Как сообщили «Известия», парламентарии предлагают ввести уголовное наказание за нарушения в ходе голосования. За незаконную выдачу и получение бюллетеней. Если избиратель бросил бюллетень в ящик для голосования, исправить ошибку уже не смогут. В Москве девушка залила зеленкой урну с бюллетенями на выборы — ей грозит 5 лет колонии. «За» он будет голосовать, «против», порвет бюллетень или съест – это совершенно не важно! «Избиратель сам порвал бюллетень, когда голосовал досрочно, 8 сентября.
Житель Керчи съел бюллетень на выборах президента РФ
За вброс бюллетеней введена долгожданная уголовная статья | Ряд "левых оппозиционеров" вышли с инициативой портить бюллетени на выборах президента 2024 года. |
Испорченные бюллетени в 20 регионах РФ будут учтены при подсчёте голосов | Да я порвал свой бюллетень, поэтому пишу вам сейчас из тюрьмы. |
Путин напомнил об ответственности за порчу бюллетеней: Политика: Россия: | Политика Выборы президента — 2024 Профессор пришла на выборы с зеленкой подробности На выборы с огнем и зеленкой: как на Урале наказали дерзких избирателей. |
За порчу избирательных бюллетеней предложили привлекать к ответственности | Спонсорский Telegram-канал ?start=utm-yt-descriptionДрузья, ряд левых оппозиционеров вышли с инициативой портить бюллетени на вы. |
Путин напомнил, что порча бюллетеней — это недемократично и уголовно наказуемо | Однако, если избиратель получит бюллетень и демонстративно порвёт его в общественном месте в присутствии членов избирательной комиссии и других избирателей, то в этом случае его действия могут быть квалифицированы частью 1 статьи 282 Уголовного кодекса РФ. |
ИЗБИРАТЕЛЬ ИМЕЕТ ПРАВО ЗАБРАТЬ СВОЙ БЮЛЛЕТЕНЬ.
Отмечу, не случайно эта информация исходила от представителя «Голоса». В последнее время эта структура поддерживает КПРФ практически во всех начинаниях, что наводит на определенные мысли о партнерских отношениях КПРФ и «Голоса», - заключила она. СоцсетиДобавить в блогПереслать эту новостьДобавить в закладки RSS каналы Добавить в блог Чтобы разместить ссылку на этот материал, скопируйте данный код в свой блог. Код для публикации: На участке в Нефтекамске, где избиратель провал бюллетень из-за якобы уже стоявшей отметки, была совершена спланированная провокация, считает председатель Общественной палаты Республики Башкортостан Ольга Панчихина.
Запрещены оскорбления других форумчан в хамской форме с применением обсценной лексики.
Санкции: сообщение сразу удаляется, пользователь предупреждается. В случае повторения деяния, а также в случае агрессивного несогласия наказуемого, применяется бан на один час, после применяется бан на одни сутки. Если и это не помогло, то появляется основание для вечного бана. В случае взаимного нарушения санкции накладываются только на первого нарушившего.
А членов УИК вы снимать можете, так как они "государевы люди" при исполнении. Вторжения в частную жизнь тут не происходит. Вас могут обвинить в том, что вы планируете продать свой бюллетень. Обвинение беспочвенно и нарушает презумпцию невиновности, но их это волновать не будет. Можно "пободаться" с ними, а в крайнем случае — испортить бюллетень, поставив галки во всех квадратах, и тогда повода обвинять вас в продаже бюллетеня у них не будет. А можно предложить просидеть весь день на избирательном участке до закрытия, чтоб они видели, что вы не продаете свой бюллетень : Не лезте на рожон.
Расписались, получили бюллетень, зашли в кабинку, вышли, продефилировали мимо урн, вышли. Можно кинуть в урну заранее заготовленный сложенный лист бумаги. Важное обновление Несколько грамотных людей мне порекомендовали вот что: при выносе не задумываясь портить бюллетень.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии.
Сетевое издание «МК в Крыму», crimea. Симферополь, ул.
Что произойдет, если порвать бюллетень на выборах
Что произойдет, если порвать бюллетень на выборах? Законодательство и последствия | В Керчи мужчина порвал и употребил внутрь бюллетень на выборах президента России 2024. |
Какое наказание ждет тех, кто испортил бюллетени на выборах в России 2024? | Бюллетени портятся до такого состояния, что определение выбора избирателя становится невозможным. Наказания за порчу бюллетеней и имущества на выборах. |
На Кубани объяснили ситуацию с испорченными на выборах бюллетенями | Свежие новости в России и мире. |
В России возбудили ещё три уголовных дела из-за испорченных зелёнкой бюллетеней
Как передает корреспондент , на участке под номером 310 избиратель демонстративно порвал бюллетень, когда узнал, что в списках нет кандидатов-коммунистов. Порвать бюллетень на выборах считается нарушением избирательного процесса, так как это может создать проблемы при подсчете голосов и нанести ущерб принципу тайного голосования. Если комиссия зафиксировала попытку избирателя вынести избирательный бюллетень, то членам комиссии следует разъяснить предназначение избирательного бюллетеня и предложить избирателю проголосовать.
