 10.00 до 18.00). 10 февраля – день смерти Александра Сергеевича Пушкина 8 февраля 1837 года произошла трагическая дуэль великого поэта России с кавалергард-поручиком французом Жоржем Дантесом. День памяти Александра Сергеевича Пушкина отмечается в день смерти поэта 10 февраля (29 января – по старому стилю) 1837 года, умер в 37 лет от ранени. В России 10 февраля отмечают День памяти Александра Сергеевича Пушкина.-2. В понедельник, 10 февраля исполнилось 177 лет со дня гибели Александра Сергеевича Пушкина. 10 февраля, суббота ДЕНЬ ПАМЯТИ А.С. ПУШКИНА 181-Я ГОДОВЩИНА СО ДНЯ ГИБЕЛИ ПОЭТА ДЕНЬ ПАМЯТИ А.С. ПУШКИНА В этот день для бесплатного посещения ОТКРЫТЫ Экспозиция и выставки Государственного музея а (с 10.00 до 18.00).

День памяти А.С. Пушкина (10 февраля 2024 года)

Раевского, которые воевали с Турцией за взятие крепости Арзрум. Это время Пушкин описывает в книге «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года». Эта поговорка, вероятно, родилась во время крестовых походов, когда бедные рыцари, оставляя голые стены и дубовые стулья своих замков, увидели в первый раз красные диваны, пестрые ковры и кинжалы с цветными камушками на рукояти. Ныне можно сказать: азиатская бедность, азиатское свинство и прочее, но роскошь есть, конечно, принадлежность Европы. В Арзруме ни за какие деньги нельзя купить того, что вы найдете в мелочной лавке первого уездного городка Псковской губернии», — так описал единственную посещённую заграницу Александр Сергеевич Пушкин в своих путевых заметках. Вернувшись в Петербург, Пушкин поступил на службу в министерство иностранных дел и состоял при дворе, где у него было множество недоброжелателей. В феврале 1831 года Пушкин и Гончарова повенчались. Пушкин очень любил свою жену, стремился улучшить материальное благополучие своей семьи, но это ему не очень удавалось — они жили весьма бедно. К сожалению, кроме жены и других женщин, которые были у него до женитьбы, Пушкин не менее страстно любил карты, причём проигрыши были не редким явлением, так что частенько семья оставалась без средств к существованию. Однако и в работоспособности поэт не уступал своим качествам: за ночь мог написать поэму или несколько стихов на заказ, но даже это не спасало семью от постоянной материальной нужды — карточные долги не заканчивались. Пушкин связывал это с тем, что во время своего венчания с Натальей Гончаровой, которой в ту пору шёл девятнадцатый год, произошел нелепый неприятный случай: обручальное кольцо выскользнуло из рук жениха и упало на пол, а в завершение всего потухла ещё и свеча.

Пушкин счел это дурным предзнаменованием и очень переживал, но всё равно был счастлив семейной жизнью, преданно любил свою красавицу-жену, был верен ей, как и она была ему верна. О своей любимой жене и музе поэт с восторгом писал: «Творец тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, чистейшей прелести чистейший образец! Этим иногда пользовались завистники и недруги, занимавшиеся плетением великосветских интриг. Так случилось и в тот роковой день, когда Пушкин сразился на дуэли с Дантесом и получил смертельное ранение. По воспоминаниям современников, у Пушкина и француза русского происхождения Жоржа Дантеса было очень много общего — оба обладали яркой харизмой, умели обаять публику, славились дерзкими выходками и имели репутацию покорителей женских сердец. Что и говорить, они были достойны друг друга. Познакомились будущие смертельные враги в 1834 году. Пушкин к тому времени уже три года был женат на красивейшей женщине Петербурга — Наталье Гончаровой. Все изменилось после того, как французский офицер-кавалергард Жорж Дантес влюбился и стал оказывать знаки внимания жене поэта. Продолжалось это достаточно долго, и Дантес был настойчив даже после своей свадьбы с сестрой Натальи — Екатериной Гончаровой.