А если порвать на глазах у всех избирательный бюллетень?
Комиссия под руководством сенатора Андрея Климова уже пятый год проводит мониторинг ситуации с точки зрения признаков внешнего вмешательства в избирательный процесс, чтобы подготовиться к очередным попыткам сорвать выборы в России. Брод обратил внимание парламентариев на пробел в административном праве. Так, нормы КоАП РФ устанавливают ответственность за умышленное уничтожение или повреждение информационных агитационных материалов.
Процесс передачи бюллетеней от доставщиков до участковых комиссий осуществляется под контролем и регистрацией, чтобы исключить возможность пропажи или подмены бюллетеней. Сроки хранения и уничтожения. После выборов оставшиеся бюллетени хранятся в течение определенного срока и затем уничтожаются, чтобы не создавать возможности для их незаконного использования. Проведение легитимных выборов является ключевым фактором в демократической системе. Правильная организация и защита процесса голосования исключает возможность порчи бюллетеней и гарантирует достоверность результата выборов. Роль граждан в соблюдении чистоты выборов Одной из важнейших задач граждан является предотвращение различных нарушений и злоупотреблений на протяжении всего избирательного процесса. Граждане могут активно участвовать, начиная с регистрации и подачи своего голоса в день выборов.
Важно следить за тем, чтобы в списке избирателей не было вымышленных или дублирующих записей. Граждане могут вносить предложения о проверке списка избирателей и сообщать о любых подозрительных случаях. Также, каждый голосующий должен быть внимателен и следить за тем, чтобы его голос не был подменен или исказен. Граждане также могут помогать в обеспечении честности выборов путем наблюдения за ходом избирательного процесса. Они могут быть наблюдателями на участках и следить за соблюдением законодательства и избирательных процедур. В случае выявления нарушений, граждане должны сообщать об этом компетентным органам и содействовать проведению расследования. Тем самым, они помогают создать атмосферу доверия и прозрачности в процессе выборов.
Как сообщало ИА Регнум, злоумышленники, поджигающие избирательные участки, должны помнить, что их может ждать уголовная ответственность по статье о государственной измене, заявил 16 марта зампредседателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.
Председатель Центризбиркома Элла Памфилова в свою очередь назвала подонками людей, которые портят избирательные урны. Она подчеркнула, что нарушителям грозит реальное лишение свободы. Задержанные признались, что им обещали деньги, след «идёт из-за рубежа», добавила председатель ЦИК.
Источник: Комсомольская правда В Краснодарском крае завершились выборы президента России.
Действительных бюллетеней, по данным избиркома, в крае насчитали 3,9 млн, а недействительных 23,7 тысяч.
Стоит ли портить бюллетень?
Порванный бюллетень на выборах может иметь серьезные последствия для избирательного процесса. Умышленное уничтожение или повреждение агитационного материала либо информационного материала, относящегося к выборам, референдуму, общероссийскому голосованию. Зашёл в кабинку, бюллетень порвал и положил в карман.
Путин напомнил, что порча бюллетеней — это недемократично и уголовно наказуемо
Если избиратель бросил бюллетень в ящик для голосования, исправить ошибку уже не смогут. Раздосадованный избиратель порвал бюллетень и бросил его в урну для голосования. Ряд "левых оппозиционеров" вышли с инициативой портить бюллетени на выборах президента 2024 года. Все испорченные на избирательных участках в Москве бюллетени будут сохранены, пишет «РИА Новости» со ссылкой на горизбирком. Однако, если избиратель получит бюллетень и демонстративно порвёт его в общественном месте в присутствии членов избирательной комиссии и других избирателей, то в этом. Порванный или унесенный бюллетень считается утраченным, не учитывается в явке и не влияет на проценты, набранные кандидатом.
Выборы-2023: где могут проголосовать участники СВО и что делать, если испортил бюллетень
Как писал "Деловой Петербург", один из таких инцидентов произошёл 15 марта в Москве , а после случившегося представители столичного управления СК возбудили уголовное дело о воспрепятствовании осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий ст. Аналогичное обвинение, как сообщили в пресс-службе СК РФ по Ростовской области, предъявлено мужчине 1962 года рождения, который тоже "вылил жидкость зелёного цвета" в урну для бюллетеней на избирательном участке в Азовском районе. Также в СМИ фигурировала информация о женщине, совершившей такое же правонарушение в Борисоглебске Воронежской области. В региональном управлении МВД уточнили, что по подозрению в совершении преступления задержали две местные жительницы, 58 и 66 лет, которые "облили красящим веществом урны для бюллетеней".
Он отметил, что одно дело, если человек просто не хочет сам голосовать, если никто не нравится, или хочет оказать доверие тому, кого считает нужным. Какая же здесь демократия? На вопрос журналиста, как он относится к призывам оппозиции массово проголосовать в воскресенье, он ответил, что, насколько ему известно, "призывы были голосовать в полдень, и это должно было быть проявлением оппозиционности".