Печальному событию предшествовала еще одна несостоявшаяся дуэль. В 1835 году Пушкин вызывал Жоржа сразиться и поставить точку в неприятной ситуации, связанной с отношением француза к его жене. Тогда близкие смогли отговорить поэта, и всё удалось разрешить мирным путем. Однако ухаживания со стороны Дантеса не прекращались, а многочисленные светские интриганы лишь подливали масла в огонь, передавая Пушкину подробности встреч Дантеса и Натальи. Многие представители высшего света ненавидели или презирали Пушкина за его свободолюбие, прямоту и патриотизм. Эти люди часто распускали слухи, порочившие Александра Сергеевича или его жену. Причём среди интриганов числились как беспечные беззаботные барышни, так и высокие государственные чины, такие как приемный отец Дантеса — барон Теодор ван Геккерен. Горячая кровь поэта взыграла, и остановить вторую дуэль никто уже не смог. Роковая и последняя встреча противников состоялась 8 февраля 1837 года у Черной речки близ Комендантского посёлка под Санкт-Петербургом. Анализируя события с той смертельной схватки, историкам удалось выяснить, что Дантес стрелял первый, не дойдя одного шага до барьера, и пуля, выпущенная Дантесом, задела шейку бедра поэта и вошла в живот.

Упав, он выронил пистолет, но, нарушив правила дуэлей, ему подали второй. Найдя в себе силы, поэт произвёл ответный выстрел. Пуля угодила в пуговицу противнику и благополучно отскочила, чуть задев руку. Дом поэта находился примерно в 10 километров от места дуэли. Тем не менее, везли Пушкина больше часа. В пути поэт потерял много крови, несколько раз терял сознание и жаловался на тошноту и сильную боль в животе. Окажись на месте дуэли хороший врач, возможно, писатель остался бы жив. Домой его привезли только вечером. К ночи боли стали нарастать. Узнавший о дуэли император прислал к поэту своего личного врача, который признал, что все очень плохо и надежд на выздоровление очень мало.

Пулю не смогли извлечь, скорее всего, она застряла в позвоночнике, что неминуемо вело к смерти.

Мы до сих пор не знаем, кто написал это письмо, и по-прежнему называем его анонимным пасквилем. Если бы хоть один историк представил ясные, четкие доказательства авторства, то руководство музея изменило бы формулировку, но пока оно все еще остается анонимным. Сам же Пушкин по характеру письма, европейской традиции написания таких парфюмных писем, бумаге и почерку определил, что это дело рук Жоржа Дантеса. После этого Александр Сергеевич вызвал Дантеса на дуэль, но этот вызов в тот день не застал его дома, поскольку он был на службе в Зимнем дворце. Приемный отец Дантеса, барон Геккерн, понимал, что если эта дуэль состоится, то в худшем случае его сын будет убит, а в лучшем — будет выслан из России.

В любом случае о карьере сына в России можно было забыть. И Геккерн обратился к Пушкину с просьбой отсрочить дуэль. Пушкин нехотя, но согласился, и за время этой отсрочки состоялась свадьба между Дантесом и Екатериной Николаевной Гончаровой, старшей сестрой жены Пушкина». Миф 3. Дантес был влюблен в сестру Гончаровой Жорж Дантес действительно женился на Екатерине Николаевне Гончаровой, но отнюдь не от большой любви, а чтобы спасти свою жизнь и карьеру. К тому же эта идея принадлежала его приемному отцу.

Но, по версии Геккернов, Дантес был настолько смущен, что не мог открыто признаться. Пушкин в этой ситуации выглядел вспыльчивым ревнивым самодуром. На самом деле Дантес, конечно, не любил Екатерину. Во-первых, она была бесприданницей, а Дантес явно хотел себе партию получше. Кроме того, красотой младшей сестры Екатерина похвастаться не могла — она была худой и смуглой. В свете старших сестер Гончаровых, Екатерину и Александру, называли чуть ли не черенками от швабры.

Екатерина, как и многие светские дамы того времени, была влюблена в Дантеса. Молодой красавец-военный, обходительный, да к тому же француз — им многие увлекались. Услышав от Пушкина о предстоящей свадьбе, Екатерина была вне себя от радости. Она с упоением стала подбирать приданое, шить наряды и очень стремилась к этой свадьбе», — рассказывает сотрудница музея. Миф 4. Гончарова любила Дантеса и была холодна к мужу Даже несмотря на сохранившиеся письма Гончаровой к Пушкину и свидетельства современников, до сих пор точно не известно, какие отношения были между Натальей Николаевной и Дантесом.

То, что он открыто волочился за ней, а Пушкин злился и ревновал, — это факт. Однако наличие любовной связи между молодой красавицей и пылким французом ничем не подкреплено. Близкие отношения Гончаровой с императором, в которых ее обвиняет анонимный автор письма, тоже всего лишь домыслы, утверждает наша собеседница: «Что касается Натальи Николаевны, то она, будучи в свете, принимала ухаживания молодого кавалера, ей это было лестно, но обо всех случаях встреч с Дантесом она рассказывала Пушкину. Николай I также благоволил к Гончаровой. Бывало, он проезжал близ дома Пушкиных на набережной и потом журил Наталью Николаевну за то, что у нее опущены шторы. Он назначил Пушкина камер-юнкером, чтобы Наталья Николаевна была обязана бывать на балах в Аничковом дворце.

Но все-таки связь Гончаровой с императором — это только домыслы, и никаких фактов, подтверждающих это, нет.

День памяти великого поэта связан с печально известной дуэлью с Жоржем Шарлем Дантесом, французским офицером-кавалергардом. Дуэль состоялась 8 февраля по старому стилю 27 января 1837 году на окраине Санкт-Петербурга, в районе Черной речки. В светском обществе ходили слухи о том, что Дантес оказывает знаки внимание жене Пушкина, и что она к нему также неравнодушна. Эти слухи привели к тому, что Пушкин вызывал Дантеса на дуэль, которая однако не состоялась в силу ряда причин. Одной из этих причин была женитьба Дантеса на сестре Натальи Николаевны Екатерине.

Мы долго стояли над ним молча, не шевелясь, не смея нарушить великого таинства смерти, которое свершилось перед нами во всей умилительной святыне своей. Когда все ушли, я сел перед ним и долго один смотрел ему в лицо.

Никогда на этом лице я не видал ничего подобного тому, что было на нем в эту первую минуту смерти. Голова его несколько наклонилась; руки, в которых было за несколько минут какое-то судорожное движение, были спокойно протянуты, как будто упавшие для отдыха после тяжелого труда. Но что выражалось на его лице, я сказать словами не умею. Оно было для меня так ново и в то же время так знакомо! Это было не сон и не покой! Это не было выражение ума, столь прежде свойственное этому лицу; это не было также и выражение поэтическое! Всматриваясь в него, мне все хотелось у него спросить: «Что видишь, друг? Вот минуты в жизни нашей, которые вполне достойны названия великих.

В эту минуту, можно сказать, я видел самое смерть, божественно тайную, смерть без покрывала. Какую печать наложила она на лицо его и как удивительно высказала на нем и свою и его тайну. Я уверяю тебя, что никогда на лице его не видал я выражения такой глубокой, величественной, торжественной мысли. Она, конечно, проскакивала в нем и прежде. Но в этой чистоте обнаружилась только тогда, когда все земное отделилось от него с прикосновением смерти. Таков был конец нашего Пушкина. Похороны Пушкина в Святогорском монастыре 6 18 февраля 1837 г. Тургенев: «Вчера отслужили мы первую панихиду по Пушкину в 8 час.

Жена рвалась в своей комнате; она иногда в тихой, безмолвной, иногда в каком-то исступлении горести. Когда обмывали его, я рассмотрел рану его, по-видимому, ничтожную». Жуковский: «На другой день мы, друзья, положили Пушкина своими руками в гроб; на следующий день, к вечеру, перенесли его в Конюшенную церковь. И в эти оба дни та горница, где он лежал в гробе, была беспрестанно полна народом. Конечно, более десяти тысяч человек приходило взглянуть на него: многие плакали; иные долго останавливались и как будто хотели всмотреться в лицо его; было что-то разительное в его неподвижности посреди этого движения и что-то умилительно-таинственное в той молитве, которая так тихо, так однообразно слышалась посреди этого шума. Соловьева, в статье «Судьба Пушкина», в пользу того утверждения, что Пушкин уже ничего не смог бы создать великого после дуэли, завершись она гибелью его противника, — в них есть много убедительного и справедливого, но и это становится отчасти второзначным перед выяснением причины свершившегося и смысла его а не того, что могло бы произойти, если бы все события развивались так, как нам того желалось. С философом нужно согласиться прежде всего в том, что не следует преувеличивать роковую роль «светской черни» в свершившемся, снимая вину с самого поэта — вину внутреннюю, сущностную. Понять же истинную вину кого бы то ни было нам нужно вовсе не для того, чтобы осудить его и оправдать кого-то иного — нельзя брать на себя роль Высшего Судии.