Первое заседание по иску Шмелевой проходило 15 апреля. Тогда зампред горизбиркома Петербурга Олег Зацепа заявил, что проведенная по факту появления этого видео проверка не выявила подтверждения фальсификациям. Распространенный в Сети ролик он назвал «фейком». На заседании 24 апреля по требованию судьи представитель избирательной комиссии должен был предоставить подлинную запись всех трех дней голосования, а также обоснование, по которому ролик бюыл признан поддельным.
Как пишет «Коммерсантъ», у горизбиркома «в итоге нашлись» только два видео: за 14 марта день до начала голосования и 17 марта последний день голосования. Зацепа объяснил это тем, что запись была прервана, возможно, из-за «хакерской атаки».
Она требовала признать факт вброса бюллетеней на этом участке на основании видео с ползущей на коленях к избирательной урне женщиной. Эта видеозапись была опубликована в телеграм-канале «Наблюдатели Петербурга» 20 марта. В результате нее подтверждения фальсификациям не нашли, а видео посчитали фейком, сообщил в суде зампред петербургского избиркома Олег Зацепа. Суд потребовал от горизбиркома предоставить видеозаписи всех трех дней голосования — 15,16 и 17 марта.
Последствия порванного бюллетеня на выборах
Наблюдателям выдали вот такие методички, обратите внимание на иллюстрации. То есть наблюдателей прямым текстом побуждают создавать «позитивный контент» в социальных сетях. Да ещё и на собственных страницах в интернете. Впрочем, переписывать всё с методички я не вижу смысла — взглянете на иллюстрации и всё прочтёте сами. Особо хочется отметить хештег голосуемЗа… Кроме того, наблюдателей не просто принудительно сделали агитаторами, но и распределили их по ролям: есть наблюдатель-легитимность, есть наблюдатель-явка. Возможно есть и другие роли. И это ужасно. И ведь в задачу наблюдателей входит не просто размещать публикации в интернете, формирующие положительное мнение людей об извращении Конституции, им ещё и нужно согласовывать каждую публикацию с неким «бригадиром»!
Кто эти бригадиры и кураторы? Кто руководит бригадиром и куратором? За чей счёт оплачивается работа бригадира и куратора, каков размер оплаты их так называемого труда? Почему избирателям ничего неизвестно о бригадире и кураторе? Где посмотреть правовое описание их деятельности? Где прописано, что в обязанности наблюдателей входит агитация? Вопросов много, а ответа ни одного.
Одно ясно — это не голосование, это хорошо разыгранный театр, не имеющий ничего общего с реальностью или волеизъявлением народа. Да и само голосование было растянуто на несколько дней неспроста. Я предполагаю, что власть пристально следит за предварительными результатами. А обилие времени позволяет власти вовремя реагировать: где подачку народу кинуть, где агитацию усилить, а где и вовсе уничтожить протестные бланки и вкинуть «согласные».
Что делать избирателю, если ему не нравится ни один из кандидатов? Можно ли как-то выразить свой протест, не нарушая закон? Давайте разберемся, что будет, если испортить бюллетень на выборах. Причины появления испорченных бюллетеней на выборах Одной из основных причин, по которой избиратели могут сознательно портить бюллетени, является их недоверие к действующей власти и политической системе в целом. Многие считают, что результаты выборов заранее предрешены, а альтернативных кандидатов не допускают до участия в выборах. В таких условиях порча бюллетеня может рассматриваться как один из немногих способов выразить свой протест, не нарушая закон. Еще одной распространенной причиной испорченных бюллетеней является отсутствие в них графы "против всех". В 2006 году эта графа была исключена из федеральных избирательных бюллетеней в России. Хотя в некоторых регионах она сохранилась на местных выборах, многие избиратели по-прежнему используют порчу бюллетеня как замену голосования "против всех". Еще одна распространенная причина - это неудовлетворенность избирателей предложенным списком кандидатов. Иногда в бюллетене просто нет ни одной политической силы, которая бы выражала взгляды конкретного избирателя. В таком случае порча бюллетеня может рассматриваться как единственный способ выразить свое отношение. Способы испортить бюллетень на выборах Существует несколько основных способов испортить избирательный бюллетень так, чтобы он был признан недействительным: Поставить любые значки, подписи, пометки в двух и более квадратах напротив фамилий кандидатов. Внести в бюллетень надписи, подписи, рисунки вне зависимости от наличия отметок в квадратах. Вычеркнуть фамилии всех кандидатов, списков кандидатов. Не поставить никаких отметок в бюллетене. Поставить отметки за пределами квадратов, отведенных для этого. При этом закон запрещает уносить бюллетени с избирательных участков. Чтобы испортить бюллетень, нужно сделать это прямо в кабине для голосования, а затем опустить испорченный бюллетень в урну для голосования. Согласно действующему законодательству, бюллетень признается недействительным, если избиратель поставил в нем знаки более чем напротив одного кандидата, списка кандидатов.
Так, если помешать другим гражданам участвовать в выборах и свободно осуществлять избирательные права, нарушать тайну голосования, а также срывать работу избиркомов, то будут высокие штрафы или исправительные работы. Если гражданин совершает то же самое и применяет к окружающим насилие или если это делает группа лиц, применяется более суровый штраф — от 100 до 300 тысяч рублей. Увеличен в этом случае и срок исправительных работ.
Испорченные бюллетени на выборах президента РФ Рассмотрим конкретный пример - испорченные бюллетени на выборах президента РФ. К сожалению, многие избиратели и по сей день используют этот способ, чтобы выразить свой протест. Это 791260 бюллетеней, признанных недействительными. Всего в выборах приняло участие 73 629 581 избирателей. Хотя это относительно небольшой процент, но для страны с населением в 140 млн человек почти 800 тысяч - весьма значительное число недовольных граждан. Конечно, не все испорченные бюллетени являются прямым выражением протеста. Некоторая их часть может объясняться невнимательностью избирателей или неопытностью. Тем не менее, многие эксперты полагают, что рост числа испорченных бюллетеней от выборов к выборам - тревожный сигнал для российской политической системы. Мнения экспертов об испорченных бюллетенях Как считают эксперты, массовая порча бюллетеней - это сигнал недоверия значительной части избирателей действующей политической системе. Политолог Иван Иванов: "Рост числа испорченных бюллетеней - это признак протестных настроений в обществе. Люди таким образом показывают, что не приемлют предложенных кандидатов и не верят в честность выборов". Однако есть и другая точка зрения, что часть испорченных бюллетеней - это ошибки неопытных избирателей, а не целенаправленный протест. Зарубежный опыт испорченных бюллетеней Для сравнения интересно посмотреть на зарубежный опыт. В некоторых странах законодательство позволяет избирателям голосовать "против всех", что снижает количество испорченных бюллетеней. Например, в ряде европейских стран графа "против всех" присутствует в бюллетенях наравне с реальными кандидатами. Это дает возможность законным способом выразить протест. Однако есть и примеры массовой порчи бюллетеней как акции протеста. К примеру, на выборах в Испании в 2016 году... Рекомендации избирателям по правильному заполнению бюллетеня Чтобы избежать случайной порчи бюллетеня, избирателям рекомендуется: Внимательно изучить инструкцию, как правильно проставить отметку. Не торопиться при заполнении, чтобы исключить ошибки.
На Кубани объяснили ситуацию с испорченными на выборах бюллетенями
Зеленка, краска и поджоги. Что грозит за порчу бюллетеней на выборах | «Избиратель сам порвал бюллетень, когда голосовал досрочно, 8 сентября. |
За порчу избирательных бюллетеней предложили привлекать к ответственности - Парламентская газета | На прошедших выборах Президента Российской Федерации были зафиксированы случаи, когда жители пытались испортить или испортили бюллетени на избирательных участках, тем самым сорвать процесс выборов. |
Испорченные бюллетени в 20 регионах РФ будут учтены при подсчёте голосов | прийти на участок, получить бюллетень и унести его с собой. |
Что будет, если испортить бюллетень? | Аргументы и Факты | Если будет установлено, что порванные бюллетени были умышленно повреждены с целью вмешательства в выборы, то виновные лица могут быть привлечены к ответственности. |
Что будет, если испортить бюллетень и сорвать выборы: ответ адвоката | За совершение правонарушений в сфере законодательства о выборах виновные лица несут административную ответственность в виде штрафа, размер которого варьируется в зависимости от совершенного правонарушения и субъекта выборного процесса, его совершившего. |
Стоит ли портить бюллетень?
Испорченный бюллетень (порванный, с рисунками) — это бюллетень, в котором действия избирателя неясны и который не может быть учтен при подсчете голосов (будет погашен). В Москве девушка залила зеленкой урну с бюллетенями на выборы — ей грозит 5 лет колонии. За порчу бюллетеней предусмотрена уголовная ответственность для членов избиркома и организаторов выборов. Действующий российский лидер Владимир Путин раскритиковал инциденты с попыткой испортить бюллетени на выборах президента России зелёнкой или другой красящей жидкостью. Таким образом, порвать бюллетень на выборах является серьезным нарушением законодательства и влечет за собой негативные последствия для нарушителя. За порчу бюллетеней предусмотрена уголовная ответственность для членов избиркома и организаторов выборов.
В ОП Башкортостана назвали провокацией инцидент с порванным на участке бюллетенем
Мировой судья Первомайского района назначил Екатерине Болдыревой штраф в 4 тысячи рублей Постановление не вступило в законную силу и может быть обжаловано в течение 10 суток. Ранее в Екатеринбурге ученый с почти 20-летним стажем аналогичным способом попыталась испортить бюллетени на участке для голосования. Перед этим она лишилась миллионов , после попала под статью уголовного кодекса.