Мы должны лишь извлечь из всего урок для себя, распознав в себе ту же греховность, что так ясно становится видна в столкновении характеров, наблюдать которые нам выпало. Вина имеет истоки преимущественно внутренние, мы же силимся найти виновных именно вовне, по вполне понятным причинам соблазняясь лермонтовским негодованием, увлекающем нас во власть темной злобы и мстительных вожделений. С недавних пор мы особенно упорно стремимся обнаружить во всех событиях действие могущественных закулисных сил, соединяя прошлое со злобою нынешнего дня. Урок, извлекаемый нами из трагедии Пушкина, становится для нас вполне однозначным: ищи во всем внешних врагов, не гони от себя ненависть к ним. Враг рода человеческого, без сомнения, не преминет воспользоваться помощью своих служителей так что и впрямь забывать о них не след , но зачем же забываем мы: подчинить нас своей воле они смогут только через наши слабости. Вовсе не для того, чтобы тут же осудить Пушкина, должны мы уяснить себе, в чем он позволил темным силам взять над собою верх, — так мы лишь впадем в грех гордыни, не сумев добыть для себя никакой духовной пользы, ради которой и необходимо нам осознать истинный смысл происшедшего. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» Лк. Пушкину было дано с преизбытком.

Поэтому небесполезно задуматься над мыслью Вл. Соловьева, непонятой и отвергнутой многими, ибо для большинства она оказалась неприемлемой эмоционально и непостижимою рассудком: «Пушкин убит не пулею Геккерна, а своим собственным выстрелом в Геккерна». Вернемся мыслью в тот зимний январский вечер, на берег Черной речки, где в снегу лежит раненый Пушкин. Мы не можем утверждать с непоколебимой уверенностью, что рана была безусловно смертельною, но нельзя отвергнуть того, что темная злая энергия переполняла в тот момент душу поэта. Друзьям, которые бросились к нему в тревоге, он твердо сказал: «У меня хватит силы на выстрел». Дантес упал, ибо Пушкин был слишком опытным стрелком, ибо рука его была достаточно натренирована. Падение противника вызвало недобрую радость в душе поэта, радость убийства, — и это все усугубило. Но противник оказался лишь контужен.

До сих пор мусолятся милые обывателям слухи о кольчуге, более трезвые рассуждают, что Дантеса спас случай. Нет ничего случайного, во всем Промысел Божий. Остановим мысленно то мгновение, когда выстрел уже сделан, но пуля еще вершит свой путь. Пушкин уже безусловно обречен. Его ожидают дни тяжких страданий души. Его ждет тот миг, коего не избегнет никто, но к которому поэт находился уже ближе многих. Кем предстояло ему встретить тот миг — убийцею, злобно торжествовавшим свой мстительный триумф, или смиренным христианином, совершившим подвиг прощения убийце собственному?

10 февраля - День памяти А. С. Пушкина

А кровь все шла и шла, не останавливаясь. Пушкину меняли повязки, ставили пиявок, но у него уже начался сепсис, а изъять пулю из тела врачи не могли. Миф 9. Пушкин смиренно терпел боль И да и нет. Поэт действительно очень стойко перенес предсмертные муки и старался не докучать родным, но в какой-то момент даже он чуть не сломался: «Все ждали трагического финала, но Наталья Николаевна надеялась до последнего. Периодически Пушкину становилось лучше, и один раз он даже попросил жену покормить его моченой морошкой.

Наталья Николаевна исполнила просьбу мужа: встала на колени перед кроватью, покормила его с ложечки и, обрадованная, вышла к друзьям, убеждая их, что Пушкин поправится. Но, к сожалению, это был один из кратких периодов улучшений. А в основном боли поэта были настолько сильными и невыносимыми, что в какой-то момент слуга сказал его друзьям, что барин попросил подать ему шкатулку, в которой лежали пистолеты. Страдания Пушкина были настолько ужасны, что он задумался о таком тяжелом грехе, как самоубийство. Но при этом поэт старался никому не показывать своих болей и не кричать, чтобы не испугать жену, которая была в соседней комнате.