Посол Келин также отметил, что Россия, в отличие от Британии и других западных стран, не осуществляет и не поощряет диверсии против гражданских объектов. По словам Репке, танки Т-72, оснащенные огромной навесной броней, сначала вызывали смех, однако, как оказалось, эта защита настолько сильна, что не дает FPV дронам ВСУ ни единого шанса пробиться через нее, передает РИА «Новости». Помимо необычной брони, танки оснащены системами радиоэлектронной борьбы РЭБ , которые установлены прямо на них, отметил журналист. Они не подпускают дроны противника близко к танку, а их эффективность подтверждают украинские военные, сообщил Репке. Подозреваемого зовут Джумохон Бегиджонович Курбонов, это уроженец города Пархор, 2003 года рождения, он также является гражданином Таджикистана, сообщил источник РБК. Ему вменяется статья «Совершение террористического акта, повлекшего умышленное причинение смерти человеку». Ранее глава Росфинмониторинга Юрий Чиханчин заявлял , что теракт в «Крокусе» финансировался через множество финорганизаций, для этого применялась криптовалюта. По его словам, злоупотребление алкоголем и курение вкупе с меньшей приверженностью заботе о своем здоровье сокращают продолжительность жизни российских мужчин, передает ТАСС. Также министр подчеркнул, что вопросы мужского здоровья являются одним из приоритетов государственной политики. Ранее премьер-министр Михаил Мишустин заявил, что по итогам 2023 года в России продолжительность жизни выросла до 73,5 лет. Ван И заявил, что Вашингтон не должен «подавлять развитие Китая и переступать красные линии, когда речь идет о суверенитете, безопасности и интересах развития Китая». Он заявил, что сотрудничество двух стран приведет к обоюдному выигрышу, а конфликт — к обоюдному проигрышу. Негативные факторы в китайско-американских отношениях по-прежнему усиливаются, поскольку США продолжают попирать законные права Китая на развитие, сказал Ван И. В среду Блинкен прибыл в Шанхай, начав свой рабочий визит в Китай. Его встречал председатель Шанхайского партийного комитета Чэнь Цзинин. Встреча главы Госдепа китайской стороной оказалась весьма сдержанной. Одна из них действительно заключается в эффективности российских дронов против бронированной техники, сказал газете ВЗГЛЯД военный эксперт Александр Бартош. Если говорить о танках Abrams, то больше всего проблем им создают «Ланцеты». За время спецоперации они продемонстрировали высокую эффективность в борьбе с бронированными целями. Так как аппарат работает в паре с дроном-разведчиком, беспилотник способен сначала выявить цель, а затем нанести удар аккурат в уязвимое место танка», — сказал Александр Бартош, член-корреспондент Академии военных наук. Впрочем, по мнению собеседника, российские дроны хотя и являются основной причиной отвода Abrams, есть еще несколько немаловажных аспектов. Эксперт допускает, что решение было принято также из-за складывающегося не в пользу ВСУ положения на поле боя. Пентагон попросту опасается, что кадры с горящей американской техникой, которую они представляют как неуязвимую, нанесут существенный ущерб коммерческим интересам США», — уточнил Бартош.
Из него следовало, что избиратель устроил скандал на участке, заявив, что в его бюллетене уже стоит отметка. Инцидент случился и был исчерпан 8 сентября, но по какой-то причине «Голос» опубликовал это происшествие только в пятницу. В тот день ему был выдан бюллетень, в шапке которого стоит дата 13 сентября — Единый день голосования, никакой другой даты не ставится, даже если голосуют досрочно. Скорее всего, избиратель сам сделал отметку в бюллетене, потом стал кричать, что ему подсунули заполненный бюллетень.
Решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом или вышестоящей избирательной комиссией пункт 6 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав. Избирательная комиссия, принявшая решение об отказе в регистрации кандидата, таким правом не наделена. Вместе с тем данная комиссия вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об отмене принятого ею решения в связи с нарушением законодательства о выборах часть 5 статьи 239 КАС РФ. Аналогичным образом комиссия референдума не вправе отменить принятое ею решение о направлении ходатайства и документов инициативной группы по проведению референдума в законодательный орган субъекта Российской Федерации либо в представительный орган муниципального образования, уполномоченные в соответствии с конституцией уставом , законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума либо об отказе в регистрации инициативной группы пункт 5 статьи 36, пункты 1, 5 и 10 статьи 75 Федерального закона N 67-ФЗ. До установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума непосредственно вышестоящая комиссия может отменить решение непосредственно нижестоящей комиссии об установлении итогов голосования, определении результатов выборов по основаниям, предусмотренным законом, и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума, - о признании итогов голосования, результатов выборов недействительными пункт 1 статьи 77 Закона об основных гарантиях избирательных прав. Обращение в суд в защиту избирательных прав 20. Возможность оспаривания в судебном порядке решений, действий бездействия избирательных комиссий, комиссий референдума предоставляется избирателям, участникам референдума, кандидатам и их доверенным лицам, избирательным объединениям и их доверенным лицам, политическим партиям, их региональным отделениям и иным структурным подразделениям, иным общественным объединениям, инициативным группам по проведению референдума и их уполномоченным представителям, иным группам участников референдума и их уполномоченным представителям, наблюдателям, членам избирательной комиссии, комиссии референдума, избирательной комиссии, комиссии референдума, участвовавшим в выборах, референдуме, и зависит от объема прав и обязанностей, принадлежащих конкретному субъекту согласно избирательному законодательству части 1 - 5 статьи 239 КАС РФ. Обращение в защиту активного избирательного права, права на участие в референдуме 21. Наделение гражданина правом избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления обусловлено в том числе нахождением его места жительства или места пребывания в пределах избирательного округа пункты 4, 41 статьи 4 Федерального закона N 67-ФЗ. При рассмотрении