Он даже сам ставил себе пиявок — то есть старался как можно меньше тревожить близких. Но в какой-то момент даже он не выдержал и чуть было не застрелился — муки его были нестерпимы». Миф 10. На похороны Пушкина пришла вся Россия Отношения Пушкина и Николая в последующие годы довольно часто представали в искаженном виде, особенно в советскую эпоху. Историки и публицисты того времени часто показывали Пушкина в образе поэта-вольнодумца, который едва не стал декабристом, и даже коверкали некоторые моменты его биографии.

Так, фразу императора, сказанную по поводу смерти поэта, «Пушкин умер и, слава богу, он умер христианином» советские пушкинисты сократили, и получилось «Пушкин умер, и слава богу», что совершенно меняло смысл сказанного. Отношения между царем и поэтом в самом деле были непростыми, но и сказать, что смерть Пушкина обрадовала Николая, безусловно, нельзя. Правда, Пушкин в процессе работы уже отошел от процарских настроений, но все равно этот заказ был важен для него. После смерти Пушкина Николай боялся народного восстания. Сначала он приказал назначить отпевание в часовне Исаакиевского собора, потом повелел тайно перенести его в церковь Конюшенного ведомства и пригнал туда жандармов.

Студентам в этот день даже запретили уходить с лекций под угрозой исключения. А после отпевания тело Пушкина в гробу тоже тайно погрузили на сани, накрыли рогожей, соломой и опять же тайно вывезли из Петербурга. Его похоронили на кладбище Святогорского монастыря в Псковской губернии. На похоронах Пушкина практически никто из его близких не присутствовал. Из тех, кто знал поэта, там был только его друг Александр Иванович Тургенев.

Наталья Николаевна осталась в Петербурге: после всех этих событий она была настолько плоха, что близкие и врачи боялись за ее собственное состояние — как бы она не последовала на тот свет вслед за мужем. У нее случались страшные нервные припадки, во время которых эта высокая, стройная женщина доставала затылком до пяток — так она билась в конвульсиях. Доктора пытались удержать ее в этой жизни, поэтому она, конечно, никак не могла поехать на похороны Пушкина. Впервые Гончарова посетила могилу супруга только через два года», — заключила Ирина.

Мы знаем, что французские Людовики окружали себя поэтами и философами, итальянские Медичи ценили художников, музыкантов, осыпали их дарами, деньгами. Но здесь другая ситуация. Двор стремится унизить поэта, нанести ему обиду, показать, что он мелочь. Ведь само это назначение связано лишь с тем, что Пушкин как камер-юнкер обязан ездить на придворные балы в Аничков дворец. Для чего? Чтобы представлять собственную супругу.

Последняя интрига тоже не отличалась большой фантазией. Чтобы отвести подозрение от царя, запустили «утку» о том, что маленький, немолодой, некрасивый поэт возревновал к молодому красавцу-гусару. Те, кто считает, что причина дуэли в отношениях Дантес—Пушкин, просто не подозревают о глубине проблемы. Не понимают того, что царская семья, попросту говоря, наплевала в душу Александра Сергеевича. Тайное становится явным — В своем исследовании вы делаете сенсационное предположение о том, что автором подметных писем был… сам Пушкин. Для чего поэту понадобилось делать свой позор достоянием общественности? Интрига состояла в том, что Пушкин должен был каким-то образом положить конец сплетням. Ну а что мог сделать Пушкин в придворном обществе Санкт-Петербурга? Ударить по щеке императора? Сначала он пытался спровоцировать любую дуэль без кровавого исхода , чтобы в качестве неминуемого наказания за нее получить столь желанную высылку из столицы.