административных дел, связанных с включением гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума, необходимо иметь в виду, что место жительства и место пребывания гражданина на территории соответствующего избирательного участка, участка референдума подтверждаются данными органов регистрационного учета на основании Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" статья 16 Закона об основных гарантиях избирательных прав. Избиратель, участник референдума, который в день голосования будет находиться вне места своего жительства, но в пределах избирательного округа, округа референдума вправе проголосовать на избирательном участке, участке референдума по месту фактического нахождения на основании соответствующего заявления на тех выборах, референдуме, где применяется голосование по месту нахождения. Избиратель, участник референдума, подавший заявление, исключается из списка избирателей, участников референдума по месту своего жительства пункт 16 статьи 64 Федерального закона N 67-ФЗ. Включение гражданина в список избирателей, участников референдума по месту его нахождения осуществляется в порядке, установленном Законом об основных гарантиях избирательных прав статьи 16, 17, пункт 16 статьи 64. Гражданин вправе обратиться с административным исковым заявлением о защите избирательных прав, права на участие в референдуме далее - административное исковое заявление о защите избирательных прав по месту нахождения того избирательного участка, участка референдума, где он был включен или должен был быть включен в список избирателей, участников референдума либо где он принимал участие в голосовании часть 16 статьи 239 КАС РФ. Гражданин вправе принять участие в дистанционном электронном голосовании в установленном порядке. В таком случае административное исковое заявление о защите избирательных прав может быть подано в суд по месту нахождения территориальной избирательной комиссии, комиссии референдума дистанционного электронного голосования, если такая комиссия не сформирована, - в суд по месту нахождения комиссии, организующей дистанционное электронное голосование статья 641 Федерального закона N 67-ФЗ. При проведении выборов, референдума с применением дополнительных возможностей реализации избирательных прав, права на участие в референдуме голосование избирателей, участников референдума вне помещения для голосования на территориях и в местах, пригодных к оборудованию для проведения голосования на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах ; голосование групп избирателей, участников референдума, которые проживают находятся в населенных пунктах и в иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено гражданин вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав по месту нахождения соответствующей участковой избирательной комиссии, комиссии референдума пункт 4 статьи 631 Закона об основных гарантиях избирательных прав. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, расположенных на территории соответствующих муниципальных образований, включаются в списки избирателей на выборах в органы местного самоуправления, участников местного референдума в том случае, когда место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу было расположено на территории данных муниципальных образований пункт 5 статьи 17 Закона об основных гарантиях избирательных прав. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, зарегистрированные в установленном порядке по адресам воинских частей организаций, учреждений, органов , в которых указанные граждане проходят военную службу, могут включаться в списки избирателей, участников референдума в том числе на образованных на территориях воинских частей избирательных участках, участках референдума пункты 5, 6 статьи 17 Федерального закона N 67-ФЗ, пункт 16 статьи 152 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Обращение в защиту пассивного избирательного права 25. Возможность лица быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления не связана с нахождением его места жительства в пределах избирательного округа, продолжительностью и сроком проживания на территории округа, кроме случаев, установленных Конституцией Российской Федерации часть 2 статьи 81 Конституции Российской Федерации, пункт 5 статьи 4 Федерального закона N 67-ФЗ. С учетом этих положений административное исковое заявление о защите избирательных прав, в том числе об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов, подается в суд по месту нахождения избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата, список кандидатов, и не может быть подано в суд по месту жительства административного истца часть 1 статьи 22, часть 3 статьи 24 КАС РФ. С административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу пункт 71 статьи 75, пункты 6, 61 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав, часть 10 статьи 239 КАС РФ. Следует иметь в виду, что кандидату, включенному в зарегистрированный список кандидатов, не предоставлено право оспорить регистрацию этого списка кандидатов и других включенных в него кандидатов либо регистрацию списка кандидатов или включенных в него кандидатов, выдвинутых иным избирательным объединением по этому же избирательному округу. Административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата, список кандидатов, кандидатом, зарегистрированным по тому же избирательному округу, избирательным объединением, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурором пункты 7 - 9, 12 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав, часть 11 статьи 239 КАС РФ. Гражданин, которому решением избирательной комиссии отказано в регистрации кандидатом, не обладает правом на обращение в суд с административным иском об отмене регистрации другого кандидата, списка кандидатов, решения о регистрации другого кандидата, списка кандидатов, поскольку обстоятельства их регистрации не затрагивают его активного и или пассивного избирательного права пункты 1 и 10 статьи 75 Федерального закона N 67-ФЗ. Обращение в суд в целях защиты избирательных прав и права на участие в референдуме других лиц или неопределенного круга лиц 28. Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан, которые по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и иным уважительным причинам не могут сами обратиться в суд часть 1 статьи 39, часть 6 статьи 239 КАС РФ. В защиту неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований прокурор также вправе, в частности, обратиться с административным иском об определении срока, не позднее которого уполномоченный орган, должностное лицо или избирательная комиссия должны назначить выборы за исключением выборов Президента Российской Федерации и выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации , о назначении местного референдума, об оспаривании решения о проведении местного референдума, решения, принятого на местном референдуме части 7 - 9, 11 статьи 239 КАС РФ. Прокурор также может обратиться в интересах неопределенного круга лиц с административным иском об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в случае несоблюдения кандидатом, избирательным объединением ограничений при проведении предвыборной агитации, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Закона об основных гарантиях избирательных прав, либо совершения гражданином до приобретения им статуса кандидата, а избирательным объединением до выдвижения списка кандидатов деяний, предусмотренных пунктом 12 статьи 76 названного закона. В случаях, предусмотренных законом, прокурор может обратиться с административным иском об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума часть 15 статьи 239 КАС РФ. В случаях, предусмотренных законом, допускается обращение в суд иных лиц в целях защиты избирательных прав и права на участие в референдуме других лиц или неопределенного круга лиц часть 1 статьи 4, статья 40 КАС РФ. Принятие административного искового заявления о защите избирательных прав к производству суда 30. По общему правилу суд соответствующего уровня не вправе отказать в принятии административного искового заявления о защите избирательных прав пункт 1 статьи 78 Закона об основных гарантиях избирательных прав. Вместе с тем, если такое административное исковое заявление подано лицом, не имеющим права на его подачу, в том числе лицом, признанным судом недееспособным либо содержащимся в местах лишения свободы по приговору суда, то в принятии этого заявления должно быть отказано пункты 2, 5 части 1 статьи 128 КАС РФ. При этом следует учитывать, что закон не ограничивает активное избирательное право и право на участие в референдуме лиц, находящихся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, если в отношении их отсутствует вступивший в законную силу обвинительный приговор, в связи с чем в принятии административного искового заявления о защите указанных прав не может быть отказано пункт 17 статьи 17, пункт 5 статьи 19, пункт 5 статьи 30 Закона об основных гарантиях избирательных прав. Если в административном иске, поданном от своего имени, оспариваются решение, действие бездействие , не затрагивающие избирательные права административного истца либо его право на участие в референдуме, в принятии административного искового заявления также может быть отказано. Например, наблюдатель от политической партии оспаривает действия избирательной комиссии, непосредственно не связанные с осуществлением им своих полномочий, либо с административным иском обращается гражданин, место жительства которого находится за пределами избирательного округа, округа референдума пункты 2, 5 части 1 статьи 128, статья 239 КАС РФ. Право избирательной комиссии, комиссии референдума на обращение в суд реализуется ею в соответствии с компетенцией, определенной законом. В связи с этим административное исковое заявление к избирательной комиссии о признании незаконным бездействия и возложении обязанности обратиться в суд с требованием, например, об отмене регистрации кандидата не подлежит принятию к производству суда пункт 3 части 1 статьи 128 КАС РФ. С учетом необходимости оперативного рассмотрения и разрешения административного дела о защите избирательных прав требование об устранении выявленных недостатков административного искового заявления может быть изложено в определении о принятии административного искового заявления к производству, в случае если недостатки административного искового заявления не препятствуют его рассмотрению статья 133 КАС РФ. Сроки обращения в суд с административным иском о защите избирательных прав 34. День голосования на выборах определяется в соответствии с законом статья 10 Федерального закона N 67-ФЗ. В случае принятия решения о проведении голосования в течение нескольких дней подряд судам следует учитывать, что законодательство о выборах и референдумах выделяет день голосования последний день голосования , иные дни голосования в частности, первый день голосования , день, предшествующий дню голосования, и день, следующий за днем голосования. С учетом этого срок на обращение в суд может отсчитываться либо до первого дня голосования, либо до дня голосования, и в этом случае день голосования первый день голосования в указанный срок не включается. Закон об основных гарантиях избирательных прав содержит правила исчисления сроков, принятия решений и совершения действий, связанных с назначением выборов, референдума, организацией и проведением избирательной кампании, кампании референдума, которые не применяются при исчислении процессуальных сроков, в том числе сроков на обращение, установленных в отношении разных видов требований о защите избирательных прав статья 111, пункт 5 статьи 31, статья 78 Федерального закона N 67-ФЗ, статьи 92, 93 и 240 КАС РФ. Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда часть 8 статьи 240 КАС РФ. По общему правилу административное исковое заявление о защите избирательных прав может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав или права на участие в референдуме, законодательства о выборах и референдумах. Решение избирательной комиссии, комиссии референдума о результатах выборов, референдума может быть оспорено в тот же срок со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума части 1 и 3 статьи 240 КАС РФ. Законом также предусматриваются сокращенные сроки обращения в суд за защитой избирательных прав и права на участие в референдуме. Например, в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума соответствующего решения может быть подано административное исковое заявление об отмене решения: - избирательной комиссии о регистрации кандидата списка кандидатов ; - избирательной комиссии, комиссии референдума об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, в том числе об оспаривании решения об исключении кандидата из списка кандидатов; - избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным многомандатным избирательным округам, об отказе в этом заверении; - избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования. В случаях предварительного обжалования решений об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, об отказе в заверении списка кандидатов, об исключении кандидата из списка кандидатов в соответствующую комиссию административное исковое заявление может быть подано в суд в течение пяти дней со дня принятия этой комиссией решения об оставлении жалобы без удовлетворения пункт 2 статьи 78 Федерального закона N 67-ФЗ, часть 4 статьи 240 КАС РФ. Административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано не позднее чем за восемь дней до дня голосования до первого дня голосования. С учетом этого, если день первый день голосования установлен десятого числа месяца, то последним днем подачи такого административного искового заявления будет первое число данного месяца часть 5 статьи 240 КАС РФ. При установлении факта пропуска сроков, которые не подлежат восстановлению, суд, исходя из положений части 10 статьи 240 КАС РФ, отказывает в удовлетворении административного иска в предварительном судебном заседании или в судебном заседании с указанием в мотивировочной части решения только на установление данного обстоятельства. Возможность восстановления иных сроков обращения в суд должна обсуждаться судом, в том числе по своей инициативе пункт 7 статьи 6, статья 95 КАС РФ. Исходя из положений части 2 статьи 92 КАС РФ сроки совершения процессуальных действий лицами, участвующими в деле о защите избирательных прав, исчисляются в календарных днях. С учетом этого административный иск, апелляционные частная жалоба, представление по названным выше делам считаются поданными в срок при условии их поступления в соответствующий суд не позднее последнего календарного дня его истечения, независимо от того, выпадает он на выходной или нерабочий день, а также вне зависимости от времени подачи документов через организацию почтовой связи. Следует также иметь в виду, что при подаче документов в электронной форме дата и время их поступления в информационную систему суда по общему правилу фиксируется по московскому времени, что должно приниматься во внимание при рассмотрении вопроса о соблюдении административным истцом срока для обращения в суд, исчисляемого с учетом часовой зоны нахождения соответствующего суда. Меры предварительной защиты 39. Часть 5 статьи 243 КАС РФ устанавливает закрытый перечень мер предварительной защиты, принимаемых при рассмотрении и разрешении административных дел о защите избирательных прав, которые суд не вправе применять в период избирательной кампании, кампании референдума до дня опубликования результатов выборов, референдума. Такими мерами являются: наложение ареста на избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, списки избирателей, участников референдума, иные избирательные документы, документы референдума или их изъятие; приостановление деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума; запрет избирательным комиссиям, комиссиям референдума осуществлять установленные законом действия по подготовке и проведению выборов, референдума. Иные меры предварительной защиты, если это не противоречит природе спорных правоотношений, могут применяться судом с учетом особенностей конкретного дела о защите избирательных прав статья 85 КАС РФ. Например, суд может в качестве мер предварительной защиты наложить запрет на распространение печатных, а равно аудиовизуальных и иных агитационных материалов в том числе размещаемых в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть "Интернет" , допускающих злоупотребление свободой массовой информации, побуждающих к экстремистской деятельности. Суд также вправе наложить арест на соответствующие печатные материалы. При этом меры предварительной защиты, которые суд вправе применять при рассмотрении дел о защите избирательных прав, не должны приводить к нарушению прав и свобод избирателей, участников референдума. Порядок и сроки рассмотрения дел о защите избирательных прав 40. Если иное не предусмотрено КАС РФ, в период избирательной кампании, кампании референдума начиная со дня официального опубликования публикации решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов либо со дня регистрации инициативной группы по проведению референдума до дня представления комиссией, организующей выборы, референдум отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума, рассмотрение судами административных дел о защите избирательных прав осуществляется в сокращенные сроки подпункты 19 и 34 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ, статья 241 КАС РФ. Административное исковое заявление о защите избирательных прав, поступившее в суд в указанный период до дня голосования первого дня голосования, при проведении голосования в течение нескольких дней подряд , должно быть рассмотрено и разрешено в течение пяти дней со дня его поступления, но не позднее дня, предшествующего дню голосования первому дню голосования. Административные исковые заявления, поступившие в день, предшествующий дню голосования первому дню голосования , в день голосования в дни голосования или в день, следующий за днем голосования последним днем голосования , рассматриваются немедленно, то есть в день поступления административного иска, с выполнением необходимых процессуальных действий по подготовке дела к судебному разбирательству. В случае если факты, содержащиеся в заявлении, требуют дополнительной проверки, указанное заявление должно быть рассмотрено и разрешено не позднее чем через десять дней со дня его подачи часть 1 статьи 241 КАС РФ. Истечение сроков рассмотрения административного дела о защите избирательных прав, предусмотренных частями 1-6 статьи 241 КАС РФ, не является основанием для прекращения производства по делу в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций. Административное исковое заявление об ошибках и о неточностях в списках избирателей, участников референдума должно быть рассмотрено и разрешено в течение трех дней со дня его поступления в суд, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а заявление, поступившее в день голосования, - немедленно.