Не получилось. Тогда поэт решается на тщательную мистификацию с анонимными письмами. Ему важно было не драться с Дантесом, а вызвать замешательство в стане Романовых и выйти в конце концов на прямое объяснение с императором. Известно, что 8-й экземпляр подметного письма был послан министру Нессельроде в расчете на то, что тот первым донесет об этом царю. И царь, прочитав пасквиль, на самом деле был возмущен и выкинул из страны Геккерна. Но это произошло уже после смерти поэта. Нессельроде побоялся показать пасквиль царю. Хотя если бы Николай Павлович прочитал его до дуэли, то был бы взбешен тем, что интрига вышла на поверхность. И наверняка принял бы версию этого пасквиля, обвиняющего во всем Геккерна. А может быть, чисто по-солдафонски даже посчитал, что подсадная утка Дантес слишком переусердствовал в ухаживаниях за Натальей Николаевной.

Пушкина был официально закреплен статус музея. С тех пор не прекращается традиция приходить на Мойку, 12 поклониться памяти поэта. Торжественное памятное собрание, посвященное годовщине гибели А. Пушкина, проводится ежегодно 10 февраля во дворе дома на Мойке, 12 при стечении общественности, с участием представителей творческой интеллигенции, Правительства России, Администрации Санкт-Петербурга, иностранных гостей. Эта памятная дата является значительным событием в истории России, именно поэтому повсеместно проводятся мероприятия, посвящённые памяти Александра Сергеевича Пушкина.

Весь ХХ век пушкинисты разгадывали тайну гибели величайшего русского гения. И вот в самом конце прошлого столетия было сделано важное открытие.

Цвет лица Пушкина был особенный. Это объяснялось примесью в его жилах негритянской крови Аннибала, которая даже после нескольких поколений еще продолжала загрязнять своей сажей наше славянское молоко. Много добродушия в обхождении. Он был низкого роста и при хождении нескладно волочил ноги, и шаг его был косолапый. Портреты его все похожи, но приукрашены"7. Наркиз Иванович Тарасенко-Отрешков 1805-1873 , писатель-экономист и издатель, познакомился с Пушкиным в 1832 году: "Пушкин был небольшого роста, сухощав, с курчавыми, весьма темно-русыми, почти черными волосами, с глазами темно-голубыми. В облике лица сохранились еще черты африканского происхождения, но в легком уже напоминании.

Даже во множестве нельзя было не заметить Пушкина: по уму в глазах, по выражению лица, высказывающему какую-то решимость характера, по едва ли унимаемой природной живости, какого-то внутреннего беспокойства, по проявлению с трудом сдерживаемых страстей. Таким, по крайней мере, казался мне Пушкин в последние годы своей жизни. К этому можно еще сказать, что также нельзя было не заметить невнимание Пушкина к своему платью и его покрою, даже на больших балах. В обществе, сколько мне случалось его видеть, я всегда находил его весьма молчаливым, избегающим всякого высказыванья"8. Елизавета Алексеевна Драшусова 1817-1884 , в первом браке баронесса Карлгоф, была плодовитым прозаиком и автором интересных мемуаров. С Пушкиным она познакомилась на званом обеде в январе 1836 года: "... Я ждала Пушкина, и при каждом звонке колокольчика сердце начинало сильно биться, как будто мне предстояло свидание с человеком, страстно любимым. В продолжение обеда я была не очень разговорчива; все внимание мое было устремлено на Пушкина, который сидел против меня. Он был нехорош собой: смугловат, неправильные черты лица, но нельзя было представить себе физиономии более выразительной, более оживленной, более говорящей и слышать более приятного, более гармоничного голоса, как будто нарочно созданного для его стихов"9.

Анна Керн. Видим мы Пушкина-игрока, страстно преданного карточной игре и способного в один присест проиграть 5000 рублей свое годовое жалованье историографа : "Я предпочел бы умереть, чем не играть"11. И, разумеется, у нас есть уникальная возможность наблюдать Пушкина в роли страстного любовника. В уже упоминавшемся романе "Тысяча душ" князь Раменский рассказывает: "знал эту даму, в которую он был влюблен, - и это была прелестнейшая женщина, каких когда-либо создавал Божий мир"12. В те давно прошедшие времена существовали иные представления о приличиях, отличные от нашего времени с его публичностью всех сфер жизни медийных фигур, не исключая сферы интимной. Герой литературного произведения даже не намекает на имя той, в кого был влюблен поэт, а заинтригованные собеседники князя не считают для себя возможным переступить нравственное табу и задать нескромный вопрос, уточняющий имя пушкинской музы.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий